Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Настоящее имя фаины раневской. Личная жизнь

Раневская Фаина Георгиевна – это псевдоним яркой, удивительно талантливой и красивой женщины, которая не имела семьи и детишек, но смогла покорить всех вокруг. Многие люди верили в то, что ее экранные героини существуют на самом деле, поэтому переживали за их судьбу, осуждали и верили в благополучное разрешение проблемных, но иногда и комических ситуаций.

Раневская часто говорила фразы, которые становились афоризмами, особенно, если это касалось взаимоотношений женщин и мужчин. Чего только стоят легендарные фразы: «Муля, не нервируй меня!» и «Я сошла с ума, какая досада!», которые повторяют при каждом удобном случае целые поколения поклонников таланта актрисы.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Фаине Раневской

По настоятельным просьбам миллионной армии поклонников, спешим сообщить такие физические параметры легендарной актрисы, как ее рост, вес, возраст. Сколько лет Фаине Раневской – несложно узнать, если будет известна дата ее появления на свет.

Фаина Раневская: фото в молодости и сейчас – доказывают то, что актриса является поистине женщиной без возраста, поскольку ее настоящий возраст выдают только морщинки и потухающие искорки в глазах. Будущая актриса появилась на свет в 1896 году, а скоропостижно скончалась она в 1984 году, поэтому актрисе на момент смерти исполнилось ровно восемьдесят семь лет.

Стоит отметить, что Фаина скончалась от инфаркта, который стал осложнением воспаления легких, похоронена она на московском Новом Донском кладбище, а на ее могиле красуется статуя любимой дворняжки Мальчика.

При этом рост актрисы при жизни составил не более, чем метр и восемьдесят сантиметров, а вот вес ее на месте не стоял, поскольку Фаина старалась подстраиваться под требования конкретной роли.

Биография Фаины Раневской

Биография Фаины Раневской была просто удивительной, поскольку девочка происходила из еврейского рода, членов которого могли репрессировать или отправить к крематорий концлагеря.

Отец – Гирш Фельдман – был обеспеченным человеком и владел собственной лакокрасочной фабрикой, несколькими жилыми помещениями и даже собственным пароходом.

Мать – Милка Заговайлова – являлась домохозяйкой и приехала из Белоруссии.

Брат – Яков Фельдман – перебрался во Францию в 1917, где его след потерялся, скорее всего, мужчина уже умер.

Брат – Рудольф Фельдман – был офицером, во время Гражданской войны поддерживал белогвардейцев и погиб.

Брат – Лазарь Фельдман – умер, едва ему исполнилось три года.

Сестра – Изабелла Фельдман – была старшей в семье и самой красивой, она рано вышла замуж и переехала в Румынию, а потом в Париж. Белла рано овдовела и отправилась в Турцию, а потом одинокая и смертельно больная возвратилась домой. В 1964 скоропостижно скончалась от онкологии, что Фаина пережила очень тяжело.

Маленькая Фанни была тихой, скромной и не слишком красивой, она плохо сходилась с людьми. Девочка смогла учиться в женской гимназии только несколько лет, но ее обижали, поэтому ее учили приходящие учителя на дому. Девушка обожала читать, рисовать, учила иностранные языки, пела.

С двенадцати лет ходила в кино и театр, мечтала стать актрисой, поэтому смогла сдать экзамены экстерном и поступить в театральную студию Ягелло. Уже в 1915 году девушка оказалась в Москве и стала играть в массовке Малаховского летнего театра. Через год она оказалась в Керчи, где играла в антрепризах крымских театров девушек-кокеток, поэтому решительно отказалась после революции бежать с семьей в Турцию.

Фаина играла в труппе многих театров, в том числе, Первом советском театре, Центральном театре Красной Армии, Театре драмы, Театре Моссовета, Московский драматический театр Пушкина.

Фильмография: фильмы с участием Фаины Раневской в главной роли

Фильмография девушки постоянно пополнялась работами в фильмах «Подкидыш», «Ошибка инженера Кочина», «Подкидыш», «Новые похождения Швейка», «Свадьба», «Весна», «Небесный тихоход», «Легкая жизнь», «Девушка с гитарой», «Встреча на Эльбе».

При этом часто отпускала Фаина Раневская цитаты и афоризмы про мужчин и женщин, которые даже были выпущены отдельными сборниками. Некоторые из них упоминались великой актрисой в своей книге «Дневники на клочках», ее сестрой Изабеллой в книге «Моя сестра Фаина Раневская».

Личная жизнь Фаины Раневской

Личная жизнь Фаины Раневской всегда была бурной, хотя женщина часто разочаровывалась в своих партнерах. При этом она часто говорила, что ненавидит мужчин, считая их последними негодяями. Виной всему был парень, в которого Фаина впервые влюбилась, а он ответил ей взаимностью и напросился в гости.

Раневская порхала от счастья, она приготовила вкуснейший ужин из дефицитных продуктов, красиво оделась, а ее кавалер пришел мертвецки пьяный, да еще и с юной красоткой под руку. Бабник попросил девушку пойти погулять, пока он уединится со своей спутницей.

Поговаривали, что девушка встречалась с Толбухиным, а также, знаменитыми режиссерами Таировым и Михоэлсом, но сама актриса говорила, что у нее была просто крепкая дружба с мужчинами, но не более.

Кстати, многие продвинутые люди того времени считали Фаину женщиной с нетрадиционной сексуальной ориентацией, но она только посмеивалась над этими нелепыми сплетнями.

Фаина Раневская в молодости фото – это документальное подтверждение того, что женщина была несчастной в любви, поскольку у нее были невероятно грустные глаза, которые кричали об одиночестве.

Семья Фаины Раневской

Семья Фаины Раневской была довольно большой и дружной. Девочка обожала младшего братишку Лазаря, поэтому тяжело пережила его смерть, она даже стала заикаться. При этом Фаина не слишком дружила со старшей сестрой и завидовала ее красоте, нежности и умению сходиться с людьми.

При рождении еврейской девочке дали имя Фанни Гиршевна Фельдман, но она стала знаменитой и поняла, как относились к представителям данной национальности в СССР.

По воле случая, друг сравнил будущую актрису с героиней чеховской пьесы Раневской, а слегка подкорректировав свои личные данные, девушка стала Фаиной Григорьевной. Этому факту не обрадовался ее отец, кроме того, ссора произошла еще и от того, что девушка отказывалась выезжать из страны, где уже стала знаменитой.

Кроме старшей сестры, Раневская больше ни с кем не общалась вплоть до самой своей смерти. Дело в том, что малышка из обеспеченной семьи никогда не была любимой своими родителями, поэтому была невероятно одинокой в большом семействе.

Дети Фаины Раневской

Дети Фаины Раневской на свет никогда не рождались, поэтому свою фамилию и талант передать женщине было некому. Самое интересное, что своим ребенком она считала любимую дворняжку по кличке Мальчик. Собаку знаменитая актриса подобрала на улице, только ей она доверяла все тайны и считала самым дорогим существом.

При этом Раневская иногда признавалась, что все отдала бы за рождение малыша, поэтому страстно любила чужих детишек, считая их своими внуками. Одним из них был внук актрисы и близкой подруги Фаины Павлы Вульф, который часто дает интервью о своей бабушке.

Маленького Лешу актриса сама принесла из роддома, поскольку его мама Ирина была слаба после родов, а настоящая бабушка ухаживала за ней. При этом она боялась уронить новорожденного и, когда несла его домой, то почти не дышала.

С легкой руки мальчика Раневскую дали прозвище Фуфа, которое он повторял, когда увидел, что комната загорелась от непотушенной сигареты. Только Фаина могла понимать детский лепет Леши, она читала ему стихи и переодевалась в страшного мужика, чтобы мальчик не капризничал.

Парень вырос и стал работать в Афганистане по контракту, а его «бабушка» постоянно присылала ему полные тоски письма и открытки, которые подписывала просто «твоя Фуфа».

Еще одним «сыном» актрисы стал молодой журналист Глеб Скороходов, который фактически предал ее, поскольку записал все, что Раневская не лестно всегда говорила о коллегах, и решил написать книгу. При этом рукопись попала к Фаине, и она отказалась ее возвращать, вызвав милицию.

Муж Фаины Раневской

Муж Фаины Раневской никогда в ее жизни не появился, но сама актриса постоянно повторяла, что познала настоящую дружбу с мужчинами. В ее жизни были километры трогательных и душевных переписок с актерами, режиссерами и даже маршалом СССР. Раневская сказала, что могла бы без раздумий отправиться на край света, если бы ее дорогим мужчинам потребовалась бы дружеская помощь.

Дело в том, что женщина долгое время общалась с Василием Качаловым, который был известным актером и учителем молодой актрисы. Он обучал красавицу не играть, а жить жизнью своих персонажей, а женщина часто вспоминала, как впервые встретила метра и рухнула в обморок.

Потом она написала Василию письмо, где попросила от имени девушки, которая упала в обморок, пригласить ее на театральное представление. Мужчина пригласил ее в театр, а потом стал общаться чаще.

Раневская утверждала, что большое удовольствие им доставляли разговоры и совместные прогулки с собакой Качалова Джимом. Влюбленная Фаина долго ждала предложения руки и сердца, а когда мужчина скончался, она долго страдала и держала на столе фото любимого.

Фаина Раневская цитаты и афоризмы про мужчин и женщин

Фаина Раневская цитаты и афоризмы про мужчин и женщин неоднократно издавались отдельными книгами и приводились в разных статьях. При этом женщина умудрялась постоянно извергать перлы, даже не задумываясь, что может оскорбить того, о ком они сложены.

Из-за этих цитат и афоризмов многие считали женщину городской сумасшедшей, поскольку она часто говорила невпопад. Она давала точные характеристики мужчинам и женщинам, к примеру, «распевается, как в таз писает», «мужчина с уксусным голосом», «не задница, а игрунья». При этом многие люди просто говорили о том, что знаменитая актриса просто не умеет себя нормально вести.

О женщинах Раневская говорила примерно так: «брать незаслуженные деньги от мужчин, все равно, что подаяния на паперти просить», «если женщина говорит, что ее мужчина самый умный, то второго дурака она просто не найдет», «больше всего к верности склонны седые женщины», «нет толстых женщин, а есть тесная одежда».

Мужчина тоже получали свои афоризмы о том, что «мужики от начала до конца своей жизни за грудью тянутся», «идеальный мужчина – тот, который помнит день рождения своей дамы, но не знает, сколько ей исполнилось лет», «когда я увидела лысого (Ленина) на броневике, то поняла, что нас ждут огромные неприятности».

Инстаграм и Википедия Фаины Раневской

Инстаграм и Википедия Фаины Раневской естественно существуют в частичном объеме, поскольку женщина скончалась в 1984 году, когда социальных сетей еще не было и в помине. Дело в том, что женщина с ее нестандартным чувством юмора и едкими афоризмами легко могла бы стать звездой интернета. Однако в Инстаграм реально найти группы, посвященные творчеству и личной жизни, Фаины Григорьевны, но за материалы, размещенные в них, никто ответственности не понесет.

Раневская Фаина Георгиевна – одна из ярчайших актрис СССР. Каждая её роль откладывалась в сознании зрителей и разбиралась на цитаты. Ироничная манера игры и общения, меткие фразы и хлесткие афоризмы до сих пор популярны. Ей были присвоены статус Народной артистки СССР и лауреата трех Сталинских премий.

Жизнь и семья

Родилась Фаина Георгиевна в семье домохозяйки и фабриканта в 1896 году. Настоящее имя от рождения – Фанни Гиршевна Фельдман. Семья по тем временам считалась довольно богатой – отец имел во владении несколько домов, магазин и небольшое судно. Раневская была не единственным ребенком в семье: с ней росли братья и сестра.

Несмотря на большую семью, Фаина чувствовала себя одинокой в детстве. Врожденное заикание не давало девочке нормально общаться с ровесниками, мешало ей в школе. Она не могла найти общий язык даже с родными: братья нередко посмеивались над её недостатком, а сестра вызывала зависть у маленькой Фаины – по её мнению, она была намного красивее. Внешность – серьезный комплекс у Раневской с детства. Тем более ей не давали о нем забыть.

Вскоре девочку перевели на домашнее обучение. Она была очень развитым ребенком: имела способности к языкам, игре на фортепиано, единственную отраду находила в компании книг. Позже, когда актриса познакомилась с А. А. Ахматовой, она подчеркивала, что их свела безграничная любовь к А. С. Пушкину.

В тринадцать лет девочка посетила театр: шла постановка «Вишневого сада» А. П. Чехова. Этот спектакль наложил заметный отпечаток на сознание ребенка, театр стал новой страстью Фаины, а впоследствии актриса взяла себе псевдоним «Раневская», отождествляя себя с этой героиней.

Учебу в гимназии Раневская не любила: она накладывала на детей слишком много обязательств, не оставляла времени для любимых занятий. Следующим её шагом стала преждевременная сдача экзаменов в гимназии и поступление в театральную студию. Родители не приняли этот поступок Фаины, а отец на много лет прекратил с ней общение. В девятнадцать лет девушка прияла решение переехать в Москву.

Театральная карьера

В те годы Фаина Раневская смогла почувствовать настоящую свободу, только сняв небольшую комнату в Москве на деньги, данные ей матерью на прощание. В молодости будущая актриса входила в круг таких известных поэтов, как В. В. Маяковский, М. И. Цветаева и А. А. Ахматова.

Театральные училища ответили девушке отказом, однако Раневская вовремя нашла покровителя в лице Е. В. Гельцер. Актриса устроила Фаину в театр в Подмосковье на летний период. Там начинающая актриса наблюдала игру известных мастеров, сама же участвовала только в массовке. Лето закончилось, и Раневской пришлось искать работу в других театрах и городах СССР.

Большой опыт ей дали гастроли по Крыму с труппой Лавровской. И хотя постановки не имели особого успеха, эта работа помогла молодой актрисе не только посмотреть красоты СССР, но и стать более уверенной артисткой.

1917 год ознаменовался двумя событиями в жизни актрисы: она окончательно потеряла связь с родными, и её приняли на постоянную работу в Театр актера в Москве. Первой значимой ролью Фаины Георгиевны стал образ Маргариты в постановке «Роман». Впоследствии было еще много больших ролей, среди которых сама Раневская отмечала образ Шарлотты в чеховском «Вишневом саде». Служба в этом театре продлилась до 1931 года.

Позже она продолжила свою карьеру в Камерном театре, где дебютным спектаклем стала «Патетическая соната». Спустя несколько лет Раневская переходит в театр Красной Армии. Здесь она работает вплоть до 1949 года.

Следующим театром, в котором она остановилась, стал Театр им. Моссовета. Однако работу здесь нельзя было назвать спокойной: нередко случались столкновения Фаины Георгиевны с режиссерами. Их видение роли часто не совпадало, Раневская настаивала на своем прочтении персонажа. Роль в эпизоде спектакля «Шторм» была полностью изменена актрисой, она сыграла так, как посчитала правильным. Часто её появление в эпизодах и ролях второго плана принимались зрителями лучше, чем главные герои. Бывало, это оскорбляло исполнителей главных ролей. Нередко люди приходили посмотреть только на Раневскую, а затем уходили со спектакля, не досмотрев его. Из-за этого режиссер Завадский часто снимал Фаину Георгиевну с роли. Самые известные и запоминающиеся роли она сыграла именно здесь.

История с режиссером Завадским коснулась не только Раневскую, но и Любовь Орлову. Обе гениальные актрисы часто оставались без ролей, тогда как на сцене блистала жена режиссера. Однако ни Раневская, ни Орлова ничего не могли с этим поделать. Они часто признавались друг другу: «У нас не тот характер». За глаза они шутили про Завадского, что тому дают награды не по заслугам, недостает лишь звания «Мать-Героиня».

После этого Раневская, не выдержав упреков и давления со стороны режиссера, вернулась в Пушкинский театр, где удалось поработать в постановках «Мракобесы» А. Толстого и «Игрок» Ф. М. Достоевского. В этом театре служба продлилась до 1963 года.

Завершающим карьеру блистательной актрисы стал Театр им. Моссовета. Она работала над ролями до последнего. Несмотря на оглушительный успех многих постановок, актриса часто оставалась недовольна собой, комплексы детства заставляли усердно трудиться над тем, чтобы её роли были как можно более естественными и живыми.

Личная жизнь

Личная жизнь у актрисы не складывалась – она никогда не была замужем. Возможно, оставила след на судьбе неразделенная любовь, которую она пережила в молодости. В 60-е годы одиночество скрасила сестра Белла, которой в то время тоже нужна была поддержка родного человека. Однако позже она умерла от болезни.


Несмотря на отсутствие по-настоящему близких людей в жизни Раневской, было необычайно много друзей, в том числе и среди известных личностей.

Ими были:

  • Павла Вульф;
  • Александр Таиров;
  • Яков Сегель.

Люди тянулись к ней, чувствую необычайную открытость и искренность. На своем жизненном пути она никогда оставалась совершенно одна, ей всегда стремились помочь. Интересно и то, что Раневская не любила заниматься собственным домом, не умела устроить домашний уют. Ей всегда помогали домработницы, которые нередко отчитывали актрису за неаккуратность и неряшливость.

Может быть, в том, что она так и не смогла завести семью, сыграл роль комплекс, сопутствующий всю жизнь – непримечательная внешность. Она редко рассказывала о своих увлечениях, отшучиваясь в присущей ей манере. Однако она влюблялась, и каждый этот опыт был неудачным. Она часто говорила, что всегда не совпадали симпатии: она нравилась тем, кого не любила, и наоборот.

Близкой подругой Раневской, помимо Любови Орловой, была Нина Станиславовна Сухотская. Об их дружбе можно сказать: противоположности притягиваются. И правда, Нина Станиславовна была полной противоположностью Фаины Георгиевны – тихая и скромная. Именно ей больше всего доверяла актриса. На её руках она и скончалась.

Единственным близким существом оставалась собачка Мальчик. Это животное было настолько близко актрисе, что после смерти Раневской на могиле был установлен памятник любимому питомцу.

Умерла актриса в 1984 году, причиной смерти стал инфаркт, соединенный с пневмонией.

Кино

Первой ролью Раневской в кино стала госпожа Луазо в картине «Пышка» 1934 года. Во Франции знаменитый писатель и общественный деятель Ромен Роллан дал высокую оценку постановке.

Интересно, что сама Фаина Раневская не любила работать на киноплощадке. Высшей мерой искусства она считала театр. Однако зрители узнали и запомнили её именно по ролям в кино, так как у телевидения всё же более обширная аудитория, чем у театра, и ему проще достучаться до зрителя.

Популярность ролей пошла по нарастающей. Сначала «Человек в футляре», затем в «Ошибке инженера Кочина» и, наконец, в «Подкидыше». Актрису окончательно полюбил советский зритель.

Во время Великой Отечественной войны не было и речи, чтобы оставаться в Москве. Вся труппа театра была экстренно вывезена в Ташкент. Здесь Раневская проработала до 1943 года. Возвращение актрисы домой ознаменовалось работой в постановке «Свадьба», где ей удалось поработать с такими известными мастерами, как Э. П. Гарин и М. И. Пуговкин.

Одним из самых популярных и обожаемых фильмов эпохи стала картина «Весна», в которой Раневская появилась в 1947 году. Здесь актриса поработала над ролью Маргариты Львовны. Л. П. Орлова и Н. К. Черкасов стали украшением этой картины.

Этот же год ознаменовался успехом Фаины Раневской в сказке «Золушка». Здесь режиссер дал актрисе полную свободу, и она могла использовать в роли весь свой богатый афоризмами лексикон. Это одна из немногих ролей, которыми Фаина Георгиевна осталась довольна.

Фильм «Сегодня новый аттракцион» завершил карьеру Раневской в кино. К тому моменту её уже знали миллионы, и каждый режиссер хотел поработать с ней в своей картине. Именно поэтому А. И. Дудко согласился на все условия Фаины Георгиевны, чтобы не упустить свой шанс.

Самой известной и в то же время так нелюбимой актрисой фразой было: «Муля, не нервируй меня!» .

Раневская сделала замечание даже Леониду Ильичу Брежневу за использование в её адрес этой цитаты. Она шутила, что так к ней обращаются только мальчишки и хулиганы.

Однако сколько бы ни было у актрисы успешных ролей в кино, она жила театром. Кинематограф она не любила и называла его «экскурсией в бане». По её мнению, самое искренне общение со зрителем происходило один на один – со сцены. На свою жизнь она тоже смотрела через призму театральности – нередко отождествляла свой путь с трагикомедией.

Она никогда ничего не делала в ущерб своей свободе и личности, именно поэтому вольный стиль так полюбился всем зрителям, вспоминается по сей день. Крылатые иронические фразы разошлись, как народное искусство, их передавали из уст в уста, перекраивали на свой лад, но не переставали любить.

Места памяти


Есть множество мест, которые могут посетить поклонники творчества Фаины Раневской. Среди них:

  • Родной дом Раневской в Таганроге. В нем сейчас установлены памятник и мемориальная доска. В скором времени в этом доме собираются учредить музей, посвященный актрисе. Местные жители каждый год в августе собираются возле дома Раневской, чтобы почтить её память, гуляют по городу, делясь воспоминаниями и знаменитыми цитатами. Сейчас в квартире сохранилось большинство вещей, интерьер и некоторые предметы мебели.
  • Несколько театров, в которых актриса работала на протяжении всей своей жизни. Наиболее значимым из них является Государственный Академический театр имени Моссовета.
  • Новое Донское кладбище, где похоронены Фаина Раневская и её сестра.

Фаина Георгиевна Раневская была необычайно скромным человеком. Несмотря на свою обеспеченность по тем временам, она всегда относилась к деньгам небрежно.

Актриса часто говорила, что её богатство в том, что она в нем не нуждается.

Раневская поразительно хорошо разбиралась в людях, но в то же время была необычайно наивна в общении с близкими людьми. Её любили и ненавидели, но к Раневской нельзя было остаться равнодушным.
Раневская часто подчеркивала, что она не выразила до конца всего, что хотела сказать. Она разочаровалась в людях и в мире. Её подруга, Павла Вульф, сожалела о том, что актриса выросла порядочным человеком, и, возможно, из-за этого не смогла построить своего счастья.

Фаина Георгиевна (Григорьевна) Раневская. Урождённая Фанни Гиршевна Фельдман. Родилась 15 (27) августа 1896 года в Таганроге - умерла 19 июля 1984 года в Москве. Советская актриса театра и кино.

Современными журналистами именуется «одной из величайших русских актрис XX века» и «королевой второго плана». В современном общественном сознании Раневскую чаще всего связывают со множеством её собственных афоризмов, большинство из которых стали «крылатыми».

Один из биографов Фаины Георгиевны Матвей Гейзер писал: «Самое парадоксальное в актерской судьбе Раневской - то, что она сыграла в театре и кино десятки таких ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Кроткий заметил: "Имя его не сходило с афиши, где он неизменно фигурировал в числе "и др."».

Несмотря на небольшие, а порой и вовсе эпизодические роли, созданные ею образы зрители и режиссёры заприметили сразу. Актриса стала известной уже после своей первой кинороли - госпожи Луазо в немой драме Михаила Ромма «Пышка» (1934). Однако в кино она играла не так часто, как в театре, поясняя: «деньги съедены, а позор остался».

Тем не менее, на киноэкране Раневская перевоплощалась в немалое количество персонажей - она была, помимо прочих, вспыльчивой дамой Лялей в комедии «Подкидыш» (1939), экономкой Маргаритой Львовной в музыкальной комедии «Весна» (1947) и злой мачехой в классической сказке «Золушка» (1947). Примечательным низким голосом Раневской говорит «домомучительница» Фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся» (1970).

Почти четверть века Фаина Георгиевна играла в театре имени Моссовета, на сцене которого исполнила свои самые прославленные театральные роли: миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше - тишина»).

Итогом 60-летней актёрской карьеры Раневской стали несколько десятков ролей на сцене и около 30 - в кино. За свою деятельность актриса удостоена звания народной артистки СССР (1961) и трёх Сталинских премий (1949, 1951 - дважды). Фаина Георгиевна скончалась 19 июля 1984 года в Кунцевской больнице Москвы после перенесённых инфаркта и пневмонии.

В родном для Раневской Таганроге различными способами увековечена память актрисы: её именем названа одна из улиц, установлен памятник, а на доме, где она родилась, висит мемориальная доска. В 1992 году английская энциклопедия «Кто есть кто» включила Фаину Георгиевну в список десяти самых выдающихся актрис XX века

Фаина Раневская (урожденная Фельдман) родилась 15 (27) августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Родители - уроженец местечка Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии Гирш Хаимович Фельдман (1863-?) и уроженка Лепеля Витебской губернии Милка Рафаиловна Заговайлова (1872 - после 1957) - поженились 26 декабря 1889 года.

Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Белла.

К моменту рождения Фаины её отец, почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии, был владельцем фабрики сухих и масляных красок, нескольких домов, магазина строительных материалов и парохода «Святой Николай».

В 1898 году семья переселилась в заново выстроенный отцом дом по улице Николаевской 12, до того принадлежавший купцу Михаилу Николаевичу Камбурову.

Фаина Раневская, которая затем всю жизнь едва сводила концы с концами и страшно стыдилась долгов, была дочерью миллионера. Ее отец, Гирш Хаимович Фельдман, был одним из самых богатых предпринимателей Таганрога, владел фабрикой, несколькими домами, магазином и пароходом. Именно на нем вся семья, кроме непокорной Фанни, решившей остаться в России и делать карьеру актрисы, уплыла в Турцию, подальше от революционных беспорядков.

Обучалась в таганрогской Мариинской женской гимназии, так и не окончив её. В то же время Фаина получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать. Увлекалась театром с 14 лет, посещала занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга).

В 1915 году уехала в Москву. Раневская жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. Именно в эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, произошла её первая встреча с В. И. Качаловым. Из воспоминаний самой Раневской, она была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой.

Родители и брат Раневской в послереволюционные годы покинули Россию и поселились в Праге.

Ни в одну известную театральную школу Фаину не приняли - говорили, что нет способностей. Но девушка не сдалась, сама оплачивала частные уроки, перебиваясь с хлеба на воду, устраивалась в провинциальные театры - в массовку.

Однажды осенью молоденькая Фая Фельдман подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом».

Фаина Раневская в молодости (справа)

Работа в Керчи не задалась - почему-то публика не проявила должного внимания к новой труппе, но там она однажды совершала прогулку с неким «опытным трагиком» из театра Лавровской на гору Митридат. По пути на гору решили заглянуть в банк (мать Раневской тайком от отца посылала дочери денежные переводы). Фаина Георгиевна вспоминала:

"Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры - всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:
- Денег жаль, зато как красиво они улетают!
- Да ведь Вы Раневская! - воскликнул спутник. - Только она могла так сказать!
Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё..."

Не окончив частную театральную школу, играла во многих театрах, начиная с провинциальных. Её учителем была Павла Леонтьевна Вульф.

Театры, в которых служила Фаина Раневская:

1915 - Подмосковье (Малаховский дачный театр);
1915-1916 - Керчь, Феодосия;
1916-1917 - Ростов-на-Дону;
1918-1924 - Передвижной «Первый советский театр»;
1924 - театр Московского отдела народного образования;
1925-1927 и 1929-1931 - Бакинский рабочий театр;
1927 - Архангельский драматический театр;
1927-1928 - Смоленский драматический театр;
1928-1929 - Сталинградский драматический театр;
1931-1935 - Камерный театр (Москва);
1935-1939 - Центральный театр Красной Армии;
1943-1949 - театр драмы (ныне им. Маяковского);
1955-1963 - театр им. А.С. Пушкина;
1949-1955 и 1963-1984 - театр им. Моссовета.

Пребывание Раневской в Театре им. Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссёром Ю. А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах), которые порождало несходство творческих методов: решение ролей, предлагаемое Раневской, было органично скорее театру брехтовского типа.

Раневская театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая её порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности кроется секрет её сугубо личной популярности, независимо от сценической известности. Весьма своеобразный стиль речи и поведения Раневской оказался зафиксирован в большом по объёму фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны.

Многие высказывания Раневской (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали ёмкость и образность, равно как и отсутствие «внутренней цензуры», свобода суждения (например, в виде присутствия сниженной лексики). Стилистическое чутьё позволяло Раневской выступать в жанре пародии, причем не только сценической. Известен цикл пародийных писем вымышленного ею провинциала А. Кафинькина, адресованных журналистке Т. Тэсс.

Свою первую роль в кино Раневская сыграла только в 38 лет. Дебютировала в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка» . В 1939-1941 гг. - актриса киностудии «Мосфильм», в 1941-1943 гг. - актриса Ташкентской киностудии. Член Союза кинематографистов СССР.

Авторство крылатой фразы из фильма «Подкидыш» «Муля, не нервируй меня!» оспаривает каждая из причастных к ней женщин. В эфире «Кинопанорамы» 1964-го года Фаина Раневская рассказала историю о том, как сама лично придумала эту фразу, а после эфира программы поссорилась с автором сценария фильма Агнией Барто, которая приписывала авторство фразы себе. Также на авторство фразы претендует и Рина Зелёная, будучи соавтором сценария фильма.

Фаина Раневская в фильме "Подкидыш"

Фраза «Муля, не нервируй меня!» всю оставшуюся жизнь преследовала Раневскую. Так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней.

Фаина всегда была самокритичной, ей принадлежит известное высказывание: «Талант - это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности». Худсоветы и комиссии, в присутствии которых приходилось играть, в то время были обычным делом, когда вместо любящей артиста аудитории на него смотрели «вершители судеб». Часто после таких выступлений артист находился «в зажиме», но никак не Раневская: «Играю скверно, смотрит комитет по Сталинским премиям. Отвратительное ощущение экзамена».

Фаина Георгиевна мечтала сыграть у Эйзенштейна и в 1944 году была утверждена на роль Ефросиньи Старицкой в фильме «Иван Грозный», однако её не утвердили высшие органы. Роль получила Серафима Бирман. Вину Раневская перекладывала на «пятый пункт в паспорте», в то время как у Бирман в этом пункте стояло: «молдаванка».

Фаина Раневская в фильме "Золушка"

Раневская переживала трагическую смерть Соломона Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает диалог, в котором с присущим только ей юмором она сказала Михоэлсу: «Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан».

Раневская очень боялась, что ей могут предложить сотрудничать с КГБ - в то время это было распространено. Один её знакомый посоветовал в случае, если такое предложение поступит, сказать, что она кричала во сне. Тогда она не подойдёт для сотрудничества и предложение будет снято. Однажды, когда Фаина Георгиевна работала в Театре имени Моссовета, к ней обратился парторг театра с предложением вступить в партию. «Ой, что вы, голубчик! Я не могу: я кричу во сне!» - воскликнула Раневская. Слукавила она или действительно перепутала эти департаменты, можно только догадываться.

Принимала участие в озвучивании мультфильмов (Фрекен Бок в «Карлсон вернулся»).

В конце жизни Фаина Георгиевна с горьким сарказмом написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите - умерла от отвращения».

Фаина Раневская скончалась 19 июля 1984 года на 88-м году жизни, а (по другим источникам - 20 июля).

Семьи у неё не было. Единственным существом, скрасившим её одиночество, был пёс по имени Мальчик - подобранная на улице дворняжка. Похоронена актриса на Новом Донском кладбище в Москве вместе с сестрой Изабеллой, участок № 4. На могиле круглый год можно видеть живые цветы, приносимые почитателями её таланта. На памятнике установлена маленькая фигура её любимого и верного пса Мальчика.

Великая актриса так и не оставила после себя мемуаров. В 1970-х годах она взялась за книгу, соблазнившись на аванс, за который можно было купить новое пальто, но так и не закончила ее. Три года она писала, перечитывала написанное, рвала рукопись в клочья, и в конце концов заявила: «Не хочу обнародовать жизнь мою, трудную, неудавшуюся, несмотря на успех у неандертальцев и даже у грамотных... То, что актер хочет рассказать о себе, он должен сыграть, а не писать мемуаров».

Личная жизнь Фаины Раневской:

Как рассказывала сама актриса, в 19 лет она была влюблена в первый и в последний раз - в своего молодого коллегу. Решив проявить инициативу, она пригласила его в гости. Для нее был шок, когда тот пришел пьяный, с подругой и попросил ее погулять, оставив их одних. Она долго не могла оправиться после такого случая, испытывая к мужчинам ненависть и презрение.

Впоследствии у нее было много друзей-мужчин - Утесов, Вульф, Ильинский - но именно как друзей.

Также был один особенно близкий мужчина - актер и режиссер Александр Румнев . Они часто проводили вместе вечера, но никто не может сказать точно, были ли они близки в интимном смысле.

Александр Румнев - близкий друг Фаины Раневской

Был у Фаины Георгиевны еще один друг - знаменитый пес Мальчик .

Она нашла его на улице - в лишаях, с вмерзшими в лед лапами. В ветлечебнице Раневской сказали: «Его надо немедленно усыпить, он просто опасен». Она умоляла, говорила, что не уйдет без него. Спасли его врачи только ради актрисы. Ее стараниями Мальчик превратился в дорогое комнатное существо с довольно скверным характером. У него были кривые лапы, огромное брюхо и седой хвост. "Мой Мальчик стареет с хвоста", – говорила она.

Мальчик - единственное существо, разделившее последнее одиночество Раневской, в т.ч. ее бессонные ночи - именно ему читала она французских лириков и русских классиков.

Чтобы не оставлять пса, Раневская отказывалась от домов отдыха и летних поездок на дачи. Соседи всегда знали, когда идет ее спектакль. В эти часы Мальчик громко выл.

Она брала его на репетиции. Для этого была разработана довольно сложная система: Мальчика привозили в театр, давали понять, что с хозяйкой не случилось ничего особенного, а затем стремительно возвращали домой.

Своего Мальчика она оставила в наследство Светлане Майоровой. Когда Фаины Георгиевны не стало, Мальчик переехал на Котельническую набережную. Фаина Георгиевна брала его в театр – Майорова вынуждена была брать на лекции в институт. Оставаясь в одиночестве, он так же неистово выл. Прожил пес около пятнадцати лет. Его похоронили во Внукове - там, где Раневская всегда любила бывать и где однажды отдыхала летом со своей сестрой Изабеллой.

Семья Фаины Раневской:

Отец - Гирш Хаимович Фельдман (1863-?), купец 1-й гильдии, владелец фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина, мельницы Симановича на Александровской улице и парохода «Святой Николай», впоследствии крупный мануфактурщик, староста Таганрогской хоральной синагоги в Тургеневском переулке, 46 (1912-1917), почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии.

Мать - Милка Рафаиловна Заговайлова (1872 - после 1957).

Братья - Яков, Рудольф и Лазарь (1897-1900).

Сестра - Изабелла (Белла) Фельдман (в замужестве Аплеен, ? - 1964).

В начале 1960-х ее сестра Изабелла вернулась из парижской эмиграции. После смерти мужа обнаружила, что она совершенно одна на свете, к жизни не приспособлена и решительно никому не нужна. Вспомнив о своей великой сестре, написала ей трогательные строчки, жаловалась на одиночество, тоску и скорую смерть. Просилась в Москву.

Раневская обсуждала возможность ее приезда в СССР на самом верху - официально сестра считалась белоэмигранткой. Помогла ей Фурцева.

Как вспоминали очевидцы, в свои шестьдесят с лишним она была необычайно хороша собой. Дом на Котельнической набережной ходил ходуном: всем хотелось посмотреть на прекрасную парижанку.

Фильмография Фаины Раневской:

1934 - Пышка - госпожа Луазо
1937 - Дума про казака Голоту - попадья
1939 - Ошибка инженера Кочина - Ида Гуревич, жена портного
1939 - Подкидыш - Ляля
1939 - Человек в футляре - жена инспектора гимназии
1940 - Любимая девушка - Маня, тётка Добрякова, сотрудница роддома
1941 - Мечта - Роза Скороход
1941 - Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем - Горпина
1942 - Александр Пархоменко - тапёрша
1943 - Новые похождения Швейка («Солдатская сказка») - тётушка Адель
1943 - Родные берега (новелла «Три гвардейца») - Софья Ивановна, директор музея
1944 - Свадьба - Настасья Тимофеевна, мать невесты
1945 - Небесный тихоход - профессор медицины
1945 - Слон и верёвочка - бабушка
1947 - Весна - Маргарита Львовна, экономка
1947 - Золушка - мачеха
1947 - Рядовой Александр Матросов - военврач
1949 - Встреча на Эльбе - миссис Мак-Дермот
1949 - У них есть Родина - фрау Вурст
1958 - Девушка с гитарой - Зоя Павловна Свиристинская
1960 - Осторожно, бабушка! - бабушка
1960 - Драма (короткометражный) - Мурашкина
1963 - Так и будет (телеспектакль)
1964 - Лёгкая жизнь - Маргарита Ивановна, «королева Марго», спекулянтка
1965 - Первый посетитель - старая дама
1966 - Сегодня - новый аттракцион - Ада Константиновна Бранд, директор цирка
1978 - Дальше - тишина... (фильм-спектакль) - Люси Купер
1980 - Комедия давно минувших дней - использованы архивные кадры


Легендарная Фаина Раневская (настоящее имя Фанни Гиршевна Фельдман) появилась на свет в богатой еврейской семье в конце августа 1896 года. На то время семейство Фельдманов проживало в собственном доме в Таганроге. Кроме Фаины подрастало ещё четверо детей: сестра Белла и трое братьев (один из них умер в младенчестве). Мама Фаины была домохозяйкой, воспитывала пятерых детей. Папа был влиятельным фабрикантом. Он владел предприятием по производству красок, имел магазин, несколько домов и даже пароход.

Фаина не чувствовала себя счастливой в доме родителей. Напротив, она страдала от одиночества. Скорее всего, причиной была чрезвычайная ранимость из-за врождённого недостатка – заикания. Девочка мало общалась со сверстниками и даже упросила родителей забрать её из элитной женской гимназии, где чувствовала себя некомфортно и не любила учиться. С тех пор учителя приходили к Фельдманам на дом, и Фанни получила очень приличное образование. Девочка играла на фортепиано, пела, неплохо знала иностранные языки и запоем читала.


Фаина Раневская (слева внизу) с гувернанткой, братом и сестрой

После десяти лет Фаина заинтересовалась кинематографом и театром. Огромное впечатление оказал на неё увиденный в тринадцатилетнем возрасте спектакль «Вишнёвый сад». Впечатление было настолько большим, что Фаина экстерном сдала гимназические экзамены и начала ходить на занятия в театральную студию. Вскоре дочь сообщила родителям, что собирается учиться на профессиональную актрису. Это было причиной, из-за которой у Фаины случился разрыв с родителями. Отец не общался с дочерью долгие годы. В 1915-ом Фанни Фельдман уехала в столицу.

Театр

В Москву Фанни приехала налегке – отец не дал дочери на проживание в столице ни копейки, ведь считал её желание стать артисткой глупой блажью. Немного денег тайком дала мама. Девушка сняла на Большой Никитской крошечную комнатушку и сразу же почувствовала себя совершенно счастливой и свободной. В эти годы Фаина познакомилась с легендарными личностями, культовыми даже в то время поэтами , . Тогда же она встретилась с великим артистом Василием Качаловым и даже влюбилась в него.


К сожалению, Фаину не приняли в столичные театральные училища, и ей пришлось найти частную школу. Но денег на оплату обучения не было. Не дала пропасть Фаине известная артистка Гельцер. Она похлопотала, чтобы девушку взяли в один из театров Подмосковья. В Малаховском летнем театре Фанни смогла наблюдать игру знаменитых актёров Садовской, Петипа и Певцова. Сама же начинающая актриса появлялась лишь в массовках. Когда сезон летних театров закончился, Раневской пришлось искать себе другое место. Она успела понемногу поработать в небольших театрах в Керчи, Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске.


Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с родными. Семейство Фельдманов эмигрировало. Но был и счастливый момент: девушку приняли в столичный Театр актёра. Наконец молодую актрису оценили по достоинству. Театральная биография Фаины Раневской началась из спектаклея «Роман», где Раневская сыграла заметную роль Маргариты. Потом последовало множество постановок, где артистка играла более-менее заметные роли. Наиболее значимой для себя Раневская считала работу в спектакле «Вишнёвый сад», где сыграла Шарлотту. В этом театре Фаина Георгиевна служила до 1931 года. Потом она перешла в более известный столичный Камерный театр, где вскоре дебютировала в «Патетической сонате».


Через четыре года Раневская переходит на работу в театре Красной Армии, где останавливается до 1949 года. Здесь Фаина Георгиевна также задействована во многих постановках, но наиболее известной из них становится «Васса Железнова», где актриса сыграла главную роль.

В самом начале 50-х Фаина Раневская перешла в Театр имени Моссовета, где её пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У Раневской было своё видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», Фаина Георгиевна полностью переписала её и сыграла на свой лад.


Фаина Раневская в спектакле "Шторм"

При этом она затмила даже исполнителей главных ролей, что никак не входило в планы ни самих исполнителей, ни постановщиков спектакля. Препирания и стычки с режиссёром Завадским позже нашли отражение в анекдотах и афоризмах, приписываемых острому языку Фаины Георгиевны. Тем не менее, на этой сцене артистка появлялась почти четверть века. Здесь она сыграла свои самые заметные роли. Зрители с удовольствием смотрели миссис Сэвидж в исполнении Раневской, аплодировали стоя Люси Купер в спектакле «Дальше - тишина».

Окончила Фаина Раневская свой театральный путь в театре Пушкина, когда-то бывшем Камерном. С этого театра начиналась её театральная биография, здесь и финишировала в 1963 году.

Фильмы

Впервые телезрители увидели Фаину Раневскую в роли колоритной госпожи Луазо в драме Ромма «Пышка». Это был 1934 год. Актрисе даже удалось побывать с этим спектаклем во Франции, куда труппу театра пригласил Ромен Роллан, чрезвычайно высоко оценивший спектакль.


Фаина Раневская в фильме "Пышка"

В общем Фаина Раневская сыграла в кино не так уж много ролей, но таково уж свойство телевидения, что именно оно делает артиста знаменитым и узнаваемым на всю страну. Сама актриса очень невысоко ценила работу в кинематографе, ставя его значительно ниже театра. О работе в кинокартинах она говорила, что «деньги съедены, а позор остался». И всё же большинству её поклонников Раневская известна именно по работе в кино.

В самом конце 30-х Раневская сыграла в трёх картинах, которые сделали Фаину Георгиевну легендарной. Артистка появилась в ролях супруги во всех этих лентах: в картине «Человек в футляре» она стала женой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» - супругой портного Гуревича. Ну и самая популярная жена появилась в «Подкидыше», где Раневская произнесла незабываемую и теперь уже крылатую фразу «Муля, не нервируй меня».


Фаина Раневская в фильме "Подкидыш"

В годы войны Раневская вместе с труппой театра была эвакуирована и до 1943-го работала в Ташкенте. По возвращении в Москву ей предложили сыграть Мамашу в «Свадьбе» Анненского. В этой картине Раневская снялась с известными артистами , Михаилом Яншиным, Верой Марецкой, и многими другими узнаваемыми актёрами.

А в 1947-ом на экраны вышла знаменитая комедийная лента «Весна», в которой Раневская сыграла свою великолепную Маргариту Львовну. и Черкасов, исполнявшие главные роли в картине, и сама Фаина Георгиевна вмиг превратили фильм в один из самых популярных и кассовых.


Фаина Раневская в фильме "Золушка"

В том же году артистка сыграла мачеху в «Золушке» Кошеверовой. Сценаристом картины был Евгений Шварц, обожавший Раневскую. Он позволил великой артистке вставлять свои бесподобные фразы. Эта работа считается лучшей из всех, сыгранных Фаиной Георгиевной. Да она и сама считала Мачеху своей самой удачной работой.

Последняя роль Раневской в кино – лента «Сегодня новый аттракцион». Актриса сыграла директора цирка, но перед этим поставила режиссёру ряд условий. Так как Фаина Георгиевна на тот момент была уже очень известной, то, конечно же, режиссёр согласился на всё, лишь бы заполучить звезду в свой фильм.


Фаина Раневская в фильме "Сегодня новый аттракцион"

Фаина Раневская получила звание Народной артистки СССР и три Сталинские премии.

Скончалась великая Фаина Георгиевна Раневская в июле 1984 года в столице от инфаркта, отяжелённого пневмонией. Современники называют Раневскую «королевой второго плана» и признают, что она была величайшей русской актрисой XX столетия.

Афоризмы

Множество высказываний острой на словцо Фаины Георгиевны превратилось в крылатые выражения. Часто артистка едко подшучивала над окружающими, причём доставалось от неё всем подряд, без учёта рангов и должностей. Но шутила она и над своей очень непростой жизнью. Например, Раневской принадлежат слова:

«Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга «Судьба-шлюха».

Что касается творческого и сценического псевдонима – Раневская, то и здесь присутствует грустная и в то же время «фирменная» манера актрисы подшучивать во всех ситуациях. Однажды актриса вместе с коллегой из театра заглянула в банк.


Изредка мама в тайне от мужа посылала дочери небольшие денежные переводы. Фаина Георгиевна вспоминает: «Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры - всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:

- Денег жаль, зато как красиво они улетают!- Да ведь Вы Раневская! - воскликнул спутник. - Только она могла так сказать! Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, хотя далеко не всё, совсем не всё».

Одним из немногих настоящих друзей Раневской был режиссёр Соломон Михоэлс. Ему она посвятила слова:

«Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». Михоэлс тогда ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан».

За несколько месяцев до своей кончины Раневская с присущим ей горьким сарказмом написала:

«Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения»».

Личная жизнь

Личная жизнь Фаины Раневской была несчастной. Она никогда не была замужем. Скорей всего, она избегала мужчин из-за немалой психологической травмы, полученной в ранней молодости. Фанни была влюблена в одного из актёров своей труппы. Как ей показалось, он тоже ей симпатизировал. Когда девушка пригласила его в гости, он пришёл, но не один, а с женщиной. И попросил Фаину погулять. С тех пор Раневская и стала избегать всех связей, которые в перспективе могли ей причинить боль.


Фаина Раневская в последние годы

Не чувствовала себя одинокой Фаина Георгиевна совсем недолго. В 60-ых годах к ней переехала родная сестра Белла, решив скоротать одиночество после смерти своего мужа с родным человеком. Но вскоре сестра заболела и умерла.


Фигурка любимой собачки на могиле Фаины Раневской

Фаина Раневская осталась совершенно одна. Единственным существом, скрашивающим её одиночество, была дворняжка по кличке Мальчик. После смерти актрисы на её надгробии установили фигурку любимой собачки.

Фильмография

  • Пышка
  • Ошибка инженера Кочина
  • Подкидыш
  • Слон и верёвочка
  • Весна
  • Золушка
  • Встреча на Эльбе
  • У них есть Родина
  • Лёгкая жизнь
  • Дальше - тишина…
  • Комедия давно минувших дней

Биография Фаины Раневской. Цитаты и афоризмы, высказывания актрисы. Когда родилась и умерла Раневская, памятные места и даты. Фото и видео.

Годы жизни

родилась 27 августа 1896, умерла 19 июля 1984

Эпитафия

«Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи».
Фаина Раневская

Биография Фаины Раневской

Когда она, девочка из еврейской семьи, дочь фабриканта и владельца парохода, решила стать актрисой, отец сильно рассердился , мол, ты видела, какие актрисы красивые, а ты куда лезешь с таким лицом? Фаю Фельдман тогда это очень обидело и, наперекор родным, она все же исполнила свою мечту , став известной и популярной актрисой - даже с такой, якобы непримечательной внешностью. Изменив лишь имя - на Фаину Раневскую . Рослая, нескладная, она обладала невероятным обаянием, ироничностью и, конечно, талантом, так что биография Фаины Раневской просто не могла сложиться иначе.

Когда Раневская приехала в Москву, ее не приняли ни в один театр, ни в одну школу, но она не отступала. Начав с работы в провинциальных театрах, она все же выбилась на большую сцену. Раневская была великой актрисой - невероятно сильной как в комических, так и трагических ролях . Ее участие в любом фильме или спектакле тут же делало их популярными, а роли Раневской - самыми любимыми. Раневскую любила и власть, и народ, цитаты и афоризмы Раневской передавались из уст в уста, превращаясь в байки и анекдоты . Она была и необыкновенно работящей актрисой - проработав в нескольких театрах и выступая почти до самой смерти.

Тем временем, несмотря на славу и популярность, судьбу Фаины Раневской нельзя назвать счастливой . До конца своей жизни Раневская так и не вышла замуж, не обзавелась семьей - впрочем, о личной жизни Раневской ровным счетом нечего было сказать. Она отдавала себя друзьям, театру и кино, а также множеству людей, пользующихся ее добротой . Она была совершенно беспомощна в быту, и знакомые нередко вымогали у нее деньги, а на старости лет - и откровенно обкрадывали.

За свою жизнь Раневская сыграла в двадцати с лишним фильмах , но, увы, главных ролей было немного. Никто из режиссеров словно не мог оценить мощь ее масштабного таланта или боялся с ним не справиться. В основном это были комедийные роли, хотя в театре Раневская великолепно исполняла драматические роли - например, в спектакле «Дальше - тишина», с которого зрители, впечатлившись игрой Раневской, непременно уходили в слезах. Этот спектакль стал знаковым в биографии Раневской - именно в нем актриса вышла на сцену театра в последний раз.

Причины смерти

Смерть Фаины Раневской наступила 19 июля 1984 года (по другим источникам даты смерти Раневской - 20 июня или 20 июля). Актриса умерла в больнице, причиной смерти Раневской стали перенесенные ею пневмония и инфаркт . Похороны Фаины Раневской начались с гражданской панихиды в Театре имени Моссовета, а завершились похороны Раневской - на Новом Донском кладбище . Актриса была похоронена рядом со своей сестрой Изабеллой.


Свое неповторимое чувство юмора Раневская не теряла никогда

Линия жизни

27 августа 1896 г. День рождения Фаины Георгиевны Раневской.
1915 г. Переезд из Таганрога в Москву.
1920-1924 гг. Работа в «Первом советском театре» в Крыму.
1934 г. Дебют Раневской в кино в фильме «Пышка».
1941-1943 гг. Эвакуация в Ташкент, работа на Ташкентской киностудии.
1943-1949 гг. Работа в Театре драмы.
1949-1955 гг.
1955-1963 гг. Работа в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина.
1963-1984 гг. Работа в Театре имени Моссовета.
19 июля (20 июля или июня) 1984 г. Дата смерти Фаины Раневской.

Памятные места

1. Дом Раневской в Таганроге, где она родилась и где сегодня установлена мемориальная доска памяти Раневской и памятник Раневской.
2. Крымский академический русский драматический театр имени А. М. Горького (бывший Первый советский театр в Крыму), где Раневская работала в 1920–1924 гг.
3. Центральный академический театр Российской армии (бывший Центральный театр Красной Армии), где Раневская работала в 1935–1939 гг.
4. Киностудия «Узбекфильм» (бывшая Ташкентская киностудия), где актриса работала в 1941-1843 гг.
5. Московский академический театр им. В. Маяковского (бывший Театр драмы), где Раневская работала в 1943-1949 гг.
6. Государственный Академический театр имени Моссовета, где Раневская работала в 1949–1955 и 1963–1984 гг.
7. Московский драматический театр имени А. С. Пушкина, где Раневская работала в 1955–1963 гг.
8. Новое Донское кладбище, участок № 4, где похоронена Раневская.

Эпизоды жизни

Фаину Раневскую очень раздражала преследующая ее фраза «Муля, не нервируй меня!», которую ее героиня произносила в фильме «Подкидыш». Дошло до того, что актриса Раневская почти возненавидела эту роль. Когда Брежнев вручал Раневской орден Ленина, то не сдержался и, кривляясь, повторил крылатую фразу. На что Раневская пожала плечами и сделала генсеку замечание: «Леонид Ильич, ко мне так обращаются только невоспитанные уличные мальчишки!» Брежнев смутился: «Извините, просто я вас очень люблю».

Раневская никогда не была замечена в бурных романах, хотя слухи о ней, как об актрисе, просто не могли не ходить. Единственным существом, скрасившим ее одиночество, стал пес по имени Мальчик , подобранная ею дворняжка с перебитыми лапами. Мальчик так любил Раневскую, что, когда она уезжала на репетиции, он так выл, что его специально везли на машине в театр, чтобы пес убедился, что хозяйка его не бросила. Пес околел вскоре после смерти Раневской - от тоски.На могиле Раневской установлена фигура маленькой дворняги с грустными глазами - в память о ее любимом существе .

Раневскую везли на операцию, и она решила рассмешить медсестер и стала рассказывать анекдоты. От смеха у нее оторвался тромб, ставший причиной смерти актрисы.



У Раневской не было семьи, она жила с любимым псом по имени Мальчик

Заветы

«Если у тебя есть человек, которому можно рассказать сны, ты не имеешь права считать себя одиноким…»
«Жизнь - это небольшая прогулка перед вечным сном».

Последнее и единственное интервью Фаины Раневской (1979 г.)

Соболезнования

«Она обладала способностью характерным жестом или поворотом лица прожить целую судьбу. В своих ролях актриса использовала в основном «грим души», подчеркивая остроту характера, владея искусством интонации».
Екатерина Юдина, актриса

«Раневская жила в поисках роли себе по плечу, роли, которая смогла бы до дна утолить ее неуемную творческую жажду».
Ростислав Плятт, актер

«Поразило меня все - в первую встречу, все. Конечно, прежде всего, ее глаз - это не сыграть, это глаз мудреца, ребенка… Это была очень сложная и одинокая, видимо, жизнь без детей, без семьи, без любви и, главное, без той работы, на которую, уж она-то знала, она способна».
Галина Волчек, режиссер

«В какой-то степени она была дитя, потому что она все воспринимала - абсолютно: от этого случались конфликты, от этого с ней было сложно, от этого она была поразительно интересна. Удивительной мощности шекспировский характер, она была не нашенская, ей было удивительно тесно жить в этом мире».
Анатолий Адоскин, актер

«Я прекрасно ее знал, мы жили в одном доме. Есть люди, которые шутят, вымучивают шутки, есть люди, которые все время должны острить. Она никогда не острила, она так мыслила, потому что она была штучная».
Александр Ширвиндт, актер

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода