Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Образование русского централизованного государства: причины, особенности, основные этапы. Этапы образования русского централизованного государства

Образование Российского централизованного государства

Русские земли в период раздробленности ослабели настолько, что Русь могла потерять независимость. Ее подтачивали борьба с внешними врагами и внутренние раздоры феодалов. Централизация стала исторической необходимостью.

Централизованным называется государство, где происходит политическое и экономическое объединение вокруг сильной центральной власти и устанавливаетсянеограниченная монархия – самодержавие, абсолютизм. В таком государстве действуют единые законы и общее управление на всей территории страны. В Россиицентрализация – это длительный процесс борьбы с раздробленностью в XIV-XV вв. В конце XV в. при Иване III было создано единое государство с центром в Москве, которое укрепилось в XVI в. при Василии III и Иване IV, окончательно сложилось в XVII в. при первых Романовых и завершилось формированием абсолютизма при Петре I в начале XVIII в.

Причины объединения связаны с проводимой первыми московскими князьями политикой собирания русских земель вокруг Москвы, в установлении единого всероссийского рынка и опоре властей на силу дворян – военных служилых людей, на поддержку городов, церкви, народа. Возникла необходимость объединения военных сил, юридического укрепления власти феодалов. Постепенно складывалось национальное государство с едиными языком, религией и культурой.

В борьбе за единство возвысилась Москва. Ее географические условия мало отличались от положения многих феодальных центров, претендовавших на власть, таких как Тверь, Суздаль, Нижний Новгород и др. Однако Москва, прикрытая другими княжествами от внешнего врага давала пристанище беженцам, поэтому ее население быстро росло. Москва становилась центром формирования русской народности. Основная причина возвышения Москвы – деятельность ее князей по собиранию сил и расширению владений, их гибкая политика по отношению к Орде и соседним княжествам, поддержка церкви.

Первым московским князем стал сын Александра Невского – Даниил (1276-1303), присоединивший Коломну и Переяславль. Его сынЮрий (1303-1325) взял Можайск, в борьбе за ярлык на Великое Владимирское княжение победил тверского князя Михаила, но был убит его сыном Дмитрием Грозные Очи, отомстившим за смерть отца.

Власть наследовал брат Иван I Калита (1325-1340), который проводил политику жесткой экономии, собирал казну («кали-та» – кошель), скупал земли, увеличивал налоги. Он вел большое строительство: построил новые деревянные стены Кремля, много храмов. Его начинания поддерживал митрополит Петр, переехавший из Владимира в Москву. В 1327 г. силами Орды Калита разгромил Тверь, воспользовавшись тем, что там были убиты ордынские сборщики налогов. За это в 1328 г. Иван I получил ярлык на Великое Владимирское княжение и перенес столицу в Москву, создав Великое Московское княжество.Москва стала политическим и религиозным центром Руси. Иван I Калита укрепил

отношения с Ордой, проводя политику подкупа (задабривания) ордынских властей, добился отмены баскачества (баскаки – представители хана по контролю за деятельностью князей и собиранию дани), присоединил многие земли.

Дело отца закрепил Симеон Гордый (1340-1353). Значительно расширив владения, он создал Русь Московскую, подчинил своей воле братьев и соседних князей, проводя дружественную политику с Ордой, правил без войн, не дал литовскому князю Ольгерду захватить русские земли. Симеон выдвинул митрополитомАлексия – сторонника московской политики, поддерживал Сергия Радонежского, основавшего Троицко-Сергиевский монастырь, сформировал группу московских бояр, боровшихся за укрепление Москвы. После Симеона Гордого правил его братИван II Красный (1353-1359). Братья присоединили Дмитров, Кострому, Стародуб и другие земли.

Дмитрий Донской (1359-1389), сын Ивана II, начал княжить с 9 лет. Однако за него фактически правил митрополитАлексий (1354-1378), который не позволил захватить власть правившему два года в Москве суздальскому князю Дмитрию Константиновичу – троюродному брату отца Дмитрия, а затем тверскому князю Михаилу Александровичу. Москва окрепла, были возведены белокаменные стены Кремля, трижды отбиты нападения Ольгерда (женат на тверской княжне и поддерживал политику Твери).

Вокруг Москвы происходил процесс сплочения княжеств, что дало возможность собрать общерусское войско. Объединение русских земель проходило в период, когда в Орде складывались предпосылки раздробленности. Дмитрий перестал платить дань, перешел к независимой от хана политике. Военачальник Мамай послал свои отряды на Русь за данью, и в 1378 г. на р. Воже ордынцы впервые были разбиты. Через два года Мамай возглавил большие силы

и двинулся на русские земли. 8 сентября 1380 г. на р. Непрядве, притоке Дона, произошла Куликовская битва . Дмитрий разделил войска на полки правой и левой руки, передовой, большой полки, резерв. В лесу был укрыт засадный полк во главе с двоюродным братом Дмитрия Владимиром Серпуховским, что

и решило исход битвы. За победу Дмитрий стал называться Донским, а Владимир – Храбрым. Победа послужила началом освобождения от ордынского ига, закрепила авторитет Московского княжества как центра всех русских земель. В 1382 г. хан Тохтамыш, захвативший власть в Орде, совершил набег на Москву, сжег город, разорил земли княжества. Пришлось временно платить ордынский выход. В 1395 г. Тохтамыш был уничтожен среднеазиатским полководцем Тимуром (Тамерланом), разгромившим Золотую Орду. В этот период Москва сумела восстановить хозяйство, окрепнуть.

Василий I (1389-1425), сын Дмитрия Донского получил правление от отца без обращения в Орду за ярлыком. Он перестал следовать традиции родового наследования (передача власти братьям по старшинству) и объявил наследником сына Василия II вместо брата Юрия, как требовало завещание Дмитрия Донского. Началась борьба за московский великокняжеский престол –феодальная война 1433-1453 гг. Князь Юрий Галицкий захватил Москву, изгнал племянника в Коломну, но в 1434 г. умер. Против Москвы выступили сыновья

Юрия Василий Косой, а затем Дмитрий Шемяка. В 1446 г. Василий II был изгнан из Москвы и ослеплен, за что стал называться Василием II Темным (1425-1462). Борьба длилась 20 лет. Победила Москва. Установилась система прямого наследования. Василий II значительно укрепил власть Москвы над многими землями, заручился поддержкой церкви, заложил основы для создания единого государства.

Хронология

1276 – Образование Московского княжества.

1325-1340 – княжение Ивана Даниловича Калиты.

1327 – антиордынское восстание в Твери.

1359-1389 – княжение Дмитрия Ивановича Донского.

1378 – поражение татар на р.Воже. 1389, 8 сентября – Куликовская битва. 1382 – оборона Москвы от Тохтамыша.

1389-1425 – княжение Василия I Дмитриевича.

1425-1462 – княжение Василия II Дмитриевича.

1439 – Флорентийская уния между католической и православной церковью. 1453 – падение Византии.

Контрольные вопросы и задания

1. Когда образовалось Московское княжество? Кто был ее первым князем?

2. Обратитесь к карте и определите, какие преимущества перед другими княжествами давало Москве ее географическое положение.

3. Какие последствия для Руси имела передача функции сбора дани в руки русских князей?

Дополнительная литература

Борисов Н.С. Политика московских князей, конец ХIII – первая половина ХIV вв. – М., 1999.

Горский А.А. Москва и Орда. – М., 2000.

Российское государство при Иване III

В середине XV в. сложились условия для создания централизованного государства. В период правления сына Василия II Темного Ивана III (1462-1505) к Московскому княжеству были присоединены почти все русские земли. От Литвы перешли Чернигово-Северские владения. В 1471 г. на р. Шелони разбиты силы новгородцев, а в 1478 г. ликвидирована республика в Новгороде. В 1480 г. окончательно пало ордынское иго. Хан Ахмат был остановлен войсками Ивана III на р. Угре («Стояние на Угре») и, не добившись успеха, повернул обратно. К этому времени произошел распад Золотой Орды на несколько ханств.

После присоединения Тверского княжества (1485) Иван III стал именоваться государь всея Руси, что демонстрировало установившийся суверенитет Российского государства.

В 1497 г. введен свод законов – Судебник Ивана III. Вся полнота власти отдавалась государю. Его приближенные и князья входили в совещательный орган Боярскую думу, которая действовала по формуле: «Государь указал, бояре приговорили». Окрепломестничество: места и должности давались не по способностям, а по знатности. На местах правили представители государя – наместники (в уездах) и волостели (в волостях), жившие накормлении. Они собирали не только налоги, но и средства в свою пользу. По Судебнику крестьяне могли уходить от феодалов лишь две недели в год (неделя до и неделя после Юрьева дня – 26 ноября), расплатившись при этом с феодалом и уплатив особый налог –пожилое. Возникло ограничение крестьянской свободы. Все больше государь опирался на дворян, которые служили при его дворе ипомещались на его землях (получали от него поместья; отсюда возникло слово «помещик»). Иван III началсекуляризацию – передачу части церковной земли светским лицам (дворянам). Появились органы центрального управления – Государев дворец как орган высшего административного управления государства и Государева казна – высший орган финансового управления.

В 1453 г. турки-османы захватили ослабевшую Византию. В конце XV в. центром православия стала Москва. Иван III провозглашался преемником византийских императоров. Овдовев, он женился на византийской принцессе Софье Палеолог, взял византийский герб с изображением двуглавого орла, позже соединенный с Московским гербом – Георгием Победоносцем. В виде венца была использована «шапка Мономаха», ею государь венчал на престол сына от Софьи Палеолог Василия III. Москва отстраивалась как центр православия («Москва – Третий Рим»), Московия стала называться Россией.

Дело отца завершил Василий III (1505-1533), присоединив Рязань и Псков, отвоевав у Литвы Смоленск. Все русские земли объединились воедино в Российское государство, в котором действовало общее законодательство и управление, полностью подчинявшееся центральной власти.

Хронология

1462-1505 – княжение Ивана III Васильевича.

1471 – сражение на р. Шелонь – победа московского войска над новгородским. 1478 – присоединение к Москве Новгорода Великого.

1480 – «стояние на р. Угре», окончательное свержение ордынского ига. 1485 – присоединение Твери к Москве.

1497 – принятие общерусского законодательства.

1505-1533 – княжение Василия III Ивановича.

1521 – присоединение к Москве Рязани. Завершение формирования территории Московского государства.

21. Образование и укрепление служилого централизованного государства в 14-16 веках

Объединение русских земель вокруг Москвы

Образование централизованного государства - важный этап в развитии русской государственности. Процесс централизации осуществлялся на протяжении двух веков. Централизованным можно считать такое государство, в котором существуют законы, признаваемые во всех его частях, аппарат управления, обеспечивающий выполнение законов. Обоснованием централизации становится идея национальной общности.

Формирование централизованного государства хронологически совпадает с образованием монархий в ряде стран Западной Европы. На Руси сформировался особый, отличный от общеевропейского, тип феодального общества с самодержавием во главе, высокой степенью эксплуатации крестьянства.

Рождение государства проходило в междоусобицах, борьбе с Золотой Ордой, Казанским, Крымским (с нач. XVI), Литовским княжествами, Ливонским орденом, Шведским королевством.

Своеобразность государственности определялось:

1. Протяженностью и распахнутостью легко доступных границ.

2. Конфессиональной обособленностью русского православия.

3. Русское государство могло стать централизованным только сбросив экономическую и политическую зависимость Орды

Причины образования централизованного государства не только в необходимости обретения независимости страны, но и:

1. Заинтересованность феодалов в централизованном аппарате для закрепощения.

2. Развитие городов диктовало заинтересованность в ликвидации феодальной раздробленности

3. Заинтересованность крестьянства в стабилизации власти.

Предпосылки образования русского централизованного государства .

Экономические предпосылки 1) Зарождающееся поместное землевладение 2) Необходимость ликвидации таможенных границ между княжествами в целях создания благоприятных условий для развития торговли 3) Постепенное нарушение натуральности сельскохозяйственного производства 4) Необходимость введения единой денежной системы, единых мер веса, объема и длины в целях обеспечения благоприятных условий для развития торговли 5) Рост и укрепление городов как торгово-ремесленных центров

Политические предпосылки 1) Сохранение Северо-Восточной Русью, находящейся под монголо-татарским игом, своей православия и государственности 2) Переживание Золотой Ордой с конца 14 века феодальной раздробленности.

На рубеже 15-16 веков Золотая Орда распалась на отдельные ханства: Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское и Ногайскую Орду. 3) Необходимость борьбы за национальную независимость 4) Дальновидная политика московских князей 5) Превращение Москвы в религиозный центр русских земель в результате переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву 6) Превращение Московского княжества в общенациональный центр, поднявший знамя освободительной борьбы Социальные предпосылки 1) Потребность феодалов в сильной княжеской власти, обладающей эффективным административным аппаратом и армией для подавления народных восстания 2) Потребность бояр и вольных слуг в могущественном и богатом князе, раздающим поместья за службу 3) Потребность феодалов в закреплении рабочих рук 4) Потребность горожан в сильной княжеской власти, способной преодолеть разобщенность русских земель, обеспечить условия для обмена товарами, а также независимость страны.

Факторы, оказавшие влияние на процесс образования централизованного русского государства. а) Природно-климатический и экономический факторы.

    Малоплодородные почвы

    Подсечная система земледелия - > паровое трехполье (снижение урожайности) -> необходимость общинного труда

Последствия:

1) Товарное производство развивалось медленно. Объем совокупного прибавочного продукта был крайне низок. А это имело громадное значение для формирования определенного типа государственности на территории исторического ядра России, вынуждая господствующий класс создавать жесткие рычаги государственного механизма, позволяющие изымать ту долю прибавочного продукта, которая шла на потребности развития самого государства, общества и правящего класса. Отсюда идут и истоки жесткого режима крепостного права, и колонизации новых территорий, ибо увеличить прибавочный продукт можно было только за счет прироста земледельческого населения и освоения новых пространств при сохранении экстенсивного характера земледелия.

2)Развитие экономики России как по преимуществу земледельческой привело к замедлению процесса отделения промышленности от земледелия, что привело к замедлению процесса городообразования. На экономическое развитие русских земель отрицательно повлияло татаро-монгольское завоевание. Монгольское нашествие привело к падению роли городов в экономической жизни Руси, к резкому сокращению населения, к оттоку значительной доли прибавочного продукта в Орду в виде дани, хотя монголы отказались от прямого включения русских земель в состав Золотой Орды и не посягнули на православную веру.

Особенности природно-климатических условий во многом предопределили особенности формирования русского централизованного государства.

В отличие от стран Западной Европы, рост городов, развитие торговли, формирование единого национального рынка и складывание на этой основе экономического единства не являлись основными причинами образования централизованного государства на Руси.

б) Социально-политические факторы Централизация – не стихийный процесс, осуществлявшийся историческими субъектами.

Землевладение на вотчинном и условном держании островками вкрапливалась в море крестьянских общин, до конца XV в. в Северо-Восточной Руси преобладали черные земли. Черные земли: общинное землевладение крестьян с индивидуальным владением приусадебным участком и пашенной землей. Отношения в общине регулировались посредством выборного крестьянского волостного самоуправления под контролем представителей княжеской администрации - наместников и волостелей.

В XIV веке появляется термин "крестьяне".

Чёрные крестьяне, жившие общинами в селах, не принадлежавших отдельным феодалам, платили налог;

Крестьяне владельческие, жившие на надельных землях в системе феодальной вотчины, зависимы от феодала

В период формирования централизованного государства основная форма зависимости - полевая барщина.

Конец XIII-XIV вв.- возникновение потребности рабочей силы для обработки удельных земель в полевой барщине, крестьяне еще свободны и не хотят работать на помещика. Для мотивации нужна сила принуждения, а именно - государственная власть.

Землевладельцы были заинтересованы в привлечении на свои территории земледельческого и ремесленного населения, также в освоении новых земель и колонизации. В этом смысле колонизация населения в Северо-Восточные земли находила поддержку у тех, кто стремился к единению земель и созданию единой государственной власти.

Этапы объединения (кратко(1)+дополнения(1.1))

1) (кон. XIII-80г. XIV) хозяйственный подъем, борьба между сильнейшими русскими княжествами за престол (Моск., Тверское, Рязанск.), 1301- возвышение Москвы, начало объединения вокруг нее.

Причины возвышения Москвы : Владимиро-Суздальское княжество - центр пашенного земледелия и ремесла, торговли; Выгодное географическое положение: безопасность, контроль над речными и торговыми путями, развитые экономические связи с др. княжествами.; Постоянный приток населения, рост деревень, селений, вотчин; Резиденция митрополита; Активная политика московских князей; Покровительство Орды. Москва становится экономическим, политическим, духовным, культурным центром.

Иван Калита (1325-1340). Поддерживал связи с Золотой Ордой, платил дань, заручился ее поддержкой, получил ярлык на княжение.

Дмитрий Иванович (1359-1389). Сплочение княжеств вокруг Москвы для борьбы с Золотой Ордой. Победа 1380 г. (Куликовская битва) стала возможной потому, что войско было общерусским по территор. и общенародным по составу, мотив защиты единой Русской земли обусловил победу. Значение победы: возрождение национального сознания Руси, новая этническая общность - Русь Московская.

1.1Начальный этап объединения (конец XIII-первая половина XIV вв.)

В Северо-Восточной Руси объединение крупных феодальных центров и выделение среди них сильнейшего

Главные соперники в борьбе за роль центра: Москва и Тверь

Увеличение населения за счет притока крестьян и ремесленников (эконом и полит подъем)

NB ! Важная роль Орды. Чтобы держать Русь в повиновении и черпать из нее доходы, нужна была централизованная власть. Но сильный князь был бы опасен, а единство Руси под его властью - прямая угроза владычеству Орды. Орда не могла допустить усиления одного князя и постоянно вмешивалась в соперничество московских и тверских князей. После правления и борьбы Юрия Даниловича Московского и Михаила Ярославовича Тверского, пришло время Ивана Калиты.

Иван I Данилович Калита (1325-1340)(брат Юрия, (1328-1340), внук Невского, заложил фундамент централизованного государства и основы будущего могущества Московского государства, имел союзника в виде православной церкви).

Основные направления деятельности – Реализация двух принципов: Мир – и – Порядок.

    Расширение границ Московского княжества

    Покупка крупных территорий – Галич, Углич, Белоозеро (1328). Присоединение части Ростовского княжества (1331)

    Поддержание хороших отношений с Ордой

    Борьба с Тверью за ярлык

    Участие вместе с ордынским войском в карательном походе против Твери (1327)

    Получение права сбора дани с русских земель и доставки ее в Орду

    Тесное сотрудничество с Православной церковью

    Перенос центра русского православия из Владимира в Москву (с 1328)

    Строительство пяти белокаменных храмов в Москве (с 1326 по 1333)

Достигнут союз с Новгородом в 1335 году. Из-за поддержания связи с Ордой были укреплены позиции Московского княжества.

Семен Гордый (1340-1353, сын Калиты)

Продолжение политики Ивана Калиты

    Хорошие отношения с Ордой  Обладание ярлыком на великое княжение

    Проведение уравновешенной внешней политики  Отсутствие военных столкновений с соседними княжествами

    Подчинение Новгорода посредством назначения московских наместников

Итог: Поднял значение Москвы до уровня общерусской столицы

Иван II Красный (1353-1359гг., сын Калиты)

Продолжение политики Калиты и Гордого

    Обладание ярлыком на великое княжение

    Начало военных действий с Литвой

    Проведение миролюбивой политики в отношении сопредельных княжеств

Вторая половина XIV в. Северо-Восточные земли с центром в Москве получили название "Великая Русь".

Основа: Разгром Москвой своих политических соперников, переход от утверждения за Москвой её политического главенства на Руси к государственному объединению вокруг неё русских земель и организации общенародной борьбы за свержение ордынского ига.

Правление Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389). Поддержка митрополита Алексея.

Главные направления политики

    Объединение Московского и Владимирского княжеств

    Борьба за лидерство на Руси  Противоборство:

    С Ордой - стремление ослабить зависимость русских княжеств от Орды

Борьба с Мамаем

  • С Тверью – за ярлык на великое княжение, победа

    С Рязанью – по поводу спорных территорий, победа

    Крах ордынско-литовских планов ослабления Руси

    Импульс к дальнейшему объединению русских земель под властью Москвы

    Создание предпосылок для освобождения Руси от Орды

Орда признала главенство Москвы на Руси.

2) (80г. XIV-серед.XV). дальнейшее объединение, борьба с московскими удельными князьями.

Победа Московского Княжества при Василии II обуславливалась союзом с Ордой, поддержкой церкви. Полит. объединение закончилось при Иване III (1462-1505) и его сыне Василии III (1505-1533). Ивану III удалось объединить почти всю Русь

2.2 Перед смертью Дмитрий Донской передал своему старшему сыну Василию I Дмитриевичу (1389-1425) по завещанию великое княжество Владимирское как "отчину" московских князей, не признавая тем самым право хана выдавать ярлык. Процесс слияния Владимирского княжества и Московского завершился. С этого момента Москва утвердила за собой роль и значение территориального и национального центра формировавшегося русского государства. Ещё при Дмитрии Донском были присоединены Дмитров, Стародуб, Улич и Кострома, обширные территории в Заволжье. В конце XIV в. потеряло независимость Нижегородское княжество. Не дала результата попытка удельных князей во главе с галицкими князьями приостановить ликвидацию порядков феодальной раздробленности. Поражение удельных князей создало условия для перехода к завершающему этапу объединения.

Основные направления деятельности Василия I

    Орда – примирение и получение ярлыка на великое княжение

    Дальнейший рост Московского княжества

3) (2 полов. XV - начало XVI в.) образование единого государства. Связан с правлением Ивана III и Василия III.

Свержение ига (с 1476 г. Иван III перестал платить дань), присоединение силой Новгородской земли (1478), Тверского княжества (1485), Псковской респ. (1510), Смоленска (1514), Рязанского княжества(1521).

Единую территорию разделили на уезды, станы и волости. В 1497 введен в действие законодательный сборник - Судебник, закреплявший правило перехода крестьян от одного феодала к другому, явился началом юридического закрепощения крестьян. Боярская дума - совет при великом князе. Приказы - органы центрального управления. Московское войско - единый военный орган из дворян-помещиков. В процессе создания государства произошло перераспределение земельной собственности, изменение структуры господствующего класса феодалов. Появилось служилое дворянство.

Была преодолена изоляция Руси от Западной Европы. Развитие культуры, использование опыта Европы.

Установление единоличной власти, ликвидация самостоятельных княжеств, свержение ордынского ига, переход от оборонительной внешней политики к наступательной - необходимые условия. Необходимость единства для выживания способствовала консолидации нации, возрастанию престижа государства. Монархическая власть стояла над интересами различных сословий, поэтому была наиболее эффективной гос. формой для объединения страны.

Значительный вклад в укрепление русского централизованного государства внёс Иван III (1462-1505). Сосредоточил в своих руках власть, поддерживался всеми сословиями.

При поддержке церкви, дворянства, посадского населения, крестьян, Иван III заложил основу империи и довел до конца борьбу против ига. Московские наместники в бывших княжеских столицах - Нижнем Новгороде, Суздале, Ярославле, Ростове, Стародубе, Белоозере.

В 1478 г. Иван III завоевал Новгородскую феодальную республику. Затем московские войска завоевали Тверское Великое княжество. В 1480 г. произошло свержение монголо-татарского ига. Властитель Золотой Орды - Ахмед-Хан заключил союз с польским королём Казимиром IV, вторгся на русскую землю, чтобы снова заставить Московского великого князя платить дань. Положение осложнялось вспыхнувшим мятежом удельных князей - братьев Ивана III.

"Стояние на реке Угре" - освобождение Русской земли от татаро-монгольского ига. Оставались выросшие из Золотой Орды Казанское, Астраханское и Крымское ханства.

Ивану III помог советом митрополит Иона, опекавший его. Он выступал против сепаратистской политики удельных князей, за создание сильного централизованного государства, за освобождение его от ордынского ига, против любых притязаний Литвы и Польши. Иван III объединил почти всю Русь и стал первым действительным государем Всея Руси с 1485 года.

При Иване III:

Крупные перемены в структуре землевладения и господствующих классов;

Значительно выросло служилое дворянство и поместное (условное) землевладение;

Армия: вместо феодальных дружин, поставляемых боярами, армия комплектовалась дворянскими ополчениями, дворянской конницей, пешими полками с огнестрельным оружием (пищалями).

Сформирован аппарат централизованного управления с участием дворянства - Боярской думы, Большого Дворца и Казны.

Растет потребность в рабочей силе. Необходим новый законодательный порядок.

Судебная реформа Ивана III 1497 г. в виде специального сборника законов "Судебника". Введено единое общерусское законодательство. Запрет взяток за судопроизводство, установление единообразных судебные пошлин за все виды судебной деятельности.

По Судебнику на территории всего государства действовали:

    суд великого князя и его детей, суд бояр и окольничьих, суд наместников и волостелей (территория страны делилась на уезды, уезды на волости и станы.

    Власть в уездах принадлежала княжеским наместникам, а в волостях и станах - волостелям). Судебник установил обязательность присутствия дьякона на боярском суде, целовальников (дворских, старост) и лучших людей на суде на местах.

    сохранились и некоторые нормы старого права. Так, жалобники могли решать спор "полем", то есть судебным поединком на дубинах. Судьи должны были наблюдать, чтобы один не убил другого.

    По Судебнику давнее правило перехода крестьян от одного владельца к другому в течение двух недель в году стало общегосударственной нормой. В единый срок перехода - неделя до 26 ноября и после - крестьянин мог уйти только уплатив все долги и "пожилое". Судебник запрещал кабалить в холопы свободных людей.

Иван III провёл реформу календаря. С 1472 г. (с 7000 г. от сотворения мира) Новый год стали отмечать не 1 марта, а 1 сентября.

В годы правления Ивана IIIотчетливо вырисовывались четыре аспекта русской внешней политики:

    северо-западный (балтийская проблема)

    западный (литовский вопрос)

    южный (крымский)

    восточный (казанский и ногайский).

В соответствии с новым политическим положением в качестве государя над объединённой русской землёй Иван III в официальных сношениях называл себя "государем всея Руси", а иногда "царём". С титулом "государь" было соединено представление о неограниченной власти, термин "царь" применялся ранее на Руси по отношению к византийскому императору и татарскому хану и соответствовал титулу " император". При Иване был принят новый герб в виде двуглавого орла. Внешним выражением преемственности с Византийской империей были "бармы" (оплечье) и шапка Мономаха.

Последние годы завершающего этапа объединения русских земель пришлось на начало княжения Василия III (1505-1533). Василий III был прозван "последним собирателем земли русской".

Завершение объединения русских земель

Василий III завещал великокняжеский престол старшему сыну Ивану IV (1533-1584)

Великий князь Василий III умер, когда его сыну было три года. После смерти матери, великой княгини Елены, страной управляла Боярская Дума. Власть переходила от одной боярской группировки к другой. В результате многолетних кровавых распрей верх одержали родичи великой княгини - Глинские.

Дядя юного великого князя Михаил Глинский и его бабка Анна по совету и с помощью митрополита Макария сумели подготовить акт большой государственной важности - венчание Ивана на царство. Царь получал корону из рук главы церкви. Этим подчёркивалось, что церковь всецело поддерживает и благословляет единодержавие, а также особое место церкви в государстве. Церковь становилась матерью царской власти и её гарантом. Коронация произошла 16 января 1547 г., когда юному Ивану было 16 лет.

Акт венчания на царство не положил, однако, конца боярскому правлению. С ним покончило народное восстание 1547 г., ставшее стихийным взрывом возмущения боярской междоусобицей и непомерной нуждой.

Результатом восстания было:

    освобождение царя от тяжелой опеки бояр и выдвижение в его окружение новых людей, выражавших интересы служилого дворянства и верхушки городского посада.

    Образовалось правительство, основанное на компромиссе интересов различных сословий.

Ключевую роль в формировании новой правящей группы сыграл митрополит Макарий. При его участии в окружении царя оказались те лица, которые символизировали новое правительство - "Избранную раду". Речь идет, прежде всего, об Алексее Федоровиче Адашеве (неродовитом дворянине) и священнике Сильвестре, а также о князьях Андрее Курбском, Воротынском, Одоевском, Серебряном, боярах Шереметьеве, Висковатом и др. Это было фактическое правительство, которое осуществило под руководством царя ряд важных реформ.

Основными целями реформ были:

1) создать государство на единой правовой основе, покончить с удельно-феодальными порядками;

2) создать такую систему верховного правления, в которой царская власть была бы ограничена "мудрым советом";

3) создать могучее войско центрального подчинения;

4) активная внешняя политика, направленная на расширение земель, прежде всего, завоевание Поволжья.

Что было сделано для осуществления этих целей?

1) Освобождение дворян от подсудности боярам-наместникам

2) Отмена местничества и установление назначения на службу как государственной обязанности

3) Принятие нового Судебника 1550 г.

По которому:

    появились присяжные заседатели при каждом разбирательстве

    отменены феодальные иммунитеты

    введены тарханные грамоты (освобождение от налогов)

    создано единое законодательство, подтвердившее Юрьев день

4) Земская реформа , которая вводила вместо власти наместников местное выборное самоуправление. Тягловое население (посадское и черносошное) избирало из среды детей боярских "излюбленные головы" или старост для осуществления сбора податей в пользу государства и судебных функций. Таким образом налаживались прямые связи между государством и его населением, жители бывших уделов превращались в подданных одного государства

5) Переписаны все земли и установлена единая система налогового обложения. Установлены новые налоги - " пищальные деньги" на содержание стрелецкого войска и "полоняничные деньги" на выкуп пленных

6) Реформа органов центрального управления , которая включала формирование системы новых приказов: Поместный, Казанский, Посольский

7) Военная реформа , которая предусматривала формирование офицерского корпуса - 1070 дворян - опору царя и самодержавной власти и установила два вида службы - по прибору (по выбору) и по отечеству (по происхождению).

По прибору формировалось стрелецкое войско. Стрельцом мог стать каждый свободный человек, служба не являлась наследственной. Морского флота у Руси тогда не было. В Ливонскую войну Иван IV завёл в Балтийском море каперский флот с целью воспрепятствовать торговле Польши, Литвы и Швеции. В октябре 1570 г. наёмная флотилия Грозного была арестована датским королём, корабли были конфискованы

8) Церковная реформа. В 1551 г. по инициативе Грозного был созван Церковный Собор. Его решения сведены в Сто глав (Стоглавый). Царь держал речь, призвал церковь одобрить реформы и Судебник и предложил исправить церковное строение в нестяжательском духе. Собор во главе с Макарием не одобрил это предложение. Церковно-монастырское землевладение было объявлено незыблемым, покушавшиеся на него названы хищниками и разбойниками. Был достигнут компромисс: Собор разрешал монастырям покупать и продавать земли только с царского дозволения и запрещал церковникам заниматься ростовщичеством. Собор унифицировал все обряды и богослужение

9) В 1552 и 1556 годах было присоединено Казанское и Астраханское ханства. Волжский путь стал русским.

Реформы правительства Ивана IV имели тенденцию не только укрепить централизованное государство, но и превратить его в сословно-представительную монархию. События более поздних лет уничтожили многие результаты этих реформ. Первым приложил к этому руку сам Иван Грозный. Путь, по которому вели государство члены "Избранной рады", мог привести к неполновластию монарха, такому, например, как в Польше, где шляхта фактически управляла страной. Такой пример пугал Грозного. Он перешел к решительным действиям и с целью укрепления самодержавия создал опричнину.

Опричнина.

Опричнина - это инструмент принуждения, с помощью которого царь укреплял свою власть:

    Главная идея- разделение государевых слуг на тех, кто "слугует близко", то есть верен, и на тех, кто не столь надёжен.

    Корпус верных слуг, с помощью которых можно защитить себя и свою власть от покушений окружающих его и ненадёжных "сигликтов", следует пополнять из худородных низов.

    Возвышение служилого человека - из грязи в князи - должно навечно приковать его к царю. Отсюда не следует, что Грозный создавал свой аппарат власти из одних худородных.

    На самых высоких постах служили и родовитые, но они были "прослоены" худородными.

В 1564 г. царь уезжает из Москвы в Александровскую слободу и объявляет, что покидает своё царство, потому, что "бояре и все приказные люди" чинили всякие убытки и населению страны, и государству. Цель - заручиться поддержкой посадских людей и выдвинуть свои условия возвращения. Чтобы " ударить челом государю и плакаться", в Александрову слободу отправилась представительная делегация от духовенства, бояр, дворян, приказных людей, купцов и посадских. Выслушав посланцев, Грозный согласился вернуться в Москву, но при условии, что отныне царь по своему усмотрению будет казнить тех, кого посчитает нужным без согласия церкви.

2 февраля 1565 г. царь Иван Васильевич торжественно въехал в столицу, а на другой день объявил духовенству, боярам и знатнейшим чиновникам об учреждении опричнины.

Основными мероприятиями были:

1) выделение опричных территорий - государев удел;

2) формирование опричного корпуса;

3) формирование опричного двора - верховного руководства главными службами и учреждениями государства. В его подчинение вошли силовые ведомства (Разрядный, Ямской, Дворцовый, Казённый приказы). В опричнине была учреждена Боярская Дума (наряду с Земской боярской думой).

Все оппозиционные самодержавию силы были подвергнуты преследованиям. Жертвами опричного террора стали не только представители оппозиционного боярства, аристократии, но и независимо настроенные дворяне и дети боярские. Жертвами земельного террора, то есть земельных конфискаций стали землевладельцы всех категорий - все, кто оказался не близок царю, не доказал своей преданности. Стремясь создать впечатление всенародной поддержки своей политики, Грозный продолжал созывать Земские соборы из представителей всех слоёв землевладельцев, а также посада.

Указ о введении опричнины был представлен на утверждение Земского собора в феврале 1565 г. Жестокая расправа постигла земцев, обратившихся к царю с просьбой об отмене опричнины. Большинство членов Боярской думы (земской) были в годы опричнины уничтожены, Дума превратилась в покорную инстанцию.


Период с конца XIII по XV век включительно был очень тяжёлым в жизни Руси. Татаро-монгольское иго отбросило Русь назад и обусловило её отставание от стран Западной Европы, оставив её на долго феодальной страной. Но развитие страны, замедленное нашествием, продолжалось: Русь вставала на ноги.

Быстрее всего развивалось сельское хозяйство в районе между Окой и Волгой, где увеличивался приток населения, росли запашки земли, вырубались леса, развивалось скотоводство и промыслы

Развивалось феодальное землевладение. Крупными собственниками земли были князья и бояре, шла борьба за землю и закрепощение крестьян. В городах росло ремесленное производство, особенно в Москве, Новгороде, Пскове и других городах северо-восточной Руси, защищённых дремучими лесами и густой сетью рек и озёр.

Подъём хозяйства, развитие городов, торговли вели к усилению общения русских земель, к их объединению, что диктовалось и борьбой против внешних врагов, прежде всего против монголо-татар. Для успешной борьбы требовалось единое государство с сильной властью.

В конце XV века появилось понятие «Россия» (а до этого – «Русь»), объединявшее русские земли

Образование Российского централизованного государства было длительным процессом, продолжавшимся до середины XVI века. Его территорию составляли земли Владимиро-Суздальского, Новгородского, Смоленского, Муромо - Рязанского княжеств. И с конца XII в. шла упорная борьба за главенство в этих землях. С XIII в эту борьбу вступило и Московское княжество. Именно Москва стала центром собирания русских земель. Кроме Москвы реальными претендентами на эту роль являлись Тверь, Рязань, Новгород. Однако уже в период правления Ивана Калиты (1325-1340) значение молодого московского княжества неизмеримо возросло.

Основными причинами возвышения Москвы стали: её относительная удалённость от Золотой Орды; покровительство ордынских ханов; пересечение торговых путей в Северо-Восточной Руси и др. Однако главных предпосылок было две: превращение Москвы в центр борьбы за освобождение от ордынского господства и перенос в Москву при Иване Калите центра Русской Православной Церкви.

Москва взяла на себя организацию борьба против ига монголо-татар. На первом этапе этой борьбы и собирания Москвой русских земель от образования Московского княжества до начала правления Ивана Калиты и его сыновей были заложены основы экономического и политического могущества княжества. На втором этапе (в период правления Дмитрия донского и его сына Василия I) началось достаточно успешное военное противоборство Руси с Ордой. Самыми крупными сражениями этого периода стали битвы на реке Воже (1378) и на Куликовом поле (1380). Одновременно значительно расширяется территория Московского государства, растёт международный авторитет московских князей.

Наряду с военными и политическими процессами, происходившими в русских землях на протяжении XIV-XV вв. и продолжавшихся вплоть до середины XVI столетия, в них проходили значительные социально-экономические процессы, которые обусловили во многом характер, темпы и особенности образования Российского централизованного государства. Суть этих процессов заключается в том, что во-первых, катастрофические последствия монголо-татарского нашествия и 240-летие золотоордынского ига задержали экономическое развитие русских земель. Это содействовало консервации феодальной раздробленности; во-вторых, этот исторический период можно охарактеризовать в целом, как период формирования и укрепления феодально-крепостнических отношений, определивших систему феодальной иерархии, политического строя и управления. Наличие на Руси огромных земельных и людских ресурсов также способствовало наступательному развитию феодализма вглубь и вширь; в-третьих; политическая централизация на Руси должна была значительно определить начало процесса преодоления экономической разобщённости страны и была ускорена борьбой за социальную независимость.

Важной предпосылкой объединения русских земель явился тост социальных сил, заинтересованных в ликвидации феодальной раздробленности и создании единого русского государства в условиях подъёма экономики, роста общественного развития труда, выразившихся в выделении ремесла из сельского хозяйства, в развитии торговли.

Одной из таких социальных сил являлись прежде всего горожане, так как феодальная раздробленность была значительным препятствием для развития ремесла и торговли. Дело в том, что многочисленные политические перегородки между княжествами с их заставами и торговыми пошлинами значительно затрудняли обмен и свободное распределение товаров. Феодальные же усобицы резко подрывали экономику городов.

В создании русского государства были заинтересованы и основные силы феодалов. Для московского боярства, например, рост политической силы Московского княжества и расширение его территории означали рост его собственной мощи. Ещё более были заинтересованы и боролись за единое русское государство средние и мелкие феодалы, целиком зависящие от великого князя. Объединительные тенденции поддерживала и русская церковь, стремившаяся к закреплению своих привилегий в масштабах всей страны.

Тенденции к преодолению феодальной раздробленности Руси, наметившиеся в XIV веке, соответствовали поступательному ходу исторического развития, так как политическое объединение Руси являлось необходимой предпосылкой для её дальнейшего экономического подъёма и достижения государственной независимости.

Большую роль в условии Московского княжества, в собирании русских земель вокруг Москвы сыграл московский князь Иван Калита – жёсткий и хитрый, умный и упорный в достижении своих целей правитель. Он использовал в этих целях помощь Золотой Орды, для которой он собирал с населения огромную дань. Он накопил большие богатства, за что получил прозвище «Калита» (кошель», «денежная сумка»), и эти богатства использовал для приобретения земель в чужих княжествах и владениях, за что был прозван «собиратель русских земель». При Иване Калите Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси», что имело важное значение, так как церковь пользовалась большим влиянием. Должность Калиты способствовала тому, что была заложена основа политического и экономического могущества Москвы и начался экономический подъём Руси.

На третьем этапе (1425-1462) главной целью борьбы было стремление захватить власть в набирающем силу вес в Московском государстве. Завершающим этапом в борьбе стало время правления Ивана III(1462-1505 и Василия III (1505-1533), когда под властью Москвы объединялись основные русские княжества. Был принят единый свод законов, созданы органы государственного управления, установлены экономические порядки и др.

В 1485 г. к Московскому княжеству было присоединено Тверское княжество, в 1489 г. – Вятская земля, в 1510 г. – Псковская республика, в 1521 г. – Рязанское княжество.

При Иване III Москва отказалась платить дань Орде, а карательным поход хана Ахмата был отбит русским войском. Так в 1480 году закончилось иго Золотой Орды.

Русское государство с самого начала складывалось как многонациональное.

С объединением земель решалась и задача создания централизованной системы управления: усиливалось значение Боярской думы (она стала постоянным верховным органом при великом князе). В конце XV века появляется первый приказ как центрального учреждения; в 1497 году был составлен Судебник – сборник законов, сыгравший большую роль в централизации государственного управления. Он положил начало созданию общегосударственной системы крепостного права.

Образование Российского централизованного государства было закономерным и прогрессивным процессом и имело большое историческое значение. Оно способствовало освобождению Руси от ордынского ига. Формирование политического центра усиливало позиции государства на международной арене. На русских землях началось складывание единого экономического пространства. Быстрее стали развиваться народное хозяйство и культура, исчезла местная замкнутость; лучше обеспечивалась безопасность страны; расширялось влияние церкви.

Осознание русского народа как единого целого составляло теперь основу духовной жизни жителей различных областей государства.

Московские князья стали именоваться «государствами всея Руси» и передавать власть в государстве по наследству.

Так образовалась крупнейшая в Европе страна. С конца XV века стало широко употребляться её новое название – Россия. Это означало, что на рубеже XV-XVI веков сложилось единое Русское государство. Но его образование шло только на части древнерусских земель, той части, которая состояла из княжеств, попавших в зависимость от Золотой Орды. Процесс объединения этих земель вокруг Москвы был в то же время процессом постепенного, поэтапного освобождения (борьбы за независимость) от золотоордынского гнёта. И образование единого Русского государства опиралось не столько на экономические и культурные связи, сколько на военную мощь объединяющей силы – Великого Московского княжества.

В XIII-XV веках главными событиями, определившими развитие культуры русских земель, стали Батыево нашествие и установление монголо-татарского владычества. Были уничтожены или утрачены крупнейшие памятники культуры – соборы и монастыри, фрески и мозаики, изделия ремесла. Сами ремесленники и мастера были убиты или угнаны в ордынское рабство. Прекратилось каменное строительство.

Формирование русской народности и единого государства, борьба за освобождение от монголов, создание единого языка стали важными факторами развития культуры русских земель в XIII-XV веках.

Главной темой устного народного творчества стала борьба с ордынским господством. Сохранились или в переработанном виде дошли до наших дней сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем, о Евпатии Коловрате, подвигах Александра Невского, Куликовской битве. Все они составляли героический былинный эпос. В XIV веке были созданы были созданы былины и силу их земли. Появился новый вид устного народного творчества – историческая песня, описывавшая в деталях события, современником которых был автор.

В произведениях литературы тема борьбы с захватчиками также была центральной. В конце XIV века возобновляется общерусское летописание.

С конца XIII века началось возрождение каменного строительства. Оно активнее развивалось в землях, наименее пострадавших от нашествия. Одним из центре культуры в эти годы становится Новгород, зодчими которого были построены церковь Николы и церковь Фёдора Стратилата. Эти храмы ознаменовали появление особого архитектурного стиля, отличавшегося сочетанием простоты и величественности. В Москве каменное строительство началось во времена Ивана Калиты, когда в Кремле был заложен Успенский собор, ставший кафедральным (главным) храмом Руси. Тогда же были созданы Благовещенский собор и Архангельский собор (усыпальница московских правителей).

Пострадавшая в период монгольского нашествия русская культура начала своё возрождение уже в конце XIII в. Литература, архитектура и изобразительное искусство этого времени были пронизаны идеей борьбы за свержение ордынского господства, формирование основ общерусской культуры.



Ещё в ХII в. во Владимиро-Суздальском княжестве проявилась тенденция к объединению земель под властью одного князя. Со временем именно на владимирских князей население Руси стало смотреть как на защитников всей русской земли.
В конце ХIII в. Орда вступила в затяжной кризис. Тогда активность русских князей усилилась. Она проявилась в собирании русских земель. Собирание русских земель завершилось созданием нового государства. Оно получило название "Московия", "Российское государство", научное название - "Русское централизованное государство".
Образование Русского централизованного государства проходило в несколько этапов :

  • Возвышение Москвы - конец ХIII - начало ХIУ вв.;
  • Москва - центр борьбы с монголо-татарами (вторая половина ХIУ-первая половина ХУ вв.);
  • Завершение объединения русских земель вокруг Москвы при Иване III и Василии III - конец ХУ - начало ХVI вв.

Этап 1. Возвышение Москвы (конец XIII - начало XIV вв.). К концу XIII в. старые города Ростов, Суздаль, Владимир теряют былое значение. Возвышаются новые города Москва и Тверь.
Возвышение Твери началось после смерти Александра Невского (1263 г.), когда его брат, тверской князь Ярослав, получил от татар ярлык на Великое Владимирское княжение. В течение последних десятилетий XIII в. Тверь выступает в роли политического центра и организатора борьбы против Литвы и татар. В 1304 г. Великим князем Владимирским становится Михаил Ярославович, который первым принимает титул Великого князя "Всея Руси" и пытается подчинить важнейшие политические центры: Новгород, Кострому, Переяславль, Нижний Новгород. Но это стремление натолкнулось на сильное сопротивление других княжеств, и прежде всего Москвы.
Начало возвышения Москвы связано с именем младшего сына Александра Невского - Даниила (1276 - 1303 гг.) . Старшим сыновьям Александр Невский раздал почётные уделы, а Даниилу, как младшему, в удел досталось небольшое селение Москва с округой на дальнем пограничье Владимиро-Суздальской земли. Перспективы занять великокняжеский престол у Даниила не было, поэтому он занялся хозяйством - отстраивал Москву, заводил ремёсла, развивал земледелие. Случилось так, что за три года территория владения Даниила увеличилась в три раза: в 1300 г. он отнял у рязанского князя Коломну, в 1302 г. бездетный переяславский князь завещал ему свой удел. Москва стала княжеством. В правление Даниила Московское княжество стало самым сильным, а Даниил, благодаря своей созидательной политике, самым авторитетным князем на всём Северо-Востоке. Даниил Московский стал также основателем московской княжеской династии. В Москве Даниил выстроил монастырь, назвал его в честь своего небесного покровителя Даниловским . По сложившейся на Руси традиции, почувствовав приближение конца, Даниил принял монашество и был упокоен в Даниловском монастыре. В настоящее время Свято-Данилов монастырь играет значительную роль в жизни православных и является резиденцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
После Даниила в Москве стал править его сын Юрий (1303 - 1325 гг.) . Великим князем Владимирским в это время был Михаил Ярославич Тверской. Владимирским престолом он владел "по правде" - древнему праву наследования, установленному ещё Ярославом Мудрым в ХI в. Михаил Тверской был похож на былинного богатыря: сильный, храбрый, верный слову, благородный. Он пользовался полным расположением хана. Реальная власть на Руси ушла из рук потомков А. Невского.
У Юрия Даниловича - внука Александра Невского - не было никаких прав на первый престол на Руси. Но у него было одно из самых сильных княжеств на Руси - Московское. И Юрий Данилович вступил с тверским князем в борьбу за владимирский престол.
Началось долгое и упорное противоборство за титул великого князя на Руси между потомками Александра Невского - Даниловичами - и потомками младшего брата Невского Ярослава - Ярославичами , между московскими князьями и тверскими . В конечном итоге победителями в этой борьбе стали московские князья. Почему это стало возможным?
К этому времени московские князья уже полвека были вассалами монгольских ханов. Ханы жёстко контролировали деятельность русских князей, используя хитрость, подкупы, предательство. Со временем русские князья стали перенимать у монгольских ханов стереотипы поведения. И более "способными" учениками монголов оказались московские князья.
Юрий Московский женился на родной сестре хана. Не желая усиления одного князя, хан ярлык на Великое княжение предоставил и своему родственнику Юрию. Не желая столкновений с Москвой, Михаил Ярославич Тверской отказался от великого княжения в пользу Юрия Даниловича. Но московское войско постоянно подвергало разорению земли Тверского княжества. Во время одного из таких столкновений тверичами была захвачена в плен жена Юрия княгиня Агафья (Кончака). В плену она умерла.
Юрий Данилович и Михаил Ярославич были вызваны в Орду. В Орде тверской князь был обвинён в неуплате дани, гибели сестры хана и убит. Ярлык на Великое княжение был передан московскому князю.
В 1325 г. в ставке хана Юрий Данилович был убит старшим сыном Михаила Ярославича Дмитрием. Дмитрий по приказу хана был казнён, но ярлык на Великое княжение был передан следующему сыну Михаила Ярославича - Александру Михайловичу. Вместе с Александром Михайловичем в Тверь был послан татарский отряд Чолкана для сбора дани.
А в Москве после смерти Юрия стал править его брат Иван Данилович по прозвищу Калита , Иван I (1325 - 1340). В 1327 г. в Твери произошло восстание против татарского отряда, в ходе которого Чолкан был убит. Иван Калита пошёл на тверичей с войском и подавил восстание. В благодарность в 1327 г. татары отдали ему ярлык на Великое княжение.
Больше московские князья ярлык на великое княжение не выпустят из своих рук .
Калита добился сбора дани на Руси вместо монголов. У него появилась возможность утаивать часть дани и использовать её для укрепления Московского княжества. Собирая дань, Калита стал регулярно объезжать русские земли и постепенно складывать союз русских князей. Хитрый, мудрый, осторожный Калита старался поддерживать самые тесные связи с Ордой: исправно платил дань, регулярно ездил в Орду со щедрыми подарками ханам, их жёнам, детям. Щедрыми подарками Калита в Орде расположил к себе всех. Ханши с нетерпением ждали его приезда: Калита всегда привозил серебро. В Орде. Калита постоянно что - то просил: ярлыки на отдельные города, целые княжения, головы своих противников. И Калита неизменно получал в Орде то, что хотел.
Благодаря расчётливой политике Ивана Калиты Московское княжество постоянно расширялось, крепло и 40 лет не знало татарских набегов.
Иван Калита стремился к тому, чтобы Москва, а не Владимир стала религиозным центром. Для главы Русской церкви - митрополита - выстроил удобные палаты. Митрополит Пётр любил подолгу гостить в Москве: Калита радушно принимал его, делал Церкви щедрые подарки. Митрополит Пётр предсказал, что если Калита выстроит в Москве собор во славу Богородицы, как во Владимире, и упокоит его в нём, то Москва станет истинной столицей. Иван Калита выстроил в Москве Успенский собор (как во Владимире) и упокоил в нём главу Русской церкви. Для русских это было Божьим знамением, знаком избранничества Москвы. Следующий митрополит - Феогност - окончательно перебрался из Владимира в Москву. Это было большим достижением Ивана Калиты.
Москва стала религиозным центром русских земель .
Но историки считают, что основной заслугой Ивана Калиты стало следующее. Во времена Ивана Калиты из - за преследований по религиозным мотивам в Москву хлынули толпы беженцев из Орды и Литвы. Калита стал принимать на службу всех. Подбор служилых людей производился исключительно по деловым качествам при условии принятия православной веры. Русскими становились все, кто переходил в православие. Стало складываться определение - "православный - значит, русский".
При Иване Калите утвердился принцип этнической терпимости, основы которого заложил его дед - Александр Невский. И этот принцип в будущем стал одним из важнейших, на которых строилась Российская империя.
Этап 2. Москва - центр борьбы с монголо-татарами (вторая половина ХIV - первая половина ХV вв.). Усиление Москвы продолжалось при детях Ивана Калиты - Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и Иване II Красном (1353-1359 гг.). Это неизбежно должно было привести к столкновению с татарами.
Столкновение и произошло в правление внука Ивана Калиты Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389 гг.) . Дмитрий Иванович получил престол в 9 - летнем возрасте после смерти своего отца Ивана II Красного. При малолетнем князе положение Москвы, как первого на Руси княжества, пошатнулось. Но малолетнего князя поддерживало мощное московское боярство и глава Русской церкви митрополит Алексей. Митрополит понимал, что если Москва потеряет ярлык на великое княжение, то её многолетние усилия по собиранию русских земель будут сведены на нет.
Митрополит смог добиться у ханов, чтобы великое княжение отныне передавалось только князьям московского княжеского дома. Это повысило авторитет Московского княжества среди других русских княжеств. Авторитет Москвы еще больше повысился после того, как 17 - летний Дмитрий Иванович выстроил в Москве Кремль из белого камня (камень был редким строительным материалом в Москве. Кремлёвская стена из камня настолько поразила воображение современников, что с того времени возникло выражение - "Москва белокаменная"). Московский Кремль стал единственной каменной крепостью на всём русском Северо-Востоке. Он стал неприступным.
В середине ХIV в. Орда вступила в период феодальной раздробленности. Из состава Золотой Орды стали выделяться самостоятельные орды. Они вели между собой ожесточённую борьбу за власть. Все ханы требовали от Руси дани, послушания. В отношениях между Русью и Ордой возникло напряжение.
В 1380 г. ордынский правитель Мамай с огромным войском двинулся к Москве.
Организовывать отпор татарам стал Москва. В короткое время под знамёна Дмитрия Ивановича стали полки и дружины из всех русских земель, кроме враждебных Москве.
И всё же решиться на открытое вооружённое выступление против татар Дмитрию Ивановичу было непросто.
Дмитрий Иванович отправился за советом к настоятелю Троицкого монастыря под Москвой отцу Сергию Радонежскому. Отец Сергий был самым авторитетным лицом и в Церкви, и на Руси. Ещё при жизни он был назван святым, считалось, что он обладает даром предвидения. Сергий Радонежский предрёк московскому князю победу. Это вселило уверенность и в Дмитрия Ивановича, и во всё русское воинство.
8 сентября 1380 г. у впадения речки Непрядвы в Дон состоялась Куликовская битва . Дмитрий Иванович и воеводы проявили военный талант, русское войско - несгибаемую храбрость. Татарское войско было разгромлено.
Монголо - татарское иго сброшено не было, но значение Куликовской битвы в русской истории огромно:

  • на поле Куликовом Орда потерпела первое крупное поражение от русских;
  • после Куликовской битвы был значительно уменьшен размер дани;
  • Орда окончательно признала главенство Москвы среди всех русских городов;
  • у жителей русских земель появилось ощущение общности исторической судьбы; по словам историка Л.Н. Гумилева, "на поле Куликово шли жители разных земель - вернулись с битвы как русский народ".

Современники назвали Куликовскую битву "Мамаевым побоищем", а Дмитрий Иванович во времена Ивана Грозного получил почетное прозвище "Донской".
Этап 3. Завершение образования Русского централизованного государства (конец ХУ - начало ХVI вв.). Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (1462 - 1505 гг.) и Василии III (1505 - 1533 гг.) . Иван III присоединил к Москве весь Северо-Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода.
При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было сброшено монголо-татарское иго. В 1476 г. Русь отказалась платить дань. Тогда хан Ахмат решил наказать Русь. Он заключил союз с польско-литовским королем Казимиром и с большим войском выступил в поход против Москвы.
В 1480 г. войска Ивана III и хана Ахмата встретились по берегам реки Угры (приток Оки). Переправиться на другой берег Ахмат не решился. Иван III занял выжидательную позицию. Помощь татарам от Казимира не пришла. Обе стороны понимали, что сражение бессмысленно. Могущество татар иссякло, и Русь уже была иной. И хан Ахмат увёл свои войска назад в степь.
Монголо-татарское иго закончилось .
После свержения монголо-татарского ига объединение русских земель продолжалось ускоренными темпами. В 1485 г. была ликвидирована самостоятельность Тверского княжества. В правление Василия III были присоединены Псков (1510 г.) и Рязанское княжество (1521 г.). Объединение русских земель в основном завершилось.
Особенности образования Русского централизованного государства:

  • государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях бывшей Киевской Руси; её южные и юго-западные земли находились в составе Польши, Литвы, Венгрии. Иван III сразу же выдвинул задачу возвращения всех русских земель, ранее входивших в состав Киевской Руси;
  • образование государства проходило в очень короткие срок, что было связано с наличием внешней опасности в лице Золотой Орды; внутренняя структура государства была "сырой"; государство в любой момент могло распасться на отдельные княжества;
  • создание государства проходило на феодальной основе; в России начало формироваться феодальное общество: крепостное право, сословность и т.д.; в Западной Европе образование государств проходило на капиталистической основе, и там начало формироваться буржуазное общество.

Победы Ивана III укрепили Русское государство и способствовали росту его международного авторитета. С новым государством пытаются заключить союз западноевропейские страны и, в первую очередь, римская курия и германский император. Расширяются связи Русского государства с Венецией, Неаполем, Генуей, активизируются отношения с Данией. Усиливаются связи Руси и со странами Востока. Всё это свидетельствует о том, что Русское государство становится сильнейшим и играет значительную роль в международных делах.
Специфика становления единого Русского государства в XV - нач. XVI вв. Объединение русских земель и окончательное освобождение от татарского ига и общие социально-экономические сдвиги, происходящие в стране, привели к установлению самодержавия и создали предпосылки для превращения великого московского княжения в сословно-представительную монархию.
Верховным правителем в государстве был московский князь. Он был верховным собственником земли, обладал всей полнотой судебной и исполнительной власти. При князе существовала Боярская дума , в которую входили наиболее знатные феодалы, духовные лица. Значительную роль в государстве стали играть митрополит и Освященный собор - собрание высшего духовенства . Появились общегосударственные органы - Дворец и Казна . Дворецкие ведали личными землями великого князя, paзбирали поземельные споры, судили население. Казна ведала государственными финансами. Началось формирование центральных органов власти - приказов . Дворцовый приказ ведал собственными владениями великого князя, посольский - внешними связями, разрядный - военными делами и т.д. Делопроизводством занимались дьяки и подьячие.
При Иване III местное управление оставалось консервативным. По-прежнему в основе его лежала система кормлений - один из источников обогащения верхов за счёт населения. "Кормленщики", т.е. наместники и волостели (управители волостей) содержались местным населением - кормились в буквальном смысле. Полномочия их были разнообразны: правители, судьи, сборщики княжеских налогов. Право на получение кормлений имели князья, бояре, бывшие "вольные слуги" великого князя.
Важное значение имел институт местничества , по системе которого все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы, и все их назначения (военные и гражданские) должны были соответствовать родовитости.
Впервые после Ярослава Мудрого Иван III занялся упорядочиванием законодательства. В 1497 г. вышел новый сборник законов - Судебник . Новый сборник законов устанавливал единый порядок судебно-административной деятельности. Важное место в Судебнике заняли законы о землепользовании, особенно закон о Юрьеве дне. На Руси имелся старинный обычай: осенью после уборки урожая крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. К началу ХVI в. этот обычай принял характер бедствия: крестьяне уходили от своего хозяина и до уборки урожая, и зачастую поля оставались неубранными. Судебник Ивана III ограничивал право перехода крестьян от одного хозяина к другому двумя неделями в году - до и после Юрьева дня (26 ноября).
На Руси началось складывание крепостного права . Крепостное право - это зависимость крестьянина от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях, основанное на прикреплении их к земле.
Это был ещё тот период, когда управляли по-старому, собравшись все вместе в согласии, - соборно : к решению важнейших вопросов страны привлекались все авторитетные силы - сам Великий князь, Боярская дума, духовенство. Великий князь был сильной и уважаемой фигурой, но отношение к нему было "простое", в глазах русских он был только старший среди равных.
При Иване III происходят важные изменения в системе государственного управления: начался процесс складывания неограниченной монархии.
Причины складывания неограниченной монархии - монгольское и византийское влияние.
Монгольское влияние - к этому времени более 200 лет на Руси длилось монголо-татарское иго. Русские князья стали перенимать стиль поведения монгольских ханов, модель политического устройства Орды. В Орде хан был неограниченным правителем.
Византийское влияние - вторым браком Ивана III был женат на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. В 1453 г. Византийская империя под ударами турок - османов пала. Император погиб на улицах Константинополя, защищая город. Его племянница Софья нашла убежище у папы римского, у которого позднее возникла идея выдать её замуж за овдовевшего русского правителя. В далёкую Русь византийская принцесса привезла идею абсолютной монархии.
Первым из русских князей Иван III стал проводить политику возвышения власти великого князя. До этого удельные князья и бояре были вольными слугами. По своему желанию они могли служить московскому великому князю, отъезжать на службу в Литву, Польшу. Теперь они стали присягать на верность московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты. Отныне переход боярина или князя на службу к другому государю стал рассматриваться как измена, государственное преступление. Иван III первым принял титул "Государь всея Руси". В 1497 г. Иван III впервые в качестве герба Московского государства принимает неофициальный герб Византии - двуглавого орла - священный религиозный символ (К этому времени двуглавый орёл в Византии символизировал единство духовной и светской власти). При нем были приняты знаки великокняжеского достоинства: "шапка Мономаха", ставшая символом самодержавия, драгоценные оплечья - бармы и скипетр. Под влиянием Софьи при дворе Ивана III вводится пышный придворный церемониал по византийскому образцу.
Идеология времён Ивана III и Василия III. В конце ХУ в. в русской государственности произошёл целый ряд важнейших событий:

  • в основном завершилось объединение русских земель;
  • в 1480 г. русские земли освободились от монголо-татарского ига;
  • Иван III на византийский манер стал называть себя титулом "царь".

Исторический процесс на Руси возглавили московские князья. Московские князья возвысились стремительно. По древнему праву наследования они не имели права на первый престол на Руси. "По правде" первым престолом должны были владеть тверские князья. Московские князья, используя целый набор политических средств, "вырвали" право на общерусское первенство у тверских князей.
И вот теперь настал такой момент, когда московским князьям нужно было всем доказать, по какому праву они владеют Русской землёй.
Кроме того, Ивану III нужно было утвердиться среди западноевропейских монархов. Русское государство появилось в начале ХVI в. внезапно для Западной Европы. Крупные западноевропейские государства уже сложились, система взаимоотношений между ними также уже сложилась, важнейшие торговые пути были уже заняты.
Чтобы выжить в этих условиях, огромному Московскому государству нужны были идеи, идеология , в которой бы нашли отражение господствующие положение на Руси московских князей, древность государства, истинность православной веры, важность, нужность существования Московии среди других государств. Такие идеи и появились в конце ХV - начале ХVI в.
Важнейшими стали три идеи.
1. Идея о преемственности власти московских князей от князей владимирских и киевских. Появились летописи, в которых утверждалось, что московские князья получили власть над Русской землёй от своих прародителей - владимирских и киевских князей. Ведь жил же глава Русской церкви - митрополит - сначала в Киеве, потом во Владимире (1299 - 1328 гг.) и Москве (с 1328 г.). Поэтому и Русской землёй владели киевские, владимирские, потом московские князья. В этой идее подчёркивалась также мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля самого Господа. Великий князь является наместником Господа - Бога на земле. Господь - Бог вручил великому князю Русскую землю в управлению. Поэтому русский государь нёс личную ответственность перед Господом - Богом за то, как он управлял Русской землёй. Так как вручена самим Господом - Богом, то православный государь ни с кем не должен делиться своей властью (ответственностью). Любой отказ от власти является святотатством.
2. Идея о родстве русских князей с римскими императорами. В это время появляется "Сказание о князьях владимирских". В основе "Сказания" две легенды. В одной содержалось утверждение, что род русских князей связан с царём "всеа вселенныа" Августом. В Риме с 27 г. до н. э. правил Октавиан. Он сумел объединить под своей властью все территории обитаемого мира. После этого Римское государство стало именоваться империей, а Октавиану был присвоен титул "Августа", т.е. "божественного". В "Сказании" говорилось, что у Августа был младший брат по имени Прус. Пруса Август послал правителем на берега Вислы и Немана (Так возникла Пруссия). А у Пруса был потомок Рюрик. Этого-то Рюрика новгородцы и призвали на княжение в Новгород (Следует отметить, что почти все западноевропейские монархи пытались связать свою родословную с римскими императорами). В другой легенде рассказывалось о том, что в ХII в. наследник римских императоров византийский император Константин Мономах передал своему внуку - киевскому князю Владимиру Мономаху - символы императорской власти: крест, корону (на Руси стали называть шапка Мономаха), чашу императора Августа и другие предметы. Отсюда следовало, что русские правители (Мономашичи) имели законное право на титул "цезарь" (на Руси царь).
3. Идея о Москве - как хранительнице истинной христианской веры. Эта идея больше известна под названием "Москва - третий Рим". Эта идея была сформулирована монахом псковского Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в 1510-1511 гг. Монах Филофей был уверен, что Москва призвана сыграть в истории особую роль. Ведь она - столица последнего государства, где сохранилась истинная, христианская вера в своем первоначальном, неиспорченном виде. Вначале чистоту христианской веры хранил Рим. Но вероотступники замутили чистый источник, и в наказание за это в 476 г. Рим под ударами варваров пал. На смену Риму пришёл Константинополь, но и там от истинной веры отступились, согласившись на унию (объединение) с католической церковью. К середине ХУ в. Византийская империя погибала под ударами турок - османов. Надеясь на помощь западноевропейских держав, константинопольский патриарх в 1439 г. во Флоренции подписал с римским папой унию. По условиям унии православные признавали главенство над собой папы римского, а не православного патриарха, переходили на католические догматы при богослужении, но православные обряды сохранялись. До этого власть константинопольского патриарха имела вселенское значение. Она распространялась на Византию, Русь, Сербию, Грузию, Болгарию. Заключение унии с римским папой означало отказ греков от вселенской миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Русская православная церковь унии не признала и разорвала отношения с константинопольским патриархом.
Филофей писал, что за отступление от православия - истинной христианской веры - древний Константинополь был захвачен турками. С тех пор центром мирового православия, "третьим Римом" стала Москва - столица самого крупного православного государства. "Блюди и внемли, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвёртому не быти", - писал Филофей. Поэтому роль Руси в мировой истории - быть покровительницей всех православных народов.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Контрольные вопросы

  1. Какие этапы можно выделить в образовании Русского централизованного государства?
  2. Какие русские княжества вели между собой борьбу за общерусское первенство в первой половине XIV в.?
  3. Укажите, каковы итоги деятельности Ивана Калиты для Московского княжества?
  4. Когда состоялась Куликовская битва и каково её значение?
  5. Укажите особенности образования Русского централизованного государства.
  6. Каковы были органы власти и управления в Московском государстве в начале XVI в.?

Дополнительная литература

  1. Борисов Н.С. Иван III. - М.: Мол. гвардия, 2000.
  2. Синицына Н.В. третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. /XV - XVI вв./- М.: Издательство "Индрик", 1998.
  3. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV - XV вв. очерки социально - экономической и политической истории Руси. - М., 1960.

Процесс образования Русского государства, слившийся с борьбой за освобождение от монголо-татарского ига, занял длительное время. Он был возглавлен московскими князьями.

Возвышение московского княжества. Падение монголо-татарского ига

В результате татаро-монгольских нападении во второй половине XIII в. старые стольные города Северо-Восточной Руси - Владимир, Суздаль, Ростов - приходят в упадок и теряют свое значение. С начала XIV в. ведущую роль начинают играть новые поднимающиеся центры - Тверь и Москва. Они были расположены на периферии древней Ростовской земли и менее страдали от карательных ордынских походов. Особняком стоял Великий Новгород. Между Тверью и Москвой разгорелась борьба за ярлык на великое княжение Владимирское. Тверские и московские князья нападали друг на друга, Орда стравливала князей, передавая ярлык то одному, то другому. В 1327 г. население Твери поднялось против сборщика налогов Чолхана (родственника хана Узбека). Ответная военная экспедиция татар опустошила Тверское княжество. Ярлык на великое княжение получил московский князь Иван Данилович Калита (1325 - 1340). Он надолго закрепил его за собой. Склонив митрополита Феогноста перенести свою резиденцию в Москву, Калита превратил Московское княжество не только в политический, но и в религиозный центр русских земель.

Вокруг Москвы стал складываться союз русских княжеств, объединяющихся для борьбы с татаро-монгольским игом. Политика Ивана Калиты и его преемников позволяла избегать татарских набегов почти 40 лет. За эти годы выросли поколения русских людей, свободных от страха перед жестокой татарской силой. Создались военно-политические и идейно-психологические условия для открытого военного выступления против одного из властителей Золотой Орды Мамая. Его возглавил князь Дмитрий Иванович (1350 — 1389), внук Ивана Калиты.

Получив известие о готовящемся выступлении Мамая, князь собрал войско из большинства русских княжеств. Зная, что Мамай заключил союз с литовским и рязанским князьями, Дмитрий Иванович опередил их соединение и выступил против главного противника - татар - за Доном, не допуская вторжения в русские княжества. Он вынудил Мамая принять сражение на Кулико­вом поле - на невыгодной для татарской конницы местности. Битва отличалась крайним ожесточением. Великий князь рубился как простой воин и, контуженный, выбыл из строя. Своевременный ввод резерва - засадного полка, решил исход сражения. Русские опрокинули врага и преследовали татарские войска. Куликовская битва - крупнейшая победа над татарами, показавшая мощь русского народа, возможность его успешной борьбы с иноземным господством. Победа в Куликовской битве (1380), за Что князя Дмитрия стали называть Донским, не привела еще к освобождению от дани, но показала способность возрождающейся Руси на мощный отпор угнетателям. Она сделала Москву признанным политическим центром.

Процесс объединения пошел значительно интенсивнее. Одновременно утверждались и новые феодальные отношения, характерные для развитого феодализма: рост вотчинного землевладения, социальное оформление многочисленной прослойки господствующего класса - детей боярских, централизация власти в руках великого князя внутри княжества и полное подчинение ей присоединявшихся земель, где насаждалась великокняжеская администрация, что придавало объединению характер унитарного государственного образования. Значительно ускорились экономическое развитие и рост военной мощи. Дальнейшему объединению Руси препятствовала особая позиция части новгородского боярства, которая стремилась сохранить свою самостоятельность, опираясь на поддержку Литовско-Польского государства. Однако это движение не нашло поддержки в самом Новгороде и в других русских землях как враждебное Руси и иноверное (католическое). В 1456 г. князь Василий II совершил поход на Новгород, и после победы над новгородской ратью был заключен договор: не оказывать поддержки противникам великого князя, законодательную власть веча отменить, а право внешних сношений ограничить.

Ослабление Золотой Орды создало условия для окончательного освобождения от монголо-татарского ига. При Иване III на противоположных берегах р. Уфы долго стояли русское и татарское войска, не решавшиеся перейти реку и вступить в бой. Ордынцы не выдержали и ушли. После «Великого стояния на Угре» русского войска в 1480 г. Русь окончательно отказалась от признания власти ханов.

Создание централизованного государства

При Иване III (1462 — 1505) формируется единое (централизованное) Русское государство. Речь идет о создании монархии во главе с московскими Рюриковичами. После подчинения Новгорода (1477 - 1478 г.) Иван III принимает титул «государя всея Руси». Женитьба на племяннице последнего императора Византии, Софье Палеолог, дала возможность Ивану III войти в круг европейских государей.

При нем возведен красный кирпичный Кремль; принят герб - двуглавый орел; установились международные связи с Папой Римским, германским императором, курфюрстами Германии и герцогами Италии. Опираясь на мощь Москвы, Иван III практически бескровно завершает объединение Северо-Восточной Руси. Тверь в 1485 г. перешла к Москве, а в 1489 г. присоединена Вятка. Созданное государство базировалось на развитых феодальных отношениях. Установлена сильная центральная власть с наследственной передачей престола старшему сыну. Князья присоединенных земель стали служить при дворе московского государя, а прежние княжества, которые управлялись наместниками из Москвы, подвергались новому административно-территориальному делению на уезды.

Складывается государственный аппарат и вводится «местничество» - право на занятие государственной должности в зависимости от знатности рода и заслуг. При великом князе создается боярская дума с совещательными функциями. Развивается служилое сословие - дети боярские и дворяне, которые получали землю с крестьянами в поместье за службу «государеву», дворянское ополчение становится основой русской армии. Крестьяне ущемлялись в свободе передвижения и облагались дополнительными налогами. Переход крестьянина от одного феодала к другому ограничивался определенным сроком: неделей до и неделей после «Юрьева дня» (26 ноября), что стало шагом к установлению крепостного права.

В конце XVI в. введена государственная монополия на торговлю водкой. Возникла традиция государственного регулирования экономической жизни. В 1497 г. был принят свод законов единого государства - Судебник Ивана III, регламентировавший отношения в средневековом российском обществе.

Внешняя политика Ивана III характеризуется наступательным характером. Это начало борьбы за Ливонские земли (основание Иван-города у Нарвы), поход на Казань (1487), возвращение Северской Украины и некоторых смоленских земель. В конце XV - начале XVI в. определился перевес Москвы над западным соседом - Литовско-Польским государством. Начался переход тамошних русских князей под власть Москвы. Первыми перешли князья с верховьев Оки - Воротынские, Новосильские, Одоевские. Литва признала изменение границ в пользу Москвы. Расширились и внешние связи с Европой. Иван III широко привлекал на русскую службу итальянских, немецких и греческих мастеров, способство­вавших развитию крепостного строительства, артиллерии и юве­лирного искусства.

Большое значение имело присоединение Новгорода, который хотел самостоятельности и тяготел к союзу с Литвой. В 1471 г. Иван III во главе общерусского войска идет походом на Новгород, новгородское ополчение терпит поражение. В 1478 г. Новгород окончательно присоединен, а вечевой колокол увезен из города. Противники Москвы переселены в центр страны. Управление городом передано московским наместникам. Новгородская боярская республика прекратила существование. На Руси закончился удельно-вечевой порядок. Наследник Ивана III Василий III (1505 - 1533) продолжил дело отца. Он присоединил Псков в 1510 г., в 1514 г. отвоевал у Литвы Смоленск, в 1521 г. в состав государства вошло Рязанское княжество. Этим завершился процесс объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси в единое государство, которое с конца XV в. стало называться Россией.

Русская церковь сыграла значительную роль в этом процессе. Объединение земель связано с решением ряда церковных вопросов. После избрания митрополитом рязанского епископа Ионы русская церковь с 1448 г. распалась на две самостоятельные митрополии - Московскую и Киевскую (они воссоединятся после объединения с Украиной). Московские митрополиты поддерживали московских великих князей, киевские - литовских. Положении митрополий осложнялось появлением ересей и внутрицерковной борьбой. В конце XV в. была разгромлена ересь «жидовствующих», сначала в Новгороде, а потом в Москве. Позднее началась борьба «нестяжателей» с «иосифлянами». «Нестяжатели» выступали против владения монастырями землей и их обогащения, противники - последователи волоколамского игумена Иосифа Волоцкого - отстаивали земельные права церкви. На церковном соборе 1502 г. «иосифляне» одержали верх. Церковное и монастырское землевладение сохранилось. Церковные иерархи провозгласили божественный характер самодержавия. Тем самым был достигнут важный компромисс в отношениях между церковью и государством: в обмен на идеологическую поддержку верховной власти последняя сохраняла экономическую самостоятельность церкви, позволившую духовенству поддержать централизаторские тенденции в государственном устройстве в последующих потрясениях на Московской Руси.

Таким образом, к 20-м гг. XVI в. завершилось становление России как крупной восточноевропейской державы. Основа ее экономики и социальных отношений базировалась на феодальной земельной собственности. Рядовое население городов и сел все больше подпадало под налоговый и юридический пресс государства. Феодальная земельная собственность была многообразной: великокняжеские и удельнокняжеские (до конца XVI в.) владения; наследственные вотчины князей и бояр; поместья за военную службу - дворян; землевладения церковных кафедр и монастырей. Закрепостительные тенденции русского общества конца XV - XVI вв. консервировали положение холопов. Крестьяне выполняют повинности государству, владельцам вотчин и поместий. Развивается крепостное право, при котором сохраняется сельская крестьянская община. Созданы единые вооруженные силы государства на основе дворянского ополчения. Единая государственная религия - православие - идеологически объединяет российское феодальное общество.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода