Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Тяжелая боевая машина пехоты бмп т 15. Концепция и перспективы применения

Новый основной боевой танк России Т-14 «Армата» привлек к себе пристальное внимание аналитиков, пытающихся установить, сделала ли наконец Россия такую машину, которая не уступает лучшим натовским образцам.

Но Т-15 «Армату», предназначенную для перевозки войск и имеющую такой же корпус, как и у Т-14, специалисты обошли вниманием, хотя она коренным образом отличается от своих предшественниц и, возможно, лучше адаптирована к реалиям современного боя на Ближнем Востоке и в Восточной Европе, обладая более совершенным показателями живучести, чем ее ближайшие аналоги в США.

Тяжелая боевая машина пехоты

В Т-15 нашли свое воплощение две категории транспортно-боевых средств: это боевая машина пехоты (БМП), широко используемая в современных механизированных армиях мира, и тяжелый бронетранспортер (БТР), который встречается гораздо реже и лишь недавно обрел известность.

Боевая машина пехоты была задумана в 1960-е годы на пике холодной войны в ожидании столкновения оснащенных танками армий Варшавского договора и НАТО. Среди предпосылок для ее создания были следующие:

А. Танки являлись главным оружием на европейском театре военных действий, а поэтому чрезвычайно важным стало взаимодействие с ними и борьба против них.

Б. Танковые дивизии должны были стремительно наступать, глубоко прорывая оборону противника. Следовательно, пехоте нужны были боевые машины, дабы не отставать от танков и преодолевать преграды, когда потребуется поддержка пехотных частей и подразделений.

В. Для поддержания темпов наступления боевым машинам пехоты необходимы были броня и оружие, чтобы срывать действия легко вооруженного противника из засад и превозмогать беспокоящий огонь из пулеметов и легких орудий. БМП также нуждались в защите от поражающих факторов ядерного, химического и биологического оружия, которое в ходе такого конфликта мог применить противник. Однако защиту от многочисленных образцов противотанкового оружия, могущего найти применение на полях сражений холодной войны, считали непрактичной и неэкономичной.

В 1960-е годы Советский Союз создал БМП-1. Это была скоростная, легкобронированная машина, которая весила всего 14 тонн и могла перевозить восемь пехотинцев. На ней имелась башня с противотанковой ракетной установкой и безоткатным орудием. На новом варианте БМП-2 безоткатное орудие (которое оказалось неэффективным) заменили 30-миллиметровой автоматической пушкой для борьбы с пехотой и легкобронированными целями. У НАТО вскоре появились свои собственные образцы. Например, у БМП M2 «Брэдли» было аналогичное вооружение, но из-за своей тяжелой брони она весила в два с лишним раза больше.

Эти машины оказались весьма популярны, потому что обладали значительной огневой мощью, хотя и были уязвимы для переносных гранатометов с реактивными гранатами и противотанковых управляемых ракет большей дальности, а также для автоматических пушек БМП противника.

Когда холодная война подошла к своему завершению, многие современные армии вместо стремительного и маневренного боя стали принимать участие в тяжелых и упорных боевых действиях в таких местах как Бейрут, Сараево, Грозный, Фаллуджа и сектор Газа, а теперь и Алеппо. В городских условиях бронированная техника легко может попасть в засаду, и поэтому во избежание ненужных потерь пехота должна оказывать ей непосредственную поддержку.

Далее, современные системы противотанкового оружия легко пробивают большинство БМП. В войне сверхдержав не на жизнь, а на смерть это обстоятельство времен холодной войны было приемлемо, но сегодня военные ведомства уже не могут беспечно пожать плечами, когда какой-нибудь боевик уничтожает из РПГ (реактивный противотанковый гранатомет) целое отделение солдат в легко бронированном транспортере.

Контекст

NI: «Армата» против «Абрамса»

The National Interest 16.09.2016

«Армата» и танковое перевооружение

Русская служба BBC 07.06.2016

«Армата» против «Леопарда»: кто победит?

The National Interest 15.09.2015
Именно такой инцидент заставил израильскую армию приступить к переделке танков в «тяжелые БТР», способные выдержать огонь мощного вооружения противника. До этого было очень мало попыток создать БТР на базе танкового корпуса, и весьма заметным исключением стали БТР «Кенгуру», применявшиеся армиями Британии и Канады в годы Второй мировой войны.

В первых израильских версиях использовался корпус более старых танков Т-55 и Centurion, на базе которых Израиль создал семейства машин «Ахзарит» и «Нагмашот», соответственно. Но самым важным был БТР «Намер», созданный на шасси современного и очень хорошо вооруженного основного боевого танка «Меркава» IV. БТР «Намер» принимали участие в боевых действиях в 2014 году и пережили попадание не только реактивных гранат, но и смертоносных противотанковых ракет «Корнет». Однако у БТР Namer нет собственного тяжелого оружия.

Т-15 — это боевая бронированная машина на базе универсальной гусеничной платформы танка Т-14, имеющая всю полагающуюся танку броневую защиту. Ее вес составляет 48 тонн, что чуть больше танка Т-90, находящегося на вооружении в российской армии. Тем не менее, она развивает скорость до 70 километров в час, что немного больше, чем у 30-тонной БМП «Брэдли».

Вместо танковой башни Т-14 на Т-15 установлен боевой модуль меньшего размера с дистанционным управлением «Эпоха». Он идентичен безэкипажным боевым модулям «Бумеранг», которые устанавливаются на колесных БТР и на БМП «Курганец». Это очень умный ход с точки зрения унификации деталей. Кстати, эти две последние машины заменят основную часть российских БТР и БМП, а Т-15 будет отдана на вооружение в элитные части и подразделения.

Башня «Эпоха» оснащена 30-миллиметровой автоматической пушкой 2A42, а также ПКТ (пулемет Калашникова танковый). По бокам на стойках смонтированы 4 противотанковых ракетных комплекса «Корнет-ЭМ». «Корнет» — это одна из самых мощных противотанковых ракет из числа имеющихся на вооружении, и в бою этот комплекс поражает танки M1 «Абрамс» и «Меркава». Также идут разговоры об установке другого типа башни с ПТУР «Атака» и 57-миллиметровой автоматической пушкой, благодаря чему у Т-15 появится возможность поражать боевые машины пехоты противника. (Пушка 2A42 с большим трудом пробивает лобовую броню «Брэдли».)

В отличие от Т-14, у Т-15 двигатель расположен в передней части корпуса, чтобы сзади было место для пассажиров. Это дает машине дополнительное преимущество, состоящее в том, что мотор защищает пехоту от удара спереди. Вместимость пассажирского отсека неизвестна, но некоторые источники говорят о семи и девяти бойцах. Безусловно, цифра девять предпочтительнее, ведь маленькому подразделению, скажем, численностью шесть человек (именно столько перевозит американская БМП «Брэдли»), будет трудно самостоятельно захватить здание или обеспечить оборону периметра.

У Т-15 такая же композитная броня и системы защиты, как у Т-14, хотя и в иной компоновке. Более подробно о том, как эти системы способны защитить от американской ракеты TOW, можно прочитать здесь. Вот резюме:

Для начала, Т-15 имеет комплекс активной защиты «Афганит», в котором используются РЛС (радиолокационная станция) с миллиметровой длиной волн, обнаруживающие подлетающие снаряды и ракеты. Сначала он может применить дымовые гранаты, выстреливаемые из четырех пусковых установок, чтобы помешать действию систем визуального и инфракрасного наведения. Пять противоснарядных мортир, установленных на корпусе Т-15, могут сбивать своими снарядами подлетающие ракеты. (На башне танка Т-14 установлено 10 пусковых труб системы «Афганит», а его РЛС автоматически поворачивают башню в сторону подлетающего снаряда/ракеты.)

Израильские комплексы активной защиты «Трофи», которыми в настоящее время оснащены БТР «Намер» и танки «Меркава», очень хорошо проявили себя в борьбе с противотанковыми ракетами, а поэтому «Афганит» также может обеспечить надежную защиту.

Те снаряды, которые успешно уклоняются от комплекса активной защиты, затем сталкиваются с системой двуслойного динамического бронирования «Малахит». Это блоки взрывчатого вещества, детонирующие в сторону подлетающего снаряда/ ракеты непосредственно перед их попаданием в корпус машины. Таким образом, боевой заряд снаряда взрывается преждевременно.

Те снаряды и ракеты, которые все же преодолеют данные системы защиты, наткнутся на мощную броню корпуса Т-15, которая состоит из стали и композитных материалов. На Т-14 толщина брони против кумулятивных противотанковых боезарядов большинства ракет эквивалентна 1200-1400 миллиметрам катаной гомогенной брони.

Среди других средств защиты есть передатчик помех, чтобы сбивать с курса противотанковые мины, подрываемые по радио, противоминная донная броня (предположительно, V-образная), краска, снижающая характерные признаки цели в инфракрасном диапазоне (видимо, ее защитные свойства минимальны), встроенный механизм самоокапывания и РХБ-защита. У Т-15, по всей видимости, есть все те многочисленные камеры и приборы обнаружения, которыми оснащен танк Т-14.

Боевая машина будущего?

Пока непонятно, сколько будет произведено Т-15, и как они будут внедряться в войсках, так как сейчас существуют только опытные образцы. Например, будут ли они стандартной боевой техникой мотострелковых батальонов и танковых полков, или из них станут формировать самостоятельные подразделения?

Как бы то ни было, Т-15 обладает новаторской конструкцией, которая, по всей видимости, хорошо подходит для противодействия тяжелым противотанковым вооружениям на современном поле боя. Боевые действия в городских условиях (Алеппо, а скоро и Мосул) вызывают наибольшую обеспокоенность у военных при планировании операций, и хорошо вооруженный, бронированный, способный выдерживать огонь противника транспортер для перевозки войск станет важным средством, помогающим снизить потери своих войск. И даже за пределами городов тяжелые БМП типа Т-15 кажутся идеальным средством для доставки наступающих войск и прорыва укрепленных позиций в обороне противника, таких как подконтрольные повстанцам и оборудованные в инженерном отношении сирийские деревни или разбитый донецкий аэропорт. (Между прочим, Украина намеревается сделать свой собственный тяжелый бронетранспортер БМПВ-64 на базе танка Т-64.)

В американской армии нет эквивалента Т-15, хотя в 2012 году военные США анализировали машину «Намер», думая о ее приобретении. Однако Пентагон уже ограничен в своих действиях, потому что доставлять 70-тонные танки M1 «Абрамс» в горячие точки мира очень сложно, и он вряд ли захочет включать в свой арсенал дополнительные специальные машины, сопоставимые с ними по весу. Сухопутные войска могут со временем установить на БМП «Брэдли» комплексы активной защиты, чтобы иметь средства противодействия ракетам противника.

А вот Израилю не надо думать о таких проблемах как переброска войск в другие части планеты. Точно так же, для России и для зарубежных покупателей ее вооружений это отнюдь не самая главная проблема.

В последние годы противотанковые ракеты и самодельные взрывные устройства нанесли огромный ущерб бронированным машинам в ходе конфликтов в Ираке, Сирии, Йемене и на Украине. В попытке снизить потери военные всего мира могут вскоре потребовать от оборонной промышленности более надежных бронетранспортеров, особенно для ведения интенсивных боев на улицах городов, о которых сегодня пишет вся мировая пресса.

На фоне премьерного показа первого российского на Красной площади в День Победы, перспективная модель новейшей разработки наших конструкторов – боевая машина пехоты (БМП) Т-15, вроде бы осталась незамеченной. Но это совершенно несправедливо. На самом деле обе машины – это первые два элемента уникальной российской разработки: Перспективной боевой системы (ПБС).

Телеканал «Звезда» стал первым, кому об этом рассказал автор самой идеи ПБС, заместитель генерального директора ОАО НПК «Уралвагонзавода» по специальной технике Вячеслав Халитов: «Мы переходим на новую идеологию проведения боевых действий. Гибридные конфликты, — самый распространенный вид военных конфликтов в наше время. Они требуют быстрых мобильных действий. С помощью танков класса «Армата», вкупе с БМП Т-15 и целым рядом других суперсовременных машин, уже, можно сказать, создается Перспективная боевая система, которая сможет быстро и эффективно решить любые военные задачи ».

Защищенность: главный козырь

Российская Т-15 – тяжелая БМП, которой пока нет полных аналогов в мире. Только по некоторым параметрам с ней могут посоревноваться израильский Namer и германская Puma. Т-15 создана на платформе «Арматы» — и это практически все, что сегодня точно известно об этой машине. Как и ее «родной брат» — , БМП Т-15 является одним из самых засекреченных проектов нашего военного ведомства.

Но в эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» Вячеслав Халитов все-таки ответил на ряд вопросов, связанных с этой разработкой:

«На вопрос о том, действительно ли Т-15 является самой защищенной БМП в мире я могу ответить так – эта БМП обладает высокой комплексной многоуровневой защитой от противотанковых средств поражения за счет применения рациональной архитектуры в комплексе со съемно-модульными защитными устройствами с динамической защитой нового поколения, с использованием радиопоглащающих композитных материалов и специальной окраски, установки активных средств защиты в составе комплекса активной защиты, системы противодействия высокоточному оружию и системы электромагнитной защиты ».

Такая сверхзащищенность машины, предназначенной в принципе для доставки пехоты к передней линии огня, сразу оказалась в центре споров военных специалистов. Ее даже стали называть «переизбыточной».

«Мое мнение заключается в том, что назрела необходимость того, чтобы в одном боевом строю находились равнозащищенные и равноподвижные машины. Как бы вы не моделировали современный бой, но к его середине в наше время останется «в живых» только наш танк «Армата» и Т-15. И очень хорошо, что это вовремя поняли в Министерстве обороны, что приняли решение создавать такую тяжелую БМП », — говорит Халитов.

В создаваемой ПБС «Армата» может меняться местами с Т-15, т.е. тяжелые БМП могут идти не за, а перед танками. При этом продвигаться вперед «пятнадцатая» может, как под огневым прикрытием танков, так и под «зонтом» разрывов собственных снарядов. И то и другое обеспечит прибытие пехоты прямо на передний край, что призвано свести потери среди наших бойцов к минимуму.

Конструктивные особенности

Конструктивно БМП Т-15 имеет переднее отделение, в котором расположен двигатель, за ним – боевой модуль, и только потом – обитаемый отсек. Руководитель проектов спецтехники Уралвагонзавода утверждает, что новая БМП не только не уступает по защищенности , но по некоторым характеристикам и превышает ее, в частности, по защищенности обитаемого отделения.

«До переднего края мотострелки в БМП Т-15 доберутся точно целыми и невредимыми. На корме расположена отбрасывающаяся аппарель, которая позволит десанту мгновенно покинуть машину. Верхние люки предусмотрены только для механиков-водителей. Силовой блок, расположенный впереди – это еще одна защита, серьезная противоминная защита экипажа – все сделано для того, чтобы ничто не помешало выполнению боевой задачи », — говорит Халитов.

Необитаемый боевой модуль с вооружением находится над бронекапсулой. Все процессы заряжания и ведения огня тяжелого БМП Т-15 автоматизированы. Новая БПМ обладает особой плавучестью хода, что обеспечивается мощным дизельным двигателем, который, по некоторым данным обладает мощностью до 1500 л.с., и способен разгонять эту машину до 70 км/ч. Ходовая часть с передним расположение 7-го ведущего колеса и активной подвеской обеспечит движение на высокой скорости по пересеченной местности, снизит утомляемость экипажа и повысит точность стрельбы.

«БМП Т-15 не обладает той плавучестью, которой обладают легкие БМП. Но мы не считаем это недостатком. «Пятнадцатая» может передвигаться под водой. Но еще Великая Отечественная Война показала, что занятие плацдарма перед наступлением, — залог успеха наступательной операции, поэтому сходу преодолевать водные препятствия – это тактика прошлого, а не будущего », — говорит специалист по созданию военной техники.

Шесть отличий

Вячеслав Халитов утверждает, что БМП Т-15 просто незаменима в урбанизированных районах и проведении военных операциях в горной местности. Ее противопожарная система, и защита от нападения сверху делают эту машину практически неуязвимой в перечисленных условиях. Способствуют этому шесть отличий новой машины от своих предшественников.

«Основные отличия от предыдущих поколений БМП заключаются в том, что Т-15 обладает высоким уровнем баллистической защиты, у нее большое обитаемое отделение, дистанционно управляемое вооружение, высокоавтоматизированная система управления огнем с мультиспектральным прицельным комплексом, цифровые информационно-управляющие системы и семи опорная ходовая часть », — говорит Вячеслав Халитов.

Цифровые информационно-управляющие системы позволяют экипажу Т-15 максимально сконцентрироваться на выполнении поставленных задач за счет того, что эта система сама осуществляет не только контроль, но и диагностику технического состояния машины. А это, в свою очередь обеспечивает безаварийную работу узлов и агрегатов. В легковом транспорте это принято называть бортовым компьютером, — т.е. масляные щупы, и прочие архаичные предметы контроля навсегда уходят в прошлое.

Вооружение и перспективы

Вооружение тяжелой БМП размещено в необитаемом боевом модуле кругового вращения. В его составе ожидается 30-мм автоматическая пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. По некоторым данным, на БМП Т-15 может быть установлена пушка 75-мм или 100-мм калибра, а также автоматический гранатомет АГ-30.

«Модульный принцип создания боевых машин нового поколения позволяет нам менять любые узлы и агрегаты, менять местами их расположение. Сейчас БМП Т-15, как и танк «Армата» находятся в стадии опытно-промышленных образцов, проводятся их испытания, поэтому говорить об их тактико-технических характеристиках еще слишком рано. Эти два образца перспективной российской техники, можно сказать, находятся в стадии не рожденного, но уже 7-месячного плода. Чтобы узнать, каким будет этот «ребенок» осталось подождать совсем чуть-чуть », — говорит ведущий специалист Уралвагонзавода.

По задумке Вячеслава Халитова, Т-15 и Т-14 должны пополнить и другие машины, ничем не уступающие этим двум лучшим образцам российской военной техники. На базе Т-15, по его мнению, можно и нужно создать совершенно новую штабную машину, которая обеспечит командованию пребывание в центре боевых действий без угрозы для жизни.

Т-15 (Индекс ГБТУ — Объект 149 ) - перспективная российская боевая машина пехоты на базе универсальной гусеничной платформы «Армата». Предназначена для ведения всех видов боевых действий и транспортирования подразделений мотострелковых войск и огневой поддержки спешившихся стрелков.

Особенностью БМП Т-15, созданной на одной платформе с перспективным российским танком Т-14 «Армата», является беспрецедентно высокий уровень защиты, который даёт ей возможность действовать в одной линии с танками. Первый официальный показ Т-15 состоялся на Параде Победы в Москве 9 мая 2015 года.

Тяжелая БМП Т-15 представляет собой высокозащищенную гусеничную боевую машину, способную транспортировать мотострелковые подразделения и оказывать им огневую поддержку, действуя в единой боевой линии с танками.

Компоновка

Будучи сконструированной на единой платформе с танком Т-14, БМП Т-15 имеет иную, чем у танка компоновку: в носовой части корпуса расположена силовая установка, отделение управления - посередине, а в кормовой части находится отсек для десанта. Для посадки и высадки десантников служит кормовая дверь с откидной аппарелью.

Эта компоновка характерна для большинства БМП зарубежного производства. При этом боевое отделение в корпусе машины отсутствует. Вооружение и боекомплект Т-15 находятся в необитаемой башне, вне жилых отсеков.

Бронекапсула для экипажа в БМП Т-15 отсутствует, в отличие от танка «Армата». Отчасти это компенсируется передним расположением двигателя, который прикрывает собой экипаж и десант при обстреле машины спереди. Кстати, размещение моторно-трансмиссионного отделения между двумя расположенными под острым углом друг к другу бронелистами носовой части БМП, а не в кубическом объеме кормовой части, представляло собой нетривиальную конструкторскую задачу, но разработчики сумели ее решить. Кроме того, потребовалось предусмотреть различные лючки и точки доступа, необходимые для обслуживания МТО, без ослабления лобовой бронезащиты машины. И хотя трудоемкость работ по техобслуживанию БМП Т-15 значительно ниже, чем, например, у БМП-1, все равно требуется обеспечить доступ к МТО. А ведь кроме двигателя в носовой части машины располагаются различные системы, обеспечивающие его работу: охлаждения, питания воздухом и т.д. При этом необходимо одновременно и защитить их, и обеспечить доступ, а также отвод воздуха.

Размещение экипажа

Экипаж БМП Т-15 включает 3-х человек, а отделение для десанта рассчитано на 9 пехотинцев в полной боевой экипировке. Для сравнения, БМП-2 и БМП-3 могут вместить всего лишь 7 десантников.

Рабочее место механика водителя находится около левого борта, место командира – справа от него. За ним расположено место наводчика-оператора.

БМП Т-15 и танк Т-14 имеют одинаковые рабочие места мехводов, что упростит процесс боевой подготовки экипажей для обоих типов машин. В то же время места командиров и наводчиков-операторов Т-15 и Т-14 отличаются, поскольку танк и БМП оснащены разным вооружением.

Посадка/высадка членов экипажа Т-15 может осуществляться через люки в крыше корпуса, или через кормовой люк для десанта. Крышки люков членов экипажа откидываются назад и оснащены призменными наблюдательными приборами.

В десантном отделении расположены 9 сидений для десантников: по 4 с каждого борта (бойцы размещаются спиной к бортам), и еще 1 – в проходе к отделению управления.

Откидная аппарель делает процесс посадки/высадки десанта в Т-15 более быстрым и удобным по сравнению с отечественными БМП предыдущего поколения. Спускаться и подниматься через аппарель Т-15 гораздо удобнее, чем в спешке пролезать через дверцу БМП, особенно если бойцы оснащены бронежилетами и громоздким вооружением, среди них есть раненые и т.д. К тому же ширина двери Т-15 позволяет производить десантирование бойцов в колонну по два, что в разы сокращает время высадки. Конструкция сидений предусматривает автоматическое их поднимание при отсутствии нагрузки. После выхода бойцов, сидящих ближе к двери, сиденья поднимаются, увеличивая ширину прохода для следующих. В случае, если аппарель по любым причинам не может открыться, в ней есть одностворчатая дверь, открывающаяся вправо. В двери имеется амбразура для ведения огня из стрелкового оружия.

Конструкция внутренних помещений и систем жизнеобеспечения БМП Т-15 дают возможность экипажу и десанту выполнять боевые задачи, не покидая машину в течение 3 суток.

Платой за возможность комфортного размещения 12 человек внутри машины стало значительное увеличение ее массы и габаритов. Длина БМП Т-15 составляет 9,5 м, ширина (с бортовыми элементами ДЗ) – 4,8 м, высота – 3,5 м. Для сравнения, линейные характеристики БМП-1: длина корпуса – 6,73 м, ширина – 2,94 м, высота по крыше башне – 1,92 м. Конечно, большие размеры повышают уязвимость Т-15, но этот недостаток компенсируется высоким уровнем ее защиты. К тому же, Т-15, в отличие от российских БМП предыдущих моделей, оснащена необитаемой башней, попадание в которую не приведет к поражению критически важных систем машины, а также находящихся внутри ее людей.

Силовая установка

Основной танк Т-14 и БМП Т-15 имеют одинаковые силовые блоки, состоящие из высокоресурсного многотопливного дизеля 2В-12-3A мощностью 1500 л.с. и гидромеханической трансмиссии. Такая унификация силовых установок танка и БМП применена впервые в отечественном танкостроении, и сильно упрощает техническое обслуживание боевых машин. На замену силового блока целиком уходит от 1 до 3 часов, тогда как аналогичная операция на современных боевых машинах может занять более суток. Дизель 2В-12-3А по мощности превосходит все силовые агрегаты отечественных боевых машин и догнал по этому показателю двигатели лучших зарубежных танков, таких как М1 «Абрамс», «Леопард» 2А6, и «Меркава» Мк.4.

Кроме основной силовой установки, БМП Т-15 располагает вспомогательной – с газотурбинным двигателем и агрегатом дополнительного электропитания. Вспомогательная установка питает энергией системы вооружения и бортового оборудования при выключенном основном двигателе, например, если машина находится в обороне или на стоянке. Это бережет ресурс основного двигателя и обеспечивает дополнительную маскировку машины в ИК-спектре.

Танк Т-14 и БМП Т-15 имеют реверсивную коробку передач, обеспечивающую включение 8 передач переднего и 8 передач заднего хода. Таким образом, эти боевые машины могут двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью, что особенно важно во время боя на городских улицах. Например, при попадании машины под обстрел трудно переоценить ее способность быстро «сдать» назад без разворота на 180 градусов.

Ходовая часть

Ходовые части БМП Т-15 и танка Т-14 в целом аналогичны. Подвеска независимая, торсионная, с регулируемыми пластинча­то-щелевыми амортизаторами на первых двух и на последних узлах. Ведущие колеса с цевоч­ным зацеплением на Т-15 расположены в но­совой части корпуса машины, а направляющие колеса в кормовой части. Гусеница мелкозвенчатая, с параллельным резинометаллическим шарни­ром, с необрезиненной беговой дорожкой.

Подвижность

БМП Т-15 и танк Т-14 предназначены для совместных действий, поэтому характеристики подвижности обеих машин, оснащенных одинаковыми двигателями, трансмиссиями и ходовыми частями, совпадают.

Высокая мощность двигателя позволяет тяжелой машине двигаться по пересечённой местности со средней скоростью 50 км/ч, а максимальная достигает 75 км/ч. Запас хода Т-15 составляет 500 км.

Обладая боевой массой в 50 т, БМП Т-15 не может плавать, но зато форсирует водоемы глубиной до 5 м при помощи оборудования для подводного вождения.

Защита

Защита Т-15 комбинированная, и имеет несколько уровней.

Маскировка машины в оптическом и радиолокационном диапазонах обеспечивается покрытием ее корпуса и башни специальными составами, поглощающие излучение РЛС противника. Видимость в инфракрасном диапазоне снижена за счет специальной окраски, предотвращающей нагревание корпуса машины и рассеивателей выхлопа.

Как и большинство современных образцов бронетанковой техники, БМП Т-15 имеет комплекс оптико-электронного подавления (КОЭП). Он включает систему датчиков для обнаружения любого облучения машины, например, лазерным дальномером танка или системой лазерного целеуказания. Как только обнаружено облучение, происходит отстрел аэрозольных гранат, создающих вокруг машины аэрозольную завесу с металлическими частицами. Она скрывает машину в спектрах работы оптических приборов, тепловизоров и РЛС, не позволяя противнику произвести прицеливание.

Также БМП Т-15 оснащена системой блокировки или подрыва мин с электромагнитным взрывателем.

Еще одним важнейшим элементом защиты БМП является комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит», способный автоматически обнаруживать и уничтожать на подлете к машине ПТУР, реактивные гранаты РПГ, бронебойные снаряды и авиационные ракеты. Пусковые установки КАЗ «Афганит» находятся вверху бортов корпуса, в носовой и средней их частях.

И, наконец, последний рубеж обороны Т-15 – это ее бронированный корпус.

Броневые детали лобовой проекции машины, обладающие рациональными углами наклона и встроенной динамической защитой, обеспечивают надежную защиту от снарядов танковых пушек и ПТУР. Переднее расположение силовой установки создает дополнительную защиту для людей, находящихся внутри БМП.

Борта машины прикрыты бронелистами и экранами, на которых установлены блоки динамической защиты. В районе МТО на бортах смонтированы экраны с элементами ДЗ, установленные под наклоном. Они служат для отвода выхлопных газов наружу и обеспечения циркуляции воздуха.

Аппарель, занимающая большую часть кормовой проекции машины, прикрыта решетчатым экраном.

Противоминная стойкость БМП обеспечивается усиленным днищем, а также специальными многослойными вставками в полах обитаемых отделений. Обитаемые отсеки дополнительно экранированы второстепенными агрегатами.

Необитаемая башня Т-15 сконструирована таким образом, что даже в случае ее поражения и подрыва боекомплекта экипаж и десант внутри машины не пострадают.


Вооружение и система управления огнём

БМП Т-15 оснащена дистанционно управляемым боевым модулем «Эпоха» («Бумеранг-БМ») со следующим составом вооружения:

  • 30-мм автоматическая пушка 2А42 с селективным боепитанием и боекомплектом из 500 бронебойно-трассирующих и осколочно-фугасных снарядов (рассматриваются варианты установки боевого модуля «Байкал» с 57-мм корабельной автоматической пушкой для поражения бронированных воздушных целей, например, штурмовиков и тяжелых вертолётов, а также боевого модуля со 120-мм миномётом «Сани»);
  • 7,62-мм пулемёт ПКТМ с боекомплектом 2000 патронов;
  • 2 ПУ ПТРК «Корнет-Д» - в каждой по 2 управляемые ракеты.

Такой набор вооружения в сочетании с автоматизированной цифровой СУО позволяет поражать практически любые цели на поле боя: танки, укрепления, автомобили и легкую бронетехнику, пехоту, а также низколетящие самолеты, вертолеты и БЛА. Особенностью вооружения и СУО БМП Т-15 является нацеленность на работу в системе ПВО ближнего радиуса действия с акцентом на борьбу с БЛА и противотанковыми вертолетами типа «Апач».

СУО БМП Т-15 включает два прицельно-наблюдательных комплекса – командира и наводчика-оператора. Полный круговой обзор на ближней дистанции осуществляется при помощи видеокамер, передающих изображение на дисплеи экипажа.

Также в ее состав входят РЛС, развитая система датчиков и двухплоскостной стабилизатор вооружения. Система производит поиск целей в активном и пассивном режимах, может обнаруживать замаскированные цели (например, снайперов) оптическим локатором и при необходимости обеспечивает одновременный обстрел двух целей. Огонь ведётся с большой точностью на всю дальность стрельбы с места и в движении благодаря системе автосопровождения целей.

Также возможно ведение эффективного зенитного огня из пушки 2А42 при углах возвышения оружия до +70 градусов. Особенностью системы управления огнем БМП Т-15 является возможность ведения огня в режиме дистанционного управления, когда экипаж полностью отсутствует в машине.

Боевая информационно-управляющая система

Средства связи и боевая информационно-управляющая система (БИУС) БМП Т-15 обеспечивают значительно более высокий уровень командной управляемости Т-15 по сравнению с БМП предыдущих поколений. БМП Т-15 соответствует условиям современной «сетецентрической войны» и может обмениваться целеуказаниями с другими машинами в системе ЕСУ ТЗ.

Помимо этого, БИУС предоставляет экипажу БМП полные данные о техническом состоянии машины, позволяя сосредоточиться непосредственно на выполнении боевых задач.

ПЕРСПЕКТИВЫ

В настоящее время осуществляется доводка и подготовка БМП Т-15 к Государственным испытаниям, которые пройдут в 2016-2017 годах, после чего начнется серийное производство. Точное количество планируемых к выпуску БМП пока не определено, известно лишь, что общий объем боевых машин на платформе «Армата», предусмотренный Госпрограммой вооружений до 2020 г., составит 2300 единиц. Таким образом, Т-15 «Барбарис» будет первой в российских Вооруженных Силах тяжелой БМП (обладающей защитой на уровне основного танка).

В перспективе планируется создание КШМ машины на базе Т-15 (БМП-КШ). Преимуществом такой машины перед существующими КШМ будет намного более надёжная защита. Это позволит командирам, например, батальонного уровня, с минимальным риском управлять своим подразделением, находясь непосредственно на поле боя. Большой внутренний объем БМП-КШ позволит разместить внутри машины любое оборудование и рабочие места для офицеров штаба.

В настоящее время не все технические особенности БМП Т-15 открыты широкой общественности ввиду режима секретности. Однако даже то, что известно, позволяет говорить о появлении в российской армии принципиально новой БМП с боевой эффективностью на порядок выше существующих моделей.

Технические характеристики

Видео

Тяжелая БМП Т-15 (объект 149)перспективная боевая бронированная машина российского производства, сконструированная на универсальной гусеничной платформе «Армата». Она предназначена для транспортировки мотострелковых подразделений, ведения всех видов боя и огневой поддержки спешившихся стрелков. Особенностью БМП Т-15, созданной на одной платформе с перспективным российским танком , является беспрецедентно высокий уровень защиты, который даёт ей возможность действовать в одной линии с танками.

Первый официальный показ Т-15 состоялся на Параде Победы в Москве 9 мая 2015 года. Но тогда перспективная российская БМП осталась «в тени», ведь основное внимание публики было к новейшему танку Т-14 «Армата». В данной статье мы дадим подробную информацию о БМП Т-15.

© Материал подготовлен для портала "Современная армия" http://www.сайт

БМП Т-15: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Разработка бронетехники в СССР и России всегда отличалась некоторым «перекосом» в сторону танков, в ущерб бронетранспортерам и боевым машинам пехоты. Действительно, советское и российское танкостроение может похвастаться большим количеством отличных образцов танков, а вот для пехоты, по мнению некоторых российских военных специалистов, за всю историю было создано лишь две машины: БМП-1 и БТР-80. Почему так? Да потому, что во всех остальных образцах бронетехники для «царицы полей» в действительности просто не оставалось места, чтобы разместить пехотный десант.

Согласно Боевому уставу, танки и БМП (БТР) действуют в едином боевом порядке. Возможно построение боевого порядка в два эшелона или в один эшелон с выделением резерва. При построении в два эшелона каждый эшелон, зависимости от вида и характера боя, строится в одну линию, углом вперед или назад: танки – впереди, за ними на удалении 100 м – БМП или наоборот. Ho , например, в наступле­нии боевой порядок танковой роты, усиленной мотострелковым взводом, в составе танкового батальона первого эшелона бригады (полка) будет построен, как правило, в один эшелон, где танки и БМП действуют в едином боевом порядке. Только БМП движутся на определенном расстоянии за танками. Таким образом, Сухопутные войска нуждаются в тяжелой БМП, уровень защиты которой позволяет ей действовать в одной боевой линии с танками.

Помимо этого, опыт локальных войн, в которых использовалась бронетехника советского (российского) производства, свидетельствует о недостаточном уровне бронезащиты отечественных БМП всех модификаций. Попадание из РПГ или подрав на мине оставляли мало шансов уцелеть бойцам, находящимся внутри машины. Не случайно советские и российские пехотинцы во всех конфликтах конца XX – начала XXI вв. предпочитали ездить не внутри БМП, а на броне.

Техническим заданием на проведение ОКР по созданию универсального тяжелого гусеничного шасси «Армата» было предусмотрено использование его в качестве базы для разнообразной боевой техники: ОБТ, тяжелая БМП, САУ, БРЭМ и КШМ. Все машины, созданные на базе платформы «Армата», должны были иметь унифицированные корпус, двигатель и ходовую часть.

Первый проект тяжелой БМП на базе шасси «Армата» был утвержден в 2010 году. В дальнейшем военные внесли множество дополнений в проект, в результате чего версия БМП Т-15, представленная на параде, сильно отличалась от первоначального эскиза.

Постоянные корректировки проекта внесли ряд трудностей в процесс создания машины, особенно с учетом того обстоятельства, что Министерство Обороны не планировало финансирование тех доработок, которые само же инициировало. Поэтому предприятиям приходилось либо с большим трудом «выбивать» средства у военных, либо изыскивать их из собственных внутренних резервов. В связи с этим некоторые руководители предприятий даже заявляли о том, что новые образцы бронетехники не смогут принять участие в Параде Победы. Тем не менее, тяжелая БМП Т-15 и другие образцы боевой техники на базе шасси «Армата» все-таки прошли по Красной площади 9 мая 2015 года.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ БМП Т-15

Тяжелая БМП Т-15 представляет собой высокозащищенную гусеничную боевую машину, способную транспортировать мотострелковые подразделения и оказывать им огневую поддержку, действуя в единой боевой линии с танками.

Компоновка

Будучи сконструированной на единой платформе с танком Т-14, БМП Т-15 имеет иную, чем у танка компоновку: в носовой части корпуса расположена силовая установка, отделение управления – посередине, а в кормовой части находится отсек для десанта. Для посадки и высадки десантников служит кормовая дверь с откидной аппарелью.

Эта компоновка характерна для большинства БМП зарубежного производства. При этом боевое отделение в корпусе машины отсутствует. Вооружение и боекомплект Т-15 находятся в необитаемой башне, вне жилых отсеков.

Бронекапсула для экипажа в БМП Т-15 отсутствует, в отличие от танка «Армата». Отчасти это компенсируется передним расположением двигателя, который прикрывает собой экипаж и десант при обстреле машины спереди. Кстати, размещение моторно-трансмиссионного отделения между двумя расположенными под острым углом друг к другу бронелистами носовой части БМП, а не в кубическом объеме кормовой части, представляло собой нетривиальную конструкторскую задачу, но разработчики сумели ее решить. Кроме того, потребовалось предусмотреть различные лючки и точки доступа, необходимые для обслуживания МТО, без ослабления лобовой бронезащиты машины. И хотя трудоемкость работ по техобслуживанию БМП Т-15 значительно ниже, чем, например, у БМП-1, все равно требуется обеспечить доступ к МТО. А ведь кроме двигателя в носовой части машины располагаются различные системы, обеспечивающие его работу: охлаждения, питания воздухом и т.д. При этом необходимо одновременно и защитить их, и обеспечить доступ, а также отвод воздуха.

Размещение экипажа

Экипаж БМП Т-15 включает 3-х человек, а отделение для десанта рассчитано на 9 пехотинцев в полной боевой экипировке. Для сравнения, БМП-2 и БМП-3 могут вместить всего лишь 7 десантников.

Рабочее место механика водителя находится около левого борта, место командира – справа от него. За ним расположено место наводчика-оператора.

БМП Т-15 и танк Т-14 имеют одинаковые рабочие места мехводов, что упростит процесс боевой подготовки экипажей для обоих типов машин. В то же время места командиров и наводчиков-операторов Т-15 и Т-14 отличаются, поскольку танк и БМП оснащены разным вооружением.

Посадка/высадка членов экипажа Т-15 может осуществляться через люки в крыше корпуса, или через кормовой люк для десанта. Крышки люков членов экипажа откидываются назад и оснащены призменными наблюдательными приборами.

В десантном отделении расположены 9 сидений для десантников: по 4 с каждого борта (бойцы размещаются спиной к бортам), и еще 1 – в проходе к отделению управления.

Откидная аппарель делает процесс посадки/высадки десанта в Т-15 более быстрым и удобным по сравнению с отечественными БМП предыдущего поколения. Спускаться и подниматься через аппарель Т-15 гораздо удобнее, чем в спешке пролезать через дверцу БМП, особенно если бойцы оснащены бронежилетами и громоздким вооружением, среди них есть раненые и т.д. К тому же ширина двери Т-15 позволяет производить десантирование бойцов в колонну по два, что в разы сокращает время высадки. Конструкция сидений предусматривает автоматическое их поднимание при отсутствии нагрузки. После выхода бойцов, сидящих ближе к двери, сиденья поднимаются, увеличивая ширину прохода для следующих. В случае, если аппарель по любым причинам не может открыться, в ней есть одностворчатая дверь, открывающаяся вправо. В двери имеется амбразура для ведения огня из стрелкового оружия.

Конструкция внутренних помещений и систем жизнеобеспечения БМП Т-15 дают возможность экипажу и десанту выполнять боевые задачи, не покидая машину в течение 3 суток.

Платой за возможность комфортного размещения 12 человек внутри машины стало значительное увеличение ее массы и габаритов. Длина БМП Т-15 составляет 9,5 м, ширина (с бортовыми элементами ДЗ) – 4,8 м, высота – 3,5 м. Для сравнения, линейные характеристики БМП-1: длина корпуса – 6,73 м, ширина – 2,94 м, высота по крыше башне – 1,92 м. Конечно, большие размеры повышают уязвимость Т-15, но этот недостаток компенсируется высоким уровнем ее защиты. К тому же, Т-15, в отличие от российских БМП предыдущих моделей, оснащена необитаемой башней, попадание в которую не приведет к поражению критически важных систем машины, а также находящихся внутри ее людей.

Силовая установка

Основной танк Т-14 и БМП Т-15 имеют одинаковые силовые блоки, состоящие из высокоресурсного многотопливного дизеля 2В-12-3A мощностью 1500 л.с. и гидромеханической трансмиссии. Такая унификация силовых установок танка и БМП применена впервые в отечественном танкостроении, и сильно упрощает техническое обслуживание боевых машин. На замену силового блока целиком уходит от 1 до 3 часов, тогда как аналогичная операция на современных боевых машинах может занять более суток. Дизель 2В-12-3А по мощности превосходит все силовые агрегаты отечественных боевых машин и догнал по этому показателю двигатели лучших зарубежных танков, таких как М1 «Абрамс», «Леопард» 2А6, и «Меркава» Мк.4.

Кроме основной силовой установки, БМП Т-15 располагает вспомогательной – с газотурбинным двигателем и агрегатом дополнительного электропитания. Вспомогательная установка питает энергией системы вооружения и бортового оборудования при выключенном основном двигателе, например, если машина находится в обороне или на стоянке. Это бережет ресурс основного двигателя и обеспечивает дополнительную маскировку машины в ИК-спектре.

Танк Т-14 и БМП Т-15 имеют реверсивную коробку передач, обеспечивающую включение 8 передач переднего и 8 передач заднего хода. Таким образом, эти боевые машины могут двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью, что особенно важно во время боя на городских улицах. Например, при попадании машины под обстрел трудно переоценить ее способность быстро «сдать» назад без разворота на 180 градусов.

Ходовая часть

Ходовые части БМП Т-15 и танка Т-14 в целом аналогичны. Подвеска независимая, торсионная, с регулируемыми пластинча­то-щелевыми амортизаторами на первых двух и на последних узлах. Ведущие колеса с цевоч­ным зацеплением на Т-15 расположены в но­совой части корпуса машины, а направляющие колеса в кормовой части. Гусеница мелкозвенчатая, с параллельным резинометаллическим шарни­ром, с необрезиненной беговой дорожкой.

Подвижность

БМП Т-15 и танк Т-14 предназначены для совместных действий, поэтому характеристики подвижности обеих машин, оснащенных одинаковыми двигателями, трансмиссиями и ходовыми частями, совпадают.

Высокая мощность двигателя позволяет тяжелой машине двигаться по пересечённой местности со средней скоростью 50 км/ч, а максимальная достигает 75 км/ч. Запас хода Т-15 составляет 500 км.

Обладая боевой массой в 50 т, БМП Т-15 не может плавать, но зато форсирует водоемы глубиной до 5 м при помощи оборудования для подводного вождения.

Защита

Защита Т-15 комбинированная, и имеет несколько уровней.

Маскировка машины в оптическом и радиолокационном диапазонах обеспечивается покрытием ее корпуса и башни специальными составами, поглощающие излучение РЛС противника. Видимость в инфракрасном диапазоне снижена за счет специальной окраски, предотвращающей нагревание корпуса машины и рассеивателей выхлопа.

Как и большинство современных образцов бронетанковой техники, БМП Т-15 имеет комплекс оптико-электронного подавления (КОЭП). Он включает систему датчиков для обнаружения любого облучения машины, например, лазерным дальномером танка или системой лазерного целеуказания. Как только обнаружено облучение, происходит отстрел аэрозольных гранат, создающих вокруг машины аэрозольную завесу с металлическими частицами. Она скрывает машину в спектрах работы оптических приборов, тепловизоров и РЛС, не позволяя противнику произвести прицеливание.

Также БМП Т-15 оснащена системой блокировки или подрыва мин с электромагнитным взрывателем.

Еще одним важнейшим элементом защиты БМП является комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит», способный автоматически обнаруживать и уничтожать на подлете к машине ПТУР, реактивные гранаты РПГ, бронебойные снаряды и авиационные ракеты. Пусковые установки КАЗ «Афганит» находятся вверху бортов корпуса, в носовой и средней их частях.

И, наконец, последний рубеж обороны Т-15 – это ее бронированный корпус.

Броневые детали лобовой проекции машины, обладающие рациональными углами наклона и встроенной динамической защитой, обеспечивают надежную защиту от снарядов танковых пушек и ПТУР. Переднее расположение силовой установки создает дополнительную защиту для людей, находящихся внутри БМП.

Борта машины прикрыты бронелистами и экранами, на которых установлены блоки динамической защиты. В районе МТО на бортах смонтированы экраны с элементами ДЗ, установленные под наклоном. Они служат для отвода выхлопных газов наружу и обеспечения циркуляции воздуха.

Аппарель, занимающая большую часть кормовой проекции машины, прикрыта решетчатым экраном.

Противоминная стойкость БМП обеспечивается усиленным днищем, а также специальными многослойными вставками в полах обитаемых отделений. Обитаемые отсеки дополнительно экранированы второстепенными агрегатами.

Необитаемая башня Т-15 сконструирована таким образом, что даже в случае ее поражения и подрыва боекомплекта экипаж и десант внутри машины не пострадают.

Вооружение и система управления огнём

БМП Т-15 оснащена дистанционно управляемым боевым модулем «Эпоха» («Бумеранг-БМ») со следующим составом вооружения:

  • 30-мм автоматическая пушка 2А42 с селективным боепитанием и боекомплектом из 500 бронебойно-трассирующих и осколочно-фугасных снарядов (рассматриваются варианты установки боевого модуля «Байкал» с 57-мм корабельной автоматической пушкой для поражения бронированных воздушных целей, например, штурмовиков и тяжелых вертолётов, а также боевого модуля со 120-мм миномётом «Сани»);
  • 7,62-мм пулемёт ПКТМ с боекомплектом 2000 патронов;
  • 2 ПУ ПТРК «Корнет-Д» - в каждой по 2 управляемые ракеты.

Такой набор вооружения в сочетании с автоматизированной цифровой СУО позволяет поражать практически любые цели на поле боя: танки, укрепления, автомобили и легкую бронетехнику, пехоту, а также низколетящие самолеты, вертолеты и БЛА. Особенностью вооружения и СУО БМП Т-15 является нацеленность на работу в системе ПВО ближнего радиуса действия с акцентом на борьбу с БЛА и противотанковыми вертолетами типа «Апач».

СУО БМП Т-15 включает два прицельно-наблюдательных комплекса – командира и наводчика-оператора. Полный круговой обзор на ближней дистанции осуществляется при помощи видеокамер, передающих изображение на дисплеи экипажа.

Также в ее состав входят РЛС, развитая система датчиков и двухплоскостной стабилизатор вооружения. Система производит поиск целей в активном и пассивном режимах, может обнаруживать замаскированные цели (например, снайперов) оптическим локатором и при необходимости обеспечивает одновременный обстрел двух целей. Огонь ведётся с большой точностью на всю дальность стрельбы с места и в движении благодаря системе автосопровождения целей.

Также возможно ведение эффективного зенитного огня из пушки 2А42 при углах возвышения оружия до +70 градусов. Особенностью системы управления огнем БМП Т-15 является возможность ведения огня в режиме дистанционного управления, когда экипаж полностью отсутствует в машине.

Боевая информационно-управляющая система

Средства связи и боевая информационно-управляющая система (БИУС) БМП Т-15 обеспечивают значительно более высокий уровень командной управляемости Т-15 по сравнению с БМП предыдущих поколений. БМП Т-15 соответствует условиям современной «сетецентрической войны» и может обмениваться целеуказаниями с другими машинами в системе ЕСУ ТЗ.

Помимо этого, БИУС предоставляет экипажу БМП полные данные о техническом состоянии машины, позволяя сосредоточиться непосредственно на выполнении боевых задач.

ПЕРСПЕКТИВЫ

В настоящее время осуществляется доводка и подготовка БМП Т-15 к Государственным испытаниям, которые пройдут в 2016-2017 годах, после чего начнется серийное производство. Точное количество планируемых к выпуску БМП пока не определено, известно лишь, что общий объем боевых машин на платформе «Армата», предусмотренный Госпрограммой вооружений до 2020 г., составит 2300 единиц. Таким образом, Т-15 «Барбарис» будет первой в российских Вооруженных Силах тяжелой БМП (обладающей защитой на уровне основного танка).

В перспективе планируется создание КШМ машины на базе Т-15 (БМП-КШ). Преимуществом такой машины перед существующими КШМ будет намного более надёжная защита. Это позволит командирам, например, батальонного уровня, с минимальным риском управлять своим подразделением, находясь непосредственно на поле боя. Большой внутренний объем БМП-КШ позволит разместить внутри машины любое оборудование и рабочие места для офицеров штаба.

В настоящее время не все технические особенности БМП Т-15 открыты широкой общественности ввиду режима секретности. Однако даже то, что известно, позволяет говорить о появлении в российской армии принципиально новой БМП с боевой эффективностью на порядок выше существующих моделей.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (ТТХ) БМП Т-15

  • Экипаж, чел. – 3.
  • Десант, чел. – 9.
  • Боевая масса, т – около 50 (в некоторых источниках – 49).
  • Длина, м – 9,5.
  • Ширина по бортовым экранам – 4,8.
  • Вместимость, чел. – 12 (экипаж – 3, десант – 9).
  • Защита – комбинированная противоснарядная, включает КОЭП и КАЗ «Афганит».
  • Вооружение – боевой модуль «Эпоха»: пушка 2А42 (калибр 30 мм, боекомплект 500 снарядов, дальность стрельбы до 4000 м), пулемёт ПКТМ (калибр 7,62 мм, боекомплект 2000 патр.), ПТРК «Корнет-Д» (боекомплект 4 ракеты, дальность стрельбы до 8000 м).
  • Двигатель – многотопливный турбодизель 2В-12-3A мощностью 1500 л.с.
  • Макс. скорость по шоссе, км/ч – 75.
  • Запас хода, км – 500 (без дополнительных баков).

Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.

Долгое время умы разработчиков бронетехники по всему миру занимала одна интересная идея. В результате отработки научно-исследовательской программы планировалось создание и производство комплекса активной защиты, с помощью которого любая БМП могла превратиться в высокозащищенный легкий танк. Считалось, что о самой идее долгие годы не вспоминали: данные относительно успехов в этой области даже ведущим экспертам были недоступны.Однако все изменилось в один момент. Когда в Сети появились изображения тяжелой боевой машины пехоты, разработанной в УКБТМ, сразу стало ясно, что проект защищенной «суперБМП» все это время приобретал завершенный вид.Броня всему голова Интерес к семейству бронемашин на тяжелой гусеничной платформе «Армата» во многом связан с тем, какое вооружение несет на себе перспективная техника для Сухопутных войск. Бронированию и средствам защиты экипажа и десанта при этом уделяют совсем мало внимания. Между тем именно переработанный состав брони, а также новый подход к схеме размещения защиты – два компонента сухопутной техники будущего и отличительные черты, формирующие облик сверхзащищенной БМП.Однако задолго до появления первых данных о тяжелой БМП Т-15 на платформе российские специалисты уже сделали большой шаг вперед, превратив боевую машину пехоты в быстроходный легкий танк. В начале 2000-х известное на весь мир предприятие «Курганмашзавод» совершает маленькое бронетанковое чудо. В поисках решения по защите БМП от современных и перспективных управляемых ракет, противотанковых гранат и других средств поражения отечественные специалисты пришли к выводу, что раз БМП может действовать в «насыщенной огнем» обстановке, то лучший способ сохранить машину и экипаж – не позволять снарядам и ракетам долетать до корпуса.Установка комплекса активной защиты «Арена-Э» на легкую боевую машину пехоты частично позволила уравнять легкобронированную технику и современные основные танки по уровню защищенности. Помимо автоматического обнаружения секторов боевой работы, еще одной особенностью «Арены» стало и минимальное время на обнаружение боеприпаса. Для того чтобы просчитать скорость снаряда или ракеты, выбрать кассету с поражающими элементами и дать сигнал на отстрел компьютеру, входящему в состав комплекса активной защиты, комплексу «Арена-Э» требуется меньше секунды.Бесценный вклад в защиту боевой машины, если учесть, что под плотным огнем даже опытный экипаж иной раз не в состоянии своевременно реагировать на обстрелы с разных сторон. Другим важным элементом защиты БМП-3 стало дополнительное навесное бронирование. С помощью бортовых элементов удалось достичь защиты от попадания бронебойных пуль калибра 12,7 миллиметра. И все это – без потери маневренности и значительного увеличения веса.
Переписывая правила боя После испытаний БМП-3 с комплексом активной защиты «Арена-Э» прошло немало времени. Многие эксперты в публикациях и интервью стали открыто высказывать предположение, что концепцию создания «суперБМП» успешно «похоронили». Дескать, легкая бронемашина танку все равно не чета, и как ее ни защищай, эффективность все равно будет спорной. Разрабатывая тяжелую боевую машину пехоты на платформе «Армата», специалисты Уральского конструкторского бюро машиностроения не стали продолжать соблюдать старые правила создания такой техники, а создали свои собственные законы, необходимые для формирования концепции перспективной БМП.Универсальность платформы «Армата» именно в этом случае – лучшее решение, какое только можно было придумать. Судите сами: все ключевые элементы бронемашин единой платформы взаимозаменяемы, а средства защиты разрабатываются не для каждой машины в отдельности, а для всей линейки разом. БМП Т-15 на новой тяжелой гусеничной платформе с самого начала проектировалась не просто как средство по доставке десанта к месту боя. Даже если не вдаваться в тонкости работы СУО и не изучать состав вооружения подробно, можно убедиться, что «активная» концепция Т-15 прослеживается в том числе и по средствам защиты.
Тяжелая БМП переднего края оснащена лучшим на сегодняшний день комплексом активной защиты «Афганит». Помимо работы над снижением времени для принятия контрмер, разработчики потрудились и над целым рядом других защитных особенностей тяжелого транспорта для десанта. Традиционный метод использования БМП в качестве «такси до поля боя» специалистами УКБТМ в этом случае был переписан чуть более, чем полностью. Т-15, оснащенная КАЗ «Афганит», не только своевременно реагирует на выпущенный в сторону бронемашины боеприпас и определяет сектор боевой работы, но и с помощью специального оборудования с высокой точностью вычисляет точку пуска.Минимальное время принятия решения и практически мгновенная выдача целеуказания оператору вооружения – два отличительных качества нового комплекса активной защиты. В отличие от предыдущих КАЗ, основным назначением которых были максимальная защита бронемашины и вывод техники из-под огня, Т-15 с комплексом активной защиты «Афганит» научили отвечать выстрелом на выстрел.
Проще говоря, если еще десять лет назад оператор ПТРК, наложивший прицельную марку на танк или БМП, находился в относительной безопасности, то теперь возможности КАЗ «Афганит» и вспомогательного оборудования позволят не только нейтрализовать угрозу для боевой машины, «ослепив» оптику противника, но и помогут уложить серию 30-миллиметровых снарядов, если расчет ПТРК будет находиться в зоне досягаемости.Тот же принцип ответного удара действует и в отношении других средств поражения. Особых различий для оператора вооружения и СУО в этом случае нет: по танку будет выпущена управляемая ракета, а по небольшим скоплениям живой силы противника может отработать пулемет.
Один для всех Несмотря на то что перспективу использования комплексов активной защиты на БМП одобряют далеко не все военные эксперты, плюсов в использовании КАЗ все-таки больше, чем минусов. Во-первых, в составе танковой бригады такие БМП смогут эффективно подавлять огневые точки и расчеты ПТРК противника, пока основные танки будут «отрабатывать» тяжелую бронетехнику противника. Во-вторых, в случае необходимости тяжелые БМП смогут практически с ходу включиться в танковый бой и поразить технику противника управляемым ракетным вооружением.Наличие или отсутствие пехоты в данном случае, как говорят эксперты, погоды не делает: десант в полной выкладке будет надежно укрыт внутри. По мнению независимого военного эксперта Алексея Хлопотова, главным доказательством именно такого применения бронетехники служит сама концепция создания подобного вооружения. «В УКБТМ не просто создали транспорт для переброски десанта из точки А в точку Б. Специалисты проработали БМП тяжелого класса с максимально возможным уровнем защиты. С этой позиции применение комплексов активной защиты на такой машине совершенно оправданно», – сказал Хлопотов в интервью телеканалу «Звезда».
Согласно данным источника «Звезды» в ОПК, разработчики Т-15 и смежники, совершенствующие элементную базу машины, нашли решение другой важной задачи – защиты пехоты от шрапнели комплекса активной защиты и осколков подлетающего элемента. И хотя принцип и схема решения этой задачи засекречены, источник сообщил, что ситуацию решили комплексно. Это означает, что изменениям могла подвергнуться не только конструкция самого комплекса. Доработки могли быть внесены и в части алгоритмов работы электроники, действующей в автоматическом режиме.Комментируя режимы работы комплекса активной защиты, военный эксперт Алексей Хлопотов подчеркнул, что именно этот вопрос является одним из важнейших. «До недавнего времени считалось, что КАЗ и пехота несовместимы вообще. Представьте: поражающие элементы срабатывают в тот момент, когда вокруг машины находятся люди. Нетрудно понять, что с ними случится в тот момент, когда разлетятся осколки. Успешное решение этой проблемы – залог эффективных действий БМП в любой, даже самой сложной обстановке», – сказал Хлопотов. Если учесть, что Т-15 по уровню защиты является точной копией танка Т-14, то уже сейчас, на этапе опытной войсковой эксплуатации, Т-15 нельзя сравнивать ни с одной другой боевой машиной пехоты зарубежного производства ни по уровню защиты, ни по уровню вооружения.
В жизнеспособность концепции «суперБМП», действующей на одной линии (или в непосредственной близости) с танками, стоит поверить еще и потому, что проработка использования КАЗ в боевых машинах пехоты – не прихоть разработчиков и не научный эксперимент. Таким было требование заказчика – Министерства обороны РФ. Нелишним будет напомнить, что размещение КАЗ предусмотрено и на другой, более легкой БМП – «Курганец-25». Если сопоставить все технологические решения и вывести формулу применения таких машин в реальном бою, то можно обнаружить, что новая линейка бронемашин, оснащенных комплексом активной защиты (и блоками ДЗ нового поколения), не только способна сохранить жизнь десанту, но и нейтрализовать угрозу так, чтобы желания повторно применять вооружение у противника не возникло.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода