Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

В чем разница между протестантами и православными. Разница между католиками и протестантами

Сентябрь 1, 2018

В данной статье вы узнаете, чем отличаются католики от протестантов? А есть ли между ними разница вообще? Почему католики не признают протестантов христианами, а протестанты не признают католиков христианами?

С чего все началось

Началось все еще задолго до появления католиков и протестантов. В Иудее образовались первые общины верующих в Йеhошуа hа-Машиаха (Иисуса Христа). Эта община состояла исключительно из евреев. Первым язычником, который обратился в Мессианскую веру, был Корнилий со своим семейством, изучающий Тору и соблюдающий ее заповеди. Ему и была ниспослана милость спасения за его добрые дела и молитвы:

1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,

2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу .

3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!

4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом .

5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.

(Деян.10:1-5)

Впоследствии, язычников, принявших Мессианское учение, становилось все больше и больше и они уже во много раз превосходили по количеству еврейские общины.

Римская община

В Риме была смешанная община, где между язычниками и евреями всегда были конфликты. Это хорошо просматривается в Послании к Римлянам. Евреи гордились своим еврейским происхождением, язычники гордились тем, что Бог их помиловал, а евреев отверг. По этому поводу апостолу Павлу пришлось написать вразумительное послание для обеих сторон.

Однако так как евреев становилось более и более в Римской общине, то впоследствии они взяли и руководство в свои руки. В то время и Павла уже не было в живых и общину, по сути уже никто не контролировал, кроме властей Рима.

Римская община отличалась своим вероучением от учения Римских религиозных общин, которые поклонялись различным богам, во главе которых был Зевс. Поэтому, римскую общину всячески притесняли, за то, что они верят в еврейские Писания и в еврейского Бога. На то время уже существовало учение о божественности Иисуса Христа и о богородице Марии, которая родила Бога-Иисуса.

Сам сюжет богородицы позаимствован из легенд, в которых якобы боги спускались на землю к красивым женщинам, совокуплялись с ними и те рождали им человекобогов. Так, например Европа – любовница Зевса, была им похищена и, он сделал ей насилие, после чего она зачала и родила Зевсу двух сыновей. Муж Европы был благодарен Зевсу и принес ему жертвы, потому как его жена, Европа, была бесплодной. Зевс ее оплодотворил. Именно по этой причине европейские государства называются Европой, так как они представляют собой любовницу Зевса. Современная Европа – это любимица Зевса и других богов, которые помогают Зевсу.

Император Константин

Когда к власти пришел Император Константин, то он увидел, что учение, которое исповедует Римская община, более принципиально, нежели учение Зевса. С политической точки зрения он увидел, что с помощью этой религии, которая становилась все более популярной, можно управлять массами. А если сделать ее государственной религией, то все, захваченные территории автоматически будут поклоняться Богу-Христу. Чем больше захваченных земель, тем шире становится деятельность новой религии, и тем прочней становится власть Рима на земле. После некоторого раздумья, Император Константин, делает Христианство официальной религией Рима, а Римскую церковь, делает центром Вселенной. Поэтому, она была названа Католикус (Вселенская).

Впоследствии Рим захватил все европейские племена и сделал их христианскими государствами. Таким образом, Иисус Христос стал богом всех европейцев.

Первый Никейский Собор

Пе́рвый Нике́йский собо́р - собор Церкви, созванный императором Константином I; состоялся в июне 325 года в городе Никее (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским (Католическим) собором в истории христианства.

На соборе был принят Никейский символ веры, осуждены арианская и другие ереси, окончательно провозглашено отделение от иудаизма, выходным днём было признано воскресенье вместо субботы, определено время празднования христианской церковью Пасхи, выработано двадцать канонов.

(Википедия)

Все последующие Соборы так же были организованы римскими королями для определения врагов в Европе, коими были евреи и инакомыслящие. Это делалось укрепления Римской империи.

Появление Папы Римского

Католическая (Вселенская) церковь, первым Папой Римским считает апостола Петра, который передал ключи церкви своему преемнику святому Пину (Vl – Vll), который стал первым официальным Папой Римским. С этого времени началась эпоха Папства.

Кто такие Католики

Итак, заглянув в историю, мы видим, что Католики – учение Христианства, установленное самим императором Константином для укрепления Римской империи, чтобы люди были едины и поклонялись только одному Богу-Христу. Как выше уже говорилось, учение Христианства формировалось веками, где главной составляющей были политические цели. По этой же причине была выпущена Библия, в которой были отредактированы еврейские тексты, включая и тексты апостолов, в пользу Римской империи, где все фокусировалось на христоцентричности – Христос Бог во плоти, предводитель Римского Христианства.

Появление протестантов

Протестант, происходит от слова протест. Первым протестантом, протестующим против беспорядков в церквах, стал Мартин Лютер, о котором уже все много наслышаны. Чем был недоволен Лютер? Он был недоволен тем, что священники не выполняют своих обязанностей по отношению к пастве.

Многие считают, что Лютер был против Папы, его власти, против учения Католической церкви. Это не так. Если прочитаете внимательно, то вы увидите, что Лютер был и оставался до мозга костей католиком. Он не собирался создавать какое-то новое движение или учение. Его действия можно сравнить с борцом за справедливость. Он хотел навести порядок. Он по-прежнему признавал Папу, высшим органом Христианства, а священников – уполномоченными Папой. Кроме того, он не отвергал индульгенции, но был против того, что индульгенции стали формальностью, которые по вине священников не приносят пользы в преображении паствы. Индульгенции предназначались изменить сознание человека, чтобы он перестал грешить. Но священники делали превратное – наживались на индульгенциях. И это раздражало Лютера. И в ревности по чистоте Католической церкви, он написал свои легендарные 95 тезисов.

В чем же отличие католиков от протестантов

Разница между католиками и протестантами как раз лежит в тезисах, которые написал Лютер. По сути, Лютер был революционер, борющийся за справедливость в своей церкви. Он не мог и представить, что кроме Католической церкви, может существовать еще какая то. Лютер нашел много сторонников, которые поддержали его реформу.

Что такое Реформация

Реформация лежит в основе различия между католиками и протестантами . Реформация происходит от слова Реформа.

Реформа (лат. reformo) - изменение правил в сфере человеческой жизни, не затрагивающее функциональных основ , или преобразование, вводимое законодательным путём. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы - укрепление и обновление государственных основ , что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот - увеличение доходов.

(Википедия)

Лютер, не собирался изменять Католическое вероучение. Какую же цель преследовал Лютер в своей Реформе Католической церкви? Ответ однозначен – укрепление и обновление Католических основ.

Кто такие протестанты

Итак, мы видим, что протестанты, возглавляемые Лютером, до мозга костей оставались католиками. После принятия ими тезисов Лютера, как основу Реформации Католической церкви, протестанты намеревались улучить духовное состояние своей церкви. Однако, Папа Римский не признал Реформацию Лютера, как способ улучшить духовное состояние церкви объявил Лютера и его сподвижников смутьянами. Но, Реформация набрала такой вес, что Папа стал побаиваться, как бы армия протестантов, не пошла войной на Рим.

Папа Лютер

Тем временем, Лютер, отторгнутый Папой, продолжал ревностно бороться за чистоту Католической церкви и основывал для этого свои общины в городах, находящихся во власти протестантов. Таким образом, Лютер, стал Папой протестантов. Впоследствии у него была своя мощная армия, с помощью которой он подавил восстание крестьян, казнив 8000 пленных. Так же он казнил и предводителя восстания – Томаса Мюнцера.

Благодаря своей армии, Лютер сохранил территории, принадлежавшие протестантам. Армия Папы Римского, не смогла воевать с армией Лютера. Впоследствии, когда католики-протестанты уже держали Европу в своих руках, они завоевали Америку, Африку и Австралию. Поработили аборигенов на этих материках, разграбили ресурсы.

Итог – разница между католиками и протестантами

Из всего выше приведенного, можно заявить, что разница между католиками и протестантами заключается лишь в официальном статусе Папы. По своему же вероучению, протестанты – это реформированные католики, или, если говорить простым языком, более совершенные, более духовные католики, которые боролись за чистоту церкви. Для этого они использовали 98 тезисов Лютера.

Если говорить о догматике протестантов, то их догматике полностью основывается на догматике Католической церкви. А догматика Католической Церкви – это постановления Вселенских Соборов. Протестанты полностью признают власть постановлений Вселенских Соборов и следуют этому вероучению. Даже неграмотный в религии человек, заметит, что у католиков и протестантов (европейских) все церковные праздники в один день. В Русском протестантизме, церковные праздники отмечают дважды – один раз по католически, другой раз по православному. На почве этого у них много происходит разногласий, но все же авторитет католического вероучения более влиятельней, нежели авторитет православия. Догматика Русских протестантов такая же, как и у европейских, потому что Русские протестанты появились на почве миссионерской деятельности европейских протестантов. Соответственно, они полностью поддерживают их догматику.

Миф о тезисах Лютера

Оправдание по вере – именно это лежит в основе протестантизма. Но, извините, точно такое же заявление делают и католики, и мессианские евреи. Почему? потому что так написано в Библии.

Лютер не преследовал цели, доказать кому-то из своих единоверцев, что оправдание по вере не признается в католицизме. Эту истину знали и знают все католики. Еще раз следует подчеркнуть, что при внимательном и целенаправленном чтении , вы не увидите, того, о чем говорят современные протестанты.

Впоследствии, когда в Европе протестантская власть превзошла по силе власть Папы, протестантские политики нарисовали выгодный для протестантского движения образ Лютера и его призыв. Для чего это было нужно? Чтобы уничтожить авторитет Папы. Чем меньше авторитет Папы, тем больше движение католиков-протестантов приобретет себе новых сторонников. И по сей день, в сознании протестантов, Лютер – это добрейшей души человек. Однако, как показывает история, Лютер был жестокий диктатор и тиран. Протестантские же политики это скрывают, чтобы Лютер был идеалом в сознании каждого протестанта, потому что Лютер – отец реформации. Ну, а что такое реформация, нам уже понятно – это улучшение уже существующего. А разница между католиками и протестантами – это отсутствие официального статуса Папы и принятие учения Лютера, изложенного в его тезисах.

Конфессиональные особенности католицизма. На протяжении всего I-го тысячелетия у основных христианских конфессий была общая история. Виднейшие богословы той эпохи, именуемые отцами церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иероним, Аугустин, Лев Великий и др.), проповедовали в Риме, Константинополе и Иерусалиме. Однако примерно в IV в. между христианством Запада и Востока появились серьезные различия, которые со временем привели к разделению церквей.

Слово «католическая» происходит от греч. «katholikos» – «всеобъемлющая», «всеобщая», «вселенская», уже в древности обозначавшего один из важнейших атрибутов церкви Христа. Именно так это слово «katholikos» понимают и переводят католические теологи в Никео-Константинопольском Символе веры (325-381 гг.): «Верую… во всеобщую Церковь». Позже, когда различие между западным и восточным путями христианства было осознано, название «католичество» закрепилось за западной церковью. Католицизм имеет монолитную доктрину, единственную для всех его последователей и изложенную в «Катехизисе Католической Церкви».

Католическая, или Римско-католическая церковь, по вере ее последователей, – это церковь, основанная и возглавляемая Иисусом Христом, которую он предназначил всему человечеству для его спасения и в которой присутствует вся полнота средств спасения (правильное и полное исповедание веры, совершение всех церковных таинств, священническое служение по рукоположению согласно апостольскому преемству). Как считают католики, Иисус Христос управляет церковью через Папу Римского и епископов, и обеспечивает безошибочность (непогрешимость) Папе. Католики признают, что Папа Римский тоже человек, и поэтому может грешить, и даже признают, что некоторые Папы вели себя недостойно. Католический догмат о непогрешимости заключается в том, что благодаря помощи Божьей Папа Римский не ошибается, но лишь тогда, когда окончательным решением провозглашает положение учения о вере и нравственности.

Католическая церковь возводит начало своей истории к общине апостолов (12 ближайших учеников Христа). Преемниками апостолов считаются епископы. Католическая церковь учит, что апостолу Петру Иисус Христос доверил особую роль – быть основанием и пастырем всей церкви. Сам Иисус сказал Петру: «И Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Святой Петр проповедовал в Риме и претерпел там мученическую смерть в 67 г. во время преследования христиан императором Нероном. Епископы Рима (Римские Папы) считаются продолжателями дела апостола Петра. После церковного раскола 1054 г. Папа остался верховным иерархом католической церкви.

Центр католической церкви находится в Риме. В черте города Рима расположен Ватикан – самое маленькое государство в мире, где размещена резиденция Папы Римского. В настоящее время Католическая церковь является крупнейшей по численности христианской конфессией. Количество католиков превысило миллиард, что составляет более половины всех христиан. Численность католических приходов в мире превысила 200 тысяч.

Распространенная по всему миру, Католическая церковь представляет собой единый всемирный организм, объединяющий граждан различных государств. Одним из принципов католической морали является лояльность и уважение к государственной власти в своей стране, соблюдение ее законов, если они не противоречат моральным нормам, забота о благополучии и развитии своего народа и своей страны. Католическая церковь всегда отстаивала высочайшее достоинство человека независимо от его экономического и социального положения, национальности, цвета кожи, религии, пола: все люди сотворены по образу и подобию Божьему; за каждого из них Христос отдал свою жизнь.

Католическая церковь считает аборты убийством и категорически их осуждает, осуждает самоубийство и эвтаназию, отвергает клонирование человека как недопустимое манипулирование человеческой жизнью. Также отвергается гомосексуализм и защищаются традиционные семейные ценности.

Иерархия Католической церкви. Иерархия Католической церкви восходит к апостольским временам древней церкви. Можно выделить три ступени священства: епископы, священники и диаконы. Вступление в церковную иерархию происходит в результате таинства священства. Однако особая роль в управлении принадлежит епископу Рима, Папе Римскому. Официальный титул Папы таков: епископ Рима, наместник Иисуса Христа, преемник князя апостолов, первосвященник (или верховный понтифик) Вселенской церкви, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города Ватикан. Главным в его служении является проповедь слова Божьего. Папа обращается к верующим во время воскресных богослужений, зарубежных поездок, и каждую среду – к паломникам, пребывающим в Рим.

В 1978 г. понтификом был избран польский кардинал Кароль Войтыла, принявший имя Иоанн Павел II. Он внес значительный вклад в укрепление мира и расширение диалога между религиями и цивилизациями. После смерти Иоанна Павла II в 2005 г. на пост главы католической был избран немецкий кардинал Йозеф Ратцингер, взявший имя Бенедикт XVI.

Католическая церковь состоит из поместных церквей, представляющих собой епархии, границы которых, как правило, совпадают с границами стран или административных единиц внутри государств. Несколько епархий составляют митрополию (церковную провинцию), во главе ее стоит епископ, имеющий ранг митрополита. Также существует конференция епископов, которая уполномочена решать многие вопросы, касающиеся католической церкви в данной стране. Основу поместной церкви составляет приход, о котором заботится священник – приходской настоятель, который подчиняется епископу. Чаще всего приход собирает верующих одной местности. Диаконы помогают епископам и священникам, их деятельность особенно важна там, где не хватает священников. Члены церковной иерархии составляют клир (духовенство), простые же верующие называются мирянами.

Большинство католиков принадлежат к латинскому обряду. Кроме того, в католическую церковь входят восточные католические церкви, имеющие статус sui iuris (самоуправления).

Особенности обрядов в Католической церкви. Церковь совершает богослужебные действия, важнейшими из которых являются таинства – видимые знаки невидимой благодати Божией. Таинствами именуются установленные Иисусом Христом для блага и спасения людей действия. Католическая церковь, как и православная, признает семь таинств: крещение, миропомазание (или конфирмация), евхаристию, покаяние (исповедь), елеосвящение, священство и брак.

Согласно католическому вероучению, таинство совершается не кем иным, как Иисусом Христом, оно лишь осуществляется благодаря посредничеству земного служителя ¬епископа или священника.

Христианское богослужение возникло в первые века христианства из необходимости совместной молитвы. Главным богослужением в Католической церкви является месса. Слово «месса» представляет собой несколько видоизмененное латинское слово missa, первоначально обозначавшее последний момент службы, когда священник отпускает народ с миром. Важнейшим событием в деле обновления церковной жизни стал II Ватиканский собор (1962-1965 гг.). Наряду с различными проблемами церковной жизни обсуждался и вопрос о богослужении. Было принято решение, что месса может служиться не только на латыни, но и на родном языке верующих. Текст службы стал понятен каждому прихожанину. Возросла роль Священного писания.

В ходе богослужений обычно звучит орган, сопровождающий пение хористов и прихожан. В отличие от православия, католическая месса служится не только в воскресные и праздничные дни, но и в будни. Для католиков считается обязательным участие в мессе в воскресенье – день Господень и во время торжественных служб в честь Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и других праздничных дат.

В католической церкви богослужение может совершаться и вне храма. В случае необходимости любые богослужения проводятся в обычном доме, в качестве алтаря используется любой стол. Подобная практика широко распространена в тех местах, где мало храмов. Сегодня во многих странах нередки и богослужения под открытым небом, особенно во время паломничества или если храм не может вместить всех молящихся.

Духовность в католицизме. В католической церкви существует монашество. Но, как правило, это название применяется к жизни не только отдельных лиц, но и к общине. Монашество зародилось в Египте в III в., а его основателем считается святой Антоний Великий. Первоначальной формой монашества было отшельничество. Монашество стало важным фактором христианской жизни и нашло многочисленных последователей на Западе и на Востоке.

Сейчас монашествующие, приносящие обеты целомудрия, бедности (нестяжания) и послушания, играют особую роль в христианской жизни. Монахи объединены в ордены или конгрегации, которые руководствуются собственными уставами. Наибольшую известность получили следующие монашеские ордена: бенедиктинцев (основан в V в. святым Бенедиктом), францисканцев (основан в XIII в. святым Франциском Ассизским), доминиканцев (или Орден проповедников, основан в XIII в. святым Домиником), иезуитов (или Общество Иисуса, основан в XVI в. святым Игнатием Лойолой). Все вышеперечисленные ордены до сих пор сохранились в Католической церкви. Существуют как мужские, так и женские монастыри.

Католической церковью принят догмат об успении и непорочном зачатии Девы Марии. Католики почитают изображения Иисуса Христа, креста и святых. При этом допускается лишь молитва перед иконой, а не молитва иконе. Приняты молитвы об умерших, также существует вера в суд над умершими (предваряющий последний, Страшный суд) и в чистилище, где умершие очищаются от содеянных грехов.

Главными праздниками являются Пасха (дата меняется ежегодно, и редко совпадает с православной Пасхой, так как католики пользуются григорианским календарем) и Рождество (25 декабря).

Почитаются святые и блаженные, им молятся как заступникам перед Богом. К наиболее почитаемым святым и блаженным, кроме Девы Марии, относятся Иосиф, Петр и Павел, Лука, Игнатий Антиохийский, Агния, Агата, Луция, Франциск Ассизский, Моника, Августин, Фома Аквинский, Тереза Авильская, Екатерина Сиенская, Иоанн Боско, Тереза Малая, а также падре Пио, мать Тереза из Калькутты и другие.

Начиная с IV в. распространенными формами христианской духовности стали паломничества, почитание священных изображений (иконопочитание), мощей (останков святых) и реликвий (предметов, связанных с жизнью Иисуса Христа или святых). Одна из самых драгоценных и наиболее почитаемых по сей день реликвий Католической церкви – это туринская плащаница, в которую было обернуто тело умершего Иисуса перед тем, как его положили в гроб. Верующие совершают паломничества в святые места, например, в Иерусалим, Рим, Лурд (Франция), Фатиму (Португалия), Сантьяго де Компостелла (Испания) и др.

Во все времена Католическая церковь стремилась не только передавать учение Христа, но и применять его к живым вопросам современности. В XIX-XX вв. было разработано социальное учение Католической церкви, то есть официальное учение по вопросам социальной жизни. Основные принципы этого учения – уважение к человеческому достоинству и стремление к общему благу. Труд играет огромную роль в жизни человека, но человек не должен быть порабощен своим трудом: он должен иметь время на отдых, семью, культурную, общественную и религиозную жизнь.

Особое значение в деятельности Католической церкви получила забота о бедных, включая больных, странников и заключенных. В наше время благотворительность активно развивается в деятельности международной организации «Каритас». Среди современных подвижников католической благотворительности всемирно известная мать Тереза из Калькутты, ставшая лауреатом Нобелевской премии мира.

Предпосылки реформы протестантской церкви. Третьей крупной разновидностью христианства наряду с католицизмом и православием является протестантизм. Протестантскими называют церкви, возникшие в ходе широкого религиозного и общественного движения XVI-XVII вв., известного как Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление).

Реформация положила начало формированию десятков протестантских направлений, действующих в разных странах и регионах. В наши дни протестантизм является наиболее влиятельной религией в США, Германии, Великобритании, Швейцарии, Канаде, Австралии и многих других странах.

Причиной зарождения протестантизма стали внутренние процессы, происходившие в Католической церкви. Реформация началась как процесс исправления вероучения и возвращения к первоначальным идеалам христианства. Лидеры движения осудили аморальное поведение и злоупотребления католических священников и призвали своих последователей восстановить принципы церкви времен Иисуса.

Изменению религиозного сознания в Западной Европе способствовали многие причины. В XVI в. происходит подъем экономики и торговли, растут города. Это способствовало стремлению к самостоятельности государств, которые находились в зависимости от папской власти. Правители разбросанных по всей Европе княжеств не хотели отдавать в Рим свои богатства и переводить денежные средства.

Общество подошло к новому пониманию человека как индивида, свободного в своих действиях и суждениях. Гуманизм возвысил личность как высшее создание Бога, а распространение грамотности способствовало тому, что все больше людей получали глубокие знания о вероучении христианства и понимали, что идеалы и принципы их религии расходятся с реальностью.

Католическая церковь, по мнению многих, отошла от своего учения о равенстве людей. Более того, религиозная практика эпохи способствовала разочарованию общества в церкви. Ни для кого не было секретом, что духовенство погрязло в делах, не отвечающих элементарным нравственным нормам. Религиозная деятельность становилась все более формальной. Широко практиковалась продажа индульгенций – документов об отпущении грехов. Церковные должности открыто продавались, значительно упал авторитет многих монастырей и священнослужителей.

Задолго до начала Реформации (еще в XIV-XV вв.) с призывами вернуться к истинным христианским принципам выступили английский теолог Джон Уиклиф (1320-1384 гг.) и ректор Пражского университета в Чехии Ян Гус (1369-1415 гг.).

Джон Уиклиф осуждал поборы со стороны католического духовенства и выступил против института монашества. Он считал, что церковь не должна отпускать грехи и выдавать индульгенции. Также он утверждал, что верующие должны получить право самостоятельно читать и толковать Библию. Святой престол осудил взгляды Уиклифа и принял решение о сожжении его книг.

Подобные идеи высказывал и Ян Гус, осуждавший светскую власть папства и продажу церковных должностей. Он призывал переустроить церковь по образцу общин ранних христиан и значительно изменить таинства и другие ритуалы. За свои идеи Гуса объявили еретиком и отлучили от церкви, затем он был заживо сожжен на костре.

Несмотря на то, что Католическая церковь осудила Уиклифа и Гуса, их идеи распространились и получили поддержку по всей Европе. Центрами антикатолического движения стали Германия и Швейцария.

Проповедь Мартина Лютера. Реформация. Самым одиозным проявлением формализации религиозного культа и стремления церкви к обогащению была, по мнению многих верующих, торговля индульгенциями. Начало Реформации положило выступление немецкого монаха Мартина Лютера (1483-1546 гг.) против продажи индульгенций. 31 октября 1517 г. Лютер вывесил на дверях собора в городе Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов, ставшие первым манифестом нового движения. В 32-м тезисе Лютер писал: «Тот, кто верит, что индульгенции обеспечивают его спасение, будет навеки осужден вместе со своими учителями». Также он заявлял, что Папа Римский не имеет права отпускать грехи, поскольку ему не дана такая власть. Действия священников он назвал нарушением евангельских заветов. Католическая церковь обвинила мятежного монаха в ереси, однако он отказался предстать перед судом, а в 1520 г. публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от церкви.

В ходе дальнейшей разработки своего учения Лютер отверг посредничество духовенства в деле спасения души, отказавшись признавать папскую власть и все исходившие от нее решения. Отвергнув Священное предание, Лютер призвал христиан вернуться к традициям ранней церкви и опираться только на авторитет Священного писания, то есть Библии.

В средние века Католическая церковь разрешала читать и комментировать Библию только священникам, причем ее текст издавался исключительно на латинском языке. Также на латыни совершались богослужения. Лютер перевел Библию на немецкий язык, и каждый верующий получил возможность познакомиться с ее текстом и давать ее интерпретацию.

Идеи Лютера получили широкую популярность по всей Германии. На его сторону встали главы многих немецких княжеств. В 1526 г. в городке Шпеере собрался рейхстаг, объединявший монархов всей Германии, разделенной тогда на большие и маленькие государства. Рейхстаг принял постановление о праве каждого князя выбирать религию для себя и своих подданных. Однако в 1529 г. второй Шпееровский рейхстаг, большинство участников которого были католиками, отменил это постановление. В ответ 5 князей и 14 императорских городов, поддерживавших учение Лютера, составили так называемую «Протестацию» – протест против решения, принятого большинством рейхстага. С этим событием и связано происхождение термина «протестантизм», которым обозначают все направления христианства, ведущие начало своей истории с Реформации.

После 1530 г. гонения на протестантов со стороны Католической церкви усилились. Лишь в 1555 г. император Карл V (католик) подписал с князьями-протестантами мирное соглашение, в котором был провозглашен принцип «чья страна, того и религия». Исходя из него, правитель отныне мог свободно выбирать вероисповедание, которого должны были придерживаться и его подданные. В результате Германия раскололась на два лагеря – католический и протестантский. Сторонниками лютеранства стали преимущественно княжества на севере страны, католицизм доминировал на юге.

Дальнейшее развитие Реформации. Реформация очень скоро вышла за границы Германии. Выступления за преобразование церкви начались в Швейцарии, Франции, Польше, скандинавских странах. Крупнейшими центрами Реформации в Швейцарии стали города Женева и Цюрих. Здесь с проповедями за радикальное преобразование устройства церкви выступали теологи Жан Кальвин (1509-1564 гг.) и Ульрих Цвингли (1484-1531 гг.). В Англии инициаторами Реформации стали правящие верхи, желавшие избавиться от власти Папы.

Протестантизм с самого своего зарождения разделился на ряд самостоятельных вероисповеданий. В Германии складывается лютеранство, в Швейцарии – кальвинизм, в Англии – англиканство. Эти течения называют «ранним, или первичным протестантизмом». В последующем возникло большое число новых течений и сект, довольно сильно отличающихся между собой. Некоторые из них, включая баптизм, методизм, адвентизм, стали довольно влиятельными и обрели миллионы последователей. Эти течения называют «поздним протестантизмом».

Особенности вероучения протестантизма. Несмотря на все их многообразие, для протестантских течений характерны следующие общие принципы вероучения.

Единственным источником вероучения признается только Библия (Священное писание). Авторитет Священного предания (решений Вселенских соборов, документов пап и иных патриархов церкви) отвергается. Каждый верующий не только имеет право, но и обязан самостоятельно читать Библию и понимать ее содержание. Библия может переводиться на местные языки.

Согласно учению протестантизма, спасение достигается одной лишь верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Все другие способы добиться спасения (обряды, посты, богоугодные дела и т.д.) считаются несущественными.

Отвергается посредничество церкви в отношениях между человеком и Богом. Исходя из этого признается, что для спасения не нужны церковная иерархия и священники. Таким образом, в протестантизме нет деления на мирян и духовенство.

Большинство протестантов признают лишь два таинства: крещение и причащение. Другие таинства считаются простыми обрядами. В реформированных церквях нет поклонения святым, почитания икон, скульптурных изображений. Протестантизм отвергает католическое учение о чистилище, целибат (безбрачие) духовенства и институт монашества.

Основные направления протестантизма. Протестантизм представляет собой широкое религиозное движение, вызвавшее к жизни множество направлений и течений. Процесс образования новых христианских церквей, начавшийся в XVI в., продолжается и в наши дни. Каждое из течений сформировало самостоятельные организационные структуры, у них имеются довольно существенные отличия в понимании вероучения. Рассмотрим более подробно самые крупные протестантские направления.

Лютеранство. Исторически именно к лютеранству был применен термин «протестанты». Евангелическая (Лютеранская) церковь образовалась в процессе Реформации под влиянием идей Мартина Лютера. Основы вероучения изложены в книге «Аугсбургское вероисповедание». В этом труде нашли свое воплощение основные принципы протестантизма: оправдание личной верой в искупительную жертву Иисуса Христа, достижение спасения без посредничества церкви, источник вероучения – только Библия, упразднение монашества и поклонения святым и их мощам и т.д. Лютеранская церковь признает все три Вселенских Символа веры (Апостольский, Никео-Константинопольский, Афанасьевский).

В лютеранском вероучении и в культовой практике сохранилось немало элементов, унаследованных от католицизма. Последователи Лютера признают два таинства: крещение и причащение, причем крещению, как у католиков и православных, подвергаются младенцы. Пять других традиционных для католицизма и православия таинства рассматриваются как простые обряды: конфирмация, брак, соборование, рукоположение (посвящение в духовный сан) и исповедь отнесены к священнодействиям. В лютеранской церкви существует духовенство, функции которого заключаются в организации религиозной жизни, проповеди Священного писания, совершении таинств. Епископы и другие священнослужители отличаются особым одеянием. Наиболее широко это вероучение распространено в Германии, США, Австрии, Венгрии, скандинавских странах.

Согласно имеющимся источникам, первые лютеране появились в нашей стране еще в XIX в. Первые общины были созданы в Актюбинске, Петропавловске, Акмоле. Первая после сталинских репрессий община лютеран была зарегистрирована официальными органами в Казахстане в 1955 г.

Кальвинизм. Кальвинизм, как и лютеранство, является одним из ранних направлений протестантизма. Решающую роль в его формировании сыграла концепция Жана Кальвина (1509-1564 гг.), которую он пытался воплотить на практике в Женеве. На базе кальвинизма сложились реформатская и пресвитерианская церкви.

Кальвинизм считается одним из наиболее радикальных направлений протестантизма. Большое значение здесь играет учение о предопределении, согласно которому Бог избрал одних людей к вечному блаженству, других – к погибели. Кальвин учил, что жизнь каждого человека должна пониматься не как наслаждение, а как исполнение долга и движение к цели, поставленной свыше.

В кальвинизме нет общеобязательного символа веры, единственным источником вероучения считается Библия. Не признаются такие предметы культа, как иконы, свечи, крест. Крещение и причащение понимаются не как таинства, а лишь как символические обряды. Священнослужители (пасторы и старейшины – пресвитеры) избираются из числа членов общины.

Кальвинизм широко распространен в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Венгрии, Чехии, Германии и США.

Англиканская церковь. В 1534 г. английский парламент провозгласил независимость церкви от Папы и объявил главой церкви короля Генриха VIII. В Англии были закрыты все монастыри, а их имущество конфисковано в пользу королевской власти. Но при этом были сохранены католические обряды и догматы. В 1571 г. парламент принял документ под названием «39 статей», ставший для английской церкви символом веры. На его основе англиканство сформировалось как самостоятельное течение протестантизма.

Как и другие протестантские направления, англиканство отвергает Священное предание, а первоисточником вероучения считается Священное писание. Главой церкви признается английский монарх.

Англиканство представляет собой своего рода компромиссное учение, сочетающее черты протестантизма и католицизма. Так, положение о спасении личной верой действует наряду с положением о спасительной роли церкви. Священники считаются посредниками между человеком и Богом, сохраняется церковная иерархия с епископским устройством. Богослужения по своей форме близки к католическим мессам.

Духовным руководителем англикан Великобритании считается архиепископ Кентерберийский, назначаемый британским монархом. Помимо Англии, самостоятельные англиканские церкви существуют в Шотландии, США, Канаде, Австралии и других странах.

Баптизм. Первые баптистские общины возникли в начале XVII в. в Англии и Голландии. Название этого учения связано с греческим словом «baptizo» – погружать в воду, крестить. Основа вероучения баптизма – Библия. Вера в Иисуса Христа и его искупительную жертву считается достаточным основанием к спасению. Верует же только тот, кого избрал Бог. Особое место в среде баптистов занимает учение о «духовном возрождении», происходящем под воздействием входящего в человека Святого Духа, что означает единение духа каждого верующего с Иисусом Христом.

Крещение и причащение в баптизме понимаются не как таинства, а как символические обряды духовного единения с Христом. Крещение рассматривается как акт духовного возрождения человека. Поэтому этот обряд имеет ряд особенностей. Крестить можно только взрослых людей (старше 16 лет), которые сознательно обращаются к вере. Перед крещением человек должен в течение года пройти испытательный срок.

Баптисты признают лишь те общехристианские праздники, которые связаны с биографией Иисуса Христа: Рождество, Крещение, Воскресение и т.д. Есть у них и собственные праздники, такие как Праздник жатвы, День единства. Значительное место в религиозной жизни занимает миссионерство: каждый верующий должен привести в общину своих родственников, друзей, коллег, соседей.

Обрядовая и культовая практика в баптизме отличается скромностью и простотой. Дом молитвы мало чем отличается от обычных светских помещений, отсутствуют также предметы культа. Собираются баптисты на молитвенные собрания два-три раза в неделю. В ходе собраний обычно звучит проповедь, читаются фрагменты из Библии, исполняются религиозные песни.

Баптизм является одним из самых распространенных направлений протестантизма в мире, в том числе и в Казахстане. В нашей стране насчитывается более 350 объединений баптистов.

Адвентизм. Религиозное течение адвентистов (от лат. adventus – пришествие) выделилось из баптизма в начале 30-х гг. XIX в. в США. Основатель этой церкви Уильям Миллер, ссылаясь на пророческие книги Библии, предсказал, что второе пришествие Иисуса Христа ожидается 21 марта 1843 г. Пророчество не сбылось, и дата была перенесена на следующий год.

В конце концов, адвентисты отказались называть точную дату второго пришествия, утверждая лишь, что оно неизбежно и случится очень скоро. Последователи Миллера верят, что мир в ближайшее время будет уничтожен, после чего появится новая земля и установится тысячелетнее царство Иисуса. В отличие от других направлений христианства, адвентисты не считают душу человека бессмертной. По их представлениям, во время Страшного суда воскреснут телом и душой только праведники, то есть последователи адвентизма.

В адвентизме сложилось несколько направлений. Наибольшую известность среди них получили «Адвентисты Седьмого дня». Основоположницей этой церкви стала Елена Уайт (1827-1915 гг.), выдвинувшая ряд новых концептуальных положений. В частности, она провозгласила празднование субботы вместо воскресенья и «санитарную реформу». Подобно иудеям, адвентисты считают субботу последним, седьмым днем недели и объявляют ее праздничным днем, днем Бога (отсюда и название их направления). Трудиться в субботу запрещено. Что касается «санитарной реформы», то она предполагает заботу не только о духовной, но и о телесной подготовке к близкому пришествию Христа. Поэтому верующим предписывается больше бывать на солнце и свежем воздухе, вести активный образ жизни, не употреблять мясо «нечистых животных» (свинину), а также чай, кофе, спиртные напитки и т.д. Запрещено принимать многие медикаменты.

Адвентисты признают крещение только взрослых людей, но, в отличие от баптистов, к этому обряду допускаются подростки с 12 лет. Последователи общины ведут активную миссионерскую деятельность.

По состоянию на 1 января 2013 года в Казахстане действовало 42 общины «Адвентистов Седьмого дня».

Пятидесятничество. Пятидесятничество, возникшее в США в конце XIX в., является еще одним крупным направлением протестантизма. Согласно входящей в Новый завет книге «Деяния святых апостолов», на пятидесятый день после смерти Христа на апостолов сошел Святой Дух. В результате они обрели девять даров: мудрость, знания, веру, дар исцеления, способность творить чудеса, пророчествовать, различать духов, говорить на разных языках и истолковывать их.

Пятидесятники верят в то, что верующие могут обрести возможность пророчества и «говорения на иных языках». Это достигается с помощью особой культовой практики, включающей длительные посты, изоляцию от мира, погружение в транс. Молитвенные собрания пятидесятников проходят в обстановке крайнего возбуждения и религиозной экзальтации. В состоянии экстаза верующие начинают бормотать, кричать, произносить невнятные фразы, что интерпретируется как «говорение на языках». По мнению российских религиоведов В. Ильина, А. Кармина и Н. Носовича, «"иноговорение" является результатом колоссального нервного возбуждения: это особая форма истерического припадка, проявлением которого является речевая деятельность при отсутствии контроля со стороны сознания».

В среде пятидесятников в начале ХХ в. зародилось так называемое харизматическое движение (его представителей называют также неопятидесятниками или пятидесятниками-реформистами). Для представителей этого движения характерны весьма эмоциональные проповеди. Как нисхождение даров здесь может пониматься любое, в том числе неконтролируемое проявление эмоций, например, громкий смех, слезы, крики и т.д. Что касается вероучения, то у различных направлений неопятидесятничества существуют значительные отличия.

Бурный подъем харизматического движения на Западе отмечен в 1960-е гг. Благодаря активной проповеднической деятельности, различные ответвления пятидесятничества получили распространение по всему миру, включая США, Латинскую Америку, Европу и страны СНГ.

В Казахстане они распространились в последние два десятилетия. В настоящее время во всех регионах страны действуют 189 общины пятидесятников (Евангельские христиане в духе апостолов, Союз христиан веры евангельской и др.) и 55 пресвитерианских общин.

Помимо рассмотренных выше, в мире образовалось множество других протестантских течений. Среди них можно назвать меннонитов, методистов, квакеров и т.д. Некоторые из них настолько отошли от традиционного христианства, что среди ученых и теологов высказывается сомнение, можно ли их считать христианскими течениями. Подобные оценки касаются, например, «Свидетелей Иеговы» или мормонов.

В 50 - ом году от Рождества Христова его последователи и те кто в них верил, основали Православную Христианскую Церковь, которая существует и по сей день. Со дня ее основания существовало пять Христианских Церквей. Понадобилось восемь столетий, для того чтобы Православная Церковь смогла выработать свои традиции и учения. Для этого все пять церквей создали Вселенский Собор, на котором они и принимали общие решения, по религиозным вопросам разной сложности.

Именно поэтому Православную церковь еще называют Соборной , если требовалось принять важное для церкви решение, то представители всех церквей собирались на соборе и вместе выбирали свой путь. Все созданные тогда традиции и учения не изменились в Православной Церкви и по сей день. Изначально Православная церковь состояла из церквей не имевших ничего общего и объединенных лишь верой в Иисуса Христа, это: Греческая, Сирийская, Русская, Иерусалимская, Римская и другие.

В связи с различными историческими событиями в 1054 году Христианская церковь разделилась на католиков и православных. В шестнадцатом, начале семнадцатого века, в Католической церкви произошел новый раскол. Появились христиане не согласные с некоторыми новшествами, созданные Католическим духовенством во главе с Папой Римским. Таких верующих впоследствии стали называть протестантами.

В 1517 году в Германии появился человек, которого по праву можно назвать родоначальником протестантской веры. Монах по имени обвинил Католическую церковь и ее служителей в поиске личной выгоды в церковных обрядах, утверждая что интересует их не вера в Бога, а лишь серебро да золото. Помимо этого, он завершил перевод Библии с латыни на родной для него немецкий язык и сделал предположение, что каждый человек волен толковать ее по своему. Фактически протестанты - это католики, которые хотели отмены и пересмотра некоторых изменений проводимых Католическим духовенством.

Католики и протестанты, кто они?

Католики - верующие исповедующие западное христианство или католицизм , появившееся после распада Христианской церкви на Западную(Католическую) и Восточную (православную).

Протестанты - верующие христиане, которые в результате изменений происходивших в католической церкви, отделились от нее.

В чем же между ними разница?

Католические церкви всех стран объединены в одно целое и управляются Папой Римским. У протестантов такой централизации нет, мало того они еще и разделены между собой на различные религиозные течения: лютеранская церковь, англиканская церковь и так далее, а у баптистов и вовсе в самом течении существует некая раздробленность. Всех протестантов объединяет только непоколебимая вера в Иисуса Христа.


Помимо этого, между католиками и протестантами существует и более мелкие различия. Например католическим священникам запрещено заключать браки, а у протестантов таких ограничений нет. В католической церкви существуют различные монашеские ордена, берущие свое начало еще со времен крестовых походов. У протестантов ничего подобного не существует. У католиков священниками могут быть исключительно мужчины, а у их религиозных противников, очень часто, встречаются женщины посвященные в духовный сан.

В Католицизме, для принятия религии, принято крестить детей еще в младенчестве, протестанты считаю, что решение о принятии их религии человек должен сделать сам, поэтому крестить они начинают лишь людей в зрелом возрасте.

Католики чтят Деву Марию, Божью Мать и Защитницу рода человеческого. Протестанты с этим в корне не согласны и отвергают такие учения католической церкви. В католической церкви присутствует семь таинств, протестанты принимают только два из них, это крещение и причастие. У некоторых религиозных течений таинства и вовсе отсутствуют.

Для обряда причащения католики пользуются только пресным хлебом, протестанты не придают этому никакого значения.
Каждый верующий католик должен хотя бы раз в год исповедоваться у священника, протестанты не считают нужным присутствие между ними и Богом посредников. Католики с почтением относятся к иконам, кресту, живописи на которой изображены святые. Протестанты не чтят ни икон, ни креста и отвергают их.

Поведем итоги, 10 отличий католика от протестанта

  1. В католической церкви присутствует единство, католики всего мира прислушиваются к мнению Папы Римского, у протестантов этого единства нет.
  2. У католиков в сан священнослужителя могут быть посвящены только мужчины, у протестантов любой человек независимо от пола может стать священником и посвятить свою жизнь Богу.
  3. Католики могут принимать крещение в любом возраст, у протестантов только человек в зрелом возрасте может быть крещен.
  4. Протестантская церковь отрицает Священное предание.
  5. В католической церкви чтут Деву Марию, для протестантов она всего лишь идеальная женщина.
  6. У католиков существует семь таинств, у протестантов их может вовсе и не быть.
  7. Католики верят в страдание грешных душ после смерти. Протестанты верят лишь в Страшный суд и не молятся об умерших.
  8. У католиков при причастии используют только пресный хлеб, протестантам для этого подойдет любой хлеб.
  9. Католик должен исповедоваться у священнослужителя, протестант исповедуется только перед Богом, священник им для этого не нужен.
  10. У протестантов нет общей принятой формы проведения богослужений и обрядов.
  11. Протестантская церковь признает иконы, кресты, изображения святых, у протестантов это не принято.

Протестантизм – одна из трех основных христианских конфессий, наряду с православием и католичеством. Помимо консервативной ветви – лютеранство, насчитывает множество других. Баптисты, пятидесятники, кальвинисты – это тоже протестанты. Протестантизм – самая молодая из трех конфессий, появившаяся в XVI веке благодаря Мартину Лютеру.

Как возник протестантизм

Происхождение протестантизм неразрывно связано с Реформацией. Именно так называется движение, которое возникло в XVI веке в католической Церкви Германии. Лидером Реформации стал Мартин Лютер, католический монах, благодаря обучению в Виттенбергском университете, он обладал обширными знаниями в области теологии и других науке. Считается, что монашеский обет Лютер принял, попав под сильный ливень и грозу в поле. Упав на землю, он молился о спасении и пообещал посвятить свою жизнь Богу, если выживет. Будучи ревнителем веры, молодой Лютер был шокирован, свободными нравами, царившими в те Риме в 1511 году.

В костелах продавали индульгенции, поклонялись зачастую поддельным святыням, таким как “шип с тернового венца Спасителя”. Все это стоило немалых денег. Священники вели себя распущенно, а паства не понимала и половины того, что происходит на богослужении. Вернувшись из Рима, пораженный Мартин Лютер решил взяться за изменение установленного порядка в католической Церкви. Он не задумывался о создании новой конфессии, но хотел реформировать старую, считая, что за нагромождением обрядов, Церковь отошла от своего истинного предназначения, и от слова Спасителя.

Долго думая о том, как исправить сложившуюся ситуацию, 31 октября 1517 года, Лютер по распространенной легенде, прибил на дверь Виттенбергской Церкви 95 тезисов, в которых изложил принципы Реформации. Лютер критиковал догмат о Чистилище, требовал отменить индульгенции и позволить мирянам читать Писание на немецком языке. Одним из трудов всей его жизни стал перевод Библии на немецкий. Читать Писание в те времена удавалось только тем, кто знал латынь.

Пока Лютер уединился, чтобы перевести Писание, в стране начались погромы католических храмов. Узнав об этом, Мартин Лютер, вышел, чтобы объявить – он хотел совсем другого. Его женой стала Катарина фон Бора – беглая монахиня (Лютер отверг идею монастырей, по его мнению Христос и апостолы не уходили из мира). Во время суда на Лютером, ему предлагали отказаться от принципов протестантизма. Недолго думая, Мартин Лютер заявил “на том стою и не могу иначе, да поможет мне Бог!”. Приговор к нему не был суровым. Но католическая Церковь не приняла реформы. У Лютера к тому времени появились тысячи последователей. Результатом стало появление новой конфессии – протестантизма.

Основные принципы (тезисы) протестантизма

Основные принципы протестантизма изложены в Аугсбургском исповедании – вероучительном документе лютеран.

  1. Между Богом и человеком существует глубокий разрыв, с помощью рационального мышления человек не способен понять и познать Бога.
  2. Бог Сам открывается человеку, осознавая его немощь.
  3. Только доверившись Иисусу Христу человек может избежать греха, заблуждения и вседозволенности перед лицом Бога.
  4. Библия является нормой и критерием истины для церковной проповеди. Слово Божие существует не только в проповедуемой вести, но проповедь также указывает на письменное Слово, то есть Библию.

Три главных Sola или принципа протестантизма:

  1. Sola Scriptura – «Только Писание» – протестанты не признают Церковного Предания и считают, что Слова Господа вполне достаточно для спасения. О богодухновенности других текстов человек судить не может, поэтому следует ориентироваться только на Священное Писание.
  2. Sola fide – «Только верой» – Спасение дается только по вере, а не по вере и делам и, тем более, не только по делам человека. Протестанты не отрицают, что вера без дел мертва, но с “технической” точки зрения человек спасается верой.
  3. Solus Christus – «Только Христос» – спасение для протестантов только во Христе, лютеране возносят молитвы только Богу и, не отрицая Богородицу и святых, считают, что нет необходимости в их особом “ходатайстве” перед Богом.

Существуют и другие принципы:

  1. Soli Deo gloria – «Только Богу слава» – Церковная иерархия является у протестантов формальной, а пастор это – просто человек, хорошо знающий и понимающий писание. Протестантизм не почитает иконы и святые мощи.
  2. Sola gratia – «Только благодатью» – эта доктрина говорит о том, что человек не может поспособствовать делу своего спасения и спасется лишь благодаря Божественной благодати.
  • Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде.
  • Протестанты признают авторитет лишь первых четырех Вселенских Соборов.
  • Одним из символов протестантизма является “Роза Лютера”.

Протестантизм в современном мире

  • По количеству последователей в христианстве протестантизм уступает только католичеству. В 2010 году в мире было более 800 млн протестантов;
  • Протестанты составляли 37 % всех христиан и 11,6 % всего мирового населения.
  • В 92 странах мира протестантизм является крупнейшим направлением христианства, а в 49 странах большинство населения называли себя протестантами.
  • В ряде стран протестантские церкви имеют статус «государственных» или «официальных Церквей».

Протестантизм и православие: отличия

  • Православие, в отличие от протестантизма признает Церковное Предание.
  • В православии молятся за умерших, лютеране же считают, что посмертную участь человека решит Господь и молитвы уже не помогут душе человека.
  • Протестанты не признают ряд Таинств, считая их обрядами. При этом при Причастии протестанты консервативного направления (лютеранства) все же принимают Тело и Кровь Христа и считают Евхаристию Таинством.
  • Протестанты не молятся Богородице и святым.
  • У протестантов нет монашества и монастырей, но, человек по своей воле может принять целибат и не вступать в брак.
  • Протестантские кирхи обычно очень аскетичны, вместо куполов имеют шпиль, в кирхе стоят скамейке для прихожан, с которых принято вставать в определенные моменты службы.

Интересный факт о протестантизме

Считается, что Мартин Лютер, лидер Реформации, первым из священнослужителей похоронил самоубийцу на городском кладбище, а не за его пределами, как это было принято. Самоубийцей был мальчик-подросток, и Лютер хотел поддержать его убитых горем родителей. Когда его упрекнули в этом, Лютер ответил: “вы думаете, что этот человек убил себя? А я считаю, что его погубил дьявол”.

Многие историки сомневаются в достоверности этого эпизода.

Протестантизм в России

Первые русские и украинские протестантские общины возникли во второй половине XIX века в нескольких регионах Российской империи: на юге Украины (в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях), на территории Закавказья, в Санкт-Петербурге и на территории Левобережной Украины (в Таврической губернии). К началу XX века конфессиональный состав протестантов в России был представлен имевшими государственное признание лютеранами, кальвинистами и меннонитами, а также баптистами и евангельскими христианами, которые на несколько лет получили относительную свободу действий после подписания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и по Манифесту Николая II от 17 октября 1905 г. – Из Википедии.

К сожалению, в России также существовал ряд протестантских сект, таких, как “Свидетели Иеговы”, презентовавших себя в качестве протестантских общин. Консервативные протестанты “лютеране” резко выступают против деструктивных христианских сект.

В богоборческие времена лютеранские пасторы также подвергались гонениям, а кирхи закрывали.

Христианами называют не только православных верующих. Протестанты и католики - это тоже христиане. Существует 3 главных направления религии, которая основана на жизни и заветах Иисуса Христа:

  • Православие;
  • Католицизм;
  • Протестантизм.

Тем, кто задумывается об отношениях с Богом, важно знать в чем разница этих вероисповеданий.

Исторически, апостолы Иисуса Христа создали Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь, которая состояла из 5 главных Поместных Церквей:

  • Иерусалимская Поместная Церковь основана апостолом Иаковом;
  • Антиохийская Поместная Церковь - апостолами Петром и Павлом;
  • Александрийская Поместная Церковь - апостолом Марком;
  • Константинопольская Поместная Церковь - апостолом Андреем;
  • Римская Поместная Церковь - апостолом Петром.

Западная и восточные церкви всегда отличались между собой языками богослужения, обрядами и догмами

Западной церковью руководил римский папа Лев IX, а восточной - патриарх Константинополя Михаил Кируларий. Богослужения в Римской церкви проходили на латинском языке, а в Константинопольской - на греческом. Обряды так же отличались использованием в латинских литургиях пресного хлеба, а в греческих - кислого и другими деталями.

Окончательный разрыв католической и православной церкви.

В 1054 году на почве разногласий в богослужении и борьбы за власть произошел окончательный разрыв. Представители папы римского объявили, что Михаил Кируларий отлучен от Церкви, а Михаил в свою очередь предал их анафеме.

Образовались два отдельных направления христианской религии - православие и католицизм. Западная церковь называлась римско-католической, а восточная - православной. Разногласия церквей не преодолены до сих пор, хотя взаимные проклятия сняты в 1965 году.


Православие по смыслу слова означает «правильное славие или прославление» Бога, то есть учение об истинной апостольской вере. Слово католическая означает по-гречески «всеобщая или всеобъемлющая», то есть самая большая по количеству верующих религия.

Протестантизм появился гораздо позже - в 1517 году

Слово протестантство происходит из латинского языка и означает «торжественное заявление или возражение» . В XVI веке в Европе произошло возмущение некоторых членов католической церкви тем, что ее руководство стало злоупотреблять своей властью. В результате этой реформации образовалось новое направление христианства - протестантизм.

Главой антикатолического направления христианства был Мартин Лютер - богослов средневековой Германии, доктор теологии. Он по своему трактовал послания апостола Павла и написал 95 основных постулатов протестантской веры.


Сейчас существует более 20 000 различных форм протестантского учения. Наиболее распространены:

  • лютеранство - самое большое по численности протестантское направление христианства, которое строго придерживается принципов веры, написанных Мартином Лютером;
  • кальвинизм - основан на богословском учении Жана Кальвина, который написал трактат «Наставление в христианской вере» в 1536 году;
  • англиканство - направление, которое исторически связано с английской церковью после ее реформации;
  • баптизм - происходит от древне-греческого слова «погружаю в воду» и исповедует осознанное крещение только взрослых людей;
  • евангельские христиане - основываются на спасении только через веру в Иисуса Христа. Главное, чем отличается евангельская церковь от православной то, что она считает единственным источником веры каноническое Евангелие.

Протестанты и православные отличаются между собой гораздо больше, чем католики и православные. Если провести общее сравнение, то православная и католическая церкви - это первоапостольские церкви, в которых четко прослеживается апостольская преемственность епископов через их рукоположение.

Протестантская церковь возникла в результате реформ католической церкви - это ее главное отличие от православия.

К тому же редко кто видел, как крестятся протестанты, так как из всех направлений только лютеране и англикане осеняют себя крестным знамением слева направо, так же, как и католики. В остальных формах протестантизма креститься не принято.

Отличия трех основных христианских религий между собой состоят в организации церкви, определении главного принципа веры и разном толковании догматов

Все христианские церкви издревле были равны между собой. Хотя католики считают, что римская церковь была во главе первых пяти Поместных церквей. Это мнение не подтверждено, так как точно известно, что для решения всех вопросов созывались Вселенские Соборы, где учитывалось мнение всех церквей.

Таблица, в которой показаны основные различия между православием, католицизмом и протестантизмом:

Критерии отличий Православие Католицизм Протестантизм
Порядок формирования церкви Это объединение поместных церквей, которые исповедуют одну веру. Это объединение церквей под руководством папы Римского. Это множество антикатолических направлений, которые отличаются друг от друга организацией и верованиями.
Главные источники веры За основу учения принимается Священное Предание, в которое входит Священное Писание. Основа веры - это авторитет папы Римского и его толкование Священного Писания и Священного Предания. Признается только Священное Писание, которое воспринимается буквально и каждое направление объясняет по своему.
Догмат о святом духе Считается, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца. Считается, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына - Иисуса Христа, в результате чего в Символ Веры добавлено латинское слово филиокве - Filioque - «и [от] Сына». Используется католическое мнение, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына.
Мировоз-зрение о Страшном Суде и чистилище Вера в справедливый Страшный Суд и в то, что после смерти душа проходит испытания - «мытарства». Вера в то, что после смерти душа попадает в чистилище, где избавляется от грехов. Считается, что чистилища и «мытарств» души нет, а для спасения достаточно только веры в Иисуса Христа, как Бога Спасителя.
Почитание Девы Марии Дева Мария почитается как Пресвятая Матерь Божия и Царица Небесная, но которая рождена, как и все люди, от отца и матери при первородном грехе. Дева Мария почитается, как непорочная Дева без первородного греха. Дева Мария почитается просто как священная женщина родившая Спасителя Иисуса Христа.
Наличие определенных священных чинов Иерархия священников - диакон, пресвитер, епископ. Утвержденного названия чина священников нет из-за разных направлений в обрядах. Есть учение, что все, кто верует - священны.
Отноше-ние к спасению души и молитве об умерших Принято молиться об умерших, за спасение души. А так же молиться святым. За умерших и святым молиться не принято. Считается, что молиться надо только Богу, а участь души после смерти уже определена по вере.
Обряды богослужения Служится литургия по восточному обряду Литургия служится по восточному и латинскому обрядам Определенной литургии нет, есть разные формы богослужения
Наличие таинств Имеется 7 таинств:

· евхаристия;

· священство;

· крещение;

· миропомазание;

· покаяние;

· елеосвящение.

Имеется 7 таинств:

· евхаристия;

· священство;

· крещение;

· миропомазание;

· покаяние;

· елеосвящение.

В большинстве общин признаются таинства крещения и причастия. Остальные таинства считаются обрядами не несущими особой Божьей Благодати.
Особенности евхаристии Хлеб и вино при евхаристии считаются настоящими Телом и Кровью Христа, которыми причащаются миряне и священники. Хлеб используется из дрожжевого теста. При евхаристии используется хлеб из пресного теста и вино - это Тело и Кровь Христовы. Миряне причащаются только хлебом, священники - хлебом и вином. Хлеб и вино принимаются как напоминание о предназначении Иисуса Христа.
Отноше

ние к монашеству

Имеется опыт монашества. Имеется опыт монашества. Монашество не признается.
Учение об Ангелах-Хранителях Считается, что у христианина есть 2 Ангела-Хранителя. Один дается при рождении, второй при крещении. Считается, что у христианина есть Ангел-Хранитель. Наличие Ангела-Хранителя у христианина отвергается.
Правила священства о браке Всем священникам, кроме монахов, разрешается брак. Все священники дают обет безбрачия - целибат. Брак разрешается всем верующим.
Особенности крещения Крещение проводится с младенческого возраста тремя погружениями в воду. Сразу после крещения принимается миропомазание и причащение. Крещение проводится с младенческого возраста обливанием водой. Миропомазание и причащение совершается в сознательном детском возрасте (от 7 лет). Крещение проводится только во взрослом сознательном возрасте.
Почитание религиозных атрибутов Почитаются иконы, храмы и крест. Используются нательные крестики. Почитаются иконы, изображения святых и Иисуса Христа и крест. Используются нательные крестики. Иконы и храмы отсутствуют. Крест в некоторых молитвенных домах встречается. Нательные крестики не используются.

Православные, католические и протестантские кресты отличаются по форме и изображению


Православие, в отличие от других религий, называется ортодоксальной, то есть религией, которая строго и неуклонно, не принимая и не внося никаких изменений, следует изначальному пути - учению апостолам. Главой Православной Церкви всегда был и остается сам Иисус Христос. Который предупреждал своих учеников о возникновении других лжеучений.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода