Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Преподобный никита исповедник епископ халкидонский. Преподобный никита халкидонский, епископ

НИКИТА ХАЛКИДОНСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Никита исповедник (VIII - IX вв.), епископ Халкидонский, преподобный.

Святитель Никита, епископ Халкидонский, отличался милосердием, всегда помогал нищим, в своем доме принимал странников, заботился о сиротах и вдовах, заступался за обижаемых. В царствование иконоборца Льва Армянина (813 - 820) святитель Никита мужественно обличал иконоборческую ересь и убеждал своих пасомых благоговейно поклоняться святым иконам Христа, Божией Матери и угодников Божиих, перенес много страданий от нечестивого императора и его единомышленников-иконоборцев, был подвергнут мучениям и отправлен в ссылку. Святой исповедник Никита скончался в начале IX века.

У мощей его совершались чудеса исцеления. В каноне службы ему, написанном Константинопольским пресвитером Иосифом, прославляется также брат святителя Никиты - святой Игнатий.

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1156.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НИКИТА ХАЛКИДОНСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • НИКИТА СВ. ПРАВ. ЦЕРКВИ
    имя нескольких святых православной церкви; 1) епископ халкидонский, пострадал за иконопочитание от Льва Армянина (813—820); скончался мирно; память 28 мая; …
  • НИКИТА ПЕЧЕРСКИЙ ЗАТВОРНИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    св., печерский затворник, родом киевлянин; в юных годах вступил в печерскую обитель; во время затворничества изучил Ветхий и Новый Заветы. …
  • НИКИТА ЕП. В Г. РЕМЕСИАНЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (353—420) — св., был епископом в родном г. Ремесиане (Ремешек, нын. Нирот), проповедовал христианство славянским племенам (балканским), скифам или гетам …
  • НИКИТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Никита Акоминат, называемый так по происхождению из фригийскогогорода Хона или Хониата - один из лучших византийских писателей второйполовины XII и …
  • НИКИТА
    НИЌИТА ХОНИАТ (сер. 12 в.- 1213), визант. писатель, автор "Хроники", посв. ист. событиям периода 1118-1206, к-рая содержит личные наблюдения и …
  • НИКИТА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИЌИТА ПУСТОСВЯТ (наст. имя и фам. Никита Конст. Добрынин) (?-1682), священник, один из лидеров старообрядчества. В 1665 выступил против реформ …
  • НИКИТА
    Девушка-агент с именем …
  • НИКИТА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Одоевский, Хрущев, …
  • НИКИТА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • НИКИТА в словаре Синонимов русского языка.
  • НИКИТА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Никита, (Никитич, …
  • НИКИТА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Готфский, Константинопольский (ум. ок. 372), воин, великомученик, ученик епископа Феофила Готфского. Память в Православной и в Католической церкви 15 …
  • ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР 451
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. IV Вселенский Собор ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь …
  • СОСФЕН ХАЛКИДОНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сосфен Халкидонский (+ 304), воин, мученик. Память 16 сентября. Халкидонский правитель Приск повелел …
  • СОЛОХОН ХАЛКИДОНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Солохон Халкидонский (+ 284 - 305), мученик. Память 17 мая. Святой мученик Солохон, …
  • СЕВЕРИАН ХАЛКИДОНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Севериан Халкидонский (305 - 311), мученик. Память 22 августа. Был схвачен вместе …
  • ПАМФАМИР ХАЛКИДОНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Памфамир Халкидонский (+ 284 - 305), воин, мученик. Память 17 мая. Пострадал за …
  • ПАМФАЛОН ХАЛКИДОНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Памфалон Халкидонский (+ 284 - 305), воин, мученик. Память 17 мая. Пострадал за …
  • НИКИТА, ВЕЛИКОМУЧЕНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита Готский (+ 372), великомученик. Память 15 сентября. Великомученик Никита был гот. …
  • НИКИТА ХАРТУЛАРИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита Хартуларий (XII), Константинопольский, тайный (сокровенный) угодник Божий, блаженный. Память 9 сентября …
  • НИКИТА СТОЛПНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита Столпник, Переяславский (+ ок. 1186), чудотворец, преподобный. Память 23 мая в Соборе …
  • НИКИТА СЛАВЯНИН в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита Славянин (+ 1808), иеромонах, священномученик. Память 4 апреля (Греч.). Родом из Албании …
  • НИКИТА НОВГОРОДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита (+ 1108), затворник Печерский, епископ Новгородский, святитель. Память 31 января, …
  • НИКИТА МИДИКИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита Мидикийский (+ 824), исповедник, преподобный. Память 3 апреля. Родился в Кесарии …
  • НИКИТА КОСТРОМСКОЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита Костромской, Радонежский, Боровский, Серпуховский, Высоцкий (XV в.), архимандрит, преподобный . Память 15 …
  • НИКИТА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита Константинопольский - имя следующих лиц: Патриархи Константинопольские: Никита I 766 - 780 , анафематствован …
  • НИКИТА ИСПОВЕДНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита Исповедник (+ ок. 838), Константинопольский, преподобный. Память 13 октября. Преподобный Никита Исповедник …
  • НИКИТА (ПРИБЫТКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита (Прибытков) (1859 - 1938), епископ Белевский, священномученик. Память 21 декабря и …
  • НИКИТА (ЛУЛИАС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита (Лулиас) (род. 1955), митрополит Дарданелльский, ипертим и экзарх всего Геллеспонта. В миру Лулиас …
  • НИКИТА (ДЕЛЕКТОРСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита (Делекторский) (1876 - 1937), епископ б. Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии , …
  • ЛУКА ХАЛКИДОНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Лука Столпник ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • КОСМА ХАЛКИДОНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Косма Исповедник (+ ок. 815 - 820), епископ Халкидонский, святитель. Память 18 апреля. …
  • ВИКТОР ХАЛКИДОНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Виктор Халкидонский (+ 304), воин, мученик. Память 16 сентября. Халкидонский правитель Приск повелел …
  • АНИН ХАЛКИДОНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Анин Халкидонский, монах, преподобный. Память 13 марта, 18 марта. Преподобный Анин …
  • АВКСЕНТИЙ ХАЛКИДОНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авксентий Халкидонский (IX в.), преподобный. Память 18 апреля. Сподвижник Космы Исповедника, епископа …
  • НИКИТА ПУСТОСВЯТ
    Никита, известный в истории с прозвищем Пустосвят, собственно Н. Конст. Добрынин - виднейший руководитель старообрядческого движения 1682 г. Суздальский священник, …
  • НИКИТА (СВЯТЫЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Никита - святые православной церкви: 1) Никита великомученик (умер в 372 г.), готфский воин, проповедывавший Христа между соплеменниками и за …
  • КОСМА ХАЛКИДОНСКИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ум. ок. 816) христианский исповедник, епископ Халкидонский, пострадал в иконоборческое гонение при императоре Льве V Армянине. Память в Православной и …
  • ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались основы христианского вероучения, формировались канонические богослужебные правила, …
  • ХАЛКИДОН
    (От 21:19) - название минерального камня различных цветов, встречающееся только в означенной цитате. Камень состоит из смеси кварца и опала, …
  • ВИФИНИЯ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Деян 16:7) - область в Малой Азии, граничившая на в. Пафлагониею, на с. Черным морем, на ю. Фригиею и Галатиею, …
  • ФЛАВИАН КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Флавиан Константинопольский (+ ок. 449), Патриарх Цареградский, исповедник, святитель. Память 18 февраля …
  • ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодорит Кирский (387 - ок. 458), блаженный, один из знаменитейших учителей и писателей …
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Христианская Церковь, по …
  • ПАТРИАРХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Патриарх (πατριάρχηζ - родоначальник) - титул главы поместной Церкви в некоторых православных Церквах. Патриарх избирается поместным …
  • НОВОНИКИТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Новоникитская икона Божией Матери, одна из древнейших икон Богородицы. Празднование 15 сентября. Эта …

Cегодня 10 июня (28 мая по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный:

* Преподобного Никиты исповедника, епископа Халкидонского (IX). * Святителя Игнатия, епископа Ростовского (1288).
Священномученика Евтихия, епископа Мелитинского (I). Мучеников Еликониды (244); Крискента, Павла и Диоскорида (326). Священномученика Елладия, епископа (VI-VII). Преподобной Филофеи. Святителя Геронтия, митрополита Московского и всея Руси (1489). Мучеников Софрония (ок. 1510); Димитрия (1794); Захарии (1802). Преподобной Елены Дивеевской (1832). Преподобномученика Макария (Моржов), иеромонаха (1931). Преподобномученика Ираклия (Мотяха), схимонаха, Алма-Атинского (1936). Священномученика Василия (Преображенского) пресвитера, Ярославского (1940). Икон Божией Матери: Никейской (304), Антиохийской, и Чухломской (Галичской) "Умиление" (1350).

Преподобный Никита, епископ Халкидонский

Никита исповедник, Халкидонский епископ, жил во 2-й половине VIII века. Преподобный Никита, епископ Халкидонский, с юных лет посвятил себя Богу, отрекшись от мира. За святую жизнь был рукоположен в епископы. Сделавшись архипастырем, он заботился только о том, чтобы быть добрым примером для своей паствы. Святитель Никита отличался милосердием, помогал бедным, заботился о сиротах и вдовах, заступался за обижаемых. Во время правления иконоборца Льва Армянина (813 - 820) святитель Никита мужественно обличал иконоборческую ересь и убеждал своих пасомых благоговейно чтить образы Христа, Божией Матери и угодников Божиих. За эту настойчивость он перенес много страданий от гражданской власти, был подвергнут мучениям и отправлен в ссылку. Святой исповедник Никита скончался в начале IX века. У мощей его совершались чудеса исцеления. В каноне службы ему, написанном Константинопольским пресвитером Иосифом, прославляется также брат святителя Никиты - святой Игнатий.

Святой Игнатий

Святой Игнатий был епископом в Ростове. В молодых летах он ушел в монастырь, где за святую жизнь поставили его архимандритом. Затем в 1262 г. он был сделан и епископом. Св. Игнатий основал первую обитель Святой Троицы в Белозерском крае, откуда выходили иноки для распространения под его руководством христианской веры между чудью и корелами. Два раза предпринимал он тяжелое путешествие в татарскую Орду по церковным делам. Святительствовал 25 лет и прославился чудотворениями еще при жизни, почему после смерти мощи его не были погребены в земле, а положены открыто в храме, где и почивают доселе. Скончался святой Игнатий в 1288 г.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
09.06.2019 -
10.06.2019 -

Святой преподобный Никита Исповедник (VIII-IX вв.), митрополит Халкидонский.

Митрополит Халкидона, отличался милосердием, всегда помогал нищим, в своем доме принимал странников, заботился о сиротах и вдовах, заступался за обижаемых. В царствование иконоборца Льва Армянина (813 - 820) святитель Никита мужественно обличал иконоборческую ересь и убеждал своих пасомых благоговейно поклоняться святым иконам Христа, Божией Матери и угодников Божиих, перенес много страданий от нечестивого императора и его единомышленников-иконоборцев, был подвергнут мучениям и отправлен в ссылку. Святой исповедник Никита скончался в начале IX века.

У мощей его совершались чудеса исцеления. В каноне службы ему, написанном Константинопольским пресвитером Иосифом, прославляется также брат святителя Никиты - святой Игнатий.

Святитель Игнатий I (+ 1288), епископ Ростовский, чудотворец.
Память 28 мая и в Соборе Ростово-Ярославских Святых.

Впервые упомянут в летописи под 1261 год в качестве архимандрита Авраамиева ростовского Богоявленского монастыря, когда великий князь Александр Ярославич и ростовские князья Борис и Глеб Васильковичи назначили его в помощь Ростовскому епископу Кириллу II (1231-1262), который к тому времени был очень стар. Св. Игнатий "бысть причетник церкви Св. Богородицы в Ростове".

19 сентября 1262 года он был хиротонисан во епископа Ростовского. Хиротонию возглавил Киевский митрополит Кирилл III (II).

Епископ Игнатий был одним из шести иерархов, участвовавших в Соборе 1273 года, созванном митр. Кириллом III с целью поставления на Владимирскую кафедру епископа Серапиона и обсуждения церковных нестроений.

Летописи фиксируют участие епископа Игнатия в событиях, связанных с ростовским княжеским домом. В 1266 г. в костромском Феодоровском соборе он венчал костромского кн. Василия Ярославича, в январе 1277 г. там же отпевал и хоронил его (уже как вел. кн. Владимирского). В 1269/70 году епископ Игнатий совершил предсмертный постриг в схиму юрьевского кн. Дмитрия Святославича; вероятно, он же отпевал князя в Юрьев-Польском Михаило-Архангельском мужском монастыре. 9 декабря 1271 года совершил отпевание вдовы ростовского кн. Василия (Василько) Константиновича княгини Марии в основанном ею Спасо-Преображенском монастыре в Ростове. В Ростовском Успенском соборе святитель отпевал супругу кн. Глеба Васильковича княгиню Феодору (20 декабря 1273), князей Бориса Васильковича (13 ноября 1277) и Глеба Васильковича (13 декабря 1278). 31 июля 1278 года в Ярославском соборе Пресвятой Богородицы епископ Игнятий обвенчал дочь св. кн. Феодора Ростиславича Чёрного с Михаилом Глебовичем, кн. белозерским. В 1286/1287 году на княжеском дворе по благословению святителя была заложена церковь во имя св. князей Бориса и Глеба. В 1281/1282 году епископ участвовал в примирении ростовских князей Дмитрия и Константина Борисовичей.

Согласно Московской академической летописи, отразившей краткий ростовский свод XV в., незадолго до своей кончины митр. Кирилл III "по оклеветанью разгневася на епископа Игнатья и, расмотрив, пакы благослови его". Более подробно конфликт изложен в летописях, восходящих к владимирскому своду, - Троицкой и Симеоновской. В этих текстах гнев митрополита на епископа Игнатия объясняется историей погребения кн. Глеба Васильковича. Князь был отпет и погребен в Ростовском Успенском соборе. Через девять недель в полночь епископ Игнатий "изрину" тело из княжеской усыпальницы и повелел похоронить его в соборе Спасо-Преображенского монастыря, основанного матерью Глеба княгиней Марией Михайловной. Митр. Кирилл запретил свт. Игнатия в служении, поскольку тот осудил кн. Глеба прежде суда Божия и поступил "не по правилом". Можно предположить, что причиной поступка епископа Игнатия было давление на архиерея со стороны нового ростовского кн. Дмитрия Борисовича, не признававшего прав покойного дяди на Ростов и не желавшего видеть его могилу в усыпальнице ростовских князей. Дмитрий Борисович ходатайствовал перед митрополитом, и тот простил Ростовского епископа.

В 1280 году епископ Игнатий побывал в Орде "за причет церковный" (по-видимому, архиерей ездил к хану Менгу-Тимуру по поручению митр. Кирилла испрашивать ярлык Русской Церкви), при этом летопись отмечает, что это была вторая поездка святителя в Орду.

В 1280/81 году по распоряжению святителя Успенский собор в Ростове был покрыт оловом, пол вымощен «мрамором красным». В конце ноября 1281 года в Переяславле епископ Игнатий с Новгородским архиепископом Климентом и Владимирским епископом Феодором совершили отпевание митр. Кирилла III.

Согласно Житию прп. Петра, царевича Ордынского, составленному на основе местного предания, скорее всего, в конце XV века, прп. Петр по благословению свт. Игнатия основал в Ростове монастырь во имя св. Апостолов Петра и Павла, после того как они явились святителю во сне.

Житие свт. Игнатия, по-видимому, было написано в конце XIII века. Известны 115 списков памятника. В тексте приведены дата и даже время кончины святителя: "В лето 6796-е преставися к Богу священноепископ Игнатии месяца маия в 28 день, в пяток, по вечерни", а также перечислены лица, присутствовавшие на отпевании. Подробно описаны несколько чудес, происшедших при погребении. Монахини Феодосия и Аксиния, а также другие молящиеся видели, как свт. Игнатий поднялся из гроба, пошел по воздуху, встал над церковью и благословил людей и город. Потом святитель "съступи над нижнюю комару, еже пред жертвенником, ту положиша тело его святое Божиим изволением". Второе чудо произошло с архимандритом Стефаном, который получил исцеление, прикоснувшись скрюченной от рождения рукой к телу святителя. Третье чудо состояло в том, что свт. Игнатий, словно живой, "простер руку, прият" свиток с именами всех рукоположенных им священников и диаконов. Источником Жития свт. Игнатия, вероятно, послужила записка, составленная очевидцем погребения святителя.

Местное прославление епископа Игнатия совершилось между концом XIII и началом XV века, вероятно, вскоре после его кончины. Сохранились два списка службы святому, один из которых создан, вероятно, в Ярославле, другой - в Переславле-Залесском. Канон изобилует молениями к святому о заступничестве «от нашествия иноплеменных», что свидетельствует о составлении службы до 1380 г. Память свт. Игнатия имеется в месяцеслове пергаменной Псалтири с восследованием первой трети XV века, возможно связанной с Кирилловым Белозерским в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырем.

Прославление свт. Игнатия совершилось в годы управления Ростовской епархией архиеп. Вассиана I (Рыло), вероятно между 1474 (прославление свт. Исаии Ростовского) и 1480 годами. Свт. Игнатий впервые упоминается как святой в 1480 году в «Послании на Угру» архиепископа Вассиана великому князю Иоанну III Васильевичу. Послание завершается словами: "С сим же всеми да будет милость великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молитвами Пречистыя Его Матери и святых великих чудотворцев Леонтия, и Исаии, и Игнатия, Ростовских чудотворцев, и всех святых". Очевидно, в это время был создан канон Ростовским святителям Леонтию, Исаии и Игнатию. В каноне празднование Ростовским святителям (23 мая (память свт. Леонтия)) уподобляется совершению памяти святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Имя святителя Игнатия встречается в месяцесловах XV века. В 1563 г. царь Иоанн IV Васильевич писал митр. св. Макарию, что Полоцк был взят русскими войсками по молитвам в т. ч. к семи Ростовским святым, среди которых назван свт. Игнатий. В Уставе служб Московского Успенского собора, составленном по распоряжению патриарха Филарета в 1621 года, на память свт. Игнатия 28 мая предписывалось: "Игнатию Ростовскому: благовест в лебедь, трезвон средней" (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 208). Память была исключена из числа «нарочитых» праздников между 1666 и 1743 гг.

К началу XX в. мощи святителя почивали в Успенском соборе Ростова, в стоявшей слева от иконостаса серебряной раке, которая была сделана по заказу Ярославского и Ростовского архиепископа Арсения (Верещагина) (1783-1799). 25 апреля 1920 года по постановлению десятого уездного съезда Советов мощи святителя Игнатия вместе с мощами святителей Исаии и Димитрия Ростовских, преподобных Авраамия Ростовского и Евфросинии Полоцкой, несмотря на протесты верующих, были выставлены в центре собора, с них сняты облачения. Через неделю раки с мощами были возвращены на свои места. В том же году рака святителя Игнатия была изъята из собора. В советское время мощи святителя находились в деревянной раке в Успенском соборе (в храме Богослужение не совершалось). В конце 1980-х годов часть мощей была перевезена в Троице-Сергиеву лавру, часть передана Ярославскому и Ростовскому архиепископу Платону (Удовенко). 5 июня 1999 года Ярославский и Ростовский архиепископ Михей (Хархаров) передал в Ростовский Успенский собор, где возобновилось Богослужение, ковчег с частицами мощей святителей Игнатия и Исаии, а также прп. Даниила Переяславского.

протоиерей Виктор Гурьев Пролог в поучениях на каждый день года Месяц Июнь.6-й день Слово Божие имеет могущественное действие на сердце человека (Преставление преподобного отца нашего Никиты Столпника, Переяславского чудотворца. Прол. Мая 24) Слово Божие имеет могущественное действие на сердце человеческое. В этом мы постараемся сейчас убедить вас. Преподобный отец наш Никита, память которого св. Церковь совершает 24 мая, родился и был воспитан в городе Переяславле Залесском. Смолоду он не отличался благочестием. Был суров, обидчив, производил мятежи, многие скорби наносил людям, привлекал к судам, грабил. И каков был сам, таковых имел и друзей. Однажды, во время вечерни, он вошел в церковь. Там он услышал следующие слова Писания: тако глаголет Господь, измыйтеся и чисти будете, отымите лукавство от душ ваших и прочия. Эти слова произвели такое действие на Никиту, что он пришел в ужас и, возвратившись домой, провел всю ночь без сна, все думая о том, что слышал. Утром он был в ужасе на долгое время, а потом, пришел в себя, вздохнул от всего сердца и сказал: «Увы мне, много, много я согрешил!» И вышел из дома, молясь и плача. Затем он пришел в один из монастырей, пал в ноги игумену и сказал: «Спаси душу погибающую!» Игумен дал ему епитимью, и он три дня стоял у монастырских ворот, плача и исповедуя грехи свои всем входившим и выходившим. Потом он вошел совершенно нагим в болото, сел в тростник и стал молиться Богу. Мошки и комары огромным облаком кружились над ним. Когда же он вернулся в монастырь, тела его невозможно было разглядеть, так обильно текла из него кровь. Игумен сказал ему: «Сын мой, что это ты сделал с собою?» Никита ничего другого не отвечал и только говорил игумену: «Отец, спаси погибающую душу!» Потом он стал пребывать в постоянных молитвах и посте, проводя без сна дни и ночи. Затем он устроил себе близ церкви столп и выкопал узкую тропинку под церковную стену, которою и приходил в церковь на молитву. За такие подвиги он получил от Бога дар чудотворений. И многие, одержимые различными недугами, приходя к нему, получали от него исцеление. Такое-то действие произвели на Никиту вышеприведенные слова Исаии: измыйтеся и чисти будете (Ис. 1, 16). Они сделали из грешника великого подвижника и святого чудотворца. И такое могущественное действие на сердца человеческие слово Божие имело и на других, и прежде, и теперь. Посмотрите в церкви на множество людей, обливающихся слезами. Кто вызывает у них эти слезы? Слово Божие. Посмотрите на трезвенников: сколько из них, доходивших чрез пьянство до нищеты, обратившись за помощью к Церкви и выслушав поучение церковное, бросали вино навсегда и делались честными людьми! А сколько слово Божие умирило враждующих между собою, сколько, казавшихся неисправимыми, отвело от греха и обратило к добродетели! Сколько уничтожило пороков, сколько поставило на путь истины! Да всего и не перечесть. Так помните же, что Иисус Христос всегда и ныне той же и во веки. Спешите к Нему, и Он даст вам воду живую, пия которую, вы не вжаждете во веки. Аминь.

Евангельское чтение:
Мк. 10:32-45
Лк. 7:36-50

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В этом мире есть понятие времени. Мы, взрослые люди, чувствуем его и знаем, что сейчас что-то должно произойти. Литургия по времени могла бы закончиться минут пятнадцать назад – в это время я обычно завершаю проповедь. Судя по всему, времени на то, чтобы мне сейчас что-то сказать, остаётся совсем немного.

Сегодня я хотел говорить о преподобной Марии Египетской. О её подвиге, о трудах, которые она понесла после страшных падений, блуда. Потом, после раздробленности и внутренней расчленённости, она достигла высоты. Будучи безграмотной, она могла читать Священное Писание наизусть. Это определённые высоты, к которым мы пока не подошли. Перед нами пример потрясающего восхождения по лестнице добродетели – из глубины ада, от блуда в самых низменных его порывах. Заметьте, в житии это описывается в очень достойной форме. Как Мария сказала старцу Зосиме: «Не хочу смущать тебя, отче, и сама в памяти своей не хочу поднимать ту бездну, ворошить прожитое». Это культура покаяния, мы должны этому поучиться. Я сегодня об этом хотел говорить, но скажу о другом.

Я хочу сказать, что радуюсь тому, что здесь, на Подворье, разнообразные труды по-своему несут самые разные люди. Они приходят сюда, чтобы отдавать свои силы. У нас несколько хоров: концертный хор, хор мальчиков, хор девиц и отроковиц, есть и совсем юные отроковицы, которые начали петь совсем недавно. Есть женщины, которые поют уже три года, а до этого не пели никогда. Если всех пересчитать, получится около сотни человек. Есть такое высказывание: «Пою Богу моему, дондеже есмь». Сегодняшняя Литургия бесценна. Сегодня совершалось таинство соприкосновения сердца с сердцем. Это хочется положить в душу, это очень дорогого стоит. Поэтому отодвигаю границы времени и слов, ухожу от формальных моментов спешки.

Радуюсь тому, что Господь даёт нам сокровище, которым важно дорожить. Вместе с тем важно быть внимательными к воспитанию: сегодня я двух отроков попросил задержаться и причастил последними. Опять же, ничего нового: мы читали сегодня в Евангелии о том, как два апостола хотели быть первыми. И вот – два отрока: кто из них раньше к Чаше подойдёт? Так они между собой спорили, что никого вокруг не видели. Но апостолы Иоанн и Иаков, хотевшие быть первыми, ныне во святых, и наши мальчики к Чаше подошли – правда, последними.

Житие преподобной Марии Египетской – пример подъёма по лестнице добродетели, чего я хотел бы пожелать всем вам. Радуюсь вместе с вами и на этом скажу: «Аминь!».

Протоиерей Андрей Алексеев

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода