Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Человек на войне (По одному из произведений современной литературы) Война в рассказе Василия Быкова «Одна ночь». Человек на войне

Воюющему солдату оказывается нужна честная литература, обращающаяся к нему поверх пропаганды, - это объясняет успех «Василия Тёркина» и стихов Константина Симонова. После окончания войны подлинная память о ней сохраняется в «лейтенантской прозе» с её «окопной правдой»: молодым ветеранам легко соотнести себя с героями книг Виктора Некрасова, Василя Быкова, Григория Бакланова. Вместе с тем далеко не всю правду и не все горькие мысли о войне советская система готова принять: «Жизнь и судьба» Гроссмана на несколько десятилетий остаётся без читателя, «Бабий Яр» Кузнецова подвергается безжалостным цензурным сокращениям; тексты Николая Никулина и Лидии Гинзбург, показывающие повседневный ужас фронта и блокадного Ленинграда, вообще немыслимы в печати до перестройки. Уже после распада СССР появляются новые тексты о войне с предельно жёсткими оценками: военная травма до сих пор остаётся непроговорённой до конца, несмотря на то что занимает центральное место в исторической памяти о XX веке.

  • Пядь земли

    Григорий Бакланов 1959

    Действие «Пяди земли» происходит в предпоследний год войны, а та пядь земли, за которую идут бои, находится на правом берегу Днестра. Самая известная повесть Григория Бакланова - образец «лейтенантской прозы», работающей с невыдуманными переживаниями: смерть и любовь, окопная грязь и чувство близости победы здесь неразрывно связаны (собственно, «пядь земли» оказывается пространством, где сконцентрировано почти всё, что бывает на войне), а главный герой последовательно и честно говорит о своих чувствах, в том числе о страхе.

  • Убиты под Москвой

    Константин Воробьёв 1963

    Повесть Константина Воробьёва рассказывает о первых днях на фронте роты кремлёвских курсантов: они не готовы к реальности войны, у них нет толкового оружия, учиться приходится на ходу, под немецкими пулями. Выживут в этих боях немногие. Главный герой повести - молоденький лейтенант Алексей Ястребов: Воробьёв показывает его переживания и мысли - ужас при виде страданий смертельно раненых товарищей, отвращение, вызванное необходимостью убивать. «Убиты под Москвой» напечатал «Новый мир» - это было одно из самых ярких событий в череде публикаций «лейтенантской прозы». Впрочем, даже эту относительно сдержанную повесть официозная критика восприняла как клевету.

  • Бабий Яр

    Анатолий Кузнецов 1965

    Документальный роман, основанный на собственных воспоминаниях автора об оккупированном Киеве, откуда он не успел эвакуироваться. Кузнецов не просто описал абсурдные законы нацистов (которые карают ребёнка смертью за несданные валенки или появление на улице после шести вечера, заставляя каждого человека чувствовать себя «странным, но непойманным преступником»), но и сделал следующий логический шаг. По его мысли, преступником неизбежно делает человека тоталитаризм в принципе: нарушение его законов - преступление перед государственным строем, соблюдение их - перед человечеством. Эта мысль - как и хроника отступления советских войск, взорвавших Крещатик и Киево-Печерскую лавру, критика всей советской системы воспитания и общественного строительства, антисталинский пафос, главы о «врагах народа», Голодоморе и так далее - оказалась слишком смелой даже на фоне оттепельной прозы. Роман был напечатан с купюрами, сводившими антитоталитарную направленность к антинацистской. В 1969 году Кузнецов, перефотографировав рукописи, закопанные им в стеклянных банках в лесу, бежал на Запад; его книги были изъяты из продажи и библиотек.

  • Сотников

    Василь Быков 1970

    Повесть сначала была написана по-белорусски, но для публикации в «Новом мире» Быков перевёл её на русский язык. Партизаны Сотников и Рыбак ищут провиант в оккупированной деревне и попадают в плен к немцам; вместе с ними должны погибнуть и местные жители, пытавшиеся их защитить. Сотникова пытают, но он ведёт себя героически; Рыбак соглашается стать полицаем и участвует в казни Сотникова. Быков с подлинной эмпатией показывает происходящее глазами двух персонажей - героя и предателя - и исследует психологию человека, который «ломается» под давлением обстоятельств. Основанный на реальной истории, один из самых страшных советских текстов о войне делается ещё страшнее, если понимать, что описанное в нём - обычный эпизод, часть военной повседневности.

  • Живые и мёртвые

    Константин Симонов 1959 1971

    Роман-трилогия, написанный Симоновым по материалам собственных дневниковых записей времён работы военным корреспондентом. Время действия первой книги - 1941 год от объявления войны до начала контрнаступления под Москвой; вторая книга освещает последние дни Сталинградской битвы и начало Сталинградской стратегической наступательной операции; в третьей описано лето 1944 года - операция «Багратион». Война показана здесь как тяжёлая работа и огромная трагедия - с начала до конца, включая период триумфального наступления. В ещё компромиссном с идеологической точки зрения произведении Симонов тем не менее ставит под вопрос общепринятые представления - о единодушном героическом порыве советского народа, о целесообразности решений военного командования в начале войны; он говорит и о предвоенных репрессиях, и о цене победы вообще. Военная проза Симонова сыграла важную роль в пересмотре сталинской концепции человека как винтика общего дела, в котором «незаменимых нет»: каждый из двадцати миллионов погибших, утверждает писатель, был личностью, не заменимой для своих близких, - чтобы показать масштаб этой трагедии, автору, по его признанию, пришлось оставить на поле боя своего любимого героя.

  • Воспоминания о войне

    Николай Никулин 1975

    Выдающийся искусствовед Николай Никулин ушёл на войну из 10-го класса, воевал в самых кровопролитных боях Волховского фронта, участвовал в прорыве блокады Ленинграда, дошёл до Берлина. Его «Воспоминания о войне» были изданы только в 2007 году, но до этого распространялись в рукописи. Это одна из самых жестоких книг о войне, показывающая, что война чудовищна, бессмысленна, не щадит не только тел людей, но и их душ; Никулин пишет «не с генеральской колокольни», а «с точки зрения солдата, ползущего на брюхе по фронтовой грязи», и его книга максимально отличается от бравых соцреалистических военных романов.

  • Записки блокадного человека

    Лидия Гинзбург 1942 1983

    Лидия Гинзбург, филолог, исследовательница русской психологической прозы, сама и создала её вершинные образцы в своих дневниках, заметках и, прежде всего, «Записках блокадного человека». Гинзбург, которая провела в Ленинграде всё время блокады и потеряла там мать, беспримерно ясно и отстранённо фиксирует и анализирует постепенные изменения, происходящие в сознании человека в предельной ситуации. Сама Гинзбург, литературовед формальной школы, собственную документальную прозу (начатую по образцу записок Вяземского) называла «промежуточной литературой» и полагала, что писатель не может состояться без романа. Однако её «Записки», впервые напечатанные спустя сорок лет после создания, стали громким литературным событием и главным свидетельством о блокаде Ленинграда - в итоге Гинзбург блестяще состоялась не только как филолог, автор научных книг «О лирике» (1964) и «О психологической прозе» (1971), но и как несомненный большой писатель - художественный новатор и нравственный авторитет.

  • Прокляты и убиты

    Виктор Астафьев 1992 1994

    Едва ли не самая откровенная книга о Великой Отечественной войне, последний и неоконченный роман Виктора Астафьева, основанный на личном военном опыте. Текст состоит из двух частей: «Чёртова яма» - о жизни новобранцев запасного полка и «Плацдарм» - о переправе полка через Днепр и бое за захват плацдарма. Астафьев с предельным натурализмом описывает ужасающий солдатский быт, страдания новобранцев, беспорядки в армии, зверства трибунала и чудовищное количество бессмысленных смертей («лучшие бойцы погибали, не увидав врага, не побывав даже в окопах»); такими же ошеломляющими, лишёнными всякого героического романтизма выглядят и сцены самих сражений.

Тема урока: « Человек на войне»

Цели урока:

образовательные:

Раскрыть трагическую и одновременно триумфальную историю нашего народа во время Второй Мировой войны с наибольшей полнотой и научной объективностью;

Показать на конкретных фактах, как неразрывно переплетались в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников;

воспитательные:

Показать антигуманную сторону войны и показать, что люди должны быть противниками военных споров в решении политических вопросов;

Воспитывать у учащихся уважение к старшему поколению, принимавшему участие в Великой войне;

развивающие:

Продолжить развитие навыков отбора и обработки научной информации, умение работать с несколькими источниками;

Развивать навыки публичных выступлений, умение работать в группах.

Эпиграф урока:

« Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку… Где бы ни находился этот человек – на фронте, в тылу страны, в тылу врага, на подневольном труде в Германии, повсюду и везде он делал все от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом.»

Г.К. Жуков

Учитель: Вторая Мировая война была самой тяжелой из всех войн, в которых пришлось сражаться нашим соотечественникам. На фронте воины проявляли массовый героизм, который удивлял и продолжает удивлять многих. Победа в войне, это победа солдата, воина – труженика войны.

Большой вклад в победу внесли те, кто самоотверженно трудился в тылу: стоял у станка, готовил боеприпасы, кормил, одевал и лечил фронтовиков.

Нельзя забывать тех, кто проявлял бесстрашие, борясь с фашистами на оккупированной территории.

Мы должны чтить тех, кто не согнулся под пытками, выстоял в невыносимых условиях плена.

Тема сегодняшнего урока: «Человек на войне». Сегодня мы рассмотрим роль человека на войне в разных аспектах – человек на фронте, человек в тылу, человек в оккупации, человек в плену.

Наша задача к концу урока составить обобщающий портрет человека на войне. По ходу выступлений учащихся нужно делать записи, которые помогут в выполнении задания.

Была проведена предварительная подготовка к уроку. Класс был разделен на четыре группы. Каждая группа получила блок вопросов, которые нужно было проработать, используя дополнительную литературу, документы, справочный материал.

( Выступление по радио Заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Народного Комиссара Иностранных Дел тов. В.М.МОЛОТОВА 22 июня 1941 года , известившего о начале Великой Отечественной войны.)

Учитель: Так тревожно началась Великая Отечественная война. Граждане СССР поднялись на защиту своего Отечества. Они принадлежали к поколению, чья сознательная жизнь пришлась на социалистический период отечественной истории.

Какой был он – воин Красной Армии, первым встретивший врага 22 июня 1941 года.

Работа первой группы « фронт».

(из рассказа о защитниках Брестского вокзала).

«Согнувшись в три погибели, я пробираюсь в полутьме. Стены толстенные, по два-три метра в толщину. В первые же минуты лицо покрывается каплями пота, становится трудно дышать. И вот в таких ужасных условиях люди умудрились продержаться неделю – почти без еды и сна, стоя по горло в воде. С 22 по 29 июня 1941 года в подвалах Брестского вокзала против батальона вермахта сражались семьдесят советских людей – солдат, милиционеров, железнодорожников. Они еще не знали, что помощь не придет. Брестская крепость была окружена, а сам город Брест взят».

Солдаты и офицеры, первыми встретившие врага, были обучены в духе советской военной доктрины, и готовности сражаться «малой кровью на чужой территории». Героическое сопротивление пограничников, а потом и отступление не вписывались в теорию, и побудило растерянность. Конечно, в первые дни и даже месяцы войны отчаянье было характерным для бойцов, нежели уверенность в своих силах, зачастую и мужество солдат было мужеством отчаяния. Победы 1942 – 1943 годов укрепили боевой дух войск. Огромные и зачастую неоправданные потери не повергли солдат в уныние.

Учитель: Призывник 1941 года. Опишите его.

Учащийся:

Основу довоенной кадровой армии 1941 года составляли призывники 1919-1924 года рождения. Но уже к концу лета в результате двух первых военных мобилизаций (в июле и августе 1941 г.) были призваны военнообязанные старших возрастов вплоть до 1890 года рождения (т.е. 50-летние) и молодежь 1923 года рождения. Вторая мировая война была характерна тем, что рядом с молодыми воевали люди старше по возрасту – и отцы, и деды. Одни приходили на фронт со школьной скамьи, не успев приобрести ни профессии, ни семьи. Сколько было молодых добровольцев в первые месяцы войны! Другие были опытнее, понимающие цену жизни. Что же из себя представлял командный состав? - В результате репрессий конца 30-х годов армия лишилась своей наиболее образованной части. К началу ВО войны лишь 7% командиров имели высшее военное образование, а более 1/3 не получили даже законченного среднего военно-специального образования. В армию приходили старшие – малограмотные, студенты и старшеклассники, молодые специалисты в разных областях. В состав ополчения входила даже профессура, не имеющая военной подготовки. Нередки были случаи, когда высокообразованные люди служили рядовыми под началом не только не опытных, но и малограмотных командиров.

Учитель: Подведем итог. Составим портрет воина Красной армии. Какие факты вы зафиксировали для выполнения задания?

Учащиеся: - на войну шли разные люди – по воспитанию, по характеру, по судьбе. Но именно война всех сближала, объединяла общей бедой. Без такого духовного, нравственного единения победить было невозможно.

Солдат – это человек, который в условиях войны призван ходить в атаку, осуществлять планы командования и для этого даже жизнь свою положить.

Учитель: Как вы считаете, какие факторы, чувства, моральные стимулы могли поднять солдат в атаку?

За что же, в конечном счете, воевали наши солдаты? За Родину? За Сталина? За коммунистическую идею? За свою семью?

Ученик: - война – это смерть, жестокость, страдания, черное от пожаров небо, перепаханная взрывами земля. В таких условиях без лозунгов воевать нельзя и они возникали сами собой уже в 1941 году. «Смерть немецким оккупантам!» - один из самых массовых. «За нашу советскую Родину!» - он призывал бороться до последней капли крови за Родину. Конечно же в бой шли со словами «За Сталина!» Не потому, что все так любили товарища Сталина, как личность. Напротив, многие не могли ему простить репрессий и коллективизации. Но в лозунгах значение имеет не сама личность, а символ. Термин Родина символизировал нашу землю, наш народ, семью, близких людей. А Сталин? Это тоже Родина, это будущее. Рвавшиеся на фронт парни и девушки были всецело преданы не просто Отечеству, но Отечеству социалистическому. Они были воспитаны в духе идеологии, присущей советскому обществу и в минуту опасности встали на его защиту и жертвовали собой без колебаний.

Работа с документом «Из выступления по радио И.В. Сталина» от 3 июля 1941 г.

Учитель: С какими словами обращается Сталин к народу?

Как вы думаете, боятся ли смерти на войне? (Обсуждение. Примеры.)

Михаил Дмитриевич Скобелев – герой русско-турецкой войны сказал: « Нет людей, которые не боялись бы смерти; а если тебе кто скажет. Что не боится, он лжет. И я, точно так же не меньше других боюсь смерти. Ног есть люди, кои имеют достаточно силы воли этого не показать, тогда, как другие не могут удержаться и бегут перед страхом смерти».

Стремление идти на фронт было всеобщим. А почему сегодня молодежь не стремиться служить в армии?

Конституция ( Статья 59 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом)

(Учащиеся приводят заранее подготовленные примеры о мужественных поступках в наши дни)

Учитель: Человек на фронте не только воевал, ни одно сражение не могло продолжаться бесконечно. Солдатские письма… О чем они? Кому адресованы они?

Ученик: - Наступало затишье и в часы отдыха солдат мог написать письмо домой. Письма писали родителям, женам, любимым, друзьям, родственникам. О чем они? Обо всем. Перед ответственным боем, когда солдат не знал, останется ли жив – писал о ненависти к фашистам, о желании жить, о бесстрашии. «Я ненавижу фашизм, ненавижу кровавую, грабящую и убивающую фашистскую нечесть. И, если бы у меня была и вторая жизнь, я бы отдал и ее». (Из письма артиллериста-разведчика А. Полуэктова. Октябрь 1941 г.)

«Настроение прекрасное…- писал Василий Клочков перед боем на разъезде Дубосеково, … я всем детям обещал побольше побить фашистов. Для их будущего, для своей дочки я готов отдать всю кровь каплю за каплей». Василий не увидел больше свою семью. В этом бою он погиб.

Фронтовики мечтали о послевоенной жизни, в которой не будет места репрессиям и несправедливости. «Знаешь, родная, я часто думаю о том, как будут жить люди после войны, мне кажется, что за это время все так научились ценить жизнь…» (Из письма В.И. Занадворова жене. 19 октября 1942 г.)

Учитель: В условиях прорыва немецко-фашистских войск к Волге в 1942 году появился приказ № 227. Этот приказ известный как «Ни шагу назад!» - предмет дискуссий в современной исторической науке. Одни историки утверждают, будто подобный приказ давно ждали, ибо он был просто необходим. Другие усматривают в нем правдивую характеристику тяжелого положения на фронтах. Третьи осуждают приказ за излишнюю жестокость.

Работа с документом. Когда и в связи с чем он был принят? Всегда ли есть смысл защищаться до последней капли крови?

Ученик: приказ №227 был призван жесткими мерами навести в войсках порядок, организованность и дисциплину, когда дальнейшее отступление означало, по сути, утрату национальной и государственной независимости.

Война показала готовность людей защищать свое Отечество ценой своей жизни, о чем свидетельствует массовый героизм. История сохранила имена героев, чей подвиг поразил современников и стал назиданием для потомков.

Учащиеся приводят примеры подвигов советских воинов. (Каждая группа готовит материал по данному вопросу).

Учитель: Женщина и война…

В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь. В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь. В мир приходит женщина, чтоб любимой быть. В мир приходит женщина, чтоб детей родить. В мир приходит женщина, чтоб цветком цвести. В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.

Женщины грозных сороковых годов спасали мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, сражались с врагом в небе, выносили с поля боя раненых, уходили в партизаны… С 1941 года производился массовый призыв женщин в армию.

Нужны ли женщины на войне, ведь война – «мужское дело»? Каково ваше отношение к этому?

Ученик: «Война – дело мужское». Однако с ее началом сотни женщин устремились в армию, не желая отставать от мужчин, чувствуя, что способны наравне с ними вынести все тяготы воинской службы. 17-18-летние девушки осаждали военкоматы с требованием немедленно отправить их на фронт. Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии, и то, с чем им пришлось столкнуться на войне, оказалось для них неожиданностью. Армейская дисциплина, солдатская форма на много размеров больше, мужское оружие, тяжелые физические нагрузки – все это явилось нелегким испытанием. Был и фронт – со смертью и кровью, с ежеминутной опасностью и вечно преследующим, но скрываемым страхом. После войны женщины будут сами удивляться тому, что смогли все это выдержать. И послевоенная психологическая реабилитация у женщин будет проходить сложнее, чем у мужчин. Женщине трудно было на войне. Она сильнее ощущала перегрузки войны – физические и моральные, она труднее переносила мужской быт войны. Не все женщины оказались на передовой: были и вспомогательные службы: женщина-телефонистка, радистка, связистка, врач и медсестра, повар или пекарь, шофер и регулировщица – те профессии, которые не связаны с необходимостью убивать. Но женщина – летчик, снайпер, зенитчица, танкист, разведчица – жестокая необходимость толкнула ее на этот шаг, желание защитить от беспощадного врага ее дом, детей, родную землю.

Учитель: Победа в Великой Отечественной войне была достигнута не только героизмом на фронтах, но и трудовым подвигом в тылу.

Работают учащиеся 2 группы «Тыл».

В тылу возникла серьезная нехватка рабочих рук. На военных заводах трудились получившие освобождение от армейской службы квалифицированные рабочие и инженеры. Но это не решало кадровую проблему. Более простую, хотя порой и очень тяжелую физическую, работу выполняли женщины, подростки, старики.

Работают учащиеся 3 группы «Плен».

Учитель: « … но мы не можем скрывать и того, что в последнее время имели место несколько позорных фактов сдачи в плен врагу» - это строки Приказа № 270, изданного Ставкой Верховного Главнокомандования 16 августа 1941 года.

На войне люди раскрываются по разному. Почему и как человек мог попасть в плен? Всегда ли это от него зависело? Расскажите о положении советского солдата в плену.

Работа с документами. Подтвердите выдержками из документов особую жестокость немцев в отношении советских военнопленных. Чем объяснить такое отношение?

Ученик: - Советский Союз не подписал Конвенцию 1927 г. о правилах обращения с пленными, что давало немцам основания для того, чтобы не применять положения этой Конвенции к захваченным на Восточном фронте военнослужащим. Немцы, планировавшие уничтожение значительной части населения СССР (план «Ост»), сознательно обрекали советских военнопленных на смерть от голода и лишений. Расстреливали по приказу Гитлера на месте военнопленных евреев. Политработники Красной Армии не рассматривались как военнопленные и так же уничтожались немедленно по выявлении.

Учитель: Какую позицию заняло советское руководство в отношении военнопленных?

16 августа 1941 г. Сталин подписал приказ № 270, объявивший всех сдавшихся в плен предателями.

Ознакомьтесь с выдержками из Приказа № 270 и приведите подтверждения жестокого отношения к военнопленным со стороны нашего руководства.

Работа с документом.

Ученик: бежавшие из немецкого плена и пробивавшиеся к своим направлялись советскими властями в фильтрационные лагеря для «проверки». Вчерашние узники немцев порой оказывались в советских лагерях. ГУЛАГ в годы войны пополнялся не только теми, кому посчастливилось бежать из немецкого плена, но и теми, кто вызвал подозрения карательных органов.

Немцы пытались привлечь часть пленных к сотрудничеству с властями Рейха. Особенно активно нацистские пропагандисты убеждали перейти на свою сторону генералов, офицеров. А так же представителей других нерусских народов. В каких-то случаях вчерашние красноармейцы и командиры соглашались – кто-то из ненависти к сталинскому режиму, иные с целью спасти свою жизнь. Отказ от сотрудничества мог повлечь за собой смерть. Примером того, как попадали в плен, служат две жизни, два генерала, две судьбы.

Андрей Андреевич Власов. Попав в окружение в составе 2-ой ударной армии в 1942 г. генерал-лейтенант власов сдался в плен. Как советский генерал Власов стал на путь предательства? Решение, по всей вероятности, было принято в окружении, когда погибло много людей. В бессильной злобе проклинал он равнодушие высшего руководства армии и страны, бросивших их на произвол судьбы: «Нигде так не сказалось пренебрежение Сталина к жизни русских людей, как на практике 2-ой ударной армии» - писал Власов. Власов пошел не на Восток, а на Запад. При встрече с немцами не пытался представиться простым солдатом, а назвал настоящую фамилию и воинское звание. И лишь потом, оказавшись в лагере под Винницей не устоял перед искушением поменять концлагерь на комфортный особняк в Берлине. Долгое время сотрудничал с фашистами. В конце войны Власов был арестован и доставлен на Лубянку. 2 августа 1946 г. – казнен.

А вот другое имя – Дмитрий Михайлович Карбышев – генерал-лейтенант инженерных войск. Отечественная война застала Карбышева в Белоруссии, где он был с проверкой. Ему предлагали срочно вернуться, но старый воин не захотел оставлять солдат и вместе с ними отходил на Восток, прорывая окружение. В августе 1941 г. он был тяжело ранен и контужен, потерял сознание. В таком состоянии он был захвачен фашистами в плен. С этого времени начинается героическая биография Д.М. Карбышева. Несмотря на издевательства и террор лагерной администрации, он не пал духом. Гитлеровцы старались приручить генерала, но он не шел на компромиссы. Они убедились, что советский генерал не приклонен. В документах значится: «Можно считать безнадежным использование Карбышева у нас как специалиста по военно-инженерному делу». Резолюция: «Направить в концлагерь Флоссенбург на каторжные работы. Не делать никаких скидок на звание и возраст» (В 1941 году ему был 61 год). Карбышева переводили из лагеря в лагерь. Вот его маршрут: Хаммельбург, Нюрнберг, Лангвассер, Флоссенбург, Майданек, Освенцим, Заксенхаузен. В последнем лагере, Маутхаузене, было решено уничтожить советского генерала. Ночью, на февральском морозе его поливали из пожарного шланга водой, пока он не превратился в ледяную глыбу. (Скульптор В. Цигаль изваял в 1962 г. Карбышева непобежденного, встающего изо льда.)

Учитель: Известно, что война унесла более 27 млн жизней советских людей. Сколько их погибло в плену?

По данным Министерства обороны РФ, опубликованным в 2005 году, во время Великой Отечественной войны всего в плен попали 4млн. 559 тыс. советских военнослужащих. Погибли в плену 2 млн. 665 тыс. 935 советских военнопленных.

Работает 4 группа «Оккупация».

Учитель: В 1941-1942 гг. немцы оккупировали значительную часть территории Советского Союза – почти 2 млн. кв. км.

Что такое оккупация? Раскройте смысл «нового порядка», установленного нацистами на оккупированных территориях. (Выступление четвертой группы)

Ученик: - На оккупированной территории под контролем гражданских и военных властей действовали органы самоуправления. В каждой деревне был староста, в городах из местного населения назначались бургомистры, обладающие, конечно, лишь номинальной властью. Создавались также полицейские отряды из местного населения. Кое где местных жителей использовали в качестве вспомогательного персонала – переводчиков, стенографисток, шоферов и т.п. Во многих случаях речь шла о вынужденном сотрудничестве с нацистами. Были, конечно, и те, кто служил немцам не за страх, а за совесть из идейных соображений – ненависть к сталинизму, например.

Учитель: На оккупированной территории действовали партизанские отряды. Каковы были цели, методы борьбы партизанских отрядов? Какой вклад внесли партизаны в победу над врагом?

Подводим итог урока. Проверка выполнения задания по созданию образа человека на войне.

Войну не смогли бы выстоять слепые исполнители воли вождя, а только люди, лично ответственные за судьбу страны. Они выстояли, они победили. Цена Победы была очень высокой. Погибли миллионы молодых людей, только вступивших в жизнь. Современное молодое поколение россиян должно понимать трагизм войны для всего народа. У народа не было выбора, и во имя Победы и будущего России были принесены огромные жертвы.

Документы для урока:

    Обращение Сталинградского городского комитета обороны к жителям города.

    Письма солдат Красной армии.

Блок вопросов для 1 группы «Фронт».

    Привлекая дополнительный материал опишите облик призывника 1941 г. (во что он был одет, чем и как вооружен, как обучен, как был устроен быт солдат).

    Прочтите воспоминания фронтовиков. Как вы считаете, какие факторы, чувства, моральные стимулы могли поднять солдат в атаку. За что воевали наши солдаты? За Родину? За Сталина? За коммунистическую идею? За свою семью?

    Стремление идти на фронт было всеобщим. А как бы вы поступили в тех условиях? Почему сегодня молодежь не стремиться служить в армии?

    Прочитайте солдатские письма. О чем они?

    Изучите приказы № 270 и 227 «Ни шагу назад». Когда и в связи с чем они были приняты? Всегда ли есть смысл защищаться до последней капли крови? Найдите примеры героических подвигов советских солдат.

    С 1941г. производился массовый призыв женщин в армию. Каково ваше отношение к этому? Нужны ли женщины на войне, ведь войне «мужское дело»? Приведите примеры героизма женщин в годы войны.

Блок вопросов для 2 группы « Тыл».

    Мы привыкли к выражению «трудовой подвиг». Что стоит за этим понятием?

    Каково было положение с рабочей силой в тылу?

    Как изменились во время войны условия труда и жизни людей? Как работа в тылу отразилась на здоровье людей?

    Какой вклад в работу тыла внесли подростки?

Блок вопросов для 3 группы «Плен».

    На войне люди раскрываются по разному. Почему и как человек мог попасть в плен? Всегда ли это от него зависело?

    Подтвердите выдержками из документов особую жестокость немцев в отношении советских военнопленных. Чем объяснить такое отношение? Расскажите о положении советского солдата в плену.

    Какую позицию заняло советское руководство в отношении наших военнопленных? Изучите приказы № 270 и 227 «Ни шагу назад». Когда и в связи с чем они были приняты? Приведите подтверждения жестокого отношения к военнопленным со стороны нашего руководства.

    Андрей Андреевич Власов. Дмитрий Михайлович Карбышев. Познакомьтесь с военной судьбой этих людей. В чем разница в их поведении в плену?

    Выясните, сколько советских людей погибло в плену?

Блок вопросов для 4 группы «Оккупация».

    Что такое оккупация? Раскройте смысл «нового порядка», установленного нацистами на оккупированных территориях.

    Как фашисты осуществляли управление на оккупированной территории?

    Что вы знаете о массовом уничтожении евреев в годы Второй мировой войны?

    На оккупированной территории действовали партизанские отряды. Каковы были цели, методы борьбы партизанских отрядов? Чем вы можете объяснить причины массового партизанского движения в нашей стране в годы войны? Какой вклад внесли партизаны в победу над врагом?

Самая тяжелая за всю историю война, которая была в этом мире это Великая Отечественная . Она ни один год испытывала силы и волю нашего народа, но наши предки прошли это испытание с честью. Многие писатели описывали в своих произведениях любовь к Родине советского народа и ненависть к врагу, они показали, что не может быть ничего выше интересов человечества. Но, то, что люди испытывали на самой войне в центре событий – никто не может описать, так как сами солдаты. К сожалению многих из них уже нет в живых. Мы можем это только представлять и догадываться.

Четыре года длилась война, залита болью, ужасом, страданиями и мучениями. Сотни тысяч солдат, наших дедов и прадедов, полегло в той битве, оставив миллионы детей сиротами, а жен вдовами. Но, ценой своих жизней, мы все-таки получили Великую Победу, веру в светлое будущее, счастливые дни и возможность насладится ярким солнцем на Родной земле.

Война искалечила жизни и психику многих людей, измучила души принуждая воевать не только мужчин, а и женщин с детьми. Их точное количество невозможно счесть, ведь до сих пор археологи находят остатки тел погибших тогда и возвращают для долгожданного захоронения родственникам.

Война для всех нас не пустое слово, а ассоциация с бомбежкой, автоматными очередями, взрывающимися гранатами, кучами трупов и рекой крови. Эти беспощадные уроки оставили след в жизни всего человечества от малого до старого. Старики учат молодежь, призывая к миру, своими ужасающими историями и рассказами.

Человечество не знало что такое счастье, справедливость, свобода в течение четырех лет пока не одержало победу. Эти действия перевернули мир до неузнаваемости, разрушили сотни городов, сел, поселков…

После той войны, каждый человек изменился.

Невозможно представить то, насколько мужественны, отважны и бесстрашны были вставшие на тропу войны люди. Они своей грудью перекрывали путь врагу и благодаря любви к Родине отвоевали свободу, мир и любовь.

Несколько интересных сочинений

Произведения от Великой Отечественной войне, рассказывая о грозных, трагических событиях, заставляют нас понять, какой дорогой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости. Книги о войне - это нерукотворный памятник советским воинам, в жестокой схватке с врагом победившим фашизм
Война 1941-1945 годов уже стала для нас историей. Мы узнаем о ней по книгам, фильмам, старым фотографиям, воспоминаниям тех, кому посчастливилось дожить до Победы. О ней писали участники и очевидцы тех трагических событий. И сейчас эта тема продолжает волновать писателей, которые открывают в ней новые аспекты и проблемы.
Повести В. Быкова о минувшей войне по-прежнему волнуют, читаются с неослабевающим интересом, потому что проблемы, затронутые в них, всегда актуальны и современны. Это честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу. И, раскрывая эти проблемы на ярком и богатом материале, писатель воспитывает молодое поколение, формируя его нравственный облик. Но главная проблема творчества Быкова - это, безусловно, проблема героизма. Однако писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок. Пожалуй, одной из характерных особенностей военных повестей Быкова является то, что он не щадит своих героев, ставя их в нечеловечески трудные ситуации, лишая возможности пойти на компромисс. Положение таково, что человек должен немедленно сделать выбор между героической смертью или позорной жизнью предателя. И делает это автор не случайно, ибо в обычной обстановке характер человека не может раскрыться полностью. Так происходит и с героями повести "Сотников".
Через всю повесть проходят два героя - бойцы одного партизанского отряда, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им во что бы то ни стало нужно добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но они сразу оказываются в неравном положении, ибо Сотников пошел на задание с тяжелой простудой. Когда Рыбак с удивлением спросил его, почему он не отказался, если болен, то Сотников кратко ответил: "Потому и не отказался, что другие отказались". Эта выразительная деталь достаточно много говорит о герое - о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости. Сотникова и Рыбака преследует одна неудача за другой: хутор, где они надеялись добыть еду, сожжен; пробираясь назад, они попадают в перестрелку, в которой Сотников получил ранение. Внешнее действие, описанное автором, сопровождается действием внутренним. С глубоким психологизмом передает писатель чувства и переживания Рыбака. Сначала он испытывает легкое недовольство Сотниковым, его недомоганием, которое не позволяет им двигаться достаточно быстро. Оно сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражением. Тем не менее ведет себя Рыбак вполне достойно: помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ранения. Но все чаще и чаще в сознании Рыбака возникает мысль о том, как спастись, как сохранить свою единственную и неповторимую жизнь. Он вовсе не предатель по натуре и тем более не замаскировавшийся враг, а нормальный крепкий, надежный парень. В нем живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Никто не мог усомниться в нем, пока он находился в обычной боевой обстановке, честно перенося с отрядом все трудности и испытания. Но оставшись наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченными фашистами, Рыбак не выдерживает. Внутренний надлом совершается у героя в плену, когда им особенно властно завладевает неистребимое желание жить. Нет, он вовсе не собирался совершить предательство, он пытался найти компромисс в той ситуации, когда он невозможен. На допросе, частично признаваясь следователю, Рыбак думает перехитрить его. Примечателен его разговор с Сотниковым после допроса.
"- Ты послушай, - помолчав, горячо зашептал Рыбак. - Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в полицию, - как-то сам не желая того, сказал Рыбак.
Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вниманием сверкнули глаза.
- Вот как! Ну и что ж - побежишь?
- Не побегу, не бойсь. Я с ними поторгуюсь.
- Смотри, проторгуешься, - язвительно просипел Сотников".
Рыбак принимает решение согласиться на предложение следователя служить полицаем, чтобы, воспользовавшись этим, бежать к своим. .Но прав оказался Сотников, который предвидел, что мощная гитлеровская машина сотрет Рыбака в порошок, что хитрость обернется предательством. В финале повести бывший партизан чю приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого даже сама мысль о побеге кажется ему неправдоподобной. И, удивительное дело, жизнь, такая дорогая и прекрасная, вдруг показалась Рыбаку настолько невыносимой, что он подумал о самоубийстве. Но даже этого сделать ему не удалось, ибо полицаи сняли с него ремень. Такова "коварная судьба заплутавшего на войне человека", - пишет автор.
Иной путь выбирает Сотников, которому гораздо тяжелее выдерживать и мороз, и преследования, и пытки. Решившись на смерть, он пытается своим признанием спасти ни в чем не повинных людей. Выбор был сделан им давно, еще до этих трагических событий. Геройская смерть во имя великой цели, во имя счастья будущих поколений - вот единственный возможный для него путь. Недаром перед казнью Сотников приметил среди согнанных к этому месту деревенских жителей мальчонку в старой отцовской буденовке. Приметил и улыбнулся одними глазами, подумав в последние минуты о том, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть.
Страшная угроза фашизма, нависшая над нашей страной, заставила на многое взглянуть другими глазами. Война сообщила понятиям "родина", "Россия" новый смысл и ценность. Отчизна в мирное время казалась чем-то непоколебимым и вечным, как природа. Но, когда вражеское нашествие стало всерьез угрожать самому существованию нашей страны, когда возникла опасность ее утраты, то мысль о спасении России воспринималась с обостренной чувствительностью. Война представила в новом свете многие привычные понятия и нормы, выдвинув на первый план высокую ценность человеческой жизни.
Обращаясь к военной теме, писатели предпринимали попытку разобраться в сложных процессах жизни, в людях трудной судьбы, в трагических коллизиях, порожденных войной. Драматизм обстоятельств военного времени послужил темой многих книг. В повестях В. Быкова интересен "микрокосм" войны Писатель сосредоточивает внимание в основном не на глобальных, широкомасштабных действиях. В поле зрения, как правило, попадает или небольшой участок фронта, или группа, оторвавшаяся от своего полка. В центре изображения, таким образом, оказывается человек в экстремальной ситуации, которая нередко возникает в военной обстановке. Как этот человек себя поведет? По-разному... Но в целом герои Быкова
- люди гордые и честные, понятие Родины для них превыше всего.


Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода