Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Чингисхан — биография. С

Имя: Чингисхан (Тэмуджин)

Государство: Монгольская империя

Сфера деятельности: Политика, армия

Величайшее достижение: Объединил кочевые племена монголов, создал самую крупную по территории империю в истории

Монгольский воин и правитель Чингисхан создал Монгольскую империю, самую большую в мире по площади за всю историю человечества, объединив разрозненные племена в Северо-Восточной Азии.

«Я - кара Господня. Если вы не совершали смертельных грехов, Господь не пошлет вам кару в лице меня!». Чингисхан

Чингисхан родился в Монголии около 1162 года, при рождении ему дали имя Темуджин. Женился он в 16 лет и за всю жизнь имел много жен. В 20 лет он начал создавать большую армию с намерением завоевать отдельные племена в Северо-Восточной Азии и объединить их под своей властью. Он преуспел: Монгольская империя стала крупнейшей в мире, гораздо больше Британской, и существовала и после смерти Чингисхана (1227 год).

Ранние годы Чингисхана

Родившись в Монголии около 1162 года, Чингисхан получил имя Темуджин - так звали татарского вождя, которого захватил в плен его отец Есугей. Молодой Темуджин был членом племени Борджигина и потомком Хабула-хана, который в начале 1100-х годов ненадолго объединил монголов против династии Цзинь (Чин) на севере Китая. Согласно «Тайной истории монголов» (современный рассказ о монгольской истории), Темуджин родился с кровяным сгустком в руке - в монгольском фольклоре это считалось знаком того, что ему суждено стать властелином мира. Его мать, Хоэлун, учила его выживать в мрачном бурном монгольском племенном обществе и внушала мысль о необходимости создавать союзы.

Когда Темуджину было 9 лет, отец отвез его жить в семью будущей невесты, Бортэ. Возвращаясь домой, Есугей столкнулся с татарским племенем. Его пригласили к застолью, где отравили за прошлые преступления против татар. Узнав о смерти своего отца, Темуджин вернулся домой, чтобы претендовать на титул главы клана. Однако клан отказался признать ребенка правителем и изгнал Темуджина и его младших и сводных братьев, обрекая их на нищенское существование. Семье приходилось очень тяжело, и однажды в споре о добыче на охоте Темуджин поссорился со сводным братом Бехтером и убил его, утвердив тем самым свою позицию главы семьи.

В 16 лет Темуджин женился на Бортэ, укрепив союз между ее племенем Конкират и своим собственным. Вскоре после этого Бортэ была похищена племенем Меркит, и ее забрал себе их вождь. Темуджин отбил ее, и вскоре после этого она родила своего первого сына Джучи. Хотя пленение Бортэ ставит под сомнение происхождение Джучи, Темуджин принял его как своего. С Бортэ у Темуджина было четверо сыновей, а также много других детей с другими женами, что было обычным делом для Монголии того времени. Тем не менее, только его сыновья от Бортэ имели право на наследование.

Чингисхан — «Универсальный правитель»

Когда Темуджину было около 20 лет, его захватили в плен бывшие союзники семьи, тайцзиты. Один из них помог ему бежать, и вскоре Темуджин вместе со своими братьями и несколькими другими кланами собрал свое первое войско. Так он начал медленное восхождение к власти, построив большую армию в более чем 20 тыс. человек. Он намеревался устранить возведенную в традицию вражду между племенами и объединить монголов под своей властью.

Великолепно владеющий военной тактикой, беспощадный и жестокий, Темуджин отомстил за убийство своего отца, уничтожив татарскую армию. Он приказал убить каждого татарского мужчину ростом выше колеса телеги. Затем, используя свою кавалерию, монголы Темуджина победили тайчиутов, перебив всех их вождей. К 1206 году Темуджин также победил мощное племя Найман, тем самым получив контроль над центральной и восточной Монголией.

Быстрый успех монгольской армии во многом обязан блестящей военной тактике Чингисхана, а также пониманию мотивов его врагов. Он использовал обширную шпионскую сеть и быстро перенимал новые технологии у своих врагов. Хорошо обученная монгольская армия из 80 000 бойцов управлялась сложной системой сигнализации - дымом и горящими факелами. Большие барабаны озвучивали команды для зарядки, а дальнейшие приказы передавались сигналами флага. Каждый солдат был полностью снаряжен: его вооружили луком, стрелами, щитом, кинжалом и арканом. У него были большие седельные сумки для еды, инструментов и запасной одежды. Сумка была водонепроницаемой, и ее можно было надуть, чтобы не утонуть при пересечении глубоких и стремительных рек. Кавалеристы носили небольшой меч, копья, бронежилет, боевой топор или булаву и копье с крюком, чтобы отталкивать врагов от своих лошадей. Атаки монголов были очень разрушительными. Поскольку они могли управлять скачущей лошадью только ногами, их руки были свободны для стрельбы из лука. За всей армией следовала хорошо организованная система снабжения: пища для солдат и коней, военная техника, шаманы для духовной и медицинской помощи, а также счетоводы для учета трофеев.

После побед над враждующими монгольскими племенами их главы согласились на мир и дали Темуджину титул «Чингисхан», что означает «универсальный правитель». Звание имело не только политическое, но и духовное значение. Верховный шаман объявил Чингисхана представителем Монкке Коко Тенгри («Вечное голубое небо»), верховным богом монголов. Божественный статус давал право утверждать, что судьба его - править миром. Хотя , но игнорировать Великого Хана было равнозначно игнорированию воли Бога. Именно поэтому, нимало не сомневаясь, Чингисхан скажет одному из своих врагов: «Я - кара Господня. Если вы не совершали смертельных грехов, Господь не пошлет вам кару в лице меня!».

Основные завоевания Чингисхана

Чингисхан не терял времени, извлекая выгоду из вновь приобретенной божественности. В то время как его армия духовно вдохновлялась, монголы оказались лицом к лицу с серьезными трудностями. Продовольствие и ресурсы уменьшались по мере роста населения. В 1207 году Чингисхан выставил свои армии против королевства Си Ся и через два года заставил его сдаться. В 1211 году армии Чингисхана завоевали династию Цзинь на севере Китая, прельстившись отнюдь не художественными и научными чудесами великих городов, а скорее бесконечными рисовыми полями и легким обогащением.

Хотя кампания против династии Цзинь продолжалась почти 20 лет, армии Чингисхана также активно воевали на западе против пограничных империй и мусульманского мира. Первоначально Чингисхан использовал дипломатию для установления торговых отношений с династией Хорезма, империи с «головой» в Турции, которая включала Туркестан, Персию и Афганистан. Но на монгольский дипломатический караван напл губернатор Отрара, который, видимо, посчитал, что это лишь прикрытие для шпионской миссии. Когда Чингисхан услышал об этом оскорблении, он потребовал, чтобы ему выдали губернатора, и для этого откомандировал посла. Шах Мухаммад, глава династии Хорезма, не только отказался от требования, но и в знак протеста отказал в приеме монгольскому послу.

Это событие могло спровоцировать волну сопротивления, которая охватила бы центральную Азию и восточную Европу. В 1219 году Чингисхан лично взял на себя планирование и осуществление трехступенчатой ​​атаки 200 тыс. монгольских солдат против династии Хорезма. Монголы беспрепятственно прошли через все укрепленные города. Тех, кто уцелел во время штурма, выставляли живым щитом перед монгольской армией, когда монголы брали следующий город. В живых не оставляли никого, включая мелких домашних животных и скот. Черепа мужчин, женщин и детей складывали в высокие пирамиды. Один за другим покорялись города, и в конце концов Шах Мухаммад, а затем его сын были схвачены и убиты, в результате чего в 1221 году династия Хорезма прекратила свое существование.

Ученые называют период после кампании Хорезма монгольским. Со временем завоевания Чингисхана соединили крупные торговые центры Китая и Европы. Империей управлял правовой кодекс, известный как Яса. Этот кодекс был разработан Чингисханом, основывался на общем монгольском праве, но содержал указы, запрещавшие кровную вражду, прелюбодеяние, кражу и лжесвидетельство. Также в Ясе содержались законы, отражавшие монгольское уважение к окружающей среде: запрет на купания в реках и ручьях, приказ любому солдату, следующему за другим, подобрать все, что обронил первый солдат. Нарушение любого из этих законов обычно наказывалось смертью. Продвижение по военной и правительственной служебной лестнице основывалось не на традиционных линиях наследственности или этнической принадлежности, а на заслугах. Имелись налоговые льготы для высокопоставленных священников и некоторых мастеров-ремесленников, а также была закреплена веротерпимость, которая отражала давнюю монгольскую традицию воспринимать религию как личное убеждение, не подлежащее осуждению или вмешательству. Эта традиция имела практическое применение, так как в империи было так много разных религиозных групп, что было бы довольно обременительно навязывать им одну религию.

С уничтожением династии Хорезма Чингисхан снова обратил свое внимание на восток - в Китай. Тангуты Си Ся не подчинялись его приказам прислать войска в хорезмскую кампанию и открыто протестовали. Захватывая города тангутов, Чингисхан в конце концов взял столицу Нин Хиа. Вскоре тангутские сановники сдались один за другим, и сопротивление закончилось. Однако Чингисхан еще не полностью отомстил за измену - он распорядился о казни императорской семьи, тем самым уничтожив государство тангутов.

Чингисхан умер в 1227 году, вскоре после завоевания Си Ся. Точная причина его смерти неизвестна. Некоторые историки утверждают, что он упал с лошади во время охоты и умер от усталости и травм. Другие утверждают, что он умер от респираторного заболевания. Чингисхан был похоронен в тайном месте в соответствии с обычаями своего племени, где-то на его родине, рядом с рекой Онон и горами Хэнтий в северной Монголии. Согласно легенде, похоронный эскорт убил всех, с кем столкнулся, чтобы скрыть местоположение захоронения, и река была проложена над могилой Чингисхана, полностью закрыв к ней доступ.

До своей смерти Чингисхан вручил высшее руководство своему сыну Угедею, который контролировал большую часть Восточной Азии, включая Китай. Остальная империя была разделена между его другими сыновьями: взял центральную Азию и северный Иран; Толуй, будучи самым молодым, получил небольшую территорию у монгольской родины; и Джучи (который был убит до смерти Чингисхана) и его сын Батый взяли под контроль современную Россию и . Расширение империи продолжалось и достигло своего пика под руководством Угедея. Монгольские армии в конечном итоге вторглись в Персию, династию Сун на юге Китая и на Балканы. Когда монгольские войска достигли ворот Вены (Австрия), верховный командующий Батый получил известие о смерти великого хана Угедея и вернулся в Монголию. Впоследствии кампания затухла, отметив собой самое дальнее вторжение монголов в Европу.

Среди многих потомков Чингисхана есть Кубилай-хан, сын сына Толуя, младшего сына Чингисхана. В юном возрасте Кубилай проявлял большой интерес к китайской цивилизации и на протяжении всей своей жизни много сделал для включения китайских обычаев и культуры в монгольское правление. Кубилай добился известности в 1251 году, когда его старший брат Монкке стал ханом Монгольской империи и назначил его губернатором южных территорий. Кубилай запомнился ростом сельскохозяйственного производства и расширением монгольской территории. После смерти Монкке Кубилай и его другой брат, Арик Боке, боролись за контроль над империей. После трех лет межплеменной войны Кубилай победил и стал великим ханом и императором китайской династии Юань.

Чингисхан был основателем и великим ханом Монгольской империи. Он объединил разрозненные племена, организовал завоевательные походы в Среднюю Азию, Восточную Европу, на Кавказ и в Китай. Собственное имя правителя - Тэмуджин. После его смерти наследниками стали сыновья Чингисхана. Они значительно расширили территорию улуса. Еще больший вклад в территориальное устройство внес внук императора - Бату - хозяин Золотой Орды.

Личность правителя

Все источники, по которым можно характеризовать Чингисхана, были созданы после его смерти. Особенное значение среди них имеет "Сокровенное сказание". В этих источниках присутствует описание и внешности правителя. Он был высокого роста, с крепким телосложением, широким лбом и длинной бородой. Кроме этого, описываются и черты его характера. Чингисхан происходил из народа, вероятно, не имевшего письменности и государственных институтов. Поэтому монгольский правитель не имел какого-либо образования. Однако это не помешало ему стать талантливым полководцем. Организаторские способности сочетались в нем с самообладанием и непреклонной волей. Чингисхан был приветлив и щедр в той степени, которая была необходима для сохранения привязанности его сподвижников. Он не отказывал себе в радостях, но вместе с этим не признавал излишеств, которые не могли совмещаться с его деятельностью в качестве полководца и правителя. Как свидетельствуют источники, Чингисхан дожил до старости, сохранив свои умственные способности в полной мере.

Наследники

В течение последних лет жизни правителя очень беспокоила судьба его империи. Только некоторые сыновья Чингисхана имели право занять его место. У правителя было много детей, все они считались законными. Но только четверо сыновей от жены Бортэ могли стать наследниками. Эти дети очень отличались друг от друга и по чертам характера, и по склонностям. Старший сын Чингисхана появился на свет вскоре после возвращения Бортэ из меркитского плена. Его тень всегда преследовала мальчика. Злые языки и даже второй сын Чингисхана, имя которого впоследствии прочно войдет в историю открыто называли его "меркитским выродком". Мать всегда защищала ребенка. При этом сам Чингисхан всегда признавал его своим сыном. Тем не менее мальчика всегда упрекали в незаконнорожденности. Однажды Чагатай (сын Чингисхана, второй наследник) открыто обозвал брата в присутствии отца. Конфликт чуть не перерос в настоящую драку.

Джучи

Сын Чингисхана, родившийся после меркитского плена, отличался некоторыми особенностями. Они, в частности, проявлялись в его поведении. Устойчивые стереотипы, которые наблюдались в нем, сильно отличали его от отца. К примеру, Чингисхан не признавал такого понятия, как пощада к врагам. Он мог оставить в живых только маленьких детей, которых впоследствии усыновляла Оэлун (его мать), а также доблестных багатуров, которые принимали монгольское подданство. Джучи же, напротив, отличался добротой и гуманностью. Например, в ходе осады Гурганджа хорезмийцы, которые абсолютно были измучены войной, просили принять их капитуляцию, пощадить их, оставить в живых. Джучи высказался в их поддержку, но Чингисхан категорически отверг такое предложение. В результате гарнизон осадного города частично вырезали, а сам он был затоплен водами Амударьи.

Трагическая смерть

Непонимание, которое установилось между сыном и отцом, постоянно подогревалось наговорами и интригами родственников. Со временем конфликт углубился и привел к возникновению устойчивого недоверия правителя к своему первому наследнику. Чингисхан начал подозревать, что Джучи желает стать популярным у завоеванных племен, чтобы впоследствии отделиться от Монголии. Историки сомневаются в том, что наследник действительно к этому стремился. Тем не менее в начале 1227 года Джучи со сломанным позвоночником был обнаружен мертвым в степи, где охотился. Безусловно, его отец не был единственным человеком, которому была выгодна смерть наследника и у которого были возможности оборвать его жизнь.

Второй сын Чингисхана

Имя этого наследника было известно в кругах, приближенных к монгольскому престолу. В отличие от погибшего брата, он характеризовался строгостью, исполнительностью и даже определенной жестокостью. Эти черты и поспособствовали тому, что Чагатай был назначен "хранителем Ясы". Эта должность аналогична посту верховного судьи или генерального прокурора. Чагатай всегда неукоснительно следовал закону, он был беспощаден к нарушителям.

Третий наследник

Немногие знают, как звали сына Чингисхана, являвшегося следующим претендентом на престол. Им был Угэдэй. Первый и третий сыновья Чингисхана были похожи характерами. Угэдэй также отличался терпимостью и добротой к людям. Однако его особенностью была страсть к охоте в степи и выпивке с друзьями. Однажды, выехав в совместную поездку, Чагатай и Угэдэй увидели мусульманина, который мылся в воде. Согласно религиозному обычаю, каждому правоверному надлежит несколько раз в течение дня совершать намаз, а также ритуальное омовение. Но эти действия были запрещены по монгольскому обычаю. Традиция не допускала омовений где бы то ни было в течение всего лета. Монголы считали, что мытье в озере или реке вызывает грозу, которая очень опасна для путников в степи. Поэтому такие действия рассматривались как угроза жизни для них. Дружинники (нухуры) безжалостного и законопослушного Чагатая схватили мусульманина. Угэдэй, предполагая, что нарушитель лишится головы, отправил своего человека к нему. Посланец должен был сказать мусульманину, что тот якобы уронил золотой в воду и искал его там (чтобы остаться в живых). Нарушитель так и ответил Чагатаю. За этим последовал приказ нухурам отыскать монету в воде. Дружинник Угэдэя подбросил золотой в воду. Монету нашли и вернули мусульманину как "законному" ее владельцу. Угэдэй, прощаясь со спасенным, вынул горсть золотых из кармана и протянул их человеку. При этом он предупредил мусульманина о том, чтобы когда тот в следующий раз уронит монету в воду, не искал ее, не нарушал закон.

Четвертый преемник

Младший сын Чингисхана, как свидетельствуют китайские источники, родился в 1193 году. В это время его отец был в чжурчженьском плену. Пребывал он там вплоть до 1197 года. В этот раз измена Бортэ была очевидна. Однако Чингисхан признал сына Тулуя своим. При этом внешне ребенок имел вполне монгольскую внешность. Все сыновья Чингисхана обладали своими особенностями. Но Тулуй был награжден природой наибольшими талантами. Он отличался наивысшим нравственным достоинством, обладал незаурядными способностями организатора и полководца. Тулуй известен как любящий муж и благородный мужчина. Он взял в жены дочь погибшего Ван-хана (главы кераитов). Она, в свою очередь, была христианкой. Тулуй не мог принять религию жены. Будучи Чингисидом, он должен исповедовать веру предков - бон. Своей жене Тулуй не только разрешил отправлять все надлежащие христианские обряды в "церковной" юрте, но и принимать монахов, и иметь при себе священников. Гибель четвертого наследника Чингисхана без всякого преувеличения можно назвать героической. Чтобы спасти заболевшего Угэдэя, Тулуй добровольно принял сильное зелье шамана. Так, отводя болезнь от брата, он стремился привлечь ее к себе.

Правление наследников

Все сыновья Чингисхана обладали правом управлять империей. После устранения старшего брата преемников осталось трое. После смерти отца до избрания нового хана улусом управлял Тулуй. В 1229 году состоялся курултай. Здесь был выбран, согласно воле императора, новый правитель. Им стал терпимый и мягкий Угэдэй. Этот наследник, как выше было сказано, отличался добротой. Однако это качество не всегда на пользу правителю. В годы его ханства руководство улусом очень ослабло. Администрирование осуществлялось преимущественно за счет строгости Чагатая и благодаря дипломатическим способностям Тулуя. Сам же Угэдэй вместо государственных дел предпочитал кочевать в Западной Монголии, охотясь и пируя.

Внуки

Они получили различные территории улуса или значимые должности. Старшему сыну Джучи - Орда-Ичэн, досталась Белая Орда. Эта область располагалась между хребтом Тарбагатаем и Иртышом (район Семипалатинска сегодня). Следующим был Батый. Сын Чингисхана оставил ему в наследство Золотую Орду. Шейбани (третьему преемнику) полагалась Синяя Орда. Правителям улусов было выделено также по 1-2 тысячи воинов. При этом численность тогда достигала 130 тыс. чел.

Бату

По русским источникам он известен как Сын Чингисхана, погибший в 1227 г., за три года до этого получил во владение Кипчакскую степь, часть Кавказа, Русь и Крым, а также Хорезм. Наследник правителя умер, владея только Хорезмом и азиатской частью степи. В 1236-1243-х гг. состоялся общемонгольский поход на Запад. Его возглавил Батый. Сын Чингисхана передал своему наследнику некоторые черты характера. В источниках значится прозвище Саин-хан. По одной из версий, оно означает "добродушный". Этим прозвищем обладал Царь Батый. Сын Чингисхана умер, как выше было сказано, владея только небольшой частью своего наследства. В результате похода, совершенного в 1236-1243-х гг., к Монголии отошли: западная часть в северокавказские и поволжские народы, а также Волжская Булгария. Несколько раз под руководством Батыя войска нападали на Русь. В своих походах армия монголов дошла до Центральной Европы. Фридрих Второй, бывший тогда императором Рима, попытался организовать сопротивление. Когда же Батый стал требовать покорности, тот ответил, что мог бы быть сокольничим у хана. Столкновения, однако, между войсками не произошло. Некоторое время спустя Батый осел в Сарай-Бату, на берегах Волги. Походы на Запад он больше не совершал.

Укрепление улуса

В 1243 году Батый узнал о смерти Угэдэя. Его армия отошла к Нижней Волге. Здесь был основан новый центр улуса Джучи. Каганом на курултае 1246 года был избран Гуюк (один из наследников Угэдэя). Он был давним врагом Батыя. В 1248 г. Гуюк умер, а в 1251 г. четвертым правителем избрали лояльного Мунке, участника Европейской кампании с 1246 г. по 1243 г. Для поддержки нового хана Батый отправил Берке (своего брата) с войском.

Отношения с князьями Руси

В 1243-1246 гг. все русские правители приняли зависимость от Монгольской империи и Золотой Орды. (Владимирский князь) был признан в качестве старейшего на Руси. Он получил разоренный в 1240 году монголами Киев. В 1246 г. Батый отправил Ярослава на курултай в Каракорум в качестве полномочного представителя. Там русского князя отравили сторонники Гуюка. Михаил Черниговский погиб в Золотой Орде за то, что отказался пройти в юрту хана между двух огней. Монголы расценили это как наличие злого умысла. Александр Невский и Андрей - сыновья Ярослава - также направились в Орду. Приехав оттуда в Каракорум, первый получил Новгород и Киев, а второй - Владимирское княжение. Андрей, стремясь противостоять монголам, заключил союз с сильнейшим в то время князем в Южной Руси - Галицким. Это послужило причиной карательного похода монголов в 1252 г. Войско Орды во главе с Неврюем победило Ярослава и Андрея. Батый передал ярлык на Владимир Александру. строил свои отношения с Батыем несколько иным образом. Он изгнал ордынских баскаков из своих городов. В 1254 г. он разбил войско, возглавляемое Куремсой.

Карокорумские дела

После избрания в 1246 году Гуюка в качестве великого хана произошел раскол между потомками Чагатая и Угэдэя и наследниками двух остальных сыновей Чингисхана. Гуюк вышел в поход против Бату. Однако в 1248 году, в то время когда его армия расположилась в Мавераннахре, он внезапно скончался. Согласно одной из версий, его отравили сторонники Мунке и Батыя. Первый стал впоследствии новым правителем Монгольского улуса. В 1251 г. Батый отправил войско под руководством Бурундая под Ортар в помощь Мунке.

Потомки

Преемниками Батыя стали: Сартак, Тукан, Улагчи и Абукан. Первый был приверженцем христианской религии. Дочь Сартака вышла замуж за Глеба Васильковича, а дочь внука Батыя стала женой св. Федора Черного. В этих двух браках родились белозерские и ярославские князья (соответственно).

Смерть Чингисхана. Основные версии

Чингисхан умер в 1227 году во время похода на . По предсмертному желанию Чингисхана его тело было перевезено на родину и предано земле в районе горы Буркан-калдун.
По официальной версии «Сокровенного сказания», по пути на Тангутское государство он упал с коня и сильно расшибся во время охоты на диких лошадей-куланов и заболел:
«Порешив идти на Тангутов по окончанию зимнего периода того же года, Чингисхан провел новый переучет войска и осенью года Собаки (1226г.) выступил в поход на Тангутов. Из ханш за государем последовала Есуй-ха
тун. По пути во время облавы на Арбухайских диких лошадей-куланов, которые водятся там во множестве, Чингисхан сидел верхом на коричнево-сером коне. При налете куланов его коричнево-серый поднялся на дабы, причем государь упал и сильно расшибся. Поэтому сделали остановку в урочище Цоорхат. Прошла ночь, а наутро Есуй-хатун сказала царевичам и нойонам: «У государя ночью был сильный жар. Надо обсудить положение».
Далее в тексте «Сокровенного сказания» говорится, что «Чингисхан, после окончательного разгрома тангутов, возвратился и восшел на небеса в год Свиньи» (1227 г.) Из Тангутской добычи он особенно щедро наградил Есуй-хатун при самом отшествии своем».
В «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина о смерти Чингисхана сказано следующее:
«Чингисхан умер в пределах страны Тангут от приключившейся с ним болезни. Еще прежде, во время завещания сыновьям и отправки их назад, он заповедовал, что когда с ним случится это событие, они скрыли бы его, не рыдали и не плакали, дабы его кончина не обнаружилась, и чтобы эмиры и войска там выжидали, пока государь и жители Тангута не выйдут из стен города в назначенный срок, тогда всех перебили бы и не допустили, чтобы слух о его смерти быстро дошел до областей, пока улус не соберется вместе. Согласно его завещанию смерть скрыли».
У Марко Поло Чингисхан героически умирает в бою от раны в колено стрелой, у
и в летописи « от неисцелимого недуга, причиной которого был нездоровый климат» или от лихорадки, которой он заразился в тангутском городе, у от удара молнии. Версия гибели Чингисхана от удара молнии встречается только в сочинениях Плано Карпини и брата Ц. де Бридиа. В Центральной Азии смерть от молнии считалась злосчастной до крайней степени.
В татарской летописи
Чингисхан был заколот острыми ножницами во сне молодой тангутской принцессой во время их первой брачной ночи. По другой малораспространенной легенде, он умер во время брачной ночи от смертельной раны, нанесенной зубами тангутской принцессой, которая после этого бросилась в реку Хуан-хэ. Эта река стала называться монголами Хатун-мурэн, что означает «река царицы ».
В пересказе
эта легенда звучит так:
«По распространенной монгольской легенде, которую пришлось слышать и автору, Чингисхан будто умер от раны, причиненной тангутской ханшей, красавицей Кюрбелдишин-хатун, которая провела единственную брачную ночь с Чингисханом, взявшим ее в жены по праву завоевателя после взятия Тангутского царства. Покинувший свою столицу и гарем Тангутский царь Шидурхо-Хаган, отличавшийся хитростью и коварством, будто уговорил свою супругу, оставшуюся там, причинить смертельную рану зубами Чингисхану во время брачной ночи, и его коварство было столь велико, что он послал совет Чингисхану, чтобы ее предварительно обыскали «до ногтей» во избежание покушения на жизнь хана. После укуса, Кюрбелдишин-хатун бросилась будто в реку Хуанхэ, на берегу которой стоял своей ставкой Чингисхан. Эта река после того монголами стала называться Хатун-мюрен, что значит «река царицы».
Аналогичную версию легенды приводит Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского» (1811г.):
«Карпини пишет, что Чингисхан убит громом, а сибирские мунгалы рассказывают, что он, силой отняв у тангутского хана молодую жену, был ночью зарезан ею, и что она боясь казни, утопилась в реке, названной потому Хатун-Гол».
Это свидетельство Н.М.Карамзин, вероятно, заимствовал из классического труда «История Сибири», написанного немецким историком академиком Г.Миллером в 1761г.:
«Известно, как рассказывает Абулгази о смерти Чингиса: по его словам, она последовала на обратном пути из Тангута, после того, как он победил им же самим поставленного, но восставшего против него правителя по имени Шидурку. Монгольские же летописи сообщают об этом совсем другие сведения. Гаудурга, как пишут они, был тогда ханом в Тангуте, на него напал Чингис с целью похитить одну из его жен, о красоте которой он много слышал. Чингису посчастливилось получить желаемую добычу. На обратном пути, во время ночной стоянки на берегу большой реки, которая является границей между Тангутом, Китаем и Монгольской землей и которая через Китай течет в океан, он был убит во время сна своей новой женой, заколовшей его острыми ножницами. Убийца знала, что за свой поступок она получит возмездие от народа. Она предупредила грозившее ей наказание тем, что сразу же после совершенного убийства бросилась в вышеназванную реку и там покончила со своею жизнью. В память о ней эта река, которая называется по-китайски Гюан-го, получила монгольское название Хатун-гол, то есть женская река. Степь при Хатун-голе, в которой погребен этот великий татарский государь и основатель одного из самых больших царств, носит монгольское название Нулун-талла. Но неизвестно, погребали ли там и других татарских или монгольских государей из рода Чингиса, как рассказывает Абулгази об урочище Бурхан-калдин».
Г.Миллер источником этих сведений называет татарскую рукописную летопись хана Абулагази и «
. Однако сведения о том, что Чингисхан был заколот острыми ножницами, приводятся только в летописи Абулагази; в «Золотой летописи» этой детали нет, хотя весь остальной сюжет совпадает.
В монгольском сочинении «Шастра Орунга» написано следующее: «Чингисхан в лето года гэ-коровы на шестьдесят шестом году своей жизни в городе
одновременно со своей женой Гоа Хулан, переменив тело, показал вечность».
Все перечисленные версии одного и того же памятного для монголов события на удивление сильно отличаются друг от друга. Последняя же версия вступает в противоречие с «Сокровенным сказанием», в котором говорится, что в конце своей жизни Чингисхан был болен, а рядом с ним находилась его преданная ханша Есуй-хатун.
Таким образом, сегодня существует пять различных версий смерти Чингисхана, каждая из которых имеет авторитетное обоснование в исторических источниках.

Полководец, завоеватель и правитель великой монгольской империи.


Согласно преданию, род Чингиза восходит к монгольскому племени, идущему от женщины по имени Алан-Гоа, которая после кончины мужа, Добун-Баяна, забеременела от луча света. От нее появилось три сына: тех, кто принадлежит к роду этих сыновей, называют нирун. Значение этого слова - чресла, т. е. указание на чистоту чресел утверждает происхождение эти сыновей от сверхестественного света. В шестом колене от Алан-Гоа прямом потомком был Кабул-хан. От внука последнего Есугэй-бахадура пошли те, которые получали название Кият-бурджигин. Слово киян по-монгольски значит "большой поток, текущий с гор в низину, бурный, быстрый и сильный".

Кият - множественное число от Киян: им же назвали тех, кто ближе к началу рода. Детей Есугэй-бахадура прозвали Кият-бурджигины за то, что они были одновременно Кият и бурджигины. Бурджигин же по-тюрски означает человека, у которого синие глаза. Цвет его кожи впадает в желтизку. Мужество бурджигинов вошло в пословицу.

Сын Есугэй-бахадура Чингиз-хан родился в 1162 г. (по другим, более сомнительным данным, в 1155 г.) С ранних лет, оставшись 10 лет от рода сиротой, он претерпел много лишений, превратностей судьбы. Но уже с молодости он научился разбираться в людях и находить верных людей. Богорчин-нойон и Борагул-нойон, которые были рядом с ним и в годы поражения, когда проходилось думать о поисках пищи, были насколько ценимы им, что он сказал однажды: "Да не будет горя и не нужно, чтобы умер Богорчи! Да не будет горя и не годится, чтобы умер Борагул!" Соркан-Шира из племени Тайджиутов, которое захватило в плен Чингиз-хана, способствовавший побегу из плена, впоследствие получил сполна почет и уважение к своей персоне, к детям и сторонникам. Сыну Соркин - Ширэ Джиладкан-бахадуру, имея в виду его мужество, Чингиз-хан посвятил почти поэтические строки:


"Я не видел пешего, который бы сразился и заполучил в свои руки голову непокорных! Я не видел (человека), подобного этому герою!"

Был некто Соркак, названный отец Чингиза. В то время, когда Чингиз еще не был государем, он сказал: многие люди стремятся к власти, но в конце концов во главе станет Тэмуджин и за ним по единодушию племен утвердится царство, ибо он обладает для того способностями и достоинством и на его челе явны. Очевидны признаки небесного всепомоществования и царственной доблести. Слова оказались пророческими. Чрезвычайная деликатность характеризует отношение Чингиза к первой и любимой жене Бортэ. Он никому не позволил усомниться в ее целомудренности после года пребывания ее в плену. Из отношений личной преданности сформировалась модель вассалитета, которую он впоследствии возвел в систему. Личные качества Чингиз-хана при всем их своеобразии вписываются в вековые характеры и в вековые мотивы, которыми жили и живут до сих пор политики: стремление внушить бесспорность своего лидерства, путь (подчас тяжкий) продвижения к верхам власти через вероломство и преданность, через ненависть и любовь, через измены и дружбу, способность оценивать ситуации и принимать решения, приносящие успех.


Преемственную линию от Чингиз-хана пронесли в течение веков его прямые и косвенные потомки - чингизиды в обширном азиатском регионе. Наблюдается определенная идентичность фамильных черт в деятельности чингизидов вообще, так и тех, которые выдвинулись как вожди консолидации и формирования единой казахской государственности. От первенца Чинхиз-хана Джучи в шестнадцатым колене мы имеем знаменитого Аблая, его внука Кенесары. Внук последнего Азимхан (1867-1937) пользовался большим уважением народа. Он участвовал в правительстве Алаш-орда как специалист-гидромелиоратор и способствовал приобщению казахов к земледелию, был репрессирован как "враг народа".

В жизни Чингиз-хана можно выделить два основных. этапа: это период объединения всех монгольских племен в единое государство и период завоевательных походов и создания великой империи. Граница между ними обозначена символически. Первоначальное его имя Тенгрин Огюгсен Темучин. На курултае в 1206 г. он был провозглашен Божественным Чингизханом, его полным именем по-монгольски стало Делкян эзен Суту Богда Чингиз-хан, т. е. Владыка мира, ниспосланный Богом Чингизхан.


В европейской историографии долгое время господствовала традиция изображать Чингиз-хана как кровожадного деспота и варвара. Действительно, он не получил образования и был неграмотным. Но сам факт создания им и его наследниками империи, объединившем 4/5 Старого Света, от устьев Дуная, границ Венгрии, Польши, Великого Новгорода до Тихого океана, и от Ледовитого океана до Адриатического моря, Аравийской пустыни, Гималаев и гор Индии свидетельствует по крайней мере о нем как гениальном полководце и расчетливом администраторе, а не просто завоевателе-разрушителе и террористе.


Как завоеватель он не имеет себе равных в мировой истории. Ему как полководцу были присущи смелость стратегических замыслов, глубокая дальновидность политических и дипломатических расчетов. Разведка, в том числе и экономическая, организация курьерской связи в крупном масштабе для военных и административных целей - это его личные открытия. В переоценке личности Чингиз-хана существенную роль сыграло движение, называемое евразийским. Применительно к Чингиз-хану евразийцы отказались от концепции "татаро-монгольского ига", что связано с идей России-Евразии как особого историко-культурного региона, равно несхожего с Западной Европой, Ближним Востоком или Китаем, России как наследницы монгольской империи XIII-XIV вв. Вторая идея евразийцев - это объяснение причин резкого подъема активности монгольских племен в Забайкалье под руководством Чингиз-хана специфическим признаком - пассионарностью. Человек, наделенной пассионарностью, одержим непреоборимым стремлением к деятельности ради отвлеченного идеала, далёкой цели, для достижения которой пассионарий жертвует не только жизнью окружающих, но и своей собственной. Наблюдаются периоды резкого увеличения числа пассионариев в этносе по сравнению с обывателями. По терминологии Чингиз-хана есть "люди длинной воли", для которых честь и достоинство ценнее всего, благополучия и даже самой жизни. Им противостоят те, что ценят безопасность и благополучие выше их личного достоинства и чести.

Созданная им сеть линий сообщений, открывшая невиданный доступ для правительственных и частных потребностей, обеспечивала торговый и культурный обмен в пределах империи. Чингиз-хан хотел доставить торговле такие удобства, чтобы можно было бы во всей его империи носить золото на голове как обыкновенные сосуды, не опасаясь грабежей и притеснений.

О его внимании к кадровой политике свидетельствуют факты уважения к носителям техники и культуры, забота об образовании своих детей, привлечение потомка дома Киданей Элюй Чуцая к службе. Этот философ и астролог заведовал администрацией, финансами, канцелярией империи. Марко Поло в числе благородных черт Чингиз-хана отмечает то, что он не нарушал прав собственности в завоеванных странах.

Важнейшим компонентом духовного наследия Чингиз-хана является составленный им свод законов, совершенный для своего времени, так называемые Ясы. Он возвел в культ писанный закон, был сторонникам твердого правопорядка.

Важнейшей основой государственности помимо неукоснительного следования закону Чингиз-хан считал религиозность.

Умер Чингиз-хан в 1227 г. и похоронен в местности Пуркаш-Калдун (ныне это место не опознано). Согласно легенде, однажды в этой местности под сенью зеленого дерева Чингиз-хан, испытав "некую внутреннюю отраду", сказал приближенным: "Место нашего последнего жилища должно быть здесь".

В.И.Вернадскому принадлежит идея, что наследие Чингиз-хана имеет "огромное всемирно-историческое значение", благодаря которому "народы различной, нередко очень высокой культуры, получили возможность влиять друг на друга".

Подчеркивая неординарность личных качеств Чингиз-хана, не стоит в противовес традиции, изображавшей его как жестокого завоевателя, приукрашивать политический облик Темучина, а воспринимать его во всей многомерности его черт, как позитивных, так и негативных. Как всякий завоеватель он воевал, следовательно, уничтожал, разрушал, разорял, грабил, но одновременно и привлекал побежденных на свою сторону, старался в целом ряде случаев проявлять хозяйственность, осмотрительность, заботу о будущем и о прочности своих завоеваний.

Чингизизм - понятие, которое счел необходимым ввести в историческую науку казахстанский исследователь В. П.Юдин. Под ним разумелось не только то, что определенные практические традиции, в том числе традиции наследования военного искусства длительное время продолжали действовать на завоеванной им и его потомками большой территории. Имеется в виду нечто другое, именно - идеология, и притом настолько мощная, что могла скрепить в больших масштабах и на длительное время то, что можно назвать геополитическим наследием Чингиз-хана.

Эту идеологию В. П. Юдин называет мировоззрением, идеологией, философией, санкцией общественного строя и структуры социальных институтов, политической и правовой системой, культурологической доктриной, основой просвещения, средством регуляции поведения в обществе.

  • Чингисхан (настоящее имя Темучин или Темуджин) родился 3 мая 1162 года (по другим данным – около 1155 года) в урочище Делюн-Болдок на берегу реки Онон (рядом с озером Байкал).
  • Отец Темучина, Есугей-багатур, был вождем, в своем племени считался героем. Сына он назвал в честь татарского вождя, побежденного им накануне его рождения.
  • Мать Темучина звали Оэлун, она была одной из двух жен Есугей-багатура.
  • Будущий Чингис-хан не получил никакого образования. Его народ был крайне неразвит. На протяжении всей жизни завоеватель огромных территорий не знал ни одного языка, кроме монгольского. В будущем он заставлял своих многочисленных потомков обучаться многим наукам.
  • 1171 год – отец сватает девятилетнего Темучина девочке из соседнего рода и, по обычаю, оставляет его в семье невесты до совершеннолетия. На пути домой Есугей был отравлен.
  • После смерти отца Темучин возвращается в семью. Спустя короткое время жены и дети Есугея были изгнаны и несколько лет скитались по степям. Земли Есугея занимает его родственник.
  • Родственник Темучина видит в нем соперника и преследует его. Но семье Есугей-багатура все же удается перекочевать в безопасное место.
  • Через некоторое время Темучин женится на Бортэ – девушке, которой был сосватан. Ему удается найти поддержку у друга покойного отца, могущественного хана Торгула. Постепенно у Темучина появляются воины. Он совершает набеги на соседние земли, постепенно завоевывая территории и скот.
  • Около 1200 года – первый серьезный военный поход Темучина. Совместно с Торгулом он ведет войну против татар и выигрывает ее, захватив богатые трофеи.
  • 1202 год – Темучин самостоятельно и успешно воюет с татарами. Постепенно его улус увеличивается и укрепляется.
  • 1203 год – Темучин разбивает коалицию, сложившуюся против него.
  • 1206 год – на курултае Темучин провозглашен Чингис-ханом (великим ханом над всеми племенами). Монгольские племена объединяются в единое государство, во главе которого встает Темучин. Он издает новый свод законов – Яса. Чингисхан активно ведет политику, направленную на объединение враждующих ранее племен. Население Монгольского государства он делит на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч (тумены), не обращая внимание на принадлежность своих граждан к племенам. В этом государстве все крепкие здоровые мужчины считаются воинами, которые в мирное время занимаются хозяйством, а в случае войны берутся за оружие. Таким образом Темучин смог получить под свое командование 95-тысячное войско.
  • 1207 – 1211 годы – в этот период Чингисхан со своим войском завоевывает земли уйгуров, киргизов и якутов. Фактически, территорией Монгольского государства становится вся Восточная Сибирь. Все покоренные народы обязаны платить Чингисхану дань.
  • 1209 год – Темучин завоевывает Среднюю Азию. Теперь он намерен покорить Китай.
  • 1213 год – Чингисхан («Истинный властитель», как он себя называет) вторгается в Китайскую империю, потратив предыдущие два года на завоевание приграничных территорий. Поход Чингисхана в Китай можно считать триумфальным – он целенаправленно продвигается в центр страны, сметая малейшее сопротивление на своем пути. Многие китайские полководцы сдаются ему без боя, некоторые переходят на его сторону.
  • 1215 год – Чингисхан окончательно утверждается в Китае, завоевывает Пекин. Война монголов с Китаем продолжится до 1235 года, и завершит ее уже преемник Чингисхана Удэгей.
  • 1216 год – разоренный Китай больше не в состоянии, как раньше, торговать с монголами. Чингисхан все чаще предпринимает походы на запад. В его планы входит завоевание Казахстана и Средней Азии.
  • 1218 год – интересы торговли вынуждают Чингисхана вести дипломатические переговоры с хорезхшахом Мухаммедом, владевшим Ираном и мусульманскими территориями Средней Азии. Между двумя правителями достигнута договоренность о добрососедских отношениях, и Чингисхан отправляет в Хорезм первых купцов. Но правитель города Отрара обвиняет купцов в шпионаже и убивает их. Мухаммед не выдал нарушившего договоренность хана, вместо этого он казнил одного из послов Чингисхана, а другим обрезал бороды, нанеся тем самым тяжкое оскорбление всему Монгольскому государству. Война становится неизбежной. Войско Чингисхана поворачивает на запад.
  • 1219 год – Чингисхан лично участвует в среднеазиатском походе. Монгольское войско разделено на несколько частей, которыми командуют сыновья предводителя. Город Отрар, в котором убили купцов, монголы сравняли с землей.
  • Одновременно Чингисхан отправляет сильное войско под командованием своих сыновей Джебе и Субедея в «западные земли».
  • 1220 год – Мухаммед побежден. Он бежит, отряды Чингисхана преследуют его через Персию, Кавказ и южные земли Руси.
  • 1221 год – Чингисхан завоевывает Афганистан.
  • 1223 год – монголы полностью захватывают территории, ранее принадлежавшие Мухаммеду. Они простираются от реки Инд до берега Каспийского моря.
  • 1225 год – Чингисхан возвращается в Монголию. В этом же году из русских земель приходит войско Джебе и Субедея. Русь не захвачена ими только потому, что ее покорение не являлось целью разведывательного похода. Слабость раздробленной Руси в полной мере показала битва на реке Калке 31 мая 1223 года.
  • После возвращения в Монголию Чингисхан вновь предпринимает поход по Западному Китаю.
  • Начало 1226 года – новый поход на страну тангутов.
  • Август 1227 года – в разгар кампании против тангутов астрологи сообщают Чингисхану, что ему грозит опасность. Завоеватель принимает решение вернуться в Монголию.
  • 18 августа 1227 года – Чингисхан умирает по пути в Монголию. Точное место его захоронения неизвестно.
Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода