Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Царь Федор Иоаннович. Когда на троне блаженный

Первой женой Ивана Грозного была Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, происходившая из древнего боярского рода, выходцем из которого является и первый представитель Дома Романовых - царь Михаил Фёдорович. От неё появились на свет три сына. Старший из них, Дмитрий, умер во младенчестве, средний, Иван был убит в порыве гнева собственным отцом, а младшего - Фёдора - судьба уберегла, и по прошествии лет он унаследовал российский престол.

Третий сын грозного царя

Родился будущий царь Фёдор Иоаннович 31 мая 1557 года в урочище Собилка, находившемся в 6 км от Переславля-Залесского. Два памятника этому событию, возведённые по повелению самого Ивана Грозного, - крест-часовня на месте рождения сына и храм в честь святого великомученика Феодора Стратилата в Переславль-Залесском Феодоровском монастыре - сохранились до наших дней.

Мать царевич Фёдор знал только в раннем детстве. 7 августа 1560 года она скончалась при весьма странных обстоятельствах, наводящих на мысль об отравлении. Смерть любимой жены и связанные с этим переживания вызвали в царе глубокий психологический надлом в короткий срок, превратив его из доброго христианина в кровавого тирана, каким он и вошёл в отечественную историю.

Конец династии Рюриковичей

От рождения царевич Фёдор не являлся наследником престола, поскольку эта честь досталась его старшему брату Ивану, и лишь после его трагической смерти, последовавшей в 1581 году, он получил этот статус. Известно, что даже по своему складу он не подходил на роль самодержца. Тихий, глубоко набожный и, как свидетельствуют современники, слабоумный Фёдор, по словам отца, был создан для монашеской кельи, а не для трона. Об этом красноречиво свидетельствует прозвище Фёдора Иоанновича, под которым он вошёл в историю, - Феодор Блаженный.

В 1557 году Фёдор Иоаннович взял в жёны Ирину Фёдоровну Годунову, родную сестру ближайшего сподвижника и любимца Ивана Грозного - Бориса Годунова. Это брак устроил сам отец, желая породнить сына с наиболее верным ему боярским родом. До 35 лет у супругов не было детей, о которых они молили Бога, регулярно совершая паломничества в ближние и дальние монастыри. Лишь в 1592 году на свет появилась дочь, но прожить ей было суждено только 9 месяцев.

Так как их союз не принёс российскому престолу очередного наследника, то именно царь Фёдор Иоаннович стал последним представителем рода Рюриковичей. На нём оборвалась династия, правившая на Руси в течение 736 лет. Тем не менее брак с Ириной сыграл важную роль в дальнейшей истории страны - благодаря ему необыкновенно возвысился её брат Борис Годунов, восшедший впоследствии на российский престол.

Поскольку при Иване Грозном наследником престола являлся его старший сын Иван, то младшего, Фёдора, никто не готовил к этой высокой миссии. С детства предоставленный самому себе, он проводил время в бесконечных молитвах и поездках по монастырям. Когда же Ивана не стало, то пришлось спешно навёрстывать упущенное.

Вот тут и оказался ко двору Борис Годунов, по родству приходившийся ему шурином, но, кроме этого, сумевший стать ближайшим доверенным лицом и наставником. Особенно же его роль возросла после кончины Ивана Грозного, открывшей сыну путь к власти.

С того момента, как в марте 1584 года внезапно скончался грозный царь, по Москве пошли слухи о его насильственной смерти. Начало им положил приказной дьяк - Иван Тимофеев, открыто обвинявший в убийстве двух бояр - Богдана Бельского и Бориса Годунова. Имел ли он на то реальные основания или нет, неизвестно, но тем не менее ряд исследователей полагает, что таким путём Годунов помог ускорить своему воспитаннику приход к власти.

Царские милости и пожертвования

Будучи человеком крайне религиозным, сразу после кончины отца Фёдор Иоаннович прежде всего позаботился об упокоении его души. С этой целью им было отправлено 1000 р. в Константинополь, а также щедрые дары в Александрию, Иерусалим и Антиохию, откуда вскоре прибыл в Москву патриарх Иоаким. Кстати, глава Русской церкви - митрополит Дионисий Московский (патриаршество в то время ещё не было учреждено в России) принял его весьма высокомерно, показывая, что своим богатством и положением при царе он превосходит его.

В день коронации, состоявшейся 10 июня 1584 года, новый государь всея Руси осыпал Годунова царскими милостями. Ему был пожалован чин конюшего, а также почётное звание ближайшего и великого боярина. В довершение всего государь назначил его наместником Астраханского и Казанского царств.

Борьба за место у трона

Ввиду того что с первых же дней царь Фёдор Иоаннович показал себя совершенно неспособным править страной, при его особе был создан регентский совет, состоявший из четырёх человек. В него вошли бояре Богдан Бельский (тот самый, возможный убийца Ивана Грозного), Никита Романович Юрьев, Иван Петрович Шуйский (будущий царь) и Иван Фёдорович Мстиславский.

У трона безвольного и слабоумного царя они составили весьма сильную группировку, и для получения в свои руки всей полноты власти Борису Годунову предстояла тяжёлая борьба, увенчавшаяся его победой. Умело манипулируя эгоистическими устремлениями каждого из членов регентского совета, он сумел добиться того, что в том же году Б. Бельского, обвинённого в измене, отправили в ссылку, Мстиславский был насильно пострижен в монахи, а Шуйский, наиболее сильный конкурент, попал в опалу. Полному же его триумфу способствовала внезапная смерть Никиты Юрьева.

После этого в течение всех 14 лет, в течение которых царь Фёдор I Иоаннович находился на троне, фактическое управление страной осуществлял Борис Годунов. Об этом, реальном положении вещей, прекрасно знали не только в России, но и за границей, поэтому иностранные дипломаты, вручив царю свои верительные грамоты, первым делом старались наладить отношения с его ближайшим боярином Годуновым.

Слава, пережившая царя

Справедливости ради следует отметить, что если царь Фёдор Иоаннович и оказался неспособен руководить страной, то у него вполне хватило ума не вмешиваться в правление более разумного и талантливого Бориса, прекрасно распоряжавшегося огромным государством. Благодаря этому в период Смутного времени все в один голос заявляли, что при нём (Фёдоре Иоанновиче - все лавры достались ему) государство процветало, а люди были счастливы и довольны своим правителем.

В результате этого после безвременной кончины царя Фёдора не только Москва, но и вся Россия желала видеть на троне продолжателя его дел. Сразу и без малейших колебаний власть была предложена Ирине - вдове почившего государя, а когда она отказалась, единственным кандидатом стал Борис Годунов. Именно купаясь в лучах славы своего предшественника он и сумел взойти на российский престол.

Когда же после его собственной кончины разгорелась борьба за власть, то каждый из претендентов пытался обосновать свои права на престол ссылками на прежнюю близость к Фёдору Иоанновичу. Кстати, и кандидатура первого царя из рода Романовых - Михаила Фёдоровича - была утверждена Земским собором именно из-за его родства с ним.

Мысль об учреждении патриаршества

Наиболее ярким историческим событием, ознаменовавшим годы правления Фёдора Иоанновича, стало установление на Руси патриаршества. Несмотря на то что после захвата Константинополя турецкой армией в 1453 году Русская церковь практически вышла из-под его контроля, она по своему статусу оставалась ниже остальных православных церквей, находившихся на территориях Османской империи. Это во многом снижало её международный авторитет.

В 1586 году на заседании Боярской думы царь Фёдор Иоаннович выступил с предложением обратиться к находившемуся тогда в России Антиохийскому патриарху Иоакиму с просьбой о содействии в деле учреждения на Руси собственной патриархии. Сложность заключалась в том, что для осуществления задуманного требовалось согласие предстоятелей остальных восточных православных церквей.

Первый патриарх на Руси

Благодаря его содействию собор Греческой церкви вынес по этому вопросу положительное решение, а затем, в 1588 году, в Москву для совершения священного обряда прибыл Константинопольский патриарх Иеремия. Поражённый блеском и роскошью царского дворца, он вначале вознамерился остаться в России навсегда и взять на себя управление сразу двумя патриархиями - Константинопольской и Московской, но поскольку россияне желали видеть во главе церкви своего соотечественника, ему пришлось отказаться от задуманного.

На Освящённом церковном соборе, состоявшемся 29 января 1589 года, из трёх претендентов на патриарший престол был избран митрополит Московский Иов, ставший первым Патриархом Московским и всея Руси. Его избранию всячески содействовал государь Фёдор I Иоаннович, питавший к нему глубочайшее почтение как к своему духовнику и советчику.

Ужесточение крепостного права

Внутренняя политика Фёдора Иоанновича отмечена дальнейшим закрепощением крестьян. Это выражалось в его указах, ограничивавших большинству из них переход от одного помещика к другому на основании закона о Юрьевом дне.

Дело в том, что, согласно ранее принятому уложению, 26 ноября каждого года (православный праздник Юрьев день) крестьяне, закончив полевые работы и расплатившись с барином, имели право уйти от него к другому хозяину. Однако в годы правления Фёдора Иоанновича были введены значительные ограничения категорий лиц, подпадавших под действие этого закона, а также установлен пятилетний срок розыска беглых крестьян.

Кроме того, проводимые им меры способствовали ещё большему закабалению крестьян, не сумевших в должный срок рассчитаться со своим барином. Согласно указу от 1586 года, все долговые (кабальные) записи стали оформляться официально и получили надлежащую юридическую силу.

Внешняя политика царя Фёдора

Во внешнеполитических вопросах деятельность царя Фёдора Иоанновича была направлена на установление прочных торговых и дипломатических отношений с целым рядом стран, среди которых особое место занимали Голландия и Франция. В результате весной 1585 года Москва и Париж обменялись послами.

Не менее успешно складывались отношения и с недавними врагами - Швецией и Речью Посполитой. Мирный договор, заключённый в 1587 году, позволил отвести войска от польско-литовской границы и с их помощью положить конец территориальным притязаниям шведского короля.

Возврат утерянных прежде земель и покорение Сибири

Значительным достижением дипломатов царя Фёдора Иоанновича стало заключение в мае 1595 года Тявзинского соглашения, в результате которого Россия вернула себе Ивангород, Корелы, Копорье и Ям. Как было сказано выше, несмотря на то, что вся инициатива находилась в руках Бориса Годунова, славу и благодарность потомков стяжал царь Фёдор Иоаннович.

Биография его будет неполной, если не упомянуть и ещё об одном важном событии - окончательном присоединении Сибири. Этот процесс, начавшийся ещё в прежние царствования, получил при нём своё завершение. На обширных территориях, раскинувшихся за Уральским хребтом, один за другим появлялись новые города - Тюмень, Нарым, Сургут, Берёзов и многие другие. В государеву казну ежегодно поступал обильный ясак - дань от коренных жителей этого богатого, но дикого края.

Смерть малолетнего царевича

История правления царя Фёдора Иоанновича была омрачена гибелью его младшего брата - наследника престола царевича Димитрия, отправленного вместе со своей матерью, шестой женой Ивана Грозного Марией Нагой в Углич. Обстоятельства смерти наводили на мысль о преднамеренном убийстве, в котором народная молва поспешила обвинить Бориса Годунова. Однако следственная комиссия, возглавляемая Василием Шуйским, не нашла тому никаких доказательств, в результате чего вопрос об истинной причине гибели наследника престола остаётся открытым и по сей день.

Конец жизни и царствования

Смерть Фёдора Иоанновича, последовавшая 17 января 1598 года, стала следствием тяжёлой болезни, из-за которой в последние месяцы жизни он не вставал с постели. Похоронили государя рядом с его отцом и старшим братом Иваном в правой части алтаря Архангельского собора Московского Кремля. Русской православной церковью он был канонизирован как святой благоверный Феодор I Иоаннович царь Московский, память которого отмечается дважды в год - 20 января и в первое воскресенье сентября, когда празднуется Собор московских святых.

И последнее. Многих интересует, какова была фамилия царя Фёдора Иоанновича. На этот вопрос ответа быть не может, поскольку фамилии как таковой ни у него, ни у его предков не было. Все представители прервавшегося на нём княжеско-царского рода могли бы ответить на этот вопрос словами из популярного фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Рюриковичи мы!»

В конце XVI века Россия вступила в период острейшего кризиса власти. Династия Рюриковичей, чьи представители столетиями правили страной, угасала. Последним царём из этой династии стал Фёдор Иоаннович , взошедший на русский престол в марте 1584 года.

Фёдор Иоаннович родился 20 мая 1557 года в Москве. Он был третьим сыном Ивана Грозного и его первой жены Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой .

Фёдор был одним из немногих детей Ивана Грозного, которые дожили до совершеннолетия. Старший брат Фёдора, царевич Дмитрий , трагический погиб в результате несчастного случая. По мистическому совпадению, его полный тёзка, младший сын Ивана Грозного, рождённый на тридцать лет позже, скорее всего, также стал жертвой несчастного случая, а не убийства.

Наследником престола стал считаться второй сын Грозного, царевич Иван Иванович . Современники отмечали, что на отца он был похож не только внешностью, но и жестоким характером. Известно, что наследник вместе с отцом участвовал в расправах над боярами и вполне мог продолжить его политику.

Фёдор, родившийся через три года после Ивана, отцом в качестве преемника не рассматривался. Как и большинство детей Ивана Грозного, Фёдор с юности был весьма болезненным, а его устремления были далеки от государственного управления.

Царь Фёдор Иоаннович делает правителем России Бориса Годунова. 1584 год. Гравюра Б. Чорикова. XIX в.

После кончины Ивана Грозного (18 марта 1584 г.) на престол взошёл его сын Фёдор (1584-1598). Новому царю было почти 27 лет. Никто и не думал, что этот до-брый, но безвольный и очень ограниченный человек станет прави-телем России. Много лет наследником престола был его старший брат Иван . Однако в ноябре 1581 г. царь, по слухам, в припад-ке гнева убил Ивана своим тяжёлым посохом. Так Фёдор стал на-следником.

Правление Федора Иоанновича

Понимая неспособность Фёдора к самостоятельному правле-нию, Иван Грозный завещал создать при нём своего рода «опекун-ский совет». Он надеялся, что опытные в государственных делах бояре-опекуны будут направлять Фёдора по правильному пути. Од-нако внутренняя логика российского самодержавия не допускала коллективного правления. Опекуны быстро перессорились между собой. Польский посол в начале правления Фёдора отмечал: «Между вельможами раздоры и схватки беспрестанные, а государь не таков, чтобы (им) препятствовать». Одновременно происходит стремительное возвышение Бори-са Годунова .

При слабом царе боярство вело борьбу за власть. Прекратить раздоры суровыми мерами удалось Борису Годуно-ву . Он стал фактическим правителем государства . Повелевая име-нем царя, Годунов действовал, как сам считал нужным. Брат жены царя, он имел чин великого боярина, был крупным землевладель-цем. Умный, властолюбивый и хитрый царедворец, Годунов стал ближайшим помощником царя.

6 января 1598 г. царь Фёдор скончался в возрасте 40 лет. С его смертью оборвалась правящая династия Рюриковичей, нахо-дившаяся у власти более семи столетий.

Смерть царевича Дмитрия

Царь Фёдор не имел детей. В Угличе в окружении «мамок и нянек» подрастал последний сын Ивана Грозного — Дми-трий, которому после смерти Фёдора дол-жна была перейти власть. Но судьба распорядилась иначе.

Царь Фёдор умер, не оставив наследни-ка. Так прервалась династия Рюрикови-чей, которая правила на Руси более 700 лет. По истечении положенного 40-дневного траура в Москве был созван Земский собор. После долгих дебатов и закулисной борьбы собор избрал нового царя. На трон взошёл Борис Годунов.

Английский посол в России в XVII в. так отзывал-ся о царе Фёдоре Иоанновиче: «Росту малого, приземист и толсто-ват, телосложения слабого; нос у него ястребиный, поступь нетвёрдая; он тяжёл и недеятелен, но всегда улыбается. Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склон-ности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен».

Князь Федор Иванович (31.05.1557-06.01.1598) - царь с марта 1584, сын Ивана Грозного и Анастасии Романовны Захарьиной, последний русский государь из московской ветви династии Рюриковичей.

Старший сын Иван Иванович царя Ивана Грозного и царицы Анастасии

Старший сын Иван Иванович (не считая умершего Дмитрия) царицы Анастасии Иван, родившийся в 1554г., был «вторым Иваном Грозным». Похожий на отца внешне, он и характером, и разбойной натурой, и «чувствительностью к славе», и страстным женолюбством напоминал Ивана Грозного. Царь готовил сына себе в воспреемники. В 1582г. сын Иван уже кое в чем обогнал отца: он отправил двух своих жен (Сабурову и Соловую) в монастырь и имел третью супругу - Елену Ивановну Шереметеву. Кроме законных жен у наследника было много наложниц.

Иностранные источники повествуют о страшных злодействах Ивана Ивановича. Участвуя в пытках и казнях, он топтал тела убитых, вонзал в трупы острый жезл... От отца к сыну перешел и интерес к литературному творчеству, а также мстительность. В 1582г., во время переговоров о мире с послами польского короля Стефана Батория, наследник сказал отцу: «Дай мне войско! Я освобожу Псков, выгоню Батория с русской земли!»

Царь Федор Иванович. Портрет из «Титулярника» XVIIв.

Иван Грозный удивился, увидев в сыне силу, и испугался этой силы, способной при некотором стечении обстоятельств сокрушить его самого - уже состарившегося.

Иван Грозный рассвирепел, набросился на сына с криком: «Ты хочешь со своими боярами сбросить меня с престола и занять мое место!» В драку вмешался 32-летний Борис Годунов - из тех, кого Рюриковичи называли безродными. Очень логичное вмешательство! Очень странный исход драки между одряхлевшим Грозным и двумя 30-летними крепкими мужиками. Странная была драка! А может быть, и не было никакой потасовки между отцом и сыном?

Может быть, они лишь словесно «дрались» друг с другом, после чего разъяренный царь ударил сына жезлом? После первого удара царя Борис Годунов, вероятнее всего, бросился на помощь Ивану-сыну, но это вмешательство (наверняка, нерешительное) лишь разозлило Грозного. Бориса, впрочем, понять можно. Отнять жезл у царя или остудить жар разъяренной души хорошим ударом в челюсть он бы не посмел, а только эти меры и могли спасти Ивана-сына. Грозный нанес обреченному еще несколько ударов, самый сильный из них - в голову.

Иван Иванович, окровавленный, рухнул на ковер. И Грозный вмиг изменился; бросился к сыну, обнял голову чада своего, прижал ее, окровавленную, к груди и зарыдал: «Я убил сына!» Голосом отеческим, отчаянным и безысходным, стал звать на помощь лекарей, пытаясь дрожащими ладонями остановить густой поток крови, бьющей упругим фонтаном из глубокой раны. Иван IV, логически завершив дело своей жизни, не мог принять эту жесткую логику. Он видел глаза умирающего сына и просил у него прощения, просил у Бога помощи.

А сын смотрел в глаза отца, не мятежные совсем, но мятущиеся, безнадежно взволнованные, и, как настоящий Рюрикович, шептал отцу добрые слова... напутствовал отца: «Не отчаивайся, ты ни в чем не повинен, я умираю твоим верным сыном и подданным. Успокойся!» Никогда ранее эти два человека не испытывали друг к другу такой нежности, такой жалости. Все, что было у них до того рокового удара общего, вдруг куда-то ушло. Совместные пытки и казни, наложницы и гулянки, друзья и враги - все ушло. Осталось - родное. Родная кровь родного сына, убиенного родным отцом. 19 ноября в Александровской Слободе умер Иван Иванович. Три дня просидел у гроба Иван Грозный. Молча сидел, не думая ни о чем. На сына смотрел.

Через несколько дней принесли гроб с телом в Москву и в храме Святого Михаила Архангела предали земле сына Грозного. Царь на похоронах дал волю чувствам: он кричал, одетый по-простому, бился о гроб головой да о землю, и люди плакали. И в слезах всеобщих было нечто больше обыкновенной жалости, столь естественной для добрых душ в похоронный час: в той печали было предвкушение великой трагедии.

Каким был царь Федор Иванович

Царица Анастасия в 1557г. родила сына Федора - для трона непригодного, тихого, кроткого. «Не наследовав ума царственного, Федор Иванович не имел и сановитой наружности отца, ни мужественной красоты деда и прадеда: был росту малого, дрябл телом, лицом бледен; всегда улыбался, но без живости; двигался медленно, ходил неровным шагом, от слабости в ногах; одним словом, изъявлял в себе преждевременное изнеможение сил естественных и душевных». Иван IV частенько повторял: «Из тебя хороший звонарь вышел бы, а не царь», еще в детстве посылая «слабоумного сына на колокольни». Но был ли Федор слабоумным - вот вопрос, на который не так-то просто ответить тем, кто оценивает людей с точки зрения их способностей повелевать.

Федор Иванович был человеком блаженным, но ему крупно не повезло: он родился в семье грозного царя - деспота не только в стране, но и в семье. Младшему сыну Анастасии нравилось звонить в колокола! Но ему не нравился укоризненный, пренебрежительный голос отца: «Иди потрезвонь!» Федор Иванович родился не править, но блаженствовать, слушать музыку молитв и шорох горящих свечей, дергать струны колоколов и говорить тихим голосом ту правду, которую во все времена и во всех странах осмеливались говорить только юродивые.

Сын прибыл 10 марта 1584г. к больному отцу вместе с боярами и писцом. Иван IV Грозный выглядел утомленным, но не сломленным болезнью. Царь Иван Грозный боролся. Спокойным взором осмотрел он вошедших, приказал писать завещание. Он «объявил царевича Федора наследником престола и монархом; избрал... князя Ивана Петровича Шуйского (славного защитой Пскова), Ивана Федоровича Мстиславского (сына родной племянницы великого князя Василия), Никиту Романовича Юрьева (брата первой царицы, добродетельной Анастасии), Бориса Годунова и Вельского в советники и блюстители державы, да облегчают юному Федору бремя забот государственных; младенцу Димитрию с материю назначил в удел город Углич и вверил его воспитание одному Вельскому».

Федор улыбался робкой улыбкой: то ли блаженно детской, то ли блаженно мудрой. Отец поблагодарил присутствующих за победы и подвиги во славу Отечества и завещал сыну править «благочестиво, с любовью и милостью», стараться не воевать, снизить налоги согражданам, выпустить из плена иноземцев, заботиться о благе соотечественников.

Власть пяти

Федор поручил дело управления государством избранной Иваном IV пятерке. Началась кратковременная пентархия (власть пяти). Она быстро уступила место умному, коварному, безродному, целенаправленному - Борису Годунову.

Пентархия (или Верховная Дума) начала действовать сразу же. Ночью 18 марта из Москвы в ссылку выслали самых близких к бывшему царю бояр, слуг и воевод. Некоторые из них попали в темницу. Родственников Марии Нагой взяли под домашний арест.

Боярское правление вызывало неприятные воспоминания, но пентархия в первые дни действовала уверенно: бояре присягнули Федору, доложили народу через глашатаев о воцарении второго сына Анастасии, назначили день его торжественного венчания на царство, отослали в Углич Марию Нагую с сыном, родственниками, слугами и отрядом стрельцов. Федор провожал Нагую печальный, с Дмитрием простился нежно, да вдруг разрыдался.

Что-то недоброе почувствовал «блаженный царь» в тот день. Видимо, что-то недоброе заподозрил и Вельский. Он отказался ехать в Углич, что вызвало кривотолки в толпе. По городу побежали страшные слухи: Вельский отравил Ивана Васильевича, а теперь готовит яд для Федора, чтобы посадить на трон Годунова.

Народ доверчив, как малое дитя.

Московскому люду люб был Федор Иванович. Спокойный, тихий, с мелким шагом, невзрывной, очень предсказуемый и в предсказуемости своей безвредный - разве можно такого царя не любить?! Разве не вызывает такое ангельское создание жалость?! А уж царя жалеть - большое счастье для людей!

Боярин Борис Годунов

Предполагают, что явную ложь на московские улицы запустили князья Шуйские через рязанских дворян Ляпуновых и Кикиных. У Шуйских были свои счеты с Вельскими, но устранение соперника возвышало их врага - Бориса Годунова, и без того возвысившегося в последние годы правления Ивана IV. Не понимать этого Шуйские не могли.

Но слух сделал свое дело и в Москве вспыхнул бунт. В нем приняли участие 20 000 воинов, простолюдины, боярские дети, купцы, ремесленники. Все они, очень влюбленные в царя, ринулись с тревожным ропотом к Кремлю. Там гостей не ждали - чудом удалось вовремя закрыть ворота, организовать горстку стрельцов для защиты.

Пентархи собрали Думу, а бунтовщики захватили Царь-пушку и развернули ее в сторону Фроловской башни. По родному Кремлю да из мощной пушки, которая и по врагам-то не палила, разве можно стрелять?

Федор, не зная, чего хотят возмутители спокойствия, послал к ним Мстиславского и Никиту Романовича, а также дьяков братьев Щелкановых. Они спросили у народа, в чем причина волнений. «Бельских-отравителей сюда!» - крикнул кто-то, и толпа завопила грозно: «Вельского! Вельского!»

Дело, которое начал Иван IV, поигрывая с неподготовленной толпой в демократические игры, переходило в следующий этап, когда народ, почувствовав силу, становится слишком уж высокомерным и когда резко завышается его самооценка. Парламентеры обещали разобраться и доложили царю о причине возмущения. Федор наверняка знал, как в подобной ситуации поступил его отец в юные годы. Повторять этот подвиг было никак нельзя, и не только захваченная бунтовщиками Царь-пушка являлась тому причиной, но и 20 000 воинов, и слабость кремлевского гарнизона, и незлобивая душа Федора. К тому же он знал, что Вельский чист перед ним.

Переговоры продолжились. Толпе предложили компромисс. Вельского отправили воеводой в Нижний Новгород. Одним человеком в пентархии стало меньше, но это не уменьшило ее влияния на дела страны. Бунтовщики в своих воплях не коснулись имени Бориса Годунова - родного брата Ирины жены Федора Ивановича). Борис Годунов наказал виновников бунта: сослал Ляпуновых, Кикиных и других активных смутьянов в окраинные города и повелел заключить их в темницы.

В последний день мая 1584г. был совершен обряд венчания Федора Ивановича на царство. Главными «ассистентами» митрополита Дионисия в этом действии были Борис Федорович Годунов, Дмитрий Иванович Годунов (дядя царицы) и Никита Романович Юрьев (брат Анастасии). Все - не из рода Рюриковичей!

Москва неделю пировала, веселилась. Празднества закончились громадным военным парадом на большой поляне за городом. Только в сопровождении царя находилось 20 000 пеших и 50 000 конных, роскошно экипированных воинов. Стрельцы были одеты в тонкое сукно и бархат.

Федор Иванович с любезной улыбкой принимая щедрые дары от подданных и иностранных гостей, завершил празднества по-царски: он уменьшил налоги, освободил из темниц и вернул поместья тем, кто пострадал от отца, выпустил пленных, жаловал саном боярина заслуженных людей... Он наградил Ивана Петровича Шуйского всеми доходами города Пскова. Но Вельского царь из Нижнего Новгорода не выпустил. А Бориса Годунова одарил с такой небывалой щедростью, что брат царицы в одночасье стал самым богатым человеком Русской земли, а значит, и самым влиятельным, не нуждающимся более в пентархии, о которой все быстро забыли: Мстиславский, Юрьев и Шуйский превратились в обыкновенных думских бояр. Борис Годунов стал полновластным правителем державы.

Без преувеличения можно сказать, что период русской истории с 1584 по 1606 г. является временем Бориса Годунова. И все же, как бы он ни влиял на положение дел, но, во-первых, одно присутствие в Кремле «блаженного монарха», сдерживало резкие движения правителя или бояр, а во-вторых, Борис Годунов (каким бы великим не представляли его некоторые историки) делал то, что требовала от него история, не заметив, увлеченный и радостный, куда жизнь ведет его и весь его род.

Царь Федор Иоаннович делает правителем России Бориса Годунова

Четырнадцать лет народ присматривался к Борису Годунову, привыкая к тому, что не Рюрикович может занять престол. Семь из них Федор и Борис действовали каждый на своем месте безукоризненно. Федор Иванович после шумных пиров отправился в поход по Русской земле - от монастыря к монастырю. Во времена отцовские он о таком и не мечтал. Ходил он по русским дорогам с царицей Ириной, сопровождаемый пышной свитой да полком телохранителей, навязанных Борисом, умилял народ скромным ликом. И радовались люди, глядя на тихого царя Федора Ивановича, и привыкали к ходоку-царю, заодно привыкая к тому, что страной правит Борис Годунов и правит энергично, негрубо, уверенно.

Борис, используя дипломатический талант, погасил разгоревшийся в Казани бунт черемисов. Они прислали в Москву старейшин, он царской властью помиловал всех явившихся с повинной и повелел строить крепости на берегах Волги. Он посылал новые отряды на помощь Ермаку, не ведая, что тот уже погиб. Русские захватили царство Кучума. В 1586г. из Сибири в казну поступило 200 000 шкурок соболей, 10 000 - черных лисиц, 500 000 - белок, много шкурок бобров и горностаев. Борис опирался на Никиту Романовича Юрьева и Ивана Федоровича Мстиславского. Но Юрьев умер, а нерешительный Мстиславский, поддался уговорам Шуйских, Воротынских и Головиных и согласился, пользуясь доверием правителя, зазвать его к князьям на пир.

Царь Федор Иоаннович делает правителем России Бориса Годунова. 1584 год. Гравюра Б. Чорикова. XIXв.

Рюриковичи хотели на пиру убить Бориса Годунова, но верные люди донесли ему о готовящемся злодеянии. Тот доложил о заговоре царю. Федор наказал провинившихся не жестоко: Мстиславского насильно постригли и отправили в монастырь, Воротынских и Головиных посадили в темницы, Шуйских не тронули. Казнить никого не решились даже после того, как Михайло Головин сбежал к Баторию, что явилось доказательством существования заговора. Борис проявил завидное хладнокровие. Жертвы ему были не нужны. Пока! Пока народ присматривался к нему. Во внешней политике Годунов старался со всеми ладить без ущерба для страны и воевал в исключительных случаях.

Закончив походы по монастырям, Федор Иванович иной раз не приглашал шурина на обед. У Бориса нервы были крепкие, он созывал на свой, куда более роскошный обед, самых видных бояр и «гости царские завидовали ему». Этот факт не влиял на политику Годунова и на его хорошее взаимопонимание с мужем сестры Ирины и со многими боярами. Борис мог ладить со всеми. В Совете он всегда занимал четвертое место, но это не мешало ему быть первым в обсуждениях и в принятии важных решений. Князья, не имея никакой возможности скомпрометировать правителя, уже в открытую «стыдились унижения Рюриковых державных наследников», с откровенной радостью слушали тех, кто называл Годунова тираном, готовящимся к свержению законной династии. Годунов в открытую бороться с Рюриковичами не решался.

Он обратился к митрополиту Дионисию. Тот призвал в Кремлевские палаты Ивана Шуйского и Бориса Годунова, долго говорил им о том, что страна нуждается в мире, что надо забыть обиды и служить отечеству верой и правдой. Годунов и Шуйский делали вид, что понимают и разделяют его мысли. Борис подал Ивану руку первым. Шуйский ответил на рукопожатие. Они поклялись быть верными друзьями, помогать друг другу.Соперники решили нанести Борису открытый удар. Понимая, что приязнь Федора к правителю зависит от Ирины, митрополит и Иван Шуйский с единомышленниками договорились явиться к царю и просить его развестись с бесплодной женой. Без наследника никак нельзя! Род Рюриковичей в опасности! Нельзя доверять власть безродному Годунову!

Доброхоты умирающего рода нашли сыну Грозного подходящую невесту - сестру Мстиславского, погибшего по воле Годунова, написали Федору послание. Они все продумали до мелочей. Сестра Мстиславского, будь она женой царя, нашла бы нужные слова, ласки, и... не видать бы Годунову почета и славы, отправился бы он по следам князя Мстиславского. Всего два момента не учли сторонники митрополита и Шуйского: 1) Блаженные (особенно блаженно влюбленные) не изменяют даже бесплодным; 2) Борис не шутки ради и не по случаю взобрался на вершину власти, откуда он зорко следил за противником.

Годунов не был Рюриковичем, и это ему помогло! Он не верил никому и ничему. Его не смутили искренние слова князя Шуйского. Узнав о заговоре, он явился к митрополиту и стал убеждать его в том, что развод при законной жене есть беззаконие, что делать этого нельзя... Дионисий был потрясен его словами, а главное, тихим, пронизывающим душу голосом правителя, его логикой.

Он стоял перед Годуновым, как провинившийся мальчишка. Борис, продолжая игру, обещал не мстить людям, которые, желая добра Отечеству, не знали, где это добро находится. А он знал. Дионисий разволновался, обещал не помышлять о разрушении царской семьи (а значит, и благополучии Годунова), а Борис поклялся не преследовать виновных. На том и разошлись.

Исполняя обещания, правитель оставил заклятых врагов в покое. На некоторое время. За попытку разрушить супружеский союз Ирины и Федора пострадала ни в чем неповинная сестра князя Мстиславского. Она попала в монастырь. Чтоб другим девицам неповадно было мешать Годунову.

Борис, однако, о мести не забыл. Он соблазнился самым примитивным решением задачи - ложным доносом. Слуга Шуйских доложил, что его господа с купцами замыслили измену царю. Этого хватило для начала следствия. Шуйских, их друзей и единомышленников, дворян, купцов и слуг взяли под стражу. На представителей княжеского рода рука у палачей не поднялась, зато дворян, купцов и слуг пытали изощренно, спрашивая о заговоре, об участии в нем Шуйских. Но заговора не было. И доносчиков не было среди пытаемых. Люди молчали. Доносчик остался один. Но Годунову больше и не нужно было! Дыма без огня не бывает. Приговор внешне выглядел несуровым. Всех Шуйских сослали в отдаленные области, лишь Василию Федоровичу разрешили жить в Москве, отняв у него каргопольское местничество. Друзей Шуйских разослали в места, еще более отдаленные. Семерым московским купцам отрубили головы.

Митрополит Дионисий и крутицкий архиепископ Варлаам выступили против беззакония Годунова, обвиняя его в тирании. Правитель без церковного суда лишил того и другого высокого сана и отправил в монастыри. В митрополиты был посвящен ростовский архиепископ Иов. Борис повелел удавить главных врагов своих из рода Шуйского - Андрея Ивановича и псковского героя Ивана Петровича. Рюриковичам был нанесен очередной страшный удар. Но шанс у них еще был.

В Ливонии жила, дочь князя Владимира Андреевича Старицкого (вдова короля Магнуса) с двухлетней дочерью Евдокией. Годунов знал, что в XVI в. женщины на Западе восседали на престолах. Мария Тюдор, Екатерина Медичи справлялись с монаршими обязанностями. На Русской земле эту роль могла исполнить королева по отцу, прямой потомок Рюрика - Евдокия! Обольстив несчастную, бедствовавшую в Пильтене вдову богатыми обещаниями, Годунов выманил ее из Ливонии. Она, радостная, явилась в Москву и услышала суровый приговор: тюрьма или монастырь. Мария выбрала иночество, уговорив злодея оставить при ней дочь. Евдокия, вскоре умерла на руках у матери неестественной, как считают летописцы, смертью.

Царь Федор Иванович не занимался государственными делами

Царь Федор Иванович продолжал по образному выражению Н. М. Карамзина «дремать» на троне, не занимаясь практически никакими государственными делами.

А Годунов, «всеми правдами и неправдами расчищая и укрепляя себе путь к царствованию, очень заботился о том, чтобы своими деяниями на пользу народа и государства привлечь на свою сторону и народное сочувствие. Для достижения этой цели виднее всего была особенная заботливость именно о добром устройстве города Москвы, о безопасности народного жилища и вообще о городском благосостоянии народа», - писал в «Истории города Москвы» И. В. Забелин, высказывая мысль о том, что Годунов все хорошее делал из-за огромного желания стать царем. Некоторые исследователи его биографии чуть ли не вменяют Борису в вину благие дела: специально натворил дел добрых, чтобы охмурить народ! 14 лет царствования Федора хорошие дела делал, лжец такой-сякой!

После разгрома князей Шуйских в 1586 г. Годунов, по версии этих историков (Н. М. Карамзин, Н. И. Костомарова, И. В. Забелина и др.), якобы боясь волнений московского люда, решил ублажить столичных жителей громадной стройкой. По черте Земляной осыпи (Земляного вала) он повелел соорудить каменные стены. По цвету камня новый крупный район получил название Белый город, а чуть позже - Царьград. Грандиозная стройка велась 7 лет, руководил ею русский архитектор Федор Конь. На работах были задействованы москвичи, жители подмосковных сел занимались заготовкой и подвозом камня. Они своевременно получали жалование... но Годунов делал это ради корыстных интересов. Совсем нехороший человек, Борис! Людей на большое дело организовал, деньги им платил... а сам, понимаешь, царем захотел стать!

Годунова работники в дни получения жалования хвалили. Хвалили его долго. Но После гибели в Угличе царевича Дмитрия с русским народом случилось что-то неожиданное, странное. Мудрый царедворец совершил какой-то грубый просчет в многоходовой комбинации, которая привела его к трону... и погубила дело всей жизни. Впервые об этой

ошибке он мог подумать после почти двухлетнего царствования, когда в конце 1600г., в народе слух пошел: царевич Дмитрий жив. Это была убийственная для родоначальника новой династии весть (не о том, что Дмитрий якобы, жив, а в том, что народ принял этот слух за правду!). Народ доверчив, но в меру. «Оживить» в его сознании последнего сына Ивана Грозного мог и тот просчет, о котором Борис долгое время не догадывался, уверенно проводя сеанс одновременной игры с очень серьезными соперниками и выигрывая почти у всех.

Выигрывая с большим преимуществом. Выигрывая до конца 1600г., когда на всех досках, где игра еще продолжалась, вдруг случилось страшное, непонятное. И Борис стал медленно упускать инициативу, сдавать позиции, нервничать из-за жестокого цейтнота. Если бы у него было время на раздумья, он, хотя бы мог попытаться отыскать первопричину надвигающегося краха, но у Годунова времени не было. Оно появилось у хронистов, историков и писателей. Все они давали оценки тем или иным ходам правителя, а позже царя Федора Ивановича, отвечая на вопрос: где же была совершена главная ошибка? Почему слух о Дмитрии живом с легкостью разнесся по стране? Когда началось то, что погубило Бориса?

Ошибка Годунова

После смерти в декабре 1586г. Стефана Батория между Речью Посполитой и Русским государством началась дипломатическая игра в выборы польского короля. Поляки еще в 1584г., знали со слов дипломата Сапеги, что представляет из себя русский монарх Федор Иванович. Польский дипломат увидел Федора на троне и несказанно удивился. «Хотя про него говорили, - напишет позднее Сапега, - что у него ума немного, но я увидел, как из собственного наблюдения, так и со слов других, что у него вовсе его нет!»

Вот радость-то для недругов русских. На Руси царь дурачок! Но радость была преждевременной. Потому что рядом с троном стоял Годунов. В 1584г. Сапега не придал этому обстоятельству большого значения. Но в 1586 году поляки уже знали, кто на Руси - царь, а кто - вершитель дел.

Дипломатическая игра в выборы польского короля закончилась не в пользу Москвы. Королем Речи Посполитой в 1587г. стал Сигизмунд III Ваза. В 1592г. он займет и шведский престол, а в начале XVII в. станет одним из организаторов интервенции в Страну Московию.

Так, может быть, беды Годунова начались с осечки на «польском дипломатическом фронте»? Нет, ошибок русские в той схватке не совершили, как и в других международных делах. Стараясь не ввергать страну в военные конфликты, Годунов тем не менее в 1590 г. доказал, что может вывести на поля сражений крупные, боеспособные войска. Русские собрали 300-тысячное войско на своих северо-западных границах, объявив войну шведам, разбойничавшим в Заонежье, Олонецкой земле и долинах Ладоги и Двины.

В войне принимал участие и Федор Иванович. Вместе с царицей он выехал из Москвы в Новгород, затем, оставив супругу в городе, сел на боевого коня... Сделал он это не по собственной воле. Для счастливой жизни ему вполне хватало Московского Кремля, походов с женой по монастырям, но Годунову царь нужен был в войске. Русские полки возглавляли: Федор Мстиславский, Дмитрий Хворостинин, сибирский царевич Маметкул, Ураз-Магмет Онданович Киргизский, известные воеводы. Руководить ими Борису было сложно из-за местничества, с которым боролись русские цари до него и будут бороться еще долгие десятилетия после. Федор Иванович удовлетворил просьбу правителя и одним своим видом помогал Борису совладать с местническим упрямством знатных полководцев.

В той войне Россия одержала победу, правда, не очень значительную по последствиям. Шведы, не обладавшие громадными людскими ресурсами, сражались достойно. Этот факт мог подсказать и Годунову, и воеводам, и царю, что в русском войске наметилось пока едва заметное отставание в вооружении. Но они не почувствовали этого. Они надеялись на безграничные людские ресурсы, на огромные средства.

Все они - мудрый Годунов, блаженный Федор Иванович, сонм бояр, приближенных ко дворцу, - неверно распорядились потоком богатств, поступающих из Сибири, Астрахани, Казани.

В 1591г. греческое духовенство одобрило Соборной грамотой учреждение Московской патриархии. Как считает Н. М. Карамзин, в этом важном деле особую роль сыграл Борис Годунов, надеясь якобы на то, что избранный не без его влияния первый Московский патриарх Иов будет верным сподвижником правителя, возмечтавшего о царской власти. Однажды он призвал предсказателей и спросил их о своем будущем. Волхвы ответили, что его ждет трон, но царствовать он будет всего 7 лет. Годунов воскликнул: «Хотя бы семь дней, лишь бы царствовать!» Трудно сказать, реальна эта сцена или вымышлена, но именно в ней заложена та трагическая ошибка, которую совершил Борис Федорович.

Вся жизнь Годунова была нацелена на трон. И в этом ничего плохого для соотечественников и ничего опасного для «соискателя» нет. Он честно отрабатывал свое желание, являясь гарантом мира в стране. Его нельзя винить даже в том, что он не смог направить потоки богатств в развитие экономики, не попытался, используя опыт Строгановых, дать подобным людям возможность строить промышленные предприятия, выводить страну из державы сельскохозяйственной в промышленную... Совсем недавно многие историки, сетуя на отставание России от стран Запада, обвиняли во всем так называемое «татаро-монгольское иго». Но после 1586 г., когда в Москву ежегодно стали поступать из Сибири сотни тысяч шкурок меха, у правителей появилась прекраснейшая возможность «догнать и перегнать» страны Западной Европы. Но Борис Годунов в силу самых разных причин об этом не думал.

Борис Годунов думал о царской власти. Он, видимо, думал, что Судьба дала ему шанс стать русским «божественным Августом», и делал все, чтобы этот дар не выпустить из рук. Но время Годунова, если проводить аналогию с Римской империей, больше напоминало время Суллы и Цезаря. Страна (здесь Россия, там Римская держава) уже готова была к смене государственного устройства, но эта смена не могла произойти ни там, ни здесь мирным путем. Годунов этого не понимал. Как и Цезарь. Именно это фатальное непонимание и является самой грубой, непростительной и неизбежной для подобных людей ошибкой. Но почему же? Потому что, добившись всего желаемого, Годунов в конце концов пресек свой род...

Впервые эта ошибка заявила о себе после убийства царевича Дмитрия. Ученые приводят различные версии о том, нужна ли была Годунову смерть царевича; мог ли он организовать убийство; было ли вообще убийство Дмитрия, кто из многочисленных Лжедмитриев мог быть царевичем... Прекрасные логические цепочки строят в оправдание своих версий Н. М. Карамзин и К. Валишевский, С. М. Соловьев и В. О. Ключевский, Р. Г. Скрынников. Очень сложное, запутанное дело...

Борис Годунов имел огромную власть, много преданных ему, а лучше сказать, его деньгам людей. Он мог бы организовать убийство наследника престола. Однако, он должен был понимать, что мертвый Дмитрий мог стать для него врагом куда более страшным, чем живой.

Так или иначе, но 15 мая 1591г. царевич Дмитрий был убит в Угличе во дворе царского дворца. В Углич прибыла следственная комиссия: князь Василий Шуйский, окольничий Андрей Клешкин и дьяк Вилузгин. Две недели они пытались найти улики... самоубийства царевича Дмитрия, якобы зарезавшего себя ножом во время приступа падучей, и, собрав материал для отчета, вернулись в Москву. Сколько-нибудь обоснованно изложить версию о самоубийстве им не удалось, но именно ее приняли. Это могло насторожить всех заинтересованных: эпилепсия не столь редкая болезнь, но не так часто в припадке падучей больные убивали себя. Не имея серьезных доводов и, главное, возможности высказать свое мнение, народ молчал. Ждал. Недолго ждал.

Федору Ивановичу поднесли доклад. В нем говорилось: «Жизнь царевича прекратилась судом Божиим; что Михайло Нагой есть виновник кровопролития ужасного, действовал по внушению личной злобы и советовался со злыми вещунами, с Андреем Мочаловым и с другими; что граждане углицкие вместе с ним достойны казни за свою измену и беззаконие. Но сие дело есть земское: ведает оное Бог и государь; в руке державного опала и милость». Царь передал дело боярам, приказав казнить виновных. Это, действительно, слабоумное решение ставит под сомнение «блаженность» царя - блаженные не убивают.

Пытка на дыбе М. Ф. Нагого в московском застенке (с рис. Л. Фалина)

Исполняя волю царя Федора Ивановича, этих несчастных казнили, другим отрезали языки, многих бросили в темницы, выслали большую часть населения Углича в сибирский город Пелым. Это был один из самых глупейших приговоров за всю российскую историю. Борис Годунов мог бы смягчить приговор слабоумного царя Федора Ивановича. Он этого не сделал. И ответ пришел тут же. Молчаливая толпа, не имея иных средств борьбы с зарвавшимся правителем и слабоумным Рюриковичем, вспомнила свое старое-старое средство. Не со зла вспомнила, но от обиды за тех 200 убиенных и тех, кому - якобы за ненадобностью! - вырезали языки в Угличе...

Войско крымского хана Казы-Гирея

В конце июня 1591г. до Москвы дошла весть о том, что к столице продвигается громадное войско крымского хана Казы-Гирея. Годунов разослал по городам гонцов, повелел воеводам срочно отправляться в поход к Серпухову, где был назначен сбор

войск в Москве, принял меры предосторожности. В начале июля войско Казы-Гирея подошло к столице. Борис облачился в доспехи, сел на боевого коня. Федор Иванович ушел с царицей Ириной в палатку и стал молиться. Годунов прибыл в войско, передав бразды правления князю Мстиславскому, окружил себя воинской думой из шести полководцев. И битва началась.

Царь Федор Иванович истово молился. Устав, он крепко заснул, проспал 3 часа, проснулся, увидел Бориса Годунова, напуганного ходом сражения, и сказал с улыбкой праведника: «Не плачь. Мы победим!»

Русские одолели крымцев, те побежали домой. Мстиславский и Годунов организовали погоню. Царь наградил обоих золотыми медалями. И других героев не обделил. Казалось, все должны были радоваться - такая удача! И радовались, и пировали, и раздавали всем царские милости...

Слухи

И вдруг мрачнее тучи стал Борис Годунов. Пошел по Русской земле упрямый слух о том, что это он, Борис Годунов, загубив наследника престола, призвал Казы-Гирея, чтобы с его помощью захватить царский трон. Поверить в это мог только безумец! В это верили те, кто распространял слухи. В это верила толпа - молчаливая русская толпа. Годунов приказал отрезать сотням жителей Углича языки, чтобы она, толпа, еще молчаливее стала. Она не стала, возроптала, на языке слухов.

Годунов послал верных людей в города, откуда растекались слухи, и начались слежка, доносы (в том числе и ложные), пошла резня. Многие города, особенно Алексин, пострадали так же, как и Углич. Годунов победил в этой схватке толпу. Но она не смирилась с поражением. Годунов этого не замечал.

В 1597г. Борис Годунов «подтвердил закон о прикреплении крестьян к земле», то есть отменил Юрьев день окончательно. В этом указе было объявлено о поимке бежавших из поместий в течение 5 лет. Те, кто не хотел быть пойманным, уходил на юг к вольным казакам. Прикрепление крестьян к земле явилось объективной необходимостью, оно улучшило положение служилых людей, являвшихся производителями материальных благ. Им трудно было работать с перекати-поле. Отмена Юрьева дня и последующее издание холопского закона не понравились тем, кто превращался после полугода работы на хозяина в крепостного. Годунов, как и любой другой политик, иного способа удержать людей в центральных районах страны не знал. Но людей это не интересовало. Они душой не приняли отмену Юрьева дня. То там, то здесь начались волнения.

А 7 января 1598г. умер царь Федор Иванович. Тихо умер, без хлопот. Уснул с блаженной улыбкой и не проснулся.

Реферат по учебной дисциплине "История России"

на тему:"Правление Фёдора Иоанновича".

План

1. Введение

4. Главные события, связанные с правлением Фёдора Иоанновича.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1.Введение.

Среди множества русских царей, когда-либо правящих нашей страной, личность Фёдора Иоанновича - последнего из династии Рюриковичей - представляется особенно противоречивой и во многом недооценённой. Отличавшийся исключительной добротой, мягкостью нрава, набожностью, он на первый взгляд кажется наименее подходящим кандидатом на царский трон. До сих пор историки не утвердились в общем мнении, касающегося этого сына Ивана Грозного. Одни считают, что это была практически слабоумная личность, неспособная управлять государством, другие (эти мнения появились недавно) полагают, что Фёдор Иоаннович был человеком особого склада, который, несмотря на отсутствие лидерских качеств, сумел много сделать для своей страны.

Фёдор Иоаннович был средним сыном Ивана Грозного, родился 11 мая 1557 года в Москве. Уже с детства он отличался высокой духовностью, пламенной верой, пристрастием к церковной жизни. Очевидно, что он был полной противоположностью своему отцу.

Фигура Фёдора Иоанновича - особенная в русской истории, отличающаяся двойственностью, загадочностью. Попытку разгадать эту тайну делали не только историки, но и литераторы. Особо интересной в этом отношении является пьеса А.К. Толстого под названием «Царь Фёдор Иоаннович». В ней, вопреки сложившемуся мнению, монарх предстаёт не «блаженненьким дурачком», а светлой благородной личностью, истинно верующим и милосердным человеком.

Важным обстоятельством является и тот факт, что Фёдор Иоаннович канонизирован Русской Православной Церковью, благодаря его благочестию, нравственности и широкой благотворительной деятельности.

Противоположная ситуация наблюдается в светской публицистике. В ней наблюдается явное пренебрежение к последнему представителю династии Рюриковичей, преобладают отрицательные отзывы о нём как о никчемной личности. Пересмотр деятельности Фёдора Иоанновича выявляет несколько иные факты, а открывшиеся обстоятельства стимулируют к более тщательному изучению данного вопроса. Неполная изученность темы на текущий момент делает её особенно актуальной.

2. Начало правления Фёдора Иоанновича. Причины воцарения на трон.

Давно очевиден факт: смерть сильного правителя (такого, например, как Иоанн Грозный) всегда вызывает в его ближнем окружении смятение, неизбежно возникает борьба за власть, схватка за политическое наследство и влияние. Подобная ситуация сложилась и перед коронацией третьего сына Иоанна Грозного - Фёдора Иоанновича. А.Н. Боханов акцентирует внимание на следующем обстоятельстве: «Восшествие на престол Фёдора Иоанновича далеко не всем представлялось желательным, ведь Фёдор не создан для царской роли; ещё его отец говорил, что он - “постник и молчальник”» [Бох; 202].

Существовало много причин, препятствовавших восхождению нового царя на трон. Это и различные родовые группировки, не симпатизировавшие сыну Иоанна Грозного; и его особенные личные качества. Мария Нагая и род Шуйских, распространяя слухи об умственной отсталости Фёдора Иоанновича, преследовали свои цели. Так, Мария Нагая, будучи матерью царевича Дмитрия, полагала, что именно её сын является законным наследником, а Шуйские очень боялись неизбежного выдвижения Бориса Годунова, который приходился братом жены Фёдора Иоанновича Ирины. Кроме того, им не нравилась неспособность Ирины иметь детей. «Бездетность царицы, - пишет А.Н. Боханов, - стала главным стержнем придворной интриги Шуйских против царя Фёдора» [Бох; 282]. Они добивались развода Ирины и Фёдора, но оказались бессильными перед любовью супругов. Поведение и позиция Фёдора Иоанновича в этой ситуации опровергают его репутацию «безвольного», «блаженного» и «слабоумного» человека. Он проявляет здесь невероятную решительность, демонстрирует удивительную силу воли. Впрочем, у Фёдора Иоанновича были не только противники, но и союзники. К ним, относятся боярин Никита Романов (в скором будущем - основатель известной династии) и князь Иван Фёдорович Мстиславский, который, впрочем, поддерживал Фёдора Иоанновича лишь до 1586 - вплоть до заговора о разводе, который не был им отвергнут. После этого предательства Мстиславский впал в немилость и окончил свои дни в монастыре (события эти произошли при прямом участии Бориса Годунова).

Итак, в результате всего произошло неизбежное событие: Фёдор Иоаннович венчался на царство в возрасте двадцати семи лет. Это событие произошло 31 мая 1584 года. Английский дипломат Джером Горсей - современник Фёдора Иоаннович и Годунова - следующим образом описывает эти исторические события, свидетелем которых ему пришлось быть: «Когда прежний царь Иван Васильевич умер, в городе Москве, после того как царствовал 54 года, поднялось некоторое беспокойство и волнение среди знати и простого народа (cominaltie), однако оно было быстро подавлено. Немедленно, в ту же ночь, боярин Борис Фёдорович Годунов, князь Иван Петрович Шуйский и Богдан Яковлевич Бельский, - все они были назначены, чтобы утвердить на троне его сына Фёдора Иоанновича, привели к присяге друг друга, всю знать и чиновников» [Горсей; 141].

По словам Д.М. Володихина, скорое восстание москвичей оказалось не столько тревогой, гневом или растерянностью, сколько режиссированными действиями, которые организовали группировки, относящиеся к политической элите. В русских летописях немало упоминаний о «смятении великом» и вражде между аристократами [Рюр; 343]. Восставших удалось успокоить ссылками неугодных и организацией скорого венчания Фёдора Иоанновича.

Итак, очевидной причиной воцарения на трон Фёдора Иоанновича было стремление подавить волнения в стране. Другая причина - не менее важная - заключается в следующем: царевич Фёдор являлся в 1584 году единственным законным сыном Ивана IV, равноценных ему претендентов на трон не существовало в принципе. Примечательны его характеристики: «взрослый человек, известный всей стране, женатый, царская кровь от царской крови, добрый христианин» [Рюр; 344]. Итак, всему народу был очевиден выбор в отношении нового царя, одобрение по поводу его кандидатуры было неоспоримым и единодушным. Особое впечатление произвёл съезд высшего духовенства на коронацию, создавшее имитацию Земского собора, процесса выбора, хотя на самом деле этого не было.

Период правления царя Фёдора Иоанновича длился тринадцать с половиной лет. В отечественной историографии эта эпоха обычно представлялась как «безликое время», а сам царь - как «блаженный» [Бох; 207]. От него не ждали каких-то громких побед или свершений. А.Н. Боханов пишет: «Даже весьма сведущие историки, но лишённые “ока духовного”, не могли понять и принять новый облик власти; для них слова “блаженный и юродивый” являлись синонимами, обозначавшими лишь форму умственной неполноценности» [Бох; 207]. Вот как характеризует нового царя из династии Рюриковичей известный историк Е.Ф. Шмурло: «Молодой царь Фёдор, наследовавший Ивану Грозному, был человек неспособный к управлению государством: обиженный природой по уму - тихий дурачок, глуповато улыбавшийся, с кроткой душой, никому в жизни не причинивший намеренно зла, но неспособный творить и настоящее добро, он походил на блаженненького» [Шм; 223]. Учёный делает упор на неспособность Фёдора находиться во главе государства, ослабленного тяжёлыми войнами и двадцатилетним произволом Иоанна Грозного. Следует отметить, что подобное мнение не является неоспоримым и объективным. Новый взгляд историков на верующего и милосердного Фёдора Блаженного позволяют выявить иные подробности его правления, о которых будет сказано ниже.

Перипетии, связанные с интригами и волнениями, отодвигают начало царствования Фёдора Иоанновича в тень. Эти события, вышедшие на передний план, происходят не по воле нового царя и потому как будто бы умоляют его роль в управлении страной. В то же время, по меткому замечанию Д.М. Володихина, «грязь дворцовых интриг не пристаёт к биографии Фёдора Иоанновича» [Рюр; 343].

Летописи оставили потомкам рассказ о начале царствования Фёдора Блаженного. И в них едва ли можно найти признаки слабоумия или неадекватного поведения. Приведённые в документах речи царя указывают на него как на человека думающего и интеллектуального, способного «воспроизводить вслух и прилюдно цветистую идеологическую конструкцию» [Рюр; 353].

И всё же принято считать: Фёдор Иоаннович лишь формально стоял у власти, а на деле страной управлял его шурин Борис Годунов. Но с позиции сегодняшнего дня эта схема представляется чересчур простой. Разумеется, Годунов играл огромную роль в политике России данного периода, но полностью исключать роль Фёдора Иоанновича нельзя, хотя бы потому, что для осуществления своих замыслов Годунову приходилось быть в активном взаимодействии с царём, согласовывать с ним свои планы, поддерживать хорошие отношения. По мнению Д.М. Володихина, Фёдор Иоаннович и Борис Годунов явились примером удачного партнёрства, соправительства, как будто их подбирал сам «Небесный режиссёр» [Рюр; 366]. Народ очень любил своего царя, видя в нём сильного молитвенника за всю Русь, который к тому же давал ему отдохновение от деятельности прежнего, грозного, царя. Д.М. Володихин пишет: «В его постоянном молении, в его благочестии, в его богомольном рвении видели своего рода мистический щит, заграждавший большим бедам путь в России» [Рюр; 366]. Это была высокая миссия. А для т.н. «низкой» миссии был необходим Годунов. Для практических деяний последнему требовалось разрешение царя, и тот его дал, в результате чего действия Годунова получили законную силу. Поэтому в корне неверно приписывать все достижения исключительно предприимчивому шурину Фёдора Иоанновича: что-то свершил сам царь, что-то их тандем, а всё прочее - Годунов. За первые два с половиной года было сделано очень многое. Самым главным оказалось установление политического курса страны по всем основным направлениям. Опираясь на выдающиеся качества Бориса Фёдоровича - такие как непреклонная воля, неординарный ум, смелость и решительность - Фёдору Иоанновичу удалось удерживать страну в состоянии относительного мира и спокойствия. Были решены важнейшие проблемы, касающиеся обороны, расширения земель и утверждение патриаршего престола. Кроме того, важнейшей заслугой царя является разгром шведов, не оставлявших в покое русскую землю. Такова была деятельность Фёдора Иоанновича в первую половину царствования, до 1592 года. Во второй половине царствования ведущая роль в государственных делах принадлежит Борису Годунову.

3. Значение Бориса Годунова в управлении государством.

Борис Годунов являлся потомком татарского мурзы Чета, выходца из Орды во времена Ивана Калиты. Годунову удалось выдвинуться ещё при Иоанне Грозном. Он не числился в списках опричнины, и всё же находился к ней очень близко; его репутация осталась не запачканной, но связь с неприглядным прошлым не прошла ему даром: в глазах многих он был «дерзким выскочкой» [Шм; 224]. Очень точно передано отношение элиты того времени к Годунову в гениальной драме А.С. Пушкина: «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, / Зять палача и сам в душе палач…» [Пушкин;].

Годунов ввёл в порядок управление и положил конец бесчиниям, творившимся в предыдущее царствование. В отношениях с иноземными государствами Годунов с честью поддерживал достоинство русского имени. Развивая традиции правления, положенные предыдущими русскими царями, в частности, Иоанном Грозным, Годунов решительно двигался к своим целям - устроению внешней жизни страны и внутренней безопасности. Его трудами начала реализовываться большая программа по обустройству новых территорий и укреплению хозяйственного и административного порядка на старых. Для пресечения лихоимства «государевым людям» было вдвое повышено содержание, а мздоимство стало рассматриваться как «первостатейное преступление» [Бох; 214].

Очевидно, что с 1592 года особенных заслуг в правлении Иоанна Фёдоровича не отмечается. Это происходит потому, что политические, религиозные и культурные обстоятельства не требуют прямого вмешательства царя. Он молится за свою страну, столицу и народ, ездит в паломнические поездки, занимается благотворительностью. И хотя он и присутствует на дипломатических мероприятиях, вести переговоры предоставляет шурину. Когда царица Ирина рождает вдруг долгожданного ребёнка, царь переживает особенный период надежды; когда же девочка в скором времени умирает - его жизнь наполняется скорбью. А государством в это время управляет брат супруги.

В середине, второй половине 1590-х гг., в стране решаются глобальные задачи, касающиеся внешней политики: это заключение со шведами Тявзинского мира, масштабное освоение Сибири и степного юга, укрепление обороны на Окском рубеже. Большая, практическая часть, принадлежит в этой государственной работе Годунову. Примечательно, что после смерти Фёдора Иоанновича удача отворачивается от Годунова. Особенно влияет на ухудшение его положения голод 1601 года и убийство царевича Димитрия в Угличе. Главным врагом Годунова становится самозванец, назвавшийся воскресшим царевичем. Лжедмитрий разворачивает активную военную кампанию против Годунова, закончившуюся его победой и кратким воцарением на трон. Борис Годунов умер в апреле 1605 года, его семья была убита.

Таким образом, значение Бориса Годунова в управлении государством очевидно. Он развил принципы правления, положенные предыдущими русскими царями, укрепил внешнее и внутреннее положение Руси. Кроме того, он составлял идеальную пару в тандеме с Фёдором Иоанновичем, проявляя решительность, практичность и несгибаемую волю - качеств, которых не хватало царю.

4. Главные события, связанные с правлением Фёдора Иоанновича.

Значимость деятельности Фёдора Иоанновича определяется в первую очередь его историческими деяниями - теми, которые способствовали возвышению Российского государства и русского народа. Первое крупнейшее такое деяние - учреждение патриаршества в Москве. Далее следует такое важнейшее событие как освобождение Ивангорода, Яма и Копорья от оккупации шведов. Третье событие - основание под Москвой Донского монастыря после того как был разгромлен Казы-Гирей. Существуют и другие эпохальные события, которые не могли бы состояться без участия Фёдора I. Речь идёт о восстановлении Зачатьевского монастыря, о строительстве большого количества храмов, возобновлении книгопечатания в Москве. Д.М. Володихин утверждает: «Но три великих события, названные первыми, столь масштабны по своему значению и столь нерасторжимо связаны с личностью Фёдора Иоанновича, что их следует считать главными заслугами государя; именно их надо вспоминать в первую очередь, когда речь заходит о его царствовании и его влиянии на ход дел в Российской державе» [Вол; 224].

Но только лишь духовными деяниями не ограничивается деятельность Фёдора Иоанновича. Здесь можно и сказать о достижениях и во внешней политике, которая при царе Фёдоре была весьма успешной, и внутренней. Важно знать: итогом краткой войны Швеции и России было возвращение южного побережья Финского залива, которое было утеряно предыдущим царём, а также заключением со Швецией «вечного мира» (1595). Было также отбита агрессия со стороны Крымского хана. Успешно осваивалась Сибирь, благодаря чему покорялись новые земли, и шёл активный процесс колонизации страны (так появились города Тобольск и Тюмень (1589)), как, впрочем, и значительное число других городов, которые играли роль «опорных пунктов русской колонизации» [Пушк; 159].

Важнейшим событием внутренней политики явилось образование патриаршества в Москве (это произошло в 1589 году). Получив согласие православных патриархов Восточной церкви, московский митрополит Иов стал патриархом Московским и всея Руси. Это обстоятельство подняло Московскую церковь на новый уровень, указывающий на её особенность и независимость.

Отступивший от активной государственной деятельности во второй половине своего правления, Иоанн Фёдорович внезапно ярко проявляет себя во время печально знаменитого пожара 1594 года, случившегося в Москве в Китай-городе. Огневая стихия была очень сильной и погубила немалое количество различных строений, в том числе, храмы и монастыри. Фёдор Иоаннович был весьма опечален случившимся и оказал большую помощь погорельцам, как в моральном, так и в материальном плане: «Фёдор Иванович в ту пору посещал Пафнутьев-Боровский монастырь и приехал в великой кручине, и жалует народ: утешает и льготу даёт» [Вол; 225]. На «льготы» и деньги из царской казны Китай-город был отстроен заново. Нельзя не упомянуть и о сорока тонной Царь-пушки, отлитой в 1586 году. И это мощное орудие тоже подарок русскому народу от богобоязненного царя-молитвенника.

Фёдор Иоаннович дал своему народу возможность духовного возвышения и моральной передышки между опричниной и Смутой. После своего смерти он оставил страну окрепшей, возмужавшей и расширившей свои владения. Умер царь Фёдор 7 января 1598 года, в скором времени был канонизирован, и память его совершается дважды в год: 7 января по старому стилю - 20 января по новому и 26 августа по старому стилю и 8 сентября по-новому.

5. Заключение.

Врождённая святость сделала фигуру Фёдора Иоанновича особенной в ряду русских царей. Двойственность его личности породила споры, которые ведутся до сих пор: был ли последний монарх из династии Рюриковичей безумцем или святым при жизни, блаженным, молитвенником за всю Русь и весь народ. Прежде чем соглашаться с первым мнением, необходимо вспомнить его политические и государственные достижения. Это, прежде всего, относительно мирная обстановка (случившаяся война со шведами позволила России вернуть утраченные земли, в то время как Иоанн Грозный проиграл Ливонскую войну), утверждение патриаршества, усмирение татарского полчища, которое во времена Иоанна Грозного творило бесчинства. Кроткий же Фёдор Иоаннович сумел усмирить их. Во времена его царствования произошёл значительный прорыв в освоении земель Урала и Сибири, возникло большое количество монастырей и храмов и городов. И самое главное - народ любил своего блаженного царя, и краткий период его правления вспоминался как благословенная пора между воинственным и беспощадным царствованием Иоанна Грозного и последующим далее Смутным временем.

6. Список литературы.

1.Боханов А.Н. Борис Годунов / А.Н. Боханов. - М.: Вече, 2012. - 352 с.

2.Володихин Д.М. Царь Фёдор Иванович / Д.М. Володихин. - М.: Молодая гвардия, 2011. - 255 с.

3.Володихин Д.М. Рюриковичи / Д.М. Володихин. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2015. - 484 с.

4.Горсей Дж. Записки о России. XVI - начало XVII в. Под ред. В.Л. Янина; Пер. и сост. А.В. Севастьяновой. / Дж. Горсей. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.

5.Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории /Пушкарёв С.Г. - Ставрополь: Кавказский край, 1993. - 416 с.

6.Пушкин А. С. Борис Годунов//Пушкин А. С. Сочинения. В 3-х т. Т.2. Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. - М.: Художественная литература, 1986. - 527 с.

7.Толстой А. К. Царь Фёдор Иоаннович // Толстой А. К. Драматическая трилогия. - М.: Правда, 1987. - 544 с.

8.Шмурло Е.Ф. История России 862 - 1917 гг. / Е.Ф. Шмурло. - М.: Аграф, 1997. - 736 с.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода