Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Повесть как литературный жанр. История становления и развития.Типология

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ ЛЕТОПИСЬ – древнерусская летопись, созданная в 1110-х. Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу, объединены по годовым, или «погодичным», статьям (их также называют погодными записями). «Погодичные статьи», в которых объединялись сведения о событиях, произошедших в течение одного года, начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»). В этом отношении летописи, в том числе и Повесть временных лет , принципиально отличаются от известных в Древней Руси византийских хроник, из которых русские составители заимствовали многочисленные сведения из всемирной истории. В переводных византийских хрониках события были распределены не по годам, а по царствованиям императоров.

Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к 14 в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377. Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер. 15 в.).

Повесть временных лет – первая летопись, текст которой дошел до нас почти в первоначальном виде. Благодаря тщательному текстологическому анализу Повести временных лет исследователи обнаружили следы более ранних сочинений, вошедших в ее состав. Вероятно, древнейшие летописи были созданы в 11 в. Наибольшая признание получила гипотеза А.А.Шахматова (1864–1920), объясняющая возникновение и описывающая историю русского летописания 11– начала 12 в. Он прибегнул к сравнительному методу, сопоставив сохранившиеся летописи и выяснив их взаимосвязи. Согласно А.А.Шахматову, ок. 1037, но не позже 1044, был составлен Древнейший Киевский летописный свод , повествовавший о начале истории и о крещении Руси. Около 1073 в Киево-Печерском монастыре, вероятно, монахом Никоном был закончен первый Киево-Печерский летописный свод . В нем новые известия и сказания соединялись с текстом Древнейшего свода и с заимствованиями из Новгородской летописи середины 11 в. В 1093–1095 здесь же на основе свода Никона был составлен второй Киево-Печерский свод ; его также принято называть Начальным . (Название объясняется тем, что первоначально именно этот летописный свод А.А.Шахматов счел самым ранним.) В нем осуждались неразумие и слабость нынешних князей, которым противопоставлялись прежние мудрые и могущественные правители Руси.

В 1110–1113 была завершена первая редакция (версия) Повести временных лет – пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси: о войнах русских с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о княжеских преступлениях. Вероятный автор этой летописи – монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В первоначальном виде эта редакция не сохранилась.

В первой редакции Повести временных лет были отражены политические интересы тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 Святополк умер, и на киевский престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах . В 1116 монахом Сильвестром (в промономаховском духе) и в 1117–1118 неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст Повести временных лет был переработан. Так возникли вторая и третья редакции Повести временных лет ; древнейший список второй редакции дошел до нас в составе Лаврентьевской , а самый ранний список третьей – в составе Ипатьевской летописи .

Почти все русские летописи представляют собой своды – соединение нескольких текстов или известий из других источников более раннего времени. Древнерусские летописи 14–16 вв. открываются текстом Повести временных лет .

Название Повесть временных лет (точнее, Повести временных лет – в древнерусском тексте слово «повести» употреблено во множественном числе) обыкновенно переводится как Повесть минувших лет , но существуют и другие толкования: Повесть, в которой повествование распределено по годам или Повествование в отмеренных сроках , Повествование о последних временах – рассказывающее о событиях накануне конца света и Страшного суда.

Повествование в Повести временных лет начинается с рассказа о расселении на земле сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета – вместе со своими родами (в византийских хрониках начальной точкой отсчета было сотворение мира). Этот рассказ заимствован из Библии . Русские считали себя потомками Иафета. Таким образом русская история включалась в состав истории всемирной. Целями Повести временных лет было объяснение происхождения русских (восточных славян), происхождения княжеской власти (что для летописца тождественно происхождению княжеской династии) и описание крещения и распространения христианства на Руси. Повествование о русских событиях в Повести временных лет открывается описанием жизни восточнославянских (древнерусских) племен и двумя преданиями. Это рассказ о княжении в Киеве князя Кия, его братьев Щека, Хорива и сестры Лыбеди; о призвании враждующими северно-русскими племенами трех скандинавов (варягов) Рюрика, Трувора и Синеуса, – чтобы они стали князьями и установили в Русской земле порядок. Рассказ о братьях-варягах имеет точную дату – 862. Таким образом в историософской концепции Повести временных лет устанавливаются два источника власти на Руси – местный (Кий и его братья) и иноземный (варяги). Возведение правящих династий к иностранным родам традиционно для средневекового исторического сознания; подобные рассказы встречаются и в западноевропейских хрониках. Так правящей династии придавалась бóльшие знатность и достоинство.

Основные события в Повести временных лет – войны (внешние и междоусобные), основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов – глав Русской церкви.

Летописи, в том числе и Повесть …, – не художественные произведения в строгом смысле слова и не труд ученого-историка. В состав Повести временных лет включены договоры русских князей Олега Вещего, Игоря Рюриковича и Святослава Игоревича с Византией. Сами летописи имели, по-видимому, значение юридического документа. Некоторые ученые (например, И.Н.Данилевский) полагают, что летописи и, в частности, Повесть временных лет , составлялись не для людей, но для Страшного Суда, на котором Бог будет решать судьбы людей в конце мира: поэтому в летописях перечислялись грехи и заслуги правителей и народа.

Летописец обычно не истолковывает события, не ищет их отдаленные причины, а просто описывает их. В отношении к объяснению происходящего летописцы руководствуются провиденциализмом – все происходящее объясняется волей Божьей и рассматривается в свете грядущего конца света и Страшного Суда. Внимание к причинно-следственным связям событий и их прагматическая, а не провиденциальная интерпретация несущественны.

Для летописцев важен принцип аналогии, переклички между событиями прошлого и настоящего: настоящее мыслится как «эхо» событий и деяний прошлого, прежде всего деяний и поступков, описанных в Библии. Убийство Святополком Бориса и Глеба летописец представляет как повторение и обновление первоубийства, совершенного Каином (сказание Повести временных лет под 1015). Владимир Святославич – креститель Руси – сравнивается со святым Константином Великим , сделавшим христианство официальной религией в Римской империи (сказание о крещении Руси под 988).

Повести временных лет чуждо единство стиля, это «открытый» жанр. Самый простой элемент в летописном тексте – краткая погодная запись, лишь сообщающая о событии, но не описывающая ее.

В состав Повести временных лет также включаются предания. Например – рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа. Летописца неизменно интересуют известия о прошлом Русской земли, об основании городов, холмов, рек и о причинах, по которым они получили эти имена. Об этом также сообщают предания. В Повести временных лет доля преданий очень велика, так как описываемые в ней начальные события древнерусской истории отделены от времени работы первых летописцев многими десятилетиями и даже веками. В позднейших летописных сводах, рассказывающих о современных событиях, число преданий невелико, и они также находятся обыкновенно в части летописи, посвященной далекому прошлому.

В состав Повести временных лет включаются и повествования о святых, написанные особенным житийным стилем. Таков рассказ о братьях-князьях Борисе и Глебе под 1015, которые, подражая смирению и непротивлению Христа , безропотно приняли смерть от руки сводного брата Святополка, и повествование о святых печерских монахах под 1074.

Значительную часть текста в Повести временных лет занимают повествования о сражениях, написанные так называемым воинским стилем, и княжеские некрологи.

Издания: Памятники литературы Древней Руси. XI – первая половина XII века . М., 1978; Повесть временных лет . 2-е изд., доп. и испр. СПб., 1996, серия «Литературные памятники»; Библиотека литературы Древней Руси , т. 1. XI – начало XII в. СПб., 1997.

Андрей Ранчин

Литература:

Сухомлинов М.И. О древней русской летописи как памятнике литературном . СПб, 1856
Истрин В.М. Замечания о начале русского летописания . – Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук, т. 26, 1921; т. 27, 1922
Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение . М. – Л., 1947
Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи . М. – Л., 1963
Еремин И.П. «Повесть временных лет»: Проблемы ее историко-литературного изучения (1947 ). – В кн.: Еремин И.П. Литература Древней Руси: (Этюды и характеристики). М. – Л., 1966
Насонов А.Н. История русского летописания XI – начала XVIII в . М., 1969
Творогов О.В. Сюжетное повествование в летописях XI–XIIIвв. . – В кн.: Истоки русской беллетристики. Л., 1970
Алешковский М.Х. Повесть временных лет: Судьба литературного произведения в Древней Руси . М., 1971
Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания . М., 1977
Лихачев Д.С. Великое наследие. «Повесть временных лет» (1975). – Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3 тт., т. 2. Л., 1987
Шайкин А.А. «Се повести временных лет»: От Кия до Мономаха. М., 1989
Данилевский И.Н. Библеизмы «Повести временных лет» . – В кн.: Герменевтика древнерусской литературы . М., 1993. Вып. 3.
Данилевский И.Н. Библия и Повесть временных лет (К проблеме интерпретации летописных текстов ). – Отечественная история, 1993, № 1
Трубецкой Н.С. Лекции по древнерусской литературе (пер. с нем. М.А. Журинской). – В кн.: Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995
Приселков М.Д. История русского летописания XI–XV вв . (1940). 2-е изд. М., 1996
Ранчин А. М. Статьи о древнерусской литературе . М., 1999
Гиппиус А.А. «Повесть временных лет»: о возможном происхождении и значении названия . – В кн.: Из истории русской культуры , т. 1 (Древняя Русь). М., 2000
Шахматов А.А. 1) Разыскания о древнейших русских летописных сводах (1908). – В кн.: Шахматов А.А. Разыскания о русских летописях. М. – Жуковский, 2001
Живов В.М. Об этническом и религиозном сознании Нестора Летописца (1998). – В кн.: Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры . М., 2002
Шахматов А.А. История русского летописания , т. 1. СПб., 2002
Шахматов А.А. . Кн.1 2) Повесть временных лет (1916). – В кн.: Шахматов А.А. История русского летописания. Т. 1. Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды . Кн. 2. Раннее русское летописание XI–XII вв. СПб., 2003



«Повесть временных лет» - древнерусская летопись, созданная монахом Нестором в начале 12-го в.

Повесть представляет собой крупное сочинение, которое описывает события, происходящие на Руси начиная с прихода первых славян и заканчивая 12-м в. Сама летопись не является цельным повествованием, она включает в себя:

  • исторические записки;
  • погодичные статьи (начиная с 852 г.); одна статья рассказывает о событиях, произошедших за один год;
  • исторические документы;
  • поучения князей;
  • жития святых;
  • народные сказания.

История создания «Повести временных лет»

До появления «Повести временных лет» на Руси существовали другие сборники сочинений и исторические записки, составляли которые в основном монахи. Однако все эти записи носили локальный характер и не могли представить полную историю жизни Руси. Идея создания единой летописи принадлежит монаху Нестору, жившему и работавшему в Киево-Печерском монастыре на стыке 11-го и 12-го вв.

Среди ученых существуют некоторые расхождения по поводу истории написания повести. Согласно общепринятой теории, летопись была написана Нестором в Киеве. В основу первоначальной редакции легли ранние исторические записи, легенды, фольклорные рассказы, поучения и записи монахов. После написания Нестор и другие монахи несколько раз перерабатывали летопись, а позднее сам автор добавил в нее христианскую идеологию, и уже эта редакция считалась окончательной. Что касается даты создания летописи, то ученые называют две даты - 1037 и 1110 гг.

Летопись, составленная Нестором, считается первой русской летописью, а ее автор - первым летописцем. К сожалению, до наших дней не дошло древних редакций, самый ранний вариант, который существует сегодня, датируется 14-м в.

Жанр и идея «Повести временных лет»

Основной целью и идеей создания повести было желание изложить последовательно всю историю Руси с библейских времен, а затем постепенно дополнять летопись, кропотливо описывая все происходящие события.

Что касается жанра, то современные ученые полагают, что летопись нельзя назвать чисто историческим или чисто художественным жанром, так как в ней присутствуют элементы и того и другого. Поскольку «Повесть временных лет» несколько раз переписывалась и дополнялась, то ее жанр открытый, о чем говорят порой не согласующиеся друг с другом по стилю части.

«Повесть временных лет» отличалась тем, что события, рассказанные в ней, не истолковывались, а просто пересказывались максимально бесстрастно. Задача летописца - передать все то, что происходило, но не делать выводов. Однако стоит понимать, что летопись создавалась с точки зрения христианской идеологии, поэтому и носит соответствующий характер.

Помимо исторического значения, летопись также была юридическим документом, так как содержала некоторые своды законов и наставления великих князей (например, «Поучение Владимира Мономаха»).

Повесть можно условно разделить на три части:

  • в самом начале рассказывается о библейских временах (русские считались потомками Иафета), о происхождении славян, о для княжения, о становлении , о Крещении Руси и становлении государства;
  • основную часть составляют описания жизни князей ( , княгини Ольги , Ярослава Мудрого и др.), описания жизни святых, а также истории о завоеваниях и великих русских героях (Никита Кожемяка и др.);
  • заключительная часть посвящена описанию многочисленных , войн и сражений. Кроме того, в ней содержатся княжеские некрологи.

Значение «Повести временных лет»

«Повесть временных лет» стала первым письменным документом, в котором была систематически изложена история Руси, становление ее как государства. Именно эта летопись в дальнейшем легла в основу всех исторических документов и сказаний, именно из нее черпали и черпают свои знания современные историки. Кроме того, летопись стала литературным и культурным памятником русской письменности.

Одним из самых распространенных, древних и любимых литературных жанров была и остается повесть. Повесть относится к общепрозаическому жанру, который не имеет устойчивой и четко обозначенной границы объема, а потому занимает промежуточную позицию между рассказом и новеллой с одной стороны и романом с другой. Повесть тяготеет к сюжету, описанному в хронологической последовательности, сюжету, воспроизводящему естественный ход событий. Такое определение повести как литературного жанра более всего характерно для традиций отечественного литературоведения. В западном литературоведении в качестве определяющий повесть жанров, выступают роман и короткий роман.

Истоки литературной повести.

В отечественной литературоведческой традиции жанровое определение повести ведет свое начало еще от древнерусского отношения самого рассказчика – автора происходящим вокруг него событиям. Термин «повесть» ведет свое начало от древнерусского глагола «ведать» или «поведать». Древнерусское значение словосочетания – «весть о каком-либо событии» - напрямую указывает на тот факт, что жанр повести вобрал в себя предания, былины, сведения о случавшихся когда-то событиях, о которых слышал или же собственными глазами видел сам рассказчик.

При написании первых, древнерусских повестей, рассказчики в первую очередь опирались на самые важные для них источники – древние церковные летописи. Самым важным таким источником являлась «Повесть временных лет», созданная летописцем и монахом Нестором. Изучая ее, впоследствии многими авторами были написаны такие произведения как: «Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Повесть о святых Петре и Февронии», «Повесть о Калкской битве», чья неопровержимая достоверность и ценностно-культурная доминанта не могла вызвать сомнений у современников.

Сюжетная линия повести

Сюжетная линия практически в любой повести сосредоточена вокруг главных героев, личности и судьбы каждого из них, которые раскрываются в череде многочисленных, описываемых событий. В повести, сюжетные линии являющиеся побочными, как правило отсутствуют, что является отличительным признаком повести от романа. Повествование, ведущиеся в соответствии с четко обозначенным хронологическим периодом сконцентрировано на узком отрезке пространства и времени. В повести может описываться colocation , жизнь разных людей, различные исторические события и т.д.

Очень часто, повесть строится вокруг «злобы дня». Сам автор, который является современником и свидетелем этой «злобы» может в полной мере раскрыть ее суть и частично выразить свое отношение к ней через уста и действия своих литературных героев. Название повести очень часто связано с именем и образом действующего в ней лица: «Станционный смотритель» А.С. Пушкина, «Человек в футляре» А.П.Чехов, «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина и т.д.

» » Повесть как литературный жанр

Существуют различные прозаические жанры: рассказ, новелла, повесть, роман. Чем отличается один жанр от другого? Что такое повесть и чем отличается она от рассказа или романа?

Повестью называется один из жанров прозы. По своему объему повесть занимает промежуточное положение между рассказом и романом. Сюжет повести обычно воспроизводит естественные отрезки жизни и лишен интриги. Он сосредоточен на главном герое и на характере его личности. В повести обычно есть только одна сюжетная линия, в которой изображается всего несколько эпизодов из жизни главного героя.

Чем повесть отличается от рассказа

Повесть отличается от рассказа своим большим объемом. Так, если объем рассказа измеряется десятком страниц, то объем повести может составлять одну или несколько сотен страниц печатного текста. Помимо этого, рассказ представляет собой повествование об одном-двух эпизодах жизни главного героя, в то время как в повести может рассказываться о большем отрезке его жизни. В отличие от рассказа, в повести больше действующих лиц, а также событий.

Чем отличается сказка от повести

Прежде чем объяснить, чем отличается сказка от повести, расскажем о том, что между ними общего. Прежде всего, они относятся к прозе. Помимо этого, и сказка, и повесть рассказывают об определенном периоде из жизни главного героя. Но повесть строится на описании событий, которые происходили или могли бы происходить в обычной жизни, а сюжет сказки строится на вымысле. Таким образом, построение сюжетной линии повести базируется на принципе правдоподобия, что полностью исключено при создании сказки. Большинство сказок (кроме вторских) относится к фольклорному жанру, то есть, такие сказки не имеют конкретного автора.

Чему учит повесть

Как и любое произведение литературы, повесть таит в себе определенные уроки, которые читатели должны понять.

Давайте, например, разберемся, чему учит повесть «Старик и море». Вроде бы такое небольшое литературное произведение, но как много оно дает нам! Мы читаем эту повесть Хемингуэя и учимся настойчивости и преданности, борьбе за выживание и уверенности в том, что будущее будет лучше настоящего. Помимо этого, повесть учит кротости и покорности, надежде и смирению.

А вот повесть Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» учит умению преодолевать любые жизненные трудности и стремиться жить полноценной жизнью, помогать людям и при этом быть скромным человеком.

В чем смысл финала повести

Любая повесть имеет свой смысл, который чаще всего выражается в ее финале. Давайте проанализируем, в чем смысл финала повести Хемингуэя «Старик и море». Старик Сантьяго не чуждается людей, он не уходит от жизни, не замыкается в себе. Фактически остается открытой и перспектива дальнейшей деятельности, что можно рассматривать как веру автора в творческую и созидательную силу человека. В финале этой повести затрагивается также и тема непонимания между людьми, неумения ими слушать друг друга. Ведь группу туристов интересует только огромный скелет рыбы, и они не слышат рассказа о трагедии старика.

ПОВЕСТЬ - эпи-чес-кий жанр, пре-имущественно про-заи-че-ский; за-ни-ма-ет про-ме-жу-точ-ное по-ло-же-ние ме-ж-ду ро-ма-ном и рас-ска-зом как по объ-ё-му, так и по ти-пу по-ве-ст-во-ва-ния.

Вы-де-ле-ние повести в отдельный жанр при-над-ле-жит отечественному лите-ра-ту-ро-ве-де-нию и от-сут-ст-ву-ет в западно-ев-ропейской тра-ди-ции.

Повесть, как пра-ви-ло, тя-го-те-ет к хро-ни-каль-но-му сю-же-ту, не ос-лож-нён-но-му па-рал-лель-ны-ми ли-ния-ми и со-сре-до-то-чен-но-му во-круг гл. пер-со-на-жа; ох-ва-ты-ва-ет срав-ни-тель-но не-боль-шой пе-ри-од вре-ме-ни; не-ред-ко ха-рак-те-ри-зу-ет-ся пре-об-ла-да-ни-ем опи-са-тель-но-сти (пей-за-жи, ду-шев-ные со-стоя-ния и другое). В повести обыч-но от-чёт-ли-вее, чем в ро-ма-не, вы-ра-же-но при-сут-ст-вие ав-то-ра - его стрем-ле-ние «по-ве-дать», в ко-то-ром не-ко-то-рые ис-сле-до-ва-те-ли ус-мат-ри-ва-ют от-го-ло-сок свя-зи повести с уст-ной тра-ди-ци-ей рас-ска-зы-ва-ния, сбли-жаю-щей повесть с рас-ска-зом (в про-ти-во-по-лож-ность ро-ма-ну, ори-ен-ти-ро-ван-но-му на письм. куль-ту-ру). Вме-сте с тем о не-оп-ре-де-лён-но-сти жан-ро-вых гра-ниц повести сви-де-тель-ст-ву-ет, в ча-ст-но-сти, тот факт, что про-из-ве-де-ние, пер-во-на-чаль-но обо-зна-чен-ное ав-то-ром как «Повесть», в даль-ней-шем мо-жет быть на-зва-но им «ро-ма-ном» («Ру-дин» И.С. Тур-ге-не-ва). Объ-ём так-же не все-гда по-ка-зате-лен: «рас-сказ» Ф.М. Дос-то-ев-ско-го «Веч-ный муж» боль-ше его же «по-вес-ти» «Хо-зяй-ка» и «ро-ма-на» «Бед-ные лю-ди»; под-за-го-ло-вок «Повесть» дал сво-ей че-тырёх-том-ной хро-ни-ке «Жизнь Кли-ма Сам-ги-на» М. Горь-кий.

По ха-рак-те-ру со-дер-жа-ния при-ня-то вы-де-лять повести: био-гра-фи-че-ские, ис-то-ри-че-ские, пси-хо-ло-ги-че-ские, нра-во-опи-са-тель-ные, фан-та-сти-че-ские, во-ен-ные и другие; име-ет ме-сто так-же клас-си-фи-ка-ция Повестей по литературным на-прав-ле-ни-ям: сен-ти-мен-таль-ная, ро-ман-ти-че-ская и другие.

По-ня-тие «Повесть», со-хра-няю-щее не-ко-то-рую связь с по-ве-стью древ-не-рус-ской, в современом зна-че-нии скла-ды-ва-ет-ся на ру-беже XVIII-XIX веков и свя-за-но с твор-че-ст-вом Н.М. Ка-рам-зи-на («Бед-ная Ли-за», «Ост-ров Борн-гольм» и другие). Упот-реб-ле-ние в за-го-лов-ках про-из-ве-де-ний XVIII века сло-ва «Повесть» не име-ло тер-ми-но-ло-гического зна-че-ния и ис-поль-зо-ва-лось для по-ве-ст-во-вательных про-из-ве-де-ний раз-но-го объ-ё-ма и со-дер-жа-ния. Русская повесть по-лу-чи-ла ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние в 1820-1830-е годы («Ро-ман и Оль-га», «Ре-вель-ский тур-нир», «Фре-гат "На-де-ж-да"», «Ама-лат-Бек» А.А. Бес-ту-же-ва; «Ла-фер-тов-ская ма-ков-ни-ца» А. По-го-рель-ско-го; «Ве-чер на-ка-ну-не Ива-на Ку-па-ла», «Ночь пе-ред Ро-ж-де-ст-вом», «Ста-ро-свет-ские по-ме-щи-ки», «Нев-ский про-спект» Н.В. Го-го-ля; «По-вес-ти по-кой-но-го Ива-на Пет-ро-ви-ча Бел-ки-на», «Еги-пет-ские но-чи» А.С. Пуш-ки-на, и другие) и вы-дви-ну-лась на пер-вый план в литературе 1840-х годов («Боль-шой свет», «Та-ран-тас» В.А. Сол-ло-гу-ба; «Ши-нель» Го-го-ля; «По-линь-ка Сакс» А.В. Дру-жи-ни-на; «Де-рев-ня», «Ан-тон Го-ре-мы-ка» Д.В. Гри-го-ро-ви-ча; «Двой-ник», «Сла-бое серд-це», «Бе-лые но-чи» Ф.М. Дос-то-ев-ско-го; «Док-тор Кру-пов», «Со-ро-ка-во-ров-ка» А.И. Гер-це-на, и другие). Сыг-рав за-мет-ную роль во 2-й половине XIX века («Ася», «Пер-вая лю-бовь», «Веш-ние во-ды» И.С. Тур-гене-ва; «Дет-ские го-ды Баг-ро-ва-вну-ка» С.Т. Ак-са-ко-ва; «Дет-ст-во», «От-ро-че-ст-во», «Юность», «Смерть Ива-на Иль-и-ча», «Крей-це-ро-ва со-на-та» Л.Н. Тол-сто-го; «Се-ло Сте-пан-чи-ко-во и его оби-та-те-ли», «За-пис-ки из под-по-лья» Дос-то-ев-ско-го; «Степь», «Па-ла-та № 6», «Три го-да», «Моя жизнь» А.П. Че-хо-ва, и другие), повесть и в даль-ней-шем про-дол-жа-ет ос-та-вать-ся од-ним из ве-ду-щих жан-ров отечественной про-зы.

Сре-ди сти-хотворных про-из-ве-де-ний, по-лу-чив-ших ав-тор-ское обо-зна-че-ние «Повесть»: «Мед-ный всад-ник» («пе-тер-бург-ская по-весть») А.С. Пуш-ки-на , «Де-мон» и «Из-ма-ил-бей» («вос-точ-ные по-вес-ти») и «Там-бов-ская ка-зна-чей-ша» («со-вре-мен-ная по-весть») М.Ю. Лер-мон-то-ва, «Эда» («фин-лянд-ская по-весть») Е.А. Бо-ра-тын-ско-го, «Мая-ков-ский на-чи-на-ет-ся» («по-весть в сти-хах») Н.Н. Асее-ва.

Дополнительная литература:

Бе-лин-ский В.Г. О рус-ской по-вес-ти и по-вес-тях г. Го-го-ля // Бе-лин-ский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1953. Т. 1; он же. Раз-де-ле-ние по-эзии на ро-ды и ви-ды // Там же. М., 1954. Т. 5; Рус-ская по-весть XIX в.: Ис-то-рия и про-бле-ма-ти-ка жан-ра. Л., 1973; Рус-ская со-вет-ская по-весть 20-30-х гг. Л., 1976; Уте-хин Н.П. Жан-ры эпи-чес-кой про-зы. Л., 1982; Чи-че-рин А.В. Очер-ки по ис-то-рии рус-ско-го ли-те-ра-тур-но-го сти-ля: по-ве-ст-во-ва-тель-ная про-за и ли-рика. М., 1985.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода