Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Рассказ о природном сообществе болото. Урок "природное сообщество болото"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Цель: формирование целостной картины на экосистему «болото» и осознание места человека в ней; воспитание человека-гражданина.

Задачи:

  • выявить знания о природных сообществах;
  • расширить и систематизировать знания о болоте, как экосистеме;
  • развивать умение наблюдать за жизнью болота, устанавливать причинно – следственные связи;
  • обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс;
  • развивать умение находить информацию в тексте (познавательные УУД)
  • воспитание экологической, информационной культуры.

Предметные результаты.

устанавливать связи между неживой и живой природой, приводить примеры растений и животных, характерных для болота, использовать учебник, атласы для поиска информации, оценивать своё поведение и поведение других людей в природе, оформлять свои знания в виде кластера, моделировать экологические ситуации оценивать их последствия.

Метапредметные результаты:

Обучающийся получит возможность научиться:формировать умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество, умение работать в группе, умение слушать партнера.

Личностные УУД:

формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, природоохраны, понимание красоты природы России и родного края.

Регулятивные УУД:

действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.

Познавательные УУД:

находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.

Коммуникативные УУД:

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.

Характеристика деятельности обучающихся:

  • ставить учебную задачу урока;
  • извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников о природном сообществе и обсуждать полученные сведения;
  • характеризовать влияние человека на природные сообщества;
  • анализировать влияние современного человека на природу

Оборудование: учебник “Окружающий мир» Поглазова,4 класс, компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись, гербарии, атлас, физическая карта России.

Программное обеспечение:

  • Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  • Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия детская.

Тип урока: комбинированный урок на деятельностной основе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Психологический настрой на урок (1-2 мин.)

Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

II. Актуализация опорных знаний (5 – 7 мин.)

III. Постановка проблемы (темы) (1 – 2 мин.) СТАДИЯ ВЫЗОВ

1. Загадка:

Все обходят это место:
Здесь земля
Как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.

(Болото.)

2. «Подводящий» диалог

– Что вы представили, когда я сказала «болото»? Приём «Кластер»

– Почему я поставила знак ВОПРОСА?

– Задача нашего урока: Выяснить, будет ли болото природным сообществом.

С чего начинаем работу по теме природные сообщество? (Надо составить план или алгоритм)
– Вспомните алгоритм работы по теме «Природное сообщество»

  • Что такое болото?
  • Растительный мир болот
  • Животный мир болот
  • Цепи питания и природное равновесие
  • Человек и болото
  • Экологическая страничка
  • В мире интересного.

– Из чего состоит экосистема?

IV. «Открытие» знаний. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

1. Работа с текстом учебника:

Использование приёма «Инсерт»: групповая работа

– Чтение с пометками текста в учебнике

1 группа «Ботаники» с.25 – 26 – Какова особенность растений болота?
2 группа «Зоологи» с. 27 – 28 – Какова особенность животных болота?
3 группа «Что дают болота человеку» с. 29
4 группа «Экологи» с. 30

Вторая стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ (направлена на сохранение интереса при получении новой информации, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»).
– Каждая группа свой ответ представляет в виде кластера или таблицы.

«Зоологи»

«Ботаники»

– Используя гербарий, рассказывают о растениях болота. Вывод: влаголюбивые.
Можем теперь сделать вывод, что болото – это экосистема? Вспомним полное определение экосистемы (единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ ). Докажите, что круговорот веществ в болоте существует.

Групповая работа

У команд в конвертах лежат картинки представителей разных «профессий» болота. Составьте пищевую цепь.
У двух команд лежат названия представителей разных профессий болота. Вам надо определиться, кто кем будет в пищевой цепи и показать «живую» цепь.

– Итак, какой вывод можно сделать? Болото – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

б а й к а л т р о с т н и к ф л а м и н г о в о д о м е р к а у т к а п л о т в а

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО – БОЛОТО.

Болото - это особое природное сообщество, которое образуется из-за избытка воды в почве.

Васюганское болото

Мох сфагнум

План: 1. Что такое болото? 2. Какие растения и животные обитают на болоте? 3. Какое значение имеют болота для природы и человека?

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 4 класс

Тема: Природное сообщество – болото.

Цели: 1. Формировать представление о природном сообществе – болото, разнообразии растений и животных болота, о взаимосвязях между ними.

2. развивать внимание, экологическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи и зависимости, искать и выделять информацию, целеполагание, планирование.

3. воспитывать чувство ответственности за сохранение красоты и многообразия природы.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование:

Гербарии растений болота, карта природных зон, индивидуальные карточки.

Используемые ЦОР:

мультимедийная презентация ,

Ход урока:

Организационный момент

Как называется раздел в учебнике, который мы изучаем? ( «Путешествие по природным сообществам»)

Какие природные сообщества мы уже знаем? (моря, океаны, озера)

Как вы думаете, существуют ли еще природное сообщество?

А как оно называется, вы узнаете, разгадав кроссворд.

  1. Назовите самое крупное озеро России (Байкал)
  2. какое растение озер человек использует, как строительный материал? (тростник)
  3. Назовите редкую красивую озерную птицу (фламинго)
  4. Насекомое-клоп, которое бегает по поверхности воды и охотится за мошками и комарами. (водомерка)
  5. Водоплавающая птица (утка)
  6. Небольшая всеядная озерная рыбка (плотва)

Итак, какое слово получилось? О каком природном сообществе мы сегодня будем узнавать?

Прочитайте тему урока (слайд 3)

Исходя из темы, поставьте учебные задачи. О чем вы должны сегодня узнать на уроке?

Итак, сегодня на уроке мы выясним: (слайд 4)

1. Что такое болото?

2. Какие растения и животные обитают на болоте?

3. Какое значение имеют болота для природы и человека?

Новая тема

1 .- Что представляет человек при слове «болото»? (грязь, трясину, насекомые и т.д.)

Это в прямом смысле, а в переносном значении, какой смысл люди вкладывают в это слово? (что-то нехорошее)

- Так что же такое болото? (предположения детей) (слайды болот)

Открыли учебник стр. 26 прочитайте 1 абзац

Так что же такое болото?

(Болото – это особое природное сообщество, которое образуется из-за избытка воды в почве. (слайд)

- Как вы думаете, в какой природной зоне чаще всего встречаются болота? Почему? (т.к. много влаги, тундра, лес – показ по карте)

Об одном из таких мест нам подготовила небольшое сообщение …(сообщение ребенка про Васюганское болото

В самом центре Сибирского федерального округа раскинулось Большое Васюганское болото. Оно является самым большим болотом на земном шаре. Его площадь составляет 53 тысячи квадратных километров. На таком пространстве спокойно поместилось бы государство Швейцария. Васюганское болото расположено на территории Томской области. Оно возникло около девяти тысяч лет назад. Первоначально на его территории расположились 19 отдельных болот, которые к настоящему времени слились в сплошной водный массив и процесс заболачивания продолжается.)

- Что интересного узнали из сообщения?

2.- Какие виды растений встречаются на болотах? (травянистые: тростник, осока, камыш, рогоз; кустарнички: багульник, голубика, клюква – показ гербария)

Какое общее свойство у всех растений болот? Почему? (влаголюбивые, т.к. почва сильно увлажнена)

Еще об одном таком растении нам подготовила сообщение… (сообщение ребенка о мхе)

(Почти вся поверхность болот покрыта влаголюбивыми растениями. Мох - одно из самых древних растений, вместо корней у них небольшие выросты, которыми они прикрепляются к почве. То, что кажется нам листьями, у мха на самом деле его веточки, на которых располагаются чешуйки-листья. Мхи не цветут, размножаются спорами, Круглый год мхи зелёные. Когда наступает засуха, мох-сфагнум становится белым. Но стоит пройти дождю – и он опять зазеленеет. Мох может обходиться без воды несколько лет. Можно использовать это растение в строительстве. В деревнях при закладке бревенчатых домов, между брёвнами закладывают мох для утепления жилища.

Во время войны врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты.)

- Итак, о каком растении шла речь? Что интересного узнали?

Физминутка

Вернемся к нашему плану, какой следующий вопрос на который мы должны ответить? (животные, обитающие на болотах)

Болото - рай для размножения различных насекомых.

- А какие группы животных еще обитают на болоте, выясним из статьи учебника на стр. 26 , начиная со 2 абзаца до стр. 27 (самостоятельное чтение)

А теперь откройте ТПО на стр. 9 № 15 . Что предлагают сделать?

Представителей этих групп выпишите из статьи, которую читали.

- Итак, назовите представителей разных групп животных, обитающих на болотах.

- Как вы считаете, а на территории нашей области есть болота? (карта области)

Как на карте отмечаются болота? (пунктирными линиями)

Посмотрите на карту нашей области и скажите, где больше всего распространено болот?

(Болота занимают 28% территории области. Широко распространены на юго-востоке в пределах средне-амурской низменности, а также вдоль русел рек, проникая в горные районы.)

3. - Мы пришли к выводу, что на болотах обитают разнообразные живые организмы, но нам надо выяснить, как связаны эти организмы между собой . Составьте цепь питания . (работа в парах)

- Подумайте и скажите , можем ли мы нарушить эту взаимосвязь? Что произойдет, если из цепи питания убрать одно звено?

Вернемся к нашему плану, какой третий вопрос, на который мы должны ответить? (слайд с планом)

Итак, мы познакомились с растениями и животными болот. Давайте подумаем, какую роль играют болота, нужны ли они природе?

Д/з ответ на этот вопрос вы найдете дома на стр. 28, а также порассуждаете над значением болот, выполнив задание в ТПО на стр. 9 № 16

Итог: -Какие учебные задачи мы сегодня перед собой ставили?

Что нового и неожиданного для себя вы узнали?

Что такое болото?

Какое общее свойство есть у всех растений болот?

Какие животные обитают на болоте?



Урок по окружающему миру на тему:

Природное сообщество – болото.

Тема: природное сообщество - болото.

Цель: познакомить учащихся с природным сообществом – болото.

Задачи урока:

    Дать представление о болоте, о его разнообразном растительном мире;

    Раскрыть значение болот для человека и природы;

    Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения;

    Формирование ценностного отношения к миру живой природы.

Литература:

Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Окружающий мир, 3 класс, часть 2. – Самара, издательский дом «Федоров», 2010.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационный момент.

    Подготовительный этап (работа в группах).

Какие ассоциации у вас возникают при слове «болото»? запишите слова-ассоциации на листочках, поделитесь своими мыслям и чувствами в группе. Используя слова-ассоциации, напишите текст на тему “Болото”. Прочитайте в группе тексты друг другу, выберите один для чтения всему классу.

В народе говорят: “Болото, с одной стороны, беда, а с другой – кладезь добра”. Какие мысли и вопросы возникли у вас по поводу данной пословицы? Поделитесь ими в группе и представьте всему классу.

    Работа по теме.

Сейчас, ребята, мы с вами отправимся в путешествие на болото, узнаем особенности этого природного сообщества, познакомимся с его удивительным и разнообразным растительным миром, поговорим о значении болот для человека и природы.

Давайте вспомним, что такое природное сообщество?

Какие природные сообщества мы с вами уже изучили?

Закройте глаза, представьте, что вы в лесу. Лес не был бы лесом, если бы его заросли не перемежались болотами.

С древних времён люди побаивались болот. Говорили, что там живут водяные, лешие, кикиморы. Какими их только не представляли: и с рогами, и мохнатыми, и с хвостами!

Болота пугали своей тишиной и неподвижностью. Самые увлажнённые участки болот носят название топи. Немало людей и животных погибло, не сумев выбраться из топей. Люди старались обходить болота стороной.

Но постепенно люди поняли, что болот не надо бояться. Они перестали верить в “нечистую силу”, и болота открыли человеку свои тайны.

Болотом называют избыточно увлажнённые участки суши, но без сплошного зеркала воды на поверхности и со слоем торфа не менее 30 см.

Болото – это особое природное сообщество, которое образовалось из-за избытка воды в почве. Болота и заболоченные места занимают в России примерно 2 млн.кв. км.

Болото может появиться на месте заросшего озера.

Больше всего болот в тайге и в тундре.

Идёшь по лесу и видишь: деревья растут всё реже, под ногами чавкает пропитанная водой земля. И вот перед вами болото.

На болоте мы можем увидеть все этажи растительности: деревья, кустарники, травы, кустарнички, грибы и мхи.

На болоте можно встретить и деревья. Такие как ива, ольха, ель, береза, сосна.

Вместо йода и ваты можно использовать мох сфагнум.

Среди мха встречаются тонкие стебельки пушицы с белыми клочками “ваты” наверху.

Из трав на болтах много осоки.

Встречаются на болотах камыши.

Когда идёшь по болоту в жаркий день, чувствуешь, что воздух здесь какой-то особенный. С полчаса походишь – голова будто бы одурманена, иногда и разболеться может.

Это всё от запаха вечнозелёного ядовитого багульника – невысокого кустарника, обычно растущего на болотах.

Другой болотный кустарник – вереск. Он, как и багульник, оставляет на зиму зелёные листочки и с ними прячется от мороза под снегом.

Растут на болоте и ягодные кустарнички.

Отгадайте их:

Когда весною талые

Сойдут с болот снега,

Они, как бусы алые,

Усеют берега. (Клюква)

Листики – с глянцем,

Ягодки – с румянцем,

А сами кусточки –

Не выше кочки. (Брусника)

Голубые ягодки

Повисли на кусточке.

Голубые ягодки

Зелёные листочки. (Голубика)

Росло – повыросло

Из кустов повылезло.

На кончике закрутилось

Красным цветом заискрилось. (Морошка)

На болоте часто раздаются «вздохи». Это выходят газы, образующиеся на глубине болота из-за гниения остатков растений и других организмов.

Болота – рай для размножения разных насекомых. А так как есть насекомые, то на болоте очень много насекомоядных земноводных – лягушек, жаб, тритонов. Раз есть земноводные, появляются их враги – змеи. В наших болотах водятся ужи и гадюки.

Из земноводных вы лучше всего знакомы с лягушками. Польза от лягушек, как и от жаб, огромная. Они поедают много насекомых, слизней, спасая растения от вредителей.

На зиму лягушки прячутся в ямках, закапываясь в ил. Весной же громкий «лягушачий концерт» возвещает, что вновь вернулось тепло.

На болоте встречается мелкое растение – росянка. Это растение – хищник. Оно не захотело погибать на бедных болотистых почвах и приспособилось ловить и есть насекомых.

    Итог урока.

С каким природным сообществом мы сегодня с вами познакомились?

Какие животные обитают на болоте?

Почему на болотах очень много земноводных?

    Домашнее задание.

Дети записывают слова и обсуждают свои мысли в группе.

Учащиеся обсуждают пословицу в группах, затем делятся своими мыслями со всем классом.

Дети отвечают на вопросы.

Дети закрывают глаза и внимательно слушают.

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО "БОЛОТО"

Болото… Откуда оно взялось? Болото… Откуда оно взялось? Когда-то на этом месте было небольшое озерцо. Берега его густо поросли камышом, рогозом.. Со дна поднимались кувшинки, лилии. Каждый год камыши и тростник разрастались всё больше, наступали с берегов на воду, переплетались стеблями. И закрывали воду… Прошло несколько десятков лет, и растения полностью захватили озерцо, закрыли воду. С каждым годом заросли становились всё гуще. И вот из переплетений стеблей, листьев и трав образовался толстый слой – почти до дна достает. Оттого, когда идёшь по болоту, так пружинят кочки. Так вязнут ноги в жидкой грязи. Прошло несколько десятков лет, и растения полностью захватили озерцо, закрыли воду. С каждым годом заросли становились всё гуще. И вот из переплетений стеблей, листьев и трав образовался толстый слой – почти до дна достает. Оттого, когда идёшь по болоту, так пружинят кочки. Так вязнут ноги в жидкой грязи. С древних времен люди побаивались болот. Говорили, что там живут лешие, водяные, кикиморы и другие сказочные существа. Кочки, травы, мхи, водная гладь, небольшие кустарнички и деревья на островках. Всё застыло. Всё окутано туманами. С древних времен люди побаивались болот. Говорили, что там живут лешие, водяные, кикиморы и другие сказочные существа. Кочки, травы, мхи, водная гладь, небольшие кустарнички и деревья на островках. Всё застыло. Всё окутано туманами. Люди старались поселиться подальше от болот, от «гнилых» мест, где чаще простужались и болели. Но постепенно люди поняли, что болот не надо бояться. И болота открыли человеку свои тайны. ЧТО ТАКОЕ ТОРФ? Остатки мхов, трав, стебельки и листочки разных болотных растений из года в год отмирают и ложатся слоями друг на друга. В воде болот без доступа воздуха растительные остатки разлагаются очень медленно. Проходит несколько десятков или сотен лет – и на болоте возникает торфяная залежь.

  • Торф –хорошее топливо. Торф, как и уголь, - горючее полезное ископаемое. Но торф ещё и отличное удобрение.
Больше всего на болоте мхов. Самый распространенный среди мхов –сфагновый. Он состоит из множества сцепленных между собой мягких стебельков, похожих на мотки растрёпанных суровых ниток.

РАСТЕНИЯ БОЛОТ

Сфагновый мох имеет обладает свойством - он поглощает и удерживает в себе очень много воды. В десятки раз больше, чем весит сам! Недаром в переводе с греческого «сфагнос» означает «губка». Стрелолист Стрелолисты - многолетние травянистые растения, полностью растущие в воде либо частично в неё погружённые. Из короткого толстого корневища выходит трёхгранный стебель . Он достигает 20-110 см в длину, но при этом целиком находится под водой и наполнен воздухоносной тканью.

В сенокос – горька,

А в мороз – сладка.

Что за ягодка?

БРУСНИКА

Ягоды и листья

полезные.

В ягодах содержится

много витаминов,

а листья используются

как лекарственные.

Нежная, с тонким вкусом. Часто, сплошными коврами она устилает болотные кочки.

ГОЛУБИКА

Она близкая родственница черники. Кустики голубики повыше клюквы, и осенью они тоже бывают в ягодах.

БАГУЛЬНИК

Багульник болотный - вечнозеленый кустарник, который достигает в высоту 1 метр, имеет сильный запах, который вызывает мгновенную головную боль. Стебли у него лежачие и имеют многочисленные поднимающиеся ветви.

водяной перец

Пушица Пушица- многолетние растения семейства осоковые, с ползучим или укороченным корневищем. Название произошло от греческого - несущий пух. Известно около 20 видов.

Лекарственные растения

валериана

Лекарственные растения

Хищный цветок

ЖИВОТНЫЕ БОЛОТ

Ондатра – зверёк небольшой, поменьше нашей домашней кошки, а хатку строит чуть не в метр высотой. В своей хатке днём спит, а к вечеру просыпается, расчёсывает коготками шёрстку и вылезает наружу. Ондатра занесена в Ондатра занесена в Красную книгу

водяная полевка

Болотная гадюка Размер самой большой зафиксированной цепочной гадюки составлял 1,66 метра, но средняя длина составляет 1,2 метра. Уж болотный Окраска его, как правило, оливковая с расположенными в шахматном порядке тёмными пятнами. Изредка встречаются однотонно-оливковые или даже чёрные особи. Размер водяного ужа - до 1,6 м, но обычно 1-1,3 м. Самки крупнее самцов

Болото – дом для лягушек.

Кулик занесён

в Красную книгу

На болоте слышен крик:

Стонет, плачется кулик.

Жаль ему свое болото,

С ним прощаться неохота.

Но от близких зимних вьюг

Должен он спешить на юг.

Белая цапля

Серая цапля

В Сибири на болотах, если очень повезёт, можно увидеть белого журавля – стерха. Это очень редкая птица, осталось стерхов совсем мало, и их тщательно охраняют. Стерх занесён в Красную книгу.

Краснозобик

Широконоска

белоглазый

Чирок-свистунок

Вечерами и ночью на болоте слышен чей-то рёв. Глухой и страшный. Будто Кто-то ударил в огромный барабан – и он загудел. Эти звуки идут от небольшой, с курицу, птицы, которая называется выпь.

Кто ревёт и хохочет на болоте?

На ветке виден какой-то большой нарост. Вдруг повернулась голова и уставились два круглых жёлтых глаза. Это филин – ночной разбойник. Это он так громко хохочет На болоте, когда стемнеет. Филин - очень редкая птица, нуждается в охране.

ГОСТИ БОЛОТА

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО «БОЛОТО» Пищевые цепочки

ЗНАЧЕНИЕ БОЛОТ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЗНАЧЕНИЕ БОЛОТ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

  • Болота, словно огромные фильтры, очищают воду.
  • Болота поддерживают уровень многих рек.
  • Остатки погибших растений, разлагаясь на дне без доступа воздуха, превращаются в торф.
  • Болота – природные хранилища воды.
  • Торф – это топливо, удобрение, подстилка для животных, сырьё на химических заводах.
  • Болота – это место жизни растений и животных.
ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ ДАРВИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ НУРГУШ

Слайд 1

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. БОЛОТО
МК ООУ «Санаторная школа-интернат №82»
Составила Трапезникова Е.В., учитель начальных классов

Слайд 2

Болота возникают двумя основными путями: из-за заболачивания почвы или же из-за зарастания водоёмов

Слайд 3

Боло́то (также топь, трясина) - участок суши (или ландшафта), характеризующийся избыточным увлажнением, повышенной кислотностью и низкой плодородностью почвы, выходом на поверхность стоячих или проточных грунтовых вод, но без постоянного слоя воды на поверхности. Для болота характерно отложение на поверхности почвы неполно разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф. Слой торфа в болотах не менее 30 см, если меньше, то это заболоченные земли. Болота являются составной частью гидросферы. Первые болота на Земле образовались на стыке силура и девона 350-400 млн лет назад.

Слайд 4

Непременным условием образования болот является постоянная избыточная влажность. Одна из причин избыточной увлажнённости и образования болота состоит в особенностях рельефа - наличие низин, куда стекаются воды осадков и грунтовые воды; на равнинных территориях отсутствие стока тоже ведет к застою воды и образованию болота; кроме того к образованию болота приводит зарастание водоёма.

Слайд 5

Виды болот: Низинные - расположены в низких местах, характерная растительность - ольха, берёза, осока, тростник, рогоз. Переходные - характерны берёза, сосна, осоки, сфагновые мхи. Верховые - расположены на водоразделах, вода в них резко кислая, растительность - лиственница, багульник, кассандра, клюква, пушица, шейхцерия. В свою очередь они делятся на два типа: Лесные - покрыты низкой сосной, вересковыми кустарниками, сфагнумом. Грядово-мочажинные - похожи на лесные, но покрыты торфяными кочками и деревья на них практически не встречаются.

Слайд 6

Слайд 7

Зарастание водоема. Образование верхового болота.

Слайд 8

Верховое болото

Слайд 9

Переходное болото

Слайд 10

Низинное болото

Слайд 11

Сфагнум
Из-за малой теплопроводности употребляется в строительном деле как изоляционный материал в виде пластинок, порошка, изготовляемого из этого торфа; также дезодорирующее средство. Некоторые народности считают сфагнум подходящим материалом для тёплых пелёнок, которыми они зимой укрывают своих детей.

Слайд 12

Багульник
Вместе с дёгтем эфирное масло багульника может применяться при обработке кож, его можно использовать в мыловарении и парфюмерии, а также в текстильной промышленности в качестве закрепителя. Запах свежих листьев и ветвей багульника отпугивает кровососущих насекомых, предохраняет меха и шерсть от моли.

Слайд 13

Заячьей осокой набивают мебель. Пузырчатую осоку охотники подстилают в обувь, чтобы не наминалась подошва. В Горном Алтае осока стоповидная, низкая и изящная в высушенном виде использовались для набивки матрацев и подушек, ими обёртывали ноги вместо портянок и клали вместо стельки в обувь, при строительстве закладывали в пазы между брёвнами вместо пакли или мха. Все крупные осоки имеют прочное волокно и могут применяться для плетения сумок, матов, циновок
Осока

Слайд 14

Клюква
Ягоды клюквы идут на приготовление морсов, соков, квасов, экстрактов, киселей, представляют собой хорошие источники витаминов. Листья могут употребляться как чай.
Ягоды используются как противоцинготное средство, при простудных заболеваниях, ревматизме, ангине, авитаминозах.

Слайд 15

Ягоды и сок голубики - диетический продукт, усиливающий обмен веществ и действие сахаропонижающих препаратов. Ягоды укрепляют стенки кровеносных сосудов, нормализуют работу органов пищеварения и сердца.
Голубика

Слайд 16

Морошка - источник полезных, целебных веществ; так, витамина С в морошке в три раза больше, чем в апельсинах
Морошка

Слайд 17

Пушица
Пуховки использовались для набивки подушек, в бумажном производстве, для изготовления фитилей, трута, головных уборов, в качестве примеси к овечьей шерсти при изготовлении суконных тканей или к хлопку, шёлку при изготовлении хлопчатобумажных, шёлковых тканей и т. д

Слайд 18

В научной медицине, парфюмерии и пищевой промышленности используется аирное масло, извлекаемое из корневищ (его содержание в корневищах достигает 4,5 %). В народной медицине, а также в кулинарных целях (для ароматизации пищевых продуктов) используются сырые и сушёные корневища и листья. Корневища аира обыкновенного в высушенном и засахаренном виде ещё в XIX веке считались лакомством.
Аир

Слайд 19

Водные насекомоядные растения, лишенные корней и несущие большее или меньшее количество ловчих пузырьков. Каждый пузырёк снабжен отверстием, закрытым открывающимся внутрь клапаном, вследствие чего мелкие водяные животные могут свободно проникать внутрь пузырька, но обратно выйти не могут. Погибая, они служат пищей для растения.
Пузырчатка

Слайд 20

Росянка

Слайд 21

Все росянки - насекомоядные растения. Клейкое вещество, вырабатываемое листьями, содержит алкалоид кониин, оказывающий паралитическое действие на насекомых, и пищеварительные ферменты. После того, как насекомое поймано, края листа закрываются, охватывая его целиком. Скорость свёртывания листа у некоторых видов росянок довольно значительная. Такой способ питания растения позволяет в условиях обеднённых почв усваивать из насекомого при его переваривании такие полезные для растения вещества, как соли натрия, калия, магния, фосфор и азот. После того, как насекомое переварилось (обычно это занимает несколько дней), лист снова раскрывается. Механизм свёртывания листа избирателен и реагирует только на органическую пищу, тогда как случайные воздействия в виде капли воды или упавшего листа не вызывают пищеварительного процесса.

Слайд 22

Лист росянки

Слайд 23

Лягушка

Слайд 24

Слайд 25

Появление бобров в реках и особенно постройка ими запруд оказывает благоприятное воздействие на экологию водных и приречных биотопов. В образовавшемся разливе поселяются многочисленные моллюски и водные насекомые, которые в свою очередь привлекают выхухолей и водоплавающих птиц. Птицы на лапках приносят рыбью икру. Рыба, оказавшись в благоприятных условиях, начинает размножаться. Поваленные бобрами деревья служат кормом для зайцев и многих копытных, которые обгладывают кору со стволов и ветвей. Сок, вытекающий весной из подточенных деревьев, любят бабочки и муравьи, вслед за которыми появляются птицы. Защитой бобров пользуются выхухоли, в их хатках вместе с хозяевами часто поселяются ондатры. Запруды способствуют очистке воды, уменьшая её мутность; в них задерживается ил.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода