Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Современные теории происхождения государства. Современная теория происхождения государства – потестарная, или кризисная Кризисная теория плюсы и минусы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Теория происхождения государства

Юдин Владислав

Теории происхождения государства -- теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства.

Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

Наличие множеств теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.

Теологическая теория

Получила распространение в XIII веке благодаря деятельности Фомы Аквинского и Августина Блаженного. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она допускается богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сверяет свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности.

Патриархальная теория

В основе данной концепции лежат представления о возникновении государства из семьи, а общественной и государственной власти -- из власти отца семейства.

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля, Филмера, Михайловского и др. Они обосновывают тот факт, что люди -- существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства.

Органические концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической), в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов. Плюсы данных концепций заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является существом биосоциальным. Минусы в том, что нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, так как несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения.

Согласно Огюсту Конту -- общество (а следовательно, и государство) -- органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса»

Герберт Спенсер трактует государство как часть природы, которое развивается подобно зародышу животного, причём во всей истории человеческой цивилизации естественно-животное начало доминирует над началом социальным (и политическим). Подобно животному организму, социальный организм растет и развивается путём интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций и т. д. При этом в социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм. В духе закона эволюции Спенсер трактует догосударственное состояние общества, возникновение и функционирование политической организации и политической власти в обществе военного типа и постепенный переход к обществу, государству и праву промышленного типа.

Естественно-правовые (договорные) концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат естественно-правовые представления о договорном происхождении государства. Согласно Эпикуру -- «справедливость, происходящая от природы, -- есть договор о полезном -- с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда». Следовательно государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Плюсы данных концепций заключаются в том, что они имеют глубокое демократическое содержание, обосновывая естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение. Минусы в том, что игнорируются объективные внешние факторы, влияющие на государства (социально-экономические, военно-политические).

Восходящая к Джону Локку либеральная концепция договорного происхождения и назначения государства, согласно которой целью общественного договора об учреждении государства является обеспечение неотчуждаемого (и в условиях государственной жизни) естественного права каждого на его собственность, то есть его жизнь, свободу и имущество. Договорные отношения людей с государством -- это постоянно делящийся и обновляющийся процесс, основанный на принципе согласия. В соответствии с этим принципом народ, будучи источником суверенитета, имеет право свергнуть деспотическую власть как нарушителя условий общественного договора. Также и каждый отдельный человек, достигнув совершеннолетия, сам решает вопрос о том, присоединиться ли ему к общественному договору и стать членом данного государства или покинуть его.

Насильственные концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения. Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические.

Насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой, по Евгению Дюрингу , -- это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних другими возникают также собственность и классы. теория происхождение государство

Людвиг Гумплович считал, что государство возникает вследствие стремления людей (стада, сообщества) к расширению своего влияния и могущества, к увеличению своего благополучия, это ведёт к войнам, и как следствие к появлению государственного устройства, а также к появлению имущественного и социального расслоения населения. Также Гумплович утверждал, что государства всегда основывались меньшинством прошлых завоевателей, то есть более сильной расой, расой победителей.

Карл Каутский считал, что государство возникает как аппарат принуждения завоевателей (победившего племени) над побеждёнными. Из победившего племени формируется господствующий класс, а из побеждённого племени- класс эксплуатируемых. Каутский стремился увязать свои взгляды с марксистским учением о классах. Но классы у него появляются не до возникновения государства (как считает марксизм), а после.

Психологические концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Государство согласно данным концепциям -- это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Плюсы данной концепции заключаются в том, что психологические закономерности -- важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться единственными причинами образования государства, так как психика человека формируется также под влиянием внешних (социально-экономических) факторов и т. д.

Основой всего права по мнению Н. М. Коркунова является индивидуальное сознание, следовательно право как разграничение интересов и общественный порядок выражает не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений. Также и государственная власть -- это не чья-либо воля, а сила, вытекающая из психических представлений граждан об их зависимости от государства. То есть власть есть сила, обусловленная не волею властвующего, а сознанием зависимости подвластного.

Марксистская концепция происхождения государства

Согласно этой концепции, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако, с уничтожением классов отмирает и государство. Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому -- в результате общественного развития -- идёт феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путём пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) -- это, согласно марксистским представлениям, определённое повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя.

Государство по характеристике Фридриха Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетённого класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остаётся по существу машиной для подавления угнетённого, эксплуатируемого класса. Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу являются: 1) разделение подданных государства по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённые силы.

Либертарно-юридическая теория

Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности их социальной жизни. Исторически свобода проявляется как раз в процессе разложения и представляет собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосудия индивидов в частных и публичных делах и отношениях. Последующий всемирно-исторический прогресс свободы -- это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы.

Демографическая теория

Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определённой территории, которым нужно управлять.

Кризисная теория

В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение придаётся крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности. Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Учение Аристотеля о справедливости, праве, законах. Сущность Утопии Томаса Мора. Происхождение, сущность, цели и формы государства. Чичерин: понятие свободы, ее ступени развития. Татищев: теория естественного права. Концепция происхождения государства.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2008

    Обзор эволюционистских теорий происхождения государства. Предпосылки для создания государства. Классификация государств Аристотеля. Формы государств Древнего Востока. Отличительные признаки государства. Современные политические режимы и формы государства.

    реферат , добавлен 16.10.2009

    Подходы к рассмотрению политического сознания, его функции и пути формирования. Формирование политического сознания личности, его типы (политическая теория, государственно-партийное и массовое политическое). Типология политического сознания россиян.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Рассмотрение музыки и политики как двух частей единого общественного организма. Анализ плюсов и минусов депутатской деятельности артистов. Особенности остаивания своих позиции и видение будущего страны. Роль творческих людей в украинском парламенте.

    тезисы , добавлен 20.04.2015

    Теория происхождения и сущность государства. Сущность, основные отличительные черты функции и признаки государства. Формы государственного правления и устройства. Институты политической системы общества. Формирование правового социального государства.

    контрольная работа , добавлен 06.02.2013

    Проблема возникновения государства. Естественно-правовая, договорная, патриархальная, психологическая, органическая, расовая, теологическая, патримониальная и марксистская (материалистическая) теории происхождения государства и права. Теория насилия.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2008

    Понятие молодежи как социальной группы, ее особенности, протекающие процессы и характерные черты. Сущность политического сознания. Роль молодежи в политической жизни государства и методика формирования политического сознания у студенческой молодежи.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2009

    Множество концепций происхождения государства, его основные функции. Правовое государство как тип государства, который последовательно воплощает принципы конституции и ограниченного в своей деятельности нормами права и развитым социальным контролем.

    реферат , добавлен 07.05.2015

    Биография Томаса Гоббса. Формирование его философских и научных взглядов. Философия природы и философия государства. Идеологи абсолютизма в США. Абсолютная власть государства. Происхождение и сущность государства. Учение о государственном суверенитете.

    реферат , добавлен 08.12.2008

    Теоретический анализ теорий происхождения государства. Характеристика основных видов государств: плюралистическое, капиталистическое, патриархальное, государство-левиафан. Изучение роли государства и форм его реорганизации (перестройка, глобализация).

Теологическая (религиозная, теократическая) теория (теос – бог – государство результат божественной воли ) (Тертуллиан, Аврелий Августин). Постигнуть природу государства невозможно в силу его божественного происхождения. В современных условиях эта теория несколько видоизменилась, и выражается в христианско-демократической концепции государства. Теологическая теория зародилась в глубокой древности. Наибольшее развитие получила в эпоху средневековья (при феодализме). Определенное распространение имеет и сейчас (представляет официальную доктрину Ватикана ). Наиболее видным представителем этой теории в России является Иосиф Волоцкий (1439 – 1515), на Западе – средневековый ученый-богослов Фома Аквинский (1226 – 1274). Теологическая теория не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Общество, а вместе с ним государство и право, возникают одновременно и являются творением божественного разума, практическим воплощением воли Бога на земле. Все что существует на земле по воле бога. Государство и право вечны, как и сам бог. Монарх как наместник бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться велениям государственной воли, как продолжению воли божественной. Оценивая теологическую теорию , следует иметь в виду, что она была обусловлена религиозным сознанием людей в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в тот период. Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освещалось церковью и это придавало власти особый авторитет. В более поздние времена эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха. Данная теория имеет хождение в современный период, в частности в учении богословов.

Патриархальная (патерналистская) теория (государство это большая семья) (Аристотель, в Китае – Конфуций, 551 – 479 до н.э.), основателем которой по праву считается древнегреческий философ Аристотель . Согласно учению Аристотеля государство является продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе образования государства лежит естественное стремление людей к взаимному общению. Такое общение приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется государство. Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, включающей в себя все другие образования и формы общения. Оно «появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради блага жизни». Последователями патриархальной теории: Роберт Филмер (Англия, 17 век), Николай Михайловский (Россия, 1842 – 1904). Патриархальная теория получила современное преломление в идее государственного патернализма, то есть заботы государства о своих гражданах и подданных в случае наступления неблагоприятной ситуации – болезни, инвалидности, безработицы. Позитивным является также и то, что ее сторонники призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, а это возможно только в обществе, построенном по типу семейных отношений.


Договорная (естественно-правовая) теория зародилась в V-VI вв. до н.э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Эта теория основывалась на двух главных положениях: до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния; государство возникает в силу заключения общественного договора. Договорная теория – предполагает социальное предназначение государства – в основе создания государства лежит общественный договор, люди для обеспечения естественных прав соглашаются создать государство. Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это договор подчинения ; если между населением, то – договор объединения . Договорная теория выражается в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Своё развитие получила в 17 –18 веках, хотя истоки этой теории находятся в трудах еще мыслителей древней Греции 5-4 век до н.э. Наиболее известными представителями были: Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, Спиноза. Согласно договорной теории государство – результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие – Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от Бога или от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому чтобы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав.

Достоинство данной теории : она провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться перед ним. Теория носит демократический характер, т.к. исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой, и каждый ценен для общества.

Теория насилия возникает в 19 веке в Германии в двух вариантах как теория внутреннего насилия (государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству) и теория внешнего насилия (государство возникает в результате завоевания одного племени или народа другим, Государство – аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка; с этой же целью создается и право). Данная теория объясняет возникновение государства результатом действия военно-политического фактора – завоеванием одних племен другими. Победители стремятся с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных подчиняться себе (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский).

Расовая теория – люди вследствие их физической и психической неравноценности образуют высшие и низшие расы . Высшая раса является создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами, а поскольку последние не способны управлять делами, то представители высшей расы господствуют над ними. Они и создали государство как организацию управления низшей расой и как продукт цивилизации, поскольку неполноценные народы не могут иметь своей цивилизации (Ж. Габино, Ф. Ницше ).

Марксистская теория (классовая, экномическая) возникла в 19 веке, основоположники Маркс и Энгельс (труд «Происхождение семьи, частной собственности и государства»), развитие в трудах В.И. Ленина. Главным положением марксистской теории является учение о социально-экономической формации , основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Способ производства определяет политические, социальные, духовные и иные процессы в обществе. Надстроечные явления – политика, право, юридические учреждения зависят от экономической структуры общества, но в то же время обладают некоторой самостоятельностью. Согласно марксистской теории государство возникло в силу экономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. Советская наука и наука других социалистических стран считала эту теорию единственно правильной. С точки зрения марксистской теории государство возникает как результат общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на классы и борьбы между ними . Эта теория рассматривает возникновение государства и права как естественный исторический процесс, развивающийся по своим собственным законам. С точки зрения марксистской теории развитие экономики в первобытном обществе привело к трем крупным общественным разделениям труда (выделение пастушьих племен, отделению ремесла от земледелия, появление купечества) послужившие появлению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы и к классовой борьбе. Государство, а вместе с ним и право создаются экономически господствующим классом (эксплуатирующим), который при помощи государства становится и политически господствующим, приобретая мощные средства для подавления, угнетения, удержания в повиновении эксплуатируемых классов. Основоположники марксизма оценивали факт явления государства положительно, но считали, что, выполнив свою миссию, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов.

Психологическая теория – истоки психологической теории были заложены в Древнем Риме. Как полагал Цицерон, люди объединились в государство в силу врожденной потребности жить вместе. Психологическое объяснение причин возникновения государства давал Н. Макиавелли . Он исходил из того, что образование и устройство государства является «актом единичной, властвующей над государством воли». Родоначальник психологической теории - Л.И. Петражицкий . Он объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Поэтому государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей , а не материальными условиями жизни. Государство – итог психологической потребности человека в поиске авторитета, которому можно было бы подчиниться; государство порождается эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Причины возникновения государства – определенное состояние психики людей: постоянная зависимость первобытных людей от авторитета вождя, колдунов или шаманов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно. Оценивая эту теорию , следует сказать, что те или иные свойства психики людей (например, эмоциональное восприятие государственно-правовой действительности), имеют важное значение, но не являются решающими в причинах возникновения государства.

Потестарная (кризисная) теория – утверждает, что государство не было навязано обществу извне; оно возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-землевладельцев и перехода первобытнообщинного общества от присваивающей экономики к производящей, в результате изменения материальных условий жизни общества. Образование государства шло постепенно, в течение длительного времени. Становление и развитие классов и государства идет параллельно , поскольку не только классы вызвали появление государства, но и само государство стимулировало появление классов. Раннеклассовое общество защищало интересы всего общества, всех его слоев; позже проявилась классовая природа государства.

Органическая теория – переносит законы природы на человеческое общество.

Патримониальная теория – государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей; так складывается феодальный сюзеренитет (Галлер).

Ирригационная теория – возникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Государство выступает как организатор масштабных работ.

1. Понятие и признаки государства. Сущность и социальное назначение государства

Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.

В юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий. Несмотря на разнообразие государств, существующих как ныне, так и в различные исторические эпохи, на разном уровне их развития, и т.д., всем государствам присущи некоторые общие черты, признаки, свойства . Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.

Государство – это особая политическая организация, располагающая аппаратом принуждения и управления, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом.

Государство – это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. Основные признаки государства:

1. наличие публичной политической власти , располагающей специальным аппаратом управления и принуждения. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций. Наличие особого слоя лиц – государственных служащих;

2. территориальная организация населения – означает, что у государственно организованного общества появляются государственные границы, которые означают территориальную неприкосновенность страны;

3. государственный суверенитет – независимость гос. власти от всякой иной политической власти внутри страны и вне нее, выраженная в ее исключительном праве самостоятельно решать все свои дела. Верховенство – полнота государственной власти на своей территории, ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности и полноправие в установлении режима жизни общества. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на нем. Независимость государственной власти означает, что она самостоятельно определяет свою внешнюю политику и взаимоотношения с мировым сообществом. Но эта независимость не является абсолютной. Суверенитет современных государств самоограничивается взаимными обязательствами государств по м/н договорам, а также необходимостью соблюдения общепризнанных норм и принципов м/н права;

4. общеобязательный и всеобъемлющий характер актов – определяется исключительными полномочиями в сфере правотворчества, то есть правом принимать, изменять, дополнять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на население всей страны. Только государство посредством общеобязательным актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению;

5. наличие государственной казны , что связано с взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и иные нужды государства. Понятие государственной казны включает в себя также государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и другое;

6. Правотворчество – издаёт законы и подзаконные акты, обладающее юридической силой и содержащие нормы права;

7. Наличие правоохранительных (карательных) органов (суд, прокуратура, милиция и т.д.);

8. Наличие вооружённых сил и органов безопасности (аппарат принуждения);

9. Тесная органическая связь государства с правом ;

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства

Таким образом, государство - властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

Социальное назначение государства раскрывает, для чего оно предназначено, каким целям должно служить.

Главное предназначение государства – служить обществу . В этих целях государство должно:

1. устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его, используя в необходимых случаях и принуждение;

2. выступать социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества пр столкновении их интересов;

3. защищать личность от произвола, создавать нормальные условия для жизни всех слоев общества, особенно для социально ущемленных (инвалидов, безработных, пенсионеров, неполных семей, детей-сирот и т.д.);

4. обеспечивать безопасность общества и его органов от преступных элементов и страны от внешней агрессии со стороны других государств;

5. выступать интегрирующей силой, добиваясь мира и согласия в обществе;

В идеале социальное назначение государства – служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования. Социальное назначение государства тесно связано с его сущностью : какова сущность государства, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом социального компромисса (по содержанию) и быть правовым по форме.

Общечеловеческое предназначение Государства – быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоёв населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности государства:

1. Первый подход – Классовая сущность государства – состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего касса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, рассматриваемого в качестве классовой организации того, кто стоит у власти, а само государство характеризуется как аппарат насилия, принуждения, подавления. Его сущность составляют господство экономической элиты и организованное насилие в отношении других классов общества.

2. Второй подход – Общесоциальная сущность государства – способность государства объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Преимущества данного подхода по сравнению с классовым:

1. Он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, которое должно управлять обществом в интересах всех и каждого человека;

2. Ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия;

3. Подчеркивает ценность для общества государственной организации, так как человечество еще не изобрело более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности л людей;

Несмотря на противоположность двух указанных подходов к сущности государства, они не исключают друг друга. Следовательно, любое государство обладает двойственной сущностью: в нем присутствуют и черты классовости, то есть стремления правящих сил, интересы которых они представляют (иначе не было бы ожесточенной борьбы за власть в любом обществе), и черты общесоциальности, приверженности общечеловеческим идеалам. Но удельный вес тех или иных качеств неодинаков и зависит от многих факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и другие. Очевидно, что у демократически устроенного государства буду преобладать черты общесоциальности, у тоталитарного государства – черты классовости.

В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства . В ней присутствуют начала как так называемой классовости , т.е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения. Обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития.

1. Теории происхождения права: теологическая, естественно-правовая, историческая школа права, психологическая, марксистская и другие

Особая роль в познании права первоначально отводилась религии. Поэтому наиболее древние учения о государстве - теоло­гические.

В Древнем Египте, Вавилоне, Иудее господствовала идея бо­жественного происхождения государства и права. Появление права обосновывалось божественным промыслом. Правовые нормы - это нравственные правила жизни, которые исходят от Бога и ука­зывают человечеству правильное направление жизни. Понятие права связывалось со справедливостью , а впоследствии - с пра­восудием .

Все люди равны и наделены Богом равными возможностями. Следовательно, нару­шение этого равенства в человеческих отношениях есть отступление от божественного закона. Важным фактором, поддерживающим бо­жественный порядок в обществе, является наказание : при жизни - со стороны государства, а после смерти за прегрешения, проступки и преступления - божественным судом.

Наибольшее распространение теологические учения получили в период утверждения феодальных отношений. В этот период появ­ляется учение известного ученого-богослова Фомы Аквинского (согласно его учению миром управляет Божественный разум). Право есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.

Ф. Аквинский различал право и закон . Последний представлял собой «известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», т.е. правителями. Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение. Вечный закон не доступен человеческому сознанию. Но человек разли­чает добро и зло, должное и недолжное поведение.

Естественный закон есть отражение Вечного закона в человеческих отношениях. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению, продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинство людей, он отражается и конкретизируется в человеческих законах, назначение которых - силой и страху принуждения заставлять людей избегать зла, стремиться к добродетели. Право есть там, где нет противоречия между естественным и человеческими законами. Но человеческие законы не совершенны, поэтому если они противоречат естественным установлениям божественному закону, то им можно не повиноваться.

Естественно-правовая теория – идея естественного права возникла в Древней Греции и Древнем Риме (Сократ, Аристотель, стоики, Цицерон, Ульпиан).

Отдельные положения теории естественного права были известны мыслителям Древней Греции и Древнего Рима. В частности, со­фисты исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного. «Право» или «правда» есть результат согла­шения людей, их договоренности придерживаться в своих взаимо­отношениях определенных правил , чтобы обеспечить безопасность всех и каждого. Таким образом, право - изобретение людей, искусственное образование. Против этого возражали Аристотель, Сократ, Платон. Они утверждали, что не всё право искусственное изобретение человеческого разума. Наряду с письменными законами существуют вечные, неписанные законы, независящие о воли людей и составляющие естественное право. Естественное право исходит из свободы и равенства людей. Однако Аристотель в то же время полагал, что сама природа предназначала одних людей быть свободными, а других - рабами. Однако отношения между рабом и господином должны быть дружественными, т.к. они покоятся на естественных началах. В эпоху Средневековья эти теории претерпели серьёзные изменения. Мыслители этого периода исходи из божественного происхождения права. Но позднее (17-18 вв.) Гроций, Спиноза, Руссо, Радищев отказались от идеи божественного происхождения ествест.права и обратились к воле народов. Признавалось, что вместе с позитивным правом, которое создано государством (законодательно), существует высшее право – естественное право, свойственное человеку от природы. Оно – критерий позитивного права с точки зрения его соответствия справедливости. Если такого соответствия нети, то законы государства являются неправовыми (при этом под естеств. правом понимались законы природы, по которым все равны).

Теологическая теория

Представители : Фома Аквинский, Мартин Дэн и другие.

Сущность :
Учёные полагают, что государство возникло на основе божественной воли. Бог вручил людям два меча: один меч церкви ля просветления, а другой меч - правителю, для усмирения непокорных. Таким образом, следует, что государство возникло по образу и подобию Царства Божьего на земле. Тем самым обожествлялась государственная власть.

Позитивные черты :
Впервые подчеркивается значимость государственной воли. В настоящее время всё ещё существуют государства, идеология которых является теократической. К примеру, Ватикан, Иран, Катар, Оман и другие.

Несостоятельность :
Данная теория закрепляет стагнацию (неизменность) государственной власти. Закрепляется и оправдывается Божественной волей принятие несправедливых решений. Отсутствуют какие-либо исторические подтверждения факта передачи мечей.

Патриархальная теория

Представители : Аристотель, Михайловский и другие.

Сущность :
Государство образовалось на основе разросшейся патриархальной семьи, где отец становится главой государства.

Позитивные черты :
Ценным является опыт об ответственности главы государства за граждан. Такая ответственность базируется на основе необходимости главы государства "заботиться о членах своей семьи" - гражданах.

Несостоятельность :
Государство, как явление, возникло ранее, чем патриархальная классическая семья; ещё в период распада матриархата. Данная теория не подтверждается историческими данными.

Патримониальная теория

Представители : Галлер и другие.

Сущность :
В переводе с латинского "patrimonium" означает "право собственности на землю". Государство возникает на основе охраны и закрепления права собственности на землю. Собственник, обладая правом, стремится его сохранить. Следовательно, для этого необходим специальный механизм защиты - государство. Параллельно с необходимостью защиты права собственности у собственника земли возникает опосредованная власть за людьми, проживающими на его земле, так как они кормятся с выделенных наделов; решают споры, возникающими между ними. Таким образом, власть подкрепляется специальным механизмом - ПРИНУЖДЕНИЕМ, то есть проявляется форма государственности.

Позитивные черты :
Теория подкрепляется историческими фактами. Однако, государственность у славянских народов возникла на профеодальной основе, минуя стадию рабовладельческого государства.

Несостоятельность :
Теория не является универсальной и не объясняет причины возникновения государства у всех народов.

Теория насилия

Представители : Кауцкий, Дюринг и другие.

Сущность :
Государство возникло как результат взаимодействия сильных и слабых племён. Сильному племени государство необходимо для удержания власти над слабым племенем. Слабому племени государство необходимо как механизм активизации усилий всех членов племени для отражения внешней агрессии.

Позитивные черты :
Теория подтверждается историческими данными. Так, к примеру, древнегерманская империя возникла на основе захвата племенами территории римской империи. Теория легла в основу фашистской идеологии в трансформации Гумпловича, то есть сильное и слабое племя ассимилируется, где слабые члены племени исчезают естественным образом либо уничтожением.

Несостоятельность :
Теория комплексно не объясняет причины возникновения государственности.

Психологическая теория

Представители : Фрейд, Петрожицкий и другие.

Сущность :
Государство возникло в силу психологических особенностей человека. Часть населения обладает психологической потребностью властвовать и способна принимать решения; они - руководители. Другая часть чувствует себя комфортно только в случае, если кто-то принимает за них решения; они - исполнители. Государство служит механизмом, связующим во взаимоотношениях эти две категории людей. Первые получают легальный и позитивно-мотивированный способ властвовать на благо других. Вторые - чувствуют себя комфортнее, поскольку им нет необходимости заботиться о принятии решения.

Позитивные черты :
Впервые был отмечен психологический фактор в формировании государственности.

Несостоятельность :
Однобокость подхода.

Договорная теория (теория общественного договора)

Представители : Спиноза, Монтескье, Локк, Гоббс, Руссо, Радищев и другие.

Сущность : Государство возникло как результат общественного договора, заключённого между людьми о создании особого механизма - государства. Согласно данному договору часть личных полномочий человека поступают в распоряжение государства, а государство, в свою очередь, обязуется охранять и защищать интересы каждой личности на принципах равенства и справедливости.

Позитивные черты :
Впервые обосновывается идея о сложности общественных отношений, идея ответственности государства перед личностью. Существует реально созданное государство по договорной теории - США.

Несостоятельность :
Не существует письменных источников, подтверждающих возникновение первого государства не земле на основе договора. Теоретики излишне идеализировали первобытное общество. Первобытный человек не мог понимать сути договорных отношений. Первобытный человек должен был осознать необходимость создания государства. Преувеличивались субъективные факторы и недооценивались объективные.

Органическая теория

Представители : Спенсер, Вормс, Прайс и другие.

Сущность :
Государство создано по образу и подобию человеческого организма. Любой сбой в каком-либо органе ведёт к дисбалансу и, соответственно, к кризисным явлениям в государстве.

Позитивные черты :
Отмечается чёткая взаимозависимость органов государства.

Несостоятельность :
Излишняя биологизация общественных отношений.

Марксистская теория
Представители : Маркс, Энгельс, Ленин и другие.

Сущность : Улучшение орудий труда привело к крупному разделению труда; отделяется земледелие от скотоводства, появляется ремесленничество, спустя время появляется класс купцов-посредников. Такая специализация труда приводит к выработке навыков и увеличению производительности труда. Производительность труда, в свою очередь, приводит к появлению прибавочного продукта. Прибавочный продукт приводит к имущественному неравенству и возможности эксплуатации наёмного труда. Возникшее постепенно неравенство приводит к возникновению классов. Экономически господствующий класс, желая сохранить доминирующее положение, вынужден создать специальный механизм управления и защиты. Таким механизмом становится государство.

Позитивные черты :
Впервые достаточно аргументировано и экономически обоснованно раскрывается механизм возникновения государства. Данная теория подтверждает археологическими данными.

Несостоятельность :
Теория учитывает только экономический фактор и не учитывает остальные факторы.

Кризисная теория

Представители : Венгеров и другие.

Сущность :
Государство возникает под влиянием кризисного факта (экономического, социального, экологического и т.д.). Необходимость консолидаций, усилий всех членов общества для выживания заставляет создавать специальные механизмы активности, то есть государственность.

Позитивные черты :
Обосновывался внешний фактор, способствующий возникновению государства. Государства, созданные под влиянием кризиса: Современный Израиль, Древний Египет.

Несостоятельность :
Однобокость подхода к возникновению государственности.

Согласно кризисной теории (её автором является профессор А.Б. Венгеров) государство возникает как итог так называемой неолитической революции – переход человечества от экономики присваивающей к экономике производящей. Этот переход, по мнению А.Б. Венгерова был назван экологическим кризисом (отсюда название теории), который возник примерно 10-12 тысяч лет назад. Глобальное изменение климата на Земле, вымирание мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей и другой мегафауны поставило под угрозу существование человечества как биологического вида. Сумев выйти из экологического кризиса путём перехода к производящей экономике, человечество перестроило всю свою социальную и хозяйственную организацию. Это привело к расслоению общества, появлению классов и возникновению государства, которое и должно было обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, само существование человечества в новых условиях.

3. Причины многообразия доктрин о происхождении государства

Существует множество различных мнений, предположений, гипотез и теорий, касающихся вопроса происхождения государства. Такое разнообразие обусловлено целым рядом причин.

Во-первых, ученые и мыслители, которые брались за разрешение этого вопроса жили в совершенно различные исторические эпохи. В их распоряжении был разный объем знаний, накопленных человечеством на момент создания той или иной теории. Однако, многие суждения мыслителей старины актуальны и справедливы до сегодняшнего времени.

Во-вторых, объясняя процесс возникновения государства, ученые брали для рассмотрения какой-то конкретный регион планеты, с его своеобразием и особыми этнокультурными чертами. При этом ученые не учитывали подобные особенности других регионов.

В-третьих, нельзя полностью исключать и человеческий фактор. Взгляды авторов теорий во многом были своеобразным зеркалом того времени, в которое они жили. На выдвинутые авторами теории наложили отпечаток их собственные личные, идеологические и философские пристрастия.

В-четвертых, ученые иногда, действуя под влиянием различных иных наук, мыслили односторонне, излишне иллюстрируя одни факторы и игнорируя другие. Таким образом, их теории оказывались довольно-таки односторонними и не могли в полной мере раскрыть суть процесса происхождения государства.

Однако, так или иначе, создатели теорий искренне стремились найти объяснение процессу возникновения государства.

Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это так же обусловило большое количество различных точек зрения в объяснении причин возникновения государства.

Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов, объективные процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной организации.

Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства. Здесь преобладает разнополярность мнений.

При рассмотрении проблем возникновения государства важно учитывать, что сам процесс появления государства далеко неоднозначен. С одной стороны необходимо различать процесс первоначального возникновения государства на общественной арене. Это процесс формирования государственно-правовых явлений, институтов и учреждений на основе разложившихся по мере развития общества догосударственных и, соответственно, доправовых явлений, институтов и учреждений.

С другой стороны, необходимо выделять процесс зарождения и развития новых государственно-правовых явлений, институтов и учреждений на базе ранее существовавших, но по каким-то причинам ушедших с общественно-политической сцены государственно-правовых явлений, институтов и учреждений.

Таким образом, в мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства. В основе этих взглядов и суждений всегда находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы. Речь идет не только о классовых интересах и связанных с ними противоречиях, как это длительное время утверждалось в нашей отечественной и отчасти в зарубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире. Имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающих прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства.

За время существования юридической, философской и политической науки были созданы десятки различных теорий и доктрин. Высказаны сотни, если не тысячи противоречивых предположений. Вместе с тем споры о природе государства, причинах, истоках и условиях его возникновения продолжаются и по сей день.

Причины и порождаемые ими многочисленные теории заключаются в следующем. Во-первых, в сложности и многосторонности самого процесса происхождения государства и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия. Во-вторых, в неизбежности различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их несовпадающими, а порою противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами. В-третьих, в преднамеренном искажении процесса первоначального или последующего (на основе ранее существовавшего государства), возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных или иных соображений. И, в-четвертых, в преднамеренном или непреднамеренном допущении смешения в ряде случаев процесса возникновения государства с другими сопредельными, соотносящимися с ним процессами.

Кризисная теория

В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение придаётся крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности.

Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.).

Демографическая теория

Затем появлялся избыточный продукт стимулирующий развитие ремесла, значит необходима становилась администрация, для управления и разделения ресурсов.

Соответственно рос и уровень организации, вместе с размерами поселения.

Образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определённой территории, которым нужно управлять.

Экономическая теория

Автором данной теории является Платон, объяснявший причины появления государства общественным разделением труда. Согласно этой теории государство -- это результат исторического прогресса. Именно изменения в области экономики приводят к образованию государства.

Возникновению государства предшествует присвоение человеком продуктов природы, а затем, используя самые примитивные орудия труда, человек переходит к производству продуктов для потребления. Начальная стадия развития сменяется теологической, охватывающей времена античности и феодализма, а затем наступает стадия метафизическая (по Сен-Симону, период буржуазного миропорядка). Вслед за ней начнется стадия позитивная, когда установится такой строй, который сделает "жизнь людей, составляющих большинство общества, наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей". Если на первой стадии развития общества господство принадлежало старейшинам и вождям, на второй -- священникам и феодалам, на третьей -- юристам и метафизикам, то затем оно должно перейти к промышленникам и, наконец, ученым. Это одна из самых логичных и правдоподобных теорий, если учитывать и другие факторы, психологические, идеологические и т.п.

Диффузная теория

Согласно этой теории опыт государственно- правовой жизни передается от развитых государств к отсталым регионам.

В результате возникает новое государство, опыт которого будет полезен в дальнейшем (Гребнер).

Эта теория не объясняет, почему и как появилось первое государство.

Теория специализации

Исходная посылка теории. Основой выдвигаемой теории происхождения государства является следующий тезис: закон специализации - это всеобщий закон развития окружающего мира. Специализация присуща миру биологии. Появление в живом организме различных клеток, а затем и различных органов -- это результат специализации. Опять-таки по этой причине, т.е. в зависимости от степени специализации его клеток, организм занимает место в биологической иерархии: чем более в нем специализированы его функции, тем выше его место в биологическом мире, тем он лучше приспособлен к жизни.

В социальном мире также действует закон специализации, и здесь он усиливается еще более.

Как только человек проявил себя как нечто отличное от животных, он практически сразу же вступил на путь социальной специализации (Т.В. Кашанина).

Управленческая (организационная) теория

Основной фактор сложения государства - объединение общества, находящегося в состоянии стресса.

В частности, при увеличении населения потребности в объединении могут настолько возрасти, что это вызовет появление управленческих структур.

Теория внутреннего конфликта

В соответствии с данной теорией, становление государства происходило через распад первобытных отношений и разделение общества на противоположные по своим интересам классы. Возникшее неравенство закреплялось правом.

Таким образом, в основе усложнения общества лежал классовый конфликт, для подавления которого создавались органы управления, армия и происходило закрепление власти.

Государство - это продукт разделения общества на два класса: производителей и управляющих (Л. Крадер).

Теория внешнего конфликта

Суть теории в том, что из за плохих условий жизни возникали конфликты из за ресурсов, и победа доставалась группам с сильными лидерами. Завоевание земель обогащало элиту и закрепляло власть вождей.

Синтетическая теория

В этой теории происхождения государства подчеркивается такие факторы, как влияние земледелия на социальную организацию, которая в свою очередь, воздействует на ремесленное производство.

В этой теории важное место занимают два типа процессов: централизация и сегрегация.

Централизация - это степень связи между различными подсистемами, определяющая наиболее высокий уровень контроля в обществе. Сегрегация - выражение внутреннего разнообразия и специализации подсистем.

Либертарно-юридическая теория

Эта теория исходит из того, что право -- это форма отношений равенства, свободы и справедливости, основанная на принципе формального равенства. Соответственно государство - это правовое государство, выражающее свободу и справедливость. Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности их социальной жизни.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода