Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Храм всех скорбящих на калитниковском кладбище. Храм иконы божией матери всех скорбящих радость на калитниковском кладбище

Название местности Калитники известно с древности и связывается с именем великого князя Ивана Калиты, он эту местность якобы пожаловал Крутицкому подворью.

В 1770-72 гг., в Москве разразилась эпидемия чумы, люди умирали тысячами. Власти запретили хоронить их в пределах города, и были устроены несколько кладбищ за границей Москвы (ею тогда являлся Камер-Коллежский вал, приблизи-
тельно совпадающий с Третьим транспортным кольцом). Калитников-
ское возникло в 1771-м. В 1780 г. на кладбище был сооружен деревянный храм во имя Боголюбской иконы Божией Матери (сейчас на его месте памятный знак). Каменный храм был построен в 1834-1836 гг. (арх. Н. И. Козловский), колокольня - позже. В советское время храм не закрывался, но был захвачен обновленцами.

В 1921-23 гг, надеясь разложить Русскую Церковь изнутри, коммунистическое руководство поддержало группу священников, которые выступили в защиту советской власти как «воплощающей христианские идеалы» и призвали к «обновлению церкви». Они выступали против законно избранного патриарха Тихона, требовали ликвидации патриаршества, введения выборного коллегиального руководства церковью, реформирования богослужебной практики. В 1923 г. обновленцы даже создали свой синод. Внутри этого движения не было единства, оно распалось на несколько групп. Советская власть постепенно изменяла свое отношение к обновленцам, и в 1937-38 гг. большинство их лидеров были расстреляны. Движение прекратило существование в 1946 г. А калитниковский храм был возвращен Московской патриархии в 1944 г.

В 1930-х г. на Калитниковском кладбище были захоронены тела тысяч жертв политического террора, в 1941-45 – погибшие на фронтах Великой Отечественной войны. На месте их захоронения, недалеко от входа, установлен памятный знак.

Могила схимонахини Ольги Ложкиной находится с южной стороны храма, той, где придел Александра Невского, напротив среднего из пяти окон на этой стене. Чтобы к ней пройти, надо обогнуть храм, пройти вдоль него примерно до середины и посмотреть направо. Большой черный каменный крест и меньший, из светлого дерева, жестяной подсвечник – вот приметы. По субботам, между 16 и 17 часами (до начала вечерней службы) здесь совершается панихида об упокоении старицы.

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в честь которой освящен храм, находится в киоте перед центральным иконостасом, с правой стороны. Ей молятся о помощи в болезнях, душевных скорбях. Заявленную в справочнике «Москва златоглавая» икону с 40 частицами мощей разных святых я долго искала и выяснила, что она есть, но постоянно находится в алтаре.

Икона "Всех скорбящих Радость" (не та, которая в этом храме!), прославилась чудотворением в 1688 году. Родная сестра патриарха Иоакима (1674-1690) Евфимия, жившая в Москве, долгое время страдала неизлечимой болезнью. Однажды утром, во время молитвы, она услышала голос: "Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый "Всех скорбящих Радость". Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни". Евфимия, узнав, что такая икона действительно есть в Москве, в храме Преображения на Ордынке (сейчас на этом же месте находится сменивший его в конце XVIII – начале XIX в. храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»), исполнила повеление Пресвятой Богородицы и исцелилась. Это произошло 24 октября 1688 года.

Известен список этой иконы «с грошиками». Вот история его происхождения. В 1888 году в Петербурге во время страшной грозы молния ударила в часовню, но находившаяся в ней икона Царицы Небесной осталась невредимой; к ней лишь прилепились мелкие медные монеты (грошики), лежавшие перед иконой. Сейчас икона находится в петербургской церкви Пресвятой Троицы, из-за оригинальных форм получившей прозвание «Кулич и пасха».

В Москве и в Питере немало храмов, где можно поклониться этому чтимому образу. На странице www.chado-chudo.narod.ru/ikon.htm можно найти их адреса, жизнеописание Богоматери, рассказы о многих ее иконах. Там же их изображения и молитвы. Празднование в честь этой иконы 6 ноября и 5 августа по новому стилю.

Калитниковский храм очень большой, высокий – много места для росписи стен. И эти росписи мне казались очень знакомыми, уже где-то виденными. Святой князь Владимир, например…

Два придела освящены в честь святителя Николая и святого благоверного князя Александра Невского. Там на стенах соответ-
ственно написаны огромные картины – святитель Николай, останавлива-
ющий казнь невинно осужденных и «Видение Пелгусию». Первая очень похожа на работу Репина, находящуюся в Русском музее. Сюжет ее понятен и встречается на клеймах житийных икон Николая Мирликий-
ского. Вторая была разгадана мною не сразу.

Пелгусий (Пелгуй, в святом крещении Филипп) был старейшиной небольшого финского племени ижора и соратником Александра Невского. В 1240 г., перед битвой со шведами, которую теперь мы называем Невской, он был утром в дозоре на берегу Финского залива и увидел шведские военные корабли, которые шли Невой к устью Ижоры. Пелгусий спешно прибыл в Новгород и сообщил князю о грозящей опасности. Такова историческая справка. В житии же святого Александра о нем говорится следующее. Стоящий в дозоре воин Пелгусий видел на рассвете ладью, плывущую по морю, и на ней - святых мучеников Бориса и Глеба. «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру», - сказал Борис. Пелгусий рассказал об этом видении Александру, князь велел воину никому об этом не говорить. Сам же, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов и одержал победу, после которой получил прозвание Невский.

Помолившись на могилке блаженной старицы и осмотрев храм, можно пойти к памятному знаку на месте престола бывшей церкви во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Это сооружение в виде четырехгранного столпа. Оно существует с 30-х годов XIX века, то есть с того времени, когда строилась новая церковь. Посетители кладбища сами, видимо, наклеивают на него иконки, ставят свечи. Дорога туда простая: на восток, вдоль служебных помещений кладбища, по прямой дорожке. Когда она раздвоится возле закрытого на зиму водоразборного крана, над которым в две стороны показывают стрелки с номером «21», взять правее и держаться левой стороны. Дойдете быстрее, чем вникните в описание пути.

Само кладбище удивляет своим рельефом, казалось бы, совершенно не подходящим для захоронений – всюду мелкие холмики. Но ничего – земля матушка всех принимает.

На Калитниковское кладбище можно проехать от ст. м. «Марксистская» на любом автобусе или троллейбусе до остановки «Институт радиосвязи» (от рекомендуемой на chimolga.narod.ru «Воловья улица» дальше идти), выйдя из транспорта, тут же пройти между нежилыми домами по указателю «Калитниковские бани» (если его не уберут ко дню вашего визита). Через десяток метров величественный храм будет виден. Слева от дороги, ведущей к кладбищу, пруд. Это запруженный - московский парадокс! - невидимый Калитниковский ручей, приток тоже невидимой реки Хохловки. От нее, как и от многих других, забранных в трубы, остались названия, Хохловский переулок и Хохловская площадь. По благоустроенным берегам пруда гуляют граждане с детскими колясками и собаками. Вы можете к ним присоединиться, водная гладь успокаивает и способствует раздумьям.

Удобно приехать на трамваях: № 35 – от «Пролетарской», № 8 - от «Площади Ильича» до ост. «Воловья улица». Еще там проходит трамвай № 45, едет издалека, из Сокольников. Особенно я бы посоветовала на 35-м уезжать. Во-первых, на трамвайчике просто приятно ехать и размышлять, во-вторых, у него очень длинный маршрут, до Нагатина, мимо станций метро «Павелецкая», «Тульская», «Нагатинская», «Кололменская». И, катаясь, например, до «Тульской», можно последовательно увидеть из окошка Новоспасский монастырь, Крутицкое подворье, церковь Флора и Лавра на Зацепе, Свято-Данилов монастырь и часовню Даниила Московского. Кто поедет к кладбищу на автобусе или троллейбусе, сможет справа увидеть церковь Святителя Николая (Казанской Божией Матери) на Студенце и Свято-Покровский монастырь, – в общем, у всех будет повод вновь и вновь возвращаться в эти места.

Ольга САВИЧЕВА, Москва
Фотоизображения:
http://sobory.ru
http://www.idrp.ru
http://chimolga.narod.ru
октябрь 2007

ВНИМАНИЕ: в храме "Всех скорбящих радость" в Калитниках 6 ноября - ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК. Самое благодатное место для паломников Москвы и Подмосковье в предстоящий вторник.

Церковь во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" на Калитниковском кладбище

Б. Калитниковская ул., 128; адрес кладбища - Б. Калитниковский пер., 11

"Кладбище основано во время эпидемии чумы в 1771 г. Название получило от местности Калитники, которую великий князь Иван Калита пожаловал Крутицкому подворью. Современная площадь - около 19 га. Погребены: архитектор А. Г. Григорьев, актриса Е. Д. Турчанинова".

13 января 1773 г. освящена была деревянная церковь. Она сгорела и новая деревянная освящена 4 июля 1780 г. с приделом Боголюбской Богоматери. Каменная построена в 1834-1838 гг. архитектором Н. И. Козловским. Здание почти тождественно церкви Даниловского кладбища, довольно близко храму Дорогомиловского; возможно, и средства дал тот же С. Л. Лепешкин. Приделы св. Николая и Александра Невского. В 1905-1912 гг. церковь внутри обновлена, но придельные иконостасы сохранялись старые".

Ста метрами восточнее нынешнего храма стоит каменный столбик-капличка с иконой Боголюбской Богоматери, сооруженный, по обычаю, на месте престола деревянной церкви. Спереди на нем висит Боголюбская икона, на правой от нее грани надпись: "На этом месте стоял деревянный храм во имя Боголюбския Пресвятая Богородицы". На левой грани: "Пресвятая Богородице, спаси нас". На обратной стороне: "Боголюбивая Царице, моли за ны Тебе возлюбившего".

"Перестраивалась в 1888 г.", при этом инспекция по охране памятников сообщает неверные сведения об архитекторе, называя вместо Козловского А. Г. Григорьева.

Приделы: св. Николая, северный; Александра Невского, южный.

"При кладбище и храме в церковном здании - Дом бесплатного помещения для бедных женщин. Учрежден в память мученической кончины императора Александра II. Основан И. Я. Куприяновым и А. И. Перловым в 1883 г. на 80 человек призреваемых".

По воспоминаниям старой москвички (1979 г.), во время террора 1918 г. был взят в ЧК и пропал без вести один из членов известной семьи Найденовых, - изданные Н. А. Найденовым альбомы с видами храмов Москвы мы воспроизводим почти при каждом номере (о семье см. подробнее в книге П. А. Бурышкина "Москва купеческая" Нью-Йорк, 1954). Потом семье сообщили, что он, вероятно, в числе прочих казненных расстрелян на Калитниковском кладбище. Благодаря сохранившимся старым связям удалось получить пропуск на кладбище, чтобы забрать погибшего родственника для захоронения. Перевернув несколько сотен трупов в поисках "своего", они, наконец, не выдержали этого страшного занятия и ушли, так и не обретя убиенного. Изученные ими трупы составляли малую часть огромной кучи погубленных.

В 1930-е гг. церковь не закрывалась, но попала в руки обновленцев - в 1937 г. она была одной из семи обновленческих храмов столицы. Возвратилась в Патриархию вместе с другими кладбищенскими храмами Москвы в 1944 г.. Ныне содержится в порядке. Колокола висят на колокольне и звонят по воскресеньям. Ограды нет. Здание стоит на государственной охране под № 522.

С 1967 г. до своей кончины в 1989 г. настоятелем храма был известный протоиерей Игорь Малюшицкий.

История Калитниковского кладбища

Калитниковское кладбище находится на территории Центрального округа Москвы. Общая площадь погоста составляет около 19 га и разделена на 30 участков. Мемориальный комплекс был образован во второй половине XVIII века и считается ровесником таких известных московских погостов, как , и . По мнению историков, первые захоронения на Калитниковском некрополе появились после эпидемии чумы, случившейся в Москве в 1771 г.

Храм Калитниковского кладбища

Сегодня на территории некрополя располагается величественная каменная , возведенная на месте деревянного храма в конце 19-го столетия. В обители проводятся отпевание и поминальные службы.

Известные захоронения на Калитниковском

На Калитниковском кладбище сохранилось немало старинных захоронений, в том числе могила Блаженной монахини Ольги , почитаемой среди паломников и сегодня. Ее могилу можно узнать по старинному кресту, на котором нанесена следующая надпись: Блаженная старица схимонахиня матушка Ольга (1871 - 1973).

История храма Иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость

На некрополе захоронены культуры, искусства, спорта, а также представители православного духовенства. Последний покой на Калитниковском кладбище обрели защитники родины, погибшие в годы Великой Отечественной войны. В память о них на братской могиле установлен мемориал (справа от центрального входа).

План-схема участков Калитниковского кладбища

Впервые название местности Калитники встречается в документах конца XIII ст. Оно пошло от прозвища известного князя Ивана Данииловича Калиты, который отдыхал здесь в своём поместье. Хотя другая и, как считают историки, более правдоподобная версия гласит, что здесь проживали «калитники» – люди, которые изготавливали кожаные кошельки и сумки. Именно они дали название местности.

В 1771-1773 гг. в Москве бушевала свирепая чума. 117 церквей в городе были закрыты, потому что служить было некому, священники умирали. Чума распространялась с огромной скоростью и не щадила ни богатых, ни бедных. По приказу Екатерины II людей хоронили за пределами города, а на кладбищах строили церкви.

Так возник Калитниковский погост. А в январе 1772 г. (по некоторым данным – в 1773 г.) на нём построили первую деревянную в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих радость . Она простояла несколько лет, пока не погибла в огне. После этого на её месте отстроили новую деревянную , которая в дальнейшем была перестроена и переосвящена во имя «Боголюбской» иконы Богоматери. Обитель дожила до 1875 года, а потом сгорела. Сейчас на её месте стоит каплица.

В 1834 г. чаяниями прихожан и благодетелей началось строительство каменной церкви, которая существует и сейчас, хоть и в несколько изменённом облике. Главными благотворителями были титулярный советник Александр Карелин и московский купец Гавриил Кувшинов. Проект здания подготовил архитектор Н. И. Козловский.

Иконы Божией Матери Всех скорбящих радость на Калитниковском кладбище

Нужно сказать, иконы Божией Матери Всех скорбящих радость на Калитниковском кладбище продолжительное время оставался единственным, освящённым в честь этого образа.

Храм довольно большой, в виде разностороннего креста. Он одноэтажный, но имеет подвал с усыпальницей (раньше там почивали вышеупомянутые Карелин и Кувшинов с семейством). Основная часть здания завершается ротондой с куполом и небольшой главкой. Трапезная примыкает к четверику с запада. В ней устроено два придела – в честь Александра Невского и Николая Чудотворца. Храм не отличается обилием декора, единственное заметное украшение - тосканские портики.

Двухъярусную колокольню достроили спустя 30 лет на пожертования купца Челнокова. До этого использовали колокольню Боголюбской церкви.

К 40-летию Скорбященской обители церковный староста, купец Иван Куприянов обновил стенную живопись, иконостас и приобрёл новую утварь. Стены храма расписал талантливый живописец Д. М. Завьялов. А иконостасом и золочением риз занимался известный мастер, купец А. Е. Хомяков.

В 1881 г. к церковному зданию пристроили каменную ризницу. В 1905–1912 гг. на средства Н.С. Поманского был создан ныне существующий иконостас. В то же время на стенах появилась новая роспись по проекту архитектора Ивана Барютина.

С южной стороны храма похоронена блаженная старица Ольга Ложкина. Вся её жизнь была положена на помощь людям. И после своей смерти, она исцеляет тех, кто обращается к ней в молитвах.

Никогда не закрывался, но в 20-х гг. попал в руки обновленцев и пребывал в их власти до 1944 года, после чего был передан Московской епархии.


Название местности, где находится храм известно с древних времен и связано с именем князя Ивана Калиты.

Храм раполагается на территории Калитниковского кладбища, которое было открыто во время чумы 1770-1771 гг.

Каменный храм построен в 1834-1836 гг. архитектором Н.И.Козловским. Храм перестраивался в 1888 г. и обновлялся в 1905-1912 гг.

В годы советской власти храм не закрывался, но в нем служили обновленцы. В 1944 г. возвращен Московской патриархии.

Главный престол освящен в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", южный придел - во имя благоверного княза Александра Невского, северный - святителя Николая.

История Калитниковского храма История «Скорбященской церкви на Калитниках» начинается не с постройки нынешнего каменного здания, а значительно раньше. Она начинается в годы царствования императрицы Екатерины П, а точнее с 1771 года. И как мы знаем, причиной послужило распространение в городе Москве моровой язвы. В конце 1772 года, бригадир Дурнов представил властям реестр первых новоустроенных церквей, среди которых значилась и церковь «Всех Скорбящих Радость» за Покровским монастырем, которая к тому времени была устроена согласно церковному чиноположению и была «сосудами, ризами и прочею церковною утварью обеспечена». В 1772 году, 13 января (это значит, 26 января по новому стилю) произошло её освящение. Этот день можно считать днём рождения первого Калитниковского храма. В 1772 году, церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Калитниках была освящена. Она находилась на сто метров восточнее нынешней каменной. Однако, вследствие происшедшего пожара 29 августа 1776 года, церковь сгорела и в 1776 году вместо сгоревшей, было получено разрешение на строительство новой церкви. Вскоре на этом же месте была построена новая церковь, тоже деревянная и с деревянной же колокольней. 4 июля 1780 года она была освящена также во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Эта деревянная церковь была построена по резолюции члена Правительствующего Синода Преосвященного Платона, архиепископа Московского и Калужского и Троице-Сергиевой Лавры Архимандрита, которая была дана господину бригадиру и Московскому Обер-Полицмейстеру Николаю Петровичу Архарову, он, впоследствии, её строил на казенные деньги. Новая деревянная церковь «Всех Скорбящих Радость» благополучно пережила пожар 1812 года. Покровская и Рогожская заставы, их предместья выгорели почти полностью. В эти дни по Рязанской дороге через Калитники прошла Русская армия и многочисленные толпы жителей города, уходившие от неприятеля. Вслед за ними по направлению на Бронницы двигалась конница маршала Мюрата. Огненная стихия бушевала по всем окрестностям, но калитниковская и рогожская церкви пострадали незначительно. Едва только отогнали Наполеона от Москвы, как вновь закипела жизнь, и вот уже тогдашний священник церкви «Всех Скорбящих Радость» на Калитниках прот. Николай Фёдоров докладывает Преосвященному Августину, епископу Дмитровскому и разных орденов кавалеру: «Во исполнение Вашего Преосвященства резолюции, означенная Скорбященская церковь сего декабря 6-го числа по чиноположению освящена, о чём Вашему Преосвященству почтительно рапортуем». (ЦИАМ 203.752.27.) В 1820 году трудами бывшего церковного старосты московского купца Федора Федоровича Шикалова, в храме был проведён капитальный ремонт. Церковь обновилась, перестроилась, был подведён каменный фундамент, перестилались полы, поменялась кровля, как и упоминается в архивных документах, церковь была «…поправлена церковной кошельковой суммой, с прибавлением собственной суммы бывшего церковного старосты московского купца Феодора Феодоровича Шикалова, а именно 997 рублей». (ЦИАМ ф.203.о 766.д.718.) В 1834 году закладывается фундамент для строительства каменного храма на новом месте, мы читаем в том же архивном документе первое упоминание о каменной церкви: «1834 года по благословлению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященейшего Филарета митрополита Московского и Коломенского на утвержденном Комиссией для строений месте, сооружена вновь церковь каменная…». (ЦИАМ Ф.203.о.766.д.718) Первый каменный храм был построен на фундаменте, в котором был устроен теплый каменный подвал, но без колокольни, существовал другой вход в церковь - западная паперть, выходящая прямо на тротуар улицы, в западной стене. И вот уже в ревизионной ведомости за 1848 год читаем: "На Калитниковском кладбище находятся две церкви: деревянная на каменном фундаменте… (престол во имя Богородицы «Всех Скорбящих Радость»), вторая каменная, построена в 1834 г. В каменной церкви три престола - в холодной церкви один и в тёплых приделах два. Утварь достаточна. Причт состоит издавна: священник, дьячок, пономарь". (ЦИАМ.203.о.744.д.2286) В 1861 году старая деревянная церковь была фундаментально отремонтирована по завещанию и на средства Московского мещанина Ивана Архиповича Колбаева и переименована в честь иконы Божией Матери «Боголюбская». Ради этого на стене, справа от входных дверей была сделана надпись: «Храм сей, прежде бывший во имя Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», в 1861 году возобновлён на сумму, определённую ещё при жизни Московским мещанином Иваном Архиповичем Колбаевым и переименован в честь иконы Божией Матери «Боголюбская», как завещал покойный, сего же года при священнике Иоанне Смирнове и церковном старосте Челнокове». Волю покойного исполнила его родная сестра Евдокия Архиповна Колбаева, вручившая для указанной цели причту и церковному старосте 1500 рублей. И ещё одна запись об этом переименовании в ревизионной ведомости от 1871 года: «Деревянная церковь на каменном фундаменте… Престолов в сей церкви один, прежде освященный во имя Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость». В 1861 году октября 15 дня с благословения Его Преосвященства, Высокопреосвященейшего Филарета, митрополита Московского и Коломенского, был переименован во имя иконы Божией Матери «Боголюбской» …» (ЦИАМ ф.203. о.766.д.718) После ремонта деревянная церковь Боголюбская, что на каменном фундаменте, простояла ещё 14 лет, исправно действовала одновременно с каменной до 1875 года и, по всей вероятности, принимала на себя всю нагрузку по службам и требам в периоды перестроек и расширения каменной. Ещё несколько описаний архитектурных особенностей могут пригодиться потомкам для представления о первоначальном виде каменного храма (по данным 1887 года) «Длина церкви 45 аршин, в высоту 15 аршин, в ширину 21 аршина, цоколь облицован большим камнем, а прочее все из кирпича. Наружные стены гладкие, оштукатуренные известью. Кровля на сводах церкви шатровая, покрыта жестью, выкрашена зеленой краской… Кресты на церкви, колокольне и ризнице восьмиконечные, без завитков, вершины крестов гладкие. Окна в ширину 2 аршина, в высоту – 4 аршина, с прямыми перемычками, наличники гладкие имеют отливы наружу, над окнами ниши с овальным завершением, сандрики из белого камня прямые. Решетки в окнах – железные с прямыми штырями соединены кольцами и полукольцами в три ряда. Входов с дверями три, - один, с северной, один с южной, и один с западной, сторон. Все они имеют наружные железные двери-ворота, выкрашенные зеленой краской. Церковь внутри устроена крестообразно. Стены настоящей церкви расписаны иконописным письмом в 1875 году. Алтарь от храма отделяется деревянным, сосновым, иконостасом, перенесенным из бывшего Алексеевского женского монастыря, что на Пречистенке». Тем временем для нового каменного храма был приобретён иконостас из Алексеевского девичьего монастыря, что на Пречистенке. Этот иконостас со святыми иконами был выкуплен для новой Скорбященской церкви купеческим сыном Горячевым Филимоном Петровичем. Иконостасы, престолы и жертвенники двух придельных храмов новой каменной церкви были устроены на средства Московского купца Гавриила Прокоповича Кувшинова и тогдашнего старосты Титулярного советника Александра Петровича Карелина. Колокольни в каменной церкви сначала не было, пользовались колокольной деревянной Боголюбской церкви. В ревизионной ведомости за 1887 год деревянная церковь уже не упоминается – в 1875 году она сгорела. Вот как писала об этом газета «Московские церковные новости» № 28, от 13 июля 1875 года: «Около 2 часов ночи с 1 на 2 июля на Калитниковском кладбище, что за Покровскою заставою вспыхнул пожар. Загорелась деревянная колокольня при старой кладбищенской (деревянной же) церкви во имя Боголюбской Божией Матери. Не прошло и 20 минут от начала пожара, как пылающая колокольня со страшным треском рухнула на правую сторону, раздробив несколько каменных надмогильных памятников, а огонь между тем стал быстро охватывать справа и слева наружные стены церкви. В это время на кладбище была пожарная команда и лишь после неимоверных усилий, когда с церкви была снята железная крыша и подрублено дерево, поддерживавшее главу и крест, удалось прекратить дальнейшее распространение огня…» Если пройти сегодня по кладбищу от апсиды центрального алтаря нынешнего храма метров 100 по алее на восток, то увидим среди могил белый кирпичный столбик – капличку с кровлей сверху, на которой сохранились надписи. На правой стороне столба написано - «На этом месте стоял деревянный храм во имя Пресвятыя Богородицы Боголюбския», на левой - «Пресвятая Богородица, спаси нас», на фасадной - ниша для иконы Боголюбской Божией Матери и на противоположной: «Боголюбивая Царице, моли за ны Тебе возлюбившего». Кажется, всё ясно: сначала на Калитниковском кладбище была деревянная церковь «Всех Скорбящих Радость», о которой докладывал капитан Дурнов в 1772 году, затем, после пожара 1776 года, только в 1780 году была сооружена более основательная (деревянная, с колокольней, на каменном фундаменте) и тоже Скорбященская церковь, но в 1861 году она была переименована в «Боголюбскую». А в 1834 году возвели сегодняшний каменный храм, который и стоит, по сей день. Но вот перед нами планы города Москвы, составленные в разные годы. Первый - в конце ХVII века. Город, в те времена был ограничен Камергерским валом (сегодня это Абельмановская улица). У Покровского монастыря, расположенного тогда на самой окраине Москвы, соответственно, Покровская застава. Отсюда начинается Коломенская дорога, а вдоль неё сплошные выпасы, луга, неподалёку деревни со знакомыми нам названиями сегодняшних московских улиц: Хохловка, Дубровка, Карачарово, Грайвороново… Единственный сохранившийся до наших дней ориентир - Калитниковский пруд. Он был тогда несколько больше, а в него впадали два ручья. Ни храма, ни кладбища на этом плане пока нет. Впервые Калитниковское кладбище появляется только на плане Москвы 1818 года. На территории его уже отмечен храм, но без указания названия. На плане 1848 года обозначены уже сразу два храма, опять же без указания названий. Далее развернём «План столичного града Москвы, вновь снятый в 1859 году». Здесь тоже два храма, оба на территории кладбища, но названия их: Храм «Рождества Пресвятыя Богородицы» и Храм «Архангела Михаила». Казалось бы – 1859 год, уже более 20 лет, как построен, освящен и действует новый каменный храм Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Что это? Откуда взялись эти названия? Смотрим план г. Москвы 1890 года – и опять те же храмы Рождества Пресвятые Богородицы и Архангела Михаила. План Москвы 1908 года. Здесь уже отображена подробная сетка близлежащих улиц: Нижегородская, Большая, Средняя и Малая Александровские (ныне Калитниковские), почему-то исчез пруд, а на треугольнике кладбища… опять два храма - Михаила Архангела и Рождества Богородицы! Причём к Михаилу Архангелу от самой Нижегородской проложена прямая дорога, та самая, которую перерезали в советское время Птичьим рынком, а сегодня она продолжает быть перерезанной, но уже новой автостоянкой. Сохранившийся сегодня её отрезок ведёт и сейчас от Средней Калитниковской улицы к храму. Итак, если верить планам Москвы, составленным в разные годы, то на нынешней территории Калитниковского кладбища за период с 1772 года до наших дней в разные времена существовали следующие храмы: -Церковь «Празднество Чудотворному образу Пресвятые Богородице Всех Скорбящих Радость» - деревянная (1772-1776г.г.). Она-же деревянная, но на каменном фундаменте, в дальнейшем переименованная в церковь иконы Божией Матери «Боголюбская» (1780 – 1875г.г.) -Церковь Архангела Михаила -Церковь Рождества Пресвятыя Богородицы - Храм во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», каменный, с двумя приделами, действующий с 1834 года и по сей день никогда не закрывавшийся. Получается, что это уже как бы четвертый храм на Калитниковском кладбище? От предыдущих четырёх храмов не осталось ни рисунка, ни описания, а о двух из них – «Рождества Пресвятыя Богородицы» и «Архангела Михаила» сохранились лишь названия на старинных планах Москвы. И даже на сравнительно недавних планах, например от 1908 года - когда достоверно было известно, что уже более полувека на Калитниковском кладбище стоит и действует единственный каменный храм, дошедший до наших дней, на плане отмечены два храма: «Рождества Пресвятые Богородицы» и «Михаила Архангела»! Как во всём этом разобраться? Остаётся только предположить, с достаточно высокой степенью достоверности, что в какой-то период, а точнее с 1835 по 1875 годы, когда здесь стояли уже две церкви, они по какой-то неизвестной нам причине переименовывались и какое-то время назывались - деревянная «Боголюбская» - храмом «Рождества Пресвятой Богородицы» и каменная «Скорбященская», - храмом «Михаила Архангела». Но вскоре им были возвращены старые названия. А вот при составлении новых планов Москвы обращалось внимание в первую только на новые районы и здания, а старые объекты оставлялись без внимания и переписывались, и перерисовывались со старых калек с полным сохранением их устаревших названий. На самом же деле, можно с полной определённостью утверждать, что на Калитниковском кладбище, за всю более чем двухвековую бытность его существования, было всего два храма: один деревянный в честь иконы Божией Матери «Боголюбивая» и второй, поныне действующий каменный, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Надеемся, со временем найдутся в архивах документы, рассказывающие о периоде, когда храм, а может его приделы повлияли на наименования калитниковских храмов тех далеких времен. http://hramkalitniki.ru/istopiy-xrama

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода