Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Остров пасхи и его молчаливые истуканы. Моаи - каменные истуканы острова пасхи

Каменниые жители острова Пасхи - каменные истуканы - пожалуй, самые загадочные культовые изваяния в истории человечества. Даже о более древних египетских пирамидах ученые знают практически все, а вот о каменных идолах с острова Пасхи - ничего.
В 3703км от побережья Южной Америки на востоке и в 1819км от ближайших населённых островов на западе расположен небольшой остров треугольной формы, площадью всего 165 квадратных километров. Остров имеет целых три туземных названия - Те-Пито-те-Хенуа, что означает “Пуп островов”, «Рапа-нуи» (“Большой Рапа”), и третье - “Глаз, смотрящий в небо”, на оригинале - Мата-Ките-Рани. Европейцами же клочок суши назван островом Пасхи.

Самой выдающейся достопримечательностью этой земли являются известные всему миру изваяния каменных истуканов - моаи. Всего статуй 997 и их облик настолько своеобразен, что эти внушительных размеров головы, помещенные на тщедушные тельца, эти лица, утяжеленные мощными подбородками и длинными ушами, не спутаешь ни с одним другим творением человеческих рук. Отдельные изваяния щеголяют тысячекилограммовыми головными уборами красного цвета. Несмотря на то, что тайны истуканов не дают покоя людям практически с момента открытия острова Пасхи, несмотря на наличие множества оригинальных и остроумных теорий их предназначения, главные вопросы, касающиеся моаи, до сих пор остаются на повестке дня: кто, когда и главное, зачем их создал, как доставляли многотонные скульптуры к месту установки и почему они оказались поверженными?

Кого изображали идолы?

На этот вопрос, как и на вопрос: кому посвящались изображения, современная наука не имеет точного ответа. Коренные жители утратили историческую память. Кроме этого, почти все коренное население острова вымерло в 19в, во время эпидемии оспы, завезенной сюда с континента. Существует теория, что истуканы выполняли функции, надгробных памятников, т.е. являлись стражами умерших и изображали покойных предков. Другие теории видят в рослых изваяниях приспособления для морского ориентирования, ведь на лишенном деревьев острове статуи хорошо различимы с далекого расстояния. Кто-то даже спроецировал расположение моаи на звездную карту и считает их астрономическими знаками. В любом случае ни одна из теорий по сию пору стопроцентно не доказана.

Вероятно, как и у большинства культовых предметов, предназначение идолов со временем изменялось. Моаи старшего возраста, служили, скорее всего, изображениями местных богов. На это указывает их сходство с каменными статуями полинезийцев, жителей Маркизских островов. Начиная с 14-15вв, скульпторы острова в устоявшейся уже манере, принялись ваять своих правителей, вождей кланов, воевод, жрецов и прочих выдающихся местных жителей. То, что это не изображения одного какого-то бога или человека, доказывает наличие у каждого идола имени собственного. Доподлинно расшифровано в наши дни чуть более 50 имен моаи. Имя могло даваться статуе вне зависимости от того, кого она олицетворяла: человека, духа или бога. А могло и совпадать с именем скульптора-изготовителя скульптуры. В тех же случаях, когда данное при рождении имя забывалось, статуи называли или общими понятиями «Статуя бога», «Статуя колдуна» и т. д., или по месторасположению или скульптурным особенностям: «Статуя возле дома», «Прямая моаи» и т.п.

Одинаковые или разные?

Одно не подлежит сомнению в загадках идолов: кем бы статуи не считались, они, без сомнения, были культовыми фигурами. Культ моаи царил на острове Пасхи с 12 по 17вв. За истекший период много воды утекло: претерпели изменения прикладные предназначения фигур, даже их внешний вид. Изготовленные в разное время изваяния значительно отличаются друг от друга по своим антропометрическим параметрам: по форме, высоте и ширине.

Самые древние статуи не превышали в высоту человеческого роста и изготавливались из базальта. У них очень мало общего с каноническими скульптурами более позднего периода, разве что не изменяемое веками местоположение рук. Со временем эти базальтовые изделия перестали вообще играть какую-либо роль в сознании местных жителей, зачастую их стали использовать в качестве строительного и ремонтного материала церемониальных площадок аху. Аху представляют собой ровную либо слегка наклоненную к морю площадку длиной от десяти до ста метров и шириной около пятидесяти. В большинстве своем, они расположены на морском берегу, отделенные от воды только пьедесталом для моаи высотой от 3 до 6м. Устанавливались ли первенцы скульптурного ряда Пасхи на постаменты-платформы, до сих пор осталось невыясненным.

Примерно в середине 14в технология изготовления идолов изменилась. Их стали делать из вулканического туфа (в просторечии, пемзы) в карьере потухшего вулкана Рано-Рараку. Именно тогда статуи и приобрели свой канонический вид. Изваяния значительно прибавили в росте, стали достигать 10-12м высоты, а их масса приблизилась к 20т. В 1868г. англичане попытались вывезти какой-либо образец зодчества острова Пасхи на родину, но не смогли даже сдвинуть их с места. После многочисленных попыток транспортировать полноростовую скульптуру, моряки оставили эти намерения, и обошлись 2,5м бюстом, который и по сей день можно наблюдать в Британском музее. Самая же большая статуя, высотой свыше 21м и массой приближающейся к 100т, так и осталась недоделанной. Ее можно наблюдать в карьере, где она лежит с момента начала изготовления.

Несмотря на то, что все скульптуры имеют схожие пропорции и большое количество общих черт, каждая из них по-своему уникальна, ее черты индивидуальны. Интересно, что у всех статуй имеются удлиненные мочки ушей. Эта особенность дала повод некоторым исследователям говорить о том, что идолы - не люди, а инопланетяне. В действительности же, длинные уши - всего лишь обман зрения. Голова идолов чрезвычайно вытянута, согласно канонам местной традиции, из-за этого и кажется, что верхняя часть ушей расположена на уровне макушки.

Скульпторы острова Пасхи

Непривычный внешний вид моаи порождает множество версий происхождения скульптур. Некоторые исследователи выдвигают совершенно фантастические версии, например, считая, что изготовителями этих памятников были мифические персонажи (атланты) или даже космические пришельцы. Однако на самом деле, туфовые истуканы - дело рук самих «пасхальцев». И этому сохранились исчерпывающие доказательства. В кратере Рано-Рараку до сих пор наличествует своеобразная мастерская по изготовлению идолов. Дело это было поставлено на поток. Жители острова одновременно трудились над производством большого количества статуй. Множество незаконченных идолов в разной степени готовности находятся в каменоломне. Работа над одними из них прекращено из-за обнаружившегося брака в материале: трещин в камне или вкраплений твердых пород, не дающих возможности выточить нос или подбородок идола. Другие брошены на различных стадиях работы, встречаются и почти бесформенные глыбы, и почти готовые изделия. Свыше 300 моаи остались незавершенными, потому что островитяне по непонятным причинам неожиданно прекратили ваяние статуй и забросили карьер навсегда.

Изготавливались моаи следующим образом: первоначально в туфе высекалось лицо, затем уши и руки с длиннющими пальцами, соединенные ниже живота. Затем скульпторы формировали спину фигуры, вырубая камни с боков. Все еще соединенную спиной с основной породой статую полировали, и только потом обрезали эту спинную пуповину и спускали готовое изделие вниз, к подножию вулкана. В скопившихся за века работы тоннах осколков и отходов камнерезной деятельности вырывали яму, куда устанавливали почти готовую статую. В вертикальном положении заканчивали доводку шеи и спины идола, после чего фигура подвергалась окончательной полировке пемзой и была готова к транспортировке к месту установки.

Для работы над истуканами мастера использовали набор каменных рубил различного размера, изготовленных из базальта. По форме рубила напоминали долото, в среднем они имели в длину 30-40 см, но иные достигали и метра. Сложно сказать, сколько времени занимал творческий процесс. Тур Хейердал, посвятивший много времени изучению острова Пасхи, совместно с потомками каменотесов, решил выяснить это экспериментальным путем. Сменяя друг друга, две бригады камнерезчиков изготовили контуры будущей фигуры. На это у них ушел год работы. Готовую же статую требовалось еще доставить к месту установки, что тоже требовало и сил, и времени. Каким же образом это происходило?

Шагающие гиганты

Из всех технических средств, способных помочь в процессе транспортировки многотонных изваяний, жители острова располагали только веревками да древесными стволами, из которых изготавливались катки и рычаги. Может быть, при перевозке по воде можно было изготовить из того же дерева большой плот или грузовую лодку? В любом случае, спуск тяжелой статуи вниз со склона вулкана, транспортировка его на несколько километров и последующий подъем на церемониальную площадку аху требовали от немногочисленного населения острова титанических усилий. Существует гипотеза, что центр тяжести статуй был рассчитан таким хитрым образом, что в наклоненном состоянии, кантуемый при помощи веревок, идол мог перемещаться почти самостоятельно, ходить. Для этих целей постамент фигуры изготавливался не плоским, а слегка выпуклым. Косвенным подтверждением этой гипотезы служит легенда, повествующая о том, что к месту установки статуи добирались своим ходом. Экспериментально это доказал чешский инженер Павел Павел, с бригадой работников, состоящей из 17 человек, он сумел заставить моаи шагать в нужном направлении.

Свое место на приготовленном возвышении, статуя занимала после того, как под ней изготавливалась искусственная насыпь, сравнимая по высоте с самим постаментом. Доставка и установка на пьедестал не означали еще окончания работ над каменным истуканом. Уже на месте скульптура «доводилась до ума», подобно морскому лайнеру, для которого спуск на воду еще не означает окончания работ над ним. Установленные на аху исполины должны были еще обрести «шевелюру» - своеобразную многотонную шапку или корону «пукао». Версия о том, что это именно волосы, а не головной убор, появилась благодаря цвету пукао - он красный, а большинство жителей древнего острова были рыжеволосыми. Камень для изготовления единственной немонолитной части истуканов острова Пасхи добывали в кратере вулкана Пуна-Пау. До наших дней дошли около 90 штук этих скальпов.

После установки каменной прически, наступал завершающий этап работы над скульптурой. На этом этапе статуе вытесывали внушительных размеров глазницы. В глазницы вставлялись глаза, изготовленные из раковин, кораллов или обсидиана. По поверьям, только заполучив глаза, истукан мог обозреть место, на котором очутился. Верившие в то, что через глаза исходит энергия души, пасхальцы, давая статуям органы зрения, как бы оживляли их. В настоящее время несколько отреставрированных статуй смотрят на мир загадочными коралловыми глазами.

Падение идолов

По невыясненным наверняка причинам, остров Пасхи настигла какая-то катастрофа. Прибывшие сюда в 18в европейцы обнаружили идолов острова опрокинутыми, лежащими на земле. Хотя совсем недавно, в момент открытия острова Пасхи, статуи стояли еще вертикально, располагаясь, как им положено, лицом вглубь острова. Какие же катаклизмы свергли старых богов и вождей с их пьедесталов?

Существует несколько теорий этого. Самой правдоподобной выглядит такая: в результате изменения климата, остров, не обладающий естественными запасами пресной воды, подвергся длительной тяжелой засухе. В результате этого пасхальцы потеряли все леса сандала, гибискуса, торомиро, кокосовых пальм и т. д. до последнего дерева. Отсутствующие деревья, разумеется, не могли ни давать тени, ни удерживать влагу в почве, ни защищать посевы от жгучего сухого ветра. На остров надвинулся страшный голод, а построить лодки, чтобы покинуть ставшую негостеприимной для жизни землю уже было не из чего - деревья исчезли. Отрезанный от остального мира остров был обречен на вымирание. В данной ситуации вожди племен требовали от подданных дополнительных усилий по ублажению божеств.

Следовательно, требовалось изготовить еще моаи, больше и внушительнее уже существовавших. Титанические усилия, приложенные в этом направлении, результата не дали. Народ взбунтовался. Начались столкновения между населяющими остров племенами, церемониальные площадки аху разоряли, а стоящие на них статуи опрокидывали и разбивали. Немногим людям, пережившим это страшное время, приходилось все начинать заново. «Пасхальцам» требовались новое общество и новая религия, принципиально отличающаяся от оказавшейся несостоятельной старой.

Место поверженных идолов заняло новое божественное существо с головой птицы. Свобода покинуть засушливые земли в любой момент по воздуху, недоступная человечеству, выразилась в этих новых верованиях. Прежние боги и герои оказались мгновенно и прочно забыты. Культ моаи был оставлен навсегда и перестал быть, собственно говоря, культом. Каменные идолы с острова Пасхи превратились в объект любопытства туристов и изучения исследователей. Однако именно это привлекло людей с континентов на остров, который в наше время существует исключительно за счет гостей. Так что, можно сказать, даже поверженные идолы продолжают служить благу жителей маленького треугольного кусочка суши, затерянного в Тихом океане.

Благодаря подвижничеству реставраторов, некоторые скульптуры уже заняли свои прежние места на аху, однако их физическое состояние вызывает тревогу ученых. Статуи непрерывно подвергаются разрушению под воздействием климатических факторов, особенно ветра и дождя. Основной материал изготовления - туф - быстро разрушается, из-за этого более твердые вкрапления вываливаются, на идолах образуются вмятины и трещины. Моаи нуждаются в срочной консервации. Силы и средства для этой необходимой работы человечество обязано найти достаточно быстро, чтобы сохранить будущим поколениям эти удивительные изваяния одного из самых загадочных мест на Земле.

Моа́и - каменные статуи выполненные из спрессованного вулканического пепла на острове Пасхи. Все моаи монолитны, то есть вырезаны из единого куска камня, а не склеены или скреплены. Вес иногда достигает более 20 тонн, а высота - более 6 метров. Была найдена неоконченная скульптура ростом около 20 метров и весом в 270 тонн. Всего на острове Пасхи имеется 997 моаи. Все моаи, кроме семи статуй, «смотрят» в глубь острова. Эти семь статуй отличаются ещё и тем, что находятся внутри острова, а не на побережье.

Чуть меньше пятой части моаи были передвинуты на площадки для церемоний (аху) и установлены с каменным цилиндром красного цвета на голове (пукау). Около 95 % вырезаны из спрессованного вулканического пепла Рано Рараку, где сейчас осталось 394 моаи. Работы в каменоломне у подножия вулкана Рано Рараку были неожиданно прерваны, и там осталось много неоконченных статуй. Практически все завершённые моаи были перемещены из Рано Рараку на церемониальные платформы.

В последнее время удалось доказать, что глубокие отверстия для глаз некогда были заполнены кораллами, некоторые из которых теперь реконструированы.

В середине XIX века все моаи за пределами Рано Рараку и многие в каменоломне были опрокинуты. Сейчас около 50 статуй восстановлены на церемониальных площадках.

Было очевидно, что изготовление и установка моаи требовала огромных затрат средств и труда, и европейцы долго не могли понять, кто изготавливал статуи, каким инструментом и как они перемещались.

Легенды острова говорят о господствующем клане Хоту Мату’а, который покинул дом в поисках нового и нашёл остров Пасхи. Когда он умер, остров был поделён между шестью его сыновьями, а затем - между внуками и правнуками. Жители острова верят, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков этого клана (мана). Концентрация маны приведёт к хорошим урожаям, дождям и процветанию. Эти легенды постоянно меняются и передаются по фрагментам, отчего точную историю восстановить трудно.

Среди исследователей наиболее широко была распространена теория, по которой моаи воздвигли поселенцы из островов Полинезии в XI веке. Моаи могли представлять умерших предков или придавать силу живущим вождям, а также быть символами кланов.

Тайна создания, перемещения и установки статуй была раскрыта в 1956 году известным норвежским путешественником Туром Хейердалом. Создателями моаи оказалось вымирающее туземное племя «длинноухих», получившее свое название потому, что у них был обычай удлинять мочки ушей при помощи тяжелых украшений, которое веками сохраняло секрет создания статуй в тайне от основного населения острова - племени «короткоухих». В результате этой секретности, короткоухие окружили статуи мистическими суевериями, которые долгое время вводили европейцев в заблуждение. Хейердал усматривал в стиле статуй и некоторых других произведений островитян сходство с южноамериканскими мотивами. Он объяснял это влиянием культуры перуанских индейцев или даже происхождением «длинноухих» от перуанцев.

По просьбе Тура Хейрдала, группа из последних живущих на острове «длинноухих» под руководством Педро Атана, лидера клана,воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытесывая их каменными молотками), переместили готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установили на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание и трех бревен, используемых как рычаги. На вопрос, почему они об этом не говорили европейским исследователям ранее, их предводитель ответил, что «раньше никто об этом не спрашивал МЕНЯ». Туземцы - участники эксперимента - сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуй, но с раннего детства их учили старшие, изустно рассказывая, как это делать, и заставляя повторять рассказанное, пока не убеждались, что дети точно запомнили все.

Одним из ключевых вопросов был инструмент. Оказалось, что во время изготовления статуй, одновременно идет изготовление запаса каменных молотков. Статуя буквально выкалывается ими из породы, частыми ударами, при этом каменные молотки разрушаются одновременно с породой и непрерывно заменяются на новые.

Оставалось загадкой, почему «короткоухие» рассказывают в своих легендах, что статуи к местам установки «приходили» в вертикальном положении. Чешский исследователь Павел Павел выдвинул гипотезу, что моаи «ходили», перекантовываясь и в 1986 году совместно с Туром Хейрдалом поставил дополнительный эксперимент, в котором группа из 17 человек с верёвками достаточно быстро перемещала 20-тонную статую в вертикальном положении.

Остров Пасхи — небольшой участок суши, затерявшийся посреди Тихого океана, c давних пор вызывает неподдельный интерес всякого посещавшего это загадочное и таинственное место.

Каменные статуи острова

Одна из главных тайн острова – громадные монолитные фигуры человека, называемые на местном наречии — моаи. Каменные статуи представлены в виде бюстов с непропорционально большой головой, составляющей почти треть от размера статуи. Особенность статуй — большой и широкий нос, выступающий подбородок, длинные уши прямоугольной формы, глубокие глазницы и отсутствие ног. У некоторых истуканов на голову воздвигнуты «шляпы» из красного камня весом до 10 тонн.

В среднем высота статуй составляет 4 метра, а вес – 12,5 тонн. Местные жители различают несколько видов статуй. Десятиметровые исполины, называемые «паро », обладают весом до 10 тонн. Самая высокая скульптура, которая обнаружена недостроенной, по завершению имела бы высоту 21 метр, а вес ее составил бы 270 тонн.

Всего на острове обнаружено 887 статуй-великанов. Самые древние расположены по периметру острова Пасхи или на открытом пространстве на специальных погребальных и церемониальных площадках, выполненных из вулканической породы. Местные жители именуют такие постаменты «аху». Платформы аху имеют длину до 160 м и способны помещать от одной маленькой статуи до 15 идолов. Статуи, установленные на аху, – пятая часть от всех каменных фигур.

Некоторые колоссы воздвиглись на внешнем и внутреннем склоне кратера вулкана Рано Рараку на каменных площадках, из них 117 стоит на внутренней стороне склона. Чуть меньше половины статуй (45 %) установлены в кратере вулкана, а часть статуй так и остались здесь же не вырубленными до конца. В середине 19 века все фигуры, что находились вне кратера вулкана, а также большая часть из каменоломни, оказались опрокинутыми. Причиной этому могли послужить, как человеческие факторы, так и природные явления: землетрясения или цунами.

Многие статуи разрушены или находятся в плохом состоянии. В настоящее учеными восстановлено около 50 статуй, которые воздвигнуты на церемониальные платформы или отправлены в музеи мира.

Происхождение статуй
Монолитные исполины возвышаются на острове Пасхи на протяжении многих сотен лет: как минимум с X- XVI веков. Происхождение каменных колоссов доподлинно неизвестно и основывается лишь на предположениях. Фактом остается то, что изготовлены статуи из окаменелых пород вулкана Рано-Рараку: сжатого вулканического пепла (туфа), а так же базальта, трахита и красного шлака.

Ученые смогли воссоздать процесс создания статуи. Вырубка начиналась с лица, затем обрабатывались бока, уши и руки на животе. Когда спина исполина была освобождена от лишней породы, его перемещали к подножию вулкана. На этом пути было обнаружено большое количество статуй, разрушенных в процессе переноса. Чтобы переместить каменного великана из кратера вулкана, статую — моаи укладывали на специально изготовленные деревянные тележки.

Добравшись до подножия вулкана, статуи устанавливались вертикально, рабочие затем дорабатывали и украшали идолов. Главным украшением исполина была «каменная шляпа», которая вырубалась отдельно и взгромождалась на вертикально установленного идола. Готовые фигуры транспортировались за пределы вулкана.

Ученые подсчитали, что на постройку одной статуи уходило не меньше одного года. Чтобы сотворить подобную каменную фигуру, необходима невероятная человеческая сила, орудия из металла и специальная техника, но в 10 веке люди в тех местах еще не обладали соответствующими инструментами и навыками обработки камня. Каким образом человеку удалось вырубить огромных исполинов и переместить их из кратера вулкана, имея лишь примитивные орудия труда, у специалистов пока нет ответа.

История открытия статуй — моаи
Впервые остров Пасхи посетили голландцы в 1722 году во главе с Якобом Роггевеном. Экспедиция была чрезвычайно удивлена, увидев каменные колоссы, обращенные взором в сторону суши. Местные аборигены встретили путешественников не доброжелательно: закидывали камнями путешественников, пытались ограбить. В ходе конфликта был убиты несколько местных жителей.

Позже на острове побывали экспедиции из Перу и знаменитый капитан Джеймс Кук, которые также столкнулись с недоброжелательным поведением местных жителей.

Только спустя несколько столетий на острове высадились ученые с целью исследования загадочных статуй. В 1914 году прибыла Английская экспедиция, в 1934 – франко-бельгийская, а в 1956 – американская.

Ученые по сей день расходятся в гипотезах происхождения и предназначения статуй на острове Пасхи. Одни считают, что их воздвигли развитые цивилизации, которые ввиду каких-либо причин погибли или покинули остров. Другие уверяют, что работы по изготовлению статуй были по силе обычному человеку и принадлежат местным туземным племенам, а третьи находят дело рук внеземных цивилизаций.

: он расположен в Тихом океане на расстоянии более 3700 км. от ближайшего континента (Южная Америка) и в 2600 км от ближайшего обитаемого острова (Питкейрн).

Вообще в истории острова Пасхи много тайн. Его первооткрыватель - капитан Хуан Фернандес опасаясь конкурентов, решил сохранить в тайне свою находку, сделанную в 1578-м году, а спустя некоторое время случайно умер при загадочных обстоятельствах. Хотя было ли то, что нашел испанец, островом Пасхи, до сих пор неясно.

Через 144 года, в 1722 г, на остров Пасхи наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен, причем произошло это событие в день христианской Пасхи. Так совершенно случайно остров Те Пито о те Хенуа, что в переводе с местного наречия значит Центр мира, превратился в остров Пасхи.

Интересно, что адмирал Роггевен со своей эскадрой не просто плавал в этом районе, он тщетно пытался найти неуловимую землю Дэвиса - английского пирата, которая по его описаниям была обнаружена лет за 35 до экспедиции голландцев. Правда, никто, кроме Дэвиса и его команды, вновь открытый архипелаг больше так и не видел.

В 1687 году пират Эдвард Дэвис, корабль которого был унесён далеко на запад от Копьяпо, административного центра района Атакама (Чили), морскими ветрами и тихоокеанским течением, заметил на горизонте сушу, где вырисовывались силуэты высоких гор. Однако, даже не попытавшись узнать, был ли это мираж или ещё не открытый европейцами остров, Дэвис развернул корабль и взял курс в сторону Перуанского течения.

Эта «Земля Дэвиса», которая значительно позже стала отождествляться с островом Пасхи, подкрепила убеждённость космографов того времени в том, что в этом регионе существовал континент, являвшийся как бы противовесом Азии и Европе. Это привело к тому, что отважные мореплаватели стали искать затерянный континент. Однако найти его так и не удалось: вместо этого были открыты сотни островов Тихого океана.

С открытием острова Пасхи стало распространено мнение, что это и есть тот ускользающий от человека континент, на котором существовала в течение тысячелетий высокоразвитая цивилизация, в дальнейшем исчезнувшая в пучинах океана, а от континента сохранились лишь высокие горные пики (на самом деле, это потухшие вулканы). Существование на острове огромных статуй, моаи, необычные рапануйские таблички лишь подкрепляли это мнение.

Однако современное изучение прилегающих вод показало, что это маловероятно.

Остров Пасхи расположен в 500 км от гряды подводных гор, известных как Восточно-Тихоокеанское поднятие, на литосферной плите Наска. Остров находится на вершине огромной горы, сформировавшейся из вулканической лавы. Последнее извержение вулканов на острове произошло 3 миллиона лет назад. Хотя некоторые учёные предполагают, что оно произошло 4,5-5 миллионов лет назад.

Согласно местным легендам, в далёком прошлом остров был больших размеров. Вполне возможно, что так было в ледниковый период плейстоцена, когда уровень Мирового океана был ниже на 100 метров. Согласно геологическим исследованиям остров Пасхи никогда не был частью затонувшего континента

Мягкий климат острова Пасхи и вулканическое происхождение должны были бы сделать его райским уголком, вдали от проблем, одолевающих остальной мир, однако первым впечатлением Роггевена от вида острова было как от опустошенной местности, покрытой высохшей травой и выжженной растительностью. Не видно было ни деревца, ни кустиков.
Современные ботаники обнаружили на острове только 47 видов высших растений, характерных для этой местности; в основном это трава, осока и папоротники. В список входят также два вида карликовых деревьев и два вида кустарников. При такой растительности обитатели острова не имели никакого топлива для согревания в холодную, влажную и ветреную зиму. Из домашних животных были только куры; не было летучих мышей, птиц, змей или ящериц. Нашлись только насекомые. Всего на острове жило около 2000 человек.

Жители острова Пасхи. Гравюра 1860 года

Сейчас на острове живет около трех тысяч человек. Из них только 150 человек - чистокровные рапануйцы, остальные же - чилийцы и метисы. Хотя опять-таки не совсем понятно, кого именно можно считать чистокровными. Ведь еще первые высадившиеся на острове европейцы с удивлением обнаружили, что жители Рапануи - полинезийское название острова - этнически неоднородны. Знакомый же нам адмирал Роггевен писал, что на открытой им земле жили белые, смуглые, коричневые и даже красноватого оттенка люди. Их язык был полинезийским, относящимся к диалекту, изолированному примерно с 400 г. н. э., и характерному для Маркизских и Гавайских островов.

Совершенно необъяснимыми казались около 200 гигантских каменных изваяний — «Моаи», расположенные на массивных постаментах вдоль побережья острова с жалкой растительностью, вдали от каменоломен. Большинство статуй располагались на массивных постаментах. Еще не менее 700 скульптур, в разной степени готовности, были оставлены в карьерах или на древних дорогах, связывающих карьеры с побережьем. Складывалось впечатление, что скульпторы внезапно оставили свои инструменты и прекратили работу..

Далекие мастера вырубали «моаи» на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км. Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров. Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн. Каменные аху - платформы-постаменты: достигали 150 м. в длину и 3 м. в высоту, и состояли из кусков весом до 10 т.

В свое время адмирал Роггевен, вспоминая о своем путешествии на остров, утверждал, что аборигены разводили перед идолами «моаи» костры и садились рядом на корточки, преклонив головы. После этого они складывали руки и раскачивали их вверх-вниз. Конечно, это наблюдение не в состоянии объяснить, кем на самом деле были для островитян истуканы.

Роггевен и его спутники не могли понять, как, не применяя толстых деревянных катков и прочных канатов, можно было передвигать и устанавливать подобные глыбы. У островитян не было ни колес, ни тяглового скота и никакого другого источника энергии, кроме собственных мускулов. Древние легенды говорят, что статуи шли сами. Задавать вопрос, как это происходило на самом деле, нет никакого смысла, потому что документальных свидетельств все равно не осталось. Существует множество гипотез передвижения «моаи», некоторые даже подтверждаются экспериментами, но все это доказывает только одно — это было возможно в принципе. И двигали статуи жители острова и никто иной. Вот для чего они это делали? Здесь начинаются расхождения.

Удивительно и то, что в 1770 г. статуи еще стояли, Джеймс Кук, побывавший на острове в 1774 год, упоминал лежащие статуи, до него никто ничего подобного не замечал. В последний раз стоящие истуканы видели в 1830 г. Тогда на остров заходила французская эскадра. С тех пор оригинальных, то есть установленных самими жителями острова, статуй никто больше не видел. Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в XX веке. Последняя реставрация пятнадцати «моаи», расположенных между вулканом Рано-Рораку и полуостровом Поике, произошла относительно недавно — с 1992 по 1995 г. Причем занимались восстановительными работами японцы.

Во второй половине XIX века умер и культ человека-птицы. Этот странный, уникальный для всей Полинезии, обряд был посвящен Макемаке - верховному божеству островитян. Избранный становился его земным воплощением. Причем, что интересно, выборы проходили регулярно, раз в год. При этом самое активное участие в них принимали слуги или воины. Именно от них зависело, станет ли их хозяин, глава семейного клана, Тангата-ману, или человеком-птицей. Именно этому обряду обязан своим возникновением главный культовый центр - скальный поселок Оронго на самом большом вулкане Рано-Као в западной оконечности острова. Хотя, может быть, Оронго существовал задолго до возникновения культа Тангата-ману. Предания сообщают, что наследник легендарного Хоту Матуа, первого вождя прибывшего на остров, родился именно здесь. В свою очередь, его потомки через сотни лет сами давали сигнал к началу ежегодного состязания.

Весной на небольшие островки Моту-Као-Као, Моту-Ити и Моту-Нуи, расположенные недалеко от берега, прилетали посланники бога Макемаке - черные морские ласточки. Тот воин, который первым находил первое яйцо этих птиц и доставлял его вплавь своему господину, получал в награду семь прекрасных женщин. Ну а хозяин становился вождем, или, вернее, человеком-птицей, получая всеобщее уважение, почет и привилегии. Последняя церемония Тангата-ману прошла в 60-х годах XIX века. После катастрофического пиратского рейда перуанцев 1862 года, когда пираты забрали в рабство все мужское население острова, выбирать человека-птицу стало некому и не из кого.

Зачем аборигены острова Пасхи высекали статуи «моаи» в карьере? Почему они прекратили это занятие? Общество, создававшее статуи, должно было существенно отличаться от тех 2000 человек, которых видел Роггевен. Оно должно было быть хорошо организовано. Что с ним произошло?

Более двух с половиной столетий тайна острова Пасхи оставалась нераскрытой. Большинство теорий об истории и развитии острова Пасхи строится на устных преданиях. Происходит это потому, что никто до сих пор не может понять, что же начертано в письменных источниках - знаменитых табличках «ко хау моту мо ронгоронго», что в переводе приблизительно означает - рукопись для декламации. Большая часть их была уничтожена христианскими миссионерами, но и те, что сохранились, могли бы, наверное, пролить свет на историю этого таинственного острова. И хотя ученый мир не раз бывал взбудоражен сообщениями о том, что древние письмена наконец-то расшифрованы, при тщательной проверке все это оказывалось не слишком точной интерпретацией устных фактов и сказаний
Несколько лет тому назад палеонтолог Дэвид Стэдмен и несколько других исследователей выполнили первое систематическое исследование острова Пасхи с тем, чтобы выяснить, каким был ранее его растительный и животный мир. В результате появились данные для новой, удивительной и поучительной, интерпретации истории его поселенцев.

По одной из версий остров Пасхи был заселен примерно в 400 г. н. э. (хотя по данные радиоуглеродного анализа, полученные учёными Терри Хантом и Карлом Липо из Калифорнийского университета (США) в ходе исследования восьми образцовдревесного угля из Анакены, свидетельствуют о том, что остров Рапа-Нуи был заселён примерно в 1200 г. н. э.,) Островитяне выращивали бананы, таро, сладкий картофель, сахарный тростник, тутовник. Кроме кур, на острове были также крысы, прибывшие с первыми переселенцами.

Период изготовления статуй относится к 1200-1500 гг. Количество жителей к тому времени составляло от 7 000 до 20 000 человек. Для подъема и перемещения статуи достаточно несколько сотен человек, которые использовали канаты и катки из деревьев, имеющихся в то время в достаточном количестве.
Кропотливая работа археологов и палеонтологов показала, что примерно за 30 000 лет до прибытия людей и в первые годы их пребывания остров вовсе не был таким пустынным, как сейчас. Субтропический лес из деревьев и мелколесья возвышался над кустарниками, травами, папоротником и дерном. В лесу росли древесные маргаритки, деревца хаухау, из которых можно делать канаты, и торомиро, которое пригодно в качестве топлива. Имелись также разновидности пальм, которых сейчас нет на острове, но раньше их было так много, что подножие деревьев было плотно укрыто их пыльцой. Они родственны чилийской пальме, которая вырастает до 32 м и диаметром до 2 м. Высокие, без ветвей, стволы были идеальным материалом для катков и сооружения каноэ. Они также давали съедобные орехи и сок, из которого чилийцы делают сахар, сироп, мед и вино.

Относительно холодные прибрежные воды обеспечивали рыбную ловлю только в нескольких местах. Основной морской добычей были дельфины и тюлени. Для охоты на них выходили в открытое море и применяли гарпуны. До прихода людей остров был идеальным местом для птиц, т. к. у них не было здесь никаких врагов. Здесь устраивали гнездовья альбатросы, олуши, фрегаты, глупыши, попугаи и другие птицы — всего 25 видов. Это было, вероятно, богатейшее гнездовье во всем Тихом океане.

Примерно в 800-х годах началось разрушение лесов. Все чаще стали встречаться слои древесного угля от лесных пожаров, все меньше становилось древесной пыльцы и все больше появлялась пыльца от трав, приходивших на смену лесу. Не позже 1400 г. пальмы исчезли окончательно, причем не только в результате вырубки, но и из-за вездесущих крыс, которые не давали им возможности восстановиться: дюжина сохранившихся остатков орехов, сохранившихся в пещерах, имела следы изгрызенности крысами. Такие орехи не могли прорасти. Деревья хаухау не исчезли полностью, но их уже не хватало на изготовление канатов.
В 15-м веке исчезли не только пальмы, но и весь лес целиком. Он был уничтожен людьми, которые очищали участки для садов, вырубали деревья для постройки каноэ, для изготовления катков под изваяния, для отопления. Крысы поедали семена. Вполне вероятно, что птицы вымирали из-за загрязнения цветов и уменьшения урожая фруктов. Произошло то же, что происходит везде во всем мире, где уничтожают лес: исчезает большинство обитателей леса. На острове исчезли все виды местных птиц и зверей. Была выловлена и вся прибрежная рыба. В пищу пошли мелкие улитки. Из рациона людей к 15 в. исчезли дельфины: не на чем было выходить в море, да и гарпуны не из чего было делать. Дело дошло до каннибализма.

Райский уголок, открывшийся первым поселенцам, 1600 лет спустя стал практически безжизненным. Плодородные почвы, изобилие еды, множество строительных материалов, достаточное жизненное пространство, все возможности для безбедного существования оказались уничтоженными. Ко времени посещения острова Хейердалом на острове было единственное дерево торомиро; сейчас его уже нет.
А началось все с того, что через несколько столетий после прибытия на остров люди принялись, подобно их полинезийским предкам, устанавливать на платформы каменных идолов. Со временем статуи становились все большими; их головы начали украшать красные 10-тонные короны; раскручивалась спираль соревнования; соперничающие кланы пытались превзойти друг друга, демонстрируя здоровье и мощь подобно египтянам, строившим свои гигантские пирамиды. На острове, как в современной Америке, существовала сложная политическая система распределения имеющихся ресурсов и интегрирования экономики в различных областях.

Гравюра 1873 года из английской газеты «Harper Weekly». Гравюра подписана: «Easter Island Stone Idols Festival Dancing Tatoos» (Фестиваль татуированных танцовщиц у каменных идолов острова Пасхи).

Постоянно растущее население изводило леса быстрее, чем они могли восстанавливаться; все больше места занимали огороды; почва, лишенная леса, родники и ручьи высыхали; деревьев, которые тратились на транспортировку и подъем статуй, а также на строительство каноэ и жилищ, оказалось недостаточно даже на приготовление пищи. По мере уничтожения птиц и животных наступал голод. Уменьшалось плодородие пашен из-за ветровой и дождевой эрозии. Начались засухи. Интенсивное разведение курей и каннибализм не решили проблемы с продовольствием. Подготовленные к перемещению статуи с запавшими щеками и видимыми ребрами — свидетельство начавшегося голода.

При нехватке еды островитяне больше не могли содержать вождей, бюрократию и шаманов, которые осуществляли управление обществом. Выжившие островитяне рассказали первым посетившим их европейцам, как на смену централизованной системе пришел хаос, и воинственный класс победил наследственных вождей. На камнях появились изображения копий и кинжалов, изготовленных воюющими сторонами в 1600-е и 1700-е гг.; они и сейчас разбросаны по всему острову Пасхи. К 1700 г. население составляло от четверти до одной десятой своего прежнего количества. Люди переселились в пещеры, чтобы прятаться от своих врагов. Около 1770 г. противоборствующие кланы начали опрокидывать статуи друг у друга и сносить им головы. Последняя статуя была опрокинута и осквернена в 1864 г.
По мере того, как перед исследователями проявлялась картина упадка цивилизации острова Пасхи, они спрашивали себя: — Почему они не оглянулись, не осознали происходящего, не остановились, пока не было слишком поздно? О чем они думали, срубая последнюю пальму?

Вероятнее всего, катастрофа произошла не внезапно, а растянулась на несколько десятилетий. Изменения, происходящие в природе, для одного поколения были не заметны. Только старики, вспоминая годы своего детства, могли осознать происходящее и понять угрозу, которую несет уничтожение лесов, однако правящий класс и каменотесы, боясь потерять свои привилегии и работу, относились к предупреждениям точно так же, как и сегодняшние лесозаготовители на северо-западе США: «Работа важнее леса!».

Деревья постепенно становились меньше, тоньше и менее значимыми. Когда-то была срезана последняя плодоносящая пальма, а молодые побеги уничтожали вместе с остатками кустарников и подлеска. Никто не заметил гибели последней молодой пальмы.

Флора острова очень бедная: специалисты насчитывают не более 30 видов растений, произрастающих на Рапа-Нуи. Большинство из них было завезено с других островов Океании, Америки, Европы. Многие растения, ранее широко распространённые на Рапа-Нуи, истреблены. Между IX и XVII веками происходила активная вырубка деревьев, которая и привела к исчезновению лесов на острове (вероятно до этого на нём произрастали пальмы вида Paschalococos disperta). Другой причиной было поедание семян деревьев крысами. В связи с нерациональной хозяйственной деятельностью человека и другими факторами возникшая ускоренная эрозия почвы нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству, в результате чего население Рапа-Нуи значительно сократилось.

Одно из вымерших растений - Sophora toromiro, местное название которого торомиро (рап. toromiro). Это растение на острове в прошлом играло важную роль в культуре рапануйцев: из него делались «говорящие таблички» с местными пиктограммами.

Ствол торомиро, диаметром в человеческое бедро и тоньше, часто использовался при строительстве домов; также из него делались копья. В XIX-XX веках это дерево было истреблено (одной из причин стало то, что молодую поросль уничтожали завезённые на остров овцы).
Другое растение острова - тутовое дерево, местное название которого махуте (рап. mahute). В прошлом это растение играло также значительную роль в быту островитян: из луба тутового дерева изготавливалась белая одежда, называемая тапа. После появления первых европейцев на острове - китобоев и миссионеров - значение махуте в быту рапануйцев уменьшилось.

Корни растения ти (рап. ti), или Dracaena terminalis, использовались для изготовления сахара. Также это растение применялось для изготовления порошка тёмно-голубого и зелёного цвета, который затем наносили на тело в качестве татуировок.

Макои (рап. makoi) (Thespesia populnea) использовалось для резьбы.

Одно из уцелевших растений острова, которое произрастает на склонах кратера Рано-Као и Рано-Рараку - Scirpus californicus, используемое при строительстве домов.

В последние десятилетия на острове стала появляться небольшая поросль эвкалипта. В XVIII-XIX веках на остров были завезены виноград, банан, дыня, сахарный тростник.

До прибытия на остров европейцев фауна острова Пасхи в основном была представлена морскими животными: тюленями, черепахами, крабами. До XIX века на острове разводили кур. Виды местной фауны, ранее населявшие Рапа-Нуи, вымерли. Например, вид крысы Rattus exulans, которую в прошлом местные жители использовали в пищу. Вместо неё на остров были завезены европейскими судами крысы вида Rattus norvegicus и Rattus rattus, ставшие переносчиками различных болезней, ранее не известных рапануйцам.

Сейчас на острове гнездятся 25 видов морских птиц и обитают 6 видов наземных птиц.

Статистика по моаи такова. Общее количество моаи — 887. Количество моаи, которые установлены на постаменты аху (Ahu) — 288 (32 процента от общего количества). Количество моаи, которые стоят на склонах вулкана Рано Рараку (Rano Raraku), где находился карьер по высечению моаи — 397 (45 процентов от общего количества). Количество моаи, которые лежат разбросанными по всему острову — 92 (10 процентов от общего количества). моаи имеют разную высоту — от 4 до 20 метров. Самые большие из них стоят одиноко на склоне вулкана Рано Рараку. Они по шею погружены в осадочные породы, накопившиеся на острове за долгую историю этого кусочка земли. Некоторые моаи стояли на каменных постаментах, называемых туземцами аху . Количество аху превышает три сотни. Размер аху также различен — от нескольких десятков метров до двух сотен метров. Самый большой моаи по прозвищу «El Gigante» имеет высоту 21,6 метра. Он находится в карьере Рано Рараку и весит приблизительно 145-165 тонн. Самый большой моаи, стоящий на постаменте, расположен на аху Те Пито Кура (Ahu Te Pito Kura). Он имеет прозвище Паро (Paro), его рост около 10 метров, а вес — около 80 тонн.

Загадки острова Пасхи.


Остров Пасхи полон загадок. Повсюду на острове можно увидеть входы в пещеры, каменные площадки, желобчатые аллеи, ведущие прямо в океан, огромные статуи, знаки на камнях.
Одной из главных загадок острова, не дающей покоя уже нескольким поколениям путешественников и исследователей, остаются совершенно уникальные каменные статуи — моаи. Это каменные истуканы самых разных размеров — от 3 до 21 метра. В среднем, вес одной статуи составляет от 10 до 20 тонн, но есть среди них и настоящие колоссы весом от 40 до 90 тонн.

С этих каменных статуй началась слава острова. Было совершенно непонятно, как они могли появиться на затерянном в океане островке со скудной растительностью и «диким» населением. Кто вытесал их, приволок на берег, водрузил на специально сделанные постаменты и увенчал увесистыми головными уборами?

Статуи имеют чрезвычайно странный вид — у них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах «шапки» из красного камня. К какому человеческому племени принадлежали те, чьи портреты остались на острове в виде моаи? Заостренный приподнятый нос, тонкие губы, слегка выпяченные как бы в гримасе насмешки и презрения. Глубокие выемки под надбровными дугами, большой лоб — кто они?

Кликабельно

На некоторых статуях — высеченные в камне ожерелья, или татуировка, нанесенная резцом. Лицо одного из каменных гигантов испещрено дырочками. Быть может в древние времена жившие на острове мудрецы, изучавшие движение небесных светил, татуировали лица картой звездного неба?

Глаза статуй смотрят в небо. В небо — такое же, как и тогда, когда столетия назад, для приплывших из-за горизонта открылась новая родина?

В прежние времена островитяне были убеждены, что моаи охраняют их землю и их самих от злых духов. Все стоящие моаи повернуты лицом к острову. Непостижимые, как время, они погружены в молчание. Это таинственные символы ушедшей цивилизации.

Известно, что скульптуры выкались из вулканической лавы на одной из оконечностей острова, а затем готовые фигуры переносились по трем главным дорогам к местам церемониальных постаментов — аху — разбросанных вдоль береговой линии. Длина самого большого ныне разрушенного аху составляла 160 м, а на его центральной платформе длиной около 45 м располагалось 15 статуй.

Подавляющее большинство статуй лежат незаконченные в каменоломнях или вдоль древних дорог. Некоторые из них застыли в глубине кратера вулкана Рано-Рараку, некоторые выходят за гребень вулкана и словно направляются к океану. Все как будто остановилось в один момент, охваченное вихрем неизвестного катаклизма. Почему скульпторы внезапно прекратили свою работу? Все оставлено на месте — и каменные топоры, и незаконченные статуи, и каменные гиганты, словно застывшие на пути в своем движении, как будто люди просто на минуту оставили свою работу да так и не смогли вернуться к ней.

Некоторые статуи, прежде установленные на каменных площадках, повалены и расколоты. То же относится и к каменным платформам — аху.

Конструирование аху требовало не меньше усилий и искусства, чем создание самих статуй. Требовалось сделать блоки и из них сложить ровный пьедестал. Плотность, с которой кирпичи прилегают друг к другу поражает. Для чего сооружались первые axу (их возраст порядка 700-800 лет), до сих пор неясно. В последующем их нередко использовали как места погребений и увековечивания памяти вождей.

Раскопки, проведенные на нескольких участках древних дорог, по которым, предположительно, островитяне переносили многотонные статуи (иногда на расстояние более 20 километров), показали, что все дороги явно обходят плоские участки. Сами дороги представляют собой ложбины V или U-образной формы шириной около 3,5 метров. На некоторых участках присутствуют длинные соединительные фрагменты, по форме напоминающие бордюрный камень. В некоторых местах отчетливо видны столбы, вкопанные за пределами бордюров, — возможно, они служили опорой некому приспособлению вроде рычага. Точной даты строительства этих дорог ученые пока не установили, однако по предположениям исследователей процесс перемещения статуй был закончен на острове Пасхи примерно к 1500 году до н.э.

Еще одна загадка: простые расчеты показывают, что за сотни лет небольшое население не смогло бы вытесать, перевезти и установить даже половину имеющихся статуй. На острове были найдены древние деревянные таблички с вырезанными письменами. Большая часть их была утрачена во время покорения острова европейцами. Но некоторые таблички сохранились. Письмена шли слева направо, а потом в обратном порядке — справа налево. Расшифровать начертанные на них знаки долго не удавалось. И только в начале 1996 года в Москве было объявлено о том, что все 4 сохранившиеся текстовые дощечки расшифрованы Любопытно, что в языке островитян есть слово, обозначающее медленное передвижение без помощи ног. Левитация? Не использовался ли этот фантастический способ при транспортировке и установке моаи?

И еще одна загадка. На старых картах около острова Пасхи изображены другие территории. Устные предания повествуют о медленном опускании земли под воду. Другие легенды рассказывают о катастрофах: об огненном посохе бога Увоке, расколовшем землю. А не могли ли здесь существовать в древние времена более крупные острова или даже целый материк с высокоразвитой культурой и техникой? Для него даже придумали красивое название Пасифида.

Некоторые ученые предполагают, что до сих пор существует некий клан (орден) пасхальцев, который сохраняет секреты предков и скрывает их от непосвященных в древние знания.

У острова Пасхи существует множество названий:

Хититеаираги (рап. Hititeairagi), или Хити-аи-ранги (рап. Hiti-ai-rangi);
Текаоухангоару (рап. Tekaouhangoaru);
Мата-Китераге (рап. Mata-Kiterage - в переводе с рапануйского «глаза, смотрящие в небо»);
Те-Пито-те-хенуа (рап. Te-Pito-te-henua - «пуп земли»);
Рапа-Нуи (рап. Rapa Nui - «Великий Рапа»), название в основном использовавшееся китобоями;
остров Сан-Карлос (англ. San Carlos Island), названный так Гонсалесом Дон Фелипе в честь короля Испании;
Теапи (рап. Teapi) - так называл остров Джеймс Кук;
Ваиху (рап. Vaihu), или Ваихоу (рап. Vaihou), - этим названием также пользовался Джеймс Кук, а позже Форстер Иоганн Георг Адам и Лаперуз Жан Франсуа де Гало (в его честь названа бухта на северо-востоке острова);
остров Пасхи (англ. Easter Island), названный так голландским мореплавателем Якобом Роггевеном, потому что он открыл его в день Пасхи 1722 года. Очень часто остров Пасхи называют Рапа-Нуи (в переводе «Большой Рапа»), хотя оно не рапануйского, а полинезийского происхождения. Такое
название остров получил благодаря таитянским мореплавателям, использовавшим его, чтобы различать остров Пасхи и остров Рапа, лежащий в 650 км к югу от Таити. Само название «Рапа-Нуи» вызвало множество споров среди лингвистов по поводу правильного написания этого слова. Среди
англоговорящих специалистов слово «Rapa Nui» (2 слова) используется для наименования острова, слово «Rapanui» (1 слово) - когда идёт речь о народе или местной культуре.

Остров Пасхи - провинция в составе чилийской области Вальпараисо, возглавляемая губернатором, аккредитованным при чилийском правительстве и назначаемым президентом. С 1984 года губернатором острова может стать только местный житель (первым стал Серхио Рапу Хаоа, бывший археолог и музейный хранитель). Административно провинция Остров Пасхи включает необитаемые острова Сала-и-Гомес. С 1966 года в поселении Ханга-Роа каждые четыре года избирается местный совет из 6 членов, возглавляемый мэром.

На территории острова действует около двух дюжин полицейских, в основном ответственных за безопасность в местном аэропорту.

Присутствуют также вооружённые силы Чили (преимущественно ВМФ). Действующая валюта на острове - чилийское песо (на острове также в обороте доллары США). Остров Пасхи - беспошлинная зона, поэтому поступления в бюджет острова от уплаты налогов сравнительно незначительны. В значительной степени он состоит из дотаций правительства.

колосс (высота 6 м) после раскопок Остров Пасхи (по: Хейердал, 1982

Это кстати, реквизит выброшенный в море при съемках очередного фильма на острове. Так что подводных статуй не было.

Вот еще одна теория, как все должно выглядеть.

Ну или вот так По поводу всяческих загадочных сооружений давайте напомню вам или например, что из себя представляла Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Сегодня мы совершим путешествие на знаменитый Остров Пасхи, который славится своими каменными изваяниями Моаи. Остров окутан множеством тайн и загадок, которые вряд ли когда-либо удастся разгадать. Мы попытаемся рассмотреть самые распространенные теории происхождения каменных статуй, созданных древней цивилизацией Рапа Нуи

Это один из наиболее изолированных островов в мире, с тех пор как 1200 лет назад сюда приплыли древние мореплаватели на каноэ, и облюбовали эти берега. На протяжении столетий в изоляции острова развилось уникальное сообщество, по неизвестным причинам начавшее вырезать гигантские статуи из вулканической породы. Эти статуи известные, как Моаи – одни из самых удивительных древних реликвий, когда либо найденных. Люди острова называли себя Рапа Нуи, но откуда они пришли и куда исчезли – неизвестно. Наука выдвигает множество теорий о загадке острова Пасхи, но все эти теории противоречат друг другу, истина как всегда неизвестна

Современные археологи считают, что первые и единственные люди острова – отдельная группа жителей Полинезии, которые однажды попав сюда, затем не имели никаких контактов с родиной. До рокового дня в 1722, когда, на Первый день пасхи голландец Якоб Роггевен стал первым европейцем, который обнаружил остров. То что засвидетельствовала его команд и вызвало жаркие споры относительно происхождения Рапа Нуи. Исследователи сообщили о смешанном населении острова, здесь были и темнокожие, и люди со светлой кожей. У некоторых даже были рыжие волосы и загорелые лица. Это не совсем увязывается с полинезийской версией происхождения местного населения, несмотря на давние свидетельства, подтверждающие миграцию с другого острова в Тихом океане. Поэтому археологи все еще обсуждают теорию известного археолога и исследователя Тура Хейердала

В своих заметках Хейердал говорит об островитянах, которые делились на несколько классов. Светлокожие островитяне носили большие диски в мочках уха. Их тела были сильно татуированы, и они поклонялись гигантским статуям, совершая церемонии перед ними. Как светлокожие люди могли жить среди полинезийцев на таком отдаленном острове? Исследователь считает, что остров Пасхи был населен в несколько этапов двумя различными культурами. Одна культура была из Полинезии, другая из Южной Америки, возможно из Перу, где также были найдены мумии людей с рыжими волосами

Хейердал также указывает на общие черты статуй Моаи с похожими памятниками в Боливии. Согласно его теории тысячи лет назад люди уже освоили океан, и плавали на больших каноэ на огромные расстояния.Сам Хейердал проделал путешествие от берегов Перу к острову Пасхи на самодельном плоту в 1947 году, доказав что такое перемещение возможно

Современные археологи категорически не согласны с Хейердалом. Они указывают на долгую историю обитания полинезийцев в Южнотихоокеанском регионе. К тому же, согласно лингвистическим исследованиям, наиболее вероятное происхождение местного населения – острова Маркизы или Питкэрн. Исследователи обращаются к легендам Острова Пасхи, которые говорят о происхождении с запада. К тому же, ботанические и антропометрические исследования подтверждают, что остров был колонизирован только однажды - с запада

Существует третья теория, совсем молодая. Приблизительно в 1536 испанское судно Сан Лесмемс исчезло близ берегов Таити. Легенды говорят о басках, оставшихся в живых и вступивших в брак с полинезийскими женщинами. Что интересно, генетическое тестирование показало присутствие баскских генов в крови Рапа Нуи

Но есть третья история происхождения, у которой как далеко принесено, поскольку это кажется, есть научное доказательство позади этого. Приблизительно в 1536 испанское судно, Сан Лесмемс был потерян около Острова Таити. Легенды говорят о баскских оставшихся в живых, вступающих в брак с Жителями Полинезии. Или они или их потомки отправляются из Острова Таити, чтобы попробовать и возвратиться домой в 1600-ых и никогда не замечались снова. Интересно, генетическое тестирование чистой крови Rapa Nui показало присутствие баскских генов

Возможно, остров Пасхи был заселен потерявшейся командой Испанских и Полинезийских моряков?


Конечно, со временем наука даст нам ответ, кем были Рапа Нуи. Они построили высоко организованное общество на маленьком острове, и за недолгое время своего существования создали загадку, которая озадачила весь мир и не решена до сих пор

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода