Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Бжрк «баргузин» — оружие нового поколения. Экскурс в историю

БЖРК «Баргузин» - боевой железнодорожный ракетный комплекс, разрабатываемый на основе другого БЖРК - «Молодец». На данный момент разработка прекращена, и проект ракетный комплекс «Молодец» закрыт.

Что такое БЖРК? БЖРК - ракетный комплекс Баргузин железнодорожного базирования. То есть это поезд с несколькими ракетами на борту, замаскированный под простой гражданский состав и курсирующий по всей стране. «Баргузин», оружие которого — это термояденые ракеты, мог стать одним из таких составов.

История создания «Баргузина»

В онлайн-энциклопедии Википедия про БЖРК Баргузин написано:

  • 2012 год - начало работ по созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин»;
  • Декабрь 2014 года - выбор боевой основы комплекса - ей стала ракета РС-24 «Ярс»;
  • Конец 2015 года - Сергей Каракаев, главнокомандующий РВСН, объявил, что проектирование эскизного варианта БЖРК завершено и началась разработка рабочих чертежей для комплекса;
  • Май 2016 года - генерал-полковник Виктор Есин озвучил примерные сроки создания и принятие на вооружение «Баргузина» - 2018–2025 годы;
  • Ноябрь 2016 года - на космодроме «Плесецк» успешно прошёл первый этап испытаний модифицированной ракеты РС-24 «Ярс», разработанной специально для БЖРК;
  • Декабрь 2017 года - объявление о прекращении работ над проектом.

Прародитель «Баргузина»

Сама по себе идея создания БЖРК как боевой единицы не нова и не принадлежала России или СССР. Первые попытки сделать нечто подобное предприняли США, но проект так и не был принят. А вот СССР идея с атомным поездом понравилась, и уже в 1969 году началась разработка проекта — ракетные поезда нового поколения Баргузин.

Первое боевое дежурство БЖРК «Молодец» начал нести в 1987 году.


В настоящее время большинство комплексов «Молодец» утилизированы по договору СНВ-2, существует лишь два поезда-музея.

«Баргузин» должен был стать глубокой модификацией «Молодца», но проект был закрыт. Разберём строение БЖРК на примере «Молодца».


Устройство

В состав указанного БЖРК входили три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки с ракетами.

Комплекс «Молодец» выглядел как обычный состав из рефрижераторных вагонов.

Почтово-багажных и пассажирских вагонов. У четырнадцати вагонов было восемь колёсных пар, а у трех по четыре.

Три вагона маскировались под вагоны пассажирского парка, остальные, те, что имели восемь осей - под «рефрижераторы». Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток.


Вес ракеты составлял 104 тонны и для решения проблемы перегруза применены специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны. Кроме того, длина ракеты не должна была превышать длины стандартных вагонов, поэтому конструкция обтекателя головной части была переделана и стала раскладной.

Пуск ракет мог осуществляться из любой точки маршрута.

Алгоритм запуска следующий:

  • состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону и закорачивает на землю контактную сеть;
  • пусковой контейнер за счёт системы гидравлики принимает вертикальное положение;
  • после этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты;
  • уже в воздухе ракета запускала маршевый двигатель.

Вся операция занимала около трёх минут. Каждое пусковое устройство могло работать как в составе поезда, так и отдельно от него.

Тактико-технические характеристики комплекса


Почему «Баргузин» не был принят на вооружение

Проект «Баргузин» был очень перспективным. Новость о его создании вызвала волну негодования на Западе. И не удивительно, ведь новый «Баргузин» должен был стать улучшенной моделью другого БЖРК «Молодец». То есть, вобрать от него лучшее и исправить недостатки.

Так, например, «Баргузин» должен был больше походить на обычный товарный состав, чем его предшественник.

В его строении отсутствовали такие признаки как удлинённый вагон, несколько дополнительных колёсных пар и локомотивов, а это немаловажный фактор маскировки. К тому же, БЖРК может в любой момент поменять вектор движения, что затруднит нанесение по нему ответного удара.


И несмотря на все эти преимущества, проект либо заморожен, либо вообще снят с производства. Почему? Есть несколько версий.

Первая - стратегический ход с дезинформацией противника. Старая добрая уловка, пусть потенциальный враг думает, что Россия действительно прекратила разработку БРЖДК нового поколения Баргузин, и ослабит бдительность.

Вторая - разработка действительно прекращена. И на это есть несколько причин. Например, ведущие разработчики вооружения не имеют единого мнения насчёт БЖРК в целом. У этого проекта боевой железнодорожный ракетный комплекс Баргузин есть как сторонники, так и противники.

Не стоит исключать и экономический фактор. Возможно, траты на ракетный поезд Молодец вышли бы слишком большими, и проект мог не оправдать себя. Также стоит добавить, что для армии создание БЖРК — ракетный поезд Баргузин никогда не являлся приоритетной задачей.

Однако, по заверению лиц, ответственных за данный проект, в случае надобности, железнодорожный ракетный комплекс Баргузин будет построен в кратчайшие сроки.


БЖРДК — поезд «Молодец» на стоянке

Характеристики комплекса БЖРК Баргузин

Ниже приведены характеристики БЖРК Баргузин: ракеты и некоторые характеристики всего комплекса в целом.


Ракеты на ЖД платформе

Конструкция БЖРК

Грубо говоря, как боевая единица поезд «Баргузин» никогда не существовал. Вся его разработка и конструкция находится на бумаге с грифом «СЕКРЕТНО», поэтому всё его описание носит предположительный характер.

С виду «Баргузин» представляет собой обычный товарный состав, коих огромное множество. И этим всё сказано. Разработчики были жестко ограничены требованиями железнодорожных стандартов.

То есть они должны вписаться в рамки современных подвижных составов, чтобы БЖРК по внешнему виду не отличался от обычного поезда. Так, ракета с пусковым контейнером должна размещаться в стандартном рефрижераторном вагоне, который имеет длину 24 метра.


Ракета БЖРК нового поколения во время развёртывания

В вагонах БЖРК нового поколения Баргузин устанавливаются межконтинентальные баллистические ракеты «Ярс» с 30 боеголовками мощностью 550 килотонн каждая. Из-за тех же ограничений было принято решение сделать ступени ракет складными.

Кроме того, внутри локомотива размещены командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и личный состав. В случае атаки противника поезд останавливает и готовится к запуску. Створки на крышах вагонов разъезжаются в стороны, механизмы приводят ракеты в вертикальное положение и производится пуск.



Как выглядит со стороны БЖРК Баргузин, фото

Проект Баргузин — достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Скрытность. Благодаря маскировке под обычные поезда РЖД найти БЖРК проекта Баргузин потенциальному противнику будет крайне трудно даже при помощи спутника;
  • Манёвренность. В России огромное количество ж/д путей и «Баргузин» способен менять направление в любой момент, а это затруднит нанесение ответного удара;
  • Экономичность . Обслуживание одной единицы БЖРД обходится дешевле, чем обслуживание любого другого комплекса наземного базирования.

Недостатки:

  • Износ полотна . Вагон с ядерной ракетой намного тяжелее любого грузового вагона. Это вызывает дополнительную нагрузку на полотно и ускоряет его износ. И из-за внеочередного ремонта потенциальный противник может узнать примерный маршрут БЖРК;
  • Несерьёзность . К БЖРК по непонятной причине нет должного отношения. Да, это ядерный ракетный комплекс, но разработка подобных проектов никогда не была в приоритете. Ведь существуют проверенные временем и боем комплексы сухопутного, морского и подводного базирования;
  • Дороговизна . Несмотря на сравнительно небольшие траты на обслуживание, постройка такого комплекса очень недешёвая. И на данный момент в нём нет острой необходимости.

БЖРК, или боевой железнодорожный ракетный комплекс "Баргузин" - это новое поколение поездов, вооруженных баллистическими ракетами. Разрабатывается в Российской Федерации. В 2020 году планируется принят на вооружение.

Что представляет собой ядерный поезд? Каким было первое поколение ракетных поездов СССР? Почему у США так и не получилось создать поезд-призрак? На эти и многие другие вопросы вы получите ответы в данной статье.

Что такое "БЖРК"?

БЖРК (или поезд-призрак) – боевой железнодорожный ракетный комплекс стратегического назначения. Комплекс располагается на базе железнодорожного состава, состоящего из тепловоза и грузовых вагонов. Снаружи ничем не отличается от обычных товарных поездов, которые тысячами курсируют по России. Однако, имеет совсем непростую начинку. Внутри размещаются межконтинентальные ракеты, командные пункты, технические системы обслуживания, технологические модули, обеспечивающие функционирование комплекса и жизнедеятельность личного состава. При этом поезд автономен.

БЖРК создавался в первую очередь как основная ударная мощь для нанесения ответного ядерного удара по потенциальному противнику, поэтому обладал качествами мобильность и живучесть. По замыслам командования должен был уцелеть после нанесения по нему удара межконтинентальной баллистической ракетой потенциальным противником.

БЖРК "Скальпель" - предыдущие поколение ядерных поездов

Впервые разработки ядерных поездов начали проводиться в 60-х годах двадцатого века. Работы велись в СССР и США примерно параллельно.

При чем идею создания, по легенде, подбросили, именно, американцы. После неудачных попыток Соединенных Штатов по созданию комплекса было решение пустить дезинформацию о том, что такие поезда активно создаются и скоро выйдут на рельсы. Цель ложной информации была одна - заставить Советский Союз вкладывать огромные средства в нереализуемую задумку. В итоге - результат превзошел все ожидания.

13 января 1969 года был подписан Приказ Главнокомандующего «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23», во исполнение которого к 1980-м годам в СССР впервые в мире был запущен в производство и испытан в условиях, приближенных к боевым, ракетоносец на железнодорожной платформе, аналогов которому не было и нет во всем мире. Как говорили специалисты, на планете не существует более грозного и мобильного орудия, чем подвижный железнодорожный боевой состав с континентальной ракетой на борту.


Над созданием комплекса работал коллектив Российской Академии Наук во главе с братьями Алексеем и Владимиром Уткиными. В ходе создания перед конструкторами стояло несколько серьезных трудностей.

  • Во-первых, масса поезда - огромный вес мог деформировать железнодорожное полотно. Вес самой маленькой МБР (Межконтинентальная баллистическая ракета) составлял 100 тонн.
  • Во-вторых, прямое пламя при запуске ракеты расплавляло поезд и рельсы, на которых он стоял.
  • В-третьих, контактная сеть над вагоном, естественно, была препятствием для запуска ракеты. И это далеко не весь список проблем, с которыми столкнулись советские специалисты.

В БЖРК были использованы ракеты РТ-23У (по классификации НАТО СС-24 "Скальпель"). Для состава были изготовлены специальные ракеты, обладающие выдвижными соплом и обтекателем. Одна ракета несет разделяющуюся головную часть типа «MIRV» с 10 боеголовками мощностью 500 килотонн каждая.

Для распределения нагрузки на пути было принято оригинальное решение. Три вагона были соединены жесткой сцепкой, что обеспечило распределение веса ракеты на более длинный участок железнодорожного полотна. В боевом состоянии выдвигались специальные гидравлические лапы.

Для отведения контактной подвески сети, мешающей запуску было придумано специальное устройство, которое аккуратно убирало провода из зоны работы комплекса. Сеть перед запуском обесточивалась.

Для запуска ракеты было придумано также гениальное решение - минометный пуск. Пороховой заряд выбрасывал ракету на 20 метров над землей, после этого еще один заряд корректировал наклон сопла ракеты в сторону от поезда и уже после этого включался двигатель первой ступени. Таким образом столб пламени огромной температуры не наносил повреждений вагонам и путям, а был направлен в нужную сторону.

Автономность ракетного поезда составляла более 20 суток.

20 октября 1987 года, после проведенных на Семипалатинском полигоне испытаний, ракетный полк РТ-23УТТХ "Молодец" заступил на боевое дежурство. А уже к 1989 году на территории СССР были развернуты 3 дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях.

Устройство БЖРК включает в себя железнодорожные модули различных назначений, а именно: 3 пусковых модуля МБР РТ-23УТТХ, 7 вагонов в составе командного модуля, модуль с запасами ГСМ в железнодорожной цистерне и 2 тепловоза модификации ДМ-62. Работа над усовершенствованием оборудования не прекращалась и после поступления в войска, и его боевой потенциал неуклонно рос.

БЖРК "Молодец" были кошмаром для американцев. На отслеживание поездов-призраков выделялись огромные средства. Спутники-разведчики искали 12 поездов-призраков по всей стране и никак не могли отличить боевой комплекс от состава с рефрижераторами (вагонами-холодильниками), везущими продукты питания.

После развала Советского Союза, уже в России все изменилось. 3 января 1993 года в Москве подписывается договор СНВ-2, согласно которому РФ должна уничтожить часть своего ракетного потенциала, в том числе и ракеты РТ-23У, поэтому к 2005 году, по официально версии, все БЖРК снимаются с боевого дежурства и уничтожаются, а несколько уцелевших отправляются на хранение для дальнейшей утилизации.

Комплекс официально стоял на боевом дежурстве в Советском Союзе в течение примерно 20 лет, до 2005 года.

Попытки США создать поезд-призрак

США также предпринимали попытки по созданию ракетных комплексов на железнодорожной платформе. Начало их разработок пришлось на 1960-е годы, так как примерно в это же время ученые Пентагона впервые создали баллистическую ракету «Минитмен» на твердом топливе, которая по своим техническим параметрам могла запускаться с малых площадок и в условиях железнодорожной тряски. Разработке дали название "Minitman Rail Garrison".

Изначально планировалось, что поезд-призрак начиненный ракетами будет курсировать по заранее определенным позициям, для чего на указанных местах дислокации будет проводиться работа по созданию условий с целью упрощения запуска и подстройки навигационной системы ракеты под указанные точки запуска.


Первые мобильные ракеты «Минитмен» на железнодорожной платформе должны были поступить в армию США уже к середине 1962 года. Но американская администрация не выделила необходимой суммы для подготовки инфраструктуры и запуска производства прототипов, а программа была отброшена в долгий ящик. И созданные транспортировочные вагоны использовались для доставки «Minitman» в место боевой дислокации – пусковые шахты.

Однако после успехов Советского Союза в разработке аналогичных проектов, США вспомнили о пылившейся с 60-х годов технологии и в 1986 году создали новый проект с использованием старых наработок. Для прототипа была выбрана уже существующая тогда ракета LGM-118A «Peacekeeper». Планировалось, что ее тягу будут обеспечивать четырехосные тепловозы, а каждый состав будет обеспечен двумя вагонами охраны. 2 вагона будет выделяться на пусковую установку с уже заряженной ракетой в пусковом контейнере, в еще одном будет расположен пункт управления, и остальные вагоны займут топливо и детали для проведения текущего ремонта.

Но "Peacekeeper Rail Garrison" так и не суждено было встать на рельсы. После официального окончания Холодной войны власти США отказались от разработок ракетных комплексов на железнодорожной платформе и перенаправили денежные потоки на другие проекты военной индустрии.

В США ракетный комплекс железнодорожного базирования так и не был введен в эксплуатацию – его история закончилась после неудачных испытаний в 1989 году.

Новый железнодорожный ракетный комплекс РФ

В настоящее время по разным причинам на вооружении ни одной из армий мира не стоят железнодорожные пусковые установки. Российская Федерация единственная, кто с 2012 года ведет работы по созданию указанного вида вооружения, и к настоящему времени разработала предварительные проекты железнодорожной пусковой установки, отвечающей всем современным требованиям, предъявляемым к стратегическому вооружению.

Известно, что проектное название нового БЖРК - «Баргузин». Проектная документация свидетельствует о том, что «Баргузин» будет собран из двух основных частей: железнодорожной пусковой установки и боевой ракеты.

Железнодорожная пусковая установка будет располагаться на железнодорожной платформе, к которой присоединена специальная балка с подъемной стрелой и механизмом управления. На железнодорожную стрелу крепится подъемная рама с возможностью продольного перемещения. ТПК (торпедный корпусный перфоратор) с ракетой будет держаться за счет опор, которые крепятся на опорных плитах и снабжены поворотными тягами.

Ракета приводится на старт из ТПК, команды на который подаются из специального вагона в составе БЖРК с выведенными к нему системами управления. При пуске ракеты крыша вагона раскрывается (откидывается), за счет чего образуется необходимое для производства запуска расстояние.

Сравнительные характеристики

Параметр БЖРК "Баргузин" БЖРК "Молодец"
Дата принятия на вооружение 2009 1989
Длина ракеты, м 22,7 22,6
Стартовая масса, т 47,1 104,5
Максимальная дальность, км 11000 10 100
Количество и мощность боевых блоков, Мт 3-4 X 0.15; 3-4 X 0.3 10×0,55
Количество локомотивов 1 3
Количество ракет 6 3
Автономность, суток 28 28

Преимущества нового БЖРК:

  1. Меньший вес поезда
  2. Современные навигационные системы
  3. Большая точность попадания ракет

Ракеты

На стадии разработки проектной документации, перед разработчиками и командованием стоял выбор – какую из современных ракет, состоящих на вооружении в российской армии, использовать в качестве снаряда на БЖРК «Баргузин». После многочисленных обсуждений были выбраны ракеты системы Ярс и Ярс-М. Данная ракета является твердотопливной баллистической ракетой шахтного и мобильного базирования с отделяющейся головной частью, максимальная дальность полета которой составляет 11 000 километров, а мощность заряда в тротиловом эквиваленте составляет от 150 до 300 килограммов. Указанная баллистическая ракета великолепно проявила себя в ходе предварительных испытаний.

Существует ли БЖРК сейчас?

После подписания международного договора СНВ-2 в январе 1993 года Россия лишилась своих боевых железнодорожных ракетных комплексов. Сейчас большинство из них уничтожено, а оставшаяся часть превратилась в экспонаты, стоящие на запасных путях железнодорожных депо. Поэтому фактически до 2006 года наше государство оставалось без ударной группировки для нанесения ответного удара с колоссальными мобильными возможностями. Но в 2002 году Россия отказалась ратифицировать договор СНВ-2, что означало возможность восстановления баллистического ракетного потенциала.

Как было сказано выше, ни у одной из мировых держав в настоящее время не имеется ни одного рабочего БЖРК, состоящего на боевой службе. Единственной страной, предпринимающей шаги по созданию БЖРК, является Россия, и в процессе создания комплекса прошло уже несколько этапов.

Современная ситуация

В 2006 году в войска взамен БЖРК стали поступать наземные мобильные ракетные комплексы «Тополь-М», вооруженные ракетами Ярс. В настоящее время на вооружении российской армии состоит более сотни боевых комплексов «Тополь-М», которые частично могут заполнить брешь, оставшуюся после списания БЖРК.

Современная ситуация дает поводы для оптимизма – все мы надеемся, что к 2020 году в серийное производство поступят БЖРК «Баргузин», которыми будет укомплектована наша армия.

Опытные конструкторские работы (ОКР) над проектом «Баргузин» начаты Московским Институтом теплотехники в 2012 году. Окончание ОКР планируется к 2020 году, и средства на их проведение выделяются уже сейчас. В 2014 году было завершено эскизное проектирование комплекса, а к началу 2015 года проектировщики приступили к первому этапу опытных конструкторских работ по созданию железнодорожной пусковой установки. Разработка конструкторской документации идет полным ходом с 2015 году. Сроки создания отдельных элементов «Баргузин», его сбора и предварительных испытаний станут известны к 2018 году. Начало развертывания комплекса и его поступление в армию планируется к 2020 году.

Генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов сообщает о том, что бросковые испытания боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» предполагается провести в четвертом квартале этого года . По их результатам будет принято решение о переходе к этапу развертывания полномасштабных работ по комплексу, включая передачу технологии заводу-изготовителю. Поступление первых «Баргузинов» в части РВСН ожидается в 2019 или в 2020 году .

Создание этого уникального комплекса развивается стремительно. Решение о создании БЖРК было принято в 2012 году. И вот уже на подходе бросковые испытания, на которых проверяется способность всех систем комплекса осуществлять выпуск ракеты из транспортно-пускового контейнера. То есть осуществлять минометный старт при помощи твердотопливного ускорителя. Запуска маршевого двигателя ракеты при этом не происходит.

Столь повышенная «производительность» конструкторов объясняется тем, что создается не с чистого листа. В середине 70-х годов в КБ «Южное» начались разработки БЖРК РТ-23 УТТХ «Молодец». В нем использовались твердотопливные МБР 15Ж61 с разделяющимися боеголовками. В 1989 году первый поезд, оснащенный тремя межконтинентальными баллистическими ракетами, заступил на боевое дежурство, то есть начал перемещаться по железнодорожной сети страны. В 1991 году количество таких составов было доведено до двенадцати.

БЖРК представлял собой состав, закамуфлированный под обычный гражданский технический поезд. Три вагона были замаскированы под купейные вагоны, 14 - под рефрижераторы. Имелась цистерна с ГСМ. А также три тепловоза, тащившие три ракеты по 100 тонн каждая. БЖРК мог автономно перемещаться по железнодорожным сетям 28 дней. В боевой расчет поезда входило более 70-и военнослужащих.

На запуск ракеты с момента получения приказа из Генштаба были отведены 3 минуты. Процедура осуществлялась следующим образом. Состав останавливался. Специальное устройство отводило в сторону и заземляло контактный провод. Пусковой контейнер занимал вертикальное положение. После чего осуществлялся минометный старт ракеты - с выключенным двигателем она «выпихивалась» газами из контейнера на 20 метров в высоту. Далее ракета уводилась в сторону от поезда с помощью порохового ускорителя. И уже после этого включался маршевый двигатель - во избежание повреждения факелом двигателя пусковой установки и железнодорожного пути.

Такое базирование имело ряд существенных преимуществ. Обеспечивалась повышенная скрытность местонахождения ракетного комплекса. Из скрытности проистекала надежность охраны стратегического оружия.

«Молодец» также имел громадную устойчивость к ударной волне, возникающей при ядерном взрыве. В 1991 году на полигоне Плесецк был проведен уникальный эксперимент по имитации ядерного взрыва. Неподалеку от ракетного поезда (точная дистанция не разглашается) была выложена пирамида высотой в 20 метров, образованная вывезенными из Восточной Германии противотанковыми минами. Мощность взрыва составила 1000 тонн тротила. Образовалась воронка диаметром 80 метров и глубиной 10 метров. Уровень акустического давления в обитаемых отсеках поезда достигал 150 дБ. Непосредственно после взрыва пусковая установка отработала штатным образом.

При создании железнодорожного комплекса конструкторам пришлось решать множество специфических задач, с которыми они не сталкивались при проектировании «стандартных» МБР. Одна из наиболее серьезных проблем заключалась в том, что при пуске ракеты даже минометного типа нагрузка на железнодорожное полотно достигает такого уровня, при котором могут деформироваться пути. Для предотвращения разрушения насыпи и шпал было использовано сложное демпфирование, в котором принимали участие соседние с пусковой установкой вагоны.

Вполне понятно, что все эти сложные технические моменты автоматом переносятся и на новый БЖРК «Баргузин». Именно поэтому его разработка ведется ускоренными темпами.

А «Молодцу» история отпустила короткий срок. И это было предопределено тем, что победившие в холодной войне США в 1991 году начали навязывать Кремлю свои правила игры - в одни ворота. При этом инициативы назывались «снижением мировой ядерной угрозы», а, по сути, были разоружением России. «Молодец» представлял для Америки одну из наиболее серьезных угроз. Поэтому Вашингтон в 1991 году настоял на том, чтобы лишь половина ракетных поездов одновременно находилась на маршрутах боевого дежурства. Вскоре и это право было урезано - поездам разрешили удаляться не далее чем на 20 км от мест их постоянного базирования.

В конце концов, по договору СНВ-2, подписанному в 1993 году, Россия была обязана уничтожить ракеты РТ-23 УТТХ. Как шахтного, так и железнодорожного базирования. Соответственно, были пущены «под нож» и сами уникальные поезда. 10 из них были утилизированы на Брянском ремонтном заводе. Два - переданы в музеи.

Он возвращается

Несмотря на то, что Госдеп беспрерывно повторяет, что Соединенные Штаты вынуждены наращивать мощь своей армии, дабы сдерживать «агрессивные устремления России», причинно-следственная связь тут абсолютно противоположная. Россия просто вынуждена отвечать на американские «инициативы». К которым относятся и выход из договора по ПРО, и развертывание системы противоракетной обороны в Европе, и придвижение войск НАТО к границам России.

Одна из таких «инициатив» — концепция «Быстрого глобального удара» (Prompt Global Strike, PGS). Она предполагает нанесение массированного глобального удара неядерными силами по любой стране в течение одного часа. Такой удар назван «разоружающим». Это типичный рейганизм, но якобы «с человеческим лицом». На самом деле «разоружение» - это разрушение не только военной структуры, но и промышленных, и административных центров. То есть в значительной степени это удар по гражданскому населению, что эквивалентно применению ядерного оружия. За примерами далеко ходить не надо. В частности, во время Второй мировой войны во время американских бомбардировок Токио было больше жертв, чем в Хиросиме и Нагасаки.

Так вот, БЖРК «Баргузин» - это ответ на PGS.

Головным разработчиком проекта является Московский институт теплотехники. Разумеется, «Баргузин» отличается от «Молодца». Иначе и быть не может, поскольку временное расстояние между двумя комплексами около 30 лет. За это время технологии ушли вперед.

При этом разработчики жестко ограничены требованиями железнодорожных стандартов. То есть они должны вписаться в типоразмеры современных подвижных составов, чтобы ракетный поезд по внешнему виду не отличался от обычного. Так, ракета с пусковым контейнером должна размещаться в стандартном рефрижераторном вагоне, который имеет длину 24 метра.

Разумеется, главный компонент БЖРК - ракета. В «Баргузине» будет использована трехступенчатая твердотопливная МБР , стоящая на вооружении РВСН с 2009 года.

На поверхностный взгляд - это шаг назад, в сторону ослабления боевой мощи комплекса. Поскольку суммарный ядерный заряд у РТ-23 УТТХ больше. Однако эффективность РС-24 существенно выше. Потому что ракета «Ярс» с большей вероятностью способна преодолевать ПРО противника. Это достигается целым комплексом мер. Ракета имеет короткую активную фазу полета, когда работает маршевый двигатель. Полет происходит по настильной траектории. Разделяющиеся боеголовки оснащены современными средствами радиоэлектронной борьбы, а также имеют повышенную защиту от электромагнитных воздействий. И точность наведения у «Ярса» выше.

ТТХ МБР комплексов «Молодец» и «Баргузин»
Дальность, км: 10100 - 11000
Количество ступеней: 3 - 3
Длина, м: 23,3 - 23
Диаметр, м: 2,4 - меньше 2
Масса, т: 104,5 - 49
Забрасываемая масса ГЧ, кг: 4050 - н/д
Количество БЧ - 10 - 4
Мощность одной БЧ, кт: 430 - 300
Круговое вероятное отклонение, м: 500 - н/д

Кадр из видео с сайта youtube.com

В ноябре 2016 года представители Минобороны и оборонно-промышленного комплекса РФ наперебой рапортовали об успешном проведении первых бросковых испытаний межконтинентальной баллистической ракеты для перспективного боевого железнодорожного комплекса «Баргузин». На текущий год были запланированы доклад президенту РФ Владимиру Путину о перспективах развертывания комплекса и начало летно-конструкторских испытаний ракеты для него. Поезд должен был нести боевое дежурство как минимум до 2040 года. И вдруг в субботу СМИ сообщают - тема закрыта как минимум на ближайшую перспективу. Фактически если данная информация будет подтверждена официально, то это будет первый случай остановки – временно или насовсем – работ в интересах стратегических ядерных сил (СЯС), которые, напомним, считаются главным гарантом безопасности страны и на развитие которых ресурсы выделяются в приоритетном порядке.

Разработка нового боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК), получившего название «Баргузин», была начата в 2012 году. А в декабре 2015 года командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил: «В настоящее время завершено эскизное проектирование, ведется разработка рабочей конструкторской документации на агрегаты и системы комплекса».

Ракетные поезда – тема не новая для страны. Первый ракетный полк с БЖРК «Молодец» заступил на боевое дежурство в октябре 1987 года, а к середине следующего года было развернуто уже пять таких полков. После распада Советского Союза данные комплексы были ликвидированы, последний был снят с боевого дежурства в 2005 году.

Но идея оказалась на удивление живуча, и через несколько лет в Москве вновь решили к ней вернуться. Однако, судя по всему, ее практическая реализация оказалась на сегодня неподъемной для российского бюджета. С другой стороны, в условиях стремительного развития средств обнаружения воздушного и космического базирования, а также серьезного качественного рывка, достигнутого ведущими странами мира в области создания высокоточных средств поражения, создание БЖРК в качестве средства ответного или ответно-встречного удара становится весьма сомнительной затеей.

А в исследовании американской корпорации RAND от 2014 года, например, указывается, что ракетный поезд имеет такие серьезные недостатки: более сложное обслуживание, возможность естественного (снег, обвалы) и искусственного (диверсии, аварии) блокирования пути, ограниченный набор маршрутов, более низкая живучесть по сравнению с шахтными комплексами (будучи обнаруженным противником, ракетный поезд может считаться уничтоженным).

Кроме того, согласно тому набору договоров в области ограничения стратегических вооружений, участником которых является Россия, эксплуатация мобильных комплексов в буквальном смысле зажата в тиски многочисленных ограничений, не позволяющих в полной мере реализовать весь их уникальный боевой потенциал. А самое главное – не позволяет добиться скрытности патрулирования.

Если ракетный поезд должен передвигаться только по определенному маршруту или маршрутам в зоне своей дислокации, да еще и регулярно демонстрировать себя воздушным и космическим средствам наблюдения зарубежных «контролеров», то о какой скрытности может идти речь? И это, пожалуй, самое главное достоинство БЖРК, без которого утрачивает смысл сама концепция ракетного поезда (хотя запрета на создание таких ракетных комплексов нет).

Конечно, убрать всех этих «контролеров» можно одним росчерком пера – выйти из указанных договоров, сняв тем самым с себя любые ограничения, но такого себе не позволяли две сверхдержавы даже в самые жаркие периоды холодной войны. Не говоря уже о том, что имеется еще и агентурная разведка, да и спутники никуда не денутся. Получится ли от них замаскироваться – это большой вопрос.

К примеру, генерал-полковник Сергей Каракаев в декабре 2013 года говорил журналистам, что вагон БЖРК первого поколения достаточно сильно отличался от вагона-рефрижератора, под который его маскировали. Он был длиннее, тяжелее, да и колесных пар было больше. Вагон нового поезда, по его словам, можно замаскировать более успешно, хотя куда деть такой демаскирующий признак, как несколько локомотивов в голове короткого «спецпоезда», – непонятно.

Генеральный конструктор корпорации «Московский институт теплотехники» Юрий Соломонов, которой, собственно, и поручили создавать новый БЖРК, в феврале 2011 года говорил: «Совсем недавно мы как раз выиграли конкурс по этой тематике, но я был сторонником принятия решения о неразвертывании полномасштабных работ по БЖРК. Во-первых, здесь речь идет не столько о ракетах, сколько о типе базирования, что связано с необходимыми затратами для воссоздания военной инфраструктуры, которая на сегодняшний день полностью разрушена. Это огромные деньги, и они потенциально ничего не добавят к боевой эффективности наших СЯС. Более того, БЖРК обладает принципиальным недостатком в современных условиях: низкая антитеррористическая устойчивость. Это уязвимое место железнодорожного комплекса, и оно существенно снижает его боевые возможности».

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода