Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что такое революция? Виды революций.

Социальные революции

П. Штомпка называет революции «пиком» соци­альных изменений.

От других форм социальных изменений революции отличаются пятью особенностями:

1. комплексность: они захватывают все сферы и уров­ни общественной жизни;

2. радикальность: революционные изменения носят фундаментальный характер, пронизывают основы соци­ального устройства;

3. скорость: революционные изменения происходят очень быстро;

4. исключительность: революции неизгладимо оста­ются в памяти людей;

5. эмоциональность: революции вызывают подъем массовых чувств, необычные реакции и ожидания, уто­пический энтузиазм.

Определения революции акцентируют внимание на масштабах и глубине совершаемых преобразовании (в этом революции противопоставляются реформам), на элементы насилия и борьбы, а также на сочетании этих факторов. Вот примеры синтетических определений:

- «Быстрые, фундаментальные насильственные внут­ренние изменения в доминирующих в обществах ценно­стях и мифах, в его политических институтах, социаль­ной структуре, лидерстве и политике правительства» (С. Хантингтон).

- «Быстрые, базовые преобразования социальной и классовой структур общества путем переворотов снизу» (Т. Скокпол).

- «Захват насильственными методами государствен­ной власти лидерами массовых движений и последующее использование ее для проведения крупномасштабных социальных реформ» (Э. Гидденс).

Таким образом, главные отличительные черты революций - комплексность и фундаментальность происхо­дящих преобразований и вовлечение широких народных масс. Применение насилия не обязательно сопровожда­ет революционные преобразования: например, социаль­но-экономические преобразования последнего десятиле­тия в Восточной Европе были практически бескровными и ненасильственными.

Выделяют следующие типы социальных революций: антиимпе­риалистические (национально-освободительные, антиколониаль­ные), буржуазные, буржуазно-демократические, народные, народ­но-демократические и социалистические.

Антиимпериалистические - революции, происходившие в колониях и зависимых странах и направленные на достижение националь­ной независимости (были направлены против экономического и военно-политического господства иностранного капитала и поддерживающей его компрадорской или бюрократической буржуазии, феодальных кланов и т.д.)

Главной задачей буржуазных революций является ликвидация феодального строя и становление капиталистичес­ких производственных отношений, свержение абсолютных монар­хий и господства земельной аристократии, утверждение частной собственности, политического господства буржуазии. Движущие силы буржуазных революций - промышленная, финансовая, торговая буржуазия, массовая база - крестьянство, городские слои (пример - Вели­кая Французская Революция).



Буржуазно-демократическая революция- разновидность буржуазной революции. На ее ход решающее влияние оказывает активное участие в ней широких народных масс, поднявшихся на борьбу за свои интересы и права (европей­ские революции 1848 - 1849 гг., русская революция 1905 г.).

Социалистическая революция трактовалась (согласно марксистско-ленинской концепции) как высший тип социальной революции, в ходе которой осуществляется переход от капитализма к социализму и коммунизму.

Народ­ная революция- широкое и массовое движение в противополож­ность «верхушечным», «дворцовым», военным или политическим пе­реворотам. Они могут иметь различное социально-экономическое и политическое содержание.

Народно-демократическая революция - антифашистская, демократическая, национально-освободитель­ная революция, развернувшаяся в большой группе стран Восточ­ной Европы в ходе борьбы с фашизмом во время второй мировой войны. В ходе этой борьбы сложился широкий союз национальных и патриотических сил.

«Нежная» (бархатная) революция - демок­ратическая революция конца 1989 г. в Чехословакии. В ходе революции в результате мощных социальных выступлений мирным путем были лик­видированы существовавшие до этого государственные и политические структуры «реального социализма» и отстранена от власти коммунистическая партия. Близкими к «нежной» революции были революционные процес­сы, происходившие немного ранее или одновременно с ней и в др. странах Восточной Европы.

Социальные реформы - это:

1. изменение какой-либо суще­ственной стороны жизни общества при сохранении основ его экономического и государственного строя;

2. одна из форм социальных и политических изменений, соответствующая эволюционному развитию общества и характеризую­щаяся сравнительной постепенностью, плавностью, медленнос­тью таких изменений;

3. инновации, осуществляемые «сверху», с использованием легальных средств, хотя при этом не исключаются и меры принуждения.

Формально под социальными реформами понимается нововве­дение любого содержания; это изменение каких-либо сторон социальной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ су­ществующего общественно-политического строя.

Необходимость осуществ­ления социальных реформ встает на повестку политической жизни в условиях роста социальной напряженности в обществе. Социальные реформы разрабатываются и проводятся в жизнь господствующими социальными группами, которые таким путем стремятся ослабить давление оппозиционных сил и тем самым сохранить свое господство. Социальные реформы всегда нацелены на то, чтобы сохранить общественно-политическую систему как целое, изменяя ее отдельные части.

Ход по­литики социальных реформ определяется сложным переплетением объектив­ных и субъективных факторов. Успех или неуспех реформ в значитель­ной мере зависит от степени готовности правящей верхушки пойти на такие нововведения, которые действительно устраняют препят­ствия для нормального развития общества.

Многое зависит также и от сво­евременности проведения необходимых преобразований. Как пра­вило, запоздавшие реформы не приводят к желаемым результатам. Поэтому реформы следует проводить в надлежащее время и весьма умело, т. к. в противном случае они не только не могут не снизить существующее напряжение, но и привести к революционным процессам, которых как раз и стремилась избежать правящая элита. По мнению П. Сорокина,реформы не должны попирать человеческую природу и проти­воречить ее базовым инстинктам; социальным реформам должно предшествовать тща­тельное научное изучение конкретных социальных условий; каждую реформу вначале следует тестировать на малом социальном масштабе; реформы должны проводится в жизнь правовыми, конституционными сред­ствами.

Инструкция

Революции делятся на природные, общественные, экономические, политические, социальные, научные. Революция может произойти в любой сфере. При кризисе в общественной, политической или экономической сферах возникает революционная ситуация.

В политологии революции подразделяются на социальные и политические. При социальной революции происходит смена социально-экономического строя. При политической революции происходит смена политического режима.

Самый главный признак революции - глубокое, глобальное изменение существующего строя, полная государственного строя и отношения общества к государству. Сроки этих изменений варьируются от нескольких месяцев до 1-2 лет. Революционное движение происходит благодаря массовому движению угнетенных классов

Революция может произойти ненасильственным способом. Это происходит в том случае, если революционная партия в состоянии добиться целей мирным путем.

Еще одним признаком революции является то, что происходит она под руководством революционного движения. Если революционная партия находится в оппозиции к власти, то это революция «снизу». Если революционная партия является частью государственного института – парламентом или правительством, это революция «сверху».

Причинами политической революции являются невозможность государственного института эффективно управлять обществом и отсутствие у общества возможности влиять на правящий режим с помощью легальных методов. Причинами экономической революции могут послужить сложившиеся экономические отношения, которые не развивают экономику страны и приводят к кризису. К причинам социальной революции относят неравномерное, несправедливое распределение доходов между классами общества.

Социальные и политические революционные ситуации выражаются в экономическом и политическом кризисе общественного слоя. Политическая , которая предшествует революции, характеризуется массовым революционным настроением угнетенных классов.

Политическую революционную ситуацию отличают следующие признаки:
1. Невозможность правящего класса сохранить свое господство в прежнем виде.
2. Нужда и бедность угнетенных классов.
3. Повышение политической активности в обществе.

Революционная ситуация со временем только усугубляется. Чем выше ее стадия, тем больше угнетенные классы готовы осуществить кардинальные изменения в государственном строе. Но не всякая революционная ситуация приводит к революции. Если революционно настроенные массы не готовы к организованным действиям, то революционная ситуация постепенно спадает.

Видео по теме

Под микроинфарктом сердца подразумевается развитие мелкоочагового инфаркта миокарда. Однако, несмотря на поражение небольшой зоны опасность появления смертельных нарушений ритма достаточно велика. Поэтому, для предотвращения возникновения серьезных последствий в обязательном порядке следует знать основные признаки данного заболевания.

Признаком типичного микроинфаркта считается наличие жгучих интенсивных болезненных ощущений, располагающихся за грудиной, а также непосредственно в левой половине живота. Данные боли могут отдавать в межлопаточную область, плечо, нижнюю челюсть и шею. Кроме того, присутствует чувство страха, повышение температуры тела, общее недомогание, потливость, что свидетельствует о возникновении в сердечной мышце зоны некроза.

Атипичный инфаркт миокарда характеризуется появлением следующих приступов: головокружение, одышка, потеря сознания. При поражении участков миокарда, находящихся ближе к диафрагме, вероятно проявление коварного заболевания в виде тошноты, общей слабости, рвоты и болезненных ощущений в верхней части живота.

Помимо этого, по признакам способен маскироваться под отравление, провоцировать развитие боли в области желудка. В большинстве случаев после перенесения приступов не наблюдается явного ухудшения состояния здоровья. Это связано с тем, что организм зачастую может самостоятельно устранить тромб в коронарной артерии.

Какие существуют причины возникновения микроинфаркта

Как правило, развитию микроинфаркта способствуют следующие факторы: нервно-психические перегрузки, ожирение, гиперхолестеринемия, повышение артериального давления, сахарный диабет, выраженный атеросклероз, курение, физическое переутомление, а также ряд сердечных заболеваний.

Лечебная терапия микроинфаркта

В случае возникновения микроинфаркта лечение обязательно осуществляется в стационаре под ежедневным наблюдением медперсонала. Дело в том, что всегда присутствует угроза жизни вследствие расширения зоны инфаркта. Поэтому пациентам назначается постельный режим; инфузионная терапия с целью коррекции электролитных патологий; медикаментозное лечение коронаролитиками, способные расширить сосуды сердца. Кроме того, применяются обезболивающие препараты, лекарственные средства, растворяющие тромб, а также медикаменты, способствующие улучшению текучести крови. Следует отметить, что при необходимости лечение осложнений микроинфаркта проводится путем оперативного вмешательства.

Первая помощь в случае усугубления микроинфаркта

В первую очередь, нужно незамедлительно вызвать скорую помощь, а затем обеспечить больного условиями, облегчающими сердечную деятельность: полный эмоциональный и физический покой, придание устойчивого положения тела пострадавшему, создание притока свежего воздуха, дать рассосать капсулу нитроглицерина и выпить таблетку аспирина.

Политический процесс - это совокупность последовательных событий деятельности субъектов политики, которые складываются под влиянием внутренних и внешних факторов. Их спецификой является направленность на завоевание, использование и удержание власти.

Революция как разновидность политического процесса

Можно выделить следующие типы политических процессов: это революция, реформа и контрреволюция. Иногда также отдельно выделяют вооруженный переворот.

Революция - это коренное преобразование общественного порядка. В результате создается новая политическая система. Революция всегда возникает на определенной социальной базе и является следствием глубоких противоречий в обществе или социального расслоения. При этом действующая политическая элита не приемлет перемен и не предпринимает никаких шагов для улучшения жизни народа.

Еще одним признаком революции является то, что они не осуществляются сверху, действующими политическими элитами. Инициатива исходит от народа. В результате революции правящие классы и элиты утрачивают свое властное положение.

Революция отличается от вооруженного переворота тем, что она сопровождается сменой общественного строя. Например, монархии на республику. Вооруженный переворот обычно осуществляется в интересах политических элит. Согласно такому подходу так называемые революции в Украине, Грузии не являлись революциями по сути, а были лишь вооруженным переворотом.

Революция сопровождается сменой общественного строя. Например, смена монархии на республику. Переворот не предполагает смены общественного строя. То есть, если "революции" в Украине (2004), Грузии, еще где-то - это по терминологии политические перевороты.
А вот революция февральская 1917 года в Российской империи - это революция, потому что страна перешла от монархии к республике. Революции предполагают новый качественный скачок в развитии общества.

Часто революции сопровождаются серьезными издержками для общества. В частности, экономическими кризисами и человеческими жертвами, внутренней борьбой между оппозиционерами. Поэтому часто возникающее в результате революционных преобразований общество существенно отличается от первоначальной идеальной модели. Это порождает группы людей, которые стремятся к свержению правящей элиты и восстановлению прежних порядков. Обратный процесс называется контрреволюцией. При ее успехе происходит реставрация прежних порядков. Отличием революции является то, что они не приводят к воссозданию положения, существовавшего до предыдущей революции.

Реформы - это постепенное преобразование социально-политического уклада. Их успех зависит от своевременности их проведения, наличия общественной поддержки и достижения общественного согласия относительно их содержания. Реформы могут быть радикальными и эволюционными. Их существенное отличие от революционных преобразований - последовательность и поэтапность действий. Отличием реформы от революции является также то, что она не затрагивает базовых основ общества.

Виды революций

Революция - коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности. Первоначально термин употреблялся в . Иногда термин революция ошибочно употребляют по отношению к явлениям, которые не имеют признаков революции. Например, «Великая культурная революция» в Китае 1966-1976 гг., которая по сути являлась кампанией по ликвидации политических оппонентов. Тогда как период «Перестройки», который привел к революционной трансформации общественного строя, называют реформами.

Революции политические и социальные. Социальные приводят к изменениям социального строя, тогда как политические меняют один политический режим на другой.

Марксизм выделяет буржуазные и социалистические революции. Первые предполагают замену феодализма капитализмом. К их примерам относят Великую французскую революцию, Английскую революцию 17 века, Войну за независимость американских колоний. Если результатом буржуазной революции становятся изменения исключительно в экономической сфере, а в политической так и не удается искоренить феодализм, это становится источников возникновения буржуазно-демократических революций. Например, революция 1905 года, революция в Китае 1924-27 годов, революции 1848 и 1871 годов во Франции.

Социалистическая революция имеет целью переход от капитализма к социализму. Ряд исследователей относят к таковым Октябрьскую революцию 1919 года, революции в Восточной Европе 1940-х годов, Кубинскую революцию. Но даже среди марксистов есть те, которые отрицают их социалистический характер.

Отдельным классом выступают национально-освободительные революции, при которых страны освобождаются от колониальной зависимости. Например, Египетская революция 1952 года, Иракская революция 1958 года, войны за независимость в Латинской Америке в 19 веке.

В новейшей истории появился такой тип преобразований как «Бархатные революции». Их результатом в 1989-1991 годах стала ликвидация советского политического режима в Восточной Европе и Монголии. С одной стороны, они полностью удовлетворяют критериям революции, т.к. привели к изменению политического строя. Однако они часто осуществлялись под руководством действующих элит, которые только усилили свои позиции.

Видео по теме

  • § 2. Общество как структурированное целое. Варианты и инварианты. Детерминанты и доминанты
  • § 1. Производство как основной признак человека
  • § 2. Труд и производство
  • § 3. Общественное производство как единство собственно производства, распределения, обмена и потребления
  • § 4. Собственность и социально-экономические (производственные) отношения
  • § 5. Тип социально-экономических отношений, общественно-экономический уклад, способ производства, базис и надстройка, общественно-экономическая формация и параформация
  • § 6. Социально-экономический строй общества, общественно-экономические уклады и подуклады, одноукладные и многоукладные общества
  • § 7. Структура общественно-экономического уклада
  • § 8. Производительные силы общества
  • § 1. Основные способы производства и последовательность их смены в истории человеческого общества
  • § 2. Первобытно-коммунистический и первобытно-престижный способы производства
  • § 3. Серверный (рабовладельческий) способ производства
  • § 4. Крестьянско-общинный и феодальный способы производства
  • § 5. Капиталистический (буржуазный) способ производства
  • § 6. Частная собственность и общественные классы
  • § 7. Древнеполитарный (азиатский) способ производства
  • § 8. Неосновные способы производства
  • § 1. Два основных понимания всемирной истории: унитарно-стадиальное и плюрально-циклическое
  • § 2. Возникновение и развитие унитарно-стадиальных концепций всемирной истории
  • § 3. Возникновение и развитие плюрально-циклических концепций истории
  • § 4. Современные западные унитарно-стадиальные концепции
  • § 5. Еще одно понимание истории: "антиисторицизм" (исторический агностицизм) ,
  • § 6. Линейно-стадиальная интерпретация унитарно-стадиального подхода к истории и ее несостоятельность
  • § 7. Глобально-стадиальный вариант унитарно-стадиального понимания истории
  • § 1. Вводные замечания
  • § 2. Межсоциорное взаимодействие и его роль в развитии человеческого общества: понятийный аппарат
  • § 3. Главные стадии развития человечества и эпохи всемирной истории
  • § 1. Социальное пространство
  • § 2. Социальное пространство современного мира
  • § 3. Социальное время
  • § 4. Время и историческая эпоха
  • § 1. Традиционные представления о браке в европейском общественном мнении и европейской науке
  • § 2. Социальная организация отношений между полами в доклассовом обществе
  • § 3. Проблема группового брака
  • § 4. Промискуитет и половые производственные табу в эпоху становления человеческого общества (праобщества)
  • § 5. Возникновение дуально-родового брака
  • § 6. Возникновение брака между индивидами. Протоэгалитарный брак и протоэгалитарная семья
  • § 7. Становление классового общества и неизбежность изменений в социальной организации отношений между полами
  • § 8. Родья как ячейка частной собственности. Бессемейный вариант развития
  • § 9. Возникновение патриархического брака и патриархической семьи
  • § 10. Возникновение неоэгалитарного брака
  • § 1. Этносы и этнические процессы
  • § 2. Первобытность: генетико-культурные общности и демосоциорные конгломераты
  • § 3. Нация, этносы и социально-исторический организм
  • § 4. Расы и расизм
  • § 1. Понятия "народ", "нация", "масса", "толпа"
  • § 2. Социальные классы
  • § 3. Великие личности в истории
  • § 4. Харизматический лидер. Культ личности
  • § 1. Человек как проблема
  • § 2. Человек как личность
  • § 3. Свобода и ответственность личности
  • § 1. Сущностные черты общественного прогресса
  • § 2. Проблема выбора путей общественного развития
  • § 3. Современные интерпретации общественного прогресса
  • § 1. Эволюционный путь
  • § 2. Революционный путь
  • § 3. Причины социальной революции
  • § 4. Типы и формы социальных революций
  • § 1. Общая характеристика глобализации
  • § 2. Противоречивый характер глобализации
  • § 1. Понятие политики
  • § 2. Сущность политической власти
  • § 3. Формы осуществления и организации политической власти
  • § 4. Субъекты власти
  • § 5. Государство и политическая организация общества
  • § 1. Слово - понятие - теория
  • § 2. Западная культурология: интенции и реальность
  • § 3. Советское теоретическое сознание:
  • § 4. Постсоветские культурологические блуждания. Камо грядеши?
  • § 5. Сущность культуры
  • § 6. Строение культуры
  • § 7. Высшая ступень в структуре культуры
  • § 8. Динамика социального идеала
  • § 9. Итоговые замечания
  • § 1. К истории вопроса
  • § 2. Гражданское общество - продукт буржуазного способа производства
  • § 1. Что такое дух, духовность?
  • § 2. Категория духа в истории общественной мысли
  • § 3. Светское понимание духовности
  • § 4. Противоречия в развитии сферы духовного производства
  • § 5. Проблема духовного потребления и духовных потребностей
  • § 6. Образование и духовность
  • § 7. Особенности духовного кризиса на Западе
  • § 8. Духовная ситуация в России
  • § 4. Типы и формы социальных революций

    Достаточно спорным в современной социальной философии является и вопрос о типах и формах социальных революций, и связано это прежде всего с применением как объективных, так и субъективных критериев в этом вопросе. С нашей точки зрения, для типологии революций необходимо определить особенности противоречий, порождающих данную социальную революцию, особенности характера и типа социальных революций в различных странах, специфику созревания объективных условий и объективного фактора, особенности развития социальной революции как процесса, внешних условий, влияющих на данную революцию.

    Необходимо также иметь в виду основные (самостоятельные) исторические типы социальных революций и переходные (несамостоятельные) формы социальных революций, которые существуют в пределах одного и того же типа революции, с одной стороны, и для которых характерно сочетание и переплетение различных типов революционных процессов, с другой. Такие революции могут представлять этап, ступень или стадию в процессе перехода от одного исторического типа революции к другому. Их проявление обусловливается как объективными, так и субъективными причинами. Одной из главных объективных предпосылок возникновения подобного феномена является несовпадение основного противоречия, вызвавшего данную революцию, и ее движущих сил. Другая причина - сложность самого революционного процесса, поскольку для него характерна неоднотипность входящих в него революционных движений.

    В то же время необходимо различение характера и типа социальных революций. Характер революции (демократическая, антифеодальная, антимонархическая, антиимпериалистическая, антимонополистическая и т.д.) можно установить до ее начала, а тип революции выясняется после ее победы.

    При марксистском подходе тип социальной революции определяется теми экономическими и социальными противоречиями, которые вызывают переход от одной общественно-экономической формации к другой, более прогрессивной. То есть тип революции детерминируется именно объективным характером совершающегося переворота, точнее, целью революции. Основным противоречием определяются и соответствующий классовый антагонизм, и направленность революционных и контрреволюционных сил, и характер той формации, которая вырастает из старого общества и утверждению которой способствуют революционные силы. Из основного антагонистического противоречия прежней социально-экономической структуры следует также и необходимость устранения власти реакционного класса и завоевания власти революционным классом, потому что основным вопросом социальной революции является переход государственной власти из рук одного в руки другого класса.

    В марксистской концепции социальной революции количество типов социальных революций определяется соответственно количеством общественно-экономических формаций. А так как среди самих марксистов нет единства по поводу данного количества (оно колеблется от четырех до шести), то и количество исторических типов неодинаково. Одни обществоведы считают, что можно выделить четыре типа социальных революций. Другие сводят их к двум - буржуазной революции и пролетарской революции.

    По нашему мнению, переход от первобытного общества к классово-антагонистическому является социальной революцией. Этот переход представляет собой естественноисторический процесс, который совершился стихийно и независимо от воли людей, являясь тем не менее определенным результатом столкновения и взаимопереплетения противоречивых общественных сил. Здесь налицо коренные изменения в экономической, политической социальной и духовной областях общественной жизни.

    Учитывая многообразие форм смены общественно-экономических формаций, подчеркнем, что необходимо различать три основных исторических типа социальных революций: 1) социальные революции, в результате которых в конечном счете произошел переход к феодализму, 2) антифеодальные, или буржуазные социальные революции и 3) социалистические революции.

    В теории социальной революции важное значение придается не только основным историческим типам социальных революций, но, как уже отмечалось, переходным формам социальных револю-

    ций. При этом следует различать, во-первых, переход к социальной революции вообще, во-вторых, переходные формы революции, в-третьих, переходные этапы, ступени социальной революции. Следовательно, несмотря на всю сложность перехода, определенность переходной форме революции придает направленность перехода: от чего к чему происходит переход, какие социальные силы детерминируют развитие революции, а если их несколько, то какая из них является определяющей, преобладающей, доминирующей?

    С позиции общефилософского подхода очевидно, что переходное состояние означает движение переходного явления от одного качественного состояния к другому. Следовательно, переходное состояние - это такое состояние, в котором взаимодействуют элементы нескольких качеств. В переходных формах старое и новое как бы проникают и взаимодействуют друг с другом, и доминирующая тенденция этого переплетения станет очевидной не сразу, а в конце переходного процесса. Социально-философский анализ показывает, что при переходе не только взаимодействуют, взаимосочетаются разнородные революционные процессы, но также и то, что движущие силы более высокого типа социальной революции являются более сплоченными и активными, потому что они борются за коренные интересы подавляющей части социального организма, а устанавливаемый ими тип общественных отношений является более прогрессивным в аспекте общественно-исторического развития.

    Небезынтересным представляется подход представителей западной "социологии революции", у которых преобладает именно социологический аспект в определении типологии революции. При этом они, как видно, не стремятся к разграничению основных (самостоятельных) исторических типов революций и переходных (несамостоятельных) форм социальных революций, что присуще представителям марксистской платформы. Так, Ф.Грос выделяет четыре типа революции: 1) революция снизу, 2) революция сверху, 3) комбинированный (из первого и второго) переворот, 4) дворцовый переворот. Дж. Питти, наоборот, считает, что существуют пять основных типов революции: 1) великая национальная революция (т.е. революция снизу), 2) государственный переворот (т.е. революция сверху), 3) дворцовый переворот, 4) восстание (как бунт) и 5) революция политической системы. Р. Тонтер и М. Мидлерский дают, например, четыре критерия классификации революций: 1) степень участия масс, 2) продолжительность революционного процесса, 3) уровень насилия, 4) цели восставших. А отсюда четыре типа революций: 1) революция масс, 2) революционный переворот, 3) переворот-реформа, 4) дворцовая революция. Наконец, М. Риджеи выделяет 1) гражданскую революцию (борьба внутри страны), 2) национальную революцию (освобождение от иностранного за-

    силья), 3) преждевременную революцию (незрелую), то есть массовое движение против внутреннего или внешнего врага, потерпевшее неудачу в попытке поразить его (незрелыми революциями могут быть и гражданская революция, и национальная революция). Слабость вышеуказанных позиций, с нашей точки зрения, заключается в отсутствии научно-теоретических и прежде всего объективных критериев типологизации, классификации, в общем-то присущих социологическому подходу.

    Новая ситуация в современном мире выдвигает и новые подходы. Так, немецкий автор К. Зееман по-своему воспроизводит диалектику марксистской теории революции. По его мнению, в обозримом будущем в высокоразвитых странах капитализма отсутствует перспектива социалистической революции, и поэтому не приходится рассчитывать на решение ею экологических проблем, ставших частью проблем глобальных. Следовательно, в настоящих условиях "борьба за экологическую революцию должна получить приоритет перед борьбой за социалистическую революцию... Классовый принцип ни в коей мере этому не противоречит" .

    14 Seeman К. Okologische Wende: reformistisch oder revolutionSr? // Marksistische Blatter. Frankfiirta. M.,1989. S.62.

    Кардинальные изменения в реальной действительности наших дней и в общественном и индивидуальном сознании требуют, несомненно, нового осмысления проблемы общественного переустройства по пути прогресса. Это осмысление, прежде всего, связано с выяснением соотношения эволюции и революции, реформы и революции.

    Как уже указывалось, обычно эволюция понимается в целом как количественные изменения, а революция - как качественные изменения. При этом реформа также отождествляется с количественными изменениями и соответственно противопоставляется революции.

    Методологическую разработку этой проблемы, по нашему мнению, наиболее полно дал М.А. Селезнев. Он подчеркивал, в частности, что эволюция - это непрерывный ряд следующих друг за другом качественных изменений, в результате которых меняется природа некоренных, несущественных для данного качества сторон. В своей совокупности эти постепенные изменения подготавливают скачок как коренное, качественное изменение. Революция - это изменение во внутренней структуре системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы. Реформа - это часть эволюции, ее разовый момент, акт.

    По нашему мнению, реформа - это особая форма революционного процесса, если понимать революцию как разрешение противоречия прежде всего между производительными силами (содержание)

    и производственными отношениями (форма). В реформе можно видеть как разрушительный, так и созидательный процесс. Разрушительный характер реформ проявляется в том, что с точки зрения революционных сил уступки в виде реформ, проводимых правящим классом, "подтачивают" позиции последнего. А это, как известно, может подтолкнуть правящий класс к насильственным действиям, чтобы сохранить свое господство в неизменном виде (а революционные силы - к ответным действиям). В результате этого подготовка качественных изменений в социальном организме консервируется, а то и прерывается.

    Созидательный характер реформ проявляется в том, что они подготавливают новые качественные изменения, способствуют мирному переходу к новому качественному состоянию общества, мирной форме протекания революционного процесса - революции. Недооценивая значение реформ в прогрессивном преобразовании общества, мы приуменьшаем роль формы в развитии содержания, что само по себе не диалектично. Следовательно, революция и реформа являются необходимыми компонентами конкретно-исторического этапа развития человеческого общества, образуя противоречивое единство. Но реформы как таковые все же не меняют фундамент старого общественного строя.

    Не вызывает сомнения, что в революционных процессах современной истории непреложно возрастает значение созидательных целей в ущерб разрушительным. Реформы превращаются из подчиненного и вспомогательного момента революции в своеобразную форму ее выражения. Тем самым возникают возможности взаимопроникновения и, очевидно, взаимоперехода, взаимовлияния реформы и революции.

    Из вышеизложенного следует, что революционным отныне необходимо считать не то, что выходит за рамки реформы, а то, что позволяет расширить эти рамки до уровня и требований задач кардинального преобразования существующих общественных отношений. Суть - не в противопоставлении "движения" и "конечной цели", а в такой их увязке, чтобы в ходе и результате "движения" могла реализоваться "конечная цель". "Революционный реформизм" отбрасывает, как несостоятельную, альтернативу: революция или реформа. Если мы не верим в эволюционные возможности отечественной цивилизации и опять склонны только к революциям и переворотам, то о реформах не может быть и речи.

    Таким образом, исходя из анализа всемирной истории и основных исторических типов социальных революций в целом, можно утверждать, что социальные революции являются необходимыми и закономерными, ибо, в конечном счете, они знаменовали движение человечества по пути прогрессивного общественно-историчес-

    кого развития. Но революционный процесс (равно как и эволюционный процесс) - это не единовременный акт. В ходе этого процесса происходит уточнение и углубление задач, первоначально поставленных субъектами революции, принципиальное утверждение, материализация идей. Революции, говоря словами Маркса, "постоянно критикуют себя... возвращаются к тому, что кажется уже выполненным, чтобы еще раз начать это сызнова, с беспощадной основательностью высмеивают половинчатость, слабые стороны и негодность своих первых попыток" .

    15 Маркс К, Энгельс Ф. Соч Т. 8. С. 123.

    ЛЕКЦИЯ XVI

    ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

    Можно выделить следующие типы политических процессов: это революция, реформа и контрреволюция. Иногда также отдельно выделяют вооруженный переворот.

    Революция - это коренное преобразование общественного порядка. В результате создается новая политическая система. Революция всегда возникает на определенной социальной базе и является следствием глубоких противоречий в обществе или социального расслоения. При этом действующая политическая элита не приемлет перемен и не предпринимает никаких шагов для улучшения жизни народа.

    Еще одним признаком революции является то, что они не осуществляются сверху, действующими политическими элитами. Инициатива исходит от народа. В результате революции правящие классы и элиты утрачивают свое властное положение.

    Революция отличается от вооруженного переворота тем, что она сопровождается сменой общественного строя. Например, монархии на республику. Вооруженный переворот обычно осуществляется в интересах политических элит. Согласно такому подходу так называемые революции в Украине, Грузии не являлись революциями по сути, а были лишь вооруженным переворотом.

    Революция сопровождается сменой общественного строя. Например, смена монархии на республику. Переворот не предполагает смены общественного строя. То есть, если "революции" в Украине (2004), Грузии, еще где-то - это по терминологии политические перевороты.
    А вот революция февральская 1917 года в Российской империи - это революция, потому что страна перешла от монархии к республике. Революции предполагают новый качественный скачок в развитии общества.

    Часто революции сопровождаются серьезными издержками для общества. В частности, экономическими кризисами и человеческими жертвами, внутренней борьбой между оппозиционерами. Поэтому часто возникающее в результате революционных преобразований общество существенно отличается от первоначальной идеальной модели. Это порождает группы людей, которые стремятся к свержению правящей элиты и восстановлению прежних порядков. Обратный процесс называется контрреволюцией. При ее успехе происходит реставрация прежних порядков. Отличием революции является то, что они не приводят к воссозданию положения, существовавшего до предыдущей революции.

    Реформы - это постепенное преобразование социально-политического уклада. Их успех зависит от своевременности их проведения, наличия общественной поддержки и достижения общественного согласия относительно их содержания. Реформы могут быть радикальными и эволюционными. Их существенное отличие от революционных преобразований - последовательность и поэтапность действий. Отличием реформы от революции является также то, что она не затрагивает базовых основ общества.

    Виды революций

    Революция - коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности. Первоначально термин употреблялся в . Иногда термин революция ошибочно употребляют по отношению к явлениям, которые не имеют признаков революции. Например, «Великая культурная революция» в Китае 1966-1976 гг., которая по сути являлась кампанией по ликвидации политических оппонентов. Тогда как период «Перестройки», который привел к революционной трансформации общественного строя, называют реформами.

    Революции политические и социальные. Социальные приводят к изменениям социального строя, тогда как политические меняют один политический режим на другой.

    Марксизм выделяет буржуазные и социалистические революции. Первые предполагают замену феодализма капитализмом. К их примерам относят Великую французскую революцию, Английскую революцию 17 века, Войну за независимость американских колоний. Если результатом буржуазной революции становятся изменения исключительно в экономической сфере, а в политической так и не удается искоренить феодализм, это становится источников возникновения буржуазно-демократических революций. Например, революция 1905 года, революция в Китае 1924-27 годов, революции 1848 и 1871 годов во Франции.

    Социалистическая революция имеет целью переход от капитализма к социализму. Ряд исследователей относят к таковым Октябрьскую революцию 1919 года, революции в Восточной Европе 1940-х годов, Кубинскую революцию. Но даже среди марксистов есть те, которые отрицают их социалистический характер.

    Отдельным классом выступают национально-освободительные революции, при которых страны освобождаются от колониальной зависимости. Например, Египетская революция 1952 года, Иракская революция 1958 года, войны за независимость в Латинской Америке в 19 веке.

    В новейшей истории появился такой тип преобразований как «Бархатные революции». Их результатом в 1989-1991 годах стала ликвидация советского политического режима в Восточной Европе и Монголии. С одной стороны, они полностью удовлетворяют критериям революции, т.к. привели к изменению политического строя. Однако они часто осуществлялись под руководством действующих элит, которые только усилили свои позиции.

    Революция всегда - комплекс нескольких потоков, которые также иногда называют революциями. На разных этапах революционного процесса доминирует то один, то другой поток. Так, в 1917г. можно было говорить о крестьянской революции, национальной революции, "пролетарской" революции. В 1988-1993 гг. в СССР и на постсоветском пространстве развернулись события, которые по основным признакам соответствуют революции. Советская революция 1988-1993 гг. складывалась из нескольких потоков:

    Ранне-постиндустриальная или ранне-информальная революция решала задачи гуманитарно-технологического обновления, отхода от индустриального централизма в пользу отношений самоуправления, согласования, от пирамидальной общественной структуры в сторону горизонтальных связей. Общие задачи этой революции были поставлены реформаторским руководством страны, но оно не имело представления о том, каким образом эти задачи могут быть успешно решены. Кризис реформ привел к росту низового движения, формировавшего гражданское общество и сеть горизонтальных социальных связей. Инициаторы этого движения неформалы обеспечили начало массового уличного оппозиционного движения, ненасильственный путь революционной борьбы. Идеологией этой революции был демократический социализм Горбачева и неформалов. В ходе этой революции была сформулирована задача прорыва к информационному обществу. В 1988-1989 гг. этот поток преобладал.

    Демократическая революция возрождала традицию советской демократии и отчасти самоуправления, и в то же время обеспечивала частичную смену элит. Правящая номенклатура в ходе этой революции раскалывалась, часть номенклатуры и статусной интеллигенции ("либеральные коммунисты") меняла идеи на все более либеральные. Целью этой революции была демократия (понимаемая абстрактно как народовластие) и социально-ориентированные рыночные отношения ("конвергенция"). Движущей силой демократической революции была интеллигенция, но с 1989-1990 гг. в нее включилось и рабочее движение, и часть номенклатуры. По своему характеру эта революция может считаться буржуазно-демократической в том смысле, что капиталистическая перспектива ее еще не была безусловной - в этом потоке боролись и социалистические (посткапиталистические, постиндустриальные) тенденции, и либеральные (потенциально капиталистические) тенденции.

    Национальные революции - столкновение этнической и общесоветской идентичности. Они начинались с возрождения национальной культуры и перерастали в стремление национальных движений к самостоятельной государственности с последующей вестернизацией. Остановить национальную революцию силой в условиях Перестройки было нельзя. Это потребовало бы массовых репрессий как против самих движений, так и против солидарных с ними демократов. Это был бы крах всей внешней и внутренней политики Перестройки. Ослабить сепаратизм республиканских элит можно было только путем пересмотра республиканских границ на основе волеизъявления населения, поддержки антинационалистических движений. Союзный центр не решился на это, обеспечив успех националистическим революциям в Прибалтике и Закавказье. Ослабив СССР, эти революции сами по себе несли угрозу сокращения территории, но не полного распада Советского Союза.

    Революция менеджеров - захват собственности управленцами и борьба номенклатуры за контроль над собственностью. По мере раздела государственной собственности этот поток в 1990-1991 гг. трансформировался. Самостоятельное участие буржуазии в событиях становится заметным только в середине 1990г. С этого времени можно говорить о самостоятельном буржуазно-номенклатурном потоке революции. Этот процесс вел к смене вектора всей революции. Задачи обновления социалистической системы и начала перехода к постиндустриальному обществу теперь стали неактуальными для номенклатурной буржуазии. Идею "демократического социализма" следовало заместить идеей вестернизации - копирования "оправдавшей себя" капиталистической системы Запада. На практике это означало переход не в сферу западного процветания, а в Третий мир с частичной деиндустриализацией (без перспектив постиндустриализации). Успех этого потока был равносилен поражению той Перестройки, которая шла до 1990г., и объективно противоречил интересам большинства социальных слоев СССР. Но такой исход создавал возможность для компромисса части оппозиционной элиты с частью номенклатуры на почве раздела государственной собственности. Это был сильный блок, способный противостоять движению «низов» и манипулировать массовыми настроениями. Ведь в революционные эпохи исход борьбы определяют не только интересы, но также идеи. Соотношение революционных потоков зависело не столько от соотношения социальных сил, сколько от результатов идеологической «гражданской войны». Дело в том, что в каждом потоке принимали участие представители практически всех социальных слоев. Общество стало подвижным, и вчерашние рабочие и аппаратчики могли заняться бизнесом, а обладающие высоким статусом специалисты - впасть в нищету. Поэтому многие участники общественного движения отстаивали не интересы своих социальных слоев, а свое представление о лучшем будущем. Идеи стали определять направление политических и экономических процессов.

    Партнеры
    © 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода