Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Новая экономическая политика (НЭП). НЭП: новая экономическая политика

СССР в период НЭПа (1921-1929гг.)

Причины введения новой экономической политики (НЭПа):

1) тяжелейший экономический кризис в России после окончания гражданской войны и иностранной интервенции;

2) кризис Советской Власти, вызванный продолжением политики «военного коммунизма» (проявился в массовых крестьянских восстаниях в Поволжье, на Тамбовщине («антоновщина») и Западной Сибири, протестах рабочих в Петрограде и других городах, восстание моряков в Кронштадте в марте 1921г.);

3) наличие субъективного фактора- гибкость мышления Ленина в связи с изменившейся внутриполитической ситуацией.

Стратегическая политика В.И.Ленина в строительстве социализма в условиях капиталистического окружения (невозможность мировой революции в ближайшие годы и развитие в условиях СССР марксистской теории).

В марте 1921 г. на X съезде РКП(б) были принятии два важнейшие решения: о замене продразверстки натуральным налогом и о единстве партии. Эти две резолюции отражали внутреннюю противоречивость новой экономической политики, переход к которой означали решения съезда.

Нэп – антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики при сохранении «командных высот» в руках правительства большевиков.

Цели нэпа:

-политические: снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян;

-экономические: предотвратить разруху, выйти из кризиса и восстановить хозяйство;

Социальные: не дожидаясь мировой революции, обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества;

-внешнеполитические: преодолеть международную изоляцию и восстановить политические и экономические отношения с другими государствами.

Таким образом, тактической целью нэпа стал выход из кризиса путем укрепления построения социализма.

НЭП включал комплекс экономических и социально-политических мероприятий, которые означали «отступление» от принципов «военного коммунизма» и предполагали:

Замену продразверстки налогом (до 1925 г. в натуральной форме); который был в два раза меньше и объявлялся заранее, а значит, был выгоден крестьянам. С 1925г стал взиматься деньгами и составлял 5-10% урожая. Продукты, оставшиеся в хозяйстве после уплаты продналога, разрешалось продавать на рынке;

Разрешение частной торговли;

Привлечение к развитию промышленности иностранного капитала;

Сдачу государством в аренду многих мелких предприятий и сохранение за собой крупных и средних промышленных предприятий;

Аренду земли под государственным контролем;

Привлечение к развитию промышленности иностранного капитала (некоторые предприятия были сданы в концессию иностранным капиталистам);

Перевод промышленности на полный хозрасчет и самоокупаемость.

Вместо главков – государственных структур – создавались тресты, отвечавшие за результаты деятельности своим имуществом;

Наем рабочей силы;

Отмену карточной системы и уравнительного распределения;

Платность всех услуг;

Замену натуральной зарплаты денежной, устанавливаемой в зависимости от количества и качества труда;

Отмену всеобщей трудовой повинности, ведение бирж труда.

НЭП явился серьезным достижением в теории и практике создания нового общества, подтвердив естественноисторический характер и преемственность этапов развития человеческой цивилизации в целом. Отход от догматизированного понимания марксизма дал возможность открыть закономерности строительства нового общества в крестьянской стране, сблизить интересы рабочего класса и крестьянства.

Новая экономическая политика обеспечила стабилизацию и восстановление народного хозяйства, улучшилось материальное положение людей.

Вместе с тем, это восстановление означало достижение довоенного уровня, основные фонды российской промышленности были изношены, оборудование устарело, страна стала еще более аграрной, чем была, ее индустриальное развитие напрямую зависело от состояния сельского хозяйства. По мере восстановления возвращались старые проблемы экономики дореволюционной России, ее структурные диспропорции и противоречия. В период НЭПа получили развитие и многие процессы, порожденные рынком – рост безработицы, сокращение расходов на социальные нужды и образование, коррупция, рост преступности.

Причины отмены НЭПа:

1) внешнеполитический кризис 1927-28 гг. – разрыв отношений с Англией, угроза войны со стороны капиталистических держав была воспринята как реальная, из-за чего были скорректированы сроки проведения индустриализации на сверхкороткие, в итоге НЭП не мог теперь обеспечить источники средств для проведения индустриализации сверхускоренными, форсированными темпами.

2) противоречия и кризисы самого НЭПа (кризис сбыта 1923 и 1924гг., кризисы хлебозаготовок 1925/26 и 1928/29 гг. –последний из них привел к срыву плана индустриализации).

3) несоответствие НЭПа идеологии правящей партии.

4) 1929 г. – окончательная отмена НЭПа, переход к сверхцентрализованной, командно-административной экономике.

Образование СССР.

Основные планы объединения:

Нарком по делам национальностей И.В.Сталин предложил план автономизации. Его суть состояла в следующем: советские республики Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация в составе Армении, Грузии и Азербайджана должны были войти в состав РСФСР на правах автономий. План Сталина был раскритикован Лениным как антидемократический, как возврат к имперскому прошлому.

Ленин предложил план создания федерации. Советские республики создавали федерацию на принципах равноправия и сохранения суверенных прав, вплоть до права выхода. Этот проект и был реализован.

27 декабря 1922 г.- подписание Союзного договора (РСФСР, УССР. БССР, ЗСФСР) об образовании СССР. В ведение Союза переходили вопросы обороны, внешней политики, государственной безопасности, охраны границ, внешней торговли.

Транспорта, бюджета, связи и денежного обращения. При этом декларировалось право свободного выхода из СССР.

В январе 1924 г. была принята Конституция СССР.

«Новая экономическая политика» (НЭП) — проводившийся в 1921-1929 годах экономический курс, сочетавший рыночно-налоговые методы взаимоотношений государства с частными производителями (прежде всего с крестьянством) и административное управление промышленностью.

Была разрешена свободная торговля, разрешалось частное предпринимательство. В частные руки перешли сотни предприятий лёгкой и пищевой промышленности, большая часть торговли. В то же время государство продолжало удерживать большую часть тяжёлой промышленности и транспорт. Государственные предприятия объединялись в самоокупаемые тресты, которые должны были реализовывать свою продукцию на рынке. В реальности сохранялось командное управление трестами, их убытки компенсировались дотациями. Одновременно расцвела коррупция, перекачка средств из государственных предприятий в частный сектор.

НЭП стал первой системой государственного регулирования индустриально-аграрной экономики в условиях мирного времени (до этого такое регулирование в Европе вводилось только в условиях войны).

НЭП закрепил важнейший социально-экономический итог революции — крестьянство получило землю в полное распоряжение, что в 1922 году было закреплено советским законодательством. В России установился своеобразный бюрократический капитализм, но правящая партия стремилась построить на его основе новое социалистическое общество.

Летом 1921 года разразился голод в Поволжье. Стремясь получить средства на борьбу с голодом, в феврале 1922 года правительство издало декрет о конфискации церковных ценностей. В Шуе начались волнения, верующие вышли защищать свои святыни, при столкновении с милицией и войсками были жертвы. Священники, которых власти обвинили в кровопролитии, были арестованы и преданы суду, многие казнены. Удар властей потряс сами основы Церкви. Часть священников во главе с А. Введенским выступила против Патриарха Тихона и потребовала поддержать идеи революции и «христианского социализма», договориться с большевиками. Новое движение — так называемое «обновленчество» — стало попыткой реформации православия, модернизации его обрядов и традиций. В июне 1923 года Тихон осудил «всякое посягательство на советскую власть, откуда бы оно ни исходило». После этого отношение властей к Церкви стало более терпимым. Часть приходов не признала сосуществования с новой властью. Верующие и священники ожесточённо спорили по вопросам места Церкви в новом обществе. Несмотря на многочисленные расколы и репрессии властей, церковная жизнь сохранилась, православие продолжало оказывать сильное воздействие на мировоззрение населения. В мусульманских регионах влияние религии было ещё сильнее.

В 1922 году из России были насильственно высланы многие оппозиционно настроенные мыслители, учёные и общественные деятели самого широкого спектра (от философа Н. А. Бердяева до рабочего, лидера анархистов Г. П. Максимова).

Всего в эмиграции оказалось более миллиона подданных бывшей Российской империи. Несмотря на тяжёлые условия жизни большинства эмигрантов, они создали «вторую Россию», продолжившую культурную и политическую традицию начала века.

1922 год был урожайным — сказались и хорошая погода, и заинтересованность крестьян в труде. Доходы государства были достаточными для проведения финансовой реформы — введения стабильного «золотого червонца» в 1922-1924 годах. Но после первых успехов НЭП обнаружилась экономическая неустойчивость и хрупкость этой системы.

Большевистские идеи, которые помогли в условиях революции укрепиться диктатуре, в новых условиях нуждались в значительной коррекции, чтобы способствовать стабилизации режима. Вожди большевизма, приверженные прежним идеям, вытеснялись со своих позиций бюрократическим классом. Это определило динамику внутрипартийной борьбы 1920-х годов.

Идеальным организатором бюрократии стал избранный 3 апреля 1922 года на только что учреждённый пост Генерального секретаря ЦК И. В. Сталин. Осторожный прагматик, талантливый технолог власти, он казался прекрасным исполнителем. Однако, когда выяснилось, что Сталин может отстаивать точку зрения, отличную от ленинской, Ленин подверг его критике и предложил снять с поста (это предложение не было осуществлено).

30 декабря 1922 года из советских республик было сформировано единое государство — Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Первоначально в него вошли Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР), Украинская Советская Социалистическая Республика (УССР) и Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР).

В состав РСФСР и ЗСФСР вошли несколько автономных республик, некоторые из которых потом были преобразованы в союзные республики. В 1936 году ЗСФСР была разделена на три республики, из которых первоначально была составлена.

Большая часть Средней Азии вошла в Туркестанскую АССР (ТАССР). Сохранялись Хорезмская и Бухарская Народные Советские Республики, формально находившиеся в союзных отношениях с РСФСР. К северу от ТАССР располагалась Киргизская (с 1925 года — Казахская) АССР. В 1924-1925 годов было проведено национально-государственное размежевание, по которому на месте Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской республик были образованы Узбекская и Туркменская ССР, Кара-Киргизская автономная область (АО) в составе РСФСР (с 1926 года — Киргизская АССР, с 1936 года — ССР), Таджикская АССР в составе Узбекской АССР (с 1929 года — ССР). В 1936 году и Казахстан получил статус ССР. В 1936 году Каракалпакская АССР (преобразована из АО в 1932 году) передана Узбекистану.

При проведении территориальных размежеваний центр руководствовался экономическими соображениями и рекомендациями наиболее влиятельных партийных национальных групп, а не мнением населения, которое было перемешано в национальном отношении. Советская политика в этот период предполагала национальную консолидацию в рамках республик.

В январе 1924 года была принята Конституция СССР, повторившая декларацию и Договор об образовании СССР. Конституция 1924 года сохраняла принципы, заложенные в Конституции РСФСР 1918 года.

В 1928-1929 годах в России была проведена реформа административно-территориального деления: губернии, уезды и волости были заменены областями (а также краями, статус которых практически соответствовал областному) и районами. Статус автономных республик и автономных областей соответствовал областному. В 1930 году в составе некоторых областей и краёв были образованы 8 национальных округов малочисленных народов Севера. В 1931 году в РСФСР было 14 краёв и областей, 11 автономных республик, 14 автономных областей. Затем количество областей росло, а некоторые автономные области преобразовывались в автономные и даже союзные республики.

В 1924 году ряд уездов РСФСР были переданы БССР, что увеличило территорию Белоруссии более чем в два раза.

Когда попытки Коминтерна спровоцировать революции в Европе закончились крахом, идея мировой революции была отодвинута на дальнюю перспективу. Теоретик партии Н. И. Бухарин при поддержке И. В. Сталина обосновывал возможность построения социализма в одной стране.

Оставаясь единственной легальной политической организацией, партия большевиков оказывалась в центре разных воздействий со стороны различных социальных сил. Это приводило к развитию фракционности и подрывало монолитность партии — основу её власти. В 1923-1927 годах в РКП (б) (с 1925 года — ВКП(б) — Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков)) действовала левая оппозиция во главе с Л. Д. Троцким, к которому присоединились также Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев и их сторонники. «Левые» отстаивали радикальные принципы большевизма против прагматизма «центристов» (Сталин) и «правых» (Н. И. Бухарин, А. Н. Рыков и др.).

После организационного разгрома «левых» в руководстве партии и государства вновь разгорелась борьба. Неудача хлебозаготовок убедила Сталина и его сторонников в том, что модель НЭП, оправдавшая себя в короткий период 1924-1925 годов, не в состоянии обеспечить устойчивое развитие страны. Крестьянство не давало государству достаточного количества ресурсов, чтобы обеспечить дальнейший индустриальный рост. Существовавшая промышленность с трудом обеспечивала потребности СССР, и государству не на что было обменять у крестьянства достаточное количество хлеба рыночным путём. Для индустриального рывка нужен был хлеб, и Сталин решил взять его старыми военно-коммунистическими методами.

«Чрезвычайные меры» дали хлеб в 1928 году, но отбили у крестьян желание производить его «излишки». Производство продовольствия сократилось.

Действия Сталина вызвали острый конфликт в руководстве ВКП(б), «правые» критиковали Сталина на заседаниях руководящих органов, указывая на крестьянские восстания, вспыхнувшие вслед за действиями продотрядов. Сталин взял курс на ликвидацию НЭП путём индустриального рывка и превращения крестьян из самостоятельных хозяев в работников крупных «коллективных хозяйств» («колхозов»), подчинённых государству. Колхозы были нужны коммунистической партии, чтобы управлять крестьянством и таким образом получить продовольствие для обеспечения «строек пятилетки», для продажи на внешнем рынке, чтобы получить средства на закупку современной техники.

Страница 1 из 2

1. Предпосылки перехода к новой экономической политике

1.1. Экономические. Потребность в изменении внутриполитического курса Советского государства после окончания Гражданской войны была вызвана кризисом, который приобрел тотальный характер, затронув область экономических, политических и социальных отношений. Государственная политика распределения не выполнила задачу обеспечения городского населения продовольствием. Политика военного коммунизма придала развитию экономики односторонний характер и стала тормозом расширенного воспроизводства. Требовалось восстановление разрушенного войной и военным коммунизмом хозяйства.

1.2. Социально-политические. Экономические проблемы тесно переплетались с важнейшими вопросами политики, такими, как отношение к советской власти.

Нежелание терпеть продразверстку привело к созданию повстанческих очагов в Среднем Поволжье, на Дону, Кубани. В Туркестане активизировались басмачи. В феврале - марте 1921 г. западносибирские повстанцы создали вооруженные формирования в несколько тысяч человек. 1 марта 1921 г. вспыхнул мятеж в Кронштадте, в ходе которого выдвигались политические лозунги (Власть Советам, а не партиям!, Советы без большевиков!). Прошли забастовки и демонстрации рабочих. С критикой чрезвычайных мер в экономике выступали представители партий умеренных социалистов, поддерживавших с конца 1918 г. борьбу большевиков с белыми и интервентами.

В результате советский режим столкнулся с серьезным внутриполитическим кризисом. Возникла реальная угроза власти большевиков. В условиях отсутствия мировой революции только соглашение с крестьянством могло спасти положение. Вопрос об изменении экономического курса - замене продразверстки натуральным налогом - оказался в центре партийных дискуссий.

2. Основные элементы нэпа

2.1. Сущность нэпа (1921-1928 гг.). Начало этой политике положило решение о замене продразверстки натуральным налогом, принятое на Х съезде РКП(б) в марте 1921 г. Первоначально нэп рассматривался большевиками как временное отступление, вызванное неблагоприятным соотношением сил. В разряд отступлений включался возврат к госкапитализму (в ряде отраслей экономики) и осуществление связи между промышленностью и сельским хозяйством на основе торговли и денежного обращения.

Затем нэп оценивался уже как один из возможных путей к социализму через сосуществование социалистического и рыночного хозяйства и постепенное - при опоре на командные высоты в политике, экономике, идеологии - вытеснение несоциалистических хозяйственных форм. Это означало, что все крестьянство (а не только его беднейшая часть) становилось полноправным участником социалистического строительства.

2.2. Нэпозначал прежде всего восстановление товарно-денежных отношений в торговле, промышленности, сельском хозяйстве С целью восстановить промышленность и наладить товарообмен между городом и деревней предусматривалось:

Проведение частичной денационализации промышленности, развитие мелкого и кустарного производства;

Вводился хозрасчет, создавались хозрасчетные объединения - тресты и синдикаты;

Произошел отказ от трудовых мобилизаций и уравнительной оплаты труда;

Создавались госкапиталистические предприятия - в форме концессий, смешанных обществ, аренды.

2.3. Финансовая политика в годы нэпа характеризовалась известной децентрализацией кредитной системы (выделялись коммерческие кредиты).

2.3.1. Кредитная система. В 1921 г. был воссоздан Государственный банк, позже возникли Торгово-промышленный банк, Российский коммерческий банк, Банк потребительской кооперации, сеть кооперативных и местных коммунальных банков. Созданный в 1924 г. Центральный сельскохозяйственный банк за 3 года выделил сельской кооперации кредитов на сумму 400 млн. рублей. Была введена система прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги).

2.3.2. Денежная реформа (1922-1924 гг.) явилась наиболее действенной и самой рыночной мерой финансовой политики советской власти того периода. Реформа стабилизировала финансовое положение. В обращение была выпущена устойчивая (конвертируемая) валюта - червонец , который приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям. Важно, что реформа, проводившаяся финансистами с дореволюционным стажем, устанавливала в качестве критерия размера эмиссии соотношение спроса и предложения.

2.4. Торговля. Новая экономическая политика продемонстрировала значительные экономические результаты, особенно в первые годы ее проведения. Развитие товарно-денежных отношений привело к восстановлению всероссийского внутреннего рынка (воссоздавались крупные ярмарки - Нижегородская, Бакинская, Ирбитская и др.). Для оптовых сделок к 1923 г. было открыто 54 биржи. Быстро развивалась розничная торговля, на 3/4 находившаяся в руках частников.

2.5. Промышленность.

2.5.1. Децентрализация. Реальные преобразования произошли в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - объединения одноотраслевых предприятий, получавших частичную хозяйственную и экономическую самостоятельность. В 1922 г. около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест. ВСНХ потерял право вмешиваться в текущую деятельность предприятий и трестов. Тресты объединялись к синдикаты , занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием. К концу 1922 г. 80% трестированной промышленности было синдицировано (к 1928 г. насчитывалось 23 синдиката).

В промышленности развивалась аренда. Ряд предприятий был сдан иностранным фирмам в форме концессий. В 1926-27 гг. насчитывалось 117 действующих соглашений такого рода, на которых выпускался 1% промышленной продукции.

2.5.2. Темпы роста промышленности . В результате в промышленности прирост продукции в первые годы нэпа осуществлялся очень высокими темпами. В 1921 г. они составляли 42,1%; 1925 г. - 66,1%, 1926 г. - 43,2%, 1927 г. - 14,2 %. Трестовский хозрасчет, даже ограниченный, позволял возродить тяжелую промышленность и транспорт. К концу 20-х годов советская экономика в целом лишь немного отставала от довоенного уровня.

2.6. Нэп в сельском хозяйстве.

2.1.1. Продналог. Вводимый вместо продразверстки продовольственный налог был установлен первоначально на уровне 20% от чистого продукта крестьянского труда, а затем снижен до 10% урожая и меньше, и принял денежную форму. . Налог был вдвое меньше разверстки, его размер объявлялся заранее (накануне посевной) и не мог быть увеличен в течение года. Излишки, остававшиеся у крестьян, разрешалось продавать по рыночным ценам. Однако отступление проводилась постепенно, под нажимом обстоятельств. Право на свободную торговлю хлебом крестьянство получило лишь в августе-сентябре 1921 г. (до этого продажа была возможна лишь в пределах местного оборота), когда выяснилось, что деревня не торопится со сдачей зерна государству.

В 1922 г. по новому земельному кодексу допускалась сдача земли в долгосрочную аренду (до 12 лет), выделение крестьянина из общины для организации хуторских и отрубных хозяйств (эта мера оказалась своевременна, поскольку в результате аграрной реформы 1917-1920 гг. практически все крестьяне вновь оказались в общине). Снимался запрет с применения наемного труда и создания кредитных товариществ. Сокращалась общая сумма единого сельхозналога .

2.6.2.Развитие кооперации. В деревне происходило развитие различных форм кооперации. Кооперативная собственность рассматривалась как форма социалистической собственности. В период нэпа кооперация стала самодеятельной организацией, которую характеризовало добровольное членство, паевые взносы, а также принципы материальной заинтересованности и хозрасчета. Сельскохозяйственная кооперация объединяла 6,5 млн. крестьянских хозяйств, на которые приходилась заготовка половины видов сырья, потреблявшегося государственной промышленностью, а также продвижение в деревню сельхозмашин. Наблюдался рост сельскохозяйственной кооперации: в 1920 г. различных видов объединений насчитывалось 12.850 (из них производственных - 10.521); в 1925 г. - 54.813 (производственных - 15.178). Производственная кооперация включала в себя сельхозкоммуны, артели, ТОЗы, совхозы - все главным образом бедняцко-середняцкие. Государственная и кооперативная торговля составляла в 1924 г. - 47,3%; в 1927 г. - 65,4%.

2.6.3. Восстановление крестьянского хозяйства. Возрождение сельскохозяйственного рынка, подъем промышленности, введение твердой валюты стимулировали восстановление российской деревни. К 1923 г. в основном были восстановлены посевные площади. В 1925 г. валовый сбор зерновых превысил на 20,7% уровень 1909-1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве. Начал развиваться экспорт за границу сельхозпродукции и сырья.

2.7. Социальное положение

2.7.1. Уровень жизни народа. Отдельные экономические успехи способствовали некоторому улучшению материального положения населения. Была отменена обязательная трудовая повинность и сняты основные ограничения на перемену работы. В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы зарплаты, исключающие уравниловку. Реальная заработная плата рабочих заметно повысилась, составив к 1925-1926 гг. в среднем по промышленности 93,7% довоенного уровня. К дореволюционному уровню приблизилось потребление пищевых продуктов.

2.7.2. Занятость. В годы нэпа возросла абсолютная численность безработных с 1,2 до 1,7 млн. человек в 1924-1929 гг., однако расширение рынка труда было еще более значительным. Численность рабочих и служащих увеличилась с 5.8 до 12. 4 млн. человек за тот же период. Продолжительность рабочего дня при этом равнялась 7 часам при 6-дневной рабочей неделе.

Произошли изменения в социальной структуре деревни. В 20-е гг. на селе преобладали середняцкие хозяйства (свыше 60%), зажиточных (развитие которых ограничивалось государством) насчитывалось 3-4%, бедняков - 22-26%, батраков - 10-11%.

Новая экономическая политика - экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП - замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге - около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

Предпосылки перехода к НЭПу

После окончания гражданской войны страна оказалась в тяжелейшем положении, столкнулась с глубоким экономическим и политическим кризисом. В результате почти семи лет войны Россия потеряла более четверти своих национальных богатств. Особенно крупный урон понесла промышленность. Объем ее валовой продукции уменьшился в 7 раз. Запасы сырья и материалов к 1920 году были в основном исчерпаны. По сравнению с 1913 годом валовое производство крупной промышленности сократилось почти на 13%, а мелкой более чем на 44%.

Огромные разрушения были нанесены транспорту. В 1920 г объем перевозок железных дорог составил 20% по отношению к довоенному. Ухудшилось положение в сельском хозяйстве. Сократились посевные площади, урожайность, валовые сборы зерновых, производство продуктов животноводства. Сельское хозяйство все более приобрело потребительский характер, его товарность упала в 2,5 раза. Произошло резкое падения жизненного уровня и труда рабочих. В результате закрытия многих предприятий продолжался процесс деклассирования пролетариата. Огромные лишения привели к тому, что с осени 1920 года в среде рабочего класса стало усиливаться недовольство. Положение осложнялось начавшейся демобилизацией Красной Армии. По мере того, как фронты гражданской войны отступали к границам страны, крестьянство начало все более активно выступать против продразверстки, которая реализовывалась насильственными методами с помощью продотрядов.

Политика «военного коммунизма» привела к уничтожению товарно-денежных отношений. Ограничивалась продажа продовольствия и промышленных товаров, они распределялись государством в виде натуральной заработной платы. Была введена уравнительная система оплаты труда среди рабочих. Это порождало у них иллюзию социального равенства. Несостоятельность этой политики проявилась в образовании «черного рынка» и расцвете спекуляции. В социальной сфере политика «военного коммунизма» опиралась на принцип «Кто не работает, тот не ест ». В 1918 г. была введена трудовая повинность для представителей бывших эксплуататорских классов, а в 1920 г. - всеобщая трудовая повинность. Принудительная мобилизация трудовых ресурсов осуществлялась с помощью трудовых армий, направляемых на восстановление транспорта, строительные работы и др. Натурализация оплаты труда привела к бесплатному предоставлению жилья, коммунальных, транспортных, почтовых и телеграфных услуг. В период «военного коммунизма» в политической сфере установилась безраздельная диктатура РКП(б), что тоже в последствии явилось одной из причин перехода к НЕПу. Партия большевиков перестала быть чисто политической организацией, ее аппарат постепенно срастался с государственными структурами. Она определяла политическую, идеологическую, экономическую и культурную ситуацию в стране, даже личную жизнь граждан. По существу речь шла о кризисе политики «военного коммунизма».

Разруха и голод, забастовки рабочих, восстания крестьян и матросов - все свидетельствовало о том, что в стране назрел глубокий экономический и социальный кризис. Кроме того, к весне 1921 г. была исчерпана надежда на скорую мировую революцию и материально-техническую помощь европейского пролетариата. Поэтому В. И. Ленин пересмотрел внутриполитический курс и признал, что только удовлетворение требований крестьянства может спасти власть большевиков.

Сущность НЭПа

Сущность НЭПа была понятна не всем. Неверие в НЭП, его социалистическую направленность порождало споры о путях развития экономики страны, о возможности построения социализма. При самом различном понимании НЭПа многие партийные деятели сходились в том, что в конце гражданской войны в Советской России сохранилось два основных класса населения: рабочие и крестьяне, а вначале 20 годов после ведения НЭПа, появилась и новая буржуазия, носительница реставраторских тенденций. Широкое поле деятельности для нэпманской буржуазии составили отрасли, обслуживающие основные важнейшие потребительские интересы города и деревни. В. И. Ленин понимал неизбежные противоречия, опасности развития на пути НЭПа. Он считал необходимым укрепление Советского государства для обеспечения победы над капитализмом.

В целом нэповская экономика представляла собой сложную и малоустойчивую рыночно-административную конструкцию. Причем введение в нее рыночных элементов носило вынужденный характер, а сохранение административно-командных - принципиальный и стратегический. Не отказываясь от конечной цели (создания нерыночной системы экономики) НЭПа, большевики прибегли к использованию товарно-денежных отношений при одновременном сохранении в руках государства «командных высот»: национализированной земли и недр, крупной и большей части средней промышленности, транспорта, банковского дела, монополии внешней торговли. Предполагалось относительно длительное сосуществование социалистического и несоциалистического (государственно-капиталистического, частнокапиталистического, мелкотоварного, патриархального) укладов с постепенным вытеснением последних из хозяйственной жизни страны при опоре на «командные высоты» и использованием рычагов экономического и административного воздействия на крупных и мелких собственников (налоги, кредиты, ценовая политика, законодательство и т.д.).

С точки зрения В. И. Ленина сущность нэповского маневра заключалась в подведении экономического фундамента под «союз рабочего класса и трудящегося крестьянства», иначе говоря - предоставления известной свободы хозяйствования преобладавшей в стране среди мелких товаропроизводителей с тем, чтобы снять их острое недовольство властью и обеспечить политическую стабильность в обществе. Как не раз подчеркивал большевистский лидер, НЭП являлся обходным, опосредованным путем к социализму, единственно возможным после провала попытки прямого и быстрого слома всех рыночных структур. Прямой путь к социализму, впрочем, не отвергался им в принципе: Ленин признавал его вполне пригодным для развитых капиталистических государств после победы там пролетарской революции.

НЭП в сельском хозяйстве

Постановление X съезда РКП(б) о замене разверстки продналогом, положившее начало новой экономической политике, законодательно было оформлено декретом ВЦИК в марте 1921 года. Размер налога снизился почти в два раза по сравнению с продразверсткой, причем основная его тяжесть падала на зажиточных сельских крестьян. Декрет ограничивал свободу торговли остающейся у крестьян после уплаты налога продукцией «пределами местного хозяйственного оборота». Уже к 1922 году обозначился заметный рост сельского хозяйства. Страна была накормлена. В 1925 г. посевная площадь достигла довоенного уровня. Крестьяне засеяли почти такую же площадь, как в довоенном 1913 г. Валовой сбор зерна составил 82% по сравнению с 1913 г. Поголовье скота превысило довоенный уровень. 13 млн. крестьянских хозяйств являлись членами сельскохозяйственной кооперации. В стране было около 22 тыс. колхозов. Осуществление грандиозной индустриализации требовало коренной перестройки аграрного сектора. В западных странах аграрная революция, т.е. система совершенствования сельскохозяйственного производства, предшествовала революционной промышленности, а потому в целом было легче снабжать продуктами городское население. В СССР оба эти процесса приходилось осуществлять одновременно. При этом деревня рассматривалась не только как источник продовольствия, но и как важнейший канал пополнения финансовых ресурсов для нужд индустриализации.

НЭП в промышленности

Радикальные преобразования произошли и в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90 % промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40 % из них было централизованного, а 60 % - местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Законом предусматривалось, что «государственная казна за долги трестов не отвечает».

ВСНХ, потерявший право вмешательства в текущую деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр. Его аппарат был резко сокращён. Именно в то время появился хозяйственный расчёт, при котором предприятие (после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет) имеет право само распоряжаться доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки. В условиях НЭПа, писал Ленин, «государственные предприятия переводятся на так называемый хозяйственный расчёт, то есть, по сути, в значительной степени на коммерческие и капиталистические начала».

Советская власть пыталась сочетать в деятельности трестов два начала - рыночное и плановое. Поощряя первое, государство стремилось с помощью трестов заимствовать из рыночного хозяйства технику и приемы работы. Одновременно усиливался принцип плановости в деятельности трестов. Государство поощряло сферы деятельности трестов и создание системы концернов за счет присоединения к трестам предприятий, производящих сырьё и готовые изделия. Концерны должны были служить центрами планового руководства экономикой. По этим соображениям в 1925 году из положения о трестах была изъята мотивировка «прибыли» как цели их деятельности и оставлено только упоминание о «коммерческом расчете». Итак, трест как форма управления сочетал в себе плановые, и рыночные элементы, которые государство пыталось использовать для построения социалистического планового хозяйства. В этом была сложность и противоречивость ситуации.

Почти одновременно стали создаваться синдикаты - объединения трестов для оптового сбыта продукции, кредитования и регулирования торговых операций на рынке. К концу 1922 г. синдикаты контролировали 80% промышленности, охваченной трестами. На практике сложилось три типа синдикатов:

  1. с преобладанием торговой функции (Текстильный, Пшеничный, Табачный);
  2. с преобладанием регулятивной функции (Совет съездов основной химической промышленности);
  3. синдикаты, созданные государством на принудительной основе (Солесиндикат, Нефтяной, Угольный и др.) для сохранением контроля за важнейшими ресурсами.

Таким образом, синдикаты как форма управления также носили двойственный характер: с одной стороны, они сочетали в себе элементы рынка, так как были ориентированы на улучшение коммерческой деятельности входивших в них трестов, с другой - это были монопольные организации в данной отрасли, регулируемые вышестоящими государственными органами (ВСНХ и наркоматами).

Финансовая реформа НЭПа

Переход к НЭПу потребовал разработки новой финансовой политики. В проведении реформы финансово-денежной системы приняли участие опытные дореволюционные финансисты: Н. Кутлер, В. Тарновский, профессора Л. Юровский, П. Гензель, А. Соколов, З. Каценеленбаум, С. Фолькнер, Н. Шапошников, Н. Некрасов, А. Мануйлов, бывший помощник министра А. Хрущев. Большую организаторскую работу провели нарком финансов Г. Сокольников, член коллегии Наркомфина В. Владимиров, председатель правления Госбанка А. Шейман. Были определены основные направления реформы: прекращение денежной эмиссии, установление бездефицитного бюджета, восстановление банковской системы и сберегательных касс, введение единой денежной системы, создание устойчивой валюты, выработка соответствующей налоговой системы.

Декретом Советского правительства от 4 октября 1921 года в составе Наркомфина был образован Госбанк, открыты ссудо-сберегательные кассы, введена оплата транспорта, кассово-телеграфных услуг. Была восстановлена система прямых и косвенных налогов. Для укрепления бюджета резко сократили все расходы, которые не соответствовали доходам государства. Дальнейшая нормализация финансово-банковской системы требовала укрепления советского рубля.


В соответствии с декретом СНК с ноября 1922 г. начался выпуск параллельной советской валюты - «червонца». Он был приравнен к 1 золотнику - 78, 24 доли или 7,74234 г. чистого золота, т.е. тому количеству, которое содержалось в дореволюционной золотой десятке. Запрещалось погашать червонцами бюджетный дефицит. Они предназначались для обслуживания кредитных операций Госбанка, промышленность, оптовой торговли.

Для сохранения устойчивости червонца особая часть (ОЧ) валютного управления Наркомфина скупала или продавала золото, иностранную валюту и червонцы. Несмотря на то, что эта мера соответствовала интересам государства, подобная коммерческая деятельность ОЧ расценивалась ОГПУ как спекуляция, поэтому в мае 1926 г. начались аресты и расстрелы руководителей и сотрудников ОЧ (Л. Волина, А.М. Чепелевского и др., реабилитированных только 1996 г.).

Высокая нарицательная стоимость червонцев (10, 25, 50 и 100 руб.) создавала трудности с их разменом. В феврале 1924 г. было принято решение о выпуске государственных казначейских билетов номиналом 1, 3, и 5 руб. золотом, а также мелкой разменной серебряной и медной монеты.

В 1923 и 1924 г.г. были проведены две девальвации совзнака (прежнего расчетного дензнака). Это придавало денежной реформе конфискационный характер. 7 марта 1924 г. было принято решение о выпуске совзнаков Госбанком. За каждые сданные государству 500 млн. руб. образца 1923 г. их владелец получал 1 коп. Так была ликвидирована системы двух параллельных валют.

В целом государство добилось определенных успехов в проведении денежной реформы. Червонца стали производить биржи в Константинополе, прибалтийских странах (Рига, Ревель), Риме, некоторых восточных странах. Курс червонца равнялся 5 дол. 14 центам США.

Укреплению финансовой системы страны способствовали возрождение кредитной и налоговой систем, создание бирж и сети акционерных банков, распространение коммерческого кредита, развитие внешней торговли.

Однако финансовая система, созданная на базе НЭПа, стала дестабилизироваться во второй половине 20-х гг. в силу нескольких причин. Государство усилило плановые начала в экономике. В контрольных цифрах на 1925-26 хозяйственный год утверждалась идея о поддержании денежного обращения возрастающей эмиссией. К декабрю 1925 г. денежная масса увеличилась по сравнению с 1924 г. в 1,5 раза. Это привело к нарушению равновесия между размерами товарооборота и денежной массой. Поскольку Госбанк постоянно вводил в обращение золото и инвалюту, чтобы изымать денежные излишки и поддерживать курс червонца, вскоре валютные резервы государства истощились. Борьба с инфляцией была проиграна. С июля 1926 г. было запрещено вывозить червонец за рубеж и прекращена скупка червонцев на внешнем рынке. Червонец из конвертируемой валюты превратился во внутреннюю валюту СССР.

Таким образом, денежная реформа 1922-1924 г.г. являлась комплексной реформой сферы обращения. Денежная система перестраивалась одновременно с налаживанием оптовой и розничной торговли, ликвидацией бюджетного дефицита, пересмотром цен. Все эти меры помогли восстановить и упорядочить денежное обращение, преодолеть эмиссию, обеспечить формирование твердого бюджета. Одновременно финансово-экономическая реформа помогла упорядочить налогообложение. Твердая валюта и твердый государственный бюджет были важнейшими достижениями финансовой политике Советского государства тех лет. В целом денежная реформа и финансовое оздоровление способствовали перестройке механизма действия всего народного хозяйства на основе НЭПа.

Роль частного сектора во времна НЭПа

В период НЭПа крупную роль в деле восстановления легкой и пищевой промышленности сыграл частный сектор - он производил до 20% всей промышленной продукции (1923 г.) и преобладал в оптовой (15%) и розничной (83%) торговле.

Частный промышленность имела вид кустарных, арендных, акционерных и кооперативных предприятий. Заметное распространение частное предпринимательство получило в пищевой, швейной и кожевенной, а также маслобойной, мукомольной и махорочной промышленности. Около 70% частнохозяйственных предприятий находилось на территории РСФСР. Всего в 1924-1925 г.г. в СССР насчитывалось 325 тыс. частных предприятий. На них было занято около 12% всей рабочей силы, в среднем по 2-3 работника на одном предприятии. Частные предприятия вырабатывали около 5% всей промышленной продукции (1923 г.). государство постоянно ограничивало деятельность частных предпринимателей путем использования налогового пресса, лишения предпринимателей избирательных прав и т.д.

В конце 20-х гг. в связи со свертыванием НЭПа политика ограничения частного сектора сменилась курсом на его ликвидацию.

Последствия НЭПа

Со второй половины 1920-х годов начались первые попытки свёртывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы).

В октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Хотя официально НЭП никто не отменял, к тому времени он был уже фактически свернут.

Юридически НЭП был прекращен только 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР.

Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики, причём, если учесть, что после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров (экономистов , управленцев, производственников), то успех новой власти становится «победой над разрухой». В то же время, отсутствие тех самых высококвалифицированных кадров стало причиной просчётов и ошибок.

Значительные темпы роста экономики, однако, были достигнуты лишь за счёт возвращения в строй довоенных мощностей, ведь Россия лишь к 1926-1927 году достигла экономических показателей довоенных лет. Потенциал для дальнейшего роста экономики оказался крайне низким. Частный сектор не допускался на «командные высоты в экономике», иностранные инвестиции не приветствовались, да и сами инвесторы особо не спешили в Россию из-за сохраняющейся нестабильности и угрозы национализации капиталов. Государство же было неспособно только из своих средств производить долгосрочные капиталоёмкие инвестиции.

Также противоречивой была ситуация и в деревне, где явно притеснялись «кулаки».

После семи лет Первой мировой и гражданской войны положение страны было катастрофическим. Она потеряла более четверти своего национального богатства. Не хватало самых необходимых продуктов питания.

По некоторым данным, людские потери с начала Первой мировой войны от боевых действий, голо-да и болезней, «красного» и «белого» террора составили 19 миллионов человек. Эмигрировали из страны около 2 миллионов человек, причем среди них - почти все представители политической и финан-сово-промышленной элиты дореволюционной России.

До осени 1918 года огромные поставки сырья и продовольствия осуществлялись, согласно условиям мира, в Германию и Австро-Венгрию. Отступая из России, интервенты вывезли с собой пушнины, шерсти, леса, нефти, марганца, зерна, промышленного оборудования на многие миллионы золотых рублей.

Недовольство политикой «военного коммунизма» все ярче проявлялась в деревне. В 1920 году развернулось одно из самых массовых крестьянских повстанческих движений под руководством Антонова - «антоновщина».

Недовольство политикой большевиков распространилось и в армии. С оружием в руках поднялся Кронштадт - крупнейшая военно-морская база Балтийского флота, «ключ к Петрограду». Большевики приняли экстренные и жестокие меры для ликвидации кронштадтского мятежа. В Петрограде было введено осадное положение. Кронштадтцам был направлен ультиматум, в котором тому, кто готов был сдаться, обещали сохранить жизнь. К стенам крепости были направлены армейские подразделения. Однако предпринятое 8 марта наступление на Кронштадт окончилось неудачей. В ночь с 16 на 17 марта по уже тонкому льду Финского залива на штурм крепости двинулась 7-я армия (45 тысяч человек) под командованием М.Н. Тухачевского. В наступлении принимали участие и делегаты Х съезда РКП(б), направленные из Москвы. К утру 18 марта выступление в Кронштадте было подавлено.

На все эти вызовы советская власть ответила НЭПом. Это был неожиданный и сильный ход.

История.РФ: НЭП, инфографический ролик

СКОЛЬКО ЛЕТ ЛЕНИН ДАВАЛ НЭПУ

Выражение «Всерьез и надолго». Из выступления советского наркома земледелия Валериана Валериановича Осинского (псевдоним В. В. Оболенского, 1887-1938) на X конференции РКП(б) 26 мая 1921 г. Так он определил перспективы новой экономической политики - нэпа.

Слова и позиция В. В. Осинского известны только по отзывам В. И. Ленина, который в своем заключительном слове (27 мая 1921 г.) сказал: «Осинский дал, три вывода. Первый вывод - «всерьез и надолго». А также; «всерьез и надолго - 25 лет». Я не такой пессимист».

Позднее, выступая с докладом «О внутренней и внешней политике республики» на IX Всероссийском съезде Советов, В. И. Ленин сказал о нэпе (23 декабря 1921 г.): «Эту политику мы проводим всерьез и надолго, но, конечно, как правильно уже замечено, не навсегда».

Употребляется обычно в прямом смысле - основательно, фундаментально, прочно.

О ЗАМЕНЕ ПРОДРАЗВЕРСТКИ

Декрет ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом», принятий на основе решения Х съезда РКП(б) «О замене разверстки натуральным налогом» (март 1921 г.), положил начало переходу к новой экономической политике.

1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

3. Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйств в целом, получают льготы по выполнению натурального налога. (...)

7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется.

Для контроля за применением и выполнением налога образуются организации местных крестьян по группам плательщиков разных размеров налога.

8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.

9. Тем земледельцам, которые остающиеся у них после выполнения налога излишки пожелают сдать государству, в обмен на эти добровольно сдаваемые излишки должны быть предоставлены предметы широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря. Для этого создается государственный постоянный запас сельскохозяйственного инвентаря и предметов широкого потребления как из продуктов внутреннего производства, так и из продуктов, закупленных за границей. Для последней цели выделяется часть государственного золотого фонда и часть заготовленного сырья.

10. Снабжение беднейшего сельского населения производится в государственном порядке по особым правилам. (...)

Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Сб. документов. М.. 1957. Т. 1

ОГРАНИЧЕННАЯ СВОБОДА

Переход от «военного коммунизма» к НЭПу был провозглашен Х съездом Российской коммунистической партии 8‑16 марта 1921 г.

В сельскохозяйственной сфере продразверстка была заменена более низким продналогом. В 1923‑1924 гг. было разрешено вносить продналог продуктами и деньгами. Была разрешена частная торговля излишками. Легализация рыночных отношений влекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма. Был облегчен найм рабочей силы в деревне, разрешена аренда земли. Однако налоговая политика (чем больше хозяйство, тем выше налог) приводило к дроблению хозяйств. Кулаки и середняки, разделяя хозяйства, пытались избавиться от высоких налогов.

Была проведена денационализация мелкой и средней промышленности (передача предприятий из государственной собственности в частную аренду). Допускалась ограниченная свобода частного капитала в промышленности, торговле. Разрешалось использовать наемный труд, появилась возможность создания частных предприятий. Наиболее крупные и технически развитые фабрики и заводы объединились в государственные тресты, работавшие на хозрасчете и самоокупаемости («Химуголь», «Государственный трест машиностроительных заводов» и др.). На государственном снабжении первоначально остались металлургия, топливно‑энергетический комплекс, частично транспорт. Развивалась кооперация: потребительская сельскохозяйственная, культурно‑промысловая.

Уравнительная оплата труда, характерная для времен Гражданской войны, заменялась новой поощрительной тарифной политикой, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество производимых продуктов. Была отменена карточная система распределения продовольствия и товаров. «Пайковая» система заменена денежной формой зарплаты. Отменена всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации. Восстановились крупные ярмарки: Нижегородская, Бакинская, Ирбитская, Киевская и др. Открывались торговые биржи.

В 1921‑1924 гг. была проведена финансовая реформа. Создана банковская система: Государственный банк, сеть кооперативных банков, Торгово‑промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть местных коммунальных банков я др. Введены прямые и косвенные налоги (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги), а также плата за услуги (транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.).

В 1921 г. началась денежная реформа. В конце 1922 г. в обращение была выпущена устойчивая валюта - советский червонец, применявшийся для краткосрочного кредитования в промышленности и торговле. Червонец обеспечивался золотом и другими легко реализуемыми ценностями и товарами. Один червонец приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям, а на мировом рынке он стоил около 6 долларов. Для покрытия бюджетного дефицита продолжался выпуск старой валюты ‑ обесценивавшихся советских знаков, вскоре вытесненных червонцем. В 1924 г. вместо совзнаков были выпущены медные и серебряные монеты и казначейские билеты. В ходе реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит.

НЭП привел к быстрому оживлению экономики. Появившаяся у крестьян экономическая заинтересованность в производстве сельскохозяйственной продукции позволила быстро насытить рынок продовольствием и преодолеть последствия голодных лет «военного коммунизма».

Однако уже на раннем этапе НЭПа признание роли рынка сочеталось с мерами по его упразднению. Большинство руководителей коммунистической партии отнеслось к НЭПу как к «неизбежному злу», опасаясь, что он приведет к реставрации капитализма.

Охваченные боязнью НЭПа, партийно-государственные верхи принимали меры по его дискредитации. Официальная пропаганда всячески третировала частника, в общественном сознании формировался образ «нэпмана» как эксплуататора, классового врага. С середины 1920‑х гг. меры по сдерживанию развития НЭПа сменились курсом на его свертывание.

НЭПМАНЫ

Так каким же он был, нэпман 20-х годов? Эта социальная группа формировалась за счет бывших служащих торговых и промышленных частных предприятий, мельников, приказчиков - людей, имевших определенные навыки коммерческой деятельности, а также служащих государственных контор разного уровня, совмещавших вначале свою официальную службу с нелегальной коммерческой деятельностью. Ряды нэпманов также пополняли домашние хозяйки, демобилизованные красноармейцы, оказавшиеся на улице после закрытия промышленных предприятий рабочие, «сокращенные» служащие.

По своему политическому, социальному и экономическому положению представители этого слоя резко отличались от прочего населения. Согласно действовавшему в 20-е годы законодательству, они лишались избирательных прав, возможности учить своих детей в одних школах с детьми других социальных групп населения, не могли легально выпускать свои газеты или вести пропаганду своих взглядов каким-либо иным способом, не призывались на службу в армии, не были членами профсоюзов и не занимали должности в государственном аппарате…

Группа предпринимателей, использовавших наемный труд как в Сибири, так и в СССР в целом, была крайне немногочисленной - 0,7 процента от общей численности городского населения(1). Их доходы были в десятки раз выше, чем у рядовых граждан…

Предпринимателей 20-х годов отличала удивительная мобильность. М. Шагинян писала: «Нэпманы разъезжают. Они магнетизируют собой огромные русские пространства, избывая их с курьерской скоростью, то на крайний юг (Закавказье), то на крайний север (Мурманск, Енисейск), часто взад и вперед без передышки»(2).

По уровню культуры и образованности социальная группа «новых» предпринимателей мало отличалась от остального населения и включала в себя самые разнообразные типы и характеры. Большинство составляли «нэпманы-демократы», по описанию одного из авторов 20-х годов, «юркие, жадные, крепколобые и крепкоголовые парни», которым «воздух базара был полезнее и прибыльней атмосферы кафе». В случае удачной сделки «базарный нэпман» «радостно хрюкает», а когда сделка срывается, «с его уст несется сочное, крепкое, как он сам, русское «словцо». Здесь «мать» звучит в воздухе часто и непринужденно». «Нэпманы благовоспитанные, - по описанию того же автора, - в американских котелках и штиблетах с перламутровыми пуговками совершали те же миллиардные сделки в полумраке кафе, где тонкий разговор велся на тонкой деликатности».

Е. Демчик. «Новые русские», годы 20-е. Родина. 2000, №5

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода