Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Миротворческая роль оон в урегулировании конфликтов. Роль оон в регулировании международных конфликтов

ООН - форум суверенных государств и то, что она может сделать, зависит от взаимопонимания, которого они достигают между собой. Совет Безопасности ООН разработал систему принципов и мер поддержания мира и разрешения конфликтов.

1. Краеугольным камнем этой системы остается государство, уважение его целостности и суверенитета. Но время абсолютного и исключительного суверените прошло, реальная жизнь часто опровергала чистые, теоретические концепции. Так, вопросы торговли, коммуникации и экологии не знают границ, а "закрытые" общества объективно уже не могут существовать в современном мире. Кроме того, теряет свою прочность прежний консенсус, существовавший в мировом сообществе и закрепленный в международном праве, касательно того, как и при каких условиях допустимо вмешательство во внутренние дела суверенного государства. Объективной предпосылкой для этого служат прежде всего реальные процессы глобализации и демократизации, а также вытекающие из этого все более распространенные (и во многом обоснованные) сомнения в отношении того, что главные и едва ил не исключительные угрозы международной безопасности и стабильности проистекают как бы из внешних источников, то есть от межгосударственного насилия. Организованное и масштабное насилие, осуществляемое внутри какого-либо государства (как было, например, в Гаити, Сомали, Руанде и др.), становится сегодня не только частной внутриполитической проблемой, но и реальным вопросом международной безопасности, на который ни у мирового сообщества, ни у современного международного права пока что нет в полной мере удовлетворительного ответа.

Как известно, в современном международном праве действует принцип запрета применения силы или ее угрозы, который нашел свое закрепление в Уставе ООН. Этот принцип носит всеобщий характер, то есть имеет обязательную силу для всех государств, а не только членов ООН. Этот принцип означает, что вооруженная сила может быть применена против какого-либо государства, только если его действия создают угрозу международному миру или безопасности. При этом в Уставе ООН прямо предусматривается, что государство может использовать вооруженную силу в качестве самообороны либо в случае внешней агрессии, либо для выполнения решения Солвета Безопасности ООН. Международная практика показывает, что Совет Безопасности может быть эффективным и авторитетным органом, который своими решениями способствует укреплению международного мира и безопасности.

Вместе с тем конфликты, угрожающие международному миру и безопасности, особенно часто в последнее время возникают не только между государствами, но и в пределах территории какого-либо отдельного государства (так называемые внутренние конфликты). Ясно, что далеко не все внутренние конфликты создают угрозу международному миру и безопасности, но лишь такие, которые связаны с массовыми нарушениями прав и свобод человека, так называемым "домицидом" (в отличие от геноцида), этническим насилием и др. Но как раз применительно к ним и возникает новая и еще не разрешенная удовлетворительным образом международно-правовая проблема, а именно: оправдано ли применение силы, кроме как с лучае самообороны? В частности, допустимо ли это в случае "гуманитарных кризисов"?

Если обратиться к Уставу ООН , то он де-юре не предусматривает осуществления актов вооруженного вмешательства по гуманитарным основаниям, то есть в связи с нарушениями прав и свобод человека и гражданина. Если подходить строго юридически к соответствующим решениями Совета Безопасности, то введение вооруженных сил на территории отдельных государств в связи с "гуманитарными проблемами" может расцениваться в соответствии со статьей 2(7) Устава как вмешательство во внутренние дела государства. Подтверждение этому можно найти и в практике Международного суда ООН, который еще в 1986 году в деле Никарагуа заявил, что "использование силы не может быть надлежащим методом для... обеспечения... уважения" прав человека.

И все же, несмотря на теоретическую не разработанность, правовую сложность и политическую деликатность всех этих вопросов, в данном случае, как представляется, мы имеем дело с определенным отставанием международного права от реальных процессов в сфере политики и морали. Сегодня настоятельно требуется новое, гораздо более детализированное и четкое определение правовых аспектов применения силы в международных отношениях в условиях глобализации и демократизации, разработка дополнительных критериев ее применения в соответствии с Уставом ООН, в том числе в чрезвычайных гуманитарных ситуациях. Особое внимание должно быть уделено выработке четкого международно-правового толкования гуманитарных кризисов.

Кроме того, необходимо учитывать и прецедентный характер вмешательства международного сообщества во внутренние дела тех или иных государств по гуманитарным основаниям. Реально Совет Безопасности, решая вопрос об использовании вооруженных сил против какой-либо страны, учитывает и гуманитарные мотивы, и аргументы. Так, резолюцией 688 (1990 г.) Совет Безопасности уполномочил многонациональные силы осуществить вооруженную интервенцию в Ирак для защиты курдов; резолюциями 794 (1992) и 929 (1994) уполномочил группы государств на создание многонациональных вооруженных сил с применением вооруженных сил соответственно в Сомали и Руанде для обеспечения доставки гуманитарной помощи и проведения других гуманитарных операций.

Заметим, что и на Московском совещании Конференции по человеческому измерению СБСЕ в 1991 г. было признано, что "вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку составляют одну из основ международного порядка". Государства - участники этого совещания подчеркнули, что "они категорически и окончательно заявляют, что обязательства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства".

Одним из важных следствий развивающихся в современном мире процессов глобализации и демократизации является то, что гуманитарные проблемы, вопросы соблюдения прав человека выходят за рамки исключительно внутренней компетенции отдельных государств. Мировое сообщество с полным на то основанием и правом реагирует сегодня на нарушения тем или иным государством его обязательств в области прав человека. Вместе с тем принципиально важно, чтобы в каждом отдельном случае соответствующие реакции и действия (в том числе силового характера), предпринимаемые международным сообществом, были бы адекватными и соразмерными и осуществлялись от имени Совета Безопасности ООН.

Учитывая вышесказанное, по всей видимости, приходит время и для постановки вопроса о разработке и заключении международного договора, который бы на основе современного международного права и с учетом новых политических реалий определил бы в каких случаях и для каких целей допустимо(или даже требуется) вмешательство по гуманитарным основаниям. В частности, в таком договоре устанавливалось бы, нарушение каких прав и свобод человека является основанием для международного вмешательства. Вероятно, должен был быть создан и определенный международный орган (быть может, при Совете Безопасности) для осуществления целей такого договора.

И все же существует ряд мер СБ ООН, способствующих поддержанию мира и безопасности.

"Человеческая дипломатия" - это действия, направленные на предупреждение возникновения споров сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения.

"Установление мира" - это действия, направленные на то, чтобы заставить враждующие стороны прийти к соглашению, главным образом с помощью мирных средств.

"Поддержание мира" - это обеспечение присутствия ООН или "третейской" стороны в данном конкретном районе, что до сих пор делалось с согласия всех заинтересованных сторон, которое, как правило, связано с развертыванием военного, полицейского, гражданского персонала, как в плане предотвращения конфликтов, так и установления мира..

"Превентивная дипломатия " требует осуществления мер, направленных на установление доверия. Для этого требуется информация о ситуации для раннего предупреждения конфликта.

Так же требуется взаимное доверие и добрая воля междусторонами и меры предупреждения: систематический обмен военными миссиями, образование региональных или субрегиональных центров для уменьшения опасности, организация свободных потоков информации.

В условиях национального кризиса имеет место "превентивное развертывание" по просьбе правительства и с согласия заинтересованных сторон; "превентивное развертывание" может иметь место и тогда, когда одна из сторон ощущает угрозу и просит обеспечить соответствующее присутствие сил мира со стороны только ее границ. "Превентивное развертывание" содействует уменьшению страданий, ограничение насилия в стране, оказанию гуманитарной помощи, обеспечение госсуверенитета, ведению переговоров. "Превентивное развертывание" способствует созданию (по согласию сторон) демилитаризованных зон, как средств разъединения воюющих сторон, а также устранение любого предлога для нападения.

С древних времен для урегулирования конфликтов привлекалась третья сторона, которая вставала между конфликтующими с тем, чтобы найти мирное решение. Обычно в качестве третьей стороны выступали наиболее уважаемые в обществе люди. В средневековой Европе, до того, как были образованы национальные государства, важнейшую роль в качестве третьей стороны при урегулировании конфликтов играл папа римский. Выполняя функции скорее судьи, чем посредника, он решал, как должен закончиться спор. Однако позже роль римского папы в урегулировании конфликтов значительно снизилась.

Национальные государства с момента своего формирования и по настоящее время очень активно выступали и выступают в качестве третьей стороны при урегулировании конфликтов, так как конфликты, особенно вооруженные, всегда самым непосредственным образом затрагивали их интересы. Однако мир стал сложнее, поэтому в нем наряду с государствами третьей стороной могут быть и нередко бывают группы государств, объединенных для урегулирования конкретного конфликта; международные универсальные и региональные организации; церковь; неофициальные (неправительственные) институты и организации, а в некоторых случаях - отдельные лица, предпринимающие усилия по мирному урегулированию конфликта. Причем, надо заметить, что роль иных, неправительственных, участников урегулирования конфликтов в современном мире возрастает.

Одним из таких посредников на современном этапе выступает Организация Объединенных наций. Еще в 1945 году Устав ООН предназначил будущей организации высокую роль в поддержании международного мира и безопасности. Изначально она заключалась в том, чтобы рассматривать угрозы миру, акты агрессии, споры и конфликты между государствами. Совет Безопасности, опираясь на консенсус и военную мощь своих пяти постоянных членов, должен был осуществлять мирное решение споров, устранить, подавить угрозы миру и акты агрессии или противопоставить им силу. Общие принципы международного мира и безопасности, включая принципы руководства разоружением и контролем над вооружениями, должны были быть предметом рассмотрения на Генеральной Ассамблее и рекомендаций, обращенных к государствам членам или Совету Безопасности.

За 55 лет своего существования ООН накопила немало опыта в урегулировании вооруженных конфликтов. Однако в 90-х годах ХХ века характер вооруженных конфликтов изменился. Подавляющее большинство столкновений в настоящее время носит внутренний характер. Урегулирование внутригосударственного конфликта сталкивается с суверенитетом отдельных государств, зачастую не желающих постороннего вмешательства в свою национальную политику. Поэтому уже с середины 90-х годов на основе опыта урегулирования конфликтов начинается разработка стратегии предотвращения вооруженных конфликтов.

Но каждый конфликт уникален по своей природе, поэтому на данном этапе пока не удается создать универсальной системы раннего предупреждения. Однако создание такой системы, которая будет располагать данными о социально-экономической обстановке в различных странах, является одним из наиболее важных направлений деятельности исследовательских научных центров ООН.

Выявление самых первых признаков возникновения вооруженного конфликта сегодня зиждется на мониторинге ситуации непосредственно на региональном уровне. В данной сфере ООН опирается на своих представителей в различных странах по всему миру, региональные организации, НПО и гражданское общество. Кроме того, согласно статье 35 Устава Организации Объединены Наций, как любой Член ООН, так и заинтересованное государство, не являющееся Членом Организации, могут довести до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любом споре или ситуации, которая может привести к международным трениям и вызвать спор.

Но, к сожалению, по мнению некоторых авторов, ООН показала себя слабо подготовленной к предотвращению конфликтов. Как указывает Уркварт Б. в своей статье, «к новой организации объединенных наций» «всем было известно, что Югославия после смерти Тито не была стабильным государством…», «так же наперед было известно о большинстве нынешних конфликтов. И, однако, несмотря на все разговоры о желательности превентивных действий, никаких превентивных усилий не было предпринято». Как указывает автор, действия предпринимающиеся ООН были реактивными и мотивированными критикой со стороны СМИ и общественности, так же они были медленными и неадекватными. А это совершенно не вписывается в концепцию ООН о предотвращении конфликтов.

Если же конфликт переходит на следующий этап вооруженного столкновения, то ООН проводит различные операции по поддержанию и восстановлению мира, например, вводятся миротворческие силы. К помощи вооруженных сил ООН ("голубых касок") довольно часто прибегают в случае возникновения вооруженного конфликта. Они представляют собой многонациональные формирования, создание которых на основе решения Совета Безопасности предусмотрено Уставом ООН. Идея об использовании вооруженных сил под эгидой ООН была выдвинута при урегулировании Суэцкого кризиса в 1956 г. канадским министром иностранных дел Л. Пирсеном (за что он получил Нобелевскую премию мира) и поддержана тогдашним генеральным секретарем ООН Д. Хаммаршельдом. Впоследствии войска ООН участвовали в миротворческих операциях в Африке, Азии, Европе, Центральной Америке. Так, в 1973 г. войска ООН были оперативно размещены на Ближнем Востоке, что позволило снизить напряженность, вызванную продвижением израильских войск вглубь египетской территории. Вооруженные силы ООН выполняли также миротворческие функции на Кипре, в Ливане и во многих других "горячих точках" планеты. Миротворческие силы могут находиться в зоне конфликта долго, оставаясь там и после достижения договоренностей, как это было, к примеру, на Кипре, где их задача заключалась в недопущении столкновений между представителями греческой и турецкой общин. На Кипре они выступали гарантом того, что не начнется новый виток вооруженного противостояния.

Использованию миротворческих сил ООН предшествовала деятельность военных наблюдателей, получившая затем довольно широкую практику. Группа военных наблюдателей ООН присутствовала в Индии и Пакистане, на Ближнем Востоке. Задача военных наблюдателей (и в этом их отличие от "наблюдателей за ходом переговоров") сводится в основном к наблюдению за выполнением перемирия, выявлению фактов его нарушения и предоставлению докладов Совету Безопасности ООН.

Одновременно с введением миротворческих сил часто создается буферная зона с тем, чтобы развести вооруженные формирования противоборствующих сторон. Практикуется также введение зон, свободных от полетов, для того чтобы предотвратить нанесение бомбовых ударов с воздуха одним из участников конфликта. В частности, такие зоны были введены в воздушном пространстве Боснии и Герцеговины на основе резолюции Совета Безопасности ООН № 781 от 9 октября 1992 г., а в марте 1993 г. в развитие этой резолюции Совет Безопасности принял новую резолюцию. Согласно которой было санкционировано использование всех необходимых мер в случае дальнейшего нарушения воздушного пространства.

В некоторых конфликтах на военных возлагаются дополнительные функции, в то числе доставка гуманитарной помощи гражданским лицам (эта функция активно реализовывалась, в частности, в Боснийском конфликте), обеспечение проведения свободных выборов (как, например, в Намибии).

Однако наряду с позитивными моментами использование вооруженных подразделений имеет целый ряд ограничений и негативных моментов.

Прежде всего, миротворческие войска не всегда могут быть введены. Государства, на территорию которых они вводятся, должны дать согласие на их размещение. Страны могут отказаться принять миротворческие войска, рассматривая введение последних как вмешательство в их внутренние дела. Довольно остро стоит проблема нейтральности вооруженных формирований: насколько они воспринимаются противоборствующими сторонами как нейтральные, а не поддерживающие ту или иную сторону в конфликте. Нередко они подвергаются нападкам с обеих сторон, которые обвиняют их в необъективности, предвзятости.

Проблема нейтральности может быть частично решена путем одновременного введения различных войск (коллективных миротворческих сил). Подобные действия позволяют до некоторой степени повысить "степень объективности", хотя не снимают полностью проблемы: и при одновременном введении различными странами миротворческих войск они могут обвиняться в необъективности. Кроме того, при введении коллективных миротворческих сил нередко возникает еще одна проблема - несовпадение оценки ситуации у различных субъектов миротворческого процесса. В этом случае под вопросом оказывается эффективность их действий. Кроме того, возникает опасность конфликта между теми странами, чьи войска были введены.

Еще один путь, который позволяет несколько повысить уровень восприятия вводимых войск как нейтральных, - следование принципу ООН, согласно которому страна, находящаяся в охваченном конфликтом регионе и прямо или косвенно заинтересованная в том или ином его исходе, обычно не участвует в урегулировании. По этой же причине доминирующая в регионе держава не должна иметь никаких преимуществ в проведении миротворческих акций. Однако на практике этот принцип трудно выполним. Аргументом здесь, как правило, является защита национальной безопасности и обеспечение прав своих граждан, находящихся в зоне конфликта.

И, наконец, самая большая проблема заключается в том, что введение миротворческих сил не заменяет политического урегулирования конфликта. Этот акт может рассматриваться только как временный - на период поиска мирного решения.

Другое распространенное средство воздействия третьей стороны на участников конфликтов, имеющее ограничительный и принудительный характер, - это введение санкций. Санкции довольно широко используются в международной практике. Они вводятся государствами по собственной инициативе или по решению международных организаций. Введение санкций предусматривается Уставом ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии со стороны какого-либо государства.

В отличие от введения миротворческих сил, санкции не предполагают согласия того, в отношении кого они вводятся. Существуют разные виды санкций. Торговые санкции касаются импорта и экспорта товаров и технологий, причем особое внимание уделяется тем из них, которые могут использоваться в военных целях. Финансовые санкции включают в себя запрет или ограничения на предоставление займов, кредитов, а также на инвестиции. Используются и политические санкции, например исключение агрессора из международных организаций, разрыв с ним дипломатических отношений.

Как указывает Лебедева М.М., аргументами за применение санкций к воюющим сторонам обычно служат следующие соображения:

  • * «развитие отношений с государством, которое не стремится к мирному урегулированию противоречий, означает политическую и экономическую поддержку конфликта;
  • * многие виды продукции, особенно в сфере электронной промышленности, могут быть использованы участниками конфликта в военных целях, что в еще большей степени усилит конфликт;
  • * если иностранные фирмы или иностранный капитал играют значительную роль в экономике конфликтующих стран, то их вывод ослабит режим властей, а это может способствовать изменению его политического курса в отношении конфликта».

Наряду с положительными моментами, санкции, как и введение вооруженных сил, третьей стороной, чреваты многими негативными последствиями. Прежде всего, сами по себе санкции не решают проблемы политического урегулирования конфликта. Предпринимаемые для того, чтобы побудить участников прекратить конфликт, санкции приводят к изоляции этих стран от внешнего мира. В результате возможность влиять на конфликт извне с целью поиска его разрешения мирными средствами оказывается ограниченной.

Еще одна проблема связана с тем, что введение санкций наносит ущерб не только экономике той страны, в отношении которой они вводятся, но и экономике государства, вводящего санкции. Так бывает особенно в тех случаях, если до введения санкций у этих стран были тесные экономические и торговые связи и отношения.

В связи с этими и многими другими проблемами в урегулировании международных конфликтов Уркварт в своей статье предлагает различные меры реформирования ООН, которые должны помочь стать ООН «состоятельным и действенным инструментом миропорядка». Эти меры включают в себя:

  • 1. необходимо создать эффективную систему раннего предупреждения, основанную на экономической, социальной, а так же политической информации,
  • 2. создать специальный форум ООН, где лидеры этнических и других притесняемых групп могли бы изложить свои проблемы и получить рекомендации по их разрешению у экспертов,
  • 3. необходимо расположить Совет Безопасности в пользу превентивных мер, что потребует со стороны правительств большую готовность принимать содействие ООН,
  • 4. необходимо провести реорганизацию Совета Безопасности с целью сделать его более представительным и тем самым придать ему большую легитимность,
  • 5. нужно развить правовую базу для операций ООН с перспективой перерастания ее в общепринятую международную правовую и конституциональную систему с соответствующим мониторингом и, при необходимости, механизмом принуждения,
  • 6. необходимо создать условия, при которых под воздействием общественного мнения и международных организаций правительства всех стран приложили бы усилия по решению проблем, связанных с контролем над вооружением,
  • 7. необходимо создать постоянную, хорошо обученную и морально подготовленную группу быстрого реагирования, не зависящей от согласия правительств предоставит войска.

Так же Уркварт предлагает и некоторые другие меры реформирования. Но, несмотря на все перечисленные недостатки ООН в сфере урегулирования конфликтов, ее роль как гаранта мира и безопасности, в деле разрешения международных конфликтов очень велика. И именно эта организация осуществляет различные комплексные операции, связанные с установлением и поддержание мира и оказывает различную гуманитарную помощь.

международный политический глобализация

Международная организация объединенных наций, в миру именуемая ООН, была создана во времена второй мировой с целью укрепления мира и безопасности между государствами, а также развития их сотрудничества.

Структура ООН

Для обеспечения своей деятельности ООН имеет строгую структуру. Каждый орган в структуре организации отвечает за определенную сторону международных отношений:

  1. Совет безопасности отвечает за поддержание мира между странами и обеспечение их безопасности. Постановлениям совета безопасности вынуждены подчиняться все страны-участники ООН, хотя в его состав входит всего 15 представителей.
  2. Секретариат имеет в своем штате более 40 тысяч сотрудников. По сути все они являются международным персоналом, который обеспечивает работу ООН по всему миру.
  3. Генеральный секретарь возглавляет секретариат и избирается из числа представителей стран, не входящих в Совет безопасности.
  4. Международный суд – это орган ООН, осуществляющий судебную и юридическую деятельность организации.
  5. Экономический и социальный совет помогают реализовывать экономическое и социальное сотрудничество между странами соответственно.
  6. Специализированные учреждения утверждаются одним из вышеперечисленных органов с целью лучшего выполнения их международных обязанностей. Самыми известными среди таких организаций стали Всемирный банк, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО.

ООН и урегулирование конфликтов

Деятельность по содействию сохранения мира и безопасности между странами осуществляется в первую очередь в урегулировании международных конфликтов. ООН организует миротворческие операции по всему миру. При этом проводятся расследования причин конфликтов, ведутся переговоры, а в случае подписания соглашений о перемирии, контролируется их соблюдение всеми сторонами-участниками конфликта.

При необходимости ООН оказывает гуманитарную помощь пострадавшим во время международных конфликтов или стихийных бедствий. Она складывается не только из предоставления медикаментов, питания и предметов первой необходимости, но и из спасательной деятельности ООН.

Сравнение провозглашенного в Уставе ООН с реализованным на деле, высоких и благородных стремлений с реальными методами и способами их реализации, а также результаты и последствия многих акций ООН не могут не вызывать смешанных чувств. Обобщенный показатель эффективности деятельности ООН за 55 лет таков: в конце ХХ в. прожиточный минимум более 1,5 млрд человек составлял менее 1 доллара в день. Более 1 млрд. взрослых людей, преимущественно женщины, не умели читать и писать; 830 млн. человек страдали от недоедания; 750 млн. человек не имели доступа к надлежащему жилью или медико-санитарному обслуживанию.

Организация Объединенных Наций, безусловно, сыграла заметную роль в истории и оставит в ней более яркий след, чем ее предшественница – Лига Наций. Образно говоря, ООН сыграла роль своеобразной международной конституционной ассамблеи по согласованию норм права, ставших общими не только для отдельных людей, но и для целых государств. И в этом качестве сделано немало.

Несомненным достижением является уже само объединение всех народов и государств планеты под общим знаменем обеспечения международного мира и безопасности. Безусловным достижением является также признание принципа суверенного равенства всех государств и всеобщее обязательство не вмешиваться во внутренние дела друг друга. Благодаря всемирной организации значительно сократились доля и роль тайной дипломатии, мир стал более открытым, а человечество – более информированным о происходящем в нем. Ежегодные сессии Генеральной Ассамблеи, собирающие вместе руководящих деятелей почти всех государств мира, дают каждому государству возможность обратиться к международному сообществу со своими проблемами и тревогами, а жителям планеты – своевременно узнать, что в первую очередь тревожит человечество в целом.

При активном участии ООН разработаны и приняты важные международные правовые акты, в известном смысле определившие ход мировой политики во второй половине ХХ в. Достаточно отметить, что уже первая резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 24 января 1946 г., касалась проблем мирного использования атомной энергии и ликвидации атомного и других видов оружия массового уничтожения.

Продолжая традиции Лиги Наций, ООН организовала работу своего постоянного органа – международной Конференции по разоружению в Женеве. На ней обсуждались основные идеи договоров о запрещении испытаний ядерного оружия: сначала в атмосфере, под землей и под водой (подписан в 1963 г.), а затем и над морями и океанами (1971 г.). Здесь же обсуждались основные идеи договора о нераспространении ядерного оружия, согласно которому ядерные державы обязывались не предоставлять ядерное оружие другим странам, а государства, не еще обладающие таким оружием – не разрабатывать и не производить его. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний принят ГА ООН 10 сентября и открыт для подписания с 24 сентября 1996 г., т. е. более полувека спустя после принятия первой резолюции ГА ООН о ликвидации атомного и других видов оружия массового уничтожения. В 1972 г. подписан договор о запрете на разработку, производство и хранение бактериологического оружия, а еще через 20 лет (в 1992 г.) – аналогичный документ в отношении химического оружия. В 1990 г. удалось добиться заключения договора о сокращении обычных вооруженных сил в Европе.

Человечество давно пользуется богатствами морей и океанов, но пока всего лишь малой толикой того, что они могут дать людям. Земля, реки и озера уже поделены между народами и государствами, принадлежа тем, кто живет на соответствующих территориях. Огромные богатства находятся на дне морей и океанов, являющихся международными. Как ими пользоваться и на основании какого права?

В 1958 г. государства-члены ООН подписали Конвенцию о континентальном шельфе, согласно которой шельф международно-согласованной ширины делится между всеми прибрежными государствами. В 1982 г. была заключена международная Конвенция по морскому праву. В связи с началом освоения космического пространства встал вопрос о принадлежности объектов космоса и их природных богатств. После продолжительных дискуссий в 1979 г. было подписано соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Эти соглашения и Конвенция о континентальном шельфе провозгласили космос, глубоководное морское дно и его минеральные ресурсы общим наследием человечества .

Согласно этим международным соглашениям, было установлено, что:

1) сфера общего наследия человечества не подлежит какому бы то ни было присвоению государствами, физическими и юридическими лицами;

2) при использовании ресурсов общего наследия человечества должны учитываться интересы всего международного сообщества;

3) государства обязаны следить, чтобы деятельность их организаций и отдельных лиц в районах общего наследия человечества осуществлялась в строгом соответствии с международными правилами;

4) при освоении ресурсов в данных районах должны приниматься необходимые меры по охране окружающей среды.

Другим важным полем деятельности ООН является ее содействие процессу ликвидации колониальной зависимости и обретения народами Африки, Азии и бассейнов Тихого и Атлантических океанов государственной независимости. Исключительно важную роль в этом процессе сыграла принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 г. «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам» . В соответствии с ней более 60 бывших колоний получили государственную независимость и стали членами ООН. Ко дню 50-летия ООН (в 1995 г.) в мире оставались еще 17 самоуправляющихся территорий. Юбилейная сессия генеральной Ассамблеи объявила 2000 год годом конца колониализма. Определенный позитивный вклад внесла ООН и в процесс урегулирования политических и этнических конфликтов в отдельных странах.

Особенно значима роль ООН в выработке международного кодекса прав человека. О неотъемлемости и не отчуждаемости прав человека говорится уже в самом Уставе ООН. Там же сказано о миссии ООН, которая состоит в необходимости «…осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» . Непреходящее значение имеют Всеобщая декларация прав человека и принятые ГА ООН в 1966 г. и вступившие в силу в 1976 г. «Пакт об экономических, социальных и культурных правах» и «Пакт о гражданских и политических правах» . Подписавшие их государства обязывались создать у себя все необходимые условия для реализации провозглашенных здесь прав и свобод человека. В развитие Всеобщей декларации прав человека и международных пактов о правах человека ООН приняты многие десятки деклараций и конвенций о правах и свободах различных слоев и групп населения. К достижениям ООН относится и рассматривавшаяся выше деятельность специализированных учреждений ООН (ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ и др.)

Наибольших успехов ООН добивалась в тех сферах деятельности, где слабее проявлялось соперничество ведущих держав мира. Хотя нельзя отрицать, что именно ведущие державы мира вносили в этот успех самый весомый вклад. Как ни странно, именно соперничество США и СССР и олицетворявшихся ими систем общественных отношений сыграли человечеству добрую службу, и значительно продвинуло его по пути прогресса. Так, за 85 лет ХХ столетия, несмотря на две разрушительные мировые войны, мировое производство товаров и услуг увеличилось более чем в 50 раз. 80 % этого колоссального роста приходятся на период самого острого противостояния двух систем – с 1950 по 1985 г. В этот период темпы экономического роста в мире были самыми высокими за всю историю человечества – около 5 % ежегодно. Безусловно, подобное развитие стало возможным благодаря множеству факторов, в том числе и научно-технической революции. В условиях острого соперничества между собой государства стремились использовать их с максимальной для себя выгодой. Все это вместе взятое позволило добиться самых высоких темпов экономического роста и самого продолжительного цикла бескризисного развития мира. Заслуги ООН и его специализированных учреждений в этих успехах значительны. В 1990-х гг., после распада СССР, «конфликты по идеологическим соображениям и разногласия биполярного мира сменились этнической и религиозной нетерпимостью, политическими амбициями и жадностью, и часто усиливается нелегальной торговлей оружием, драгоценностями и наркотиками». Значительно снизились также и темпы экономического роста.

Наиболее значимую роль в системе международных отношений на современном этапе играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Важнейшими задачами Организации Объединенных Наций являются прекращение распространения оружия, а также сокращение и ликвидация, в конечном итоге, всех запасов оружия массового уничтожения. Организация Объединенных Наций служит постоянным форумом для проведения переговоров по разоружению, вырабатывая рекомендации и выступая инициатором исследований в этой области. Она поддерживает многосторонние переговоры, ведущиеся в рамках Конференции по разоружению и других международных органов. В результате этих переговоров были заключены такие международные соглашения, как - Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 год), - Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 год) - договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия.

Базирующееся в Вене Международное агентство по атомной энергии, действуя на основе системы соглашений о гарантиях, отвечает за обеспечение того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для использования в мирных целях, не применялись в военных целях.

Основы деятельности ООН её и структура разрабатывались в годы Второй мировой война ведущими участниками Антигитлеровской коалиции.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции проходившей с апреля по июнь 1945 года. Согласно ему, «прием в члены Организации открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе Организации Объединенных Наций обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». Прием государств в члены Организации Объединенных Наций производится решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

Генеральная Ассамблея ООН рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности; избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета; по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН; совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН; координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах; осуществляет иные полномочия, предусмотренные в Уставе ООН. У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии. Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября.

Специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН могут созываться по любому вопросу по требованию Совета Безопасности или по требованию большинства членов ООН в течение 15 дней со дня получения такого требования Генеральным секретарём ООН.

Чрезвычайные специальные сессии могут созываться по требованию Совета Безопасности ООН или большинства государств-членов ООН в течение 24 часов после получения такого требования Генеральным секретарём ООН.

Экономический и Социальный Совет ООН учрежден Уставом Организации Объединенных Наций в качестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности ООН, а также специализированных учреждений и организаций. Состоит из 5 региональных комиссий для Европы, Африки и т.д.

Местопребыванием Международного Суда, учрежденного Уставом Объединенных Наций в качестве главного судебного органа Объединенных Наций, является Гаага, Нидерланды. Международный Суд является форумом для мирного урегулирования юридических споров между государствами. Суд также занимается подготовкой консультативных заключений для ООН и ее специализированных учреждений.

Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН.

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай, обладающие правом вето), остальные десять членов (по терминологии Устава - «не постоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом.

Каждое из перечисленных структурных подразделений ООН имеет вспомогательные органы по различным специализированным вопросам (учебные и научно-исследовательские институты, агентства, комитеты, комиссии, рабочие группы, трибуналы, специализированные учреждения).

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:

ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);

МОТ (Международная Ассоциация Труда);

МВФ (Международный Валютный Фонд);

ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);

МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);

ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);

Международный суд.

Реформа ООН. Начиная с 2006 года (после Всемирного саммита 2005) представлены ряд докладов по реформированию ООН. Основными проблемами реформирования ООН являются:

1. Недостаток представительности в отношении развивающихся стран.

2. Привилегированное положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.

3. Необходимость разрешения финансовых проблем Организации с единственным выходом - предоставлением богатым экономически развитым странам статуса постоянных или «полупостоянных» членов Совета Безопасности.

Реформа Совета Безопасности является одним из ключевых и остродискуссионных направлений реформы ООН. Достаточно долго переговоры по данному пункту не могли сдвинуться с мертвой точки, но с появлением «двадцатки», которая все успешнее отвоевывает у «большой восьмерки» зоны влияния, у сторонников дипломатических нововведений открылось второе дыхание.

Вопрос также стоит о радикальности реформирования СБ. Большинство существующих предложений реформирования СБ можно свести к двум группам.

Во-первых, различные идеи, касающиеся повышения эффективности работы Совета.

Сторонники радикальной реформа СБ считают, что он узурпировал власть в ООН, присвоил ее себе, совету ограниченного состава, контролируемому пятью его постоянными членами, обладающими правом вето. Вследствие чего т.н. «малые страны», не обладающие таким правом, не могут доверять СБ.

Одним из весомых аргументов является отсутствие применения санкций положения статьи VII Устава ООН к США и Великобритании после событий в Ираке, Афганистане, Югославии. В связи с этим сторонники радикальной реформы СБ требуют передачи полномочий Совета Безопасности Генеральной Ассамблее, что обеспечит более демократический порядок принятия решений: применение положений главы VII Устава ООН должно стать прерогативой Генеральной Ассамблеи, ей должно принадлежать право принимать обязательные резолюции, Совет Безопасности должен стать инструментом для осуществления резолюций Генеральной Ассамблеи. В этом случае, Генеральная Ассамблея ООН, выполняющая функции всемирного парламента останется главным «законодательным органом и СБ не сможет диктовать свои условия, оставаясь одним из исполнительных органов.

Во-вторых, предложения об изменении состава СБ.

При этом следует учитывать интересы и влиятельность различных стран и регионов.

Страны «Юга»: у них отсутствуют материальные средства для поддержки функционирования ООН и возможности влиять на СБ, поэтому развивающиеся страны делают ставку на ограничение права вето постоянных членов СБ. Эти страны предъявляют требования большего участия в процессе принятия решений ООН, расширения числа постоянных членов до 11 стран на основе соблюдения принципа равного географического представительства, всего СБ должен состоять из 26 стран.

Cтраны регионального значения такие, как Италия, Испания, Турция, Малайзия и некоторые скандинавские и латиноамериканские страны, хотят формализовать свой статус путем отмены запрета на членство в СБ.

Высокоразвитые страны (Германия, Япония), а также представители всех трех региональных групп развивающегося мира (Индия, Пакистан, Индонезия в Азии; Египет, Нигерия, ЮАР в Африке; Бразилия Аргентина в Латинской Америке) претендуют на звание постоянных членов СБ.

Наконец, пять действующих постоянных членов Совета едины в стремлении сохранить свой нынешний статус, включая право вето.

США всегда активно выступали за реформу ООН для увеличения числа своих союзников в организации. Вашингтон ещё в 70-е годы выдвинул идею «квикфикс» - включения в СБ Германии и Японии на правах постоянных членов. Это увеличило бы количество союзников американцев в Совбезе и одновременно снизило бы размер взносов США в бюджет ООН, невыплата которых стала главной финансовой проблемой Организации. В 1990-е годы под давлением развивающихся государств Вашингтон меняет «квикфикс» на формулу «2+3» (Германия, Япония, плюс по одной стране от каждого региона развивающегося мира). В 2000 г. администрация, Билла Клинтона согласилась на расширение СБ до количества более 23 членов.

Позиция России неоднозначна. Первоначально, исходя из обязательств, данных Японии и Германии Ельциным, поддерживались только эти две кандидатуры. Впоследствии позиция России заключалась в том, что СБ должен включать как промышленно развитые, так и развивающиеся страны. Число членов расширенного СБ, по мнению России, не должно превышать 20-21.

В перспективе реформирование ООН должно касаться:

1. освобождения его от политической конъюнктуры и бюрократических пут,

2. резкого увеличения оперативности реагирования на кризисы и конфликты,

3. переноса основной организационной работы, прежде всего Департамента по миротворческим операциям, из Нью-Йорка «в поле».

Примером взвешенного решения в рамках реформирования ООН является судьба Комиссии по правам человека: утратив доверие, она была расформирована. Комиссия была слишком политизирована и использовалась государствами для избирательной критики друг друга, а не для решения реальных проблем. На смену комиссии пришел Совет по правам человека, 47 членов которого избираются Генеральной Ассамблеей ООН. Генеральная Ассамблея уполномочена путем голосования в две трети его членов приостанавливать права и привилегии члена Совета, если он настойчиво совершал грубые и систематические нарушения прав человека.

8 сентября 2000 года Генеральной Ассамблеей был принят знаковый документ – «Декларация тысячелетия ООН». В нем государства отметили ценности и принципы, которые должны являться фундаментальными в XXI веке. В том числе, декларация задала вектор для дальнейшего преобразования системы и деятельности ООН.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода