Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Под солнце самое взвился. Анализ стихотворения Баратынского Весна, весна! как воздух чист

«Весна, весна! как воздух чист!…» Евгений Баратынский

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!

Зачем так радует ее
И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?

Что нужды! счастлив, кто на нем
Забвенье мысли пьет,
Кого далёко от нее
Он, дивный, унесет!

Анализ стихотворения Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!…»

«Весна, весна! как воздух чист!..» — одно из самых известных стихотворений Баратынского, представляющее собой великолепный образец русской пейзажной лирики девятнадцатого столетия. В этом произведении поэт приветствует весну, возрождение природы. Происходящие процессы восхищают его, безмерно радуют. Поэтому в стихотворении так часто употребляются восклицательные предложения, поэтому выбран явно восторженный тон. Баратынский поет настоящий гимн приходу весны – торжественный, но в то же время легкий, без излишнего пафоса. Пробуждение природы вызывает и пробуждение души лирического героя. Она журчит вместе с ручьем, возносится в небо словно птица. Весна рождает в ней неизбывную радость, надежду на лучшее. Слияние души с природой позволяет лирическому герою почувствовать восторг от полноты бытия.

Использование многочисленных глаголов помогает Баратынскому создать пейзаж живой и динамичный: шумят ручьи, летают облака, поет жаворонок, река несет лед. Картина, нарисованная поэтом, полна подробностей, за счет чего в воображении читателя возникает законченный образ весны. Он единый, но показан будто с разных точек зрения. Сначала поэт обращает внимание на небо, затем – на реку, после этого – на жаворонка.

Любовь к весне нашла отражение не только в стихотворениях Баратынского, но и в некоторых его письмах. В апреле 1815 года он написал матери, что для него великая радость – наблюдать за тем, как весна украшает природу, замечать «несколько пробившихся травинок», вдоволь гулять по сухим улицам Петербурга.

К сожалению, долгое время творчество Баратынского оставалось недооцененным. Современники считали его талантливым стихотворцем, но неразрывно связывали с пушкинской школой. Поздняя лирика поэта и вовсе оказалась непонятой критиками. При этом Пушкин о Баратынском всегда отзывался положительно. Он считали Евгения Абрамовича мыслящим правильно и независимо, чувствующим сильно и глубоко. Литературоведы второй половины девятнадцатого столетия называли поэта второстепенным, слишком рассудочным автором. Интерес к творчеству Баратынского возродился благодаря русским символистам. Именно они поставили его в один ряд с Тютчевым, признав крупным лириком-философом. Позже дань уважения Евгению Абрамовичу отдал Иосиф Бродский, написавший в 1961 году стихотворение «Памяти Е. А. Баратынского».

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?
С ручьём она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!

Зачем так радует её
И солнце, и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?

Что нужды! счастлив, кто на нём
Забвенье мысли пьёт,
Кого далёко от неё
Он, дивный, унесёт!

1. Какова тема стихотворения?
2. Каким настроение проникнуто?
3. Охарактеризуйте образы.
4.Изобразительные выразительные средства и их роль.
5. Что хотел автор этим стихотворением рассказать.

Ответьте пожалуйста на вопросы даю 50 баллов

Произведение «Весна, весна! как воздух чист!..», является одним из самых известных и знаменитых стихотворений великого русского поэта Баратынского. Сегодня хочется более подробно рассмотреть данное произведение.

И так, анализ стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!..», пожалуй, стоит начинать с того, что непременно стоит отметить - это стихотворение представляет собой один из великолепных образцов истинно русской пейзажной лирики 19 века.

Конечно же уже из названия данного произведения можно понять о чем идет речь. А речь в данном стихотворении идет о весне, о просыпающейся после долгого зимнего сна природе, о её красоте и так далее. Кстати стоит отметить, что многие поэты любили именно это время года, искренне считая его временем вдохновения и рождения прекрасных стихотворений и других литературных произведений.

Данное стихотворение Бартынского многие критики и специалисты в области литературы уверенно называют гимном весне, её приходу и изменению природы.

Если говорить о построении стихотворения то нужно отметить, что оно содержит большое число различных глаголов. Этот прием помог автору показать живой и радостный пейзаж. Более того, общая картина, которую поэт создал в данном произведении, получилась насыщенной, многогранной и в тоже время весьма утонченной.

Читая данное произведение мысленно можно легко воссоздать образ весны, причем стоит отметить, что каждый может создать тот образ, который ему захочется.

По своему объему данное стихотворение получилось довольно большим, оно состоит из 8 столбцов, каждый из которых содержит 4 строчки. Рифма использована перекрестная, именно она помогла автору поддержать общую лаконичность всего произведения.

Из литературных приемов здесь так же можно увидеть метафоры, олицетворение, эпитеты и конечно же красочные прилагательные. Всё это вместе слилось в единое, уникальное произведение, которое является очень легким, и даже воздушным. Благодаря чему оно сразу же приходится по душе каждому читателю. Хотя изначально в момент его создания на него мало кто обращал внимание, и надо признать, весьма не заслуженно оно очень долгое время было в тени.

Анализ стихотворения Весна, весна! как воздух чист Баратынского

Баратынский Евгений Абрамович написал много прекрасных произведений. Одним из лучших его творений стало стихотворение «Весна, Весна! как воздух чист!», написанное в 1832 году.

Весна была любимым временем года поэта. Своё восхищение этим сезоном он выразил в письме матери в апреле 1815 году, где написал, что видеть, как весна преображает природу - «великая радость».

Тема произведения - приход весны.

Идея стихотворения состоит в том, чтобы показать, как удивительно вступает в свои законные права красавица - весна, как просыпается после суровой зимы природа, а вместе с природой происходит пробуждение души поэта.

Стихотворение состоит из восьми строф. Каждая строфа – четверостишие. Произведение написано ямбом с неодинаковым количеством стоп в строках. Автор использует перекрёстную рифмовку.

Стихотворение можно поделить на две связанные между собой части.

В первой части поэт описывает приход весны. Чарующую картину пробуждения природы автор изображает при помощи эпитетов: «воздух чист», «ясен небосклон», «лазурию живой», «солнечным лучам», «ветхий лист…и шумен и душист», «яркой вышине», «заздравный гимн». Природа радуется наступлению долгожданных тёплых дней.

Мастерски подобранная поэтом аллитерация придаёт стихотворению особую красочность: звук [л] добавляет напевность, плавность произведению, звук [р] позволяет услышать шум реки и треск льдин, звук [ш] передаёт шёпот «ветхих» листьев.

Вторая часть начинается с вопроса автора самому себе: «Что с моей душой?» Она тоже пробуждается с приходом тепла, сливаясь воедино с природой: с ручьём она весело бежит по проталинам, с птичкой поднимается высоко к солнцу. Душа поэта «ликует» и «забвенье мысли пьёт». Это говорит о том, что с приходом весны он испытывает такую великую радость, что не может думать ни о чём, кроме красоты природы. Автор способен только любоваться и наслаждаться окружающим его великолепием.

В произведении много восклицательных знаков. Так поэт показывает своё очарование и восхищение любимым временем года.

Стихотворение читается на одном дыхании. Оно написано просто, без сложных речевых оборотов. При этом произведение торжественное и лишено вычурности.

В своём стихотворении поэт сумел не только воссоздать великолепную картину прихода весны и передать звуки первых тёплых дней. Автор показал, что вместе с природой от зимнего сна пробуждается и его душа, которая поёт, радуется и приветствует весну.

6 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению Весна, весна! как воздух чист


Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Лермонтова И скучно и грустно 9 класс

    Михаил Юрьевич Лермонтов – один из самых талантливых поэтов 19 века. Его произведения изучаются по сей день и, вероятно, никогда не устареют. Читая произведения этого великого поэта, можно увидеть настоящую исповедь человека,

  • Анализ стихотворения Маяковского Письмо Татьяне Яковлевой

    Лирика Маяковского всегда отличалась от других своеобразием и даже оригинальностью. Писатель яростно придерживался идеи социализма в стране, и полагал, что человеческое личное счастье должно быть равносильно к счастью общественному.

  • Анализ стихотворения Фета Чудная картина 5 класс

    Афанасий Афанасьевич Фет - знаменитый русский поэт середины XIX века. "Чудная картина" относится к раннему периоду его многогранного творчества. Читатель может обнаружить для себя череду спрятанных в произведении мотивов.

  • Анализ стихотворения Пушкина Красавица

    Не секрет, что для женщины девятнадцатого века было обыкновенным иметь альбом, или, если будет угодно, дневник, который служил ей своеобразным хранилищем важных для нее заметок, рассуждений, памятных поздравлений, рисунков и стихов.

Поэтическая тетрадь .

Евгений Абрамович Баратынский. "Весна, весна! как воздух чист!"

Введение

http://all-biography.ru/wp-content/uploads/2014/08/Baratuynskiy-Evgeniy.jpg
Евгений Абрамович Баратынский — поэт, родился 19 февраля 1800 года в селе Вяжле Кирсановского уезда Тамбовской губернии, воспитывался в пажеском корпусе, откуда в 1816 году был исключен с воспрещением поступать в военную службу. Три года спустя, после усиленных хлопот, ему было, однако, разрешено поступить рядовым в лейб-гвардию егерский полк; в 1820 году, произведенный в унтер-офицеры, был переведен в Нейшлотский пехотный полк, стоявший в Финляндии, и пробыл здесь около шести лет до производства в офицеры, после чего вышел в отставку, женился и поселился в Москве. В 1845 году, Баратынский отправился с семейством за границу, посетил Германию, Францию и Италию, в Неаполе внезапно заболел и умер 29 июня 1844 года.
Сочинения Баратынского в стихах и прозе изданы его сыновьями в 1669 и 1884 гг. Баратынский начал писать стихи еще юношей, живя в Петербурге и готовясь к поступлению в полк; Общий характер лирики Баратынского — грустно-задумчивый.

Словарная работа

Лазурь - светло-синий цвет, синева (устар.)

Слепит - ослепляет, мешает видеть, смотреть.

Торжествующий - от слова торжество - 1. Победа, полный успех, 2 . Чувство радости, удовлетворения по какому-нибудь случаю.

Хребет - позвоночник, спина.

Ветхий - разрушающийся от старости; дряхлый.

Заздравный - исполняемый или провозглашаемый за чьё-нибудь здоровье.

Гимн - торжественная песня .

Чтение с комментированием

О чём стихотворение? (- Тема природы, приход весны.)

http://img-fotki.yandex.ru/get/15/igumnov2005.d/0_9696_649537d3_L
Как вы думаете, что чувствует поэт? (- Восторг, восхищение, полёт души, радость, обновление…)
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?(- Те же самые!)
Система знаков препинания помогает автору передать настроение, а нам почувствовать это настроение и понять автора:

Ч то вы слышите, читая стихотворение? (- журчание ручья, рёв реки, шуршание ветхих листьев, песню жаворонка.)

http://www.neizvestniy-geniy.ru/images/works/photo/2012/04/591967_1.jpg
С помощью чего автору удаётся передать эти звуки?

Вывод : повторяя определённые звуки, автор может передать нам то, что слышит он, и помочь нам услышать это же.

Обратимся к выразительным средствам:

Что? Где? Для чего?
Метафора
(олицетворение)
«Крылья ветерка»,
«хребёт» реки,
облака летают, «ласкаясь»,
лист «шумит»
Одушевление природы, природа радуется приходу весны, возрождению
эпитеты Лазурь живая,
торжествующий хребёт реки,
гимн заздравный,
вышина яркая
Показать счастье, радость природы.
сравнение «С ручьём она ручей»,
«С птичкой птичка»
Сравнения как такового нет: душа растворяется в природе, становится её частью.

Вывод : используя выразительные средства, автор показывает своё отношение к природе. Он одушевляет её. Его душа - это часть души природы. Он живёт в природе, с природой. Испытывает те же чувства, что и природа. От этого он невыразимо счастлив. В последней строфе появляется автор, его душа.

Обобщение

— С какими чувствами встречает весну лирический герой стихотворения? (Главные чувства стихотворения — радость, ликование, восторг. Эмоциональное состояние приподнятости, душевного подъёма передаётся обилием восклицательных интонаций.)

— Какие слова и выражения создают картину весны? Какие приметы весны особенно приятны лирическому “я”? Почему вы так думаете? (Поэт создаёт лёгкую, радостную картину весны: ясный небосклон, ветерок, солнечные лучи, облака, ручьи, древа обнажены, жавронок. Ощущение радости, праздничности приятного весеннего дня создаётся словами чист, ясен, ласкаясь, летают, блестят, взвился, торжествующий, заздравный и др. Особую торжественность придают стихотворению слова высокого стиля: лазурию (даже устаревшая форма слова звучит возвышенно по сравнению с современным лазурью) , очи, древа, обнажены, ветхий, гимн и др.)

— Какие краски, звуки, запахи весны мы ощущаем, читая стихотворение? (Поэт рисует весну словами, которые помогают ощутить её приход, почувствовать её краски, звуки, запахи. (Можно поручить отдельным учащимся выбрать из текста слова и выражения, которые помогают увидеть, услышать, почувствовать весну.

Краски: ясен небосклон, лазурию, слепит, к солнечным лучам, блестят, солнце, в яркой вышине.

Звуки: шумят ручьи, взревев, река несёт… поднятый ею лёд, лист… шумен, жавронок поёт заздравный гимн, душа… журчит.

Запахи: воздух чист, лист… душист и др.)

— Какие образы создаются в стихотворении при помощи звукописи?

— Найдите в тексте эпитеты. Какой смысл они придают стихотворению? (Самые выразительные эпитеты стихотворения — это “лазурию живой”, “на торжествующем хребте”, “в яркой вышине”, “незримый жавронок”, “заздравный гимн”. Они передают мощь и величие весны, восхищение поэта переменами в природе, которые он приветствует.)

— Найдите в тексте олицетворения, метафоры, гиперболы. Какой характер они придают описанию весны? (Олицетворения: “летают облака”, “взревев, река несёт”, “она (душа) … журчит… летает”; метафоры: “на крыльях ветерка”, “река несёт… на хребте”, а также гиперболы: “слепит… очи”, “ласкаясь к солнечным лучам”, “под солнце самое взвился… жавронок” изображают весну живым и сильным существом, которому ни в чём нет преград.)

— Каково пространство стихотворения? Определите его “границы”. Что нам помогает понять исследование “пространственных” слов и выражений? (Слова и выражения, обозначающие “высоту”: воздух, небосклон, высоко, крылья, летают, на хребте, под солнце… взвился, незримый жавронок — помогают читателю ощутить бескрайность, широту и могущество весны, необъятность весеннего дня, свет которого простирается от ветхих листьев под ногами до самого солнца.)

— Какой смысл придаёт стихотворению последняя строфа? Можно ли её считать ключом к пониманию всего стихотворения? (Последняя строфа — главная во всём стихотворении. В ней разгадка, объясняющая чувства лирического героя, который восхищён весной. Обновление и возрождение природы весной вызывают у лирического “я” и у читателя стремление слиться с весенним днём, раствориться в нём. Именно поэтому весной душа человека, подобно ручью, радостно журчит и летает в небе, как птица. Такое состояние человека побуждает его к высоким чувствам, зовёт стремиться к идеалу.)

Итоги

П ознакомились с поэтом Евгением Абрамовичем Баратынским. Учились анализировать поэтический текст его стихотворения "Весна, весна! как воздух чист!".

ИСТОЧНИК

http://45parallel.net/analysis/evgeniy_baratynskiy/vesna_vesna_kak_vozdukh_chist.html

https://ds02.infourok.ru/uploads/doc/12a3/000221fa-c79e579a.rar

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/biografia5.html

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода