Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Лазарь митрополит симферопольский и крымский. Рождественское послание митрополита симферопольского и крымского лазаря

Митрополит Крымский и Симферопольский Лазарь служит Русской Православной Церкви более 60 лет, с тех пор как в 15 лет стал послушником Свято-Духовского скита Успенской Почаевской лавры. На нынешний свой пост он был назначен 24 года назад и стоял у самых истоков возрождения Православия на полуострове. О том, как это происходило, с какими проблемами пришлось столкнуться и какие главные задачи стоят сегодня перед епархией, митрополит Лазарь рассказал корреспонденту «Журнала Московской Пат-риархии».

Судьбоносная встреча

— Ваше Высокопреосвященство, в этом году отмечается сразу несколько юбилейных дат святителя Луки Крымского. В какой мере вы ощущаете себя его преемником?

— Действительно, этот год — юбилейный для Симферопольской и Крымской епархии. Исполнилось 55 лет со дня преставления и 20 лет со дня обретения мощей святителя Луки Крымского. В день его памяти во всех крымских храмах прошли праздничные богослужения, в память о нем в городах и поселках состоялись конференции, концерты, тематические выставки и показ фильмов о святителе Луке. Но ответить на вопрос о преемственности довольно затруднительно. Ведь и сегодня святитель Лука, незримо присутствуя везде, управляет Крымской кафедрой. Он оставил нам очень много своих замечательных проповедей и книг, через которые открывается мир святого Православия. Сколько его распоряжений остаются актуальными и по сей день! Например, о совершении таинства крещения полным погружением, о борьбе с сектантством. А его богословские и философские труды для нас и поныне являются весомой помощью в миссионерском служении. Например: «Наука и религия», «Дух, душа и тело». Симферопольская и Крымская епархия неоднократно организовывала международные и республиканские конференции, посвященные духовному и научному наследию святителя Луки, в которых принимали участие богословы, духовенство, ученые и врачи из России, с Украины, из Австрии и Греции. Я постоянно чувствую его помощь и поддержку.

— Вы были с ним знакомы?

— Богу было угодно, чтобы однажды наши пути пересеклись. Это случилось в 1961 году. Я тогда учился на 2-м курсе Одесской духовной семинарии и был келейником митрополита Херсонского и Одесского Бориса (Вика). Архиепископ Лука приехал в Одессу по своим личным делам и посетил митрополита Бориса. Со святителем Лукой мы встретились во дворе храма в честь Святых мучеников Адриана и Наталии — резиденции управляющего Одесской и Измаильской епархией. Я только успел взять у него благословение и сразу ушел, дабы не мешать общению двух архиереев. Но в моей памяти навсегда запечатлелся его благородный облик: величавая осанка, грустные глаза, седые волосы и четки, которые он держал в своих руках. Эта встреча на всю жизнь оставила в моем сердце доброе чувство.

Аргентинская паства

— Вы несколько лет возглавляли Аргентинскую кафедру. Какой пастырский опыт вы вынесли оттуда? Чем запомнилось это служение?

— В 1980 году решением Священного Синода меня назначили епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим Экзархом Центральной и Южной Америки. Это послушание я нес с небольшим перерывом до 1985 года. Однако мое служение в Аргентине началось еще в 1975 году, когда я стал секретарем архиепископа Аргентинского и Южноамериканского Платона (ныне — митрополит Феодосийский и Керченский). Мы и сегодня с ним постоянно общаемся. Буквально в конце мая вместе освящали памятник царю-страстотерпцу Николаю II в Евпатории, а в день памяти святителя Луки совершили Божественную литургию.

Своей главной задачей там я считал созидание православной веры в душах многих соотечественников, которые были еще далеки от Православия. Милостию Божией мне удалось построить храм в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в провинции Лянус, а также зал для торжественных приемов и квартиры для священников. Был переоборудован храм в честь Преподобного Иова Почаевского в провинции Сан-Мартин. В Буэнос-Айресе построил пятиэтажное епархиальное здание и реконструировал кафедральный собор с куполом. При этом главная задача для меня тогда и сейчас осталась в созидании людских душ. Потому что Церковь Христова — это не стены с куполом, украшенные росписями, а живой богочеловеческий организм, глава которого — Христос.

На наши общественные рождественские праздники всегда приходили представители Министерства по делам религий Аргентины. Я неоднократно встречался с президентами Аргентины. В честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 году Господь сподобил переименовать площадь Чаркес в Буэнос-Айресе в площадь Святого князя Владимира. Там установлен и памятник этому святому, который и поныне благословляет своим крестом столицу Аргентины, где проживает немало наших соотечественников. В провинции Лянус была переименована улица Кирно-Коста во Владимирскую. Я, как Патриарший Экзарх, открыл в Бразилии храм в честь Святой Троицы.

— Почему аргентинцы согласились на все эти переименования? Неужели для них — католиков — так много значит святой князь Владимир?

— В общей сложности я жил в Южной Америке 14 лет. За это время там удалось объединить вокруг православного храма в Буэнос-Айресе многих наших соотечественников. Приходилось много встречаться с местными властями, чтобы положительно повлиять на их отношение к Православной Церкви, а также убедить их к 1000-летию Крещения Руси разрешить переименования и установить памятник святому князю. Благодаря чему всё это происходило? Благодаря милости Божией. Ибо будем помнить слова Спасителя, обращенные к нам и сегодня: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Но, конечно, недаром у нас в народе говорят: «На Бога надейся, а сам не плошай». Приходилось много и кропотливо трудиться, изучать язык, особенности жизни этой страны… Слава Богу за всё!

— Что вам вспоминается из жизни эмигрантов, которых вы окормляли?

— Скажу сразу: на чужбине им жилось очень трудно. Но, невзирая на препятствия, славянский человек в основной своей массе демонстрирует всему миру не только выносливость, но и трудолюбие, а еще стремление к духовному общению со своими соотечественниками. Последнее обстоятельство я и решил использовать. Так, в Аргентине на базе литературных клубов для соотечественников появились православные приходские общины и архиерейский хор из 40 человек. А начинался он всего с одной певчей — 90-летней рабы Божией Матроны. Царство ей Небесное, всегда поминаю ее, как и многих других своих «аргентинцев», когда служу Божественную литургию.

«Крестоповал»

— Вы возглавляете Крымскую кафедру с 1992 года. Как возрождалась здесь православная жизнь?

— Без преувеличения скажу, что руководство Симферопольской и Крымской епархией по благословению священноначалия Господь судил мне принять в сложный исторический период. Тогда здесь было около 50 приходов и ни одного монастыря. Епархиальное управление ютилось в двух маленьких комнатках при Свято-Троицком соборе в Симферополе. В течение двух лет сменилось три правящих архиерея.

С первых месяцев много сил и времени было положено на то, чтобы убедить местные власти, да и немалую часть отдалившегося от Православия за годы безбожия народа, восстановить в центре Симферополя уничтоженный в 1930 году кафедральный Свято-Александро-Невский собор. Решение вопроса растянулось на годы. Наконец создали оргкомитет по восстановлению собора, в который вошли ветераны Великой Отечественной войны, в том числе кавалеры ордена Александра Невского, архитекторы, руководители крупных предприятий и, конечно же, представители Церкви. К 1999 году мы убедили Верховный совет Крыма принять решение о строительстве в сквере Победы (основой для сквера послужили деревья, которые росли на подворье кафедрального собора) духовно-патриотического комплекса, куда войдут соборный храм, памятник-танк и обелиск в честь освобождения Крыма от турок в XVIII веке (Долгоруковский обелиск). Собор был включен в перечень выдающихся памятников архитектуры, требующих безусловного восстановления. Строительство началось в 2003 году.

В 2005 году мы столкнулись с явлением, которое журналисты назвали «крестоповал». Всё началось с села Морского, где хулиганы повалили 10-метровый поклонный крест. Затем похожие случаи произошли в ряде других районов. Иногда это делалось открыто руками активистов крымско-татарского меджлиса, которые заявляли, что вид крестов оскорбляет их религиозные чувства. В Судаке же, на горе Ферейная, возле санатория для военных, был сожжен двухметровый поклонный крест. Но казаки вместо него установили новый — сварной пятиметровый — и стали его охранять.

Вопрос о недопустимости таких провокаций мы решали с местными и республиканскими властями. И с помощью так называемой мягкой силы Межконфессионального Совета Крыма «Мир — дар Божий», созданного в 1992 году. С самого основания и до настоящего времени я являюсь его сопредседателем. Благодаря межрелигиозному диалогу в Крыму и нашей совместной работе «крестоповалы» больше не повторяются.

Молодежь — наше будущее

— Как изменилась духовная жизнь епархии за последние два года?

— Возрождение православной веры на Крымском полуострове довольно сложно разделить на какие-то периоды или по годам. Сегодня, как и прежде, мы открываем храмы, восстанавливаем крымские обители, в том числе древние пещерные, куда устремляются десятки тысяч паломников. Так, у нас действует 16 монастырей, 8 из них — пещерные. В любом, кроме Симферопольского Свято-Троицкого, можно остановиться на 2-3 дня. Но следует учитывать, что условия проживания там скромные.

Много времени и сил мы уделяем духовно-патриотическому воспитанию молодежи, ведь она — наше будущее. Продолжают работу воскресные школы, но главный акцент в религиозном образовании мы ставим на взаимодействие с общеобразовательными учреждениями и с Министерством образования и науки Республики Крым. Причины две: первая — воскресные школы посещают практически дети уже воцерковленные, а вторая — значительное число крымчан и их детей не переступили еще порог храма.

Создана целая система сотрудничества священнослужителей, педагогов и представителей органов власти в решении важнейшей задачи духовно-нравственного воспитания детей и внесения православных ценностей в учебно-воспитательный процесс. У нас активно работает общество православных педагогов республики, в котором уже более тысячи человек. Между епархией и Минобразования Крыма подписаны договоры, утверждена учебная программа «Основы православной культуры Крыма», а также программы «Возрождение духовных ценностей семьи». В некоторых школах курс ОПК введен с 1-го по 11-й класс. Например, в Таврической школе-гимназии № 20 Симферополя. Есть такие школы в Севастополе и Ялте.

Работает также расширенная программа повышения квалификации преподавателей курса ОПК, включающая в себя краеведческие экскурсии, паломнические поездки, конференции по истории Православия в Крыму совместно с Малой Академией наук школьников Крыма, конкурсы «Учитель года» и «Урок нравственности», «Семейный очаг» и многое другое.

— Расскажите о ваших совместных проектах с близлежащими епархиями?

— Конечно, Симферопольская и Крымская епархия активно сотрудничает и с другими епархиями. Главным образом, мы всех приглашаем к себе приобщиться к духовному наследию епархии, к святыням и ее истории. Епархия организует и паломнические поездки, и различные конкурсы, музыкальные и кинофестивали. Кроме того, в Крыму проходит республиканский и международный телевизионный конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины», на который приезжают команды одноклассников из многих стран. В 2015 году по инициативе Краснодарской епархии осуществился проект «Поезд творческих идей»: православные учителя Краснодара приехали к нам для обмена педагогическим опытом.

Милостию Божией сегодня православная жизнь в Крыму получила широкие возможности для плодотворного развития. Дай Бог, чтобы и в дальнейшем мы смогли также исполнять свой долг духовно-нравственного воспитания, возрождения духовности и культуры.

Счастливый человек

— Вы в храме с детских лет и, наверное, не раз сталкивались с притеснениями за веру.

— Однажды, еще в начальной школе, когда меня спросили, кем я хочу стать, я ответил: «Попом!» После этого школьные учителя старались не пускать меня в церковь, но моя мама всегда меня защищала. Сейчас ей уже 102 года, дай Бог ей здоровья. Пришлось выдержать давление и в армии, куда меня призвали в 1958 году после окончания 1-го курса Минской духовной семинарии. Нас, семинаристов, трое ушло в армию, а вернулся в семинарию я один. Двоих удалось морально сломить. Меня тоже пытались соответствующим образом «обработать» — направили в роту, где были ребята из разных вузов, интеллигенция, — для того, чтобы они меня «перевоспитали». А мы с ними подружились. В моем домашнем фотоальбоме до сих пор хранится подаренная одним из них на память фотокарточка с благодарной надписью «Спасибо тебе, Ростислав, за то, что ты помог мне стать верующим человеком».

Я служил в Подмосковье, в Ногинске, и мечтал попасть в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Но командование ни разу меня туда не отпустило. Когда демобилизовался, не дали на руки паспорт, чтобы я сразу ехал домой, а не в семинарию. Но Господь меня сподобил перенести все искушения и продолжить обучение.

— Кто еще помимо святителя Луки служит вам духовным маяком?

— Мой небесный покровитель — преподобный Лазарь Муромский, к которому я постоянно обращаюсь за благословением. В этом году наша епархия торжественно отмечает 625-летие со времени его отшествия ко Господу. В моей жизни был случай, когда помощь Божия была явлена мне, возможно и по его молитвам. В пору служения в Аргентине мне часто приходилось летать туда и обратно. И однажды с самолетом, на котором я летел, случилась авиакатастрофа. Наша первая остановка намечалась в Люксембурге. Но, заходя на посадку, самолет напоролся на водонапорную башню и был вынужден сесть на поляну в лесу. Еще в небе, при приземлении, трижды прозвучала команда пристегнуться. Я хотел пристегнуть ремни, но что-то меня удержало. Во время удара самолета о землю меня перебросило через кресло и я ударился спиной о бортовую стенку. Ничего не сломал и даже сознание не потерял. Когда самолет приземлился, вместе со мной вышли лишь те, кто мог идти. И тут раздался сильный взрыв! Часть самолета разлетелась вдребезги! Пассажиры, пристегнувшие ремни, получили тяжелые травмы, и многие из них погибли при взрыве, не успев выйти.

В госпитале на осмотре мне сказали: «Вы — счастливый человек!» А представитель « Аэрофлота» , который потом ко мне приходил, очень удивлялся, что этот самолет с горящим хвостом не взорвался еще в воздухе. Я считаю, что это спасение только милость Божия! Действительно, перст Божий спас меня в ту минуту для моего же, наверное, покаяния. Из всего объемного багажа для церковных нужд сохранились лишь две деревянные иконы Казанской Божией Матери, остальное полностью сгорело. Они и сейчас хранятся у меня.

Дни памяти: 29 мая (старый стиль) 11 июня (новый стиль), 29 января (стар.ст) 11 февраля (нов.ст) — новомуч.

Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) - профессор медицины и духовный писатель, епископ Русской православной церкви; с 1946 года - архиепископ Симферопольский и Крымский. Был одним из самых крупных теоретиков и практиков гнойной хирургии, за учебник по которой был в 1946 году удостоен Сталинской премии (была передана Владыкой детям-сиротам). Теоретические и практические открытия Войно-Ясенецкого спасли в годы Отечественной войны жизнь буквально сотен и сотен тысяч русских солдат и офицеров.

Архиепископ Лука стал жертвой политических репрессий и провёл в ссылке в общей сложности 11 лет. Реабилитирован в апреле 2000 года. В августе того же года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 года в Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича и его супруги Марии Дмитриевны и принадлежал к древнему и знатному, но обедневшему польскому дворянскому роду. Дед жил в курной избе, ходил в лаптях, правда, имел мельницу. Отец его был был ревностным католиком, мать - православной. По законам Российской империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Мать занималась благотворительностью, творила добрые дела. Однажды она принесла в храм блюдо с кутьей и после панихиды случайно оказалась свидетельницей дележа ее приношения, после этого она больше никогда не переступала порога церкви.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий

По воспоминаниям святителя, свою религиозность он унаследовал от очень благочестивого отца. На формирование его православных взглядов оказала огромное влияние Киево-Печерская Лавра. Одно время он увлекся идеями толстовства, спал на полу на ковре и ездил за город косить рожь вместе с крестьянами, но прочитав внимательно книжку Л. Толстого «В чем моя вера?», он сумел разобраться в том, что толстовство – издевательство над православием, а сам Толстой – еретик.

Киев 1889 год

В 1889 году семья переехала в Киев, где Валентин окончил гимназию и художественную школу. После окончания гимназии стал перед выбором жизненного пути между медициной и рисованием. Подал документы в Академию Художеств, но, поколебавшись, решил выбрать медицину как более полезную обществу. В 1898 году стал студентом медицинского факультета Киевского университета и «из неудавшегося художника стал художником в анатомии и хирургии». После блестяще сданных выпускных экзаменов удивил всех, заявив, что станет земским «мужицким» доктором.

В 1904 году в составе Киевского медицинского госпиталя Красного Креста отправился на Русско-Японскую войну, где получил большую практику, делая крупные операции на костях, суставах и черепе. Многие раны на третий-пятый день покрывались гноем, а на медицинском факультете отсутствовали даже понятия гнойной хирургии, обезболивания и анестезиологии.

В 1904 году он женится на сестре милосердия Анне Васильевне Ланской, которую называли «святой сестрой» за доброту, кротость и глубокую веру в Бога. Она дала обет безбрачия, но Валентин сумел добиться её расположения и она нарушила этот обет. В ночь перед венчанием во время молитвы ей показалось, что Христос на иконе отвернулся от нее. За нарушение обета Господь тяжело наказал ее невыносимой, патологической ревностью.

Анна Васильевна Ланская.

С 1905 по 1917 гг. работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. За это время он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. и внес много нового в технику операций. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.

В 1915 году в Петрограде вышла книга Войно-Ясенецкого «Региональная анестезия», в которой Воино-Ясенецкий обобщил результаты исследований и свой богатейший хирургический опыт. Он предложил новый совершенный метод местной анестезии - прервать проводимость нервов, по которым передается болевая чувствительность. Годом позже он защитил свою монографию «Региональная анестезия» как диссертацию и получил степень доктора медицины. Его оппонент известный хирург Мартынов сказал: «когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее». За эту работу Варшавский университет присудил ему премию имени Хойнацкого.

Чтобы содержать семью, он вернулся к практической хирургии. В Переславле-Залесском одним из первых в России он делал сложнейшие операции не только на желчных путях, почках, желудке, кишечнике, но даже на сердце и мозге. Прекрасно владея техникой глазных операций, он многим слепым возвращал зрение.

1917 год был переломным не только для страны, но и лично для Валентина Феликсовича. Заболела туберкулезом его жена Анна и семья переехала в Ташкент, где ему предложили должность главного врача городской больницы. В 1919 г. жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина. Когда Валентин читал Псалтирь над гробом жены, его поразили слова 112 псалма: «И неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях». Он расценил это как указание Божие на операционную сестру Софию Сергеевну Белецкую, о которой он знал только то, что она недавно похоронила мужа и была неплодной, то есть бездетной, и на которую он может возложить заботы о своих детях и их воспитании. Едва дождавшись утра, он пошел к Софье Сергеевне «с Божьим повелением ввести ее в свой дом матерью, радующеюся о детях». Она с радостью согласилась и стала матерью четырем детям Валентина Феликсовича, избравшего после кончины жены путь служения Церкви.

Валентин Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета и с 1920 г. избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возрастали.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) за операционным столом.

Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие. Как-то «неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. Однажды после крестного знамения больной - по национальности татарин - сказал хирургу: „Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?“ Последовал ответ: „Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины“».

Однажды он выступил на епархиальном съезде «по одному очень важному вопросу с большой горячей речью». После съезда Ташкентский епископ Иннокентий (Пустынский) сказал ему: «Доктор, вам нужно быть священником». «У меня не было и мыслей о священстве, - вспоминал Владыка Лука, - но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!»

Вопрос о рукоположении был решен так быстро, что ему даже не успели сшить подрясник.

7 февраля 1921 г. был рукоположен во диакона, 15 февраля - во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета. В священном сане он не перестает оперировать и читать лекции.

Волна обновленчества 1923 года доходит и до Ташкента. И в то время, когда обновленцы ждали прибытия в Ташкент «своего» епископа, в городе вдруг объявился местный епископ, верный сторонник Патриарха Тихона.

Им стал в 1923 году святитель Лука Войно-Ясенецкий. В мае 1923 г. он принял монашество в собственной спальне с именем в честь св. апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостол, но и врач, и художник. А вскоре был хиротонисан тайно во епископа Ташкентского и Туркестанского.

Через 10 дней после хиротонии он был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками и связь с англичанами.

В тюрьме ташкентского ГПУ он закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд «Очерки гнойной хирургии». На заглавном листе владыка написал: «Епископ Лука. Профессор Войно-Ясенецкий. Очерки гнойной хирургии».

Так исполнилось таинственное Божие предсказание об этой книге, которое он получил еще в Переславле-Залесском несколько лет назад. Он услышал тогда: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа ».

«Пожалуй, нет другой такой книги, - писал кандидат медицинских наук В.А. Поляков, - которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдавшему человеку».

Несмотря на создание великого, фундаментального труда последовало заключение владыки в Таганскую тюрьму в Москве. Из Москвы св. Луку отправили в Сибирь. Тогда-то впервые у епископа Луки сильно прихватило сердце.

Сосланный на Енисей, 47-летний епископ опять едет в поезде по дороге, по которой в 1904 году ехал в Забайкалье совсем молодым хирургом…

1923 год. Епископ Лука со своей паствой.

Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск… Затем, в лютую январскую стужу заключенных повезли на санях за 400 километров от Красноярска - в Енисейск, а потом еще далее - в глухую деревню Хая в восемь домов, в Туруханск… Иначе как преднамеренным убийством это назвать было нельзя, и свое спасение в пути за полторы тысячи верст в открытых санях на жестоком морозе он позднее объяснял так: «В пути по замерзшему Енисею в сильные морозы я почти реально ощущал, что со мной - Сам Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня»…

В Енисейске прибытие врача-епископа произвело сенсацию. Восхищение им достигло апогея, когда он сделал экстракцию врожденной катаракты трем слепым маленьким мальчикам-братьям и сделал их зрячими.

Дети епископа Луки в полной мере заплатили за «поповство» отца. Сразу после первого ареста их выгнали из квартиры. Потом от них будут требовать отречься от отца, будут исключать из института, «травить» на работе и на службе, клеймо политической неблагонадежности будет преследовать их много лет… Его сыновья пошли по стопам отца, избрав медицину, но никто из четверых не разделил его страстной веры в Христа.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). . Фотография из следственного документа.

В 1930 году последовал второй арест и вторая, трехлетняя ссылка, после возвращения из которой он ослеп на один глаз, а за ней и третья - в 1937-м, когда начался наиболее страшный для Святой Церкви период, унесший жизни многих-многих верных священнослужителей. Впервые владыка узнал, что такое пытки, допрос конвейером, когда сутками следователи сменяли друг друга, били ногами, кричали озверело.

Начались галлюцинации: желтые цыплята бежали по полу, внизу, в огромной впадине виделся город, ярко залитый светом фонарей, по спине ползли змеи. Но пережитые епископом Лукой скорби нисколько не подавили его, но, напротив, утвердили и закалили его душу. Владыка дважды в день вставал на колени, обратившись к востоку, и молился, не замечая ничего вокруг себя. В камере, до отказа наполненной измученными, озлобленными людьми, неожиданно становилось тихо. Его опять сослали в Сибирь, на сто десятый километр от Красноярска.

Начало Второй мировой войны застало 64-летнего епископа Луку Войно-Ясенейкого в третьей ссылке. Он отправляет телеграмму Калинину, в которой пишет: «являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где мне будет доверено… По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

Его назначают консультантом всех госпиталей Красноярского края - на тысячи километров не было специалиста более необходимого и более квалифицированного. Подвижнический труд архиепископа Луки был отмечен медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Сталинской премией Первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений.

Слава архиепископа Луки становилась всемирной. Его фотографии в архиерейском облачении передавались по каналам ТАСС за рубеж. Владыку все это радовало лишь с одной точки зрения. Свою научную деятельность, публикации книг и статей он рассматривал как средство поднятия авторитета Церкви.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий, архиепископ Крымский

В мае 1946 года владыка был переведен на должность архиепископа Симферопольского и Крымского. Студенческая молодежь отправилась встречать его на вокзал с цветами.

Перед этим он какое-то время послужил в Тамбове. Там с ним произошла такая история. Одна женщина-вдова стояла возле церкви, когда владыка шел на службу. «Почему ты, сестра, стоишь такая грустная?» – спросил владыка. А она ему: «У меня пятеро детей маленьких, а домик совсем развалился». После службы повел он вдову к себе домой и дал денег на постройку дома.

Примерно в то же время ему окончательно запретили выступать на медицинских съездах в архиерейском облачении. И его выступления прекратились. Он все отчетливее понимал, что совмещать архиерейское и врачебное служение становится все труднее. Его медицинская практика стала сокращаться.

В Крыму владыку ждала суровая борьба с властями, которые в 50-е годы одну за другой закрывали церкви. Одновременно развивалась его слепота. Кто не знал об этом, не мог бы и подумать, что совершающий Божественную литургию архипастырь слеп на оба глаза. Он осторожно благословлял Святые Дары при их пресуществлении, не задевая их ни рукой, ни облачением. Все тайные молитвы владыка читал на память.

Жил он, как всегда, в бедности. Всякий раз, как племянница Вера предлагала сшить новую рясу, она слышала в ответ: «Латай, латай, Вера, бедных много».

В то же время секретарь епархии вел длинные списки нуждающихся. В конце каждого месяца по этим спискам рассылались тридцать-сорок почтовых переводов. Обед на архиерейской кухне готовился на пятнадцать-двадцать человек. Приходило много голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков, лишенных средств к существованию.

Крымчане очень любили своего владыку. Как-то в начале 1951 года архиепископ Лука вернулся самолетом из Москвы в Симферополь. В результате какого-то недоразумения на аэродроме никто его не встретил. Полуслепой владыка растерянно стоял перед зданием аэропорта, не зная, как добраться до дома. Горожане узнали его, помогли сесть в автобус. Но когда архиепископ Лука собрался выходить на своей остановке, по просьбе пассажиров шофер свернул с маршрута и, проехав три лишних квартала, остановил автобус у самого крыльца дома на Госпитальной. Владыка вышел из автобуса под аплодисменты тех, кто едва ли часто ходил в храм.

Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами. Практическую врачебную деятельность он оставил еще в 1946 году, но продолжал помогать больным советами. Епархией же управлял до самого конца с помощью доверенных лиц. В последние годы своей жизни он только слушал, что ему читают и диктовал свои работы и письма.

Скончался Владыка 11 июня 1961 года в , и был похоронен на церковном кладбище при Всехсвятском храме Симферополя. Несмотря на запрет властей, его провожал весь город. Улицы были забиты, прекратилось абсолютно все движение. До самого кладбища путь был усыпан розами.

Могила Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Симферополе

В 1996 г. были обретены нетленными его честные мощи, которые покоятся ныне в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых как святитель и исповедник.

Рака с мощами св.Луки Войно-Ясенецкого в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя

Икона с частицей мощей Святителя Луки, архиепископа Симферопольского Крымского находится в нашем храме () в свободном доступе и каждый желающий может приложиться к Святыне.

Тропарь, глас 1
Возвестителю пути спасительного, исповедниче и архипастырю Крымския земли, истинный хранителю отеческих преданий, столпе непоколебимый, Православия наставниче, врачу богомудрый, святителю Луко, Христа Спаса непрестанно моли веру непоколебиму православным даровати и спасение, и велию милость.

Кондак, глас 1
Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси святителю, душу же равноангельну сотворил, сего ради святительства саном почется, во изгнании же от безбожных много пострадал и непоколебим верою пребыв, врачебною мудростию многия исцелил еси. Темже ныне честное тело твое от земленных недр обретенное дивно Господь прослави, да вси вернии вопием ти: радуйся, отче святителю Луко, земли Крымстей похвало и утверждение.

Святитель Лука.Фильм-повествование о Святителе Луке (Войно-Ясенецком)

Архиепископ Лука фильм

О фильме: Предлагаем Вам крайне полезно провести время за просмотром православного документального фильма об великом хирурге и великом святителе — архиепископе Войно-Ясенецком — Луке.
Его признал коммунистический вождь — Сталин, который вручил ему свою премию за бесценный вклад в советскую медицину.

Новость о том, что крымские епархии прошли российскую регистрацию, взбудоражила ряд украинских СМИ. И это понятно: любые отношения с РФ трактуются в нынешних условиях как предательство и госизмену. В общем-то в этом преступлении идеологические противники УПЦ и обвинили Церковь. "КП" в Украине" попыталась разобраться, где в этой истории правда, а где ложь?

ЧТО ГОВОРЯТ НА ПОЛУОСТРОВЕ

Москва денег не получает

На полуострове действует Крымская митрополия под руководством митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря. Состоит она из трех епархий: Симферопольская и Крымская, Феодосийская и Керченская, Джанкойская и Раздольненская. По предварительным оценкам, митрополия охватывает более миллиона православных верующих. Все они по-прежнему остаются прихожанами Украинской православной церкви, а никак не Российской.

Думаем, все это раздули для дискредитации УПЦ МП в Киеве, - говорит юрист Симферопольской и Крымской епархии, протоиерей Иоанн Пристинский. - Епархия привела свои документы в соответствие с российскими законами и продолжает нести свое спасительное служение.

- А что с денежными отчислениями?

Отчислений в Киевскую митрополию и раньше не было. Равно как и в Москву. Бывало, епархия передавала средства на строительство кафедрального собора в Киеве. Но ежемесячных отчислений нет.

- Из Киева архиереи сейчас к вам приезжают?

Сейчас, может, есть чисто технические трудности, но периодически посещают. У архиереев нормальное общение. Наш крымский владыка Лазарь был на заседании Священного синода в Киеве. Добрался нормально.

- Почему статус епархий в Крыму остался неизменным? - спрашиваю секретаря Симферопольской и Крымской епархии протоиерея Александра Якушечкина.

Мы находимся над политикой. Мы должны всех объединять и примирять, что мы сейчас и делаем. Даже затрудняюсь сказать, сколько уже конвоев в Донбасс отправила наша епархия. Без всякого сопровождения и льгот на таможню, под взрывами наши батюшки везут гуманитарную помощь в епархии юго-востока. Крест, ряса - вот их пропуска.

Священников не обижают

В парке Севастополя гуляет миролюбивый с виду дедушка - архимандрит Макарий (Щипаков), бывший морской офицер, сейчас пенсионер и священник Киевского патриархата.

- Прихожан у вас помимо расформированной украинской воинской части меньше не стало?

Как были раньше, так и есть. Мало, как до, так и после. Нам же никто территорию в Севастополе не дает - ни при той власти, ни при этой. Молимся по квартирам. Если говорить по Севастополю, то человек 50.

- А сколько приходов было по всему полуострову?

Я не могу сказать.

- Покинуть полуостров не думали?

Как Бог управит.

- Вас здесь обижают?

Кто может обижать священника, от которого идет любовь?

У иудеев одна проблема - нехватка мацы

В семье радийщиков Пресманов политические разногласия скорее гастрономического плана: чью колбасу есть - российскую или украинскую. Хозяйка дома Людмила Пресман - член общественного совета Федеральной еврейской национально-культурной автономии Крыма - прошла все юридические процедуры и осваивается в новых условиях:

Проблема одна - нехватка мацы. Через переправу перегнать тяжело. Раньше была своя, мы даже Казахстан снабжали. Но приехавший раввин из США обозвал нашу машину, выпекающую мацу, некошерной, разобрал, наобещал новую и уехал. Приходилось раньше из Киева везти. А теперь мацу дает уже Москва.

КСТАТИ

Прошла ли перерегистрацию Крымская епархия ?

Архиепископ Симферопольский и Крымский УПЦ КП Климент в интервью "Главкому":

"…В любом случае юридическая перерегистрация необходима потому, что без нее некоторые церкви останутся отрезанными от света и воды, а также есть угроза потери имущества… Для того чтобы зарегистрировать структуру, я должен получить российский паспорт и уже веду консультации по этому поводу... Я обращался и к президенту, и к правительству, к СНБО и уполномоченному Верховной Рады по правам человека Лутковской. Но, к сожалению, руководство государства Украина ничего не сделало для того, чтобы разъяснить религиозным деятелям, как им действовать в тех условиях, в которых они оказались…

СПРАВКА "КП"

Что говорит устав

Устав Симферопольской и Крымской епархии зарегистрирован 19 декабря 2014 года российским Мин­юстом, дал такие ответы на следующие слухи:

О СТАТУСЕ

Слухи: Юридически и де-факто, судя по тем изменениям, которые внесены в устав, и там прямо написано, что размещенным центром Симферопольской и Крымской епархий является Республика Крым - субъект РФ. Тем самым фактически признана аннексия Крыма. Фактически произошла завуалированная передача этих двух епархий Русской церкви.

В уставе: "Епархия является каноническим подразделением Украинской православной церкви и входит в ее иерархическую структуру... Территориальная сфера деятельности епархии - Республика Крым".

ОБ ИМУЩЕСТВЕ

Слухи: Согласно уставу все имущество епархий является имуществом РПЦ.

В уставе: "Епархия является юридическим лицом, обладает на праве собственности, безвозмездного пользования или на ином имущественном праве обособленным имуществом. Епархия несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом..."

О ПЕЧАТЯХ И ФИНАНСАХ

Слухи: Все экземпляры бланков, штампов и печатей утверждает не только митрополит Киевский, но и лично патриарх Кирилл. Последний имеет право вето на уровне со Священным синодом Украинской церкви. И самое интересное - все финансы крымские епархии УПЦ МП отныне будут перечислять Москве.

В уставе: "Образец печати утверждается митрополитом Киевским и всея Украины (местоблюстителем). Епархиальный архиерей избирается (отстраняется от должности) синодом Украинской православной церкви... Епархиальный архиерей является руководителем (единоличным руководящим органом) епархии, возглавляет епархию и управляет ею. Епархиальный архиерей без доверенности действует от имени епархии. В полномочия входит распоряжение имуществом и финансовыми средствами епархии в порядке, предусмотренном настоящим уставом".

ЧТО ГОВОРЯТ В КИЕВЕ

Крымская церковь подчиняется Киеву.

За разъяснением ситуации мы обратились к главе Синодального информационного отдела УПЦ епископу Клименту (Вечере) и заместителю главы отдела общественных церковных связей УПЦ протоиерею Николаю Данилевичу.

Священным синодом УПЦ никогда не принималось документов, которые бы меняли каноническое подчинение епархий на полуострове, - уверяет владыка Климент.

- Но скажите, обязательно ли церкви нужно было пройти перерегистрацию по российским законам? Почему не обошлись без этого?

Что такое религиозная организация? Это приходы, монастыри, епархиальное управление, то есть юридические лица. Чтобы существовать, им должна быть выделена земля, подведена коммунальная инфраструктура, получен расчетный счет. Все это требует регистрации по законам страны, контролирующей данную территорию. В связи с изменениями, которые произошли на полуострове не по нашей вине, приходы и монастыри вынуждены были пройти перерегистрацию - объясняет владыка.

Дело в том, что если религиозные организации в установленный законом срок не пройдут процедуру перерегистрации, то они подлежат ликвидации и соответственно не могут заниматься богослужебной деятельностью, а также утрачивают все права юридического лица, - вступает в разговор протоиерей Николай Данилевич.

- Значит, такую же процедуру прошли и, к примеру, католики?

Насколько мне известно из открытых источников, римско-католическая епархия зарегистрировала свои общины на территории полуострова согласно законодательству, которое там сейчас действует, и даже изменила свою структуру подчинения, - поясняет владыка Климент.

- Так, может быть, в УПЦ тоже произошло переподчинение и Крымская епархия отныне не подчиняется митрополиту Киевскому и всея Украины? Принимал ли Священный синод решение об изменении подчинения и передаче имущества епархий в Крыму?

После перерегистрации Крымская епархия остается каноническим подразделением Украинской православной церкви и входит в ее иерархическую структуру и, соответственно, подчиняется митрополиту Киевскому и всея Украины, поминает его за богослужением. Священный синод УПЦ каких-либо решений об изменении подчинения и передаче имущества епархий в Крыму никогда не принимал, - уверяет Николай Данилевич.

То же касается и финансов. Как уверил "КП" владыка Климент, нигде - ни в уставе крымских епархий, ни в уставе в управлении Украинской православной церкви - нет никакого пункта о том, что крымские епархии должны перечислять деньги или имущество Русской православной церкви.

- И последнее. Раз УПЦ МП обвиняют в предательстве, возможно, правоохранительные органы уже потребовали от церкви объяснения?

Лично у меня не было таких запросов. Но информационный отдел Украинской православной церкви провел пресс-конференцию, где показал всем журналистам оригинальные экземпляры уставов крымских епархий, которые были приняты на заседании Священного синода УПЦ. Думаю, мы тогда исчерпывающе ответили на все вопросы, касающиеся компетенции Священного синода Украинской православной церкви, - разъяснил глава Синодального информотдела.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Николай ДАНИЛЕВИЧ, заместитель главы отдела общественных церковных связей УПЦ: "Религиозная организация не вправе признавать или не признавать изменения границ"

Вопрос признания границ стран является сугубо межгосударственным вопросом. В сфере религии его просто нет. Любая неправительственная или религиозная организация обязана соответствовать действующему на той или иной территории праву или юридически прекратить свое существование. Признания или непризнания границ от любой православной церкви требовать юридически необоснованно, потому что у нее нет и не может быть светской власти, необходимой для подобного действия. Исключение составляет Святой престол, обладающий международной правосубъект­ностью по причине традиции, согласно которой за Папой Римским признавалось наличие светской и духовной власти.

Архиепископ Симферопольский и Крымский УПЦ Киевского патриархата Климент 31 января в кафедральном соборе УПЦ КП обратился к прихожанам с призывом молиться о судьбе церкви, которая сейчас подвергается преследованиям со стороны российской власти Крыма.

Как сообщил крымский журналист Александр Польченко на своей странице в Фейсбуке, архиепископ Климент отслужил литургию в честь святых равноапостольных князей Владимира и Ольги архиепископ Симферопольский и Крымский Климент, после которой прихожане спросили о дальнейшей судьбе УПЦ КП в Крыму.

«Я год молчал, второй, но хамства Руслана Бальбека (вице-премьер российской власти Крыма – КР ) я не потерплю. 13-го января он решил со мной разговаривать немножко на повышенных тонах. Четырнадцатого (января – КР ) – решение суда. Так пусть знает: мы здесь 20 лет, а они приходят – и уйдут. Церковь будет – их не будет. На моей стороне Бог, закон и все документы. А те аферисты… пусть вспоминают конец тех, кто начал против церкви воевать: сдохли, как собаки», – сказал архиепископ Климент.

Польченко приводит слова архиепископа, который напомнил, что неоднократно просил «дать людям молиться» и не отбирать церковное имущество в Крыму.

«Все имущество, которое забирают через суды, будет возвращено на материковой Украине через имущество Московского патриархата. Я прошу, чтобы здесь остановились, и оставили в покое, иначе может беда, быть ведь уже переселенцы готовы создавать инициативные группы на материке, защищать УПЦ КП в Крыму за счет Московского патриархата», – цитирует крымский журналист арихепископа Климента.

Российский арбитражный суд Крыма присудил изъять из собственности Крымской епархии УПЦ Киевского патриархата (КП) принадлежащие ей помещения. Об этом архиепископ Симферопольский и Крымский УПЦ Киевского патриархата Климент сообщил на пресс-конференции в Киеве 28 января.

Владыка пояснил, что речь идет о помещениях Кафедрального собора Святых равноапостольных князя Владимира и Ольги в центре Симферополя.

Российские власти Крыма, как и суды на полуострове официально ситуацию не комментируют.

В 2014 году, после аннексии Крыма Россией Фонд имущества уведомил архиепископа о необходимости перезаключения договора аренды на помещение, в котором располагается Кафедральный собор Владимира и Ольги. Тогда Климент рассказывал, что неизвестные люди требовали от него 200 тысяч долларов за возможность находиться в этом здании.

Несмотря на ряд заявлений, в том числе правозащитных организаций, о притеснениях по религиозному признаку на полуострове, российские власти Крыма это отрицают и утверждают, что верующие всех конфессий находятся в равных условиях.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода