Карты для подготовки к ЕГЭ по истории.
Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня продолжим готовится к ЕГЭ по истории и сегодня мы отойдем от каких-то теоретических материалов и задач и начнем говорить на тему обязательных для самоподготовки к ЕГЭ материалов, сторонних знаний, а также я научу Вас решать задания по истории с картой) Сразу скажу, что материал данной статьи и собственно следующих будет основан на самых часто задаваемых вопросах, поэтому возможно в некоторых моментах Вы сможете узнать себя.
Нужно ли знать все даты из карманных справочников и учебников?
Часто, мне пишут люди с вопросом: «Иван Сергеевич, начал (-а) учить XX век и в учебниках вижу подобную картину, что мне учить чтобы тест написать, потому что кроме прошлого столетия есть еще периоды, которые требуют внимания и бросать все силы на работу чисто с советской историей я не могу?!».
Так вот, отвечаю для всех) Фактически несколько лет назад ФИПИ публиковал обязательный перечень дат и событий к ним, необходимых для написания экзаменационной работы. Сейчас данные материалы по каким-то причинам из пакетов с демоверсией не прикладывают из-за чего и возникает подобная шумиха, но пытливые и любопытные дети =) при условии что залезут в материалы прошлых лет для экспертных комиссий, этот перечень найдут. В этом году на КПК этот документ как дидактический материал нам посоветовали и соответственно я делюсь им с Вами, вот он:
Там есть практически все, что необходимо знать по хронологии событий...касаемо дат, исключение, как мне кажется, составляют лишь революции 1905—1907 / 1917 гг., в остальном же эта таблица полная и отражает все события, которые необходимо учитывать для успешного выполнения тестов ЕГЭ по истории.
Как работать с исторической картой?
Также «больная тема», хоть материал в виде карт у меня и выложен в открытом доступе, дети недоумевают: «Как с этим вообще работать?». Объясняю 🙂
Первым делом топаете к этой статье и скачиваете себе пакет карт на компьютер. Затем, если лень копаться в справочниках ЕГЭ прошлых лет и тонне информации с этим связанной, качаете вот эту подборку:
- Базовые исторические карты для выполнения заданий №29-32
Банк заданий по исторической карте: 1200 заданий:
Как с этим работать? Предупреждаю, приступать к данной «процедуре» рекомендуется только тем, кто уже что-то шарит в истории, а ребятам кто идет по нашим урокам, дальше этот пункт читать не стоит, а тем, кто уже как бы в теме, загружаете себе документ, в нем содержатся все задания с картой вариантов ЕГЭ прошлых лет. Заданий около 1200, с телефона не качайте, все повиснет 😀
Практикум по разбору карт
Здесь Вам представлена контурная карта, которую необходимо распечатать и соответственно заполнить, если это для Вас не составляет труда, переходите к карте №2. При успешном выполнении всех карт и заполнении на них примерно 70% информации, можно начинать работу с самим банком, при условии, повторюсь, что знания курса в голове так же имеются.
Что делать если все плохо?))) Информации с уроков географии с тех карт, что представлены выше ХВАТИТ для успешного написания любого теста по истории! Вывод очевиден — учить, дорогие друзья! Садитесь. печатаете себе десяяяток этих карт, находите в Интернееете САААМИ местоположение каждого объекта, зарисооовываете его, в итоге зубрите, потом берете вторую карту и на память пытаетесь заполнить, есть ошибки, не беда, проверяете, исправляете, берете карту №3 и так далее... Заодно и географию подтянете и кретинизм излечите, а далее приступаете к банку
Clear strategy and solutions for business leadership symbol with a straight path to success as a journey choosing the right strategic path for business with blank yellow traffic signs cutting through a maze of tangled roads and highways.
Задача первая
Что делать с ним? Берете себе 4 первые карты — 20 заданий, берете бумажку и решаете исходя из своих знаний (я предупреждал)
Как решать такие задания?? Инструкция «для самых маленьких» на примере реального задания КИМ 🙂
Итак, перед нами какой-то «бардак» по версии, я уверен, 80% читателей нашего сайта) Смотрим, что здесь и как...для начала дам четкий алгоритм действий при работе с заданиями такого типа:
1. Посмотреть на легенду карты и определить с ее помощью ключевые точки
2. Найти (если есть) на карте даты
3.1. В случае явного положения на карте какой-то войны/похода/перемещений выделить «опорные точки» для идентификации события
3.2. В случае явного определения каких-либо границ обратить внимание: на пограничные территории/название нашего государства на карте (это может помочь с определением периода)/прочие неестественные объекты (любые стрелки и точки)
Идем по алгоритму:
1. Смотрим сюда, вот эта табличка называется «легендой карты», что можно из нее извлечь?
- Здесь показана Русь в период раздробленности, т.к. ключевое слово — КНЯЖЕСТВА
- Границы нам пока ничего не дают...
- А вот на осаду городов обратим внимание, осадили города:
Толковым мальчишкам и девчонкам Козельск уж явно что-то скажет, но у нас есть еще несколько пунктов))
Пункт 2. Попробуем найти на карте даты...облом, такого нет 🙁 Печально, идем дальше((
Пункт 3. Попробуем выделить опорные точки на основе стрелок на карте. С какой стороны идут войска? А ответ Вы узнаете только после рекламы...шучу 😀 С Востока конечно!
Давайте группировать: осада Козельска, Коломны, Суздаля, заход явно не на чай в Москву, войска идут с Востока — конечно это поход Батыя на Русь!
Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
- Здесь Вам поможет только лишь знание тех самых контурных карт... Суздаль входил во Владимиро-Суздальское кн-во, которого так на карте и нет. Логично, что под «1» скрывается Владимир.
Напишите цифру, которой обозначена столица земли, где в период данного похода существовала республиканская форма правления.
- Тут чисто знание карты и самого курса прошлых уроков с нашего сайта, толковые дети сразу назовут Новгород и по знанию контурной карты определят точку «2»
Еще совет — обращать внимание сразу на задание 32, так как там Вы сможете почерпнуть «варианты ответа» для работы с этим заданием.
Профильное задание с картой
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период — это тоже может натолкнуть на мысль 🙂
2) ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели
3) поход, обозначенный на схеме стрелками, длился около трёх лет — как бы тоже никак:/
4) одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства — ну тут нам ничего не поможет:/
5) в результате событий, обозначенных на схеме, русские земли попали в зависимость — это может навести на мысль 🙂
6) полководец, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства — основатель государства либо Рюрик, либо Олег, это бред, так как период раздробленности, соответственно кроме ордынского хана Батыя вариантов работы нет
Как Вы видите стыкуются под одно время здесь только 3 события, остальные как-то хаотично разбросаны по истории, что быть не должно, так что вариант «спасательного круга» №32 так же имейте ввиду
Похожие материалы
), для которой в рекордно короткие сроки создал подборку карт, иллюстрирующих всю историю Беларуси. Тексты с авторов вытребовали, карты я составил, но потом года полтора, а то и больше шла волокита с изданием. Естественным желанием для меня было пристроить где-нибудь еще, как мне показалось, невостребованные карты. И возможноть такая появилась. Правда, часть карт пришлось убрать (нужен был не весь период), а часть (по истории России и Украины) доработать. Так появилась серия карт для "Всеобщей истории России", изданной благодаря энтузиазму Андрея Гордиенко.
Продолжение:
Не буду рассказывать, как я долго добивался того, чтобы мне хоть что-то заплатили за эти карты, это, в принципе, и меня самого не очень хорошо характеризует, тем более что сначала я вообще отказывался от гонорара. Также не буду судить о содержании книги. Карты я делал без опоры на текст, так что они могут расцениваться как отдельные самостоятельные произведения. Как я уже писал, часть из них (история Беларуси) в несколько измененном виде была в итоге опубликована в странноватом издании "Беларусь: Народ. Государство. Время", часть была передалана мной из больших настенных карт, оставшиеся - из подготовленных карт для школьных атласов и т.д. Таким образом, что-то (видимо, большинство) можно уже увидеть у меня на сайте. Тем не менее, повторю отдельно всю подборку.
Есть еще один досадный момент. В карте, относящейся к истории России периода середины XVI - начала XVII в., остался заголовок от следующей карты (середина XVII - XVIII в.). Так получилось, что вторую карту я делал раньше, а при подготовке первой забыл заменить заголовок. Так эта ошибка и прошла в издании. Никто карты не редактировал и не заметил моей оплошности. Обратите на это внимание.
Да, совсем забыл. В этой книге я писал раздел, посвященный Смутному времени в России. Если интересно, посмотреть можно .
Славяне в раннем средневековье. VI–IX вв. // Всеобщая история России с древнейших времен до конца XVIII века / Под ред. проф. О.А. Яновского. – М.: Эксмо, 2008. – Между с. 64–65.
Древняя Русь в IX – начале XI в. // Всеобщая история России с древнейших времен до конца XVIII века / Под ред. проф. О.А. Яновского. – М.: Эксмо, 2008. – Между с. 96–97.
Удельная Русь во второй половине XI – начале XIII в. // Всеобщая история России с древнейших времен до конца XVIII века / Под ред. проф. О.А. Яновского. – М.: Эксмо, 2008. – Между с. 128–129.
Монгольское нашествие в Восточную Европу // Всеобщая история России с древнейших времен до конца XVIII века / Под ред. проф. О.А. Яновского. – М.: Эксмо, 2008. – Между с. 160–161.
Рост Московского княжества в конце XIII – начале XVI в. // Всеобщая история России с древнейших времен до конца XVIII века / Под ред. проф. О.А. Яновского. – М.: Эксмо, 2008. – Между с. 192–193.
Россия во второй половине XVI – начале XVII в. // Всеобщая история России с древнейших времен до конца XVIII века / Под ред. проф. О.А. Яновского. – М.: Эксмо, 2008. – Между с. 224–225.
Россия в середине XVII – XVIII в. // Всеобщая история России с древнейших времен до конца XVIII века / Под ред. проф. О.А. Яновского. – М.: Эксмо, 2008. – Между с. 256–257.
Княжества на территории Беларуси в XI – начале XIII в. // Всеобщая история России с древнейших времен до конца XVIII века / Под ред. проф. О.А. Яновского. – М.: Эксмо, 2008. – Между с. 288–289.
ВКЛ в середине XIII в. – 1430 г. // Всеобщая история России с древнейших времен до конца XVIII века / Под ред. проф. О.А. Яновского. – М.: Эксмо, 2008. – Между с. 320–321.
ВКЛ в 1430–1548 гг. // Всеобщая история России с древнейших времен до конца XVIII века / Под ред. проф. О.А. Яновского. – М.: Эксмо, 2008. – Между с. 352–353.
ВКЛ во второй половине XVI в. Образование Речи Посполитой // Всеобщая история России с древнейших времен до конца XVIII века / Под ред. проф. О.А. Яновского. – М.: Эксмо, 2008. – Между с. 384–385.
ВКЛ в составе Речи Посполитой в XVII в. // Всеобщая история России с древнейших времен до конца XVIII века / Под ред. проф. О.А. Яновского. – М.: Эксмо, 2008. – Между с. 416–417.
ВКЛ в составе Речи Посполитой в конце XVII – первой половине XVIII в. // Всеобщая история России с древнейших времен до конца XVIII века / Под ред. проф. О.А. Яновского. – М.: Эксмо, 2008. – Между с. 448–449.
Разделы Речи Посполитой. 1992–1795 гг. Включение белорусских земель в состав Российской империи // Всеобщая история России с древнейших времен до конца XVIII века / Под ред. проф. О.А. Яновского. – М.: Эксмо, 2008. – Между с. 480–481.
Галицко-Волынское княжество в первой половине XIII в. // Всеобщая история России с древнейших времен до конца XVIII века / Под ред. проф. О.А. Яновского. – М.: Эксмо, 2008. – Между с. 512–513.
Украина в составе Речи Посполитой в конце XVI – середине XVIII в. // Всеобщая история России с древнейших времен до конца XVIII века / Под ред. проф. О.А. Яновского. – М.: Эксмо, 2008. – Между с. 528–529.
История. Картографический тренинг. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Маркин С.А.
Р. на Д.: 2016. - 159 с.
Пособие предназначено как для учащихся
средней школы при подготовке к ЕГЭ по курсу отечественной истории,
так и для преподавателей общеобразовательных учреждений при
организации изучения данного курса, его повторении и обобщении.
Пособие включает карты и задания к ним по всем периодам
отечественной истории, что поможет ученикам систематизировать
имеющиеся знания и, в случае необходимости, своевременно восполнить
обнаружившиеся пробелы.
Пособие является универсальным подспорьем в процессе формирования и
совершенствования у учеников базовых картографических знаний,
которые обеспечат успешную сдачу ЕГЭ по истории.
Формат: pdf
Размер: 45 ,6 Мб
Смотреть, скачать: drive.google ; Rghost
Содержание
Предисловие
Раздел 1. Рекомендации по выполнению заданий на умение работать с исторической
картой, схемой (В8, В9, BIO, B11)
Раздел 2. Тренировочные задания
Тема 1. История России с древнейших времён до середины IX в
Тема 2. Русь во второй половине IX - начале XI в
Тема 3. Русь в XI - первой трети XII в
Тема 4. Русские земли в первой трети XII - первой трети XIII в
Тема 5. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII-XTVBB
Тема 6. Борьба Руси за единство и независимость в ХГУ-XV вв
Тема 7. Россия в XVI в
Тема 8. Смутное время (1598-1613)
Тема 9. Правление Михаила Фёдоровича (1613-1645)
Тема 10. Правление Алексея Михайловича (1645-1676)
Тема 11. Правление Федора Алексеевича (1676-1682) и Софьи Алексеевны (1682-1689)
Тема 12. Правление Петра I (1689-1725)
Тема 13. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762)
Тема 14. Россия в царствование Екатерины II (1762-1796) и Павла I (1796-1801)
Тема 15. Россия в царствование Александра I (1801-1825)
Тема 16. Россия в царствование Николая I (1825-1855)
Тема 17. Россия в царствование Александра II (1855-1881)
Тема 18. Россия в царствование Александра III (1881-1894)
Тема 19. Россия в царствование Николая II (1894-1917)
Тема 20. Великая российская революция (1917-1922)
Тема 21. СССР в период новой экономической политики (1921-1928)
Тема 22. СССР в период индустриализации (1929-1941)
Тема 23. Великая Отечественная война (1941-1945)
Тема 24. СССР в период послевоенного восстановления народного хозяйства
(1945-1953)
Тема 25. СССР в период «оттепели» (1954-1964)
Тема 26. СССР в период «частя» (1964-1984)
Тема 27. Перестройка в СССР (1985-1991)
Тема 28. Российская Федерации » 1991-2014 гг.
Теми 29. Экономическое развитие России в разные периоды
Ответы на тренировочные задания.