Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Крестьянские повинности. Повинности временнообязанных крестьян

Феодальное поместье.

Феодальное поместье: вотчина, сеньория(Франция) и манор (Англия).
Феодальное поместье – основная производственная ячейка. Формируется поместье в Карасинскую эпоху, окончательно в 9 веке и существует на протяжении зрелого капитализма. Феодальное поместье базируется на крестьянской общине, а община имела особый тип организации:

1. Поселение

2. Использование

Система землевладения – система, которая использовалась общинами.

1. Подсечно-огневая: деревья вырубали, пни сжигали.

2. Перелог: переход на новое поле, забрасывая старое.

3. Двуполье: одно засеивается, а другое под паром.

4. Трехполье: 1- озимое (осень), 2 – яровое (весна), 3 – пар

5. Многополье (плодосеменное): плодородие восстанавливается при изменении культуры при посеве.

При трехполье поле делилось на участки (клиньи). В каждом клине нарезались полосы, соотносящиеся количеству крестьян и нуждам помещиков. Полосы шли черезполосно (один – для крестьянина, другой – для помещика), чтобы каждый крестьянин имел землю во всех природных условиях. Урожай таким образом собирался. После этого изгороди с полос снимались, и все поле было под выпас скота. Хозяйство помещика было подчинено ритму крестьянского хозяйства, т.е. хозяйственным субъектом была община, а вотчина была лишь надстройкой над этой общиной по изъятию прибавочного продукта. Такая система называется системой открытых полей – после снятия урожая поля открывались; средиземноморская во Франции – винограды, изгороди не снимались, каждая обрабатывалась целиком. Вся организация производства – в руках общины, а средства производства- у крестьян. Поэтому феодал не мог влиять на производственный процесс  внешнеэкономическая эксплуатация.

Домен – земля, на которой ведется хозяйство феодала; складывается из суммы полос на полях

Степень эксплуатации : Это всегда есть дробь – отношение прибавочного продукта к необходимому.

В барщинном хозяйстве: прибавочный продукт = S домена, а необходимый продукт = сумма S надела. Степень эксплуатации не >1/3, 2/3 – на себя, а 1/3 на феодала.

Вывод: поместье представляло крупное хозяйство, базирующиеся на мелком производстве.

Повинности крестьян.



В 10 веке крестьяне выравниваются в положении; 10-13 века во Франции – крепостные крестьяне.

Сервы – зависимые лично и судебно от феодала крестьяне.

Личная зависимость (серваж ):

1. Менморт – “право мертвой руки”. При смерти крестьянина – держателя, юридически земля переходила к феодалу. Экономически выражалась в изымании у сына оброка.

2. Формарьяж – плата за разрешение на вступление в брак. “Право первой ноги” - у феодала, но была плата феодалу.

3. Баналитеты – обязанность крестьянина пользоваться средствами производства феодала.

4. Шеваж - поголовный побор.

5. Сервитуты – плата за пользование альмендой.

6. Талья – выплаты феодалу за держание земли.

Поземельная зависимость:

Барщина: ординарная (2-3 дня в неделю работа на поле либо в хозяйстве) и экстраординарная (в период уборки крестьянина отрывали от своего хозяйства).

В 13 веке – коммутация ренты:

1. Отработочная – барщина

2. Продуктовая – оброк натуральный

3. Денежная – оброк денежный

Причины коммутации ренты:

1. Развитие товарно-денежных отношений расширяло потребности феодалов и повышало нужду у них в деньгах.

2. В 13-14 веках происходит активная колонизация новых земель в Европе, на них трудно было устроить барщинное хозяйство.



3. Крестовые походы и другие войны. Часть крестьян получила свободу в ходе этих воин.

4. Эпидемии: в 1348 – чума; войны сократили население, опустошили земли,. И эти земли феодалы могли заселить только привлекая крестьян выгодными условиями: низкой рентой и свободой.

5. Крестьянские восстания.

Крестьяне платят фиксированный оброк – ценз / или чинш (нем). Освободившиеся крестьяне в 13-14 веках называются во Франции – вилланами. В последствии их назовут цензитарии. Вся система фиксированного оброка – цензива.

Крестьянские повинности.

Аграрная реформа предусматривала единые повинности для крестьян. Главными из них были барщина (панщина) и чинш. Дополнительной повинностью считались сгоны - срочные сельскохозяйственные работы, связанные с жатвой, сенокосом, вспахиванием почвы. На их выполнение выходили все члены семьи. В доме, чтобы уберечься от пожара, оставляли одного нетрудоспособного человека. Гвалты отличались от сгонов тем, что были обусловлены чрезвычайными обстоятельствами - например, пожаром, наводнением. Дополнительной повинностью считался продуктовый оброк - дякло.

Те крестьяне, которые за пользование землей выполняли барщину, назывались тяглыми. С одной волоки они должны были отрабатывать два дня в неделю барщины, четыре дня в год сгонов, платить 21 грош чинша, давать дякло в следующем размере: две бочки овса, один воз сена, один гусь, две курицы, 20 яиц. Крестьяне, платившие за пользование землей чинш, назывались осадными (чиншевыми). Размер основных повинностей осадных крестьян с одной волоки хорошей земли составлял 106 грошей, а с волоки очень плохой земли - 66 грошей. Кроме того они выполняли 12 дней сгонов в год, поставляли дякло в том же размере, что и тяглые дворы.

Третью группу крестьян составляли крестьяне-слуги. Они подразделялись на военных крестьян (бояре панцирные, путные бояре, служки), сельскую администрацию (войты, тиуны), прислугу (повара, пивовары и др.), промысловиков (осочники, бобровники, конюхи, рыболовы и др.), деревенских ремесленников (кузнецы, плотники, гончары и др.). Их повинности не были строго оговорены. Например, бояре панцирные за бесплатное пользование землей должны были во время войны «иметь хорошего коня казацкого, пику, пару пистолетов... и мушкет на поясе». Путные бояре с 1557 г. ставили на войну одного коня с двух волок. Но постепенно их обязанностями стали курьерская служба и выплата чинша.

После аграрной реформы челядь невольная была переведена в разряд крестьян-огородников. Они получили небольшие наделы земли. За пользование ею огородники должны были отрабатывать один день барщины в неделю в фольварке.

Зависимых людей в усадьбах помещика было много. Каждый из них выполнял возложенные на него обязательства. Самыми многочисленными жильцами в поместье были крестьяне. Повинности крепостных крестьян были обширны: строительные работы, подати натуральными продуктами, работа на фабриках и заводах, переезд с хозяевами на новые места и т.д.

Перечислите повинности и виды оброка крепостных крестьян

Крепостные крестьяне выполняли следующие виды повинностей:


  • барщина;
  • оброк

натуральный;
денежный;
другие обязательства.

Крестьяне должны были отдавать часть выращенных продуктов помещику, а так же работать на его полях. Позже повинности перевели на деньги. Феодалу было удобно: он получал доход в удобной форме, а отданные крестьянами продукты часто были плохого качества.

Величина оброка за землю зависела от надела крестьянина. Позже он приобретал форму постоянного денежного платежа. Обесценивание денег было выгодно крестьянам. Однако тяжелее оказывался натуральный оброк – он платился различными продуктами. Помещики все время придумывали новые поводы для собирания натурального оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и т.п. Иногда денежный оброк заменялся натуральным. Выплачивалась часть урожая: десятый сноп, девятое ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянину запрещалось убирать с поля сжатые снопы, пока приказчик не укажет размер оброка. Часто урожай портился от дождя или ветра. Развитие товара-денежных отношений улучшило положение крестьян – они могли откупаться деньгами. Однако право выбора формы уплаты оброка выбирал помещик.

Барщина – работа на земле феодалов. Сильная эксплуатация крепостных приводила к угнетению крестьянских хозяйств. Крестьянам не оставалось времени хорошо обрабатывать свои наделы. Другим феодалам, наоборот, барщины была не выгодна. Крестьяне плохо работали на чужих землях, так как не заинтересованы были в результате труда. На помещика ложились обязательства кормления в дни отработки крепостных. В некоторые дни работники съедали больше, чем наработали.

Замена барщины деньгами стала выгодна обеим сторонам. Конечно к этому подходили постепенно. Вначале ограничили количество отрабатываемых дней (3-4 дня в неделю). За пропущенные дни полагался штраф – начало формирование тарифов за различные работы. Со временем крестьянам стало выгоднее выплачивать штрафы, чем тяжело работать на помещика. Так барщина заменилась денежным оброком.

Как и с натуральным оброком, выбор между барщиной и деньгами делал помещик. Позже откупаться стали не индивидуально, а коллективно – целыми селами. Один год феодал мог согласиться на денежный оброк, но во второй ему может потребоваться рабочая сила.

Откупиться могли зажиточные крестьяне, малоземельным это было не под силу. Их часто использовали для уборки урожая, в сенокос, когда нужно было много работников. Поэтому только часть ручных работ заменялась деньгами.

В некоторых Европейских странах барщина исчезла совсем (Фландрия, селения Шампани, Орлеан). В других сохранили общественные работы и сторожевую службу. В Германии в конце XIII века началась сильная раздробленность феодальных земель. Помещик уже не имел больших наделов, рабочая сила ему была не нужна, и он предпочитал денежные выплаты. Барщину крестьяне отрабатывали несколько дней в году.

Под другими обязательствами понимали повинности личного характера. Население часто называла их «дурными обычаями». Это были пережитки рабовладельческого строя. В первую очередь это поголовные платежи: сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и т.п.

Помещик имел право на все имущество крепостного. После его смерти он мог все забрать себе. Все, чем обладал крестьянин, было только в пожизненном пользовании, исключая любое распоряжение. Позже за любой переход земли помещик получал определенные денежные взносы. Аналогичная ситуация была и с движимым имуществом. Но позже помещику стали отдавать лучшую корову, рой пчел и т.д.

Кроме имущества крепостного феодал имел право на его жену – право первой ночи. В последующие столетия это право заменилось на одобрение помещиком заключения брака среди крепостных, который сопровождался внесением денежных средств в пользу помещика.

Крепостные крестьяне обязаны были молоть зерно на мельнице помещика, использовать пресса хозяина, печь хлеб в его печах и т.д. За все это так же бралась немалая для невольных людей плата. При посещении помещиком определенной поселения крестьян, последние должны были кормить хозяина с сопровождающими его людьми. Многие помещики кормились подобным образом целый год.

Следует заметить, что превращение дворян в привилегированное сословие в обозначенный период сопровождалось расширением их прав также на личность и труд крестьянина. В итоге выросли повинности крестьян в пользу помещика, усилилось их бесправие. Труд крестьянина являлся источником благополучия его самого, а также государства и помещика. Чем больше брало государство, тем меньше оставалось помещику и крестьянину. Чем больше взимал помещик, тем меньше становилась квота каждого их двух других претендентов на результат труда.

Из многочисленных повинностей крестьянина, да и жителя посада, была лишь одна подушная подать – в 70 копеек с крестьянской души мужского пола, которая принадлежала помещику, монастырю и царской фамилии. Другая тягловая повинность крестьян и горожан – рекрутская, не считалась величиной постоянной и зависела от того, в мирное или военное время производились рекрутские наборы, а также от размера потерь на театре военных действий. Обычно один рекрут поставлялся с определенного количества крестьянских и посадских душ. Чем больше потребность в рекрутах, тем с меньшего числа душ их брали.

К непостоянному размеру повинности относилась периодически проводимая мобилизация драгунских лошадей, а также привлечение крестьян и горожан к строительным работам – подвойная и постойная повинности. Повинности в пользу помещика тоже никто не регламентировал, и их размер, как и формы, зависели от множества обстоятельств. В черноземной полосе помещик предпочитал вести собственное хозяйство, и уже в первой половине 18 века отчетливо прослеживается тенденция к переводу крестьян Черноземья на барщину. Напротив, в нечерноземных районах помещик предпочитал взымать оброк из-за низкого плодородия почвы и возможности крестьянина извлекать доходы из неземледельческих промыслов.

Вовлечение помещичьего хозяйства в рыночные отношения повышало заинтересованность помещика в увеличении товарных излишков зерна, мяса, кожи, сала, шерсти и т.д. При рутинной технике сельскохозяйственного производства главным условием увеличения числа дней его работы на барской пашне либо увеличением продолжительности рабочего дня. Оба способа использования крепостного труда могли привести к исчезновению условий для простого воспроизводства крестьянского хозяйства, на котором, собственно, держалось благополучие барина. Все эти соображения вынуждали барина искать оптимальный размер крестьянской повинности. В первой четверти 18 века 4-х дневная барщина встречалась редко, в 60-х годах 4-х дневная и даже 5-дневная барщина уже не являлась исключением. Именно этим можно объяснить появление аж в 1797 году известного указа Павла I «О 3-дневной барщине».

Итак, во внутренней политике во взаимоотношениях дворянства и крестьянства была продолжена тенденция, направленная на дальнейшее укрепление крепостного права. Дворяне превратились из тяглового служилого сословия в сословие привилегированное, а крестьяне облагались все новыми и новыми повинностями, как в пользу государства, так и в пользу дворян.

Оставалось не так уж и много. На земле работали преимущественно зависимые люди. Понятное дело, что среди них были потомки римских рабов. Но каким образом германские крестьяне утратили свободу?

Известно, что во времена ранних варварских королевств в германских племенах существовал обычай давать хлеб и все необходимое тем родственникам, которые шли на войну. Так начали зарождаться налоги и другие повинности (то есть принудительные обязательства) крестьян в пользу воинов – членов рода.

Когда возникали войны между племенами, крестьяне искали защиту у какого-то могущественного соседа или монастыря. В обмен на защиту от грабителей и чужеземных захватчиков крестьянин должен был отказаться от права на владение землей, то есть тем самым признавал себя зависимым. Крестьянин чувствовал себя в безопасности на территории, подвластной сильному человеку, а в средние века таким был тот человек, который имел много земли.

Зависимым ставал и тот Крестьянин , который не имел собственного надела, а получил его, к примеру, от воина, которому король за службу дал большой земельный надел. До зависимости крестьянина доводили так же его долги, а нередко даже откровенное насилие со стороны богатого соседа.

До начала 11 ст. крестьяне в европейских странах утратили почти всю пригодную для обработки землю. Она перешла во владение королей, графов, рыцарей , а так же церквей и монастырей. Крестьяне только пользовались землей, за что должны были выполнять различные повинности, размер и количество которых регулировалось обычаем. В повинность в пользу землевладельца могла входить и работа на его поле (от нескольких дней в год до нескольких дней в неделю), продуктовый (натуральный) или денежный налог, а так же обязанность молоть зерно на мельнице господина за определенную им плату, выпекать для него хлеб и т.д. Крестьяне были обязаны выполнять “общественные работы” (ремонтировать мосты и гребли, предоставлять в случае надобности свои повозки), а в случае конфликтов между ними и соседями судил их сам господин.

Уровень зависимости Крестьян был неодинаков. Одни только давали своим хозяевам небольшой натуральный налог, другим приходилось работать на них почти половину лета. Крестьян, которые выполняли много повинностей, во Франции называли сервами, в Англии – виланами.

Но ни сервов, ни виланов нельзя было назвать крепостными. Крепостничество как полная форма крестьянской зависимости распространилась в Восточной Германии, Польше, Австрии только в 18 ст. Английского вилана или Французского серва нельзя так же сравнивать с крепостным крестьянином Российской империи 18-19 ст. Ни вилана, ни серва нельзя было без последствий казнить, продать или обменять без земли или отдельно от семьи; не разрешалось даже лишить его земли, если он исполнял все повинности. Взаимоотношения между крестьянином и господином регулировались не желаниями господина , а давно установленными обычаями. В некоторых странах в случае их нарушения со стороны господина крестьянин мог обратиться в суд и требовать возмещения ущерба.

Долгое время зависимость крестьян не была очень тяжелой: землевладелец забирал у крестьянина столько продуктов, сколько нужно было для его семьи и дворовой челяди. Больше он не вымогал, поскольку это не имело смысла. Ведь люди еще не умели сохранять долго продукты питания, да и торговли практически не было. В 13-14 ст., когда набрала оборотов торговля, повинности крестьян значительно выросли.

Чрезмерные требования землевладельцев вызвали сопротивление со стороны крестьян . Оно считалось вполне справедливым, поскольку нарушал нормы обычаев, своеобразная договоренность между крестьянами и владельцами земли, установленная очень долгое время назад. Крестьяне убегали от своих господинов, уничтожали их поместья, иногда убивали. Ясли жить становилось тяжело всем крестьянам, то можно было ждать и крестьянского бунта, восстания. В таких случаях восстания либо придушивались со всей жестокостью, либо владельцу приходилось идти на некоторые уступки. Тогда устанавливался такой объем повинностей, который не разрушал крестьянское хозяйство и устраивал землевладельца.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода