Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Экологическая игра - путешествие по станциям для студентов. Ролевая игра-путешествие "Весёлый паровозик" Экологический поезд игра

«Эта Земля – твоя и моя»
игра - путешествие по станциям для студентов.
Саватнеева Надежда Рашитовна, руководитель физического воспитания ГБПОУ Белебеевский колледж механизации и элекрофикации.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию сценарий экологической игры -путешествие по станциям. На каждой станции ребята отвечают на вопросы, получают баллы, за правильный ответ. На каждой станции своё жюри, они ставят баллы в маршрутные листы. В конце игры жюри, по маршрутным листам подсчитывают общее количество баллов у каждой команды. Побеждает команда набравшая большее количество баллов, за все выполненные задания.
Тема: «Эта Земля – твоя и моя» игра - путешествие по станциям для студентов
Цель: показать актуальность проблемы охраны окружающей среды.
Задачи:
- ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
- развивать, смекалку, наблюдательность, быстроту реакции, глазомер, смелость;
- воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, коллективизм
Оборудование: таблички с названиями станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, ручки, карандаши.
Ход мероприятия.

Ведущая:
Добрый день, уважаемые друзья! Мы рады приветствовать вас на игре «Эта Земля – твоя и моя»

Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества.

Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.

Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Эта проблема особенно актуально звучит сейчас.
А пока что от вас требуется? Главное, что бы все были объединены одной целью - сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.
А теперь приступим к игре. Я приглашаю вас в путешествие по станциям, где вы сможете одержать победу, благодаря своим знаниям, сообразительности и сплочённости команд. Для этого я вручаю вам маршрутные листы, в которых указано, какие станции вы должны пройти и с какой станции начинается путешествие.
Вся ваша работа будет оцениваться компетентным жюри. (Представление жюри)
Теперь настала пора нам познакомиться с вашими командами. Объявляю 1 станция "Визитная карточка". На представление каждой команде отводится не более 3 минут. Максимальная оценка – 5 баллов.

1 станция "Визитная карточка".
(представление команд)

2 станция Узнайте по имени литературных персонажей животных, птиц, насекомых:
Гена (крокодил)
Рикки-Тикки-Тави (мангуст)
Каа (удав)
Людвиг14 (лисенок)
Матроскин (кот)
Серая шейка (утка)
Шушара (крыса)
Торила (черепаха)
Балу (медведь)

3 станция "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.
1. Корень, стебель, цветок, букет, лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб, небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта, ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа, - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд, королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза, лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона, кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей, соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.

4 Станция "Эрудит"
1. Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)
2. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).
3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).
4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
5. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
6. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
7. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
8. Косой ли заяц? (Нет).
9. Что делает зимой ёж? (Спит).
10. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
11. Самый быстрый зверь? (Гепард).
12. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
14. У кого рот на брюхе? (У акулы).
15. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
16. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит)

5 Станция "Лесные загадки"
1. Кто путешествует по воздуху на нитке?
(Паук).
2. У кого на сучке кладовая?
(У белки).
3. Какую птицу называют "белобока"?
(Сорока).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
(Кукушки).
5. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры).
6. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка).
7. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка.
(Стрекоза).
8. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному.
(Черепаха).
9. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно -
Укусит. Ясно?
(Змея).
10. Волны к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь - обжигает.
(Медуза).

6 станция «5 секунд на размышление». Необходимо быстро ответить на вопросы.
1) Девочкина дочка. (Кукла)
2) Не имеющая плохой погоды. (Природа)
3) Зеленая, от которой мухи дохнут. (Тоска)
4) Прилеталки по-саврасовски и улеталки по-некрасовски. (Грачи)
5) Пиджак к подгузнику. (Распашонка)
6) Буквы, выстроенные для переклички. (Алфавит)
7) Эпицентр бублика. (Дырка)
8) Охотница до чужих мехов. (Моль)
9) Ярмарочное приспособление, чтобы вскружить голову. (Карусель)
10) Фольклорный тест на сообразительность. (Загадка)
11) Последний модный звук. (Писк)
12) Часть тела, которую предлагают в комплекте с сердцем. (Рука)
13) Новое сооружение для задумчивого барана. (Ворота)
14) Макаронный откидыватель. (Дуршлаг)
15) Обратная сторона затылка. (Лицо)
16) Учреждение, куда принимают неграмотных. (Школа)
17) Домашний иллюминатор. (Окно)
18) Часть лица, которую иногда вешают. (Нос)
19) Мудрое время суток. (Утро)
20) Легкий после бани. (Пар)
7 станция «Ребусная»

Стрекоза


5


огород


7

Лиса
8

Крот
9

Крот
Подведение итогов.
Вся Земля – наш общий дом
Мы все с рожденья в нём живём.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим.
Ведущий : На этом путешествие наше заканчивается. Сейчас жюри подсчитаете сколько «эко – знаков» получила каждая команда. Команда- победитель награждается медалями и грамотами. Поздравляем вас!

Пояснительная записка

На уроках физики в 8 классе изучается тема «Тепловые двигатели». Чтобы данная тема была более интересна учащимся, очень уместно включать элементы историзма: познакомить с историей создания тепловых двигателей от времён Древнего мира (Шар Герона, Пушка Архимеда) и до сегодняшнего дня (повышение КПД, решение экологических и энергетических проблем). Важное место среди тепловых двигателей занимает тепловая машина, которую использовали, например, в паровозах.

Село, в котором мы живём, удалён от железной дороги, ближайшая узловая станция – г.Урень – в 78км. Однако наш регион имеет интересную историю развития железнодорожного транспорта. Областной центр – Нижний Новгород – крупнейший железнодорожный центр. А ещё в нём имеется детская железная дорога. Это и подтолкнуло меня к мысли о проведении игры «Весёлый паровозик», которую мы посвятили дню железнодорожника. Такую игру с некоторыми небольшими изменениями можно провести и на занятиях физического кружка.

ВЕСЁЛЫЙ ПАРОВОЗИК

Ролевая игра-путешествие, посвящённая

Дню железнодорожника

Игра проводилась для участников дворовой площадки «Краски лета».

Возраст участников 8– 13 лет.

Ц е л ь: развитие творческих и познавательных способностей детей младшего и среднего школьного возраста.

З а д а ч и:

Обучающие:

    Познакомить с историей паровоза, железной дороги на основе местного краеведческого.

    Повторить правила поведения на железной дороге.

Развивающие:

    Развивать познавательные интересы, наблюдательность, память, творческие способности, физические качества.

Воспитывающие:

    Воспитывать правила поведения во время игры и пассажира поезда.

    Способствовать формированию навыков работы в группе.

Предварительная подготовка:

За два-три дня до игры детям предложено найти в словарях, в сетях Интернет, из бесед с родителями значения слов: железная дорога, поезд, вагон, паровоз, электровоз, рельсы, шпалы, машинист, диспетчер, стрелочник, электричка, метро, эскалатор;

Педагог готовит выступление об истории и особенностях праздника День железнодорожника, о Нижнем Новгороде как о крупнейшем центре железнодорожного транспорта, о Горьковской детской железной дороге, о профессиях-железнодорожниках;

Студенты-организаторы подбирают игры, загадки по тематике праздника;

Приобретение материалов, инструментов, музыкальных записей, призов и т.д

Х О Д И Г Р Ы

Ведущий1: Дорогие ребята! Сегодня вы - участники путешествия, посвящённого Дню железнодорожника. Вы будете играть разные роли в этом путешествии: паровозика, вагончиков, историков, художников, певцов… А мы будем вашими ведущими в этом путешествии.

Ведущий2: Но чтобы путешествие было интересным и успешным, вы должны быть внимательными, дружными, терпеливыми, поддерживать друг друга.

Ведущий1: прежде чем отправимся в путь, проведём тренировку. Образуем «поезд». Встаньте в колонну, один за другим. Первый человек в колонне будет играть роль паровозика, а остальные за ним «вагончики». Согните руки в локтях, возьмите своими руками локти стоящего впереди. По команде делаете шаг левой ногой и двигаете вперёд правой рукой, затем меняете ногу и руку. И так, шагая и меняя руки, и произнося «чух-чух-чух, чух-чух-чух,»…, вы будете ездить от станции к станции. «Паровозик» будет меняться. (Ведущие проводят репетицию).

Ведущий2: Желаем «Весёлому паровозику» счастливого пути».

(Даётся команда «Ту-ту, ту-ту». Паровозик направляет поезд по желаемой траектории).

Ведущий1: Поезд прибывает на станцию «Историческая»!

Станция 1. «Историческая»

Посреди зала стоят столы, около них стулья, на столе табличка с названием станции.

Ведущий 2: Ребята! Садимся на стулья за приготовленные столы. Сейчас вы- участники беседы об истории железной дороги, особенностях праздника День железнодорожника. Вы услышите о Нижнем Новгороде как о крупнейшем железнодорожном центре и о Горьковской детской железной дороге, о людях, которые работают на железных дорогах. Слушайте внимательно, говорите, спрашивайте.

Идёт обсуждение темы. Затем ученик читает стихотворение:

Железные дороги так обществу нужны -
Опутали пространство огромной всей страны.
По ним везутся грузы, по ним людей везут –
А это каждодневный и важный очень труд!

Ведущий 1: Да, ребята, работа железнодорожников не простая, но очень интересная и нужная. Многие выпускники нашей школы получили профессии, имеющие отношение к железной дороге: Заузолков Олег – работает машинистом, живёт в г.Шахунья; Шмелёва Татьяна – работает дспетчером на Горьковской железной дороге, живёт в Нижнем Новгороде. Этот список можно продолжать. Может быть, и из вас кто-нибудь будет железнодорожником. Это будет гордость для школы.

Ведущий2: (объявляет, как на вокзале) «Весёлый паровозик» отправляется со станции «Историческая». Следующая станция «Литературная».

Поезд прибывает на станцию «Литературная». Дети занимают свои места.

Станция 2. «Литературная»

На столе табличка со словом «Паровозик».

Ведущий1: П еред вами слово «паровозик». Задание: составьте как можно больше слов из букв этого слова.

Дети выполняют. Ведущие консультируют, проверяют, комментируют.

Ведущий2: Весёлый паровозик держит путь от станции «Литературная» и прибывает на станцию «Умелкино».

Станция 3. «Умелкино»

На столе ватман, ножницы, клей, цветная бумага.

Ведущий1: Много людей пытались придумать машину, которая бы двигала колёса по рельсам. (Ведущие рассказывают краткую историю изобретения паровой машины и паровоза. Здесь и рассказ о паровой машине Ползунова, и о братьях Черепановых). А сейчас дети вы превращаетесь в ловких умелых мастеров-изобретателей: вам надо за 10 минут на этом листе ватмана «изобрести» поезд с паровозом и вагончиками, который едет по железной дороге.

Ведущий2: Вспомним, что есть у паровоза и вагонов? Что и кто могут находиться в вагонах?

Участники игры называют: колёса, окна, людей, сидящих у окон, двери и т.д.

Ведущий1: Молодцы! Но чтобы начать работу, напомним правила безопасности с ножницами и клеем. (Ведущие проводят инструктаж). А теперь приступаем к работе!

Дети выполняют коллективную работу - аппликацию на ватмане. После выполнения демонстрируется плакат, дети оценивают свою работу.

Ведущий2: «Весёлый паровозик продолжает путешествие. …Остановка! Станция 4. «Загадкино-отгадкино!

Дети занимают места.

Ведущий1: Дорогие путешественники! Сейчас вы будете работать в парах. Каждая пара получает карточку с двумя рисунками. На первый взгляд рисунки одинаковые, но в них есть пять отличий. Найдите их. Это первое задание: найдите пять отличий и отметьте на рисунках.

Участники выполняют и показывают ведущим.

Ведущий2: второе задание: отгадайте загадки.

Ведущие загадывают загадки, дети отгадывают. Ведущие фиксируют активность и правильность отгадывания.

Загадки (загадываются по выбору, их количество зависит от возраста, уровня развития, активности, настроения детей):

Бежит конь вороной, Много тащит за собой.

(Паровоз, поезд)

Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек, Лишь оставили дымок.

(Поезд)
В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит.

(Поезд)
Далеко-далеко по железному пути,
Может этот молодец Весь посёлок увезти.

(Поезд)
Железная Змея в степях извивается. В степях теряется.
Голос звонкий, бежит вслед за позёмкой.
Пробежала тыщу вёрст. Отцепила длинный хвост.

Поезд)
Конь бежит - Земля дрожит, Из ноздрей дым валит.
(Паровоз, поезд)
Кто на бегу, пары клубя, Пускает дым трубой,
Несет вперед и сам себя, Да и меня с тобой?
(Паровоз)

Маленькие домики по улице бегут, Мальчиков и девочек домики везут.
(Поезд)

Он по рельсам быстро мчал - Шпалы все пересчитал.
(Поезд)
Полотно, а не дорожка, Конь не конь - сороконожка
По дороге той ползёт, Весь обоз один везёт.
(Поезд)
Я зашел в зеленый дом, Но недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом быстро в городе другом!
(Поезд)
По стальным дорожкам мчит Сороконожка.
Тук-тук-перестук. Круглый щёлкает каблук.
С развесёлой песенкой по железной лесенке.
(Поезд)
Пятнадцать Братцев любят кататься. Первый с трубой ведёт всех за собой.
(Поезд)
Сто бочек ведёт Гудочек.

(поезд)

Стальная Кобылица по степям лазурным мчится.
Пробежала сотню вёрст отцепила длинный хвост.
(Поезд)
Что за домики подряд на колёсах в ряд стоят,
Подбежал к ним сам собой самовар с трубой,
Ухватил, покатил, и след простыл.
(Поезд)
Конь бежит, из ушей дым столбом валит.
(Паровоз)

Ем я уголь, пью я воду, как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес. И называюсь…
(Паровоз)

Кто, на бегу пары клубя, пуская дым трубой,
Несет вперед и сам себя, да и меня с тобой?

(паровоз)

Они бывают разные - зеленые и красные.
Они по рельсам вдоль бегут, везде встречают их и ждут.

(Вагоны)
Я зашел в зеленый дом и недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом быстро в городе другом.

(Вагон)

Где бывает: Человек стоит, Лестница шагает?
(Метро)
Многолюден, шумен, молод, Под землей грохочет город.
А дома с народом тут вдоль по улицам бегут.
(Метро)
Под землёю Крот живёт. Возит городской народ.
В. Стручков (Метро)
Под землею с давних пор понарыто много нор,
И по ним туда-сюда быстро ездят поезда.
(Метро)
Я в любое время года и в любую непогоду
Очень часто, в час любой провезу вас под землей.
(Метро)
Разбегаются ужи, А Вокзал кричит: «Держи!»
Ни о чём, не беспокоясь по ужам помчался Поезд.
(Рельсы)
Серебрятся два Ужа, переливаясь и дрожа.
По Ужам несётся Поезд, ни о чём не беспокоясь.
(Рельсы)
Две стальные Чудо-Нити протянул Путестроитель.
Нити свяжут города, мчат по Нитям поезда.
(Рельсы)
Городские, звонкие. звонкие не ломкие.
Бегут по городу усы, ведут Трамваи под уздцы.
(Рельсы)
Стальные Кружева по городу разбросаны.
Гудят пчёлами. Звенят осами.
По кружевам Трамвайчики бегают босыми.
(Рельсы)
Земля дрожит, силач бежит. Тянет он за собой хвост огромный стальной.

(Электровоз)

Мимо рощи, мимо яра мчит без дыма, мчит без пара паровозова сестричка.
Кто такая? (Электричка)

Сам вагон открыл нам двери, в город лестница ведет.
Мы своим глазам не верим: все стоят, она идет!
(Эскалатор в метро)

На большие расстояния мчится он без опоздания.
Пишется в конце два с, Называется… (экспресс)

Ведущий1 Весёлый паровозик! Веди состав к следующей станции!... Поезд прибывает к станции «Калякино-малякино».

Станция 5. «Калякино-малякино».

На стене висит ватман, приготовлены платки и фломастеры. Игроки «подъезжают» к ведущему.

Ведущий2: а сейчас, милые дети, вы будете художниками. На этом листе ватмана надо нарисовать железную дорогу и поезд, идущий по ней. Но тут вас ждёт сюрприз: рисовать будете по очереди: первый паровоз, второй- колёса, третий – трубу с дымом, четвёртый – вагон и т.д., и глаза у художника будут закрыты платком. Готовы? Начали!

Художники встают в колонну, ведущие закрывают глаза платком первому участнику, затем второму и т.д. можно ограничить время или количество вагонов.

Станция 6. «Безопасная»

Ведущий 1. Уважаемые пассажиры! Наш поезд прибывает на станцию «Безопасная». Железная дорога – зона особо опасная. Чтобы избежать неприятностей, соблюдайте правила безопасности. (Далее даётся инструктаж по правилам безопасного поведения на железной дороге).

Ведущий1 Весёлый паровозик снова отправляется в путь. Следующая станция «Ноткино-музыкалкино».

Станция 7. «Ноткино-музыкалкино»

На столах листочки со словами песни «Медленно минуты уплывают вдаль», звучит «минусовка» этой песни.

Ведущий2: Весело, с улыбкой поём песню «Голубой вагон» Владимира Шаинского.

Ведущий1 На этой весёлой станции заканчивается путешествие по стране умелых любознательных музыкальных человечков. И весёлый паровозик вас ведёт в другую страну –быстрых, сильных, ловких – Страну Подвижных игр.

«Поезд выезжает» на игровую площадку. Ведущие проводят игры.

Весёлый «паровозик»

Играют семь и более человек. Инвентарь. Свисток.

Ход игры. Каждый игрок строит себе депо: очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий - паровоз. У него своё «депо». Водящий идет от одного депо к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все «вагоны». «Паровоз» неожиданно свистит, и все бегут к «депо».

Игрок, занявший «депо» паровоза, становится водящим - «паровозом».

Поймай безбилетника

Всем участникам завязывают глаза, кроме одного, он и будет безбилетником. По сигналу ведущего игроки с завязанными глазами пытаются отыскать «зайца». Зрелище это очень веселое, ведь поймать и определить безбилетника можно только на ощупь, а это не так-то просто.

Конкурс «Тоннель»

Игроки делятся на две команды. Перед каждой командой ставят два-три стула. По сигналу первые игроки из команд бегут к стульям и пролезают под ними. Затем они бегом возвращаются на старт, и передают эстафету следующим участникам. Побеждает команда, чьи игроки первыми пройдут тоннель. Если комплекция игроков не позволяет им проползти под стулом, можно просто натянуть веревку на нужной вам высоте.

Конкурс «Собери состав»

Для игры необходимы две команды игроков и такое же количество стульев. Команды выстраиваются на старте со своими стульями. По сигналу первый участник бежит со стулом к финишу, ставит его в обозначенном месте и устремляется обратно. Второй игрок бежит и ставит свой стул позади первого, паровозиком. Затем, то же самое делают поочередно остальные участники. Когда последний игрок установит свой стул на финише, он садится впереди «состава» и кричит: «Поезд отправляется!». После этих слов все остальные бросаются занимать места на своих стульях. Побеждает команда, первая собравшая свой состав.

Перетягивание состава

Этот конкурс напоминает перетягивание каната, но поскольку у нас день железнодорожника, то и название у конкурса должно быть соответствующее. Две команды по сигналу начинают тянуть канат, то есть «состав», каждый в свою сторону. Побеждает команда с более сильными участниками.

Веселый паровозик с обручами

Все участники держат обручи на уровне пояса. Задание: участник с обручем, надетым на корпус, бежит до указанного места, возвращается назад, берет следующего участника, и так «паровозиком», «цепляя» по одному, возвращаются назад (слабых учащихся поставить последними).

Подведение итогов

    Ведущий1: Наше путешествие закончилось. Какому празднику оно было посвящено? (Ответы детей)

Ведущий 2: Назовите профессии, имеющие отношение к железной

дороге? (Ответы детей)

    Участники получают призы.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.

Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель : Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.

Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия:

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Игровые действия:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Угадай, что в руке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Игровые действия:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.

Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).

Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия:

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.

«Растения леса, сада, огорода»

Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.

Игровые действия: аналогично игры «Я знаю...»

«Сад - огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.

«Что это такое?»

Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.

Рассказывать признаки предметов.

Игровые действия:

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

«Замысловатые вопросы»

Цель: Развивать сообразительность и находчивость.

Игровые действия:

Воспитатель читает загадку-задачку:

Росли четыре берёзы.

На каждой берёзе –

По четыре больших ветки,

На каждой большой ветке –

По четыре маленьких ветки,

На каждой маленькой ветке –

По четыре яблока.

Сколько всего яблок?

«Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия:

Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

«Перелёт птиц»

Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.

Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Игровые действия:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

«Похожи - не похожи»

Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы,

Сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Игровые действия:

В игре используется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениями свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Варианты могут быть разные:

1 вариант : Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне».

На начальном этапе освоения игры освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» - яблоко, второе «окно» - круг, третье «окно» - мяч.

2 вариант: Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данные обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

3 вариант: используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и в третьем «окне» изображения обладающие общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получают право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

«Кто где живёт?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия:

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

«Времена года»

Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Игровые действия:

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.

Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.

«Вопрос – ответ»

Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.

Проявлять находчивость, сообразительность.

Игровые действия:

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают

Вопросы:

1.Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).

2.От чего кошка бегает? (не умеет летать).

3.Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).

4.Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).

5.От чего гусь плавает? (от берега).

6.Чем до неба докинешь? (взглядом).

7.По чему собака бегает? (по земле).

8.Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

9.Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).

10. За чем во рту язык? (за зубами)

11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

«Цветы» (подвижная игра)

Цель: Называть и различать цветы.

Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Игровые действия:

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

«Головоломки»

Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.

Способствовать умению размышлять, делать умозаключения.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным и растениям.

Игровые действия:

Воспитатель или подготовленный ребёнок загадывает задачки – головоломки:

1.На грядке сидит шесть воробьёв, к ним прилетели ещё пять. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв?

2.Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?

3.На поляне росли садовые цветы: ромашки, васильки, розы, клевер, фиалка. Таня сорвала все 1 розу, 2 клевера, 3 ромашки. Сколько у Тани цветов в букете? (определить садовые и лесные цветы, сосчитать только лесные цветы).

4.В вазе лежат фрукты: бананы, апельсин, яблоки, помидор, огурец, лимоны. Сколько всего фруктов лежит в вазе?

5.На грядке выросли сочные, вкусные яблоки и мандарины, спелая вишня и баклажан. Сколько овощей выросло на грядке?

«Узнай по объявлениям»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)

Развивать логическое мышление.

Игровые действия:

Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2.Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3.Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4.Помогу всем, у кого сломался будильник?

5.Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6.Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7.Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8.Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9.Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один - медлительность.

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

«Где что зреет?»

Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.

Игровые действия:

На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Почтальон принёс письмо»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровые действия:

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.

«Птичка»

Цель: Различать деревья по листьям.

Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.

Игровые действия:

Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.

Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.

«Снежный ком»

Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».

Развивать внимание и наблюдательность.

Игровые действия:

Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.

Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок - повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.

«Кого чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

«Кто за кем?»

Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.

Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

«Каждому своё место»

Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий.

Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.

Игровые действия:

Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.

Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.

«Сокол и лиса» (подвижная игра)

Цель: Расширять знания детей о диком животном и хищной птице.

Умение быстро действовать по сигналу ведущего.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.

Вспомнить повадки лисы.

Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.

Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

«Что будет, если …?»

Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.

Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Игровые действия:

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

Литература

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

2. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.

3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.

4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.

Игровая программа

«Экологический поезд»

Цель: - Расширить кругозор, интерес к природе; активировать познавательную деятельность

Прививать детям культуру поведения в природе, учить бережно, относиться ко всему, что там растёт и живёт.

Напомнить детям о разнообразных дарах, которые даёт природа человеку и умело их использовать в самостоятельной жизни. Напомнить правила проезда в поезде.

Раскрыть творческие способности.

Оборудование: наглядное оформление игры; названия остановок; задания на остановках; жетоны; билеты; награды для победителей.

Ведущий: Внимание! Внимание со станции «Верино» отправляется «Экологический поезд»

(На этой станции представлена разнообразная наглядность по теме «Лес»: плакаты, иллюстрации, самодельные знаки поведения в лесу).

Здравствуйте ребята! Сегодня вы будете путешествовать по району им. Лазо на «Экологическом поезде». В пути вы сделаете четыре остановки; вас ждёт лесной доктор, грибная полянка; следы неизвестных животных и много других лесных приключений.

Сейчас вы находитесь на станции «Верино». И так для того чтобы зайти в поезд вы должны купить билеты, а денежным эквивалентом у нас будут речёвки, которые вы сейчас нам выразительно прочитаете и получите билет на поезд. (каждый отряд называется своим именем и читает речёвку).

1 Отряд «Муравьёв»

Раз – два, три – четыре

Три – четыре, раз – два

Кто шагает дружно в ряд?

Муравьиный наш отряд.

Мы сильны, как носороги,

Прочь, вредители с дороги.

Пять – шесть, семь – восемь!

В лес зелёный в гости просим

Только добрых мы гостей,

Злых обгложем до костей

2 Отряд «Лекари»

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарство,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура и таблетки,

Ну, а что и как лечить

Можем мы вас научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключенья,

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

3 Отряд «Экологи»

Про природу люди

Перестали думать,

Разрушают, портят,

Убивают, мутят,

И зверей и птиц

Жестоко убивают,

Мусором, отходами

Речки засоряют,

Так давайте люди

Будем мы нежнее,

И природу будем.

Мы оберегать!

4 Отряд «Заповедник»

«Заповедник» - это слово

Всем и каждому знакомо

В нем животных охраняют,

Кормят и оберегают.

Запрещают здесь охоту,

Проявляют здесь заботу!

Молодцы! Вы выкупили забронированные билеты (раздача билетов) и сейчас вы отправитесь в путешествие. Постарайтесь на всех остановках заполнить билеты баллами и сдать их в конце путешествия для получения наград и призов. В конце игры мы определим лучших знатоков экологии.

    Остановка. «Рыбацкая викторина»

Вопросы и задания:

1.Какие продукты можно использовать для приготовления блюд из рыбы? Как оно будет называться? (рыбный суп, селедка под шубой, тала, хе и т.д.)

2.Как рыбаки называют предмет, без которого не обойтись на рыбалке и не поймать ни одной рыбы? (наживка)

3.Какой спортивный инвентарь используют моряки при измерении силы? (канат)

4.Какая рыба вооружена лучше всех? (рыба – меч)

5.Какая рыба, кроме «золотой» способна исполнить желание? (щука)

6.Какая рыба в праздничные дни надевает «шубу»? (сельдь)

7.Каким орудием ловил рыбу старик из «сказки о рыбаке и рыбки» А.С Пушкина? (неводом)

8. Какая рыба носит имя человека? (Карп)

9.Вспомните пословицу о рыбке («Без труда не выешь и рыбку из пруда»)

10.Какие слова говорил волк из сказки, сидя у проруби? (Ловись рыбка, большая и маленькая)

11.Что нужно взять с собой на рыбалку. (какой класс больше назовёт предметов)

12.Назвать любимый танец моряков и станцевать несколько движений его (Яблочко)

13.Изобразить понтамимой «Случай на рыбалке»

14.Нарисовать рыбку и дать её название. (Можно рисовать с закрытыми глазами всей командой или одному человеку)

2. Остановка «Путешественник – отличник»

Викторина.

Вспомните правила путешественника.

1. В лес с собой надо брать. (1.Компас , 2.Глобус)

2. Костёр надо разводить. (1.На поляне , 2. Под деревом)

3.Ветки для костра надо …. (1.Ломать с живых деревьев, 2.Подбирать с земли )

4. Прежде чем уйти, костёр надо … (1.Залить , 2.Засыпать торфом)

5. Мусор надо … (1.Взять с собой , 2.Оставить в лесу)

6. Что не разлагается в почве? (1.Полиэтилен , 2.Бумага, 3.Угли)

7.Грибы надо есть … (1.Жаренными, 2.Сырыми)

8.Увидев ёжика надо ….. (1.Пройти мимо , взять его домой)

9.В лесу надо ….. (1.Слушать громкую музыку, 2.Вести себя тихо и сдержанно)

Загадки:

Предлагаются загадки короткие и длинные. Оформлены они по разному: короткие загадки вписаны в сердцевинки ярких цветов, длинные -на обратной стороне отдельных лепестков.

Ведущий: Много цветов на моей остановке? Но мои цветы не простые, а с секретом – с лесными загадками. Лёгкие загадки - на цветах, на лепестках трудные.

Выбирай кому, какие нравятся.

Короткие загадки.

Четыре листа вроде креста, да чёрный глаз глядит на нас (Вороний глаз)

Никто не пугает, а вся дрожит (осина)

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник (Дятел)

Весной – зеленеет, осенью – желтеет, упадёт – почернеет (Яблоко)

Растёт стеной, её не тронь, сожжёт, как огонь (Крапива)

Прыгает ловко, любит морковку (Заяц)

Платье скинет, а пуговки останутся (Рябина)

Длинные загадки.

Царства тёмного жильцы ползут в разные концы.

Неустанно влагу пьют, всем растениям жизнь дают. (Корни)

Я - старуха вредная, на мне шляпа бледная.

А нога в ботинке, на чулке пестринки.

Кто меня коснется – больше не проснётся. (Бледная поганка)

Носит этот «мальчик» жёлтый сарафанчик.

Подрастёт – нарядится в беленькое платьице.

Пышное, воздушное, ветерку послушное

Нежный хрупкий, небольшой, постарел и стал седой.

А как только постарел, вместе с ветром улетел (Одуванчик)

Стоит дом, в нём тысяча хором.

Хозяева из сада уносят нам усладу.

Не мешай, не тронь – сожгут, как огонь (Пчёлы)

2.Остановка «Зелёная аптека»

На столе разложены листовки аптекоуправления, иллюстрации лекарственных трав.

Ведущий: (в белом халате со знаком «зелёная аптека», в руках у него карточки с «диагнозами»). Дети, вас приветствует лесной доктор. Вы шагаете по экологической тропе. Представьте, что с вами случилась непредвиденная ситуация. Возможно, вы заболели. Я не буду давать горьких таблеток. Лечиться будем с помощью растений. Выбирайте диагнозы и приступайте к лечению.

Шагая по тропе я напоролся на острый сучок, повредил плечо и приложил растение….. (Подорожник, тысячелистник, сок крапивы).

Отправляясь путешествовать по тропе, я надел новые кроссовки. Они натёрли мне ноги до мозолей. Пришлось остановиться, приложить лечебное растение…. И забинтовать ноги. (подорожник, мох).

С утра было солнечно, я отправился путешествовать в лёгкой одежде. Вдруг пошёл проливной, холодный дождь. Я промок до нитки. К вечеру поднялась высокая температура. Мне помог чай ….. (Из малины, липового цвета, зверобоя).

Шагая по тропе я, увидел не затушенный костёр. Я поторопился сбить огонь и обжёг руку. Хорошо, что мне попался … Это настоящий лесной пластырь (Гриб – дождевик, измельченная хвоя сосны).

Набродившись в лесу, мы долго не могли успокоиться от впечатлений. Пришлось нашему руководителю заваривать нам особый, успокоительный чай…….(Из валерианы, пустырника).

Переходя болотистое место, я сошёл с тропы и провалился в трясину. Друзья спасли меня, но от испуга у меня заболело сердце. Вылечил меня отвар…….(Из валерианы, плодов боярышника, купены).

Шагая по тропе, я нечаянно потревожил осиное гнездо. Оса больно ужалила меня. Когда я приложил …. Боль стала стихать.(Подорожник).

Шагая по тропе, мы набрели на родник. Я выпил много студёной воды и вскоре не мог удержаться от кашля. Мне помогла……. (Мать - и- мачеха, багульник, подорожник, шалфей).

4.Остановка «Шифровка»

Реши задачу;

1.Длина реки Кия 3660 км. , а реки Хор 5780. На сколько километров длина реки кия короче длины реки Хор. (2120 км.)

2.Длина водоема «Драга» 3500 м. , а «Бамовского» озера 2400 м. На сколько водоем «Драга» длиннее «Бамовского» озера. (1100 м.)

3.Один хомяк запасает на зиму 800 г. Зерна. Сколько зерна запасает на зиму 2 хомяка, 20 хомяков. (1кг. 600г, 10 кг. 600 г.)

4. Густая шерсть хорошо защищает верблюда от холода и жары. Он не требователен к пище – ест любые пустынные растения, пьет солоноватую и соленую воду. Причем верблюд за один раз может выпить 57 литров воды. Сколько литров выпьет он за 2 раза. (114 л.)

5. Вес белого медведя 500кг. Сколько килограммов весят 2 таких медведя (1000 кг.)

6. В разных частях земного шара в течении всего года сверкает молния и гремит гром. По данным статистики, в каждую секунду молния сверкает, а следовательно, и гремит, не менее 100 раз. Сколько раз на всем земном шаре сверкнет молния за 1 час.

Впиши в рамочку числа, начиная с большего, в порядке уменьшения. Под ними запиши соответствующие им буквы


Впиши в рамочку числа, начиная с большего, в порядке уменьшения. Под ними запиши соответствующие им буквы


Запиши в рамочку числа, начиная в порядке возрастания. Под ними запиши соответствующие им буквы.


-Впиши в рамочку только нечётные числа в порядке возрастания. Под ними запиши соответствующие им буквы.

Впиши в рамочку только чётные числа в порядке возрастания. Под ними запиши соответствующие им буквы.


ИТОГ ИГРЫ:

После прохождения всех привалов все собираются в актовом зале для подведения итогов. Ведущий называет победителей и вручает им награды и сувениры, благодарит всех детей за активное участие в игровой программе «Экологический поезд»

Билет 6 класса

Название станций остановок

Баллы

«Рыбацкая викторина»

«Путешественник – отличник»

«Зелёная аптека»

«Шифровка»

Примечание:

ОБЩИЙ БАЛЛ_______________

Билет 7 класса

Название станции

Баллы

«Путешественник – отличник»

«Зелёная аптека»

«Шифровка»

«Рыбацкая викторина»

5 баллов – за правильные ответы, за большее количество участников

4 балла - если допущены незначительные ошибки

3 балла - если допущены ошибки

2 балла - если допущены грубые ошибки

Примечание:

Самые активные участники: (2-3 учащихся)____________________________

__________________________________________________________________

ОБЩИЙ БАЛЛ_______________

Билет 8 класса

Название станции

Баллы

«Зелёная аптека»

«Шифровка»

«Рыбацкая викторина»

«Путешественник – отличник»

5 баллов – за правильные ответы, за большее количество участников

4 балла - если допущены незначительные ошибки

3 балла - если допущены ошибки

2 балла - если допущены грубые ошибки

Примечание:

Самые активные участники: (2-3 учащихся)____________________________

__________________________________________________________________

ОБЩИЙ БАЛЛ_______________

Билет 9а,б класса

Название станции

Баллы

«Шифровка»

«Рыбацкая викторина»

«Путешественник – отличник»

«Зелёная аптека»

5 баллов – за правильные ответы, за большее количество участников

4 балла - если допущены незначительные ошибки

3 балла - если допущены ошибки

2 балла - если допущены грубые ошибки

Примечание:

Самые активные участники: (2-3 учащихся)____________________________

__________________________________________________________________

ОБЩИЙ БАЛЛ_______________

Игровая программа направлена на:

Углубление экологических знаний обучающихся;

Развитие экологической этики учеников и познавательного интереса к различным проявлениям природы;

Воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле, любви к своей Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая программа «Экологический поезд» (для 2-ых классов)

Составитель:

Р.В.Перминова,

учитель МКОУ «Начальная общеобразовательная школа с.Ленинское» ЕАО.

Эл.адрес:[email protected]

Цели:

Углубление экологических знаний обучающихся;

Развитие экологической этики учеников и познавательного интереса к различным проявлениям природы;

Воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле, любви к своей Родине.

Оформление и реквизит:

Проектор;

Книжная выставка; плакаты;

Декорации цветов, деревьев, солнышко, река, рыбки, огонь

Подготовительная работа.

  1. Выбор названия (лесной патруль, воздушный патруль, морской патруль).
  2. Подготовка отличительных знаков: форма, эмблема, защита.

Ход праздника.

Показ фильма о природе. (Звучит музыка: звуки леса, шум воды).

Вед . Сегодня мы отправляемся в путешествие на экологическом поезде. В дороге мы узнаем много нового и интересного об окружающей нас природе. Научимся бережному отношению к ней. Да и просто пообщаемся друг с другом.

Итак, все удобно устроились в своих креслах. Наш поезд отправляется. (гудок поезда, музыка)

Вед . Ребята, чтобы нам в дороге было веселее ехать мы споем песню: (авторская)

Экопоезд вышел в путь, ты природе другом будь - это знает каждый.

Мы вокруг все приберем, мусор, ветки соберем - все в пакет бумажный.

И тогда, наверняка, зазвенит вокруг листва, птички, бабочки, кузнечики проснутся.

Зацветут вокруг цветы – мы с природою на «ты», так давай друг другу все мы улыбнемся.

1 станция «Зеленая аптека».

Ромашка:

Я ромашка-красота.

По мне гадает детвора.

Но и в другом полезна я:

Простуда если у тебя,

то завари ромашку в кружке

(я через час уже готова),

и обе будете здоровы.

Подорожник.

Подорожник у дороги-

листики да лопушки.

принимай меня от боли,

Зажили раны чтоб твои.

Мята.

Что за чудный запах это?

Мята выросла за лето.

улучшает аппетит

и здоровью не вредит.

Мать-и-мачеха.

А если кашель у тебя,

ты кипятком залей меня,

отвар целебный процеди,

попей, скорей в кровать иди.

Вед . А сейчас, мы вместе пополним наш список лекарственных растений (ответы на вопросы)

Это растение успокоит и поможет при бессоннице (валериана).

А это растение используется в народной медицине при лечении различных кожных заболеваний (чистотел).

А кто из вас знает растение, применяемое для остановки кровотечений, а также для улучшения аппетита? (тысячелистник).

Вед. Молодцы! Все эти растения очень полезны, но необходимо помнить правила их сбора и хранения. После возвращения с нашего путешествия вы с ними ознакомитесь (раздаются памятки по классам)

Памятка.

  1. Запрещается сбор редких лекарственных трав, которые занесены в Красную книгу.
  2. Нельзя собирать растения вблизи дорог, а также больные и поврежденные.
  3. Цветки растений собирать во время их цветения, а корневища – поздней осенью.
  4. Сушат растения в тени.
  5. При сборе цветков часть оставлять на растении.

Вед . Вместе все пройдем – леса и горы,

путь наш труден и тенист.

охранять природу будем:

Каждый кустик, каждый лист.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «Берегите природу»

(на мотив песни «Вместе весело шагать»)

Припев:

А цветы, трава, деревья, реки, птицы –

все в природе на века пусть сохранится.

очень многое зависит лишь от нас,

и поэтому всем вам даем такой наказ.

Припев:

Лес и поле, лес и поле!

посмотрите, как красиво все кругом,

ведь природа - это тоже чей-то дом!

а в лесах зверюшки разные пока живут!

Припев

Берегите травы, речку, лес и поле,

Лес и поле, лес и поле!

Не держите птиц, пожалуйста, в неволе, птиц в неволе, птиц в неволе!

Позаботьтесь вы о тех, кто беззащитен,

и, конечно, нашу Землю берегите!

Пусть рассвет встречает небо голубое –

Будет легче на Земле нам жить с тобою.

Припев:

Ну зачем, скажите, нам губить природу,

Губить природу, губить природу!

Ведь не станет жить нам лучше год от года, Год от года, год от года!

Вместе (хором) без музыки

Берегите эти земли, эти ветры! Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя.

  1. Станция «Игровая» Воздушный патруль

Игра «Радуга»

Слова для всех: Ах, да, радуга-дуга! Ах, да, радуга!

Вед . В небе гром, гроза. (руки вверх)

Закрывай глаза! (руками закрывают глаза)

Вед. Дождь прошел. Трава блестит. (смотрят под ноги)

В небе радуга стоит. (описывают круг руками)

Все: Ах, да, радуга-дуга! Ах, да, радуга!

Вед . Поскорей, поскорей выбегай из дверей. (бег на месте)

Все: Ах, да, радуга-дуга! Ах, да, радуга!

Вед . По траве босиком. (ходьба на месте)

Прямо в небо прыжком. (прыжки)

Все: Ах, да, радуга-дуга! Ах, да, радуга!

Вед . Ладушки! Ладушки! (хлопки)

По радуге, по радужке, по цветной дуге (полукруг)

на одной ноге (прыгают)

Все: Ах, да, радуга-дуга! Ах, да, радуга!

Вед . Вниз по радуге верхом (скачут как на лошадках)

и на землю кувырком! (движения руками)

Все: Ах, да, радуга-дуга! Ах, да, радуга! (все хлопают в ладоши)

3 Станция «Морской патруль»

Презентация фильма «Будущее воды зависит от нас»

Песенка «Ябеда»- расскажет нам о том, как трудно живется в подводном царстве животным.

4 Станция «Зеленый патруль»

Вед. А сейчас мы вспомним правила поведения в природе (игра «Угадай»)

Задание первое.

У меня очень много игрушек сделано из неё; она бывает разноцветной, её очень трудно сломать; предметы, сделанные из неё мало весят; если её поджечь, то становится чёрный едкий дым; её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. /Пластмасса./

Задание второе.

Его делают из песка; чаще всего оно прозрачное; когда падает, оно разбивается; если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто; брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. /Стекло./

Задание третье.

Это получается, когда становится старым или ломается; это можно увидеть везде: в городе, деревне, вдоль дорог; это можно сдать и получить деньги; это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое; это бывает цветным, и его можно сдать на переплавку и получить деньги. /Металлолом./

Задание четвёртое.

Его изобрели китайцы; у нас её получают из древесины; она легко горит; из неё получается много мусора; на ней обычно рисуют или пишут. /Бумага./

Задание пятое.

Его много в городе, но мало в деревне; особенно силён он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин; от него люди болеют, нервничают, громко кричат и его становится всё больше; его издают разные приборы и машины; он вызывает загрязнение окружающей среды. А когда его слишком много, он вызывает у человека состояние, близкое к опьянению, действует как наркотик. /Шум./

Экологическая песня (на мотив песни «Выглянуло солнышко») (авторская)

Декорации: (дети в костюмах- перед яркий красочный –спина черная)

Солнышко

Цветы

Дерево с веточками

Река из голубых лент

Рыбки

Костер (ленты)

  1. Выглянуло солнышко, блещет на лугу.

Цветы луговые я в букет сорву.

Веток наломаю, разведу костер.

Неводом я рыбки наловлю в котел.

  1. Хорошо мне в поле, хорошо в лесу.

Речку голубую тоже я люблю.

Только, что случилось?

Сникло все вокруг…

Я одна в природе. Все исчезло вдруг.

Я одна в природе. Все исчезло вдруг (пауза)

  1. Вдруг глаза открыла.

Страшный сон исчез.

Берегите, дети, речку, луг и лес.

Берегите, дети, яркий край чудес!

Поднялось солнышко

Цветы кивают головками

Дерево машет веточками

Рыбки исчезают в реке

Ярко пылает костер

Поет и кружится

- ВСЕ декорации становятся темной стороной к зрителям

ВСЕ декорации вновь становятся лицом к зрителям

5 Станция «Конечная»

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою земля

И небо чистым быть.

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек-

Всю Землю-

Можешь только ты,

Разумный человек!

Хоровод дружбы.

Чаепитие (с лекарственными травами).


Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода