Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Наследник по кривой. Наследие михаила аникушина разрушается в холодной мастерской Мастерская без мастера

Так считают те, кому доверено создать мемориальный музей великого скульптора

Второго октября исполняется 95 лет со дня рождения почетного гражданина Петербурга скульптора Михаила Аникушина. В преддверии этой знаменательной даты газета «Невское время» выступила инициатором проведения в Балтийском медиа-центре его персональной выставки, взяла на контроль установку памятников в сквере Михаила Аникушина на Каменноостровском проспекте. Мы не могли не поинтересоваться, как выполняется постановление городского правительства по созданию Мемориальной мастерской, подписанное губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко 2 марта 2004 года. В ходе подготовки этого материала выяснилось, что в петербургских галереях и салонах в открытую торгуют не то подлинными, не то поддельными работами Мастера, а компетентные органы, похоже, не спешат найти злоумышленников…

«Дом нам дан под свои нужды»

После кончины Михаила Аникушина его вдова скульптор Мария Литовченко обратилась к правительству Петербурга с предложением создать мемориальный музей в мастерской, которая специально для Михаила Константиновича была построена и предоставлена ему в пожизненное пользование. По сути, Литовченко выполняла волю покойного - не так давно одна из дочерей скульптора, Нина, разбирая бумаги отца, нашла такую запись: «Эту работу я отлил в бронзе для моего музея…» Тогда же законные наследники (Мария Тимофеевна с дочерьми Верой и Ниной) определились, что из работ и личных вещей Михаила Константиновича будет передано в дар, если город признает целесообразным создание мемориального музея Аникушина. Вскоре губернатором Валентиной Матвиенко было подписано постановление правительства Санкт-Петербурга от 2 марта 2004 г. № 295 «Об увековечении памяти скульптора М.К. Аникушина», предусматривающее создание филиала Музея городской скульптуры «Мемориальная мастерская скульптора М.К. Аникушина»…

Мастерская сохранялась Марией Тимофеевной в том виде, в каком была при Михаиле Аникушине в 1997 году, когда его не стало. И создание музея могло быть делом необременительным для города и малозатратным - тогда требовался лишь косметический ремонт и переоборудование здания - с учетом изменения функциональной нагрузки. Однако Музей городской скульптуры в лице его руководства, похоже, не очень был заинтересован в таком «дочернем предприятии». Директор Владимир Тимофеев, по словам Нины Аникушиной, открыто заявлял: «Я вообще не хотел заниматься этим музеем, но коль уж женили…» К сожалению, сейчас уже едва ли доказуемо, что вместо мемориального музея создавалось заведение «компьютерных технологий и неформальных искусств имени Аникушина». Что уже само по себе нонсенс.

Только через шесть лет, 1 июля 2010 г., Межведомственный музейный совет Санкт-Петербурга - в закрытом режиме - принял за основу предложенную концепцию развития Мемориальной (все-таки!) мастерской Михаила Аникушина. С условием… «усиления мемориальной составляющей проекта».

Количество работ Михаила Аникушина, которые руководство Музея городской скульптуры готово принять в дар или приобрести у наследников, определено числом… 230. Напрашиваются закономерные вопросы: почему именно 230 (первоначально вообще 50-60, потому как много и не нужно, у музея другая концепция!) и что же будет с остальным творческим наследием Мастера?

Как бы то ни было, но мемориальная составляющая вымывается из «живого» музейного пространства», а мемориальная зона уже ограничивается маленькой мастерской Аникушина. (В комплекс входили три мастерские: большая площадью более 500 квадратных метров, две малые: Михаила Аникушина и Марии Литовченко и холл с камином.) Мастерская Марии Тимофеевны по проекту переоборудована под гардероб, вместимость которого уже хотят расширить на 300 человек. А еще музею кроме помещения охраны и кассы так необходим сувенирный киоск и мебель для отдыха... Только на каких площадях это все можно разместить? Известные представители творческой общественности Альбер Чаркин, Юрий Мудров, Георгий Шереметьев, обращаясь в правительство Санкт-Петербурга, отмечали: «несмотря на заверения, что существующий проект создания музея будет доработан и откорректирован с учетом мемориального зонирования, никакой корректировки проекта не ведется», и выразили обеспокоенность, что «предлагаемые изменения функционального назначения помещений приведут к утрате мемориальности». А ведь можно было избежать столь существенных утрат, рассмотрев возможность создания зоны входной группы в бывших подсобных помещениях мастерской.

В музее избавляются от того, что имеет отношение к Аникушину и, похоже, по мнению музейщиков, не представляет ценности.


Нина Аникушина:

Однажды утром я прихожу, а в контейнерном баке с мусором все, что заведующей не нужно. Даже планшеты с фотографиями первых проектов памятника Героическим защитникам Ленинграда. Я что могла из контейнера извлекала и тащила домой. «Зачем вы станки, на которых устанавливается скульптура, выбросили?» - «Так ведь они грязные, в глине. Закажем новые. Государство у нас богатое…»

Вдоль стен в мастерской Аникушина были полки из неоструганных сосновых досок. На них располагалась мелкая пластика, книги, папки с документами. «Страшные, мы установим современные!» - вынесла вердикт заведующая. «Как же вы будете рассказывать о папе, о том, как он работал?» - возмущалась Нина Михайловна. И услышала от Тимофеева убийственное: «Аникушин - отживший материал!» В другой раз Нина Аникушина на заседании выездной музейной комиссии, которое проходило прямо в мастерской, воскликнула: «А как же мемориальный музей? А как же постановление Матвиенко?», на что заместитель Тимофеева Надежда Ефремова определяющее ответила: «Можете сходить с ним в туалет. Дом нам дан под свои нужды…»

В проектной документации был такой странный листок: поворотный круг, на котором создавались аникушинские шедевры, но уже с приставленной к нему дополнительной сценической площадкой и шестом, и на нем - танцующие девочки. Девушки… Не те, что в сквере Аникушина установлены. Живые. Проектировщик вырвал лист из проектной документации и разорвал его у нас на глазах, - рассказывал автору этих строк один из участников обсуждения концепции на Межведомственном музейном совете.

Да что там полки и станки! Выброшены были гипсовые модели памятника Ленину для Саратова, надгробия Василию Соловьеву-Седову.

Гипс - это не материал, заявляют в Музее городской скульптуры.

Во всем мире гипс - это материал, для нашего музея - нет, - возмущается Нина Аникушина. И рассказывает, как, узнав об этом, Гали Вадимовна Флерова, хранитель Всероссийского музея Пушкина, сказала: «Гипс - это единственный материал, который сохраняет и передает дух скульптора, сохраняет отпечатки и тепло его рук».


«Если «авторство не подтверждено», значит, подделка!»

А тем временем в Петербурге продолжается торговля… так и хочется сказать: подпольная! Нет, работами Аникушина или подделками под него торгуют в открытую. По понятным причинам здесь и сейчас не могут быть названы галереи и антикварные лавки, ФИО владельцев или исполнительных директоров, а также частные антиквары.

Заместитель председателя правления общественного движения «Наследие» Владимир Чудинов в одной художественной галерее «по наколке» потенциального покупателя (из Китая) обнаружил - и даже сфотографировал! - бронзовый бюст Александра Пушкина - копия того, что предназначен для установки в сквере Михаила Аникушина на Каменноостровском проспекте. Гипсовый оригинал бюста был похищен из мастерской.

Полиция не проявила оперативности и, похоже, вообще не хотела заниматься расследованием, - рассказывает Нина Михайловна. - Скульптуры из галереи были изъяты. После многочисленных наших напоминаний нас познакомили с «результатами экспертизы»: авторство не подтверждено! И это при том, что в милицейских документах изъятия и предварительного осмотра, составленных в галерее, надпись «Аникушин» зафиксирована. А чего его, авторство, подтверждать! На каждой работе - папина роспись. Если «авторство не подтверждено», значит, подделка! Но подделать Аникушина до сих пор никому не удавалось! Как вы думаете, какова дальнейшая судьба этих работ? Их возвращают в галерею! Где они сейчас, неизвестно, потому как того человека, который принес работы, по заявлению следователя, они не выявили. В любой комиссионке товар принимается при наличии паспорта. А здесь художественная галерея, Аникушин, и - «кто-то принес».

Когда материал готовился к печати, Владимир Чудинов получил ответ из ГСУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: «В протоколе осмотра предметов на бюсте мужчины на пьедестале (с задней части скульптуры) имеется надпись «Аникушин 1/3», выполненная печатными буквами. Данный бюст исследовался в ходе искусствоведческой экспертизы, по результатам которой установлено, что работа выполнена в манере, подражающей стилю М.К. Аникушина». Наверное, можно было бы только порадоваться, что в России появился мастер уровня Аникушина. Но как же быть с «бронзовой» надписью «Аникушин»?

Кстати, в той же галерее ранее была продана, а позже изъята при перевозке через границу России работа Михаила Аникушина - бронзовый бюст Ольги Усовой, правнучки Пушкина. В мастерской скульптора подлинник данной работы был единственным, он исчез. Нине Аникушиной в Росохранкультуре по СЗФО была выдана копия чека, где значилось: «Шестнадцатый отливок». Так что где оригинал, а где подделка, еще разбираться и разбираться…


«Ваше добро, вы и охраняйте…»

Обильная переписка родственников скульптора, общественного движения «Наследие» с инстанциями, в числе которых Министерство внутренних дел Российской Федерации, Главное управление внутренних дел по Петербургу и Ленинградской области, прокуратура Санкт-Петербурга, свидетельствует: «Проведена служебная проверка… материалы уголовного дела (номер такой-то) изучены… за допущенные нарушения требований уголовно-процессуального законодательства РФ следователи (такие-то) привлечены к дисциплинарной ответственности… на совещании указано на недопустимость волокиты, а ход расследования поставлен на контроль…»

Основные хищения происходили во время бюрократической волокиты - вместо предписанных постановлением губернатора нескольких месяцев оформление документов продолжалось почти три года. И все это время здание находилось без охраны! Почему так долго?

Это вопрос к чиновникам, - говорит Нина Аникушина. - Я направляла письма в правительство Санкт-Петербурга, «трясла» Тимофеева: «Владимир Николаевич! Работы вывозят - нечего будет выставлять!» И слышала в ответ: «А что я могу сделать? Не все бумаги подписаны. Как только подпишем - сразу вызываю ОМОН и выставляем охрану». Оформление документов о передаче в оперативное управление здания скульптурной мастерской Михаила Аникушина Музею городской скульптуры было завершено в ноябре 2006 года (свидетельство о государственной регистрации права от 14.11.2006 г. - Прим. авт.). А большинство работ из мастерской исчезло в начале 2007-го…

Замки в мастерской сменил Адриан (внук скульптора, сын дочери Веры. - Прим. ред.), чтобы никто, кроме него, не мог войти. И продолжил вывозить работы деда. Я бегу к участковому, а он мне: «Ваше добро, вы его и охраняйте». Я - к начальнику 18-го отдела милиции. «Что вы идете ко мне с какими-то скульптурами, до которых никому нет дела! На моей территории «мерседес» угнали, мне его надо искать». Как-то Адриан позвонил мне: «Можете приходить!» Я поспешила в мастерскую. Там была настоящая помойка! Ужас! Поперек холла висел гамак, люстр не было, валялись грязные матрасы, стояли батареи пустых бутылок. Унитазы разбиты, батареи обрезаны, электрощитки раскурочены.

Нина Аникушина взывала к представителям компетентных органов: «Когда же вы будете предпринимать действенные меры? Известно же, кто вывез…» - «Как только, так сразу», - говорил следователь П. и, потирая пальцами, намекал на взятку. Не раз в милиции или в следственных органах Аникушиной давали понять: они знают, где работы, но хотят получить процент.

После заявления Нины Михайловны в милицию у Адриана взяли подписку о невыезде. Но вскоре - не по команде ли сверху? - было отказано в возбуждении уголовного дела, а из представленных документов о праве на наследство в материалах осталось лишь одна бумажка - заявление. Практически сразу Адриан уехал в Америку!

Один из следователей (вернее, одна) на свой страх и риск в сопровождении бойцов ОМОНа навестила квартиру жены Адриана и ее родителей. 110 работ Аникушина были возращены законным наследникам. Следователь была наказана дисциплинарным взысканием, а в скором времени в отделе она уже не работала…

В числе вывезенного Адрианом была и отнюдь не «мелкая пластика» - гипсовый оригинал бюста Пушкина, гипсовый оригинал «Танцующих девочек» (тех, что стоят в сквере Аникушина) и двухметровый «Спортсмен» - оригинал того, что стоял у стадиона Кирова, эскизы памятника «300-летию Российского флота», вариант головы памятника Пушкину на площади Искусств, эскиз памятника Чехову для города Чехова, бронзовые портреты отца и матери Михаила Константиновича. В общей сложности более шестисот работ!

На вопрос корреспондента «НВ», будет ли что выставлять в музее, Нина Михайловна ответила:

Конечно, будет. При моей нищенской пенсии я готова многое подарить, но я должна быть уверена, что это будет музей, достойный моих родителей, что каждая из работ займет свое законное место. Иначе что же это за мемориальный музей?

«Сохранена даже яма для глины»

Людмила Титова, заведующая филиалом Музея городской скульптуры «Мемориальная мастерская Михаила Аникушина»:

Мемориальная тема у нас проходит по всему комплексу. На первом этапе мы делаем большую мастерскую и так называемые витрины, которые обращены на улицу. И естественно, входную зону, где касса, гардероб, - это займет половину бывшей мастерской Марии Тимофеевны Литовченко. Вторая половина отводится для мемориальной экспозиции. Наши амбициозные планы таковы: если удастся завершить ремонтные работы, 2 октября открыть большой зал, где будет располагаться большая карта Петербурга с памятниками Аникушина. Посетитель сразу должен понять, где он находится. Понять, что это не обыкновенная мастерская скульптора, а мастерская для создания монументов. В этом ее уникальность, что мы и хотим подчеркнуть.

В большой мастерской мы постарались сохранить антураж. Сохранена даже яма для глины. Огромный станок, на котором создавался памятник Ленину, скульптурные группы памятника Героическим защитникам Ленинграда. На другой станок предполагаем поставить Чехова, где он и был, - у нас есть фотофиксация. Стены будут говорящие, информационные: одна посвящена работе Михаила Константиновича над памятником Пушкину, другая - Чехову. В торцевой зоне - Ленин и героические защитники Ленинграда. Понизу - тематическая информационная лента. В панелях - экраны для демонстрации фильмов, повествующих об Аникушине. Воссоздаем фрагмент мастерской.

В маленькой, творческой, мастерской Аникушина мы, что могли, сохранили - и мебель, и полки… Творческую мастерскую хотим восстановить в том виде, в каком она была. Но пока не можем, потому что нам до сих пор не переданы ни одна его работа, ни мебель. К тому же все потребует очень серьезной реставрации. Реставрация стоит немалых денег. А для того чтобы город выделил деньги на реставрацию, надо эти вещи иметь в постоянном хранении. Так что процесс длительный, и творческая мастерская - это уже следующий этап.

Ну да, было постановление правительства, подписанное Матвиенко, а дальше? Пошел сотрудник по учреждениям с документами. Чиновники у нас не спешат входить в чье-то положение. Каждая бумажка лежит по месяцу, по полтора в любом учреждении, потом возвращается с какими-то замечаниями, которые устраняются, - и все пошло по второму кругу… Документами занималась не я. Я научный сотрудник, я здесь с 2007-го, когда мы реально смогли въехать. Мы уже год маемся с договором по электричеству, из-за чего не можем закончить ремонт. Кабели и провода в подвешенном состоянии… Это все затягивает процесс.

Перед нами стоит большая и сложная задача - совместить два плана: мемориальный и интерактивный. Зал предполагается использовать для различных проектов - художественных, скульптурных, мастер-классов. Музей должен жить активной жизнью. У нас здесь прошел ряд мастер-классов для маленьких детей… Для семейной аудитории! Диалог был рассчитан на ребенка, но подключались взрослые. Говорили, что все видели памятники Аникушина, но не представляли, какой труд стоит за всем этим. Мы хотели ограничиться одной неделей, не получилось. Почти полгода люди звонили, просили, приходили.

Владимир Желтов

Город собирался сделать там музей, но его до сих пор нет Этого скульптора называли лицом Петербурга . Даже те, кому его фамилия ни о чем не говорит, наверняка знают памятник Пушкину на площади Искусств или Ленину у станции метро «Московская». Словом, художник для Питера знаковый. И чтобы увековечить его память, губернатор Валентина Матвиенко в марте 2004 года подписала распоряжение о создании в его мастерской музея. Но прошел год, а музея до сих пор нет. «Комсомолка» решила разобраться почему. Скульптуры охраняет внук Огромную мастерскую площадью в 800 квадратных метров Михаил Константинович получил еще при жизни. Ему уже тогда предлагали оформить ее как квартиру. Так выгоднее. За свет, отопление и радиоточку платить нужно гораздо меньше, если помещение считается жилым фондом. Скульптор сначала сопротивлялся, потом вроде согласился, но никаких шагов не предпринимал. В 1997 году он умер, но проблему так и не решил. Помещение осталось на балансе у города, и наследники скульптора - дочери Вера и Нина - никаких прав на него не получили. Здание принадлежит КУГИ, и официально там никто не имеет права жить, но несколько лет назад внук скульптора Адриан поселился в мастерской. Родственники нечасто общаются с Адрианом. Но знают, что он работает веб-дизайнером, и от знакомых слышали о его планах открыть в мастерской компьютерную фирму. - В саму мастерскую дочери Аникушина приходили где-то год назад. Тогда она не отапливалась, там только свет горел. И неудивительно. Счет на отопление - 5 тысяч долларов. Ни у кого таких денег нет. Когда же в мастерской наконец будет музей скульптора, обе его дочери Вера и Нина не знают. Власти уже давно ничего не предпринимают. - Год назад Надежда Кущенкова была председателем Комитета по культуре, она нас уверяла, что во всем разберется. Но потом ушла в отставку, и все опять заглохло. Вообще-то семью Аникушиных отчасти устраивает, что в мастерской живет Адриан. Неизвестно, что станет с помещением, если там не будет хозяина. Но в то же время женщины боятся, что мастерская очень быстро превратится во что-то другое - фирму, склад или квартиру. И самое главное - что работы их отца исчезнут в неизвестном направлении. - Поговаривают, что Адриан торгует ими через Интернет. Сайта, правда, никто не видел. Музей здесь сделать очень трудно Адриана Аникушина мы легко нашли в Сети. Он веб-дизайнер. Среди огромного числа сайтов, оформлением которых он занимался, - страничка художественной фирмы, агентства недвижимости, но ничего похожего на сетевой аукцион. Поэтому мы отправились за разъяснениями к самому Адриану, в мастерскую в Вяземском переулке, 8. Он встретил нас любезно, извинился, что в помещении холодно: - Я работаю инженером-программистом, денег хватает, только чтобы семью содержать и в мастерской поддерживать минимальный порядок. - А почему бы вам не съехать отсюда? Не пришлось бы платить огромные деньги за электричество. - Если мы отсюда уедем, через день от мастерской ничего не останется. Стекла разобьют, а работы деда в два счета растащат. Недавно к Адриану приходила делегация из Эрмитажа. И их проект заинтересовал его. - В мастерской влажность 90%, и температура выше 14 градусов не поднимается. В музее должно быть посуше и потеплее. Мы сошлись на том, что нужно построить стеклянный бельэтаж (он будет отапливаться), куда выставят работы и будут пускать посетителей, а основное помещение отдать скульпторам. И я надеюсь, что Эрмитаж найдет на это деньги. КОММЕНТАРИЙ Владимир Тимофеев, директор Музея городской скульптуры: - Я думаю, что к 2006 году мы получим здание мастерской и тогда уже определимся, что за экспозиция там будет. Но, разумеется, все работы Аникушина и его жены Марии Литовченко мы оставить там не сможем. Их просто очень много. А потому наследники скульптора должны договориться, что они забирают себе, а что передают городу, причем соответствующий документ должен быть заверен нотариусом. В ремонт здания придется вложить огромные деньги - провести коммуникации, отремонтировать крышу, оборудовать туалеты, коли уж это музей. Как только нам передадут мастерскую, Адриану Аникушину придется оттуда съехать. Но пока... наверное, даже хорошо, что он там живет. ОФИЦИАЛЬНО В Комитете по культуре городской администрации нам рассказали, что с декабря прошлого года идет передача мастерской Аникушина в оперативное управление Музея городской скульптуры. Как только процедура завершится, сотрудники музея должны будут предложить свое видение будущей галереи. Пока же о этом говорить рано. МАГАЗИН В СЕТИ Аникушина распродает итальянец? Сейчас в мастерской примерно 5 тысяч работ великого скульптора. Мы поинтересовались у Адриана, все ли они в сохранности. - А почему вы спрашиваете? Конечно, все скульптуры на месте. - Просто ходят слухи, что вы продаете их через Интернет... - Ничего я не продаю. Просто есть сайт www.anikushin.com. Его создал один итальянский бизнесмен, вот он-то и торгует уже отлитыми фигурами со слепков работ Михаила Константиновича. Оказывается, в начале 90-х скульптор заключил договор с этим коммерсантом. Бизнесмен обязался сделать выставку небольших слепков Михаила Константиновича в Италии . Взамен итальянец получил право отливать бронзовые фигуры с этих форм. Через некоторое время коллекция бесследно исчезла. А потом появился сайт, где пропавшие фигуры можно свободно купить. Надежда КОСИЦКАЯ. [email protected] Фото Стаса ЛЕВШИНА , Андрея Федорова и из архива «КП ».

В милицию Петербурга поступило заявление от дочерей скульптора Михаила Аникушина о том, что из бывшей мастерской их отца похищены некоторые его работы, а также раритетная старинная мебель, сообщает «Интерфакс».

В заявлении говорится, что с 2005 года до середины февраля этого года из мастерской, расположенной в Вяземском переулке, были похищены работы Аникушина – бронзовые эскизы Пушкина, бронзовые портреты Чехова и модели бронзовых памятников Чехову и Левитану. Кроме того, были похищены три старинные бронзовые люстры, кресло XIX века, немецкий патефон и еще несколько предметов интерьера, выполненных из красного дерева.

Обратившиеся в милицию Hина и Вера Аникушины в заявлении отметили, что, по их мнению, все предметы из мастерской отца были украдены его внуком Андрианом Аникушиным. В свою очередь Аникушин, узнав, что родственники обвиняют его в краже, написал аналогичное заявление, обвинив в краже свою мать и тетю. По обоим заявлениям проводится проверка.

Как рассказали корреспонденту «Фонтанки» в семье Аникушиных, после смерти в 1997 году Михаила Аникушина его дочери Нина Михайловна и Вера Михайловна попросили старшего сына последней Адриана последить за мастерской художника. До сих пор с точностью невозможно восстановить всех владельцев здания на Вяземском переулке, 8а. Мастерская строилась специально для Аникушина и для Ленина (имеется в виду памятник Ильичу, установленный затем на Московском проспекте). Но лично скульптору она никогда фактически не принадлежала – Михаил Аникушин арендовал её. Некоторое время назад здание перешло в ведение Городского музея скульптуры. А там заявили, что столько Аникушина им не нужно, и оставшиеся работы мастера необходимо куда-то переместить. Для того, чтобы разместить наследие скульптора, нужно равноценное помещение, а его нет.

Достаточно долго Адриан следил за мастерской и практически спасал то, что в ней находилось. За неуплату в помещении отключили отопление, потом тепло удалось вернуть, но трубы стали протекать, и вода попала на работы. Батареи пришлось снять. Семье Аникушиных предложили оформить аренду на мастерскую – но это и дорого и сопряжено с рядом сложностей.

Причиной же милицейского разбирательства стала как раз попытка сохранить часть экспонатов. Сестры Аникушины уверены, что некоторые из работ их отца, а также личные вещи были «спасены» на даче родителей невестки Веры Михайловны не без помощи супруга – ее родного сына Адриана. Бесценные экспонаты были вывезены туда для украшения, а вовсе не из соображений сохранности – это и легло в основу заявления о кражах.


В настоящее время активно гастролирует по стране как диджей.

Саша Штейн

Художник, скульптор. Принимал участие в жизни художественного сквота «Свечной».

Работал в клубе «Тоннель», оформил множество клубов и помещений.

В настоящее время занимается графикой, создает объекты.

Виктор Мазни и Олеся Туркина

Участники многих мероприятий «Танцпола».

В настоящее время Виктор - профессор психоанализа и директор Музея сновидений Зигмунда Фрейда; Олеся - научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея, куратор и критик художественных проектов.

Юрис Лесник

Художник, режиссер, скульптор, первый виджей. Создатель «Пиратского телевидения».

В настоящее время живет в Париже, занимается скульптурой.

«Речники» Роман Грузов, Максим Полищук, Тимофей Абрамов, Линас Петраускас, Денис Александров, Стас Макаров, Егор Остров

Знаменитая арт-группа, воплотившая в себе все особенности современного клубного перформанса. Организовывали проект «Штубниц», создатели киберклуба «Порт», авторы дизайна множества интерьеров. Создатели огненных перформансов и уникальных механических объектов. Участники множества арт-проектов.

В настоящее время Роман Грузов путешествует по Индии и пишет в периодических изданиях, Тимофей Абрамов занимается дизайном в Москве, Максим Полищук работает в Москве, Егор Остров занимается живописью и художественными проектами, Денис Александров живет и работает в Петербурге.

Адриан Аникушин

Участник большинства вечеринок «Танцпола».

В настоящее время возглавляет компанию, связанную с новыми технологиями.

Марина Смирнова

Вместе с Виктором Цоем снималась в фильме «Игла». Принимала участие в издании журнала «Что делать?». Была ведущей на радио «Балтика». Живет в Петербурге.

Виктор Фролов и Алиса Леонова

Мужественность и красота. Эта яркая пара была украшением закрытых вечеринок «Танцпола» в первом клубе на Фонтанке. Впоследствии, уже будучи героями всех клубных событий, пробовали себя в различных областях и художественных направлениях.

Алиса скончалась в 2001 году, Виктор удалился в монастырь и стал иноком.

Габриэль Воробьев, Яна Адельсон

Участники «Танцпола» с первого дня его основания. Посетители всех танцевальных мероприятий. Снимались в кино, организовывали показы мод.

Габриэль играл в клубе «Тоннель» как первый диджей трансмузыки, участвовал в проектах компании «Чилаут Планет». Резидент московского клуба «Аэроданс». Много путешествовал по Индии.

В настоящее время играет на международных трансфестивалях и воспитывает троих сыновей.

Никита Маршунок

Основатель, идейный вдохновитель и президент самого смелого клубного проекта «Казантип». Феноменальные организаторские способности позволили Никите за несколько лет превратить малобюджетный рейв под открытым небом Крыма в крупнейший клубный фестиваль.

В настоящее время проект «Казантип» ежегодно собирает тысячи гостей.

Марат Муракаев

Художник, участник всех первых танцевальных проектов. На протяжении 1992 года, после закрытия клуба «Танцпол», в его мастерской на Фонтанке происходили танцевальные вечеринки для членов старого клуба. Посещал все клубные вечеринки до 2004 года.

В настоящее время вернулся к занятиям живописью.

Даня Афонин (Ди Каприо)

Принимал активное участие в жизни клуба «Тоннель», а впоследствии клуба «Мама». Занимался проектом «Пирамида».

В настоящее время с клубами не связан, живет в Петербурге, занимается бизнесом.

Влад Мамышев (Монро)

Художник, актер, перформансист. В начале 1990-х герой вечеринок на Фонтанке, 145 и ведущий «Пиратского телевидения». Главное действующее лицо множества акций.

В настоящее время популярная московская арт-личность, эпатирует публику своими образами, создает художественные произведения и снимается в кино.

Евгений Грув

Выпускник Петербургской консерватории по классу вокала. Стал диджеем в клубе на Фонтанке, 145. Был резидентом клуба «Тоннель», играл на всех вечеринках и крупных рейвах начала девяностых.

В настоящее время живет и работает в Москве, пишет музыку, играет как диджей.

Майкл Тумблер (Неврубающийся)

Лайтмастер клуба «Тоннель», фрик, участник многих танцевальных проектов.

В настоящее время модель, человек-перформанс.

Гоша Копылов, Олег Ишутов

Первые лазерщики на вечеринках в Ленинграде с 1991 по 1995 гг.

В настоящее время Ишутов занимается в Москве лазерными шоу, Копылов живет в Петербурге, с клубами не связан.

Игорь Тарнавский

На принадлежащей ему аппаратуре состоялись первые вечеринки в «Планетарии».

В настоящее время крупнейший поставщик оборудования для концертов и на рейвы.

Эдик Мурадян

Создатель клуба «Декаданс». Организовал множество вечеринок, показов мод и церемоний. Промоутер, владелец ряда ресторанов.

В настоящее время участник «Корпорации счастья».

Костя Лавски

Организатор первого acid-jazz-клуба «Сатурн». Резидент практически всех успешных клубов Санкт-Петербурга. Играл на крупнейших акциях: «Казантип», «Арсенал», «Восточный удар». Выпустил несколько кассет, ведет регулярную передачу на радио.

В настоящее время один из наиболее востребованных ди-джеев, активно гастролирует.

Игорь Вдовин

Композитор, участник целого ряда музыкальных проектов и групп, автор множества известных произведений. Выпустил множество альбомов.

В настоящее время живет в Петербурге, пишет музыку.

«Два самолета»: Вадим Покровский, Антон Белянкин, Михаил Синдаловский, Алексей Лазовский, Денис Медведев

Участники этой легендарной группы широко известны в нашей стране и далеко за ее пределами.

Идейные вдохновители Модного клуба «Грибоедов», создатели видеожурнала «Камыши» и альманаха «Памперс», авторы большого количества хитов и любимцы публики.

Андрей Хлобыстин

Художник, писатель, директор художественного архива на «Пушкинской, 10». Издатель журнала «Художественная воля» и «Сусанин», автор многочисленных работ по современному искусству.

В настоящее время отец пятерых детей.

Алла Митрофанова

Организовала и возглавила кнберфеминнстское движение в России и открыла первый «Кибер-фемин-клуб». Автор многих статей и организатор конференций.

Светлана Острова

Участница всех мероприятий «Танцпола», координатор Фонда Сороса и института «Про-Арте».

В настоящее время редактор издательства «Афиша».

Игорь Шикунов (Быстрый)

Бессменный фотограф «Танцпола» и участник всех его проектов.

В настоящее время работает в компании «Лазер-мастер» и занимается фотографией.

Ольга Тобрелутс

Художник, режиссер. Активный участник многих танцевальных мероприятий начала 1990-х в Ленинграде.

В настоящее время известный художник, живет и работает в Петербурге, занимается международными художественными проектами.

Андрей Хаас

Один из основателен первого неофициального клуба «Фонтанка, 145». Принимал участие в организации первых рейвов в начале 1990-х. Вместе с О. Назаровым и Д. Одингом открыл первый техноклуб «Тоннель». Разработал дизайн клуба «Пирамида». Был идейным вдохновителем и создателем «Корпорации счастья». Совладелец клуба «Мама».

В настоящнее время занимается художественными проектами.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода