Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Естествознание - философия и наука. Что такое естествознание

Связь науки и философии уже давно является предметом обсуждения философов и ученых. Некоторые считают, что философия - лженаука, но большинство с уверенностью говорит, о том, что философия - исходная точка возникновения всех наук.

Для того, чтобы начать развивать мысли, необходимо свободное время. Видимо, по этой причине философия зародилась задолго после перехода человека от жизни в племени к цивилизации. Только люди, свободные от проблем, связанных с добыванием могли серьезно отдаться обобщению опыта, достигнутого в какой-то конкретной области. Если взглянуть на это с точки зрения современного человека, то философия и наука неразрывны в том смысле, что именно научные изобретения облегчают жизнь человека настолько, что появляется время для свободного полета мысли. Таким образом философии без науки нет.

Вполне правомерно и противоположное утверждение. Наука невозможна без философии, поскольку последняя является залогом способности анализировать, выделять особенности и делать выводы. Ведь невозможно делать великие открытия из чисто механической работы. Именно по этой причине только очень эрудированные в своей области и умеющие широко мыслить ученые могут добиться успехов, постигая все новые неизведанные области.

Все же философия и наука - различные понятия, хотя бы потому что для первой необходима более глубокая умственная работа. Наука же - процесс, начинающийся с набора некоторого количества данных, их обработки и систематизации. Без мыслительного процесса, способного соединять все факты воедино, экспериментальная и науки была бы пустой и бесполезной.

С другой стороны научная составляющая в философии также находится по большим вопросом. Философия - способность мыслить и определять сущность человеческого бытия, то есть это разумное мышление. В то же время существует верное утверждение о том, что «наука не мыслит». Таким образом, философия и наука связаны только посредством носителя мысли и то есть через ученого, занимающегося исследованием конкретного вопроса. Ученый может сделать очередное открытие только при нестандартном, «неразумном» подходе к теме. Именно эта неразумность науки и является двигателем и толчком к новым открытиям.

Наука не мыслит разумно, за ее основы борется рассудок. В связи с этим философия и наука выделяют свои истины. Научная истина - достоверное, подтвержденное на конкретном примере знание, а философская истина - результат взаимодействия разума и нравственности. Ее основа - это понимание добра и зла, что никак не согласуется с трезвым рассудком науки.

Философия дала толчок к пониманию научной обоснованности тех или иных явлений. В результате человечеству пришлось сопоставлять уже такие понятия как философия и частные науки. Некоторое время наука развивалась только вширь, появлялись все новые и новые области исследования, каждая из которых требовала своих умственных и финансовых вложений. На сегодняшний день европейская наука идет по тупиковому пути. Появление многочисленных «поднаук» может привести к тому, что однажды расширять будет нечего и некуда. Философия и частные науки вынуждены будут начать новые взаимоотношения, поскольку первая уже сегодня осмысливает одни и те же факты, а вторая стремится расширить свои границы донельзя.

Стоит уделить особое внимание тонкой связи между окружающей нас природой и философией. Изначально их объединяла мифология, обожествляющая различные которые невозможно было объяснить. Философия природы имела прочные основы в натурфилософии, которая уже видела за каждым природным явлением не божественное провидение, а естественнонаучные факты. Однако, натурфилософия опиралась на умозрительные заключения, что привело в результате к тупику в отношениях между социумом и природным познанием. Для каждого из этих натурфилософских течений существовала своя первооснова -прародительница всего живого.

Постепенно философия природы столкнулась с доказательствами Коперника о том, что уже перестала быть Это стали подтверждать и последующие научные открытия, наглядно показывая необычайно огромные просторы Вселенной, в которой наша планета была лишь бесчисленной песчинкой среди множества других космических объектов.

На сегодняшний день, пожалуй, природа как никогда нуждается в нравственном философском подходе. Ведь зачастую безрассудное отношение к природным богатствам губительно отражается на состоянии всей планеты.

Введение.................................................................................................... 3

История постановки вопроса о взаимоотношении естествознания и философии 4

Философия и естественнонаучные знания............................................ 6

Предметы знания науки и метафизики.............................................. 7

Взаимосвязь философии и науки........................................................ 9

Методологические различия в естественнонаучной и философской постановке вопросов................................................................................................................................. 10

Значение философского познания для естественнонаучного исследования 14

Список использованной литературы................................................... 15

Введение

Предмет естествознания - различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстраты), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи, их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, так и специфического характера. К числу естественных наук относятся физика, химия, биология, геология.

Цели естествознания:

находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления,

раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы.

Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы обратившись к истории.

История постановки вопроса о взаимоотношении естествознания и философии

Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличии от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания "госпожой наук", считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против.

В размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течении многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами "королева наук" и "наука наук".

В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки - само слово "философия" означает "наука". Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась

отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни. Лишь в 17-18 веках сформировалось естествознание выделилось в отдельную составляющую познания.

В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность, одним словом развенчивающее "королеву наук" в "служанки". В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия это суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными. Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будоражившие умы в течении столетий.

Ко всему прочему отличием философского знания от других является то, что философия - единственная из наук объясняет что такое бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.

Философия и естественнонаучные знания

Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма об­щественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует поз­навательные ценности, социально-политическое, нравственное и эс­тетическое отношение человека к миру.

Философия, как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, является единственной научной методологией всех естественных наук.

Объективной основой взаимосвязи диалектического материализма и в целом естествознания является материальное единство общего и отдельного в развитии материи, общих и частных законов. Научно-философское мировоззрение выполняет познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

Взаимосвязь философии с естествознанием заключена в самих предметах их познания: методом познания естественных наук являются специфические законы природы; предметом познания диалектического материализма являются всеобщие законы природы, общества мышления.

Философия влияет на естественнонаучное знание уже в силу того, что любая человеческая деятельность носит целенаправленный характер, проявляющийся в теоретической и практической деятельности.

А значит, философские представления оказывают воздействие не только на мировоззренческие выводы из достижений частных наук, но и на специфические теории и экспериментальную часть науки. Исходя из цели познания, отбираются факты, а это значит, что на экспериментальной стадии научных исследований сказывается влияние общефилософских представлений.

Предметы знания науки и метафизики

Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания «госпожой наук», считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей против ни единого слова. В размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течение многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами «королева наук» и «наука наук».

Вместе с накоплением отдельных знаний по всем сферам человеческой деятельности происходило самоопределение философии: она все более сосредотачивалась на всеобщих проблемах бытия и познания.

Становление теоретического естествознания начинается с XVII века благодаря бурному развитию материального производства. Начинается процесс разграничения метафизического и естественнонаучного знания.

Метафизика стремилась вогнать естествознание в искусственные схемы мироздания, проистекавшие из религиозных концепций.

Гегель всякую науку рассматривал как прикладную логику. Для него законы и категории духа первичны по отношению к материальным явлениям, логическое первично по отношению к историческому.

Дальнейшее распространение получила теория Конта. Он и его последователи доказывали, что наука не нуждается в организующей ее философии. Позитивизм Конта послужил одним из важнейших источников философии эмпириокритицизма, который был начальным этапом эволюции позитивизма и субъективно-идеалистическим толкованием достижений естествознания в конце XIX начале XX веков.

Философы-материалисты с большим уважением относились к достижениям естественных наук. Как отмечал. Энгельс, материализм означает понимание природы такой, как она есть.

Философские вопросы естествознания исторически менялись со временем.

С развитием науки философия не могла уже охватывать все возрастающую сумму знаний о мире и подменять конкретные науки в разработке единой картины мира. Это приводило в противоречиям внутри самих философских теорий.

Философские проблемы естествознания возникают на стыках различных дисциплин (в т.ч. научной философии), их разработка и решение выступают в качестве одной из важных форм интеграции научного знания.

Существует достаточно много определений философии. Как правило, приверженцы различных философских направлений трактуют ее по-разному. По В.С. Спиркину , философия может быть определена: а) как форма общественного сознания; б) как учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; в) как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Она вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Между философией, восходящей еще к античному периоду становления науки, и естествознанием всегда существовала тесная взаимосвязь . Как уже отмечалось, первичное нерас- члененное знание о мире и человеке, накопленное в течение многих столетий развития первобытно-родового общества, было совокупностью эмпирических сведений, верований и мифов, устно передававшихся от поколения к поколению. Изобретение письменности, развитие материального производства, разделение умственного и физического труда интенсифицировало накопление знаний. Это привело к возникновению науки как теоретической системы знаний о мире, а затем - к дифференциации наук. Становление философии и конкретных естественных наук по их предмету и теоретическому содержанию исторически происходило более или менее одновременно и параллельно при постоянном взаимодействии друг с другом и непрерывном обмене концепциями. Уже в Древней Греции наряду с философскими концепциями мироздания и общества начали формироваться такие науки, как астрономия, арифметика, геометрия, география, медицина, история, которые не считались философией.

Вместе с этим происходило предметное самоопределение философии, которая все более сосредоточивалась на всеобщих проблемах бытия и познания. В ее рамках рассматривались вопросы сущности мира: был ли он создан Богом или существует вечно и материален; в чем смысл жизни; каковы перспективы и цели общества, грядущая судьба человечества; познаваем ли мир и каковы законы и методы этого познания. Эти вопросы и сейчас являются предметом философских дискуссий. Естественные науки также участвовали в их обсуждении и давали свои решения, но по мере дифференциации наук и более точного определения их предмета область исследования в каждой из наук ограничивалась более частными и конкретными вопросами.

Считается, что становление теоретического естествознания началось в XVII в. во многом благодаря ускоряющему воздействию материального производства и развитию капитализма. В XVII- XIX вв. активно развиваются математика, физика, астрономия, биология и другие естественные и гуманитарные науки, все более отдаляющиеся от философии. В натурфилософии (философии природы) того времени конкретно-научные теории и факты часто связывались со схемами религиозного мироздания. Так, Г.В. Лейбниц все явления природы трактовал как формы реализации некоторой мудрой цели, поставленной творцом, создавшим этот лучший из всех возможных миров. И. Кант развивал динамическую концепцию материи как формы проявления активной энергии, вложенной Богом в субстанцию в момент создания мира.

В натурфилософии Ф.В. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля также давалось телеологическое и пантеистическое понимание природы. Например, по Гегелю, природа - это форма инобытия абсолютного духа, который в процессе саморазвития трансформируется в природные и социальные явления и через них все более полно познает свою сущность, достигая в конечном счете абсолютного знания. При этом если теории и факты естествознания не укладывались в общую концепцию, то эти теории и факты должны быть отвергнуты как ложные. Так, Гегель выступает против спектральной теории света Ньютона, отвергает атомистику, кинетическую теорию теплоты и т.д. В конечном счете всякую науку Гегель рассматривал как прикладную логику.

Натурфилософские представления развивались и в рамках французского материализма второй половины XVIII в. В трудах П.А. Гольбаха, Д. Дидро, Ж.Л. Д’Аламбера, П.С. Лапласа, Ж.О. Ламеттри излагается представление о природе как о движущейся материи, вечной во времени и бесконечной в пространстве, находящейся в постоянном саморазвитии в виде круговоротов и закономерно порождающей жизнь и разум на планетах, где для этого существуют благоприятные условия. По их представлениям, все явления в мире детерминированы материальными связями и естественными законами, познание которых даст со временем возможность объяснить любые явления. Гегель называл такой материализм механическим. Этот термин впоследствии получил достаточно широкое распространение. Из всех естественных наук того времени механика достигла наибольших успехов ко второй половине XVIII в., особенно астрономия и небесная механика. Французские материалисты широко использовали эти достижения, но не ограничивались ими. В своей философской аргументации они обращались к естественным наукам, фактам истории, искусству, этическим и правовым теориям. В России того времени соединение достижений науки и материалистического миропонимания было осуществлено в трудах М.В. Ломоносова.

В XIX в. натурфилософия развивалась в трудах П.С. Лапласа, Дж. Дальтона, Л. Фейербаха, М. Фарадея, Дж.К. Максвелла, Ч. Дарвина, Э. Геккеля, Л. Больцмана и других ученых, которые в своем философском миропонимании опирались на достижения науки, а некоторые из них сами были авторами фундаментальных открытий и теорий. Характерно, что новые естественно-научные концепции вначале формулировались их авторами в виде философских идей, а по мере их разработки, эмпирического и теоретического обоснования воплощались в конкретно-научные теории. Философское миропонимание выполняло конструктивную эвристическую функцию.

Во второй половине XIX в. проблему взаимодействия философии и естествознания рассматривали К. Маркс и Ф. Энгельс. Так, Энгельс свой труд «Диалектика природы» посвятил диалектико-материалистическому анализу достижений науки в понимании природы, раскрытию всеобщих свойств и законов движения материи, уточнению принципов диалектического материализма. По мнению Энгельса, не природа должна согласовываться с принципами, а принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют действительности.

Как негативная реакция на идеалистическую натурфилософию получил распространение позитивизм О. Конта и его последователей. Конт полагал, что наука не нуждается в организующей ее философии, что она сама заключает в себе философское понимание мира и его познания. Согласно концепции позитивизма, подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук и их синтетического объединения. На место той философии, которая существовала тогда, Конт предлагал поставить синтетическое научное знание, сведенное к общим выводам из естественных и общественных наук. Позитивизм отвергает претензии философии на раскрытие причин и сущностей. По Конту, наука не объясняет, а лишь описывает, отвечает на вопрос не «почему», а «как». В рамках исторически первой формы позитивизма, именуемой классическим позитивизмом, утверждалось, что наука способна к бесконечному развитию (О. Конт), однако мир объективной реальности непознаваем (Г. Спенсер).

Позитивизм Конта послужил одним из важнейших источников философии эмпириокритицизма (махизма) - второго этапа развития позитивизма. Дело в том, что открытия конца XIX-начала XX в. (делимость атомов, существование кванта действия и других качественно иных законов микромира) привели к кризису механической картины мира. Это было истолковано некоторыми философами как кризис физики, опровержение материализма и доказательство полной относительности и условности научных теорий. Э. Мах, Р. Авенариус и их последователи сформулировали свою философию естествознания - эмпириокритицизм. В рамках этой философии, так же как и в классическом позитивизме, отрицались и материализм, и идеализм. Мах рассматривал материю как совокупность «элементов мира», представляющих собой комбинации физических и психических свойств (вторичных качеств). Он сформулировал принцип экономии мышления, по которому мышление представляет собой изначальную биологическую потребность организма в самосохранении, обусловливающую необходимость «приспособления» организма к фактам. Поэтому объяснительная часть науки является излишней и в целях экономии мышления должна быть удалена. То же содержание Авенариус вкладывает в принцип наименьшей траты сил. Считая, что в опыте снимается противоположность материи и духа, он выдвинул теорию принципиальной координации, согласно которой «без субъекта нет объекта», т.е. без сознания нет материи. Таким образом, природа ставилась в зависимость от субъекта и способов ее восприятия.

Дальнейшее развитие позитивизма связывают с неопозитивизмом, появление которого относят к 1920-м гг. Продолжая традицию позитивизма, сторонники неопозитивизма отрицают возможности философии как теоретического познания, отрицают постановку вопроса об отношении материи и сознания, считая это способом преодоления конфронтации идеализма и материализма. В рамках данного течения внимание концентрируется на анализе роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и проч.

Кроме рассмотренных философских систем и их отношения к естествознанию существуют и другие взгляды. Однако нам интересны две крайние «модели» решения вопроса взаимодействия естествознания и философии: во-первых, умозрительно-философский подход (натурфилософия, философия истории И Т.П.), сущность которого состоит в прямом выведении специальных положений частных наук непосредственно из общих философских принципов без проведения анализа конкретного - фактического и концептуального - материала естественных наук; во-вторых, позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия». При использовании этих крайних моделей роль философии в частнонаучном познании либо абсолютизируется (в первой модели), либо принижается или даже вовсе отвергается (во второй).

Если у вас яблоко и у меня яблоко, и мы обмениваемся, то остаемся при своих - у каждого по яблоку. Но если у каждого у нас но одно идее, и мы передаем их друг другу, то ситуаци меняется. Каждый из нас становится богаче а именно - обладателем двух идей.

Б. Шоу

Обсуждение многих мировоззренческо-философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходимой формой осознания особенностей как самой науки, так и той цивилизации в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодн эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано прежд всего с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в информационну стадию развития, рационализация всей социальной жизни становитс не только возможной, но жизненно необходимой. С другой - обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа:В и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности тотального управления социальными процессами Эти вопросы требуют философского обоснования.

Наука в своих глубинных основах всегда была связана с философией. В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки - само слово «философия» означает «наука». Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или казалось способны стать объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась в некоторой степени органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук в одно общее познание, отчасти проводнико нравственной и религиозной жизни.

Первую попытку обозначить круг задач философии при существующих и только начинающих формироваться конкретных науках в свое врем предпринял Аристотель. В отличие от частных наук, каждая из которы занята исследованием в своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих начала бытия. Ее теоретическое величие представилось Аристотелю несоизмеримым с возможностями частных наук и вызывало его восхищение. Он назвал эту область знания «госпожой наук», считая, что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей против ни единого слова. В размышлениях Аристотел отражено характерное для его эпохи резкое расхождение философско мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости Такая ситуация сохранялась в течение многих веков. Подход Аристотел надежно утвердился в сознании философов титулами «королева наук»В и «наука наук».

В XIX-XX вв., на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о значении науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма поставившего под сомнение познавательные возможности философии, е научность, одним словом развенчивающее «королеву наук» в «служанки» В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия это суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда ещ не сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой наук познавательные притязания философии объявляются несостоятельными Провозглашается, что зрелая наука - сама по себе философия, что именн ей посильно «брать на себя» и успешно решать запутанные философски вопросы, будоражившие умы в течение столетий.

Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в то или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологи познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философи объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

Таким образом, специфика науки не только в том, что она не берется за изучение мира в целом, подобно философии, а представляет собой частное познание, но и в том, что результаты науки требуют эмпирической проверки. В отличие от философских утверждений они не только подтверждаемы с помощью специальных практических процедур или подвержен строгой логической выводимости, как в математике, но и допускают принципиальную возможность их эмпирического опровержения. Все это позволяет провести разделительную линию между философией и наукой.

Отсутствием окончательных ответов на вечные вопросы о смысле жизни и человеческого существования отличается философия от науки, с одно стороны, и от религии - с другой. Философские системы нельзя полностью подтвердить или опровергнуть: они говорят о мире в целом, претендуя на вселенский масштаб. Критерий истинности - практика - к ни не применим. Научные положения имеют конкретные следствия, которы могут быть проверены непосредственно или с помощью соответствующи приборов. Философские положения не имеют проверяемых следствий.

Но в отличие от религии философские построения основываются на научных данных, тогда как для религии основным остается Откровение, а его не легко модифицировать под влиянием новых научных открытий. Наука занимается трансцендентальным (посюсторонним), религия - трансцендентным (потусторонним). Для философии характерно рассмотрение обеих областей в единстве. Все связано со всем в реальном и духовном мире. Связующим звеном между наукой и религией служи философия, которой присуща неудовлетворенность хождением по равнин опытной науки и постоянное стремление вверх с опасностью упасть в пропасть.

В отличие от науки с приматом чувственного опыта и религии с культом авторитета, в философии большое значение приобретает интуиция. Философское знание - знание об универсуме, и оно может считаться полноценным в том случае, если имеется метод постижения целого.

Наука предоставляет аргументы в пользу какой-либо философской системы, дает эмпирический материал, на основе которого выдвигаются философские гипотезы. В этом ее философское значение, и отсюд понятна борьба за философские выводы из научных открытий. Наук предоставляет информацию для философии, оставляя широкое поле дл философских размышлений по поводу ее развития. Различные проблемы возникающие в науке и теории познания, способствуют развитию философской мысли.

Ученых порой представляли в качестве так называемых стихийных материалистов, уверяя, что им присуща изначальная вера в материальность мира. Вообще говоря, это не обязательно. Можно верить, что Нект или Нечто передает людям чувственную информацию, а ученые считывают, группируют, классифицируют и перерабатывают ее. Эту информацию наука рационализирует и выдает в виде законов и формул вн отношения к тому, что лежит в ее основе. Поэтому ученый может вполн быть как стихийным материалистом или идеалистом, так и сознательны последователем какой-либо философской концепции. Такие ученые, ка Декарт и Лейбниц, сами были выдающимися философами своего времени.

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают - в конкретных науках используется универсальны мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные метод познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основы науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.

Философский анализ научных понятий формирует категории, из которых строится здание философской системы. Правда, для того чтобы войти в ткань философии, научные понятия должны быть модифицирован с целью их согласования в единой системе. Так, впрочем, поступает и наука Философский анализ научных понятий полезен и тем, что связанная с ни унификация понятий способствует синтезу различных областей знания.

Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философи нельзя однозначно причислять к науке и, наоборот, нельзя отрицать е научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научны основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.

Взаимодействие философии и науки хорошо прослеживается в творчестве многих естествоиспытателей. Особенно оно характерно для переломных эпох, когда создавалось принципиально новое научное знание. Можно вспомнить, скажем, «Правила умозаключений в физике», разработанные великим Ньютоном, которые заложили методологический фундамент классической науки и на столетие вперед стали эталоном научног метода в физико-математическом естествознании. Значительное внимани философским проблемам уделяли и создатели неклассической науки -Эйнштейн и Бор, Борн и Гейзенберг, а у нас в России - В. И. Вернадский предвосхитивший в своих философских размышлениях ряд особенносте научного метода и научной картины мира наших дней.

Высоко оценивая роль философской мысли в науке, В. И. Вернадский, однако, проводил между ними границу, хорошо понимая, что кажда из этих сфер человеческой культуры имеет свою специфику. Игнорирование этой автономии научной деятельности, грубое вмешательство в научные исследования факторов ненаучных, да еще в догматическом виде сказалось на судьбе многих выдающихся ученых: всем памятны имен Н.И. Вавилова, Н.К. Кольцова и др. Осуждению и репрессиям подвергались целые науки и направления научного поиска (генетика, кибернетика, релятивистская космология и др.). Некомпетентное вмешательств в науку не раз создавало препятствия для свободного научного исследования. Нельзя забыть и попытки ряда естествоиспытателей, которые отстаивали свои несостоятельные концепции с помощью псевдофилософско риторики. Примерами этого изобилует развитие практически всех нау определенной эпохи. Но все они не бросают тень на саму идею связ науки и естествознания, сотрудничества специалистов разных областе науки с философами.

Нуждается в философском осмыслении и современная наука, которая имеет ряд особенностей, качественно отличающих ее от науки даже недавнего прошлого. Говоря об этих особенностях, следует иметь в вид не только научно-исследовательскую деятельность саму но себе, но и е роль в качестве интеллектуального фундамента технологического прогресса, стремительно меняющего современный мир, а также социальны последствия современной науки.

Мир меняется каждую секунду. Мы узнаем мир каждый день.

Цель работы - выяснить взаимосвязь и взаимозависимость естествознания и общества. В работе попытаемся определить степень участия и роль естествознания в развитии общества.

Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

· раскрыть понятие - «естествознание»;

· определить место науки и научных знаний в обществе;

· выделить причинно-следственную связь;

Объектом изучения будут мнения и теории ведущих мыслителей. Предметом исследования - роль естествознания в развитии общества.

Юристу, как и любому гражданину, непосредственно связанному с установленными государством нормами и правилами, регулирующими отношения людей в обществе, в том числе и защитой авторских прав и вопросов экологии, важно знать роль знаний и информации в производстве, предпринимательстве и жизни общества.

Для правильного понимания любого понятия и тем более рассмотрения причинно-следственной связи с другими понятиями и явлениями необходимо определить, что оно из себя представляет, как возникло и для чего служит.

Естествознание, ответ в самом слове - знание о естестве.

По словарю русского языка С.И. Ожегова: «естествознание - естественные науки, науки о явлениях и закономерностях и явлениях» 1 .

По философскому словарю: «естествознание - наука о природе; совокупность естественных наук, взятая как целое; одна из трех основных областей человеческого знании (наряду с науками об обществе и мышлении). Естествознание - теоретическая основа промышленной и сельскохозяйственной техники и медицины; естественнонаучный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы. Предмет естествознание - различные виды материи и формы их движения, проявляющиеся в природе, их связи и закономерности…».

Получив такой ответ, можно ли судить о роли естествознания на общество? Не будем торопиться. Ответ на вопрос о влияния естествознания известен - он нас окружает. Известен результат взаимодействия. Для выявления причинности обратимся к истокам образования естественнонаучных знаний.

Ф. Ницше утверждает, что «на протяжении чудовищных отрезков времени интеллект не производил ничего, кроме заблуждений; некоторые из них оказывались полезными и поддерживающими род: кто наталкивался на них или наследовал их, тот вел более удачную борьбу за себя и свое потомство. Подобные ложные верования, передававшиеся все дальше и дальше по наследству и, наконец, ставшие почти родовой основой человека, суть, например, следующие: существуют постоянные вещи; существуют одинаковые вещи; существуют вещи, вещества, тела; вещь есть то, чем она кажется; наша воля свободна; то, что хорошо для меня, хорошо и в себе и для себя. Лишь гораздо позже выступили отрицатели и скептики таких положений,-- лишь гораздо позже выступила истина, как бессильнейшая форма познания».

Его слова отражают то время, когда жизнь определяли рефлексы. Рефлекторы подавали сигналы и импульсы мозгу, формируя ощущения и представления. В те времена наших предков, согласно теории Дарвина, называли человекоподобными обезьянами, а их группы стадами. С появлением сознания. Его свойствами. Возникла потребность в получении информации об окружающем мире. Знания приносили пользу особи и племени в целом в развитии земледелия, скотоводства и обработки металлов - гегелевский переход количества в качество. Получение знаний становится необходимостью. Все подлежит объяснению. Тому, что не удается - приписывается божественное начало.

«Разумное, рациональное не дано изначально, его нет в природе без человека, оно является продуктом развития человека, его труда и познания. Существует только один разум -- человеческий; посредством труда и других форм практики человек вносит его в мир, создает на основе идей разума очеловеченную природу».

Человек от животного - выживать, перешел к цели - познавать!

Познание - это сложный процесс, состоящий из нескольких стадий. На эмпирической, или опытной, стадии используются методы, опирающиеся на систематические наблюдения, эксперимент и измерение. Наука как форма познания окружающего нас мира оперирует такими понятиями как наблюдение, эксперимент, теория.

Наблюдение - это первоначальный источник информации. Научное наблюдение отличается от обыденного. В процессе научного наблюдения, в отличие от обычного, используются разнообразные материальные средства: приборы, инструменты, оборудование. Научное наблюдение предполагает и участие живого созерцания, но так как цель научного познания - обнаружение объективных законов, то по возможности оно должно исключить субъективные моменты. В процессе научного наблюдение результаты не должны зависеть от наблюдателя.

Систематичность, подконтрольность и тщательность - характерные требования к научному наблюдению. Исследование начинается с постановки проблемы. Проблемы вырастают из потребностей практической деятельности человека в виде некоторого стремления к новому знанию. Понятие проблемы, как правило, связывается с непознанным, и поэтому можно дать первоначальное определение проблемы: то, что не познано человеком и, что нужно познать. В этом определении содержится весьма важное - то, что направляет процесс исследования. Однако бывают сюрпризы - открытия, связанные с совершенно случайными, заранее не предусмотренными наблюдениями. Наблюдение дает эффект, если есть уверенность или догадка, что следует искать. Основой наблюдения является теория, идея. Таким образом, фундаментальные понятия и принципы в науке возникают как результат творческой деятельности людей.

Современная наука, как форма духовной деятельности человека по получению нового знания о природе, обществе и самом знании возникла в Европе в период 15-17 вв. в период становления капиталистического способа производства. Наука разделена на множество отраслей знания, различимых между собой.

По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознание, и обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки), о познание, мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельную группу составляют технические науки. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, биология и др., каждая из которых подразделяется на научные дисциплины - физическая химия, молекулярная химия и т. д. Могут быть и другие критерии для классификации наук. По своей удаленности от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственно решающие практические задачи.

Зачатки мышления, идущие в плане частных наук, появились под влиянием Аристотеля и его школы. Но это не нарушало целостность науки и картины мира. В эпоху христианского средневековья наука так же разрабатывалась как гармоническое целое. Только в конце средних веков произошла подмена понятия «наука» понятием «естествознание». Эта новая наука начала с эпохи Возрождения, когда была признана возможность математического описания результатов, полученных экспериментальным путем. Эта новая форма приобрела столь большое значение, что частные науки оценивались в зависимости от степени применения в них математики. Под влиянием экспериментально-математической науки коренным образом изменилось мировоззрение европейца и усилилось его влияние на духовную жизнь остального мира.

При развитии новой науки возникла необходимость более глубокого разделения ее на специальные дисциплины, для более тщательного и глубокого изучения отдельных явлений и процессов определенной области действительности. Естественные науки, получившие свое право на существование с 18 в., - это совокупность всех наук, занимающихся исследованием природы. Главные сферы естественных наук - материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная - позволили сгруппировать их следующим образом:

физика, химия, физическая химия

биология, ботаника, зоология

анатомия, физиология, учение о происхождении и развитии, учение о наследственности

геология, минералогия, палеонтология, метеорология, география

астрономия вместе с астрофизикой и астрохимией.

Математика, по мнению ряда натурфилософов, не относится к естественным наукам, но является решающим инструментом их мышления (по Пифагору - это число).

Дифференциация научного знания была необходимым этапом в развитии науки. Частные науки классифицировались с точки зрения их предмета или метода.

При условии, если окружающий нас мир един и образует единое и целостное образование, то и знание о нем имеет фундаментальное единство. И хотя наука разделена на дисциплины, но существуют фундаментальные законы, отображающие единство и целостность природы, законы, составляющие фундаментальное единство естественных наук.

Воплощением единства всех форм знаний о мире представляет собой научный метод, которым пользуются все естественные науки. Тот факт, что познание в естественных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствуют, с одной стороны об общем, едином источнике их познания, с другой стороны, - о взаимосвязи и единстве этих наук.

Единство естественных наук подтверждает и междисциплинарные методы исследования, например системный метод. Хотя, системы, встречающиеся в природе, имеют разное строение и разные признаки, но все они самоорганизующиеся системы, и нельзя противопоставлять живые и неживые системы, новые результаты проливают свет на проблему возникновения жизни.

Чтобы подчеркнуть фундаментальный характер единства всех важнейших знаний естественных наук о природе, ученые ввели понятие естественнонаучной картины мира, под которой понимают систему важнейших принципов и законов, лежащих в основе окружающего нас мира.

Наука все глубже проникает в сущность явлений, процессов, охватывает все более широко картину мира. Будучи, прежде всего, явлением духовной жизни общества, наука воплощается в сфере его материальной жизни. Она представляет собой особую область человеческой деятельности, как теоретической, так и практической. Еще на ранних ступенях развития науки ученые не только созерцали природу, но и действовали: изобретали приборы, вели с их помощью наблюдения, ставили эксперименты и добывали таким образом для науки новые факты. В древности, например, был создан такой астрономический прибор, как гномон -- вертикальный столбик на горизонтальной площадке, с помощью которого греки умели не только определять высоту солнца над горизонтом, но и географическую широту.

В Новое время получили широкое развитие такие формы научной практики, как инструментальное наблюдение и особенно эксперимент, а в наши дни ни одна естественная наука невозможна без солидной экспериментальной базы. Во многих областях науки эта база требует для своего создания колоссальных затрат, а в техническом отношении она сложнее любого производства. Гигантские синхрофазотроны (ускорители заряженных частиц), космические корабли и ракеты, тончайшие приборы, позволяющие измерять промежутки времени и интервалы пространства в микромире, и т. д.-- такова экспериментальная база современной науки. Создание этой техники и управление ею является очень важным видом практической деятельности. Разграничение между теорией и практикой во многих областях науки потребовало разделения труда между учеными, что увеличило количество рабочих мест и занятость в научно-исследовательском процессе. Например, физики-экспериментаторы ставят опыты, управляют приборами, дают первичное обобщение полученных данных, а физики-теоретики целиком посвящают себя обобщению данных эксперимента, развитию теории.

«Главная особенность практической деятельности в науке в том, что она подчинена делу добывания знаний, развития теории. Конечно, материальный и духовный факторы переплетены между собой не только в науке, но и в любой области человеческой деятельности, и поэтому взаимодействие этих факторов должно учитываться при рассмотрении каждой из них. Так, если материальное производство, труд не существуют без духовного момента, то любая форма общественного сознания не существует без материального момента». Это касается науки, которая предполагает целый ряд специальных форм практической деятельности - эксперимент, наблюдение. Существование «научной практики», однако, не может служить аргументом против того, чтобы считать науку, прежде всего, и главным образом явлением духовной жизни общества, особой формой общественного сознания.

Важнейшая закономерность исторического развития науки -- возрастание ее роли в производстве и управлении обществом, ее значения в общественной жизни.

Уже на первом этапе существования науки она возникает как ответ на практические, прежде всего производственные, потребности. Появление астрономии, математики и механики было вызвано потребностями ирригации, мореплавания, строительства крупных общественных сооружений -- пирамид, храмов и т. д. Ф. Энгельс замечает, что «уже с самого начала возникновение и развитие наук обусловлено производством».

Но в античном мире Средиземноморья и в др. обществах наука, по существу, находилась в зарождающемся виде. Иногда рост науки и ее общественного значения шел очень медленно, а подчас прерывался на столетия. Так, в Западной Европе раннее средневековье ознаменовалось утерей многих научных достижений античного периода.

Причина сравнительно медленного развития науки в этот период -- в застойности производства, т. е. в том, что основные производственные процессы в земледелии, животноводстве, ремесле, строительстве велись с помощью примитивных ручных орудий труда и на базе традиционных, унаследованных от предшествующих поколений эмпирических знаний. В управлении обществом наука также использовалась в весьма скромных масштабах, хотя арифметика была нужна для торговли и сбора налогов, юридическая наука, появившаяся вместе с кодификацией обычного права, достигла в Риме весьма высокого уровня, а политические и философские трактаты античности были важным средством социальной ориентации и орудием в политической борьбе различных социальных сил.

Второй этап в истории науки начинается с конца XV в., когда в Европе зарождается современное опытное естествознание и одновременно происходит бурный рост общественно-политических наук и философии. Основная причина этого перелома -- зарождение в недрах феодализма нового общественного строя. «Когда после темной ночи средневековья вдруг вновь возрождаются с неожиданной силой науки, начинающие развиваться с чудесной быстротой,-- писал Ф. Энгельс,-- то этим чудом мы опять-таки обязаны производству». Энгельс полагал, что именно с этого времени начинается ускоренное развитие науки, «которое усиливалось, если можно так выразиться, пропорционально квадрату расстояния (во времени) от своего исходного пункта» .

Возрастание роли науки в жизни общества идет параллельно ее собственному бурному прогрессу, причем во взаимодействии науки и производства последнему принадлежит, безусловно, решающая роль. Рост научных знаний, особенно в механике и математике в XVI--XVIII вв., будучи непосредственно связан с нуждами производства, мореплавания и торговли, подготавливал промышленный переворот в Англии XVIII в., а переход к машинному производству, в свою очередь, дал науке новую техническую базу и мощный толчок для дальнейшего развития.

Бурный рост естествознания в XIX в. может быть понят, прежде всего, как продукт развития производительных сил общества.

Третий этап в развитии науки и в изменении ее общественной роли начинается в XX в. Для данного этапа характерно не только дальнейшее ускорение научного прогресса, но и существенное видоизменение соотношения науки и производства. Развитие науки становится исходным пунктом для революционизирования практики, для создания новых отраслей производства.

Возрастание социальной роли науки представляет собой одну из важных закономерностей развития общества. Вместе с тем развитие науки имеет и свою внутреннюю логику, свои закономерности.

Растущее применение научного знания породило семью так называемых прикладных наук. Это, прежде всего, науки технические, изучающие действие законов физики и химии в технических устройствах. Их бурный рост начался в конце XIX в., и они являются непосредственным двигателем технического прогресса, как в производстве, так и в военном деле.

Это также науки сельскохозяйственные и медицинские, изучающие действие и использование законов живой природы в сельском хозяйстве и при лечении людей. Все эти науки непосредственно примыкают к наукам о природе.

Основная функция естественных и технических наук состоит в том, что они обслуживают общество знаниями о природе, о созданных людьми технических устройствах, помогают создавать новые средства техники.

В последние десятилетия процесс дифференциации наук идет особенно быстро. Фундаментальные науки о природе (физика, химия, биология, геология, астрономия) становятся комплексом все более многочисленных ветвей знания, каждая из которых постепенно, вырастает, в особую науку. Возникают пограничные, стыковые области знания, которым принадлежит все более важная роль (биохимия, геофизика, биофизика, молекулярная биология, геохимия, физическая химия и другие).

К общим закономерностям развития науки следует отнести также возрастание ее относительной самостоятельности. Наука находит внутри себя все более мощные стимулы дальнейшего развития уже потому, что, чем больше сумма накопленного знания, тем более ощутимо его давление при постановке новых задач. Ученый должен освоить созданное до него, а это значит, что он, как отмечал Ф. Энгельс, «располагает в области каждой науки известным материалом, который образовался самостоятельно из мышления прежних поколений и прошел самостоятельный, свой собственный путь развития в мозгу этих следовавших одно за другим поколений» 1 .

Возрастание общей суммы знаний оказывает мощное влияние и на структуру науки, поскольку требует все большего разделения труда между учеными. А этот фактор, в свою очередь, способствует возрастанию самостоятельности науки, поскольку в условиях разветвленного и дробного разделения труда подготовка ученых и замена одних лиц другими становится все более сложным делом.

Самостоятельность науки, тем не менее, была и остается относительной. Ее прогресс и в XX в. Обусловлен, в конечном счете, развитием практики, потребностями производства, управления обществом, военными нуждами, необходимостью охраны здоровья людей и природной среды, воспитания подрастающего поколения. Но чем более обширно поле научной деятельности и чем глубже разделение труда внутри нее, тем большее значение приобретает внутренняя логика развития науки, свойственные ей внутренние источники прогресса.

Важнейшим внутренним источником развития науки является идейная борьба между различными направлениями в ней, школами, отдельными учеными. Борьба идей, мнений всегда двигала науку вперед. Без борьбы мнений и свободы критики наука может застыть на месте, снизить темпы своего развития. Чем выше уровень науки, тем больше значение борьбы мнений при решении стоящих перед ней задач, хотя сами эти задачи в конечном счете выдвигаются нуждами практики.

Возрастание роли науки в жизни общества находит зримое выражение в росте численности научных работников, в увеличении ассигнований на науку, в развитии системы научных учреждений.

Если всего 100 лет назад численность ученых во всем мире измерялась десятками тысяч, то сегодня она измеряется миллионами. Так, в СССР до революции насчитывалось примерно 10 тысяч ученых. Перед Великой Отечественной войной их было уже 98,3 тысячи, в 1950 г. -- 162,5 тысячи, в 1960 г.--354,2 тысячи, а в 1980 г.-- 1373,3 тысячи человек.

Общественная роль науки измеряется, конечно, не только численностью ученых, важное значение имеет быстрый рост расходов на науку, которые позволяют оплачивать не только труд ученых и обслуживающего персонала научных учреждений, но также сотен тысяч рабочих, техников, инженеров, выполняющих заказы науки на приборы и оборудование, занятых печатанием и распространением научных трудов и т. д.

Вместе с тем надо, разумеется, учитывать не только количественные показатели. Как в области производства, так и в области науки в настоящее время совершается поворот от экстенсивного к интенсивному развитию. Это остро ставит вопрос о повышении эффективности вложений общества в науку, о росте результативности занятых в науке работников.

Развитие науки имеет столь большое значение, как для настоящего, так и для будущего, что эта область стала важнейшим полем конкуренции, соревнования и борьбы между странами. Промышленная и военная мощь сегодня во многом определяется затратами на науку и уровнем их эффективности, темпами научно-технической революции, умением быстро использовать ее результаты в производстве.

Взаимодействие естествознания и общества всегда было непростым. Сначала науку рассматривали как средство покорения природы. Использование знаний меняло само общество и его жизнь, прежде всего его экономику.

Наука, и в том числе естествознание становиться для общества основой для практической деятельности. Со временем она становится производительной силой общества. От развития науки зависит развитие техники - орудий труда, мастерства, умения. Для современного общества характерна все более крепнущая связь науки, техники и производства.

Как уже отмечал, знание возникает и развивается на основе практической деятельности человека и служит ей, поскольку создает прообраз возможных и необходимых человеку вещей, процессов. Поэтому знание должно быть, в конце концов, так или иначе практически реализовано. Но для этого оно должно приобрести соответствующую форму, стать идеей.

В философской литературе термин «идея» часто употребляется в широком значении как всякая мысль, всякое знание независимо от формы: понятие, суждение, теория и т. п. Однако существует и другое, более точное значение этого термина. Идея -- это мысль, достигшая высокой степени объективности, полноты и конкретности ив то же время нацеленная на практическую реализацию.

Следовательно, знание, чтобы быть реализованным, должно стать идеей, в которой слиты воедино три момента:

1) конкретное, целостное знание об объекте;

2) стремление к практической реализации, к материальному воплощению;

3) цель, проект действия субъекта, план изменения им объекта.

Такой характер носят идеи науки, на основе которых происходят перестройка производства, глубокие социальные изменения в обществе. Мы говорим об идеях завоевания человеком космического пространства, об идеях использования атомной энергии в народном хозяйстве и т. п.

Идеи практически реализуются людьми с помощью не только материальных средств (орудий труда), но и духовных сил человека (воли, эмоций и т. п.). Как замечает В.И. Ленин, «мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его». Эта решимость человека основывается на знании, которое дает ему интеллект, мышление. Но последнее должно быть связано с волей, направляющей человека к преобразованию мира. У человека должна созреть решимость действовать в соответствии с идеей. В формировании ее большое место занимает убежденность в истинности идеи, в необходимости действия в соответствии с ней, в реальной возможности воплощения идеи в действительность.

Научное знание должно перейти в личное убеждение человека, которое создает решимость к действию, направленному на изменение существующей действительности.

Процесс практической реализации идей, превращения их в предметный мир, противостоящий человеку, носит название опредмечивания. Идеи, чтобы обогатить мир человека, сами должны материализоваться, принять форму предмета.

Опредмечивание имеет две стороны: социальную и гносеологическую. Социальный аспект опредмечивания связан с выявлением отношения, существующего между предметом, созданным трудом, и самим человеком. Рассматривая опредмечивание с теоретико-познавательной, гносеологической стороны, необходимо поставить вопрос о соответствии полученного в практике предмета той идее, которая в нем реализована. Когда идея воплощается в действительность, то тем самым решается вопрос об ее объективной истинности, отметается кажущееся, иллюзорное в ней. Этот процесс обнаруживает определенное несоответствие между идеей и полученным в практике предметом, которое возникает вследствие либо несовершенства идеи, недостаточности содержащегося в ней знания и способов его реализации, либо отсутствия необходимых материальных и духовных средств, условий для наиболее полного воплощения идеи в объективную реальность. Поэтому опредмечивание подытоживает один цикл исследований и открывает новый.

Наконец, полученный в практике предмет подвергается анализу с точки зрения его соответствия разумным целям человека.

Идеи практически реализуются в культуре -- материальной и духовной: в вещах, произведениях искусства, нормах морали и т. п. Отсюда правомерна постановка вопроса об их отношении к человеческим потребностям, носящим общественный характер. К. Маркс отмечал, что люди начинают не с чисто теоретического отношения к предметам внешней природы, а с активного овладения ими, они «дают этим предметам особое (родовое) название, ибо они уже знают способность этих предметов служить удовлетворению их потребностей... они, возможно, называют эти предметы «благами» или еще как-либо, что обозначает, что они практически употребляют эти продукты, что последние им полезны...».

Предметы природы, материальной н духовной культуры обладают способностью удовлетворять потребности человека, служить его целям. В этом смысле к ним возможен н необходим ценностный подход. Откуда берется у предметов эта способность -- из их природы или она идет от человека, его особенностей и возможностей? Если признать, что ценность коренится лишь в самих предметах, то это будет означать наделение их изначальными свойствами служить человеку и его целям.

Но ведь мы знаем, что природа и ее предметы существовали задолго до появления человека. С другой стороны, нельзя считать, что предмет может удовлетворять материальные или духовные потребности человека вне зависимости от своей природы. Если бы хлеб не содержал в себе определенных веществ, он не был бы продуктом питания, благом для человека.

Общественный мир не является чем-то потусторонним материальному природному процессу. Продукт человеческого труда является продолжением природы, поэтому ценность -- это свойство предметов, возникших в процессе развития общества, а вместе с тем и свойство предметов природы, включенных в процесс труда, быта и являющихся «жизненным элементом человеческой действительности...».

Некоторые противопоставляют ценностный подход к предметам и явлениям объективно-научному их рассмотрению. Однако разделить теоретико-познавательный и ценностный подход к предметам действительности можно только для строго определенных целей.

Первый стремится зафиксировать постижение предмета таким, каким он существует вне человека и человечества, освободить сознание от отношения субъекта, человека к его содержанию и выделить в чистом виде собственно знание, т. е. объективную истину.

Второй, наоборот, стремится как в самом объекте, так и в его отражении сосредоточить внимание на человеческом отношении, оценить все с точки зрения заложенных в нем возможностей удовлетворять потребности людей; берет не знание в чистом виде, а его воплощение в материальной и духовной культуре, способной служить человеку и его целям. Большую роль играет ценностный подход, например, в моральном и художественном сознании, во многом выражая специфику их отношения к объективному миру.

Вместе с тем в реальной человеческой деятельности оба момента (объективно-научный и ценностный) соединены, по могут существовать друг без друга, вытекают из одного источника - практического отношения человека к объективной действительности, выраженного в изменении окружающей природы под свои нужды, с применением естественнонаучных знаний.

Вывод

Деятельность является необходимым условием существования общества. В промышленном производстве используются только те технологии, что приводят к уменьшению затрат и увеличению производительности. Решения предопределяются спросом рынка и прибылью. Результат деятельности не всегда направлен на соблюдение законов природы и экологии, а иногда и против нее.

В век информации как оружия и товара, естествознание выступает в особенно интересном свете. Естественнонаучные знания это та информация, которая способна при участии в производстве и деятельности человека изменить мир.

Если естественнонаучные знания представляют собой научный потенциал производства - его ресурс, то при таких обстоятельствах задача по их сохранению и преумножению становится для государства на первое место. Строгое сдерживание не приведет к желаемому результату. Только создание благоприятных условий труда в области научно-исследовательской деятельности способно естественным путем сдержать утечку «информации».

Список литературы

Ахлибенский Б.В., Храленко Н.И. Основные концепции современного естествознания. Учебное пособие.- М., 2000.

Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. Учебное пособие для вузов.- М., 1998

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. - М., 1998

Константинов Ф.В., Богомолов А.С., Гак Г.М. Основы марксистко-ленинской философии. Учебник для вузов.- М., 1982

Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд., Стереотип.- М., 2001.

Фролов И.Т. Философский словарь 5-е издание. Политиздат-М., 1986.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода