Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Когда наступит лето? Повторение изученного материала.

Тема

Когда наступит лето?

Цель

сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.

Задачи

Образовательные задачи урока:

    Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.

    Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.

    Учить выделять характерные признаки времён года.

Развивающие задачи урока:

    Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся.

    Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.

    Развивать коммуникативные навыки, умение работать в паре.

Воспитательные задачи урока:

Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.

Планируемый результат

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся анализировать схему смены времен года и месяцев; соотносить время года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; получат возможность научиться находить несоответствие природных явлений на иллюстрациях учебника; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зависимости природных явлений от смены времен года; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Межпредметные связи

Русский язык, технология

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч.

А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 2

Клей, ножницы, цветные карандаши

Электронное приложение

Презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (1мин)

Цели:

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Уточнить тип урока;

Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Организует проговаривание девиза урока.

Организует уточнение типа урока.

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок.

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай»

Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (5 мин)

Цели:

Организовать повторение и закрепление полученных ранее знаний

Учитель: Давайте вспомним,

О чём мы говорили на прошлом уроке?

Муравьишка Вопросик хочет проверить, как вы запомнили пройденный материал

1.Беседа

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний. (Дни недели .)

2.Игра «Какой день недели?»

Какой сегодня день недели?

Какой день недели был вчера?

Какой день недели будет завтра?

Когда придет суббота?

Игра «Неделька»

Раздать карточки с названием дней недели детям, вызвать к доске и по команде «Неделька становись!» дети должны встать по порядку.

Пятн.

Понед.

Четв.

Вторн.

Воскрес.

Суббот.

Когда придет суббота

I I I. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин)

Цели:

Организовать формулирование темы урока учащимися;

Организовать постановку цели урока учащимися.

Отвечают на вопросы учителя и выставляют на доске первые буквы отгадок.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Организует повторение изученного.

Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Узнал нетерпеливый Муравьишка, когда придёт суббота и захотелось узнать, а что, догадаемся из кроссворда, который нам приготовил.

Слайд 1.

1.Яркое, круглое, светит днем.

2.Летом он длиннее, а зимой короче.

3.С приходом лета они появились на лугах, в садах на клумбах.

4.Он подает с неба маленькими капельками

Так что же хочет узнать Муравьишка? (Когда же наступит лето?) Давайте определим тему нашего урока.

Определить тему урока. Тема урока на доске.

Цель нашего урока. (узнать когда наступит лето)

Называют время года- лето.

Ответы детей.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД ).

(Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Реализация построенного поекта. (10 мин)

Цели:

Реализовать построенный проект в соответствии с планом;

Зафиксировать новое знание в речи и знаках;

Организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

Уточнить тему урока.

Физминутка

IV . Первичное закрепление с проговариванием внешней речи.

(6 мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового

VIII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(5 мин)

Цели:

Зафиксировать новое содержание урока ;

Рассматривают фотографии на презентации. Слушают, вступают в диалог с учителем.

Организует работу по учебнику стр.16-17.

Организует работу по формированию умений делать выводы.

Побежал он к Мудрой Черепахе и спросил у неё, а она ему отвечает: «Сегодня мы вместе с тобой и с ребятами побываем в гостях у старика-годовика и найдём ответ на твой вопрос».

Дети, для того, чтобы дать правильный и точный ответ на этот вопрос, получше и подробнее познакомиться с временами года. И в конце урока мы должны дать ответ Муравьишке:

Когда же наступит лето?

А сейчас отправимся в путешествие – в путешествие по временам года.

У каждого ученика «волшебные годовые круги».

Слайд 2.

Положите перед собой круг.

Это волшебный круг, а его хозяин старик-годовик. Послушайте сказку о нём.

«Старик-годовик» Слайд 3

Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошёл снег.

Махнул старик-годовик второй раз. Полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились первые цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно…

Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь. (В.И.Даль)

Кто запомнил, что случилось, когда старик-годовик махнул первый раз рукавом? (Стало холодно, пошёл снег)

Какое это время года? (Зима) Слайд 4-6.

Раскрасьте полоски, где написано слово «зима» голубым карандашом.

Кто знает, что это за птиц выпустил старик-годовик? (Это зимние месяцы) Назовите их. (Декабрь, январь, февраль)

Когда старик-годовик махнул второй раз, что случилось в природе? (Стал таять снег, появились первые цветы)

Какое это время года? (Весна) Слайд 7-8.

Раскрасьте полоски, где написано слово «весна» зелёным карандашом.

Каких трёх птиц старик выпустил второй раз? (Весенние месяцы: март, апрель, май)

Третий раз махнул старик-годовик, стало совсем жарко и душно. Что наступило? (Лето) Слайд 9-10

Полоски со словом «лето» раскрасьте жёлтым цветом.

Каких трёх птиц выпустил старик-годовик летом? (Летние месяцы: июнь, июль, август)

Кончится лето и четвёртый раз махнёт старик-годовик рукавом, станет дождливо, холодно. Что это за время года? (Осень) Слайд 11-13

Раскрасьте полоски со словом «осень» оранжевым цветом.

Каких птиц он выпустит осенью? (Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)

Почему не будет старик-годовик махать пятый раз? (Потому что в природе всего 4 времени года)

Слайд 14.

После осени опять наступит зима, опять полетят первые три птицы – декабрь, январь, февраль, и опять всё пойдёт по кругу, как стрелочки на часах, слева направо. Покажите пальчиком это круг.

Почему эта схема называется годовым кругом? (Времена года идут друг за другом так, что получается круглый год. А за одним годом наступает следующий и так без конца.)

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали. (ходьба на месте)
Вверх на солнце посмотрели,
И всех нас лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (присесть на корточки)
А потом мы дружно встали –
Великанами все стали. (потянуться на носочках)

а)Игра «Бывает – не бывает».

Хлопайте, если не бывает.
Осенью: листопад, дождь, жара, капель.
Зимой: гроза, снег, метель, гололёд, пурга.
Весной: гроза, ледоход, подснежник, листопад.
Летом: гроза, капель, радуга, вьюга, жара.

1.Работа по учебнику.

Откройте учебники на стр. 11 Вопросик нарисовал картины. Всё ли верно он изобразил? Докажите.

Печатная тетрадь (?)

Отгадайте загадки

Тройка – тройка прилетала,
Скакуны в той тройки белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром. (Зима)

Слайд 15.

Какие признаки зимы вы знаете? (Солнышко светит, но не греет. Земля замерзает и покрывается снегом. Водоёмы сковывает лёд. День зимой короткий, а ночь длинная. Звери спят в норках.)

Пришла, улыбнулась – утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора.
А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!» (Весна)

Слайд 16

Какие признаки весны вы можете назвать? (Весной солнышко не только светит, но и греет. Снег тает, бегут ручьи, появляются первые цветы, дни становятся длиннее, а ночь короче. Природа просыпается и оживает.)

Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки.
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай. (Лето)
Слайд 17

Как же нам узнать лето? (Становится очень жарко. Цветет много растений. День становится ещё длиннее, а ночь совсем короткая.)

Дети, лето - это еще и ягодная пора.

Лето угощает щедро, но чтобы лес не обеднел, бери у него одни ягоды, не вырывай с корнем кустики. Может быть, по этому лесу и полям ходила твоя бабушка, прабабушка или прапрабабушка. Триста лет может жить кустарник черники. Так пусть он живет все времена!

Представьте, что вы сидите на лесной полянке, вокруг много красивых цветов, спелых ягод, бежит маленький ручеек, вы затихаете и слышите…(запись "Пение птиц")

Что же вы услышали? (Ответы).

Правильно ребята это птицы. Слайд 18

Слайд 19

Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закорма.
Сказала: «За мною нагрянет зима». (Осень)
- Что же происходит в природе осенью?

(Солнышко греет меньше. На улице холодает. Дни становятся короче, а ночь длиннее. Опадают листья на деревьях и кустарниках, желтеет и вянет трава. Звери готовятся к зиме, улетают птицы в тёплые края, насекомые прячутся в укромные места.)

* У каждого ученика лист с названиями месяцев.

Слайд 20

Давайте пронумеруем месяцы по порядку их следования. Назовите зимние месяцы, весенние, летние, осенние.

Раскрасьте тот листик с месяцем, где написано название месяца, в котором вы родились.

Поднимите руку, кто родился зимой (раскрасить листик синим цветом); кто родился весной (зелёным цветом); кто родился летом (жёлтым цветом); кто родился осенью (оранжевым цветом или красным). - Раскрасьте тот листик с месяцем, где написано название месяца, в котором вы родились.

Знать достопримечательности, историю своего села.

Уметь составлять устный рассказ.

Осуществляют профилактику утомления. активно участвуют в физкультминутке

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы.

(Коммуникативные УУД).

(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

Зафиксировать новое содержание урока;

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Посмотрите на доску и продолжите цепочки

Слайд 21

Дни недели: понедельник…

Времена года: весна…

Весенние месяцы: март..

Летние месяцы: июнь..

Зимние месяцы: декабрь…

Сколько месяцев в каждом времени года?

Какое время года наступает после весны?

Прочитаем слова Мудрой Черепахи, вывод сегодняшнего урока.

Слайд 22

Зима, весна, лето, осень-это четыре времени года. В году двенадцать месяцев. Первый-январь. Последний-декабрь.

Как же нам ответить Муравьишке, когда наступит лето?

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

(Лето наступит, когда закончится зима и пройдёт весна)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД ).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД ).

Урок окружающего мира. Тема: Когда наступит лето?

Цель: способствовать формированию представлений учащихся о годовом цикле- временах года, месяцах; формированию знаний о характерных признаках каждого времени года и умению их отличать друг от друга по этим признакам.

Задачи:

    познакомить детей с временами года и месяцами, способствовать формированию умения использовать приобретённые знания в жизни;

    создание условий для развития познавательных процессов учащихся при помощи мультимедийной презентации;

    способствовать развитию памяти, мышления, творческих способностей учащихся;

    воспитывать самостоятельность и ответственность и умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: учебник (А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 1 класс), рабочая тетрадь (А.А.Плешаков.), тесты, раздаточный материал, иллюстрации времён года, календари, фишки, сигнальные карточки для оценивания, цветные карандаши.

Ход урока
    Организационный момент.

Урок окружающего мира. Проверьте всё ли готово к уроку.

Наши друзья – Мудрая Черепаха и Муравьишка-Вопросик уже ждут нас.

    Повторение (Актуализация знаний).

Ребята, Мудрая Черепаха загадала Муравьишке загадку, а он не знает, как её отгадать. Давайте ему поможем.

    Что за птицы прилетают?
    По семёрке в каждой стае.
    Вереницею летят,
    Не воротятся назад. (Дни недели).

Муравьишка приготовил для вас тест по теме: дни недели, время. Работать нужно дружно в группах.

С какой целью вы будете выполнять это задание?

Какой сегодня день недели? – раскрасьте красным цветом.

Какой день был вчера? – раскрасьте синим цветом.

Какой день будет завтра? – раскрасьте зелёным цветом.

Соедини стрелками:

настоящее это то, что сейчас
прошлое это то, что было
будущее это то, что будет

Самопроверка. Оценивание работы.

Я рада, что вы хорошо запомнили дни недели и время.

    Постановка целей и задач урока.
- Сегодня мы продолжим разговор о времени. Посмотрите, что я принесла на урок? (календари) - А что можно узнать по календарю? - Муравьишка посмотрел на календарь и захотел узнать: когда же лето? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Открывается на доске). - Чему мы будем учиться на уроке – узнаем в учебнике – с. 10. - А так же будем учиться сравнивать, запоминать, совместно работать, оценивать себя и других. IV. Работа по теме урока.
    Рассказ о календарях.
- Календари – это довольно привычные для нас предметы. В таком виде они существуют совсем недавно. - Послушайте сообщение о том, какие календари были раньше. - С какой целью вы будете слушать сообщение? (Узнать какие были раньше календари). Подготовленный ученик . При раскопках учёные археологи находили древние каменные и глиняные календари, сделанные много веков назад. Был найден мраморный календарь, на котором указывались месяцы, недели и дни. Знаменитый Робинзон Крузо, попав на необитаемый остров, сделал календарь на стволе дерева. Каждый прошедший день он отмечал зарубкой. В Древней Руси календари делали уже из бумаги. Календари были рукописные, без отрывных листочков, они были похожи на книги. В них сообщались разные сведения, связанные с астрономией и счётом времени. - Что нового и интересного узнали из этого сообщения? Оценивание учащегося.(Самооценка, оценивание учащимися, учителем). Ф и з к у л ь т м и н у т к а.
    Времена года.
- Отгадайте загадки о временах года. - Подумайте, с какой целью выполним это задание. (Определить о каком времени года идёт речь). Подготовленный ученик .
    Снег на полях,
    Лед на реках,
    Вьюга гуляет.
    Когда это бывает? (Зимой).
    Тает снежок,
    Ожил лужок,
    День прибывает.
    Когда это бывает? (Весной).
    Солнце печет,
    Липа цветет,
    Рожь поспевает.
    Когда это бывает? (Летом).
    Пусты поля,
    Мокнет земля,
    Дождь поливает.
    Когда это бывает? (Осенью).
- Итак, сколько всего времён года? Работа с учебником. - Рассмотрите внимательно годовой круг в учебнике. - Какое сейчас время года? Найдите его на годовом круге. - Посмотрите, какое время года было до него. - А какое будет после? - Теперь давайте ответим на вопрос Муравьишки: «Когда наступит лето?» -- Прочитайте вывод Мудрой черепахи. (Времена года идут друг за другом так, что получается круглый год, причем за одним годом наступает следующий. И так без конца.) - Закрепим изученный материал – поиграем в игру «Времена года». - Послушайте правила игры: Каждая группа получает картинки с изображением времён года. Вам нужно правильно построиться, начиная 1 группа - с весны; 2 группа – с зимы; 3 группа - с лета; 4 группа – с осени. - С какой целью будем выполнять это задание? (Учиться определять последовательность времён года). Оценивание работы учащихся. Игра «Исправь ошибку». - Муравьишка очень любит рисовать. Но в своих рисунках он допустил ошибки. - Ваша задача? (Определить какие ошибки он допустил). Ф и з к у л ь т м и н у т к а.
    Месяцы.

Работа с учебником (с. 10).

Продолжим работу со схемой. Что можно ещё определить по годовому кругу?

Вам нужно внимательно рассмотреть годовой круг и самостоятельно подготовить ответы на вопросы (на слайде):

Сколько месяцев в году?

Сколько месяцев в каждом времени года?

Назови летние месяцы.

Назови осенние месяцы.

Назови зимние месяцы.

Назови весенние месяцы.

Самооценка, оценивание учащимися, учителем монологических ответов.

Творческая работа в группах.

(Рабочая тетрадь с. 10, № 3, № 4).

С какой целью будете выполнять задание? (Закрепить изученный материал).

Самопроверка (по ноутбуку №4)), самооценка, оценка работы групп.

Отчёт групп о проделанной работе по № 3.

Оценивание работы групп.

V . Подведение итогов урока (рефлексия).

На какой вопрос мы отвечали на уроке? (Когда наступит лето.)

Что нового узнали на уроке? Чему научились?

Всё зима… А где же лето?
Звери, птицы! Жду ответа!
- Лето, -
Ласточка считает, -
Очень скоро прилетает.
Лету нужно торопиться,
И оно летит, как птица! 8. Практическая работа.

Работа с недельным кругом.

– Какой сегодня день недели? Раскрасьте красным цветом.

– Какой день недели был вчера? Раскрасьте синим цветом.

– Какой день будет завтра? Раскрасьте зелёным цветом.

– Назовите все дни недели по прядку.

– А теперь послушайте, почему так называются дни недели.

– Итак, если сегодня ……, когда же наступит суббота?

9. Беседа на тему: «Когда наступит лето?»

Узнал Муравьишка Вопросик, когда наступит суббота, и подумал: «Интересно, а когда наступит лето?» Этого он не знал. Попробуем Вопросику помочь. Мудрая Черепаха снова приготовила загадку.

Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвёртый плачет. (Времена года)

– Какие времена года вы знаете?

Вывод (на экране):

Первой к нам зима идёт,
Новый год она ведёт.
За зимой – второй – весна.
Говорят: «Весна-красна».
Третьим – лето всё в цветах
И с малиной на кустах.
А четвёртой – осень…
Лес наряд свой сбросил.

10. Игра «Узнай время года».

Дети работают с годовым кругом.

Отгадать, о каком времени года говорится в стихотворении, и закрасить нужным цветом.

Зима – голубой цвет, весна – зелёный, лето – красный, осень – жёлтый.

Холодно берёзе,
Холодно осине.
Даже белка в шубе
На морозе стынет.
Только зимородок
На мороз не ропщет –
В полынье холодной
Крылышки полощет. (Зима)

Стали дождиком метели,
На дворе звенят капели.
На реке растаял лёд.
Воробей из лужи пьёт,
И снегурочка по небу
Белым облаком плывёт. (Весна)

Красным зовётся,
Платье в цветах,
Ягодой сладкой
Зреет в лесах.
Дождиком тёплым
По саду идёт,
Иволгой звонкой
На ветке поёт. (Лето)

Потемнели ветки,
От воды туман.
Гонит тучи ветер
Из далёких стран.
Лето на излёте,
Лес промок насквозь.
Ищет на болоте
Клюкву старый лось. (Осень)

Отгадав загадки, дети называют основные признаки каждого времени года.

– Итак, сколько же всего времён года?

– Какое сейчас время года? Найдите его на годовом круге.

– Какое время года было до него?

– Какое будет после него?

– Скажите Вопросику, когда же наступит лето?

11. Работа по учебнику.

– В разные времена года носят разную одежду. Рассмотрите рисунок, на котором Муравьишка одет в различную одежду. Найдите, как он одет зимой, весной, летом, осенью. Почему надо одеваться именно так?

12. Беседа о месяцах.

– Мудрая Черепаха приготовила ещё одну загадку.

Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят. (Месяцы года)

Работа с годовым кругом.

– Сколько месяцев в году?

– Сколько месяцев в каждом времени года?

– А теперь слушаем стихотворение и подписываем названия месяцев на годовом круге.

Зовём мы зимнею порой
Декабрь, январь, февраль,
Когда снежинок белый рой
Летит куда-то вдаль.

За февралём приходит март,
За ним апрель и май.
В лесу и в поле слышен гвалт
Весенних птичьих стай.

За маем лето на порог
Июнь к нам приведёт.
Июль подарит ягод сок,
А месяц август – мёд.

За летом осени ансамбль
Исполнит танец свой,
Сентябрь, октябрь, потом ноябрь
Засыпят сад листвой.

Снежок роняя на ходу,
Зима придёт опять.
Двенадцать месяцев в году,
И всех их надо знать.

– Назовите зимние месяцы, весенние месяцы, летние, осенние.

– В каком месяце у тебя день рождения? Поставь галочку.

– А теперь послушайте, почему так называются месяцы.

13. Итог урока

Итак, о чём же мы говорили на сегодняшнем уроке? Чему мы научились и научили Муравья Вопросика?

–Что вам больше всего понравилось на уроке?

– Посмотрите на экран и продолжите цепочки.

– Дни недели: …

– Времена года: …

– Весенние месяцы: …

– Летние месяцы: …

– Осенние месяцы: …

– Зимние месяцы: …

14. Домашнее задание

Дома вы можете выполнить задание в тетради на странице 28.

Литература

    В.А. Степанов. Время. Времена года. Учебник для малышей.

    С.Я. Маршак. Круглый год.

Оно весь век бежит вперед
И никогда не устаёт… (Время)

Урок окружающего мира в 1 классе.

Тема: «Когда наступит лето?»

Цели: формировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времен года.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть месяцы и времена года в определенной последовательности; характеризовать явления природы в разные времена года.

Оборудование: таблички с названиями дней недели, у учащихся – фишки, цветные карандаши, ножницы, клей. Компьютер, проектор, презентация.

Ход урока:

Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Актуализация знаний.

Ребята, к вам на урок пришел Муравьишка-вопросик и принёс с собой загадку. Попробуем ее отгадать?

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом

Попрощается последний –

Появляется передний.

(Дни недели)

Назовите по порядку дни недели.

А теперь поиграем в игру, которая называется «Неделька, стройся!». У доски 7 учеников. Каждому выдается табличка с названием дней недели. По команде: «Неделька, стройся!», дети должны быстро построиться по порядку, начиная с того дня, который назовёт учитель. Например, «Неделька, стройся с пятницы!».

Самоопределение к деятельности.

Слайд Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает?

(Летом) Слайд

А когда же приходит лето? (слайд)

А ещё, какие времена года вы знаете? Сколько их? Назовите по порядку.

Какой месяц год заканчивает?

А какой месяц год начинает?

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Какие цели поставим перед собой? Как вы думаете?

Работа по теме урока.

Вот и нашему Муравьишке - вопросику стало интересно: а когда же наступит лето? Побежал он к мудрой черепахе, а она встречает его загадкой.

Четыре ковра рукодельницы ткут,

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зеленый, пестрый, желтый.

Ответ здесь мудреный, его нашел ты?

Кто догадался, о чем загадка? (О временах года)

Рассмотрите рисунок-схему на доске.(Учебник стр.10)

Найдите на этой схеме названия времен года. Сколько их?

Назовите (Зима, весна, лето, осень).

Мудрая черепаха приготовила конверт с загадками о временах года. Сколько их? Назовите.

Слайд. Птица-тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Вся покрылась серебром. (Зима)

Покажите на схеме. Какие признаки зимы вы знаете? Какие зимние месяцы вы знаете?

Слайд. Пришла, улыбнулась – утихли метели,

Позванивать стал колокольчики капели,

Река пробудилась, растаяли льды.

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора.

А птицы пропели: «Вить гнезда пора!» (Весна)

Покажите на схеме. Какие признаки весны вы знаете? Как мы узнаем, что приходит весна? Какие весенние месяцы вы знаете?

Оно за весною к нам в гости идёт, (слайд)

С собою приносит немало забот.

Горячие, долгие дарит деньки,

Чтоб зрели скорей на полях колоски.

Велит нам обильный собрать урожай,

Румяный, душистый испечь каравай.

(лето)

Конечно, лето. Покажите на схеме лето. Как мы узнаем, что приходит лето? Какие летние месяцы мы знаем?

Прошла по полям, по лугам, по лесам, (слайд)

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома.

Сказала: «За мною нагрянет зима» (Осень)

Найдите и покажите на схеме осень. Какие признаки осени знаете? Какие осенние месяцы?

Молодцы! А кто догадался, почему же схема называется годовым кругом?

Скажите, а какое сейчас время года? Найдите на годовом круге.

Посмотрите и скажите, какое время года было до него. А какое будет после?

А кто сможет ответить Муравьишке, когда наступит лето?

Могут ли времена года нарушить свой порядок?

А в какой сказке это произошло?

(Дети могут знать сказку 12 месяцев, а могут не ответить, тогда можно рассказать им)

Отгадайте загадку от Муравьишки: (Слайд)

Двенадцать братьев

Разно называются

И разными делами занимаются. (Месяцы года)

Найдите на годовом круге названия месяцев. Сколько их?

Прочитайте их названия. Сколько месяцев в каждом времени года?

Слайд. Назовите и запомните зимние месяцы, весенние, летние, осенние.

На годовом круге найдите месяц, когда вы отмечаете свой день рождения. Отметьте его фишкой.

В какое время года это бывает?

Физкультминутка.

Работа в рабочих тетрадях.

№1, стр.9 – самостоятельно

№2, стр.9 – работа в парах

№3, стр.10 – коллективная работа

№4, стр.10 – повышенной сложности (для отдельных учеников, для тех кто все сделал)

Рефлексия.

Слайд. Посмотрите на доску и продолжите цепочки.

Дни недели: понедельник…

Времена года: весна….

Весенние месяцы: март….

Летние месяцы: июнь…

Осенние месяцы: сентябрь….

Зимние месяцы: декабрь

Слайд. Итог урока.


Цели: формировать представления о годовом цикле - временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времен года

Оборудование:

  • учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас»;
  • Рабочая тетрадь к учебнику 1 класса «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков;
  • тетрадь не печатной основе А.А.Плешаков «Проверим себя. 1 класс»;
  • картинки с изображением Муравьишки и Мудрой Черепахи;
  • цветные фишки: синяя, зелёная, жёлтая, оранжевая;
  • листы с днями недели; с месяцами;
  • «волшебные годовые круги», цветные карандаши;
  • картинки с изображением времён года;
  • карточки из Приложения «Рабочей тетради» с изображениями времён года;
  • кленовые листочки, веточки мимозы, снежинки, ромашки (для подарков учащимся)

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

2. Повторение изученного материала.

А) - Выполним задание в тетради «Проверим себя» на стр.26-27.

(Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Проверим себя. 1 класс»)

Б) - Расставьте цифры от 1 до 7, соответствующие дням недели.

* У каждого ученика лист с днями недели.

Среда

Пятн.

Понед.

Четв.

Вторн.

Воскрес.

Суббот.

3. Сообщение тему урока.

Узнал Муравьишка, когда придёт суббота, но вдруг он подумал: «А когда же наступит лето? Ведь у ребят каникулы?»

Побежал он к Мудрой Черепахе и спросил у неё, а она ему отвечает: «Сегодня мы вместе с тобой и с ребятами побываем в гостях у старика-годовика и найдём ответ на твой вопрос».

4. Работа по теме урока.

* У каждого ученика «волшебные годовые круги».

Положите перед собой круг. Это волшебный круг, а его хозяин старик-годовик. Послушайте сказку о нём.

«Старик-годовик»

Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошёл снег.

Махнул старик-годовик второй раз. Полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились первые цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно…

Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь. (В.И.Даль)

Рисунок 1

* На доску вывешивается картинка с изображением зимы.

Кто запомнил, что случилось, когда старик-годовик махнул первый раз рукавом? (Стало холодно, пошёл снег)

Какое это время года? (Зима)

Раскрасьте полоски, где написано слово «зима» голубым карандашом.

Кто знает, что это за птиц выпустил старик-годовик? (Это зимние месяцы) Назовите их. (Декабрь, январь, февраль)

* На доску вывешивается картинка с изображением весны.

Когда старик-годовик махнул второй раз, что случилось в природе? (Стал таять снег, появились первые цветы)

Какое это время года? (Весна)

Раскрасьте полоски, где написано слово «весна» зелёным карандашом.

Каких трёх птиц старик выпустил второй раз? (Весенние месяцы: март, апрель, май)

* На доску вывешивается картинка с изображением лета.

Третий раз махнул старик-годовик, стало совсем жарко и душно. Что наступило? (Лето)

Полоски со словом «лето» раскрасьте жёлтым цветом.

Каких трёх птиц выпустил старик-годовик летом? (Летние месяцы: июнь, июль, август)

* На доску вывешивается картинка с изображением осени.

Кончится лето и четвёртый раз махнёт старик-годовик рукавом, станет дождливо, холодно. Что это за время года? (Осень)

Раскрасьте полоски со словом «осень» оранжевым цветом.

Каких птиц он выпустит осенью? (Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)

Почему не будет старик-годовик махать пятый раз? (Потому что в природе всего 4 времени года)

После осени опять наступит зима, опять полетят первые три птицы – декабрь, январь, февраль, и опять всё пойдёт по кругу, как стрелочки на часах, слева направо. Покажите пальчиком это круг. И за одним годом наступает следующий год и так без конца.

Откройте учебники на стр. 70 и приготовьте карточки с изображением времён года.

Отгадайте загадки и положите нужную картинку на годовой круг.

Тройка – тройка прилетала,
Скакуны в той тройки белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
(Зима)

Какие признаки зимы вы знаете? (Солнышко светит, но не греет. Земля замерзает и покрывается снегом. Водоёмы сковывает лёд. День зимой короткий, а ночь длинная. Звери спят в норках.)

Пришла, улыбнулась – утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора.
А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»
(Весна)

Какие признаки весны вы можете назвать? (Весной солнышко не только светит, но и греет. Снег тает, бегут ручьи, появляются первые цветы, дни становятся длиннее, а ночь короче. Природа просыпается и оживает.)

Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки.
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай.
(Лето)

Как же нам узнать лето? (Становится очень жарко. Цветет много растений. День становится ещё длиннее, а ночь совсем короткая. Люди собирают урожай.)

Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закорма.
Сказала: «За мною нагрянет зима».
(Осень)

Что же происходит в природе осенью? (Солнышко греет меньше. На улице холодает. Дни становятся короче, а ночь длиннее. Опадают листья на деревьях и кустарниках, желтеет и вянет трава. Звери готовятся к зиме, улетают птицы в тёплые края, насекомые прячутся в укромные места.)

Скажите, какое сейчас время года? (…) Накройте на годовом круге его синий фишкой.

Посмотрите на годовой круг и скажите, какое время года было до него? (…) Накройте его оранжевой фишкой.

А какое время года будет после зимы? (Весна) Накройте его зелёной фишкой.

Как же нам ответить Муравьишке, когда наступит лето? (Лето наступит, когда закончится зима и пройдёт весна)

Выполним задание в «Рабочей тетради» на стр.30 № 2.

5. Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали. (ходьба на месте)
Вверх на солнце посмотрели,
И всех нас лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (присесть на корточки)
А потом мы дружно встали –
Великанами все стали. (потянуться на носочках)

6. Работа по теме урока (продолжение).

Отгадайте загадку:

Двенадцать братьев разно называются
И разными делами занимаются.
(Месяцы года)

* У каждого ученика лист с названиями месяцев.

Рисунок 2

Давайте пронумеруем месяцы по порядку их следования. Назовите зимние месяцы, весенние, летние, осенние.

Раскрасьте тот листик с месяцем, где написано название месяца, в котором вы родились.

Поднимите руку, кто родился зимой (раскрасить листик синим цветом); кто родился весной (зелёным цветом); кто родился летом (жёлтым цветом); кто родился осенью (оранжевым цветом или красным).

Рассмотрите верхний рисунок в учебнике на стр. 71. Скажите, в какое время года носят такую одежду? (Летом, осенью, зимой)

Посмотрите, на стр.71 Муравьишка нарисовал картинки. Он очень старался, но кое-что перепутал. Найдите ошибки. (…)

Ребята, а вот Мудрая Черепаха придумала вот какие условные знаки для каждого времени года на стр. 70. Догадайтесь, какому времени года соответствует каждый знак. Почему? (Весна – распускается много цветов, лето – светит ярко солнце, осень – часто идут дожди, зима – бывает снег.)

Прочитаем слова Мудрой Черепахи, вывод сегодняшнего урока.

Игра «Бывает – не бывает».

Хлопайте, если бывает; топайте, если не бывает.
Осенью: листопад, дождь, иней, капель.
Зимой: гроза, снег, метель, гололёд, пурга.
Весной: гроза, ледоход, подснежник, листопад.
Летом: гроза, капель, радуга, вьюга, жара.

7. Итог урока.

Какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень)

Назовите зимние месяцы, весенние месяцы, летние месяцы, осенние месяцы.

Старик-годовик приготовил вам подарок: тем, кто родился осенью, он дарит кленовый листочек, кто родился зимой – снежинку, кто родился весной – веточку мимозы, а кто родился летом - ромашку.

* Дети выходят к доске по временам года и получают подарки.

Выполнить задание в «Рабочей тетради» на стр. 29 -30 № 1, №3.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мир вокруг нас Когда наступит лето

Мне так хочется узнать, когда наступит лето.

«А когда же наступит лето?» Четыре ковра рукодельницы ткут Один за другим их на землю кладут. Белый, зелёный, пёстрый жёлтый Ответ здесь мудрёный, его нашёл ты? Времена года

Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает?

Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает?

Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает. Когда это бывает?

Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает. Когда это бывает?

Времена года идут друг за другом так, что получается круглый год, причем за одним годом наступает следующий. И так без конца.

Какое сейчас время года? Найдите его на годовом круге. Посмотрите, какое время года было до него. А какое будет после? Теперь давайте ответим на вопрос Муравьишки: „Когда наступит лето?“»

Двенадцать братьев Разно называются И разными делами Занимаются.

Д венадцать месяцев

ВЕСНА ЛЕТО ОСЕНЬ ЗИМА

Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его - всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. ДЕКАБРЬ

Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадёт Не вода уже, а лёд. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? ЯНВАРЬ

Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силён, Днём капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? ФЕВРАЛЬ

Дует тёплый южный ветер, Солнышко всё ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? МАРТ

Яростно река ревёт И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришёл? АПРЕЛЬ

Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? … МАЙ

Тёплый, длинный-длинный день. В полдень – крохотная тень. Зацветает в поле колос, Подаёт кузнечик голос, Дозревает земляника. Что за месяц, подскажи-ка? ИЮНЬ

Жаркий, знойный, душный день, Даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов, Время ягод и грибов. Дни его – вершина лета. Что, скажи, за месяц это? ИЮЛЬ

Листья клёна пожелтели. В страны юга улетели Быстрокрылые стрижи. Что за месяц, подскажи! АВГУСТ

Опустел уютный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? СЕНТЯБРЬ

Всё мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Мелькнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? ОКТЯБРЬ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода