Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Понятие товара в таможенном деле. Таможенно-правовые свойства товара и классификация

Для таможенного права нормы гражданского права могут иметь косвенное значение.

Таможенно-правовое отношение возникает по поводу им-ва, перемещаемого через таможенную границу.

Под товаром не важно в каком состоянии… понимается любое движимое им-во, включая валюту и валютные ценности, дорожные чеки, электрическую и иные виды энергии и т.д., перемещаемые через таможенную границу таможенного союза, а так же движимое им-во, отнесённое к недвижимым вещам.

Транспортные средства международной перевозки – для таможенных целей транспортные средства рассматриваются как не товар. Они имеют особый статус (остановка в определённом месте, времени, маршрут следования и время следования в пути).

Основания классификации товаров в таможенно-правовых отношениях: деление всех товаров на 2 большие группы: товары таможенного союза и иностранные товары. Тем самым законодатель чётко разделяет институт «гражданства товара», то есть, принадлежность товара к определённой таможенной тер-рии в зависимости от страны происхождения.

Им-во становится товаром в таможенно-правовом смысле только тогда, когда оно перемещается через таможенную границу. Термин «движимое» им-во означает, что им-во движется по отношению к таможенной границе в связи с её пересечением. Это движение – свойство не товара, а субъекта, реализующего свою волю на перемещение товара. Товар имеет непосредственное отношение к волеизъявлению соответствующего суб-та.

Товары не просто перемещаются, они перемещаются либо на, либо с таможенной тер-рии, только тогда им-во становится товаром в таможенно-правовом смысле.

Таможенный транзит – это таможенная процедура, которая определяет статус. А способом является транспортировка, перемещение (откуда, куда и зачем).

В соотв с ТК ТС, под товарами ТС признаются товары, находящиеся на тер-рии ТС, которые:

1. Полностью произведены на тер-рии гос-в-членов ТС

2. Везены на таможенную тер-рию ТС

3. Приобрели статус товаров СТ

4. Это все товары, которые изготовлены из вышеперечисленных и так же приобрели статус

Например, телефон со знаком РСт приобрёл статус товара.

Страна происхождения - это атрибут публично-правового образования, который определяет гражданство товара. Под страной происхождения понимается страна, где товар был полностью произведён или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза. Под страной происхождения может пониматься конкретное гос-во, группа стран, таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если для этого имеется цель.

При определении страны происхождения имеют значение 2 аспекта:



1. Либо кода они полностью произведены (на основании соглашения между Россией, Белоруссией и Казахстаном). Такими товарами признаются: полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в том числе, из морского дна; продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране, животные, родившиеся и выращенные в данной стране, продукция, полученная посредством охотничьего или рыболовного промысла в данной стране или судном данной страны, продукция, полученная с морского дна и из морских недр за пределами территориального моря при условии, если данная страна имеет исключительные права на разработку данных ресурсов. Так же это отходы и лом, полученные при переработке в данной стране. Продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах данной страны (микробы, новые вещества). Все товары, которые получены из вышеперечисленных видов продукции.

Если принимает участие более, чем 1 страна и если нет оснований для признания страной происхождения группы стран, то страной происхождения признаётся страна, в которой были осуществлены соответствующие операции, отвечающие критериям достаточной переработки и являющиеся основанием для признания соответствующей страны страной происхождения.

Критерий достаточной переработки. Их 3:

1. Формальный – изменение товарной позиции товара по товарной номенклатуре на уровне первых 4 знаков. Если меняется хотя бы одна цифра, то товар меняется и если эти операции произведены, то признаётся страна, где поменялась товарная позиция.

2. Стремосной – правило адвалорной доли. Это изменение стоимости товара когда процентная доля стоимости использованных материалов и добавленной стоимости достигает определённой доли цены товара (используется, как правило при производстве иностранных автомобилей)



3. Технологический – совершаются соответствующие операции, которые и признаются операциями, отвечающими критериям достаточной переработки.

Документом, подтверждающим страну происхождения является либо декларация о происхождении товара, либо сертификат. Определение страны происхождения товара когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товара. Ставка таможенной пошлины или её снижение. Декларация - это заявление о стране происхождения товара, сделанное изготовителем, продавцом или декларантом, а сертификат – это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара, который выдаётся уполномоченным органом страны вывоза. В том числе и торгово-промышленными палатами.

Различают товары в зависимости от направления перемещения:

1. Ввозимые

2. Вывозимые

3. Транзитные

С точки зрения статуса товаров в процессе перемещения:

1. Выпущенные(в отношении которых осуществлены все необходимые таможенные операции)

2. Невыпущенные (находящиеся в процессе совершения таможенных операций и как правило, под таможенным контролем)

3. Условно выпущенные (переданные субъекту, но с особыми ограничениями)

В зависимости от зависимости эффективности достижения целей таможенного дела:

1. Товары, во ввозе которых ТС или гос-ва-члены ТС абсолютно не нуждаются (нефть для нашего ТС, газ, алкогольная продукция). Может меняться в разные периоды времени.

2. Товары- потенциальные конкуренты с продукцией национальных производителей (автомобили, парфюмерия)

3. Товары, которые не выпускаются и не могут быть произведены на тер-рии гос-в – членов ТС (экзотические фрукты, технологии)

Товары для личного пользования (перемещаемые в сопровождаемом багаже – пересекают одновременно и вместе с лицом его перемещающим; товары в несопровождаемом багаже – перетекают таможенную границу в иное время, нежели лицо, их перемещающее, но они связаны с перемещением самого лица, товары, имеющие интерес для таможенного контроля – переданные международному перевозчику без перемещения субъекта), и товары коммерческие.

ТЕМА.

1. Возникновение и формирование таможенно-правовых институтов в дореволюционной России.

2. Таможенно-правовое регулирование в период СССР

3. Формирование и совершенствование современного таможенного дела в РФ

Таможенное дело представляет собой совокупность взаимосвязанных видов деятельности: установления, осуществления, таможенного контроля и пресечения нарушений порядков и условий перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, их таможенного декларирования и деятельности таможенных посредников.

Перемещение товаров: понятие, субъекты и содержание

Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза «перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза - это ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза». «Ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом до их выпуска таможенными органами». «Вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом до фактического пересечения таможенной границы». Таможенной границей Таможенного союза (далее - таможенная граница) являются пределы таможенной территории Таможенного союза. Единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - таможенная территория Таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Товаром является любое движимое имущество, а также иные вещи, приравненные к недвижимому имуществу, перемещаемые через таможенную границу ТС. Классификации товаров. В первой классификации в зависимости от происхождения выделяются товары таможенного союза и иностранные товары. Товарами ТС считаются товары, находящиеся на таможенной территории ТС. Иностранными товарами считаются товары, не являющиеся товарами ТС, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров. Во второй классификации в зависимости от назначения выделяются: товары для предпринимательской деятельности; товары для личного пользования; припасы. Товарами для предпринимательской деятельности следует считать товары, перемещение которых предназначено для получения дохода от коммерческой или производственной деятельности. Товарами для личного пользования считаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных нужд физических лиц, пересекающих таможенную границу ТС. Припасами называются товары, необходимые экипажу и пассажирам во время международных перевозок.

Три классификации лиц, перемещающих товары. В первой классификации выделяются физические и юридические лица. Во второй классификации выделим иностранные лица и лица государств - членов Таможенного союза. В третьей классификации выделяются три группы лиц: участники внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД), туристы и перевозчики. Участниками ВЭД считаются физические и юридические лица, перемещающие товары для предпринимательской деятельности. Туристы - это физические лица, перемещающие товары для личного пользования. Перевозчики - это юридические лица, осуществляющие водные, воздушные и железнодорожные перевозки.

Перемещение, как процесс, представляет собой совокупность последовательных операций с товарами при их ввозе или вывозе. При ввозе товаров, предназначенных для предпринимательской деятельности, процесс перемещения состоит из следующих операций: прибытия товаров на таможенную территорию ТС; таможенного транзита; временного хранения товаров; соблюдения тарифных и нетарифных мер; распоряжения товарами. При вывозе товаров процесс перемещения состоит из следующих операций: соблюдения тарифных и нетарифных мер; таможенного транзита; убытия товаров с таможенной территории ТС. Все товары перемещаются в соответствии с определенной таможенной процедурой. Таможенная процедура - это «совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами».

В таможенном законодательстве используется ряд спе­цифических таможенно-правовых терминов, таких как, например, "таможенная территория", "таможенная гра­ница", "таможенный режим", "декларант", "таможенная пошлина" и др. Даже такие известные из гражданского права понятия, как "товары" и "транспортные средства", в таможенном законодательстве имеют свое специфичес­кое толкование.

Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Такая формули­ровка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Подобный подход к определению таможенной территории непосредственно указывает на пространственные пределы действия норм таможенного законодательства.

TK (ст. 3) при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории: "Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними".

Таможенную территорию Российской Федерации состав­ляют ее сухопутная территория, территориальные и внут­ренние воды, а также воздушное пространство над ними.

В нее включаются также находящиеся в морской исклю­чительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над ко­торыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение нашло свое развитие в принятом в 1995 году Федераль­ном законе № 187-ФЗ "О континентальном шельфе". Статья 5 этого закона пре­дусматривает, что Российская Федерация на континентальном шельфе осуществ­ляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать созда­ние, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и со­оружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искус­ственными островами, установками и сооружениями в отношениитаможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.

Сухопутной территорией Российской Федерации явля­ется вся суша, находящаяся в пределах ее границ. Терри­ториальные воды — это прибрежные морские воды шири­ной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наиболь­шего отлива как на материке, так и на островах, принад­лежащих Российской Федерации, или от линий, соединя­ющих точки, географические координаты которых утвер­ждаются Правительством РФ и объявляются в "Известиях мореплавателей". В отдельных случаях иная ширина тер­риториальных вод может устанавливаться международны­ми договорами, а при их отсутствии — в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. К внутренним водам относятся прибрежные морс­кие воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод, а также воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат России, если ши­рина проходов не превышает 24 морских миль.

На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Терри­тории свободных таможенных зон и свободных складов согласно действующему Таможенному кодексу РФ (ст. 3) рассматриваются как находящиеся вне таможенной тер­ритории Российской Федерации.

В то же время следует отметить неточность: так, в час­ти первой статьи 3 ТК РФ ясно сказано, что таможенную территорию Российской Федерации составляют ее сухо­путная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а в части третьей — что территории свободных таможенных зон и свободных складов, которые по сути являются частью сухопутной территории Российской Федерации, рассматриваются как не входящие в ее таможенную территорию. Такая неточ­ность устранена в Проекте нового Таможенного кодекса РФ, который рассматривает указанные территории сво­бодных таможенных зон и свободных складов как часть таможенной территории Российской Федерации, а вот товары, находящиеся на этих территориях, —таможенной территории Российской Федерации. В этой же статье закона устанавливается, что в отношении взимания таможенных по­шлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, особая экономическая зона рас­сматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, установленными в данном законе. Именно из-за этих осо­бенностей (они обозначены в ст. 7) территория, которую занимает Калининград­ская особая экономическая зона, несмотря на действие в ее пределах режима свободной таможенной зоны, не была выведена из состава таможенной террито­рии Российской Федерации. как находя­щиеся вне ее таможенной территории. Определение понятий свободных таможенных зон и свободных складов дано в ст. 75 TK, которые "рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Ко­дексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможен­ному делу" (ст. 3 TK). К числу предусмотренных ст. 3 TK исключений относится Федеральный закон от 22 января 1996 года № 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Статья 1 этого закона предусматривает, что созданная в Калининградской области особая экономическая зона является ча­стью государственной и

Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания Как уже отмечалось, TK в ст. 4 закреп­ляет право на образование таможенных союзов в интересах развития и укрепле­ния международной экономической интеграции. Ориентиром в этой деятельно­сти TK определяет общепризнанные нормы международного права. Так, в ст. XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) таможенных союзов.

Таможенный союз определяется как замена одной таможенной территорией двух или нескольких таможенных территорий. Таможенный союз предполагает фор­мирование общей таможенной территории, на которой осуществляется свобод­ное обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию тор­говли со странами - нечленами таможенного союза (внешний аспект).

Таможенный союз представляет собой более высокий уровень сближения по сравнению с зоной свободной торговли, в которой устраняются таможенные тарифы и количественные ограничения во взаимной торговле при сохранении самостоятельности стран-участниц в таможенно-тарифном регулировании на границах с третьими странами. Иными словами, таможенный союз - это такая зона свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную по­литику по отношению к государствам-нечленам. В таможенном союзе появля­ется общий внешний тариф, завершающий унификацию таможенно-тарифного законодательства стран - участниц. Создание таможенного союза означает, что на место национальной таможенной политики приходит согласованная межгосу­дарственная политика, которая в свою очередь приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на территориях стран-членов союза. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, те­ряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество - союзную общую таможенную территорию.

Примером реализации планов создания таможенных союзов в рамках СНГ является Соглашение о таможенном союзе между Российской Федерацией и Рес­публикой Белоруссия от 6 января 1995 года. На основании этого Соглашения были приняты указ Президента РФ от 25 мая 1995 года № 525 "Об отмене тамо­женного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь", приказ ГТК от 21 марта 1995 года № 167 "О первоочередных мерах по реализа­ции Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Респуб­ликой Беларусь" и ряд других нормативных актов. Образование российско-бе­лорусского таможенного союза привело к переносу таможенного контроля с границы Российской Федерации с Республикой Белоруссия на внешние границы Республики Белоруссия, отмене взимания таможенных платежей в отношении двустороннего товарооборота и т.д. Таким образом, завершение формирования таможенного союза России и Республики Белоруссия позволит говорить о появ­лении общей таможенной территории.

Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможен­ную территорию: "Таможенная граница - граница таможенной территории Рос­сийской Федерации" (п. 2 ст. 5 Закона РФ "О таможенном тарифе"). Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законо­дательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область дейст­вия таможенного суверенитета. Понятие "таможенная граница Российской Федерации" означает пределы ее таможенной территории, куда вхо­дят и периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Таможенная граница является юридической фикцией (воображаемой ли­нией) в отличие от государственной границы, представляющей собой реальную линию на местности. Практика таможенного регулирования (чаще всего в связи с разбирательством уголовных дел о контрабанде) не раз обращала внимание на возможность несовпадения таможенной и государственной границы и юридиче­ские последствия, вызванные этим несовпадением.

Причем принято различать внешнюю и внутрен­нюю таможенные границы.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории сопредельных государств и, как правило, со­впадает с государственной границей. На ней действует административно-правовой режим, устанавливаемый за­конодательством о государственной границе. А внутрен­нюю таможенную границу образуют периметры свобод­ных таможенных зон и свободных складов, находящихся, как правило, в глубине таможенной территории страды. И хотя по своему административно-правовому статусу внут­ренняя таможенная граница приравнена к внешней, поря­док ее пересечения регламентируется только нормами та­моженного законодательства. В то же время, необходимо отметить, что согласно ч. 1 Конституции РФ на тер­ритории Российской Федерации не допускается установле­ние таможенных границ. Отсюда следует, что включение периметров свободных таможенных зон и свободных скла­дов в таможенную границу неправомерно, хотя и соответ­ствует общемировому подходу к этому вопросу. ст. 74

Под термином "товары" в таможенном законодатель­стве следует понимать любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности, электрическую, теп­ловую и иные виды энергии, а также транспортные сред­ства, за исключением средств, используемых для меж­дународных перевозок пассажиров и товаров. Практика выявила необходимость включить в это определение так­же объекты интеллектуальной собственности (и это от­ражено в Проекте нового Таможенного кодекса РФ), а также отнесенные к недвижимому имуществу воздуш­ные, морские суда, суда внутреннего плавания и косми­ческие объекты.

Товары подразделяются на российские и иностранные. Российские товары — это товары, происходящие из Рос­сийской Федерации, либо товары, выпущенные в свобод­ное обращение на ее территории, т. е. те товары, распоряжаться которыми можно без разрешения таможенных ор­ганов. Все остальные товары являются иностранными.

Транспортными средствами в таможенном деле призна­ются любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

Под "перемещением через таможенную границу Рос­сийской Федерации" понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию страны или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почто­вых отправлениях, использование трубопроводного транс­порта и линий электропередач.

К указанным действиям относятся:

  • При ввозе товаров или транспортных средств на та­моженную территорию Российской Федерации и при вво­зе с территории свободных таможенных зон и свободных складов на остальную часть таможенной территории стра­ны — фактическое пересечение таможенной границы Рос­сийской Федерации.
  • При вывозе товаров или транспортных средств с та­моженной территории Российской Федерации и при вво­зе товаров и транспортных средств с остальной части ее таможенной территории на территорию свободных тамо­женных зон и на свободные склады — подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направ­ленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства.

Перемещение через таможенную границу можно под­разделить на правомерное и неправомерное. Правомерное перемещение через таможенную границу осуществляется в порядке, предусмотренном действующим таможенным законодательством. А перемещение через таможенную границу с нарушением установленных нормами таможен­ного законодательства требований (например, вне опреде­ленных таможенными органами мест, с сокрытием от та­моженного контроля, с использованием поддельных до­кументов и т. п.) признается неправомерным и в зависи­мости от характера противоправного деяния квалифици­руется либо как административное правонарушение (на­рушение таможенных правил), либо как уголовное пре­ступление в сфере таможенного дела.

Термин "лица" включает в себя как предприятия, уч­реждения и организации, т. е. юридические лица, так и физические лица. В таможенном законодательстве встре­чаются понятия "российские лица", "иностранные лица" и "лица, перемещающие товары".

  1. Созданные в соответствии с российским законода­тельством предприятия, учреждения и организации (т. е. юридические лица) с местонахождением на территории России.
  2. Зарегистрированные на территории России лица, за­нимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
  3. Граждане России, постоянно проживающие на ее тер­ритории. Все иные лица относятся российским таможен­ным законодательством к категории иностранных.

В качестве лиц, перемещающих товары, следует пони­мать лица, являющиеся собственниками товаров, их по­купателями, владельцами, либо выступающие в ином ка­честве, достаточном в соответствии с российским законо­дательством для совершения с товарами действий, пре­дусмотренных Таможенным кодексом РФ, от собственно­го имени.

Декларант — это лицо, перемещающее товары через та­моженную границу, или таможенный брокер (посредник), т. е. лицо, представляющее и предъявляющее товары и транспортные средства на таможне от собственного имени.

Перевозчик — это лицо, фактически перемещающее то­вары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства.

Таможенный режим — это совокупность положений, оп­ределяющих статус товаров и транспортных средств, пе­ремещаемых через таможенную границу РФ, для тамо­женных целей.

Таможенное оформление — это установленная нормами таможенного законодательства процедура помещения то­варов и транспортных средств под определенный таможен­ный режим.

Таможенный контроль — это совокупность мер, осуще­ствляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле и иного законодательства РФ, контроль за исполнением которого отнесен к компетенции таможенных органов.

Зона таможенного контроля — это специально выде­ленная и обозначенная часть таможенной территории Рос­сийской Федерации, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения таможенного зако­нодательства Российской Федерации.

Таможенные платежи — это таможенная пошлина, на­логи и иные платежи, взимаемые в установленном поряд­ке таможенными органами.

Таможенная пошлина — это платеж, взимаемый тамо­женными органами при перемещении товаров через тамо­женную границу РФ и являющийся неотъемлемым ус­ловием такого перемещения.

Резиденты - это:

  • Физические лица, имеющие постоянное местожитель­ство в Российской Федерации, включая граждан России, временно находящихся за ее пределами.
  • Юридические лица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования юридического лица), располо­женные на территории России и образованные в соответ­ствии с российским законодательством, а также их фили­алы и представительства, находящиеся за пределами Рос­сийской Федерации.
  • Российские дипломатические и другие официальные представительства, находящиеся за пределами Российс­кой Федерации.

Нерезиденты - это:

  • Физические лица, имеющие постоянное местожитель­ство за пределами Российской Федерации, включая вре­менно в ней находящихся.
  • Юридические лица (в том числе хозяйствующие субъек­ты без образования юридического лица), созданные в соот­ветствии с законодательством иностранных государств, с ме­стонахождением за пределами Российской Федерации, а также их филиалы и представительства в России.
  • Иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в Россий­ской Федерации.

18. Каковы основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу?

19. В чем различие между запретами и ограничениями экономического и неэкономического характера?

20. Как применяются запреты и ограничения экономического и неэкономического характера в зависимости от избранного таможенного режима?

Практические задания

1. Внешнеторговая фирма ЗАО «Лотос» приобрела за границей автомобиль для служебного пользования. В каком качестве (товара или транспортного средства) рассматривается приобретаемый фирмой автомобиль, подлежащий таможенному оформлению и контролю, с точки зрения таможенного законодательства?

2. Приведите примеры регулятивных целей таможенного дела в РФ.

3. Российская морская судоходная компания решила реализовать записанный в ее учредительных документах такой вид деятельности, как занятие морским промыслом. В этой связи у руководства компании возник вопрос: к какому товару (российскому или иностранному) будет отнесена продукция морского промысла, добытая в Мировом океане? Дайте развернутый ответ, опираясь на положения таможенного законодательства.

4. Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. В чем выражается централизация и проявляется децентрализация?

Тестовые задания по теме 1

1. В состав таможенной территории РФ входят:

а) сухопутная территория РФ;

б) установки и сооружения, находящиеся в исключительной экономической зоне РФ;

в) территории особых экономических зон;

г) территории посольств и дипломатических миссий РФ за рубежом;

д) территориальные и внутренние воды РФ.

2. Таможенное дело не включает в себя:

а) таможенные режимы;

б) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

в) таможенный контроль;

г) банковский контроль;

д) таможенное оформление;

е) валютное регулирование.

3. Экономические цели таможенного дела достигаются посредством:

а) установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров;

б) лицензирования;

в) пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей;

г) установления ставок экспортных и импортных пошлин.

4. Общее руководство таможенным делом в РФ осуществляют:

а) Президент РФ и Правительство РФ;

б) Федеральное Собрание РФ;

в) Государственная Дума;

г) Федеральная таможенная служба.

Г). Приобретенный вами на вторичном рынке ранее растаможенный и на вполне законных основаниях более четырех лет ездивший по дорогам России автомобиль марки «Форд» рассматривается с точки зрения таможенного законодательства России как:

а) иностранный товар;

б) российский товар;

в) российский товар иностранного происхождения.

6. Единая система таможенных органов России включает:

а) Правительство РФ;

б) Федеральную таможенную службу;

в) региональные таможенные управления РФ;

г) таможни РФ;

д) таможенные посты РФ.

7. К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся:

а) осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления;

б) кадровая функция;

в) ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

г) финансово-плановая функция;

д) материально-техническая функция;

е) другие функции организационного характера.

8. Что понимается под товаром в таможенном деле?

а) любой предмет купли-продажи;

б) любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства;

в) любое движимое имущество, валюта и валютные ценности, транспортные средства, энергия.

9. Какой закон РФ устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ:

а) Таможенный кодекс РФ;

б) «О таможенном тарифе»;

в) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

г) «Об экспортном контроле».

10. При незаконном перемещении товаров через таможенную границу в таможенном деле применяются акты таможенного законодательства РФ:

а) действовавшие на момент фактического перемещения товаров через таможенную границу;

б) действующие на момент обнаружения таможенного правонарушения.

11. Что такое перемещение через таможенную границу РФ товаров и (или) транспортных средств?

а) фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ;

б) подача документов на ввоз либо вывоз товаров;

в) фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ или подача документов для целей вывоза товаров (транспортных средств) за пределы таможенной территории РФ.

12. Какие отношения регулирует таможенное законодательство РФ?

а) отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

б) отношения в области таможенного дела РФ;

в) отношения в области внешнеторговой деятельности.

13. Что в таможенном деле понимается под российскими товарами?

а) товары, произведенные (добытые) на территории РФ;

б) товары, выпущенные на территории РФ в свободное обращение;

в) товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ.

И. Как применяются запреты и ограничения неэкономического характера?

а) в зависимости от избранного таможенного режима;

б) независимо от заявленного таможенного режима;

В настоящее время нет однозначного определения вышеуказанных понятий. В Федеральном законе «О техническом регулировании» термин «продукция» означает результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. В соответствии с этим определением к продукции можно отнести только объекты в материальной форме. Международный стандарт определяет продукцию как результат процесса, деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей. Причем, продукция может быть материальной (сырье, перерабатываемые материалы, оборудование и т.д.) и нематериальной (услуги, информация, продукция интеллектуального труда – программные средства).

Товароведение изучает материальную продукцию, которой присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (т. е. должна быть кому-то нужна).

Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Таким образом, товар – материальная продукция, предназначенная для купли-продажи. Понятия «продукция» и «товар» различаются тем, что продукт становится товаром, будучи предложенным рынку. Товар - любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

Есть различие в определении термина «товар» – в товароведении и таможенной практике.

В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст.11) товары – любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых в международных перевозках.

То есть товары по определению в ТК РФ – это имущество. В соответствии со ст.128 Гражданского кодекса РФ в понятие имущества входят вещи (в том числе деньги и ценные бумаги) и не входят такие объекты гражданских прав, как действие (работа и услуги), информация и нематериальные блага. Эти последние объекты не могут, очевидно, рассматриваться как товары.

3. Принципы и методы товароведения, их использование в таможенной практике.
Принципами
товароведения являются: безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость, систематизация.

Безопасность – основополагающий принцип, который заключается в недопустимости риска нанесения товаром или услугой ущерба жизни или здоровью людей; имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу; окружающей среде; жизни или здоровью животных и растений.

Эффективность – принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении товаров.

Совместимость – принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов и услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.

Взаимозаменяемость – принцип, определяемый пригодностью одного товара быть использованным вместо другого товара в целях удовлетворения одних и тех же потребностей.

Систематизация – принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов и услуг. Систематизация – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Принцип систематизации положен в основу методов товароведения – таких как идентификация, классификация, кодирование.

Методы товароведения подразделяются на эмпирические, или экспериментальные и аналитические.

Эмпирические методы в зависимости от используемых технических средств измерения
подразделяются на:

Измерительные – физические, физико-химические, химические, биологические, осуществляются с помощью технических средств измерения.

Органолептические – методы определения показателей качества с помощью органов чувств.

Аналитические (мысленные) методы – это анализ, прогнозирование, программирование, планирование, систематизация, идентификация (метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим), классификация.

Например, идентификация (товаров) – деятельность по установлению соответствия конкретного товара образцу, его описанию требованиям нормативных, технических, а также товаросопроводительных документов и/или группе однородных товаров. Проведение идентификационной таможенной экспертизы позволяет выявлять фальсифицированную и контрафактную продукцию. Классификация товаров, или подразделение множества на подмножества по определенным признакам, является неотъемлемой частью товароведной характеристики любого товара, а также ответственной процедурой при таможенном оформлении.


4. Классификация непродовольственных и продовольственных товаров в товароведении и в ТН ВЭД.

Продовольственные товары

В товароведении используется несколько видов классификации товаров: торговая, учебная, экономико-статистическая, стандартная, внешнеэкономическая.
Торговая классификация является отраслевой и используется в практике торговли. Она призвана содействовать организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, а также рациональному размещению их в торговом зале и организации складского хозяйства.

Учебная классификация используется в практике обучения товароведению, она служит для изучения потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяет наиболее полно изучить ассортимент товаров.

Учебная классификация приближена к торговой классификации, но отличается большей последовательностью. В учебных классификациях, преследующих цель изучения ассортимента товаров, важнейшим признаком считается назначение.

В соответствии с учебной классификацией товары также подразделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные.

Все продовольственные товары объединяют в 9 основных групп: зерномучные товары; овощи, плоды и грибы; вкусовые товары; кондитерские товары; пищевые жиры; молочные товары; мясные товары; рыбные товары; яйца и яичные товары.

В основе такой классификации лежит общность товаров по происхождению, химическому составу, особенностям технологии производства, назначению и условиям хранения.

Непродовольственный товар - продукт производственного процесса, предназначенный для продажи его гражданам или субъектам хозяйственной деятельности, но не с целью употребления его в пищу человеком и (или) представителями животного мира.

В практике розничной торговли выделяют следующие группы непродовольственных товаров: товары из пластических масс, товары бытовой химии, силикатные товары, строительные товары, мебельные товары, металлические товары, электротовары и бытовые машины, текстильные товары, швейные товары, трикотажные товары, обувные товары, пушно-меховые товары, галантерейные товары, парфюмерно-косметические товары, ювелирные товары и часы, товары культурно-бытового назначения. В особую группу выделяют книги и другую печатную продукцию.

Экономико-статистическая классификация считается наиболее полной. Она представлена в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП). ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, сертификация, управление качеством, производство продукции, статистика, экономика и другие.

В товароведении возможно использование стандартной классификации , представленной в государственных и отраслевых стандартах.

Стандартная классификация используется для определения требований, номенклатуры показателей качества, условий и методов испытаний, контроля качества, для разработки порядка проведения сертификации товаров и т. п. Эта система классификации отражена в Общероссийском классификаторе стандартов (ОКС).

Основные классификационные признаки, лежащие в основе деления товаров в соответствии со стандартной классификацией, - отраслевой и назначение. Классификация по признаку назначения зафиксирована в государственных стандартах четвертой системы, получившей название системы показателей качества. Например, трикотажные товары в соответствии с этой системой классификации делятся на верхние, бельевые, чулочно-носочные и перчаточные изделия.

К внешнеэкономической классификации относится ТН ВЭД, разработанная на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС).

Для классификации товаров в ТН ВЭД используются следующие признаки:

· Происхождение товара

· Материал, из которого изготовлен товар

· Назначение

· Химический состав товара и сырья

· Степень обработки товара (готовая продукция, полуфабрикаты, сырье и материалы)

Категориям товаров присваивается 9-10-значный цифровой код, первый четыре знака которого соответствуют товарной позиции, следующие 2 – субпозиции, следующие 3 знака определяют подсубпозицию, 10-м знаком определяется детализация товара.

От присвоенного товару 10-тизначного кода ТН ВЭД зависят как размеры таможенных пошлин, так и применяемые в отношении товара меры нетарифного регулирования. Эти факторы, практически, являются определяющими при определении экономической эффективности и коммерческой привлекательности внешнеэкономической деятельности.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода