Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Уголок нетронутой природы в детском саду презентация. Презентация "уголок природы в нашей группе"

Мир природы нельзя познать по картинке.
Для того, чтобы дошкольник научился
понимать окружающий мир, осознавать, что
является его частью, устанавливать связи
между объектами природы, необходимо
погрузить ребенка в соответствующую
атмосферу.
В рамках деятельности дошкольного
учреждения это возможно путём создания
разнообразных уголков природы в групповых
помещениях.

При оформлении уголков природы
воспитателю важно учитывать:
Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
п. 6.11. не допускают размещение аквариумов,
животных, птиц в групповых помещениях.
Здесь помещают только растения.
п. 7.5.- не рекомендуется размещать цветы в
горшках на подоконниках в групповых и
спальных помещениях.

Оформление уголка природы в групповой
комнате требует от воспитателя знаний
программы и методики ознакомления детей с
природой, а также эстетического вкуса.
Кроме того, он должен сам любить природу,
бережно относиться к комнатным растениям.
Но не наличие уголка в группе сделает
процесс ознакомления воспитанников с
природой эффективным, а организация
деятельности
по
его
наполнению
и
использованию в ходе воспитательно образовательной работы.

Требования при организации в ДОУ уголков
природы
уголок природы должен быть ярким и красочным;
стеллажи, полки обязательно закреплены;
календарь природы в каждой возрастной группе;
недопустимы ядовитые растения, растения должны быть
безопасны для детей;
цветы располагаются на уровне глаз ребенка;
оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления,
губки, тряпочки) располагается в контейнерах с крышками;
природный материал должен размещаться в контейнерах в
достаточном количестве;
оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.

Требования к отбору обитателей уголка природы:

1. Растения должны быть типичными для той или иной
систематической или экологической группы. При этом
становится возможным познакомить детей с основными
условиями, характерными для большой группы растений.
2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру
труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть
доступен детям дошкольного возраста (при участии и
руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают
растения, неприхотливые к уходу за ними.

3. Растения в уголке природы должны быть внешне
привлекательными, способными вызвать и удержать еще
не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного
вида растений, дети увидят в объектах наблюдения не
только общие, но и индивидуальные признаки, это
подведет их к пониманию разнообразия и
неповторимости живых организмов.
5. Растения должны быть абсолютно безопасны, не
приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной
жизнедеятельности, роста и развития растений в
условиях помещения детского учреждения.

Значение уголка природы в ДОУ

Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе,
возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое,
развивается любознательность, логическое мышление, внимание,
наблюдательность.
Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты
природы, развивается творческое воображение.
Воспитательное значение: формируются нравственные качества и
эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное
отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувство
патриотизма, любовь к природе).
Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за
обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие,
ответственность за порученное дело, инициативность.
Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат
помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его
кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Всех обитателей уголка природы в детском саду подразделяют:

- постоянные (комнатные растения) живут
круглый год
-временные вносятся на короткое время

Растения уголка природы в младшей группе

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие:
-четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и
долго цветущие:
обыкновенная (или зональная) герань;
фуксия;
вечноцветущая бегония;
бальзамин («огонек»);
азалия;
китайский розан.
-растения с пёстроокрашенными листьями –колеус
Из предложенных воспитатель подбирает 3-4 вида растений
Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их
основные части (лист, стебель, цветок).

Уголок природы в средней группе

Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так
как ребята овладевают новыми приёмами поддержания растений в чистоте:
обливают из мелкосетчатой лейки (или опрыскивают из пульверизаторов)
растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой
листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой - опушённые листья. При этом
дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев:
величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям),
бегонию-рекс,
аспарагус,
душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями)
Число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов.

Уголок природы в старшей группе

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать,
сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным
признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие
растений, изменения их по сезонам. Уголок природы пополняется новыми
растениями:
с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и
клубнелуковицы (8-9 видов растений)
2 вида традесканций,
сеткрезия,
витис (комнатный виноград),
вьющийся плющ,
фикус,
зигокактус,
папоротник,
цикламен,
разные виды бегонии,
амариллис

Уголок природы в подготовительной группе

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе -
формирование элементарных знаний:
-зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света),
-зависимости внешнего строения
-способах вегетативного размножения растений.
Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге:
циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве
(вазон помещают в воду);
суккулентовые (1-2 вида), требующие очень небольшой и редкой поливки;
традесканции - с большой потребностью во влаге;
узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно;
Вегетативное размножение весьма разнообразно:
побегами (герани, фуксия, розы, бегонии);
листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-рекс, сансевьера);
делением куста (аспидистра, аспарагус);
клубнями (глоксиния);
живородящие растения (камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм);
В подготовительной группе в уголке природы размещают 10-14 видов растений.

Временные обитатели уголка природы- это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени

Временные обитатели уголка природыэто объекты, которые вносятся для наблюдений на
непродолжительный отрезок времени
зима
весна
лето
осень
Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т.д)
Ветки деревьев и кустов в вазах
Экибаны, поделки детей
Ветки деревьев и кустарников в вазах
Ящики с рассадой
Букеты разноцветущих растений (верба, цветы)
Букеты цветов (садовых, полевых) в вазах
Букеты осенних цветов в вазах
Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и.т.д.)
Поделки детей из природного материала (старшая и
подготовительная группа)

Календарь природы.

В каждой возрастной группе обязательно
должен быть календарь природы, где дети
после наблюдений на прогулке заполняют
календарь наблюдений.
Заполнение календаря природы - дело
повседневной жизни. Воспитатель с детьми
регулярно фиксирует погоду и состояние
живой природы.

В младшей группе
вместе дети одевают
картонную куклу, так
же, как дети сами
были одеты,
«выпускают» ее
погулять.
Рассматривают
волшебный круг и
закрепляют время
года, называя его
отличительные черты
(ветер, дождь, снег,
солнышко).

В средней группе
взрослый помогает
детям после прогулки
отыскать картинки с
явлениями природы,
которые наблюдали на
улице и выставить их
на табло календаря
природы.

В старших группах
воспитатель учит ребят
в календаре находить и
закрашивать дни недели,
значками обозначать
погодные явления,
изображать дерево и
покров земли в полном
соответствии с их
сезонным состоянием на
данный момент,
дополняет календарь
зарисовками детей:
«Какая сегодня была
прекрасная весенняя
или зимняя погода»

В разгар зимней
подкормки
воспитатель
использует календарь
наблюдений за
птицами: малыши
находят картинки с
изображением птиц,
которых видели на
участке, а старшие
дети обозначают их
значками - галочками
соответствующего
цвета.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения.

это могут быть:
-цветы, пересаженные с клумбы;
-луковица в банке, посаженная в воду для
проращивания зелени;
-ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу
для наблюдения за распусканием почек,
развертыванием молодых листочков;
-проращивание семян, рост и развитие какой-либо
огородной или цветочной культуры.
Во всех случаях рисунки, сделанные через
одинаковый интервал времени, отражают
последовательность роста и развития растения, его
зависимость от внешних условий жизни.

Дневники наблюдений за ростом и развитием растений

«Огород на окне»

Младшая группа
Лук
Бобы (горох)
Овес
Старшая группа
Лук, салат
Укроп, петрушка
Овес, рассада цветов
Рассада перца, рассада томатов.

В уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

-натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи;
-наборы картинок с изображением животных, птиц,
насекомых и прочее;
-альбомы «Времена года»;
-книжки с иллюстрациями, на которых изображены
животные;
-рисунки детей о природе и поделки из природного
материала;
-материал для труда;
-оборудование для экспериментов;
-для изготовления поделок необходим природный и
бросовый материал;
-для детей подготовительной группы будет интересна
работа с лупой, микроскопом, весами;
-дидактические игры природного содержания.

Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.

макеты

Уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей

педагогического
процесса в дошкольном учреждении

«Умейте открыть перед ребёнком в
окружающем мире что-то одно, но открыть
так, чтобы кусочек жизни заиграл перед
детьми всеми красками радуги. Оставляйте
всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку
захотелось ещё и ещё раз возвратиться к
тому, что он узнал»
Сухомлинский В. А.

Уголкам природы как комплексному средству экологического воспитания в детских садах уделяют большое внимание. Педагоги проявляют фантазию, творчество и высокое мастерство, обустраивая и украшая их. Существует много новых интересных идей, чтобы сделать уголок природы ещё лучше и разнообразнее.

Зачем дошкольникам уголок природы

Цель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) - обеспечение полноценного физического, умственного и психического развития ребёнка для его своевременного перехода на следующую, более высокую ступень образования. Бесспорно, формирование гармоничной, компетентной личности невозможно без создания насыщенной и разнообразной развивающей среды. Важным компонентом этой среды является уголок природы, который должен быть в каждой групповой комнате детского сада.

Уголок природы в детском саду учит детей бережному обращению с ней

Особенно велико его значение для городских ребят, которые, к сожалению, не имеют возможности часто находиться на лоне природы, знакомиться с её дарами и удивительными тайнами, как того требует пытливая детская натура. Поэтому одной из важнейших задач природоведческой зоны в ДОУ является максимальное наполнение жизни детей в саду общением с неживой и живой природой. Кроме этой, уголок выполняет множество других, не менее важных задач:


Требования к уголкам природы в детском саду

При создании уголков природы в ДОУ учитываются как общие требования для всех групп, так и специфические, соответствующие возрастным особенностям детей.

Организация уголков природы регламентируется пунктом 6.13 санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.2660 – 10, от 01.10.2010).

Список допустимых растений регламентируется документом «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» от 01.06.2011.

Общие требования к уголкам природы

Эти требования, которые растут и расширяются год от года, отражены в образовательных программах:

  • Согласно санитарным нормам в групповых помещениях, раздевалках, спальнях запрещено размещать животных. Если в детском саду хотят, чтобы дети имели возможность наблюдать и ухаживать за ними, для содержания хомячков, попугаев, и т. д. отводят отдельное помещение. Обитателей живого уголка приносят оттуда в младшие группы, а дети других групп могут ходить в эту комнату под контролем воспитателя.
  • Расположение с учётом естественного освещения. Растения, которые там находятся, не должны быть затенены мебелью, игрушками, то есть им нужно предоставить максимум солнечного света в дневное время.

    Хорошей идеей может быть установить возле уголка с растениями заборчик, который будет напоминать детям, что в этом месте нельзя бегать и шуметь

  • Одно из ключевых требований - безопасность. Растения, материалы и инструменты не должны причинять детям вреда и не представлять потенциальную опасность.
  • Мебель должна быть хорошо закреплена, а полки находиться на уровне глаз детей. Малышам не следует тянуться вверх, чтобы всё рассмотреть.
  • Эстетичность оформления, яркость и привлекательность. В любом групповом помещении уголок природы обычно несёт и эстетические функции: он украшает группу благодаря зелёным частям растений, цветам, а также календарю природы, детским рисункам и другим поделкам.
  • Разнообразие. Выполнение этого требования достигается за счёт наполнения уголка согласно возрасту детей, необходимыми растениями, материалами и оборудованием.

Требования к подбору и содержанию растений в уголке природы детского сада

Также предъявляются общие требования к растениям, которые помещают в природоведческий уголок:

  • типичность, то есть они должны быть яркими представителями своей группы (фикус - высокорослым, с прямым крепким стеблем, фиалка - с заметным опушением листьев и т. п.);
  • внешняя привлекательность (густая листовая розетка, насыщенный цвет листьев, обильное цветение);
  • начиная со второй младшей группы, в уголке желательно иметь по два-три растения некоторых видов, имеющих отличительные черты (к примеру, белая и розовая фиалка) для сравнения характеристик живых объектов и установления выводов о неповторимости и исключительности каждого из них;
  • неприхотливость и нетрудоёмкость в уходе, чтобы дошкольники под руководством воспитателя могли заботиться о них;
  • каждое растение должно иметь табличку с названием и паспорт, где будут указаны требования по уходу за ним (частота и обильность поливов, необходимость опрыскивания и т. д.) и оптимальные условия для роста.

Большинство растений, одобренных для детского сада, всё же нельзя употреблять в пищу. Детям, особенно маленьким, нужно объяснить, что растения надо беречь, не отрывать листочки без необходимости, не баловаться в уголке природы.

Оборудование уголка природы в разных возрастных группах

Полное и систематическое использование всех возможностей уголка природы позволит сформировать у старших дошкольников обширные знания о мире живой и неживой природы, о связях в ней, роли человека в сохранении природных богатств, а также воспитать основы экологической культуры и экологически разумного поведения и природопользования. В каждой возрастной группе необходимо иметь достаточное количество природных материалов для поделок: листьев, крылаток клёна, каштанов, желудей, веточек, перьев. Дети младшего возраста изготавливают поделки вместе с воспитателем, старшие воспитанники вполне могут использовать эти материалы для самостоятельного творчества. Но педагоги обустраивают уголки в соответствии с программными требованиями и возрастом воспитанников.

Из-за необходимости множества согласований с родителями и ветеринарным контролем сейчас в детских садах и школах редко можно найти животных.

У большинства детей общение с животными вызывает интерес, но из-за санитарных требований звери в современных детских садах - редкость

Природный уголок для малышей раннего возраста

Задачи природоведческой и экологической работы в раннем возрасте ещё не очень обширны и включают в себя:

  • ознакомление с живыми объектами ближайшего природного окружения;
  • формирование представлений о наиболее характерных признаках внешнего вида и повадках животных;
  • о растении в общем, его особенностях и частях;
  • также детям дают простые и понятные знания о временах года на основе наблюдений за изменениями в природе.

Календарь природы для самых маленьких представляет четыре времени года

Что должно быть в уголке:

  • 3–4 растения с крупными листьями, хорошо различимым стеблем, ярко и долго цветущие (обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, примула, бальзамин, камелия, китайский розан);
  • календарь природы, в котором воспитатель отмечает время года картинкой с ясно различимыми сезонными признаками;
  • кукла в сезонной одежде и обуви;
  • макеты овощей и фруктов;
  • природный материал в контейнерах (каштаны, жёлуди, шишки, сухие листья);
  • дидактические игры природоведческого содержания, соответствующие возрасту детей («Кто это?», «Найди и назови», «Сложи картинку»);
  • предметные картинки с изображением животных, растений, явлений природы (котик, ёлочка, солнышко);
  • инструменты для ухода за растениями, лейки, губки для вытирания пыли с листьев, которыми пользуется воспитатель, по возможности привлекая к труду детей.

Следует поощрять желание детей исследовать материалы в уголке природы. Вместе с малышами стоит повторять названия растений и их частей, рассматривать и обговаривать изображения на картинках. Важно включать в природоведческие игры и наблюдения в уголке природы эмоциональные моменты, вызывающие позитивный отклик у детей: зайка (игрушка) мягкий, пушистый, давайте его погладим; цветочек (живой) расцвёл, хорошо пахнет, давайте осторожно понюхаем его, полюбуемся, какой он красивый.

Фотогалерея: растения для уголка природы в первой младшей группе

Во время цветения фуксию надо поливать умеренно На дно горшка вечноцветущей бегонии нужно положить слой гальки, чтобы задерживалась вода Цветущей примуле дважды в неделю нужна подкормка
Бальзамин болеет, если температура в помещении выше 22 °C или ниже 10–15 °C Китайский розан любит почву, богатую гумусом Камелия ненавидит сквозняки

Особенности уголка природы во второй младшей группе

Знания детей о природе в этом возрасте значительно расширяются: их более полно знакомят с объектами и явлениями неживой природы, сезонными изменениями, животным и растительным миром. Дети усваивают деление животных на домашних и диких и соответствующие различия в их образе жизни, месте обитания. Даётся более расширенная информация о птицах (перелётные и зимующие), формируется понятие о насекомых (муравьи, бабочки) и других представителях животного мира (ящерица, черепаха, лягушка).

Обогащается представление и о растительном мире: малыши усваивают понятия «трава», «дерево», «цветок» и учатся различать их по внешним признакам. Формируется первичное представление о потребностях живых организмов в пище, воде, тепле, о труде человека по уходу за животными и растениями. Дети начинают проявлять чувства к объектам природы, животным, растениям, высказывать элементарные оценочные суждения о её явлениях: «Мне нравится собачка, она сторожит дом. Я не люблю, когда дождь и холодно». Появляется интерес к экспериментированию с водой, песком.

В уголке природы для второй младшей группы должны присутствовать муляжи овощей и фруктов, фигурки диких и домашних животных

Уголок природы для этого возраста содержит:

  • Новые растения - колеус, аралия, фикус. Общее количество растений достигает 4–5. Крупные листья фикуса или аралии подходят для обучения самостоятельному уходу за растением (очищение от пыли). Детям доступен самостоятельный полив растений.
  • Календарь природы. Он приобретает более сложный вид: кроме времён года, в нём могут размещаться окошки или кармашки, куда дети после прогулок вставляют изображение явления природы, за которым наблюдали, а также свои рисунки или аппликации на экологическую тематику.
  • Расширяется диапазон дидактических игр, предметных и сюжетных картинок - в них детей знакомят с особенностями внешнего вида и образа жизни рыб, насекомых, земноводных. Для свободного рассматривания детям предлагают наборы игрушек, изображающие животных и их детёнышей, а также обитателей различных экологических систем (пруда, леса).
  • Необходимо также оборудовать зону для несложных экспериментов с песком и водой, где будет размещена песочная мельница, всевозможные формочки, штампы для печатания следов на песке, лопатки, грабельки, мелкие игрушки для закапывания и отыскивания, сосуды для переливания, плавающие игрушки (обычные резиновые и заводные движущиеся).

В результате целенаправленной и систематической работы к концу года дети четвёртого года жизни будут узнавать и называть два-три комнатных растения, уверенно находить части растений, ориентироваться в представителях животного мира своей местности, называть основные условия, необходимые им для жизни. У ребятишек появится желание наблюдать за сезонными явлениями, изменениями погоды, отмечать её состояние в календаре. Ценным в этом возрасте является осознание того, что растения и животные живые, их нужно беречь и охранять.

Фотогалерея: растения для уголка природы во второй младшей группе

Колеус легко вырастить из семян Листочки фикуса необходимо периодически протирать мягкой тряпочкой
Аралия любит полутень

Природоведческая зона в средней группе

Средняя группа - это коллектив непосед и любознаек. Многие педагоги и психологи отмечают, что именно в этом возрасте познавательные способности и умственное развитие детей делают существенный качественный скачок. У дошкольников появляется способность усваивать больше информации, причём гораздо более сложной и разнообразной по содержанию, чем в прошлом году. Этот возраст характеризуется проявлением пытливости, заинтересованности окружающим миром и событиями в нём, развитием устойчивости внимания и наблюдательности.

У детей средней группы быстро развивается речь, появляется потребность общаться, делиться своими впечатлениями.

Вследствие этих особенностей дошкольникам среднего звена становятся доступны новые знания о растениях и животных как своей местности (распределение по местам произрастания и обитания), так и других природных зон (тропических, полярных). Дети не только овладевают новыми знаниями о природных объектах, но и дают определение их существенных признаков (дикие животные находят жильё и еду сами, а домашних кормит человек), устанавливают связь между строением растения, животного и его приспосабливаемостью к окружающему миру (растению нужен корень, чтобы держаться за почву и получать из неё питательные вещества, заяц меняет на зиму цвет меха, чтобы стать незаметным на снегу).

Ценность природоведческой зоны заключается в том числе в расширении представлений детей об окружающем мире

Очень часто подмечают дети признаки неживых (вода льётся, растекается; сухой песок сыпучий, а влажный лепится) и живых объектов (питаются, растут, дышат). Многие дошкольники в этом возрасте любят составлять небольшие рассказы на основе собственных наблюдений за хорошо знакомыми природными объектами, используя слова-сравнения, обобщения. Неравнодушными оставляет их красота природы в различные времена года. Зарождаются основы экологически грамотного поведения и мышления: дети понимают и могут объяснить, почему плохо рвать цветы, обижать птиц, сорить на природе.

К окончанию средней группы дети:

  • различают 4–5 декоративных растений, знают, как ухаживать за ними, что требуется им для развития и жизни;
  • проявляют стойкий интерес к явлениям неживой и живой природы, смене сезонов, погоды, изменениями в жизни людей в разные времена года;
  • понимают отличительные свойства живых организмов;
  • имеют первичное представление об экосистемах леса, луга, реки;
  • умеют пояснить, как зависит строение животного от его способа передвижения, образа жизни (у рыбы плавники, чтобы плавать в воде, а птице нужны крылья, чтобы летать, ёжику нужны колючки, чтобы защищаться от хищников).

Чтобы удовлетворить возросшие потребности в познании мира природы, оборудование уголка природы в средней группе значительно обогащают и расширяют.

Растения в уголке природы для средней группы

В первую очередь, пополняют новыми растениями: алоэ, агавой, бегонией-рекс, аспарагусом, душистой геранью. Растения подбираются с таким расчётом, чтобы у них были различного типа листья, а детей учат, как ухаживать за каждым из них. Например, мясистые листья с зазубринами, как у агавы, обтирают влажной жёсткой кисточкой или щёткой, а опушённые, как у герани или фиалки, мягкой сухой кисточкой. Растения с мелкими листьями опрыскивают из пульверизатора.

Чтобы детям было проще запомнить, какой именно способ ухода за листьями предпочтителен для определённого растения, в горшок втыкают схематическое изображение соответствующего инструмента, расположенное на деревянной шпажке, или крепят его иным путём. Одновременно в уголке природы могут находиться до 8 различных растений, причём некоторые из них должны быть представлены в двух-трёх видах (бегонии, герань), чтобы дети могли сравнивать их внешний вид и свойства.

Кроме растений, необходимо иметь набор инструментов по уходу за ними: щёточки, губки, лейки, палочки для рыхления земли, тазик, тряпочки, а также фартучки и нарукавники для защиты одежды детей во время труда и экспериментирования с природными материалами.

Календарь природы для средней группы

Календарь природы в средней группе служит не только для обозначения времени года, но и состояния погоды в текущий день. Оформить его в виде нескольких кругов в подвижной стрелкой, на которых обозначены определённые явления как живой, так и неживой природы, и дети после наблюдений и обсуждения состояния погоды указывают стрелкой на необходимую картинку. Также наблюдения за погодой можно зафиксировать на расчерченной на пять квадратов (по количеству рабочих дней недели) полоске бумаги. Каждый день от понедельника до пятницы обозначают определённым цветом (лучше цветами спектра от красного до голубого). Число детям средней группы не озвучивают, но называют дни недели.

Важно добиться того, чтобы детям нравилось трудиться в живом уголке

Поскольку наблюдения за объектами природы проводятся в детском саду каждый день и воспитатель осуществляет перспективное планирование, он заранее заготавливает необходимое количество мелких изображений тучки, солнышка, дождевых капель, снежинок. Храниться этот материал может в специальном кармашке на календаре погоды. Проведя наблюдение за погодой и отметив её особенности, по возвращении в группу перед обедом или во вторую половину дня педагог предлагает детям вспомнить, какая сегодня погода и каким значком её обозначают. Дети находят в кармашке нужное обозначение и приклеивают его в окошко соответствующего цвета.

Календарь наблюдений за погодой и живыми объектами в средней группе может быть рассчитан на неделю

Эти действия могут сопровождать пояснениями сперва воспитатель, а потом и сами дети: «Сегодня вторник, второй день недели, погода хорошая, светит солнышко, поэтому нужно приклеить картинку с солнышком во второе окошко». Счёт окошек ведётся слева. Погоду, которая была на выходных, дети не отмечают, так как им трудно запомнить её за два дня. В конце недели педагог вместе с детьми рассматривает изображения погодных явлений, анализирует, каких дней было больше: дождливых, солнечных, пасмурных.

В календаре можно объединить наблюдение за живой и неживой природой. Для этого лист бумаги расчерчивают на две полосы по пять квадратов, в верхней отмечают, какая была погода, а в нижней - живой объект наблюдений. В таком случае воспитатель должен подготовить достаточное количество упрощённых изображений (цветок, птица, жучок, трава). Если целенаправленное наблюдение за живой природой на прогулке не планировалось, вклеить изображение можно на основе эпизодических наблюдений детей. Для этого проводят беседу: «Что интересное, красивое видели мы на прогулке?» В процессе беседы выясняют, какой им встретился объект (листочек, муравьи, трава) и после обсуждения вклеивают картинку.

Игры и наглядные пособия для уголка природы в средней группе

Дидактические игры природоведческого содержания становятся сложнее и разнообразнее, включают в себя информацию о животных разных климатических зон и экологических систем, то же относится к содержанию картин, альбомов, папок, которые будут уместны и интересны на пятом году жизни. Тематика их может быть самой разнообразной, но следует учитывать, что детям этого возраста предпочтительнее давать нарисованные изображения, а не фотографии.

Макеты и изображения овощей и фруктов дополняются новыми, причём не произрастающими в данной местности (апельсин, ананас, банан). Фигурки животных - обитателями тропических стран (жираф, слон, носорог, обезьяна) и Севера (белый медведь, морж).

Вызывают интерес у детей средней группы и коллекции: семян, перьев, камней, но оформлены они должны быть так, чтобы малыши не могли их смешать, рассыпать (хорошо прикреплены к основе, разложены в закрытые прозрачные баночки, пакеты).

Видео: лэпбук по экологии

Прекрасным средством экологического воспитания начиная со средней группы может стать лэпбук - инновационное методическое пособие, оформленное в виде папки или книжки-раскладушки с множеством кармашков, конвертов, в которых находятся разнообразные материалы по единой тематике.

Оборудование для экспериментов в средней группе

Обязательным для этого возраста является разнообразное оборудование для экспериментальной деятельности и опытов. Это:

  • растворимые и нерастворимые в воде материалы (песок, глина, соль, сахар, крупы);
  • предметы, которые плавают и тонут (камни, ракушки, бумага, жёлуди, сухие листья);
  • увеличительные стёкла, магниты.

У детей вызывает интерес не только сам процесс экспериментирования, но и причины, которые вызвали тот или иной результат (магнит притягивает к себе всё металлическое, он притянул гвоздь и скрепку, значит, они сделаны из металла).

В уголке природы для средней группы можно устроить исследовательскую мини-лабораторию

Как использовать игрушки при оформлении уголка природы

Забавным и вызывающим массу положительных эмоций дополнением уголка станет сказочный герой, игрушка в виде гнома, феи, лесовичка. Этот персонаж может появиться однажды с интересным или необычным подарком: особенно ярким осенним листочком, корзинкой сладких яблок для малышей, роскошной рябиновой гроздью, которую потом засушат на корм птицам. Сказочный герой остаётся жить в уголке природы, внося в естественную среду элемент волшебства и фантастичности, что очень нравится детям. Общение с этим персонажем может превратиться в традицию: дети гораздо охотнее поделятся впечатлениями о произошедшем на прогулке с любимым героем, чем просто перескажут увиденное по просьбе воспитателя.

В природном уголке может поселиться добрый и забавный сказочный персонаж

Герой может «принимать участие» во всех видах деятельности малышей: помогать им отмечать погоду в календаре, ухаживать за растениями, играть в дидактическую игру. Он может «радоваться», когда дети делают добрые дела, ухаживают за питомцами в экологической комнате, и «грустить», когда ребята забыли полить растения или привести в порядок оборудование для опытов.

Фотогалерея: образцы макетов климатических зон

В тропическом лесу обитают редкие экзотические животные Макет Севера знакомит детей с суровой природой Заполярья В оборудовании макета пруда использованы резиновые игрушки для ванны Макет уютного сельского дворика также заинтересует детей

Замечательным будет создание простейшего макета одной или нескольких природных зон, свойственных местности, где проживают дети, например, лесной поляны, пруда, реки.

Уголок природы для детей старшей и подготовительной групп

Дети шестого-седьмого года жизни - будущие школьники. Знания о природе и экологические представления у них сформированы наиболее полно. Они знают о многообразии представителей трёх царств: растений, животных и грибов, умеют применить эти знания на практике, определяя лекарственные и редкие охраняемые растения, ядовитые и съедобные грибы.

Детям становится доступно понимание цикличности процессов в природе, закономерность тех или иных её явлений. Ухаживая за живыми объектами, старшие дошкольники умеют регулировать своё поведение (например, самостоятельно определить, нужен ли полив и в каком объёме). Круг познавательных интересов детей максимально расширяется: им интересны не только растения и животные различных климатических зон родной планеты, но и небесные тела, природа космоса, а также подземный мир минералов и полезных ископаемых. Знания о разнообразии и богатстве живого мира позволяет детям старшего дошкольного возраста сравнивать растения, животных и человека, делать выводы, устанавливать соответствия и различия (дышит, растёт, питается всё живое, но только человек может говорить, думать, испытывать чувства).

Желание старших дошкольников заботиться о живых объектах следует поддерживать и поощрять

На основе всего вышеперечисленного формируется понятие об экосистеме планеты Земля, её уникальности и ценности. При постоянной поддержке и создании достаточной развивающей среды дети овладевают нормами культурного поведения в природе, у них появляется желание следовать им, беречь и приумножать её дары и богатства. Деятельность детей в уголке природы становится более насыщенной и разнообразной, как и само наполнение уголка материалами и пособиями.

Уголок дежурств в старшей группе

Вводятся дежурства - соответственно, необходим уголок дежурств. От его вида в немалой степени зависит желание детей дежурить, поэтому воспитателю следует продумать, как сделать его ярким и привлекательным, какими изображениями украсить. Подробнее о дежурствах смотрите ниже.

Красочный уголок дежурств заинтересует и привлечёт детей к труду

Подбор и содержание растений для уголка природы в старшей группе

Чтобы дети получили наиболее полные и разнообразные знания о них, в уголке природы размещают как прямостоячие, так и вьющиеся и стелющиеся растения, а также с корнями в виде луковиц и клубнелуковиц.

Это могут быть:

  • традесканция;
  • комнатный виноград;
  • вьющийся плющ;
  • цикламен;
  • примула;
  • кливия.

Поскольку все они имеют различные потребности в освещении и поливе, воспитатель должен сам хорошо изучить, как ухаживать за такими растениями, чтобы передать знания детям. Кроме того, необходимы растения с резко отличными потребностями, к примеру, в поливе, такие как традесканция и фиалка, чтобы дети видели существенную разницу. В старшей группе одновременно могут находиться до 10 растений, в подготовительной - до 12. Дети должны знать 6–7 из них, называть части, форму корневища (луковица, клубень), описывать наиболее яркие интересные признаки комнатных цветов (например, что камнеломку можно размножать «живыми детками», отпрысками). Поскольку мы имеем дело с дошкольниками, которые могут «заиграться» и забыть о потребностях растения, следует изготовить сигнальные карточки для напоминания.

Знания о жизни растений вместе с возможностью заботиться - обогащают и ум, и душу ребёнка

Сделать их просто: распечатать печальный и весёлый смайлики, покрыть непромокаемым прозрачным материалом (скотчем) и прикрепить к небольшой палочке. Заметив, что растение нуждается в поливе (или же в рыхлении, протирании листьев от пыли), воспитатель устанавливает карточку - печальный смайлик.

Внимание детей к нему может привлечь сам педагог или же обратиться за помощью к сказочному герою, обитающему в уголке природы, взяв игрушку на руки и сделав вид, что слушает её слова: «Ребята, наша фея говорит мне, что в уголке природы кто-то плачет. Какое растение тут может грустить и почему?» Ориентируясь на сигнальную карту, дети быстро находят, кому нужна помощь, устанавливают, что именно нужно сделать и устраняют причину «плохого настроения» зелёного друга. Позже, когда внимание ребят будет отвлечено другим видом деятельности, педагог устанавливает на это растение весёлый смайлик, хвалит и благодарит маленьких защитников растений от имени сказочного персонажа.

Календари и дневники наблюдений

Кроме общего календаря, где дети уже самостоятельно рисуют значки, изображающие состояние погоды, в старшей и подготовительной группе могут вводиться и другие формы работы по закреплению знаний о природе:

  • сезонные дневники наблюдений за природой;
  • календари наблюдений за птицами, ростом растений;
  • индивидуальные календари.

Их оформление и ведение во многом зависит от творческого потенциала и желания педагога привить детям навыки наблюдений.

Календарь природы в старшей группе включает в себя много различных пунктов: погода, число, месяц и день недели, живые объекты наблюдений

Можно начать с осеннего дневника. Для этого нужно взять обыкновенный альбом для рисования, сделать ему соответствующую обложку, объяснить детям, что природа вокруг интересна и красива, но очень разнообразна, и всё происходящее в ней запомнить невозможно. Оставить в памяти дары чудесной осени поможет этот осенний дневник наблюдений.

Если альбом имеет 40 листов, то страниц в нём будет 80, чего вполне хватит на каждый день недели, проведённый детьми в саду в осенние месяцы.

Вверху листа отделяется полоса шириной около трёх сантиметров, в ней цветом, установленным по традиции для каждого дня недели, пишется число и название месяца: «6 сентября», «12 ноября» и т. п. Поскольку многие дети старших групп уже умеют читать, писать печатными буквами и знают месяцы, эту работу можно поручить таким развитым ребятам.

Далее альбомный лист расчерчивается на 8 делений, в которые ежедневно вносятся следующие данные: солнечный или пасмурный был день (изображение солнца или тучи), осадки, ветер (его символом может стать наклонённое дерево или схематическое изображение в виде нескольких волнистых линий).

Дневники наблюдений учат детей внимательнее относиться к окружающему миру, тем самым развивая в них любознательность

Температуру рекомендуется обозначать фигуркой человечка разных цветов: красной в жару, жёлтой в тёплую погоду, зелёной в прохладную и синей в мороз. Остальные ячейки дети заполняют изображениями живых объектов, за которыми наблюдали в течение дня. Проводится такая работа вечером, в отведённое для свободной деятельности время, с детьми, выразившими желание помочь с оформлением альбома.

Календарь наблюдений за птицами ведётся зимой, в течение двух или трёх недель, а наблюдение за ростом растений (лука, гороха) зарисовывается в отдельный альбом раз в неделю.

Дети, заинтересовавшиеся таким видом работы, могут захотеть вести индивидуальные календари наблюдений, и воспитатель должен помочь им в этом: расчертить альбомный лист, как захочет ребёнок, подписать, помочь с заполнением. Индивидуальные календари наблюдений можно хранить в уголке природы в папке с файлами и выдавать детям в свободное время. Стремление дошкольников вести календарь самостоятельно свидетельствует о высокой самоорганизации и развитых познавательных способностях.

Наглядные пособия для уголка природы в старшей группе

Наглядный материал пополняется в соответствии с растущим кругозором детей. Это могут быть как приобретённые в специализированных магазинах наборы рисунков и фотографий, так и скачанные из интернета самим воспитателем изображения, красивые и захватывающие:

  • явления неживой природы (иней, морозные узоры, звёздное небо, извержение вулкана, гроза);
  • пейзажи различных климатических зон, таких как тропический лес, пустыня, льды Арктики;
  • увеличенные изображения маленьких живых существ (улитка, муравей, божья коровка);
  • фотографии экзотических животных с детёнышами (коала, львица, кенгуру);
  • картины открытого космоса.

Наглядные пособия - необходимое дополнение для уголка природы

Но в центре внимания, конечно же, должна быть природа родного края. В рамках краеведческой работы можно вместе с родителями воспитанников изготовить фотоальбомы «Природа моего города », «Мой цветущий родной посёлок». Здесь можно отобразить красоту скверов, пышных летних клумб, озеленение дворов. Дети с удовольствием будут рассматривать такой альбом, отыскивать знакомые места, увидят красоту родного населённого пункта по-новому - и ещё больше полюбят свою малую родину. Если вблизи населённого пункта есть водоём, то можно изготовить альбом «Наша река и её обитатели», «Кто живёт в пруду», скомбинировав рисунки и фотографии. Также увлекательными будут такие темы фотоподборок: «Деревья нашего парка», «Собираем урожай», «Мы - друзья природы» - конечно, если на фото будут присутствовать сами дети.

Дидактические игры в уголке природы для старшей группы

Тут воспитатель имеет возможность проявить свои таланты, педагогическое мастерство и творчество в полной мере, ведь круг тем практически безграничен, как и сам мир природы. Но особое внимание в старших группах следует уделять играм экологической и природоохранной направленности, как, например, игра «Экологическое солнышко». Изготавливается большое изображение солнца с шестью лучами, в центре которого и на кончиках лучей расположены кармашки. В них вставляются специально подобранные картинки. Дети должны пояснить, как зависит объект, изображённый в центре, от тех, что находятся на лучах: «Дождь поит яблоню водой. Земля даёт яблоне питательные вещества. Птицы спасают её от гусениц. Человек собирает с неё яблоки и т. д.»

Приветствуется, когда уголок природы оснащён также дидактическими играми и пособиями

Обрудование для экспериментирования и опытов

Его также следует подбирать с таким расчётом, чтобы дети могли выполнять простейшие природоохранные действия в своей мини-лаборатории или моделировать ситуации, отображающие защиту природы человеком (очищение загрязнённой воды при помощи марлевого фильтра). Старшие дошкольники могут пользоваться схематическими поэтапными руководствами к выполнению опытов, сравнивая свои действия и результаты с изображёнными на схеме.

Литература для уголка природы в старшей группе

Старшие дошкольники увлечённо изучают детские энциклопедии, познавательную литературу. Будет совсем не лишним разместить несколько детских энциклопедий природоведческого направления. Можно также включить художественные произведения о природе и животных, например, книги Виталия Бианки, рассказы Евгения Чарушина, сказки Сергея Козлова и другие.

Старших дошкольников привлекает познавательная литература

Оригинальное название для уголка природы

Традиционно сложилось, что природные зоны в детских садах называют просто «Уголок природы». Но название можно разнообразить, проявив немного фантазии и выдумки.

Для младших групп подойдут простые названия:

  • «Природа и малыши»;
  • «Мы и природа»;
  • «Окошко в природу».

Старшим дошкольникам придутся по вкусу более романтичные, сказочные названия:

  • «Клуб защитников (друзей) природы»;
  • «Зелёная планета»;
  • «Королевство тайн природы»;
  • «Волшебный мир природы».

Вместо названия над уголком можно разместить стихотворный девиз, к примеру: «Мы природу изучаем, любим и оберегаем», «В группе «Гномик» («Зайчик», «Рыбка») малыши природу любят от души». Это сделает природоведческую зону группы более оригинальной и непохожей на уголки других групп.

Труд и дежурство

Привлекать воспитанников к труду в уголке природы нужно с самого раннего возраста.

Воспитание трудовых навыков в младших группах детского сада

В первой младшей группе дети могут вместе с воспитателем поливать растения, обтирать под его контролем большие плотные листья влажной тряпочкой. Также малышам можно доверить посадку в грунт с готовыми бороздками или лунками луковиц и крупных семян (фасоль). Это кратковременный эпизодический труд, к которому по очереди привлекают всех детей группы. Конечно, после каждого выполненного действия малышей хвалят и сообщают ожидаемый результат труда: «Какие же вы молодцы! Посадили лук, теперь он вырастет зелёный, пышный, мы отдадим его на кухню, его добавят в суп, и суп станет ещё вкуснее!»

Прорастить лук - один из очень простых и наглядных для малышей опытов

Во второй младшей группе возможен труд подгруппами и коллективный (всей группой детей), но из-за ограниченности места в уголке обычно выбирают первый вариант. Работая подгруппой по 4–6 человек, дети ещё не согласовывают свои действия, а просто трудятся рядом, выполняя одинаковые операции. Поскольку произвольная память и внимание у малышей в этом возрасте развиты слабо, им следует объяснять порядок выполнения работы поэтапно, сопровождая показом, и после каждого действия продолжать показ и пояснения. В этом возрасте положительная оценка и поощрение также необходимы.

Дети пятого года жизни также трудятся в подгруппах, но им доступно выполнение разных операций (одна подгруппа поливает цветы, другая обтирает листья). В этом возрасте могут выполнять такие действия:

  • поливать растения уже отмеренной порцией воды;
  • протирать листья тряпочкой или кисточкой в зависимости от их формы и опушения;
  • опрыскивать;
  • обливать из лейки с мелкими ячейками;
  • рыхлить землю в горшках.

Следует учить малышей аккуратно и бережно относиться к комнатным растениям

При устройстве огорода на окне дети сеют горох, огурцы, сажают лук. Действия их более скоординированы и осмыслены. Однако оставлять малышей без контроля нельзя: они ещё недостаточно самостоятельны и могут причинить вред растениям, не желая того. Кроме ухода за растениями, детей можно привлекать к труду по обустройству уголка природы: предложить разложить камни или ракушки по ёмкостям, красиво расставить оборудование для игр с песком и водой, разложить папки с картинками и т. д. Таким образом, дети приучатся подмечать непорядок и устранять его.

Младшие дошкольники с удовольствием помогут воспитателю полить растения

Объясняя порядок выполнения работы детям этого возраста, воспитатель даёт сначала полную инструкцию, потом повторяет, разделив на важные завершённые этапы (сделать бороздки, пролить водой, разложить семена, засыпать землёй). Когда дети трудятся, им лишь напоминают отдельные эпизоды, а не весь процесс целиком.

Поскольку дошкольникам средней группы свойственно более критичное отношение к собственным действиям и умение контролировать свои эмоции, оценку их действиям дают с учётом реальных результатов, а не только положительную. Но это всегда делается в доброжелательной форме совета, а не указания или порицания. На пятом году жизни у детей появляется чувство ответственности, понимание важности своего труда для сохранения жизни живого существа. В этом возрасте начинают уход и за животными, для чего детей водят в экологическую комнату или вносят животное в клетке в группу.

Труд в уголке природы в старшем дошкольном возрасте

Процесс труда в природе значительно усложняется. У воспитанников формируется умение самостоятельно ставить перед собой трудовую задачу, видеть способы её достижения, будущий результат, отбирать необходимые инструменты и материалы.

Старшим детям можно доверить уже более сложные операции с растениями

Основным приёмом новому виду труда становится объяснение, а к показу воспитатель прибегает лишь при ознакомлении с наиболее трудными операциями, например, при перевалке растений в больший горшок. Воспитанники могут самостоятельно выполнять большинство действий, доводя их до завершения (вырастить цветы в подарок маме в отдельных стаканчиках, ухаживать за любимым растением, пока оно не зацветёт).

Детям под силу выполнение гораздо большего количества действий, причём они сложнее, требуют внимания и организованности. Кроме полива, рыхления почвы, мытья и протирания листьев дети выполняют такие виды работ по уходу за растениями:

  • перевалку и пересадку;
  • обрезку;
  • подкормку;
  • размножение растений луковицами, черенками, корневищами и отпрысками. Разумеется, эти сложные операции им помогает выполнять воспитатель.

Для подкормки выбирают экологически чистые народные средства: настой яичной скорлупы, банановой кожуры. Если возникает необходимость пролечить растение от болезней или провести борьбу с вредителями химическими средствами, эти работы выполняет педагог в отсутствие детей.

Для старших дошкольников характерен труд коллективный или в подгруппах с разделением обязанностей. Они могут работать совместно, договориться, кто за что отвечает, что выполняет, какими предметами пользуется.

Старшие дошкольники могут разделить между собой обязанности

Начиная со старшей группы вводится дежурство в уголке природы. Оно организуется в парах или подгруппами по 4 человека и может длиться день-два или даже целую неделю. Дежурство предполагает выполнение всех работ по уходу за растениями, а также поддержание общей чистоты и порядка в уголке природы.

Дежурные по уголку природы не только ухаживают за цветами, но и поддерживают общий порядок в этой зоне

Дежурные должны уметь договариваться между собой, дружно выполнять работу, не ссориться. Поэтому при подборе пар для дежурств педагогу следует учитывать не только уровень подготовленности ребят и развитие трудовых навыков, но и личные привязанности и отношения между детьми в группе. Воспитатель может помочь советом, напоминанием, наводящими вопросами. По окончании дежурства дежурные делятся своими впечатлениями: что им понравилось выполнять, что было трудно и т. д. Остальные дети дают оценку труду дежурных, его результатам.

Анализ оформления и работы

При анализе организации и оформления уголка природы учитывают такие критерии:

  • доступность для детей;
  • безопасность;
  • соответствие материалов, объектов, оборудования санитарным нормам, требованиям программы и возрасту детей;
  • разнообразие и функциональность материала (могут ли дети пользоваться им самостоятельно, применять в играх);
  • наличие календарей наблюдений, систематичность их ведения;
  • наличие материала для экспериментирования, поделок, творческих игр;
  • эстетическое оформление;
  • наличие сезонных, временных объектов (к примеру, букетов осенних листьев, зимних посадок лука, веток сирени, берёзы, вишни для выгонки листьев и цветов зимой).

Анализ особенно важен для молодых педагогов, которые стремятся повысить своё мастерство и берут пример с более опытных коллег.

Уголок природы является необходимой и важной частью развивающей среды детского сада. Знания, умения и навыки, которые дети в нём приобретают, обязательно пригодятся им в дальнейшем, при обучении в школе. Кроме того, он является замечательным средством экологического воспитания дошкольников. От того, как сумеет организовать это воспитатель, зависит успешное развитие малышей и становление у них чувства любви и бережного отношения к миру природы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовила: воспитатель М.А.Сивохина Уголок природы в старшей группе №3

Мир природы никогда нельзя познать только по картинке. Чтобы ребенок научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы и стал всесторонне развитой гармоничной личностью необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания уголков природы в групповых помещениях.

Задачи уголка природы в старшей группе: Продолжить формирование у ребенка представлений о живой и неживой природе, умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать по различным признакам (сезонные изменения, почвенное питание, количество света, тепла, влаги), применять полученные знания и умения на практике; Продолжить знакомство детей с растениями, особенностями их внешнего строения. В этот период идет знакомство не только с разнообразием листьев, но и стеблей, и цветов; Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях; Развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования, творческий подход к выполнению заданий, нестандартность мышления в процессе проведения эксперимента; Формировать основы экологического воспитания дошкольника; Воспитывать бережное отношение ко всему живому, заботливое отношение к объектам живой и неживой природы, как части нашей экосистемы.

Знакомтесь наш УГОЛОК ПРИРОДЫ

Мы погоду наблюдаем, В календаре природы отмечаем.

У нас на полках много книг. Они ведут нас в мир природы. Откроем каждую из них – Зверюшки, травы и погода.

Развитие ребенка лучше всего происходит через игровую деятельность. Мы для этого создаем все условия. В нашем уголке природы предусмотрено место для дидактических игр, альбомов, выставок достижений. Здесь расположены картотека опытов и экспериментов, альбомы с фотографиями животных, растений, природных явлений, иллюстрации по временам года, подворье животных и сами дидактические игры различной направленности.

Работаем с природным материалом

Экспериментируем. Эксперименты и опыты – это наблюдения, проводящиеся в специально организованных условиях. Специально организованные опытно-экспериментальные ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Экспериментальная деятельность побуждает дошкольников сравнивать, сопоставлять, идет развитие наблюдательности, мышления, восприятия, воображения.

Вот так мы заботимся о наших комнатных растениях.

В уголке природы есть паспорт растений. В каждом горшочке у растения имеется мини паспорт каждого цветка, который позволяет детям запомнить: что любит данный цветок, при каких условиях оно растет, при какой температуре, сколько нужно воды растению, как надо поливать растение. .

Огород круглый год!

за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Воспитывать в детях любовь к природе, навыки бережного обращения с ней и понимание того, что человек и природа находятся в тесной взаимосвязи.Программные задачи: Расширять знания детей об услови...

Проект "Наш уголок природы"

Тип проекта: практико-ориентированныйПо времени проведения: средней продолжительности (3 месяца)По количеству участников: групповойУчастники проекта: воспитанники средней группы, их родители, во...

Лариса Безгодова
Презентация «Уголок природы в средней группе»

(Слайд 3) Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Для результативного обучения, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Важное условие, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.

Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

(Слайд 4) Уголок природы, нашей группы, который органично вписывается в интерьер, является украшением групповой комнаты и позволяет детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. В данном уголке, нашим детям прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как они учатся ухаживать за растениями.

Уголок природы в ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

(Слайд 5) Какое же значение имеет уголок природы в нашей группе?

Познавательное развитие:

расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Эколого – эстетическое значение:

формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.

Воспитательное значение:

формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

(Слайд 6)

Практическое значение:

приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

Оздоровительное значение:

растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

(Слайд 7) Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей.

(Слайд 8)

ДЕТИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:

Названия 5-6 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы, уметь более точно описывать растение, отмечать форму листьев (овальные, круглые).

Основные растительные группы: дерево, трава, куст.

Должны различать растения и находить сходство по форме, величине, окраске листьев и цветов, уметь различать изменения в их развитии.

Уметь поливать растения водой комнатной температуры.

Знать какое растение нуждается в поливе, а какое нет (у одного земля светлая, сухая на ощупь, у другого земля темная, сырая на ощупь).

(Слайд 9) Чтобы уголок природы выполнял возложенные на него функции, нужно продумать все до мелочей. Конечно, учитываются санитарные нормы:

СанПиН 2.4.1.3049-13

п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

(Слайд 10) А так же взять во внимание возраст деток, воспитательную программу, но в целом, то, как оформить уголок природы, - зависит от фантазии и умений воспитателя.

Прежде чем заняться оформлением уголка природы в группе необходимо правильно выбрать его месторасположение. Как правило, это самая светлая и солнечная часть комнаты.

(Слайд 11) С целью развить у малышей наблюдательность и закрепить материал о временах года и сезонных особенностях погоды, в уголке природы необходимо поместить календарь погоды. С его помощью детки каждый день смогут отмечать погоду по возвращению с прогулки, а спустя время делать соответствующие выводы.

(Слайд 12) Оформление уголка природы своими руками – это кропотливый труд, требующий определенных знаний, усердия, а главное большого стремления воспитать в ребятах добрые чувства, отзывчивость, внимательность и чуткое отношение ко всему живому.

Поэтому в нашем уголке находятся следующие макеты:

(Слайд 13) МАКЕТ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

(Слайд 14) МАКЕТ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

(Слайд 15) МАКЕТ «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

(Слайд 16) МАКЕТ «СУХОЙ АКВАРИУМ».

(Слайд 17) Кроме этого, в уголке природы в нашей группе

* Сезонным материал, к примеру, овощи и фрукты или их муляжи

* Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

* Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные.

* Поделки из природного материала.

* Материал для труда.

* Дидактические и развивающие игры природного содержания.

* Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал.

(Слайд 19) Так же в уголке природы, дети самостоятельно могут построить из деревянного конструктора свою ферму для животных.

(Слайд 20) Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении

(Слайд 22) Критерии оценки уголков природы.

*соответствие уголков природы возрасту детей и требованиям примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

*разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям, в т. ч. наличие материала инновационного характера;

*наличие материала для детского экспериментирования, труда, изготовления поделок из природного материала, календарей природы;

*эстетичное оформление уголка природы;

*место размещения уголка природы и его доступность;

*создание условий для игр с песком и водой;

*отсутствие растений и предметов, угрожающих здоровью детей;

*наличие сезонного материала.

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях.


При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН п не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. п не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.


Оформление уголка природы в групповой комнате требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к комнатным растениям. Но не наличие уголка в группе сделает процесс ознакомления воспитанников с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно - образовательной работы.


Требования при организации в ДОУ уголков природы уголок природы должен быть ярким и красочным; стеллажи, полки обязательно закреплены; календарь природы в каждой возрастной группе; недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей; цветы располагаются на уровне глаз ребенка; оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками; природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве; оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.


Требования к отбору обитателей уголка природы: 1. Растения должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными условиями, характерными для большой группы растений. 2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения, неприхотливых к уходу за ними.


3. Растения в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника. 4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений, дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов. 5. Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей. 6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.


Значение уголка природы в ДОУ Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность. Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение. Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе). Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность. Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.






Растения уголка природы в младшей группе В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие: -четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие: обыкновенная (или зональная) герань; фуксия; вечноцветущая бегония; бальзамин («огонек»); азалия; китайский розан. -растения с пёстроокрашенными листьями –колеус Из предложенных воспитатель подбирает 3-4 вида растений Малыши должны научиться узнавать и называть 23 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).


Уголок природы в средней группе Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости. алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями Число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов


Уголок природы в старшей группе В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Уголок природы пополняется новыми растениями: разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы. (8-9 видов растений) 2 вида традесканций, сеткреазия, висит (комнатный виноград) вьющийся плющ, фикус, зигокактус, папоротник, цикламен, разные виды бегонии амариллис


Уголок природы в подготовительной группе Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе формирование элементарных знаний: -зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света), -зависимости внешнего строения -способах вегетативного размножения растений. Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); сакулентовые (12 вида), требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно, Вегетативное размножение весьма разнообразно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера); размножаются делением куста (аспидистра, аспарагус) размножение клубнями (глоксиния) живородящие растения камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм В подготовительной группе в уголке природы размещают видов растений



Временные обитатели уголка природы- это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т.д) Ветки деревьев и кустов в вазах; Экибаны, поделки детей зима Ветки деревьев и кустарников в вазах; Ящики с рассадой; Букеты разноцветущих растений (верба, цветы) весна Букеты цветов (садовых, полевых) в вазах лето Букеты осенних цветов в вазах; Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и.т.д.) Поделки детей из природного материала (старшая и подготовительная группа) осень


В каждой возрастной группе обязательно должен быть календарь природы, где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь наблюдений. Заполнение календаря природы - дело повседневной жизни. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы.







В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Дополняя календарь зарисовками детей, «Какая сегодня была прекрасная весенняя или зимняя погода»




Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. это могут быть: -цветы, пересаженные с клумбы; -луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; -ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; -проращивание семян, рост и развитие какой- либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.


В уголке природы в каждой группе необходимо иметь: -натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи; -наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее; -альбомы «Времена года»; -книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; -рисунки детей о природе и поделки из природного материала. -материал для труда. -оборудование для экспериментов. -для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. -для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами. -дидактические игры природного содержания.






Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.



«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А.



Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода