Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Один числительное или существительное. Виды имен числительных — простые, составные и сложные

Которая обозначает число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?

Числительные делятся на четыре лексико-грамматических разряда: количественные (два , пятьдесят , двести , триста пятьдесят один ) и собирательные (оба , двое , пятеро ) - отвечают на вопрос сколько? , порядковые - отвечают на вопрос который? (первый , второй , сотый ), дробные (одна пятая , три целых, две седьмых ). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два , четыре , пятнадцать , полтораста , двести ), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало , немало , много , немного , а также местоименные числительные несколько , сколько , сколько-нибудь , сколько-то , столько .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Количественное числительное - числительное, которое отвечает на вопрос «сколько?», «скольким?», «скольких?» и т. п.

    Количественным числительным присущи два значения.

    1. Как определённо-количественные, так и неопределённо-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями
      • количественным (количество как признак предмета: пять голов , три стула , десять дней , несколько лет ) и
      • числовым (отвлечённое количество, или число: четыре делится на два без остатка , трижды десять - тридцать ; несколько - это не всякое неопределенное количество: это может быть три , пять , десять , вообще немного; устная речь).
    2. Только определённо-количественные числительные имеют счётно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счёта оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счёта, ограниченном количеством трёх); вагон восемь , место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счёта, ограниченном 35-ю местами).

    Правописание количественных числительных в русском языке

    • Простые (состоят из одной основы) например: «один»(1), «два»(2), «три»(3) и т.д.
    • Сложные (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: «восемнадцать» (18), «восемьдесят» (80), «восемьсот» (800).
    • Составные (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: «восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь» (88888).

    Правописание числительных

    1. У числительных с пяти по двадцать а также «тридцать» мягкий знак пишется на конце, а у числительных с «пятьдесят» по «восемьдесят» и с «пятьсот» по «девятьсот» - в середине слова.

    2. Числительные «девяносто» и «сто» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах - окончание А. («истратить сто рублей», «не хватает ста рублей»). Числительное «сорок» в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание, а в остальных падежах - окончание А. («ему нет и сорока лет»). В именительном и винительном падежах числительное «двести» имеет окончание И, а числительные «триста» и «четыреста» - окончание А («существует уже триста лет»).

    3. Сложные числительные (и количественные, и порядковые), состоящие из двух основ, пишутся слитно («шестнадцать», «шестнадцатый», «девятьсот», «девятисотый») .

    4. Составные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей («пятьсот двадцать три», «пятьсот двадцать третий»). Однако порядковые числительные, оканчивающиеся на «-тысячный », «-миллионный », «-миллиардный », пишутся слитно («стотысячный», «двухсоттридцатимиллиардный»).

    5. Дробные числительные пишутся раздельно («три пятых», «три целых (и) одна вторая»), но числительные «двухсполовинный», «трёхсполовинный», «четырёхсполовинный» пишутся слитно. Числительные «полтора» и «полтораста» имеют лишь две падежные формы: «полтора» («полторы» в ж. р.), «полтораста» для именительного и винительного падежа и «полутора», «полутораста» для всех остальных падежей без родовых различий.

    6. B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова («двести пятьдесят шесть» - «двухсот пятидесяти шести», «двумястами пятьюдесятью шестью»), при склонении дробных числительных также изменяются обе части («три пятых» - «трёх пятых» - «трём пятым» - «тремя пятыми» - «о трёх пятых»).

    7. Но при склонении составного порядкового числительного изменяется только окончание последней составной части («двести пятьдесят шестой» - «двести пятьдесят шестого» - «двести пятьдесят шестым»).

    8. Слово «тысяча» склоняется как существительное женского рода на -А; слова «миллион» и «миллиард» склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.

    9. Обратите внимание: числительные "оба" (м. и ср. р.) и «обе» (ж. р.) склоняются по-разному: у числительного «оба» основой для склонения является «обои-» («обоих», «обоим», «обоими»), а у числительного «обе» - основа «обеи-» («обеих», «обеим», «обеими»).

    10. Обратите внимание: при смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 1 2/3 м («одна целая и две третьих метра»).

    Другие виды числительных

    Склонение имён числительных

    В русском языке при склонении количественных имен числительных изменяются все слова и все части сложных слов, а при склонении порядковых - только последнее слово: пятьсот шестнадцать - пятью стами шестнадцатью - пятьсот шестнадцатый .

    Падеж 1 2 5 40 50 100 1000 300 оба(обе)
    И.п. один (первый) два (двое) пять сорок пятьдесят сто тысяча триста оба (обе)
    Р.п. одного (первого) двух пяти сорока пятидесяти ста тысячи трёхсот обоих (обеих)
    Д.п. одному (первому) двум пяти сорокa пятидесяти стa тысяче трёмстам обоим (обеим)
    В.п. одного (первого) два (двоих) пять сорок пятьдесят сто тысячу триста оба или обоих (обе или обеих)
    Т.п. одним (первым) двумя (двоими) пятью сорока пятьюдесятью ста тысячей тремястами обоими (обеими)
    П.п. одном (первом) двух (двоих) пяти сорока пятидесяти ста тысяче трёхстах (об) обоих (обеих)

    Иногда случается так, что очень простой вопрос может поставить человека в тупик. Так, на обычный вопрос: что такое числительное, можно услышать в ответ слова пятерка, двойка, пара, либо тройка, дюжина, десятка и прочее. Это все интересно, хотя на самом деле эти слова не являются числительными, так как имеют род, могут изменяться по падежам и числам, их также нельзя записать цифрами. Из этого следует, что вышеперечисленные слова – это имена существительные.

    В лингвистике также неоднозначно решается вопрос и о том, к какой части речи следует относить слова биллион, триллион, миллиард, миллион и тысяча. Ведь они обладают как признаками числительных, так и признаками существительных.

    Что такое имя числительное

    В русском языке имя числительное представляет собой самостоятельную часть речи, обозначающую число предметов, их количество и порядок. Вопросами имени числительного являются: который? сколько?

    Форма именительного падежа представляется начальной формой имени числительного.

    С учетом выражаемого значения и грамматических особенностей имена числительные поделены на две категории:

    1. Количественные числительные (шесть, сорок, тридцать восемь).
    2. Порядковые числительные (седьмой, тринадцатый, двадцать пятый).

    Количественные числительные

    Количественные качественные числительные поделены на три грамматических разряда:

    1. Числительные, выражающие целые числа.
    2. Числительные, выражающие дробные числа.
    3. Собирательные числительные.

    В составе количественных числительных находятся:

    1. Определённо-количественные числительные (обозначают конкретное число: триста, пять, полтораста).
    2. Неопределённо-количественные числительные (обозначают неопределённое количество единиц: много, мало, немного, немало).
    3. Местоименные числительные: столько, сколько, несколько, сколько-то, сколько-нибудь.

    С точки зрения особенностей словообразования выделяют:

    1. Простое числительное. Примеры: семь, второй, двенадцать.
    2. Сложное числительное. Пример: семьдесят, пятидесятый.
    3. Составное числительное. Пример: сто двенадцать, двести пятьдесят первый, две седьмых.

    Дробные числительные

    Будучи разновидностью количественных числительных, дробные числительные необходимы для обозначения дробного числа. К примеру: пять вторых состава, две трети пути.

    Если конструктивно рассматривать дробное числительное, то можно определить, что в его структуре первая часть (числитель) является количественным числительным (пять, два), тогда как вторая часть (знаменатель) является формой родительного падежа порядкового числительного (например: вторых, десятых, шестых).

    Обозначать дробные числительные также могут и смешанное число. Пример: пять целых две трети, шесть целых семь вторых.

    Склонять дробное числительное необходимо в зависимости от его структуры.

    6-й класс

    Система уроков по теме
    «Имя числительное»

    Представляем систему уроков по разделу «Морфология. Имя числительное» (УМК под ред. В.В. Бабайцевой).

    Почему возникла необходимость в составлении такого материала? Сейчас выпускается достаточно много дидактического материала, посвященного этой теме. Но учителю часто трудно найти при подготовке к урокам нужные издания (не попалось на глаза...). Как бывает обидно, что полезный материал замечательных авторов не оказался под рукой вовремя. Поэтому я решила собрать весь имеющийся у меня материал, но не просто собрать, а сформировать в уроки. Не нужно изобретать велосипед, если есть прекрасные работы наших ученых-лингвистов и учителей-практиков. Давайте подумаем, как их использовать.

    Все уроки, посвященные этому разделу, вызвали неподдельный интерес, а итоговые результаты показали хорошие знания учащихся.

    Каждый мой шестиклассник получил папку – «Имя числительное», учебник. Материал по темам распределен в соответствии с тематическим планированием работы в 6-м классе по учебному комплексу «Русский язык: Теория», «Русский язык: Практика», «Русская речь» («Русский язык в школе», № 6, 2003; № 1, 2004). Весь практический материал дан по принципу: от теории к практике. Теоретический материал дан компактно, заставляя учащихся размышлять, а не механически запоминать. Рубрики «Это интересно», «Поразмышляем», «Перемена» и др. помогут расширить кругозор учеников.

    Данный проект ни в коем случае не заменяет материал учебника, а лишь дополняет его, делая работу на уроке разнообразнее, интереснее, развивая мотивацию к учению.

    Используя представленный дидактический материал для закрепления теоретических знаний, учитель имеет возможность применить дифференцированный подход при опросе, рефлексии. Каждое упражнение имеет практическую направленность на развитие речи учащихся.

    Тематическое планирование работы по изучению раздела
    «Имя числительное»

    1. Понятие о числительном (§ 108, 1 час).

    2. Простые, сложные и составные числительные (§ 109, 2 часа).

    3. Количественные числительные. Склонение количественных числительных (§ 110–111, 2 часа).

    4. Собирательные числительные (§ 113, 2 часа).

    5. Порядковые числительные (§ 114, 2 часа).

    6. Дробные числительные (§ 115, 1 час).

    7. Морфологический разбор числительных (эта тема не выносится отдельно).

    8. Повторение изученного в разделе (1 час).

    9. Контрольная работа и ее анализ (2 часа).

    Понятие о числительном (§ 108, 1 час)

    – В котором часу ты сегодня проснулся?

    – Сколько у тебя завтра уроков?

    – В каком году проходили первые Олимпийские игры?

    – Сколько лет в 2006 году исполнилось г. Черногорску?

    – Сколько букв в алфавите?

    – Сколько цветов у радуги?

    – Как долго в среднем живет лошадь?

    Когда же мы употребляем числа?

    Мы постоянно что-нибудь считаем. Цифры нас окружают везде. А между тем имя числительное – самая немногочисленная часть речи, она насчитывает всего несколько десятков слов. По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место.

    1. Поработаем с § 108 («Русский язык: Теория»).

    План работы:

    1) Чтение параграфа.

    2) Оформление сведений кластером.

    3) Работа в парах: составление инсерта с использованием приема маркировки.

    2. Побеседуем!

    – Что уже было знакомо?

    – Какую новую информацию вы получили?

    – Что вызвало сомнение, с чем не согласны?

    – Зададим «толстые» и «тонкие» вопросы и ответим на них.

    3. На заметку!

    В русском языке есть всего 13 корней, от которых образовано множество числительных: один – десять, сорок, сто, тысяча. Употребление числительных делает высказывание более убедительным, аргументированным.

    4. Практика.

    Задание 1. Прочитайте текст. Перескажите .

    В глубокой древности люди считали по пальцам рук. Было время, когда счет достигал только четырех – по числу протянутых четырех пальцев рук. Потом возник счет пятерками. С развитием хозяйственной и культурной жизни счет совершенствовался. Возник наконец и современный счет – десятками.

    Наши русские числительные первоначально были существительными или прилагательными. Так, например, слово пять означало примерно то же, что и пятерка или пятерня, т.е. имело значение предмета. Впоследствии это значение у большинства счетных слов перестало осознаваться, и они утратили признаки числа и рода. Так возникала новая часть речи.

    (По В.Добромыслову)

    * Докажите письменно, что слово пять – числительное, а слово пятерка – существительное. (Можно взять для доказательства и другие слова: два – двойка, три – тройка и т.п.)

    Задание 2. Цифровой диктант (1 – числительное, 2 – существительное, 3 – глагол).

    Десятка, десятина, десять, утроить, три, тройка, четыре, тысяча, семнадцать, удвоить, один.

    Задание 3. О том, что числительные часто употребляются в образной речи, говорит множество пословиц, поговорок и загадок. Игра «Продолжи!».

    1) Одна голова хорошо, а (...)

    2) Семь раз отмерь – (...)

    3) Не имей сто рублей, а (...)

    4) Четыре братца под одной крышей. (...)

    5) Сто одежек – и (...)

    6) Два братца через дорогу живут. (...)

    Задание 4. Прочитайте фразеологизмы с числительными. Попробуйте объяснить, что они обозначают .

    1) Стричь под одну гребенку.

    2) От горшка два вершка.

    3) Как две капли воды.

    4) Семи пядей во лбу.

    5) За семь верст киселя хлебать.

    6) За семью печатями.

    7) Два сапога – пара.

    8) Наговорить с три короба.

    9) Пуд соли съесть.

    10) Как аршин проглотил.

    * Какие вы еще знаете фразеологизмы с числительными? Запишите как можно больше.

    5. Это интересно!

    Старинные меры длины и веса

    «Из числа всей ее (барыни) челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения» – так описывает И.С. Тургенев своего героя в начале рассказа «Муму».

    Мы знаем, что Герасим – богатырь, но все-таки какого он был роста?

    Вершок – старинная мера длины, равная 4,45 сантиметра. Выходит, рост Герасима был всего 53 сантиметра? Что, он карлик? Что-то здесь не так.

    Читателю XIX века хорошо известно, что рост человека определялся в вершках свыше обязательных для нормального человека двух аршин. Аршин – русская мера длины, равная 0,71 метра. Подразумевалось, что читатель об этом знает.

    А теперь подсчитайте, чему же все-таки равнялся рост богатыря дворника.

    Первые единицы длины как в России, так и в других странах были связаны с размерами частей человеческого тела.

    Сажень – мера длины, связанная с размерами обеих рук (2,13 метра).

    Локоть – мера длины, равная приблизительно 0,5 метра.

    Пядь – расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами.

    Для измерения больших расстояний на Руси использовали версту (ранее называли поприще ); в разных местностях верста считалась по-разному – от 500 до 700 саженей. У Пушкина в стихотворении «Бесы» есть строки:

    Там верстою небывалой
    Он торчал передо мной;
    Там сверкнул он искрой малой
    И пропал во тьме пустой.

    От восточных купцов пошла единица аршин. Существовали разные аршины: турецкий, персидский и др. Поэтому возникла поговорка «мерить на свой аршин».

    Саженей тоже было несколько. Маховая сажень – это расстояние между концами пальцев, которые раздвинуты на полный мах рук (1,76 м). Косая сажень – расстояние от концов пальцев поднятой вверх правой руки до конца пальцев левой ноги (2,48 м).

    При Петре I русские меры были приведены в определенную систему:

    1 верста = 500 саженям (1,06 км);

    1 сажень = 3 аршинам (2,13 м);

    1 аршин = 16 вершкам (0,71 м);

    1 вершок = 4,45 см;

    1 пуд = 40 фунтам (16,4 кг);

    1 фут = 96 золотникам (410 г);

    1 золотник = 4,3 г.

    В конце XIX века в большинстве стран мира, в том числе и в России, была введена метрическая система мер. Однако по традиции моряки и сейчас измеряют расстояние милями (1852 м) и кабельтовыми (десятая часть мили), а скорость – узлами (1 миля в час). Массу алмазов измеряют в каратах (0,2 г – масса пшеничного зерна). Объем нефти – в баррелях (159 л). А программисты измеряют длину монитора в дюймах (2,54 см, 1/12 фута).

    6. Резюме.

    Совет: еще раз прочитайте § 108.

    – Имя числительное – это...

    – Общее грамматическое значение числительного – ...

    – Количественные числительные изменяются только по..., не имеют... .

    Слова один, два имеют...

    – Порядковые числительные изменяются...

    – В предложении количественные числительные могут быть... членом предложения, порядковые обычно бывают..., реже – ... .

    7. Перемена.

    * Прочитайте зашифрованные слова. Придумайте сами слова подобного типа.

    Смор1а, по2л, элек3к, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100п, 100н.

    Простые, сложные и составные числительные (§ 109, 2 часа)

    1. В копилку слов.

    Километр

    Это слово пришло к нам в XVIII веке из французского языка, где оно было сложным: оба его корня восходят к греческим словам, обозначающим «тысяча» (кило) и «мера» (метр), т.е. километр – «тысяча метров».

    Слово заимствовано в Петровскую эпоху из немецкого языка, восходит к латинскому про сентум, что означает «за сто».

    2. Работа с § 109.

    Читаем, разбираемся, записываем главное в справочник.

    – Итак, что вы знаете об этом составе?

    3. Узелок на память.

    Одинн адцать, милл ион, милл иард.

    4. Практика.

    Задание 1. Прочитайте текст и рассмотрите таблицу (упражнение № 396).

    Задание 2. Игра «Кто больше?».

    Подберите однокоренные слова к числительным один, два.

    5. Орфоэпическая минутка.

    1) В числительных на -дцать нормированное произношение [ц].

    2) Семьсот, восемьсот – [мс]. Семь, восемь, семьдесят, восемьдесят – мягкий [м’].

    3) Пятьсот – [пяцсот], шестьсот – [шесот], девятьсот – [девяцсот].

    4) В числительном шестнадцать один звук «выпадает» при произношении [сн], становится непроизносимым (правописание проверяем простым числительным шесть ).

    6. Учим правило!

    Пишите ь

    На конце
    От 5 до 20, 30

    В середине
    50–80, 500–900

    7. Вернемся к практике.

    Задание 1. Запишите текст, заменяя числа словами. Не забудьте: необходимо четко произносить числительные!

    18 парашютов, 15 растений, 50 программ, 480 экземпляров, 600 километров, 14 процентов, 800 брошюр, 500 портфелей, 16 секретарей.

    Задание 2. Выпишите числительные, объясните написание ь в них.

    В Мировом океане обитает 18 тысяч видов рыб. Наибольшая глубина Балтийского моря – 459 метров, Азовского – 14 метров. Самой длинной рекой в мире считается Нил, его длина – 6671 километр. Наибольшая глубина Байкала – 1637 метров.

    Количественные числительные.
    Склонение количественных числительных (§ 110–111, 2 часа)

    1. Учим правило

    Вы уже знаете, что количественные числительные обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? Но ведь сам вопрос (местоимение) изменяется по падежам! Значит, ... . Правильно! Количественные числительные изменяются по падежам, т.е. склоняются, но не имеют рода (кроме один, два ) и числа (кроме один ).

    А теперь внимательно прочтите § 111.

    * Подставьте свое число и просклоняйте по образцу, данному в таблице § 111. Не забывайте тренировать свою речь.

    В чем же особенность склонения этих числительных?

    Вывод: вы правы, если увидели, что при склонении сложных количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 изменяется каждая часть слова.

    Труднее всего склоняются числительные с сотнями: триста, шестьсот, восемьсот.

    Узелок на память!

    Воспользуйтесь подсказкой Т.Л. Служевской из книги «Уроки русской словесности» (СПб., 1994. С. 125). Она предлагает в случае затруднения подставить вместо второй части сложного числительного, оканчивающегося на -сот , слово нота (оно того же склонения).

    И.п. пятьсот – пять нот.

    Т.п. пятью стам и – пятью нотами.

    Обратите внимание!

    До скольких ты вчера смотрел телевизор?

    Ко скольким прийти на дискотеку?

    При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово в отдельности. А каждое из этих слов склоняется по своим правилам: семьсот двадцать пять, семи сот двадцати пяти, семи стам двадцати пяти.

    Это правило часто нарушается, особенно в разговорной устной речи. Но любому культурному человеку необходимо научиться правильно склонять числительные.

    2. Поэтому настало время тренировки.

    Задание 1. Запишите, заменяя цифры словами.

    472 гектара, 287 экскурсантов, из 596 страниц, с 728 пассажирами, в 1995 году, в 220 вольт, с 411 тоннами, 16 пар, от 25 городов, до 30 градусов, из 1800 участников, среди 962 учащихся, у 245 студентов.

    Задание 2. Директору одной школы, в которой было 863 ученика, приходилось постоянно писать всякие отчеты, а значит, употреблять составное числительное восемьсот шестьдесят три в разных падежах. Посмотрите, как он это делал.

    И.п. Восемьсот шестьдесят три – количество учеников на 2003/04 учебный год.

    Р.п. У всех восьмисот шестидесяти трех учеников имеется форма.

    Д.п. Всем восьмистам шестидесяти трем ученикам объявлена благодарность.

    В.п. Я обязан наградить восемьсот шестьдесят трех учеников (числительные два, три, четыре имеют разные формы в.п., когда сочетаются с одуш. или неодуш. существительными: трех учеников, но три стола ).

    Т.п. Я как директор школы горжусь всеми моими восьмьюстами (восемьюстами) шестьюдесятью тремя учениками.

    П.п. Учителя ежедневно и еженощно думают о восьмистах шестидесяти трех учениках.

    * А теперь представьте себе, что учеников в этой школе было не 863, а 974, и составьте с этим числительным 6 предложений, ставя числительные в 6 разных падежах.

    Задание 3. Перепишите предложение, расставляя знаки препинания и дописывая окончания числительных.

    Обезьяна Уошу которую ученые обучили языку глухонемых через пять лет обучения владела ст_ шест_десят_ словами а к концу занятий ее словарь включал около восьм_сот слов глаголов существительных и прилагательных.

    Задание 4. Запишите цифры словами и обозначьте падеж числительных.

    1) Из 500 килограммов макулатуры можно получить 375 килограммов новой бумаги и изготовить 12 500 ученических тетрадей.

    2) Первой женщиной, побывавшей в космосе, была Валентина Терешкова. Ее корабль приземлился через 2 суток 22 часа 50 минут после старта. Во время полета она совершила более 48 полных оборотов вокруг Земли.

    Задание 5. Выпишите из текста числительные, заменяя цифры словами.

    Самое долговечное из домашних животных – осел, он доживает до 50 лет, лошадь и верблюд живут до 30 лет, корова – до 25, собака и кошка живут до 15 лет. Значительной долговечностью отличаются рыбы. Жизнь щуки измеряется 70 годами, сома – 100 годами, золотой рыбки – 30. Продолжительность жизни орла приближается к 80 годам, вороны – к 70, кур – к 20. Жизнь дождевого червя исчисляется 10 годами, речного рака – 20 годами. Самым древним животным считают черепаху – она живет около 300 лет. Предельный возраст китов – около 50 лет, а слонов – около 80.

    Числительные, конечно же, встречаются не только в учебниках математики.

    Задание 6. Прочитайте текст из книги известного ученого-филолога М.Л. Гаспарова «Занимательная Греция». Не забывайте называть числительные в нужном падеже.

    Окружность земного шара впервые измерил древнегреческий философ Эратосфен, живший на юге Египта, в городе Сиене.

    Сиена лежала как раз на Северном тропике: раз в году, 22 июня, солнце в полдень стояло там в зените и предметы не отбрасывали тени. (Путешественники нарочно приезжали в Сиену посмотреть на такую диковину.) Этим и воспользовался Эратосфен. Александрия была севернее, там от предметов в этот день падали тени. Эратосфен измерил, под каким углом они падают. Получилось семь с лишним градусов – одна пятидесятая часть окружности. Следовательно, заключил Эратосфен, расстояние по суше между Сеной и Александрией равняется одной пятидесятой части всей окружности земного шара. Расстояние это у египтян считалось равным 5 тысячам стадиев, то есть 800 километрам.

    Точно это или не точно? 2000 лет спустя, накануне Французской революции, французские астрономы сделали такое же измерение у себя во Франции и получили окружность Земли ровно в 40 тысяч километров. (Говорю «ровно», потому что именно от этого измерения пошла наша нынешняя единица «метр»: она равна одной сорокамиллионной Парижского меридиана.) Точность Эратосфенова измерения изумительна. Это одна из самых славных побед античной науки.

    * Составьте план текста, а затем по плану перескажите его. Проверьте, правильно ли вы употребили в своем тексте числительные. Устно укажите разряд каждого числительного по составу и по значению.

    Задание 7. Прочитайте текст вслух так, будто вы ведущий телепередачи «Очевидное – невероятное». Определите, какой это текст – художественный, научный или научно-популярный .

    Загадка Атлантиды волнует человечество вот уже десять тысяч лет. Впервые об Атлантиде и об очень древней цивилизации атлантов рассказал античный философ Платон в своих знаменитых «Диалогах». Атлантида находилась якобы к западу от Геркулесовых столпов (пролива Гибралтар), в Атлантическом океане. Материк погиб более девяти тысяч лет назад в результате сильнейших землетрясений и наводнений.

    Платон сообщал, что источником ему послужили работы афинского ученого по имени Солон, который, в свою очередь, получил сведения об исчезнувшем материке во время поездки в Египет около 600 года до н.э., беседуя со жрецами и исследуя архивы.

    За миллионы лет своего существования Атлантида пережила четыре катастрофы, после каждой из которых материк уменьшался и дробился. За 90–100 веков до н.э. Атлантида погибла, погрузившись в пучину вод.

    Сказание Платона, изложенное в диалогах «Тимэй» и «Критий», поражает воображение. Оно повествует о могучем народе атлантов, об их прекрасном острове и о великом и достойном удивления союзе царей, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка. Платон описал столицу последнего царства Атлантиды – Город Золотых Врат, – круглую, как диск Солнца, которому поклонялись атланты. Равнина, окружавшая столицу с трех сторон, была преобразована людьми в гладкий правильный прямоугольник длиной 555 километров и шириной 370 километров. Вокруг равнины по периметру был выкопан ров глубиной 32 метра, шириной 85 метров, длина его равнялась 1850 километрам. Вся территория равнины была пересечена с севера на юг 289 каналами, ширина каждого из которых была 30 метров, а длина – 370 метров.

    В стране были развиты письменность, наука, техника, искусство. У атлантов были даже летательные аппараты. В продолжение многих поколений это была страна богатства, изобилия и справедливости. Но атланты постепенно отвернулись от добродетели. Во время последней Атлантиды они являли собой постыдное зрелище. И тогда, рассказывают легенды, Зевс, бог богов, решил наложить на народ Атлантиды кару. Пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений... И Атлантида погрузилась в пучину.

    Так описывает Платон Атлантиду, отданную Посейдоном своему первенцу Атланту.

    (По Н.Глазкову и В.Ланде)

    * Перепишите, подчеркивая ошибкоопасные места, ту часть текста, где говорится о столице Атлантиды. Числительные записывайте словами. Так всегда поступают, когда готовятся произнести трудный текст. Над числительными надпишите разряд по значению и по составу. Подготовьтесь к пересказу текста.

    Задание 8. Помогите исправить ошибки в употреблении числительных. Отредактированный вариант запишите.

    1) В Москве более восемьсот уличных часов. 2) Около триста миллионов лет назад наша Земля была совсем не такой, как теперь. Некоторые деревья достигали почти сорок метров. 3) В древнегреческом языке словом стадион чаще всего называли меру длины, равную шестиста греческим футам, иначе – сто двадцать пяти шагам, или расстоянию, которое человек проходит за две минуты. 4) Взрослое растение кукурузы за сутки испаряет около восемьсот граммов воды. 5) Интересно, что банан достигает высоты шесть-семь метров, а бамбук – сорок метров. 6) Сосны живут до триста пятидесяти – четыреста лет и достигают тридцать – сорок пять метров высоты. 7) Первые микроскопы давали увеличение до двести семьдесят раз, а современные световые микроскопы – до три тысячи шестьсот раз.

    Узелок на память!

    Числительные полтора (м.р.), полторы (ж.р.), полтораста для всех падежей, кроме и.п. и в.п., имеют одну форму: полутора, полутораста.

    Задание 9. Запишите, вставляя числительные полтора или полтораста в нужной форме.

    1) ...километра (километров) осталось пройти. 2) Туристам осталось пройти около... километров. 3) К... километрам шоссе прибавилось еще пятьсот метров. 4) Новое шоссе... километра длиннее прежнего. 5) В... километрах от шоссе находится наше село.

    Задание 10. Запишите, раскрывая скобки.

    1) План выполнен (полтора месяца, три недели, четыре дня) раньше срока. 2) Поселок расположен в (полтораста километров, сорок четыре километра) от райцентра. 3) Время выполнения домашней работы равняется (полтора часа, два часа, девяносто минут). 4) Сроки выполнения ремонта сократились до (полоторы недели, три декады, 50 дней).

    Проверь себя!

    Полтор_ тысячи, полтор_ст_ километров, около пол_тор_ десятк_, около пол_тор_ тысяч, около пол_тор_ст_ экземпляров.

    3. Поразмышляйте!

    В чем особенности изменения числительных сорок, девяносто, сто ? (Обратитесь к опорному материалу на с. 142 «Практика».)

    4. Это интересно!

    Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.

    5. Перемена!

    1. Многоногая загадка.

    Две ноги на трех ногах,
    А четвертая в зубах.
    Вдруг четыре прибежали
    И с одною убежали.
    Подскочили две ноги,
    Ухватили три ноги,
    Закричали три ноги,
    Закричали на весь дом, –
    Да тремя по четырем!
    Но четыре завизжали
    И с одною убежали.

    (К.Чуковский)

    Отгадайте-ка, ребятки:
    Что за цифра-акробатка?
    Если на голову встанет,
    Ровно на три меньше станет?

    Собирательные числительные (§ 113, 2 часа)

    1. Прежде чем мы поговорим о собирательных числительных, попробуйте определить синтаксическую роль числительных, а опорный материал вы найдете в § 112.

    Проверь себя!

    1) Три цвета есть у светофора, они понятны для шофера. 2) Погрузился на понтоны первый взвод. Второй за ним. 3) И живут у нас в квартире два ужа и два ежа. 4) Часов десять мы находились в двухстах метрах от катера. 5) «За что вторая единица?» – спросила старшая сестрица.

    2. Учим правило! (§ 113)

    Собирательные числительные близки к _____ числительным и обозначают _____ .

    Это (перечислите собирательные числительные) _____.

    Собирательные числительные образуются с помощью _____, кроме числительных _____. Употребляются с существительными:

    1) обозначающими людей, например: _____;

    2) ______, например: семеро козлят;

    3) _____ или _____ предметы: трое ножниц;

    4) С местоимениями нас, их: _____________ .

    Собирательные числительные склоняются как _____.

    В предложении собирательные числительные ______ .

    Подсказка!

    Собирательные числительные Употребляются с существительными, обозначающими Образуются с помощью...

    Двое Трое Четверо Пятеро Шестеро Семеро Восьмеро Девятеро Десятеро 1) лиц мужского пола 2) детенышей 3) парные предметы 4) местоимения нас, их.... суффиксов -ер- -ой-

    Узелок на память!

    Оба – м.р. (обоих, обоим, обоими). Обе ж.р. (обеих, обеим, обеими).

    3. Потренируемся!

    Задание 1. Отредактируйте предложения.

    1) Четверо студенток получают повышенную стипендию. 2) В класс пришли трое новеньких девочек. 3) Семь в одной квартире – вот как мы живем. 4) Трое дней мы были в походе. 5) У меня есть двое попугаев. 6) В библиотеке нас было четыре. 7) Мы ехали пятеро дней.

    Задание 2. Исправьте ошибки в употреблении числительных оба, обе.

    1) Договор подписан обоими странами. 2) Моя бабушка гордится обоими наградами. 3) Обоим спортсменкам не повезло в финале. 4) У обеих ребят нет учебников. 5) Держи книгу обоими руками.

    Задание 3. Отгадайте загадки. Укажите имена числительные.

    1) У семерых братьев по одной сестричке. 2) Четверо стелют, двое светят, один лежит, никого не пускает. 3) На крайчике на сарайчике две куколки сидят, обе врозь глядят.

    Задание 4. Вставьте пропущенные буквы. Вспомните правило!

    В об_их руках; на об_их континентах; из об_их озер; к об_им пристаням; на об_их стенах; между об_ими странами; у об_их государств; об_ими руками; у об_их ребят.

    Задание 5. Составьте словосочетания «собирательные числит. + существ.».

    Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро; друзья, товарищи, дети, юноши; сутки, сани, брюки, ножницы.

    4. Это интересно!

    * Человек делает за день около 20 тысяч шагов, за год – до 7 миллионов, а за 70 лет – почти 500 миллионов шагов. Это значит, что за всю свою жизнь человек мог бы 9 раз обойти земной шар по экватору или преодолеть расстояние от Земли до Луны.

    * 250 миллионов лет необходимо для образования нефти в земной коре.

    * Через 10 миллиардов лет ожидается угасание Солнца.

    Порядковые числительные (§ 114, 2 часа)

    1. Учим правило!

    Что вы должны знать о порядковых числительных:

    1. Порядковые числительные образуются от количественных (кроме слов первый, второй ).

    2. Склоняются как прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам.

    3. Начальная форма: и.п., ед. ч., м.р.

    4. В составных порядковых числительных только последнее слово изменяется в косвенных падежах.

    5. Названия месяцев (январь, февраль и т.д.) в словосочетаниях с порядковыми числительными всегда употребляются в р.п. (января, февраля) .

    6. Название месяца в записи праздничной или знаменательной даты с цифрой пишется с прописной буквы: 9 Мая – Девятое мая, 8 Марта – Восьмое марта.

    2. В копилку слов.

    Биография

    Элемент био- восходит к греч. слову, означавшему «жизнь», граф(о) – к слову, означавшему «пишу».

    Автобиография

    Авто – «сам». Нельзя говорить моя автобиография: такое употребление близких по значению слов называется речевым излишеством (плеоназмом).

    3. Потренируемся!

    Задание 1. Запишите, раскрывая скобки. Замените цифры порядковыми числительными. Укажите падеж числительных.

    (342) поезд, (13) номер, (15) участник, к (8) пациенту, в (603) школу, к (2006) году, (1) января, в день (8) Марта, (90) рейс, на (105) километре, на (714) маршруте.

    Задание 2. Образуйте от количественных числительных порядковые .

    27, 14, 590, 200, 2500, 37, 37 тысяч, 395 миллионов, 23 миллиарда.

    Узелок на память!

    Порядковые прилагательные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся в одно слово: стотысячный город, девятимиллионная столица, стосорокамиллионное население.

    Однако легче такие слова записывать цифрами. Особенно если это сочетание с половиной . Вот так: 5 1/2-тысячный городок (пяти с половиной тысячный) .

    Задание 3. «Съешьте» слова глазами, а затем напишите их под диктовку. С 2–3 из них составьте предложения.

    Двухсотый, пятитысячный, стодвадцатипятимиллионный, девятимиллиардный, двухметровый, четырехэтажный, трехъярусный, сорокалетний, девяностолетний.

    * Объясните правописание выделенных слов.

    Задание 4. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в сложные слова.

    Двадцат_летний, сем_мильный, двух_ярусный, тре_язычный, сорок_метровый, дву_язычный, ст_летний, дву_сотлетний, пятидесят_метровый.

    Задание 5. Напишите поздравительную открытку к одному из праздников.

    Задание 6. Запишите в р.п. и т.п. количественные и порядковые числительные.

    77, 36, 50, 88, 124, 43, 861.

    4. Это интересно!

    Следите за правильным произношением числительных!

    За 1 минуту опытная кружевница может связать 100 петель.

    Через 21 минуту исчезает у человека чувство голода после того, как он съест кусочек хлеба.

    Самые длинные сны мы «просматриваем» за 15 минут.

    1 час живет бабочка-однодневка.

    12 часов может непрерывно петь овсянка (за это время она исполняет 4320 «песен»).

    За 1 год Африка и Южная Америка удаляются друг от друга на 5 сантиметров.

    Дробные числительные (§ 115, 1 час)

    1. Учим правило!

    Особенностью дробных числительных является следующее: они употребляются исключительно в устной форме, а на письме заменяются цифрами.

    А теперь прочитайте § 115 и ответьте на вопросы:

    1. Чем отличаются дробные числительные от других числительных?

    2. Почему дробные числительные называют составными (кроме полтора, полтораста )?

    3. Сколько форм и каких имеют дробные числительные полтора (полторы) и полтораста ?

    Узелок на память!

    Числительное полтора образовано из полвтора, т.е. «один и половина второго». Именительно-винительный падеж – полтора, все остальные падежи имеют форму полутора: полутора метров, полутора метрам, полутора метрами, о полутора метрах . Любопытно, что мы до сих пор, не задумываясь над этим, пользуемся древним счетом при указании времени, говоря: полвторого, полпятого и т.д.

    1) А теперь потренируемся усвоить норму «чтения» дробных числительных:

    1/3 урожая – одна третья урожая; 0,3 урожая – ноль целых три десятых урожая.

    2) Запишите цифры словами и прочитайте запись.

    3/4 территории; 7/8 коллектива; 1,5 миллиарда; 2/3 сочинения; 1/6 океана; 5/6 трассы; 1/2 рассказа; 0,9 процента.

    3) Просклоняйте числительные, подобрав к ним существительные.

    Полтораста; 3 2/7; 1/16.

    2. Это интересно!

    Не забывайте четко произносить числительные!

    0,001 секунды длится вспышка молнии.

    За 0,1 секунды космический корабль пролетает 1 километр.

    За... 25 секунд проходит... от Земли до Луны световой сигнал.

    Морфологический разбор имени числительного

    1. План морфологического разбора имени числительного.

    1. Часть речи. Общее обозначение.

    2. Морфологические признаки:

    1) начальная форма;

    2) постоянные признаки: простое или составное; порядковое или качественное; разряд (для количественных);

    3) непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).

    3. Синтаксическая роль.

    На столе лежат две книги.

    Две – числ., н.ф. – два, прост., колич., целое, в и.п., ж.р. Что? Две книги.

    2. Проверь себя!

    Задание 1. Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте морфологический разбор числительных.

    Тридцать седьмая звездная экспедиция была направлена на планетную систему близкой звезды в созвездии Змееносца единственная населенная планета которой – Зрида давно говорила с Землей и другими мирами по Великому кольцу. Внезапно она замолчала. Более семидесяти лет не поступало ни одного сообщения. Долг Земли выяснить что случилось. Звездолет с четырьмя астронавтами несся к Зриде со скоростью 5/6 скорости света. На Земле за время пути прошло уже около семи лет, называвшихся независимыми. Что ждет астронавтов впереди? Что найдут они на Зриде? И найдут ли?

    (И.Ефремов. Туманность Андромеды)

    Задание 2. Придумайте предложение, в котором было бы наибольшее количество числительных. Посоревнуйтесь: у кого длиннее предложение и больше числительных? Одно из числительных разберите как часть речи.

    Задание 3. Сочините текст на одну из тем:

    1) Звездная экспедиция.

    2) Компьютеры будущего.

    3) В поисках Атлантиды.

    Постарайтесь использовать в своем сочинении разные типы числительных. Но помните правило: все хорошо в меру.

    Задание 4. Исправьте ошибки в морфологическом разборе.

    Если бы двое химиков, свободно владеющих тридцатью языками, начали с первого января тысяча девятьсот шестьдесят четвертого года читать все выходящие в этом году публикации, представляющие для них профессиональный интерес, и читали бы их по сорок часов в неделю со скоростью четыре публикации в час, то к тридцать первому декабря тысяча девятьсот шестьдесят четвертого года они прочитали бы лишь одну десятую часть этих публикаций.

    Двое (химиков) – числ., двое, колич., собират., простое, в форме и.п. мн. ч. Подлежащее.

    Тридцатью (языками) – числ., тридцать, колич., простое, в форме т.п., мн. ч. Дополнение.

    (С)первого (января) – числ., первое, порядк., простое, в форме в.п., ср. р., ед. ч. Обстоят.

    Тысяча девятьсот шестьдесят четвертого (года) – числ., тысяча девятьсот шестьдесят четвертый, колич., составн., в форме р.п., мн. ч., м.р. Обстоят.

    (По)сорок (часов) – числ., сорок, колич., простое, в форме в.п. Обстоят.

    (К)тридцать первому (декабря) – числ., тридцать первый, порядк., составн., в форме д.п., м.р., ед. ч. Дополн.

    Одну десятую (часть) – числ., одна десятая, порядк., дробное, в форме п.п., ж.р., ед. ч. Определение.

    3. Это интересно!

    Некоторые существительные (капелька, тьма, масса и др.), наречия (много, мало, немного) и местоимения (несколько, сколько, столько) составляют особую группу слов, выполняющих функции числительного. В отличие от числительных, они выражают количество неопределенно и потому называются неопределенно-количественными словами. Эти слова сохраняют грамматические признаки того разряда слов, к которому они относятся. Например, слова масса (масса вопросов), тьма (тьма народу), капелька (капелька соли) и др. – существительные: имеют род, число и изменяются по падежам. Слова много, мало, немного являются наречиями: это неизменяемые образования, в предложении могут относиться к глаголу (много читал) . Слова несколько, сколько, столько – местоимения: они не обозначают количество, а указывают на него или спрашивают о нем.

    От числительных надо отличать счетные существительные. Например: пара, пяток, пятерка, десяток, дюжина, сотня (нельзя считать: один, пара, три, четыре, пяток... ).

    Литература

    1. Пименова С.Н. Ориентировочное направление работы в 6-м классе по учебному комплексу «Русский язык: Теория», «Русский язык: Практика», «Русская речь» // Русский язык в школе,
    № 6, 2003.

    2. Пименова С.Н. Ориентировочное направление работы в 6-м классе по учебному комплексу «Русский язык: Теория», Русский язык: Практика», «Русская речь» // Русский язык в школе,
    № 1, 2004.

    3. Смирнова О.Л. Изучение темы «Мягкий знак на конце и в середине числительных // Русский язык в школе, № 3, 1989.

    4. Пименова С.Н. Изучение имени числительного по учебно-методическому комплексу // Русский язык в школе, № 1, 1994.

    5. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1994.

    6. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6-м классе. М.: Просвещение, 1994.

    7. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

    8. Граник Г.Г. и др. Имя числительное. Газета «Русский язык» № 8/2004.

    9. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. М.: Дрофа, 2004.

    10. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Русский язык. М., 1978.

    11. Львова С.И., Вакурова О.Ф., Цыбулько И.П. Готовимся к ЕГЭ. М.: Дрофа, 2003.

    12. Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5–11-е классы. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

    13. Мазнева О. Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык. М.: АСТ-Пресс Школа, 2002.

    14. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Готовимся без репетитора. М.: Махаон, 2004.

    15. Шапиро Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку для 6-го класса. Газета «Русский язык»,
    № 18/1998.

    16. Яковенко Г.П., Яковенко Н.Г. Энциклопедия – школьнику. Киев: Сканнер, 1994.

    Л.Н. ДОСОВА,
    Хакасия

    Имя числительное - одна из самых простых частей речи в русском языке. Узнать числительное просто - достаточно задать вопрос «сколько» или «который», и если слово отвечает на него, значит, оно входит в эту группу.

    Но внутри большой группы числительные делятся на несколько разновидностей. Рассмотрим основные из них и выясним, как отнести часть речи к тому или иному типу.

    Какие числительные называются простыми?

    Главный отличительный признак числительного - это возможность записать слово в числовом виде, то есть цифрами. Но записи могут сильно отличаться между собой по внешнему виду и по прочтению - например, слова «десять», «триста двенадцать» и «одна тысяча шестьсот семьдесят восемь».

    • В группу простых числительных входят в основном простые числа, которые пишутся всего одним словом - «шесть», «девять», «четыре».
    • Бывает, что числительное состоит и из двух цифр и более - «двенадцать», «сто», «миллион». Оно все равно остается простым, поскольку слово всего одно - а главное, всего один корень.

    Сложные числительные

    А вот такие слова, как «шестьдесят», «восемьдесят» или «семьсот», простыми уже не являются. Хотя пишутся они одним словом, корней здесь больше. Например, слово «шестьдесят» состоит из основ «шесть» и «десять», слово «семьсот» - из основ «семь» и «сто». Такие слова принято называть сложными, и очень важно не путать их с простыми.

    Составные - числительные из нескольких слов

    Главное отличие составных числительных от предыдущих двух групп - это их написание несколькими раздельными словами. Примеры - «тысяча шестьдесят восемь», «четыреста двадцать три», «восемьсот сорок один», «двадцать два». К этой группе также относятся почти все дроби - если писать их словами, а не цифрами, всегда получается целая фраза.

    К примеру - «одна целая шесть десятых», «пять девятых», «две третьих». Единственное исключение - это слово «полтора» - с его помощью можно выразить число «одна целая пять десятых».

    Отдельного упоминания заслуживают правила склонения составных имен числительных. Они различаются в зависимости от ситуации. Иногда выражение склоняется полностью, по каждому слову - например, «заплатить за покупку трехстами сорока тремя рублями». Но в некоторых случаях трансформируется только последняя часть составного числительного. Для примера можно взять «в одна тысяча девятьсот сорок пятом году». Как мы видим, здесь падеж изменен только для последней части - все остальные остаются в именительном падеже.

    . Имя числительное – это часть речи, обозначающая количество и выражающая это значение в морфологических категориях падежа (последовательно) и рода (непоследовательно) (о числительных, располагающих морфологическим значением рода, см. ниже). Числительные делятся на два лексико-грамматических разряда: количественные (два , пять , двадцать , пятьдесят , двести , триста пятьдесят один ) и собирательные (оба , двое , пятеро ). В состав количественных числительных входят определенно-количественные и неопределенно-количественные числительные . Первые обозначают определенное количество единиц (два , четыре , пятнадцать , полтораста , двести ), вторые – неопределенное количество единиц; к ним относятся слова мало , немало , много , немного , а также местоименные числительные несколько , сколько , сколько -нибудь , сколько -то , столько , столько -то .

    Количественным числительным присущи два значения. 1) Как определенно-количественные, так и неопределенно-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями – а) количественным (количество как признак предмета: пять голов , три стула , десять дней , несколько лет ) и б) числовым (отвлеченное количество, или число: четыре делится на два без остатка , трижды десять - тридцать ; несколько - это не всякое неопределенное количество : это может быть три , пять , десять , вообще немного ; устная речь). 2) Только определенно-количественные числительные имеют счетно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счета оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счета, ограниченном количеством трех) ; вагон восемь , место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счета, ограниченном 35-ю местами) .

    Числительное как часть речи представляет собой непополняемую группу слов.

    Термин "числительное" традиционно употребляется также для наименования всех слов с количественно-числовым и счетно-порядковым значениями. Такие слова отвечают на вопросы "сколько?" и "который?": два , три , пятеро , тысяча , миллион , нуль ноль ); первый , второй , десятый , сотый . Слова эти принадлежат к разным частям речи: к числительным, существительным, прилагательным; их объединяет то что все они являются счетными словами .

    Помимо сходства лексической семантики все счетные слова обладают и некоторыми общими грамматическими особенностями: их лексические значения часто препятствуют последовательному выражению в них морфологической категории числа. Например, счетное прил. многие , определяющее существительные в форме мн. ч., не имеет форм ед. ч.; соотношение словоформ один одни не обозначает противопоставления по числу: словоформа одни (за исключением тех случаев, когда она определяет сущ. pluralia tantum или, реже, названия парных предметов: одни ножницы , одни перчатки ) выступает в знач. (только) (в группе были одни девочки ) или в знач. неопределенного местоимения ( какие-то, некоторые) (одни мои знакомые недавно переехали в другой город ). Однако грамматическая неоднородность счетных слов значительно сильнее их грамматического сходства: различия в морфологических категориях и парадигматике таких слов, как два и второй , оба и второй , трое и третий , много и многие , определяют их принадлежность к разным частям речи.

    Счетно-порядковые прил. типа второй , третий , десятый (называемые иногда также порядковыми числительными), а также счетно-местоименное слово один не имеют своих собственных, отличающих их от прилагательных морфологических признаков. С другой стороны, такие слова, как миллион , миллиард , нуль , не имеют морфологических признаков, отличающих их от существительных. В особую часть речи – имя числительное – выделяются только те количественные и собирательные слова, которые обладают своими собственными морфологическими признаками, не позволяющими объединить их ни с существительными, ни с прилагательными (подробнее см. ниже). Счетно-порядковые прилагательные и счетно-местоименное слово один во всех падежах с определяемым существительным последовательно согласуются. Существительные, лексически обозначающие число или количество кого-чего-н., во всех падежах управляют существительным, называющим считаемые предметы: тысяча человек , тысячей тысячью ) человек человеками ), тысячей тысячью ) рублей рублями ); о тысяче человек ; миллион книг , миллионом книг .

    Объединение количественных и собирательных числительных в особую часть речи определяется специфическими особенностями этих слов: их морфологическими категориями (см. § -) и общностью их синтаксических функций. Характерной синтаксической особенностью количественных и собирательных числительных является специфическое противопоставление образуемых ими сочетаний в формах им. и вин. п. и в формах др. косв. падежей: в формах им. и вин. п. числительное (количественное и собирательное) управляет неодушевл. существительным в форме род. п.: два стола , пять суток , трое саней ; во всех других падежах числительное с таким существительным согласуется: двух столов , двум столам ; пяти суток , пятью сутками . (О сочетаниях с предлогом по в распределительном значении см. § § .)

    Количественные числительные обозначают собственно количество, а собирательные – количество как совокупность: пришли три человека , у троих были в руках цветы ; [Маша :] ... а ведь дом принадлежит не ему одному , а нам четверым ! (Чех.); Он стоит между двух красавиц , У обеих зрачки в слезах (Асеев).

    Примечание . В пределах первых десяти единиц счета могут иметь место случаи семантического неразличения количественных и собирательных числительных: Двум из осужденных , а всех их было четверо , – Думалось еще из четырех двоим (Пастерн.); Когда я теперь думаю о тех деятелях в области таланта , которых я знал , то я готов прийти к выводу , что те двое , два странных , юных , небрежных , хохочущих мальчика , – мастера (Олеша).

    Количественные и собирательные числительные различаются способами выражения морфологических категорий и системами падежных форм.

    Числительные, кроме слов два , оба и полтора , не имеют морфологической категории рода . У числительных два , оба и полтора категория рода – это словоизменительная морфологическая категория, представленная двумя рядами форм: рядом форм муж. и сред. р. – два , оба , полтора и рядом форм жен. р. – две , обе , полторы . Формы муж. и сред. р. обозначают, что числительными определяются предметы, названные существительными муж. или сред. р.; формы жен. р. обозначают, что числительными определяются предметы, названные существительными жен. р.: два стола , оба студента , полтора куска ; две книги , обе студентки , полторы булки . У слов два и полтора морфологическое значение рода выражено только в форме им. и вин. п. (в том случае, если вин. п. равен им. падежу): два стола две книги , но двух столов двух книг ; полтора куска полторы булки , но полутора кусков полутора булок ; у слова оба значение рода выражено во всех падежных формах: обоих студентов , обоими студентами ; обеих студенток , обеими студентками .

    Количественные числительные (кроме слов два , полтора ) никак не указывают на грамматический род тех существительных, с которыми они сочетаются: четыре стола , четыре книги , четыре окна .

    Собирательные числительные (кроме оба ), не располагают формальными средствами выражения рода; однако они относятся избирательно к роду тех существительных, с которыми они сочетаются. Эти числительные употребляются со следующими существительными. 1) С сущ. муж. и общ. р. – названиями лиц: трое мальчиков , пятеро мужчин , четверо сирот ; с сущ. жен. р. – названиями лиц, а также с назв. животных (кроме невзрослых), собират. числительные, как правило, не соединяются; однако такие соединения, хотя они и не рекомендуются, не исключены и в употреблении встречаются, например: [Вершинин :] У меня жена , двое девочек (Чех.). 2) С сущ. дети (ед. ч. ребенок ), ребята , люди (ед. ч. человек ), лица (люди) , с названиями невзрослых существ, а также с субстантивированными прилагательными и причастиями в форме мн. ч., называющими группу лиц: четверо детей , трое людей , трое щенят , семеро козлят , пятеро известных лиц , двое неизвестных , четверо знакомых , семеро отдыхающих . 3) С личными местоимениями-существительными мы , вы , они : пригласили только вас двоих ; их трое ; Нас было двое : брат и я (Пушк.); Остались мы трое (Гонч.). 4) Из неодушевл. существительных собирательные числительные сочетаются только со словами pluralia tantum и, реже, с названиями парных предметов, не относящимися к разряду pluralia tantum; двое суток , четверо ножниц , пятеро саней ; двое лыж (две пары лыж) , трое ботинок (три пары ботинок) . В формах всех косв. падежей, кроме вин. п., при таких неодушевл. существительных употребляются количественные, а не собирательные числительные: двое суток , пятеро саней , но не прошло и двух суток , к пяти саням . Преимущественное употребление собирательных числительных с существительными – названиями лиц, а также с местоимениями-существительными мы , вы , они выделяет собирательные числительные в небольшую группу слов, способных выражать противопоставление "личность – неличность". Эта способность свойственна также местоимениям-существительным.

    Неопределенно-количественные числительные в сочетании с существительными непоследовательно обозначают одушевленность тех существительных, с которыми они сочетаются. Так, в вин. п. эти числительные могут выступать в форме, совпадающей с формой им. или род. п. (см. § ).

    СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

    Примечание . В сочетании с числ. много , несколько слово сто употребляется как счетное существительное в знач. (

    сотня) : много сот лет тому назад , в нескольких стах писем (см. об этом также § ).

    Об употреблении числ. сто , девяносто и сорок с предлогом по см. § .

    К данному типу склонения примыкает склонение количеств. числ. полтора (один с половиной) и полтораста (количество 150) , (полторы сотни) , также имеющих только две различающиеся падежные формы: им. и вин. п. (полтора , полторы , полтораста ) и форму всех косв. пад., кроме вин. п. (полутора , полутораста ). Числительные полтора и полтораста в им. и вин. п. управляют существительными; во всех остальных падежах они согласуются с сущ. во мн. ч. Употребления, встречающиеся в устной и газетной речи, типа противостоять полуторастам стран , находиться в полуторастах километров не являются нормативными; нормально: полутораста странам , в полутораста километрах .

    Встречающееся в разговорной речи и просторечии количественное числ. полста (пятьдесят) относится к нулевому склонению и имеет омонимичные словоформы во всех падежах.

    Парадигмы

    И. дво - е (дво| j- a 1 |) четвер - о
    Р. дво - их четвер - ых
    Д. дво - им четвер - ым
    В.

    как им. или род. п.

    Тв. дво - ими четвер - ыми
    Пр. о дво - их о четвер - ых

    Числ. оба , обе образует падежные формы от разных основ: в формах косв. пад. муж. и сред. р. – основа |обоj|-, в формах косв. пад. жен. р. – основа |об"ej|-.

    Мужской
    и средний род

    Женский род

    И. об - а об - е
    Р. обо - их обе - их
    Д. обо - им обе - им
    В.

    как им. или род. п.

    Тв. обо - ими обе - ими
    Пр. об обо - их об обе - их

    Неопределенно-количественные (в том числе и местоименные) числ. много , немного , столько , сколько , несколько имеют в им. п. флексию -|a 1 | (орфогр. -о ), в остальных падежных формах флексии, тождественные флексиям прилагательных адъективного склонения мн. ч. (см. § ). Формы косв. пад. числ. много , немного совпадают с формами косв. пад. местоименных прилагательных многи е , немноги е .

    И. скольк - о мног - о
    Р. скольк - их мног - их
    Д. скольк - им мног - им
    В.

    как им. или род. п.

    Тв. скольк - ими мног - ими
    Пр. (о ) скольк - их (о ) мног - их

    Примечание . При одушевл. существительных неопределенно-количественные числительные выступают как в форме вин. п., так и в форме им. п.: посетил многих друзей и посетил много друзей . Форма им. п. в современной речи здесь преобладает.

    Об употреблении собирательных и неопределенно-количественных числительных с предлогом по см. § .

    УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
    С ПРЕДЛОГОМ ПО

    § . Употребление числительных в составе сочетаний с предлогом по в так называемом дистрибутивном (распределительном) значении характеризуется двумя особенностями: 1) числительное в этом сочетании выступает или в форме дат. п., или в форме, совпадающей с формой им. п.; 2) при употреблении с предлогом по числительное всегда управляет существительным, а не согласуется с ним. Таким образом, сочетание с числительным при наличии предлога по выступает как единое целое, обозначающее количество предметов как их совокупность. В отличие от изменения по падежам сочетаний с другими предлогами, когда числительное согласуется с падежной формой имени (без двух столов , к трем дням , с тремя студентами , о четырех сотрудниках ), в конструкциях с предлогом по форму дат п. может иметь только числительное: по пяти яблок , по десяти тетрадей .

    Различные числительные в составе сочетаний с предлогом по ведут себя по-разному.

    1) Количественные числ. два , три , четыре , девяносто , сто , двести , триста , четыреста и собирательные числ. двое , трое , четверо при предлоге по употребляются в форме, совпадающей с формой им. п.: дали по два карандаша , по две тетради , по три листа бумаги ; по двое ножниц ; по девяносто мест , по сто билетов , по триста рублей (сочетания по девяноста мест , по ста билетов являются устаревшими). Аналогичным образом ведут себя составные числ. с последним компонентом два , три , четыре (по двадцать два рубля , по семьдесят три копейки ), а также числ., в состав которых входят слова двести , триста и четыреста (по двести двадцать пять рублей , по четыреста восемьдесят штук ).

    2) Остальные количественные числ. (от пяти до десяти и далее, двадцать , тридцать , сорок и т. д.) выступают в количественных именных сочетаниях с предлогом по в двух вариантах: а) в форме дат. п. (книжный вариант): Наживал на каждой паре по тридцати копеек (Чех.); За каждого тебе по десяти франков будем платить (А. Н. Толст.); Решено было сперва играть по тридцати минут в тайме (Ю. Казак.) и б) в форме, совпадающей с формой им. п. (разг. вариант): Мне заплатили по семь копеек за кусок (Чех.); На следующий день Ловков и графский повар принесли по сорок рублей (С. Коненков); Набрав по десять очков , оба претендента возглавили турнирную таблицу (газ.). У составных числ. (за исключением названных выше в п. 1) в сочетаниях с предлогом по выступают или формы дат. п. (книжный вариант), или формы, совпадающие с формой им. п. (разг. вариант): по тридцати пяти рублей по тридцать пять рублей ; по сто четырнадцати рублей по сто четырнадцать рублей .

    3) Неопределенно-количественные числ. с предлогом по употребляются в форме дат. п.: по многу дней ; Еще раз запрещаю вам находиться в цехе неотлучно по нескольку дней (В. Ажа- ев). Конструкции с предлогом по , в которых неопределенно-количественные числ. выступают в форме, совпадающей с формой им. п., являются разговорными: по много дней , по несколько дней .

    УДАРЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

    § . Ударение числительных представлено акц. типами А, В и В 1 ; некоторые числительные имеют нерегулярные акцентные характеристики.

    Акцентный тип А характеризуется неподвижным ударением на основе во всех формах: оди ннадцать , оди ннадцати , оди ннадцати , оди ннадцать , оди ннадцатью , оди ннадцати . Этот тип представлен всеми количеств. числительными, оканчивающимися на -надцать . К нему примыкает также собирательное числительное оба , обе , в котором ударение перемещается в косв. пад. на конечный слог основы – на один слог вправо по сравнению с местом ударения в им. п.: оба обо их , обо им , обо их , обо ими , (об ) обо их ; обе обе их .

    Акцентный тип В имеет следующие характеристики: неподвижное ударение на флексии в формах всех падежей (в им. и вин. п., а у числительных, оканчивающихся на -сот , и в род. п. – условное ударение на флексии): пять , пяти , пяти , пять , пять ю, о пяти . К акц. типу В относятся числительные два , три , пять , шесть , семь , сто , пятьсо т (пятисо т , пятиста м , пятьсо т , пятиста ми , о пятиста х ), шестьсо т , семьсо т , восемьсо т , девятьсо т .

    Акцентный тип В 1 имеет следующие характеристики: ударение на флексии во всех косв. пад. и на основе в форме им. п.: четы ре , четырёх , четырём , четы ре , четырьм я, о четырёх . Этот тип представлен числительными четы ре , во семь , де вять , де сять , два дцать , три дцать , со рок ; две сти , три ста , четы реста . Ударение акц. типа В 1 характеризует также все собирательные числительные: дво е (двои х , двои м , двои х , двои ми , о двои х ), тро е , че тверо , пя теро , ше стеро , се меро , во сьмеро , де вятеро , де сятеро .

    § . Особую группу составляют числительные с нерегулярными акцентными характеристиками . Сюда относятся следующие слова. 1) Пятьдеся т , шестьдеся т , се мьдесят , во семьдесят , характеризующиеся перемещением ударения в косв. пад. на конечный слог первого компонента: пятьдеся т пяти десяти , пяти десяти , пятью десятью , (о ) пяти десяти ; се мьдесят семи десяти . 2) Полтора , полторы , полтора ста : в косв. пад. этих числительных ударение перемещается на два слога влево по сравнению с местом ударения в им. и вин. п.: полтора полу тора , полторы полу тора , полтора ста полу тораста .

    § . Вне описанной акцентной системы находятся числительные, отдельные формы которых отклоняются от перечисленных акц. типов. Сюда относятся случаи переноса ударения на предлог . Этот перенос ударения в отличие от существительных (см. § ) не зависит от значения предлога и возможен у следующих числительных: два за два и за два , на два и на два , по два и по два ; за (на , по ) две и за (на , по ) две ; три за (на , по ) три и за (на , по ) три ; пять за (на ) пять и за (на ) пя ть ; шесть за (на ) шесть и за (на ) ше сть ; семь за (на ) семь и за (на ) се мь ; во семь за (на ) восемь за (на ) во семь ; де вять за (на ) девять и за (на ) де вять ; де сять за (на ) десять и за (на ) де сять ; сорок за со рок и (устар.) за сорок (о возрасте): Со всех сторон я слышал ровный шорох , Угрюмый шум забвений и утрат . И было им , как мне , давно за со рок , И был я им давным -давно не рад (Наровч.) и: Другой сказал : – Меня как будто Жена с войны не дождалась . Сыночек был у нас . Ему -то , Наверно , за сорок сейчас (Светл.); сто во сто крат ; в сто раз и во сто раз ; за сто и за сто : Отмечали Вы , схоласты , Птоломея Юбилей . Но дошла к вам . Лет так за сто Весть , Что прав был Галилей (Март.) и: Когда я из жизни уйду , Известие Еще не коснется газетных листов , А я улечу к созвездьям Годов световых За сто (Щип.); на сто и на сто ; по сто и по сто ; до ста и до ста ; со ста и (устар.) со ста (рублей , рублями ).

    Ударение перемещается на предлог у следующих собирательных числительных: дво е за двое и за двое ; на двое (с сущ., не имеющими форм ед. ч.; например, суток ); по двое и по дво е ; тро е за трое и за тро е , на трое (с сущ., не имеющими форм ед. ч.); по трое и по тро е . Чаще всего ударение перемещается на предлог, если в предложении нет указания на предмет счета или если этот предмет обозначен словом, которое предшествует числительному: разделить на два , шесть на два (о размерах чего-л.); яблок досталось каждому по два ; засчитать один рабочий день за два . Если же при простом числительном предмет счета обозначен словом, стоящим непосредственно после числительного, то ударение на предлоге предпочтительно (за два билета , за пять лет ), но допустимо и ударение на числительном (за два билета , за пя ть лет ). Ударение может перемещаться на предлог и при указании приблизительности счета: лет за пять , дня на два , и менее регулярно: лет за пя ть , дня на два .

    Ударение не перемещается на предлог при сочетании двух числительных, означающем приблизительность: на два -три часа , а также при соединении числительных с помощью союза или : на пя ть или ше сть дней .

    При уточнениях с половиной , с полтиной (разг.) ударение колеблется: по три по три ) с половиной ; на два на два ) с полтиной (разг.).

    В составном числительном ударение на предлог не перемещается: за сто два дцать дней ; на со рок два часа , но: по три се мьдесят (о рублях с копейками) и (разг.) по три се мьдесят .

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода