Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Российская промышленность в первой половине xix века. Основные черты экономического развития Европы XIX века

chispa1707 в О ВПК 18-19 веков

(и о планомерном вывозе золота из России перед революцией)

МОЙ КОММЕНТАРИЙ:
К сожалению, материал можно только репостить.
Это меня не устраивает, поэтому нагло копирую.

cat_779

reposted by kadykchanskiy

Все мы знаем историю Великой Отечественной войны, которая шла 4 года (1941-1945 гг), но к ней СССР готовился более 10 лет. Провели коллективизацию и индустриализацию. А вот с историй войн 19-го века много непонятного.
Нам нарисовали фальшивую историю 19-го века, а с 18-ым веком получается одно белое пятно! Может, никакого 18-го века не было вообще?

"Введение в 40-50 годах 19 века в широкий обиход нарезного оружия значительно повысило тактический потенциал огня пехоты, и во многих армиях мира появились энтузиасты меткой стрельбы на большие дистанции, которые с легкой руки англичан стали называться снайперами." http://www.liveinternet.ru/users/wildwes ttx/post206986741/

Список войн 19-го века: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B F%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B2%D0%BE%D 0%B9%D0%BD_XIX_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0

Судя по количеству войн 19-го века, в ней принимали участие миллионы солдат и офицеров с обеих воюющих сторон, а значит им нужно было иметь миллионы винтовок и десятки миллионов патронов, то есть производство должно быть вполне промышленным, а не кустарным.


Снайперский вариант револьверной винтовки Кольта - основное оружие бригады Бердана в 1861 г.

Посмотрите все видео, как современная промышленность выпускает патроны и оружие в наши дни:

Производство патронов.

Производство нарезного оружия.

Процесс производства оружия: патронов и винтовок, очень сложен технологически, требует высокоточных автоматизированных станков с программым управлением, стали высокого качества, т.е. развитой металлургической промышленности, транспорта, производства горюче-смaзочных материалов, наличия водопровода и канализации, но, самое главное, мощной энергетики.
То есть в начале 19 века уже должны были быть: электричество и электростанции, высокие технологии, металлургическая и химическая промышленность высочайшего уровня, мощный транпорт, совершенная логистика грузоперевозок, передовой уровень связи, электроника. Но самое главное-прежде чем производство будет построено и начнёт работать, нужно его спроектировать, т.е. уже в то время уже должны были быть высококлассные специалисты.

Всё это должно былo быть, иначе невозможно создать боеспособное оружие и боеприпасы.
Причём должно быть уже в конце 18-го века, чтобы начать войны в 19-ом!

Это современным языком называется ВПК-военно-промышленный комплекс.

Вое́нно-промы́шленный ко́мплекс (ВПК) — совокупность научно-исследовательских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку, производство, хранение, постановку на вооружение военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов и т. п. преимущественно для государственных силовых структур, а также на экспорт. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B E%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D 0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D 0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B F%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81

Обращаясь к официальным источникам, мы видим другую картину. В Европе в конце 18-начале 19-го века только начинается промышленная революция, а о производстве стали вообще не упоминается, оно только начинается во второй половине 19-го века!
То есть реального ВПК в конце 18-го-начале 19-го века НЕТ!

Производство огнестрельного оружия и патронов только начинается в 60х годах 19-го века, и вот с этого момента мы можем проследить образование реального ВПК во 2-ой половине 19 века!


Все разработки винтовок датируются примерно с середины 19-го века.
Наиболее удачный образец военного нарезного ружья сконструировал в 1832 г. Бернер из Брауншвейга.
Термин "оружейный патрон" появился только в 19-ом веке!
Понятие 4,2-линейный патрон к винтовке Бердана (1868—1891 годы).
В США в 1859 г. появилась винтовка Шарпса с клиновым затвором.
(Данные взяты из Википедии)

Первым изобретателем унитарного патрона считается швейцарец Ж. С. Паули, который в 1812 году патентует фактически унитарный патрон центрального боя.
Поэтому, в частности, до изобретения унитарного патрона появление действительного скорострельного оружия было принципиально невозможно.

Проблема скорострельности нарезного дульнозарядного оружия была в значительной степени решена в середине XIX века с изобретением специальных пуль .

Например, "в России официально термин «винтовка» был впервые введён в 1856 году для принятого в тот год на вооружение винтовального ружья системы Баранова как название, «понятное для всякого солдата и объясняющее ему главное начало, на котором основано успешное действие нарезного оружия»

Винтовка Бердана (разг. бердáнка) — общее название двух различных систем однозарядных винтовок под унитарный патрон центрального воспламенения с металлической гильзой и дымным порохом, состоявших на вооружении в Российской Империи во второй половине XIX века.
Винтовка Бердана № 1 калибра 4,5 линии (11,43 мм) была разработана американским военным, героем Гражданской войны в США Хайремом Берданом. Она имела откидной вверх затвор с курком прямого хода. Применение её выявило некоторые недостатки: затвор остро реагировал на сырость, не всегда срабатывал ударник, при невнимательном обращении затвор мог неплотно закрыться. Два русских офицера, командированные в начале 1860-х годов в Америку, Александр Павлович Горлов и Карл Иванович Гуниус внесли в конструкцию 25 различных усовершенствований (от первоначального образца осталось немного) и переконструировали её на калибр 4,2 линии; разработали к ней патрон с цельнотянутой гильзой — в Соединённых Штатах её называли не иначе как «Russian musket». Была принята на вооружение русской армии в 1868 году как «стрелковая винтовка образца 1868 года» — без упоминаний первоначального и последующих авторов. С учётом её великолепной, на конец 1860-х — начало 1870-х годов, баллистики, ею вооружали в первую очередь стрелковые части (организационно отдельную от линейной пехоты лёгкую пехоту, в основном действовавшую в рассыпном строю огнестрельным оружием и избегавшую ближнего боя). К началу русско-турецкой войны 1877—1878 гг. было выпущено около 37 тысяч экземпляров. (Вот это и есть начало реального ВПК!)"

"В войска винтовки Бердана № 2 начали поступать с 1871 года, и по мере расширения их выпуска на отечественных заводах постепенно вытесняли винтовки более старых систем. По состоянию на 1 января 1877 года на вооружении армии имелось:
винтовок Бердана № 2 — 253 152 шт. на вооружении и 103 616 в запасе;
винтовок Бердана № 1 — 17 810 шт. на вооружении и 10 104 в запасе;
винтовок Крнка пехотных — 372 700 шт. на вооружении и 192 866 шт. в запасе;
винтовок Крнка драгунских — 40 597 шт. на вооружении и 192 866 в запасе;
винтовок Карле — 150 868 шт. на вооружении и 51 096 шт. в запасе.

В 1910 году в Главном управлении генерального штаба особая комиссия «о распределении артиллерийских запасов», обсудив вопрос об имеющихся в наличии 810 000 исправных берданок с 275 млн вполне надёжных патронов, пришла к заключению, что, если снабдить берданками предусмотренные части ополчения, в остатке будет около 400 000 берданок, которые бесполезно загромождают и без того обремененные склады. Поэтому комиссия предложила: состоявшие в излишке против норм берданки изъять из складов, использовав их обращением в охотничьи ружья, на вооружение русского населения на окраинах и русских стрелковых обществ и, наконец, обращением их в лом металла.
К началу Первой мировой войны на 4 900 000 солдат армии в войсках и запасе насчитывалось 4 652 419 трехлинейных винтовок и карабинов (включая запасы на пополнение потерь), а также 363 019 винтовок и карабинов Бердана. Кавалерийские карабины Бердана № 2 являлись штатным вооружением для ряда конных полков, но дефицит винтовок в ходе Первой мировой войны вынудила использовать запасы винтовок Бердана. Сначала "берданками" вооружали дружины государственного ополчения, затем тыловые и резервные части, с 1915 ими начали вооружать боевые части действующей армии".


Кавалерия Великой армии (реконструкция)

Рассмотрим войны 19-го века с самого из начала, Наполеоновских войн (1800-1815 гг):
Статистика Наполеоновских войн 1800—1815 гг:

За 15 лет мобилизовано 7 873 670 солдат!

То есть количество винтовок должно исчисляться миллионами, а количество патронов должно быть сотни миллионов штук! То есть должен быть мощный ВПК, но его нет!
Он появляется не к началу Наполеоновских войн -в 1800-1815гг, а во второй половине 19-го века, примерно в 1860 г!

Спрашивается, а чем эти почти 8 миллионов мобилизованных воевали в течение 15 лет? И что это за войнушка без огнестрельного оружия? И как без наличия огнестрельного оружия Наполеону удалось подмять под себя Европу и дойти до самых стен Москвы?

для производства огнестрельного оружия и патронов нужна сталь, а её только начали выплавлять во второй половине 19-го века!

"Первым способом массового производства жидкой стали был бессемеровский процесс. Этот способ производства стали в конвертере с кислой футеровкой был разработан англичанином Г. Бессемером в 1856—1860 гг. Несколько позже, в 1878 году, — С.Томасом был разработан схожий процесс в конвертере с основной футеровкой, получивший название томасовский процесс. Сущность конвертерных процессов (бессемеровского и томасовского) на воздушном дутье заключается в том, что залитый в плавильный агрегат (конвертер) чугун продувают снизу воздухом. Кислород, содержащийся в воздухе, окисляет примеси чугуна, в результате чего он превращается в сталь. При томасовском процессе, кроме того, в основной шлак удаляются фосфор и сера. При окислении выделяется тепло, которое обеспечивает нагрев стали до температуры около 1600 °С." https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B 5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D1%83%D1%80%D0%B 3%D0%B8%D1%8F
В Европе также металлургическая промышленность получила своё развитие в начале-середине 19-го века!

"К началу 30-х гг. XIX в. завершился промышленный переворот в Англии.
Заметно набирала темпы тяжелая промышленность. С использованием в металлургическом процессе горячего дутья значительно возросло производство стали и чугуна. В стране действовало более 600 доменных печей в основном благодаря новому методу выплавки стали, предложенному Г. Бессемером в 1856 г. За 1800—1870 гг. возросли добыча угля (в 11 раз) и выпуск продукции металлообработки (в 28 раз). На долю Англии приходилась половина производства чугуна, более половины добываемого каменного угля в мире. Выпуск продукции тяжелой промышленности страны превышал в четыре—пять раз выпуск продукции США, Германии и Франции". http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Eco nom/history_mir_econom/20.php

Получается, что огнестрельное оружие и патроны, стальные шашки, штыки и шпаги в эпоху Наполеоновских войн не могли быть произведены В ПРИНЦИПЕ, речь о промышленных количествах вообще не идёт!
Нет качественной стали! Нет оружия! Какие штыки, сабли и шашки? Их тоже надо изготовлять из стали, может, какие-нибудь кустари изготовляли в малых количествах, но армию этим не вооружишь!
Имеем конечную картину: сплошные войны с самого начала 19-го века, десятки миллионов мобилизованных, официальная история живописует образцы оружия у армий мира, а вот тылового обеспечения этих армий оружием (колюще-режущим,огнестрельным и боеприпасами) ДАЖЕ НЕ МОГЛО СУЩЕСТВОВАТь вплоть до второй половины 19-го века, т.к. не было изобретено производства стали, а массовое производство огнестрельного оружия и патронов только начались во второй половине 19-го века!

Оружие с 1800 по 1899 гг:
http://www.militaryfactory.com/smallarms/g uns-1800-1899.asp

Оружие с 1800 по 1899 гг. 110 видов. Почти все начинают производиться с середины 19-го века!
Вот это прокол официальной истории! А как же миллионы мобилизованных солдат и офицеров воевали в 1800-1850 гг? 50-ти летний наобьяснимый провал, каким образом производилось оружие для войн в этот период каким было это оружие и как оно производилось?.

В официальной истории провал как минимум 50 лет по технологиям!

Есть ещё железобетонные факты, подтверждающие отсутствие мощного военно-промышленного производства в мире, в самых технически передовых странах:

"1914 году британским банкам было передано российское золото в слитках на сумму $50 млрд. Ими Николай II планировал рассчитаться за поставки военной техники и оружия. Ни одна из них не была выполнена. Лишь после передачи золота выяснилось, что британские оружейные заводы технологически не могли выполнить этот огромный заказ.

В период с декабря 1915-го по ноябрь 1916-го Россия отправила в США золота на $23 млрд. в качестве предоплаты за оружие и порох. Правительство Соединенных Штатов пустило деньги на модернизацию своего военно-морского флота. Россия не получила ни денег, ни оружия.
Поняв, что Англия и США деньги украли, российское правительство, надеясь получить оружие, зачислило в 1916 году на валютные счета японских банков эквивалент 300 тоннам золота . Перевод и сегодня подтверждают правопреемники тогдашних японских банков. Но, ни оружия, ни денег отдавать не собираются.
Временное правительство России в феврале 1917 года отправило в Швецию для закупки военного снаряжения 3,7 тонны золота, сейчас это $45 млн. Еще в 1928 году было получено подтверждение, что золото находится в хранилищах шведских банков. Ни одной винтовки, ни одного патрона Россия от Швеции в счет этого золота не получила."http://ladaria.livejournal.com/3457703.h tml
Только вопрос в том, откуда вдруг у России появилось такое огромное количество золота, которое можно было бы потратить
на военные нужды?

Какой-то очень странный 18-ый век, и был ли он вообще, был ли Наполеон с его войнами и как можно верить официальной истории войн, если они не подкреплены наличием военно-промышленного комплекса?

ЭКОНОМИКА ВЕДУЩИХ СТРАН

С 70-х годов 19 века начинается новая страница в развитии рыночной экономики. В этот период происходили столь значительные изменения в производительных силах и экономических отношениях общества, что возник вопрос о сущности нового этапа экономического развития. С высоты прошедшего времени мы можем утверждать, что этот период был продолжением эпохи рыночной экономики, ее глубинные экономические основы не изменились. И все-таки существенная трансформация рыночной экономики позволяет говорить об особом этапе в ее развитии - этапе монополизации экономики, когда закончилась эпоха свободной конкуренции и началась эпоха господства монополий. Это период рассматривается до 1914 года, до первой мировой войны. В 20 веке происходят новые трансформации рыночной экономики, о которых речь пойдет в следующей главе.

Развитие производительных сил и экономических отношений

на рубеже 19 и 20 веков

В конце 19 века начинается резкое ускорение в развитии производительных сил общества. Как снежный ком нарастают научные и технические открытия и изобретения (в начале века изобретения исчисляются десятками, в конце века - тысячами, один Эдиссон запатентовал тысячу изобретений). Наука становится непосредственной производительной силой: преодолевается разрыв между наукой и производством, наука начинает непосредственно обслуживать производство, работать по его заказу (на предприятиях возникают конструкторские бюро, научно-исследовательские лаборатории и группы). Особенно бурно разворачивается научно-технический прогресс в военно-промышленном комплексе, что было обусловлено мощным государственным финансированием военных отраслей в условиях нарастающей внешнеполитической нестабильности.

Происходит новый переворот в энергетической основе производства. Во-первых, энергия пара заменяется энергией электричества. Изобретена машина по производству электрического тока (диномо Сименса и генератор Эдиссона), изобретена турбина и в 1898 г. строится первая гидроэлектростанция на р. Ниагара (США), создается система передачи электроэнергии на расстояние. Начинается всеобщая электрификация: электричество широко используется в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в строительстве и в быту.

Во-вторых, изобретен двигатель внутреннего сгорания, работающий на углеводородном топливе: на нефти (инженер Дизель) и бензине (инженер Отто, Германия). Начинается создание первых автомобилей.

Изобретены способы получения синтетических, искусственных веществ, что положило начало химической промышленности (начало было положено изобретением анилиновых красителей в Германии).



Совершенствуется технология традиционных производств. Так, в металлургии осуществляется плавка в конвертере, под дутьем (инженер Бессемер) и в специальных печах (братья Мартэн, Франция), что положило начало сталелитейному производству. Изобретен гидролизный способ получения алюминия, что обусловило появление алюминиевой промышленности.

Революционные изменения происходят в системах транспорта и связи. В 1895 г. изобретено радио (А. Попов, Россия), это изобретение имело мировое значение. В том же году изобретено кино (братья Люмьер, Франция) и создан первый кинотеатр на бульваре Капуцинов в Париже. В 1911 году создан лабораторный образец телевизора (Розинг, Россия), а в 30-е годы русский инженер Зворыкин (США) создает промышленный образец, положивший начало эпохе телевидения.

В 1883 - 1885 гг. германские инженеры Даймлер и Бенц параллельно создают первые образцы автомобилей, которые вскоре завоевывают весь мир. Парусный флот повсеместно вытесняется паровым, появляются металлические пароходы. Широко распространяется электрический транспорт (лифты, трамваи, метро). Начинается эпоха воздухоплавания: появляются дирижабли и аэропланы (первый аэроплан создан в 1903 г. братьями Райт, США). С развитием нефтедобычи и нефтепереработки начинается строительство трубопроводов.

В военно-промышленном комплексе новации внедряются особенно быстро. Изобретены автоматическое оружие (пулемет), скорострельные пушки, создана нарезная винтовка, в армии используются первые металлические пароходы и самолеты.

Внедряются новые организационно-технические методы: автоматизация производства, начало которой было положено созданием конвейера на заводе Г. Форда (США). Распространяется стандартизация и поточные методы производства.

Меняется структура экономики. Появляются новые отрасли: электроэнергетика, химическая промышленность, нефтедобыча и нефтепереработка, сталелитейная и алюминиевая промышленность, усложняется машиностроение (появляется автомобилестроение, самолетостроение) и др. В структуре промышленности ведущую роль начинает играть тяжелая промышленность (отрасли группы А).

Но наиболее важные изменения происходят в организационно-экономической сфере. Происходит значительное укрупнение производства и капитала. Возникают фабрики и заводы-гиганты. Для создания этих предприятий, строительства железных дорог и электростанций требовались огромные капиталы. Рост капитала происходил путем его концентрации и централизации1. Эти процессы имели место как в промышленности, так и в банковской сфере, в торговле, в аграрном секторе. Усиливается взаимопроникновение промышленного и банковского капитала: банкиры контролируют промышленность, промышленники включаются в руководство банков, контролируя финансовые потоки, большое значение приобретают личные связи предпринимателей.

На основе роста капитала и производства происходит образование монополий. Монополизация - это контроль над рынком, когда та или иная фирма выпускает основную долю продукции и в состоянии влиять на ситуацию на рынке (цены, условия продаж, закупок сырья, сферы влияния и др.). Монополистические союзы принимают формы трестов, картелей, синдикатов, концернов, конгломератов1 . Периодические экономические кризисы, которые начинаются еще с 1825 года усиливают дифференциацию товаропроизводителей и ускоряют процессы централизации капитала и образования монополий. Появление монополий свидетельствовало о том, что закончилась эпоха свободной конкуренции и классической рыночной экономики.

В мировой экономике усиливается неравномерность экономического развития стран: на роль лидеров выходят США и Германия, начинается бурный рост экономики Японии, теряет положение лидера Англия, усиливается экономическое отставание Франции. Весь мир к концу 19 века поделен между ведущими индустриальными странами, начинается борьба за передел уже поделенного мира: за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капиталов. Эта борьба становится основой для развязывания империалистических войн (Англо-Бурская, Испано-Американская, первая мировая война).

Превращение США в первую индустриальную державу

На рубеже 19 - 20 веков экономика США продолжает бурно развиваться и страна выходит на первое место в мире по объемам промышленного производства, опередив Англию, которая более двухсот лет удерживала экономическое лидерство.

Факторами, обусловившими бурный экономический рост, стали:

Ликвидация рабства и капиталистическое освоение Западных земель;

Наличие богатых природных ресурсов: земли, сырья;

Демографические факторы: с одной стороны, мощный приток иммигрантов, а с другой стороны, постоянная нехватка рабочей силы, обусловившая ее сравнительно высокую оплату, что стимулировало процессы механизации и автоматизации труда;

Географические факторы: с одной стороны, близость к Латинской Америке с ее богатыми сырьевыми ресурсами, а с другой стороны, удаленность от Европы с ее бесконечными войнами;

Эффективная внешнеэкономическая политика: с одной стороны, торговый протекционизм (ограждение внутреннего рынка от проникновения импортной продукции), а с другой стороны, стимулирование притока иностранного капитала (через регулирование банковского процента, налогообложение, гарантии для иностранных инвестиций), что создает условия для роста производства, создания новых рабочих мест и расширения емкости внутреннего рынка.

В результате действия отмеченных факторов происходит бурный рост производства и глубокие структурные изменения в экономике. Быстро распространяется научно-технический прогресс, постоянно модернизируется техника и оборудование. Широко распространяется автоматизация, стандартизация и поточные методы производства. Промышленность по объемам производства преобладает над сельским хозяйством, а в структуре промышленности - тяжелая промышленность - над легкой. Особенно быстро развивается железнодорожное строительство и автомобилестроение (в 1892 г. Г. Форд собрал первый автомобиль, в 1900 г. он выпускал уже по 4 тыс. автомобилей в год, в 1913 г. с его конвейера сходило 500 тыс. автомобилей). Продолжается бурное строительство железных дорог (в начале 20 века страну связывают 4 трансконтинентальные железные дороги), железнодорожное строительство стимулирует развитие остальной экономики: металлургии, машиностроения, добывающей промышленности.

Экономика США развивается комплексно. Успехи промышленности ускоряют развитие сельского хозяйства, торговли, строительства. Повышается уровень жизни, растет заработная плата, улучшаются условия труда (в значительной степени под напором классовой борьбы и в результате деятельности профсоюзов и политических партий).

Усиливается концентрация и централизация производства и капитала, происходит образование первых монополий (1872 г - нефтяной трест “Стандарт Ойл” Дж. Рокфеллера, 1901 г. - Стальной трест Моргана). Негативные последствия монополизации экономики обнаружились очень скоро (рост цен, создание искусственного дефицита, ухудшение качества продукции и сервиса). Государство встает на защиту свободной конкуренции, начиная осуществление антимонопольного регулирования. Первый антимонопольный закон был издан в Канаде в 1889 г., но более известным стал другой закон - акт Шермана 1890 г. (США), который положил начало антимонопольному регулированию во всем мире. Этот закон был направлен не только на ограничение всевластия монополий, но и на защиту малого и среднего бизнеса, на запрещение недобросовестной конкуренции.

Таким образом, в конце 19 века США становятся абсолютным лидером мирового экономического развития, одной из богатейших стран мира

Превращение Германии в крупнейшую индустриальную державу

На рубеже 19 и 20 веков ведущим европейским государством в экономическом отношении становится Германия.

Факторами бурного экономического подъема в Германии стали:

Завершение государственного объединения страны под эгидой Пруссии в 1871 году, ликвидировавшее таможенные перегородки и позволившее создать единый национальный рынок;

Победа над Францией во Франко-Прусской войне 1870 - 1871 гг. , в результате чего Германия получает огромную контрибуцию и осуществляет аннексию Эльзаса и Лотарингии - богатых железнорудных регионов (в сочетании с угольными ресурсами Рейнской области они стали основой мощной топливно-металлургической базы германской промышленности);

Преимущества более поздней индустриализации и высота инженерной мысли в Германии;

Милитаризация экономики и создание мощного военно-промышленного комплекса, ставшего мотором для развития всей германской экономики;

Протекционистская политика и сильная государственная поддержка развивающейся промышленности;

Демографические факторы: быстрый рост населения и емкости рынка;

Социальные факторы: сравнительно невысокая заработная плата при высочайшей дисциплине труда (однако с начала 20 века отмечается заметный рост заработной платы и уровня жизни германских рабочих, что стимулировало потребительский спрос).

Все перечисленные факторы способствовали бурному росту промышленности. Происходит ускорение научно-техничесого прогресса, постоянная модернизация производственной базы. Германия превращается из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную страну. По объемам промышленного производства она выходит на второе место в мире.

Усиливается концентрация и централизация производства и капитала, формируются монополистические союзы (в основном в форме картелей и синдикатов). Особенно это заметно в наиболее развитых отраслях: угольной, химической (“Фарбениндустри”), электротехнической (“АЭГ” и “Сименс”), судостроительной и в производстве вооружения (“Крупп”). Растет также банковский капитал, усиливается его интеграция с промышленным.

Успехи промышленности определяли и позитивные изменения во внешней торговле. Существенно возрастают ее объемы (в 3 раза за данный период), совершенствуется структура экспорта (более 70 % экспорта составляет теперь готовая продукция и 30 % - сырье). Однако сохраняется пассивный торговый баланс, который был обусловлен сырьевым дефицитом и необходимостью импорта сырья и продовольствия.

Развитие производительных сил продолжало сдерживаться пережитками феодализма в сельском хозяйстве. Аграрный сектор развивается по “прусскому пути” – в условиях крупного феодального землевладения и пережитков феодализма.

Ведущими социальными силами в германском обществе оставались юнкеры, монархические и милитаристские круги. Это определяло особую агрессивность германского капитализма. Недостаточность сырьевой базы и ограниченность территории приводили к усиливающейся борьбе за внешние рынки и передел мира. Германский капитализм, таким образом, носил выраженный военно-феодальный характер.

Утрата Англией промышленного лидерства

Англия в конце 19 - начале 20 века утрачивает свои былые позиции лидера мирового экономического развития. По уровню развития промышленности она перемещается на третье место в мире - после США и Германии. Сократились темпы роста промышленного производства (оно росло в 3,5 раза медленнее, чем в начале 19 века), упала доля Англии в мировом промышленном производстве (она производила уже не половину, а только пятую часть мирового объема промышленной продукции).

Факторами промышленного отставания Англии стали:

Физически и морально устаревшая производственная база, необходимость ее перевооружения;

Необходимость ее перевооружения требовала огромных капиталовложений, но английская буржуазия предпочла в этот период экспортировать капитал за рубеж;

Политика фритредерства (свободной торговли) стала невыгодной Англии, но продолжала действовать(в условиях экономического лидерства политика «открытых рынков» обеспечивала Англии проникновение на европейские рынки, но теперь, с утратой конкурентных преимуществ, эта политика делала английскую промышленность беззащитной перед экспансией более дешевой американской и германской продукции).

Тем не менее росло промышленное производство, особенно динамично развивалась тяжелая промышленность. Происходили позитивные изменения в структуре производства: появлялись новые отрасти, из традиционных наиболее успешно развивалось судостроение. Но прогрессивные изменения происходили относительно медленно. Слабой была энергетическая база производства (низкая мощность электростанций и недостаточная концентрация капитала в электроэнергетике). Концентрация капитала в промышленности была намного ниже, чем в США и Германии. Господствовали мелкие и средние технически устаревшие предприятия.

Иная ситуация складывалась в кредитной сфере. Здесь была наивысшая концентрация капиталов (27 банков контролировали 86 % всего британского капитала). Усиливалась тенденция к экспорту капитала. Английский капитал экспортировался в основном в колонии, преимущественно в форме инвестиций в добывающую промышленность.

Во внешней торговле сложился пассивный торговый баланс в силу того, что Англии не хватало своего сырья и приходилось его импортировать, но общий платежный баланс оставался неизменно активным (за счет доходов от морских перевозок, от экспорта капитала и др.)

Экономика Англии сохраняла колониальный характер, эксплуатация колоний обеспечивала основу ее процветания (к концу 19 века национальный доход Англии вырос в 3 раза, а доходы от вложений капитала за рубежом - в 9 раз). Самый крупный в мире военно-морской флот позволял ей господствовать в океанах и удерживать власть над колониями.

Таким образом, рост доходов и процветание Англии происходило при нарастающем экономическом застое. Англия оставалась мировым перевозчиком, купцом и банкиром, но перестала быть “мастерской мира”.

Усиление экономического отставания Франции

На рубеже веков усиливается отставание Франции от ведущих мировых держав. В ее экономике происходили важные позитивные изменения, характерные для этого периода. Но если темпы роста промышленности в США выросли в 13 раз, Германии - в 7 раз, то во Франции - только в 3 раза. Она оказывается на 4 месте в мире по объемам производимой промышленной продукции.

Факторы экономического отставания Франции:

Узость сырьевой базы, что обусловливало необходимость импорта сырья и высокую стоимость французской продукции (углем, например, Франция была обеспечена на 2/3 своих потребностей);

Поражение во Франко-Прусской войне 1870 - 1871 гг., территориальные потери в результате войны, необходимость выплаты огромной контрибуции;

Устаревшая производственная база и необходимость ее модернизации;

Продолжающийся отток капиталов из страны (ее экономика сохраняла ростовщический характер);

Не прекращающиеся колониальные авантюры;

Узость внутреннего рынка в результате медленного прироста населения и его низкой покупательной способности (нищета крестьянства и малочисленность пролетариата).

В результате падают темпы роста французской экономики, сокращается ее доля в мировом производстве (как новых, так и традиционных отраслей). В начале 20 века Франция остается аграрно-индустриальной страной (только 12 % трудоспособного населения занято в промышленности, 25 % - в торговле и 31 % - в сельском хозяйстве). В основном развивается легкая промышленность, ее технический уровень остается невысоким. Энергетической основой производства остается паровой двигатель. Низка концентрация производства (94 % предприятий имели менее 10 работников).

Усиливался кризис сельского хозяйства. По урожайности Франция занимала 11 место в Европе. Сохранялось мелкое крестьянское хозяйство с низкой производительностью труда и товарностью производства. В аграрном секторе очень медленно внедрялись достижения технического прогресса.

Рост капиталов и процессы монополизации происходили в основном не в промышленности, а в банковской сфере. Здесь концентрировались самые большие капиталы, продолжался их отток из страны. Экспорт капитала происходил преимущественно в форме займов и, частично, - портфельных инвестиций (из 42,5 млрд. французских заграничных вложений хозяйственное значение имели только 10 млрд.). В частности, 12 млрд. франков было вложено в России, 10 % населения Франции владело российскими ценными бумагами в силу их высокой доходности

Таким образом, на рубеже 19 и 20 веков Франция оставалась мировым ростовщиком, богатела не столько страна, сколько ее финансовый капитал.

Начало индустриализации и развитие рыночной экономики

в Японии

До середины 19 века Япония была отсталой аграрной феодальной страной. С 12 века практически не изменилось ее политическое и общественное устройство. Сохранялась феодальная раздробленность, императорская власть, сословная структура общества (она получила название “си-но-ко-се” по основным классам общества: си - самураи (феодалы), но - крестьяне, ко - ремесленники и се - торговцы). Крестьяне составляли около 80 % населения. Ремесленники объединялись в цеха, купцы - в гильдии. Страна жила в условиях автаркии, самоизоляции (за связь с иностранцами грозила смертная казнь).

К середине 19 века назрел кризис феодальной системы хозяйства. В условиях экономической отсталости начавшееся проникновение иностранного капитала1 грозило Японии колониальной или полуколониальной зависимостью. Необходима была срочная индустриализация экономики и модернизация общественной системы.

Промышленная революция в Японии начинается после революции Мэйдзи (дословно: “просвещенное правление”). Это была буржуазная революция, подорвавшая основы феодализма и положившая начало капиталистическому развитию японской экономики. Была ликвидирована монархия (впоследствии произошла ее реставрация), к власти пришел помещичье-буржуазный блок. Несмотря на упорное сопротивление самураев, в 70-е годы произошли важные социально-экономические реформы. Были ликвидированы многие феодальные права самураев (хотя их земельная собственность и политическое влияние сохранились), ликвидирована сословная структура общества. Началась промышленная революция и вестернизация страны.

Промышленная революция протекала исключительно бурно. Япония полностью воспользовалась преимуществами позднего промышленного переворота. Особенностью индустриализации в Японии было следующее.

1. Активное участие государства в создании промышленности, особенно военного характера (государственные инвестиции, налоговые льготы, субсидии, предоставление государственных предприятий в аренду частному капиталу, концессии, закупка импортного оборудования при поддержке государства, обучение японской молодежи за рубежом и приглашение иностранных специалистов). Особой поддержкой государства пользовались старые торгово-ростовщические компании, связанные с императорским двором личными узами.

2. Милитаризация экономки и создание мощного военно-промышленного комплекса. Япония, как и Германия, имела ограниченную территорию и дефицит сырья, у нее не было колоний. Кроме того, политическое влияние самураев, традиционно агрессивного класса, обусловило экспансионистскую внешнеэкономическую и внешнеполитическую стратегию Японии. С усилением своей экономической мощи Япония становится угрозой азиатского региона, начинает захват рынков и территории в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке (примером тому была Русско-Японская война 1904 - 1905 гг., закончившаяся сокрушительным поражением России).

3. Ранняя монополизация экономики. С самого начала формирования японской промышленности возникают и быстро усиливают свое влияние монополии (Мицуи, Мицубиси). Эти монополии выросли из старых торгово-ростовщических компаний и пользовались особой поддержкой государства.

Для японской экономики конца 19 - начала 20 века характерна была диспропорция в развитии различных отраслей: при динамично развивающейся промышленности - крайне отсталое феодальное сельское хозяйство. Земля оставалась в руках самураев, сельское хозяйство в Японии развивалось по “прусскому” пути. Сохранялась жесточайшая эксплуатация крестьян, физическое насилие и страшная нищета. В деревне продолжало господствовать средневековье. В конце 19 века Япония оставалась аграрно-индустриальной страной, 2/3 ее населения проживало в деревне. Нищета крестьянства обусловливала узость внутреннего рынка, что также определяло упорную борьбу за внешние рынки. Японский молодой капитализм, таким образом, носил выраженный военно-феодальный характер

Таким образом, за несколько десятилетий конца 19 века Япония из полуколониальной, раздробленной, феодальной страны превратилась в начале 20 века в мощную индустриально-аграрную державу, лидера Юго-Восточной Азии. Японская экономика демонстрировала самые высокие темпы роста, Япония активно включилась в борьбу за передел мира.

1. Какая отрасль промышленности появилась в XIX веке:

б) Дж. Стефенсон г) Г.Форд

б) К.Мэксим г) братья Райт

5. Создателем динамита был:

а) С.Кольт в) Х.Шрапнел

б) К.Мэксим г) А.Нобель

а) урбанизация в) миграция

б) эмансипация г) эмиграция

а) швея в) фотограф

б) машинистка г) почтальон

а) цилиндр в) костюм "тройка"

б) смокинг г) тросточка

  1. Учебное пособие диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI века москва 1994

    Реферат

    как приспособительная реакция и как элемент организации появилось … в XXI в. — век информации … по кругу. Чем больше развивается какая -то отрасль тяжелой промышленности , тем тестов , … ., подготовил промышленнуюреволюцию , ознаменовавшуюся … "индустриальной " …

  2. СПб., издательство «Петербург-xxi век», 1997

    Документ

    как жертва общества - это концепция XIXвека . В конце нашего векатема по сравнению с ребенком индустриального как объект опыта попромышленному революцию . С какой благодарностью вспоминаю я «мадмуазель», молодую люк-сембургскую учительницу, которая тем

  3. Тесты по курсу «Обществознание»

    Тесты

    тестыпо промышленная политика способствует развитию промышленности революции . Б. Разновидность социальных революций революции … признаком индустриального и … век наиболее деятелен». Как потеме «Личность как XXI … и отраслей 5) … Какие новые полномочия появились

  4. Тест по олигофренопедагогике 4 Тест для учителей логопедов 7

    Документ

    Тестпо олигофренопедагогике 4 Тест для учителей — логопедов 7 Тест XXIвека каком году на олимпийском флаге впервые появились по многим отраслямпромышленности и выпуску промышленной продукции занял ведущее положение в мире, тем индустриальному революции

  5. Методические рекомендации программа всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века 10 класс, базовый уровень (30 ч), профильный уровень (58 ч)

    промышленнойреволюции . Тема 13. Индустриальное общество (1 ч) Социальные последствия промышленнойреволюции . Индустриальное общество. Социальный вопрос. Индустриализация. Подъем базовых отраслейпромышленности

Другие похожие документы..

Промышленное развитие в 60—70-е годы XIX в . Отмена крепостного права вызвала короткую заминку в промышленном развитии страны. Многие отрасли, прежде всего металлургическая, должны были перейти с принудительного труда на вольнонаемный. Но вскоре промышленное развитие пошло по восходящей. В середине 60-х годов в России наблюдался подъем предпринимательства. Даже офицеры, бывало, подавали в отставку и открывали книжную или бельевую лавку. Уступая дорогу частному капиталу, правительство закрыло некоторые убыточные казенные предприятия. Другие передало в частные руки. Жизнь пореформенной России, гораздо более свободная и динамичная, представляла резкий контраст с застоем николаевского царствования.

Наиболее значительные успехи были достигнуты в текстильном производстве , которое в то время было ведущей отраслью русской промышленности. За 20 пореформенных лет потребление хлопчатобумажных тканей на душу населения в России удвоилось. Это было достигнуто за счет вытеснения домотканых льняных тканей.

Значительный рост наблюдался в пищевой промышленности , особенно в сахарной. Среднедушевое потребление сахара за эти же годы тоже удвоилось (до 2 кг в год в начале 80-х годов). Начался экспорт русского сахара за рубеж.

Очень трудно к новым условиям приспосабливаласьметаллургическая промышленность , где требовалось не только перейти к вольнонаемному труду, но и произвести техническое перевооружение. Уральские горнозаводчики привыкли проживать свои доходы в столицах или за границей. Их капиталовложения в предприятия были недостаточны. Производство железа в первые годы после отмены крепостного права снизилось. Лишь в 1870 г.

выплавка чугуна достигла уровня 1860 г. Медленные темпы роста производства в черной металлургии сохранялись до конца 70-х годов. Однако в это же время (с середины 70-х годов) стала набирать силу горная и металлургическая промышленность в Донецком бассейне.

Русское машиностроение в первые пореформенные десятилетия еще не могло обеспечить нужды железных дорог в подвижном составе. Паровозы и вагоны в то время ввозились из-за границы. Правительство поощряло развитие отечественного машиностроения, и со второй половины 70-х годов XIX века железные дороги стали снабжаться подвижным составом в основном отечественного производства.

Народное хозяйство России, постепенно смыкавшееся с мировой экономикой, начинало испытывать колебания ее конъюнктуры. В 1873 г. Россию впервые затронул мировой промышленный кризис.

В первое пореформенное двадцатилетие окончательно сформировались основные промышленные районы России — Московский, Петербургский, Уральский и Южный. В Московском районе преобладала текстильная промышленность, Петербургский приобрел уклон в сторону металлообработки и машиностроения. Уральский и Южный были базой металлургической промышленности. Самым мощным из них был Московский, опиравшийся на развитую кустарную промышленность центральных губерний (Московской, Владимирской, Костромской, Ярославской, Тверской).

§Русские предприниматели XIX века
§Сельское хозяйство России XIX века
§Общественное движение XIX века
§Либералы и демократы XIX века
§Три течения в народничестве

Заводы Москвы (19 век)

«Братья Аксерио» – производство искусственного мрамора, гипсовый завод

Товарищество «Оксаген» – кислородный и химический заводы

Фабрика «Эмиль Липгарт и К°» – земледельческие машины и орудия

Машиностроительный завод «Политехника» – ткацкие и прядильные станки

Русское общество машиностроительных заводов «Бр. Кертинг»

Торгово-промышленное товарищество «Гаген Т.Н. и К°»

Товарищество для производства и продажи строительных материалов «В.К. Шапошников, М.В. Челноков и К°»

Строительная контора инженера В.Л. Либерта

Общество Русских трубопрокатных заводов

Русское товарищество торговли металлами «Износков, Зуккау и К°»

Торговый дом «Струзер и Гофшнейдер» – антрацит, торф, уголь, чугун, железо

Товарищество Сущевского завода Г.А. Кеппена – несгораемые шкафы, плиты

«Рессорная фабрика В.И. Мохова и К°» – экипажные принадлежности

Торговый дом Л.В. Готье-Дюфайе – торговля железом, чугуном, цементом

Шляпные и полотняные фабрики М.П. Гусятникова

Торговый дом «Феррейн В.К. и К°» – фармацевтические препараты

Торговый дом «Лурье Ф.Х и К°» – канализация и водопровод

Торговый дом «А.Г. Клаус и К°» – меднокотельный и механический заводы

Торговый дом «Левенталь и К°» – электротехнические принадлежности

Дулёвский фарфоровый завод М.В. Кузнецова

Акционерное общество русских электролитических заводов «Сименс Шуккерт»

Фирма «Треугольник» Российско-американской Резиновой мануфактуры

Техническая контора заграничных заводов

Механический завод Е.Е. Лауденбаха

Цинковый завод и фабрика гвоздей и проволоки «Карабанов А.И. и сын»

Фабрично-торговое товарищество «Келлер Р. и К°» – фармацевтическая фабрика и фабрика фотографических пластин

Товарищество механического меднолитейного и литейного завода А.К. Дангауэр и В.В. Кайзер

Фабрика манометров торгового дома «Гакенталь Ф. И К°»

Машиностроительный завод торгового дома «Альфред Гутман и К°»

Химический завод Р. Гилля

Товарищество Московского металлургического завода Ю.П. Гужона

Завод «Руссокабель»

Златоканительная фабрика «Вл. Алексеева, П. Вишнякова и А. Шамшина»

Писчебумажная фабрика М.Г. Кувшинова

Товарищество «Вас. Ос. Красавин с Бр.» - медные изделия, водопроводные принадлежности

Товарищество табачной фабрики М.И. Бостанжогло

Водочный завод Копейкина-Серебрякова

Фабрика броможелатиновых пластинок «Победа»

Строительная фабрика Э.Э. Виллера

Фабрика искусственного барашка Б.Н. Соколова

Товарищество Невского стеаринового завода

Гильзовая фабрика товарищества И. Исаджанова

Фабрика буровых инструментов «Фон Вангель Б.И. и К°»

Фабрика кокосовых пуговиц акционерного общества «Ронталлер Б. и К°»

Машиностроительный завод Н.В. Иванова

Свинцово-прокатная мастерская В. М. Балашихина

Фабрика электрических принадлежностей И.М. Землянского

Фабрика электрических ламп И.А. Бобэ

Торговый дом «Якобсон В.Л. и К°» – сталь, чугун

Завод углекислоты К.Т. Тимофеева

Желатиновая фабрика и химический завод В.М.

Горховера

Механический завод И.Я. Мейера

Фабрика картонных коробок Нейкома и Слангена

Цинковый завод Г.К. Шпонгольца

Фабрика ткацко-резиновой мануфактуры «Браун А. и К°»

Чугунолитейный и механический завод торгового дома «Берг П. и Гунт»

Товарищество Московской паровой вальцовой мельницы А.И. Эрлангер

Водочный и дрожжевой заводы А.И. Афремова

Сокольнический пивоваренный завод торгового дома «Л.А. Вакано и К°»

Фабрика товарищества «Ф.М. Шемякин и К°» – деревянные сверточные шкивы по американскому образцу

Механический завод Варце и Мак Гилль

Колбасная фабрика А.В. Чичкина

Котельный завод Э.Э. Кудлинга

«Раузер, Вибер и К°» – механический завод и очистка сточных вод

Кислородно-сварочный, котельно-механический и арматурный заводы фирмы «И. Мохов и С. Фалькевич»

Химический и мыловаренный завод Ф.С. Федосеева

Содово-химический завод В.Н. Повалово-Швейковской

Ватная фабрика товарищества «Блесс К. и К°»

Завод металлических конструкций М.Я. Цоллера

Механические заводы А.И. Пономарева и К.О. Куртцинга

Слесарно-механический завод Д.И. Нефедова

Фабрика торгового дома «Л.Ф. и Э. Тиде и К°» – шоколад, какао, кофе

Товарищество бумаготкацкой мануфактуры «Лука Беляев и сыновья»

Котельный и механический завод И.И. Ветчинкина

Цинковальный завод «Вармуж В. и К°»

Прядильно-ткацкая и отделочная фабрика товарищества «Братья Носовы»

Завод лаков и красок Р.Г. Фридлендера

Машиностроительный и литейный завод Г.В. Вагенера

Механический завод Д.А. Идельсона

Желатиновый завод П.Г. Колмогорова

Кирпичный завод И.И. Веденеева

Фабрика салфеток А.М. Королева

Тест по теме «Индустриальная революция»
1.

Какая отрасль промышленности появилась в XIX веке:

а) машиностроение в) химическая промышленность

б) приборостроение г) легкая промышленность
2. Кто построил в 1825 г. железную дорогу:

а) Тревитик в) братья Монгольфье

б) Дж. Стефенсон г) Г.Форд
3. В какое время в Англии появились первые автомобили с паровым двигателем:

а) в I четверти XIX века в) в III четвери XIX века

б) во II четверти XIX века г) в IV четверти XIX века
4. Кто совершил первый полет на планере, оснащенным бензиновым двигателем:

а) братья Монгольфье в) А.Попов

б) К.Мэксим г) братья Райт
5. Создателем динамита был:

а) С.Кольт в) Х.Шрапнел

б) К.Мэксим г) А.Нобель
6. Найдите лишнее. Страны, которые в XIX веке покидало большое количество эмигрантов:

а) США б) Англия в) Италия г) Франция

7. Основные черты индустриального общества:

а) миграция в) усложнение классовой структуры

б) урбанизация г) распад колониальных империй
8. Стремление женщин к свободе и независимости, борьба за уравнение в правах — это:

а) урбанизация в) миграция

б) эмансипация г) эмиграция
9. Какая новая женская профессия появилась в XIX веке:

а) швея в) фотограф

б) машинистка г) почтальон
10. Какой атрибут мужской одежды считался в XIX веке высшим признаком элегантности:

а) цилиндр в) костюм "тройка"

б) смокинг г) тросточка

  1. А, б, в

В начале 1809-х годов 19 века. В мировом промышленном развитии отчетливо обозначилась тенденция к концентрации производства. Она проявлялась в том, что постепенно в разных отраслях промышленности доминирующее господствующее положение начали занимать именно крупные предприятия, производящие продукцию в большом масштабе.

На том уровне развития производительных сил крупное производство действительно демонстрировало абсолютное превосходство над мелким и вытесняло его. Крупные предприятия брали верх в конкурентной борьбе. Процесс концентрации производства проявился и в России. Причем для российской промышленности, которая в общем была еще слабая, была характерна ранняя и весьма высокая концентрация производства. Объяснялось это рядом обстоятельств:

Тем, что русские предприниматели могли заимствовать организационный опыт более развитых стран. Поэтому в новых отраслях промышленности, даже в таких, которые были связаны с обслуживанием железных дорог, там сразу же стали создаваться крупные предприятия. Мелких там практически не было.

С другой стороны имело место еще одно обстоятельство. Русская промышленность в техническом отношении была оснащена хуже, нежели промышленность наиболее развитых стран. Крупные предприятия, где работало большое количество рабочих, благодаря большому их количеству, в какой-то степени могли компенсировать свою техническую слабость.

Это касалось преимущественно отраслей тяжелой промышленности. Тяжелая промышленность в России формировалась под влиянием в значительной степени потребностей государства. Она обслуживала потребности военного ведомства, морского министерства и т.д. Внутренний спрос на продукцию тяжелой промышленности в России еще не сформировался. Крупные промышленные предприятия в отраслях тяжелой индустрии сильно зависели от казенных заказов. Прекращение казенных заказов было для них губительно. Хотя государство оказывало промышленным предприятиям, имевшим государственное значение, значительную поддержку, однако все же возможности предоставления заказов зависели от состояния казны. Поэтому чтобы продержаться на плаву, в случае если казенные заказы прекратятся, крупные предприятия в области тяжелой индустрии должны были выпускать все: от высоко сложного оборудования до всякого рода мелочей, необходимых широкому потребителю. Такая многономенклатурность (много видов) выпускаемой продукции была под силу только крупным предприятиям. Мелкие были не в состоянии справиться с этой задачей, поэтому данное обстоятельство тоже стимулировало процесс развития концентрации производства.

К началу 1890-х годов крупные предприятия, а к таковым по статистике относились те, которые вырабатывали продукции на сумму свыше 100 тысяч рублей, такие предприятия преобладали в тех отраслях, которые выпускали более 40% всей промышленной продукции.

Дальнейшего развития процесс концентрации производства получил уже в 1890-е годы.

Концентрация производства дополнялась в России процессом концентрации и централизации капитала, что проявлялось и в промышленной сфере, в частности …

Процесс централизации капитала в России, как и в других странах, выражался в образовании предприятий, которые, помимо тех, которые находились в индивидуальной собственности, еще и создание предприятий, которые находились в коллективной собственности. Причины их развития в России, как и в других странах, коренились в росте масштабов промышленного производства. Чем быстрее развивалась промышленность, тем сложнее становилось одному человеку, даже очень богатому, обеспечивать на должном уровне капиталовложения. Поэтому для дальнейшего развития экономики и промышленности требовалось мобилизовать массу капитала, находящегося в руках отдельных лиц, с тем, чтобы на должном уровне ….

Это обстоятельство обусловливало процесс возникновения ассоциированных капиталистических предприятий. В России согласно действующему законодательству, ассоциированные предприятия создавались в 2-х формах. Это товарищества полные, и акционерно-паевые предприятия. Товарищества полные существовали в свою очередь в двух видах. 1 вид полного товарищества – это торговый дом. Это фирма, находящаяся в коллективном владении нескольких лиц (как правило сравнительно небольшое число лиц), причем все они несли коллективную ответственность за дела предприятия и отвечают всем своим имуществом. Если предприятие обанкротилось, то продавалось имущество всех участников на покрытие долгов. Эти торговые дома охватывали небольшое число участников, поскольку это были как правило люди, лично знакомые друг с другом, они слишком многим рисковали.

Вторая разновидность полных товариществ – товарищества на веру, они представляли собой как бы производную форму от торговых домов акционерно-паевых предприятий. Часть участников товарищества на веру несла полную ответственность за дела фирмы, т.е. отвечала всем своим имуществом. Другая часть это те, кто нес ответственность, как и в акционерных обществах, только в пределах вложенного капитала. Если фирма разорялась, они отвечали.

Когда вы видите в дореволюционных названиях такое: Иванов и К 0 – это означает, что это товарищество на вере. Поименно перечислены те, кто отвечает всем своим имуществом, а остальные скрываются под сокращением К.

Акционерно-паевые предприятия тоже делились на 2 группы.

1 группа – Товарищества на паях, 2 группа – Акционерные общества.

Юридической и экономической разницы между товариществами на паях и акционерными обществами не существовало. И там и там участники предприятия несли ограниченную ответственность. Они отвечали только своим капиталом. А в чем разница? Внешне она выражалась в следующем: акционерные общества выпускали акции, а товарищества на паях выпускали паи. Разница между акцией и паем заключалась в следующем: паи были как правило именные, они выпускались для конкретного человека, который и приобретал.

Акции как правило были анонимные, их мог приобрести любой человек.

Если владелец акции мог ею распоряжаться как угодно, мог завещать, продать, подарить, то владелец пая свободно распоряжаться им не мог. На передачу своих паёв в чужие руки он должен был получить согласие правления. Паи в отличие от акций по их нарицательной (номинальной) стоимости были обычно выше (дороже). Акция стоила сотни рублей, то паи – тысячи.

В каких случаях создавались акционерные общества, а в каких паевые предприятия? Это зависело от того, какую цель перед собой ставили учредители. Если ставилась задача максимально широко мобилизовать капиталы, тогда создавались акционерные общества, если эта задача была не столь важна, а главным был учредитель и не упустить контроль над предприятием, тогда создавались паевые предприятия.

Вообще история ассоциированных предприятий начинается с конца 18 века. Наиболее бурно в пореформенную эпоху развивались Акционерно-паевые предприятия, и в первую очередь акционерные общества. К началу 1890-х годов 19 века они занимали главенствующее положение в большинстве отраслей промышленности. Им принадлежало большинство предприятий данной отрасли.

Ассоциированные предприятия

Товарищества полные

Акционерно-паевые предприятия

Торговый дом

Товарищества на веру

Товарищества на паях

Акционерные общества

Акционерно-паевые предприятия создавались в России, несмотря на свой быстрый рост, в довольно неблагоприятной правовой среде.

В принципе существует 2 возможных порядка образования акционерно-паевых предприятий. Это явочный порядок и концессионный или разрешительный.

Явочный порядок подразумевал наличие общего закона на таких предприятиях. Лица, желающие его образовать, готовили устав, регистрировали его на бирже, где смотрели, соответствует ли устав закону. Он утверждался, и общество начинало действовать.

Концессионная система так и называется потому, что на создание каждого общества требуется разрешение, санкция государственной власти. Явочным порядком его создавать нельзя.

В России существовала именно концессионная, разрешительная система. Причем для того, чтобы получить согласие, разрешение на создание акционерного общества, это согласие следовало получить на самом верху. В каждом конкретном случае устав любого общества утверждался лично императором. Такая процедура была неудобной, она сковывала активность создания таких обществ, потому что на создание общества требовалось много времени. Разумеется сам император в такие нюансы никогда не вникал. Бумагу, в которой излагался устав общества, который царь должен был утвердить, император подписывал механически, не вникая. Но если царскую подпись получить быстро, то до царя нужно дойти. Нужно пройти через все инстанции. Такая процедура занимала очень много времени.

Российская буржуазия через свои организации на протяжении почти всей пореформенной эпохи обращалась к властям с предложением ввести явочным порядком создание в России акционерных предприятий. Но с той же регулярностью, с какой они просили, им в этом отказывали. И это сохранялось вплоть до Февральской революции.

Почему власти держались за концессионный порядок? Разрешительный принцип создания акционерного предприятия являлся важным рычагом, с помощью которого власти могли регулировать положение в экономике, контролировать ситуацию. Допускать абсолютно свободную игру рыночных сил царское правительство не собиралось.

Кроме того, имелась здесь и политическая подоплека. Русская буржуазия была кровно заинтересована в образовании предприятий. А их образование зависело от власти. Тем самым можно было разрешить, можно было не разрешить. Все зависело от поведения. Тем самым обеспечивалась лояльность. Это была одна из таких нитей, которой привязывалась буржуазия к существующему политическому строю, обеспечивала ее политическую зависимость.

Но царизм не служил таким уж значительным препятствием для акционерного учредительства в России, и акционерные общества создавались в пореформенную эпоху активно, причем особенно активно в сфере промышленности. Они действовали не только в промышленности, но и в торговле, в банковском деле, в железнодорожном строительстве. Там уже изначально были акционерные общества, потому что на строительство железных дорог требовались очень большие деньги.

Процессы концентрации производства и централизации капитала готовили в России, как и в других странах, почву для возникновения промышленных монополий. Такие объединения действительно появляются в России в 1870-е годы. Но бесспорное их существование относится уже к 1880-м годам.

Монополистические объединения в России этого времени создавались в форме синдиката или картели.

Картель – это соглашение между предприятием по рынкам сбыта и по ценам. Они брали на себя обязательства не продавать свою продукцию ниже определенного уровня. Но каждое предприятие и юридически и фактически являлось самостоятельным.

Синдикат – это более высокая форма ведения предприятий. Синдикат предусматривает наличие некоего общего органа для объединившихся предприятий, который занимается сбытом.

Если при картельном соглашении предприятия каждое самостоятельно выходит на рынок, то при синдикате предприятие от функций сбыта отстраняется. Образуется специальный орган, который этим занимается, общий для всех предприятий синдиката.

В России в 1880е годы заключаются картельные соглашения и синдикатские. Одним из первых был Союз рельсовых фабрикантов. Он был образован в 1882 году. Это было нечто среднее между классическим картелем и синдикатом. В рамках этого объединения решили согласовывать объемы производства и ценовую политику 5-6 крупнейших предприятий, производящих рельсы. Договор между ними был заключен сроком на 5 лет. По истечении срока соглашения в 1887 году этот союз прекратил свое существование.

В 1880-е годы преимущественно в отраслях тяжелой промышленности тоже создаются такие картельно-синдикатские объединения. Но в этот период они еще очень неустойчивы. Они действуют как правило в течение определенного времени. Договоры носят срочный (имеют срок) характер, и по истечении срока соглашения они не возобновляются. Легкая промышленность слабо была затронута этим процессом. Большинство таких объединений, возникших в 1880е годы не пережили промышленного подъема 1890-х годов, развалились. Особенно значительной роли в экономике они не играли.

Эти монополистические объединения создавались в России в довольно своеобразной юридической, правовой обстановке. Дело в том, что с 1840-х годов 19 века, во время царствования Николая 1 в действующее уголовное уложение была включена статья, которая грозила довольно строгим наказанием за стачки торговцев. Стачка – это соглашение. Стачки имели целью повышение цен на производимые им товары. Они сговариваются и вздувают цены. Когда в России в 1880-е годы стали появляться картели и синдикаты, то действия их участников прямо попадали под эту статью, потому что и картель и синдикат есть не что иное как соглашение производителей, имеющих своей целью повышение цен на продукты, которые они производили.

Таким образом, все эти объединения действовали как бы незаконно. Так сохранялось до 1917 года.

Как и в случае в акционерными обществами, буржуазия и … круги неоднократно обращались с просьбой отменить карательную статью уголовного законодательства, но ее так и не отменили. Сохранение этих статей позволяло властям контролировать ситуацию в экономике, и поведение российской буржуазии. Над всеми участниками таких объединений постоянно висел своеобразный Домоклов меч. Карательные статьи законодательства по отношению к ним применялись редко, на их деятельность смотрели сквозь пальцы, но в любой момент могли применить. Это обеспечивало их лояльность властям. И когда деятельность таких объединений входила в противоречие с интересами государства, тогда возбуждалось уголовное дело.

Обычно же глаза на это закрывали. Складывалась такая парадоксальная ситуация, что в деятельности таких объединений принимало участие в сущности само правительство.

Например, Союз Рельсовых фабрикантов. Одним из его важнейших участников являлся Путиловский завод. А контрольный пакет акцией общества Путиловского завода принадлежало казне. Т.е. сама казна совершала уголовно наказуемое деяние. Почему государство приняло участие в запрещенной деятельности? Начало 1880-м годов было весьма тяжелым. В особенно сложной ситуации оказались предприятия, обслуживавшие железнодорожное строительство. Железнодорожное строительство в России по существу прекратилось, предприятия не получали заказов или получали их очень мало. Над ними нависла угроза разорения. Допустить гибель отрасли, которая имела огромное значение для страны, и огромное военно-стратегическое значение, государство не могло и оказывало ему поддержку. И одной из форм поддержки было создание этого Союза Рельсовых фабрикантов, с тем, чтобы железнодорожные предприятия перестали обессиливать друг друга в конкурентной борьбе, и объединили свои усилия.

Т.е. бывали ситуации, когда государство само участвовало в деятельности таких монополистических объединений.

Темпы развития промышленности были едва ли не самыми высокими в мире.

Но достигнутые результаты к 1880-м годам были довольно скромные. Доля России в мировом промышленном производстве составляло всего 3,5%. Это было немного, это в 8 раз меньше, чем объем производства в США, чем в Англии, в 4 раза меньше, чем в Германии, в 2,5 раза меньше, чем во Франции.

Проблема преодоления или существенного сокращения отставания в развитии не была решена. Многие отрасли отечественной промышленности находились еще в зачаточном состоянии. Россия сильно зависела от импорта. В конце 1880-х годов металлургическая промышленность работала на привозном сырье.

В российской экономике происходят и другие перемены. Складывается система капиталистического кредита. Во 2-й половине 1860-х – начале 1870-х годов возникают акционерные коммерческие банки. Развитие банковского сектора особенно бурно развилось в 1890-е-1900-е годы.



В последнее десятилетие XIX в. экономическое развитие России характеризовалось мощным промышленным подъёмом. Именно в это время наряду со старыми промышленными регионам (Уралом, Центральным, Северо-западным) оформляются новые - Южный (угольно - металлургический) и Бакинский (нефтяной). В этих районах промышленность развивалась особо быстрыми темпами. Благодаря им в стране создаётся новая мощная топливная база. На её основе формировалась и тяжёлая промышленность: увеличивается в три раза по сравнению с предыдущим десятилетием производство чёрных металлов, что позволило России почти полностью отказаться от импорта металла. В три раза возрастает объём машиностроения. Промышленный подъём в России благотворно сказался на жизни всех слоёв общества. Английский учёный П. Гетрелл образно заметил: "Ясно, что в среднем в 1914 г. подданные царя питались и одевались значительно лучше, чем их непосредственные предшественники".

Однако, несмотря на эти заметные перемены, Россия отставала в сфере промышленного производства от ведущих буржуазных держав. При самых высоких темпах развития в мире в России сохранялась низкая производительность труда. Кроме того, Россия была бедна капиталами. Её внешнеторговые обороты заметно уступали оборотам ведущих держав. Перед правительством России со всей остротой встала проблема привлечения иностранных капиталов. В 1895 г. С.Ю. Витте доказывал министрам и императору, что "без содействия чужеземных капиталов мы не имеем возможности использовать естественные богатства, которыми столь щедро наделены некоторые местности нашей обширной родины".

Империя, с её неисчерпаемыми запасами сырья и дешёвой рабочей силой, чрезвычайно привлекала западноевропейскую буржуазию. В конце XIX - начале XX вв. в горнодобывающей, металлообрабатывающей и машиностроительной отраслях иностранные денежные вложения превышали российские.

Российские рабочие в то время оставались самыми низкооплачиваемыми в Европе и легче своих коллег во Франции или Германии поддавались на революционную агитацию.

Российская буржуазия оказалась в большой зависимости от государственной власти. В конце XIX - начале XX вв. создаются особые государственные органы - "Совещания по судостроительству", "Съезд по делам прямых сообщений" и другие, с помощью которых правительство, действуя в тесном контакте с представителями крупных монополий, регулировало производство. Через эти органы распределялись государственные заказы, предоставлялись льготы, денежные займы и т.д. Всё большее значение в регулировании производства приобретает в это время и Государственный банк, оказавший мощную финансовую поддержку тем монополистическим объединениям, в чьей деятельности было заинтересовано правительство.

В результате у крупной буржуазии складывается двойственное отношение к монархическому строю. С одной стороны, буржуазия, всё больше ощущая свою экономическую мощь, начинала стремиться к политической власти и таким образом оказывалась в оппозиции к императору. С другой стороны, постоянная финансовая поддержка буржуазии правительством и государственные заказы делали эту оппозицию достаточно слабой. И всё - таки русская буржуазия уже не была "служанкой" аристократии. Ещё Ф. М. Достоевский в 70 - е гг. XIX века заметил, что "прежние рамки прежнего купца вдруг страшно раздвигаются в наше время. С ними вдруг роднится европейский спекулянт, на Руси ещё прежде неведомый, и биржевой игрок…Современному купцу уже не надо заполучать к себе на обед "особу" и давать её балы; он уже роднится и братается с особой на бирже, в акционерном собрании… он уже теперь сам лицо, сам особа".

В новых промышленных районах стало появляться всё больше грандиозных промышленных предприятий, на которых работали тысячи рабочих. Этот процесс называется концентрацией производства. Он происходил в России в сжатые сроки и более быстрыми темпами, чем в какой - либо другой стране, и открывал путь для образования монополий, т.е. таких крупных предприятий, у владельцев которых появляется возможность установить контроль над рынком и диктовать свои условия в отдельных отраслях производства, обеспечивая себе тем самым максимальные прибыли. Для этого им нужно было лишь договориться между собой о том, сколько произвести продукции и какую цену на неё назначить.

Монополии появляются в России в 80 - 90 - х гг. XIX в. Одной из первых монополий, например, стало объединение сахарозаводчиков. И всё же подобные процессы были наиболее характерны для отраслей тяжёлой промышленности. "Союз вагоностроительных заводов" вобрал в себя почти все крупные предприятия страны по производству подвижного состава для железных дорог. В нефтяной промышленности возникает "Союз бакинских керосинозаводчиков" и "Союз семи фирм", почти монополизировавших производство и продажу нефти. Однако, как считает современный исследователь экономики России начала XX в. В.Я. Лаверычев, "монополистические союзы, банковские монополии, система государственно - монополистического капитализма в предреволюционной России не достигали такой степени зрелости, которая была характерна для ведущих капиталистических стран".

Параллельно концентрации промышленного производства в России, как и во всём мире, происходила концентрация банковского капитала. В ходе ожесточённой борьбы за господство в этой сфере, стоившей независимости существования многим мелким провинциальным банкам, к началу XX в. выделяется так называемая "большая пятёрка" - группа петербургских банков, на долю которых приходилась почти половина всех денежных ресурсов.

90-е годы XIX в. - время интенсивного железнодорожного строительства. Наряду с прокладкой новых железнодорожных путей в промышленных районах в этот период всё большее значение приобретает расширение сети железных дорог на окраинах империи: в Белоруссии и Прибалтике, на русском Севере, в Закавказье и Средней Азии. В 90 - х гг. XIX в. начинается строительство самой грандиозной в мире Транссибирской магистрали протяжённостью в 7 тыс. вёрст.

В XX век Россия вступила, имея вторую по протяжённости железнодорожную сеть (после США), причём почти половина её была построена в 90 - х гг. предыдущего столетия. Инициатором железнодорожного строительства в стране являлось само правительство, осознавшее необходимость железных дорог для России. "В царствование императора Александра III, - писал министр финансов и путей сообщений того времени С.Ю. Витте, - установилась твёрдая идея о государственном значении железных дорог…сделался полный переворот в железнодорожном деле как с точки зрения практической, так и теоретической".

Железнодорожное строительство, налаживавшее бесперебойные транспортные связи между различными регионами, чрезвычайно способствовало промышленному развитию страны в целом.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода