Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Управление экологическим риском. На рассматриваемом этапе процедуры оценки риска анализ ведется на качественном уровне

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

по предмету: Экономика природопользования

Управление экологическим риском

Введение

1. Экологическая безопасность

1.1 Критерии экологической безопасности

1.2 Правовое обеспечение экологической безопасности

2. Экологические риски

2.1 Основные понятия и термины управления и оценки рисков

Заключение

Список литературы

Введение

Человек по своей природе стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков. Угроза исходит и от криминогенных элементов, и от горячо любимого правительства, способного проводить непредсказуемую политику, существует риск заболеть инфекционным заболеванием, риск возникновения военного конфликта, риск несчастного случая. Сегодня все это воспринимается естественно и не кажется чем-то надуманным, потому что все эти события, угрожающие нашей безопасности, вполне вероятны и, более того, уже случались на нашей памяти. Следовательно, проводятся профилактические мероприятия по снижению этих рисков, и каждый в состоянии их назвать.

В последнее время угроза для безопасности и комфортного существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и, в целом, приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов. Именно ожидаемая средняя продолжительность жизни людей является основным критерием экологической безопасности.

В качестве основного метода анализа безопасности использована широко принятая в мире современная методология анализа риска, официально признанная Министерством здравоохранения РФ. Данная методология позволяет объективно и количественно оценить риски здоровью человека, связанные с присутствием в атмосферном воздухе, поверхностных водах и продуктах питания вредных веществ различной природы - химических канцерогенов и токсинов, радиоактивных веществ. Детальные пилотные проекты, реализованные под эгидой Минздрава в наиболее неблагополучных городах, привели к печальным выводам (раздел "Экологические риски"): Уровни риска, связанные с загрязнением химически вредными веществами, в десятки, сотни и тысячи раз превосходят уровни, которые считаются социально приемлемыми в развитых странах.

1. Экологическая безопасность

Отметим также, что понятие "экологическая безопасность" применимо ко многим реалиям. Например, экологическая безопасность населения города или даже целого государства, бывает экологическая безопасность технологий и производств. Экологическая безопасность касается промышленности, сельского и коммунального хозяйства, сферы услуг, области международных отношений. Иными словами, экологическая безопасность прочно входит в нашу жизнь, и ее важность и актуальность возрастает год от года.

Говоря о факторах опасности, иногда различают техногенную и экологическую опасность. Под экологической опасностью подразумевают экологические воздействия, в результате которых могут произойти изменения в окружающей среде и вследствие этого измениться условия существования человека и общества. Но в глобальном масштабе естественные природные источники опасности сейчас относительно невелики по сравнению с антропогенными. Тем более что человек быстро учиться их прогнозировать и предупреждать.

Экологическая безопасность это - комплекс, мер направленных на снижении вредных последствий современного промышленного производства и выбросов в атмосферу. Экологическая безопасность - состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне - государство от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. В понятие экологическая безопасность входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать не допускает, а в случае возникновения - ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций. Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях. Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. Во второй половине XX века эти процессы выражаются в глобальном изменений климата, возникновении "парникового эффекта", разрушения озонового экрана, опустынивании планеты и загрязнения Мирового океана.

Суть глобального контроля и управления в сохранении и восстановлении естественного механизма воспроизводства окружающей среды биосферой, который направляется совокупностью входящих в состав биосферы живых организмов.

Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и других международных организацию методы управления на этом уровне включают принятие международных актов по защите окружающей среды в масштабах биосферы, реализацию межгосударственных экологических программ, создание межправительственных сил по ликвидации экологических катастроф, имеющих природный или антропогенный характер.

На глобальном уровне был решен ряд экологических проблем международного масштаба. Большим успехом международного сообщества стало запрещение испытаний ядерного оружия во всех средах, пока кроме подземных испытаний. Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляются на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (объединенная Европа, союз африканских государств). На этом уровне система управления экологической безопасностью включает в себя:

экологизацию экономик и новые экологически безопасные технологии

выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества окружающей среды и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков, и др.

Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администрации отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность. Решение конкретных локальных проблем определяет возможность достижения цели управления экологической безопасностью регионального и глобальному уровням.

Цель управления достигается при соблюдении принципа передачи информации о состоянии окружающей среды от локального к региональному и глобальному уровням. Независимо от уровня управления экологический безопасностью объектами управления обязательно являются окружающая среда, т.е., комплексы естественных экосистем, и социоприродные экосистемы. Именно поэтому в схеме управления экологической безопасностью любого уровня обязательно присутствует анализ экономики, финансов, ресурсов, правовых вопросов, административных мер, образования и культуры.

1.1 Критерии экологической безопасности

Научная литература и различные рекомендательные и нормативные документы содержат множество частных критериев безопасности, в том числе и экологической безопасности. При этом часто невозможно судить, по какому из этих критериев можно вынести окончательное суждение о безопасности того или иного объекта. Поэтому возникает необходимость разработки и использования небольшого числа интегральных критериев безопасности и получения на их основе обобщенной оценки состояния объекта. Для экосферы и ее частей - биомов, регионов, ландшафтов, т.е. более или менее крупных территориальных природных комплексов, включая административные образования, может служить уровень эколого-экономического, или природно-производственного паритета, т.е. степени соответствия общей техногенной нагрузки на территория ее экологической техноемкости - предельной выносливости по отношению к повреждающим техногенным воздействиям. Для отдельных экологических систем главными критериями безопасности выступает целостность, сохранность их видового состава, биоразнообразия и структуры внутренних взаимосвязей. Сходные критерии относятся и к технико-экономическим системам. Наконец для индивидуумов главным критерием безопасности является сохранение здоровья и нормальной жизнедеятельности.

1.2 Правовое обеспечение экологической безопасности

Широкий круг вопросов обеспечения экологической безопасности с начала девяностых годов нашел отражение российском законодательстве в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей природной среды. Интенсивно развивающееся законодательство в период с 1993 по 1996 г., привело к появлению новых законов, регулирующих отношения по безопасности на предприятиях. Это касается вопросов охраны труда, пожарной безопасности, чрезвычайных ситуаций и ряда других. К этой группе законов относятся "Основы законодательства по охране труда", федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", "Об экологической экспертизе" и другие. В результате отношения по безопасности для предприятий, аварии на которых могут произойти с ничтожно малой вероятностью и последствия этих аварий практически не представляют опасности для населения и окружающей среды, в достаточной степени регулируются действующим законодательством. Среди относящихся к этой группе законов регулирование отношений по экологическому страхованию представлено Федеральным законом "Об охране окружающей среды" и Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Первый из них рассматривает экологическое страхование как один из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды (глава IV, ст.18):

Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование. Причем следует отметить, что государственное страхование осуществляется страховыми организациями любой формы собственности, но за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (статья 927 ГК Российская Федерация). Закон РФ "Об организации страхового дела в РФ" в большей части оказался поглощенным Гражданским кодексом и реально регулирует лишь организационные аспекты страхования. Правовое обеспечение предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе федерального закона и. подзаконных актов главным образом МЧС РФ.

техногенный опасность экологический безопасность

2. Экологические риски

Загрязнение природной среды газообразными, жидкими и твердыми веществами и отходами производства, вызывающее деградацию среды обитания и наносящее ущерб здоровью населения, остается наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение. Для объективной количественной оценки, сравнения, анализа, управления воздействием загрязнителей различной и разнообразной природы в последние десятилетия за рубежом и в России активно развивается методология рисков. Риск воздействия загрязнителя того или иного вида определяется как вероятность возникновения у человека или его потомства какого-либо вредного эффекта в результате этого воздействия.

Методология анализа рисков позволяет построить "шкалу", при помощи которой, можно проводить оценки и сравнения воздействия на окружающую среду и здоровье человека неблагоприятных факторов. Методология оценки и сравнения рисков в настоящее время не просто инструмент научных изысканий, но и официально признанный Министерством здравоохранения метод анализа. Экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера

Экологический риск характеризуется следующими нормативными уровнями: приемлемый экологический риск - это риск, уровень которого оправдан с точки зрения как экологических, так и экономических, социальных и других проблем в конкретном обществе и в конкретное время.

Предельно допустимый экологический риск - максимальный уровень приемлемого экологического риска. Он определяется по всей совокупности неблагоприятных экологических эффектов и не должен превышаться независимо от интересов экономических или социальных систем.

Пренебрежимый экологический риск - минимальный уровень приемлемого экологического риска. Экологический риск находится на уровне флуктуаций уровня фонового риска или определяется как 1% от предельно допустимого экологического риска. В свою очередь, фоновый риск - это риск, обусловленный наличием эффектов природы и социальной среды обитания человека. Широкое применение находит такое понятие, как индивидуальный экологический риск. Это риск, который обычно отождествляется с вероятностью того, что человек в ходе своей жизнедеятельности испытает неблагоприятное экологическое воздействие. Индивидуальный экологический риск характеризует экологическую опасность в определенной точке, где находится индивидуум, т.е. характеризует распределение риска в пространстве. Это понятие может широко использоваться для количественной характеристики территорий, на которые оказывают воздействие негативные факторы.

Таким образом, понятие экологического риска позволяет для широкого класса явлений и процессов дать количественное описание экологических опасностей. Именно это качество оценки риска и представляет интерес для экологического страхования.

2.1 Основные понятия и термины управления и оценки рисков

В последние 2-3 десятилетия понятие экологического риска широко используется в описании взаимодействия между опасными экологическими воздействиями и объектами окружающей среды. Возможность количественного анализа программ и мероприятий по обеспечению экологической безопасности является серьезным аргументом, способствующими все более широкому применению концепции экологического риска в деятельности различных организаций, в том числе страховых компаний.

Рассмотрим ряд основных понятий и определений, относящиеся к оценке и управлению экологическими рисками:

Оценка экологического риска - это научное исследование, в котором факты и научный прогноз используются для оценки потенциально вредного воздействия на окружающую среду различных загрязняющих веществ и других агентов:

окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов и антропогенных объектов, а также их взаимодействий; внешняя среда, в которой функционирует природопользователь;

природная среда, природа - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют, как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;

благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

неблагоприятное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;

нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды. Нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем. Экологическое воздействие на окружающую среду - любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации - природопользователя, ее продукции или услуг.

Экологические аспекты - элементы видов деятельности организации, ее продукции или услуг, в результате которых может возникнуть экологическое воздействие;

Экологические факторы - количественные или качественные оценки экологических воздействий, характеризующиеся пространственным и временным масштабом, вредностью, токсичностью веществ, жесткостью физических воздействий,

Экологическая опасность - потенциальная угроза любого эффекта неблагоприятного экологического воздействия;

Чрезмерная экологическая опасность - экологическая опасность с таким уровнем экологических факторов, при котором нарушается соответствие среды обитания объектов живой природы их врожденным и приобретенным свойствам;

Экологический ущерб - ущерб окружающей среде от неблагоприятного воздействия, выраженный в натуральных показателях;

Цена экологического риска - совокупный эффект экологического и экономического ущербов, окружающей среды, к которому может привести экологический риск;

Управление экологическим риском - процедура анализа риска, в результате которой на основе учета оценки экологического риска принимается решение о приемлемости величины и минимизации цены экологического риска.

Управление экологическим риском является процедурой принятия решений, в которой учитывается оценка экологического риска, а также технологические и экономические возможности его предупреждения. Обмен информацией о риске также включается в этот процесс. Схема управления риском. Для анализа риска, установления его допустимых пределов в связи с требованиями безопасности принятия управляющих решений необходимы:

наличие информационной системы, позволяющей оперативно контролировать существующие источники опасности и состояние объектов возможного поражения, в частности, статистический материал по экологической эпидемиологии

сведения о предполагаемых направлениях хозяйственной деятельности, проектах и технических решениях, которые могут влиять на уровень экологической безопасности, а также программы для вероятной оценки связанного с ними риска

экспертиза безопасности и сопоставление альтернативных проектов и технологий, являющихся источниками риска

разработка технико-экономической стратегии увеличения безопасности и определение оптимальной структуры затрат для управления величиной риска и ее снижения до приемлемого уровня с социальной, экономической и экологической точек зрения составление рискологических прогнозов и аналитическое определение уровня риска, при котором прекращается рост числа экологических поражений формирование организационных структур, экспертных систем и нормативных документов, предназначенных для выполнения указанных функций и процедуры принятия решений.

Воздействие на общественное мнение и пропаганда научных данных об уровнях экологического риска с целью ориентации на объективные, а не эмоциональные или популистские оценки риска. В соответствии с принципом уменьшающихся рисков важным средством управления является процедура замещения рисков. Согласно ей риск, вносимый новой техникой, социально приемлем, если ее использование дает меньший вклад в суммарный риск, которому подвергаются люди, по сравнению с использованием другой, альтернативной техники, решающей ту же самую хозяйственную задачу.

Эта концепция тесно связана с проблемой экологической адекватности качества производства. Понятие риска сочетает в себе, как минимум, две вероятности: вероятность реализации неблагоприятного воздействия и вероятность поражения, потерь, нанесенных этим воздействием объектам окружающей среды и населению. Риск означает вероятность возникновения конкретного эффекта в течение определенного времени или при определенных обстоятельствах. При этом риск отличается как от вероятности воздействия, так и от вероятности причиненного ущерба. Риск может быть близок к нулю, несмотря на то, что вероятность реализации неблагоприятного события (постоянно действующие негативные факторы) или вероятность поражения близки к единице. В общем случае величина риска изменяется в пределах от нуля до единицы. Риск - это количественная или качественная оценка опасности; соответственно, экологический риск - это количественная или качественная оценка экологической опасности неблагоприятных воздействий на окружающую среду.

Заключение

Под безопасностью Российской Федерации понимается качественное состояние общества и государства, при котором обеспечивается защита каждого человека, проживающего на территории РФ, его прав и гражданских свобод, а также надежность существования и устойчивость развития России, защита ее основных ценностей, материальных и духовных источников жизнедеятельности, конституционного строя и государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности от внутренних и внешних врагов. Это типичное для нашей страны определение безопасности, точнее - государственной безопасности. Оно может быть сведено к краткой формуле: "состояние защищенности от опасности".

Безопасность сложной системы определяется не только субъектами защиты или факторами внешней защищенности, сколько внутренними свойствами - устойчивостью, надежностью, способностью к авторегуляции. В наибольшей степени это относится именно к экологической безопасности. Человек, общество, государство не могут быть гарантами собственной экологической безопасности до тех пор, пока продолжают нарушать устойчивость и биотическую регуляцию окружающей природной среды.

Загрязнение природной среды газообразными, жидкими и твердыми веществами и отходами производства, вызывающее деградацию среды обитания и наносящее ущерб здоровью населения, остается наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение. Для объективной количественной оценки, сравнения, анализа, управления воздействием загрязнителей различной и разнообразной природы в последние десятилетия за рубежом и в России активно развивается методология рисков. Риск воздействия загрязнителя того или иного вида определяется как вероятность возникновения у человека или его потомства какого-либо вредного эффекта в результате этого воздействия. Методология анализа рисков позволяет построить "шкалу", при помощи которой, можно проводить оценки и сравнения воздействия на окружающую среду и здоровье человека неблагоприятных факторов. Методология оценки и сравнения рисков в настоящее время не просто инструмент научных изысканий, но и официально признанный Министерством здравоохранения метод анализа. В области практического анализа рисков связанных с воздействием химических вредных веществ работы только начинаются.

Список литературы

1. Акимова Т.С., В.В. Хаскин., Экология учебник, Москва, "Юнити" 1999 г.

2. Безопасность жизнедеятельности, Учебник под ред. Э.А. Арустамова, изд. дом "Дамков и К"., Москва 2000 г.

3. Безопасность жизнедеятельности, Учебник по ред. С.В. Белова, А.В. Ильницкой, А.Ф. Козьякова. Москва, "Высшая школа" 1999 г.,

4. Гришин А.С., В.Н. Новиков, Экологическая безопасность учебное пособие, "Гранд", Москва 2000 г.

5. Экология и безопасность жизнедеятельности, учебное пособие под ред. Л.А. Муравья, "Юнити", Москва 2000 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общие понятия предпринимательского риска, специфика его экономического аспекта, факторов и видов. Особенности принципов деятельности коммерческой организации. Характеристика процесса управления риском. Сравнительный анализ уровня рисков двух проектов.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2010

    Опыт внедрения механизмов финансирования системы здравоохранения в РФ; анализ затрат на профилактику, лечение и реабилитацию; оценка эффективности использования бюджетных средств на региональном и муниципальном уровнях на примере Вологодской области.

    научная работа , добавлен 04.02.2011

    Направления земельной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в Краснодарском крае. Оценка состояния земельной политики в городе-курорте Геленджик. Правовое обеспечение земельных отношений и кадастровая оценка земель поселений.

    дипломная работа , добавлен 04.02.2011

    Сущность понятия "проект". Проектный анализ и цель его выполнения. Основные вопросы финансовой оценки. Сравнительная характеристика проектов энергоиспользования. Временной горизонт мероприятия. Масштаб проекта. Критерии реализации и финансовой оценки.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2008

    Сущность понятия "хозяйственный риск". Основные виды потерь. Факторы риска: объективная закономерность; зоны риска. Методы оценки риска. Системы управления экономическим риском. Подходы по снижению степени риска. Методика практического анализа рисков.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2010

    Действия участников предпринимательства в условиях рыночных отношений, конкуренции. Методы организации управления риском. Классификация и виды рисков, страхование. Методы снижения риска. Группировка рисков по частоте возникновения и размеру ущерба.

    реферат , добавлен 12.02.2014

    Сущность и содержание экономической безопасности государства, нормативно-правовое обеспечение. Критерии и показатели оценки. Принципы повышения эффективности инвестиционной политики. Анализ существующих угроз. Основные нормативно-правовые документы.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2016

    Современный железнодорожный транспорт как один из самых удобных, быстрых, комфортабельных и популярных видов транспорта. Общая характеристика принципов и методов экономического управления безопасностью движения на железнодорожном транспорте, особенности.

    дипломная работа , добавлен 06.12.2013

    Понятие и критерии кредитоспособности, информационная база ее анализа. Сущность и значение кредитных рисков и методов управления. Анализ кредитоспособности исследуемого предприятия по методикам ОАО "Ханты-Мансийского Банка", Сбербанка и банков США.

    дипломная работа , добавлен 22.05.2013

    Экономическая безопасность государства: сущность и содержание, задачи, критерии и существующие угрозы. Обеспечение экономической безопасности государства в международной торговле. Ключевые показатели внешней торговли РФ и их анализ, борьба с угрозами.

Как правило, риск представляет собой событие, которое, вероятнее всего, может случиться. В результате этого могут произойти различные случаи – нейтральные или отрицательные. Говоря об экологии, уровень вероятности возникновения негативного воздействия, негативных последствий, опасных для жизни человека, сохранности природных ресурсов, исторических, культурных и материальных ценностей, связанных с природными катастрофами, а также другие факторы и составляют экологический риск.

Управление рисками в целом включает в себя принятие и выполнение управленческих решений. Они должны улучшить рабочий процесс и увеличить показатель положительных последствий в ходе наступления рисков. Понять степень экологического риска можно посредством оценки экологических событий, катастроф, а также влияния загрязнения на окружающую среду.

Давайте рассмотрим результаты работы в области управления рисками на примере ОАО «Атомредметзолото».

Организация процесса управления рисками «АРМЗ»

Компания взяла себе за правило провождение процедуры оценки рисков на этапе планирования, а также реализовывать программы хеджирования рисков.

Чтобы избежать неприятных ситуаций, компания руководствуется такими аспектами:

Модернизация технологического оборудования;

Соблюдение всех действующих нормативов касательно производственно — технологического процесса;

Реализация контролирующей функции, как со стороны подразделений, так и внешних организаций;

Страхование гражданской ответственности предприятий перед третьими лицами и сотрудниками предприятий.

ОАО «Атомредметзолото» выполняет все нормативы касательно воздействия на окружающую среду и способствует повышению экологической безопасности, чего и требует государство.

К сожалению, стоит отметить, что в последнее время природная среда очень страдает от деятельности человека. Нарушая экологические требования, мы разрушаем, уничтожаем, загрязняем окружающий наш мир. Возьмем, к примеру, добычу сланцевого газа. О его вреде для экологии говорить можно много.

Например, в связи с тем, что данная деятельность является экологической угрозой, .

Классификация негативных факторов воздействия на окружающую среду

Загрязнения можно классифицировать на природные и антропогенные. Природные вызываются естественными явлениями, например паводками, извержениями вулканов и т.д. Антропогенные загрязнения возникают из –за деятельности человека.

Управление рисками в деловой практике

Управление экологическими рисками на предприятии, как правило, связано с различными типами задач.

К примеру, акционерная финансовая корпорация «Система» каждый квартал проводит анализ эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля, далее дает оценку корпорации и всем дочерним предприятиям, и после чего отчитывается об этом перед акционерами. Ежегодный отчет предоставляется членам Совета директоров.

Интегрированная система риск-менеджмента помогает идентифицировать риски на всех его этапах, анализировать их и упорядочить по уровням управления.

В 2013 году Совет директоров АФК «Система» создали Департамент внутреннего контроля и аудита.

Департамент внутреннего контроля и аудита проводит проверочные мероприятия, с целью получить достоверные сведенья о действиях. И еще одним не менее важным элементом работы Департамента внутреннего контроля и аудита, является совершенствование внутренних бизнес — процессов компании.

Ключевым моментом эффективной системы управления экологическими рисками выступает выявление рисков и непосредственно работа с ними. Вопрос стоит в том, как управлять экологическими рисками для обеспечения высшей степени устойчивости всех видов деятельности компании — это способствует успеху и снижает уровень неудач.

Для процессов управления экологическими рисками, важное значение уделяют результатам исследования. В ходе подготовки необходимых экологических проектов должны быть учтены все пункты. Во внимание должны приниматься и количественные, и качественные характеристики риска.

Для предотвращения или снижения риска разрабатываются самые разнообразные регулирующие документы. И сферы действия этих документов могут распространяться не только на одну компанию, но и на всю страну. К ним относятся законодательные и нормативные акты, касающиеся охраны здоровья, улучшения условий труда, обеспечения безопасности на дорогах, стандартизация качества продаваемых товаров, а также снижения негативного воздействия, которое является пагубным фактором по отношению к окружающей среде.

Анализ и оценка экологических рисков

Анализ и оценка рисков занимает ключевое место в выстраивании эффективной системы реагирования. Для анализа и оценки экологических рисков необходимо определить опасные факторы и причины.

Выполнение условий эффективного управления социальными и экологическими видами рисков будет способствовать устойчивому развитию компаний.

Процесс управления риском включает в себя сопоставление альтернативных проектов потенциально опасных объектов и технологий, выявление самых опасных факторов риска, которые действуют на данном этапе. Также создаются базы данных и базы знаний для экспертных систем поддержки принятия технических решений. А еще этот процесс определяет инвестиции, которые как раз и направлены на снижение рисков.

Важно сравнить результаты оценки риска. После этого можно найти разные решения для их снижения, учитывая, что каждый из таких вариантов оценивается по – разному. Все зависит от необходимых затрат на его реализацию. И такие действия повторяются до тех пор, пока не будет выбран лучший вариант решения проблемы.

Вопросы стандартизации, ISO 14000

Современная управленческая литература пестрит различными подходами. В частности, многие компании используют ISO 9 000 (международный стандарт по управлению качеством), ISO 50 001 (стандарт по энергетическому менеджменту), ISO 22 000 (международный стандарт по управлению безопасностью продуктов питания) и другие. Применительно к теме экологии — ISO выпустил стандарт 14 000 – экологический менеджмент.

управление экологический риск

Среди мероприятий, направленных на управление качеством окружающей среды, в соответствии с нормами современного российского экологического права выделяют административно-правовые, экономические и информационные инструменты (Пашков, 1997). При этом к первым относят в числе других экологическое нормирование (в т. ч. нормирование качества окружающей среды) и стандартизацию, экологический учет и контроль, экологическую экспертизу и сертификацию, экологическое планирование и лицензирование деятельности в экосфере. Экономическими рычагами в экоуправлении являются различные принудительные и стимулирующие мероприятия, к которым относят экологические платежи и налоги (в т. ч. налоговые льготы), финансирование обеспечения экобезопасности, природоохраны и рационального природопользования, экологическое страхование и ряд других. К третьей группе могут быть отнесены экологический мониторинг (в т. ч. мониторинг качества окружающей среды), экологические исследования, экологическое прогнозирование и картографирование, геоинформационные системы (ГИС), а также экореклама, экологическое образование и другие информационные мероприятия в экологической сфере деятельности.

Гармонизация подходов управления безопасностью (управления риском) и нормативно-правовых основ системы управления, существующих в РФ и за рубежом, представляет собой первоочередную задачу для нашей страны и может иметь принципиальное значение как для обоснования приоритетов экологической политики, следовательно, рационального и эффективного вложения средств на снижение загрязнения окружающей среды и максимальное уменьшение риска, так и для создания благоприятного инвестиционного климата в отношении России.

Информационные методы управления. Существенным этапом процесса поиска вариантов снижения риска является прогнозирование изменения параметров имеющейся ситуации и моделирование поведения рассматриваемого объекта. Под научным прогнозом понимают высказывание в виде вероятностного утверждения о зависящем от неопределенных или неизвестных факторов поведении некоторой системы в будущем, сделанное на основании изучения и обобщения опыта прошлого с использованием интуитивных представлений о развитии данной системы в будущем. Научные прогнозы делаются экспертами -- специалистами в рассматриваемой области. В основе прогнозных экспертиз лежит особая научная дисциплина -- прогностика. Часто вместо термина “научный прогноз” употребляют термин “экспертные оценки”.

Сущность метода экспертных оценок заключается в том, что специалистам предлагают ответить на вопросы о будущем поведении объектов или систем, характеризующихся неопределенными параметрами или неизученными свойствами. Экспертные оценки оформляются в виде качественных характеристик или количественных значений вероятностей рассматриваемых событий или процессов, отнесенных к определенному отрезку времени. Важное значение при этом придается формированию оценочной шкалы, используемой экспертами. В настоящее время известно несколько десятков методов экспертных оценок, наиболее известный из них -- коллективное обсуждение и согласование по методу Дельфи. Метод экспертных оценок применяется для решения задач, связанных с управлением риском (например, по планированию систем обеспечения технологической, экологической и социальной безопасности некоторого объекта) в тех случаях, когда строгий расчет невозможен из-за наличия принципиальных неопределенностей. Широко используется метод деревьев. Метод деревьев особенно эффективен в тех случаях, когда сложная проблема может быть расчленена на то или иное количество сравнительно простых задач, каждая из которых решается отдельно, после чего производится своеобразный синтез сложного решения. К числу его достоинств относятся удобство и наглядность графического представления, а также существенное облегчение расчетов на компьютерах (Ваганов, 2001).

Получение объективной информации о состоянии окружающей среды возможно путем осуществления процедуры мониторинга.

Мониторинг окружающей природной среды - это постоянные, непрерывные комплексные наблюдения за ее состоянием - загрязнением, природными явлениями, которые происходят в ней, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды и ее загрязнения.

биосферный (глобальный) - слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;

медицинский (санитарно-токсикологический) - слежение и контроль за показателями качества окружающей среды, соблюдение которых обеспечивает условия, благоприятные для жизни и безопасные для здоровья; прогноз состояния здоровья населения в условиях многофакторного воздействия окружающей среды;

импактный - слежение за природными процессами и явлениями, а также их изменениями под влиянием антропогенных факторов в особо опасных для состояния природной среды районах и точках:

  • - чрезвычайных ситуаций (при угрозе и возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий);
  • - локальный (наблюдение за воздействием на окружающую среду промышленных объектов или отдельных источников);

биологический - слежение за биологическими объектами (растительностью и животным миром) с помощью биоиндикаторов, чаще всего на базе биосферных заповедников;

базовый (фоновый) - слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных воздействий. Объектами наблюдения и контроля являются атмосферный озон, сейсмический режим на территории страны, физические явления и факторы (акустические, вибрационные, инфразвуковые, электромагнитные);

экологический - это мониторинг окружающей среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологический условий среды обитания и биологических объектов, а также оценка состояния и функциональной деятельности экосистем; во-вторых, создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий жизни не достигаются.

Главная цель экологического мониторинга состоит в обеспечении современной и достоверной информацией системы управления экологической безопасностью. Он ориентирован также на информационное обслуживание конкретных проектов, международных соглашений в области охраны окружающей среды (Масленникова, 2007).

Административные методы. Управление экологическими рисками производится путем разработки и применения нормативно-правовых актов, в которых устанавливается эколого-правовая ответственность. Правовые отношения в области обеспечения экологической безопасности определены в следующих законах Российской Федерации:

Об охране окружающей среды, 2002

Об экологической экспертизе, 1995

О промышленной безопасности, 1997

О гидрометеорологической службе, 1998

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, 1999

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, 1993 (с изменениями 2.12.2000)

О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, 1994

О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности, 1996

О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, 1995

О безопасном обращении с пистицидами, 1997

О безопасности гидротехнических сооружений, 1997

Об отходах производства и потребления, 1998 (Матвеев, 2003)

Принятый в 1997 г. Закон Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусматривает, что предприятие, являющееся источником повышенной опасности, обязано обеспечить меры по защите населения и окружающей среды от опасных воздействий. В этом законе также вводится порядок лицензирования опасных производств и рассматриваются возможности отзыва или приостановления лицензии в случае невыполнения требований промышленной безопасности или несоответствия принятым нормативам. Кроме того, в этом законе впервые в России было введено обязательное экологическое страхование, представляющее собой страхование ответственности за причинение вреда (например, аварийного загрязнения окружающей среды) при эксплуатации опасного производственного объекта. Экологическое страхование следует считать важной составной частью механизма управления экологическими рисками.

Стандарты серии ISO 14000 послужили основой стандартов в области экологического менеджмента, принятых в Российской Федерации:

ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению.

ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования.

ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы.

ГОСТ Р ИСО 14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита для систем управления окружающей средой.

ГОСТ Р ИСО 14012-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии (Ваганов, 2001).

Планирование - одна из важнейших функций менеджмента, в том числе и экологического. Под планированием понимается разработка мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды и распределение объема их выполнения применительно к временным интервалам и территориям.

В последние годы планирование и финансирование природоохранных мероприятий осуществляются по федеральным целевым программам. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ «О государственной комплексной программе повышения плодородия почв России». С целью выполнения решений Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (Бразилия, 1992 г.) по окружающей среде и развитию в России разработан «Национальный план действий по окружающей среде». На предприятиях мероприятия по охране природной среды должны включаться в бизнес-планы.

Регуляторами природопользования служат так называемые лимиты. Лимитирование - это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов.

Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ служат нормативы качества природной среды. Эти нормативы носят следующие названия:

ПДВ -- предельно допустимые выбросы в атмосферу;

ПДС -- предельно допустимые сбросы в водные источники;

ПДК -- предельно допустимые концентрации;

ПДУ -- предельно допустимые уровни воздействия шума, вибрации, электромагнитных полей;

ПДН -- предельно допустимые нагрузки на природную среду (количество посетителей на экскурсию в заповеднике, нагрузка скота на единицу пастбищных угодий и т.д.).

Hopмативы утверждаются федеральным органом, отвечающим за охрану окружающей среды. Виды хозяйственной деятельности, лимиты и экологические требования при использовании природных ресурсов фиксируются в лицензиях (т.е. разрешениях) на природопользование, выдаваемых органами управления. Существует около 30 видов природопользования, на которые выдаются лицензии. Эксплуатация природных ресурсов без соответствующей лицензии влечет за собой ответственность вплоть до уголовной (Орлов, 2002).

К административно-контрольным методам управления относится экологический аудит. В соответствии с законом «Об охране окружающей среды» экологический аудит -- это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

В конкретных случаях экологический аудит может проводиться для выявления потенциальных экологических проблем и оценки риска, связанного с обязательствами владельца предприятия, при обосновании инвестиций в производство с учетом экологических аспектов, для определения направлений повышения эффективности управления природоохранной деятельностью, при изменении собственника предприятия и т.п.

В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению» организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии программы и процедуры периодических аудитов системы управления окружающей средой, проводимых с целью оценки соответствия действующей системы запланированным мероприятиям по управлению окружающей средой (в том числе требованиям самого стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98) и состояния системы с точки зрения ее реализации и поддержания в рабочем состоянии, а также предоставления информации о результатах аудита руководству.

В соответствии с руководящими указаниями стандартов при проведении экологического аудита различают первоначальную и системные проверки. Одним из важнейших пунктов содержания первой экологической проверки должна быть идентификация воздействия на окружающую среду экологических аспектов определенных видов деятельности. При этом идентификация проводится не только в нормальных производственных условиях, но и в чрезвычайных условиях, в условиях аварийной ситуации или несчастного случая.

Программа системных проверок, включая план их проведения, должна основываться на эффективности действий в отношении окружающей среды, результатах предыдущих проверок и соответствующих видов деятельности. Процедура проверки должна включать область ее распространения, периодичность проведения и методику, а также распределение ответственности, требования к проведению проверки и предоставлению отчетов о результатах проверок. Системные проверки представляют собой классический инструмент «постоянного улучшения», так как при правильном проведении они не только гарантируют поддержание уже достигнутого уровня, но и способствуют совершенствованию деятельности по охране окружающей среды.

После проведения на предприятии проверки по охране окружающей среды должно быть составлено заключение о ее результатах (аудиторское заключение).

В аудиторское заключение может быть включена следующая информация, связанная с аудитом:

  • · идентификация проверяемой организации и клиента;
  • · согласованные цели и объем аудита;
  • · согласованные критерии, по которым проводился аудит;
  • · период времени и даты, когда проводился аудит;
  • · идентификация членов аудиторской группы;
  • · идентификация представителей проверяемой организации, участвующих в аудите;
  • · заявление о конфиденциальном характере содержания;
  • · перечень рассылки аудиторского заключения;
  • · краткое изложение процесса аудита, включая любые встретившиеся препятствия;
  • · выводы по аудиту.

Среди многообразных целей экологического аудита особое место занимает сертификация систем управления охраной окружающей среды.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области сертификации, является Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. № 5151-1 (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995 г. и 31 июля 1998 г.). По этому Закону (ст. 5) системы сертификации создаются государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями, представляют собой совокупность участников сертификации и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Госстандартом России.

В базовой и наиболее крупной системе сертификации ГОСТ Р, центральным органом которой является Госстандарт Российской Федерации, в настоящее время под сертификацией понимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» устанавливает обязательную сертификацию (ст. 7), которая предусмотрена в отношении номенклатуры продукции и услуг нормативно-правовыми актами, и добровольную сертификацию (ст. 17), которая распространяется на объекты, не подлежащие обязательной сертификации.

Процесс сертификации предполагает подтверждение соответствия нормативным требованиям по многим направлениям, среди которых особое место занимает обеспечение соответствия требованиям экологической безопасности, как в сфере потребления, так и в сфере производства (Бабина, 2002).

Экономические меры воздействия основаны на использовании материальных (экономических, денежных) интересов. Конкретный экономический метод включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупности. Комплекс взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует экономический механизм управления экологической безопасностью.

Экономический механизм управления экологической безопасностью можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле экономический механизм управления -- это система организационно-экономических мер, касающихся природопользования и охраны окружающей среды, что означает наличие взаимосвязанных организационно-административных и экономических мер. Так, планирование, разработка, введение, исполнение и контроль целевых программ природопользования осуществляются с помощью механизма управления экологической безопасностью. В них содержатся элементы экономического воздействия. В частности, контроль за установленными государством нормами осуществляется административными методами, но при этом он сопровождается штрафами и субсидиями, т.е. экономическими воздействиями на природопользователей. В узком смысле экономический механизм включает только собственно экономические меры, без административного воздействия. Например, потребители готовы платить больше за экологически чистые продукты, что стимулирует сельскохозяйственных производителей изготовлять такие продукты.

Механизм управления экологической безопасностью и охраной природной среды в России включает ряд элементов, основными из которых являются:

  • · платежи за использование природных ресурсов;
  • · платежи за загрязнение окружающей природной среды;
  • · платежи за размещение экологически вредных веществ;
  • · система правового и организационного обеспечения экономического стимулирования и экономической ответственности;
  • · система экологических фондов;
  • · система экологического страхования.

Плата за природные ресурсы складывается из трех слагаемых:

  • - выплаты непосредственно за право пользования природными ресурсами;
  • - платежи и штрафы за загрязнение окружающей природной среды;
  • - отчисления на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Мировой опыт показывает, что платность природопользования способствует более рациональному использованию природных ресурсов. Законодательством предусмотрена плата за пользование недрами, водными объектами, лесными и растительными ресурсами, ресурсами животного мира. Платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов служат для компенсации затрат ресурсов в процессе производства.

В России введены платежи за загрязнение окружающей среды. Введено три вида платы:

  • · за выброс в атмосферу загрязняющих экологически вредных веществ,
  • · за сброс загрязняющих веществ в водные объекты или на рельеф местности;
  • · за размещение экологически вредных отходов.

Существенное значение для обеспечения экологической безопасности имеет экономическое стимулирование. Без него выполнение планов и программ в области экологии и рационального природопользования может быть весьма затруднено. Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у природопользователей непосредственной материальной (денежной) заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера.

В основополагающем документе - «Национальном плане России действий по окружающей среде» поставлена задача разработать научные основы экономического стимулирования рационального использования земель и других природных ресурсов.

Основные виды экономического стимулирования предусмотрены Законом РФ "Об охране окружающей природной среды". К ним относятся льготное налогообложение и кредитование предприятий, установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов, применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию.

Для успешного функционирования механизма управления экологической безопасностью необходимо прежде всего финансирование, т.е. обеспечение выполнения природоохранных программ материальными средствами. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов органов местного самоуправления; собственных средств предприятий, учреждений, организаций; экологических фондов; фондов экологического страхования; кредитов банков; добровольных взносов населения; других источников.

Цель создания экологических фондов -- формирование независимого от государственного бюджета централизованного источника финансирования природоохранных нужд, дополняющего государственные затраты.

Органичный элемент организационно-экономического механизма управления экологической безопасностью и охраны окружающей природной среды - экономическая ответственность. Закон "Об охране окружающей природной среды" называет возмещение вреда, причиненного природной среде и здоровью человека, одной из задач экономического механизма управления экологической безопасностью и охраны окружающей природной среды. Экономическая ответственность касается юридических лиц.

Одной из актуальных проблем природопользования является научно обоснованный расчет ущерба, причиняемого среде. Полезным инструментом эколога являются математические модели эколого-экономических явлений и процессов (Орлов, 2002).


идентификация рисков;

оценка риска;

выбор методов управления риском и их применение.

Идентификация риска заключается в систематическом выявлении и изучении рисков, которые характерны для данного вида деятельности. При этом определяются:

  • опасности, представляющие угрозу;

    ресурсы предприятия, которые могут пострадать;

    факторы, влияющие на вероятность реализации риска;

    ущербы, в которых выражается воздействие риска на ресурсы.

Факторы, влияющие на вероятность реализации риска, подразделяются на:

    факторы I порядка – это первичные причины, вызывающие риск. Чаще всего они носят объективный характер и находятся вне контроля (стихийные бедствия, аварии и т.д.);

    факторы II порядка влияют на вероятность возникновения ущерба и его величину. Сами по себе они не являются причиной ущерба. Эти факторы, в свою очередь, делятся на объективные и субъективные. Объективные факторы – это строительные материалы и конструкции здания, наличие системы обеспечения безопасности на предприятии, местонахождение объекта и т.д. Субъективные факторы связаны с особенностями поведения и характером человека, они оказывают решающее воздействие на рисковую ситуацию.

Оценка риска сводится к определению степени его вероятности и размеров потенциального ущерба.

Существует 4 метода управления риском: 1) упразднение; 2) предотвращение потерь и контроль; 3) страхование; 4) поглощение.

Упразднение исключает какую - либо деятельность в зоне риска. Метод абсолютно надежный, но его повсеместное применение означает полное сворачивание деятельности.

Предотвращение потерь означает проведение превентивных мероприятий, исключающих или уменьшающих риск возникновения нежелательного процесса.

Страхование является распределением возможных потерь среди большой группы физических и юридических лиц, подвергающихся однотипному риску.

Поглощение предполагает признание риска без распределения его посредством страхования. Управленческое решение о поглощении может быть принято по двум причинам: 1) в случаях, когда не могут быть использованы другие методы управления риском (для рисков, вероятность которых достаточно мала); 2) при применении самострахования.

Управление риском решает две основные задачи:

    Анализ величины экологического риска и принятие решений, направленных на ее снижение до пределов, соответствующих приемлемому уровню риска;

    Анализ цены экологического риска и реализация методов ее снижения.

Алгоритм стратегии управления риском основан на логических операциях выбора направления действий в зависимости от выполнения критериев приемлемости величины и цены экологического риска.

    Если оценка величины экологического риска показывает, что он мал по сравнению с пренебрежимо малым уровнем риска, то экологический риск принимается пренебрежимо малым и дальнейшие шаги не обязательны.

    Если риск оказывается в диапазоне между пренебрежимо малым и предельно допустимым, то на основе оценки риска проводится расчет цены экологического риска. Если она удовлетворяет заданным требованиям, то дальнейшие мероприятия не планируются.
    Если цена экологического риска превышает приемлемый уровень, то необходимо реализовать мероприятия, направленные на снижение риска и предотвращение ущерба. Если реализация планируемых мероприятий приведет к снижению цены экологического риска до приемлемого уровня, то задача по управлению риском решена.

    Если экологический риск в результате оценки превысил предельно допустимый уровень, то необходимо: а)оценить мероприятия по повышению технической безопасности техногенного объекта, направленные на снижение вероятности реализации неблагоприятных эффектов (основное направление); б)оценить эффект от повышения защищенности объектов окружающей среды (дополнительное направление). В случае достижения приемлемого уровня экологического риска в зависимости от его величины реализуется либо первый либо второй вариант.

Метод уменьшающихся рисков, разработанный А.А. Быковым, позволяет реализовать управление экологическим риском в виде итерационного процесса.

Пусть в начальный момент времени известны значения экологического риска R 0 , ущерба Y 0 и цены экологического риска G 0 . Пусть мероприятия по снижению риска и ущерба в сумме составят: z доп Ro + z доп Yo = z доп Go

Если эта величина в сумме с новым значением G 1 окажется меньше первоначального значения G 0 , то затраты, направленные на снижение риска привели к положительным результатам. Практика многих стран показывает, что по крайней мере на начальном этапе внедрения системы управления экологическим риском сравнительно малые вложения приводят к существенному снижению цены риска. Процедура может повторяться до тех пор, пока стоимость новых мероприятий не превысит уменьшения цены экологического риска от их реализации.

Существует немало мер безопасности, которые могут подойти в той или иной ситуации:

    По возможности, замена опасных материалов безопасными или менее опасными в существующем технологическом процессе.

    Снижение запасов опасных материалов. Производство опасных материалов на месте и их использование непосредственно в технологическом процессе.

    Обеспечение безопасного расстояния между опасным производством и жилой зоной. Предотвращение размещения жилых зданий и других общественных сооружений вблизи предприятия. Если потребуется, выкуп земли вокруг предприятия для обеспечения безопасного расстояния для населения.

    Применение автоматизации с тем, чтобы необходимость для производственного персонала посещать опасные производственные участки предприятия была минимальной.

    Предотвращение аварийных утечек путем:

    грамотного проектирования конструкций с применением коррозионно-стойких материалов, рассчитанных на определенное давление;

    соблюдения установленных норм и стандартов;

    эксплуатации предприятия в соответствии с установленным ограничением по предельной мощности;

    анализа по методике определения опасностей и работоспособности (HAZOP) во время проектирования и до внесения изменений на предприятии;

    регулярного ремонта и технического обслуживания;

    подготовки письменного руководства по безопасной эксплуатации и техническому обслуживанию (ремонту) оборудования;

    подготовки и повышения квалификации операторов, ответственных за соблюдение техники безопасности;

    минимизации потенциальных источников возгорания на предприятиях, использующих горючие и воспламеняющиеся материалы (специальные конструкции электрооборудования и приборов, запрет и специальные меры предосторожности при проведении сварочных работ, ремонт и техническое обслуживание оборудования с вращающими узлами для предотвращения перегрева от трения);

    быстрого определения любых утечек путем использования детекторов газа, манометров или других средств, в том числе для изоляции подтекающих участков, а также автоматических или ручных дистанционных задвижек для снижения объема выброса опасных веществ. Продувка изолированных участков через трубопроводные системы безопасности, такие как факельная установка, скруббер или вытяжная труба;

    оснащения системами аварийной сигнализации и разработки планов эвакуации людей в безопасные места, расположенные вдали того места, где возможен выброс опасных веществ в значительных количествах;

    оборудование предприятия противопожарными автоматическими системами, такими как: спринклеры, дренчеры и огнетушители для снижения ущерба от пожара.

    использования подручных средств, обучения персонала пользованию противогазами и другими специальными средствами защиты при локализации утечек, борьбе с огнем или выбросом газа. Например, при выбросе аммония, который хорошо растворяется в воде, использование завесы из водяной пыли может способствовать поглощению значительной части этого вредного вещества в облаке выброса.

3.2.Цикл управления риском.

Цикл управления риском как итерационный процесс основан на возможности осуществления эффективного уменьшения цены экологического риска с учетом стоимости мероприятий по снижению риска. При этом выбор тех или иных мероприятий, обеспечивающих снижение цены риска соответствует подходу, называемому в международной практике ALARA (as low as reasonably applicable) Это подход к управлению риском, который подразумевает его максимально возможное снижение, достигаемое за счет реально имеющихся (ограниченных) ресурсов. Особенность подхода заключается в преимущественной ориентации не на жесткие нормативы, а на такие решения, которые разумны с экономической точки зрения.

Две основные фазы управления риском.

Основы деления управления риском на фазы заложены в докладе «Оценка риска на уровне федерального правительства: управление процессом», подготовленным Национальным Научным Советом Национальной Академии наук США в 1983 г.

Принято делить этапы на две фазы. В первой фазе поэтапный процесс состоит в определении опасности, оценке «доза – ответ », оценки воздействия, характеристике риска. Любая оценка риска начинается с идентификации опасности или определения проблемы.

После того, как идентифицированы опасности, следующий шаг – определение потенциальных поражений объектов окружающей среды; воздействие происходит, когда организм входит в контакт с опасностью, т.е. совместное появление по времени и месту (пространству) опасности и «рецептора » индивидуума. Другими словами, опасность представляет собой риск только если имеется такой контакт.

Целью оценки «доза – отклик » является определение взаимосвязи между степенью воздействия опасности и размером и вероятностью негативных последствий. В характеристике риска, результаты оценки воздействия и зависимости «доза – отклик » объединяются, давая возможность провести количественные оценки риска, а также связанные с ними неопределенности.

Данный шаг является «мостом » между оценкой риска и управлением риском. В анализе безопасности конечные результаты хорошо определены: Примерами таких результатов являются: смертность, число пострадавших и экономические потери.

Для анализа кратковременных воздействий причинно - следственные зависимости совершенно четкие, как в катастрофических авариях в Бхопале и Чернобыле. Напротив, значительная неопределенность присуща анализу оценки риска здоровью из - за множественной причинности, видов заболеваний среди населения, длительного периода развития (латентности), где причинно - следственные зависимости выражены не столь явно.

Достаточно давно меня просят написать об управлении экологическими рисками. Я все отнекиваюсь, ибо «позиция автора может не совпадать с мнением редакции». Но в своем жж, я думаю, написать об этом все-таки можно.

Сразу оговорюсь, речь не пойдет о таких вещах, как «оценка риска для здоровья населения», чего от природопользователей требует, в частности, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».Это несколько другая тема. Здесь имеет место быть научные исследования и такие исследования это своеобразная «высокая материя» подвластная лишь ученым из ГУ НИИ ЭЧ И ГОС им. А.Н. Сысина РАМН (Государственное учреждение Научно-исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды имени А.Н. Сысина Российской академии медицинских наук) и лицам к ним примкнувшим. Я же буду рассказывать о вещах более приземленных, таких как корпоративный риск-менеджмент в применении к деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования.

Вообще, с понятием «риск-менеджмент» (в том числе и в Викепедийном описании по ссылке выше) дело обстоит приблизительно так же, как и со многими другими экономическими и управленческими практиками. Достаточно элементарная вещь, которую обвесили различными умными терминами, до такой степени, что непосвященным это кажется чем-то из области научной фантастики про то, как космические корабли бороздят просторы Большого театра. Но, на деле, все вполне себе элементарно.

Знаете ли вы, что практически вся ваша жизнь – это сплошной риск-менеджмент?

Давайте, для начала немного теории и определений, а затем, я попробую на пальцах рассказать, что это такое и с чем это едят. Итак:

Риск - неопределенность возникновения события, с пособного позитивно (возможности) или негативно (угрозы) повлиять на достижение установленных целей.

Звучит заумно. Давайте разложим это определение на более понятные выражения и перейдем к примерам.

«Неопределенность возникновения события» - «Какова вероятность встретить динозавра на улице? 50 на 50 – либо встречу либо не встречу» (анекдот про блондинку)

«Способного позитивно (возможности) или негативно (угрозы) повлиять на достижение установленных целей» - «Кто не рискует, тот не пьет шампанского» (народная мудрость, озвученная, уже не помню кем).

Тут еще надо сделать лирическое отступление. Этого, обычно не пишут в книжках по риск-менеджменту, но понимать это надо. Любое событие имеет свои причины и последствия. Рисковые события – не исключение. Причем у одного рискового события может быть масса причин, и масса последствий.

Вы управляете рисками ежедневно в различных ситуациях. Просто не всегда понимаете, что занимаетесь именно этим. В качестве примера возьмем риск быть сбитым автомобилем при переходе дороги. В данном случае, рисковое событие – это сам контакт бренных телес пешехода, с агрессивного дизайна решеткой радиатора изделия отечественного или зарубежного автопрома.

Последствий этого события может быть много:

Смерть пешехода и водителя (вы думаете такого не бывает?);

Смерть только пешехода;

Инвалидность пешехода;

Тяжкие телесные повреждения пешехода, не приводящие к инвалидности;

Легкие и средней тяжести телесные повреждения;

Отсутствие какого либо телесных повреждений (отделался легким испугом);

И т.д. (на самом деле вариантов масса, включая смерть водителя от сердечного присутпа при легком испуге пешехода).

Причин этого события тоже может быть немало:

Вы перебегаете МКАД;

Водитель проигнорировал запрещающий сигнал светофора;

Водитель перепутал педаль газа и тормоза;

И т.д. (вплоть до того, что вы заснули на ходу, переходя дорогу).

Собственно, чтобы не быть сбитым автомобилем, вы выполняете простейший набор правил, которым вас научили ваши родители в глубоком детстве и которые отложились у вас под коркой головного мозга, в том числе:

Не перебегать дорогу в неположенном месте;

Ожидать зеленого сигнала светофора для пешеходов, прежде чем переходить дорогу;

Убедиться, что водители вас пропускают, даже при горящем зеленом сигнале светофора;

Переходя дорогу смотреть по сторонам и не терять бдительности;

И т.д.

В общем-то, этот простейший набор правил и есть риск-менеджмент .

Рассмотрим приведенный пример именно под этим углом.

На первом этапе вы определяете свою цель: дожить до ста лет и понянчиться с правнуками, при этом оставаясь в трезвом уме и здравой памяти, не будучи прикованным к инвалидной коляске.

Затем вы определяете, что может вам помешать достичь своей цели:смерть, инвалидность и т.д.

Затем вы определяете событие, которое может привести к последствиям, не позволяющим достичь цели: в данном случае, при переходе дороги – быть сбитым автомобилем.

Собственно, вся цепочка «причины-событие-последствие» и есть риск.

Ну и в конечном этапе вы определяете мероприятия, которые минимизируют возможность наступления события: ждете зеленого, смотрите по сторонам.

Это управление риском посредством профилактики возникновения. Т.е. ваша цель в данном случае, чтобы минимизировать возможность наступления события.

Также существуют другие методы управления риском:

Отказ от риска – просто не переходить дорогу вообще никогда;

Профилактика снижения последствий – ну, допустим, ходить в хоккейной амуниции, чтобы если машина таки собьет, травмы были наименее тяжелыми;

Метод принятия – ничего не делать, собьет и хрен бы с ней, одним больше, одним меньше, какая разница, по сравнению с мировой Революцией?

Метод хеджирование или страхования – застраховать свою жизнь и здоровье на кругленькую сумму, чтобы если таки собьет получить (или семья получит, в зависимости от результата) солидную сумму денег.

Метод передачи риска – в данном случае сложно придумать пример управления риском посредством его передачи. но, в целом смысл таков: вы стоите на одной стороне улицы, а вам надо купить сигарет на другой стороне. Вы даете 10 рублей бомжу, который переходит дорогу туда и обратно и приносит вам сигареты. Т.е. рискуете быть сбитым машиной не вы, а он, а вы ему за это, соответственно платите.

Собственно, вот основные методы управления рисками.

Соответственно, цель системы управления рисками достаточно проста:

  1. Определить рисковые события, их последствия и причины (называются также факторами риска).
  2. Оценить риск – т.е. решить для себя, насколько значимы последствия возникновения события и насколько вероятно наступление рискового события в связи с перечисленными причинами (ну, например, из упомянутого, насколько вероятно заснуть на ходу, переходя дорогу).
  3. Выбрать оптимальный метод управления каждым риском.
  4. Разработать мероприятия по управлению риском в рамках выбранного метода.
  5. Контролировать выполнение мероприятий и отслеживать наступление рискового события.

Наиболее часто используемые методы – это страхование и профилактика. Со страхованием, все более или менее понятно, поэтому подробнее остановимся на профилактике, ибо зачастую именно этот метод и называют «управлением рисками».

Существует такая диаграмма, условно называющаяся моделью «галстук-бабочка»:

Достаточно наглядный рисунок. Есть фактор риска (графически изображен прямоугольником с надписью «ПРИЧИНЫ»), есть рисковое событие (красный круг в центре), есть последствия (прямоугольник с соответствующей надписью).

Следует немного пояснить. Сами причины возникновения рискового события – это стрелочки соединяющие прямоугольник «ПРИЧИНЫ» и красный круг. А Прямоугольник «ПРИЧИНЫ» - это фактор риска. Т.е. это та деятельность, при которой могут возникать рисковые события. В нашем примере – поход в магазин, допустим.

Итак, мы провели первый этап – оценку рисков. Мы знаем вероятность возникновения нашего рискового события. И знаем степень влияния последствий рискового события на достижение наших целей. На третьем этапе мы определили, что наиболее приемлемым методом управления для нас является профилактика риска. Вообще, система управления рисками очень подробно рассматривает этот этап. Существуют матрицы рисков с различными параметрами. Существуют различные показатели, например интегральное значение риска. И многое другое. Но я сегодня пишу не книгу об управлении рисками, а небольшой (ха-ха-ха!) пост в жж. Таким образом подробности этого этапа я пропущу и остановлюсь на том, что мы решили заниматься профилактикой риска. Т.е. наша цель в контексте системы управления рисками -минимизация вероятности наступления рискового события и минимизация последствий его наступления. Подчеркиваю. Минимизация. Не исключение, а минимизация, поскольку речь пойдет о профилактике риска а не других методах управления. Т.е. когда мы переходим дорогу, даже, если мы выполнили всемероприятия, и идем в хоккейной экипировке, машина нас все равно может сбить. Что дальше?

Т.е., грубо говоря, наши мероприятия должны быть своего рода «блоками» на пути развития ситуации в двух направлениях. «Блоками» между причинами и рисковыми событиями и «блоками» между рисковым событием и последствиями.

На пальцах (на примере пешехода и автомобиля):

Рисковое событие: автомобиль сбивает пешехода.

Причина: водитель игнорирует запрещающий сигнал светофора.

«Блок»: убедиться, что водитель пропускает пешехода, а не только ориентироваться по зеленому сигналу светофора.

Последствие : смерть пешехода.

«Блок»: надеть хоккейную защитную амуницию и титановый шлем (в результате вместо смерти пешехода мы получим, допустим, тяжкие телесные повреждения – т.е. тяжести снижение последствий)

Таким образом, мы поступаем по всем возможным причинам и последствиям. Важно, что разрабатывать такие «блоки» надо в обоих направлениях. Я несколько раз сталкивался с подходом, что воздействовать необходимо только на причины. Ну, а если рисковое событие таки наступило, то скорбно ползти в сторону кладбища. Порочный подход. Хоккейная экипировка и шлем на голове никак не повлияет на то собьет ли вас машина или нет, но если они на вас таки будут, то это может помочь минимизировать последствия. А вот если на вас ее не будет, а «блок» между причиной и рисковым событием «пробит» - то… (это не призыв ходить в шлеме, это просто пример для иллюстрации общей мысли).

И также важно, что «блоки» на последствия необходимо разрабатывать до наступления рискового события, в противном случае, это уже не риск-менеджмент, а кризис-менеджмент.

Соответственно, после разработки таких вот «блоков» - мероприятий, необходимо осуществлять контроль за их выполнением и т.д. Это уже операционная деятельность в области управления рисками, которые также должна рассматривать система управления рисками. Но на этом я также не буду останавливаться подробно, а перейду, наконец к основном – к управлению рисками в области охраны окружающей среды и природопользования.

Фактически, вся система управления природоохранной деятельностью, как построенная в соответствии с ISO -14001, так и построенная в соответствии с личным пониманием этой системы конкретным исполнителем, имеет в себе элементы системы управления рисками.

Необходимо понимать, что целью эколога, трудящегося в вполне себе реальном секторе экономики, является не абстрактное «защитим природу, мать нашу». Его целью является повышение конкурентоспособности своего работодателя в области охраны окружающей среды (в том числе за счет улучшения репутации работодателя в глазах разнообразных «зеленых» дармоедов общественников) , снижение потерь и издержек своего работодателя в области охраны окружающей среды и природопользования (я дальше, буду писать «экологии», хотя это и методически неправильно, но просто короче), и, возможно извлечение дополнительной «экологической» прибыли (ну, например, торговля воздухом квотами парниковых газов в соответствии с механизмами Киотского протокола). Давайте не будем лицемерить, ибо наша цель – именно такая, хотя мы и понимаем, что при ее достижении, мы, собственно, и снижаем антропогенную нагрузку и, в конечном итоге, «бережем природу, мать нашу». Но зарплату нам платят не за зеленую березку под окном, а за вполне конкретные производственные и финансовые показатели.

Отсюда, собственно и надо плясать.

Зная цели, мы вполне можем определить негативные последствия неких событий, которые могут привести к, например:

Ухудшению репутации компании/предприятия в глазах общественности, государства, партнеров, заказчиков и т.д., за счет имиджа «грязного» производства (впоследствии – финансовые потери за счет, допустим, сокращения рынка сбыта продукции);

Финансовым потерям за счет штрафов, исков и т.д., за счет неполучения ожидаемой «экологической» прибыли.

Соответственно дальнейшая наша задача – выделить рисковые события, которые могут привести к этим последствиям. Здесь есть одна тонкость, связанная с «неидеальностью» нашего мира. Если проводить аналогию с нашим, набившим оскомину примером, про автомобиль и пешехода – у нас, зачастую, нет пешеходных переходов и светофоров – один сплошной МКАД, который, тем не менее, переходить все равно надо.

Что я хочу сказать? В «идеальном мире», где все нормативы воздействия и другие природоохранные требования соблюдаются, рисковым событием будет несоблюдение нормативов. Тут все понятно. Но в России, несоблюдение установленных нормативов, в настоящее время, скорее правило, чем исключение. Связано это со многими причинами, основными из которых являются устаревшее оборудование и технологии и несовершенство отечественного природоохранного законодательства, устанавливающего такие нормативы, которые невозможно достичь даже теоретически.

В таком случае, рисковыми событиями будут не превышения установленных нормативов (это будет одной из причин рискового события, объективной реальностью, в которой мы существуем), а события другого рода, приводящие к негативным последствиям. Тут все достаточно индивидуально для каждого предприятия, поэтому, расписывать примеры я не буду.

Соответственно, одним из «блоков» на причины наступления рискового события в таком случае (конкретизирую случай: у предприятия имеются превышения нормативов выбросов в атмосферу), будут мероприятия, направленные на снижение выбросов.

В общем, таким вот образом мы отрабатываем все возможные рисковые события. Для каждого предприятия может быть огромное число, как «идеальных» (требование законодательства в настоящее время выполняется, рисковым событием является невыполнение требования законодательства), так и «неидеальных» (требование не выполняется – такова объективная реальность, рисковым событием является применение дополнительных мер, кроме тех, которые и так применяются к предприятию) рисков.

И для каждого разрабатываем меры воздействия - как на причины, так и на последствия. Естественно, если в качестве метода управления мы выбрали профилактику риска.

В общем, если вы знаете ISO -14001, то заметите много похожего. Единственное, что движение ведется с другой стороны. Если в ISO при разработке и внедрении системы вектор действий идет от деятельности к ее результатам, то в риск-менеджменте, наоборот – от результатов (от несоответствия результата запланированному) к деятельности.

Поэтому, если у вас уже действует СЭМ (система экологического менеджмента) вам будет несложно внедрить систему управления рисками. Хотя, конечно, наиболее правильно внедрять обе системы одновременно, интегрируя их одна в другую. И, конечно, очень хорошо, если на предприятии уже существует корпоративная система управления рисками с четко утвержденными методиками и показателями (я на показателях принципиально не останавливался, поскольку это вещь сугубо субъективная для каждого предприятия).

Ну и наконец, уже несколько практических «хинтов».

Для каждого риска составляется документ. Я привык называть его «профилем риска» (англ. Risk profile ). В данном документе должна содержаться вся информация о выявленном риске, включая методы и результаты его оценки, предлагаемом методе управления, и конкретным мероприятиям по воздействию (с указанием сроков и ответственных).

Например , профиль «неидеального» риска может содержать следующую информацию:

Риск : невыполнение мероприятий по снижению выбросов ЗВ в атмосферу.

Возможные последствия :

Отзыв/невыдача ВСВ. Увеличение платы за выбросы на ___ рублей (плата за сверхнормативные выбросы с применением к-та 25);

Отзыв/невыдача разрешения на выбросы. Увеличение платы за выбросы на ___ рублей (плата за весь объем выбросов с применением к-та 25) с последующей эскалацией;

Предписание о сокращении выбросов до уровня ПДВ. Снижение производства на ___ тонн/ед. продукции.

Судебное решение о приостановлении деятельности предприятия на срок до 90 дней. Потеря __ тонн/ед. продукции.

Уголовное преследование должностных лиц предприятия.

Увеличение случаев выступлений активистов Гринписа, снижение репутации предприятия, сокращение рынка сбыта продукции.

Возможные причины:

Принятие управленческого решения о не выполнении мероприятий в связи с глобальным мировым имени Ленинского пролетариата;

Срыв поставок оборудования поставщиками;

Беспробудное пьянство слесаря Пупкина…

Предлагаемый метод управления:

Профилактика риска

Предлагаемые мероприятия по управлению рисками:

….

И т.д. Там же все необходимые показатели. В результате, получив такой документ руководитель предприятия, как минимум, почешет макушку, прежде чем секвестрировать бюджет на строительство новых очистных.

В общем случае, я, наверное, рассказал. Если будут какие-то вопросы – постараюсь ответить.

И главное. Необходимо понимать, что система управления экологическими рисками должна быть частью корпоративной системы управления рисками, которая, в свою очередь должна быть частью общей системы управления. В крайнем случае, система управления экологическими рисками должна быть частью корпоративной системы управления (если нет корпоративной системы управления рисками). В ней должны быть задействованы все структуры управления. В противном случае, самого факта выделения и оценки рисков будет недостаточно, для эффективного ими управления. Это будет просто бесполезная игрушка.

Ну и последнее. Система управления экологическими рисками вряд ли сможет существовать независимо от системы управления деятельностью в области охраны окружающей среды. А об основах создания (в том числе и в части управления рисками) экологической службы, я в свое время.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода