Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Презентация по биологии брюхоногие. Интересные факты о моллюсках

«Описание моллюсков» - Малакология. Лужанка. Аммониты. Объясните ошибки из высказывания. Разнообразие моллюсков. Характерные признаки моллюсков. Классификация моллюсков. Кальмар. Выпишите номера правильных утверждений. У некоторых видов раковины нет. Способы передвижения. Части тела моллюсков. Лабораторная работа. Моллюски.

«Осьминог» - Все зависит от температуры окружающей воды. Осьминог размножается два раза в год в основном весной и осенью. Двустворчатые. Осьминоги. Обитает осьминог на мелководьях глубиной до ста метров, предпочитает скалистое дно. Охотится осьминог в основном в сумерках и вечером. Осьминог. Интеллект осьминогов намного выше, чем у ряда других позвоночных.

«Класс Брюхоногие моллюски» - Кровеносные сосуды. Легкое. У прудовика хорошо различимы 3 части тела. Нервная система. В связи с асимметрией тела происходит недоразвитие органов правой стороны тела. Класс Брюхоногие моллюски (Gastropoda). Нервные стволы внутренних органов. Анальное отверстие. В мантии развиваются кровеносные сосуды, и мантийная полость становится легочной полостью.

«Характеристика классов моллюсков» - Общая характеристика. Виды моллюсков. Виноградная улитка. Морской ангел. Способы питания моллюсков. Роль моллюсков в экосистемах. Класс Головоногие. Моллюски. Тип: Моллюски. Класс Брюхоногие. Класс Двустворчатые.

«Иглокожие моллюски» - Древние животные, существовавшие 500 млн. лет. Тип Иглокожие. Почти все защищены раковиной, образованной кожной складкой – мантией. Рассчитано изъятие более 150 тысяч тонн. Цель. Знакомясь с сегодняшним материалом, вам нужно заполнять данные в таблицы. Подцарство Многоклеточные. Таблица 1. « Значение моллюсков».

Всего в теме 17 презентаций


Тема урока: Брюхоногие моллюски .

(улитки)


Цель урока:

  • Познакомиться с систематикой моллюсков и их значением.
  • Показать усложнение уровня организации моллюсков по сравнению с кольчатыми червями.
  • Выявить особенности строения, жизнедеятельности и происхождения моллюсков.
  • Продолжить формирование умений анализировать; устанавливать причинно-следственные связи.



  • Прудовик
  • Катушка роговая

Наземные моллюски

Виноградная улитка

Янтарка


Морские моллюски

  • каури

митра


Конус

Мурекс




Признаки для сравнения

Брюхоногие

Места обитания

Двустворчатые

Раковина

Головоногие

Деление тела на отделы

Органы движения. Способ передвижения.

Образ жизни.

Вид пищи.

Способ добывания пищи.

Дыхание


У большинства улиток образуются открытоспиральные раковины, когда все ее обороты видны снаружи


У некоторых улиток последний более крупный завиток охватывает все предыдущие. Такие раковины называются скрытоспиральные


Каури (англ. Cowry) - раковины тропических моллюсков, использовавшиеся в качестве денег на островах Океании. Каури - морской брюхоногий моллюск семейства ципрей (Cypraeidae). Народы, населяющие прибрежные регионы, знакомы с ними в течение нескольких тысяч лет. Известно, что раковины каури использовались в качестве денег в Китае, Индии, на Аравийском полуострове и в Африке. Считали, что они защищают от зла, и поэтому раковины каури, глиняные их модели вкладывали в стены зданий и в могилы. Тигровая каури, пожалуй, наиболее известна среди других видов. Большими размерами, блестящей поверхностью и крупным пятном на раковине она привлекает взгляд даже случайного наблюдателя. Каури - хищники, питающиеся мягкотелыми существами, живущими на скалах. Нога почти полностью обертывает раковину, когда моллюск движется, и сифон торчит спереди, как маленький перископ. Самки каури откладывают яйца в небольшие капсулы, прикрепляя их гроздьями к камням. Они сторожат эти капсулы, накрыв их своей ногой, пока не вылупится потомство.


Мурексы

Мурексы, или багрецы одна из самых популярных у коллекционеров групп. Раковины этих улиток украшены многочисленными выростами, гребнями или шипами и ярко окрашены. Многие мурексы достигают внушительных размеров. Представители семейства распространены по всему Мировому океану от полярных широт до экватора, однако наиболее яркие и крупные виды населяют тропическую зону. Мурексы - плотоядные улитки. Их жертвами становятся двустворчатые моллюски, створки которых они просверливают при помощи своей радулы.

Конус – хищная улитка, притом ядовитая. Охотятся они при помощи зуба – пронзают им жертву, как гарпуном. Питаются морскими червями,моллюсками и небольшими рыбами.. Могут ужалить ничуть не хуже пчелы – и последствия могут быть довольно неприятными. Возможен даже смертельный исход. Существует около 600 видов конусов. Сосредоточены они в тропических морях и океанах по всему миру. Большая часть конусов живёт на или возле коралловых рифов. Своё название улитка получила за форму раковины в виде пули. У многих из конусов поверхность раковин ярко окрашена. Разумеется раковина тяжела, а "нога" у улитки всего одна, так что передвигаются эти животные чрезвычайно медленно. Что и вынуждает их останавливать быстродвижущуюся добычу при помощи ядовитого гарпуна. Этот гарпун является видоизменённым зубом. А вообще-то зубы (у улиток они называются радулы), нужны для того, чтобы лучше перетирать и переваривать пищу. Каждый зуб находится в задней стенке ротовой полости. Улитка парализует жертву, радулы втягивают её, перетирают. А неудобоваримый материал, в том числе и одноразовый гарпун, остающийся в теле жертвы, улитка извергает обратно. Гарпуном становится другой зуб. У улиток они растут постоянно.


Проверьте

  • Сегментировано.
  • Голова, туловище, нога.
  • Мантией.
  • Предсердие (иногда два) и желудочек.
  • Мантийная полость.
  • Прикрепление мышц, наружный скелет, защита.
  • Брюхоногие.
  • Язык с «тёркой», печень.
  • Незамкнутая.
  • Почка.
  • Атмосферным.

Домашнее задание: п. 11.

Творческое задание:

  • 1. Написать биологическое сочинение о моллюсках Беларуси.
  • 2. Подготовить презентацию о многообразии моллюсков.

Прикрепите с помощью магнитов на доску раковины моллюсков в соответствии с вашими ощущениями:

Белые: всё усвоил(а), было интересно

Оранжевые: не всё понял(а), озадачен(а)

Жёлтые: ничего не понял(а), устал(а)

Рефлексия


Презентация по теме: «Моллюски. Брюхоногие. » Вып олнила: Ученица МАОУ «Лицея № 28 им. Н.А.Рябова» 7 класса «В» Ермилова Елизавета

Виноградная улитка.

Происхождение моллюсков. Происхождение моллюсков - древние обитатели нашей планеты - появились около 450-500 млн. лет назад. Среди характерных их признаков отмечают известковую раковину. Моллюски - крупный по числу видов (130 тыс.) тип животных. Их предками, судя по всему, были плоские черви. Обитают моллюски преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоёмах (беззубки, прудовики, живородки), реже - во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются - от нескольких миллиметров до 20 метров.

Моллюски разделяются на 3 класса: Брюхоногие Головоногие Двустворчатые

Брюхоногие.

Класс брюхоногие - это единственный класс, представители которого освоили не только водоемы, но и сушу, поэтому по числу видов моллюсков - это самый многочисленный класс. Его представители сравнительно небольшие по размерам: черноморский моллюск рапана до 12 см высотой, виноградная улитка - 8 см, некоторые голые слизни - до 10 см, крупные тропические виды достигают 60 см.

Внешнее и внутренне строение.

К брюхоногим моллюскам относятся слизни, получившие название из-за обильно выделяемой слизи. Раковины у них нет. Обитают на суше во влажных местах и питаются растениями, грибами, некоторые встречаются на огородах, нанося вред культурным растениям.

Слизень полевой.

Интересное и познавательное.

1. Самый большой когда-либо пойманный моллюск весил около 340 килограмм. Он был выловлен в Окинаве, Япония в 1956 году.

2. Самый старый пойманный человеком моллюск, по оценкам ученых имел возраст в районе 405 лет, возможно, он был самым старым морским животным3. Возраст моллюсков можно определить по количеству колец на створке раковины. Каждое кольцо отличается от предыдущего за счет особенностей пищи потребляемой в этот период, состояния экологии, температуры и количества кислорода в воде.

6. Устрица за один сезон может произвести около миллиона яиц. Однако только единицы смогут выжить и дорасти до взрослого состояния.

7. Некоторые разновидности гребешков имеют десятки голубых глаз по краям раковины. С помощью них, гребешки могут замечать хищников и вовремя убежать. 8. Двухстворчатые моллюски могут передвигаться. Гребешки, например, ритмично сжимая створки и выбрасывая струю воды могут отплыть достаточно далеко от своих врагов – морских звезд.

Спасибо за внимание!




Многообразие моллюсков

Ископаемые остатки моллюсков

Фрагмокона

Аммониты

Белемнит


Внешнее строение моллюсков

  • Длина тела от 1 мм до 20 м;
  • не выражена сегментация тела, что является признаком специализации;
  • Мускулистое тело , на котором различают голову (нет у двустворчатых), туловище и ногу;
  • На голове расположены щупальца, ротовое отверстие, глаза, органы равновесия;
  • Тело моллюсков большинства видов полностью или частично покрыто раковиной

Внешнее строение моллюсков

имеется свисающая со спинной стороны и одевающая тело с боков складка кожи - мантия ; пространство между мантией и внутренностным мешком называется мантийной полостью .




Размножение и развитие

  • Раздельнополые и гермафродиты.
  • Оплодотворение наружное и внутреннее.
  • Развитие прямое и непрямое.



Строение раковины моллюсков

  • Роговой слой
  • Фарфоровый слой
  • Перламутровый слой

4. Клетки мантии


Половая

Дыхательная

Нервная

Системы органов

Кровеносная

Пищеварительная

Выделительная



Дыхательная система

  • У моллюсков, живущих в воде, - жабры ;
  • У наземных – мешкообразные легкие .

Жабры

Легкое



Пищеварительная система

  • Различается в зависимости от типа питания;
  • Рот – Глотка – Пищевод - Желудок и петлеобразно (V-образно) изогнутый кишечник - анальное отверстие

Пищеварительная система

  • отличительной особенностью является наличие особых пищеварительных желез, из которых наиболее крупной является печень ;
  • В ротовой полости (кроме двустворчатых) находится мускулистый язык с хитиновыми зубами, образующими так называемую тёрку .

Терка

  • Терка (радула) особый орган, расположенный в глотке.
  • Имеет вид ленты с зубчиками.
  • Служит для соскабливания пищи с растений (растительноядные) или схватывания добычи (хищники).

Зубы у них расположены на языке, их количество может достигать более 14 тысяч!



Кровеносная система

  • Незамкнутого типа (за исключением головоногих);
  • Входят: сердце и сосуды;
  • Сердце состоит из желудочка и одного или двух предсердий.


Нервная система

  • Различается по степени сложности и наиболее развита у головоногих;
  • У менее развитых (двустворчатых) имеются три пары нервных узлов, соединенных между собой;
  • Скопление светочувствительных клеток расположены в различных местах тела – по краю мантии, вы жабрах, на щупальцах, у основания сифонов.

Выделительная система

  • выделительная система представлена почками , которые, с одной стороны, открываются в полость околосердечной сумки, а с другой, - в мантийную полоть.




Многообразие моллюсков

Морской гребешок

Рапана

Виноградная улитка

Осьминог


Многообразие моллюсков

Наутилус

Каракатица


Многообразие моллюсков

Голожаберные моллюски


Многообразие моллюсков

Морской ангел

Морской чертик


Классификация типа Моллюски

кл. Лопатоногие

кл. Панцирные

кл. Моноплакофоры

кл. Брюхоногие

кл. Двустворчатые

кл. Головоногие


Тип Моллюски

Класс

Класс

Класс

Головоногие

Брюхоногие

Двустворчатые

мидии

слизни

рапаны

устрицы

улитки

беззубки

катушки прудовики

перловицы

жемчужницы

кальмары

осьминоги

наутилусы каракатицы


Класс Брюхоногие моллюски (улитки).

Брюхоногие - самый крупный по числу видов (около 90 тысяч ) класс в типе моллюсков. По облику и образу жизни они очень разнообразны. Большинство обитает в морях, но многие проникли в пресные воды и на сушу.

Размеры брюхоногих - от 2 мм до 60 см. Основной признак - спирально закрученная раковина.

Прудовик обыкновенный

завиток

вершина

раковина

нога

устье


Практическая работа: «Особенности строения раковин брюхоногих моллюсков».

  • Цель: Изучить внешнее строение брюхоногих моллюсков.
  • Оборудование: улитки, лупы.

Ход работы:

1) Рассмотрите раковину моллюска.

2) Сравните с изображением улиток на стр.91 рис.68. Определите вид улитки.

3)Рассмотрите строение моллюска с помощью лупы:

А)Определите форму раковины и окраску.

Б) Найдите вершину раковины и отверстие – устье.

В) сосчитайте число оборотов раковины.


Сделайте схематичный рисунок с обозначениями.

Раковина

голова

нога



Вывод

  • Дальневосточная катушка имеет коричневый окрас раковины (правосторонне закручена), небольшие размеры, размножается яйцами.






Класс Брюхоногие моллюски

наземные

водные

Янтарка

Конус

Виноградная улитка

Лужанка

Слизень

Улитка кустарниковая

Прудовик


Виноградная улитка

  • Виноградная улитка имеет ценность как продукт питания и в ряде стран употребляется в пищу в варёном виде. Особенный спрос она находит в Испании, во Франции и в Италии.
  • При массовом размножении может приносить вред плодоводческим хозяйствам.

Голый слизень

  • У слизней нет раковины, а тело покрыто густой слизью, предохраняющей его от высыхания.
  • Они предпочитают влажные места и ведут ночной образ жизни.
  • Полевые слизни поедают озимые растения, капусту и другие овощи, нанося вред сельскому хозяйству.
  • Сами слизни являются источником питания для жаб и кротов.

Конусы

  • В семейство Конусов входят моллюски с очень красивыми конусовидными раковинами.
  • Они относятся к группе хищников.
  • Обитают на мелководьях, среди кораллов и водорослей. Пищей им служат черви, моллюски, рыба. Охотятся они с помощью секрета ядовитых желёз.

Конусы очень опасны и для человека, нападения их нередко смертельны.


Класс Двустворчатые моллюски

Двустворчатые моллюски – второй по численности видов класс в типе моллюсков.

Тело одето двустворчатой раковиной, створки которой соединяются на спинной стороне эластичной связкой и замком.

Размеры их - от 5 мм до 1,5 м у тридактны .

Двустворчатые моллюски - донные, малоподвижные или прикрепленные животные.

Вершина

Передний конец

Задний конец

Годичные приросты


Интересно

Двустворчатый моллюск вида Arctica islandica – 507 лет

  • Arctica islandica – общее название двустворчатых моллюсков семейства Arcticidae. Этот вид обитает в Северном Атлантическом океане, и его собирают для пищи. Моллюски живут в воде на глубине от 7 до 400 метров. В северной части своей среды обитания они селятся в мелководье ближе к берегу. Живет этот вид очень долго – две особи прожили 507 лет и 375 лет.


  • Раковины используются как сувениры и поделочный материал. В старину раковины каури в южных странах служили разменной монетой.

  • Тропические моллюски конус и теребра имеют ядовитые железы, их яд близок к яду кураре.

Моллюски

Класс

Двустворчатые



Внешнее строение

  • Тело двустворчатых моллюсков продолговатое, двусторонне-симметричное, сплюснутое с боков.
  • Головы нет.
  • В теле различают туловище и у многих - ногу.

Беззубка

У беззубки нога имеет клиновидную форму. При этом моллюск выдвигает ногу вперед, затем расширяет ее, закрепляя в грунте, и подтягивает тело.

У мидии нога утратила двигательную функцию. Специальными железами мидия выделяет прочные белковые нити - биссус , с помощью которых она прикрепляется к камням.


У беззубки и мидии внутренняя поверхность раковины выстлана прочным блестящим перламутровым слоем. Инородные частицы (например, песчинки), попадающие между мантией и створкой раковины, обволакиваются слоями перламутра и превращаются в жемчуг .

Схема образования жемчужины

1 – раковина

2 – мантия (наружный слой)

3 – песчинка

4 – жемчужина


Внутреннее строение моллюсков

Пищеварительная система

Редукция головы у двустворчатых моллюсков привела к исчезновению многих органов пищеварения: глотки, тёрки, челюстей, слюнных желез.

Внутреннее строение беззубки при продольном (А) и поперечном (Б) разрезе:

1 - нога; 2 - ротовое отверстие; 3 - пищевод; 4 - печень; 5 - желудок; 6 - кишка; 7 - сердце; 8 - почка; 9 - анальное отверстие; 10 - жабры; 11 - мантия; 12 - раковина; 13 - яичник


Внутреннее строение моллюсков

  • Органы дыхания. У беззубки и мидии жабры пластинчатые. Они расположены под мантией с обеих сторон тела животного.
  • Кровеносная система у двустворчатых моллюсков незамкнутая. В сердце у беззубки два предсердия и один желудочек.
  • Выделительная система состоит из двух почек. Почки имеют вид двух обширных трубчатых, сложенных вдвое мешочков.

Внутреннее строение моллюсков

  • Нервная система. Состоит из трех пар нервных узлов (нервных ганглиев) и многочисленных отходящих от них нервов.
  • Органы чувств развиты слабо. Органами осязания служат ротовые лопасти. Осязательные клетки находятся также в ноге, по краю мантии и в жабрах.


Интересно

  • Так, гигант среди моллюсков вообще, обитатель тропических морей тридакна может достигать 250 кг веса , а длина ее мощной раковины 1,5 м. Наряду с этим размеры ряда обычных глубоководных моллюсков не превышают 2-3 мм.

Интересно

Голубой дракон

  • Это небольшое странное создание, так похожее на космического пришельца, на самом деле относится к классу брюхоногих моллюсков. Итак, знакомьтесь: голожаберный молюск Glaucus atlanticus – один из красивейших и редких морских существ на Земле.


Домашнее задание

  • §19-20-21учебник и печатная тетрадь
  • Сообщения:
  • 1) Общая характеристика головоногих моллюсков.
  • 2) Интересные факты о головоногих (кальмары, каракатицы, осьминоги)

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с многообразием, организацией и значением брюхоногих моллюсков.
  2. Учить устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток.
  3. Развивать умение внимательно слушать, анализировать информацию.
  4. Активизировать познавательную деятельность учащихся через самостоятельную работу по заданиям.
  5. Продолжать учить детей узнавать на рисунках, схемах органы, системы органов моллюсков и называть их.
  6. Развивать желание познавать животный мир.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран,
  • раздельный материал «Раковины брюхоногих моллюсков» (по одному на парту)
  • Д.И. Трайтак, С.В. Суматохин. Биология: Животные. 7 кл.: Учеб.для общеобразоват. Учреждений. – М.:Мнемозина, 2008
  • И.М. Гуфельд. Зоология 7 класс: Рабочая тетрадь, 1997

План урока:

I.Организационный момент и мотивация деятельности учащихся.

Проверка знаний по теме «Общая характеристика моллюсков»:

1. 1-2 ученика выполняют тест на компьютере. В это время 1-2 ученика рассказывают у доски общую характеристику моллюсков (из параграфа 15 учебника).

2. Фронтальная работа по интерактивной схеме «Строение систем органов моллюсков» и тренажеру «Системы органов моллюсков».

II. Изучение нового материала.

1. Актуализация темы, цель урока (установка учителем актуальности темы и обозначение проблемного вопроса урока. Запись учащимися темы урока и домашнего задания. Слайды 1-2, презентация).

2. Характерные особенности брюхоногих моллюсков. (Рассказ учителя с элементами беседы по слайдам: слайд 3 – число видов улиток; слайды 4-12 – среда обитания улиток; слайды 13-15 – строение тела. Работа с раздаточным материалом «Раковины брюхоногих моллюсков» (учащиеся рассматривают раковины брюхоногих моллюсков под номерами, указанными на слайде 16 - раковины брюхоногих моллюсков). Слайд 17 – органы дыхания и специализация питания).

Динамическая пауза.

3. Строение и образ жизни прудовика обыкновенного, виноградной улитки и слизня полевого. (Самостоятельная работа по вариантам: прочитать и рассказать текст учебника на странице 64-65 о строении и образе жизни брюхоногих моллюсков. Рассказ учащихся. Обсуждение вопроса: что общего в строении изученных моллюсков. Слайды 19-20).

4. Морские моллюски: хищные улитки конус и мурекс, планктонное брюхоногое – морской ангел. (Рассказ учителя с элементами беседы по слайдам: 21-23).

5. Связь между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток. (Фронтальное обсуждение проблемного вопроса: какая связь между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток. Запись учащимися черт приспособленности к среде обитания брюхоногих моллюсков. Слайды 24 – 25.)

6. Значение улиток в природе. (Рассказ-беседа. Слайд 26.)

7. Значение улиток в жизни человека. (Рассказ-беседа. Слайд 27. Самостоятельная работа по заданию: из статьи «Знаете ли Вы?» на с 45 рабочей тетради найти ответ на вопрос, какое значение в жизни человека имеют моллюски каури и мурекс. Слайд 28 – 29.)

III. Закрепление изученного материала (беседа по вопросам: слайд 30. Выполнение теста с последующим самооцениванием: слайды 31-32).

IV. Итог урока, оценки за урок.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода