Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Формы воздействия общества и природы. Формы взаимодействия общества и природы

Общепланетарная природа называется биосферой. Сфера жизни человека и всего живого.

Понятие экологии естественнонаучное понятие, впервые предложено в 1866 году биологом Геккелем. Экос – дом, жилище, и логос – наука.

Впоследствии, в ХХ веке, появляется такая разновидность экологии, как «социальная экология», появляется отрасль права «экологическое право».

Следующие формы взаимодействия общества и природы.

Первой, основополагающей формой является экологическая форма . В основе её лежат естественные законы развития человека и природы. Она абсолютно бессознательная – уже появившись в природе в первобытной форме человек в неё вступает (дышу воздухом, пьёт воду, ходит по земле…). Эта форма не нуждается в правовом регулировании, здесь господствуют естественные законы.

По мере развития общества появляются и другие формы. Уже первые попытки земледелия и использование огня – это оказание влияние на природу, изменение её. И дальше тоже только усиливалось влияния.

Экономическая форма . В отличие от экологической в её основе лежат социальные законы. Есть свой социальный интерес – чтобы укрыться от холода пещер и огня уже недостаточно, уже дома и прочее.

На определённом этапе развития (в ХХ веке где-то) осознаёт человечество, что не сохраняя среду обитания и только её используя жить нельзя. Уже и человек сам страдает – от ухудшающейся природной среды, исчерпывающихся ресурсов…

Форма эколого-экономическая . Она основана на приоритете экологических интересов над экономическими. Это утопия и идеалы, к которому стремится человечество.

От этой формы есть ряд подформ (для того, чтобы этот приоритет экологии на экономикой был выдержан).

Рациональное природопользование . Тоже своего рода утопия. Рациональное – это бережное неистощимое использование природных ресурсов.

Но сегодня человечество живёт за счёт тех ресурсов, которые невосполнимы – это уголь, нефть, газ. Они рано или поздно закончатся – и надо чем-то будет их заменить. И хотя есть биоэнергия, солнечная энергия и ветряная – но они пока заменить не могут.

Охрана природы . Если не охранять – приоритет выдержан не будет. Охрана природы тоже имеет своё развитие.

Впервые охрана природы как осознанная деятельность человека появилась в XIX веке в консервативном виде – стали впервые создаваться особо охраняемые территории. В России это традиционно заповедники, в Америке – национальные парки.

В ХХ веке охрана природы приобретает более широкое значение и рассматривается уже широко. Природа в целом подлежит охране, наряду с особо охраняемыми территориями (появились природные парки, национальные парки, заказники…).



В СССР в 1960 году был принят первый закон об охране природы (правда, он был не очень-то эффективен – возможно, это была дань моде, так как во многих странах его приняли).

Это внутренняя задача государства – заботиться о своей природе.

На рубеже ХХ и XXI веков оно из просто охраны превратилось в защиту и оздоровление и выходит за рамки национальной задачи – и становится общемировой задачей.

В частности, у нас проводилась федеральная целевая программа возрождения реки Волги в конце 90-х годов – то есть новые задачи и на оздоровление направлены.

Планетарная природа едина для всех и в природе всё взаимосвязано – поэтому на международном уровне решаются проблемы экологии. С конце 90-х годов международные конференции стали собираться.

Экологическая безопасность как форма взаимодействия общества с природой.

Экологическая безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов человека, государства, общества от негативных факторов окружающей среды, природного и техногенного характера.

Отношение к природе у человека менялось. Дом, в котором он живёт, он должен держать в порядке.

2. Экологический кризис: понятие, формы проявления, причины появления и пути преодоления.

Экологический кризис – это достаточно сложное негативное явление, в Росси о нём стали говорить только в 70-х годах ХХ года. У нас в СССР ни экономический, ни экологический кризис не признавался.

Впервые термин появился в Америке.

Слово «кризис» греческого происхождения – трудное, тяжёлое положение.

Экологический кризис – это та стадия взаимодействия общества и природы, на которой до предела обостряются экономические и экологические интересы общества.

То есть с одной стороны мы хотим жить в благоприятной экологической среде, с другой хотим экономическое развитие. Это противоречие, которое лежит в основе появления экологического кризиса.

Деградация окружающей среды отражается на здоровье человека, оказывает на него негативное влияние.

Экологический кризис – это сложное многогранное явление, проявляющее в разных формах.

Корни экологического кризиса уходят практически во все сферы жизни общества – экономическую, социальную, политическую (политика государства, желание решать экологические проблемы тоже влияют).

Не будет общество заниматься проблемами экологии, если они озабочены только выживание. Россия находится в десятки самых загрязнённых стран. Но наши запасы природных ресурсов и необъятные просторы всё равно позволяют достаточно долго просуществовать.

Формы проявления экологического кризиса.

Радиационное загрязнение . Является чрезвычайно опасной формой экологического кризиса – оно при разработки радиоактивных руд или при авариях бывает. Опасность этого вида в том, что оно способно передаваться на большие расстояния, закрепляются в организме радиационные организмы, являются канцерогенами, вызывающими онкологические заболевания. Если в небольших дозах – то мы адаптируемся (ибо солнце тоже излучает).

Наш самый яркий пример – это всем известный Чернобыль, Чернобыльская катастрофа. И ещё у нас существовал Семипалатинский полигон, где испытывалось ядерное оружие (подземные и надземные испытания). И два миллиона мирных жителей, живущих в окрестностях, тоже облучались регулярно.

Радиация влечёт за собой изменения на генном уровне – а это ведёт к тому, что генетические изменения передаются из поколения в поколении. Да и мы уже меняемся, причём довольно серьёзно. Радиация ведёт к мутациям.

В середине 80-х годов был проект «Поворот рек вспять». Для изменения течения таких крупных рек необходимо было произвести множество ядерных взрывов ведь. В общем, хорошо, что не было реализовано – так как в стране началась перестройка. Но несколько взрывов было сделано. И люди приходили на это посмотреть. Мощность взрыва такова была, что в радиусе 70 километров на столах подпрыгивала посуда.

Для того, чтобы не поднялось международного конфликта, в течение месяца радиоактивные облака гоняли над территорией СССР – ждали того момента, пока они выпадут осадками у нас.

Кроме того, есть такие вещества, как диоксины – это тоже канцерогены. Они появляются там, где при производстве используется хлор, а это пластик (пластиковые пакеты, пластиковые окна, виниловые обои…). При сжигании пластика – это очень опасно. В деньгах тоже есть диоксин, при их производстве использовался хлор.

Диоксины не менее опасны, чем радиация.

А у нас одна из система очистки – это хлорирование, поэтому даже питьевая вода у нас может быть в диоксинами. Хлор – летучее вещество и при отстаивании воды ситуация улучшается.

Ещё одна форма проявления экологического кризиса – это загрязнение атмосферного воздуха.

Любая промышленность, автотранспорт (и в последнее время он выходит на первое место). И это особенно опасно потому, что у нас 60% населения – городские жители.

Загрязнённый воздух влияет на психику человека. Около 45% призывников страдают отклонениями психики – как правило это городские жители, которые живут в более быстром темпе в условиях неблагоприятной окружающей среды.

Чаще всего болезни органов дыхания, кровообращения, аллергические реакции.

Следующая форма проявления кризиса – это загрязнение вод.

Россия – обладательница больших запасов водных ресурсов, но ¾ наших озёр и вод загрязнены и считаются непригодными для питьевой воды без предварительной очистки.

Стандарт нашей воды отличается, но, в целом, соответствует европейскому стандарту питьевой воды.

Загрязнение почв.

Выведение из сельхоз оборота большого количества пахотных земель – земли деградируют.

Конечно, форм гораздо больше. По этому вопросу в том же интернете к семинарскому занятию поискать. Можно глобальные проблемы – потепление климата, появление озоновых дыр.

Можно сделать недлинный, краткий, содержательный и интересный доклад – который не читать, а рассказать. И не увлекаться химическими веществами.

Причины экологического кризиса в Российской Федерации.

1. Одна из первых причин – длительное время господство государственной собственности на природные ресурсы и средства производства, воздействующие на неё.

Экономика была плановая – главное было выполнить план и неважно было, какие расходы и каковы отходы.

2. Вторая причина – длительное время господство военно-промышленного комплекса. Гонка вооружения, накопления арсенала. Львиная доля государственного бюджета расходовалась на военный комплекс и ничтожно мало на экологию.

Многие экологические целевые программы до конца не доводятся из-за недостаточности финансирования.

Вот у нас была программа по восстановлению Волги – это копирование с Рейна. Но Рейн и впрямь очистили, а Волгу – нет.

3. Ещё одна причина – потребительское отношение к ресурсам. Плюс ещё у нас страна очень богата ресурсами и ими разбазариваются (нефть, газ и лес). Потребительская психология.

4. Кроме того, низкий уровень экологической культуры (как, впрочем, и правовой культуры, и вообще – культуры).

5. Отсутствие гласности – мы практически не слышали о проблемах экологии. Про тот же Чернобыль было всего два маленьких столбца в газете и в них была наглая ложь, что там всё нормально и в пределах нормы.

Пути преодоления – совершенствование экологического законодательства с целью преодоления экологического кризиса.

Формы и стадии взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе


Фрунза М.А., к.б.н., профессор ТФ НОУ ВПО «МИПП»

Рылякова А. В., студентка ТФ НОУ ВПО «МИПП»


Становление взаимоотношений природы и человека началось еще со времен появления человечества, но особенно интенсивно развиваться они начали в двадцатом столетии. Этот процесс характеризуется расширением вмешательства человека в природу, интенсивным развитием промышленного и сельскохозяйственного производства, а также преобразованием энергии, в том числе и ядерной.

Жизнь в согласии с природой - один из главных принципов жизни на Земле. Но на современном этапе взаимодействие общества и природы можно охарактеризовать лишь как разрушение людьми экологии Земли.

На протяжении тысячелетий между людьми и природой выстраивались различные формы взаимодействий. На сегодняшний день можно выделить две основные:

экономическая форма - понимает под собой использование человеком природы, для удовлетворения своих собственных материальных и духовных потребностей;

экологическая форма - это охрана окружающей среды с целью сохранения человека как биологического организма и его естественной среды обитания.

Так же существуют и другие формы взаимодействия общества и природы:

биологическая форма - возникает с момента появления человека, как вида и заключается в том, что человек существует в природе как любое другое живое существо, а природа обеспечивает условия его существования;

социальная форма взаимодействия возникает с момента возникновения общества. Она уникальна, так как только человек общается посредством общества. Он использует природу для удовлетворения своих социальных потребностей, и обычно это использование делят на три направления: изъятие из природы вещества или энергии, удаления в природную среду отходов антропогенного характера и иное взаимодействие это межнациональные конфликты и технологические катастрофы.

Экологическая форма взаимодействия появилась из-за негативной деятельности человека, которая проявляется в трех формах: загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды. Основными объектами загрязнения являются атмосферный воздух, водоемы, почвы.

Помимо этого существует несколько основных концепций взаимодействия общества и природы:

натуралистическая концепция возникает тогда, когда природа рассматривается в качестве божества, некоего идеала, возвышающегося над обществом. Эта концепция проявляется в принципе невмешательства в природу;

потребительская концепция, главной идеей которой является, превосходство человека и общества над природой;

концепция устойчивого развития - самая современная концепция охраны и развития окружающей среды. Эта концепция характеризуется ограничением и пределами роста экономики стран и научно-технического прогресса.

Говоря научным языком, окружающая природная среда представляет собой сложное понятие, в состав которого входит взаимодействие общества и человека и природы состоящего из двух форм.

Первая форма (экономическая) - это потребление природы человеком, использование ее с целью удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Деятельность человека сильно влияет на изменения, возникающие в окружающей среде. Эта деятельность понимает под собой добычу и использование природных ресурсов, необходимых человеку, для его экономической деятельности. В связи с этим происходит загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы - практически всех сфер Земли. Но, если мы будем относиться к природе с большей осторожностью, мы не только сохраним ее для будущих поколений, но и сможем получить «экономическую выгоду». Например, использование альтернативных источников энергии могло бы значительно снизить остроту энергетической проблемы, и помимо этого позволит уменьшить потребление угля и нефти, сократить вырубку лесов. В этом случае, более перспективным представляется использование геотермальной солнечной энергии и энергии ветра. В некоторых странах это дает хорошие результаты, а так же благоприятно влияет на экономики стран, инвестирующих в развитие использования альтернативных источников энергии.

Другой пример, для эффективного использования природных ресурсов несколько русских ученых предложили идею создания территориально-производственных комплексов, что уменьшало бы транспортные расходы и позволило бы на месте перерабатывать отходы производственно-хозяйственного процесса, что принесло бы не только экономические, но и серьезные экологические положительные эффекты.

Что касается второй формы взаимодействия (экологической), она подразумевает под собой охрану окружающей среды с целью обеспечения сохранения жизни на земле, естественной среды обитания как самого человека, так и других живых организмов.

Как мы уже говорили, человек воздействует на окружающую природную среду, потребляя ресурсы, параллельно с этим, он изменяет природную среду для своих конкретных практических и хозяйственных целей. Таким образом, хозяйственная деятельность всего человечества оказывает огромное влияние на природу, подвергая ее негативным изменениям, которые, в свою очередь, также могут повлиять и на самого человека.

Например, в настоящее время из недр земли ежегодно извлекается около 100 миллиардов тонн руды, топлива, стройматериалов, в том числе, 4 миллиарда тонн нефти и природного газа, 2 миллиарда тонн угля. На поля рассеивается 92 миллиона тонн минеральных удобрений и 2 миллиона тонн ядохимикатов, помимо этого в атмосферу выбрасывается более 200 миллионов тонн окиси углерода, 50 миллионов тонн углеводородов, 146 миллионов тонн диоксида серы и 250 миллионов тонн пыли. В воды мирового океана ежедневно попадает до 10 миллионов тонн нефти. Это все результаты отрицательного влияния человека на природу. Истощение окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности человека происходит постепенно. Причиной этому становится расход тех природных ресурсов, которые являются для человека источником его экономической деятельности. Поэтому ряд экологических проблем не может быть решен без вмешательства государства. природа общество экологический

Правовой механизм экологической функции государства служит средством для реализации экологической функции права. Цель экологической функции права состоит в том, что она должна обеспечить сохранение окружающей среды в условиях хозяйственного развития общества. Под этим подразумевается охрана среды обитания, обеспечение экологической безопасности, оздоровление и восстановление нарушенных экосистем в экологически неблагоприятных районах, участие в решении международных и глобальных экологических проблем.

Этого всего можно достичь лишь путем разработки, принятия и применения норм права, которые отображают требования экологических закономерностей взаимодействия общества и природы. Во многих странах уже действуют государственные учреждения по экологии в соответствии с программами социально-экономического развития, принятых рядом развивающихся стран, таких как Филиппины и Индия.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

  • 8. Экологическое законодательство.
  • 10. Фз рф «Об охране окружающей среды» как головной акт экологического права.
  • 11. Понятие и общая характеристика объектов экологического права.
  • 12. Окружающая среда как объект экологического права, ее соотношение с понятиями «природная среда», «естественная экологическая система».
  • 13. Общая характеристика права собственности на природные объекты.
  • 14. Природные объекты как объекты права собственности. Фонды природных ресурсов.
  • 15. Субъекты права собственности на природные объекты, их правомочия.
  • 16. Общая характеристика права природопользования.
  • 17. Экономическое регулирование охраны окружающей среды.
  • 18. Понятие и структура эколого-правового механизма охраны окружающей среды.
  • 19. Понятие и основные направления экологизации законодательства. Гарантии исполнения эколого-правовых предписаний.
  • 20. Понятие и принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 21. Система органов экологического управления. Их функции.
  • 22. Государственный учет природных ресурсов и ведение кадастров.
  • 23. Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны окружающей среды.
  • 24. Экологический контроль и экологический мониторинг.
  • 25. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза.
  • Каковы принципы экологической экспертизы?
  • Каковы виды экологической экспертизы?
  • Каковы объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне?
  • Какие органы являются специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы?
  • 26. Нормирование охраны окружающей среды.
  • 27. Экологические права граждан.
  • 28. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.
  • 29. Понятие и виды экологических правонарушений.
  • 30. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 31. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 32. Механизм возмещения вреда окружающей среде.
  • 33. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
  • 34. Понятие и виды вреда окружающей среде.
  • 35. Общая характеристика экологических функций правоохранительных органов.
  • 36. Соотношение права собственности на природные объекты и права природопользования.
  • 37. Земля как объект правового регулирования.
  • 38. Земельный фонд. Категории земель.
  • 39. Право собственности на землю. Эколого-правовые аспекты.
  • 40. Права и обязанности собственников земель, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
  • 41. Виды вещных прав на землю. Общая характеристика.
  • 42. Земельный кодекс рф. Общая характеристика.
  • 43. Государственное управление земельным фондом. Общая характеристика.
  • 44. Мониторинг земель. Земельный контроль.
  • 45. Государственный учет земель, государственный земельный кадастр.
  • 46. Землеустройство.
  • 47. Ответственность за земельные правонарушения.
  • 48. Понятие недр как объекта правового регулирования. Фонд недр.
  • 49. Право пользования недрами.
  • 51. Основные требования правовой охраны недр.
  • 52. Воды как объект правового регулирования.
  • 53. Право водопользования, его виды.
  • 54. Государственное управление охраной и использованием вод.
  • 55. Правовая охрана вод.
  • 56. Лес как объект правового регулирования.
  • 57. Право лесопользования, его виды.
  • 58.Государственное управление использованием и охраной лесов.
  • 59. Правовая охрана лесов.
  • 60. Животный мир как объект правового регулирования.
  • 62. Право пользования животным миром, его виды и особенности.
  • 63. Правовая охрана животного мира.
  • 2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции жи­вотных.
  • 64. Атмосферный воздух как объект правового регулирования.
  • 65. Правовая охрана атмосферного воздуха.
  • 66. Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий.
  • 67. Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов.
  • 70. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды, принципы и объекты охраны
  • 3. Принципы международного права окружающей среды
  • 71. Международное законодательство в области охраны окружающей среды, международные организации и конференции в области охраны.
  • 72. Байкал как объект эколого-правового регулирования.
  • 1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис.

    Научно-методологической основой экологи­ческого права являются современные теоретиче­ские представления о взаимодействии человека, общества и природы.

    Взаимодействие общества и природы как ес­тественный и объективный процесс, необходи­мое условие существования человека проявляет­ся в двух основных формах.

    Люди используют объекты и силы природы с целью удовлетворения своих биологических и иных потребностей, создания средств для жизни. Использование природных ресурсов, выступая одной из форм взаимодействия общества и при­роды, обеспечивает экономические интересы об­щества.

    В процессе этой деятельности на протяжении многих веков люди оказывали активное преобра­зующее воздействие на природу. В условиях со­временной научно-технической революции его масштабы существенно изменились, хозяйствен­ная деятельность человека превратилась в фактор глобального характера, сопоставимый с действи­ем сил самой природы. В результате стали оче­видными критические пределы влияния на при­роду сразу во многих отношениях: обнаружилась конечность запасов традиционных источников сырья и энергии, возросло загрязнение окружающей среды, нарушились естественные механизмы саморегуляции в биосфере, что привело к резкому и негативному изменению условий существования са­мого человека.

    Обострение указанных проблем поставило общество перед необходимо­стью организации рационального использования и воспроизводства природ­ных ресурсов, специального регулирования хозяйственной деятельности, направленных на гармонизацию экологических и экономических интересов. Это вызвало к жизни новую форму взаимодействия общества и природы -охрану окружающей природной среды, обусловило появление экологичес­кой функции государства и права.

    Чем обусловливается изменение отноше­ния общества к природе?

    Концепция потребительского отношения к природе. Потреби­тельское отношение общества к природе и ее ресурсам было гос­подствующим, если не на словах, то на деле, в государствах как с рыночной экономикой, так и с плановой. Концепция потреби­тельского отношения к природе торжествовала веками, особенно начиная со стадии капиталистического развития общества. Что касается практики взаимодействия советского общества с приро­дой, то оно было фактически потребительским на протяжении всего периода строительства социализма и коммунизма. В основ­ном таким же оно сохраняется в России и сейчас. В практическом плане суть этой концепции заключается в том, что природа вос­принимается как кладовая, из которой должны извлекаться ре­сурсы для развития материального производства и создания бо­гатства общества.

    Концепция невмешательства в природу. Эта концепция про­тивоположна предыдущей. Она может рассматриваться лишь в чисто теоретическом аспекте, поскольку в процессе общественно­го развития человек не может не вмешиваться в природу, не ока­зывать на нее положительного или отрицательного воздействия. Сторонники этой концепции исходят из того, что все процессы в природе осуществляются на основе объективных законов, «при­рода знает лучше» и всякие попытки вмешательства в природу с целью исправления ее дефектов без учета законов ее развития оборачиваются серьезными последствиями и для человека, и для природы.

    Концепции ограничения экономического развития, по­требностей и народонаселения. Появление этих концепций в 60-70-е гг. явилось реакцией на истощение природных ресур­сов, высокие уровни загрязнения окружающей природной среды, одним словом, на деградацию природы. Сторонники этих концеп­ций считают, что для того чтобы предупредить эколо­гическую катастрофу и жить в гармонии с природой, человечест­во должно ограничить свои потребности, развитие экономики, ко­торая должна быть ориентирована на удовлетворение этих потребностей, и рост численности населения.

    Эти концепции были подвергнуты резкой критике во всем мире. Призывы к торможению экономического развития челове­чества оцениваются как утопичные и реакционные.

    Концепция устойчивого развития. Одна из современных, наи­более распространенных и поддерживаемых мировым сообщест­вом концепций взаимодействия общества и природы -концеп­ция устойчивого развития. Ее появление, развитие и признание связано с природоохранительной деятельностью ООН. Была создана Меж­дународная комиссия по окружающей среде и развитию. В задачи Комиссии входила, в частности, выработка предложе­ний долгосрочных стратегий в области окружающей среды, кото­рые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 г. и на более длительный период; рассмотрение способов и средств, с ис­пользованием которых мировое сообщество смогло бы эффектив­но решать проблемы окружающей среды. Устойчивое развитие определяется как такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Другими словами, устойчивое развитие - это экологически обоснованное экономическое и со­циальное развитие.

    Существенное достоинство концепции устойчивого развития в том, что она учитывает не только экологический, но и временной фактор. Ориентированная на длительную перспективу модель ус­тойчивого развития основана на идее равенства интересов насто­ящего и будущих поколений. Известно, что достижение совре­менным обществом и государством целей социально-экономичес­кой и экологической политики сопровождалось деградацией при­роды в ущерб будущим поколениям. Закрепленная в нормах права модель устойчивого развития является формой регулирования социальной ответственности современного общества и госу­дарства за создание условий для будущих поколений удовлетво­рять разнообразные потребности - физиологические, экономи­ческие, духовные и иные - в процессе взаимодействия с приро­дой.

    Концепция устойчивого развития получает закрепление и раз­витие в российском законодательстве об окружающей среде. Не­обходимость ее разработки и реализации предусмотрена в двух специальных указах Президента РФ - от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и от 1 апреля 1996 г. «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС

    Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территорией, на которой он проживает, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и культуры.

    Таким образом, сложились две формы взаимодействия общества и природы:

    а) экономическая - использование природы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей;

    б) экологическая - охрана окружающей природной среды (ОПС) с целью сохранения человека и его естественной среды обитания.

    Негативная деятельность человека проявляется в трех формах: загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды.

    Основными объектами загрязнения являются атмосферный воздух, водоемы, почвы. Концентрация двуокиси серы в окислах азота порождает кислотные дожди .

    Парниковый эффект.

    За все предшествующие годы доля СО 2 в атмосфере увеличилось на 20%. Прогноз 2010 года - увеличение СО 2 на 30-40%. Такое физико-химическое изменение атмосферы может привести к усилению парникового эффекта . Суть его в том, что накопление углекислоты в верхних слоях атмосферы будет препятствовать теплообмену между Землей и космосом. Парниковый эффект выражается в повышении температуры, изменении погоды и климата.

    При современных антропогенных нагрузках каждые 10 лет температура повышается на 0,5 0 , а это ведет к повышению уровня Мирового океана и затоплению части суши. За 100 лет уровень океана повышается на 10-12см, но при парниковом эффекте этот подъем может быть ускорен в 10 раз. Другим последствием парникового эффекта является опустынивание земель. Уже сейчас ежегодно 6 млн. га земель обращаются в пустыню.

    С загрязнением атмосферы связано состояние озонового слоя Земли, функция которого состоит в защите природной среды от ультрафиолетового излучения Солнца. Под воздействием озоноразрушающих веществ - флерона, фреона, хлора, углерода идет постепенное разрушение этого слоя, что ведет к росту заболеваемости рака кожи у людей.

    Кислород в атмосфере пополняется за счет двух источников - растительности (около 40%) и Мирового океана (около 60%). В Мировом океане кислород вырабатывается мельчайшими организмами - планктоном .

    Гибель планктона под нефтяной пленкой уменьшает запасы кислорода в атмосфере. В результате нефтяного заражения океана наблюдается такое негативное явление, как размножение одноклеточной золотистой водоросли, которая в процессе своего развития поглощает О 2 и выделяет СО 2 . Она очень плодовита и развивается молниеносными темпами. Обычно её полоса бывает шириной до 10км и толщиной 35м, скорость движения - 25км в сутки. В процессе движения эта масса водорослей уничтожает всю живую жизнь в океане - и растительную, и животную. Такие явления наблюдаются в Северном море, на юге Скандинавии.


    Причины загрязнения, истощения и разрушения природной среды .

    Причины антропогенного воздействия:

    а) предельные способности земной природы к самоочищению и саморегуляции;

    До определенного времени земная природа перерабатывает, очищает отходы человеческого производства, как бы защищая себя от их вредного воздействия, но возможности природы ограничены.

    б) физическая ограниченность земельной территории рамками одной планеты. Запасы полезных ископаемых расходуются и перестают существовать. Необходимо изыскивать альтернативные источники энергии.

    в) безотходность производства в природе и отходность человеческого производства.

    Подсчитано, что для жизнедеятельности одного человека необходимо ежегодно не менее 20 тонн природных ресурсов. Из них - 5-10% идут на продукцию, а 90-95% поступают в отходы.

    г) познание и использование человеком законов развития природы происходит только путем накопления собственного опыта.

    Именно через свой печальный опыт человечество познает пагубные последствия своей деятельности. Загрязнение окружающей среды порождает болезни, ведет к деградации человеческой личности, вредно отражается на здоровье будущих поколений. Так нынешнее молодое поколение может ощущать на себе результаты загрязнения 90годов, когда это поколение формировалось, рождалось, росло. Это подтверждают данные о нервных заболеваниях, увеличение процента рождаемости дефективных людей (с 4% увеличилось до 11%).

    Человек родился и вырос на потребительской психологии по отношению к природе. Он всегда рассматривал природу, прежде всего как ресурс, а не как объект его забот и охраны.

    1)экологическая форма.

    2)Экономическая форма.

    3)эколого-экономическая.

    2.Охрана природы.

    3)Экологическая безопасность

    Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.

    Право пользования - это юридическая возможность извлекать из при­родного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяй­ственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.

    Право распоряжения предполагает возможность в установленных зако­ном пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.

    Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противореча­щие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

    Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со специфи­кой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъек­тов (государство, организации, граждане).

    Природные ресурсы - особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного происхожде­ния, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостоя­ния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природ­ные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как осно­ва жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

    Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом - сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование от­ношений собственности на природные ресурсы, установление законодатель­ных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как от­мечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружаю­щей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль го­сударства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безо­пасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы * .

    Учитывая большую экологическую и социально-экономическую цен­ность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владе­ние, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допус­кается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Граж­данского кодекса РФ).

    В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъек­ты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и вос­производству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредно­го влияния своей деятельности.

    Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоря­жения природными ресурсами, которые выражаются в определении его осо­бого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания эконо­мических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земель­ных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вооб­ще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).

    Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или во­обще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ гово­рится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объек­там, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерыв­ного движения и водообмена (ст. 31).

    Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и поль­зования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятель­ности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуще­ствляется государством в основном через управленческие функции его ком­петентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной ок­ружающей природной среды и др.

    Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владе­нию, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособно­сти, определенной в уставах и других учредительных документах.

    Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны окружающей среды

    В общей форме требования к планированию охраны окружаю­щей среды на современном этапе определены Законом об охране окружающей среды, согласно ст. 15 которого планирование охра­ны окружающей среды на федеральном и региональном уровнях проводится в форме программ. Такое планирование должно осу­ществляться с учетом государственных прогнозов социально-эко­номического развития, на основании научных исследований, на­правленных на решение задач в области охраны окружающей среды. При разработке государственных программ следует учиты­вать предложения граждан и общественных объединений. Поря­док разработки, финансирования и реализации федеральных про­грамм и программ субъектов РФ в области охраны окружающей среды устанавливается соответственно законодательством Рос­сийской Федерации и ее субъектов.

    Закон обязывает также юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную де­ятельность, оказывающую негативное воздействие на окружаю­щую среду, планировать, разрабатывать и осуществлять меро­приятия по охране окружающей среды.

    Общие нормативные требования к государственному планиро­ванию, распространяющиеся также на сферу природопользова­ния и охраны окружающей среды, определены Федеральным за­коном «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В соответствии с этим Законом под государственным прогнозиро­ванием социально-экономического развития понимается система научно обоснованных представлений о направлениях социальноэкономического развития России, основанных на законах ры­ночного хозяйствования. Программа социально-экономического развития - комплексная система целевых ориентиров социаль­но-экономического развития и планируемых государством эф­фективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

    Разработка государственных прогнозов на долгосрочную (раз в пять лет на десятилетний период), среднесрочную и краткосроч­ную перспективу возложена на Правительство России. Такие про­гнозы разрабатываются на основе комплексного анализа ряда важнейших факторов, включая демографическую ситуацию, на­учно-технический потенциал, социальную структуру, состояние природных ресурсов, некоторые другие факторы и перспективы их изменения. При этом прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по России, по народно-хозяй­ственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. От­дельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

    Разрабатываемые на вариантной основе прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографи­ческих, экологических, научно-технических, социальных и дру­гих прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятель­ности. Они включают, в частности, количественные показатели и качественные характеристики динамики производства и потреб­ления, уровня и качества жизни, экологической обстановки.

    Прогнозы на долгосрочную перспективу, разрабатываемые раз в пять лет на десятилетний период, создают основу разработки концепции социально-экономического развития России на дол­госрочную перспективу. В концепции конкретизируются вариан­ты социально-экономического развития, определяются возмож­ные его цели, пути и средства их достижения.

    На основе концепции разрабатываются государственные про­граммы социального и экономического развития, в том числе и по охране окружающей среды. В настоящее время реализуются сле­дующие программы:

    Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)», утвержденная постановле­нием Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860. Эта програм­ма содержит ряд подпрограмм, ранее реализуемых как самостоя­тельные федеральные целевые программы, включая подпрограм­мы «Минерально-сырьевые ресурсы», «Леса», «Отходы», «Под­держка особо охраняемых природных территорий», «Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений», «Охрана

    2. Планирование природопользования и охраны окружающей среды 309

    озера Байкал и Байкальской природной территории», «Возрожде­ние Волги»;

    Федеральная целевая программа «Мировой океан», утверж­денная постановлением Правительства РФ от 10 августа 1998 г. № 919;

    Федеральная целевая программа «О государственной под­держке государственных природных заповедников и националь­ных парков на период до 2000 года», утвержденная Указом Пре­зидента РФ от 10 октября 1995 г. № 1032;

    Федеральная целевая программа «Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2001 г. № 780 1 ;

    Федеральная целевая программа «Сейсмобезопасность тер­ритории России» (2002-2010 годы), утвержденная постановле­нием Правительства РФ от 25 сентября 2001 г. № 690 2 ;

    Федеральная целевая программа «Преодоление последст­вий радиационных аварий на период до 2010 года», утвержден­ная постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. № 637 3 ;

    Федеральная целевая программа «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000-2006 годы, утвержденная поста­новлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 149 4 ;

    Федеральная целевая программа «Создание методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и тех­ногенного характера в 1999 - 2005 годах», утвержденная поста­новлением Правительства РФ от 2 июля 1999 г. № 737 5 ;

    Федеральная целевая программа «Охрана окружающей природной среды от свинцового загрязнения и снижение его вли­яния на здоровье населения», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1237 6 ;

    Некоторые другие программы.

    В соответствии с Государственным докладом о состоянии ок­ружающей природной среды РФ в 1995 г. 7 в разных стадиях разработки и частичной реализации насчитывалось свыше 70 регио­нальных программ.

    Конкретные требования по планированию использования и охраны природных ресурсов устанавливаются в соответствующих природоресурсных актах. Так, Водный кодекс РФ содержит поло­жения относительно схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов.

    Согласно Закону о животном мире планирование охраны объ­ектов животного мира и среды их обитания также предусматри­вается в форме государственных программ.

    Планирование использования и охраны земельных и лесных ресурсов осуществляется в форме проектов земле- и лесоустройст­ва. Проекты земле- и лесоустройства как инструменты планиро­вания представляют собой систему мероприятий, направленных на обеспечение организации рационального использования и охраны земель, обеспечение рационального ведения лесного хо­зяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроиз­водства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве, создание благоприят­ной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.

    Названные формы планирования разрабатываются и осущест­вляются специально уполномоченными государственными орга­нами по охране и использованию соответствующего природного объекта.

    Последовательная реализация планов и программ в области природопользования и охраны окружающей среды наряду с дру­гими факторами предопределяется финансированием.

    Экологические права граждан

    Центральное место среди принципов экологического права, как отмеча­лось выше, занимает приоритет охраны жизни и здоровья человека. В связи с этим важнейшей особенностью современного экологического права явля­ется становление и развитие института экологических прав граждан в каче­стве одного из определяющих в его системе.

    Основные права граждан Российской Федерации в сфере экологии за­креплены в Конституции РФ. Ст. 42 провозглашает одно из неотъемлемых прав человека - право на благоприятную окружающую среду, которое до­полняется другими взаимосвязанными с ним экологическими правами: на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим пра­вонарушением.

    В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются право­судием.

    Вместе с тем нормы Конституции РФ конкретизируются в действующем экологическом законодательстве. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вы­званного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, сти­хийных бедствий. Это право обеспечивается:

    Планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвида­ции последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

    Социальным и государственным страхованием граждан, организацией медицинского обслуживания населения;

    Предоставлением реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;

    Возмещением в судебном или административном порядке вреда, при­чиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природ­ной среды, последствий аварий и катастроф;

    Государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлече­нием к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспече­ния экологической безопасности населения.

    Право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружаю­щей среды осуществляется через реализацию конкретных полномочий граж­дан в области охраны окружающей среды, содержание которых раскрывает­ся в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 12), Основах законодательства об охране здоровья граждан (ст. 17, 19, 66), Федеральных Законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе­ния» (ст. 8), «О радиационной безопасности населения» (ст. 22, 23, 26), «Об экологической экспертизе» (ст. 19) и других нормативных актах.

    В соответствии с нормами указанных законов граждане РФ имеют право:

    Создавать общественные объединения, фонды и иные общественные формирования по охране окружающей природной среды;

    Принимать участие в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды, обращаться с пись­мами, жалобами и заявлениями по этим вопросам в компетентные органы;

    Требовать от соответствующих органов предоставления своевремен­ной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природ­ной среды и мерах ее охраны;

    Требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении и прекращении деятель­ности таких объектов;

    Ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридичес­ких лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причинен­ного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением;

    Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и получать информацию о результатах ее проведения;

    Осуществлять другие права в сфере охраны окружающей среды, преду­смотренные законодательством.

    Данным правам корреспондируют установленные законодательством обязанности граждан (ст. 58 Конституции РФ, ст. 12 Закона РСФСР «Об ох­ране окружающей природной среды»):

    Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к при­родным богатствам;

    Принимать участие в охране окружающей природной среды;

    Соблюдать требования экологического законодательства и нормативы качества окружающей природной среды;

    Повышать свою экологическую культуру, содействовать экологическо­му воспитанию подрастающего поколения.

    Экологические права и обязанности граждане РФ могут осуществлять как в индивидуальном порядке, так и через участие в общественных эколо­гических объединениях. Последним также предоставлен ряд полномочий для осуществления их функций в сфере охраны окружающей природной среды. Согласно ст. 13 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» они вправе:

    Разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы, за­щищать экологические права и интересы населения, развивать экологичес­кую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к ак­тивной природоохранительной деятельности;

    За счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству окружающей природной среды, содействовать государственным органам в борьбе с экологическими правонаруше­ниями;

    Требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов и ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

    Требовать предоставления своевременной, достоверной и полной ин­формации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны;

    Организовывать собрания, митинги, шествия, демонстрации, сбор под­писей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, рефе­рендумов по охране окружающей природной среды;

    Ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должност­ных лиц, предъявлять в суде иски о возмещении вреда здоровью и имущест­ву граждан, причиненного экологическим правонарушением.

    Государство гарантирует экологическим и иным общественным объеди­нениям, выполняющим экологические функции, и гражданам возможность реализации ими прав в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.

    Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать все­мерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности.

    Землеустройство.

    Землеустройство включает в себя следующие мероприятия: 1. изучения состояния земли; 2. планирование и организацию рационального использования земель и их охраны; 3. образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, установление их границ. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов гос-ой власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков. Землеустройство должно проводится в обязательном порядке. Эти работы обязательно проводятся в случаях: изменения границ объектов землеустройства; предоставления и изъятия земельных участков; выявления нарушенных земель. Сведения о землеустройстве носят открытый характер. Лица, права которых могут быть затронуты при проведении землеустройства, должны быть оповещены в письменной форме не позднее чем за семь дней до начала работ. Отсутствие извещённых лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Неотъемлемой частью землеустроительных работ является межевание, т.е. работы по установлению на местности границ муниципальных образований. Межевание проводится при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков. Землеустройство – это одна из функций управления в сфере использования и охраны земель.

    Право пользования недрами.

    Видами прав пользования на участки недр являются: право пользования на определенный срок или право без ограничения срока. Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр. Минимальный срок предоставления - до одного года, максимальный - без ограничения срока. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений. На срок до одного года участки недр предоставляются для добычи полезных ископаемых. Между пользователем недр, право пользования недрами которого досрочно прекращено, и временным оператором может быть заключен договор о передаче имущества, необходимого для обеспечения пользования недрами, на возмездных основаниях. Для геологического изучения срок пользования составляет до 5 лет, для добычи подземных вод - до 25 лет. Для добычи полезных ископаемых участки недр предоставляются в пользование на срок отработки месторождения полезных ископаемых. Основанием получения права пользования недрами является соответствующее решение органов государственной власти соответствующего уровня в зависимости от целей использования. Правоудостоверяющим документом на право пользования недрами является лицензия. Лицензии на право пользования участками недр могут предоставляться для осуществления как отдельного вида пользования участками недр, так и нескольких видов пользования участками недр (совмещенные лицензии). Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами. В соответствии с лицензией недра передаются в пользование в виде участков, представляющих собой геометризованные блоки недр. Участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода. Владельцами лицензий могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица.

    Правовая охрана вод.

    Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов. Органы гос-ой власти РФ и органы гос-ой власти субъектов РФ принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения. Граждане и юрид. лица при использовании водных объектов обязаны осуществлять производственно-технологические, агротехнические и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения. Запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов. При осуществлении на дне водных объектов работ, которые направлены на использование недр, но не связаны с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнения, засорения и истощения водных объектов. Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах и объектах. Запрещается засорение ледяного покрова. Особо охраняемые водные объекты – природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное и оздоровительное лечение.

    Правовая охрана лесов.

    Гос-ая лесная охрана РФ создается в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, в целях обеспечения сохранения экологического и ресурсного потенциала лесов, биологического разнообразия лесных экосистем, соблюдения установленного порядка и правил использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством РФ.

    Государственная лесная охрана РФ организует наземную и авиационную охрану лесов от пожаров, проводит мероприятия по противопожарному обустройству территории лесного фонда, предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности в лесах, профилактике лесных пожаров, своевременному их обнаружению. Порядок осуществления мероприятий по охране и защите лесов Правительство РФ, федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства, федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и их территориальные органы обеспечивают осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами, привлекают для их тушения работников, противопожарную технику и транспортные средства коммерческих и некоммерческих организаций, а также население. О существляется охрана лесов от загрязнения радиоактивными веществами, охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений Отчет об охране и о защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий.

    Транспорте.

    В целях установления барьера между объектами хозяйственной и иной деятельности, являющимися источниками негативного воздействия на окружающую среду, и жилой застройкой создаются санитарно-защитные зоны. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промплощадки превышают предельно допустимые концентрации и/или предельно допустимые уровни и/или вклад в загрязнение жилых зон превышает 0,1 ПДК. Предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) отделяет территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками. Границей жилой застройки является линия, ограничивающая размещение жилых зданий, строений, наземных сооружений и отстоящая от красной линии на расстояние, которое определяется градостроительными нормативами. Автомобильные и иные транспортные средства при работе оказывают негативное воздействие на окружающую среду в виде загрязнения атмосферы отработавшими газами, пылью, а также являются источниками шума, вибрации и засорения прилегающей зоны выбросами. Уровни загрязнения от транспортных средств не должны превышать установленных предельно допустимых концентраций вредных веществ для атмосферного воздуха, воды по видам водопользования, почву.

    Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис.

    Научно-методологической основой экологи­ческого права являются современные теоретиче­ские представления о взаимодействии человека, общества и природы.

    Взаимодействие общества и природы как ес­тественный и объективный процесс, необходи­мое условие существования человека проявляет­ся в двух основных формах.

    Существуют формы взаимодействия общества и природы:

    1)экологическая форма. В основе её лежат естественные законы развития человека и природы. Она абсолютно бессознательная – уже появившись в природе в первобытной форме человек в неё вступает (дышит воздухом, ходит по земле…). Эта форма не нуждается в правовом регулировании, здесь господствуют естественные законы.+

    2)Экономическая форма. В отличие от экологической в её основе лежат социальные законы.

    3)эколого-экономическая. Она основана на приоритете экологических интересов над экономическими.

    От этой формы есть ряд подформ (для того, чтобы этот приоритет экологии на экономикой был выдержан):

    1.Рациональное природопользование. Рациональное – это бережное неистощимое использование природных ресурсов. Но сегодня человечество живёт за счёт тех ресурсов, которые невосполнимы – это уголь, нефть, газ. Они рано или поздно закончатся – и надо чем-то будет их заменить. И хотя есть биоэнергия, солнечная энергия и ветряная – но они пока заменить не могут.

    2.Охрана природы. Если не охранять – приоритет выдержан не будет. Охрана природы тоже имеет своё развитие. Впервые охрана природы как осознанная деятельность человека появилась в XIX веке в консервативном виде – стали впервые создаваться особо охраняемые территории. В России это традиционно заповедники, в Америке – национальные парки.

    В ХХ веке охрана природы приобретает более широкое значение и рассматривается уже широко. Природа в целом подлежит охране, наряду с особо охраняемыми территориями (появились природные парки, национальные парки, заказники…).

    В СССР в 1960 году был принят первый закон об охране природы (правда, он был не очень-то эффективен – возможно, это была дань моде, так как во многих странах его приняли).

    На рубеже ХХ и XXI веков оно из просто охраны превратилось в защиту и оздоровление и выходит за рамки национальной задачи – и становится общемировой задачей.

    В частности, у нас проводилась федеральная целевая программа возрождения реки Волги в конце 90-х годов – то есть новые задачи и на оздоровление направлены.

    3)Экологическая безопасность -это состояние защищённости жизненно важных интересов человека, государства, общества от негативных факторов окружающей среды, природного и техногенного характера.

    Партнеры
    © 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода