Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Смотреть страницы где упоминается термин коллективная организация. Коллективное творческое дело, его организация


Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

(ННГУ)

Арзамасский филиал

Реферат

на тему: Коллективное творческое дело, его организация.

Выполнила:

Студентка 3 курса

Григорьева Е.В.
Арзамас, 2018г.

Понятие «Коллективное Творческое Дело» (КТД) было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым , как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

В коллективной творческой деятельности дошкольников легко и незаметно формируется умения взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.

Особенности коллективного творческого дела:


    практическая направленность;

    коллективная организация;

    творческий характер;

    дети заботятся друг о друге;

    о своем коллективе;

    поиск лучших средств этой заботы;

    все более четкая организация своей жизни;

    разнообразных дел на пользу и радость;

    это сплачивает воспитателей и воспитанников.

Именно эти особенности коллективного творческого дела, характеризуют их практическую сторону, определяют отличительные черты обучающей, развивающей и воспитательной задач. Эти задачи в процессе коллективного творческого дела становятся и решаются воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы “по ходу”, в глубине решения жизненно-практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной стеᴨȇни - при обсуждении результатов.

Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и т.п. для котоҏыҳ, напротив, характерна открытая постановка ᴨȇред воспитанниками и открытое осуществление образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. В связи с этим в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое разнообразие содержание, нестандартные варианты.

Изучение и использование коллективных творческих дел невозможно без знания их общих воспитательных, обучающих и развивающих возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде.

Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные.

Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественно ценного опыта.

1.Общественно-политические коллективные творческие дела проникнуты романтикой исторических свершений, картинами трудовых и боевых подвигов народа, совершаемых во имя Родины. Содержание таких образных панорам составляет нравственно-социальный опыт, развивающий у воспитанников гражданское отношение к общественным событиям, к прошлому и настоящему Отечества.

2. Трудовые коллективные творческие дела развивают у воспитанников знания об окружающей жизни, взгляды на трудовую деятельность как основной источник радостной жизни людей, стремление вносить свой вклад в улучшение окружающей жизни, умение и привычку осуществлять заботу о людях близких и далеких, трудиться самостоятельно и творчески на их пользу и радость.

3. Познавательные коллективные творческие дела определяются сᴨȇцификой их сущности: познавательным содержанием, “открытием мира” на пользу другим, на ᴨȇрвый план выступает развитие у воспитанников интерес к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн и загадок, то есть к познавательной деятельности, различным ее средствам, к учению.

4.Художественно-эстетические коллективные творческие дела имеют особые воспитательные возможности. Главная из них - развитие эстетической стороны жизни нашего общества, народов других стран, к искусству, как составной части духовной культуре, к себе как младшим товарищам взрослых по сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир. Именно художественно-эстетические дела позволяют целенаправленно развивать у воспитанников художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к различным видам искусства, умениям и навыкам художественного творчества, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души.

5. Спортивно-оздоровительные коллективные творческие дела. Важнейшая из воспитательных возможностей спортивно-оздоровительных коллективного творческого дела заключается в развитии у воспитанников положительного отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни общества, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам нашего общества. Спортивно-оздоровительные коллективные творческие дела дают возможность формировать убеждение в важности, красоте физической культуре.

6. Организаторские коллективные творческие дела. К ним относятся такие дела, как организация дня рождения коллектива, коллективное планирование, общий сбор, разведка дел и многое другое.

Следует помнить, что любое практическое дело становится коллективным и творческим, только в такой совместной организаторской деятельности, которая развивает у ее участников организаторские способности и формирует навыки коллективной деятельности.

Воспитательные возможности коллективного творческого дела реализуются тем полнее и глубже, чем органичнее эти дела подкрепляются остальными основными средствами воспитательной работы и воспитательными мероприятиями.

Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В воспитательном мероприятии ᴨȇдагог открыто ставит задачу ᴨȇред детьми, ᴨȇредает им готовый опыт. К формам коллективной творческой деятельности относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Усᴨȇшное использование системы коллективных творческих дел, реализация воспитательных возможностей обесᴨȇчиваются соблюдением трех основных условий.


    Первое условие - всемерное развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников.

    Второе условие - всемерное развитие отношений творческого развития между воспитанниками старших и младших поколений.

    Третье условие - всемерное развитие отношений творческого содружества между самими воспитателями.

Совместная практическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого дела , также способствует развитию отношений, развитию эмоциональной сферы, творческому развитию.

Участвуя в дружеском общении, воспитанники удовлетворяют и углубляют познавательные интересы, расширяют кругозор, наблюдательность, зоркость, внимательность, общительность, отзывчивость, душевная щедрость и тактичность, осуществляется эмоциональное развитие.

Осуществление системы коллективных творческих дел возможно на разных уровнях.

Главной методической особенностью коллективного творческого дела является субъектная позиция личности. Коллективные творческие дела направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и сᴨȇцифичные особенности. Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.

Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела, организация котоҏыҳ предусматривает шесть этапов.


    Первый этап - предварительная работа. Педагоги, взрослые устанавливают место предстоящего коллективного творческого дела в воспитательной работе , планируемой на новый ᴨȇриод с данным коллективом. Определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь ᴨȇрсᴨȇктивой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.

    Второй этап - коллективное планирование. Теᴨȇрь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микро коллективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Усᴨȇх его во многом обесᴨȇчивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные “задачи на размышление”. Завершает поиск выбором совета дела.

    Третий этап - Коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения коллективного творческого дела , затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам. Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения преодолевать трудности. В связи с этим велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла . В некотоҏыҳ случаях ᴨȇдагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.

    Четвертый этап - проведение коллективного творческого дела, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения коллективного творческого дела из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для котоҏыҳ оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.

    Пятый этап - коллективное подведение итогов коллективного творческого дела. Это может быть общий сбор коллектива , посвященный итогам коллективного творческого дела, или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения коллективного творческого дела. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении о проведенном коллективном творческом деле, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи - вопросы.

    Шестой этап - ближайшее последствие коллективного творческого дела. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими вᴨȇчатлениями ᴨȇреживаниями..

С учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста целесообразнее использовать упрощенную технологию проведения, а в некотоҏыҳ случаях только элементы коллективной творческой деятельности, используется своеобразный тип коллективного творческого дела - ситуативный.

В дошкольном образовательном учреждении можно использовать такие формы коллективной творческой деятельности чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Воспитательные возможности коллективного творческого дела реализуются тем полнее и глубже, когда эти дела сочетаются с основными средствами воспитательной работы и воспитательными мероприятиями.

Дошкольники еще не умеют вместе со старшими думать и действовать на радость и пользу друг другу и окружающим людям. Но они могут научиться этому, привыкнуть к участию в общей творческом деле , овладеть навыками коллективной деятельности на собственном опыте.

Совместное участие в коллективном творческом деле заставляет младших подтягиваться к старшим, воздействуя друг на друга и сам на себя. Старшие стремятся не уронить уровень своего достоинства ᴨȇред младшими стремятся быть знающими, умелыми, дружными, смелыми. происходит положительное взаимное влияние младших и старших. В старшей групᴨȇ во второй половине учебного года воспитатель может ᴨȇреходить к заданиям, требующим распределения работы между несколькими детьми, объединенными в одну подгруппу, коллективные обсуждения влияют на развитие творчества, дети приобретают опыт сотрудничества. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель ставит задачи, но делает это незаметно . Дошкольники, как бы сами “открывают” эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, принимают ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для котоҏыҳ оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.

Совместная практическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого дела, способствует развитию отношений, развитию эмоциональной сферы, творческому развитию.

При этом условии для каждого ребенка важным становится его личный вклад в общую работу, стремление к качественному выполнению индивидуального задания, являющегося частью общего, желание оказывать помощь сверстникам, проявлять к ним внимание как к участникам общего дела.

Объединяя детей для выполнения ими совместных заданий, воспитателю немаловажно учитывать уровень умений каждого ребенка, наличие у него творчества , самостоятельности, характера взаимоотношений, сложившихся у него со сверстниками.

Значительное влияние на детей оказывает и обсуждение с ними результатов работы, в процессе которого воспитатель особо подчеркивает их выдумку, творчество, рассказывает о примерах совместного обсуждения , о проявлении доброжелательности, умении выйти из спорных ситуаций без спора. Вместе с воспитанниками ᴨȇдагог оценивает предложения детей, учит внимательно слушать друг друга, разъясняет, как следует выражать несогласие, не прибегая к некорректным формам выражения, учит отстаивать свое мнение, доказывая его направленность на улучшение будущего дела

Немаловажное значение имеет и создание на занятии положительной эмоциональной обстановки, которая обесᴨȇчивается доброжелательным общением ᴨȇдагога с детьми, его умением поддерживать их активность, удивляться их «открытиям».

Обесᴨечение коллективного творческого характера дела на занятиях достигается путем объединения детей общими эмоциональными ᴨереживаниями, также при подведении итогов, радость от полученных результатов. Обесᴨечивая, таким образом, развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Развитие эмоциональной сферы проявляется в нескольких различных формах :

· в форме выразительных движений;

· в форме эмоциональных действий;

· в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях;

· в форме определенного отношения к окружающему.

Именно на развитие этих функций направлена работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами коллективного творческого дела. Работу по развитию эмоциональной сферы необходимо начинать с детства. Этому способствует организация учебно-воспитательной работы по развитию эмоциональной сферы средствами коллективного творческого дела..

Переживание общей радости объединяет детей, влияет на воспитание доброжелательных взаимоотношений, что способствует развитию эмоциональной сферы. Положительное влияние оказывает коллективное творческое дело на формирование у дошкольников умения согласовывать свои действия, мнения, учит быть внимательным к чувствам и эмоциям других людей, т.е. способствует развитию эмпатии.

При этом немаловажно порой предусматривать такие объединения детей, которые как раз способствовали бы проявлению эмоционального соᴨȇреживания. После выполнения совместных заданий целесообразно предлагать детям рассказать о том, как они работали вместе, чтобы, опираясь на их высказывания, подчеркивать значение дружеских взаимоотношений, умения понимать эмоциональное состояние другого, адекватно выражать и регулировать свое.

Формы организации труда - это ее разновидности, отличающиеся друг от друга особенностями решения вопросов по отдельным элементам организации труда. Формы определяются формообразующими признаками, таких признаков несколько.

По способам установления плановых заданий и учета выполненной работы выделяют индивидуальную и коллективные (совместные) формы организации труда. Индивидуальной называют такую форму организации труда, когда производственное задание, учет выполненной работы и начисление заработной платы на предприятии осуществляются для каждого работника персонально.

Коллективной (совместной) является форма организации труда, при которой производственное задание устанавливается в целом какому-либо подразделению предприятия, учет выполненной работы ведется по конечным результатам труда работников этого подразделения, заработная плата также первоначально начисляется всему подразделению, и лишь только затем она делится между работниками.

Коллективные формы организации труда в свою очередь так же имеют разновидности:

  • 1. В зависимости от места подразделения в иерархии управления на предприятии коллективные формы организации труда могут быть звеньевыми, бригадными, участковыми и др. (по видам подразделений);
  • 2. По уровню специализации различают специализированные и комплексные подразделения. Первые объединяют работников одной профессии, вторые - работников разных профессий;
  • 3. В зависимости от способа разделения и кооперации труда в комплексных подразделениях выделяют подразделения: с полным разделением труда, когда каждый работник занят только выполнением работы строго по своей специальности и на одном рабочем месте;
  • - частичной взаимозаменяемостью, когда работники владеют двумя или большим числом профессий (специальностей) и могут выполнять работы не только по своей основной профессии (специальности), но и по совмещаемой или совмещаемым;
  • - полной взаимозаменяемостью, когда каждый работник подразделения (звена, группы, бригады и т. д.) может работать на любом рабочем месте в этом подразделении, а также меняться рабочими местами по заранее продуманной схеме с другими работниками подразделения;
  • 4. По способам планирования и учета затрат на выполнение работы подразделения могут быть хозрасчетными, с элементами хозрасчета и без хозрасчета. Хозрасчетными называют такие подразделения, которые ведут учет расходов сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, труда при выполнении плановых заданий;
  • 5. В зависимости от способа управления различают подразделения:
    • - с полным самоуправлением, когда подразделению устанавливается производственное задание, а все остальные вопросы организации производства, труда и управления решаются самим первичным коллективом, например бригадиром и советом бригады;
    • - с частичным самоуправлением, когда часть функций управления централизована, а другая часть - делегирована подразделению;
    • - без самоуправления, с управлением подразделением централизованы.

Все указанные и другие формы организации труда и их разновидности соединяются между собой в различных комбинациях, например бригадная форма организации труда с полной взаимозаменяемостью работников и с распределением коллективного заработка при помощи коэффициента трудового участия (КТУ) и т. д.

Одной из самых распространенных форм организации труда является бригадная с ее разновидностями. Наибольшими возможностями для решения экономических и социальных проблем обладают комплексные подразделения (бригады) с полной взаимозаменяемостью.

В таких подразделениях можно организовать работу с переменой труда, т. е., с чередованием работ по разным профессиям, или с выполнением работ последовательно на разных рабочих местах, каждое из которых отличается своим набором производственных операций. Эта мера особенно эффективна на работах с большой монотонностью труда.

При переходе от индивидуальных форм организации труда к коллективным непосредственная связь между обособленными единичными работниками формируется на основе объединения первичных трудовых коллективов нового типа.

Результатом такого объединения является коренное изменение содержания и организации труда.

Коллективный труд при правильной его организации способствует наиболее полному использованию оборудования, материальных и трудовых ресурсов, повышению качества выпускаемой продукции.

Отмечая преимущества коллективной организации труда, К. Маркс писал, что численность рабочих, объединенных в коллективы, "...всегда менее числа тех рабочих, которые, работая в одиночку, произвели бы в течение того же самого времени ту же самую работу".

На расширение сферы применения коллективного труда влияют не только научно-технический прогресс, но и объективные требования создания коллективной заинтересованности в улучшении конечных результатов производства. Во всех звеньях производства (независимо от степени механизации), где при изготовлении одной и той же продукции участвует большое число работников, как организацию труда, так и его стимулирование практически целесообразно осуществлять на коллективной основе. В этих условиях оценка результатов труда отдельных работников становится или недостаточной, или просто невозможной. Коллективные формы организации труда обладают потенциальной эффективностью, но это не означает, что любой переход от индивидуальной организации труда к коллективной непременно гарантирует эффект.

Казённое общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Леушинская школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Сообщение

«Технология коллективной творческой деятельности»

Составитель:

учитель физической культуры,

Леуши, 2017


Введение

«Каждое дело - творчески, иначе – зачем!

Каждое дело - с пользой, иначе - зачем?

Каждое дело - людям, иначе - зачем?»

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного.

Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

Особого внимания заслуживает школьный возраст, потому, что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость, формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

Для того чтобы происходило расширение диапазона нужны специальные педагогические действия. Такие условия и его воспитанникам предоставляет методика коллективного творческого воспитания, технологическим ядром которой является коллективное творческое дело (КТД).

КТД - это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь.

Понятие «Коллективное творческое дело» было введено в середине 60х годов. Продолжил педагогическое наследие и стал его последователем. Педагоги считают академика изобретателем методики КТД, создателем «педагогики сотрудничества» коллектива.

В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике. «Энциклопедия коллективных творческих дел» известна широким кругам педагогической общественности. Ребята и педагоги с увлечением «играют» в защиту фантастических проектов, фабрики, ЧТП (чередование традиционных поручений) потому, что все это делается не по указанию со стороны, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

В современном мире, коллективно-творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого воспитанника, поскольку является способом организации, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью. Именно, организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов и есть технология коллективного творческого воспитания.

Технология коллективно-творческой деятельности — это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.

Цель КТД:

Раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру.

Основными задачами КТД являются:

    Формирование и развитие коллектива; Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности; Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. · Обучение правилам и формам совместной работы. Реализация коммуникационных потребностей детей.

В процессе КТД развиваются стороны личности:

    познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности), действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

Пять условий педагогического успеха.

Первое условие - общая забота.

Надо научиться включать каждого воспитанника, как своего младшего товарища в совместные действия на радость и пользу; в поиск дел, нужных людям; в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру, в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее.

Второе условие - единство уважения и товарищеской требовательности.

Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность.

Третье условие - единство мыслей и действий, воли и чувств.

Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно - мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера.

Четвертое условие – единый коллектив.

Каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.

Пятое условие - творчество, а не шаблон.

Использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия.

Существуют принципы коллективного взаимодействия:

Принцип гуманизма: признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет, а не готовится к жизни (ребёнок - личность);

Принцип природосообразности: учет психофизических и возрастных особенностей;

Принцип равенства и сотрудничества: все члены коллектива занимают равные положения;

Принцип культуросообразности: основан на общечеловеческих ценностях, на нормах национальной культуры и региональных традициях;

Принцип открытости и доступности: все учащиеся могут принимать участие в самоуправлении;

Принцип добровольности: добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе ;

Принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка.

Планируемые результаты:

    Ребенок является участником коллективной деятельности. Знания и умение одного является достижением всех. Действия каждого ребенка находятся в связи с действиями других детей, что повышает личную ответственность при выполнении общего дела У ребенка появляется желание работать над собой, совершенствуя свои навыки, умения и приобретать новые знания

Организация коллективной творческой деятельности учащихся

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.

Это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. КТД - это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, коллектива, членом которого становится и взрослый, которые возвышают, развивают, способствуют становлению личности. Растет Гражданин - Хозяин - Друг - Работник.

Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация и творческий характер проведения. Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому КТД - не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое.

Оно - коллективное, потому, что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками, классным руководителем и воспитателями.

Оно - творческое, потому, что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения жизненно важных задач.

Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Коллективные творческие дела позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе коллективной творческой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности.

В коллективной творческой деятельности любой школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, а значит свои лидерские качества

Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям - вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность педагогики общей заботы.

Суть каждого дела - забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественной, познавательной или художественно-эстетической, спортивной или досуговой.

Таким образом, творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством.

Структура КТД – 6 стадий коллективной творческой деятельности

1 стадия – предварительная работа коллектива (намечаются исходные действия, проводятся воспитательные занятия /беседы, экскурсии и т. д./, готовятся к коллективному планированию.)

2 стадия – коллективное планирование. Обсуждение мнений в (микро)коллективах, в результате вырабатывается общее мнение. На сборе-старте выступают представители каждого (микро) коллектива. Принимается коллективное решение.

3 стадия – коллективная подготовка КТД. Создается совет дела, в который входят представители от каждого (микро)коллектива. Проект КТД уточняется сначала советом дела, затем – в (микро) коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

4 стадия – проведение КТД.

5 стадия – коллективное проведение итогов КТД. Происходит на общем сборе-огоньке: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

6 стадия – стадия ближайшего последействия КТД. Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

Основные виды КТД

Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Трудовые КТД.

Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость Модели - трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, «Снежная сказка», трудовой сюрприз, фабрика, мастерская.

Познавательные КТД.

Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Модели - вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал.

Художественные КТД.

Цель: развивать художественно - эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека Модели - кольцовка песен, концерт - «молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий.

Спортивные КТД.

Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность.

Общественные КТД.

Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни. Модели - День знаний, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, 8 Марта, День Победы.

Организаторские КТД.

Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности. Модели - газета - «молния», день рождения коллектива, «живая газета», журнал-эстафета, коллективное планирование, общий сбор, разведка дел, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, эстафета дружбы.

Экологические КТД.

Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача учителя. Операции «Родничок», «Муравейник», «Малая речка», «Озеро», «Поляна» - экологические КТД. Необходимо учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края.

Досуговые КТД.

Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

Каждое КТД - это, прежде всего проявление жизненно-практической гражданской заботы об улучшении общей жизни. Это совокупность определенных действий на общую пользу и радость. В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание, в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно - мировоззренческой, эмоционально-волевой, действенной.

Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.

Коллективная творческая деятельность будет проходить успешнее тогда, когда ее девизами будут: «Все - творчески, иначе - зачем!

КТД дают возможность:

Воспитаннику

Коллективу воспитанников

Классному руководителю, воспитателю

Коллективу

Классных руководителей, воспитателей

– Реализовать и развить свои способности;

– проявить организаторские умения;

– расширять коммуникативные навыки;

– осваивать культурное, социальное пространство;

– формировать личность.

– Формировать коллектив;

– проявлять взаимоподдержку, взаимовыручку, .

– Раскрыть и развить творческий, педагогический, личностный потенциал;

– совершенствовать организаторские способности и возможности;

– изучить коллектив группы;

– объединить воспитанников, педагогов;

– управлять процессом развития личности воспитанника;

– развивать рефлексивные способности.

– Формировать коллектив единомышленников;

– проявлять , взаимоподдержку, взаимовыручку, взаимопомощь.


Основными условиями воспитательной эффективности коллективных творческих дел являются:

Единство жизненно-практической (улучшение жизни коллектива и окружающей жизни) и воспитательной направленности;

Творческий характер каждого КТД («каждое дело – творчески, иначе – зачем?»): осуществление непрерывного поиска лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации;

Ценностная интерпретация задач каждого дела;

Единство стадий организации каждого дела, объединенных общей идеей, ценностью.

На всех этапах организации КТД необходимо особенно внимательное отношение к детям с заниженной самооценкой, «новеньким», «трудным», ко всем, кого коллектив по каким-либо причинам не принимает. Для таких детей целесообразно применять технологию создания ситуации успеха. Эта технология позволит всем увидеть таких детей с неожиданной (неожиданно хорошей) стороны, изменить отношение к ним в лучшую сторону, а им самим – занять достойное место в команде, включиться в общую работу «на радость и пользу людям», применив проявившиеся в ситуации успеха способности.

Становлению конструктивных отношений в команде способствует применение технологии стимулирования деятельности детей. Умелое применение различных видов педагогических требований, поощрений и наказаний позволяет педагогу регулировать отношения в микрогруппе и в коллективе в целом, делая акцент на стимулировании гуманитарных моделей поведения.

Гуманитарная профессиональная позиция педагога подразумевает не только принятие различных точек зрения, но и устойчивость собственной позиции, способность отстаивать в культурных формах свои ценности. Для решения этой задачи педагог может демонстрировать приемы, составляющие технологию этической защиты, и обучать этим приемам воспитанников.

Коллективная творческая деятельность – это деятельность одновременно практическая и духовная, позволяющая ребенку приобрести не только практические, организаторские, коммуникативные и другие навыки, но также выявить и реализовать свои способности, приобрести опыт диалогического взаимодействия и гуманных отношений, освоить принятые в обществе способы и формы реализации ценностных отношений к окружающему миру и другим людям.

Заключение

Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме можно сделать вывод, что КТД является важнейшим структурным компонентом процесса воспитания и позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, в процессе которого ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Список литературы

1. Методика Коммунарского воспитания/ Просвещение 1990. - с. 59-63.

2. Воспитательная работа в современной школе/ . Воронеж 2006. С. 266.

3. Классный руководитель/ . // Коллективные творческие дела 2007 - №8. С. 112-113.

4. Классный руководитель/ . - М.: Академия, 2006.-С. 111-126.

5. оспитательная работа в школе/Е. Тишина // Общение в коллективном деле. - 2008. - №1. - С. 119


Организация коллективной творческой деятельности учащихся

  1. Коллективная или групповая деятельность

Коллективная или групповая деятельность является одной из форм работы учителя с учащимися.

Групповая деятельность подразумевает создание коллектива, в котором она непосредственно и происходит. Слово “коллектив” происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает “объединяю”, а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.

Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.

Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно- эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно

рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

Формы групповой деятельности отличаются от других форм, прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В процессе групповой деятельности воспитатель тоже ставит задачи перед учащимися, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» их, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.

Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива – старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников. При этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу. На каждой стадии групповой деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения практических задач, находя каждый раз новый вариант.

К формам групповой деятельности во вне учебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений, сюжетно – ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и др. Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация которых предусматривает шесть стадий.

II . Стадии организации КТД

ПЕРВАЯ СТАДИЯ – предварительная работа. Педагог устанавливает место предстоящего коллективного творческого дела в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяет конкретные воспитательные задачи, выясняет различные варианты, которые затем могут быть предложены детям, продумывает способы реализации своих замыслов, намечает действия, которые помогут настроить школьников на работу, увлечь перспективой, определяет возможности активизации деятельности каждого участника.

ВТОРЯ СТАДИЯ коллективное планирование. Теперь действуют сами учащиеся. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микро коллективах (группах, звеньях): что лучше сделать? С кем вместе? Для кого? Когда? Взрослые в этом случае – это равноправные участники диалога с детьми. Этот разговор условно называют сбором – стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он обобщает предложенные варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные задачи «на размышление». Завершает поиск выбором совета дела.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ – коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, побуждая и поощряя инициативу каждого участника.

Подготовка может идти по группам.

Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, когда в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают, поскольку у них нет ещё способности преодолевать трудности. Здесь велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допускается открытого давления, принуждения к работе, взрослый по–товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним, оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты сможешь это выполнить». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников дл поиска и т. п.

ЧЕТВЁРТАЯ СТАДИЯ – проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, осуществляемый советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Воспитанники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела.

Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует бояться и ошибок, допущенных участниками в ходе процесса выполнения и организации дела. Все это тоже школа жизни. Педагог по возможности незаметно для всех участников дела, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу.

ПЯТАЯ СТАДИЯ – коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива. На кругу или по группам каждый высказывает своё мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.

Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и с помощью других средств: опрос, анкетирование, стенгазета, творческий отчет. Главное, чтобы каждый поразмышлял над опытом (своим собственным и опытом своих товарищей), приобретённым в ходе КТД, научился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи – вопросы. Воспитанники приобщаются к выработке как собственного, так и общественного мнения, созданию новых добрых традиций.

ШЕСТАЯ СТАДИЯ – ближайшие последствия КТД. На общем сборе в анкете учащиеся высказывают предложения, делятся своими впечатлениями, переживаниями, говорят о том, чему научились. Педагогу это всё надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретённый опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на общем сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые коллективные творческие дела.

III . Приемы проведения КТД

Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно

рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые примеры, использующиеся на всех стадиях подготовки и проведения КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. При этом та или иная проблема обозначается школьниками в результате создания специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна воспитанникам. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.

Один из эффективных приёмов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это создание групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки или жребия).

Другим необходимым приёмом этой методики является «мозговая атака», когда ученики в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных предложений по решению какой – либо проблемы или задачи.

Часто используется ещё один приём – отбор идей, когда нужно из множества

возможных решений, вариантов выбрать один или два – три. Выбор этих идей может осуществляется с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска определяют характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется ещё один приём – защита идей. Каждый член коллектива или группа аргументируют свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.

IV . Условия проведения КТД.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу

необходимо соблюдать определённые условия.

Во–первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать извращение позиций, роли, которая определена педагогу, как старшему товарищу.

Во–вторых, подготовка и проведение КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.

В–третьих необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебновоспитательном процессе; ранее используемые формы КТД – лишь один из компонентов общей системы средств воспитания.

В-четвертых, важнейшим условием является реализация и развитие идей заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далёких людях, окружающем мире.

VI . Коллективное творческое дело сегодня

В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и её практической реализацией:

· Доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого к коллективной творческой деятельности;

· Выработка ценностей, идеалов, образов в коллективе исходя из личностных интересов и потребностей;

· Определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;

· Создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;

· От личности к делу, а не от дела к личности; не отбор пердложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;

· Создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;

· Оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирование его отношений с участниками деятельности.

VII . Заключение

Коллективная деятельность учащихся - это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Как педагогическая технология Коллективная деятельность или её отдельные элементы могут быть использованы при подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности групповой деятельности как социально-педагогического явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации по организации групповой деятельности успешно используются практиками и сегодня.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. И. П. Иванов, «методика коммунарского воспитания», Москва, 1990 г.

2. Б. Т. Лихачев, «Педагогика», Курс лекций, Москва,1992 г.

3. М. И. Рожкова, «Классному руководителю», Москва, ВЛАДОС, 1999 г.

4. М.П. Павлова, «Педагогическая система А.С. Макаренко», Москва,

«Высшая школа», 1972 г.

5. Л. П. Уманский, «Психология организаторской деятельности», Москва,

Просвещение, 1980 г.

6. А. Б. Добрович, «Воспитатель о психологии и психологии общения»,

Просвещение, 1987 г.

7. В. Н. Макаревич, «Групповая работа как метод конструктивной

социологии» Социальные исследования, № 10, 1993 г.

8. В. С. Агеев, «Межгрупповое воздействие: Социально – психологические

проблемы», Москва, МГУ, !989 г.

9. Г. М. Андреева, «Социальная психология», Москва, Аспект пресс, 1998 г.

10. А. В. Петровский, «Психологическая теория коллектива», Педагогика, 1979 г.

11. Н. Е. Щуркова, «Практикум по педагогической психологии», Москва,

Педагогическое общество, 1998 г.

В современном развитом мире действует принцип - индивидуального успеха и конкуренции, хотя при этом предполагается социальное и психологическое взаимодействие людей. На Западе в рамках социологии и социальной психологии глубоко разработана теория и практика межличностных отношений, внутригруппового взаимодействия. В России в связи с изменяющимися социальными условиями может измениться коллективистская концепция в педагогике. До сих пор коллективизм вызывал споры и взаимную критику социалистического и западного мира. В новых условиях отечественная теория коллективистского воспитания должна отражать социально-педагогическую реальность. Воспитание следует разрабатывать не столько на принципе коллективизма, в основе которого лежит социалистическая идеология, сколько на принципе межличностного и межгруппового взаимодействия, опираясь на данные социальной психологии.

Коллектив - высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает воспитательный коллектив как объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими, т.е. определяются через отношение к общему делу.

В этом определении есть четыре признака коллектива воспитанников, указанные еще А.Макаренко: наличие социально значимых целей и деятельности, органов самоуправления и коллективистские отношения. В психологии группы различаются по разными признакам. Для педагогики имеет значение деление групп по уровню развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации, коллективы, - и по размеру: большие, малые. А.Макаренко выделял первичные коллективы 10-15 человек, находящихся в непосредственном контакте, и общешкольные коллективы. В теории групп важно знать понятие "группообразование", его вариант "коллективообразование", превращение группы в коллектив, а также "коллективистское самоопределение" - отношение к группе через групповые идеалы, нормы, ценности. Явления и процессы в малой группе по-своему отражены в педагогической теории коллектива А.Макаренко.

На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся классному руководителю необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям.

Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности.

Коллективная творческая деятельность - это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям- вот что сплачивает воспитателей и воспитанников. Педагог Джойс Эпштейн пишет: “Когда родители, учителя, ученики и все-все видят друг друга как партнеров,создается заботливое сообщество, и оно начинает работать.”

И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет “по ходу”, в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов, и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.

Коллективная творческая деятельность - это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) методики.

Коллективная творческая деятельность по И.П. Иванову - это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога.

Коллективная творческая деятельность - это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, вернее, коллектива, членом которого становится и взрослый.

Коллективная творческая деятельность - это эффективный метод воспитания, обучения и развития учащихся, основанный на позитивной деятельностной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом коллективном творческом деле решается целый "веер" (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. Коллективное творческое дело, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Существует несколько видов коллективных творческих дел:

Трудовые коллективные творческие дела. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, "Снежная сказка", трудовой сюрприз, фабрика, мастерская).

Познавательные коллективные творческие дела. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные Коллективные творческие дела обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс-конференция, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал).

Художественные коллективные творческие дела. Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (концовка песен, концерт-"молния", кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).

Спортивные коллективные творческие дела. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (веселая спартакиада, "Космонавты и метеоры", спартакиада народных игр, сюита туристских игр, "Тайна", "Следопыт").

Общественно-политические коллективные творческие дела. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).

Организаторские коллективные творческие дела. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной -организаторской деятельности (газета-"молния", день рождения коллектива, "живая газета", журнал-эстафета, коллективное планирование, общий сбор, гайдаровская разведка, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, эстафета дружбы)

Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

Организационными постулатами и методическими идеями технологии коллективных творческих дел являются:

· сочетание индивидуального и коллективного творчества;

· коллективная организация единого дела, добровольное участие в нем, свобода выбора видов и форм деятельности;

· ответственность каждого за результат общего дела;

· творческое содружество взрослых и детей, обеспечивающее генерацию новых идей;

· самосовершенствование личности в развивающемся коллективе и развитие коллектива под влиянием творческих и одаренных лидеров;

Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое коллективное творческое дело неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, которые используются почти на всех стадиях коллективных творческих дел. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. А для того, чтобы она была предложена школьниками, нужно создание специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна детям. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.

Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, -- это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида коллективных творческих дел формирование групп может идти с учетом пожеланий, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия).

Другим необходимым приемом этой методики является «мозговая атака», когда школьники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных идей решения проблемы или задачи.

Часто используется еще один прием -- отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием -- защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей коллективного творческого дела, педагогу необходимо соблюдать определенные условия.

Во-первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого коллективного творческого дела, допускать изменения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу.

Во-вторых, подготовка и проведение любого коллективного творческого дела требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.

В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе; ранее используемые формы.

Коллективное творческое дело -- это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и проведении различных форм работы.

В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией:

· доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;

· выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей;

· определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;

· создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;

· от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;

· создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;

· оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.

Формой коллективной творческой деятельности могут стать сюжетно-ролевые игры, если идеи, содержание и способы организации, правила игры разрабатываются в ходе коллективного творчества.

Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса.

Коллективное творчество - наиболее распространенная форма занятий с учащимися. Но для того, чтобы оно было продуктивным и успешным, должны быть поставлены четкие цели и задачи, а содержание направлено на усвоение культурных ценностей, достижение идеала во взаимоотношениях в процессе деятельности, обеспечивающей развитие ребенка как личности.

Цель любого мероприятия с позиций педагогов - формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.).

При проведении коллективно-творческой деятельности решаются следующие задачи:

· создание необходимых условий для развития творческих способностей детей;

· организация деятельности на пользу и радость окружающим и обсуждение ее хода и результатов таким образом, чтобы развивались все стороны личности ребенка;

· укрепление в процессе работы единого воспитательного коллектива;

· привлечение родителей и общественности к работе с детьми.

Методика коллективно-творческой деятельности - деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы». Ее можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела - это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех каждого, рыцарское служение добру, творческий подъём, демократизм, товарищество и дух свободы. [Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Текст]/И.П Иванов.-Москва, 1989. -С.115. - 95 с.]

Главные принципы методики коллективно-творческой деятельности таковы:

· воспитывать в совместной развивающей деятельности детей и взрослых, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;

· обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию способностей, характера, умений школьника;

Управленческие действия на этапе подготовки творческого дела

· ориентация на интеграцию индивидуального и общественного, формирование в ходе социального взаимодействия единых правил, норм и принципов;

· разнообразие форм творческой и сознательной деятельности; формирование личностных целей, идеалов и интересов в высококультурном и эмоциональном пространстве коллективного дела;

· формирование потребности в личностном росте.

Для достижения оптимального результата эти идеи должны сопровождать каждый этап подготовки и организации коллективных творческих дел.

Главные особенности планирования коллективных творческих дел:

· высокая мотивация и активность каждого участника;

· осуществление планирования на основе проектов и идей, как отдельных участников, так и различных микрогрупп;

· возможность разработки вариативных проектов для альтернативных или последующих творческих дел по единой тематике;

· учет своих возможностей и способностей, реальности осуществления;

· поступательное усложнение содержания.

Технология коллективной творческой деятельности - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда - мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса. [Щукина, Г. И. Активизация коллективной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст]/Г.И.Щукина.- Москва, 1979. -510 с.]

В технологии коллективного творческого воспитания такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и "огоньки", коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий:

1 стадия - предварительная работа коллектива (намечаются исходные действия, проводятся воспитательные занятия /беседы, экскурсии и т.д./, готовятся к коллективному планированию.)

2 стадия - коллективное планирование. Начинается в (микро)коллективах. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение (микро)коллектива. На сборе-старте выступают представители каждого (микро)коллектива. Принимается коллективное решение.

3 стадия - коллективная подготовка коллективного творческого дела. Для подготовки и проведение выбранного коллективного творческого дела создается совет дела, в который входят представители от каждого (микро)коллектива. Проект КТД уточняется сначала советом дела, затем - в (микро)коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

4 стадия - проведение коллективного творческого дела.

5 стадия - коллективное проведение итогов коллективного творческого дела. Происходит на общем сборе: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

6 стадия - стадия ближайшего последействия коллективного творческого дела. Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

Технологическая цепочка управленческих действий на этапе подготовки коллективных творческих дел предполагает:

· консультацию по проекту с организаторами творческого дела, уточнение позиции;

· актуализацию поставленных целей и определение управленческих задач подготовки и организации коллективного творческого дела;

· отбор специальной литературы, информации для конструирования

· конструирование модели системы подготовки и организации коллективного творческого дела;

· определение состава творческих групп, определение лидеров с предварительной диагностикой их профессиональной, творческой и управленческой компетентности;

· осознание своей управленческой деятельности как функции развития коллектива и личности;

· определение условий для оптимальной реализации проекта;

· составление программы управленческой деятельности, алгоритмов действий творческих коллективов и их лидеров;

· конструирование моделей возможных проблемных ситуаций, определение педагогической позиции и способов выхода из кризиса;

· прогнозирование конечного результата, сравнение его с поставленной целью;

· выработку четкой позиции на целевое управление.

Подготовка мероприятия по коллективно-творческой деятельности предполагает на своем завершающем этапе строгое распределение ролей на период его осуществления (кто за что отвечает, что делает каждый), определение места и времени его проведения.

Алгоритм проектирования творческого дела:

1. Формирование "образа желаемого результата".

2. Соотнесение его с реальной ситуацией.

3. Определение способов достижения этого образа.

4. Поиск ресурсов, необходимых для приближения к конечной цели.

5. Сравнение полученных результатов со своим замыслом и проектным заданием.

6. Внесение необходимых корректив.

Само же проведение мероприятия можно разделить три этапа: начало, основную часть и окончание [Иванов, И.П. Воспитывать коллективистов[Текст]/И.П Иванов.-Москва, 1982. -С.248.,с. 123]

Начало мероприятия как организационный момент (по аналогии с уроком) должно вызвать определенный психологический настрой воспитанников. В качестве средств, здесь могут выступать песня, вступительное слово педагога или ведущего.

Основная часть мероприятия отдается осуществлению запланированной предметной деятельности, объем которой должен соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам.

Окончание, так же как и начало мероприятия, - обязательный этап в его проведении. Здесь могут использоваться те же средства. Главное, чтобы они упрочили вызванное основной частью чувство удовлетворенности фактом причастности к коллективу, а также личностной значимости переживаний.

Технологию коллективной творческой деятельности, в которой аккумулирована технология коллективного требования к личности, нельзя абсолютизировать, тем более уповать на нее как на универсальное средство, когда коллектив еще не сформирован. Если большие мероприятия могут быть 3 - 4 раза в году, то ежедневно педагог проводит те или иные малые мероприятия, решает множество более или менее сложных педагогических задач, выражая в той или иной форме требования общества к личности. Каждый из этапов организации коллективного творческого дела оснащен своими методическими приемами. "Финишная" рефлексия - коллективный анализ свершенного - тоже имеет свое методическое обеспечение. По И.П.Иванову на общем сборе обсуждаются три основных вопроса:

1. Что было хорошего, что удалось и почему?

2. Что не получилось и почему?

3. Что предлагаем на будущее?

Принципиальное значение имеет также их последовательность.

Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с "негатива", а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем.

Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, когда "финишная" рефлексия становится "стартовой", у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.

Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.

Коллективная творческая деятельность будет проходить успешнее тогда, когда ее девизами будут: «Наша цель - счастье людей!» и «Все - творчески, иначе - зачем!» [Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел[Текст]/И.П Иванов.-Москва, 1989. -С.115]

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Воспитание гуманных отношений, скромности, взаимности уважения, чуткости, сердечности, доброжелательности должно быть предметом постоянной заботы педагогического коллектива и общественных организации. Это способствует осознанию учащимися того, что главным в личности товарища является не его национальная принадлежность, а человеческие, гражданские качества (верность в дружбе, товарищеская взаимопомощь, мужество, патриотизм, интернационализм, непримиримость к фальши, трусости, обману).

Культура общения между представителями различных наций требует чуткости, такта, уважения к национальным чувствам и достоинству, учета особенностей национальной психологии, что выступает необходимым условием предотвращения явлений националистического характера. И наоборот, грубость, бестактность, бездушие, сами по себе не всегда связанные с национальными отношениями, могут быть поводом к националистической реакции. Дело в том, что для части людей национальная принадлежность является существенным критерием оценки личности. Любой неблаговидный поступок, особенно должностного лица, может быть рассмотрен на всю нацию, к которой принадлежит данное лицо, - и тогда реакция на всю нацию, к которой принадлежит лицо, служит поводом для националистических настроений.

В процессе массового общения возникают большие психологические перегрузки людей, конфликтные ситуации. Степень таких перегрузок неодинакова в различных населенных пунктах (крупные и средние города, районы, проживания ряда национальностей, национальных групп, национальных меньшинств или этнографических групп).

Следует учить детей правильно строить свои отношения не только со сверстниками, но и всеми окружающими людьми, необходимо прививать им навыки межнационального общения, формировать умение преодолевать мелкие неурядицы, конфликтные ситуации.

При этом педагогу следует проявлять деликатность и осторожность, учитывать специфику и особенности национального состава детей (язык, традиции, культурные ценности, трактовка исторических событий и др.)

Как можно убедиться из вышеизложенного, в многонациональном коллективе (где сложилась положительная морально- психологическая атмосфера) у детей формируется позитивный опыт общения с людьми разных наций. Культура межнационального общения формируется в активной и разнообразной деятельности, которую учащиеся принимают душой и сердцем, потому что она создает богатый и разнообразный мир деятельностных отношений. Чем разнообразнее дела и отношения, тем разностороннее в конечном итоге ребенок.

Каждый день, каждый час жизни удивителен и неповторим. Организовывая свою жизнь, свою деятельность, учащиеся становятся богаче умом, щедрее сердцем, сильнее и лучше. Коллективные творческие дела, если они подобранны интересно, современно, соответствующие возрасту, полу, потребностям и притязаниям ребят гарантируют формирование культуры межнационального общения.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода