Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Презентация на тему особенности размещения животных. Ареалы обитания

06.01.2015 5609 0

Цели урока: Сформировать знания учащихся об ареалах обитания, мигра­циях; познакомить с закономерностями размещения животных в ареале, вы­званными сменой мест обитания и изменениями условий среды; показать, что размещение животных носит приспособительный характер и является резуль­татом эволюции.

Оборудование: Географическая карта Европы и Азии.

Ответьте на вопросы:

-Что такое дивергенция?

-Что такое эволюция?

-Какие доказательства эволюции вы знаете?

-Каково значение наследственности и изменчивости?

-Что такое естественный отбор?

-Что такое рудиментарный орган? Приведите примеры.

-Какие органы называют гомологичными? Приведите примеры.

-Что такое атавизм?

-Что изучает наука палеонтология?

1.Рассказ учителя.

В природе каждый вид животных заселяет определенную территорию, кото­рая удовлетворяет потребностям этого вида. Территория обитания вида, реги­он, где вид может обитать в связи с наличием подходящих для него условий, называется ареал. Внутри ареала могут быть самые разнообразные преграды: реки, горы, пустыни и т.д. Все эти препятствия могут мешать свободному скре­щиванию между группами особей одного и того же вида. Такие относительно изолированные группы особей одного вида принято называть популяциями.

Ареалы могут быть:

Сплошными. Внутри сплошного ареала вид встречается во всех подходя­щих для него местообитаниях. Примером сплошного ареала обитания может быть распространение белого медведя за полярным кругом, се­рой вороны на территории Евразии, полярной совы, живородящей ящерицы, гадюки обыкновенной и т.д.

Разорванным , т. е. разделенным на два или несколько изолированных участков. Например, обитание черной крысы на Дальнем Востоке и в европейской части России, обыкновенной рыси, серны, дагестанской полевки, голубой сороки. Разорванные ареалы могут возникать из-за гибели животных на промежуточных территориях или при изменении местообитаний, а так же из-за вмешательства человека. Кроме того, прерывистый ареал может возникнуть при преодолении видом изоли­рующих преград в период массовой численности или в момент времен­ного исчезновения преград и образовании новой популяции на новом месте.

Реликтовый (от лат. « реликтум » - остаток) - остаточный, небольшой по площади ареал древнего, некогда более широко распространенного вида. Ре­ликтовый вид или реликт - организм морфологически не изменившийся в сравнении с прошлыми геологическими эпохами и сохранившийся в незначи­тельном количестве до наших дней после вымирания большинства близких ви­дов. В России это ареал выхухоли, европейского бобра, сайгака. На территории России наличие реликтовых ареалов связано с эпохами оледенений. В случае, если реликтовый вид встречается только на данной территории, и больше нигде в мире, такой вид называется эндемичным или эндемиком. Эндемиками Байкала являются байкальская кольчатая нерпа и рыбка голомянка. Эндемиком Якутии является розовая чайка.

Ареалы могут различаться по площади. Есть виды, занимающие крайне не­значительную территорию, как, например, голомянка, каспийская нерпа, а есть виды, ареал которых может быть очень велик. Такие виды называют вида- ми-космополитами. Примером вида-космополита может служить домовый во­робей, дождевой червь, лисица обыкновенная, ласка, крыса серая.

Расселение животных внутри ареала может быть равномерным, что встре­чается очень редко в связи с неравномерностью условий обитания. Но чаще всего в центре ареала или какой -либо его части заселение более плотное, а ближе к границе ареала численность животных гораздо ниже.

Границы ареалов могут быть постоянными а могут изменяться с течением времени. Расширение границ наблюдается при резком увеличении численно­сти вида. Животным становится тесно на занимаемой ими территории, возни­кает жесткая конкуренция и они вынуждены искать новые места обитаний за границами данного ареала. Если им удается преодолеть границы ареала и най­ти подходящие территории для жизни, ареал вида расширяется. Также расши­рение границ ареала может происходить при исчезновении непреодолимых преград - пересыхание рек, болот, возникновение новых водоемов и т.д.

Сокращение границ ареала может происходить при исчезновении благо­приятных условий среды: пересыхание водоемов, расширение пустынь. Часто определенную роль в сокращении природных местообитаний играет человек. Он строит плотины, препятствуя проходу рыб в нерестовые реки и затопляя обширные территории, изымает природные территории под строительство городов, строит дороги и нефтепроводы, являющиеся искусственными преградами для перемещения животных.

2.Самостоятельная работа учащихся с учебником по статье «Закономер­ности размещения животных», §52 (стр. 263-264).

-Каково следствие неоднородности ареалов обитания?

-В каких случаях могут наблюдаться явления расширения или сужения ареала?

-Какова роль человека в изменении границ ареалов?

-Сформулируйте основные закономерности размещения животных внутри ареала.

3.Рассказ учителя.

Для некоторых животных характерно перемещение из одних мест обита­ния в другие. Это может быть связано с изменением мест обитания или прохо­ждением цикла развития.

Закономерные перемещения животных между различными средами оби­тания, пространственно отстоящими друг от друга, называют миграциями.

Миграции совершаются по относительно постоянным путям, в отличие отко­чевок. Кочевки в поисках благоприятных кормовых баз характерны для многих птиц: клестов, кедровок, свиристелей.

Причины миграций - изменение внешних абиотических или кормовых условий или внутрипопуляционной структуры. Существует несколько видов миграций.

Активная миграция - самостоятельное передвижение животных.

Пассивная миграция - перемещение с помощью субстрата. Например, ластоногие перемещаются с помощью льдин.

Периодические (регулярные, сезонные) миграции совершаются ежегодно в определенный сезон. Такие миграции характерны для перелетных птиц, морских котиков, северных оленей.

Непериодические (нерегулярные) совершаются не каждый год. Могут быть вызваны неурожаем кормов (лемминги, белки), стихийными бедствиями.

4.Самостоятельная работа учащихся с учебником по статье «Миграции» §52, (стр. 264-266).

О Заполнить таблицу:

Вид миграции

Описание и особенности

Примеры

-Чем объясняются особенности видового состава животных на изолиро­ванных территориях?

-Что такое зоогеографическая область? Какие зоогеографические об­ласти выделяют на земном шаре?

Домашнее задание

§ 52, ответить на вопросы.

Что такое ареал?

Ареал - поверхность суши или моря, в пределах которой распространен тот или иной вид или род растений, животных.

Как определить границу ареала?

Почему животные разных видов неравномерно распределяются на нашей планете?

Неравномерное распределение животных на нашей планете связано с неравномерностью и разнородностью природных условий.

Почему животные совершают миграции?

Миграции животных обычно вызваны сменой условий среды. Миграции бывают возрастные, сезонные (регулярные), нерегулярные.

Вопросы

1. Что может быть причиной изменения площади ареала?

Основной причиной изменения площади ареала является изменение условий среды. При их улучшении ареал может расширяться. При ухудшении условий уменьшается численность организмов, ареал сужается.

2. Каковы причины образования прерывистых ареалов?

Прерывистые ареалы могут возникать в результате появления преграды внутри самого ареала, путем преодоления преграды группой животных и основанием новой колонии, при гибели животных в промежуточных территориях.

3. От чего зависит размер ареала?

Размеры ареалов могут быть различными. Имеются весьма обширные – космополитные и совсем незначительные – эндемичные ареалы. Размеры ареала зависят от подвижности вида, его экологической валентности и его возраста.

4. Какие причины влияют на плотность животных в ареале?

Плотность животных в ареале зависит от наличия совокупности благоприятных для вида условий. Как правило, наиболее заселены центральные территории ареала, где набор благоприятных условий наиболее полный. Ближе к границам ареала условия становятся менее благоприятными и плотность животных уменьшается.

5. Какие условия существования необходимы для жизнедеятельности животных?

Для разных видов животных существую свои условия, которые необходимы для жизнедеятельности. Можно выделить важнейшие условия необходимые большинству животных: достаточное количество пищи, воды, тепла, территории.

6. Каковы причины миграций? Приведите примеры.

Миграции животных обычно вызваны сменой условий среды. Миграции бывают возрастные, сезонные (регулярные), нерегулярные. Возрастные миграции связаны с поиском мест обитаний, соответствующих определенному возрасту. Примером могут стать миграции угрей. Сезонные миграции разнообразны и связаны с перемещением животных внутри ареала. Например, миграции перелетных птиц. Нерегулярные миграции сопровождаются выселением особей вида далеко за пределы ареала. Примером могут служить миграции леммингов, саранчи. В момент таких миграций большинство животных гибнет.

7. Чем можно объяснить, что Голарктическая область имеет такую большую площадь?

Голарктическая область занимает такую большую площадь, поскольку объединяет территории, которые не так давно потеряли сухопутную связь между собой. Именно поэтому фауна этих территорий сходна и может быть объединена в одну зоогеографическую единицу.

Задания

Используя различные источники информации, подготовьте сообщение о миграциях различных животных.

Загадки самоубийства леммингов нет, как нет и никакого самоубийства

Для биологов более ста лет одним из самых странных и загадочных явлений в естественной природе было внезапное массовое самоубийство леммингов, дружно бросавшихся с обрыва в воды моря. Финские ученые разбирались 15 лет с этой задачей, и нашли объяснение причинам столь неоднозначного поведения зверьков.

Оливер Гилг из Хельсинского Университета в Финляндии и его коллеги опубликовали результаты своих исследований по этой теме в выпуске журнала Science 31 октября. Необъясненные трагедии популяции этого грызуна, обитающего в высоких северных широтах, вызывали рождение легенд и мифов о том, что будто бы всякий раз, когда численность зверьков становится слишком огромной и пищи на всех не хватает, они объединяются в одно полчище и дружно совершают самоубийство, бросаясь с утесов в море. Исследователи говорят, что реальные причины подобного поведения леммингов более сложны.

Численность леммингов, как они говорят, легко регулируется благодаря жесткому контролю со стороны их естественных хищников: горностаев, песцов, снежных сов и поморников (чаек).

За 15 лет ученые собрали данные о леммингах и их хищниках с 75 квадратных километров восточной части острова Гренландия. Выяснилось, что периодически популяция леммингов может резко возрастать в 100 или даже 1000 раз от их первоначальный численности. Горностай является ключевым хищником, регулирующим баланс леммингов. Это в свою очередь повышает численность их естественных хищников, которые становятся столь многочисленными, что пожирают леммингов в гигантских количествах, и популяция последних резко падает. Следующая стадия - недостаток леммингов в среде расплодившихся хищников приводит к снижению и популяции хищников.

Циклы роста и снижения популяций хищников и добычи знакомы биологам, но интересным в этом случае с леммингами тем, что они почти подобны часовому механизму. Горностай является ключевым хищником, регулирующим баланс леммингов. Для него лемминги – это основной источник пропитания. Три других хищника - "универсалы" - они любят лакомиться леммингами, но также имеют и альтернативные источники пропитания. Поэтому только численность горностаев резко падает в течение года после снижения популяции леммингов.

Вопрос цикла леммингов оставался открытым в течение почти целого столетия. Различные школы спорили об этом. Это было очень горячей темой. Что же до необычного явления среди леммингов собираться в полчища, то оно обусловлено моментом, когда в период максимального роста их популяции, они вынуждены совершать миграции. Если на их пути встанет море, то приличная часть стаи не успеет заметить, как окажется там, так как зверьки смотрят лишь на хвосты друг друга и идут за ведущими. Поэтому если и ведущие увидят обрыв, то даже резко остановившись, не смогут остановить всю массу позади бегущих, которые просто столкнут их и начнут падать сами. Но это не значит, что вся стая поголовно будет топиться и упавшие в воду зверьки утонут. Они неплохо плавают и сумеют выбраться затем на берег, где снова соберутся в стаю и продолжат миграцию.

Если соединить на карте крайние точки, в которых обнаружен определенный вид животного, то мы получим область его распространения. Нельзя ожидать четких границ, когда ареал заселен не сплошь, а отдельными участками. Это связано с мозаичностью биотопов, входящих в пределы всей области, где живет вид. Кроме того, учет самых крайних точек может привести к завышению площади ареала.

Неизменными границы ареалов долгое время остаются лишь там, где вид из-за трудно преодолимых преград не имеет возможности расселяться: в горах, на побережьях или в областях, где нет необходимой растительной пищи. Таким образом, за исключением горных долин, оазисов и островов, четко ограничена может быть только часть области распространения вида.

Другие границы проводятся соответственно климатическим или биотическим градиентам. Под биотическим ограничивающим фактором подразумевается постепенное ухудшение условий жизни в результате сокращения пищевой базы (растений, добычи или хозяев) и нехватки мест для гнездования или укрытий. Непостоянство погоды, в особенности длительные изменения климата, которые могут продолжаться годами, десятилетиями, столетиями и даже тысячелетиями, приводит, естественно, к смещению границ ареалов, определяемых условиями температуры или влажности. Короче говоря, с изменением экологических условий область распространения вида то расширяется, то сокращается. При сокращении могут возникать разрывы ареала, при последующем расширении части ареала снова сливаются.

Независимо от этого отдельные особи благодаря своей большей индивидуальной устойчивости могут проникнуть дальше других по градиенту фактора. Кроме того, временами вид получает особенно благоприятные возможности для размножения. И тогда возрастание численности приводит к увеличению популяционного давления и вынужденному заселению новых, менее подходящих областей.

Следовательно, видовые границы нельзя рассматривать как нечто застывшее . К тому же следует учитывать возможность включения в фаунистические списки и карты ареалов случайных находок отдельных животных. Вряд ли кому придет в голову вносить поправки в карты распространения тех или иных птиц, если они встретятся далеко за пределами хорошо известных ареалов. А такие сообщения то и дело появляются в орнитологической литературе. Труднее принять решение, если представителя малоизученной группы вдруг обнаруживают в 20 км от ранее известной крайней точки его нахождения.

Смещение границ ареалов не всегда удается объяснить изменениями условий среды. В таких случаях можно предположить, что заселение пограничной области произошло в результате возникновения мутаций и действия естественного отбора. Именно генетическими изменениями, по-видимому, вызвано чрезвычайно быстрое расселение кольчатой горлицы, поражающее своей внезапностью.

Некоторые животные имеют разорванные ареалы. Это характерно для горных, водных и пещерных видов. Для них единый ареал невозможен по экологическим причинам. Но нередко возникновение больших разрывов между частями ареала вызвано историческими причинами. Под разрывом мы понимаем полное отсутствие обмена между популяциями или расами. Один из наиболее известных примеров - тапиры, которые живут сейчас только в Южной Америке и Юго-Восточной Азии. Далее следует назвать (Desmana ) и голубую сороку (Cyanopica cyanus ), встречающихся на Пиренейском полуострове и в Восточной Азии, а также (Misgurnus fossilis ). Во всех этих случаях речь идет о реликтовых ареалах ранее широко распространенных родов или видов. Разрыв ареалов выхухолей, голубой сороки и вьюна, вероятно, обусловлен оледенениями. Тапиры же вымерли в промежуточной области еще раньше, так и не достигнув Африки.

Насколько различны формы ареалов, часто без видимой на то причины, легко заметить, перелистав любую книгу с картами распространения животных.

Ареалы родственных и дологически близких видов или родов часто соприкасаются, почти не перекрываясь. Животные как бы сменяют друг друга. Это явление, так же как и экологическое замещение одного вида другим в отдаленных областях, называют викариатом, а сами виды - викариирующими. В Европе, например, викариируют два близких вида соловьев, обыкновенный и южный, а из земноводных - и . У жерлянок неполный географический викариат возникает на основе экологического, так как краснобрюхая жерлянка встречается в основном на равнинах, а желтобрюхая преимущественно в горах.

Литература: У. Зедлаг. "Животный мир Земли". Издательство "Мир" Москва 1975.
Перевод с немецкого канд. биол. наук. Н. В. Хмелевской.

Cлайд 1

Ареал обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. Учитель биологии и географии МАОУ СОШ №1 г. Заводоуковска Янтыкова Елена Ринатовна

Cлайд 2

Какая форма изменчивости имеет большее значение для процесса эволюции? Почему борьба за существование является причиной эволюции? Наследственность и изменчивость присущи всем животным? Вспомним… Молодцы!

Cлайд 3

Животные Овцебык Койот Ягуар Кенгуру Коала Носорог Косуля Зубр Панда Пингвин Материки Евразия Африка Северная Америка Южная Америка Австралия Антарктида

Cлайд 4

Cлайд 5

Голарктическая; Индо-Малайская; Австралийская; Эфиопская; . Неотропическая; Антарктическая

Cлайд 6

Зоогеография - наука изучающая распространение животных на Земле. Изучение ареалов - областей земного шара, населённых популяциями определённых видов. Выявление причин, определяющих характер географического распространения животных организмов. Прогнозирование изменений животного мира в обозримом будущем для предотвращения обеднения его видового состава или сдвига последнего в нежелательную для человека. Изучение закономерностей формирования фаун под влиянием природных и антропогенных факторов. сторону.

Cлайд 7

Cлайд 8

Ареал, виды ареалов. Что мы узнаем? Закономерности размещения животных. Миграции, виды миграций.

Cлайд 9

Ареал - территория, в пределах которой распространены животные или растения определенного вида, рода, семейства или другой таксономической категории. Ареал обитания сетчатого питона.

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Реликтовый ареал Эндемики - виды животных, обитающих только в данной географической области и нигде более не встречающиеся. Гаттерия

Cлайд 13

Географические реликты - виды, сохранившиеся на территории как останки прежней фауны. Реликтовый таракан

Cлайд 14

Cлайд 15

Что служит причиной возникновения разорванного ареала? Почему границы ареала не могут оставаться неизменными? Какие особенности распространения вида характерны для сплошного ареала? Всё запомнили? Молодцы!

Cлайд 16

Миграции – закономерные перемещения животных, связанные со сменой мест обитания и вызванные изменениями условий существования.

Cлайд 17

Вывод? Вывод: Миграции могут способствовать расселению животных, при этом вид может приспособиться к новым условиям или погибнуть. Виды миграции Особенности Примеры Виды миграции Особенности Примеры Возрастная Поиск необходимых для особи определенного возраста условий существования Оболочники Периодическая= сезонная Очень разнообразны и связаны с перемещением животных внутри ареала Дальневосточные лососевыерыбы Непериодическая=нерегулярная Сопровождается выселением особей вида из ареалаза его пределы. Бабочки, стрекозы, прямокрылые

Cлайд 18

Каковы причины образования прерывистых ареалов? Что такое миграция, какой вид миграции характерен для птиц? Что может быть причиной изменения площади ареала? Всё запомнили? Молодцы!

Cлайд 19

Домашнее задание: П.52, вопросы – стр.256. Выучить термины. Задание 2-6 в рабочей тетради на печатной основе. Сообщение «Эндемики и космополиты России» Животные, характерные для каждой зоогеографической области. (3-4 примера.) Всем * По желанию Источники: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс».- М.: Дрофа,2014. -304 с.: ил.; Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2013.-192 с. http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0284736271.jpg карта природных зон мира; http://crazymama.ru/images/foto/19/19819.jpeg детёныши; http://www.rusif.ru/vremya-istorii/004-epohi/images-map/1532.jpg дрейф континентов; http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0284736271.jpg зоогеографическая карта; http://ianimal.ru/wp-content/uploads/2011/05/piton23.png ареал сетчатого питона; http://anson-int.com/img24.jpg сетчатый питон; http://ianimal.ru/wp-content/uploads/2011/04/Polar_bear_range_map.png ареал белого медведя; http://i1.avatarko.ru/2/nf33e9KRha.jpg белый медведь; http://www.birds-online.ru/wiki/images/f/fe/HisHis_areal.jpg ареал сороки; http://www.zooclub.ru/attach/2391.jpg голубая сорока; http://samadhisoft.com/wp-content/uploads/2007/05/new-zealand-map.jpg Новая Зеландия; http://animalfotos.ru/photo/54/54886f341094bd5e965ba1f3e8315b13.jpg гаттерия; http://www.geo-sfera.info/_ph/40/2/809465110.jpg?1438910940 контурная карта мира; http://bio-logos.my1.ru/01_s/195/143.jpg реликтовый таракан; http://file2.answcdn.com/answ-cld/image/upload/w_760,c_fill,g_faces:center,q_60/v1401183905/n6tvqmkluwvzuakgetes.png ареал воробья; http://farm4.static.flickr.com/3042/3045255605_734c600afc.jpg воробей домовой; http://mtdata.ru/u7/photo7D3E/20125024204-0/original.jpg миграции.

Разделы: Биология

Цель: овладеть комплексом знаний, умений, навыков по теме.

Задачи образовательные: учащиеся знают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт, учащиеся умеют проводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая), составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции).

Задачи развивающие:

  • выделяют причины миграций, изменения ареалов вида,
  • влияние человека на распространение видов животных,
  • дают оценку акклиматизации животных,
  • развитие межполушарных взаимодействий.

Задачи воспитательные:

  • бережное отношение к живой природе,
  • формирование ответственного отношения к животным.

Тип урока: комбинированный (урок изучения новых знаний)

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Проверка домашнего задания – 11 мин.
  3. Актуализация новых знаний – 2 мин
  4. Изучение нового материала – 15 мин.
  5. Домашнее задание – 3 мин.
  6. Закрепление нового материала – 7 мин.
  7. Итог урока – 1 мин.

Материалы для учащихся к уроку.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнить тест. Выберете правильные утверждения (задание для проверки знаний левополушарных визуалов).

Вариант 1.

  1. Наука о древних вымерших организмах называется палеонтологией.
  2. Выявлением сходства и различий в строении животных занимается эмбриология.
  3. Сходство в строении зародышей позвоночных указывает на общность их происхождения.
  4. Основоположником современной эволюционной теории считается Ч. Дарвин.
  5. Все полезные изменения организмов передаются обязательно по наследству.
  6. Выживание и плодовитость животных не зависит от условий среды.
  7. Белый мех зайца-беляка всегда маскирует его от хищников.
  8. От количества растительноядных животных зависит количество хищников.
  9. Различия в размерах между щенками одного помета определяется изменчивостью организмов и условиями, в которых они росли.
  10. В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные к среде виды.

(правильные ответы: 1, 3, 4, 8, 9, 10)

Вариант 2.

Выберите правильные утверждения.

  1. Развитие второго круга кровообращения связано с выходом на сушу позвоночных животных.
  2. Сквозная пищеварительная система впервые появилась у круглых червей.
  3. Все личинки земноводных дышат атмосферным воздухом.
  4. Четырехкамерное сердце позволило разделить кровь на венозную и артериальную.
  5. Теплокровные животные шире распространены на земле, чем холоднокровные.
  6. Внутреннее оплодотворение не дает животным никаких преимуществ.
  7. В появлении наземных позвоночных заметную роль сыграли кистеперые рыбы.
  8. Современные птицы и млекопитающие произошли от древних земноводных.
  9. Путем дивергенции и направленного действия естественного отбора образуется многообразие видов.
  10. Все виды галапагосских вьюрков произошли от общего предка.

(правильные ответы: 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10).

2. Соответствие понятия и термина (правополушарный кинестетик).

Установите соответствие между терминами и понятиями.

(правильный ответ: А-3, Б-2, В-1, Г-5, Д-4).

3. Соответствие между понятием и примером (левополушарный кинестетик)

Установите соответствие.

(правильный ответ: 1 – А, В, D, F; 2- C, G, 3 – E)

4. “Корректурная проба” Сколько терминов вы найдете среди этой последовательности букв? Выпишите их в тетрадь и дайте определение каждому термину. (правополушарный визуал)

Вариант 1

Сьбцпрофждэволюция првогшзуэпалеонтология оовтмрудимент врцкуюбьсатавизм ооылшгкттьофыпкрмоджвщшвььиопгн уюсашкгомологичныйорган .

Вариант 2.

Архиоптериксаплджыюьмтынкоарптмствоардылвьтмсвидообразование рраовн цеуктестественныйотбор абьятчисвеуйъхаьбнаследственность тпрвоганс юбиьмторизменчивость арыоцемнвтэмбрион арпол

5. Задания для проверки знаний с устным ответом.

Работа на фланелеграфе. (на карточках записаны понятия и определения, на обратной стороне наклеены полоски бархатной бумаги, карточки “приклеиваются” на натянутую фланель)

Установить соответствие между понятиями и определениями (правополушарный кинестетик).

“Найти лишнее”

На доске написаны группы понятий. Найдите лишнее и объясните свой выбор.

  1. Ласт кита, рука шимпанзе, крыло киви, крыло летучей мыши.
  2. Естественный отбор, наследственность, изменчивость, палеонтология.
  3. Майский жук, серая жаба, синий кит, рыбы.
  4. Утка, норка, карась, плавунец.
  5. Плохое зрение, роющие конечности, облегченный скелет, слабое зрение.

“Извлечь всю информацию из предложенного объекта.”

Даны живые объекты (хомяк, гуппи). Необходимо составить рассказ о животном по плану:

  1. Систематическое положение (тип, класс, отряд, вид). Почему вы отнесли этого животного к данной систематической группе?
  2. В каких условиях обитали предки данного животного? Опишите приспособления к среде обитания.
  3. Какие признаки возникли у данного животного благодаря человеку?

Изучение нового материала.

При изучении нового материала используются различные методы восприятия: активное слушание, работа с текстом учебника, сворачивание информации в схемы, анализ полученной информации, оценивание презентации.

Учитель: Мы говорили о многообразии животного мира. 2 миллиона видов животных насчитывают ученые. Каким образом распространены они по планете? Занимают определенную территорию. Мы не встретим болотную черепаху в пустыне Сахара. Почему?

Учащиеся: Нет условий для ее обитания.

Учитель: Таким образом мы выяснили, что для существования вида нужны определенные условия. А территория. на которой обитает вид называется ареал. В тетради запишем схему:

Сплошным ареалом называют территорию, на которой все возможные участки заняты видом. из учебника выберете примеры животных со сплошным ареалом.

Разорванным ареалом называют ареал, который пересекают непреодолимые географические объекты. Выпишите примеры видов с разорванным ареалом.

Реликтовый ареал- ареал реликтового вида. (пример из текста учебника).

Какие новые понятия вы встретили, читая текст учебника?

Учащиеся:Эндемик, реликт, космополит.

(С использование фланелеграфа и учебника записываем понятия и определения с примерами).

Учитель : Одним из признаков животных является способность к активному движению, а перемещение животных в связи с изменением условий или циклом жизни называется миграцией.

Домашнее задание.

Таким образом, мы познакомились с понятием ареал и миграция, выявили причины влияющие на ареал, вызывающие миграции. Домашнее задание записано на доске: § 52, в рабочих тетрадях на печатной основе выполнить № 3,7,10.

Закрепление изученного материала.

А сейчас вы посмотрите презентацию, которую подготовили учащиеся 11 класса. Вам необходимо посмотреть и дать свою оценку. Что вам понравилось, что удалось, что бы вы изменили.

Подведение итогов урока.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода