Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Международное космическое право кратко. Xvi международное космическое право

Понятие, сущность и основные особенности международного космического права

С самого начала космической деятельности оказалось, что любой из ее видов может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деятельности затрагивают интересы всего международного сообщества. Это повлекло необходимость, во-первых, разделить понятия “правомерная космическая деятельность” и “противоправная космическая деятельность” и, во-вторых, установить определенный порядок осуществления допустимой с точки зрения международного общения космической деятельности.

Осуществление всякой деятельности, затрагивающей интересы других государств, неизбежно приводит к возникновению международных правоотношений. Носителями соответствующих прав и обязанностей в таких случаях становятся субъекты международного права.

Признание того, что в процессе космической деятельности могут возникать международные правоотношения, содержалось уже в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1348 (XIII) от 13 декабря 1958 г., в которой отмечались “общая заинтересованность человечества в космическом пространстве” и необходимость обсуждения в рамках ООН характера “правовых проблем, которые могут возникнуть при проведении программ исследования космического пространства”.

Разработка международно-правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе освоения, космоса, первоначально происходила на основе понятия космической деятельности как объекта правоотношений. Вместе с тем возникла необходимость в установлении правового режима космического пространства-новой среды, в которой стало возможным осуществление деятельности человека.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН “Вопрос об использовании космического пространства в мирных целях”, принятой 13 декабря 1958 г., говорится как о правовом статусе космического пространства, так и о характере космической деятельности (стремление использовать космическое пространство исключительно в мирных целях, на благо человечества; необходимость международного сотрудничества в новой области).

Договор по космосу 1967 года устанавливает режим космического пространства (ст. I и II) и в то же время определяет права и обязанности государств в процессе деятельности не только собственно в космосе, но и во всех других средах, если их деятельность там связана с исследованием и использованием космоса.

Если бы нормы и принципы международного космического права относились только к регулированию деятельности в собственно космическом пространстве, то соответствующие правоотношения на Земле, связанные с деятельностью в космическом пространстве, были бы искусственно изъяты из сферы космического права.

Между правовым режимом космического пространства и правовым регулированием деятельности по использованию этого пространства существует неразрывная связь. Еще до того, как Генеральная Ассамблея ООН признала необходимость разработки специальных правовых принципов космической деятельности, ученые-юристы многих государств предсказывали, что в системе международного права сложится особая группа норм и принципов, призванных регулировать правоотношения в новой сфере деятельности. Специфичность этой группы норм и принципов обосновывалась особенностями самого космического пространства как новой среды деятельности человека, а также особенностями космической деятельности, которая существенно отличается от деятельности в любой другой области.

Космическое право имеет следующие особенности: только космическое пространство дает человечеству возможность выйти за пределы земной среды в интересах дальнейшего прогресса цивилизации; в космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат и могут быть & перспективе использованы человеком; космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, Мирового океана и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования; космическое пространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека; в космосе и на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных.

К особенностям космической деятельности следует отнести то, что она осуществляется с помощью принципиально новых средств-ракетно-космической техники; использование космоса в военных целях представляет собой ни с чем не сравнимую опасность; в результатах космической деятельности заинтересованы все без исключения государства, а осуществлять ее самостоятельно могут в настоящее время лишь несколько наиболее развитых в научном и промышленном отношении государств; запуск космических аппаратов и их возвращение на Землю могут быть связаны с использованием воздушного пространства иностранных государств и пространств открытого моря; космические запуски могут причинять ущерб иностранным государствам и их гражданам.

Исходя из указанной специфики космического пространства и космической деятельности, правовая доктрина предлагала различные решения проблем, возникающих в связи с деятельностью человека в этой области.

Отдельные юристы обосновывали специфику международно-правового регулирования космической деятельности и режима космического пространства. При этом они в своих рассуждениях зашли столь далеко, что сформулировали вывод либо о полной самостоятельности нового вида правоотношений и его изолированности от всей совокупности уже существующих международных правоотношений, либо о необходимости ревизии существующего международного права под влиянием нового вида деятельности.

Анализ характера и целей космической деятельности показывает, что никакой исключительности с точки зрения общественных отношений в этой новой сфере человеческой деятельности нет.

Между правом и внешней политикой существует неразрывная связь. Тесно связано с вопросами внешней политики и освоение космоса. Руководящим началом в проведении государствами внешней политики в любой области в наши дни должны служить принципы мирного сосуществования, которые, безусловно, применимы и к космической деятельности.

Особое значение общие правовые принципы имели для космической деятельности в тот период, когда международное космическое право находилось в начальной стадии своего формирования. Отсутствие специальных принципов должно было компенсироваться применением общих принципов. Такой подход давал возможность отвергать необоснованные утверждения о “правовом вакууме” в сфере космической деятельности.

Советские и другие прогрессивные юристы с самого начала зарождения науки международного космического права исходили из того, что основные принципы и нормы международного права распространяются и на космическую деятельность. Что касается ее специфики, то она подлежит учету в специальных нормах, которые, будучи основанными на общепризнанных основополагающих принципах и нормах, могут составить новую отрасль международного права, но отнюдь не самостоятельную правовую систему.

Советская, а позже - российская концепция международного права исходит из тесной взаимосвязи научно-технического прогресса и права. Прогресс науки и техники не может не отражаться на развитии международного права. Крупнейшие научно-технические достижения всегда вызывали необходимость правового регулирования отношений между государствами, связанных с использованием этих достижений, ввиду того что последствия их применения могут приобретать региональный и даже глобальный характер.

Однако международное право не только испытывает воздействие научно-технического прогресса, но и, в свою очередь, оказывает влияние на развитие науки и техники. Принятие запретительных норм тормозит совершенствование одних видов техники, стимулирует развитие новых, использование которых не подпадало бы под действие этих запретов.

Если с точки зрения науки о природе космос подчиняется своим особым закономерностям, то с точки зрения науки об обществе он должен подчиняться общим для всего человечества принципам, распространяющимся на все виды деятельности. Международное право-это социальный исторический институт, существование которого обусловлено разделенностью мира на самостоятельные государства. Регулированию этой системой права подлежит всякая деятельность, если она затрагивает интересы более чем одного государства. Общепризнанные в каждую конкретную эпоху нормы международного права подлежат применению всюду, где действуют различные государства.

Правовой режим космического пространства и регулирование космической деятельности не могут быть оторваны от основных принципов мира и мирного сосуществования государств. Они должны строиться с учетом актуальных проблем развития современных международных отношений.

Распространение на космос основных принципов современного международного права необходимо также потому, что они включают положения о равенстве, мирном сосуществовании, сотрудничестве государств, невмешательстве во внутренние дела друг друга и т. д. В их соблюдении заинтересованы все народы, Эти принципы применимы ко всем видам космической деятельности, несмотря на ее специфику. Только на основе этих принципов возможны организация широкого международного сотрудничества и ускоренный прогресс в области исследования и использования космоса.

Теоретическая полемика ученых-юристов завершилась официальным признанием государствами применимости международного права, включая Устав ООН, к космическому пространству и небесным телам [п. 1а резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г.]. Через год государства признали применимость международного права, включая Устав ООН, к деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства [преамбула резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1802 (XVII) от 14 декабря 1962 г.]. Договор по космосу 1967 года уже содержит обязательные для применения материальные нормы, согласно которым космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом {ст. I), а деятельность по исследованию и использованию космического пространства должна осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав ООН (ст. III).

МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

4 октября 1957 г. впервые в истории человечества в космос был запущен советский искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. на околоземную орбиту впервые поднялся человек – гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. Наступила новая эра человеческой деятельности – эра исследования и использования космического пространства.

С освоением космоса началось формирование новой отрасли современного международного права – космического права.

Международное космическое право – совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу осуществления ими космической деятельности и определяющих правовой режим космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Под космическим пространством понимается пространство за пределами воздушной сферы Земли, которое является «вещью, изъятой из оборота», т. е. не подлежащей присвоению ни одним государством.

Становление космического права началось сравнительно недавно, однако его нормы и принципы уже сформированы и закреплены в ряде международных договоров, основными из которых являются: Договор о космосе; Соглашение о спасании космонавтов; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972); Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1976); Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979); Принципы дистанционного зондирования Земли из космического пространства (1986), а также другие многосторонние и двусторонние международные соглашения.

Субъектами международного космического права являются суверенные государства, международные межправительственные организации. Международное космическое право допускает возможность осуществления космической деятельности неправительственными организациями (юридическими лицами); однако они не становятся субъектами международного космического права, так как их деятельность должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением государств – участников Договора о космосе (ст. VI). Объектами международного космического права являются космическое пространство, небесные тела, космонавты, искусственные космические объекты, результаты практической космической деятельности государств.

П р и н ц и п ы международного космического права сводятся к следующему: во-первых, исследование и использование космического пространства должно осуществляться в мирных целях и в интересах всего человечества; во-вторых, на космическое пространство, Луну, небесные тела не может распространяться суверенитет отдельных государств. С учетом этих положений происходит формирование и закрепление в международных договорах принципов и норм этой специфической отрасли международного права.

Свобода исследования и использования космического пространства, Луны и других небесных тел в мирных целях предусмотрена ст. I Договора о космосе: исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Исследование и использование космического пространства открыты для всех государств без какой-либо дискриминации и в соответствии с принципами международного права.

Запрет на национальное присвоение космического пространства и небесных тел установлен мировым сообществом исходя из того, что эти объекты являются res extra commercium – «вещью вне оборота». Вселенная находится вне суверенитетов, юрисдикций и чьей-либо собственности. Ст. II Договора о космосе и п. 3 ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979) устанавливают, что присвоение не может осуществляться ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации. На космическое пространство, Луну и небесные тела государства не могут распространять свой суверенитет Запрещаются любые формы и способы присвоения космического пространства не только государствами, но и международными и национальными корпорациями и частными лицами. Запрет национального присвоения не распространяется на искусственные космические объекты, в отношении которых государство сохраняет юрисдикцию и контроль (Договор о космосе, ст. VIII).

Демилитаризация космического пространства и небесных тел предусмотрена ст. IV Договора о космосе; государства обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать в космическом пространстве каким-либо иным образом. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах (1963) запрещает производить испытательные взрывы ядерного оружия в космосе.

Проблема демилитаризации космоса – это глобальная проблема современности. На предотвращение милитаризации космического пространства был направлен Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (1972) и Дополнительный протокол к нему (1974), договоры СНВ-1 и СНВ-2. Согласно Договору об ограничении систем противоракетной обороны (1972), каждая из сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно наземного базирования (ст. V). В настоящее время США де-факто обошли этот договор путем развития новых космических технологий. Теперь они считают, что договор устарел и де-юре. Однако Россия придерживается противоположной точки зрения: она будет добиваться сохранения и соблюдения договора 1972 г. об ограничении систем противоракетной обороны – краеугольного камня стратегической стабильности.

Вместе с тем Договор о космосе не запрещает использование военного персонала для научных исследований, а также применение любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования космоса. Использование в космосе ядерных источников энергии (ЯИЭ) не противоречит нормам международного права. В настоящее время используются в основном два типа ЯИЭ – радиоизотопные генераторы и ядерные реакторы. Указанные ЯИЭ невзрывоопасны и в силу этого не могут рассматриваться в качестве оружия массового уничтожения, размещение которого в космосе запрещено ст. V Договора о космосе. Применение ЯИЭ в целях мирного исследования и использования космического пространства требует специальной регламентации с учетом их специфики.

Оказание помощи космонавтам в случае аварии возлагается на все государства. В Конвенции о спасании космонавтов закреплено следующее:

Если в случае аварии космический корабль приземляется на территории какого-либо государства, то оно принимает незамедлительные меры к оказанию помощи; информирует власти государства, запустившего космический объект, Генерального секретаря ООН (ст. 2);

Если космический корабль вынужден приводниться в открытом море или приземлиться на территории, не находящейся под суверенитетом какого-либо государства, ему оказывают помощь государства, которые в состоянии это сделать; они также информируют запустившее космический корабль государство и Генерального секретаря ООН (ст. 3);

Государство, на территории которого окажется космический корабль, незамедлительно возвращает его и экипаж государству, которому этот корабль принадлежит (ст. 4);

Все расходы, связанные с оказанием помощи космическому кораблю и его экипажу, покрываются властями, осуществившими запуск корабля (ст. 5).

Международное сотрудничество в мирном исследовании и использовании космического пространства (Договор о космосе, ст. I, III, IX) может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе, а также в рамках международных организаций. Это сотрудничество предполагает: соблюдение норм и принципов Устава ООН; обязанность учитывать интересы других государств (Договор о космосе, ст. IX); запрещение создавать потенциально вредные помехи деятельности других государств (ст. IX); оказание возможной помощи космонавтам в случае аварии (ст. V); информирование всех стран о характере, ходе, месте и результатах деятельности в космическом пространстве (ст. XI) и др.

Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности (2001) предусматривают развитие программ сотрудничества в мирном освоении космоса. Среди них – запуски иностранных спутников российскими ракетами-носителями; предоставление в аренду на геостационарной орбите спутников связи, выведенных в точку, зарегистрированную потребителями; осуществление на борту международных космических станций дистанционного зондирования Земли и проведение работ на российской технологической аппаратуре или предоставление российских космических аппаратов для установки оборудования и др. Эти проекты реализуются в рамках Межправительственного соглашения Канады, государств – членов Европейского космического агентства, Японии, России и США о сотрудничестве по международной космической станции гражданского назначения (1998).

Наиболее распространено двустороннее сотрудничество. Так, в соответствии с соглашениями между Россией и Индией, российскими ракетами-носителями выводятся на околоземную орбиту индийские искусственные спутники. Успешно развивается сотрудничество России с Францией; в состав международных космических экипажей входят французские космонавты; французская аппаратура использовалась на российских космических аппаратах.

В 1972 г. СССР и США подписали Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, во исполнение которого в 1975 г. состоялись совместный полет и стыковка советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлон». В 1977 г. в связи с истечением срока действия этого соглашения стороны подписали новое Соглашение о сотрудничестве в исследовании космического пространства в мирных целях, которое закрепляет обязательства сторон развивать сотрудничество в областях космической метеорологии, изучения окружающей природной среды, исследования околоземного космического пространства, Луны и планет, а также в сфере совместных разработок спутниковых поисково-спасательных систем (ст. 1) и др. Стороны взяли на себя обязательство, направленное на решение международно-правовых проблем исследования и использования космического пространства в мирных целях во имя укрепления правопорядка в космосе и дальнейшего развития международного космического права (ст. 4).

При исследовании и использовании космического пространства наибольший эффект приносит многостороннее сотрудничество. Так, в 1967 г. была принята программа сотрудничества в области исследования и использования космического пространства («Интеркосмос»). Многостороннее сотрудничество осуществляется в рамках: Европейского космического агентства, созданного в 1975 г., с которым Россией заключено соглашение (1995), а также «Интелсата» – Международной организации спутников связи, созданной в 1971 г., к которой Россия присоединилась в 1993 г..

Большое внимание исследованию и использованию космоса уделяет ООН. Важнейшим ее органом, призванным быть центром международного сотрудничества в космосе, является Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (создан в 1959 г.). В рамках этого Комитета разработаны основные договоры, соглашения и конвенции по космосу. Наша страна поддерживает идею об учреждении всемирной космической организации, что позволит поднять международное сотрудничество в мирном освоении космоса на более высокий уровень. Важную роль в осуществлении международного сотрудничества играют такие специализированные учреждения ООН, как Международный союз электросвязи (МСЭ), занимающийся распределением, регистрацией, координацией частот для различных служб радиосвязи; Всемирная метеорологическая организация (ВМО), под эгидой которой действует глобальная система метеорологических наблюдений. Международная морская организация (ИМО) использует космическую технику для морского судоходства, а Международная организация гражданской авиации (ИКАО) – для связи и навигации воздушного транспорта.

Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1976), когда космический объект выводится на околоземную орбиту или дальше в космическое пространство, запускающее государство регистрирует этот космический объект путем записи в соответствующий регистр. Каждое запускающее государство информирует Генерального секретаря ООН об учреждении такого регистра.

Международная ответственность государств за деятельность в космическом пространстве предусмотрена Договором о космосе (ст. VI). Ответственность несет как государство, с территории которого осуществляется запуск космического объекта, так и то государство, в интересах которого осуществляется запуск (ст. VII). Если запуск осуществляет международная организация, то ответственность может быть солидарной. Противоправны в космосе такие действия государств, как ядерные взрывы, размещение ядерного оружия, враждебная пропаганда из космоса. Если ущерб причинен в результате иных правомерных действий, то речь может идти только о материальном возмещении ущерба. Так, согласно Конвенции о международной ответственности, за ущерб, причиненный космическими объектами (1972), запускающее государство несет абсолютную ответственность по вопросу выплаты компенсации за ущерб (ст. II). Кроме того, нарушение космического права влечет политическую ответственность государств.

В рамках СНГ заключены соглашения, направленные на мирное освоение космоса, например Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства (1991). Осуществляется сотрудничество стран СНГ по соглашению о создании систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства (1992), в рамках двусторонних соглашений с Украиной (1997) и Белоруссией (1995) и др. В СНГ реализацию межгосударственных программ исследования и использования космического пространства координирует Межгосударственный совет по космосу, формируемый из полномочных представителей государств.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис Александрович

Тема 16. Международное космическое право Ответственность за нарушение норм международного космического права несут государства, независимо от того, кто осуществляет космическую деятельность – правительственные органы или неправительственные юридические лица

Из книги Международное право автора Вирко Н А

47. Международное космическое право Международное космическое право – это совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулирующих права и обязанности участников космической

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

78. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И НЕБЕСНЫХ ТЕЛ Международное космическое право – система международных принципов и норм, устанавливающих основы космического сотрудничества государств, а также правовой режим космического

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

87. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО Международное таможенное право – отрасль международного права, регулирующая таможенные отношения, возникающие между государствами, а также их объем и качество международно-правового регулирования.Существуют следующие основные

Из книги Положение лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров в Российской Федерации автора Кочетков (Петров) Игорь

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич Из книги автора

2.1. Международное право 2.1.1. Международно-правовые стандарты равноправия и недискриминации применительно к сексуальной ориентации и гендерной идентичности В настоящее время Российская Федерация не участвует ни в одном международном договоре, который бы прямо

Из книги автора

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой

Из книги автора

1. Понятие, предмет и метод правоведения Согласно Конституции РФ мы все живем в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности. Правоведение предназначено для студентов, обучающихся

Из книги автора

ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Согласно своим учредительным документам интеграционные объединения признают общепризнанные нормы и принципы международного права и обязуются им следовать. Однако реальное участие этих образований в международных делах и

В современном международном праве была сформирована новая отрасль – международное космическое право. Предметом данной отрасли являются: отношения по поводу небесных тел и космического пространства; искусственных космических объектов, правовое положение космонавтов, наземных космических систем, а также в целом космическая деятельность.

Международные договоры, служат основными источниками международного комического права, а именно:

  • Договор о принципах деятельности государств по использованию и исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Москва, Вашингтон, Лондон, 27 января 1967 года);
  • Конвенция о международной ответственности за ущерб, которые был причинен космическими объектами (Москва, Лондон, Вашингтон, 29 марта 1972 года);
  • Соглашение о спасании космонавтов, возвращении объектов и возвращении космонавтов, которые запущены в космическое пространство (Москва, Лондон, Вашингтон, 22 апреля 1968 года);
  • Конвенция о регистрации объектов, которые запущены в космическое пространство (12 ноября 1974 года);
  • Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (5 декабря 1979 года);
  • двусторонние и региональные соглашения между государствами, международными организациями и государствами.

В регулировании космического пространства и его правового режима огромную роль сыграл Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, под водой и в космическом пространстве (Москва, 5 августа 1963 года).

Участниками международных правоотношений по поводу использования космической технологии и деятельности в космическом пространстве, в данном случае, являются субъектами международного космического права. Государства являются главными субъектами, так как большую часть всей космической деятельности осуществляют именно они.

Международные организации в соответствии с наделенными полномочиями относятся к вторичным субъектам международного права. В качестве примера можно привести Международную организацию спутниковой связи и другие. В космической деятельности, многие договоры могут устанавливать различные условия участия международных организаций.

Например, в соответствии с Конвенцией 1972 года, чтобы международная организация могла пользоваться определенными правами и нести обязанности, которые вытекают из данной Конвенции, нужно соблюдать дополнительные условия:

  • большинство членов организации должны являться участниками Договора по космосу 1967 года;
  • международная организация должна официально заявить о том, что она принимает все обязательства по данной Конвенции;
  • организация сама должна самостоятельно реализовывать космическую деятельность.

В осуществлении космической деятельности также могут принимать участие неправительственные организации, то есть юридические лица, так как международное космическое право не исключает такой возможности. Но так как подобные предприятия не имеют право принимать непосредственное участие в создании правовых норм, то соответственно они не могут являться субъектами международного права. Когда государство подписывает с крупными корпорациями контракты, то это является всего лишь соглашением гражданско-правового характера, а не международным договором. С такими субъектами, космическая деятельности осуществляется «под строгим наблюдением и с разрешения соответствующего государства», которое отвечает и несет ответственность за деятельность этих юридических лиц.

В международном космическом праве было сформировано несколько отраслевых принципов:

  • свобода использования и исследования небесных тел и космического пространства;
  • запрет на национальное присвоение небесных тел и космического пространства;
  • ответственность государств за космическую деятельность;
  • ненанесение ущерба небесным телам и космическому пространству.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Возникновение международного космического права как самостоятельной тесно связано с началом практического исследования и освоения космического пространства. В течение нескольких дней после запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 1148 (XII) призвала к совместному изучению «системы инспекции, имеющей своей целью обеспечить, что запуск предметов в космическое пространство будет производится исключительно для мирных и научных целей». В 1958 году Генеральная Ассамблея ООН создает специальный Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (КОПУОС) и поручает ему изучение «характера правовых проблем, которые могут возникнуть при проведении программ исследования космического пространства». Данные резолюции, дополненные несколькими другими резолюциями Генеральной Ассамблеи, заложили основу международного права, регулирующего вопросы космической деятельности, и определили его общий характер и форму.

Ключевые принципы международного космического права изначально были задуманы и предложены публицистами в правовой доктрине. Анализ ранних представлений различных авторов, касающихся правового регулирования космической деятельности, обнаруживает их общую характерную особенность, а именно, что космическое пространство и небесные тела должны быть свободными для исследования и использования всеми государствами в соответствии с общими принципами международного права, включая Устав ООН, и не подлежат присвоению государствами. Таким образом, провозглашая свободу исследования и использования, в противовес созданию новых зон суверенитета, было заявлено, что космическое пространство должно служить интересам всего человечества.

Космическое пространство – уникальное и по сути новое поле деятельности человека. Природа и физические характеристики космического пространства таковы, что деятельность носит преимущественно международный характер. В то время как международные отношения регулируются международным правом, был сформирован ряд специфических норм и принципов, регулирующих деятельность государств в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела.

Развитие международного космического права.

Первостепенную роль в разработке международного космического права играла и продолжает играть ООН, в частности путем принятия резолюций Генеральной Ассамблеи. Не имеет существенного значения, обладают ли эти резолюции обязательным характером или являются простыми рекомендациями, открытыми для всестороннего обсуждения.

До первого запуска космического спутника аналогией наиболее близкой к космическому пространству было открытое моря – территория, принадлежащая всем, (res communis ). После запуска первых советских и американских спутников Генеральная Ассамблея ООН в рамках работы КОПУОС начала изучать правовые проблемы, которые могут возникнуть при осуществлении космической деятельности. В резолюции 1472 (XIV) от 12 декабря 1959 года Генеральная Ассамблея признала в качестве фундаментальной основы в деле освоения космоса ориентацию только на благо всего человечества и отметила важность учета интересов всех государств «независимо от уровня их экономического или научного развития» при проведении исследований и использовании космического пространства. Также подчеркивалась необходимость содействия международному сотрудничеству.

Следующее важное постановление Генеральной Ассамблеи – резолюция 1721, принятая единогласно в декабре 1961 года, явилась своего рода руководством по дальнейшему развитию международного космического права. В дополнение к вышеупомянутым принципам Генеральная Ассамблея утвердила новый руководящий принцип, согласно которому «космическое пространство и небесные тела доступны для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом и не подлежат присвоению государствами». Данные принципы были более подробно изложены в резолюции 1962, принятой единогласно и озаглавленной «Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства». Были торжественно провозглашены следующие руководящие принципы международного космического права :

  1. Исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всего человечества.
  2. Космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства и в соответствии с международным правом.
  3. Космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению.
  4. Деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства должна осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав ООН.
  5. Государства несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, ответственность возлагается либо на государство, либо на международную организацию и на участвующие в ней государства. Деятельность национальных органов в космическом пространстве должна вестись под постоянным наблюдением соответствующего государства.
  6. При исследовании и использовании космического пространства государства осуществляют всю свою деятельность с должным учетом соответствующих интересов других государств. Если деятельность в космосе или планируемый эксперимент потенциально могут нанести ущерб другим государствам, то необходимо предварительно провести международные консультации.
  7. Государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем, находящимся на нем, во время их нахождения в космическом пространстве.
  8. Каждое государство, которое осуществляет или обеспечивает запуск предмета в космическое пространство, несет международную ответственность за ущерб, причиненный иностранному государству таким предметом или его наземными составными частями в воздушном или космическом пространстве.
  9. Государства рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь. Космонавты, в случае вынужденного приземления на территории иностранного государства, незамедлительно возвращаются государству, в котором зарегистрирован их космический корабль.

Все последующие договоры, касающиеся международного космического права, включают большинство из принципов, закрепленных в данной Декларации.

Современное правовое положение.

КОПУОС и его два подкомитета – Научно-технический и Юридический, подготовили пять международных договоров, регулирующих деятельность в космическом пространстве. Все они были приняты на основе консенсуса.

Договор по космосу.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 19 декабря 1966 года, обычно называемый Договором по космосу, считается краеугольным камнем международного космического права. Договор содержит ряд основополагающих принципов, устанавливающих основные правовые рамки деятельности государств в космическом пространстве. Однако, рассматривая договор как правовую основу космической деятельности, многие авторитетные юристы по космическому праву отмечают отсутствие надлежащей точности и определенности при использовании терминов. Подобное отсутствие ясности правовых норм в некоторых случаях являлось результатом преднамеренного упущения. Несмотря на такую критику, Договор по космосу является самым важным источником международного космического права. Вся деятельность государств в области исследования и использования космического пространства подчиняется его широким параметрам. Следует также иметь в виду, что в соответствии с его названием, он является договором о принципах и считается правовой основой, на базе которой может осуществляться разработка более конкретных соглашений.

Соглашение о спасении и возвращении.

Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 года, как говорит его название, предусматривает незамедлительное принятие всех мер по спасению космонавтов и оказанию им необходимой помощи в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки. Большинство государств сошлись во мнении, что с космонавтами, нуждающимися в помощи, следует обращаться с особой заботой и содействовать их скорейшему возвращению. С этой целью государства согласились рассматривать космонавтов как посланников человечества. Такое отношение к космонавтам отражает дух международного сотрудничества и взаимной помощи в непростом деле освоения космоса. Соглашением также предусматривается возвращение космических аппаратов или их составных частей по просьбе властей государства, осуществившего запуск.

Конвенция об ответственности.

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектом от 29 марта 1972 года, была разработана на основе общих принципов, заложенных в статьях VI и VII Договора о космосе, в которых, соответственно, оговаривается международная ответственность государств за национальную деятельность в космическом пространстве и ответственность за ущерб, причиненный космическим аппаратом или его составной частью другому государству-участнику Договора, его физическому или юридическому лицу. Его основной целью является разработка эффективных международных правил и процедур для «безотлагательной выплаты полной и справедливой компенсации» жертвам ущерба, причиненного космическим объектом. Ответственность «запускающего государства» может быть либо абсолютной, либо требующая доказательства вины. Абсолютная ответственность возникает в случае ущерба, причиненного космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. В случае причинения ущерба космическим объектом в другом месте, требуется предоставить доказательства вины запустившего государства или лиц, за которых оно отвечает.

Конвенция о регистрации.

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, устанавливает обязательную систему регистрации космических объектов, выведенных на орбиту Земли и за ее пределы. Она основана на добровольной системе, сформулированной в резолюции 1721 ГА ООН, и дополняет подробным содержанием положения Договора по космосу, относящиеся к национальным реестрам (ст. V и VIII). Конвенция налагает на запускающее государство обязательство создать национальный реестр (ст. II) и указывает, какую конкретно информацию следует предоставлять в централизованный публичный реестр (статья IV). Данный публичный реестр ведется Управлением по вопросам космического пространства в рамках Департамента по политическим вопросам ООН. Конвенция о регистрации часто подвергается критике за слабость ее формулировок. Крайне важная информация, такая как дата и место запуска, изменения параметров орбиты после запуска, а также дата возвращения космического аппарата, должна сообщаться «в ближайший практически осуществимый срок» (статья IV). Это может занимать недели или месяцы. Государства не обязаны раскрывать истинную функцию спутника, а только его «общее назначение» (статья IV). До настоящего времени ни разу не сообщалось о произведенном с военной целью запуске космического аппарата. Наконец, маркировка космических объектов, которая могла бы оказать неоценимую помощь в установлении государства, несущего международную ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом, является только добровольной (ст. V).

Соглашение о Луне.

Соглашение о деятельность государств на Луне и других небесных телах от 5 декабря 1979 года, вступившее в силу 11 июля 1984 года, является последним общим договором международного космического права. Договор о Луне представляет собой совокупность общих принципов и конкретных положений, определяющие допустимые виды деятельности на Луне и других небесных телах. В нем указывается, что его положения применяются не только к Луне, но также и другим небесным телам солнечной системы, «за исключением тех случаев, когда вступают в силу конкретные правовые нормы в отношении любого из этих небесных тел». Основные положения в значительной степени подтверждают основополагающие принципы Договора по космосу и расширяют его положения об информировании (ст. 5 и 9) и положения о защите окружающей среды (ст. 7). В нем предусматривается, что « используется… исключительно в мирных целях» (ст. 3.1), и «на Луне запрещается угроза силой или применение силы или любые другие враждебные действия или угроза совершения враждебных действий» (ст. 3.2).

Наиболее важным положением Соглашения является ст. 11, согласно которому Луна и ее природные ресурсы должны рассматриваться как . В данной статье содержится призыв к созданию международного режима для регулирования эксплуатации ресурсов, обнаруженных на Луне и других небесных телах, способного обеспечить рациональное использование ресурсов и справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов. Положения Соглашения имеют выраженную направленность на интернационализацию Луны и ее природных ресурсов сходную по смыслу с международным морским правом. Однако Соглашение о Луне и его будущие перспективы полны неопределенностей. Правовое содержание режима общего наследия человечества все еще является предметом обсуждения. Одни авторы считают это простым изложением позиции, в то время как другие признают в нем зарождающийся принцип международного права. Ратифицировать Соглашение о Луне ни США, ни Россия, похоже, не планируют.

Международная конвенция электросвязи.

В принятой 6 ноября 1982 года конвенции Международного союза электросвязи (МСЭ), регламентирующего вопросы международного использования радиочастотного спектра и геостационарной орбиты, нашли отражение основные принципы международного космического права. Одной из целей МЭС является обеспечение и расширение международного сотрудничества с целью усовершенствования и рационального использования всех видов электросвязи (ст. 4.1.а). Эффективное использование радиочастотного спектра достигается путем согласования и координации действий государства. Что касается геостационарной орбиты, предлагается ее использовать эффективно и экономично, обеспечивая справедливый доступ для всех государств-членов. В соответствии со статьей 33 геостационарная орбита признается в качестве ограниченного естественного ресурса и ее использование должно учитывать особые потребности развивающихся государств (ст. 33.2). Данное положение четко демонстрирует изменение философии МСЭ в отношении к вопросам регулирования использования таких ограниченных ресурсов.

Актуальные вопросы международного космического права.

Граница между воздушным и космическим пространством.

Договор по космосу устанавливает для космического пространства международно-правовой режим, совершенно отличный от режима воздушного пространства, находящегося под суверенитетом государства, над территорией которого оно расположено. Однако соглашения о том, где заканчивается режим воздушного пространства и начинается космического, не существует. Можно насчитать как минимум 35 теорий о том, где находится граница между воздушным и космическим пространством. Тем не менее ни одна из этих теорий не получила всеобщего признания среди юристов или государств. В правовом отношении наибольшее влияние имеют две школы мысли, возникшие на ранней стадии: функционалисты, которые в качестве решающего фактора рассматривают характер деятельности космического аппарата, а не физическое местоположение его деятельности, и пространственники, которые традиционно больше вниманию уделяют признанному территориальному суверенитету государств. В 1979 году Советский Союз представил рабочий документ КОПУОСу, в котором, среди прочего, указывалось, что пространство выше отметки 100 (110) км над уровнем моря следует считать космическим пространством. Несколько стран, включая США и Великобританию, выступали против этой инициативы, утверждая, что демаркационная линия не нужна и будет только препятствовать настоящей и будущей космической деятельности.

Вопрос об определении границы космического пространства становится еще более запутанным с учетом позиции нескольких экваториальных государств, заявивших, что геостационарная орбита из-за ее зависимого положения от земной гравитации должна находится под суверенитетом государств, над территорией которых она расположена. Данная позиция была решительно отвергнута. Если бы существовало международное соглашение, устанавливающее границу космического пространства, экваториальные государства, возможно, не стали бы выдвигать свои требования. Пока продолжается дискуссия о делимитации или ее необходимости, вопрос приобретает новое измерение с появлением космических челноков, которые свою миссию выполняют в качестве космических кораблей, но возвращаясь на Землю, планируют через воздушное пространство. Решение проблемы определения границы по-прежнему кажется труднодостижимым.

Защита космической среды.

В космосе отслеживается более пятнадцати тысяч космических объектов. Самыми очевидными рисками, связанными с растущим использованием космического пространства, являются перегруженность околоземного пространства, космический мусор, вредное воздействие, оказываемое на атмосферу и ионосферу ракетным топливом, и опасность радиоактивного загрязнения. Открытый характер космического пространства, а также существующие проблемы загрязнения земной поверхности свидетельствуют о необходимости разработки эффективных правовых мер защиты космической среды. Космическому экологическому праву придется иметь дело как с космическим мусором, так и с космическим загрязнением. Необходимо разработать нормы по удалению неактивных спутников и вообще по сокращению всего космического мусора. Сборка орбитальных станций в космическом пространстве еще сильнее увеличивает напряженность космического трафика. Будущая космическая деятельность должна подвергаться эффективным ограничениям по загрязнению, поскольку ее негативное воздействие может затрагивать весь земной шар.

Другая проблема, вызывающая озабоченность международного сообщества, связана с рисками, связанными с использованием ядерных источников энергии (ЯИЭ) в космическом пространстве. Особое внимание данному вопросу стало уделяться после распада над арктической территорией Канады в 1978 года советского спутника морского слежения «Космос-954». Этот инцидент привлек внимание к многолетней практике космических держав по запуску транспортных средств, перевозящих радиоактивные материалы, в космическое пространство без какого-либо международного контроля.

По разным оценкам от 25 до 100 спутников, оснащенных ЯИЭ, были размещены США, Россией и другими странами на земной орбите. Назрела необходимость разработки руководящих принципов для обеспечения безопасного использования ЯИЭ в космическом пространстве. Они могут содержать нормы предельно допустимой радиоактивности, стандарты защиты, предложения по сотрудничество государств, требования к наблюдению за космическими объектами и обмену информацией.

Коммерциализация космической деятельности.

Деятельность человека в космосе перешла от стадии научных исследований к коммерческой эксплуатации. В настоящее время во всех государствах ведется сокращение бюджетных расходов. Такая ситуация вместе с высокими затратами на будущую космическую деятельность потребует финансовой помощи со стороны государств и правительств. Показателен подход к коммерциализации спутниковых служб и коммерческая доступность вывода на орбиту. Существующие нормы международного космического права должны учитывать экономические и технические предпосылки, которые усиливают растущую коммерциализацию космической деятельности.

Можно с уверенностью ожидать, что роль частного предпринимательства в космической деятельности значительно возрастет как по общему объему, так и по отношению к государственной космической деятельности. Правовые основы такой коммерческой деятельности частных предприятий требуют дальнейшего уточнения.

Милитаризация космического пространства.

Возрастающую опасность милитаризации космического пространства нельзя недооценивать. Договор по космосу предусматривает лишь частичную его демилитаризацию. Появление новых технологий, таких как системы защиты от спутников, систем противоракетной обороны и стратегической обороной инициативы, требуют не только уточнения действующих норм, но и разработки новых альтернативных и возможно компромиссных правовых инструментов, направленных на ограничение и сокращение подобной активности.

Перспективы развития международного космического права.

Имело впечатляющее начало. Действующие соглашения о космическом праве и другие документы дают космической деятельности более четкие и безопасные правовые основы, чем те, которые можно найти в других видах деятельности, регулируемых международным правом. Как упоминалось выше, ряд проблем и препятствий, вероятно, могут затруднить достижение будущих международных договоренностей в области космического права и сделать их менее всеобъемлющими. Технологические, экономические и политические вопросы имеют и будут оказывать существенное влияние на будущее развитие международного космического права. Можно ожидать, что некоторые конкретные области космического права станут все более важными и потребуют уточнения действующих и создания новых правовых норм. Правовой вакуум, связанный с космическим пространством, постепенно заполняется, но в своем развитии международному космическому праву предстоит преодолеть еще немало препятствий.

Понятие «космическое право». Субъекты космического права. Некоторые особенности деятельности международных организаций как субъектов космического права. Объект (правового регулирования) в космическом праве. История возникновения космического права. Основные принципы космического права. Основные источники космического права. Особенности политико-правового положения космонавтов в пространстве космического права.

Космическое право - отрасль современного международного права, основные и специальные принципы и нормы которой регулируют правовой статус космического пространства, а также устанавливают политико-правовые режимы его использования субъектами космического права.

В качестве субъектов космического права в современном международно-правовом пространстве на данный момент (начало XXI в.) выступают практически исключительно государства.

Тем не менее международные межправительственные организации также могут принимать определенное участие (на практике, достаточно ограниченное) в различной работе в космической сфере, но, исключительно в тех случаях, когда большая часть государств- членов той или иной международной межправительственной организации являются полноправными сторонами основополагающей международной договоренности по космическому праву, а именно Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г., а также других наиболее важных отраслевых документов универсального характера.

При этом определяющее значение в пространстве космического права на данный момент истории человечества, играют именно государства, т.е. пока еще, в практически абсолютной степени, доминирующие субъекты современного космического права.

Существенным исключением из данного status quo в соотношении государств и международных организаций в деятельности в сфере космоса необходимо признать ООН - Организацию, которая сыграла важную роль в выработке и претворении в жизнь правовых основ для космического сотрудничества между государствами.

Так, в рамках деятельности ООН существенную роль в обеспечении деятельности космического права играет созданный в 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН Комитет по использованию космического пространства в мирных целях.

В рамках данного Комитета осуществляется деятельность по активизации технического сотрудничества между государствами по космической проблематике; разрабатываются программы по совместному освоению космического пространства; происходит обмен различной технической и политико-правовой информацией по данной проблематике; осуществляется процесс ознакомления субъектов космического права с правовыми стандартами в данной области.

Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях состоит из двух частей: юридического и научно-технического отделов (подкомитетов), каждый из которых работает в соответствии с собственным направлением.

Также, достаточно активно работают в сфере космического права следующие международные организации:

  • 1) ЮНЕСКО;
  • 2) ОБСЕ;
  • 3) МАГАТЭ;
  • 4) ИКАО;
  • 5) ВМО.

В своей работе данные организации часто взаимодействуют с юридическим отделом (подкомитетом) Комитета ООН по использованию космического пространства.

Весь комплекс различных отношений между субъектами космического права, связанных с обеспечением взаимовыгодного использования космического пространства, представляет собой объект (правового регулирования) данной международно-правовой отрасли.

Космическое право - это наиболее поздняя по времени возникновения отрасль международного права. Деятельность данной международно-правовой отрасли началась лишь в конце 50-х гг. XX в., после того, как две наиболее могущественные державы того времени (и они же противники в холодной войне) - СССР и США, развернули собственные космические программы, изменившие мировые научно-технические и военно-политические реалии.

По сути, стартовой точкой для возникновения космического права стал осуществленный в 1957 г. СССР запуск первого искусственного спутника Земли. Последовавшие вслед за ним «симметричные ответы» американцев; отправление СССР первого человека в космос; полет американских космонавтов на Луну; стремительное развитие космических технологий в обеих странах-противниках окончательно «обеспечили жизнь» космическому праву, сделав его наиболее современной и перспективной международно-правовой отраслью.

Как уже было указано выше, основной источник космического права - Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. Данный документ сформулировал и закрепил определяющие политико-правовые принципы космического права как действующей и развивающейся международно-правовой отрасли.

Основными принципами космического права, призванными определять конкретную практическую деятельность субъектов космического права, являются:

  • 1) принцип исследования и использования космического пространства (космоса) в интересах всего человечества;
  • 2) принцип абсолютного политико-правового равенства всех государств при исследовании и использовании ими космического пространства (космоса);
  • 3) принцип свободы научных исследований в космическом пространстве (в космосе);
  • 4) принцип недопустимости национального присвоения космического пространства (космоса);
  • 5) принцип исследования и использования космического пространства (космоса) исключительно в мирных целях;
  • 6) принцип международной ответственности за национальную деятельность в космическом пространстве (в космосе);
  • 7) принцип международной политико-правовой ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами;
  • 8) принцип сотрудничества и взаимной помощи государств при осуществлении ими любой космической деятельности;
  • 9) принцип отказа государств от загрязнения ими космического пространства (космоса) различными вредными отходами и космическим мусором.

Кроме того, в рассматриваемом Договоре его разработчикам удалось соединить проблематику человеческой деятельности в космосе с другими наиболее важными проблемами современного человечества, а именно с:

  • 1) проблемой обеспечения мировой безопасности;
  • 2) проблемой экологической безопасности;
  • 3) проблемой контроля за ядерными вооружениями.

Также в данном Договоре была выработана основополагающая правовая база для этой отрасли современного международного права.

Кроме того, важными международными источниками космического права являются:

  • 1) Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г.;
  • 2) Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.;
  • 3) Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 г.;
  • 4) Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. и ряд других отраслевых международных договоренностей.

Космонавты независимо от их национальности, гражданства и государственной принадлежности в рамках действующего космического права обладают статусом посланцев человечества в космосе, имеющих право на незамедлительную и действенную помощь со стороны любого современного государства (обладающего определенными техническими возможностями) в деле их своевременного и безопасного возвращения на территорию запустивших их государств.

Кроме того, современные международно-правовые стандарты также требуют от государств и иных субъектов космического права (т.е. от международных межправительственных организаций) оказывать всем космонавтам любую иную возможную помощь, например, сообщать отправляющим или уже отправившим космонавта в космос государствам всю информацию о возможных рисках для жизни и безопасности космонавта, связанных с теми или иными явлениями в космосе, зафиксированными специальным оборудованием и/или учеными данного субъекта международных отношений.

В этой связи, следует особо обратить внимание на то, что в космическом праве в настоящее время активно действует такая категория субъектов космического права, как «государства-эксплуатанты» различных космических объектов (зондов, спутников и т.д.), запущенных другими субъектами космического права в космическое пространство.

На практике государства - эксплуатанты космических объектов - это либо технически менее развитые (по сравнению с государствами - производителями космических объектов, которые, как правило, запускают определенные объекты) государства, либо державы, тесно связанные экономически и политически с запускающими те или иные космические спутники и/или зонды государствами.

Государства - эксплуатанты космических объектов также могут быть состоятельными, экономически развитыми субъектами международных отношений, но не рассматривающими развитие собственных космических программ в качестве приоритетов для своих национальных экономик и политических систем.

Экипажи пилотируемых космических кораблей в ходе полета всегда находятся под юрисдикцией государства регистрации данного космического корабля. Права собственности на тот или иной космический объект, а также на его составные части принадлежат конкретному государству регистрации данного объекта как во время его нахождения в космическом пространстве, так и по возвращении данного объекта на Землю.

Космическое пространство, по стандартам космического права, не принадлежит какому-либо международно-правовому субъекту, а является таким пространством, которое может свободно использоваться всеми обладающими соответствующими техническими возможностями субъектами международных отношений.

Также Луна в соответствии со стандартами космического права (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.) выступает в качестве «общего наследия всей человеческой цивилизации». Это относится и ко всем ресурсам Луны, как найденным, так и еще не обнаруженным исследователями.

Отдельным важным вопросом является проблематика использования космического пространства (космоса) в интересах обеспечения национальной безопасности в сфере деятельности Вооруженных сил (ВС) тех или иных государств и/или военно-политических союзов (функционирующих в условиях современности на базе влиятельных международных межправительственных организаций). В данной сфере космического права в настоящее время можно констатировать наличие некоторого противоречия.

Так, с одной стороны, принцип исследования и использования космического пространства (космоса) исключительно в мирных целях, а также основанные на нем конкретные положения космического права запрещают проведение испытаний различных видов и типов вооружений в космосе; создание в космическом пространстве каких-либо военных баз (это международно-правовое предписание в дальнейшем может стать вполне актуальным, при условии активного развития военно-космических и военных технологий в соответствующем направлении) и провозглашают космическое пространство демилитаризованным.

Однако, с другой стороны, современное международное право допускает возможность обоснованного (но только обязательно временного) нахождения в космическом пространстве различных вооружений, за исключением ядерного оружия (данная оговорка в космическом праве носит абсолютно категорический характер).

Данное противоречие не носит слишком явный и/или прямо деструктивный в плане конкретной правоприменительной практики характер, однако оставляет некоторые «лазейки» для использования влиятельными мировыми «игроками» космоса не всегда в мирных целях.

Дальнейшее развитие космического права, вероятно, будет связано, в первую очередь, с развитием космических промышленности и технологий; военных технологий; космических проектов и исследований, а также человеческой цивилизации в целом. Вариант развития человечества со значительно более активным освоением космоса (что привело бы к существенному изменению действующего космического права) в краткосрочной перспективе маловероятен, а о дальнесрочной перспективе рассуждения преждевременны.

В любом случае существующие в настоящее время политико-правовые отношения между государствами-лидерами в сфере использования космоса в целом позитивны. Они несомненно ориентированы на взаимовыгодное сотрудничество.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода