Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Храм успения на сретенке. Инцидент в московском храме успения в печатниках

ХРАМ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ПЕЧАТНИКАХ НА СРЕТЕНКЕ

С крещением Руси в IX в. Началась ее новая история. Князь Владимир-«Красно солнышко»- первый из великих русских князей помышляет об отмене смертной казни, просвещении и гуманизации населения в Духе Христовом,после многих лет язычества и политического беспредела. Возникают первые очаги просвещения: Храмы и монастыри. Здесь выковывается духовный стержень народа. Вместе с православием Русь получает и языковую культуру, азбуку.

Поскольку книги, переписанные от руки, очень дороги, главный способ обучения основам православия: чтение библии и христианских книг в храмах.

Когда Москва становится столицей Руси, ее украшают храмы построенные уже из камня и кирпича. К началу IX в. В московском небе плыл звон « Сорока сороков» церквей.

Каждый небольшой квартал Москвы с населением 200-1000 жителей имел свой приход и свой храм (деревянный или кирпичный в зависимости от зажиточности) .

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Печатниках, находится в городе Москве на углу Сретенки и проезда Рождественского бульвара (местность, именуемая "Печатниками», получила свое название от живших здесь печатников, т.е.мастеров Государева Печатного Двора: наборщиков, разборщиков, тередорщиков, бытарщиков (накладчиков красок на буквы), знаменщиков, а также приставов и сторожей).

О времени и обстоятельствах первоначального построения храма в Печатной слободе не

сохранилось определенных документальных известий. В первый раз он упоминается в списке " сороковых " церквей 1631-32 гг.

В записях, хранящихся в церковном архиве, значится, что первая церковь в Печатниках, неизвестно когда и кем построена, была деревянная, в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Около 1695 г. Была сооружена новая одноглавая каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы без пределов, с трапезою и шатрообразною колокольнию; в 1722 г. ее не было.

В ХVIII в. При успенской церкви были устроены два придела, один - в честь Иоанна Предтечи в особой пристройке к правой стороне трапезы, а другой - во имя святителя Николая внутри самой трапезы, на левой стороне.

Два печальных в истории Москвы события XVIII в. - Троицкий пожар 1737 г. И моровая язва 1771 г. - по счастию, не имели неблагоприятных последствий для Успенской, в Печатниках, церкви. Мы не видим ее в числе погоревших церквей Сретенского сорока в ведомости, представленной Императрице Анне Иоанновне генералом-адъютантом Салтыковым. В моровую же язву она избежала участи тех 75 церквей, которые были запечатаны в следствие смерти священников, а после нее, в 1774 г., она из 260 приходных церквей считалась в числе 55

« лучших ».

Конец XVIII и начало XIX вв. Должны быть названы временем наиболее цветущего состояния Успенской, в Печатниках, церкви. Трудами священника Василия Иоаннова Комарова, который был ее ктитором более 15 лет, при довольном Участии в трудах достойного диакона Иоанна, был устроен серебренный оклад на храмовый образ, приобретены Евангелие, ковчег, крест, сосуды, исправлена ризница.

« В 1794 году расписана холодная церковь за 700 р., а в 1795 г. теплая за 400 р. живописцем Николаем Николаевым Тяпкиным на его материале. В 1798 году слит большой колокол весом в 177 п., стоимостью 3417 рублей и два при нем малых. В 1805 году сделан новый иконостас прихожанином московским купцом Дмитриевым за 1500 рублей и поставлен к празднику Пасхи. Иконы, кроме нижнего яруса, написаны иконописцами Петром и Михайлом Ивановыми за 1000 рублей ».

1812-й год положил конец такому благосостоянию церковному. 2-го сентября французы вступили в Москву и были у Сретенских ворот. 5-го числа неприятели разграбили церковь, а на другой день зажгли. В огне погибли - св. престолы, иконостасы, иконы, церковная утварь, большая часть библиотеки. Церковный староста Московский купец Григорий Дмитриев сохранил и после представил прихожанам 26 фун. серебра и зарытую в земле утварь. Староста не оставлял церковь, жив на колокольне.11-го октября уже по выходе французов спас церковь от грабителей, ломавших дверь, чтобы похитить скрываемые в церкви вещи. Зарытые в земле церковные вещи остались целы и первоначально были отданы на сохранение в Сретенский монастырь. Собственные дома служащих церкви и церковные лавки сгорели, из 45 приходских дворов уцелело только 8.

После неприятеля был устроен иконостас в приделе Иоанна Предтечи и освящен 30-го марта 1813 года, затем был возобновлён и 24-го апреля 1814 года освящен придел Святителя Николая.

В 1900-1902 годах было совершено внешнее и внутреннее благоукрашение новоустроенного придельного храма. Внутреннее украшение храма произведено лучшими мастерами под общим руководством архитектора В. В. Иордана. Стены покрыты орнаментами в русско-византийском стиле и украшены священными изображениями Из последних некоторые замечательны как художественностью исполнения, так и силою производимого впечатления. Таковы изображения евангелистов на потолке и Благовещение на переднем плафоне над аркою(А. М. Корина), Спасителя пред Пилатом - на заднем над дверью (Струнникова), Святителя Николая на северном (И.П Богданова). Иконы вновь написаны художником С. К. Шваревым. Все работы были выполнены энергией, трудами и заботами церковного старосты Павла Петровича Севостьянова, стоили более 50 тысяч рублей и произведены на средства, пожертвованные им, прихожанами и доброхотными дателями, и церковные.

Церковь была закрыта после 1917 года. После ее закрытия помещение занял трест Арктикпроект, а 12 января 1960 года открылась выставка «Морской флот СССР», показывающая историю корабельного дела в России от первых челнов до новейших атомоходов.

В 1991 году появились планы передать храм братству соседнего Сретенского монастыря, а в 1993 году они осуществились В 1994 году выставка была вывезена из храма.

В 1995 году церковь отпраздновала свое 300-летие.

По преданию, в этой церкви произошло венчание дряхлого старца с юной девушкой, послужившее художнику В.В. Пукиреву темой для его знаменитой картины « Неравный брак ».

В церковной ризнице хранится еврейская монета сребреник, по преданию, один из тех, которые были вручены Иуде за Христа Спасителя. Монета эта, по мнению археологов, бесспорно относится ко времени кесаря Августа.

Использованная литература:

4. Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. 1989. С. 221.

5. Сытин. С. 428.

6. Синоидальный справочник.

Координаты: 55°46′01″ с. ш. 37°37′51″ в. д.  /  55.7670111° с. ш. 37.6310444° в. д.  / 55.7670111; 37.6310444 (G) (O) (Я) памятник архитектуры

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках - православный храм, принадлежащий к Сретенскому благочинию Московской епархии Русской Православной Церкви. Находится по адресу улица Сретенка, дом 3/27.

История

Деревянный храм был построен перед Сретенскими воротами Белого города жителями дворцовой Печатной слободы в 1631 году. Местность, именуемая «Печатниками», получила свое название от живших здесь печатников, мастеров Государева Печатного Двора. В 17 веке печатники поселились вдоль ручья, протекавшего между Сретенкой и Трубной улицей.

Источники расходятся в дате первого упоминания церкви, согласно одним деревянная церковь впервые упоминается в 1625 году, по другим в 1631 году. В 1659 году деревянный храм был перестроен, но вновь в дереве. Эту дату и считают датой основания храма. Каменный храм был построен в 1695 году в стиле московского барокко. Дату постройки определи согласно надписи на одном из образов храма.

В конце 1725 года прихожане церкви обращаются в Синодальный казенный приказ с просьбой о строительстве при тогда ещё холодном храме теплого придела, на что 17 декабря того же года получают разрешение. Теплый придел с правой стороны трапезной был возведен к 3 октября 1727 года, а 18 октября его освящают во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1763 году с другой стороны трапезной возводят другой придел, во имя свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца. Примерно в 1775 году у южного фасада трапезной была сооружена небольшая часовня. В 1795 году храм был обновлен и расписан. В 1812 году храм Успения Пресвятой Богородицы был разграблен французской армией, а все надворные постройки были сожжены. Сгорели дома служащих храма и все церковные лавки. В 1813 году в храме был сделан и освящен иконостас. В 1897-1902 годах трапезная и часовня полностью перестроены по проекту архитектора М. А. Аладьина. Колокольня, нижний ярус которой встроен в трапезную, представляет собой двухъярусный четверик, несущий восьмерик звона, завершенный небольшим кирпичным шатром. Стены были украшены изображениями святых и картинами библейских рассказов.

После Октябрьской революции храм был закрыт, c него были сняты кресты, была разобрана ограда. Внутри храма была сделана полная перепланировка. Здание храма было отдано тресту Артикпроект, с 1950 года в здании храма размещался музей «Советская Арктика», затем - музей «Морской флот СССР», в котором была выставлена экспозиция по истории корабельного дела в России от первых челнов до новейших атомоходов.

В 1991 году по ходатайству Преображенского братства отца Георгия Кочеткова храм был передан Русской православной церкви. Он был освящен заново в 1994 году.

Отец Георгий Кочетков был настоятелем храма до конфликтной ситуации 28 июня 1997 года. В 1997 году до конфликта ему сослужил отец Михаил Дубовицкий, а после запрещения отца Георгия Кочеткова в служении настоятелем храма стал протоиерей Олег Клемышев, который и сейчас служит в храме. В 2000 году другим указом патриарха Алексия II с отца Георгия Кочеткова были сняты прещения.

По преданию, в этой церкви произошло венчание дряхлого старца с юной девушкой, послужившее художнику В. В. Пукиреву темой для его знаменитой картины «Неравный брак». В церковной ризнице хранится еврейская монета сребреник, по преданию, один из тех, которые были вручены Иуде за предательство Иисуса Христа.

В храме работает церковная лавка, есть воскресная школа, в которой дети изучают литургику, историю церковного искусства, историю православной Москвы, церковнославянский язык.

Святыни храма

  • Соборная икона Оптинских старцев с частицами мощей 12-ти Оптинских старцев
  • икона священномученика Николая Толгского, последнего благочинного Сретенского сорока, расстрелянного в 1937 году
  • икона святого Петра, митрополита Московского с частицей мощей
  • иконы святого преподобного Иова Почаевского и святого преподобного Амфилохия Почаевского с частицами мощей.

памятник архитектуры Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках - православный храм, принадлежащий к Сретенскому благочинию Московской епархии Русской Православной Церкви. Находится по адресу улица Сретенка, дом 3/27.

Деревянный храм был построен перед Сретенскими воротами Белого города жителями дворцовой Печатной слободы в 1631 году. Местность, именуемая «Печатниками», получила своё название от живших здесь печатников, мастеров Государева Печатного Двора. В 17 веке печатники поселились вдоль ручья, протекавшего между Сретенкой и Трубной улицей. Источники расходятся в дате первого упоминания церкви, согласно одним деревянная церковь впервые упоминается в 1625 году, по другим в 1631 году. В 1659 году деревянный храм был перестроен, но вновь в дереве. Эту дату и считают датой основания храма. Каменный храм был построен в 1695 году в стиле московского барокко. Дату постройки определи согласно надписи на одном из образов храма. В конце 1725 года прихожане церкви обращаются в Синодальный казенный приказ с просьбой о строительстве при тогда ещё холодном храме теплого придела, на что 17 декабря того же года получают разрешение. Теплый придел с правой стороны трапезной был возведен к 3 октября 1727 года, а 18 октября его освящают во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1763 году с другой стороны трапезной возводят другой придел, во имя свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца. Примерно в 1775 году у южного фасада трапезной была сооружена небольшая часовня. В 1795 году храм был обновлен и расписан. В 1812 году храм Успения Пресвятой Богородицы был разграблен французской армией, а все надворные постройки были сожжены. Сгорели дома служащих храма и все церковные лавки. В 1813 году в храме был сделан и освящен иконостас. В 1897-1902 годах трапезная и часовня полностью перестроены по проекту архитектора М. А. Аладьина. Колокольня, нижний ярус которой встроен в трапезную, представляет собой двухъярусный четверик, несущий восьмерик звона, завершенный небольшим кирпичным шатром. Стены были украшены изображениями святых и картинами библейских рассказов. После Октябрьской революции храм был закрыт, c него были сняты кресты, была разобрана ограда. Внутри храма была сделана полная перепланировка. Здание храма было отдано тресту Артикпроект, с 1950 года в здании храма размещался музей «Советская Арктика», затем - музей «Морской флот СССР», в котором была выставлена экспозиция по истории корабельного дела в России от первых челнов до новейших атомоходов. В 1991 году по ходатайству Преображенского братства отца Георгия Кочеткова храм был передан Русской православной церкви. Он был освящен заново в 1994 году. Отец Георгий Кочетков был настоятелем храма до конфликтной ситуации 28 июня 1997 года. В 1997 году до конфликта ему сослужил отец Михаил Дубовицкий, а после запрещения отца Георгия Кочеткова в служении настоятелем храма стал протоиерей Олег Клемышев, который и сейчас служит в храме. В 2000 году другим указом патриарха Алексия II с отца Георгия Кочеткова…

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках С крещением Руси в IX в. началась ее новая история. Князь Владимир-Красно солнышко - первый из великих русских князей помышляет об отмене смертной казни, просвещении и гуманизации населения в Духе Христовом после многих лет язычества и политического беспредела. Возникают первые очаги просвещения: храмы и монастыри. Здесь выковывается духовный стержень народа. Вместе с православием Русь получает и языковую культуру, азбуку.Поскольку книги, переписанные от руки, очень дороги, главный способ обучения основам православия: чтение Библии и христианских книг в храмах.

Когда Москва становится столицей Руси, ее украшают храмы, построенные уже из камня и кирпича.К началу IX в. в московском небе плыл звон “Сорока сороков” церквей. Каждый небольшой квартал Москвы с населением 200-1000 жителей имел свой приход и свой храм (деревянный или кирпичный в зависимости от зажиточности) . Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Печатниках, находится в городе Москве на углу Сретенки и проезда Рождественского бульвара (местность, именуемая “Печатниками” , получила свое название от живших здесь печатников, т.е. мастеров Государева Печатного Двора: наборщиков, разборщиков, тередорщиков, бытарщиков (накладчиков красок на буквы) , знаменщиков, а также приставов и сторожей) . О времени и обстоятельствах первоначального построения храма в Печатной слободе не сохранилось определенных документальных известий.

В первый раз он упоминается в списке “сороковых” церквей 1631-32 гг. В записях, хранящихся в церковном архиве, значится, что первая церковь в Печатниках, неизвестно когда и кем построена, была деревянная, в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Около 1695 г. была сооружена новая одноглавая каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы без пределов, с трапезою и шатрообразною колокольнею; в 1722 г. ее не было. В ХVIII в. при Успенской церкви были устроены два придела, один - в честь Иоанна Предтечи в особой пристройке к правой стороне трапезы, а другой - во имя святителя Николая внутри самой трапезы, на левой стороне.

Два печальных в истории Москвы события XVIII в. - Троицкий пожар 1737 г. и моровая язва 1771 г. - по счастию, не имели неблагоприятных последствий для Успенской, в Печатниках, церкви. Мы не видим ее в числе погоревших церквей Сретенского сорока в ведомости, представленной Императрице Анне Иоанновне генералом-адъютантом Салтыковым.В моровую же язву она избежала участи тех 75 церквей, которые были запечатаны вследствие смерти священников, а после нее, в 1774 г она из 260 приходных церквей считалась в числе 55 “лучших” . Конец XVIII и начало XIX вв. должны быть названы временем наиболее цветущего состояния Успенской, в Печатниках, церкви.

Трудами священника Василия Иоаннова Комарова, который был ее ктитором более 15 лет, при довольном Участии в трудах достойного диакона Иоанна, был устроен серебряный оклад на храмовый образ, приобретены Евангелие, ковчег, крест, сосуды, исправлена ризница. “В 1794 году расписана холодная церковь за 700 р а в 1795 г. теплая за 400 р. живописцем Николаем Николаевым Тяпкиным на его материале.

В 1798 году слит большой колокол весом в 177 п стоимостью 3417 рублей, и два при нем малых.В 1805 году сделан новый иконостас прихожанином московским купцом Дмитриевым за 1500 рублей и поставлен к празднику Пасхи. Иконы, кроме нижнего яруса, написаны иконописцами Петром и Михайлом Ивановыми за 1000 рублей” . 1812-й год положил конец такому благосостоянию церковному. 2-го сентября французы вступили в Москву и были у Сретенских ворот. 5-го числа неприятели разграбили церковь, а на другой день зажгли.

В огне погибли - святые престолы, иконостасы, иконы, церковная утварь, большая часть библиотеки. Церковный староста Московский купец Григорий Дмитриев сохранил и после представил прихожанам 26 фун. серебра и зарытую в земле утварь.Староста не оставлял церковь, жив на колокольне. 11-го октября уже по выходе французов спас церковь от грабителей, ломавших дверь, чтобы похитить скрываемые в церкви вещи. Зарытые в земле церковные вещи остались целы и первоначально были отданы на сохранение в Сретенский монастырь.

Собственные дома служащих церкви и церковные лавки сгорели, из 45 приходских дворов уцелело только 8. После неприятеля был устроен иконостас в приделе Иоанна Предтечи и освящен 30-го марта 1813 года, затем был возобновлён и 24-го апреля 1814 года освящен придел Святителя Николая.

В 1900-1902 годах было совершено внешнее и внутреннее благоукрашение новоустроенного придельного храма. Внутреннее украшение храма произведено лучшими мастерами под общим руководством архитектора В. В. Иордана. Стены покрыты орнаментами в русско-византийском стиле и украшены священными изображениями. Из последних некоторые замечательны как художественностью исполнения, так и силою производимого впечатления.Таковы изображения евангелистов на потолке и Благовещение на переднем плафоне над аркою (А. М. Корина) , Спасителя пред Пилатом - на заднем над дверью (Струнникова) , Святителя Николая на северном (И. П. Богданова) . Иконы вновь написаны художником С. К. Шваревым.

Все работы были выполнены энергией, трудами и заботами церковного старосты Павла Петровича Севостьянова, стоили более 50 тысяч рублей и произведены на средства, пожертвованные им, прихожанами и доброхотными дателями, и церковные.Церковь была закрыта после 1917 года. После ее закрытия помещение занял трест Арктикпроект, а 12 января 1960 года открылась выставка “Морской флот СССР” , показывающая историю корабельного дела в России от первых челнов до новейших атомоходов.

В 1991 году появились планы передать храм братству соседнего Сретенского монастыря, а в 1993 году они осуществились. В 1994 году выставка была вывезена из храма.В 1995 году церковь отпраздновала свое 300-летие. По преданию, в этой церкви произошло венчание дряхлого старца с юной девушкой, послужившее художнику В. В. Пукиреву темой для его знаменитой картины “Неравный брак” . В церковной ризнице хранится еврейская монета сребреник, по преданию, один из тех, которые были вручены Иуде за Христа Спасителя.

Монета эта, по мнению археологов, бесспорно относится ко времени кесаря Августа. Список использованной литературы: Московские церковные ведомости. 1895. № 34. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. 1980. С. 21. Каталог архивов.Вып. 3. С. 585; Вып. 5. С. 314. Памятники архитектуры Москвы.

Земляной город. 1989. С. 221. Синодальный справочник.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

И.А.Гончаров и храм св. великомученика Пантелеимона
Искать я ничего не искал: напротив, все прятался со страхом и трепетом…" (ЛН, Т. 102. С. 260-261). Да, в Божием храме Гончаров не искал ничего.. Здесь он забывал ту сложную, наполненную диалектикой, философию жизни, которую.. В одном из писем к своему другу известному юристу Анатолию Федоровичу Кони он признается:"Я с умилением смотрю на тех..

Православные храмы долины реки Кача
Но не всегда так было. Не скованная плотиной Загорского водохранилища, с берегами не лишенными древесного покрова, Кача слыла бурной и суровой.. А позже, в 15 веке, по долине проходила граница между двумя крупными.. Осторожно приоткройте створку ворот, – и вы среди древнего христианского кладбища (здесь более 40 памятников..

Храм Саграда Фамилиа
Епископ Барселоны в праздничном облачении говорил медленно и торжественно. " Да проснуться спящие сердца, да будет превознесена вера, да.. Бокабелья предпринял все возможное, чтобы Собор увидел свет. Он напечатал об.. Строительство началось с Крипты. Вильяр руководил процессом, определив стиль и убранство вырастающей часовни. Но..

Храм Василия Блаженного
Первоначально строителям было предложено соорудить храм Покрова с семью приделами (не считая Троицкого) во имя тех святых, память которых.. Но ради симметрии плана зодчие отступили от наказа и ввели восьмой придел.. Это шатровый столпообразный храм, явившийся как бы синтезом архитектурных форм этого типа сооружений, и прежде всего..

Южный Ильинский храм
В целом храм построен в русле античных строительных традиций, в частности, с применением кладки " тычком и ложком " в углах здания. Сложенный.. Этот факт говорит в пользу того, что церковь воздвигнута на месте какого-то.. Еще более интересной и специфической особенностью Ильинской церкви является вытянутое по продольной оси подкупольное..

Храм Христа Спасителя
В нижнем храме предполагалось похоронить останки павших в боях во время Отечественной войны 1812 года. Храм был торжественно заложен в 1817 году.. В связи с этим долгое время существовала легенда, согласно которой одна из.. На строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушло почти 40 лет: он возводился с 1839 по 1883 год. 26..

Центральные храмы города Екатеринбурга
Переезд к Ново-Тихвинскому женскому монастырю 13-10 остановка у Ново-Тихвинского женского монастыря (Зелёная роща,1), храм Александра Невского.. Продолжительность пребывания на каждом из объектов примерно 30-40 минут. 2).. Желательный внешний вид: для девушек и женщин - не вызывающая неяркая одежда, юбка ниже колена, если есть желание..

Храмы Крыма
Со стороны привратной площади к нему пристроен резной портал, образованный пилонами, перекрытыми массивной аркой.Погребальные сооружения такой.. На крымско-татарском языке они назывались «дюрбе», или «дурбе». Арабская.. Сохранил ли он первозданный вид? Есть ли хоть малая доля истины в поэтических легендах, посвященных «государыне..

Россия на Дальнем Востоке: новая градостроительная концепция и православные храмы в русском стиле (вторая половина XIX - первая треть XX вв)
Рассматривая процесс градостроительного освоения Дальнего Востока в контексте такого целостного явления как градостроительство России середины XIX -.. Согласно Е. И. Кириченко первостепенная градообразующая роль в рассматриваемый.. Это вполне соотносится с комплексом идей, ориентированных не на служение государству, как это было в XVIII - нач. XIX..

Храм Xриста Cпасителя
Жизнь кафедрального собора - таков официальный статус храма Христа-спасителя в Москве - была яркой, бурной и по истине трагической Храм Христа.. Мысль соорудить грандиозный храм в память изгнания из России армии Наполеона.. Да совершится оно. Да простоит сей храм многие века и да курится в нем пред святым престолом Божиим кадило..

0.063
Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода