Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Рассуждение на тему бедные люди чучело. Чучело, или проблемы детской жестокости

Почему люди бывают жестоки друг к другу? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Неприязнь, зависть, желание отомстить, немотивированная агрессия. Причин бывает много. Жестокость в мирное время и особенно в детской среде вызывает ощущение катастрофы.

Повесть Железникова «Чучело» в своё время наделала много шуму. Педагогическое сообщество гневно утверждало, что ситуация, описанная в произведении, – это клевета на советских детей и подростков. В повести показана чудовищная ситуация, когда в одном из провинциальных городов ученики шестого класса обрушились с жестокой травлей на свою одноклассницу Лену Бессольцеву. Они обвинили её в предательстве и объявили бойкот. На самом деле девочка никого не предавала, она просто взяла на себя чужую вину.

Когда читаешь повесть, поражаешься тому, насколько жестоки бывают подростки. Они не только обзывали её чучелом и гоняли по городу, они устроили публичное сожжение чучела, символизирующего Лену, у неё на глазах. В чём же причины такой жестокости? Наверное, их несколько. Лена не была похожа на остальных. Это добрая, непосредственная, доверчивая девочка. С первой минуты появления в классе она вызывает насмешки, потому что является внучкой «заплаточника», так в городе зовут дедушку Лены. Люди, выделяющиеся из общей среды, так называемые «белые вороны» всегда вызывают огонь на себя. Если посмотреть на одноклассников Лены, то среди них можно выделить нескольких ребят, по вине которых состоялась травля. Миронова, по прозвищу «Железная кнопка» - это девочка с жёстким, бойцовским характером, не признающая никаких компромиссов. «Никто не должен остаться безнаказанным. Никто не уйдёт от ответа» - под такими лозунгами живёт эта героиня. Именно от неё исходит инициатива объявить бойкот Чучелу. Это её способ самоутвердиться. Она считает себя справедливой, но на самом деле безжалостна и властолюбива. Шмакова и Попов прекрасно знал, что Лена невиновна, но им было интересно посмотреть, как будет разворачиваться ситуация. Это равнодушные и самовлюблённые люди. Благородный и смелый Сомов, которого «прикрыла» Лена, оказался трусом. Все одноклассники объединились в стаю, преследующую свою жертву. Такое поведение подростков свидетельствует о том, что они не смогли почувствовать чужую боль, не смогли поставить себя на место несчастной Лены. Это уже издержки воспитания, полученного дома и в школе.

Со времени выхода книги прошло несколько десятков лет. Сейчас уже никого не удивишь примерами жестокости в детской среде. Издевательства, избиения, травля – этого даже не пытаются скрыть, выставляют видеозаписи на всеобщее обозрение в интернет. В современном обществе причин проявления жестокости добавилось: нестабильность, падение нравственности, агрессия, исходящая из интернета и компьютерных игр. Но есть одна причина на все времена – неумение чувствовать боль другого человека.

Я прочитал произведение В.Железникова «Чучело». Оно мне очень понравилось. Книга повествует о сложных взаимоотношениях между ребятами-подростками. В произведении автор противопоставляет смелость трусости, милосердие злопамятности, щедрость скупости.

В книге есть и положительные, и отрицательные герои. К положительным героям относятся Лена и ее дедушка Н.Н.Бессольцев. Главная героиня – нескладная девочка-подросток с длинными ногами и «с такими же длинными руками. На спине у нее торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка». Лена – добрая и отзывчивая девочка, любящая справедливость. Она приезжает в маленький городок и поселяется у своего деда Николая Николаевича Бессольцева, бывшего военного. Горожане считают его чудаком за то, что он мало с кем разговаривает, ведет замкнутую жизнь, тратит деньги на картины, которые собирает, а сам ходит в заштопанном пальто. За это дети дразнят его Заплаточником.

К отрицательным героям относятся одноклассники Лены. Они презирают ее даже за то, что она – внучка Заплаточника. Ей сразу дают прозвище Чучело. Одноклассники воспринимают ее только с внешней стороны, а Лена – очень искренняя, открытая девочка. Именно поэтому для дедушки она – «красавица» и «чудный человек».

Лене нелегко влиться в новый коллектив. Многие из одноклассников кажутся ей зверями: лисами, медведями и волками. Так Шмакова, как лиса, пытается хитростью управлять классом, Валька-Живодер похож на озлобленного волка. Деньги он считает самым главным в жизни. Медвежья сила угадывается в Лохматом. Лидером класса считается Миронова по прозвищу Железная Кнопка. Для нее главное – дойти до правды, не взирая на способы достижения цели.

Лена хочет иметь друга в классе. Димка Сомов, заступившийся за нее, когда все смеялись над ней, кажется добрым и благородным рыцарем. Но Лена разочаровывается в нем. Ее друг оказывается не только трусом, но и предателем. Боясь потерять уважение Мироновской компании, он участвует в сожжении чучела.

Лена Бессольцева – очень сильная и смелая девочка. «Ленка твердо решила доказать всем, что она ничего и никого не боится». Она остриглась наголо и сыграла роль чучела. «Ей хотелось с каждым столкнуться, на каждом проверить свою храбрость». Она в одиночку решила противостоять жестокости одноклассников.

Лена называет их «бедными людьми», то есть людьми, не обладающими высокими душевными качествами. За время конфликта сама Лена стала мудрее, милосерднее даже к обидчикам. Лена сказала ребятам, что ни при каких обстоятельствах она никого и никогда не будет гонять и травить.

Лена не могла оставаться в городе, где с ней обошлись так жестоко. Она удивлена и восхищена поступком деда, который дарит свою любимую картину классу в надежде на то, что она заставит подростков задуматься и раскаяться в своих поступках.

Книга учит защищать свое достоинство, отвечать за свои поступки и не проявлять жестокости.

Цели:

  • Показать, что такое детская жестокость, её истоки, к чему она может привести.
  • Формировать умение давать развёрнутую характеристику литературному герою.
  • Взращивать в учащихся доброту, милосердие.

Оборудование:

  • Тексты повести В. Железникова «Чучело»;
  • Портреты героев повести В.Железникова «Чучело», иллюстрации к произведению.
  • Фрагменты кинофильма Р.Быкова «Чучело».

Ход урока

I . Вступительное слово учителя.

Ребята, думаю, что, наверное, каждому человеку в жизни приходится хотя бы раз столкнуться с жестокостью. Дети часто убеждены в том, что жестокость присуща только взрослым. Оказывается, это не всегда так. Порой в подрастающем поколении таится такая сила жестокости, что становится страшно…Именно эта проблема, проблема детской жестокости, нашла своё отражение в повести В.Железникова «Чучело».

Надо отметить, что обратился писатель к вопросу жестокости детей не случайно. Повесть автобиографична: в жизни племянницы В.Железникова произошло подобное событие, на которое он тут же откликнулся и написал пьесу «Бойкот» - она и была позднее положена в основу содержания повести «Чучело». Разница состоит лишь в том, что в произведении события длятся несколько дней, а в реальной жизни травля девочки продолжалась полгода.

«В «Чучеле» меня интересовало, может ли один человек, такой вот маленький, ранимый, незащищённый, как Лена, выстоять в экстремальной ситуации против всех. Потом в процессе работы появилось желание создать панораму жизни подростков, понять, из каких зёрен взошла эта поросль».

В.Железников.

II. Выявление первоначального впечатления.

  • Какие чувства, эмоции, впечатления оставила у вас повесть? (Поразила жестокость подростков, доброта Лены, её вера в людей).
  • Что такое галерея? (Художественный музей; длинный ряд, вереница).
  • Приглашаю вас создать « Галерею подростков» повести «Чучело». Чьи бы портреты вы повесили в неё? (Миронова (Железная кнопка), Шмакова, Валька, Лохматый, Попов, Васильев). На доске появляются портреты названных героев.
  • Что объединяет этих ребят? (Всех их объединяет жестокость по отношению к Лене Бессольцевой).
  • А портрет Димы Сомова? Куда мы его повесим: вместе со всеми или отдельно? Почему? (Портрет Димы надо повесить отдельно от всех, потому что он вроде бы и с подростками и в то же время не с ними - он заступается за Лену, над которой все смеются. Сомов – связующее звено между Леной и классом).

III . Анализ повести «Чучело».

Мы создали с вами «Галерею подростков» повести, определили причину их объединения – жестокое обращение с одноклассницей. Но ведь эти дети не родились жестокими, они стали такими.

  • Что повлияло на то, что в подростках зародилась жестокость?(Семья, школа, общая атмосфера городской жизни, которую создали жители, сами считающие, что ценность человека можно определить одеждой (вспомним, какую кличку дали они прекрасному человеку, дедушке Лены Бессольцевой,-Заплаточник), положением в обществе, которого он добился (отец Димы Сомова)). Подростки, как и все жители городка, видят только внешнее, а внутреннее содержание человека их не интересует).
  • Мы назвали факторы, которые повлияли на то, что в детях стала зарождаться жестокость и пока говорили обо всех в общем. Теперь же давайте всмотримся в каждого подростка нашей галереи более пристально.

Индивидуальные сообщения заранее подготовленных учеников о каждом представителе «Галереи подростков».

Учащимся заранее даётся задание подготовить сообщение о каждом представителе «Галереи подростков» по следующим пунктам:

  1. семья;
  2. отношения в коллективе одноклассников;
  3. отношения с Леной;
  4. высказывания подростков относительно других героев повести;
  5. их действия, поступки.
  • -Да, лучше бы смотреть на всех персонажей нашей «Галереи» издалека. Жестокость их поступков и жесткость их характеров поражает даже взрослого человека. И всё же и среди них есть один человек, который осознаёт весь ужас положения вещей, пробуждается ото сна. Кто это? (Васильев).
  • Но среди этих детей, не знающих жалости, выделяется мальчик, которому, на первый взгляд, не чужды человеческие чувства жалости и сострадания. Кто это? (Дима Сомов).
  • Почему я сказала, что человеческие чувства ему не чужды только на первый взгляд? Какое объяснение даст нам более пристальный взгляд на этого человека? (В проявлении своих чувств он неискренен. Он показывает их только для того, чтобы выделиться из всех, ведь Дима - признанный лидер коллектива и очень боится не быть им).

Индивидуальные сообщения заранее подготовленных учащихся.

Ученики дома готовят сообщения, в которых Дима показан в борьбе за лидерство, его отношение к Лене и раздвоение личности Димы, происходящее в этой борьбе. (Сцена в саду, рассказ о кошке, вытащенной из огня, драка с Валькой, сцена признания вины, сцена с маской, судьба Димы после разоблачения).

  • Какой вывод о поступках Димы мы можем сделать? (Все благородные поступки для того совершаются Димкой, чтобы утвердить свою силу, поскольку в душе он чувствует себя трусом).
  • Вспомним названную вами сцену, когда Димка обзывает Вальку с Петькой живодерами. Фрагмент кинофильма.
  • Что в поведении Димки вам не понравилось? (Он обзывает Вальку с Петькой очень тихо. В этом и состоит двойственность Димки: перед Леной ему надо быть храбрецом - крикнуть смело вслед злодеям обидное слово, но получить от Петьки не хочется, и поэтому он кричит вполголоса).
  • В какой еще сцене мы видим двойственность поступков Димки? (В сцене преследования Лены).

Чтение по ролям и (или) просмотр кинофрагмента.

  • Что помогает понять нам этот фрагмент? (Мы читаем и видим всё ничтожество Димки, всю его трусость, жестокость).
  • Видят ли это ребята - одноклассники? Кто для них Сомов? (Нет, к сожалению, они не видят второго лица Сомова Димы. Для них он лидер, человек, не боящийся ничего и никого, знающий выход из любой ситуации).
  • Хочет ли сам Сомов разобраться в себе, увидеть правду? (Нет, Димка не хочет видеть горькой правды. Он живет, глядя на мир сквозь розовые очки и не хочет снимать их, страшась увидеть свою сущность).
  • И всё же находится человек, открывающий Сомову глаза на самого себя, заставляющий Димку задуматься: кто же он на самом деле - рыцарь или обыкновенный трус. Кто этот человек- исцелитель? (Маргарита Ивановна, классный руководитель).
  • Что особенного она сделала? (Назвала Димку трусом, а это было как гром среди ясного неба).
  • Какова была реакция Димки? (Он кричит: «Я трус!?» Ведь учительница задела самую больную струну его души, показала ему его истинное лицо).
  • От неожиданности он мог и прошептать, потеряв дар речи, но Железников вкладывает в его уста именно крик. Почему Димка кричит? (Он словно хочет своим криком заглушить правду).
  • Какой эпизод наиболее ярко характеризует Сомова как труса? (Когда он признаёт свою вину, но, видя, чем это может обернуться для него, говорит, что это шутка, и перекладывает всю вину на Лену).
  • Да, Лена... Обо всех мы поговорили, а о ней забыли. Хотя, нет, не забыли. Просто не может она существовать даже в разговоре о повести рядом с жестокостью и предательством. Она лучик солнца, которому не дают согреть землю тучи - одноклассники. А кто такая Лена? (Внучка Н.Н. Бессольцева, прозванного горожанами Заплаточником).

Индивидуальное задание заранее подготовленного учащегося.

Рассказать о дедушке Лены поподробнее: как он попал в город, чем занимается, как к нему относятся горожане, как он относится к Лене.

Индивидуальное задание заранее подготовившегося учащегося.

Рассказать о том, как Лена появляется в классе, как её принимают. (Внешность Лены, характер, восприятие девочкой окружающего мира и людей). Связь внутреннего мира Лены с родословной Бессольцевых.

Открытость, непосредственность, искренность, доверчивость Лены делают её смешной в глазах других, уязвимой. Над ней смеются, а она, не понимая этого, тоже заливается смехом. Ведь до этого ей не приходилось сталкиваться с лицемерием. Она думает, что в жизни её окружают только чистые и благородные люди, какими были все в роду Бессольцевых. Ведь именно в родословной этой семьи таится та сила добра и мужества, которая позволяет Лене выстоять, не сломаться под тяжестью насмешек и предательства.

  • На кого похожа Лена? (Лена очень похожа на Марию Николаевну Бессольцеву (Машку),сестру Николая Николаевича, изображённую на картине).
  • Можно ли сказать, что эти два человека- Лена и Машка похожи не только внешне, но и внутренне? (Да, два этих человека похожи между собой и внешне и внутренне: Лена такая же святая душа со своей предельной преданностью дружбе, с её самоотдачей другим людям. Лена, как и Машка,- жертвенница).
  • Какова самая большая жертва Лены? (Девочка пожертвовала своей честью, запятнала её, чтобы спасти Димку).

Просмотр кинофрагмента.

Становится страшно за Лену. Оказывается, она совсем не защищена от жестокого окружающего мира. Лена не ожидает от друга такой подлости, как предательство.

Просмотр кинофрагмента. (Сцена с маской в окне, сцена сжигания чучела).

  • Лена сталкивается с жестокостью одноклассников… Но становится ли она подобной им? (Нет, несмотря на всё произошедшее, душа Лены не зачерствела, в ней не проросли зёрна жестокости, занесенные детьми, среди которых она находится).
  • Что или кто помогают Лене сохранить чистоту души и сердца? В чём заключается помощь? (Дедушка. Он разъясняет Лене, что не все подростки так уж плохи, как кажется на первый взгляд. Именно он растолковывает внучке понятие милосердия, пусть даже по-своему. И Лена, впитав дедушкины истины, не может, не желает губить другого человека, даже если этот человек виновен в её страданиях. Лена остаётся благородным человеком до конца).
  • Чем заканчивается повесть? (Лена с дедушкой уезжают из города).
  • Что происходит в душах ребят, когда Лена уходит навсегда из их класса? (У ребят, пусть не у всех, но появляется тоска по человеческой чистоте. Пускай поздно, но они просят для искупления своей вины прощения у Лены, когда её уже нет рядом с ними).

Просмотр кинофрагмента.

  • Как вы думаете, что произойдёт дальше с ребятами? Оставит ли эта история в их душе след и какой? (Они изменятся, но не все. Человеком вырастет Васильев, произойдёт перелом в душе Рыжего и Лохматого, но Шмакова, скорее всего, не изменится никогда).

Групповая работа

Исследовательская работа выполнена учащимися в рамках учебного проекта.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Даниловская средняя общеобразовательная школа» Тема исследования группы «Филологи» «Чучело» и «Детки из клетки» «Конфликты с одноклассниками» Работу выполнили: Самыгина Алёна Суворова Виктория Копьёва Анастасия Консультант: Суворова Елена Николаевна

Конфликты между подростками в современной школе - явление достаточно распространённое. Сложные межличностные отношения оказывают отрицательное влияние не только на конфликтующих, но и на весь класс. Простая обида, непонимание могут привести к проявлению жестокости в отношении своих противников, а в отдельных случаях и трагическим последствиям. Поэтому нам необходимо научиться правильно вести себя в конфликтном взаимодействии, находить возможные конструктивные решения в создавшейся проблемной ситуации. Существенную помощь может оказать и художественная литература. Актуальность исследования

Цель и задачи исследования ЦЕЛЬ: выяснить причины и последствия конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками, сформулировать нормы нравственного поведения человека. ЗАДАЧИ: Проанализировать эпизоды повести В.К. Железникова, раскрывающие взаимоотношения Лены Бессольцевой с одноклассниками. Составить характеристики основных героев повести. Определить роль образа Димки Сомова в повести. Понять позицию автора, определить свою собственную позицию.

Проблемная ситуация Отстоять свои принципы ОДНА ПРОТИВ ВСЕХ Струсить, предать БЫТЬ КАК ВСЕ

Средства и методы исследования Работа с художественным текстом и Интернет-ресурсами. Анализ и отбор материала. Сравнительный анализ. Обсуждение. Ответы на вопросы учителя. Анализ эпизодов. Составление характеристик героев. Оформление результатов работы

Ход исследования 1. Выяснили, что послужило основой конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками. Лена взяла на себя вину струсившего Димки Сомова, признавшись одноклассникам, что она рассказала учительнице о стёртой записи на доске. Ребята, не разобравшись, объявили Лену предателем. Мы считаем, что даже если бы Сомов признался во всём, конфликт между Бессольцевой и одноклассниками был неизбежен.

2. Попытаемся доказать, что конфликт между Бессольцевой и одноклассниками неизбежен. СЛИШКОМ ОНИ РАЗНЫЕ ЛЮДИ: «ЧУЧЕЛО» и «ДЕТКИ ИЗ КЛЕТКИ»

План характеристики Лена Бессольцева Компания Мироновой Димка Сомов Портретные черты … Нескладный подросток на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у неё торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка. А волосы заплетены в два тугих канатика Миронова (Железная кнопка): аккуратно причёсана и подчёркнуто скромно одета. Шмакова: она не шла, несла себя….Новое белое платье, новые белые туфли, блистала во всём своём великолепии довольная собой. Валька был одет по-праздничному: в чистой рубашке и при галстуке. В руке крутил собачий поводок с ошейником… Глаза синие-синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой-то он весь таинственный… Жизненные принципы, отношение к другим людям и к себе «Я на Рыжего не обиделась…» «Я теперь не то, что раньше. Я – решительная.» «Я им верила, а они над тобой смеялись» Миронова (Железная кнопка): «Я?... тряпок не люблю» «Себя уважать надо..» «Чтобы она запомнила наш урок на всю жизнь» «Каждый должен получать по заслугам» «Ничего, смелость дело наживное» «Потому что я подлый!... Самый подлый трус!» СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ

«Люди не все одинаковые. Я должна была насторожиться, но не обратила на это никакого внимания» «А я тогда и не знала, что есть люди – лисы, медведи, волки» «Поняла, что я люблю испуганных людей. Ну они вроде бы какие-то не такие, у них есть испуг за других» «Страшно, когда один против всех, даже если ты прав» «Теперь я учёная – надо отбиваться, если даже их много и тебя бьют. Но бежать нельзя» «Вот им сейчас, думаю, стыдно, что они меня травили. Живого человека – как зайца!» «Я была на костре. И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!» «У меня дурацкая улыбка – до самых ушей» «Никто не должен оставаться безнаказанным и никто не уйдёт от ответа!» «Всё должно быть честно. У нас борьба справедливая…» Шмакова: «Нехорошо идти против коллектива, неправильно» «Я с предателями не вожусь» «Курочка по зёрнышку клюёт» Рыжий: «Главное в человеке – сила!» «Раз попался, гадина, получай!» «Я как все..» Валька: «Главное в человеке – зависть» «А чего нам стыдиться?»

Позиция Николая Николаевича «За всю свою долгую жизнь Н.Н.не видел подобного лица. От него веяло таинственной силой времени… «…у тебя глаза вдохновенные! И сердце чистое» «…Кажется, она сможет прожить свою жизнь не хуже прочих Бессольцевых, ибо обладала теми чудными качествами характера, которые непременно требовали от неё участия в судьбе других людей и боли за них…» «…Какая страсть, какая тяга к справедливости…» «…до чего же она прекрасна, как она умеет сильно любить и как умеет даже в падшем человеке заметить мгновение его величия» «Ленка!... Она ощупью выбирала путь в жизни, но как безошибочно! Сердце горит, голова пылает, требует мести, а поступки достойнейшие» «Их можно только пожалеть и постараться помочь им» «Бедные люди!... Честно тебе скажу, Елена, мне их жалко. Они потом будут плакать» «Он смотрел на их лица, стараясь заглянуть в глаза, и увидел, что во многих из них бьётся пытливая мысль, а у некоторых безразличие, а у иных даже злость и непонимание…» «…и предвидел Димкину жалкую ничтожную жизнь» «Да за ним нужен глаз да глаз. Я это чувствую! А то он, того и гляди, горло перережет»

Анализ эпизода «Первое знакомство с классом» Лена: благодарна Рыжему, что втащил в класс, желание подружиться, искренне хохочет, веселиться вместе со всеми… Класс: открыто смеётся над ней и её дедушкой «Заплаточником» » Прикрепили прозвище «ЧУЧЕЛО»

Эпизод «На фабрике» Лена: «…я испугалась по-настоящему, как будто меня окружали не люди, настоящие звери.» «…я грохнулась на пол, потому что закружилась голова.» «А мне ещё долго мерещилось, что Шмакова похожа на лису, Лохматый – на медведя, а Валька – на волка» Ребята нарядились в маски зверей, плотным кольцом Лену окружили морды волков, медведей, крокодилов. Они прыгали, рычали, наскакивали на Лену и рвали из рук копилку… «Подумаешь, и поиграть нельзя», - сказал Валька. «Чепуха! – мрачно заявила Миронова. – Просто кривляется…» «Мне было стыдно, что я так думала про ребят.» «И вся компания удалилась вполне довольная собой.»

Выводы: . 1.Отношения с классом у Лены не заладились с самого начала, потому что она «внучка Заплаточника» и не похожа на остальных: добрая, честная, открытая, доверчивая, «смешная» в глазах других людей, поначалу искренне верившая, что все люди благородные, не способная предать другого человека. 2. «Мироновская» компания или «Детки из клетки», как скажет Рыжий в конце повести, действительно «Бедные люди»: у них пустое времяпровождение, отсутствие интересов, примитивные развлечения. Они жестокие и злые. В повести у них нет практически имён, а только прозвища и клички: Миронова – «Железная кнопка», Рыжий, Лохматый, Валька – живодёр. Даже в авторских характеристиках прослеживаются какие-то «звериные» черты: «Они уходили крикливой, пёстрой стайкой»,«Мордочка Шмаковой, физиономия Попова» и др. 3. Самый «опасный» персонаж в этой компании – Димка Сомов. Поначалу и Лена, и одноклассники считают его благородным. Да, он может совершать хорошие поступки, но при условии своей полной безопасности. А на деле – он трус, и именно трусость рождает из него подлеца. КОНФЛИКТ НЕИЗБЕЖЕН

Выяснили значение конфликта. Конфликт – это нравственное испытание для всех его участников, дающее возможность в полной мере убедиться в том, насколько Лена Бессольцева духовно богаче и нравственно сильнее своих одноклассников. Да, она пережила разочарование в любимом человеке, в людях, страшную душевную боль, унижение (эпизод с чучелом на костре), но ничто и никто не заставит её совершить подлость, предательство и унизить другого человека. «Я была на костре. И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!»

Она уезжает, потому что боль, нанесённая человеческой несправедливостью и жестокостью, надолго не затихнет в сердце девочки. Но это не означает, что она проиграла.. Выстояв «одна против всех», она сохранила в себе личность.

А что же остальные? Они проиграли нравственное испытание. Но некоторые из ребят изменились, иначе стали смотреть на жизнь. Вспомним слова Рыжего: «Я всегда был как все…А теперь – точка! Хоть с утра до ночи орите: «Рыжий!» - я всё буду делать по-своему…» И как многие из них, узнав правду о невиновности «Чучела», ужаснутся своей несправедливости, устыдятся. И слова, написанные Рыжим на доске «Чучело, прости нас!», лучшее доказательство нравственной победы Лены Бессольцевой и изменений, произошедших с ребятами.

Мы поняли и советуем всем Нельзя оскорблять и унижать другого человека. Не пытайтесь переделывать другого. Позвольте ему оставаться самим собой. Поставьте себя на место другого человека и поймите его точку зрения. Возвышаться над слабым могут только слабые. Поступай так, чтобы твои поступки не навредили другим людям. Нельзя быть «толпой». Поддакивать – это плохо. Надо быть милосердным. Каждый человек - личность, и каждый достоин того, чтобы к нему хорошо относились, уважали его интересы.

1. Железников В. Ухожу из детства. Повести. М.: Молодая гвардия, 1983 – с.257-409. 2. Кочеткова, С.И. Надо быть милосердным: Урок литературы по повести В. Железникова "Чучело". http://school13-nov.narod.ru/kohetkova.htm 3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%87%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE&stype=image&lr=10667&noreask=1 4. http://my-hit.ru/film/8674/online 5. http://img0.liveinternet.ru/ images / attach /c/2/73/439/73439206_ssora_podrug.jpg Список источников

Спасибо за внимание!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Государственный университет - Высшая школа экономики

Факультет социологии

«Социально-психологический конфликт в фильме Р. Быкова «Чучело»

Выполнила: студентка 232 группы

Королёва Д.М

Проверила: Леонтьева А.А.

Москва 2010

Введение

Человек - существо социальное. И эти слова сказаны неслучайно.

Во все времена - и раньше и сейчас - человек не мог жить вне общества. Мы постоянно контактируем с другими людьми: ходим на учебу и работу, у нас появляются знакомые и друзья, мы заводим семьи и водим своих детей в детские сады и кружки. Современный человек состоит во множестве групп, возможно, даже не осознавая этого. Но все люди разные, по-разному воспитаны, живут в разных условиях, развиваются в разном окружении, и не всегда удается жить в гармонии друг с другом. Конфликты - это неотъемлемая часть нашего общения с окружающими людьми. Конфликт можно определить как противоречия, разногласия, возникающие как внутри одной личности, так и между различными людьми, группами из-за интересов, ценностей, установок. Они могут возникать абсолютно по разному поводу: мы что-то не поделили, нащи взгляды разошлись или мы просто не нравимся друг другу. Конфликты между людьми - явление достаточно частое. Проблема может заключаться как в нас самих, так и во внешних причинах, но факт остается фактом. Иногда это может быть ничего незначащая ссора, но иногда как следствие мы получаем разрушенную психику и жизнь.

Одной из наук, которая описывает данное явление, является социальная психология. Она помогает разобраться во многих проблемах, связанных с поведением человека в обществе, в том числе и в конфликтах, возникающих между социальными субъектами.Примером социально-психологического конфликта, который будет рассмотрен в данном эссе, является столкновение личности с обществом, снятое Р. Быковым в фильме «Чучело» по одноименной повести В. Железнякова. Анализ данного произведения поможет нам понять, в чем же заключается роль конфликта в обществе, каковы его функции, как он возникает и к чему это явление может приводить.

Анализ конфликта. Структура конфликта

Подростки, молодежные компании нередко бывают жестоки к своим сверстникам. Очень часто, не оценивая всю серьезность своего поведения от недостатка опыта, они переходят все мыслимые и немыслимые границы. При этом мотивы, свойственные взрослым людям, зачастую отсутствуют. Социально-психологический конфликт, который мы рассмотрим, также представляет собой столкновение личности и группы, представленные новенькой девочкой и классом. Обратимся к ним подробнее.

Лена Бессольцева - главная героиня фильма - одна сторона конфликта. Здесь она представлена как доброжелательный, улыбчивый, открытый миру человек. Появившись в новом для себя коллективе в первый же день, сказала: «Вы все такие хорошие!» С первых же минут фильма она предстает как человек, не только не желающий никому зла, но даже не видящий его в других. Соглашаясь с ребятами, когда те смеются над ее дедушкой, она абсолютно не понимала всей трагичности ситуации. Хотя в последующем признала свою ошибку, пусть даже сделанную не со зла: «Я предала тебя, дедушка…Я - предатель». Эти слова подчеркивают также то, что важнейшими ценностями для нее являются нравственные. В людях она старается видеть только хорошее. Лена несколько раз прощает человека, предавшего ее, и никак не желает видеть в нем труса, что свидетельствует о ее доброте. В ней всегда присутствует желание поддержать, оказать помощь, для этого она даже готова подставить себя. Это очень любящая девочка: принимает на себя вину мальчика, которого любит, чтобы избавить его от наказания одноклассников.

У Лены с самого начала не складываются отношения с классом: она другая. Во-первых, она внешне не похожа на остальных: «…у меня ведь дурацкая улыбка - до самых ушей». «Я - чучело, я - урод…». Эти слова Лены отражают вовсе не то, что она некрасива, она просто другая: не интересующаяся модой, ко всем открытая, всем улыбающаяся и всех любящая. Но прозвище, данное ей одноклассниками, также подчеркивает разницу в поведении между ними: между открытостью и доверчивостью Лены и эгоизмом, корыстью, жестокостью класса, несомненно, находится пропасть.

Очень важно для конфликта также то, что Лена приходится внучкой Бессольцеву, которого прозвали Заплаточником. Дедушка Лены - коллекционер картин. Он покупает их, отдавая большие деньги, при этом, абсолютно не заботясь о своем внешнем виде. В них заключается вся жизнь пожилого человека. Это свидетельствует о том, что главными ценностями в этой семье являются, прежде всего, духовные. Именно он привил Лене столь ценное качество, как любовь к людям: «Дедушка, ведь ты же говорил, что нужно быть милосердным!» Как мы знаем, социальное окружение играет огромную роль в развитии, социализации личности. Под влиянием семейного окружения закладываются первые воззрения человека на жизнь, его ценности. Совершенно очевидно, что Лена Бессольцева, человек который сумел пережить и простить предательство, сумел устоять перед напором группы, сумел не потерять человеческого достоинства, - сильный человек. И именно дедушка взрастил в ней этот нравственный костяк.

Итак, Лена Бессольцева, личность, для которой, в первую очередь, важна духовная составляющая, которая заботится о счастье других людей, способная на альтруистические поступки. Уважение, доверие, открытость,- основные черты этого человека. Счастье других людей важнее для нее, чем свое. В этом вся Лена. Чувство любви, милосердия, желание быть хорошим другом и, главное, вера в людей - вот главные и единственные мотивы поведения девочки. Следование этим ценностям и есть неконформное поведение для данной группы, класса, в который попала девочка. Посмотрим, чем же характеризуется эта группа.

Школьный класс - малая группа, внутри которой происходят свои определенные процессы. В противовес Лене у них совсем иные ценности. Главное в их жизни отнюдь не духовное начало, все их разговоры направлены на материальные ценности: деньги, вещи, - а также характеризуются неким эгоизмом, мстительностью, злопамятством.

Каждый из них преследует собственную цель, стремиться наказать виноватого. «Откуда у нее деньги на фирма, она же взяток не берет. - Пускай берет», «Я не ломовая лошадь, чтоб бесплатно работать. У нас государство богатое». Эти цитаты еще раз отражают воззрения ребят на жизнь: готовность ради социального статуса, материального благосостояния пренебречь моральными принципами. Один из них сдает собак на живодерню за копейки.

Кроме того, неуважение к взрослым, пожилым людям, к их жизни и чувствам - еще одна характерная черта данной группы. «Всю свою жизнь под откос пустила: ни кола, ни двора, пятерых вырастила, ни один ни копейки ни шлет», - эти слова мальчик говорит о собственной бабушке. Неуважительное общение с собственной мамой одной девочки также свидетельствует об этой черте группы. Их понятие «справедливости» исключает из себя все положительное наполнение: травля Лены Бессольцевой тому пример. Данная группа - идеальный пример характерного для этого возраста максимализма: «Живешь не по правде - расплата». И уж если расплата, то «по всем статьям». Жестокость здесь естественна, а что естественно, то не безобразно.

В этой группе очень четко прослеживается групповое давление на всех индивидов, ее составляющих.

Причем, в каком-то случае это эффект группового внушения , когда происходит искреннее соглашение с мнением большинства; а в каком-то только внешний конформизм или приспособленчество , как в случае с Димкой Сомовым, которому свойственна боязнь в расхождении собственного мнения и мнения группы. Кроме того, в данной группе наблюдается определенного рода сплоченность. Все ребята достаточно много времени проводят вместе: прогулки, дни рождения. При этом нельзя сказать, что ценностно-ориентационное единство группы присутствует в полной мере: кому-то важнее социальный статус, кому-то наказание «несправедливости», предательства. Но за счет конформизма, можно сказать, что здесь господствует «групповое согласие».

Кроме того, под влиянием наличия общей цели, они становятся как одно целое, действуя сообща. Цель их достаточно жестока, хотя сами они считали ее благородной: наказать, проучить предателя, а по сути, участие в травле беззащитного человека. Те, кто не вписался в их взгляды, высказал иные мысли или вмешался в действия, жестоко наказывался. Месть - основной мотив детей в данной ситуации. Так, мальчик, защищавший Лену, Васильев, при высказывании своих мыслей получал физическое наказание: избиение ногами, удар в лицо. Можно сказать, что данную группу сплачивало наличие совместной деятельности, цели.

Наиболее выделяющимися представителями данной группы являются Железная Кнопка, Миронова, и Дима Сомов. Обратим на них наше внимание.

Железная Кнопка является негласным лидером класса. Ее поведение определяется желанием выделяться: быть принципиальной, волевой, независимой. «Честность - понятие растяжимое: сказал честно, а поступил подло. Ты же знаешь, я не хотела идти в кино, но предать я не могу». «У меня ко всем один счет: живешь не по правде - расплата».

Тем не менее, эти качества необходимы ей лишь для того, чтобы сохранять лидерство. Именно она преследует цель наказать всех предателей, как бы жестоки не были методы.

При этом она испытывает положительные эмоции по отношению к Лене: «А Бессольцева - человек…Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась …». Эти цитаты, несомненно, говорят о ее характере, а, возможно, также и об атмосфере в семье, которая отражается на ней. В конце она произносит: «Вы все как моя мама: лишь бы все было шито-крыто». Мы понимаем, что она осознает, что ответственность за все произошедшее, за жизни детей несут не только они сами, но и родители, и учителя, и все окружающие.

Еще одним представителем, является Дима Сомов. Он занимает особое место в системе образов. Являясь своего рода авторитетом, он производит впечатление человека, которые ничего не боится, преследует благородные цели: он пытался защитить Лену перед классом, спасти собак от Вальки, заработать денег независимо от родителей. С одной стороны, он даже не зависит от других и этим выделяется. «Он был такой…как в книжке. Никого не боялся, всегда был первым…».

Но впоследствии, в сложной ситуации, оказалось, что он, также как все в этом классе, не может без него существовать. Это как раз тот случай конформизма - приспособленчества, - о котором мы говорили выше. Ему свойственна трусость, он оказался способен на множественное предательство.

Мотивы его поступков также очевидны. Не выделяться - вот, что главное. Он боялся сказать группе о своем поступке, боялся мести, боялся оказаться «не как все».

Желание сохранять лидерство, боязнь осуждения и отчуждения от данного общества, группы пересиливает в нем все. В ситуации, когда все хотели идти в кино, а он высказывал мысль о том, чтобы остаться на урок, ему сказали: «Да кто ты такой? Ты, что, начальник, а мы должны тебя слушать?». Он тут же перешел на их сторону и даже предложил одолжить денег. В ситуации с Леной он не только не сознался в своем поступке, но еще и принял участие в ее травле.

В итоговой сцене он вызывает жалость. Ситуация, произошедшая с этим человеком, показывает, как внутренний конфликт одной личности может повлечь за собой внешний, задействовать не одного и не двух других людей и, возможно, даже испортить жизнь некоторым из них.

Социальная среда, в которой воспитываются эти дети, играет свою роль: разведенные или пьющие родители, мама, у которой все должно быть «шито-крыто», низкое материальное положение, мрачная обстановка города. Дети оказываются обделенными: кто-то в одном, кто-то в другом. Незря все они рвутся в Москву как в другую жизнь и ожесточаются, когда поездка срывается.

Как мы видим, данный конфликт происходит в основном из-за разницы в ценностях, установках, разницы в воспитании, в окружении. Бескорыстие, желание помочь, открытость, доброта и сила характера противопоставляются трусости, эгоизму, жестокости, желанию наказать всех. Несомненно, также столкновение двух жизненных позиций главных героев - Димы Сомова, героя, способного рассуждать о благах коллектива, но трусливого и безнравственного на деле, и Лены Бессольцевой, хрупкой, немного нелепой девочки, но поистине сильного и прекрасного человека. Рассмотрим более подробно возникновение и развитие данного конфликта.

Как указывает Петровская, в своем возникновении и развитии конфликт проходит несколько стадий. Тем не менее, далеко не все конфликты затрагивают их все. Ситуация, рассмотренная нами в данном эссе, проходит в своем развитии все стадии.

Объективная конфликтная ситуация между Леной и классом возникла тогда, когда Лена взяла на себя вину Димки Сомова. Класс сорвал урок, сбежав в кино. Вернулось только два человека - Лена, потому что разбила коленку, и Дима, потому что забыл деньги. Диму поймала учительница, и он рассказал, почему класс отсутствует, из-за этого их не взяли на экскурсию в Москву. Лена слышала разговор Димы с учительницей, и во время разборок в классе взяла вину Димы на себя.

Важным моментом является то, что Лена была влюблена в Диму: они дружили, гуляли, он пытался ее защищать, она считала его лучшим другом и думала, что он считает. В тот момент, когда она брала вину на себя, Дима не решался сказать правду, а Лена не представляла действительной картины. Ее образ конфликтной ситуации в самом начале не соответствовал той среде, где она находилась, и объективно она еще не оценила человека, за которого вступилась. Она объявляет о своей вине даже с некой радостью, думая, что совершает благое дело - выручает друга, пытаясь избавить его от испорченной репутации. Тот факт, что она стала человеком, который «заложил», для нее ничего не значил, она его даже не осознавала.

Очень важно также то, что возникновение конфликтной ситуации произошло не только вследствие Лениных действий, но вследствие бездействий Сомова - истинного виновника.

Внутриличностный конфликт этого человека заключался в том, что он был виноват, но сказать этого классу он не мог, боясь потерять позиции, которые имел, боясь вступать в конфликт. Он мучился от этого: «Я самый подлый трус…и подраться мне не страшно, но сказать все всем я не могу…» Внутренний конфликт этой личности влечет за собой внешний между другими людьми, когда впоследствии он начинает метаться между Леной и классом и окончательно переходит на сторону последнего. Именно вследствие отсутствия внутренней определенности, уверенности у одного человека, возникает конфликтная ситуация, которая задействует и других человека.

Осознание конфликтной ситуации с одной стороны - со стороны класса - происходит мгновенно. Они начинают воспринимать ее как предателя, человека лишившего их поездки в Москву, как единственного шанса в жизни. Причем тут же происходит переход к конфликтному поведению. Реакция группы мгновенна: скооперировавшись, они объявляют ей бойкот, гонят по улице.

Осознание же со стороны отдельной личности - Лены, происходит не сразу. Долго она воспринимала Диму как друга. Когда он пугал ее кабаном, она говорила: «Это они его заставили. У него тряпка во рту». И только после действительно жестоких действий - погони, нападения - происходит понимание серьезности всей ситуации. «Даже если тебя гонят, даже если их много и они тебя бьют, нельзя бежать, никогда нельзя бежать!» Пожалуй, в этом заключается один из ключевых моментов данного конфликта: одна сторона не сразу отреагировала на возникновение конфликтной ситуации, воспринимая свои действия как само-собой разумеющиеся. Эмоциональное состояние личности, а также ее воспитание в некоторой степени помешало ей объективно оценить обстановку. То есть, вначале мы имеем дело с неадекватно понятым конфликтом.

Неконформное поведение Лены можно рассматривать с двух точек зрения: первая - как воспринимают ее ребята: она рассказала учителю, предала; вторая - объективное поведение: взяла вину на себя, помогает человеку, радуется этому, что тоже является несвойственным для этой группы. конфликт психологический конформизм

Пиковой точкой конфликта является сцена на костре. Эта сцена очень важна, она представляет собой некий переломный момент в отношениях Димы и Лены. Он так и не смог сказать правду и, перейдя на другую сторону окончательно, начинает принимать участие в травле Лены: бросает ее платье, поджигает чучело. Самый яркий за весь фильм пример конформизма, полного подчинения нормам группы, приспособленчества. Вся эта сцена похожа на некое жертвоприношение. И когда Бессольцева спасает чучело и бежит с ним, все разбегаются. Надо отметить, что этот момент очень важен. «Вот тогда-то я и подумала, что моя жизнь кончилась», - слова 12-тилетней девочки. Момент, когда детская, подростковая жестокость доходит до самого края. Эмоциональное, психологическое напряжение достигает своего пика.

Еще один напряженный момент конфликта происходит на дне рождения Сомова, когда Лена приходит, побритая наголо, танцует, как ни в чем не бывало, затем раскрывает им всем глаза друг на друга. Именно тогда звучат слова Мироновой: «Бессольцева - человек, не то, что вы, все хлюпики…» И после этого конфликт идет на спад.

Разрешение конфликта, как заключительная стадия, происходит, во-первых, за счет преобразования объективной ситуации - после признания Сомова; во-вторых, как следствие после изменения образов, имеющихся у сторон - «предателем» оказался Сомов, а не Лена, она стала «молотком, а все остальные гвозди». Очень важной частью является конец: Лена отказывается объявлять Диме бойкот. Это свидетельствует о том, что пережив такое испытание, она сумела сохранить человеческие качества. Более того, она искренне не желает, чтобы на ее месте оказался кто-то другой, пусть даже человек ее предавший. Ее слова: «Я была на костре», - свидетельствуют об этом. Итак, в данном случае имеет место полное разрешение конфликта.

Важен тот факт, что в данном случае конфликт сыграл не только деструктивную, но также и конструктивную функцию.

Деструктивная функция проявилась во многих аспектах: внутриличностный конфликт Сомова привел его к психологическому дискомфорту, что в итоге привело к полному подчинению группе, то есть к разрушению неких аспектов личности; до психологической напряженности, дискомфорту, практически нервного срыва была доведена Лена: «За что мне все это! Я не хочу жить!».

Но не менее важна конструктивная функция данного конфликта. В данном случае конфликт, в особенности его разрешение, сыграло познавательную роль для класса, данной группы людей. Возможно, это послужит им впоследствии толчком к разумному поведению с людьми. «Мы детки из клетки, вот кто мы. Нас в зверинце показывать надо!», - сказала, плача, одна из участников группы.

Осознание сделанного отображается в фразе, написанной на доске после отъезда Лены: «Чучело, прости нас!» Эти последние моменты очень важны, так как, возможно, именно тогда произошло некое переосмысление ценностей, образов, детей начали волновать другие проблемы, в частности их собственное поведение.

Итак, конфликт, рассмотренный нами, отображает столкновении жизненных позиций, взглядов, установок, воспитания - всего того, что представляет из себя человек.

Очень четко показано конформное поведение. «Быть как все» нередко считается оптимальной позицией: все смеются, и ты смеёшься, даже не понимая шутки; все осуждают, и ты осуждаешь, не понимая, в чем заключается вина. Вариантов масса, когда человек переступает через себя, ради того, чтобы не отличаться от коллектива. Эффект группового влияния ни лицо. Неконформное поведение тоже ярко отражено, но таких личностей, способных противостоять толпе гораздо меньше, чем Сомовых. В жизни не всегда конфликт проходит все стадии, и развязка не всегда заканчивается полным осознанием своей вины.

Данная ситуация затрагивает много аспектов: показывает, к каким последствиям может внутриличностный конфликт привести, как он влияет на разрушение личности, рассматривает конформное и не конформное поведение с разных точек зрения, описывает динамику конфликта на примере личности и малой группы, а также его функции.

Список использованных материалов

1. Фильм Р.Быкова «Чучело», Тверь, 1983г.

2. Л.А. Петровская О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта; М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. С. 126-143

3. А.Л.Журавлев Социальная психология: Психология малых групп

http://www.situation.ru/app/j_art_501.htm

4. Г. М. Андреева Социальная психология. Учебник.: Социальная психология групп; 2003

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Современная экзистенциальная трагедия. Сочетание в сюжете нескольких новелл и взаимодействие реального мира с вымышленным, потусторонним в фильме "Жить". Проблема выбора, показанная в фильме "Как я провел этим летом". История двух изгоев в фильме "1+1".

    контрольная работа , добавлен 21.05.2015

    Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Психологический подход к изучению конфликта. Современные конфликтологические теории. Стратегии поведения в конфликте.

    реферат , добавлен 20.11.2011

    Конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов. Основные черты конфликта, его этапы и составляющие. Структурные элементы конфликта: стороны, предмет, образ ситуации, мотивы, позиции сторон-конфликтеров.

    презентация , добавлен 19.10.2013

    Конфликт представляет собой открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями. Понятие и особенности юридического конфликта. Типология и структура конфликта. Динамика и разрешение юридического конфликта.

    реферат , добавлен 17.06.2008

    Социально-психологическая характеристика конфликтов. Определение понятия «конфликт», природа социального конфликта. Типы конфликтов и способы поведения в них. Периоды и этапы развития конфликта. Диагностика конфликтов. Разрешение конфликтных ситуаций.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2008

    Социально-психологическая характеристика межличностного конфликта. Классификация и сущность конфликта. Структура, элементы, функции и динамика межличностного конфликта. Стили поведения в межличностном конфликте. Профилактика и разрешение конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2009

    Основные функции, стороны и виды общения. Изучение психологической совместимости в коллективе. Причины и основные стилевые методы преодоления конфликта. Исследование проявления его в сфере сервисных услуг. Разрешение конфликта по системе Томаса-Килменна.

    реферат , добавлен 24.08.2015

    Объект, предмет и тип конфликта в произведении Александра Вампилова "Свидание", причины его возникновения. Психологические составляющие конфликта. Инцидент, эскалация и разрешение конфликта. Латентный или открытый конфликт на основе личной неприязни.

    контрольная работа , добавлен 21.05.2009

    Понятие конфликта в отечественной и зарубежной психологии. Особенности межличностных конфликтов в коллективе военнослужащих; причины, условия и факторы, влияющие на их уровень. Социально-психологические условия профилактики конфликтов в воинской среде.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2013

    Социально-психологическое содержание понятия "конфликт", его классификация. Структурно-динамические характеристики: участники; условия; предмет; действия сторон; исход. Специфика организационного конфликта. Анализ причин, течения и результатов конфликтов.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода