Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

М3 «Стюарт»: самый массовый лёгкий танк в истории. Испытано в ссср

М3 (англ. Light Tank M3) - легкий американский танк периода Второй мировой войны, вошедший в под названием «Стюарт», которое ему было дано уже в Великобритании в честь генерала Гражданской войны в США Джеба Стюарта. Данный танк является самым массовым и наиболее известным легким танком периода Второй мировой войны и самым массовым легким танком в истории мирового танкостроения. Эта боевая машина представляла собой прямое развитие американского легкого танка M2A4. Танк был разработан и серийно производился компаниями American Car and Foundry и Cadillac Car Division (филиал фирмы General Motors). В период с марта 1941 по июнь 1944 гг. танк производился серийно, неоднократно модернизируясь. Всего в США было собрано 23 685 танков данного типа.

Предыстория появления танка M3

К моменту начала Второй мировой войны армия США располагала двумя типами легких танков. На вооружении пехотных частей находилось 292 танка модификаций М2А2 и М2АЗ. Это были двухбашенные танки с пулеметным вооружение, с 12,7-мм в одной и с 7,62-мм пулеметом в другой башне. Наряду с ними в строю моторизованных кавалерийских частей имелось 112 танков М1 и М1А1. В этих танках точно такое же пулеметное вооружение было расположено в одной башне. Конструктивно такие танки обладали одинаковой ходовой частью, которая состояла применительно к каждому борту из 4-х опорных катков. Сблокированные попарно друг с другом в две балансирные тележки, опорные катки подвешивались на вертикальных буферных пружинах. Именно ходовая часть являлась, пожалуй, основным достоинством ничем особо не примечательных, а к моменту начала Второй мировой войны и порядком устаревших танков. Но работоспособность ходовой части действительно поражала воображение. В ноябре 1934 года танк Т5, который был прототипом М1, благополучно совершил испытательный пробег от арсенала Рок-Айленд до Вашингтона общей протяженностью 1450 километров. Во время пробега средняя скорость танка составила 48 км/ч. Стартовав от арсенала Рок-Айленд 14 ноября, экипаж танка уже через 3 дня оказался в Вашингтоне, побив тем самым все рекорды скорости для гусеничных машин. В дальнейшем такая конструкция ходовой части использовалась на всех танках американского производства вплоть до 1945 года.

Легкий танк М2А4

Боевые действия, которые начались в Европе 1 сентября 1939 года, быстро продемонстрировали американским генералам бесперспективность исключительно пулеметного вооружения, что заставило ускорить проектные работы по созданию нового легкого танка, оснащенного артиллерийским вооружением. Так на свет появился танк М2А4. Первые легкие танки данного типа сошли с конвейера завода «Америкен Кар энд Фаундри» в мае 1940 года. Выпуск данных боевых машин был закончен в марте 1941 года, всего было собрано 365 танков данного типа. Еще 10 танков в апреле 1942 года произвела компания «Болдвин Локомотив Уоркс». М2А4 совмещал в себе черты как предвоенных американских танков (архаичными для 1940 года, к примеру, являлись 5 примитивных смотровых лючков, расположенных по периметру башни), так и легких танков периода Второй мировой войны. Не оставив сколько-нибудь заметного следа в истории танкостроения, легкий танк М2А4 стал очень важной вехой в истории американской армии. С появлением в войсках данного танка в США совпало становление танковых дивизий. 15 июля 1940 года в США началось формирование 1-й и 2-й танковых дивизий, на вооружение которых и поступили новые легкие танки М2А4.

При этом легкие танки М2А4 изначально использовались главным образом в учебных целях. В бою этим машинам довелось побывать всего лишь раз - это произошло в конце 1942 года на острове Гуадалканал в Тихом океане, где они сражались с японцами в составе 1-го танкового батальона морской пехоты. Еще 4 таких танка по программе ленд-лиза получила Великобритания. При этом уже вскоре после выпуска первых танков М2А4 в США началось проектирование улучшенной версии данной боевой машины. В частности толщина лобовой брони башни и корпуса танка выросла, что повлекло за собой и рост массы боевой машины до 12 тонн. При этом чтобы хоть каким-то образом снизить удельное давление, ленивец решили положить на грунт. Данное решение американских инженеров позволило повысить устойчивость танка. Для более надежной защиты двигателя подвергли переделке и кормовую часть корпуса танка. Первый прототип нового легкого танка был создан на базе М2А4 в арсенале Рок-Айленд, и уже 5 июля 1940 года он был принят на вооружение под обозначением «легкий танк М3». Первые серийные танки М3 компания «Америкен Кар энд Фаундри» произвела в марте 1941 года, сразу же по завершении выпуска танка М2А4.

Легкий танк М3

Конструктивно легкий танк М3 «Стюарт» повторял своих предшественников, вобрав в себя и целый ряд недостатков, которые были присущи всем американским танкам периода 1930-х годов. К примеру, ширина танка лимитировалась размерами стандартного американского наплавного моста предвоенных лет. А короткий и высокий корпус не позволил разместить в танковой башне артиллерийскую систему калибром большим, чем 37 мм. Узкие гусеницы, которые были заимствованы у более легких танков, обусловили высокое удельное давление и ограниченную проходимость боевой машины по слабым грунтам.

К основным достоинствам легкого танка М3 относили его очень высокую эксплуатационную надежность, а также прекрасные динамические характеристики. Достаточно мощным на момент создания было и вооружение, которое состояло из 37-мм пушки М6 и сразу пяти 7,62-мм пулеметов «Браунинг» М1919А4 (один пулемет был спарен с пушкой, второй являлся курсовым, два пулемета были расположены в бортовых спонсонах, а последний был зенитным).

Во время серийного производства боевой машины в ее конструкцию все время вносились изменения, в основном технологического характера. Так, к примеру, многогранная клепаная башня на машинах первых партий была заменена аналогичной по форме, но уже сварной башне, которую затем сменила так называемая «подковообразная» башня, боковые стенки которой были сформированы одним гнутым броневым листом. На танках М3 поздних выпусков корпус начали собирать с частичным использованием сварки. Начиная со второй половины 1941 года, на легком танке появился стабилизатор наведения 37-мм пушки в вертикальной плоскости, который многократно повышал точность стрельбы из орудия на ходу, однако в реальности этот довольно сложный механизм, требовавший специальной подготовки от экипажа, чаще всего просто отключался.

Корпус легкого танка М3 «Стюарт» изготавливался из катаных бронелистов на каркасе из уголков и полос при помощи клепки, при этом у танков более поздних выпусков он был частично сварным. Компоновка танка была следующей - с задним расположением двигателя и передним расположением агрегатов трансмиссии. Экипаж боевой машины состоял из 4-х человек - механика-водителя и его помощника (стрелка), располагавшихся в отделении управления, а также заряжающего с командиром, который также выполнял функцию наводчика, размещавшихся в двухместной танковой башне.

Весь передний лист корпуса подбашенной коробки занимали смотровые окна механика-водителя и его помощника, данные окна полностью закрывались бронедверцами, откидывавшимися вверх. В дверцах были установлены триплексы. Смотровое окно механика-водителя танка «Стюарт» стыковалось с прямоугольным люком, расположенным в верхнем лобовом листе корпуса. Крышка данного люка откидывалась вперед и вниз, что позволяло экипажу осуществлять посадку в танк.

При этом достаточно комфортабельными являлись лишь места механика-водителя танка и его помощника, который по совместительству выполнял также обязанности стрелка из курсового пулемета. Сиденья двух этих членов экипажа имели спинки, которые регулировались по высоте и даже были оснащены ремнями безопасности. Так как у башни легкого танка М3 отсутствовал вращающийся полик, заряжающий и наводчик (он же командир) обходились вообще без сидений. В походе они располагались на снарядных ящиках с боекомплектом, крышки которых специально имели мягкие подушки, а в бою оба обслуживали орудие в стоячем положении.

Основным вооружением танка была 37-мм пушка М6 с длиной ствола 53,5 калибра. Начальная скорость бронебойного снаряда, выпущенного из этой пушки, составляла 884 м/с. На дистанции 500 ярдов (457 метров) бронебойный снаряд мог пробить гомогенную броню толщиной 53 мм, расположенную под углом 30 к вертикали; на дистанции 1000 ярдов (914 метров) - 46 мм и на дистанции 1500 ярдов (1327 метров) - 40 мм. Вертикальное наведение орудия на цель осуществлялось в ручном режиме при помощи установленного секторного механизма в диапазоне от 100 до +200. Грубое горизонтальное наведение также производилось в ручном режиме, причем маховик был расположен возле места заряжающего.

С 37-мм орудием был спарен 7,62-мм пулемет Browning М1919А4. Всего пулеметов на танке было 5. Еще один танковый пулемет был установлен в шаровой установке верхнего лобового листа корпуса. Огонь из него вел помощник механика-водителя. Еще два «браунинга» были размещены в бортовых спонсонах. Возможность регулировки данных пулеметов в горизонтальной и вертикальной плоскости была сильно ограничена, по сути, наведение осуществлялось поворотом корпуса танка. Стрелял из этих пулеметов в спонсонах механик-водитель танка (или член экипажа, занявший его место) при помощи тросов в боуденовской оболочке. Пятый 7,62-мм пулемет являлся зенитным и предназначался для стрельбы по воздушным целям, он был установлен на борту башни сразу за командирской башенкой.

Ходовая часть легкого танка М3 «Стюарт» (на каждый борт) включала в себя 4 одинарных обрезиненных опорных катка, которые были сблокированы попарно в две балансирные тележки, которые были подвешены на двух вертикальных буферных пружинах; 3 обрезиненных поддерживающих катка; не обрезиненное направляющее колесо, которое также было подвешено на буферной пружине и снабжено натяжным механизмом винтового типа.

Свое боевое крещение легкий танк М3 «Стюарт» получил в Северной Африке и не под американским, а под английским флагом. Поражение английских войск на континенте и потеря ими практически 2/3 своих танков, заставили англичан обратиться за помощью к своему заокеанскому союзнику. Быстро восполнить понесенные потери в танках за счет собственного производства британцы не могли. Первые «Стюарты» Великобритания получила уже в июле 1941 года, они поступили на вооружение 8-го Королевского Ирландского гусарского полка. К ноябрю того же года американскими машинами были вооружены уже все 3 полка 4-й танковой бригады.

18 ноября 1941 года в 8 километрах от Габр-Салеха 8-й гусарский полк и 5-й королевский танковый полки данной бригады встретились с 5-м немецким танковым полком. В результате развернувшегося танкового боя британцы потеряли 11, немцы 7 танков (по другим данным исход для англичан был плачевнее, 23 на 8). В декабре 1941 года бригаду вывели в тыл, что позволило подвести некоторые итоги использования американских легких танков в боевых условиях. Выяснилось, что за два месяца интенсивных боевых действий в пустыне из 166 «Стюартов» 4-й танковой бригады по техническим причинам вышли из строя всего лишь 12 машин. Англичане, которые постоянно мучились со своими очень капризными танками, были в восторге от «Стюарта».

Третьей после американской и английской армий по количеству танков «Стюарт» была Красная Армия, которая в рамках программы ленд-лиза получила 1232 легких танка модификаций М3 и М3А1: 972 танка в 1942 году и 255 в 1943 году. В нашей стране данные танки называли M3 «легкий» или просто М3л. При этом у советских танкистов машина особым успехом никогда не пользовалась. Несмотря на прекрасные динамические характеристики, танк выделялся своими большими габаритами, что усложняло маскировку. Помимо этого танк работал на дефицитном в Советском Союзе высокооктановом топливе. Заливать в него нужно было авиационный бензин с октановым числом не ниже 92, либо в случае крайней необходимости другой бензин, но с октановым числом не ниже 82. Помимо всего перечисленного танк требовал тщательного и регулярного технического обслуживания, что было не в традициях советских зампотехов.

Основные модификации танка:

M3. Самая первая модификация танка, вариант с клепанным корпусом и башней. В процессе серийного производства башня танка стала сварной, а ее форма была изменена - с многогранной на подковообразную. Танки поздних выпусков отличались наличием частично сварного корпуса. Часть танков отличалась наличием стабилизатора наведения пушки в вертикальной плоскости, а также дизельного двигателя Guiberson T-1020-4 мощностью 220 л.с вместо бензинового мощностью 250 л.с. Всего было выпущено 5811 танков M3.

МЗА1. Версия отличается тем, что на танке были ликвидированы командирская башенка, а также пулеметы, размещенные в бортовых спонсонах. Корпус, ходовая часть и силовая установка изменений не претерпели. Всего был изготовлен 4621 танк данного типа, из них 211 были оснащены дизельным двигателем Guiberson T-1020-4.

М3А3. Версия отличалась полностью сварным корпусом, который получил новую форму со скошенными скулами. Башня обзавелась развитой кормовой нишей, в которой была установлена радиостанция. Вооружение, ходовая часть и силовая установка - те же, что и у танка МЗА1. Всего было изготовлено 3593 танка данного типа (с учетом дополнительного выпуска).

М5. Версия отличалась новой силовой установкой, которая состояла из двух карбюраторных 8-цилиндровых двигателей Cadillac Series 42 V8 суммарной мощностью 220 л.с., а также наличием автоматической коробки переключения передач Cadillac Hydra-Matic. Также выделялась новым полностью сварным корпус с максимальной толщиной лобовой брони 63-мм. Башня танка и его ходовая часть остались теми же, что и у М3А1. Всего было изготовлено 2076 танков данного типа.

М5А1. версия танка М5 с башней от М3А3. Помимо этого, было введено броневое прикрытие установки зенитного пулемета, на корме башни появился ящик для снаряжения, опорные катки стали штампованными. Всего было изготовлено 7585 танков данного типа (с учетом дополнительного выпуска).

Оценка танка M3

Невысокие оценки боевых качеств «Стюарта» были во многом обусловлены его неправильным применением. Вторая мировая война продемонстрировала непригодность всех легких танков того периода к бою даже со средними машинами противника. Уже к 1942 году 37-мм пушка танка М3 оказалась почти бессильной против увеличившегося лобового бронирования новых модификаций немецких танков PzKpfw III и PzKpfw IV. Это вынуждало использовать «Стюарты» во время фланговых атак и из засад, так как более слабую бортовую броню «троек» и «четверок» орудие танка М3 еще могло пробить на небольших дистанциях. Бортовую и кормовую броню появившихся позже «Тигров» и «Пантер» легкий танк M3 «Стюарт» мог пробить лишь в упор. Малый калибр орудия ограничивал и возможности боевой машины для поддержки пехоты, осколочные снаряды к 37-мм пушке были бессильны даже против полевых укреплений противника. По этой причине на тихоокеанском театре военных действий американские военные части переделывали «Стюарты» в огнеметные танки.

Вызвало нарекание и бронирование, которое изначально задумывалось как исключительно противопульное. Броня танка обеспечивала полноценную защиту экипажа от огня крупнокалиберных пулеметов, на некоторых дистанциях - 20-мм пушек. Только в лобовой проекции существовала вероятность отбить снаряд немецкой 37-мм пушки или тяжелых японских противотанковых ружей. От огня из орудий более крупных калибров она не защищала вообще. По свидетельствам очевидцев, в случае попадания в танк 88-мм снаряда «Тигра», M3 «Стюарт» в буквальном смысле разрывало на куски. Усугубляли положение и сравнительно большие габариты легкого танка, которые делали его удобной мишенью на поле боя и затрудняли маскировку на местности.

Гораздо лучше подвижный, маневренный, быстрый и надежный «Стюарт» был приспособлен к роли танка-разведчика. Но высокая скорость также имела свою цену - высокое потребление бензина авиационным мотором. До появления на М3 дополнительных сбрасываемых топливных баков запас хода по шоссе не превышал 113 километров. Незначительно лучше дело обстояло с дизельными двигателями, но данные варианты в американской армии почти не использовались.

Тактико-технические характеристики M3 Stuart:

Габаритные размеры: длина - 4,43 м, ширина - 2,47 м, высота - 2,64 м.
Боевая масса - 12,68 т.
Бронирование: лоб корпуса - 16-44 мм, лоб башни - 38 мм, борта и корма корпуса и башни - 25 мм, крыша - 13 мм, днище - 10-13 мм.
Вооружение - 37-мм пушка M6 и 5х7,62-мм пулеметов M1919A4.
Боезапас - 103 снаряда и 8270 патронов.
Силовая установка - авиационный 7-цилиндровый радиальный бензиновый двигатель «Континенталь» W-670-9A мощностью 250 л.с.
Максимальная скорость (по шоссе) - 58 км/ч.
Запас хода (по шоссе) - 113 км.
Экипаж - 4 человека.

Источники информации:
http://las-arms.ru/index.php?id=465
http://vspomniv.ru/Stuart.htm
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/stuart/stuart1.php
http://pro-tank.ru/bronetehnika-usa/.../152-m3-stuard
Материалы из открытых источников

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Еще одна интересная статья уважаемого Юрия Пашолока.

СССР стал второй после Великобритании страной, куда США начали поставлять по программе ленд-лиза бронетанковую технику. Среди этих поставок были и лёгкие танки M3. Согласно американским данным, в СССР было отправлено 1336 танков этого типа, что составило почти четверть от всего объёма выпуска Light Tank M3. 440 единиц из общего количества отправленных танков (включая Light Tank M3A1) были потеряны в ходе транспортировки конвоями.

В отечественной литературе машины M3 часто называют слабо бронированными и плохо вооружёнными. Выглядят подобные характеристики удивительно — особенно если сравнивать M3 c выпускавшимся в то же время советским лёгким танком Т-70. Чтобы прояснить истинное положение дел с оценкой американского танка в Советском Союзе в период Великой Отечественной войны, обратимся к архивным документам.

Поставки с промежутками

Как и в случае с английскими танками, по состоянию на лето 1941 года информация о типах и технических характеристиках американских танков у Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) была отрывочной и устаревшей. Хоть какое-то подобие достоверных данных появилось в сентябре, причём в случае с информацией о Light Tank M3 получилась достаточно комичная история. Дело в том, что в данных по этой машине непостижимым образом объединились Light Tank M3 и Light Tank T9 (будущий авиадесантный танк M22). Его боевая масса оценивалась в 7 либо 10 тонн, толщина брони - в 30 мм, экипаж должен был состоять из 3-4 человек. Максимальная скорость этого «комбинированного» танка составляла 80 км/ч, а вооружение было представлено 37-мм пушкой и тремя пулемётами.

При этом основным американским лёгким танком в СССР на тот момент считался Light Tank M2A4, хотя в реальности массовый выпуск этой машины прекратился ещё в марте 1941 года. Это предположение привело к путанице, ставшей причиной одной исторической ошибки, которую цитировали впоследствии многие историки бронетанковой техники. Но к ней вернёмся немного позже.

Реальные характеристики Light Tank M3 были получены в Советском Союзе лишь 13 ноября 1941 года. Озвучил их заместителю наркома внешней торговли А. Д. Крутикову полковник Файмоновилл (Philip R. Faymonville), сотрудник посольства США в Москве. Файмоновилл, к слову, сыграл важную роль в истории поставок американской бронетанковой техники в СССР, позже он дослужился до бригадного генерала.

Согласно документам, 9 октября 1941 года была достигнута договорённость о закупке Советским Союзом 94 Light Tank M3, а также боеприпасов и запасных частей. На каждые 3 танка полагался полный комплект запасных агрегатов, на каждые 20 танков приходилось по 1 запасному орудию, пулемёту и комплекту оптических приборов. Спустя месяц начал обсуждаться вопрос об американских военных специалистах, которые должны были обеспечивать эксплуатацию поставляемых танков. Это было выгодно и для США, поскольку одним из результатов деятельности таких специалистов была информация, которую использовали при дальнейшем совершенствовании танков.

Один из документов, который послужил источником мифа о поставках Light Tank M2A4 в СССР

Направлять танки стали северным маршрутом, по которому американские машины шли вместе с английскими. Первым таким конвоем стал PQ-6, состоявший из восьми транспортов. 8 декабря 1941 года он вышел из Исландии, а 20 числа без потерь прибыл в Архангельск. На борту транспортов этого конвоя находился 31 Light Tank M3. Именно с этими машинами и связан упоминавшийся выше исторический казус. Дело в том, что в некоторых документах указано о прибытии 31 лёгкого танка… M2A4. Это породило слух, что якобы такие танки и поставлялись в СССР.

На деле даже американцы опровергают эту теорию, да и анализ серийных номеров машин, поступивших в состав 176-го отдельного танкового батальона, говорит о том, что это описка. Лишним подтверждением, что это не М2А4, служит жалоба, датированная 12 января 1942 года. Согласно ей, 31 лёгкий танк М3 прибыл в Архангельск с летним маслом и пониженной плотностью электролита. Этим, правда, перечень претензий исчерпывался.



Схема с отверстием, которое осталось от перископа в башне Stuart Hybrid

Надо сказать, что поначалу поставки американских лёгких танков были более чем скромными. В марте прибыло всего 26 машин, в апреле ещё 13. Прибывающие северными конвоями танки отправлялись в Горьковский учебный центр. Ситуация стала выправляться в мае, когда конвоем PQ-15 прибыл сразу 201 танк. В июне конвоем PQ-16 прибыло ещё 147 танков. Серьёзным ударом по поставкам стал разгром конвоя PQ-17, уцелевшие суда которого смогли доставить к месту назначения лишь 39 танков. В результате была организована поставка танков по южному маршруту, через Баку.

По состоянию на 1 сентября 1942 года арктическими конвоями в СССР было поставлено 504 танка, ещё 104 машины пришли через Иран. Поступающие оттуда машины отправлялись в Бакинское танковое училище. В сентябре прибыло 57 танков, за октябрь — 15, за ноябрь — 130. Всего же за 1942 год в Советский Союз поступило 977 американских лёгких танков, из них 298 южным путём. В последних поставках шли уже Light Tank M3A1, но поскольку их от общей массы в документах не отделяли, точное число прибывших машин каждого типа определить невозможно.


Light Tank M3 на испытаниях, май 1942 года

Поступавшие в Советский Союз танки относились практически ко всем производственным сериям, за исключением машин с клёпаными башнями D37182. Попали в СССР и танки, оснащённые башнями Light Tank M3A1, то есть со стабилизаторами орудия, но ещё без полика и электромотора механизма поворота. Эти машины в английской армии назвали Stuart Hybrid, но в СССР их из общего потока просто не выделяли. Поставки их начались в августе 1942 года, причём прибыло довольно большое число таких танков (как минимум 40 штук). Выяснить это удалось по одному дефекту: дело в том, что танки этой модификации прибыли без перископа командира в крыше башни, вместо которого зияла дыра. Разбираться, почему нет перископов, тогда не стали, а просто заделали дыры металлом.

Лидер в лёгком весе

Несмотря на то что первые Light Tank M3, которые в советской переписке называли «М-3 лёгкий» или М3л, прибыли ещё в декабре 1941 года, испытывать их не торопились. Связано это было, в том числе, с тем, что Научно-исследовательский институт бронетанковой техники (НИИБТ Полигон) частично эвакуировали в Казань, а организация работ на новом месте потребовала времени. Испытания начались только в мае 1942 года, когда в НИИ был получен один из танков с башней D38976.

К испытаниям американского лёгкого танка в НИИБТ подошли очень серьёзно. Помимо обычной программы, были проведены сравнительные испытания с Medium Tank M3, Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E, Pz.Kpfw.III Ausf.H и Valentine VII. Отдельно проводились испытания танков на проходимость по болотистой местности, где к ним присоединились Т-60 и Т-70. Ходовые испытания были дополнены изучением вооружения танка, которое включало обстрел его 37-мм пушкой трофейных машин. В заключение было проведено исследование конструкции корпуса танка, а также материалов, из которых его изготовили.


Light Tank M3 спереди. Хорошо заметно, что на машине не хватает некоторых деталей, в том числе фар

Первым делом танк отправился в пробег, протяжённость которого должна была составить 1000 километров, из них 300 по шоссе, 500 по просёлочным дорогам и 200 по бездорожью. Реально с 1 по 13 мая машина прошла 420 километров (225 по шоссе, 132 по проселку и 63 в условиях бездорожья). Этого оказалось вполне достаточно, чтобы оценить ходовые качества американского лёгкого танка.

Тогда же и определили максимальную скорость М3л, составившую в одном случае 58 км/ч, а в другом - 59,2 км/ч. Это оказалось на уровне Light Tank M2A4. Американская машина оказалась самой быстрой из всех испытуемых вместе с ней танков. Средняя скорость танка по шоссе составила 37,5 км/ч, по просёлку 22,1 км/ч, а по бездорожью 17,3 км/ч. Топлива при этом М3л потреблял немало, особенно для лёгкого танка. По шоссе на 100 км расходовалось 135,5 литров, по просёлку 198, а по бездорожью - аж 347! С учётом того, что объём топливного бака составлял всего 200 литров, появлялся серьёзный повод для раздумий. Потреблял танк, к слову, бензин с более высоким, чем у топлива для советских машин, октановым числом.


Light Tank M3 слева. Судя по отсутствию антенны, на этом танке нет и радиостанции

Весьма неприятный сюрприз преподнесли на испытаниях резино-металлические траки разработки Гарри Нокса. Дело в том, что опорная поверхность траков была гладкой, без каких-либо намёков на грунтозацепы. На глинистых грунтах и, особенно, на подъёмах конструкция трака сыграла с танком злую шутку. В виду недостаточного сцепления с грунтом M3л не смог преодолеть 25-градусный подъём. При этом было очевидно, что мощности двигателя хватало с большим запасом.

Ещё одной проблемой для американского танка оказалось преодоление 25-градусного уклона. В ходе его прохождения произошло спадание гусеницы, причина чего также была в конструкции трака. Наблюдался и перегрев двигателя, имевший весьма занятные последствия. После 40-минутного марша мотор, у которого выключили зажигание, продолжал работать. Подсластил пилюлю тот факт, что управление танка оказалось лёгким, да и обзор с места механика-водителя был очень неплохим.


На виде сзади можно заметить, что из шанцевого инструмента на танке есть только лопата. Всё это - не результат местной «прихватизации», а исходная некомплектность поставки, что стало причиной разбирательств между ГАБТУ и американцами

Следующим этапом стало сравнительное испытание, проведённое в июле 1942 года. В ходе него М3л разогнался ещё быстрее - до 60 км/ч. Средний расход топлива по шоссе, просёлку и бездорожью составил на этот раз 136, 176 и 246 литров соответственно. Это говорит о том, что на первом этапе, вероятно, существовали какие-то проблемы. Впрочем, запас хода по бездорожью всё равно оказался меньше 100 км. Неудивительно, что англичане в 1942 году затребовали для «Стюартов» дополнительные баки. Справедливости ради, отметим, что Pz.Kpfw.III Ausf.H на испытаниях показал расход топлива 215, 280 и 335 литров соответственно, а запас его хода по бездорожью составил всего 95 километров, что соответствовало паспортным данным.


Испытания на подъём. Из-за плохого сцепления траков с грунтом забраться на склон удалось не сразу

Испытания в летних условиях показали, что американский лёгкий танк имеет всё те же проблемы на подъёмах. Не помогла даже установка шпор, после которой машина стала не соскальзывать, а рыть грунт. Впрочем, у остальных танков характеристики по подъёму оказались не особо лучшими. На подъёмах круче 40 градусов у М3л наблюдалось недостаточное сцепление с грунтом.

При движении по броду глубиной 1,4 метра танк смог выбраться на берег только со второй попытки, и снова из-за недостаточного сцепления с грунтом. Между тем, Medium Tank M3 при попытке выхода из воды вовсе заглох, и его пришлось вытаскивать трактором. То же самое случилось и с Valentine VII. А Pz.Kpfw.III Ausf.H не смог и этого, поскольку его моторное отделение залило водой при прохождении брода глубиной 1,3 метра, и танк прошёл всего 30 метров. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E оказался чуть удачливее, преодолев 35 метров.


Результат испытаний на движение с креном. Судя по отчёту с фронта, ещё легко отделались - машина могла опрокинуться

Отдельной программой стали испытания по передвижению в болотистой местности. Для них был выбран участок длиной 100 метров, проходимый человеком, сложный для лошади и непроходимый для колёсной техники. Американский лёгкий танк преодолел его в обоих направлениях, застряв в ходе движения по собственному следу. Medium Tank M3 застрял, преодолев 30 метров; Pz.Kpfw.III Ausf.H преодолел 50 метров и тоже завяз. Для Valentine VII и Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E болото не оказалось проблемой, они также прошли по свежему болоту.

Позже был проведён второй этап, в котором вместо Pz.Kpfw.III Ausf.H и Valentine VII использовались лёгкие танки Т-60 и Т-70. Результаты оказались теми же. М3л снова был лидером. Что же касается «новичков», то они в принципе болото преодолевали, но в ходовую часть забивалась трава, что и стало причиной застревания Т-70 в ходе одной из попыток.


Танк пытается выбраться из воды, удалось это со второй попытки. Обратите внимание на ветровой щиток механика-водителя. Это приспособление было очень полезным, особенно при езде по грязи и зимой

Финалом испытаний стали стрельбы. В их ходе выяснилось, что советская 45-мм пушка, а также английская 2-фунтовая (40 мм) пушка не пробивают бронебойными снарядами плиты толщиной 50 мм. Что же касается 37-мм американской пушки M5, то она с дистанции 100 метров вполне спокойно пробивала и 50-мм лобовую плиту StuG III Ausf.B, и 50-мм (25+25 мм) лоб Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E. Мощности орудия вполне хватало, чтобы успешно бороться со всеми танками противника, выпускавшимися в 1941 году.

Изучение конструкции и химического состава корпуса американского танка советских инженеров не впечатлило. Корпус имел большое количество клёпаных соединений, а из-за большой удельной массы дефицитных присадок никеля и молибдена не вызвала интереса и сталь, из которой изготовлялся танк.

Быстрый, но большой. И хорошо горит

Впервые американские лёгкие танки применялись Красной армией в мае 1942 года, во время Харьковской операции. В дальнейшем М3л стали распространяться по другим участкам фронта, а по-настоящему массово их стали применять ближе к концу июля 1942 года, когда насыщенность этими машинами была высокой. Тема применения М3л в Красной армии сама по себе довольно обширная, поэтому в этой статье сконцентрируемся на вопросах эксплуатации и оценки машины в войсках.


Танк идёт по болотистой местности

Когда в ноябре 1941 года ещё шли переговоры по поставкам Light Tank M3, в СССР его сравнивали с Т-50. Советский танк превосходил американский по запасу хода и бронированию, но при этом был немного тяжелее и медленнее. Согласно бумагам, стоимость американского танка составляла 42 787 долларов США, или 226 771 рубль по курсу 1940 года. Т-50 по этим бумагам стоил всего 150 тысяч рублей, но следует учесть, что его производство всё ещё не было развернуто, а ещё в июне 1941 года он оценивался почти в 2 раза дороже. В итоге аналогом М3л стал Т-70, который к весне 1943 года стоил чуть меньше 64 тысяч рублей. Правда, при этом Т-70 уступал американской машине почти по всем параметрам, да и ГАБТУ КА было не очень довольно этим танком с одноместной башней.

Первые отзывы из частей, осваивающих М3л, стали поступать в марте 1942 года. Среди обнаруженных дефектов самым серьёзным оказались проблемы с двигателем. Для начала, из-за плохой регулировки не работал ограничитель оборотов мотора. Куда серьёзнее было то, что при обратном выхлопе нередко случалось возгорание шлангов. Этот дефект связывали с отсутствием противопожарной сетки. Имелись проблемы с включением первой передачи.

Кроме того, на башне одного танка обнаружили трещины, а на двух были сорваны петли люков. Возникшие проблемы стали решать при помощи американских специалистов. Силами «Амторга» была переведена инструкция по эксплуатации. Она, кстати говоря, оказалась полнее американской, да и по структуре отличалась. Одновременно был повышен контроль за комплектацией поступающих танков. Особенно это касалось радиостанций, которых просто не оказалось на части танков. Довольно остро стоял вопрос с запасными частями, по этому поводу велась обширная переписка.


Во втором пробеге по болоту участвовал танк с башней D38976

Результаты испытаний, в ходе которых выявился большой расход дефицитного топлива, не остались без внимания. 23 мая из ГАБТУ пришёл запрос по поставке танков с дизельными двигателями Guiberson T-1020-4. Судя по информации из американских источников, танков с дизельными моторами в СССР так и не стали поставлять. Что же касается машин с бензиновыми моторами, то вместо американского бензина с октановым числом 80 для него было предложено использовать бензин Б-78, либо Б-70 с присадкой Р-9. Проблему невыключения мотора предлагалось решать путём снижения оборотов до 800-900 об/мин в течение 3-5 минут, а затем понижением до 400-500 об/мин на 2-3 минуты. При запуске мотора следовало не допускать переливания бензина во всасывающие трубы, поскольку это грозило пожаром. Кроме того, бензин разъедал дюритовые шланги.

Довольно жёстко относительно американских танков высказался нарком танковой промыш-лен-ности Малышев, чьё письмо Сталину было датировано 2 мая 1942 года:

«После ознакомления с прибывшими в Союз американскими танками типа М-3 (лёгкий) и М-3с (средний) необходимо сделать вывод, что эти танки имеют низкие боевые качества и будут быстро выходить из строя и уничтожаться в бою.

Американские танки имеют следующие серьёзные дефекты:

1. Танки будут легко поджигаться, так как бензиновый мотор легко доступен для забрасывания горючей жидкости.
2. Резиновые траки при езде по булыжной мостовой, глинистому и каменному грунту в сухую погоду будут быстро выходить из строя, а двигаться по грязи (просёлок или целина) танк с такими гусеницами вообще не сможет или будет двигаться очень плохо, со скоростью 3-5 км/ч».

Практика показала, что опасения насчёт гусениц в основном были лишены оснований. Не подтвердилось и ещё одно опасение насчёт тяжёлых условий работы водителя из-за распо-ло-жения трансмиссии в носовой части. Одним словом, инициативу Малышева о том, что вместо танков у американцев следует просить тяжёлые тягачи, не поддержали. Да и утверждение о том, что в своём развитии американские машины отстали от советских на несколько лет, стоит оставить на совести Малышева.


Пушка М3л была эффективной при стрельбе по любым немецким танкам выпуска 1941 года

Объективная оценка М3л поступила в ГАБТУ КА 23 июня 1942 года. Прибыла она от генерал-лейтенанта В. С. Тамручи, отстранённого после Харьковской операции от должности коман-ду-ю-щего бронетанковыми войсками Юго-Западного фронта. Согласно его отчёту, американский лёгкий танк обладал хорошей манёвренностью и управляемостью. Нападки Малышева на резиновую гусеницу оказались во многом беспочвенными, поскольку она обеспечивала в сухую погоду возможность подъёма на склон крутизной до 30 градусов. При этом она делала ход танка значительно менее шумным. Правда, в целом ходовая часть была признана слабой, а в сырую погоду резиновые гусеницы приводили к пробуксовкам и соскальзыванию с курса.

Бронирование корпуса позволяло выдержать на дальних дистанциях попадание снаряда 37-мм немецкой пушки. Вместе с тем, танк получился слишком высоким, что делало его хорошей мишенью. Высокий и узкий корпус в сочетании с узкой гусеницей привёл к тому, что танк на углах крена 20 градусов и больше был склонен к опрокидыванию. Ввиду вертикального расположения листов рикошеты были редкостью. По мнению Тамручи, запас мощности позволял установить на танк дополнительную экранировку. Были у него претензии и к мотору, которые в целом повторяли те, что описывались выше.

Ещё одним важным недостатком оказалось наличие внутри боевого отделения большого количества резины, призванной защитить экипаж от травм. На практике эта самая резина часто становилась причиной пожара, так что в войсках её старались из танков убирать. Вооружение было признано мощным, но при этом целесообразность размещения пулемётов в надгусеничных полках вызывала обоснованные сомнения. К тому же при установке на танк радиостанции требовалось снять один пулемёт и укладку на 48 снарядов.

В заключение стоит отметить, что обвинения в слабом бронировании и вооружении М3л выглядят несостоятельными. Уровень бронирования американской машины вполне соответствовал другим лёгким танкам того периода, а пушка обладала наилучшими характеристиками по бронепробитию по сравнению с вооружением аналогичных машин. Вместе с тем, танк обладал целым рядом других недостатков.



Схема бронирования из отчёта по изучению брони М3л

В значительной степени негатив, который сопровождает американскую машину, связан с тем, на какое время пришлись её поставки и боевое применение. К лету 1942 года на фронте появились немецкие танки с толстой бронёй и более мощным вооружением. На их фоне устарели практически все лёгкие танки. Только англичане смогли провести достойную модернизацию своего Valentine, оснастив его новой башней и 6-фунтовой (57-мм) пушкой.

Дополнительный негатив по отношению к «американцу» связан ещё и с тем, что к 1943 году этих танков в войсках было всё ещё очень много. Более того, даже на 1 января 1944 года в частях числилось 424 танка, то есть треть от поставленных танков семейства Light Tank M3. К 1 июня был потерян 141 танк, а уцелевшие машины продолжали использоваться. В некоторых частях они провоевали до самого конца войны. Несложно представить, какую оценку танк разработки 1941 года получит в 1944-м.

Источники и литература:

  • ЦАМО РФ
  • Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992

Этот танка был выведен из игрового магазина и получил статус акционный. Но в данный момент выдается всем игрокам, которые зарегистрировались в игре совсем недавно. То есть распространяться он будет исключительно при определенных акций. Он является прототипом представителя , в СССР был ввезен по специальной программе поддержки и принимал участие в реальном бою. В основном использовался против пехоты.

Доходность М3 легкий World of Tanks

Мало кого можно удивить доходностью низкоуровневой техники, но информация все же пригодится многим. На данном м представителе можно зарабатывать кредиты: без учета премиум аккаунта от 10000 до 13000 серебра, а с учетом премиум аккаунта от 15000 до . Учет ведется с уклоном на то, что игрок отлично владеет данным боевым монстром.

Общие сведения.

Для М3 легкий мир танков стал настоящей ареной выживания. Данный представитель имеет очень много недостатков по сравнению с аналогичными моделями. Данная боевая машина имеет слабую боевую мощность, слабое бронирование, но, зато у нее отличные показатели скорости и динамики. Боевую мощь обеспечивает 37 мм орудие с пробитием в 48 мм и уроном в 40 хп. Довольно неплохие показатели пробиваемости, но с достаточно маленьким уроном. Скорострельность достигает 24 выстрелов в минуту.

Танк М3 легкий достигает 61 кмч, что является максимальной скоростью, а запас заднего хода равен 20 кмч. Обзор достигает 280 метров. Мощность двигателя составляет 268 л.с., а вес танка равен 12,5 тонн.

Броня танка составляет:

  • Корпус: лоб — 38 мм, борта - 25 мм, карма - 25 мм.
  • Башня: лоб - 38 мм, боковая сторона - 25 мм, задняя часть башни - 25 мм.
  • Ящик инструментов - увеличивает скорость починки модулей;
  • Противоосколочный подбой - позволяет быстро чинить модули;
  • Улучшенная вентиляция - улучшает показатели навыков экипажа.
  • ремкомплект;
  • огнетушитель;
  • аптечка.
Экипаж.

Экипаж - важный элемент боевой единицы, хорошо прокаченный экипаж - залог успешного боя.

  • Командир: лампочка, ремонт, боевое братство, маскировка;
  • Механик-водитель: ремонт, плавный ход, боевое братство, маскировка;
  • Наводчик: ремонт, плавный поворот башни, боевое братство, маскировка;
  • Радист: ремонт, изобретатель, бб, маскировка.
Слабые места.

В игре World of Tanks, бой уровня «песочница» не отличаются особым драйвом и тактическим применением, дело в том, что в таких боях очень легко уничтожать танки из-за их слабой брони. Поэтому, изучение слабых мест данного уровня является скорее теоретическим знанием нежели практическим.

М3 лёгкий Мир Танков видео гайд

Лобовая проекция довольно сложно пробивается малокалиберными пулеметами и очень хорошо уже серьезными орудиями. Но чтобы нанести урон мелкокалиберным пулеметам необходимо производить череду выстрелов по прямоугольной области. В ней расположилось обзорное окно механика-водителя. Удачный выстрел контузит его. Также стоит обстреливать днище танка, особого критического вреда нанести не получится, но пробитие будет гарантировано. Плюс ко всему стоит обратить внимание на большой обзорный люк на башне, он сильно выделяется и гарантировано пропускает урон, тем более высока вероятность контузить командира экипажа.

Бортовая проекция имеет огромный габарит и отлично пробивается в любую область абсолютно любым калибром орудия. Приоритетом для обстрела должна стать башня. В ней расположен боеуклад, удачный выстрел взрывает весь боезапас. Также стреляя по центральной области корпуса, с большой вероятностью можно контузить радиста.

Кормовая проекция так же отлично пробивается в любую область. Рекомендуется стрелять по днищу, что может вызвать возгорание и по башне, что может вызвать взрыв боеукладки, а в последствии и уничтожение танка.

Тактика боя World of Tanks.

Особой тактики боя на данном стальном монстре не существует, именно на нем нужно действовать исключительно по ситуации, сложившейся в бою.

М3 легкий не подходит для прорыва флангов, в основном им нужно поддерживать союзников. Лучшим вариантом будет выбрать выгодную позицию на карте, так как, имея огромные габариты, он становится приоритетом для атаки.

Хотите получить М3 лёгкий советский танк 3-го уровня? Тогда предлагаем вашему вниманию инвайт-код, позволяющий заполучить эту акционную машину в ангар абсолютно бесплатно. Отметим, что ссылка многоразовая, что придаёт предложению определённый шарм и привлекательность. По мнению многих геймеров, этот танчик не заслуживает пристального внимания.

Машина не относится к классу премиумной техники и обладает весьма посредственными показателями бронепробития:

  • Бронебойными снарядами – 48 мм.
  • Голдовыми – 70 мм.
  • Фугасными – 19 мм.

Неоспоримым преимуществом становится скорость, которую способен развивать танк. Если желаете получить море адреналина, носясь по карте, засвечивая противников и вырезая вражескую арту – машина буквально создана для вас.

Кроме этого, можно попутно набрасывать фугасы в борта и корму зазевавшимся противникам, планомерно сокращая количество ХП и зарабатывая бонусы в виде серебряных кредитов и опыта. Как получить М3 лёгкий танк 3-го уровня?

Просто перейдите по ссылке и пройдите несложную регистрацию.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода