Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Предпосылки крещения руси кратко. Предпосылки крещения Руси

Причины, условия и последствия крещения Руси.

Владимир, как и его предки, продолжал расширять т ерриторию Древней Руси. По мере территориального роста и усложнения этнического состава острее ощущалась проблема духовного единства.

Недостатки язычества:

    Я. культы требуют жертвоприношений

    Я. мешало активному развитию отношений с Европой (политика, торговля)

    Я. сдерживало проход миссионеров и паломников их христианства.

    Я. затрудняло объединение страны, т. к. у всех свои боги.

Попытки Владимира упрочить духовное единство в рамках язычества - церковная реформа 980 года. В Киеве перед теремом князя было создано капище, которое представляло официальные языческий пантеон с верховным божеством в виде Перуна.

Три цели Владимира, когда он выстраивал пантеон:

    Подчеркивание суверенности молодого русского государства по отношению к Византии

    Пантеон укреплял положение князя как главного военачальника. (Ко времени правления Владимира часть дружинников становятся христианами под давлением Ольги и византийских представителей)

    Реформа расширила религиозно-идеологическое воздействие богов, которые были назначены в пантеон (Боги верхнего уровня: Перун (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-природная функции), Хорс , Даждьбог (бог летнего солнца и благополучия), Стрибог (бог ветра), Симаргл (покровитель семян и корней, охранитель растительности - но вообще неизвестно до сих пор, какие были его функции), Мокошь (женские дела, домашние очаг)

Перун был в основном богом северян и полян, поэтому остальные не особо признавали его. Следовательно, реформа не удалась.

Что побудило Владимира и его окружение отказаться от язычества?

      Несоответствие новому строю государства. С образованием Древнерусского государства произвошли серьезные перемены в социально-политической жизни общества, а духовная жизнь строилась на языческих установках, что не соответствовало потребностям власти. Поклонение родоплеменным богам характерно для родового стоя. Язычество воспроизводило: племенной сепаратизм, порождало коллективную ответственность за все поступки, оправдывало кровную месть. Новый условия предполагали личную ответственность за совершенные поступки.

      Политические причины.

Новая религия должна была: духовно упрочить государства, дать законные и священные основания княжеской власти. Язычество с его политеизмом (многобожием) уступало христианскому монотеизу (единобожию). Единый бог и единый правитель содействубт политическому укреплению державы.

      Социальные причины. Язычество было лишено универсализма . Людям необходимы были ответы на все жизненно важные вопросы.

      Территориальные причины. Соседние государства - христианские (или монотеистические).

Христианство - Византия, Германия, Моравия, Дунайская Болгария. Ислам - Арабский халифат, Волжская Булгария. Иудаизм - Хазария. В течение 10 века все пытались навязать свою религию. Владимир понял, что если не создать собственный этноч, то русские просто растворятся в остальных религиях. (скандинавы, из которых вошли рюриковичи, тоже были язычниками, поэтому воссоединение прошло мирно)

Исторические предпосылки религиозного выбора Древней Руси:

    Геополитическое положение – нахождение между Западом и Востоком и связанная с этим постоянная подверженность перекрестному влиянию различных цивилизаций

    Географический фактор: это нахождение между лесами и болотами северо-запада и бескрайним открытым пространством юго-востока; в основном обмен идеями и людьми на протяжении веков шел в южном и северном направлениях следуя течениям рек

    Государственно-политический и этнический факторы: Необходимо было достичь национального сплочения разрозненных восточнославянских племен и самоопределиться в координатах «Запад-Восток» и Север-Юг, выбрать наиболее естественных союзников.

    Менталитет русской культуры: восточнославянская мифология, культурные традиции. На нас оказывали влияние зороастрийцы, ислам, иудаизм.

    Толчком к принятию христианства послужили события, происшедшие в Византии. В конце 90-х годов 10 века В. Переживала трудные времени. Центральная власть была ослаблена мятежами. Император Василий Второй обратился за помощью к Владимиру. Тот согласился помочь лишь при условии женитьбы с сестрой Василия - Анной. Они вынуждены были ответить согласием, но при условии крещении Владимира. (там греки сначала не выполнили соглашение, но потом Владимир вернулся в Крым и захватил Херсонес (Корсунь), короче с угрозой женился). + дружина тоже приняла христианство

Факторы, привлекавшие славян в восточных религиях:

    Обе эти восточные религии являлись действенным и эффективным выходом народов из состояния первобытного язычества кочевнического быта

    Это были идеологии, способствовавшие становлению единого сплоченного народа и сильной централизованно государственности.

    Это были религии изначально ориентированные на преодоление локальных связей и стягивание воедино огромных территорий и различных традиций, создание духовной общности из весьма разнородных и разобщенных компонентов.

    В обеих религиях средством такого единения и сплочения людей и народностей выступало сакрализированное Слово, священные тексты.

    Общим элементом этих религий было стремление обнаружить связь людей через национальную историю.

Ислам – пространственный характер религиозной общности, требовалась покорность божественной воле.

Иудаизм – божественное избранничество конкретного народа, претерпевающего на своем историческом пути к спасению различные коллизии и испытания, подъемы и спады.

Что не устраивало в этих религиях:

    Ислам постоянно вел войну за веру.

    У Киевской Руси было стремление к надплеменному строению. Иудаизм этого не предусматривал. Связка между национальностью и идеологией.

    Запрет на свинину и алкоголь (ислам).

    Молитва с оружием на поясе (ислам).

    То, что иудеи рассеяны по миру, так как не смогли спасти свою землю.

В конце концов, Владимир останавливает свой выбор на христианстве. Но выбран был не западный, а восточный вариант христианства. Потому что, когда Русь выбирала религию, уже появился Папа Римский и он хотел получить власть над Европой. Владимира же категорически не устраивало, что кто-то будет иметь над ним власть. Поэтому он выбрал не католичество, а цезарепапизм (?), что значит, что царь (исторически сократилось от цезаря) выше папы.

Причины выбора (?):

    Большая активность православных миссионеров на территории восточных славян.

    Пример славян-соседей (Болгария, Сербия).

    Языковой барьер отсутствовал в православии.

Культурное содержание и значение крещения Руси:

    Это религиозная форма, в которой шли социально-экономические и политические процессы образование Киевского государства.

    Это приобщение Руси к культуре и миросозерцанию христианизированных стран Европы. В связи с этим произошел рост международного авторитета, дипломатических, торговых, политических и культурных связей Киева

    Образование единого феодального государства, объединенного новой, передовой по тому времени культурой, писаными законами и развитой религией. В результате реформ Русь окончательно встала вровень со всем цивилизованным миром.

    Это предопределило важнейшие факторы будущей культуры.

    Начали выстраиваться церковь и церковная иерархия; строительство храмов.

Выбором религии Русь связала себя с Западом, впитывала его культурные достижения, Вскоре стало понятно, что принятие христианство в восточном византийском варианте имело свои особенности для России.

Католицизм

Православие

    Отразились особенности римской цивилизации

    Римская цивилизации была, по мнению Данилевского, была политической, поэтому религия римлян получила рациональный характер.

    Римская церковь бдительно следила за земным устройством и порядком в церкви, вырабатывала железную организацию и иерархию церкви

    Во главе католической церкви стоит Папа – непогрешимый глава, обладающий светской и церковной власть.

    На Западе – движение ума к истине шло через цепь логических понятий, так родилась схоластика (scola - школа). На Западе – университеты.

    Отразились особенности греческой цивилизации

    Греческая цивилизация, по мнению Данилевского, была художественно-культурной, поэтому религия греков получила эстетический характер

    Греческая церковь вела споры с еретиками по поводу великих идей, наполняющих христианство

    Православная церковь не приписывает непогрешимости ни одному человеку, непогрешима вся православная церковь. За несколькими исключениями православная церковь не стремилась к политической власти, она сосредоточие на душах людей.

    На Востоке – стремление постичь истину через духовное возвышение, через жертвенность. На Востоке (в России) - монастыри

988 год - год крещения Руси, утверждение христианства в качестве государственной религии.

Новая религия утвердилась не сразу. Язычество входило в быт населения и остается до сих пор частью культуры. Следовательно, существовало своеобразное двоеверие как историко-культурный феномен народной жизни средневековой Руси.

До середины пятнадцатого века Русь находилась под влиянием Византии. Нам постоянно присылали митрополитов, однако это помогало впитывать культурный опыт Запада. Русская церковь становится в середине пятнадцатого века автокефальной (собственная голова – греч.). В конце шестнадцатого века это приведет к тому, что у нас появится собственный патриарх

Почему древние цивилизации возникали в долинах великих рек? Благодаря плодородию почвы, которое натолкнуло наших предков на мысль заняться земледелием. Примерно так нам объясняли этот факт в школе на уроках истории. Но это всего лишь одна из теорий. Существует много других, некоторые из которых не менее правдоподобны. Согласно одной из гипотез, именно там пролегали древние тропы, настоящие магистрали, по которым задолго до нашей эры передвигались огромные стада животных. Если в привычных для них местах обитания наступала засуха, они вынуждены были искать спасения, перемещаясь зачастую за тысячи километров. Существовало множество причин для такой миграции. Землетрясения, наводнения, извержения вулканов. И были места, где скопления животных были такими массовыми, что люди основали там постоянные охотничьи стойбища. В междуречьях, например, как между Тигром и Евфратом. А чтобы полностью не зависеть от направления миграции своей добычи, они начали создавать запасы пищи, осваивая земледелие и скотоводство.

Таких трансконтинентальных магистралей было несколько. Одна из них вела на север, в приарктические области и обратно. Днепр, Дунай, Волга и великие сибирские реки были для древних охотников не менее привлекательны, чем Нил или Янцзы. Особенно если в Заполярье тогда был намного более тёплый климат, а в этом сейчас сходится большинство учёных. Именно эти реки и стали позднее родиной русской цивилизации. Суровый климат надолго задержал её развитие, но он же вырабатывал навыки выживания в условиях, которые стали бы для жителей Месопотамии неприемлемыми.

С Карпат на Оку

Возможно, первые жители Руси двигались с Карпат и Днепра, постепенно заселяя северные и восточные земли. Часть племён избрала северный сухопутный путь. Здесь, почти в центре будущего русского государства, этот путь пересекался с дорогой от Валдая к Арарату и дальше, в Западную Азию и Африку. Поворот в Скандинавию тоже оказался в пределах Руси. Когда на этой территории возникли первые очаги цивилизации?

В конце XIX века в верховьях рек и Днепр были найдены сосуды с нанесёнными на них неизвестными письменами. Возможно, это первые, ещё праславянские письмена. Но материальные памятники существовавших там культур в сыром и влажном климате быстро разрушались. Кроме того, основным строительным материалом жителей этих территорий всегда было дерево. Таким образом, крещение Древней Руси, при всём огромном значении этого факта, не стало основной причиной появления государства, сейчас именуемого Россией. А какое значение имело это событие? Предпосылки, причины и последствия крещения Руси будут рассмотрены далее.

Варяги и булгары

Вряд ли его могли создать из ничего и варяги, что до недавнего времени считалось исторической реальностью. Хотя бы потому, что они оказались неспособны к созданию государства даже у себя на Родине, в Скандинавии. Рюрик с дружиной захватил Ладогу и Новгород в 862 году. Вряд ли эти же люди угрожали Константинополю в рядах дружины Олега в 911 году. Там могли быть их потомки, ассимилировавшиеся в многочисленных племенах славян, осваивавших земли на севере. До этого здесь жили разрозненные финно-угорские племена. Но территория была настолько большой, что никаких значительных военных столкновений между пришельцами и уже осевшими на северо-востоке людьми не произошло. Первые города на этой территории были построены восточными славянами. Известно только одно государство, которое мешало продвижению Руси на восток. Это Волжско-Камская Булгария. Столкновения с ней в X веке не привели к победе ни одной из сторон.

Русь при Ярославе

До сих пор не стихают споры насчёт географической принадлежности России. Известный историк Арнольд Тойнби считал нашу страну одной из двух христианских цивилизаций, братом-близнецом западной, европейской. Но западные братья до сих пор понимают Россию не больше, чем во времена Киевской Руси, а может даже меньше. Тогда Киевская Русь, занимая большую часть Восточной Европы, играла очень большое значение в этом регионе.

Три дочери Ярослава Мудрого стали супругами европейских королей: французского, норвежского и венгерского. Его сестра была замужем за королём Польши, а женой самого Великого князя стала принцесса из Швеции. При дворе Ярослава Мудрого нашли убежище два принца из Англии. Такой была эпоха наивысшего могущества уже ставшего православным древнерусского государства с центром на берегах Днепра. Но и до крещения русичи были хорошо известны западным государствам. Итак, каковы предпосылки крещения Руси? Кратко об этом будет поведано далее.

Три князя и святая княгиня

Говоря о Киевской Руси (предпосылки и последствия крещения будут рассмотрены далее) до принятия христианства, обычно упоминают трёх князей: Олега, Игоря и Святослава. Помимо укрепления своей власти на уже освоенной территории, для них были характерны попытки распространить влияние недавно возникшей державы на юг. Здесь неизбежны были столкновения с Византией. Всем известен поход князя Олега, когда он прибил свой щит к воротам Царьграда. Его сын был больше озабочен подчинением соседних славянских племён, а вот Святославу чуть не удалось отодвинуть границы Руси на Дунай. Новгородский, а позднее и Киевский князь, он стал самостоятельно править державой примерно в 961 году. До этого, по малолетству сына, полновластной правительницей была княгиня Ольга. Да и позднее делами внутри государства он интересовался мало.

Святослав и его походы

В 955-957 годах произошло значительное для Руси событие: княгиня Ольга крестилась. Но уговорить сына отступиться от языческих верований ей так и не удалось. Он был занят другими делами. В начале 60-х годов X века он предпринял свой первый значительный поход в долины Оки и Волги, где обложил данью племена вятичей. Согласно некоторым источникам, у него были серьёзные столкновения и с Волжской Булгарией. Но это не совсем достоверные сведения.

Главной целью Святослава был могущественный Хазарский каганат. По одной из известных версий, первым был взят Саркел, хазарский город на берегу Дона. Затем пала и столица каганата, город Итиль в устье Волги. Последней жертвой князя стал Семендер, находившийся на побережье Каспийского моря. Вполне возможно, что именно тогда русской стала и легендарная Тмутаракань на Таманском полуострове.

Но на этом Святослав не остановился. Его тянуло на берега Дуная, где было неизбежно столкновение с Первым Болгарским царством. Оно, в свою очередь, находилось в состоянии войны с Византией. Всё это было далеко от интересов собственно Руси. Основание столицы государства в устье Дуная тоже было вряд ли возможно. В конце концов, граница на западе осталась неизменной. Попытки овладеть низовьями Волги и торговым путём, идущим через Каспийское море в Иран и Индию, тоже оказались безуспешными. А вот движение на север и северо-восток продолжалось.

Христиане до крещения

Если, рассуждая о русской цивилизации до X века, можно не затрагивать вопросы религии, то после 988 года речь уже надо вести о православном государстве, хотя стало таким оно, конечно, не в мгновение ока. Но представления о поголовно языческой Киевской Руси до обращения князя Владимира тоже исторически неверны.

Так, с 945 по 969 годы государством правила христианка, княгиня Ольга. Сына обратить в истинную веру она не смогла, а вот внуков Ярополка и Владимира воспитать в правильном духе наверняка успела. Они находились на её попечении до 12-13 лет, возраста по тем временам уже вполне дееспособного. Ярополк, став на короткое время правителем страны, покровительствовал христианам, хотя и неизвестно, крестился ли он сам.

Православие к тому времени просто не могло быть совершенно неизвестным на Руси. Она расположилась вдоль знаменитого караванного пути. Экономические и социокультурные связи приводили и к многообразию религиозных представлений. Этим сведениям нельзя доверять на сто процентов, но, судя по всему, христианином мог быть и князь Аскольд, погибший в 882 году.

Первые достоверные сведения о том, что в Киеве существовала община христиан, относятся к середине X века. Во время подписания договора с Византией князем Игорем упоминается соборная церковь святого пророка Илии. Именно ей клялись в верности слову прибывшие с князем приверженцы правой веры. Остальные приносили клятву на оружии именем Перуна. Таким образом, в Киеве мирно сосуществовали две общины: языческая и христианская.

Есть указания на два крещения русов ещё в IX веке. Таинство свершилось над теми, кто принимал участие в нападении на Константинополь, и об этом упоминает в послании патриарх Фотий. Говорится об этом и в византийских хрониках. Но митрополия «Росия» не относилась к Киеву. Вполне возможно, что это была территория Восточного Крыма и Таманского полуострова, то есть Тмутаракани. Такова первая причина и предпосылка крещения Руси. В любом случае, христианство на Руси к X веку уже не было чем-то неведомым, а это облегчало общую христианизацию государства.

Где крестился Владимир?

Что еще относится к предпосылкам крещения Руси? Об этом пойдет речь далее. Религиозные представления славян, особенно племён, центром притяжения для которых стал Киев, были следствием наблюдений за природой, а затем и поклонения наиболее грозным проявлениям стихии. Богоищущей можно назвать религию античных народов, но отнюдь не славян. Не было у них и даже намёков на веру в Единого Бога. Кроме того, в большинстве племён наших предков жрецы не обладали какой-то особой властью. Жреческая каста попросту ещё не сложилась. Княжеская власть была намного более ощутимой. Значит, решение правителя о смене религии целым народом вполне могло найти поддержку, а выступления против этого возглавить было некому. Такой факт можно считать следующей причиной и предпосылкой крещения Руси (в 10 классе ученики более подробно изучают эту тему). Первые века Киевская Русь не боролась с языческими верованиями на государственном уровне. Напротив, «природоведческие» представления народа адаптировались христианством без особого ущерба для себя.

Крещение Руси относится к совсем другим таинствам, не тем, которые свершаются с человеком. Событие тысячелетней давности - это прежде всего политическое утверждение христианства. Здесь утвердилась поместная церковь. Она, в свою очередь, управлялась епископатом.

Достоверно неизвестно, как это происходило. Каноническая версия основана на «Повести временных лет». Князь отправил послов, которым больше всего понравилось богослужение в Константинополе. Даже на первый взгляд такая версия кажется наивной. Да и обращение самого Владимира в Херсонесе многими подвергается сомнению. Его могла крестить ещё святая равноапостольная княгиня Ольга в раннем детстве. Кроме того, таинство могли свершить над ним в Киеве или в княжеской резиденции в Василеве.

Тем не менее византийская версия и до сих пор считается основной. Она подтверждается давними и прочными связями Киева и Константинополя. С другой стороны, не менее тесные связи были у Руси с Болгарией. Но политические причины вхождения в число христианских стран, конечно, тоже были.

Выбор православия

Существовали летописи и до «Повести временных лет». Сведения о них сохранились в «Памяти и похвале князю русскому Владимиру» Иакова мниха (монаха). Крещение Великого князя он относит к 987 году, а поход на Корсунь (Херсонес) к 989. То есть поход был предпринят через три года после главного события русской истории. Дело тут может быть в следующем. «Повесть» отстает от описываемых в ней событий почти на 100 лет. Поэтому летописец вполне мог объединить несколько событий в одно. Зная о колебаниях русского князя, к нему вполне могли направлять посольства булгары, бывшие магометанами, иудеи хазары и «немцы», как называли ещё долгие столетия у нас представителей всех католических стран. Известен факт прибытия в Киев послов из Рима. Но их миссия успехом не увенчалась. Предлагали свою веру и восточные христиане. Были ими, скорее всего, болгары. Стоит упомянуть и проблемы князя со зрением и всё тот же поход в Крым. Совершён он был в отместку за нарушение византийцами клятвы: за военную помощь они обязывались отдать Владимиру в жёны царевну Анну. С помощью такого выгодного брачного союза он мог бы встать в один ряд со всеми европейскими монархами. Что, собственно, произошло и после крещения. Поэтому к предпосылкам крещения Руси относится и политика.

Почему тогда выбор великого князя церковь почитает, как одно из проявлений Промысла Божия? Ведь это было выгодно как с политической, так и с экономической точки зрения. Кроме того, обращение Владимира можно считать одним из этапов последовательной христианизации владык других стран Центральной Европы. В X веке крещение приняли правители Польши, Дании, Норвегии, Венгрии. Но союзниками Руси гораздо чаще бывали её степные соседи, а экономическими партнёрами и конкурентами - булгары на Волге. Поэтому версия «подражания» малоубедительна. Хотя одной из побудительных причин, предпосылок образования Древнерусского государства и крещения Руси это вполне могло стать. Интереснее, почему не был выбран «латинский» вариант. Ведь ещё княгиня Ольга отправляла послов к германскому королю Отону I. И просила прислать проповедников. Однако прибывшие в Киев миссионеры встретили там очень неласковый приём. Проще говоря, едва унесли ноги. Просьба княгини была, возможно, вызвана какими-то политическими притязаниями Византии. Но подчинение Папе Римскому показалось ещё более неприемлемым, что подтвердилось дальнейшим ходом истории.

Постулатам христианства надо было обучать. Греческое священство было немногочисленным, да и знание русского языка у них оставляло желать лучшего. Первый греческий митрополит, прибывший от Константинопольского патриарха, возглавил Киевскую кафедру только в 1037 году. Болгария была крещена почти на сто лет раньше Руси, и там имелась богатая библиотека свято-отеческих трудов на славянском языке. Вполне естественно, что братское государство сыграло огромную роль в деле крещения северо-восточного соседа. В этом и состоит ещё один секрет той относительной лёгкости, с какой языческие племена приняли веру в единого бога. Люди приняли и усвоили религию, о которой им говорили на родном языке. Литература тоже была доступна после трудов Кирилла и Мефодия. В Западной Европе с этим были большие трудности, поскольку латынь знали немногие, и приходилось верить священникам на слово. Потому в 990 году князь Владимир и не побоялся призвать киевлян к крещению уже почти в приказном тоне.

Русь языческая

К тому времени пантеон языческих божеств в Киеве возглавлял Перун. Это был «пришлый» бог. После ссоры с братьями и гибели Олега, Владимир бежал к варягам. Видимо, побывал и у балтийских славян. Оттуда он и привёз культ бога войны, грома и молнии. Назрела необходимость укрепить вертикаль власти не только в государстве, но и в потустороннем мире. Особенно после захвата власти, в результате которого был убит Ярополк. При этом Владимир, скорее всего, опирался на поддержку тех, кто был недоволен проправославной политикой прежнего князя. Верования русов были весьма разнообразны. Больше всего почитались Даждь-бог, податель света, и Велес, покровитель стад. Стрибог олицетворял ветер. Отцом солнца считали Сварога, хотя никаких определённых функций у него не было. Но Даждь-бога называли Сварожичем, следовательно, сыном Сварога, которого можно считать верховным божеством. Ещё известно женское божество Мокош. Ну и, конечно, почиталась Мать Сыра-Земля. Никаких культовых зданий не существовало, ограничивались примитивными деревянными идолами. Почитались и предки. Роду (Щуру) приносились растительные жертвы. Человеческие жертвоприношения широкого распространения на Руси не нашли.

Перун был более кровожаден. С продвижением «громовержца» на первое место в пантеоне связана история гибели первых христианских мучеников на Руси. Победа над литовским племенем ятвягов, по мнению князя, требовала принесения жертвы. Жребий пал на сына христианина. Они заперлись дома, и были растерзаны толпой. Таков был первый православный князь Киевской Руси. Святостью жизни он не отличался. Тем более удивительно, как мог такой человек избрать веру, где на первом месте - покаяние и смирение.

Значение крещения Руси

Предпосылки этого события мы уже рассмотрели. А к чему это привело? Именно православие подарило нашей стране столь долгую историю. Говоря современным языком, с ним Русь обрела свою национальную идею. Католицизм менялся и трансформировался, делился на множество течений и конфессий, что порождало множество религиозных войн. Православие, в своей основе, осталось неизменным. Что же оно дало Руси в светском смысле слова? У древних славян были не очень благочестивые нравы. К примеру, считалась долгом чести и заменяла собой закон. Каких-либо судебных функций у государства не было вплоть до

Существовала и торговля людьми. Такого широкого распространения, как у норманнов, она не получила, но и большой редкостью не была. Если для тех же балтийских славян христианизация означала порабощение, то у нас крещение Руси (предпосылки принятия христианства рассмотренны в статье) произошло почти естественным путём. Крестовых походов на непокорные племена русские князья не организовывали. В Западной Европе, уже начиная с раннего средневековья, стали пылать костры. На Руси такое письменно зафиксировано в 1227 году, а потом уже только в XV веке. К языческим пережиткам духовенство относилось терпимо.

Неоспорима положительная роль крещения Руси (предпосылки и результаты стали предметом нашего обзора) в деле укрепления государственности. Новые экономические условия требовали и новых форм управления. Возникала напряжённость между разными слоями населения. Общинное самоуправление снять её уже не могло.

Сфера светской культуры тоже претерпела изменения. Многие путешественники из Европы удивлялись грамотности «варваров» на востоке. Обучение ей началось уже при Владимире. В более широком масштабе его дело продолжил Ярослав. Новгород и Киев были крупнейшими городами для своего времени и удивляли красотой каменных строений. Между тем ещё недавно этот материал в строительстве почти не применялся.

Создание вертикали власти способствовало укреплению государства. Тесные связи с Византией стали не только политическими, но и духовными. Поддержка Константинополем Киева сыграла немалую роль в ранней истории нашего государства. Если раньше с Русью считались, как правило, из-за военной мощи «варварской» державы, то после крещения она на равных входит в число цивилизованных стран, начинает развивать торговые отношения со многими азиатскими и европейскими государствами. Вот и все предпосылки и значение крещения Руси.

Крещение Руси - это важный этап на пути становления единого государства. Языческие верования уже не отвечали потребностям формирующегося общества, и Владимир Святославич это прекрасно понимал. О том, как монотеизм сменил собой политеизм - далее в нашей статье.

Христианизация и предшествовавшие ей события

Мало кто задается вопросом: «а какие события предшествовали принятию христианства»? Но вместе с тем этот вопрос очень интересен, поскольку крещению Древнерусского государства предшествовали поистине интересные и даже легендарные летописные предания.

Перед принятием христианства Владимир Святославич пытался «вдохнуть жизнь» в язычество, привести разрозненные верования, поклонение Макоши, Перуну, Даждьбогу, Волосу и другим во что-то целостное, способное сплотить разрозненные восточнославянские племена.

Он попытался выстроить пантеон богов с возглавлявшим его Перуном - богом-громовержцем, повелителем грозовых туч. Но эта удачная, с точки зрения князя, задумка, обернулась крахом и не привела к сколько-нибудь существенному объединению племен. Люди продолжали молиться своим богам-покровителям конкретного ремесла, защитникам определенных племенных образований.

Тогда-то он и стал задумываться о том, чтобы обратить свое государство в монотеистическую веру. Об этом мы можем узнать из столь значимой для нашего государства Повести временных лет, написанием которой занимался легендарный черноризец Киево-Печерского монастыря Нестор.

Из Повести временных лет мы узнаем, что на Русь были приглашены послы из Волжской Булгарии, Рима, Хазарского каганата и Византии. Эти государства представляли ислам, католицизм, иудаизм и православие.

Сразу же стоит заметить: разделения на католицизм и православие в то время еще не было, поскольку лишь только Вселенский собор 1054 года окончательно утвердил разделение двух церквей на Западную - с центром в Риме - и Восточную (с центром в Константинополе). Но для удобства мы приемлем такое разделение, поскольку уже в то время наметился серьезнейший раскол.

Что Владимир ответил каждому из них можно узнать из приведенной ниже таблицы.

Государство Изречение Владимира Красно Солнышко
Волжская Булгария (ислам) «Руси есть веселие пити» - в ответ на значительные ограничения в части употребления вина, запрет есть свинину и т. п. Предложение было отвергнуто.
Рим (католицизм) «Идите откуда пришли, поскольку нашими отцами это не было принято» - иноземцам-латинянам князь.
Хазарский каганат (иудаизм) «Нет у вас земли своей и крова, дак почто мне обращаться в вашу веру?» - задает Владимир закономерный вопрос хазарам, что были рассеяны.
Византия (православие) Владимир, выслушав прибывшего к нему византийца, сказал, что ему нужно «еще подумать, ибо опрометчивость в выборе веры может быть наказуемым».

И хотя вера византийцев Владимиру Святославичу пришлась по душе, он решил, совместно с боярами, прибегнуть к еще одному испытанию: послать людей к латинянам, мусульманам и грекам, чтобы понаблюдать за таинством отправляемого ими богослужения. Вернувшиеся из Константинополя послы глубокомысленно изрекли: «Побывав на богослужении, не знали мы, где есть - на небе или на земле». И князь сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

На этом события, что предшествовали принятию Русью христианства, рассмотрены.

Крещение Руси: как это было

Годом принятия христианства на Руси считается 988 год, что согласуется с Повестью временных лет . Этот год предваряли действия совсем иного характера - военные. Великий князь Владимир вовсе не хотел быть подвергнутым осмеянию и унижению. Он не хотел просить у византийцев крестить его (что в свое время было проделано с его бабкой Ольгой). Владимир жаждал «завоевать себе веру», что он и начал претворять в жизнь.

Древнерусскому государству во главе с хитрым князем Владимиром потребовался незначительный повод для того, чтобы напасть на византийский город Корсунь (возле нынешнего Крыма, в границах современного Севастополя) и захватить его в 987 году. По преданию, князь пообещал, что если возьмет этот город приступом, то обратится в христианство.

После взятия города он вступил в переговоры с императорами Василием и Константином, пообещав вернуть им город, если они выдадут за него их сестру Анну. А он, якобы в качестве уступки, согласится подвергнуть себя крещению.

Есть и другое предание, согласно которому Владимир захватил Корсунь только лишь ради женитьбы на Анне, которую не хотели выдавать за «варвара» ее братья. Но, вынудив их пойти на это, он … ослеп. И только лишь молитвами Анны ему было возвращено зрение. Уверовав в чудо, князь крестился и обвенчался со своей «спасительницей». Но это лишь предание, которое с действительностью имеет мало общего.

И уже в 988 году, вернувшись на Русь с супругой-гречанкой, князь сверг языческие идолы и повсеместно насадил христианство. Именно в этом году были произведены известные массовые крещения людей в Днепре.

Конечно, были и сопротивления со стороны населения Руси, но они носили характер не столько антихристианский, сколько антикиевский. Сопротивление носило больше именно политический окрас, нежели религиозно-культурный.

Почему именно христианство - государственная религия на Руси?

Причинами принятия христианства на Руси являются:

Все эти причины в той или иной мере отражают необходимость государя и государства в укреплении своих позиций - как внешних, так и внутренних.

Так ли велика роль христианизации на Руси?

Сложно переоценить значение принятия христианства на Руси. Ведь именно христианство сыграло большую роль в становлении того государства, которое сейчас занимает одну седьмую часть всей суши земного шара.

Кратко о значении христианизации:

Все это в той или иной степени говорит нам о том, что Владимир, за заслуги по части принятия христианства прозванный Равноапостольным, сделал правильный выбор, обзаведясь мощным союзником и укрепив власть в государстве.

Интересно знать: на реке Угре при князе Иване III.

Последствия христианизации: в пространстве и во времени

Христианство предопределило многие аспекты в развитии Древнерусского государства. Это касается, прежде всего, места в истории, которое было предопределено в 988 году на многие столетия вперед.

Крещение Руси может встать в один ряд с изобретением колеса и бумаги, как в масштабах государства, так и в пределах всего мира. И это не может быть вымарано со страниц истории: это случилось когда-то и так будет всегда.

В историческом плане принятие христианства имело далеко идущие последствия. Вплоть до того, что Россия, в последующем, унаследует от Византии двуглавого орла и статус «третьего Рима».

В политическом плане Русь примкнула к блоку православных государств. И хоть раскол тогда еще и не был официально признан, он уже давно наметился как по части богослужения, так и в плане государственности.

К культурным последствиям следует отнести бурное развитие письменности, зодчества и живописи. Все это было спровоцировано христианизацией, принятием византийской религиозной традиции. На Русь приглашались мастера из Византии: зодчие, живописцы, книжных дел мастера. Что, конечно же, придавало государству веса - как политического, так и культурно-экономического.

Были запрещены многие противоречащие духовности обряды; они насильственно изымались из обращения народом. Без восстаний не обходилось, но в культурном плане это было необходимостью.

Все это через несколько десятков лет приведет к рассвету Древнерусского государства , которое на политической арене будет иметь значительный вес, а династические браки сделаются обыкновенным делом. Для каждого европейского государя будет значимым родство с киевским правителем.

В конечном счете все эти последствия - закономерный итог крещения Руси. Принятие монотеистической веры требовалось для укрепления государства - и оно было Владимиром Равноапостольным произведено. История показывает, что сделанный им выбор - наиболее благоприятный с точки зрения дальнейшего развития государства. Убеждают в этом нас и нынешние дни…

2. Церковь в Византии была строго централизованной и подчинялась гос. власти, Виз. церковь всегда стояла за единое г-во.

3. Многие русские были знакомы с этой религией.

4. Неудача языческой реформы.

Последствия:

1. Объединение славянских земель на единой духовн основе.

2. Приобщение к зап-евр и визант культурным и христ традициям и традициям вообще.

4. Гуманизация нравств отнош-й.

5. Влияние на эк-ку (рост междунар торговли, развитие и совершенствование с/х пр-ва).

6. Толчок развития культуры.

7. Появление каменной архитектуры.

8. Интенсивно развивается ИЗО.

9. Литерат традиции (появл письменности).

Негатив:

1. Оформление культа власти.

2. Рабская психология, произошло превращение церкви в идеолог инструмент гос-ва мистич восприятие христианства .

Крещение Руси. Роль религии и церкви в жизни древнерусского общества в домонгольский период .

Важнейшим этапом развития Руси явилось принятие христианства. Согласно исторической традиции это событие датируется 988 годом и связано с именем князя Владимира Святославовича . Летопись рисует Владимира, как типичного языческого князя, проводившего время в военных походах, любителя пиров и «наслаждений чувственных». У Владимира было 300 наложниц в Вышеграде, 300 в Белгороде, 200 в селе Берестове. Н.М. Но именно ему Русь обязана принятием христианства.

Основной причиной принятия христианства была задача объединения славянских народов в единое государство. Единое государство требовало единой идеологии. Однако каждое славянское племя поклонялось своему богу. Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие в рамках старой религии. В 980 г. он провёл церковную реформу. Он поставил в Киеве близ княжеского двора кумиров всех языческих идолов, которым киевляне приносили жертвы. Тем самым он пытался превратить Киев в идеологический центр русских земель.

Однако реформа закончилась неудачей — единой религии создать не удалось, каждый народ продолжал поклоняться своему богу. Тогда Владимир решил заимствовать религию у соседей. Владимир послал послов в Рим и в Константинополь с тем, чтобы они лично присутствовали на богослужении. Наибольшее впечатление на послов произвело богослужение в Константинопольском Соборе Святой Софии. Выслушав послов, Владимир принял решение принять христианство из Византии. Но крещение Руси растянулось на долгие годы. Оно осуществлялось силовыми методами, при сопротивлении населения, не желавшего отказываться от традиционной веры.

В Киеве первым делом были изрублены и сожжены языческие идолы, после чего головешки были сброшены в Днепр. Затем в Днепр дружина загнала горожан, и священник всех их скопом окрестил. Затем Владимир поставил в городах церкви. Принятие христианства имело для Руси исключительное значение. Во-первых, единая религия способствовала объединению русских земель, выработке единого национального самосознания. Во-вторых. Принятие христианства сделало Русь полноправным членом мирового сообщества христианских государств, включило её в систему политических культурных связей.


Отношения между государствами в средние века укреплялись с помощью династических браков, что было возможно лишь при условии единой веры. В-третьих, исключительно важным было культурное влияние христианства. Византия сохранила в неприкосновенности античную культуру - греческую и римскую. На русский язык переводились книги не только духовного, но и светского содержания - научные трактаты, исторические сочинения, литературные произведения. При монастырях создавались школы, библиотеки, велись летописи. Церковь положила начало русскому искусству и архитектуре.

Русская иконопись, известная во всём мире, первоначально создавалась по византийским образцам. Русские церкви строились по образцу византийских. Церковь воздействовала на мораль народа, осуждая языческие пережитки - многоженство, кровную месть и др. В то же время принятие христианства из Византии впоследствии действительно способствовало определённой изоляции Руси (уже Московской) от Запада. После разделения церквей и падения Византийской империи Московская Русь осталась единственным православным государством, что обусловило специфику её развития.

Древнерусское государство: социально-экономическое и политическое развитиеОснову хозяйства составляло пашенное сельское земледелие. Выращивали, главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа. Были известны двухпольный и трехпольный севообороты. У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличится спрос на пушнину. Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы домашнего ремесла – обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников – оружейников и златокузнецов, рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой – страной городов. В русских летописях на начало XIII в. упоминаются более 200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.Основные классы феодального общества в Киевской Руси: феодальный, рабовладельческий и патриархальный. Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д.Однако в Киевский период оставалось довольно значительное количество свободных крестьян, зависимых лишь от государства. Сам термин "крестьяне" появился в источниках лишь в XIVв. Источники периода Киевской Руси называют зависимых от государства и великого князя общинников людьми, или смердами.Основной общественной ячейкой земледельческого населения продолжала оставаться соседская община – вервь. Она могла состоять из одного большого села или из нескольких небольших поселений. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ. Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся ее покровительством, назывался изгоем.С развитием феодального землевладения появляются разнообразные формы зависимости земледельческого населения от землевладельца. Распространенным названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего от землевладельца купу – помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процентами. Другой термин, относящийся к зависимым людям – рядович, т.е. человек, заключивший с феодалом определенный договор – ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду. В Киевской Руси наряду с феодальными отношениями существовало патриархальное рабство, не игравшее, однако значительной роли в экономике страны. Рабы назывались холопами или челядью. В рабство попадали, прежде всего, пленники, но широкое распространение получило временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством.Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин-вервей. В усадьбе находились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с "обилием", т.е. запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие – тиуны и ключники, во главе всей вотчинной администрации стоял огнищанин. Как правило, в боярской или княжеской вотчине работали ремесленники, обслуживавшие барское хозяйство. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. Источники не позволяют однозначно судить о господствующей форме феодальной эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк.Городское население также попадает в зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для ремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел предоставляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободами или слободами.Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивление со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствует и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег – превращение в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит "Русская правда". В ней говорится о нарушениях границ земельных владений, поджоге бортных деревьев, убийствах представителей вотчинной администрации, кражах имущества.Внешняя политика.Первой известной внешнеполитической акцией Древнерусского государства было посольство в Константинополь (Царьград) в 838 году в столицу Византийской империи, наиболее могущественного государства Восточного Средиземноморья и Причерноморья. Отношения с Византией и в последующее время являются важным направлением русской внешней политики.В 907 году Киевский новгородский князь Олег (882-912) привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско, в состав которого кроме киевской дружины вошли отряды зависимых от Киева славянских союзов племенных княжеств и наемники-варяги (найм варяжских отрядов, в основном дружин шведских викингов, продолжался в течение всего X-начала XI веков; часть наемников, обогатившись на службе у киевских князей, возвращалась на родину, часть оседала на Руси, вливаясь в ряды древнерусского дружинного слоя, подобно тому, как это произошло во второй половине IX века, с дружинниками Рюрика). Результатом похода, в ходе которого были опустошены окрестности Константинополя, было заключение в 907 и 911 годах выгодных для Руси мирных договоров. Их тексты, донесенные "Повестью временных лет" – древнерусской летописью начала XII века – самые древние памятники древнерусской дипломатии и права. Согласно договору 907 года, русские, приезжающие в Византию с торговыми целями, получали привилегированное положение. Договор 911 года регламентировал русско-византийские отношения по широкому спектру политических и правовых вопросов. В договоре имеются ссылки на "Закон русский" – внутренние правовые нормы формирующегося Древнерусского государства.Преемник Олега князь Игорь в 941 году совершил новый поход на Константинополь. Поводом для похода послужило, по-видимому, нарушение византийцами действующего договора. Войско Игоря потерпело жестокое поражение в морской битве. Тогда в 944 году русский князь в союзе с печенегами предпринял вторую попытку. На этот раз дело не дошло до сражения: был заключен новый мирный договор. Текст договора 944 года также сохранился в летописи.Княгиня Ольга поддерживала с Византией мирные отношения. В 946 или 957 году (вопрос о датировке спорен) она совершила дипломатический визит в Константинополь и приняла христианство. Но этот акт не повлек за собой массовое крещение населения Руси.Необычайной активностью отличалась внешнеполитическая деятельность сына Игоря и Ольги Святослава (945-972; он оставался язычником, несмотря на уговоры матери). В 964 v 965 годах Святослав покорил живших на Оке вятичей, вышел на волгу, разгромил Волжскую Булгарию и, двинувшись вниз по Волге, обрушился на давнего врага восточных славян в Хазарский каганат. Это некогда могущественное, но уже ослабевшее к тому времени государство не выдержало натиска (были взяты Итиль и Саркел). Разгром Хазарии доверщили кочевники-печенеги. Святослав покорил также северо-кавказские племена ясов (предки осетин) и касогов (предки адыгов) и положил начало русскому тмутараканскому княжеству на Таманском полуострове (Восточное Приазовье).Внутренняя политика.После Игоря страной стала править его жена, теперь уже вдова, Ольга, которая оказалась вполне на уровне крупного государственного деятеля. Ольга провела ряд важных реформ, из которых самая значительная – административно-налого­вая: есть основание полагать, что при Ольге архаичная система полюдья, повсеместно расп­ространенная прежде, была отменена и замене­на систематической уплатой дани, которая со­биралось в административных центрах (по­гостах) специальными чиновниками прави­тельства (тиунами). Ольга ездила в Констан­тинополь в 955 г. и приняла там христианство. После гибели Святослава великим князем стал его сын Яро­полк (972-980 гг.). Своей главной задачей Яро­полк считал объединение всей державы, и вся­чески стремился к осуществлению этой цели. Советником князя стал на первых порах престарелый воевода Свенельд. Однако осу­ществить задуманное не удалось из-за военных действий против Олега, затем против своего брата Владимира, который и одержал победу в сражении. А вскоре, во время встречи с побе­дившим братом Ярополк бы убит двумя варяга­ми. Владимир остался единовластным правите­лем державы.

Крещение Руси: причины, ход, последствия

Крещение Руси – введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Процесс христианизации народов Российской империи был длительным процессом, продолжавшимся в течение 9-ти последующих веков.

Причины:

1. Необходимость духовного объединения для создания централизованного государства.

3. Утверждение феодальных отношений (христианство поощряло отношения господства и подчинения).

6. Потребность в повышении морально-нравственного, культурного уровня общества.

6. Роль также сыграли длительные экономические и политические связи с Византией, её географическая близость.

Ход: христианизация на Руси продолжалась последующие 9 веков. На частях территорий христианство устанавливалось силой, при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшихся подвергали репрессиям.

Последствия:

1. Появление двоеверия (синтез языческих и христианских ценностей).

2. Сближение с Византией (в то же время отдаление от европейского католического мира).

3. Культура (развитие зодчества, живописи, проникновение византийской культуры).

4. Развитие церкви, ее внедрение и последующее влияние на все сферы жизни общества.

5. Снижение уровня эксплуатации (стали лучше относиться к человеческой личности, ценностям)

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода