Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

ЕГЭ. История

Признаки «холодной войны»:

1.Существование относительно устойчивого биполярного мира – наличие в мире двух уравновешивающих влияние друг друга сверхдержав, к которым в той или иной степени тяготели остальные государства.

2. «Блоковая политика» – создание сверхдержавами противоборствующих военно-политических блоков. 1949 г. – создание НАТО, 1955 г. – ОВД (Организация Варшавского Договора).

3. «Гонка вооружений» - наращивание СССР и США количества вооружений с целью достижения качественного превосходства. «Гонка вооружений» завершилась к началу 1970 гг. в связи с достижением паритета (равновесия, равенства) в количестве вооружений. С этого момента начинается «политика разрядки напряженности» - политика, направленная на ликвидацию угрозы ядерной войны и снижение уровня международной напряженности. «Разрядка» завершилась после ввода советских войск в Афганистан (1979 г.)

4.Формирование у собственного населения «образа врага» по отношению к идеологическому противнику. В СССР эта политика проявлялась в создании «железного занавеса» - системы международной самоизоляции. В США осуществляется «маккартизм» - преследование сторонников «левых» идей.

5. Периодически возникающие вооруженные конфликты, грозящие перерастанием «холодной войны» в войну полномасштабную.

Причины «холодной войны»:

1.Победа во II мировой войне привела к резкому усилению СССР и США.

2. Имперские амбиции Сталина стремившегося распространить зону влияния СССР на территории Турции, Триполитанией (Ливия) и Ирана.

3.Ядерная монополия США, попытки диктата в отношениях с другими странами.

4. Неискоренимые идеологические противоречия между двумя сверхдержавами.

5.Формирование подконтрольного СССР социалистического лагеря в Восточной Европе.

Датой начала «холодной войны» принято считать март 1946 г., когда У. Черчилль произнес в Фултоне (США) в присутствии президента Г. Трумэна речь , в которой обвинил СССР в «безграничном распространении своей силы и своих доктрин» в мире. Вскоре президент Трумэн провозгласил программу мер по «спасению» Европы от советской экспансии («доктрина Трумэна» ). Он предложил оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы («план Маршалла»); создать военно-политический союз западных стран под эгидой США (НАТО); разместить вдоль границ СССР сеть военных баз США; поддерживать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы. Все это должно было не только не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР (доктрина сдерживания социализма ), но и заставить Советский Союз вернуться в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма ).


К этому времени коммунистические правительства существовали лишь в Югославии, Албании и Болгарии. Однако с 1947 по 1949 гг. социалистические системы складываются так же в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Северной Корее, Китае . Им СССР оказывает огромную материальную помощь.

В 1949 г . произошло оформление экономических основ советского блока. С этой целью был создан Совет Экономической Взаимопомощи . Для военно-политического сотрудничества в 1955 г. образована Организация Варшавского Договора . В рамках содружества не допускалось никакой «самостоятельности». Отношения СССР с ищущей свой путь к социализму Югославией (Иосиф Броз Тито) были разорваны. В конце 1940-х гг. резко ухудшились отношения с Китаем (Мао Цзэдун).

Первым серьезным столкновением между СССР и США стала война в Корее (1950-53 гг.). Советское государство поддерживает коммунистический режим Северной Кореи (КНДР, Ким Ир Сен), США – буржуазное правительство Южной. Советский Союз поставлял в КНДР современные виды военной техники (включая реактивные самолеты МиГ-15), военных специалистов. В результате конфликта Корейский полуостров оказался официально разделенным на две части.

Таким образом, международное положение СССР в первые послевоенные годы определялось завоеванным в годы войны статусом одной из двух мировых сверхдержав. Противостояние между СССР и США и развязывание «холодной войны» положили начало разделению мира на два враждующих военно-политических лагеря .

1. Начало "холодной войны"

С окончанием Второй мировой войны сотрудничество стран - участниц антигитлеровской коалиции прекратилось и сменилось растущим соперничеством между ними. Это было закономерно, так как недавние союзники враждебно относились к социально-политическим системам друг друга.
СССР вышел из войны одной из двух сильнейших мировых держав, имея самую мощную в мире армию. Но в первые послевоенные годы США обладали монополией на атомное оружие.

Разногласия между СССР и его недавними союзниками возникли уже в 1945г. Они были вызваны требованием США и Англии сформировать некоммунистические правительства в Болгарии и Румынии. В противном случае западные державы отказывались заключать с этими странами мирные договоры. В СССР эти требования были восприняты как свидетельство того, что Запад стремится поставить у власти в Восточной Европе антисоветские силы.

Серьезный конфликт возник в связи с требованиями, предъявленными СССР к Турции, о совместной охране черноморских проливов. Это означало бы, что советские войска появятся на Босфоре и в Дарданеллах. Давление СССР на Турцию продолжилось в 1946-1947 гг. В это же время СССР пришел на помощь греческим повстанцам-коммунистам, боровшимся против поддержанного Англией монархического режима.

Наконец, СССР медлил с выводом своих войск из Ирана и поддерживал провозглашенные в иранском Азербайджане и Курдистане автономии, не подчинявшиеся центральным властям в Тегеране. На Западе полагали, что СССР стремится расчленить Иран, чтобы утвердиться в нефтеносных районах Среднего Востока. В связи с иранским кризисом США даже прибегли к угрозе применения ядерного оружия, если СССР не откажется от поддержки иранских сепаратистов.
В 1946г. советские войска были выведены из Ирана. Вскоре при поддержке Англии тегеранские власти ввели свои войска в Курдистан и иранский Азербайджан. Местные автономии были жестоко уничтожены.

Именно во время иранского кризиса У. Черчилль произнес речь в американском городе Фултоне, в которой обвинил СССР в расколе Европы и стремлении к безграничному распространению своей власти. Он заявил, что по вине СССР Восточная Европа отгорожена от Западной Европы "железным занавесом". Черчилль призывал противопоставить угрозе советской экспансии тесное сотрудничество США и Англии, а затем и общеевропейское единство. Из слов Черчилля вытекало, что к такой системе европейской безопасности следует привлечь и Германию. В СССР фултонская речь Черчилля была воспринята как призыв к войне против СССР. Многие отечественные историки считают, что именно с этой речи началась "холодная война", т.е. решительное противостояние двух систем, хотя и без применения военной силы.

Постепенно оценка советской внешней политики как экспансионистской стала почти всеобщей среди западных политиков и дипломатов. Весной 1947г. президент США Г. Трумэн провозгласил доктрину "сдерживания коммунизма". Холодная война стала свершившимся фактом.

Осенью 1947г. Советский Союз отказался участвовать в плане Маршалла, согласно которому США предоставляли экономическую помощь европейским странам, пострадавшим от войны. Причиной отказа стало нежелание советского правительства предоставлять данные о состоянии своей экономики, валютных резервах, планах использования получаемых средств. СССР обвинил США в том, что план Маршалла используется как орудие подчинения европейских стран американскому экономическому диктату. Под давлением СССР от участия в плане Маршалла отказались также восточноевропейские государства. Это стало еще одним шагом к расколу Европы на два противостоящих друг другу лагеря.

СССР в послевоенном мире. Поражение Германии в войне коренным образом изменило соотношение сил в мире. СССР превратился в одну из ведущих мировых держав. Однако за годы войны выросло еще больше и могущество США. Их валовой национальный продукт поднялся на 70%, а экономические и людские потери были минимальны. Став в военные годы международным кредитором, США получили возможность расширить свое влияние на другие страны и народы. Все это вело к тому, что вместо сотрудничества в советско-американских отношениях наступила полоса взаимного недоверия и подозрительности. Советский Союз беспокоила ядерная монополия США, попытки диктовать условия в отношениях с другими странами. Америка же видела угрозу своей безопасности в росте влияния СССР в мире. Все это и привело к началу "холодной войны".
Начало «холодной войны». Через три дня после победы над Германией Соединенные Штаты объявили о прекращении поставок в СССР военной техники.
После успешного испытания американцами ядерного оружия позиция Трумэна еще более ужесточилась. США постепенно отходили от уже достигнутых в годы войны договоренностей. В частности, было решено не делить поверженную Японию на зоны оккупации. Это подталкивало Сталина к усилению влияния на те страны, на территории которых в это время находились советские войска. В свою очередь, это вело к росту подозрительности лидеров западных стран. Она еще более усиливалась в связи с резким ростом в этих странах численности коммунистов. Бывший премьер-министр Англии У. Черчилль обвинил СССР в "безграничном распространении своей силы и своих доктрин" в мире. Вскоре Трумэн провозгласил программу мер по "спасению" Европы от советской экспансии. Он предложил оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы; создать военно-политический союз западных стран под управлением США (им стал созданный в 1949 г. блок НАТО); разместить вдоль границ СССР сеть американских военных баз; поддержать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы; использовать обычные вооружения и ядерное оружие для шантажа советского руководства. Все это должно было не только не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР, но и заставить Советский Союз уйти в свои прежние границы. Сталин объявил эти планы призывом к войне против СССР. Европа с лета 1947 г. оказалась разделенной на союзников двух супердержав - СССР и США.
Формирование "социалистического лагеря". К этому времени коммунистические правительства существовали лишь в Югославии, Албании и Болгарии. Однако с 1947 г. процесс их формирования был ускорен и в других странах "народной демократии": Венгрии, Румынии, Чехословакии, Северной Корее, Китае. Политическая зависимость этих стран от СССР обеспечивалась не столько военным присутствием советских войск, сколько огромной материальной помощью. После войны коммунисты оказались у власти не только в странах народной демократии, но и в ряде крупных западных стран. С лета 1947 г., в условиях наметившегося окончательного разрыва между СССР и Западом, Сталин попытался вновь организационно объединить коммунистов разных стран. Вместо упраздненного в 1943 г. Коминтерна в сентябре 1947 г. был образован Коминформ. Перед ним была поставлена задача "обмена опытом" между коммунистическими партиями. Были объявлены врагами все те лидеры стран "социалистического лагеря", которые имели собственное мнение о путях строительства нового общества.
Корейская война. Самым серьезным столкновением между СССР и США стала война в Корее. После вывода из Кореи советских (в 1948 г.) и американских (в 1949 г.) войск (находившихся там с момента окончания Второй мировой войны) правительства как Южной, так и Северной Кореи усилили приготовления к объединению страны силой.
25 июня 1950 г., ссылаясь на провокации Юга, КНДР начала наступление силами огромной армии. Создалась угроза полного военного поражения Южной Кореи. В этих условиях США через Совет Безопасности ООН провели резолюцию, осуждавшую агрессию КНДР, и начали формировать против нее единую военную коалицию. Около 40 стран заявили о желании оказать помощь в борьбе с агрессором. КНДР обратилась с просьбой о помощи к СССР и Китаю. Вскоре из Советского Союза стали поступать современные виды военной техники (включая реактивные самолеты МиГ-15), прибывать военные специалисты. Из Китая на помощь двинулись сотни тысяч добровольцев. Ценой больших потерь линию фронта удалось выровнять, и наземные бои прекратились. Война в Корее унесла жизни 9 млн. корейцев, до 1 млн. китайцев, 54 тыс. американцев, многих советских солдат и офицеров. Она показала, что "холодная война" может легко перерасти в "горячую". Это поняли не только в Вашингтоне, но и в Москве.

Весь период внешнеполитической истории Советского Союза второй половины XX в. принято называть эпохой холодной войны со странами капиталистического Запада. Однако отношения СССР с его идеологическими оппонентами складывались по-разному: моменты острой напряженности сменялись периодами "разрядки", когда удавалось достичь определенных компромиссов.

Положение СССР на международной арене после победы в Великой Отечественной войне заметным образом окрепло. Уже в 1945 г. руководству страны удалось наладить дипломатические отношения с теми государствами, которые до тех пор официально не признавали Советский Союз.

При этом сразу же по окончании войны в мировой политике начала складываться так называемая биполярная система. Ряд стран оказались в зоне прямого влияния США и государств Западной Европы, другие же тяготели к Советскому Союзу. В частности, правительства семи стран Центральной и Юго-Восточной Европы (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния. Чехословакия и Югославия) провели крупномасштабные экономические реформы, включавшие в том числе национализацию банков, крупной промышленности и транспортной системы, а также преобразования в аграрном секторе, в результате чего в этих странах установились так называемые режимы народной демократии, идеологически близкие к СССР. В 1947 г. для координации совместных действий ими было создано Коминформбюро (Коммунистическое Информационное бюро). В уставных документах организации впервые был четко сформулирован принцип разделения мира на два противоборствующих политических лагеря – демократический и империалистический.

В короткие сроки к демократическому лагерю путем подписания договоров о дружбе и взаимопомощи с СССР присоединились Германская Демократическая Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Китай, а впоследствии и другие развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки.

В связи с последовавшими санкциями стран Запада, переросшими в полный бойкот экономических отношений с СССР и государствами ЦЮВЕ, в 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), объединивший Советский Союз, Албанию (вышла из СЭВ в 1961 г.).

Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу, Румынию и Чехословакию. Несмотря на различия в представлениях о путях построения социализма, коммуникации в рамках СЭВ позволяли этим странам активно взаимодействовать по экономическим, культурным вопросам, реализовывать совместные международные инициативы. Тем не менее слишком явное давление СССР на лидеров региона вызывало в руководстве отдельных стран неприкрытый протест. В частности, Югославия отказалась от навязываемого ей проекта федерации с Болгарией и разорвана договор об обязательных консультациях с СССР но вопросам национальной внешней политики. В ответ на эти действия уже в августе 1949 г. Советский Союз прекратил с ней дипломатические отношения.

Важно знать

Вторая половина 1940-х гг. характеризовалась началом формирования системы блокового противостояния. В 1949 г. возник Североатлантический союз (НАТО), куда первоначально вошли США, Канада и ряд государств Западной Европы. Советский Союз в этот период еще не создал собственного военно-политического блока, предпочитая использовать возможности созданной в 1945 г. Организации Объединенных Наций. С трибуны ООН советские делегаты могли публично критиковать своих идеологических оппонентов, призывать к запрещению атомного оружия и сокращению прочих видов вооружения. Однако постепенно приходило понимание, что бороться с противником исключительно силой слова невозможно.

Международная ситуация обострилась из-за конфликта между двумя государствами Корейского полуострова. В 1950 г. руководство КНДР при поддержке СССР предприняло попытку вооруженного вторжения в Южную Корею. Война, продолжавшаяся вплоть до 1953 г., послужила катализатором нарастания непреодолимых противоречий между двумя идеологическими лагерями, политически разделившими мир практически пополам.

Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг

Состояние экономики в послевоенный период. Экономическая политика партийно-государственного аппарата в послевоенный период характеризовалась возвратом к модели 30-х годов. В качестве приоритетных направлений рассматривались развитие тяжелой промышленности и ускорение процесса преобразований сельского хозяйства в сторону все более огосударствленных, «социалистических» форм собственности (совхозы). Сталин возражал против любой уступки рынку, заменив денежные платежи колхозам продуктообменом, снижая розничные цены, что обрекало сельских производителей на убыточность. В итоге темпы роста объема сельскохозяйственного производства после 1947 года значительно снизились. Продолжение подобной политики начало приводить к экономическим потрясениям, резко ухудшившим, в 1951 - 1953 гг. все хозяйственные показатели. Перемены в руководстве страной, вызванные смертью Сталина, поставили на повестку дня необходимость пересмотра стратегии экономического развития советского общества. Планы развития экономики Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева. Новый курс во внутренней политике СССР был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Союза. На сессии глава правительства Г.М. Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о подъеме производства продовольствия и предметов потребления. Такой подход предполагал, по его мнению, значительное увеличение инвестиций в развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельское хозяйство. Он должен был, по мнению Маленкова, обеспечить за два- три года значительное улучшение снабжения населения продовольственными и промышленными товарами. В области сельского хозяйства он предложил считать главным направлением повышение урожайности (т.е. интенсификацию производства) и включение фактора личной заинтересованности колхозников. Для этого, по мнению Маленкова, необходимо было снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем в два раза денежный налог с каждого колхозного двора и полностью снять оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Реорганизации подлежала и сфера торговли. При казалось бы едином политическом курсе партийно-государственного руководства, позиция Первого секретаря ЦК Н.С. Хрущева отличалась от стратегического замысла Маленкова. Приоритет в его политике был отдан сельскому хозяйству. Она предполагала, в частности, значительное повышение государственных закупочных цен на продукцию колхозов, быстрое расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель (что означало, по сути, продолжение экстенсивного развития сельского хозяйства). Выступая на сентябрьском (1953 г.) пленуме ЦК КПСС с программным докладом о развитии сельского хозяйства, Хрущев поддержал как исходный тезис Маленкова о перенесении центра тяжести с тяжелой промышленности на подъем производства товаров народного потребления. Но это не помешало ему в последующем, на январском (1955 г.) Пленуме ЦК, осудить Маленкова, а на XX съезде партии - и сам этот курс. С приходом к власти в стране Хрущева началось осуществление его концепции экономического развития СССР. Научно-технический прогресс и реформы. В системе экономических преобразований было отведено значительное, но явно недостаточное место научно-техническому прогрессу. В специальном майском постановлении, а затем в июле 1955 г. на пленуме ЦК КПСС заявляется о необходимости ускорения НТП, внедрения в народное хозяйство передового опыта и достижений науки и техники. Тогда же образуется Госкомитет Совета министров СССР по новой технике. К концу 50-х гг. в стране было создано и освоено производство свыше 5 тыс. новых типов машин и оборудования. Своеобразным символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. А в апреле 1961 г. Советский Союз первым в мире осуществил запуск человека в космос. Перестройка управления экономикой. В качестве главного направления реформ, предпринятых руководством Хрущева, рассматривалась перестройка хозяйственного механизма, системы управления экономикой. Хрущев полагал, что одним из главных факторов, сдерживающих экономическое развитие страны, является неоправданно большее количество чиновников: при общей численности рабочих и слуясащих в 1954 г. - 444,8 млн чел., свыше 6,5 млн составлял административно-управленческий аппарат. Для преодоления факторов, сдерживавших реформу, в 1954 г. было принято специальное постановление, результатом которого стало сокращение численности различных управленческих структур. Это дало ежегодную экономию свыше 5 млрд руб. В марте 1955 г. предпринимается попытка реформы планирования сельскохозяйственного производства, исходившая из сочетания централизованного государственного руководства с местной хозяйственной инициативой, расширением прав колхозов и совхозов. В 1956 г. в продолжение курса на децентрализацию управления ряд союзных министерств был преобразован в союзно-республиканские. Тогда же в ведение республик передается управление почти 15 тыс. промышленных предприятий. В 1957 г. реформа управления экономикой была продолжена. В мае сессия Верховного Совета одобрила решение февральского пленума ЦК об упразднении отраслевых министерств и создании территориальных органов управления - советов народного хозяйства. Авторам этих решений казалось, что благодаря разрушению ведомственной монополии будет решена задача максимального использования ресурсов, имеющихся на местах. Состояние промышленности, социальной сферы. Несмотря на то, что правительство Хрущева увеличило финансирование сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, упор по-прежнему делался на производство средств производства (предприятия группы «А»)„ которое составило к началу 60-х гг. почти 3/4 общего объема промышленного производства. Предприятия группы «Б» (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двухкратным. В целом среднегодовые темпы промышленного производства превышали 10 %. Столь высокие темпы позволяют сделать вывод о завершении к началу 60-х гг. построения в СССР индустриального общества. Это обстоятельство обусловило и весьма серьезные позитивные сдвиги в социальной сфере: к середине 60-х гг. значительно выросла заработная плата рабочих и служащих (за 1961-1965 гг. - на 19%), увеличились доходы колхозников (в 1964 г. им были впервые введены пенсии), на 40% за годы семилетки вырос жилой фонд страны, укрепилась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры. Указанные достижения породили у Хрущева и его окружения эйфорию и уверенность в скором построении коммунизма. В 1959 г. на XXI съезде КПСС была поставлена задача в кратчайший срок «догнать и перегнать» ведущие капиталистические страны по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения. А в 1961 г. программа КПСС, принятая на XXII съезде, провозгласила, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» уже к началу 80-х гг. Нарастание трудностей в экономике, кризис хрущевских реформ. Практическое решение грандиозной задачи построения коммунизма столкнулось с несовершенством существовавшего хозяйственного механизма. В начале 60-х гг. экономическая ситуация в стране вновь осложнилась. Давали о себе знать не только объективные причины, но и многочисленные управленческие эксперименты в экономике, субъективизм и волюнтаризм руководства, значительное увеличение расходов на военные нужды, новая волна политизации и идеологизации управления экономикой. Вновь нарушается принцип материальной заинтересованности как колхозников, так и рабочих промышленных предприятий. Были ограничены возможности ведения крестьянами подсобных хозяйств, что породило острую нехватку продовольствия в 1962-1964 гг.. В промышленном производстве роль материальных стимулов сводится на нет введенной системой морального стимулирования новаторов производства. К этому же времени относится и «кукурузная эпопея» Хрущева. Стремясь увеличить производство кормовых культур, он настоятельно рекомендовал решить эту задачу путем расширения посевов кукурузы. С 1955 по 1962 гг. площади под нее были увеличены более чем вдвое (с 18 до 37 млн га). Результатом этих мероприятий стало общее снижение сбора зерновых. Ситуация усугубилась и кризисом в освоении целинных земель в 1962-1963 гг., связанным как с неблагоприятными погодными условиями, так и с непродуманной системой землепользования, приведшей к эрозии почв. Кризисные явления в развитии сельского хозяйства привели к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей, ставшим затем традиционными. В городах не хватало даже хлеба, за которым с раннего утра выстраивались огромные очереди. С 1 июня 1962 г. решением правительства были «временно» повышены на 30 % цены на мясо и на 25 % на масло. Это вызвало массовое недовольство, а в ряде случаев, и открытые выступления в рабочей среде. Наиболее серьезными стали события 1 - 2 июня 1962 г. в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих были выдвинуты войска. Волнения и столкновения с милицией в эти же дни имели место в городах Донбасса и Кузбасса. С целью снижения напряженности правительство приняло ряд социальных мер. В частности, была повышена зарплата в госсекторе (на 35 %), удвоился размер пенсий и снижен пенсионный возраст. Продолжительность рабочей недели сокращается с 48 до 46 часов. Руководство отменило введенные еще в 20-е гг. обязательные государственные займы. Начал решаться и жилищный вопрос. Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 гг. увеличился на 80%. Все это свидетельствовало о том, что по сравнению с первыми послевоенными годами вторая половина 50-х гг. и даже начало 60-х гг. стали периодом значительного улучшения материального положения населения. Подводя итоги параграфу, можно заключить, что результаты преобразований были достаточно противоречивыми: с одной стороны, выросли темпы промышленного и сельскохозяйственного производства, улучшилось материальное положение населения, с другой стороны, уже в начале 60-х годов наметились кризисные явления в социально-экономической сфере, руководство не смогло добиться поставленных задач. В современной науке вплоть до настоящего времени продолясаются споры относительно оценок характера и итогов хрущевских реформ. Оценка экономических реформ. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, общая цель реформ, нашедшая выражение в лозунге «Догнать и перегнать Америку!» не была достигнута. Отставание СССР от наиболее развитых капиталистических стран Запада продолжало оставаться значительным. Построение в СССР индустриального общества современного типа требовало замены не только прежнего хозяйственного механизма, но и устаревшей политической системы. Сломав репрессивную систему, реформы не тронули ее основу - систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие из преобразований начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом. Новая общественная модель должна была ориентироваться на построение в СССР постиндустриального общества. Однако этого не произошло ни в начале 60-х гг., ни позже.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода