Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

На что был обижен олег попов. Юрий никулин бросался на карандаша с топором, а эмиль кио исцелял зрителей от алкоголизма

…Цирк погружается в полумрак. Прожектор, как луч солнца, пробивается сквозь темноту к центру манежа и ложится на ковер ярким кружком света. К нему подходит Олег Попов. Он греет солнечным теплом свои руки, лицо. Блаженно улыбаясь, явно представляя себе, что он оказался на теплой полянке, клоун усаживается в середину светлого кружка и не спеша достает из принесенной с собой корзинки батон белого хлеба и бутылку кефира.

Неожиданно солнечный луч отползает в сторону, оставляя клоуна в темноте. Попов идет за ним и силой возвращает его на прежнее место. Но солнечный круг вновь убегает, не желая подчиняться клоуну. Тогда клоун добром просит лучик оставаться на месте: он нежно гладит солнечный кружок, и тот, под действием ласкового обращения, позволяет клоуну вернуть его туда, где он лежал вначале. Клоун, обхватив двумя руками луч света, аккуратно несет его в центр манежа и опускает на ковер. И снова клоун греется и нежится в тепле лучика, но внезапно идиллическая картинка взрывается резкой трелью свистка милиционера. Оказывается, здесь нельзя сидеть. Клоун послушно складывает свои вещички и направляется к выходу, но, спохватившись, возвращается и, осторожно прикасаясь к яркому кругу, собирает его в небольшой солнечный зайчик, а затем прячет в свою плетеную корзинку. В корзинке вспыхивал огонек, и бережно неся его, Попов потихоньку уходил с манежа. В полумраке, окутывавшем цирк, были видны силуэт клоунской фигуры и солнечный блик, мерцающий в корзинке. Эта сценка всегда очень нравилась зрителям.

С Олегом Поповым Никулин познакомился у Карандаша. Они дружили, выступали в одном спектакле: Никулин с Шуйдиным вели коверными первое отделение, Попов - второе. Но внезапно в их отношениях появился холод, между ними словно кошка пробежала. Олег Попов в своих интервью за последние несколько десятков лет довольно резко высказывался в адрес Никулина. Он критиковал его за то, что Юрий Владимирович был коммунистом. За то, что тот якобы незаслуженно получил звание Героя Социалистического Труда. За то, что не умел жонглировать и ходить по проволоке. За то, что обещал отпраздновать юбилей Попова в цирке на Цветном бульваре и не сделал этого . За то, что… всех претензий Олега Константиновича, видимо, и не перечислить, он был чем-то здорово обижен. Никулин же никогда не говорил о Попове плохо. Но у Юрия Владимировича была одна черта в характере: он был очень доверчив, доверчив безоглядно. Такое бывает с людьми, которые сами предельно честны и которым не свойственно замышлять против другого человека ничего дурного. Если кто-нибудь обманывал Юрия Владимировича, пользуясь его доверчивостью, он никогда не поднимал скандала, не выяснял отношения, не высказывал обиды публично. Он просто вычеркивал этого человека из своей жизни. Из интервью Максима Юрьевича Никулина: «Помню, я принес ему один цирковой проект. Он посмотрел и спросил: "А этот что здесь делает?" - "Он тоже участвует". - "Если он участвует, то я не буду". - "Погоди, тебе водку с ним пить не надо, даже разговаривать необязательно". - "Нет-нет, если он в этом проекте, меня там не будет"».

Вычеркнул ли Никулин из своей жизни и Олега Попова? Трудно сказать. Во всяком случае, известно, что, когда еще на заре своей карьеры Никулин с Шуйдиным поехали на гастроли в Ленинград, на следующий после их выступления день в газете писали: «Интересно показали себя молодые клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, жаль только, что они полностью повторили репертуар Олега Попова». Олег Константинович гастролировал в Ленинграде чуть раньше. Вернувшись в Москву, Никулин с Шуйдиным сразу пошли к Попову: как же так, мы придумали репризы первыми! Не стыдно красть? На что Попов ответил: «А мне все равно, главное, чтобы меня публика любила».

Правда, родные Юрия Владимировича считают, что не этот случай был причиной разрыва его отношений с Олегом Поповым. Сказалась принципиальная разность этих двух людей - по характеру, по отношению к жизни, по отношению к людям.

В этом смысле очень характерной является концовка сценки «Луч света». Если Олег Попов в конце пантомимы собирал лучик солнца в ладошку, прятал в свою корзинку и куда-то уносил, то у Юрия Никулина и Михаила Шуйдина, собравших тот же самый лучик так же в ладони, реприза заканчивалась словами: «А это - вам!» И мгновенно клоуны бросали луч света зрителям, и в зале вспыхивал свет. Таким образом, сценка принимала совершенно иное звучание…

…И КИНО ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Одно время (было это в перестройку) режиссер Андрей Кончаловский в различных интервью, которые он давал на телевидении и в печати, вовсю эксплуатировал свою же максиму: «Счастье, когда ты занят любимым делом и за твою работу тебе еще и платят. Выходит, что за полученное тобой от работы удовольствие ты еще и получаешь деньги!» У Юрия Никулина в 1960-е годы (впрочем, как и раньше, и позже) всё складывалось именно так. Он работал в цирке, который всегда считал своим родным домом, и в кино, которое было для него любимым делом. Это совмещение труда клоуна и киноартиста дало интересный результат: Никулин смог достичь взаимопроникновения искусств кино и цирка друг в друга. Нередко в цирке, на манеже, у него рождались идеи, которые потом он воплощал в кино. И наоборот, на съемочной площадке появлялись замыслы будущих цирковых реприз . К тому же работа в кинематографе как бы раскрывала, разворачивала в Никулине те многочисленные грани человеческой натуры, которые в «конспективном» виде были заложены в его цирковой маске.

Одной работы на манеже было бы достаточно для того, чтобы имя Юрия Никулина вошло в историю нашего искусства. Но талант его был настолько многогранен, он так любил творить и имел такой вкус к жизни, что всё это вместе постоянно подвигало клоуна Никулина искать выход своей творческой энергии и в других жанрах. Он рисовал, он снимался в кино, он писал книги, любил петь - всё было ему интересно и всего было мало! Такое нечасто встречается.

Сниматься в кино Никулину особенно нравилось. Он сыграл более чем в сорока фильмах, играя как ярко комедийные, так и драматические, и поистине трагические роли. Если следовать линии его жизни, то в 1960-е его приглашали уже часто, но обычно на маленькие или даже эпизодические роли: Александр Митта позвал его в 1961 году в свою дипломную работу «Друг мой, Колька!», а годом позже в картину «Без страха и упрека», режиссер Елена Скачко - в фильм-спектакль «Иван Рыбаков». Были и «Маленький беглец», и «Новенькая», и «Семь стариков и одна девушка», но среди этого обилия небольших работ было и несколько таких, о которых интересно говорить, потому что они были знаковыми в жизни Юрия Владимировича. Одной из таких важных вех для «никулинских» 1960-х стало предложение Леонида Гайдая снова поработать у него в картине.

В этот раз Гайдай снимал фильм по произведениям О. Генри. Он выбрал три новеллы, объединив их в фильм под названием «Деловые люди». Никулину предложили играть жулика в новелле «Родственные души». На роль владельца особняка, который грабит этот жулик, утвердили Ростислава Плятта. В одной из сцен грабитель и хозяин, уже сдружившиеся на почве артрита, радикулита и прочих болезней, сидят на кровати в доме, который жулик-Никулин только что ограбил, и вспоминают какой-то старый анекдот. По роли они должны были от души смеяться, а ничего не получалось. Оператор нервничал, Гайдай сердился, грозил, что расходы за испорченные дубли вычтут из их актерских гонораров. Все равно никак смех у Никулина и Плятта не получался. Из воспоминаний Юрия Никулина: «В это время в павильон вошел директор картины и спросил режиссера:

Ну как, отсмеялись они?

В 1970-е появление Олега Попова в телевизоре неизменно приковывало зрителей к экрану, и реакция была однозначной: веселый жизнерадостный смех.

Более 20 лет назад он остался жить в Германии, превратившись из Солнечного клоуна в Счастливого Ганса. И до сих пор не появилось никого, кто бы смог заменить его на арене и... в наших сердцах.

ИЗ СЛЕСАРЕЙ В ЦИРКАЧИ
Ни в детстве, ни в юности Олег Попов не помышлял о цирке - работал учеником слесаря на комбинате «Правда», увлекался спортом, но особых успехов не снискал. А в 1943 году за компанию с приятелем посетил экзамен в цирковое училище и... поступил на отделение акробатики. По окончании курса был зачислен в цирковой штат - эквилибристом. Но публика, несмотря на серьезность жанра, почему-то заливалась смехом, едва он появлялся на арене.

Однажды, во время гастролей в Саратове, ему предложили заменить заболевшего клоуна. Пришлось разучивать чужие репризы, примерять чужой костюм. За 20 дней, что он работал за другого артиста, он решил стать клоуном, но... особым, создать ни на кого не похожий образ. Так и появился на свет Солнечный клоун.

ЗВЕЗДНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ
Основой клоунады Олега Попова стал эквилибр: он «спал» на проволоке, жонглировал предметами - от тарелок, вилок и ножей до картофелин, которые ловил ртом на манеже. Любимейшим стал у публики номер, в котором клоун, испугавшись ведущего представления, проглатывал свистульку, после чего все эмоции и мысли вынужден был «высвистывать».

В 1956 году состоялось первое зарубежное турне, принесшее ему мировую славу. В 1969 году он получил звание народного артиста, а через несколько лет в Монте-Карло ему присудили высшую цирковую награду «Золотой клоун».

50-летний юбилей (в 1980 году) он отметил праздничной программой в цирке на Цветном бульваре.

60 ЛЕТ - ТОЛЬКО НАЧАЛО
После конфликта с Никулиным Попову пришлось выйти на пенсию. Он покинул цирк, и денег стало катастрофически не хватать... В поисках заработка он принял сомнительное предложение о гастролях в Германии, и в самый разгар турне оказался брошен своим продюсером. Попов впал в тяжелую депрессию, из которой его вывела... влюбленная в него немка Габриэла. В 1991 году он принял решение остаться в Германии навсегда и стал мужем Габриэлы.

Начинать жизнь с нуля, когда тебе за 60, да еще и в чужой стране, очень сложно, но Попов не опустил рук. Вместе с Габриэлой он создал Великий Русский Государственный Цирк и начал ездить по городам Германии с репризами из репертуара цирка на Цветном.

Его цирк - небольшое шапито, шатер, который разбивается в поле, недалеко от окрестных поселков. Попов быстро набрал популярность и даже получил прозвище Счастливый Ганс...

«Я ДАЖЕ БОЛЬНОЙ ДАРИЛ ЛЮДЯМ СЧАСТЬЕ»
Успех за границей длился недолго. Сегодня шапито Олега Попова представляет собой жалкое зрелище. В грязи возле потрепанного шатра - убогий вагончик, в котором гримируется и живет сам клоун. Когда он выходит на пыльный ковер манежа, на какое-то время кажется, что это - тот же самый Солнечный клоун: огромные ботинки, клетчатая кепка, добрая улыбка... Но в зале полно пустых мест, немногочисленные посетители - в основном наши бывшие соотечественники. В конце представления у артиста уже нет сил передвигаться самостоятельно, его под руки выводят гимнасты. В 2010 году ему исполнилось 80 лет, и здоровье начало подводить: за последний год он перенес 2 серьезные операции. 26 июля, во время юбилейного турне, находясь в Берлине, впервые в жизни не смог выступать.

«Много раз мне приходилось работать с высокой температурой или воспалением легких, - рассказал он после этого, - иногда по окончании представления меня бездне клинику. Но главное, что зрителе об этом даже не догадывался. А я даже больной дарил людям счастье и сам был рад...»

Теперь все изменилось. У него постоянно болит сердце, подкашиваются ноги, кружится голова. Жена Габриэла - единственный близкий человек - ни на шаг не отходит от артиста. Денег на лечение у них нет. Правда, Российский благотворительный фонд предложил Попову свою помощь, но Солнечный клоун категорически отказался от нее, сочтя запоздалой и неуместной подачкой...

В моем детстве было два клоуна.
Вчера последний из них умер.

Для меня Попов и Никулин воспринимались как один человек: Клоун. И лишь многие годы спустя я узнал, что ни о какой дружбе между ними речь не заходила.
Была неприкрытая вражда.
Их отношения напоминали качели типа «самолет - пароход», когда то один взмывает вверх, то другой.

Фото взято с сайта 1001.ru
Сперва наверху оказался Попов. Он пришел ассистировать клоуну Карандашу, когда из коллектива последнего со скандалом ушли Никулин и Шуйдин.
У Карандаша Попов тоже долго не задержался. Он создал оригинальную маску клоуна, - рыжий, в клетчатой кепке, необыкновенно добрый и пластичный. Попова выпустили за границу и началось! Сама английская королева дала ему прозвище «Солнечный клоун». Попов стал лицом Советского цирка в Европе.
При этом он был на десять лет младше Никулина, который к моменту всемирной славы Попова еще не нашел свою маску.
Тогда - то и возник конфликт.
Клоуны не «поделили имущество».

Вот что рассказывал сын Никулина:

«Отец с шуйдиным на заре своей карьеры поехали на гастроли в Ленинград. На следующий после их выступления день в газете написали: «Интересно показали себя молодые клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, жаль только, что они полностью повторили репертуар Олега Попова». Олег Константинович гастролировал в Ленинграде накануне, и, конечно, у зрителей была возможность сравнить. Отец с Шуйдиным, приехав в Москву, тут же пошли к цирковому начальству: «Как же так, мы придумали репризы первыми, и про нас же гадости пишут?! что нам делать?!», а начальство в ответ: «Ну, набейте Попову морду!»

Попов выдвигал встречные обвинения. Якобы это Никулин использовал его репризы. В том числе, ставшую визитной карточкой Попова, «Луч света».

На это обвинение отвечала жена Никулина. Какой-то, блин, семейный подряд.

«Когда Попов говорит, что «Никулин использовал его репризы», это неправда. Был такой автор - Михаил Татарский. Он опубликовал сборник придуманных им реприз, замечу, не предназначавшихся никому из клоунов конкретно, в том числе ставшую потом знаменитой репризу «Луч света», которую поставили и Олег, и Юра с Шуйдиным. Но если Олег Попов в концовке забирал этот лучик для себя и уносил, то у Никулина и Шуйдина реприза заканчивалась словами: «А это - вам!» Луч света выбрасывался в зал, и в зале вспыхивал свет. Таким образом, она принимала совершенно другое звучание»

Положение дел исподволь менялось. Никулина открыл кинематограф. После роли Балбеса он стал фетишем, маркой, гербом этой страны.
Именно образ Балбеса внес окончательные коррективы в клоунскую маску Никулина.
Зритель пошел в цирк именно на него.

Теперь они были в равной весовой категории. Но у каждого был плюсик, которого другой был лишен.
Попов мог только мечтать о ролях, которые доставались Никулину в кино. Никулин вышел за пределы цирка, состоявшись как драматический артист. Он снимался у Тарковского, Германа, Ролана Быкова.
Попов пытался этот «плюсик» обратить в «минус».

«Никулин популярность получил только благодаря кино. Я не говорю, что это плохо. Все, что он сделал в кинематографе, - прекрасно. Но он не такой цирковой, как я. На проволоке не ходил, не жонглировал, на руках не стоял, не прыгал… Только ля-ля-ля и анекдоты»

Попов за пределы цирка не вышел, но зато славу имел мировую. В Мюнхене и Брюсселе в его честь названы улицы. Попов внесен в книгу рекордов Гиннесса как самый популярный клоун планеты.
Никулин выступал за границей без особого успеха.
Этот «плюсик» Попова он пытался обратить в «минус».

«Олег Попов - это явление в цирке Запада. Там в клоунаде застой: пожилые клоуны в дедовских костюмах, а он показал нового клоуна»

Как хотите, а первая фраза здесь ключевая. Или пророческая.
«Олег Попов - это явление в цирке Запада»
Чего явлению Запада делать в России?

Никулин оказался наверху, когда его назначили директором цирка на Цветном бульваре. Попов попал в распоряжение давнего недоброжелателя. Это не замедлило сказаться.

По словам Попова Никулин «… не подпускал меня к московскому цирку на пушечный выстрел... Говорю: «Мне обязательно нужно в Москве показываться на публике». А меня на пять лет «ссылают» в цирки сибирские».

Окончательную точку в отношениях и показе «кто есть кто» поставил юбилей Попова. Юбилей выпал на время «обнуления» всех достижений. Значение стали иметь только деньги, административный ресурс. У директора цирка было и то, и другое. Он не разрешил всемирно известному коллеге праздновать в «своем» помещении.

«Хотел на Цветном бульваре отметить шестидесятилетний юбилей, Никулин не разрешил, сославшись на обвалившийся потолок. Но потолок-то обвалился в кассе, при чем здесь манеж!», - в сердцах говорил Попов.

Справедливости ради надо заметить, что среди прочих Попова с юбилеем поздравил и Никулин. Произошло это в Большом московском цирке. Никулин вышел в компании Вицина и Моргунова с речёвкой: «Будь здоров, Олег Попов!».

Вскоре после юбилея клоун эмигрировал.

Никулин умер в 1997, передав пост директора цирка сыну.
Что опять обидело Попова:

«Разве я не смог бы быть директором цирка на Цветном? Ну ладно - был Никулин, но почему после него его сын - директор? Он же к цирку никакого отношения не имеет! Из ныне живущих у меня самый большой стаж работы на манеже - 57 лет»

Поставлена последняя точка этого спора.
Осталось лишь воспоминание о празднике.
Остальное - неважно.
Пересмотрю я, пожалуй, сегодня «Солнце в авоське», теле - фейерверк, представляющий Олега Попова.
Свыше тридцати лет ведь не видел…

Или хорошо, или ничего. Но уж больно подходящий случай. Земля ему пухом!

Моя статья из журнала "Дарья. Биография", №10, 2016.

История взаимоотношений двух великих советских клоунов - история ревности, зависти и взаимных обвинений.

Попов и Никулин - часть детства всех, родившихся на закате СССР. Детство немыслимо без Клоуна, а эти двое были олицетворением клоунады. Скажи тогда кто-нибудь юным пионерам, что дядя Олег и дядя Юра могут ненавидеть друг друга, это было бы воспринято, как святотатство.

Два пути к славе

«Клоун Олег Попов» - так он единственный раз упоминается в книге мемуаров Никулина «Почти серьезно», где автор много и доброжелательно пишет о других своих коллегах. Сухая констатация, которая много говорит об их отношениях. А Попов, «Солнечный клоун» СССР, когда он уже десять лет был «Счастливым Гансом» Германии, на вопрос журналиста - такого же эмигранта - дружен ли он был с Никулиным, холодно ответил: «Не комментирую». «До меня дошло: я спросил что-то категорически не то», - пишет журналист.
Разоткровенничался Олег Константинович позже - когда в 2015 году, к 85-летнему юбилею, о нем вспомнили на Родине, пригласили выступать, брали много интервью. Когда в одном из них его спросили об отношениях с Никулиным, он долго перечислял свои обиды, в конце оговорившись, что, все-таки человека больше нет, и не хотелось бы, вообще-то, плохо говорить, но... И тут старый клоун не справился с лицом - при словах «человека нет» на нем возникла радостная улыбка...
Никулин «белый», Попов - «рыжий». Они могли бы составить великолепный дуэт. Этого не случилось, но путь в профессии у них был похожим. Путевку в большую клоунаду им выписал великий Карандаш, Михаил Румянцев, у которого оба были ассистентами. Попов пришел на место Никулина, который незадолго до этого ушел после конфликта с маэстро.
В последующие годы Никулин покорял арену в дуэте с Михаилом Шуйдиным, а Попов предпочитал соло, причем прославился раньше Никулина, который по сравнению с ним долго воспринимался как рядовой коверный. К нему слава пришла позже - в кино, в роли Балбеса в комедиях Гайдая, но позже он создал и мощные драматические образы у Тарковского, Бондарчука, Германа-старшего. Попов тоже иногда снимался в фильмах, но домом его была арена. Похоже, он ревновал к киноподвигам визави, но и гордился тем, что сам исключительно цирковой человек: «Никулин популярность получил только благодаря кино. Я не говорю, что это плохо. Все, что он сделал в кинематографе, - прекрасно. Но он не такой цирковой, как я. На проволоке не ходил, не жонглировал, на руках не стоял, не прыгал… Только ля-ля-ля и анекдоты».

Бренды советского цирка

Однако и у Юрия Владимировича были причины завидовать Олегу Константиновичу. Популярность Никулина ограничивалась пределами СССР, а Попов был прославлен на весь мир! Началось все в 1958 году, когда труппа советского цирка поехала на гастроли в Западную Европу. Говорят, после выступления в Бельгии вдовствующая королева Елизавета прямо на арене поцеловала Попову руку и воскликнула: «Ой, солнышко из России прилетело!» Возможно, старенькое величество действительно учудило нечто подобное, однако сам Попов происхождение своего прозвища объясняет более прозаично: «В самой первой рецензии (на гастроли - ред.) было написано, что в такую туманную погоду приехал клоун, который солнцем осветил арену, отчего всем стало теплей, с легкой руки того рецензента меня теперь всегда называют «Солнечным клоуном».
Впрочем, иллюзионист Игорь Кио тоже вспоминал в связи с этим прозвищем королеву: «Бельгийская королева… устроила в честь труппы Московского цирка прием в королевском дворце... Когда в конце вечера подали блюдечки с лимонной водой, чтобы помыть руки после жирной пищи, Попов, не зная предназначения этих блюдечек, выпил из своего воду. Бельгийской королеве это показалось самой смешной шуткой в ее жизни. И вот тут она сказала: «Нет, это что-то умопомрачительное - это солнечный клоун».
Как бы то ни было, Попов стал брендом советского цирка. В Мюнхене и Брюсселе есть улицы его имени, он внесен в Книгу рекордов Гиннесса в качестве самого популярного клоуна в мире. Никулину о таком и мечтать не приходилось, поэтому, очевидно, его высказывания о международном успехе коллеги содержали скрытую иронию: «Олег Попов, это явление в цирке Запада. Там в клоунаде застой: пожилые клоуны в дедовских костюмах, а он показал нового клоуна».
Но в СССР они гремели на равных. С их образами выпускалась даже сувенирная продукция - неслыханное новаторство для советского Легпрома. Оба Народные артисты (Попов стал им на четыре года раньше), оба более чем успешны в плане материальном. Никулин получал у Гайдая за съемочный день 50 рублей - треть месячной зарплаты инженера. У Попова было два «Фольксвагена» - великая редкость в те времена, даже в Москве.

«Набейте Попову морду»

Кажется, сперва их отношения были вполне дружелюбными. «В 60-е годы молодые Олег Попов и Юрий Никулин даже выступали в одном спектакле… И отношения у них были просто прекрасные. Что произошло потом, я не знаю», - рассказывает Татьяна Николаевна, вдова Никулина. Поговаривают, что Попов подворовывал у Никулина репризы. «Отец с Шуйдиным на заре своей карьеры поехали на гастроли в Ленинград, - рассказывает Максим Никулин. - На следующий после их выступления день в газете написали: «Интересно показали себя молодые клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, жаль только, что они полностью повторили репертуар Олега Попова». Олег Константинович гастролировал в Ленинграде накануне, и, конечно, у зрителей была возможность сравнить. Отец с Шуйдиным, приехав в Москву, тут же пошли к цирковому начальству: «Как же так, мы придумали репризы первыми, и про нас же гадости пишут?! Что нам делать?!» А начальство в ответ: «Ну, набейте Попову морду!»
Но перехват номеров вряд ли был главной причиной вражды - такая практика в цирковой среде распространена. Да и Попов потом жаловался, что это у него воровали репризы. Татьяна Никулина это опровергает: «Был такой автор - Михаил Татарский. Он опубликовал сборник придуманных им реприз, замечу, не предназначавшихся никому из клоунов конкретно, в том числе ставшую потом знаменитой репризу «Луч света», которую поставили и Олег, и Юра с Шуйдиным. Но если Олег Попов в концовке забирал этот лучик для себя и уносил, то у Никулина и Шуйдина реприза заканчивалась словами: «А это - вам!» Луч света выбрасывался в зал, и в зале вспыхивал свет. Таким образом, она принимала совершенно другое звучание».
Кстати, по поводу этой, действительно замечательной, репризы рассказывают, что она была сначала отрепетирована очень известным, а теперь забытым клоуном Валерием Мусиным. Но накануне заграничных гастролей он серьезно заболел, и номер срочно переделали под Попова. Говорят, после оглушительного успеха Попова Мусин запил и вскоре вышел в тираж.

«Будь здоров, Олег Попов!»

Корень неприязни двух великих клоунов в амбициях более не артистических, а административных. В 1981 году, когда Никулин стал главным режиссером, а позже директором Цирка на Цветном бульваре, ныне носящем его имя, оказалось, что туда же метил и Попов. Еще более горько обиделся Олег Константинович в 1990-м, когда подошел его 60-летний юбилей. Он до сих пор уверен, что Юрий Владимирович специально не позволил ему отмечать его на Цветном. Татьяна Никулина утверждает, что все было совсем не так: «У нас в цирке упал потолок, и цирк вообще был закрыт. Поэтому мы просто не имели физической возможности проводить его юбилей…» Юбилей Попова с помпой был справлен в Большом московском цирке. Гайдаевская троица - Евгений Моргунов, Георгий Вицин и Юрий Никулин - с арены приветствовала юбиляра: «Будь здоров, Олег Попов!»
Было ли это лицемерием Никулина? Некоторые так и думают: «Юрий Владимирович оказался к своим друзьям очень жестким и жестоким человеком», - говорит клоун Юрий Куклачев. А Евгений Моргунов сказал как-то про Никулина: «Мы были в одной упряжке и вместе делали смех, но только он один получил Государственную премию, которую выклянчил в Министерстве культуры». Это вызвало резкий публичный ответ Юрия Владимировича, а после одного из грубых моргуновских розыгрышей он велел никогда не пускать его в свой цирк («У нас своих клоунов хватает»). А Георгий Вицин запрещал своей дочери просить у Никулина контрамарки. Но настоящими врагами члены трио, кажется, так и не стали.
Похоже, не считал Никулин врагом и Попова, несмотря на то, что тот говорит обратное: «Никулин очень сильно меня ревновал. Я имел большой успех на Западе, а он нет. Другого объяснения, почему он не подпускал меня к московскому цирку на пушечный выстрел, я не нахожу». «Юрий Владимирович всегда говорил об Олеге только положительное, ни одного высказывания против я не слышала за все годы, - возражает Татьяна Никулина. - Да и делить им было нечего. Олег был первым? И ради Бога. Юрий Владимирович никогда не претендовал на позицию первого клоуна». «Они просто разные люди - по характеру, по отношению к жизни, к людям… Олег Попов работал тогда, когда отец уже ушел на пенсию. Попов был обласкан страной и партией, получил народного, будучи молодым. Под него подбирались коллективы. Он ездил за границу без ограничений. Потом, женившись, остался в Германии, а сейчас изображает из себя жертву режима», - вторит ей Максим Никулин.

Клоуны уходят, цирк остается

У Попова мнение другое - он уверен, что причина его неудач как раз в том, что он, в отличие от Никулина, никогда не состоял в КПСС («Мне кажется, что понятие «клоун-коммунист» само по себе смешно»). Однако после 1991 года членство в компартии было уже не актуально. Попов эмигрировал, говорит, что вынужденно: пока он был на очередных гастролях, денежная реформа в одночасье лишила его всех немалых накоплений, а в Германии его труппу бросил импресарио, оставив в чужой стране без денег. А вскоре умерла его жена и больше его в России ничего не держало. Наверное, все это, действительно, повлияло на его решение, однако было бы оно иным при более благоприятных обстоятельствах?.. «Мне кажется, что все хорошие и находчивые артисты разбежались и теперь находятся за рубежом», - обронил он в 2005 году.
Он продолжал работать в Европе, а тем временем его антагонист скончался в России в 1997 году в почете и славе. Почему-то Попов обижается и на то, что сын Никулина стал после него директором цирка: «Он же к цирку никакого отношения не имеет! Из ныне живущих у меня самый большой стаж работы на манеже». Неужели Олег Константинович всерьез полагал, что российское правительство пригласит на эту знаковую должность пожилого коверного из шапито немецкой коммуны Эглофштайн, хоть и не отказавшегося от российского гражданства?..
Да, он был великим артистом, которого до сих пор помнят и любят на Родине - он даже удивился этому, впервые посетив ее после отъезда. Он продолжает выступать - другой вопрос, насколько успешен может быть действующий клоун в его возрасте. Выступает и в России - в этом году, например, должен работать в Питере. Он богат, знаменит, счастлив в браке с немецкой циркачкой Габи, которая моложе его на 30 лет. А бронзовый Никулин устало курит вечную сигарету на Новодевичьем кладбище.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода