Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Политическое участие. Прямое и опосредованное участие

План:
1. Понятие «политического участия».
2. Формы политического участия:
а) непосредственное участие;
б) опосредованное участие;
в) автономное участие;
г) мобилизационное участие.
3. Мотивы участия избирателя в выборах:
а) интерес к политике;
б) политическая компетентность;
в) удовлетворение потребностей.
4. Политический абсентеизм.

Основные положения темы

Политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непо­средственно или опосредованно.

Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое)политическое участие – это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений; прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.); обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия ре­шений; деятельность политических лидеров.Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Особенности политического участия индивида:

1) самоопределениеиндивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур;
2) самооценкасобственных качеств, свойств, возможнос­тей как деятельного субъекта политики.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.
Виды политического участия:

1) случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;

2) участие «по совместительству» – человек участву­ет в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;

3) профессиональное участие – человек делает полити­ческую деятельность своей профессией.
Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и ста­бильность политического участия.

Формы политического участия:
1) обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей;
2) лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц;
3) направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти;
4) политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воз­действие на нее;
5) выборы, референдумы (лат. referendum - то, что дол­жно быть сообщено) – волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.

Противоположной формой является демонстративное не­участие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике – абсентеизм.Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) - форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

Тема 5: «Политическое лидерство»

План:
1. Сущность политического лидерства.
2. Функции политического лидера:
а) интегративная;
б) ориентированная;
в) инструментальная;
г) мобилизационная;
д) коммуникативная;
3. Типы лидерства:
а) в зависимости от масштабов лидерства;
б) в зависимости от стиля лидерства;
в) типология М. Вебера.

Основные положения темы

Политическое лидерство представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу. Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации.

Функции политического лидера:
1) анализирует политическую обстановку, верно оценивает состояние общества;
2) формулирует цели, разрабатывает программу действий;
3) укрепляет связь власти и народа, обеспечивает власти массовую поддержку;
4) охраняет общество от раскола, выполняет функцию арбитра в столкновении различных групп;
5) ведёт политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет связи с партиями, организациями, движениями.

Существуют разнообразные классификации лидеров.

Типы лидерства.
По масштабу лидерства: 1) общенациональный лидер; 2) лидер большой социальной группы; 3) лидер политической партии.

По стилю лидерства:
1) демократический; 2) авторитарный.

Широко распространенной является типология лидерства, предложенная М.Вебером. В зависимости от способа легитимации власти он выделил три основных типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству. Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.Рационально-легальное лидерство характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера с посредством разработанных процедур и формальных правил. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпуск­ников заданий содержательной линии «Политика».

Задания для систематизации материала

Как было уже сказано выше, выпускники испытали трудности при выполнении заданий повышенного уровня – анализ двух суждений. Согласно спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию это задание А17.

Примеры заданий А17

Верны ли следующие суждения о демократическом государстве? А. В демократическом государстве обеспечен высокий уровень жизни всем гражданам. Б. В демократическом государстве гарантирована защита прав всех граждан. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны При выполнении задания нужно вспомнить, какое государство называется демократическим. Демократическое государство – это такое государство,устройство и деятельность которого соответствуют воле народа,общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.Недостаточно только провозгласитьгосударство демократическим (этоделают и тоталитарные государства), главное- обеспечить его устройство идеятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиямидемократизма. Важнейшие признаки демократического государства: а) реальная представительная демократия; б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.Как участники политической жизни, все граждане в демократическом государстве равны.Однако далеко не все государства могут уже сегодня реально защитить права и свободы человека. Одна из основных причин – состояние экономики страны. Ведь социальная функция может осуществляться в полном объеме лишь при высоком уровне экономического развития. Это наиболее сложная задача, поскольку решение социальных вопросов требует роста производства, «накопления народного богатства». Это значит, что высокий уровень жизни всех граждан в демократическом государстве не всегда обеспечен в силу экономических проблем прежде всего. Ответ: 2

2. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?
А. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатов по партийным спискам.
Б. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатов по одномандатным округам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 2 (теорию см. выше)

Верны ли следующие суждения? А. Понятие «политическая система» шире понятия «политический режим Б. В рамках одного и того же политического режима могут существовать различные политические системы 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Вспомним, что означают понятия «политический режим» и « политическая система».Политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции. Политический режим – совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране.Одним из структурных компонентов институциональной подсистемы политической системы является государство. А политический режим – один из элементов формы государства. Следовательно, мы видим, что первое утверждение верно. Разберёмся со вторым утверждением. Выделяют демократические и тоталитарные политические системы. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный. Одна и та же политическая система может функционировать в различных режимах в зависимости от того, каковы намерения правящей элиты и ее лидера. Но в рамках одного и того же политического режима не могут существовать различные политические системы. Второе утверждение неверно. Ответ: 1

Невысокие результаты были продемонстрированы и при выполнении задания на применение терминов и понятий в определенном контексте (В6).

Примеры заданий В6

1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________(А). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________(Б), а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________(В), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___________(Г). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________(Д) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________(Е), отражающих интересы различных социальных групп».

Список терминов:

1)единство
2) фракция
3) выборы
4) движение
5) лидер
6) социум
7) партия
8) группа
9) членство

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова.Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А Б В Г Д Е

Copyright MyCorp © 2012


Похожая информация.


Арендный блок

Основные понятия: политическое участие, опосредованное (представительное) политическое участие, непосредственное (прямое) политическое участие, случайное (разовое) политическое участие, политическое участие «по совместительству», профессиональное политическое участие, формы политического участия, референдум, политическое отчуждение, политическая пассивность, политическая активность, абсентеизм, функции политического участия.

Политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений:

1) опосредованное (представительное) политическое участие – осуществляется через избранных представителей;

2) непосредственное (прямое) политическое участие – воздействие гражданина на власть без посредников (например, участие в деятельности политических партий, в митингах, пикетированиях и др., встречи с политическими деятелями и т. д.).

Объём возможного участия определяется политическими правами и свободами.

Виды политического участия:

1) Случайное (разовое) участие. Человек лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом.

2) Участие «по совместительству». Человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности.

3) Профессиональное участие. Человек делает политическую деятельность своей профессией.

Формы политического участия:

1) Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей.

2) Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на её решения в пользу группы лиц.

3) Направление различных проектов и предложений по принятию нормативных правовых актов и законов в органы власти.

4) Политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на неё.

5) Выборы, референдумы (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено) – волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.

Основные типы политической деятельности:

1) Политическое отчуждение – сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п.

2) Политическая пассивность – субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.

3) Политическая активность–стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать её, реализуя свои интересы.

Абсентеизм (от лат. absens – отсутствующий) – форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

Функции политического участия: 1) Включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений. 2) Удовлетворение стремления индивида к участию в различных

формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития.

Страница 1

Скачать


Размер: 240 Кб

Если права нарушаются государством, то человек, чьи права нарушены, может требовать от суда неприменения нормативного акта в отношении него, а также признания нормативного акта недействительным ввиду противоречия его Конституции или действующему законодательству.

Если нарушения допущены случайным лицом, которое ни в каких отношениях с потерпевшим не состояло, то последний вправе требовать компенсацию морального вреда, если нарушается неимущественное право. А также вправе требовать компенсацию фактически понесенных убытков и морального вреда , если речь идет о нарушении имущественного права.

Билет № 18

1. Приведите примеры непосредственного и опосредованного политического участия. Раскройте значение участия граждан в политике.

Политическое участие определяется как индивидуальные или групповые действия с целью влияния на власть любого уровня. Оно является неотъемлемой формой политической деятельности людей, которая служит одним из средств выражения и достижения их интересов.

В противоположность демократическому политическому участию, в авторитарном и тоталитарном обществе часть населения частично или полностью устраняется от участия в политике.

Политическое участие выражается в двух основных типах:

Прямое (непосредственное) политическое участие имеет место в рамках небольших политических общностей, когда решения принимаются большинством голосов участников. Оно может выступать в нескольких формах участия:

- формальных общественно-политических организациях,

- неформальных организациях и движениях

- референдумах, плебисцитах

- в различных кампаниях и манифестациях, митингах, забастовках

- обращение с жалобами, петициями к правительству и т.д.

- крайняя форма – мятеж и революция.

Представительное (опосредованное) политическое участие означает осуществление и реализацию интересов социальных субъектов через своих представителей и характерно для больших социальных общностей, где все вместе не могут решать вопросы государственной важности.

Основными посредниками политического участия в современном обществе выступают:

- выборные государственные органы,

- политические партии

- общественно - политические организации.

Выдвижение своих представителей осуществляется посредством выборов, а сущность избирательной системы во многом определяет степень выраженности интересов всего общества.



Представительное политическое участие создает возможность искажения воли масс, поскольку однажды выдвинутые представители могут преследовать собственные интересы, совершенно не совпадающие с интересами тех, кого они представляют. К тому же массы теряют контроль над своими представителями, и степень их политического участия снижается.

Особую форму политического участия представляет собой чтение политической литературы и периодики, прослушивание и просмотр политических теле - и радиопередач с их последующим обсуждением. Эта форма не поддается качественному и количественному описанию и представляет собой как бы переход от политического участия к иммобильности (неучастию).

В последнее время в нашем обществе замечается тенденция к абсентеиму уклонению от участия в политике. Избегают политики, как правило, люди с низким уровнем образования, не уверенные в себе и своих возможностях. Но абсентеистом может стать и хорошо образованный человек, разочарованный в своем политическом участии из-за отсутствия желаемых результатов. Уклонение от политики нередко обусловлено распадом групповых ценностей или утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе. Это грозит негативными последствиями развитию гражданского общества в целом.

Свободное и добровольное политическое участие граждан, преследующих свои личные или групповые интересы, называется автономным участием. Его противоположностью является участие мобилизованное , имеющее принудительный характер. Например, в СССР под угрозой каких-либо санкций граждане были обязаны участвовать в праздничных демонстрациях, чтобы показать всенародное единство и одобрение проводимой политической линии. Мобилизованное участие доминирует в тоталитарных и авторитарных политических режимах, а автономное - в режимах демократических.



«Только в условиях демократии, - подчеркивает современный американский политолог С. Верба, - политическое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давление на тех, кому данная информация адресована» . Так, граждане, возмущенные несправедливостью того или иного решения, требуют его пересмотра. Они обращаются с петициями, письмами, заявлениями в соответствующие инстанции, на радио, телевидение, в редакции газет и журналов. Иногда предпринимают и различные акции протеста: забастовки, митинги и пр. Проблема приобретает общественный резонанс и вынуждает власть изменить или скорректировать свое решение.

Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений.

Политическое участие позволяет выявить реальную роль гражданина, отдельных слоев, групп, классов как на местном уровне, так и в политической системе общества.

Политическое участие зависит от политического режима. Так, в демократическом обществе это участие - всеобщее, свободное, инициативное и действенное в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан. Оно является для них средством достижения целей, реализации потребностей в самовыражении и самоутверждении, в проявлении чувства гражданственности.

Демократическое общество допускает такие формы протеста и несогласия, как митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, забастовки, направление петиций.

Авторитарный режим часть населения полностью или частично отстраняет от участия в политике. Тоталитарное общество стремится мобилизовать массы на ритуальные действия поддержки режима. Граждане вынуждены под страхом наказания и экономических санкций идти на митинги, демонстрации, организуемые правящей элитой. В этом случае политическое участие масс находится под жестким контролем со стороны правящей группировки, им манипулируют для укрепления власти. В диктаторско-тоталитарном обществе запрещены все формы политического протеста и даже несогласия. Несогласные с проводимым политическим курсом объявляются врагами народа, злоумышленниками; по отношению к ним применяются репрессии.

Прямое и опосредованное участие

Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительной). Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления, осуществляемого гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. В пятом разделе Конституции Республики Беларусь определяются основные задачи и компетенция органов местного управления и самоуправления. Формой прямого участия граждан в решении важнейших вопросов государственной и общественной жизни являются общегосударственные и местные референдумы, которые также предусматриваются Конституцией Республики Беларусь (глава 2).

При опосредованном участии массы выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Чем крупнее общество, тем меньше возможностей для самоуправления. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, поскольку избранные представители, депутаты могут преследовать собственные интересы, не совпадающие с интересами тех, кого они представляют. Массы могут терять контроль над своими представителями, и степень их политического участия снижается. Тем не менее, представительное участие является единственно возможным в крупных политических системах.

В зависимости от политического режима, традиций, размеров территории, численности населения, развитости средств транспорта и коммуникаций в каждом обществе наблюдается различное сочетание прямого и опосредованного политического участия. Посредниками участия в современном обществе выступают политические партии, общественно-политические организации и движения, а основной формой его - выборы.

Типы политического участия

Для политического участия граждан важное значение имеют как объективные условия (расстановка политических сил, политическая культура общества), так и их субъективное отношение к политической системе, мотивы участия в политике, их ценности, потребности, знания, информированность. Эти и другие факторы влияют на то, становится или не становится человек частью некоего политического целого.

Одна из наиболее разработанных схем политического участия включает следующие элементы:

  • - реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, не связанная с необходимостью участвовать в каких-либо действиях;
  • - участие в делегировании полномочий (выборах). Это электоральное поведение;
  • - участие в деятельности политических и иных организаций;
  • - выполнение политических функций в рамках государственных и иных политических институтов, в том числе в оппозиционных партиях и т.д. Это профессиональные политики, должностные лица, депутаты, лидеры и функционеры партий;
  • - прямые действия (участие в митингах, демонстрациях и т.д.).

Если активность людей направлена на поддержание существующих порядков, то политическая система ее поддерживает. Если же отдельные группы требуют изменений, то правящие круги могут на них реагировать по-разному в демократических и недемократических странах, даже применяя насилие. Если процесс принятия решений сосредоточен исключительно в кабинетах властей, то отчужденные от политики массы выступают в ней лишь как исполнители. Политическая жизнь может выходить на улицы и становиться народным действием, но и тогда это действие определяется типом общества. При авторитарном или тоталитарном правлении массовые акции - это часть официального ритуала, демонстрирование поддержки и одобрения политики, иногда не без харизматического подъема Политическое участие может быть направлено против действий и решений властей, выражая протест, возмущение, неприятие данной политической линии. Политический протест - это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Как правило, протест возникает там, где действуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти.

К формам политического протеста относятся такие действия, как политическое и гражданское неповиновение, петиции, бойкоты, повреждение собственности, саботаж, убийства, похищения, террор, партизанские действия, революции, войны.

Прямое и опосредованное участие

Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительной). Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления, осуществляемого гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. В пятом разделе Конституции Республики Беларусь определяются основные задачи и компетенция органов местного управления и самоуправления. Формой прямого участия граждан в решении важнейших вопросов государственной и общественной жизни являются общегосударственные и местные референдумы, которые также предусматриваются Конституцией Республики Беларусь (глава 2).

При опосредованном участии массы выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Чем крупнее общество, тем меньше возможностей для самоуправления. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, поскольку избранные представители, депутаты могут преследовать собственные интересы, не совпадающие с интересами тех, кого они представляют. Массы могут терять контроль над своими представителями, и степень их политического участия снижается. Тем не менее, представительное участие является единственно возможным в крупных политических системах.

В зависимости от политического режима, традиций, размеров территории, численности населения, развитости средств транспорта и коммуникаций в каждом обществе наблюдается различное сочетание прямого и опосредованного политического участия. Посредниками участия в современном обществе выступают политические партии, общественно-политические организации и движения, а основной формой его – выборы.

Для политического участия граждан важное значение имеют как объективные условия (расстановка политических сил, политическая культура общества), так и их субъективное отношение к политической системе, мотивы участия в политике, их ценности, потребности, знания, информированность. Эти и другие факторы влияют на то, становится или не становится человек частью некоего политического целого.

Одна из наиболее разработанных схем политического участия (См.: Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. – М. – 1990. – С. 24-37) включает следующие элементы:

Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, не связанная с необходимостью участвовать в каких-либо действиях;


Участие в делегировании полномочий (выборах). Это электоральное поведение;

Участие в деятельности политических и иных организаций;

Выполнение политических функций в рамках государственных и иных политических институтов, в том числе в оппозиционных партиях и т.д. Это профессиональные политики, должностные лица, депутаты, лидеры и функционеры партий;

Прямые действия (участие в митингах, демонстрациях и т.д.).

Эти типы участия весьма неравнозначны. Одни из них занимают скромное место в политической жизни, другие весьма развиты, что позволяет судить о политической культуре конкретного общества. Так, из всех форм политической активности на Западе наиболее развитой является электоральная, хотя процент голосующих в разных странах неодинаков. Даже членство в партиях ограничивается зачастую участием в предвыборной кампании данной партии, голосованием за ее кандидатов. Действительная активность – это удел немногих, меньшинства.

Если активность людей направлена на поддержание существующих порядков, то политическая система ее поддерживает. Если же отдельные группы требуют изменений, то правящие круги могут на них реагировать по-разному в демократических и недемократических странах, даже применяя насилие. Если процесс принятия решений сосредоточен исключительно в кабинетах властей, то отчужденные от политики массы выступают в ней лишь как исполнители. Политическая жизнь может выходить на улицы и становиться народным действием, но и тогда это действие определяется типом общества. При авторитарном или тоталитарном правлении массовые акции – это часть официального ритуала, демонстрирование поддержки и одобрения политики, иногда не без харизматического подъема. В демократическом обществе политика на улице – это необходимый элемент политической жизни, фактор обратной связи власти и народа, форма народовластия. Политическое участие масс активизируется, если ошибки власти приводят к конфликту с обществом. Тогда митинги, марши, шествия становятся способом волеизъявления народных движений, партий, широких масс. Политическое участие может быть направлено против действий и решений властей, выражая протест, возмущение, неприятие данной политической линии. Политический протест – это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Как правило, протест возникает там, где действуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти.

К формам политического протеста относятся такие действия, как политическое и гражданское неповиновение, петиции, бойкоты, повреждение собственности, саботаж, убийства, похищения, террор, партизанские действия, революции, войны.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода