Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Вид глагола в русском языке: образование и правильное употребление. Виды глаголов в русском языке

Вид - это категория глагола, отражающая то, как говорящий видит течение действия во времени: закончившимся, длящимся, повторяющимся, разовым. В русском языке различают два вида: совершенный и несовершенный .

Глаголы несовершенного вида передают смысл действия, не указывая на его завершенность. Под эту категорию попадают слова трех типов:

    Обозначающие длительное действие. Например: «Он долго смотрел ей в глаза», «Она бесконечно долго шла по улице».

    Передающие значение повторяющегося действия. Пример: «Каждое утро она садится а автобус», «Он ходит в школу изо дня в день».

    Характеризующие постоянное действие. Рассмотрим пример: «Город находится на возвышенности».

Глаголы несовершенного вида во многих случаях сопровождаются наречиями «долго», «часто», «обычно», передающими периодичность, с которой совершается действие. Слова этого типа можно выразить тремя временами: настоящим, прошедшим, будущим.

Глаголы, относящиеся к совершенному виду , передают значение законченности действия. Ограничивают его временными рамками. Слова этого типа могут выражать:

    Действие, которое закончилось достижением какого-либо результата. Например: «Настя нарисовала прекрасную картину», «Папа забил гвоздь в стену».

    Действие, граница которого определяется его началом. К примеру: «В зале заиграла чудесная музыка», «Девушка запела прекрасный романс».

    Однократное действие при условии, что слово образовано при помощи суффикса «ну»: «Он случайно толкнул меня в коридоре», «От злости он пнул портфель ногой».

Слова совершенного вида предстают только в формах прошедшего и будущего простого времени.

Глаголы обоих типов иногда образуют видовые пары . К этой категории относятся омонимичные слова, имеющие одно и то же значение, но с разными смысловыми оттенками. Рассмотрим примеры:

    Оправдать и оправдывать. В первом случае мы видим завершенное действие, во втором — длительное.

    Удвоить и удваивать. Первое слово передает значение действия, которое закончилось по достижении результата. Второе показывает продолжительность.

Чаще всего подобные глаголы образуются от одной основы. Но бывают исключения, такие как «брать и взять» или «поймать и ловить».

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Вид глагола - это одна из тем в школьной программе, которая у учеников забывается или вообще “пролетает”. Вне сомнений, если не понять легкие правила этого раздела, не получится разобраться и с другими, более сложными. Ученики часто путают глагол несовершенного вида с видом совершенным, однако они даже не представляют, настолько все легко и просто, нужно лишь четко разложить по полочкам, что есть что.

Вид - это такая единица, без которой ни один глагол в русском языке существовать не может. Стоит запомнить, что его можно определить всегда! В некоторых случаях ответ находится на поверхности, а в некоторых приходится покопаться. В нашем языке существует два вида глаголов: совершенный (СВ) и несовершенный (НСВ).

Совершенный вид

Это такой вид, который обозначает уже законченное действие, чаще всего мы используем его в прошлом времени. Если проводить параллель с английским языком, там завершенное действие может обозначаться такими временами, как Past Simple и Present Perfect. Нужно учесть, что глаголы СВ направляют нас на результат, конец действия или его начало. К примеру: “Он прочитал книгу”. Как можно узнать, что это не глагол несовершенного вида? Нужно просто задать вопрос: “Что сделал?”. Такую подсказку дают учителя детям практически во всех школах, поясняя, что если в вопросе у сказуемого имеется приставка “с”, то это глагол совершенного вида.

Данный тип также может использоваться в будущем времени, вопросы для проверки: “что сделает (сделают)?” и т. д.

Следует учитывать тот факт, что у СВ полностью отсутствует настоящее время, поэтому если вы увидели глагол этого времени - знайте, что он НСВ.

Несовершенный вид

Глагол несовершенного вида обозначает длительность действия, не подчеркивая результат. Процесс может быть регулярным, то есть кто-то делает что-то каждый день. Или просто повторяющимся, иными словами, кто-то делает что-то нечасто. В английском языке также имеются времена, обозначающие процесс, к примеру, Present Continious. Наречия, стоящие в предложении, также могут “выдать” несовершенный вид глагола. Примеры: постоянно, часто, всегда, регулярно, обычно, долго - все они указывают на отсутствие окончания действия.

Чтобы легко определить глагол несовершенного вида, стоит только задать к нему вопрос: “Что делать?” (в вопросе отсутствует буква “с”, указывающая на СВ, следовательно, это НСВ). Например: Марина любит петь (что делать?).

Глаголы данной группы могут быть как настоящего времени (что делает (делаю)? и т. д.), так и будущего (что будет делать (буду делать)? и др.) и прошедшего (что делал (делали)? и т. д.).

Одновидовые глаголы и глаголы с двумя формами

У многих глаголов в русском языке есть пара противоположного вида (давать(СВ) - дать(НСВ)). Они образуются при помощи чередований гласных и согласных букв и слогов:

  • о/а - опоздал/опаздывает (СВ/НСВ);
  • о/ы - вздохнули/вздыхают (СВ/НСВ);
  • я/им - подняла/будет поднимать(СВ/НСВ);
  • у/им - вынуло/вынимало (СВ/НСВ);
  • д/ж - проводил/провожает (СВ/НСВ);
  • т/ч - ответила/будет отвечать (СВ/НСВ);
  • п/пл - укрепил/ укреплял (СВ/НСВ);
  • ст/щ - угостила/ будет угощать (СВ/НСВ).

Помимо таких глаголов также существуют одновидовые, у которых ни в коем случае не может быть пары, они имеют только одну форму из двух: несовершенную или совершенную. Среди них: быть, присутствовать, отсутствовать, бездействовать (только НСВ), а также: закричать, понадобиться, хлынуть, очутиться (только СВ).

Примеры глаголов несовершенного и совершенного вида

Как оказалось, НСВ и СВ достаточно легко найти по вопросу, однако чаще всего ученики начинают понимать тему только после того, как учитель разберет ее на примерах.

Несовершенный вид: кипит, берет, заботиться, будут играть, стригла, искали, пилил, мешала, буду спать и т. п.

Совершенный вид: полью, забить, уберу, купил, исчезло, сместили, открыла, сяду и т. п.

Это лишь некоторые примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.

Одной из русского языка является Глагол. Глагол обозначает действие, состояние предмета. Его основные вопросы: что делать? что сделать? Эта часть речи имеет много от чего зависят ее место в речи и синтаксическая роль в предложении. Тема данной статьи «Глаголы совершенного вида», поэтому, прежде чем говорить о них, надо узнать значение их категории: вид. Категория вида - это грамматическая она присуща всем его формам и показывает действие во времени. Глагол «решил» и «решал» похожи по значению, но грамматически различаются. Решил - глагол соверш. вида, он указывает на завершенное действие, на то, что оно закончено и ограничено. Решал - глагол несоверш. вида и не содержит в себе пределов или законченности действия. В русском языке есть два вида глаголов: совершенный и несовершенный.

Уже по одному названию - глагол совершенного вида - можно понять, что речь идет о действии, которое началось, совершено, Есть предел, граница, результат действия. Поэтому и вопросы у совершенного вида глагола такие: что сделать? что сделал (а)? что сделали? что сделаешь?

Так, например: в прошедшем времени

«Я прочитал книгу» означает: прочитал всю до конца;

«Я написал письмо» означает: письмо готово;

«Я изучил язык» означает: я знаю язык;

«Мы спели песню» означает: до конца.

Тогда как предложения: «Я писал письмо», «Я читал книгу», «Я пел песню», «Я изучал язык», означают, что действие происходило, но доведено ли оно до конца - неизвестно.

Глагольные виды различаются в основном по значению и временным формам. Глаголы совершенного вида имеют прошедшее и будущее простое время: вершил (вершу), написал (напишу), поиграл (поиграю), прочитал (прочитаю), изучал (изучу). Окончания в будущем простом те же, что и в настоящем времени у глаголов несоверш. вида: я читаю, играю.

Глаголы несоверш. вида имеют формы настоящ., прошед. и будущ. сложного времени. Предложения «Мы будем строить», «Мы будем изучать» говорят только о том, что действия будут совершены, но не о том, будут ли они закончены. Тогда как предложения «Мы построим», «Мы изучим» говорят, что что-то будет построено до конца, будет изучено и мы будем знать. Эта с различным образованием временных форм приводит к ошибкам употребления в речи настоящего времени вместо будущего, будущего вместо настоящего.

Так, вместо правильного образования будущего времени: я скажу, я пойду, я возьму, я начну, - люди, плохо владеющие языком, ошибочно говорят: я буду сказать, я буду пойти, я буду начать.

Образование и видовые пары

Исходной формой образования глаголов совершенного вида в основном являются глаголы несоверш. вида с добавлением приставок, суффиксов, противопоставлением суффиксов, чередованием в корне, перемещением ударений, выражением видов разными корнями, словами. Образуются видовые пары.

1. Глаголы совершенного вида образуются при помощи добавления суффикса -ну- к глаголам несовершенного вида: прыгать-прыгнуть, качать-качнуть. Эти глаголы придают значение краткости и мгновенности.

У некоторых глаголов с суффиксом -ну- перед суффиксом выпадают последние согласные: кидать-кинуть, утопать-утонуть, шептать-шепнуть. Суффикс -ну- в глаголах совершенного вида указывает на результат, предел, законченность действия (исчезнуть, достигнуть), на однократность действия (толкнуть, крикнуть, махнуть), на интенсивное начало действия (хлынуть, грянуть)

2. Приставки придают глаголу значение законченности, не изменяя основного лексического значения слова: писать-написать, списать; слепнуть-ослепнуть; седеть-поседеть; строить-построить; делать-сделать; крепнуть-окрепнуть.

Но нередко приставки придают новое лексическое значение глаголу соверш. вида: читать - перечитать, прочитать, дочитать

Приставки наряду со значением законченности могут привносить в глаголы другие оттенки, указывать на отношение действия ко времени. Так, приставка по- некоторым глаголам привносит значение ограниченности действия во времени, например: сегодня я почитал, поработал, погулял (некоторое время читал и перестал, некоторое время работал и прекратил работу, недолго гулял.)

Приставки за-, по- при соединении с некоторыми глаголами привносят в слово значение начала действия: петь-запеть (начали петь); шуметь-зашуметь (начали шуметь); лететь-полететь (начал лететь)

Например:

Лес зазвенел, застонал, затрещал, Заяц послушал и вон побежал. (Н. Некрасов )

Орлята засвистали и запищали еще жалобнее. Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю… (Л. Толстой )

3. Иногда видовые пары глаголов образуются от разных корней, слов: класть-положить. Запомните слова и сочетания, с которыми употребляются глаголы совершенного вида: вдруг, неожиданно, внезапно, как-то раз, как, сразу, как вдруг, однажды.

Поупражняйтесь!

Перед вами иллюстрированный текст. Найдите в тексте глаголы совершенного вида. Объясните разницу в значении глаголов соверш. и несоверш. вида.

Охота

Красавец-орел медленно делает круг над морем. Полет его такой спокойный и грациозный. Вот он на мгновение остановился в воздухе, как будто кто-то держит его за нить. Что-то произошло. Это хищник увидел в прозрачной воде добычу. Неожиданно и стремительно орел стал камнем падать вниз.

И уже у самой воды, на лету, он схватил клювом свою жертву и резко поднялся вверх. Рыбка мотает хвостом, пытается освободиться из клюва, но орел мертвой хваткой держит свою добычу, не прерывая полет.

Вид глагола - это лексико-грамматическая категория глагола, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу. Внутренним пределом называется такая точка в протекании действия, когда действие переходит в недействие.

История категории вида глагола

До XX в. в языкознании выделяли 3 вида:


1. Неопределенный вид, совпадающий с современным несовершенным видом.


2. Многократный вид. Примерами являются : сиживал, хаживал.


3. Однократный вид, совпадающий с современным совершенным видом.

Как определить вид глагола?

В современном языкознании грамматические виды глагола принято разграничивать на основе семантики, т.е. значения.


В русской грамматике выделяют совершенный и несовершенный виды.


Определить можно на основании следующих оснований:


1) На основании семантики.


Глаголы совершенного вида обозначают действие, достигшее внутреннего предела (например: , сделал). Глаголы несовершенного вида обозначают действие, не достигшее внутреннего предела (например: смотрел, делал).


2) По вопросам.


Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», а глаголы несовершенного вида на вопрос « ?». Например: (что сделал?) посмотрел, (что делал?) смотрел.


3) На основании словообразовательного оформления.


Совершенный образуется с помощью приставок, несовершенный вид - с помощью суффиксов. Так, глаголы совершенного вида «посмотрел, сделал» имеют приставки, а глаголы несовершенного вида «смотрел, делал» не имеют.


4) По сочетаемости.


Глаголы несовершенного вида сочетаются с наречиями «долго», «медленно», со словами «каждый день» и другими, а глаголы совершенного вида не имеют такой возможности. Так, можно сказать «долго смотрел», но нельзя употребить выражение «долго посмотрел».


5) По различию в наборе словоформ.


Глаголы совершенного вида не могут находиться в форме настоящего вида, а глаголы несовершенного вида не обладают формами 3 времени.

В русском языке - его вид.

Несовершенный вид глагола

Большая часть единиц этой обладает противопоставленными формами. Например, создать - создавать, подписать - подписывать и т. д. Если сравнить члены этих пар, то можно заметить, что при схожести лексического значения они имеют что-то различное. Это отличие - вид глагола. Первый член этих пар представляет несовершенный Второй - имеет форму совершенного варианта.

Глагол в совершенном варианте может ответить на такие вопросы: что сделать? что сделал? что сделает?

Формы совершенного вида зачастую имеют значение законченности действия, называют ограниченные процессы, указывают на уже случившийся результат действия. Например: мальчик выздоровел.

Глагол несовершенного вида называет действие развивающееся, длящееся, не ограниченное, а также указывает на повторяемость и продолжительность процесса. Например: мальчик выздоравливает.

Категория вида находится в плотном взаимоотношении с разрядом времени. Так, несовершенный вид глагола имеет формы всех трёх времён, а совершенный - только формы в будущем и прошедшем. Т. к. настоящее время характеризует процесс, длящийся в момент речи, развивающийся и продолжающийся, а совершенный вид представляет ограниченное в развитии действие.

Чаще всего глаголы русского языка составляют пару по видовому признаку. Т. е. две формы имеют одно смысловое значение, но различаются по грамматическому виду: обучить - обучать, завить - завивать.

Существуют и одновидовые. Непарные несут значение действия, ограниченного в своём развитии: очнуться, добегаться. Беспарные несовершенного обозначают неограниченное в своём развитии действие: приговаривать, сочувствовать, обитать. Бывают и двувидовые глаголы, в которых совмещаются значения совершенной и несовершенной категории: казнить, обследовать, ранить.

Деепричастия несовершенного вида

Глагольная форма, имеющая значение добавочного действия, которая совмещает признаки глагола и наречия - это деепричастие. Даная часть речи бывает двух видов: совершенного и несовершенного. Во втором виде почти всегда называется процесс, происходящий в одно время с действием глагола-сказуемого. Редко такое деепричастие обозначает предшествующее или последующее действие. Например: два раза в год бывала в столице и, возвращаясь оттуда, громко рассказывала о чуде. А эта часть речи совершенного вида обычно означает действие предшествующее.

Происходит образование единицы этой части речи несовершенного вида с использованием суффикса -а (-я) от основы в настоящем времени. Например, следят - следя.

Не все группы глаголов имеют такую форму. Среди них:

Глаголы, с основой в настоящем времени, которая состоит из согласных (мнут);

Глаголы на -и (лить) с односложной основой;

Глаголы с суффиксом -ну (вянуть);

Глаголы на -а (звать) с односложной основой в инфинитиве.

Если у глагола есть суффикс -ва-, то деепричастие образуется от инфинитивной основы: создавать - создают - создавая.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода