Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Уголки природы в разных возрастных группах презентация. Презентация на тему: "Модель уголка природы в детском саду"


Модель уголка природы в детском саду

Выполнила:

Студентка 2 ДО группы

Коркина Елена


  • Уголок природы в групповой ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
  • Уголок природы в ДОУ - место посильного труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству и затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя).

  • Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
  • Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение
  • Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
  • Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
  • Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Задачи уголка природы:

Младшая группа

  • Формировать интерес к растениям и животным; воспитывать бережное, заботливое отношение со стороны человека

Старшая и подготовительная группа

  • Сформировать первые представления о растении, как о живом организме; учить устанавливать несложные взаимосвязи и зависимости в мире природы; знакомить с видами растений
  • Знакомить с растениями разных климатических зон

  • календарь природы,
  • комнатные растения (в соответствии с требованиями возрастной группы и безопасности, таблички и паспорт на каждое растение),
  • инвентарь для ухода за ними (ящики для рассады, лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки.),
  • оборудование для экспериментирования (мини-лаборатория для продуктивной и исследовательской деятельности, рисунки детей по результатам наблюдений и экспериментов), природные зоны (макеты),
  • дидактические игры по экологии, презентации о природе,
  • уголок дежурств (начиная со средней группы),
  • наглядный материал (альбомы и их сериация по темам: изображения природы в разные времена года, животных, насекомых, растений и т. д.)
  • природный материал для поделок,
  • образцы семян растений, гербарии,
  • аудиозаписи звуков природы,
  • природоведческая литература (методическая и детская),
  • материал для работы с родителями по вопросам экологического воспитания (памятки, консультации, конспекты мероприятий и т. д.).


Организация уголка природы в разных возрастных группах.

  • Младшая группа

При подборе растений в данной группе следует учитывать особенности восприятия детьми предметов: ребенок, прежде всего, в данном возрасте обращает внимание на самые яркие и красивые, формируется способность узнавать предмет, различать и называть отдельные его части. Поэтому дети младшей группы должны узнавать и называть 2–3 растения, их части. В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части, красиво, обильно и долго цветущие(бальзамин-огонек, бегония вечноцветущая, герань обыкновенная, азалия). Заинтересуют детей и растения с пестроокрашенными листьями(колеус). Для того, чтобы учить детей обтирать влажной тряпочкой листья, необходимы в уголке природы растения с крупными, крепкими, «кожистыми» листьями(фикус-коучуконосный).


В данном возрасте необходимо формировать у детей умение сравнивать предметы по форме, величине, текстуре поверхности, устанавливать сходство и различие, обобщать по тем или иным признакам. Увеличивается количество растений, усложняются знания о них. Дети знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни.

В средней группе уголок пополняется растениями, имеющими разную форму и величину листьев (узорчатые опушенные листья, с зазубринами по краям); различную степень полива. Необходимо оснастить уголок разными видами растений одного семейства (герань, бегония, лилия). Одновременно в уголке средней группы должно быть размещено 5 – 6 видов растений по 2 – 3 экземпляра

Старшая группа:

В данной группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать, обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становится рост и развитие растений. Знания детей существенно расширяются. Дети узнают, что для роста растения необходимы условия (свет, влага, тепло, почвенное питание), без которых, оно погибает. Для разных растений эти условия различны. Дети так же узнают о способах размножения растений. Постановка новых задач требует размещения в уголке новых растений: с разнообразным строением стебля, имеющие разные способы размножения, потребности в степени полива и освещения. Следует разместить и растения, обладающие лекарственными свойствами. Уголок природы старшей группы оснащают 6 – 7 видами растений, (сеткреазия, цикламен, папоротник, 2 вида традесканций, витис(комнатный виноград), вьющийся плющ)

Каждое растение уголка природы должно быть снабжено моделью обозначения его потребности во влаге, свете, дополнительном уходе (опрыскивании, рыхлении).

Следует четко различать растения, уход за которыми осуществляет ребенок (наличие маркировки), и растения, за которыми ухаживают взрослые (интерьерные растения – маркировка не нужна).


I и II Младшая группа:

Живые растения : обильно цветущие, эффектные, с яркоокрашенными, сравнительно крупными листьями, интересные для наблюдений; за такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 4-5 видов по 2-3 экземпляра, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками. Можно выбрать из предлагаемого списка: герань зональная, аспидистра, бегония вечноцветущая, фуксия гибридная, амаралис гибридный (гиппеаструм), амазонская лилия, кливия, колеус (крапивка), бальзамин (огонёк), гортензия, хризантема.

Правильно подобранные растения делают возможным применение простейшего детского труда (мытьё широких кожистых листьев, полив), проведение наблюдений (умение узнавать части растения, воспринимать его красоту, знакомство с некоторыми признаками живого).

  • Сезонные растительные объекты : зимний огород (посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений и подкормки животных); яркие, крупные или необычной формы овощи и фрукты; букеты из декоративных растений (астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.); семена, плоды (жёлуди, тыквенные семечки), шишки (сосна, ель) и другие.
  • Временные объекты
  • Осень:

а)букеты осенних цветов вазах;

  • Зима:
  • Весна:

б) ящики с рассадой;

  • Лето:

а) букеты цветов в вазах;

  • Простейшие календари природы - картинка с изображением времени года, 4 картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды. Дидактическая кукла, одетая по сезону.
  • Макеты (плоскостные и объёмные): «Кто живёт в лесу», «Во дворе у бабушки» (домашние животные), «Что растёт на лугу».
  • Музейные и коллекционные материалы: разнообразные причудливые семена, камешки, раковины, коллекции осенних листьев, другие объекты природы. Корзинка «времена года» (фрукты, овощи – осенние дары природы).
  • : набор картинок с изображением птиц (курицы, утки, голубя, воробья, синицы, снегиря); набор картинок с изображением животных (собаки, кошки, коровы, лошади, зайца, лисы, медведя и др.); книги с иллюстрациями, на которых изображены животные; альбомы «Времена года»; дидактические игры.
  • Инвентарь: лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведёрки.

сосуды для воды;


  • Комнатные растения: к 4-5 видам, имеющимся в младшей группе, добавляются 1-2 новых вида, с учётом следующих требований:
  • а) Разнообразие:

Поверхности и размеров листьев (гладкие, опушённые, мелкие, с небольшими зубчиками),

Способов очищения листьев (гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушённые протирают влажной кисточкой и т. п.).

Величины и формы листьев, стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);

Способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);

Видов одного рода – герани, бегонии, фуксии.

  • Выбор новых видов зависит от того, какие растения были у этих детей в младшей группе. Например: младшая группа – фуксия гибридная, фикус эластика, бальзамин-огонёк, герань зональная; средняя группа – все растения младшей группы плюс герань крупноцветковая, бальзамин и фиалка узумбарская.
  • б) Предпочтение отдаётся обильно и эффективно цветущим видам и видам с яркоокрашенными листьями.
  • в) Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения, желательно иметь сортовые разновидности, например: фиалки с разной окраской цветков («фиалковая поляна»), ампельные (свисающие) растения, которые обильно цветут и образуют великолепные цветочные каскады (колокольчики голубые и белые, бегония и герань ампельные, восковой плющ, клеродендрум);
  • г) За растениями, которые используются не в учебных, а в оформительских целях, ухаживает воспитатель, иногда привлекая к уходу за ними и детей.
  • д) Желательно наличие различных видов аквариумных растений - плавающих на поверхности, в толще воды, укореняющихся в грунте .
  • зимний огород (посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.); овощи и их части для проведения опытов (верхушки моркови, свеклы; внесённые с участка декоративные растения: капуста кольраби, тыквы и кабачки для выставки); перенесённые с участка цветущие осенью декоративные растения (астры, бархатцы, хризантемы); рассада цветов, выгонка тюльпанов; сезонные декоративные растения в композициях-букетах.
  • Временные объекты
  • Осень:

б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)

  • Зима:

а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.)

б) ветки деревьев и кустов в вазах;

  • Весна:

а) ветки деревьев и кустарников в вазах;

б) ящики с рассадой;

  • Лето:

а) букеты цветов в вазах;

  • Календарь природы из четырёх блоков:

1. Картина сезона, модели года и суток.

2. Календарь с моделями-значками (ясно, пасмурно, дождливо и т. п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.

3. Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами.

  • Макеты леса, поля, луга, водоёма, муравейника, птичьего двора, парка, зоопарка; сезонные макеты (например, зимнего леса).
  • : корзинка «времена года» (семена, плоды, шишки разных растений, в том числе экзотических (кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов и т. п.).
  • Наглядный иллюстративный материал : картины «Времена года» в зависимости от сезона; наборы картинок по темам: «Животные», «Птицы», «Растения» и др., альбомы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные уголка природы»; дидактические игры.
  • Инвентарь: лейки для поливки комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеёнки, мерные ложки для корма животных, палочки для рыхления, пульверизатор, щётки, баночки с кормами и поилки, ящики и стаканчики для посадки рассады.
  • ЛАБОРАТОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • песок разного цвета;
  • сосуды для воды;
  • песочница и мини-бассейн, наборы игрушек к ним;
  • материал для изготовления цветного льда;
  • материал для «рисования» цветным песком (по типу песочных часов);
  • материал для игр с мыльной пеной;
  • поролон цветной;
  • пенопласт;
  • различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;
  • предметы для игр с тенью;
  • зеркальца для игр с солнечным зайчиком.
  • ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
  • лупы;
  • «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);
  • сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;
  • «душистые коробочки», сделанные из контейнеров от «киндер-сюрприза» (в них проделаны мелкие отверстия, внутрь помещены вещества со знакомыми детям и новыми для них запахами - мята, полынь, пряности, апельсиновые корочки и др.
  • «шумящие коробочки», коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки (задача ребёнка - подобрать похожие по звучанию).
  • Различные игры - вкладыши с формами листьев, плодов, семян, цветов.

Старшая группа

  • Комнатные растения : к имеющимся в средней группе добавляют 1-2 новых вида (всего 6-7 видов по 2-3 экземпляра), чтобы в уголке были растения:
  • - разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков);
  • - с разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщёнными, ребристыми и т. д.);
  • - с разнообразными листьями (по размеру, по форме, окраске, характеру поверхности);
  • - с различным расположением листьев (очередным, супротивным – парные, мутовчатые);
  • - разных видов уже имеющихся родов (герани, бегонии, фикуса, традесканции, плюща);
  • - с выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния, амариллис).
  • Сезонные растительные объекты:
  • - зимний огород (те же объекты, что и в средней и младшей группах; тепличка для размножения растений черенками; рассада цветочных и овощных растений; разнообразные экспериментальные посадки).
  • Временные объекты
  • Осень:

а)букеты осенних цветов в вазах;

б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)

  • Зима:

а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.)

б) ветки деревьев и кустов в вазах;

в) Экибаны, поделки детей.

  • Весна:

б) ящики с рассадой;

  • Лето:

а) букеты цветов в вазах;

  • Календарь природы (более сложный) состоит из четырёх блоков:

1. Картина сезона

2. Календарь с моделями-значками (Обозначение погодных явлений с помощью условных изображений (6-7); определение времени (день, неделя, месяц, время года)

3. Наглядно - схематическая модель наблюдений за птицами.

4. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

  • Макеты: часть из них – такие же, как в средней группе; новые макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса), альпийской и мексиканской горок, моря, природных достопримечательностей родного края (заповедников, заказников и т. п.).
  • Музейные и коллекционные материалы : коллекции почвы, горных пород и минералов, семян, плодов, шишек, камней, глины, мела, раковин моллюсков, коры и древесины, перьев птиц, изделий из дерева разных пород и т. п.
  • Наглядный иллюстративный материал : набор картинок с изображением домашних и диких животных, животных жарких стран и т. д., птиц, книги с иллюстрациями, на которых изображены животные, дидактические игры, альбом «Времена года», рисунки и поделки детей.
  • Инвентарь: лейки для полива комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеёнки, мерные ложки для корма животных, сачок для ловли рыб, палочки для рыхления, ножницы для обрезки растений, пульверизатор, ящики и стаканчики для посадки рассады.
  • ЛАБОРАТОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Тот же, что и в младшей группе (основа подбора - интерес, уровень знаний детей).

Земля и глина разного цвета и качества;

Оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом;

Для игр с мыльной водой и пеной;

Для игр со светом;

Погремушки;

Некоторые пищевые продукты (сахар, соль разного цвета);

Крахмал;

Мука и т.д.

  • ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Песочные часы;

Разные термометры, в том числе и тактильные;

«волшебные очки» - цветные «стёклышки» из пластмассы;

«ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);

Сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;

Игрушки в закрытой прозрачной ёмкости с водой;

«снег» из мелких кусочков плотной фольги или хлопьев белого цветаснежный буран»);

«душистые коробочки», «шумящие коробочки» и др.


  • Комнатные растения : рекомендуется иметь 6-7 разновидностей, с учётом того, что это должны быть растения:
  • приспособленные к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете: светолюбивые – листья ориентированы на свет, окраска листьев пёстрая или ярко-зелёная (герань, цикламен и др.); теневыносливые – листья тёмно-зелёные, ориентация на свет не очень выражена (аспидистра, эухарис, кливия, плющ восковой); влаголюбивые – листья нежные, быстро вянут (традесканция, бальзамин, колеус); засухоустойчивые – листья опушены или с колючками, многие имеют восковой налёт, стебли и листья часто толстые (толстянковые, алоэ, гаворция (хаворт));
  • дающие плоды (перец, лимон, гранат);
  • имеющие разные способы размножения: семенами (цикламен, петушиный гребень – целозия, бальзамин однолетний и др.); луковицами (выскочка, амариллис и др.); клубнями (глоксиния, ахименес и др.); делением куста (аспарагус, фиалка); листовыми черенками (фиалка, бегонии, сансевиерия); стеблевыми черенками (фуксия, колеус, традесканция); «усами» (камнеломка, хлорофитум, у которого усы расположены на цветочных стрелках); «живородящие» растения (бриофиллум);
  • лекарственные и фитонцидные (можжевельник, алоэ, каланхоэ и др.).
  • Желательны сезонные композиции с использованием живых растений цветников, выполненные в разных художественных стилях (икебана, немецкий букет и др.).

  • Сезонные растительные объекты:
  • зимний огород: посадки рассады различных овощных культур (огурцы, томаты, перец), цветочно-декоративных растений; материалы на выгонку (сирень, тюльпан, крокус и др.); посадки и посевы для получения зелени и проведения опытов (овощи, злаковые, пряности, семена лимона, мандарина, авокадо, хурмы, айвы);
  • растения, перенесённые в помещение из цветника, огорода вместе с почвой (например, перец, декоративная капуста).
  • Временные объекты
  • Осень:

а)букеты осенних цветов в вазах;

б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)

в) Поделки детей из природного материала;

  • Зима:

а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.)

б) ветки деревьев и кустов в вазах;

в) Экибаны, поделки детей.

  • Весна:

а) ветки деревье и кустарников в вазах;

б) ящики с рассадой;

в) букеты разноцветущих растений (верба, цветы и т.д)

  • Лето:

а) букеты цветов в вазах.

  • Календарь природы – наиболее сложный по содержанию и способу фиксации наблюдений за ростом и развитием растений, погодой; разнообразные модели календаря наблюдения за птицами.
  • Макеты: сезонные ландшафты; «моховой садик»; «сад камней»; «пингвины на льдине»; жизнь и быт людей разных регионов Земли (дома, хижины, юрты, чумы, иглу и др.)
  • Музейные и коллекционные материалы : репродукции пейзажей, натюрмортов, картин, отражающих труд людей в природе; коллекционный растительный материал (мхи, лишайники, грибы; кора деревьев, плоды и семена, шишки разных растений, в том числе и обитателей других широт); коллекционный материал, который приносят дети и родители.
  • Наглядный иллюстративный материал: репродукции картин художников, сюжетные картинки, слайды и т. д., альбомы «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Насекомые», «Деревья», «Цветы на клумбе», «Растения леса, поля, луга», иллюстративный материал и фотографии «Мой город (село, деревня)», альбомы по временам года с подборкой стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок, дидактические игры по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию, рисунки и поделки детей.
  • Оборудование и инвентарь: ящики для посадки семян и рассады, баночки с кормами, щётки-смётки, разделочные доски, поилки, лейки, щётки для очищения пыли на ворсистых листьях, пульверизатор, тазики, миски, поддоны, совочки, горшочки, крупный речной песок, корма для птиц, животных.
  • ЛАБОРАТОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • (ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ)

Разнообразные доступные приборы;

Разные лупы;

Микроскоп;

Различные часы;

Термометры;

Фонарики;

Цветные очки;

Бинокли;

Магниты;

Гибкий пластик;

Более разнообразный материал для исследований (чем в старшей группе):

Разная пластмасса;

Стружки;

Опилки различных пород дерева;

Безопасные красители;

Безопасная лабораторная посуда (сообщающиеся сосуды, воронки, ступки и пестики для растирания веществ);

  • Ящики для посадки семян и рассады.
  • Муляжи овощей и фруктов.

1. Наш уголок пригороды мы назвали : «Наш зеленый дом» . В нем, в соответствии с возрастом и программой размещено всё необходимое для организации всевозможных видов деятельности детей, от НОД до самостоятельной. Теперь обо всем подробнее.

2. Совместно с детьми и родителями мы посадили наш «Весёлый огород» на окошке. Вместе с детьми мы сделали красивый заборчик и наблюдали за ростом растений, отмечая изменения в дневниках. Есть и безопасные комнатные растения, которые снабжены табличкой с названием и обозначениями его потребностей. Имеется инвентарь для ухода за растениями, фартуки, которые дети одевают во время работы. Есть календарь природы , картотека наблюдений на прогулке, картотека опытов и экспериментов, и мини-лаборатория для их проведения. А так же календарь погоды, где дети регулярно фиксируют погоду.


3. Значительную помощь в формировании предметно-пространственной развивающей среды оказали родители. Именно они помогли создать условия, необходимые для познавательно-поисковой деятельности детей. Оснастили наш уголок наглядностями , литературой, различными видами игр.



4. Благодаря помощи родителей у нас возникли новые коллекции природного материала : гербарий, коллекция перьев птиц, мха, семян. Появилась новая коллекция камней и минералов, пополнились новыми экземплярами коллекции полезных ископаемых, гальки, ракушек, разнообразились имеющиеся коллекции шишек, фруктовых косточек, орехов. Составляя и пополняя видовое разнообразие природных материалов взрослые стимулировали проявление исследовательской самостоятельности детей.


5. Природный материал полифункционален, дети могут использовать его как дополнительный материал для поделок, для развития мелкой моторики, ну а так же как любой предмет-заместитель. Обратите внимание, что все коллекции имеют свою маркировку.

6. Мы используем в различных формах деятельности наглядные пособия : картины, открытки, иллюстрации, фотографии, плакаты. Благодаря помощи родителей у нас собрана значительная коллекция открыток с изображениями пейзажей разных времён года, природных явлений , животных, птиц, рыб, насекомых.

7. Развитие ребенка лучше всего происходит через игровую деятельность. В нашем уголке природы есть большой выбор дидактических игр экологической тематики. Любимые игры «Весёлая ферма» , «Океан» , «Животные севера» , «Животные жарких стран» с фигурками животных и муляжи овощей и фруктов позволяют ненавязчиво знакомить детей с окружающим миром. Например, дидактическая игра «Дерево» знакомит детей с сезонными изменениями в природе , положением солнца по высоте, поведением птиц, в соответствии со временем года. Имеется сменяемый материал.

8. Каждый ребенок должен приобретать определенный объем знаний, навыков и умений. Это происходит и в организованном порядке на занятиях, и в самостоятельной деятельности детей, и под руководством педагога, и в содружестве с родителями. Для обеспечения органичного единства применяются все формы работы. Планируя занятия НОД, мы выбираем для каждой темы свой вид работы : экспериментальную деятельность, дидактические игры, ручной труд, синтез искусств, аппликацию, лепку, рисование, а также проводим индивидуальные занятия с отстающими и одаренными детьми.

9. Создавая уголок природы мы стремились создать условия для полноценного развития детей. У нас представлена библиотека познавательной природоведческой литературы . Разнообразные энциклопедии, журналы, книги В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина и других писателей знакомят детей с тайнами природы , учат заботиться о нашем большом «Зелёном доме» и его симпатичных обитателях. Мы повесили за окном кормушку для птиц и теперь можем не только кормить, но и наблюдать за ними даже из группы .

10. Итоги проделанной работы :

Расширение кругозора детей о растениях комнатных, полевых, садовых.

Обогащение и активизация словарного запаса детей.

Совместная деятельность детей, педагогов, родителей. Пополнение предметно-пространственной развивающей среды группы .

11. Спасибо за внимание.

Лариса Безгодова
Презентация «Уголок природы в средней группе»

(Слайд 3) Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Для результативного обучения, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Важное условие, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.

Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

(Слайд 4) Уголок природы, нашей группы, который органично вписывается в интерьер, является украшением групповой комнаты и позволяет детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. В данном уголке, нашим детям прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как они учатся ухаживать за растениями.

Уголок природы в ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

(Слайд 5) Какое же значение имеет уголок природы в нашей группе?

Познавательное развитие:

расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Эколого – эстетическое значение:

формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.

Воспитательное значение:

формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

(Слайд 6)

Практическое значение:

приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

Оздоровительное значение:

растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

(Слайд 7) Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей.

(Слайд 8)

ДЕТИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:

Названия 5-6 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы, уметь более точно описывать растение, отмечать форму листьев (овальные, круглые).

Основные растительные группы: дерево, трава, куст.

Должны различать растения и находить сходство по форме, величине, окраске листьев и цветов, уметь различать изменения в их развитии.

Уметь поливать растения водой комнатной температуры.

Знать какое растение нуждается в поливе, а какое нет (у одного земля светлая, сухая на ощупь, у другого земля темная, сырая на ощупь).

(Слайд 9) Чтобы уголок природы выполнял возложенные на него функции, нужно продумать все до мелочей. Конечно, учитываются санитарные нормы:

СанПиН 2.4.1.3049-13

п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

(Слайд 10) А так же взять во внимание возраст деток, воспитательную программу, но в целом, то, как оформить уголок природы, - зависит от фантазии и умений воспитателя.

Прежде чем заняться оформлением уголка природы в группе необходимо правильно выбрать его месторасположение. Как правило, это самая светлая и солнечная часть комнаты.

(Слайд 11) С целью развить у малышей наблюдательность и закрепить материал о временах года и сезонных особенностях погоды, в уголке природы необходимо поместить календарь погоды. С его помощью детки каждый день смогут отмечать погоду по возвращению с прогулки, а спустя время делать соответствующие выводы.

(Слайд 12) Оформление уголка природы своими руками – это кропотливый труд, требующий определенных знаний, усердия, а главное большого стремления воспитать в ребятах добрые чувства, отзывчивость, внимательность и чуткое отношение ко всему живому.

Поэтому в нашем уголке находятся следующие макеты:

(Слайд 13) МАКЕТ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

(Слайд 14) МАКЕТ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

(Слайд 15) МАКЕТ «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

(Слайд 16) МАКЕТ «СУХОЙ АКВАРИУМ».

(Слайд 17) Кроме этого, в уголке природы в нашей группе

* Сезонным материал, к примеру, овощи и фрукты или их муляжи

* Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

* Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные.

* Поделки из природного материала.

* Материал для труда.

* Дидактические и развивающие игры природного содержания.

* Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал.

(Слайд 19) Так же в уголке природы, дети самостоятельно могут построить из деревянного конструктора свою ферму для животных.

(Слайд 20) Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении

(Слайд 22) Критерии оценки уголков природы.

*соответствие уголков природы возрасту детей и требованиям примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

*разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям, в т. ч. наличие материала инновационного характера;

*наличие материала для детского экспериментирования, труда, изготовления поделок из природного материала, календарей природы;

*эстетичное оформление уголка природы;

*место размещения уголка природы и его доступность;

*создание условий для игр с песком и водой;

*отсутствие растений и предметов, угрожающих здоровью детей;

*наличие сезонного материала.

Уголок природы в групповых помещениях детского сада призван выполнять следующие практические задачи:
- Развивать эстетический вкус ребенка;
- Формировать основы экологического воспитания дошкольника;
- Прививать трудовую дисциплину и ответственность за обитателей уголка природы – комнатные растения;
- Развивать творческое мышление, воображение, способность к рассуждению и обобщению и др.
Уголок природы в группе должен быть оформлен в соответствии с требованиями СанПина, а также исходя из возрастных особенностей детей, их интересов и возможностей реализации их познавательной деятельности.
Правильно и интересно оформленный уголок природы позволяет не только выполнять указанные выше задачи, но и формировать ребенка как гармонично развивающуюся личность, бережно и с уважением относящуюся к окружающему миру.

Скачать презентацию
Слайд 1.
Уголок природы в нашей группе.
Автор: Григорьева Нина Павловна, воспитатель старшей группы МДОУ детский сад «Родничок», п. Мокроус, Саратовская область.
Слайд 2.
Мир природы никогда нельзя познать только по картинке.
Чтобы ребенок научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы и стал всесторонне развитой гармоничной личностью необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания уголков природы в групповых помещениях.
Слайд 3.
Задачи уголка природы в старшей группе:
Продолжить формирование у ребенка представлений о живой и неживой природе, умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать по различным признакам (сезонные изменения, почвенное питание, количество света, тепла, влаги), применять полученные знания и умения на практике;
Продолжить знакомство детей с растениями, особенностями их внешнего строения. В этот период идет знакомство не только с разнообразием листьев, но и стеблей, и цветов;
Закрепить умения дошкольников определять способ ухода за растениями в зависимости от вида листьев и стебля растения;
Воспитывать бережное отношение ко всему живому, заботливое отношение к объектам живой и неживой природы, как части нашей экосистемы;
Развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования, творческий подход к выполнению заданий, нестандартность мышления в процессе проведения эксперимента;
Продолжить развитие познавательной деятельности ребенка, включая знания о некоторых способах вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками;
Формировать основы экологического воспитания дошкольника.
Слайд 4.
Знакомьтесь, наш уголок природы!
Слайд 5.
Мы погоду наблюдаем,
В календаре природы отмечаем.
Ведение и заполнение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания и развития детей. У детей 5-6 лет, которые начинают понимать окружающий их мир, изменения в природе вызывают живейший интерес. Одним из самых доступных способов понять окружающую действительность в этот период является наблюдение. Через наблюдение за изменениями в природе ребенок учится анализировать, делать выводы, запоминать периодичность изменений.
Слайд 6.
У нас на полках много книг.
Они ведут нас в мир природы.
Откроем каждую из них –
Зверюшки, травы и погода.
Слайд 7.
Развитие ребенка лучше всего происходит через игровую деятельность. Мы для этого создаем все условия.
В нашем уголке природы предусмотрено место для дидактических игр, альбомов, выставок достижений. Здесь расположены картотека опытов и экспериментов, альбомы с фотографиями животных, растений, природных явлений, иллюстрации по временам года, подворье животных и сами дидактические игры различной направленности.
Слайд 8.
А это наши любимые игры с песком и водой.
Основная задача опытно-экспериментальных игр с песком и водой – формирование у детей представлений о том, какие особенности имеет сухой и мокрый песок; какие изменения формы песка бывают в зависимости от емкости, в которой он находится; каковы свойства воды; какие предметы плавают в воде, а какие тонут и почему; зачем нам нужны песок и вода в жизни и др.
Слайд 9.
Экспериментируем.
Эксперименты и опыты – это наблюдения, проводящиеся в специально организованных условиях. Специально организованные опытно-экспериментальные ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Экспериментальная деятельность побуждает дошкольников сравнивать, сопоставлять, идет развитие наблюдательности, мышления, восприятия, воображения.
Слайд 10.
Работаем с природным материалом.
Природный материал и работа с ним – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок положительно сказывается на развитии эстетических чувств, развивает навыки и умения, мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность, что важно для подготовки к школе. Дети учатся самостоятельности, аккуратности, бережному отношению к материалам. Расширяется кругозор, формируется любовь к природе, родному краю.
Слайд 11.
А это наши поделки. Все из подручного материала.
Слайд 12.
Вот так мы заботимся о наших комнатных растениях.
Ежедневно в уголке природы дежурят двое ребят. Они с удовольствием выполняют свои обязанности дежурных и относятся к работе очень ответственно. В процессе ухода за растениями уголка дети получают представление о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия нужно создать, чтобы растениям было хорошо. Уход за растениями способствует эколого-эстетическому развитию дошкольников.
При рассматривании комнатных растений внимание детей направляется на красоту цветов и листьев, на то, как растения нашего уголка украшают комнату. Тем самым развиваются эстетические чувства ребенка.
В уголке природы созданы такие условия (разнообразие комнатных растений по происхождению, по разнообразию семейств, по размеру), чтобы дети видели красоту растений, разнообразие их красок и форм, предпочтение живых растений перед искусственными.
Слайд 13.
Мой зелененький цветок
Вырос на окошке.
Тянет каждый свой листок
К солнцу, как ладошки.
Вырос он и удивился
Что в нашей группе появился.
Он хотя и маленький,
Но зато удаленький.
Сажаем бегонию вечноцветущую.
Слайд 14.
Цветочный калейдоскоп.
Небольшая часть комнатных растений нашего уголка природы.
Слайд 15.
Спасибо за внимание! И приходите в гости!
Слайд 16.
В презентации был использован шаблон автора: Дьячковой Натальи Анатольевны, учителя биологии и ИЗО МБОУ Верхнесоленовская СОШ Веселовского района Ростовской области. Сайт «

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода