Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

О чем молятся сицилийской божьей матери. Икона богородицы дивногорская-сицилийская

Пещерная церковь в Больших Дивах (Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери) — уникальный православный храм Свято-Успенского Дивногорского монастыря в Лискинском районе Воронежской области России, выдолбленный целиком внутри меловой горы. Храм является одной из самых популярных достопримечательностей Воронежской области.

История пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери своими корнями уходит вглубь веков. Строительство церкви по преданию было начато греческими иноками Ксенофонтом и Иоасафом, но точной даты строительства назвать нельзя. Известна церковь стала лишь с 1831 года, когда на столбе, в котором она высечена была обретена икона чудотворной Сицилийской иконы Божией матери. В 1856 году храм передали в ведение Дивногорского Успенского монастыря. Один раз в год на Успение сюда крестных ходом приходила монастырская братия для совершения богослужения. К концу XIX века вход в пещерный храм был торжественно оформлен - с крестом над высоким меловым столпом и киотом в барочном обрамлении, уцелевшем до наших дней. На старинном рисунке, изображавшем этот вход, угадывается пролом, а в нем икона с парным изображением святых. В более позднем источнике упоминается деревянная колокольня у входа в пещеры. Осмотревший его в конце XIX в. путешественник Марков отмечает, что он был расписан «иконами прямо по сырцу скалы» .


Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Чудотворная икона называется по месту своего пребывания Дивногорскою, а по месту происхождения Сицилийскою. По преданию, эта икона была принесена в Россию из о. Сицилии. Первые поселенцы Дивногорской обители были иеромонахи Ксенофонт и Иоасаф. Кто они были по своему происхождению и где подвизались - неизвестно» .
Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Доном, при впадении в него реки Тихой Сосны. Дивами и Дивьими горами местность названа от удивительных по своей форме меловых столпов, расположенных по горам. Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере, где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи, и первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они поставили принесенную с собой из Сицилии икону Божией Матери. Здесь же они нашли и место своего вечного упокоения.

На Сицилийской иконе Богоматерь изображена сидящей на облаках. В правой Ее руке - расцветшая белая лилия, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, восседающего на Ее коленях. Спаситель в левой руке держит лилию, а правой - благословляет. Вокруг лика Богоматери изображено восемь Ангелов, из которых два, написанные внизу, изображены коленопреклоненными и с воздетыми горе руками. Над главой Богоматери - Святой Дух в виде голубя.
Дмитрий (Самбикин) продолжает: «Икона Сицилийской Божией Матери написана на доске, величину 1½ аршина, а в ширину 1 аршин, покрыта серебрянною позлащ. ризою. Не сохранилось сведений, где первоначально находилась эта святая икона. С половины 18 века, как гласит общее предание, она стояла в меловом столпе (в двух верстах от монастыря), где находятся "дивные столпы". Здесь в меловом столпе устроена небольшая церковь, ныне упраздненная. (Эта церковь, вероятно, была посвящена св. Николаю). Сколько запомнило предание и, при существовании прежняго монастыря и по упразднении его (в 1788 году) к месту, где находилась св. икона, постоянно стекался народ; но с начала нынешнего столетия, по какому-то непонятному охлаждению окрестных жителей, само существование сей иконы пришло в забвение» .


Особенное прославление чудотворной иконы началось с 1831, когда свирепствовала холера. В Коротояке, находившемся от обители в 7-8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе, и приказала взять икону и совершить перед нею молебен. Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась. Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов.

14 августа 1903 года этот храм был освящен в честь Сицилийской иконы Божией Матери. Пещеры в Больших Дивах продолжали действовать до 1930-х годов. В годы Советской власти, когда повсеместно велась борьба с религией, монахов разогнали, а храм подвергли разграблению. Долгие годы, все находилось в запустении. Многие оставили свои автографы на податливых стенах мелового храма, что безусловно изуродовало его интерьер. Пережила церковь Великую Отечественную войну и оккупацию. После альпинисты облюбовали диву для тренировок. Это не могло не сказаться отрицательно на состоянии мелового останца.


Акт вандализма совершенный молодыми людьми в 1980-х гг. разрушил центральный фасад, поэтому, к 1988 г. - времени создания музея-заповедника - состояние храма было удручающим.

С организацией музея-заповедника «Дивногорье» как филиала Воронежского областного краеведческого музея, начались восстановительно-укрепительные работы, которые были закончены в середине 1990-х годах. 28 августа на Успение Божией Матери, спустя долгие годы, храм заново освятил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, и с тех пор по большим церковным праздникам здесь проходят службы.


В настоящее время пещерная церковь Сицилийской иконы Божьей Матери в "Больших Дивах" является памятником архитектурного наследия федерального значения (код памятника 3610035006). Постановлением администрации Воронежской области от 14.08.95 г. N 850 является объектом исторического и культурного наследия областного значения.

14 июля 2009 года архимандрит Андрей (Тарасов), секретарь Воронежской и Борисоглебской епархии, совершил освящение чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Сицилийская. До этого дня эта великая святыня Воронежской земли находилась на реставрации.

Вход в пещеру находится в основании мелового останца, расположенного на правом высоком склоне долины реки Тихая Сосна, в непосредственной близости от северной окраины хутора Дивногорье.

По деревянной лестнице можно поднятся на вершину 200-метровой горы, откуда открывается прекрасный вид на окружающие степные просторы и долину реки Тихая Сосна.

Поскольку церковь расположена в меловой толще внутри горы, температура внутри довольно стабильна на протяжении года, а летом даже в большую жару в помещениях прохладно, а зимой, когда в окружающей степи дуют ветры и приходят снежные бураны, относительно тепло (температура воздуха держится на уровне 12-15 градусов C).

Прогуливаясь на вершине горы можно расслышать эхо, издаваемое ногами при ходьбе по меловой горе, внутри которой имеются пустоты (в том числе сам храм).

Также, если присмотреться, меловые отложения на поверхности горы покрыты мелкими бурыми частицами — меловыми водорослями, которые набухают после дождя и становятся зелёными, на горе и в её окрестностях обитает редкая птица — дрофа.







Икона Богородицы Дивногорская-Сицилийская
Дивногорская-Сицилийская икона Божией Матери получила свое наименование по месту своего первоначального пребывания и прославления в Успенском Дивногорском монастыре, в бывшем Острогожском уезде, Воронежской губернии, а Сицилийской названа по месту своего происхождения, так как, по преданию, эта икона в Дивы (или Дивные горы) была принесена из Сицилии благочестивыми старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом. Полагают, что они родом были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца ХV века. Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Доном, при впадении в него реки Тихой Сосны. Дивами и Дивьими (дивными) горами местность названа от удивительных по своей форме меловых столпов, расположенных по горам.

Предполагают, что Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи) и что первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они и поставили принесенную с собой из Сицилии икону Божией Матери. Здесь же они нашли и место своего вечного упокоения.

На иконе Сицилийской (Дивногорской) Божией Матери Богоматерь изображена сидящей на облаках. В правой Ее руке – расцветшая белая лилия, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, Который восседает на Ее коленях. Спаситель в левой руке держит цветок (лилию), а правой – благословляет. Вокруг лика Богоматери изображено восемь Ангелов, из которых два, написанные внизу, изображены коленопреклоненными и с воздетыми гор?е руками. Над главой Богоматери – Святой Дух в виде голубя.

Особенное прославление чудотворной иконы началось с 1831 года, когда свирепствовала холера. В Коротояке, находившемся от обители в 7–8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева (в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе) и приказала взять Ее икону и совершить перед нею молебен. Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась. Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры и город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска также получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов.

По преданию, празднование чудотворной иконе 5 февраля было определено еще первоначальниками обители – Ксенофонтом и Иоасафом.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Сицилийская или Дивногорская

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши, помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй страну нашу, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, военачальники, градоначальники и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Дивногорская икона Богоматери, называемая также Сицилийская, прославилась в период своего нахождения в Дивногорском монастыре Воронежской губернии. Как гласят предания, оказалась она на территории России стараниями старцев Иоасофа и Ксенофонта, которые доставили ее с Сицилии предположительно в 15 веке. Они же и основали Дивногорский монастырь.

На Сицилии же обретение иконы датируется 1092 годом. Особенностью иконописного образа считается его совершенно православный стиль написания, при том что появился он на территории, где господствовал романский иконописный канон.

Дивногорская икона Богоматери
(Фото с сайта livejournal.com)

В 1930-х годах образ был чудом спасен во время разрушения обители. Сегодня икона возвращена в Дивногорский монастырь (Воронежская область, Лискинский район, с. Дивногорье) и является особо почитаемой местной иконой, также широко известной за пределами области.

Чудотворный потенциал образ в полную силу раскрыл в 1831 году в период распространения холеры. Пожилой жительнице одной из деревень, находившихся недалеко от монастыря, явился образ Богоматери с иконы и наказал совершить молебен с просьбами о защите от холеры. Массовый молебен жителей окрестных деревень заставил холеру отступить. Позднее в 1847 году население также обращалось за помощью к иконе, спасаясь от холеры, и снова получило спасение.

Сохранилась история чудесного исцеления от Дивногорского образа крестьянки, более 15 лет страдавшей от тяжелых болезней. В 1863 году женщина уже практически в предсмертном состоянии, изнуренная своими недугами, увидела сон, в котором она увидела Богоматерь, наказавшую ей идти и молиться об исцелении от болезней перед Дивногорской иконой. Проснувшись, женщина явственно помнила все сюжеты сна, но название образа забыла. Чудесным образом позднее ей довелось в поисках своих попасть в Дивногорский монастырь. Она сразу же узнала местность, в которой уже оказывалась в своем сне. Полное исцеление к женщине пришло сразу же, как только она оказалась перед образом: в частности прошли приступы лихорадки, исчезла мучившая женщину неутолимая жажда, появился аппетит, восстановилась работа мышц лица.

Дивногорская икона Богоматери в серебряном окладе
(Фото с сайта troickiyhram.prihod.ru)

Дивногорский образ Богородицы неоднократно проявлял свой целительный потенциал и помогал верующим избавиться от разного рода болезней. К иконе с молитвами принято обращаться при появлении труднодиагностируемых заболеваний, болезней со сложным течением, когда усилия врачей не приводят к улучшению состояния. Особенно известен Дивногорский образ среди верующих своей помощью в лечении хронических болезней, связанных с нарушением обмена веществ в организме, аллергических реакций, астматических процессов, проблем зрения.


Дивногорье - хутор в Лискинском районе Воронежской области. Также - историко-культурный и природный музей-заповедник, на территории которого сохранилось много уникальных достопримечательностей: пещерных церквей, расположенных внутри взметнувшихся в небо меловых столбов - див; археологический комплекс памятников салтово-маяцкой культуры (остатки валов древней крепости, реконструированное древнее селище); многие животные и птицы в этих краях занесены в Красную книгу. На территории заповедника находится действующий мужской Свято-Успенский Дивногорский монастырь.

Диновгорье поправу является одной из самых популярных и узнаваемых достопримечательностей Воронежской области, настоящей жемчужиной. Ежегодно это место посещает более 60 тыс. туристов не только из Воронежской, но и других областей.

Музей-заповедник "Дивногорье" расположен на территории огромного плато, прорезанного глубокими и широкими долинами рек Тихая сосна и Дон, и круто обрывающимся у самих берегов, обнажая белое меловое основание. Отсюда, со стометровой вышины открываются восхитительные виды на пойму рек и все окрестности с такими же обрывистыми плато на противоположной сторне. В хорошую погоду отсюда открывается поистине потрясающий вид на несколько десятков километров.






История заповедника начинается в 1988 году, когда на базе памятников Дивногорья образован филиал Воронежского областного краеведческого музея, а в 1991 году создан Государственный природный, архитектурно-археологический музей-заповедник "Дивногорье".

Первое документальное упоминание о Дивногорье было сделано Игнатием Смольянином, сопровождавшим путешествие по Дону митрополита Пимена, в 1389 году: "приплыхом к Тихой Сосне и видехом столпы камень белы, дивно ж и красно стоят рядом, яко стози малы, белы и светлы зело, над рекой над Сосною".

Эти каменные столпы - меловые останцы, называемые дивами (от слова "диво", "дивный"), и по сей день являются визитной карточкой Дивногорья. Меловые отложения обитателей морских глубин за многие миллионы лет сформировали дивногорское плато, а эррозия и выветривание почв довершили дивное оформление этого места, некогда изобиловавшего причудливыми устремившимися вверх меловыми столбами - дивами. Большинство было разрушено при освоении народного хозяйства и строительстве железной дороги. Сейчас неподалеку добывают мел.








Необычна красота этого места. Удивителен микроклимат, сформированный высотой и реками: потоки теплого воздуха от воды создают препятствие для воздушных масс, отчего на плато количество осадков вдвое меньше, чем в долине. В связи с этим на плато сформировался особый микроклимат, характерный для степи. Многие виды растений относятся к петрофитам и приспособлены к жизни в условиях засухи.



Рассказывая о Дивногорье, невозможно обойти стороной монастырь и пещерные церкви, расположенные внутри див.

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Официальной датой основания монастыря считается 1653 год, когда в место расположения будущего монастыря из Острогожска были посланы переселенцы из Украины для строительства укреплений против татар на оборонительной Белгородской линии. Первой монастырской постройкой стала деревянная церковь в честь Николая Чудотворца. Первым настоятелем стал игумен Гурий, под началом которого находилось 15 монахов.

Однако, есть вполне убедительные предположения о том, что на этом месте существовал пещерный монастырь в более раннюю эпоху. Аргументами в пользу этой версии служат пещерные ниши с полукруглым верхом, характерные для некоторых древнегреческих монастырей и изображения на стенах, напоминающие изображения в римских катакомбах первых веков христианства.

В.В. Степкин "Пещеростроительство как вид христианского подвижничества в лесостепном Придонье ":

Посетившему в 1696 г. Дивногорский монастырь П. Гордону настоятель обители показал высеченные в горе остатки "очень древнего монастыря, основание которого местное предание приписывало греческому императору Андронику (известны 5 византийских императоров с таким именем, правивших в XII–XIV вв.).

После пожара, уничтожившего деревянную церковь, в 1658 г. на этом месте выстроили новую, которую освятили во имя Успения Божией Матери, и давшую имя монастырю.

К началу ХYIII в. Дивногорский Успенский монастырь стал самым богатым и процветающим в Воронежском крае. Однако, в 1786 г. монастырь был закрыт, его братия переведена в другие обители. В 1828 г. - восстановлен. Появление в монастыре во время эпидемий холеры 1831 г. иконы Сицилийской Божией Матери, объявленной чудотворной, способствовало известности монастыря по всей России. Рост известности, увеличение богомольцев, пожертвований и вкладов укрепили материальное положение монастыря.

В советское время храм был закрыт и многие годы не использовался. В конце 1980-х годов в пещерной церкви была проведена научная реставрация. Сегодня этот храм действующий, он также является одним из основных объектов осмотра многочисленных экскурсий, проводимых Дивногорским музеем-заповедником.




Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери

Дивногорскому монастырю принадлежал и пещерный комплекс в Больших Дивах на правом берегу реки Тихая Сосна. По преданию, пещерная церковь была вырыта основателями Дивногорского монастыря, которые принесли сюда икону "Сицилийская Божия Матерь". Икона стала очень популярна в 1831 году, когда в окрестных селениях вспыхнула эпидемия холеры. По легенде якобы приснилась одной пожилой женщине Богоматерь, и велела взять икону и молиться перед ней. Чума отступила, помогала икона и при других недугах, в народе её даже назвали "Исцеляйская".

Только в 1856 году по указу Воронежской духовной консистории, здешние пещеры были переданы Дивногорскому монастырю. Уже позднее, в 1862г., здесь на месте Владимирской церкви был устроен и освящен храм иконы "Сицилийской Божией Матери". Повторно его освящали в 1903 г. К концу 19 века вход в пещерный храм был торжественно оформлен – с крестом над высоким меловым столпом и киотом, уцелевшем до наших дней. На старинном рисунке, изображавшем этот вход, угадывается пролом, а в нем икона с парным изображением святых. В более позднем источнике упоминается деревянная колокольня у входа в пещеры.

В пещерах в Больших Дивах выражена редкая особенность, присущая некоторым древним пещерным монастырям и связанная со своеобразным обычаем афонских монахов. Это стасидии – крупные ниши с полукруглым верхом, которыми почти от пола прорезаны стены в длинном коридоре, огибающем пещерный храм с трех сторон. Длина коридора 95 м. Он начинается у юго-западного угла храма и после пяти поворотов возвращается в середину северного нефа и ранее использовался для крестных ходов. В советское время была проведена реставрация. Сейчас это территория Воронежского краеведческого музея.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Церковь расположена на территории Свято-Успенского Дивногорского монастыря. Высечена в меловом столбе на высоте более 85 метров над уровнем Дона. Представляет из себя скалу, облицованную меловыми блоками. Архитектурный стиль пещерной церкви сложился в середине 19 века. По преданию церковь была основана в 1658 г. греческими иноками Ксенофонтом и Иоасафом, бежавших от преследования католиков. Здесь же они и были похоронены. Могилы иеромонахов находились рядом с пещерной церковью направо от входа. Вплоть до 1917 г. они сохранялись и показывались паломникам.

В обычное время церковь закрыта, но открывают ее для паломников и экскурсионных групп.






Пещеры "Каземат" и "Ухо"

Пещеры "Каземат" и "Ухо" расположены в километре от села Селявное.

Координаты пещеры:

Широта: 50°59"16.45"С

Долгота: 39°19"56.84"В

Пещера названа так ввиду ее предполагаемого назначения: наблюдательного пункта. Более вероятно, что пещеру вырубил какой-нибудь христианский отшельник. В районе входа в пещеру вырублена площадка. Пещера "Каземат" невелика. В пещере вырублено окно, открывающее вид на Дон.

Обе пещеры находятся рядом друг с другом в отвесной скале. Если не знаешь, то найти их сверху практически не возможно. Говоря, к "Уху" ведет трос, который находится прямо напротив железнодорожной фермы, поддерживающей провода - возможно, благодаря этому ориентиру можно обнаружить эти пещеры сверху, что более удобно, чем лезть на 50-ти метровую кручу по сетке-рабице снизу. Более подробно о пещерах "Ухо" и "Каземат" можно прочитать на сайте Путешествия на мотоцикле и не только


Маяцкое городище

Территория современного Дивногорья некогда была форпостом хазарского каганата. Именно отсюда собиралась дань с окрестных земель, и Руси в том числе. Вполне естественно, что именно здесь археологи раскопали древнюю крепость, от которой сейчас остались лишь валы крепостных стен. Рядом с крепостью располагались селения, реконструкцию которых можно видеть на археологической экспозиции.

Маяцкое городище - средневековое городище IX-X вв, основное население которого составляли аланы - кочевые ираноязычные племена скифо-сарматского происхождения. Со временем с Оки сюда пришли племена вятичей. Хазары установили над ними свое экономическое господство, взяли под контроль торговые пути и взимали со славян дань.

Археологическая культура Хазарского каганата в бассейне Дона называется салтово-маяцкой. Салтово – в честь села Верхней Салтов в Харьковской области, где раскопки ведутся уже более ста лет. Маяцкое городище исследовалось с 1975 по 1982 год советско-болгаро-венгерской экспедицией под руководством С.А. Плетневой.

Жизнь в Маяцком городище прекратилась в X веке с распадом Хазарского каганата. Причинами стали междуусобицы, набеги печенегов, а также поход киевского князя Святослава на столицы каганата - Итиль и Саркел.


Археологические раскопки маяцкого селища - прекрасный образец слияния двух культур: степной-кочевой с жилищами, напоминающими юрты, и славянской - отразившейся в построеке в более поздние времена землянок, более пригодных для жилья в холодное время.




". Вместо привычных фотографий я предлагаю вам отправится в виртуальный тур. Оглядеться на месте, рассмотреть мельчайшие детали на все 360 градусов вокруг, затем перейти в следующее помещение, а потом еще в одно и так далее.

Церковь Сицилийской иконы Божией Матери, пожалуй, самая известная достопримечательность Воронежской области, а уж среди пещерных храмов она точно самая популярная. Несколько её фотографий снаружи я прошлой зимой. Туда водят экскурсии, там есть электричество и принадлежит она не РПЦ, а архитектурно-археологическому музею-заповеднику «Дивногорье». Впрочем, в дни памяти Дивногорской (Сицилийской) иконы Божьей матери (5 февраля и 14 июля) в ней всё же проводят службу. Но речь не об этом. Никто не будет отрицать исторической и архитектурной ценности этого места, а поэтому приглашаю всех желающих под кат, чтобы узнать немножко исторических подробностей, технических нюансов и, конечно же, осмотреть это величественное сооружение.


Пещерный храм Сицилийской иконы Божией Матери расположен на высоте около 30 метров над остановочной площадкой электропоездов «143 км» в Лискинском районе Воронежской области. В литературно-архивных источниках известен с 1831 г. – года обретения над входом в церковь Сицилийской иконы Божией Матери (об этом чуть ниже). Данный пещерный комплекс имеет два яруса. На первом храм с алтарем и галереей «крестного хода», а на втором, отделенным лестничным пролетом в 27 ступеней, несколько хозяйственных комнат. Архитектурной особенностью пещеры являются стасидии, свойственные старинным пещерным храмам и восходящие к традициям и обычаям афонских монахов. Это крупные ниши с полукруглым верхом, которыми почти от пола прорезаны стены в длинной галлерее, длина которой составляет 95 метров. Современное архитектурное оформление пещер сложилось к середине 19 века, но существует гипотеза о том, что отдельные участки пещеры гораздо старше. Форма и устройство упомянутых стасидий говорит о том, что, скорее всего, здесь в древности существовал крупный православный монастырь. В похожих стасидиях других пещерных монастырей находили «сложенные кости человеческие… не обретено только черепов ». По древнему обычаю афонских монахов, «ровно через три года после смерти инока открывают его могилу; кости собирают в отдельное помещение, а черепы разбираются иноками к себе в келии или складываются особо ». Как бы то ни было, документальных подтверждений этому нет и летопись храма, как я уже сказал, ведётся только с 1831 года.

02 . Рисунок Е.Л. Маркова, конец XIXв.

В 1856 году пещеры Больших Див были поручены в ведение Дивногорского монастыря, о котором я расскажу в следующий раз. В Советское время его интерьеры были в значительной степени разрушены: утрачен центральный фасад, в галерее крестного хода имелись завалы, стены исписаны многочисленными надписями. Восстановление храма началось одновременно с его музеефикацией. Привлеченная директором М.И. Лыловой группа спелеотуристов под руководством Э.В. Гольянова в июне–августе 1987 г. провела обмеры столба-Дивы, установила опору для поддержания скального массива, который дополнительно закрепили металлическим тросом. С образованием музея-заповедника «Дивногорье», вначале как филиала Воронежского областного краеведческого музея, а с 1991 г. как самостоятельного учреждения, были начаты плановые работы по укреплению и реставрации храма, которые проводились горными инженерами из Эстонии (Институт горного дела им. А.А. Скочинского). Кстати, именно на базе памятников Дивногорья была разработана специальная методика реставрации пещерных меловых церквей, поскольку до этого на территории страны аналогичных работ не проводилось. Восстановленный храм в 1991 г. был освящен митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием.

03 . Ниже привожу приблизительную план-схему пещеры (авт. В. Стёпкин). Красными точками я отметил места, где снимал панорамы для виртуального тура. Можно было бы встроить схему непосредственно в тур, но поскольку времени на съёмку было мало (спешили, кстати, в Дивногорский монастырь) и получилось снять только основные, на мой взгляд, участки пещерного комплекса, то я планирую когда-нибудь вернуться и доснять алтарную часть, галлерею, трапезную и так далее. Вот тогда-то, как только я расширю тур, чтобы зритель не заблудился, и внедрю план-схему, показывающую текущее положение просмотра.

Немного архитектурных особенностей. Шесть массивных прямоугольных пилонов и промежуточные квадратные опоры строенных арок делят храм на пять зон: наиболее крупная восточная часть главного нефа; его средний наименее значительный участок; притвор на главной оси; два боковых нефа. Клиросы вписываются в прямоугольное пространство храма, врезаясь в восточную пару пилонов. Алтарь напоминает алтари наземных церквей, объединяющие полукруглую апсиду с прямоугольными объемами жертвенника и дьяконника по сторонам. В связи с этим они ориентированы поперек главной оси храма. Примечательна и строго симметричная пирамидальная композиция из пяти ниш разной формы и высоты в алтарной апсиде. В прошлом алтарь был по традиции отделен от храма двухъярусным иконостасом.

Второй этаж имеет три небольших помещения – жилое, иногда рассматриваемое как «кухня» (в комнате имеется дымоход и окно), т.н. «трапезную» и прямоугольную камеру у самой лестницы. С второго этажа так же имеется собственный выход на поверхность.

На первом ярусе в ходе реставрационных работ под музейные нужды было отведено два небольших помещения. Во-первых, северо-западный участок крестного хода был перекрыт глухими дверьми. Сейчас там расположена сейсмологическая установка. Во-вторых, в привходовой части было отгорожено помещение для установки распределительного электрического щита. И не зря. В 2011 году в пещерном храме приглашенными специалистами, профессионально занимающимися освещением пещер в Европе, была создана художественная дистанционно-управляемая система освещения. Сотрудникам международного проекта Cave Lighting было не впервой работать со сложным температурно-влажностным режимом. Ими был разработан и в апреле–мае 2011 г. воплощен проект художественного освещения всего мелового храма, включая фасад. Для внутреннего освещения был даже прописан световой сценарий, в соответствии с которым храм разделен на 7 зон, включение освещения которых работает не только автономно, но и дистанционно. То есть экскурсовод может делать световые акценты с помощью пульта управления. Одновременно был разработан сценарий музыкального сопровождения экскурсии. При участии наместника Дивногорского монастыря отца Максима (Лапыгина) было подобрано 5 саундтреков из репертуара хора Свято-Успенской Святогорской Лавры. Для этого также специалистами Cave Lighting была установлена влагозащищенная акустическая система. Экскурсовод с помощью пульта управления может выбирать то или иное духовное песнопение и регулировать громкость звучания.

Вот, собственно, и всё, что я хотел вам рассказать об истории и устройстве этого пещерного комплекса, прежде чем вы виртуально по нему прогуляетесь. Впрочем, я обещал еще вкратце рассказать об иконе, обретенной на стене Дивы. Дык вот, предание гласит, что Сицилийская икона была принесена в Россию из Сицилии старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом. Полагают, что родом они были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца ХV века. Считается, что Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи) и что первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они и поставили принесенную с собой из Сицилии икону. Они же, как уже все поняли, и основали Дивногорский монастырь. В ходе ликвидации монастыря в 1786 г. икона исчезла и о ней местное духовенство "вспомнило" только через 45 лет, как раз в 1831 году, когда в Воронежской области началась эпидемия холеры. По легенде икона явилась во сне старице Екатерине, жительницы города . Владычица повелела взять её икону в Дивногорском монастыре и совершить с ней молебен. Икону нашли как раз на меловом столпе в 3 км от монастыря. После молебна жители Коротояка обошли с иконой крестным ходом весь город и через 2-3 дня эпидемия прекратилась. Такие дела. В основании же Дивы нашли вход в пещеру, о которой я вам уже столько всего рассказал. С иконы же было сделано несколько списков. Один из которых дошел до наших дней и сейчас является единственным экспонатом храма. Для него даже предусмотрена герметичная витрина с подсветкой. Впрочем, увидите сами... И не забывайте открывать тур во весь экран (кнопочка внизу слева)!

Если вдруг тур у вас не отображается, попробуйте

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода