Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Культура Европы XVII века. Общая характеристика

XVI - XVII вв. образуют особую эпоху в истории Европы - завершение периода средневековья и наступление Нового времени. Условный термин «новое время» появляется одновременно с возникновением трехчастной периодизации всемирной истории (древний мир, средние века, новая история). Эта модель зародилась в трудах итальянских гуманистов XV - XVI вв. и получила окончательное оформление в работе немецкого историка XVII в. К. Келера «Трехчастная история». Современники рассматриваемых событий, таким образом, называли новым временем собственную эпоху, осознавая ее качественное отличие от предшествующих веков.

Хронологические рамки нового времени не определены современной исторической наукой. В качестве временного рубежа между средневековьем и новым временем рассматривают разные события: завоевание турками Константинополя (1453), открытие Америки Колумбом (1492), английскую буржуазную революцию (1640-1660), окончание первой общеевропейской - Тридцатилетней - войны (1648). Ряд авторов продлевает господство феодальной формации до XVIII в., вплоть до Великой французской революции (1789-1799). Однако наиболее общеупотребительная концепция относит начало новой эпохи к рубежу XV - XVI вв.

Новое время характеризуется зарождением в недрах феодального общества капиталистических отношений: формированием национальных рынков, появлением мануфактур (промышленных предприятий, основанных на разделении труда) и вольнонаемного труда, созданием условий для свободного предпринимательства. Уходят в прошлое цеховой строй, крепостное право. Растет экономическое значение городов, наряду с благородным сословием - дворянством - все больший вес в обществе приобретает аристократия богатства - буржуазия.

Большое значение для генезиса капитализма имели Великие географические открытия, прежде всего освоение европейцами Американского континента. Пути международной торговли смещаются на запад, из зоны Средиземноморского бассейна в атлантический регион. Материальные ресурсы Нового Света перетекают в Европу, давая импульс развитию производства, способствуя накоплению капитала.



В политической сфере эпоха нового времени знаменовалась формированием в Европе наций и национальных государств (Испании, Португалии, Франции, Англии). Появляются концепции государственного суверенитета - верховенства и независимости государственной власти как внутри страны, так и на международной арене. Острием своим эти теории были направлены против политических претензий католической церкви и крупных феодалов. Политическое объединение страны привело к усилению королевской власти, формированию абсолютизма. Балансируя между феодалами и третьим сословием, западноевропейские монархи добились значительной независимости от этих двух собственнических классов. Опору королевской власти начинает составлять бюрократия, а феодальное ополчение и наемные отряды сменяются регулярной армией.

Изменения коснулись и духовной сферы: расширение кругозора европейцев после Великих географических открытий, распространение литературы вследствие изобретения книгопечатания (1445), развитие гуманистической культуры (Ренессанс). Важным явлением в общественной жизни Европы XVI в. была Реформация, покончившая с духовной гегемонией римско-католической церкви. Начиная с XVII в. все более значимые позиции занимает наука - опытное знание и рационалистическая философия (Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Ньютон, Г. Галилей).

Вместе с тем, европейский континент XVI - XVII вв. в целом продолжал оставаться феодальным. Политическое объединение ряда стран (Италии, Германии) не было совершено. Господствующим классом по-прежнему оставалась землевладельческая знать, извлекающая доходы из эксплуатации зависимых крестьян. В XVII в. происходит консервация старых структур (в Испании, Италии, Юго-Западной Германии), победа контрреформации. Экономический кризис, обострение военно-политических конфликтов, массовые народные движения дали основание историкам говорить о кризисе XVII века .

Тем не менее, магистральная линия развития западноевропейских обществ была направлена на становление буржуазных отношений. Их победа была закреплена серией национальных революций: в Нидерландах, Англии, Франции. Результатом этих буржуазных революций было установление контроля общества над государственным аппаратом (республика или конституционная монархия) и подчинение государства интересам буржуазии.

Восточноевропейские общества развивались в противоположном направлении. В странах к востоку от Эльбы в XVI - XVII вв. происходит усиление дворянства и формируется крепостное право, ранее там не существовавшее (второе издание крепостничества ). Этот процесс был тесно связан с генезисом капитализма в Западной Европе. Восточноевропейские страны втягиваются в товарно-денежные отношения с этим регионом, становясь его сельскохозяйственной периферией. Дворянские имения приобретают характер ориентированных на рынок крупных хозяйств. Потребность в дешевой рабочей силе приводит к закрепощению крестьянства и распространению барщины.

Для России XVI - XVII вв. были временем окончательного оформления тех государственных и общественных структур, которые обеспечили своеобразие отечественной истории. Несмотря на хронологическую близость ряда процессов (объединение страны, укрепление королевской власти, создание сословно-представительной монархии), пути развития России и европейских стран начинают расходиться.

XVII век в Западной Европе - расцвет идей классицизма, основанного на культе разума и человеческой рациональности. Эти идеи найдут свое развитие и в философских трактатах, и в художественной традиции времени.

В конце XVII - XVIII веках в Европе зарождаются идеи, получившее название Просвещения. Идеи просветителей так же как идеи классицизма проявились в искусстве этого времени и отразились на философии данного периода.

Философия Просвещения подготовила Великую французскую революцию и сформировала ее основной лозунг: «Свобода. Равенство. Братство». Просветители призывали к естественности в искусстве, к правдивости чувств. Поэтому мироощущение этого периода тяготеет к возвышенному свободолюбию. В художественных произведениях эти идеи приводили к сентиментальности. Апелляция просветителей к природе при отвержении христианской идеи привела к космополитизму, который выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации. Но при этом просвещение имело яркое национальное своеобразие.

Мироощущению эпохи Просвещения присущи:

Научность (в основе которой гениальные творения Паскаля и Декарта);

Рационализм (обусловлен возникновением идей деизма);

Вера в прогресс;

Абсолютизация значимости воспитания (материалом для этого стало «третье сословье», среди которого начали выделяться фигуры торгаша и «представителя свободной профессии» (получившего в России название «интеллигент»);

Понимание личности как сложного и противоречивого явления.

Эти изменения проявились в искусстве двояко: с одной стороны -интерес к иррациональному, иллюзорному, динамическому и эмоциональному, с другой - акцент на разумности человека, способном преодолеть свою страстную природу. Первое направление проявилось в таком стиле, как барокко, второе - в классицизме. Художественным завершением Позднего Ренессанса явилось барокко, которое можно считать переходным этапом к эпохе Просвещения.

Барокко - стилевое направление в искусстве Европы конца XVI -середины XVIII веков, возникшее в Италии и распространившееся в большинстве европейских стран. Барокко тяготеет к эффекту, контрастности, совмещению иллюзорного и реального, к синтезу искусств и одновременно к точному разделению в жанровых характеристиках. Оно связанно с пониманием творчества как процесса овладения художником природой, технического мастерства духа гения, превозмогшего материальность мира.

Понимание мира как разнообразного по своим проявлениям, но конечного с позиций человеческой жизни явления, привело художников и писателей к мысли о том, что эта краткая и хрупкая жизнь - не более, чем иллюзия. Излюбленной формой выражения не только поэтов, но и живописцев становится метафора, эмблема, аллегория.


Другое направление - классицизм XVIII века - тоже воспринимается как облегченный классицизм предшествующего периода. Его мироощущение строилось на идее абсолютной монархии. Философской предпосылкой классицизма был рационализм. Главное требование, предъявляемое к художнику классицисту, - «благородность замысла». Классицизм тяготеет к историчности событий. Реальность с ее пейзажностью и портретно-стью выступает вторичной по значимости проблематикой. В основе классицизма лежит обязательность канона по принципу подражания античности. Классицисты ставят проблему социализации личности. Духовная красота начинает превозноситься выше физической, а произведения искусства - выше природы. Природа перестает быть образцом для подражания.

Классицисты стремятся к типизации. В основе принципа создания типа является выделение в характере одной самой яркой черты, которая


преднамеренно выпячивается. Типический образ превращается в абстракцию. Типичный характер у классицистов лишен индивидуальности.

В художественной деятельности на первое место выдвигаются литература и театр как виды искусства, наиболее способные воздействовать на чувственную природу человека. Главными становятся этические темы. Красота рассматривается прежде всего как средство этического воздействия. Наиболее популярными жанрами литературы становятся роман, мемуары и эпистоляры. Среди популярных писателей - Даниель Дефо, Джонатан Свифт, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Иоган Вольфганг Гете.

Театр (Пьер Корнель, Мольер, Жан Расин) в XVIII веке становится мощным средством просветительской идеологии. В Англии появляется новый жанр - мещанская драма, где главными героями становятся простые обыватели. Во Франции пишут для театра Вольтер, Дидро и Бомарше. В Италии Карло Гольдони создает комедию нравов, а Карло Гоцци вводит на сцену сказку («Любовь к трем апельсинам», «Принцесса Турандот»).

XVH-XVIII века - начало расцвета музыкальной культуры (Иоган Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель, «венские классики» - Гайдн, Моцарт, Бетховен). Особо можно отметить развитие оперного искусства, связанного с именем Глюка.

На протяжении XVIII века музыкальная культура сделала значительные шаги: большое значение приобрела проблема передачи человеческих чувств, наметились основные принципы реалистичности, развитие сонат-но-симфонического мышления, построенного уже не на развитии одного образа в музыкальном произведении, а на сопоставлении нескольких контрастных образов. Основными жанрами в музыке становятся концерт, оратория и сюита. Во Франции развивается танцевальная музыка, что проявилось в творчестве Люлли, который создал не только балет, но и привел танцевальность в оперные спектакли.

В этих условиях зарождается и бурно развивается галантный стиль -рококо, для которого характерны:

Тематика празднества, маскарада, пасторали, легкого флирта,

Изысканность и утонченность,

Внутренняя динамичность,

Миниатюрность форм,

Игрушечность,

Обильность украшений, отделок (особенно в форме завитков). Ярким образцом французского рококо в музыке является расцвет клавесинного искусства.

Архитектура XVIII века находится в состоянии кризиса: мощную пространственную динамику, разительные контрасты и впечатляющую пластическую игру форм барокко сменяет стиль, который как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр. Оставляя без

внимания фасады, рококо разбрасывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные узоры, достигает вершин виртуозности, изящества и блеска, но полностью утрачивает барочную монументальность, основательность и силу.

В живописи появляется жанр натюрморта, направленного на постижение сочетаемости цвета, пространства, формы и объемов. В середине XVII века рождается новая живопись, названная теоретиками реалистической. Проявлением специфики эстетики Нового времени в живописи стал «караваджизм». Микеланджело да Караваджо первый ввел в живопись реалистические сюжеты народного быта.

1566 г. – в Нидерландах началось стихийное восстание, сопровождавшееся разгромом католических церквей. 1572 г. - Северные Нидерланды полностью освобождаются от оккупационных войск и провозглашают своим правителем принца Вильгельма Оранского. 1588 г.- Северные провинции провозгласили себя самостоятельным государством - Республикой Соединенных Провинций. 1641-1688 гг. – Английская буржуазная революция. 1642 – 1646 гг. - Гражданская война в Англии. 1644 г. - победа при Марстон-Муре. 1645 г. - победа при Нейзби. 1646 г. - Карл I выдан парламенту, гражданская война завершилась, отменен принцип «рыцарского держания». Январь 1649 г. – казнь Карла I. Май 1649 г. - в Англии провозглашается республика. Декабрь 1653 г. парламент был распущен, а Кромвель провозглашен главой государства с титулом лорда-протектора. Режим протектората просуществовал до 1660 г. 1669 - 1688 гг. - временная реставрация королевской династии Стюартов. 1688 г. - «Славная революция», в ходе которой последний Стюарт - Яков II был свержен и престол занял правитель Голландии - Вильгельм III Оранский. Значение революции: - мощный удар по феодализму. - 1689 – Билль о правах ограничил компетенцию короля в законодательной сфере в пользу парламента; заложил основы буржуазной конституционной монархии. Правящей становится партия, получившая большинство на выборах в парламент. Правительство формируется из лидеров этой партии и подотчетно парламенту. - Ускорение процесса ломки феодальных отношений и формирования буржуазных отношений в Западной Европе. Наибольшее значение для западной цивилизации имела Великая французская буржуазная революция. Король Франции Людовик XVI созывает Генеральные Штаты. 5 мая 1780 г. – начали работу Генеральные Штаты. После того, как Генеральные Штаты провозгласили себя Национальным Собранием, то есть, органом, представляющим интересы всей нации, король начал стягивать войска к Парижу. 14 июля 1780 г. - захват Бастилии. Это событие стало символом начавшейся революции, явилось переходом к открытой борьбе с правящим режимом. Историки выделяют несколько этапов в ходе Французской буржуазной революции: первый (лето 1789 г. - сентябрь 1794 г.) - конституционный этап; второй (сентябрь 1792 г. - июнь 1793 г.) - период борьбы якобинцев и жирондистов; третий (июнь 1793 г. - июль 1794 г.) - якобинская диктатура и четвертый (июль 1794 г. - ноябрь 1799 г.) - упадок революции. Август 1789 г. - Национальное Собрание приняло ряд важнейших постановлений, разрушающих устои феодального общества во Франции: безвозмездно отменялась церковная десятина, остальные повинности крестьян подлежали выкупу, ликвидировались и традиционные привилегии дворянства. 26 августа 1789 г. была принята «Декларация прав человека и гражданина», в рамках которой провозглашались общие принципы построения нового общества - естественные права человека, равенство всех перед законом, принцип народного суверенитета. К осени 1791 г. завершилась подготовка первой французской Конституции, которая провозглашала в стране конституционную монархию. Важной особенностью революции во Франции было то, что контрреволюция действовала преимущественно извне. Французское дворянство, бежавшее из страны, сформировало в германском городе Кобленце «армию вторжения», готовясь силой вернуть «старый режим». Апрель 1792 г.: начало война Франции против Австрии и Пруссии. 10 августа 1792 г. в Париже произошло восстание; Людовик XVI и его окружение были арестованы. Законодательное Собрание изменило избирательный закон (выборы стали прямыми и всеобщими) и созвало Национальный Конвент. 22 сентября 1792 г. Франция была провозглашена республикой. Первый этап революции завершился. События во Франции на втором этапе революционной борьбы носили во многом переходный характер. Ведущие позиции в Конвенте занимает наиболее радикальная группировка якобинцев. Борьба между жирондистами и якобинцами. 6 апреля 1793 года для борьбы против контрреволюции и ведения войны был создан Комитет общественного спасения, впоследствии ставший главным органом новой революционной власти. 2 июня 1793 года якобинцы организовали восстание против жирондистов, в ходе которого последние были уничтожены. Началась более чем годичная якобинская диктатура. Переработанная Конституция (24 июня 1793 г.) полностью уничтожила все феодальные повинности, превратив крестьян в свободных собственников. Хотя формально вся полнота власти сосредоточивалась у Конвента, реально она принадлежала Комитету общественного спасения, обладавшему фактически неограниченными полномочиями. С приходом к власти якобинцев Францию захлестнула волна широкомасштабного террора: тысячи людей, объявленные «подозрительными», были брошены в тюрьмы и казнены. Во многом благодаря этим мерам французская революционная армия, комплектовавшаяся на основе всеобщей воинской повинности, в 1793 - 1794 гг. смогла одержать ряд блестящих побед, отразив наступление английских, прусских и австрийских интервентов и локализовав опасное роялистское восстание в Вандее (на северо-западе Франции). Депутаты Конвента, которых не устраивала и пугала жестокость Робеспьера, организовали антиякобинский заговор. 27 июля 1794 г. (9 термидора по революционному календарю) он был арестован и казнен. Якобинская диктатура пала. В 1795 году была разработана новая Конституция. Вновь создавалось Законодательное Собрание; исполнительная власть переходила в руки Директории, состоящей из пяти членов. В интересах крупной буржуазии были отменены все чрезвычайные экономические постановления якобинцев. 1796 - 1799 гг. - грандиозные Итальянский и Египетский походы, в ходе которых огромную популярность приобретает молодой талантливый генерал Наполеон Бонапарт. 9 ноября (18 брюмера) 1799 г. произошел государственный переворот (Директория лишена власти. Создано новое временное правительство во главе с Наполеоном Бонапартом).

Культура западной Европы 17 века

XVI в. для Европы был временем борьбы феодализма и нарастающего капитализма, экономических сдвигов. Развивались мануфактурная промышленность, торговля, увеличивались экономические потребности - все это способствовало активизации точных и естественных наук. Это время характеризуется великими открытиями. Галилео Галилей (итальянский ученый) заложил основы современной механики, сделал телескоп 32-кратным увеличением. Немецкий астроном Иоганн Кеплер составил планетные таблицы, установил законы движения планет, заложил основы теории затмения.

Готфрид Лейбниц создал дифференциальные исчисления, предвосхитил принципы современной математической логики. Английский математик Исаак Ньютон открыл дисперсию света, закон всемирного тяготения, хроматическую аберрацию, создал основы небесной механики, теорию света. Христиан Гюйгенс создал волновую теорию света, маятниковые часы со спусковым механизмом, установил законы колебания физического мятника, открыл кольцо у Сатурна. В этот период произошел мощный рост философской мысли. Мировоззрения Френсиса Бэкона, Джона Локка, Томаса Гоббса в Англии, Бенедикта Спинозы в Голландии, Рене Декарта во Франции внесли огромный вклад в формирование ведущих общественных идей, утверждение материализма. В XVII в. художественная литература отличалась огромным разнообразием жанров, например новелла, бытовая комедия, высокая трагедия, эпическая драма, ода, роман, сатира и др. С началом века связано творчество Сервантеса и Шекспира, а к следующему поколению относятся Джон Мильтон («Потерянный рай«) в Англии, Педро Кальдерой де ла Барка («Жизнь есть сон») в Испании и Пьер Корнель («Сид»), Жан Расин («Федра»), Мольер («Дон Жуан») во Франции. В соответствии со сложением национальных государств в Западной Европе формируются национальные художественные школы. Самые высокие достижения западноевропейского искусства этого времени относятся к искусству Фландрии, Голландии, Италии, Франции, Испании, Италии.

В XVII в. появились разнообразные виды портретов, развивались жанры, которые отражали окружение человека, давалась отчетливая социальная окраска образов. Наблюдалась непосредственная связь с натурой. Образы и явления передавались в движении. Многообразие форм художественного отражения действительности привело к тому, что в XVII в. остро встала проблема стиля. Сложились две стилевые системы: классицизм и барокко, независимо от этого складывалось реалистическое направление в искусстве. Стиль барокко характеризуют патетический характер образов и эмоциональная приподнятость. Для достижения этого используются изгибы стен, фронтоны, пилястры, разнообразные формы архитектурного декора, статуи, росписи, лепнина, отделка бронзой и мрамором.

В этот период создаются приемы городской планировки, целостного городского ансамбля, дворцово-парковые комплексы. В архитектуре самым ярким представителем этого стиля был Лоренцо Бернини, в живописи этого стиля придерживались братья Караччи, Гвидо, Гверчино, Рени, Пьетро да Нортона и др. В эпоху Людовика IV классицизм занял главенствующее место во Франции. Этот стиль характеризуется логичностью, гармонией композиции, простотой и строгостью. В изобразительном искусстве одной из основных была тема долга, героизма, доблести. Этот стиль не допускает преувеличенной эмоциональной выразительности. Самыми известными живописцами этого стиля были Пуссен и Клод Роллен (пейзаж), Шарль Лебрен (росписи), Риго (парадный портрет). Параллельно с классицизмом и барокко в XVII в. в живописи складывается «реализм». В этом стиле образы связываются с реальной действительностью. Из художников можно выделить Веласкеса, Рембрандта, Франса Хальса. Возникли новые жанры изобразительного искусства: разные формы пейзажа, бытовой жанр, натюрморт.

Культура западной Европы 18 века

XVIII в. - последний исторический этап перехода от феодализма к капитализму. Развитие культуры в этот период во всех странах Европы проходило под знаком идей Просвещения.

В этом веке в Германии сложилась школа классической немецкой идеалистической философии. Во Франции сформировался самый многочисленный отряд просветителей, оттуда по всей Европе распространились идеи Просвещения. В своих произведениях {«Персидские письма» и «О духе законов») Шарль Луи Монтескье высказывался против неограниченной монархии и феодализма. Вольтер был выдающимся вождем французского Просвещения. Он написал прекрасные литературные, философские и исторические произведения, в которых выражалась ненависть к религиозному фанатизму и феодальному государству. Деятельность Жана Жака Руссо стала новым этапом в развитии французского Просвещения. Его произведения содержали в себе ненависть к угнетателям, критику государственного строя, социального неравенства. Основателем материалистической школы являлся Жюльен Офре Ламетри, автор медицинских и философских трудов. Его деятельность вызывала ярость светских и церковных реакционеров. Дальнейшая судьба французского материализма связана с именами Дени Дидро, Этьена Бонно Кондильяка, Поля Гольбаха. 50-60-е гг. XVIII в. - расцвет деятельности французских материалистов. Этот период отличается одновременным развитием науки и техники. Благодаря Адаму Смиту и французским физиократам политэкономика становится научной дисциплиной. Наука быстро развивалась, она была напрямую связана с техникой и производством. В XVIII в. более значимыми становятся литература и музыка, постепенно они выходят на первый план среди всех видов искусств. Развивается проза как жанр, в которой показывается судьба отдельного человека в социальной среде того времени («Хромой бес» Лесажа, «Вильгельм Мейстер» Гете и др.). Особенно плодотворно развивается жанр романа, в котором описывается универсальная картина мира. В конце XVII-XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми стали И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Огромное влияние на музыкальное искусство оказали И. Гайдн, В. Моцарт, Л. ван Бетховен. Больших результатов добились театральное искусство, драматургия, которая носила реалистический и предромантический характер.

Отличительная черта этого времени - исследование основных вопросов эстетики театра, природы актерского мастерства. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Величайший драматург П. О. Бомарше считал его «исполином, который смертельно ранит всех, на кого направляет свои удары». Крупнейшими драматургами стали: Р. Шеридан (Англия), К. Гольдони (Венеция), П. Бомарше (Франция), Г. Лессинг, И. Гете (Германия). -

Ведущим жанром живописи XVIII в. был портрет.

Среди художников этого времени можно выделить Гейнсборо, Латура, Гудона, Шардена, Ватто, Гварди. Живопись не отражает универсальную полноту охвата духовной жизни человека, как это было раньше. В различных странах формирование нового искусства происходит неравномерно. Живопись и скульптура в стиле рококо носили декоративный характер.

Искусство XVIII в. завершается великолепным творчеством испанского художника Франсиско Гойи. Культурное наследие XVIII в. до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум. Век Просвещения - век великих открытий и великих заблуждений. Неслучайно конец этой эпохи приходится на начало Французской революции. Она уничтожила веру просветителей в «золотой век» ненасильственного прогресса. Она усилила позиции критиков его целей и идеалов.

Культура западной Европы до 19 века

Культура Западной Европы XVII- XIX вв. характеризуется становлением буржуазных общественных отношений, становлением рационалистического мышления - явления, наложившие отпечаток на развитие культурной жизни стран. Начало XVII в. связано с именами Шекспира и Сервантеса. Художественная литература отмечает разнообразие жанровых форм: высокая трагедия и роман, бытовая комедия и новелла, эпическая драма и лирический сюжет, ода и сатира. В следующем поколении творят Мильтон в Англии, Кальдерой в Испании и великие французские драматурги Корнель, Расин и Мольер. Музыка постепенно освобождается от культовых форм. Формируются новые музыкальные жанры; опера, оратория. Последним историческим этапом переходной эпохи от феодализма к капитализму и формирования прогрессивной идеологии просветителей был XVIII в. - век разума, век просвещения, век философов, социологов, экономистов. Развитие культуры в это время проходило в той или иной мере под знаком идей Просвещения. Идеи Просвещения распространялись по всей Европе именно из Франции, где сформировался самый многочисленный отряд талантливых просветителей: Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Кондильяк, Гольбах.

В XVIII в. одновременно развиваются наука и техника. Литература и музыка постепенно приобретают значение ведущих видов искусства, удовлетворяя потребности времени в эстетическом осознании жизни, ее движения и становления. Судьбу отдельного человека в ее сложном развитии во времени отражает жанр прозы: «Хромой бес» Лесажа, «Манон Леско» Прево, «Кандид» Вольтера, «Страдания молодого Вертера» и «Вильгельм Мейстер» Гете. Как самостоятельный вид искусства развивается музыка. Бах, Моцарт, Глюк, Гайдн создали такие музыкальные формы, как фуга, симфония, соната. Театральное искусство отходит от традиций классицизма к реалистическим и предромантическим направлениям. XVIII в. - век портрета. Латурн, Гейнсборо, Гудон создали портреты, художественной особенностью, которых являлись изящная интимность, сдержанная лиричность. Галантные празднества и жанровые сценки Ватто, Фрагонара, скромные бытовые мотивы Шардена, городские пейзажи Гварди передают тончайшие оттенки настроения. В начале XVIII в. во Франции среди художников выделяется Ватто, в конце века создает революционно-пафосные полотна Давид. Молодой испанский живописец Гойя предваряет переход изобразительного искусства к реалистическому романтизму XIX в. В архитектуре царит стиль позднего барокко. Классицистическое направление также претерпевает дальнейшее развитие. Появляется новый стиль - рококо.

В архитектуре он проявился в области декора - плоскостного, легкого, капризно-прихотливого, изысканного. XIX в. - век сложившихся буржуазных отношений. Культура отражает внутренние противоречия буржуазного общества. Именно поэтому появляются столь несходные явления: романтизм, критический реализм, символизм, натурализм, позитивизм и др. Классическая немецкая философия, диалектико-материалистическая философия, философия позитивизма - три определяющих направления в философии XIX в. Романтизм и реализм - основные направления литературы XIX в., которые формировались и функционировали в непосредственной связи друг с другом (Ф. Шлегель, Новалис). Яркими представителями романтизма в живописи являются французские художники Э. Делакруа, Т. Жерико, английские художники Дж, Констебль, Дж. Тернер, Р. Бенингтон. Реализм тесно связан с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой, к которой относится творчество Т. Руссо, Ж. Дюпре, Ш. Добиньи и др. Близко к ним по тематике стоят К. Коро, Ж. Милле. Глава реалистического направления - Г. Курбе. Основоположником импрессионизма был Эдуард Мане, но призванным лидером стал Клод Моне. Среди импрессионистов можно выделить О. Ренуара, Э. Дега, А. Спелей, К. Писсаро, среди более поздних - П. Сезанна, В. Ван Гога, а также скульптора О. Родена.



Европа в XVI, XVII и XVIII веках

Вильям Питт - великий английский оратор XVIII века

Западная Европа. - 1. Испания . - Испания XVI века, наделенная Колумбом громадным колониальным государством, заключавшим в себе почти всю южную и среднюю Америку с Антильскими островами, могла бы сделаться самым богатым торговым государством Европы: разумное пользование колониями, развитие промышленности и земледелия, чему способствовало перуанское золото и мексиканское серебро, могли бы создать из нее то, чем стала в настоящее время Англия.

К несчастью, Испания сделалась жертвою религиозного фанатизма, развившегося в ней вследствие продолжительной войны за независимость с мусульманами: ее короли XVI века, Фердинанд Католик, Карл Пятый (1519–1556), Филипп II (1556–1598), изгнали мавров, которые были прекрасными земледельцами, а затем евреев, способных коммерсантов; это были две невознаградимые потери для страны.

Число монахов возрастало; монастыри присвоили себе огромные земли; инквизиция помешала зародиться реформации и убила дух свободного исследования, всякое стремление к инициативе.

Большая часть драгоценных металлов Америки, захваченных королем, пошла в Испании на усиление армии и на покрытие издержек, вызванных разорительными войнами; внук Фердинанда, Карл Пятый, наследник испанского, австрийского, нидерландского престолов, нескольких итальянских провинций, заставил, кроме того, избрать себя германским императором; всю свою жизнь он воевал с французскими королями, с немецкими протестантскими государями и с турками, угрожавшими его австрийским владениям.

Сын его Филипп II, наследовавший только Испанию, итальянские провинции, Нидерланды и колонии, объявил себя защитником католицизма во всей Европе: он посылал войска против французских, английских и немецких протестантов; своею нетерпимостью он вызвал восстание в северных Нидерландах (нынешняя Голландия) и, воюя с ними тридцать лет, не мог их подчинить: Филипп II довершил разорение Испании.

Хотя в XVII веке эта страна и произвела нескольких великих живописцев - Веласкеза, Мурильо, а испанская Фландрия - Рубенса и Теньера, замечательных колористов, но войны и непрерывные преследования истощили Испанию людьми, деньгами и убили в ней всякую умственную жизнь. В XVIII веке ее колонии чахнут; она лишается по Утрехтскому миру итальянских провинций и Фландрии; Испания превращается в труп.

Вот что сделали католицизм и милитаризм в течение трех веков из страны, которая, приобретя неожиданное богатство благодаря Колумбу, могла бы сделаться первой колониальной державой нашего времени.

2. Соединенные провинции или Нидерланды (Голландия). Нидерланды были первою страною, удачно воспользовавшеюся открытиями мореплавателей и тем толчком который они придали морской торговле и колонизации.

Вынужденные постоянно бороться с морем и речными, наводнениями, затопляющими всю низменную часть страны, если она не защищена плотинами, жители Нидерландов превратились в рыбаков и энергичных моряков. В XVI веке они перешли в кальвинизм; но испанский король Филипп II, подданными которого они были, так как страна их в XV веке перешла по наследству испанским королям, хотел принудить их остаться католиками. С неукротимою стойкостью, под предводительством голландского дворянина, Вильгельма Оранского, которого они провозгласили диктатором, они добились, в начале XVII века, ценою тридцатилетней войны, политической и религиозной независимости. Эти освободившиеся провинции, из которых главная называлась Голландией, продолжая управляться отдельно, подобно автономным республикам, образовали союз, называвшийся Соединенными иировинциями, в котором общие дела решали сословные представители.

В этих республиках, управлявшихся буржуазией, торговля процветала; голландцы, главным портом которых был Амстердам, сделались настоящими морскими «извозчиками», покупавшими во всех странах местные произведения и перепродававшими их с большим барышом. Во время войны за независимость с Филиппом II, Португалия временно составляла часть испанских владений; голландский флот воспользовался этим, чтобы овладеть частью португальских колоний: мысом Доброй Надежды, Цейлоном и Малайским архипелагом, где торговая компания основала Батавию, сделавшуюся большим складочным местом бакалейной торговли в голландских колониях.

Вместе с деньгами свобода и жизнь текли широким потоком в Соединенных Провинциях; свобода печати была полная. Там искал убежища и издателя Декарт для своего сочинения Рассуждение о Методе ; там же в средине XVII века философ Спиноза, еврей, свободный от всяких религиозных верований, в первый раз применил метод Декарта к критике Библии; там же работал великий голландский живописец Рембрандт, создавший светотень, придававшую удивительную рельефность его лицам и большим картинам гениальным расположением красок.

В 1672 году Людовик XIV несправедливо напал на эту республику купцов, слишком свободных и слишком приверженных кальвинизму, по мнению католического деспота. Чтобы помешать вторжению французов, голландцы снова восстановили штадтгальтерство (диктатуру), которое поручили Вильгельму Оранскому, потомку героя войны за независимость. Вильгельм Оранский приказал разрушить плотины и затопил страну; французские войска должны были отступить и Соединенные Провинции были спасены, хотя наполовину разорены.

3. Англия. - Сильный толчок, данный Европе реформацией, Возрождением и великими морскими открытиями, глубоко поколебал Англию.

В ХVI веке деспот Генрих VIII Тюдор, получив от папы отказ на развод, воспользовался ненавистью, - накопившейся в средние века против папской власти, и сочувствием, встречаемым кальвинизмом и лютеранством в среде ученых, для того, чтобы порвать связь с римским католицизмом. За исключением ирландцев, оставшихся католиками, вся Англия стала исповедовать англиканскую веру, которая по догматам подходит к кальвинизму, а по внешнему виду организации - к католицизму; сохранялись католические торжества и епископства, но папа не признавался; его власть была заменена английскими епископами. Все монастыри были упразднены, а их имущества конфискованы королем и розданы частию придворным, частью же епископам.

Возрождение вызвало в Англии два капитальных явления: в конце XVI века драматические произведения Шекспира, величайшего драматурга всех времен, а в начале XVII в. - исследование Бэкона, в котором он, на основании научных данных, устанавливает метод, соответствующий изучению физических и естественных наук: наблюдение и опыт.

Но на судьбу современной Англии больше всего повлияли морские открытия: они указали ей на примере выгод, получаемых Испанией, Португалией, Голландией от морской торговли, что ее настоящее призвание - мореплавание. Англия, бывшая в средние века государством исключительно земледельческим, начинает в ХVI в. ткать сукна из шерcти собственных овец, выделывать железо из своих рудников, строить корабли. Новая Англия в округе северо-западных рудников и Англия фабричная созидается медленно, и вместе с нею растет богатая буржуазия. В царствование Елизаветы (1558–1603), когда появляется Шекспир, Англия окончательно переходит в протестантство и вступает на путь торговых и морских предприятий.

Реформация, Возрождение, открытия мореплавателей, экономические преобразования в XVII веке имели другое последствие: они вызвали политическую революцию.

После смерти Елизаветы в 1603 году, ближайшими наследниками престола были Стюарты, принцы Шотландского королевского дома. Таким образом Шотландия присоединилась к Англии. Сделавшись английскими королями, Стюарты, Яков I (1603–1625), Карл I (1625–1649), выказали намерение управлять неограниченно; они нашли поддержку со стороны крупных землевладельцев и богатых англиканских епископов… Богатая и враждебная к новшествам англиканская церковь составляет в Англии такую же консервативную силу, как католическая церковь во Франции.

Но буржуазия стремилась принять участие в правлении и создать при королях, в виде контроля, палату общин; из-за политического оппозиционного духа она присоединилась к кальвинизму, очень распространенному в Шотландии под именем пресвитерианства, который не признает епископов.

Народ же вообще, в некоторых более радикальных округах, принял религию еще более упрощенную; их стали называть пуританами. Пуритане вели очень строгий образ жизни, руководствуясь только Библией. В политике они проявляли республиканские наклонности и составляли политическую партию под названием независимых.

Деспотизм Карла I соединил общей активной связью парламентских пресвитерианцев и революционных пуритан. Когда Карл I стал производить произвольные аресты и возвысил налоги, на которые не соглашался парламент, вспыхнула революция. Карл I был арестован, его судили в палате общин, обезглавили (1649): была провозглашена республика и Кромвель, вождь пуритан, объявлен диктатором. Он привлек на свою сторону буржуазию навигационным актом, который закрывал английские порты всем иностранным кораблям и покровительствовал британской морской торговле.

После его смерти в 1658 году, страх буржуазии перед народной партией вызвал реакцию; снова были призваны Стюарты; но Карл II и Яков II, два сына Карла I, следовали деспотическим приемам своего отца, и новая революция, менее кровавая, но более сильная, вспыхнула в 1688 году. Яков II бежал во Францию, а палата общин, представительница интересов богатой буржуазии, предложила корону зятю Якова II, Вильгельму Оранскому, голландскому штатгальтеру, предписав ему конституцию, обязывавшую его управлять страною только вместе с парламентом.

С тех пор, в течение всего ХVIII века, короли стали уважать права своих подданных, по крайней мере английских буржуа; они не позволяли себе больше произвольных арестов или незаконного увеличения налогов, и их министры, в особенности оба Вильямы Питты, проникнутые буржуазными коммерческими стремлениями, не щадили ни людей, ни военных кораблей, ни денег, чтобы образовать обширное колониальное государство: во второй половине ХVIII века Канада и Индия были отняты у французов. Но в Америке с английскими колонистами обращались так несправедливо, что они восстали (1775–1781), завоевали независимость и образовали Северо-Американские Соединенные Штаты.

В конце XVIII века Англия, тем не менее, сделалась самой крупной коммерческой, морской и колониальной державой в Европе.

Центральная Европа. - 1. Италия. - Начиная с конца ХV века до средины ХVI Италия, бывшая в конце средних веков колыбелью Возрождения, сделалась превосходною рассадницей художников: величайший из них, Микеланджело, был в одно и то же время удивительным архитектором (купол Св. Петра в Риме), замечательным скульптором, изображавшим силу и величественность, и поразительным живописцем в трагическом изображении Страшного Суда, - фреска, которою восхищаются в Сикстинской капелле в Риме. На ряду с ним стоят Рафаэль и Леонардо да Винчи, оба великие итальянские художники.

Но артистический гений Италии не пережил ни ее материального разорения, ни удушливого католического гнета, порожденного в этой стране страхом протестантизма.

Италия, по-прежнему разделенная на враждовавшие между собою княжества, была в течение всего ХVI века, и даже позднее, полем битвы испанцев, австрийцев, французов; самые крупные княжества перешли к испанцам. Эти последние в ХVI веке, будучи в полном согласии с папой, повсюду учредили инквизицию; литература и искусства, требующие для своего развития полной умственной свободы, были поражены на смерть. Итальянская инквизиция прославилась судом над Галилеем: этот итальянский ученый первый доказал, что земля вращается вокруг солнца. Это утверждение казалось противоречащим Священному Писанию, особенно тому месту, где сказано, что Иисус Навин остановил солнце. Галилей, привлеченный к церковному суду в 1632 году, чтобы избежать сожжения на костре, должен был отречься от этого убеждения и покаяться. Говорят, что, выходя из суда, он не мог удержаться и проговорил: «Е pur si muove!» «А все-таки вертится!»

Кроме того, войны, сопровождаемые грабежами и опустошениями покрыли Италию развалинами; оба порта, генуэзский и венецианский, плохо расположенные для торговли с новооткрытыми странами Атлантического океана, были разорены турками, завоевавшими Византийскую империю, и грабежами турецких корсаров, плававших по всему Средиземному морю; это было полное падение.

2. Германия. - Германия, равно как и Италия, не достигла еще политического единства в течение этих трех веков. Протестантская реформация, которой она была колыбелью, послужила новой причиной для ее распадения.

Монах Лютер, поддерживаемый религиозно настроенными умами, которых возмущали богатства, нравы и вообще образ действия католической церкви, а также нуждающимися князьями, которые жаждали наложить руку на церковные земли, волновал Германию с 1517 г. до самой смерти своей в 1546 г., проповедуя свое учение против папства и безбрачия священников, вообще против того, что он называл римским идолопоклонством. Почти все северо-германские государства усвоили его учение и конфисковали церковные имущества, оставив их в достояние светской власти.

Но южная Германия, находившаяся во власти могущественного австрийского государя, оставалась католическою, благодаря энергичной и умелой деятельности иезуитов.

Австрийские Габсбурги, одни или в союзе с Испаниею, старались в течение ХVI и ХVII в. воспользоваться своим положением, в качестве императоров, чтобы не дать хода протестантским князьям и стать абсолютными властелинами в Германии, какими они были в своих наследственных владениях в Австрии. В первый раз, в ХVI столетии, при Карле V, это не удалось им, отчасти благодаря тому, что французские короли Франциск I и Генри ХVII, из-за своих корыстных интересов, оказали поддержку германским протестантам; во второй раз их попытка привела к страшной тридцатилетней войне (1618–1648), превратившей Германию в одно обширное поле всеобщей резни и в груду развалин. Министры французских королей, Ришелье и Мазарини, и на этот раз сделали бесплодной попытку австрийских Габсбургов: Вестфальский мир обеспечивал протестантским государствам Германии свободу вероисповедания.

С этого момента, из среды протестантских князей, выдвигается и усиливается на виду у австрийских Габсбургов один королевский дом, ловкий и неуступчивый, именно Гогенцоллерны, курфюрсты бранденбургские и короли прусские. В XVIII столетии самый выдающийся из королей этого дома, Фридрих II, замечательный полководец, вышел победителем из двух семилетних войн с Австриею (1741–1748 и 1756–1763) и отнял от нее Силезию.

Австрийские государи, которые по Утрехтскому миру приобрели от Испании Милан и Фландрию и которые в течение XVI столетия унаследовали Богемию и Венгрию, имели огромные владения, но это были разбросанные владения, разоренные войнами и налогами.

Впрочем, в таком положении находилась вся вообще Германия; эти войны убили торговлю, промышленность, столь преуспевавшую во времена Ганзейского союза, а также и умственную жизнь, которая так сильно стала развиваться к концу средних веков.

Восточная Европа. 1 Турция. Овладев Константинополем, турки, благодаря своему религиозному фанатизму и могущественной военной организации, покорили всю юго-восточную Европу; в XVI столетии они захватили Венгрию, а в XVII несколько раз осаждали Вену.

Но будучи завоевателями-фанатиками, они неспособны были слиться с покоренными христианскими народами; они располагались как бы лагерем в завоеванной стране.

Поэтому, когда к XVIII в. их фанатизм немного спал и их армия пришла в упадок Австрия с своими хорошо организованными войсками одержала верх и изгнала их из Венгрии.

2. Польша. Поляки, принадлежащие к славянскому племени, как и русские, но исповедующие католическую религию, в течение средних веков занимали равнину по обоим берегам р. Вислы; они сохраняли в полной силе феодальный строй: дворяне и духовенство держали крестьян в жестокой крепостной зависимости; сами же подчинялись избираемому ими королю.

В XVI и XVII веках легкая польская кавалерия несколько раз удерживала набеги турок и спасала Вену от их нападения.

Но внутренние раздоры, плохая военная организация, почти нисколько не изменившаяся со времени средних веков, дали возможность соседним великим государствам, Пруссии, Австрии и России, подвергнуть Польшу трем последовательным разделам: в 1772, 1793 и 1795 г., и вычеркнуть ее из числа независимых государств.

3. Швеция. Швеция в XVII столетии, в течение некоторого времени, играла очень важную роль: эта протестантская страна была вовлечена, вследствие религиозного пыла и гордости короля Густава Адольфа, в тридцатилетнюю войну между немецкими католиками и протестантами, и можно сказать даже, что Густав Адольф своими блестящими походами в Германию спас протестантское дело в тот момент, когда оно, казалось, уже погибало (1630 г.).

Это военное предприятие, слишком продолжительное благодаря безрассудному увлечению, породило у шведских правящих классов вкус к военным походам. В начале XVIII в. король Карл XII, необузданный авантюрист, бросил безумно свою страну в продолжительную борьбу на континенте с русским царем, Петром Великим. Швеция, истекая кровью от этих безумных предприятий, быстро опустилась до положения второстепенной державы.

4. Россия. - Но, самое главное событие в истории восточной Европы в эту эпоху, это - преобразование России из страны азиатской в страну европейскую.

До XVIII столетия на русских, с их длинными бородами, их одеянием, с их женщинами, скрывавшими свое лицо под покрывалом, с их московскими царями, с их боярами, которых били кнутом, с их попами, зависящими от греческой церкви, и потому еретическими в глазах католиков и протестантов, смотрели в Европе, как на азиатских варваров.

Европейские торговцы, поселившиеся в Москве, приучали понемногу москвичей к европейской жизни. В конце XVIII века Петр Великий, энергичный и умный царь, выросший среди сыновей европейских авантюристов и торговцев, поселившихся в Москве, пристрастился к европейской цивилизации. Он два раза побывал в Европе и решил одеть в европейские одежды своих бояр и заставить их усвоить европейские нравы; он успел переделать все административные учреждения, взяв за образец существовавшие в абсолютных монархиях Европы. С этого момента Россия располагала военным флотом, дипломатиею, судейской иерархией, финансовыми чиновниками и т. д., одним словом всем тем механизмом, который в современных государствах обеспечивает правительству исполнение главных общественных служб.

Самым осязательным результатом этого преобразования оказалось то, что русские цари стали вмешиваться в распри и войны других европейских государей. Екатерина II (1762–1796), продолжая воинственную политику Петра Великого, расширила пределы России на западе насчет владений Турции, Польши и Швеции.

Прогресс Европы в XVI, XVII и XVIII веках. - Несмотря на политические и религиозные войны, обагрявшие Европу кровью и парализовавшие развитие гуманности, с конца XV в. и до конца XVIII, все же невозможно отрицать действительного прогресса, совершившегося за эти три века в умственной и материальной сферах.

Материальный прогресс заключается в развитии промышленности, торговли, путей сообщения, мореплавания, в увеличении роскоши богатых классов.

Умственный прогресс сказывается в процветании многочисленных школ живописи во всех странах, оригинальной национальной литературы: имена Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Мурильо, Веласкеза, Теньера, Рубенса, Рембрандта, Шекспира, Корнеля, Расина, Мольера достаточно убедительно свидетельствуют, что мрак средних веков был рассеян.

Но в особенности в научной области обнаруживается непрерывно прогрессирующее развитие. Француз Декарт устанавливает метод математических наук; англичанин Бэкон - метод опытных наук; одновременно с установлением методов, делаются ценные изобретения приборов: голландский оптик Янсен изобретает подзорную трубу и микроскоп, благодаря которому получилась возможность изучать бесконечно малые тела (1590); итальянец Галилей устраивает в 1609 г. первый телескоп и при помощи его приступает к изучению небесной пучины, и почти тотчас (1619) немец Кеплер, а позднее англичанин Ньютон (1689) устанавливают великий закон, управляющий небесными телами: закон всемирного тяготения.

В 1643 г. итальянец Торичелли изобретает барометр, дающий возможность измерять атмосферное давление; немец Корнелий Ван-Дреббель изобретает термометр, показывающий изменение температуры; немец Отто Герик изобретает пневматическую машину (1650) или манометр, служащий для измерения давления газов и паров; француз Денис Папин изобретает первую паровую машину (1682). Начинают догадываться уже о приложениях пара и электричества; но не выходят еще из области простых попыток.

Наука, эта великая международная сила, которая не знает ни границ, ни братоубийственной ненависти, внушала доброжелательным людям предчувствие лучезарного будущего; и французские философы XVIII века наделили всю Европу своею надеждою на торжество человеческого разума над отжившими предрассудками и социальными бедствиями, и Европа, прислушиваясь к их голосам, начинала содрогаться в предчувствии новой эры.

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

Глава 12. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ В XVII–XVIII ВЕКАХ 1) Полученные в ходе наших исследований данные показывают, что господствующий сегодня взгляд на всемирную и российскую историю, утвердившийся в XVII–XVIII веках, в целом неверен. В частности, в принятой сегодня версии российской

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

13. Почему в XVII–XVIII веках восхищались античностью Скалигеровско-романовская история приучила нас к следующей интерпретации прошлого. Мол, давным-давно, в небольшой скалистой Греции жили замечательные «античные греки», а в центре небольшого Италийского полуострова -

Из книги Египетские, русские и итальянские зодиаки. Открытия 2005–2008 годов автора Носовский Глеб Владимирович

3.4.16. Кто правил Феррарой в XVII–XVIII веках? Из астрономических датировок зодиаков Скифской палаты вытекает важное следствие: феррарский герцог Франческо II (1661–1694) ЖИЛ И ПРАВИЛ В ФЕРРАРЕ. Именно для него была создана роскошная роспись Зала Месяцев Скифской палаты,

автора Носовский Глеб Владимирович

13. Почему в XVII–XVIII веках восхищались античностью Скалигеровско-романовская история приучила нас к следующей интерпретации прошлого. Мол, давным-давно, в небольшой скалистой Греции жили замечательные «античные греки», а в центре небольшого Италийского полуострова –

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

5. Фальсификация истории в XVII–XVIII веках Романовские археологи-погромщики В , гл. 1:13.1 и [ЦРИМ], гл. 9, мы рассказываем о раскопках в Центральной России, проведенных романовскими археологами середины XIX века. В частности, в 1851–1854 годах граф A.C. Уваров, которого сегодня

Из книги Войны и кампании Фридриха Великого автора Ненахов Юрий Юрьевич

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 6 Как была устроена Великая Империя Фальсификация истории в XVII–XVIII веках В этой главе мы собрали несколько дополнительных замечаний, поясняющих или подытоживающих нашу реконструкцию. Повторим, что нарисованная нами картина прошлого основана на интерпретации всей

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора

Часть 3 Европа: Военное искусство в XVI–XVII веках и Тридцатилетняя

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Часть 3 Европа: Военное искусство в XVI-XVII веках и Тридцатилетняя война Глава 1 Кавалерия рейтаров и её роль в новой войне (сплоченность и натиск)Мы уже говорили о том, что рыцарская кавалерия уступила место пехоте и стала вспомогательной силой. Но это совсем не означает, что

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

3.2. Как в XVII–XVIII веках внедрялись в жизнь сдвинутые со своего места имперские географические названия и связанные с ними исторические описания Народы XVII–XVIII веков, жившие в отдаленных землях, над которыми распростерлось невесть откуда взявшееся их «древнее название» -

Из книги Очерк о серебре автора Максимов Михаил Маркович

СЕРЕБРО В XVII - XVIII ВЕКАХ В РОССИИ Денежные реформы XVII - начала XVIII веков Ефимки с признаком. Серебро рудников Нового Света использовалось для чеканки российских монет. После того как испанский король Карл стал императором Германии (1519 - 1556 гг.), в его владениях «никогда не

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

3. В XVII–XVIII веках многие представляли себе русскую и мировую историю по-другому Оказывается, история Древней Руси в представлении средневековых хронистов тесно связана с «античной» Римской империей. Мы уже говорили, в частности, что в XVI веке бытовало мнение, что

Из книги Утопический капитализм. История идеи рынка автора Розанваллон Пьер

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

ГЛАВА XII Развитие новой русской культуры

Из книги Русский Бертольдо автора Космолинская Галина Александровна
Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода