Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Дунайская флотилия (Чехословакия). Дунайская военная флотилия

Русский и советский военный флот на нижнем Дунае – долгая история, хотя и с перерывами, тянущаяся с конца XVIII века – со времен русско-турецких войн Екатерины и взятия Измаила. Мы же поговорим о той Дунайской флотилии, что сражалась с гитлеровской Германией и, вынужденная уйти с великой европейской реки, затем вернулась и закончила войну в самом центре Европы – в Вене.

Бронекатер Дунайской флотилии, замаскированный у берега,
Фото: wio.ru

История интересующей нас Дунайской флотилии начинается летом 1940 года, с присоединением Бессарабии к Советскому Союзу. Как это будут называть любители Великой Румынии, Великой Молдавии, Великой Украины или Союза Нерушимого – автору безразлично, факт есть факт. Ну а раз нижний Дунай попал под контроль СССР, мало того – по нему пролегла граница с, не очень-то дружественной Румынией, то, совершенно естественно, там надо было создать военную флотилию. И ее создали. На базе кораблей прежней Днепровской флотилии.

Дело обстояло так. После ликвидации Польши СССР захватил целыми или в слегка затопленном состоянии большую часть польской флотилии на Припяти. Эти корабли, среди которых было несколько мониторов, как раз к лету 1940 г. ввели в строй. Изменение государственных границ сделало Днепровскую флотилию ненужной – и её расформировали. Часть кораблей свели в Пинскую флотилию – на Припяти. Другая часть, ядром которой стали 5 мониторов советской постройки, перешли на Дунай, образовав Дунайскую флотилию с главной базой в Измаиле.

К началу Великой Отечественной войны флотилия состояла из 5 мониторов – однотипные «Железняков», «Жемчужин», «Ростовцев», «Мартынов» и более новый «Ударный».

Монитор «Ударный»
Фото: hobbyport.ru

Монитор «Железняков», парад на Дунае в мае 1945 г.
Фото: heroesship.ru

Их дополняли 22 бронекатера, 5 катеров – минных тральщиков, 6 катеров-полуглиссеров, минный заградитель «Колхозник», штабной корабль «Буг», госпитальное судно «Советская Буковина», несколько буксиров и вспомогательных судов. Флотилии также подчинялись силы береговой обороны – стационарная 130-мм артиллерийская батарея, две подвижных 152-мм батареи, батареи 75-мм и 45-мм орудий, истребительная эскадрилья и рота «речной» пехоты. После начала войны в состав флотилии вошел также дивизон катеров НКВД из 30 единиц, среди которых было несколько «морских охотников». Командовал флотилией контр-адмирал Николай Осипович Абрамов.

Контр-адмирал Н.О. Абрамов
Фото: wikipedia.org

Противостояли советской флотилии корабли румынской Дунайской флотилии – 7 мощных мониторов, построенных на австро-венгерских верфях ещё до Первой мировой. Часть из них досталась Румынии в качестве трофеев после разгрома Австро-Венгрии.

Пересказывать отовсюду описания боевых действий мы не будем – это легко прочитать как в умных специальных книжках, так и в Интернете. Хотя основные вехи надо обозначить. Румыны в первый же день войны попытались форсировать Дунай, но везде были отбиты советскими войсками.

С помощью Дунайской флотилии вооружённые силы СССР успешно провели тактическую десантную операцию на правом берегу Килийского гирла. 25 июня мониторы «Ударный» и «Мартынов» вышли из Кислицкой протоки и высадили десант на мыс Сатул-Ноу напротив Измаила. После того, как румыны при поддержке своих мониторов перешли в контрнаступление, десант усилили батальоном 287-го полка. А ночью с 25 на 26 июня отряд из 4 бронекатеров высадил десант в Килия-Веке – напротив Килии. Таким образом, румын заставили прекратить весьма назойливые прицельные обстрелы Килии и Измаила, а корабли флотилии могли свободно ходить по Дунаю от Измаила до устья. Ренийский отряд кораблей флотилии был вынужден отступить к Измаилу, предварительно поставив на фарватере Дуная мины.

Подробно, хорошим, живым русским языком события первого месяца войны на Дунае показаны в документальной повести Владимира Синенко «Операция Килия-Веке» , изданной ещё в 1975 году.

Под влиянием общей обстановки на фронтах, из Придунавья пришлось уйти – ушла и флотилия, 19 июля прорвавшись из устья Дуная в Одессу. Затем корабли перешли в Николаев для ремонта. После этого мониторы «Жемчужин» и «Ростовцев» отправились на север, на усиление Пинской флотилии – где и погибли. Монитор «Мартынов» с несколькими бронекатерами сражался с немцами между Запорожьем и Никополем, а 18 сентября был взорван экипажем – прорваться в Черное море уже было нельзя. «Ударный» и «Железняков» помогали защищать Очаков. 19 сентября «Ударный» разбомбили немецкие пикирующие бомбардировщики. Уцелевший «Железняков» сражался затем в Азовском море, а в августе 1942 г. прорвался через занятый немцами Керченский пролив в Поти. В ноябре 1941 г. Дунайскую флотилию расформировали – за ненадобностью.

Вскоре после освобождения Одессы 19 апреля 1944 г. Дунайскую флотилию сформировали снова – на базе кораблей Азовской флотилии, к тому моменту утратившей актуальность. Командующим Дунайской флотилией стал контр-адмирал Сергей Горшков – будущий главком ВМФ СССР, военно-морской теоретик и создатель ракетно-ядерного флота.

Адмирал Горшков, командующий Дунайской флотилией, а затем – всем ВМФ СССР
Фото: rus-obr.ru

Единственным крупным кораблем новой Дунайской флотилии был монитор «Железняков». Все корабли были сведены в Керченскую бригаду бронекатеров и 4-ю бригаду речных кораблей («Железняков», бронекатера, катера-тральщики, глиссеры). В сентябре флотилия пополнилась пятью трофейными румынскими мониторами, а также малыми кораблями.

Первой базой новой флотилии стала Одесса. Сначала Дунайская флотилия занимась очисткой от мин Черного моря между Одессой и устьем Днепра. 21-23 августа катера флотилии активно проявили себя в форсировании Днестровского лимана и взятии Аккермана. А уже в период 24-28 августа катера продолжили наступление и вошли в Дунай, взяв города Сулина и Браила. 30 августа корабли флотилии, включая монитор «Железняков» вошли в Измаил, который с тех пор стал ее главной базой. Так завершилась Ясско-Кишиневская операция.

В конце сентября корабли Дунайской флотилии в составе двух бригад, по три монитора в каждой, приняли участие в Белградской наступательной операции – высаживали десанты, обстреливали немецкие позиции, перевозили войска. 16 октября 6 бронекатеров флотилии высадили тактический десант в Смедерево – мощном узле немецкой обороны на Дунае, в 54 км ниже Белграда. В этот же день флотилия выводится из состава Черноморского флота и подчиняется непосредственно наркому ВМФ с оперативным подчинением 3-му Украинскому фронту. Чуть позже бронекатера сражались в боях за Белград.

Позднее Дунайская флотилия в составе 3-го Украинского фронта приняла участие в Будапештской операции. В ночь с 30 ноября на 1 декабря 1944 г. отряд из 10 бронекатеров под командованием капитана 2-го ранга Павла Державина высадил небольшой десант у Герьена, чуть ниже Будапешта. После трехчасового боя, когда десантники закрепились на плацдарме, туда перебросили мощные силы 83-го корпуса, морскую пехоту, а затем – и 4-ю армию. Итогом десанта стал прорыв немецкой обороны и окружение Будапешта. С 12 декабря новым командующим флотилией стал контр-адмирал Г.Н. Холостяков.

Контр-адмирал Г.Н. Холостяков
Фото: lemur59.ru

Отразив последнее немецкое наступление у Балатона, советские войска с 15 марта 1945 г. начали Венскую операцию.

Бронекатер Дунайской флотилии во время Балатонской операции. На корме вместо орудия установлена установка залпового огня «Катюша»
Фото: lemur59.ru

20-21 марта бронекатера высадили десант в Эстергоме, причем Дунай был перекрыт взорванным мостом. Благодаря десанту, вся немецкая группировка в Эстергоме была окружена и уничтожена. 11 апреля десантники с отряда бронекатеров захватили Имперский мост – единственный не взорванный мост в Вене. Боевые операции Дунайской флотилии завершились в Линце.

На переднем крае операций 1944-1945 гг. всегда были бронекатера – небольшие, достаточно неплохо защищённые кораблики с вооружением из башни от танка Т-34 с 76 или 85-мм орудием, несколькими автоматическими пушками и пулеметами. Мониторы, в основном, «работали», обстреливая занятый противником берег. Кроме непосредственных боевых действий, флотилия занималась перевозками войск и грузов, наведением переправ через Дунай. Всего в 1944-45 гг. флотилия перевезла более 900 тысяч солдат.

Боевая работа на Дунае продолжалась ещё несколько лет после войны. Надо было расчищать фарватеры от многочисленных мин, поставленных английской и американской авиацией, а затем и немцами во время отступления. Надо было поднимать со дна затонувшие суда и восстанавливать судоходство.

В дальнейшем флотилия оставалась самостоятельной оперативно-тактической единицей до 1960 года, когда её переформировали в 116-ю бригаду речных кораблей Черноморского флота. Сектор ответственности флотилии при этом сократился до нижнего Дуная в пределах СССР. Сейчас кораблей ВМС Украины на Дунае нет, есть только несколько кораблей и катеров Морской охраны – пограничных сил.

Александр Вельможко

В 18 19 вв. неоднократно создавалась и участвовала в войнах с Турцией. Существовала в 1917 18 и в июне 1940 ноябре 1941, участвовала в боях на Дунае, на Черном и Азовском м. Воссоздана в апреле 1944 из кораблей Азовской флотилии, участвовала в… …

ДУНАЙСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, формирование в составе ВМФ, в 18 19 вв. неоднократно создавалась и участвовала в войнах с Турцией. Существовала в 1917 18 и в июне 1940 ноябре 1941, участвовала в боях на Дунае, на Чёрном и Азовском морях. Воссоздана в … Русская история

В России в XVIII XIX вв. неоднократно создавалась и участвовала в войнах с Турцией. Действовала в 1917 18, в июне 1940 ноябре 1941 (участвовала в боях на Дунае, на Чёрном и Азовском морях), в апреле 1944 ноябре 1960 (участвовала в Ясско… … Энциклопедический словарь

Дунайская военная флотилия - ДУНÁЙСКАЯ ВОÉННАЯ ФЛОТИ́ЛИЯ, впервые в сов. ВМФ созд. в нояб. 1917. В марте 1918 корабли флотилии были захвачены австро герм. интервентами. Вновь созд. в июне 1940. К нач. войны Д. в. ф. включала дивизион мониторов (5 единиц), дивизион… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

В 18 19 вв. создавалась на период боевых действий во время войн с Турцией. Впервые создана в 1771 П. А. Румянцевым во время русско турецкой войны 1768 1774 под названием Лиманской гребной флотилии. В 1774 расформирована. Во время русско… … Большая советская энциклопедия

Впервые создана в 1771, во время рус. тур. войны 1768 74, участвовала и во всех последующих рус. тур. войнах. Корабли Д. в. ф. поддерживали войска А. В. Суворова под Кинбурном (1787), участвовали под команд. ген. майора О. М. де Рибаса в штурме… … Советская историческая энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Азовская. Азовская военная флотилия (Азовская военно морская флотилия) … Википедия

Существовала в апреле июне 1918, марте 1920 июне 1921, вела боевые действия против германских оккупантов, флотилии генерала П. Н. Врангеля. Вновь созданная в Великую Отечественную войну, в июле 1941 апреле 1944 действовала на Азовском и Чёрном … Энциклопедический словарь

Существовала в апреле июне 1918, марте 1920 июне 1921, вела боевые действия против германских оккупантов, флотилии генерала Врангеля. Вновь создана в Великую Отечественную войну; в июле 1941 апреле 1944 действовала на Азовском и Черном морях. На… … Большой Энциклопедический словарь

АЗОВСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, формирование советского военно морского флота, существовала во время Гражданской войны, в апреле июне 1918, марте 1920 июне 1921, базировалась на Таганрог и Мариуполь, вела боевые действия на Азовском море. Вновь… … Русская история

Чехословацкая Дунайская флотилия - условное название речных сил Чехословакии на Дунае и его притоках, подразделения которых были созданы после распада Австро-Венгерской империи . Исторически почти все время входили в состав инженерных частей армии.

История (1918-1939)

Первым чехословацким военно-морским формированием, еще до создания государства Чехословакия - стал Морской отдел, образованный во Владивостоке солдатами чехословацкого корпуса в мае 1918 года. Отделу были приданы русские пароходы «Надежный» и «Смельчак». В начале 1920 года были привлечены два новых судна - «Стрелок», использовавшийся в качестве тральщика, и «Доброволец». Корабли ходили под красно-белым флагом. 3 сентября 1920 года последние солдаты чехословацкого корпуса покинули Владивосток на американском военном транспорте «Хеффрон» (USAT Heffron); 3 корабля были возвращены русским, а один передан японцам, сам же Морской отдел был распущен по возвращении солдат на родину.

Датой рождения чехословацких ВМС можно считать ноябрь 1918 года, когда в только что образованном Министерстве народной обороны было создано самостоятельное Командование морских сил. Ему подчинили Морской батальон , в который вошли моряки бывшего австро-венгерского флота ; две роты были сформированы в 1918 году и приняли участие в боях с венграми в Словакии, еще две роты были созданы в следующем году. Так же были созданы две батареи 90-мм зенитных орудий «Шкода» у устья рек Ипель и Грон .

В 1919 году были сформированы Отряд чехословацкого военного флота на Лабе (с базой в Литомержице) и Отряд чехословацкого военного флота на Дунае (с базой в Братиславе).

В начале 1920 года КМС переформировали в 34-й (корабельный) отдел Министерства народной обороны. На этот момент в наличии на Лабе имелись двенадцать различных катеров, доставшихся от Австро-Венгерской империи . В том же году их перевезли железной дорогой в Словакию, поэтому литомержицкое подразделение стало просто кадровым. Береговые батареи лишили морского статуса - они вошли в состав нового полка зенитной артиллерии. 1 февраля 1922 года Лабская флотилия прекратила своё существование, её личный состав перевели в 1-й инженерный полк в Терезине. Офицеры и мичманы, служившие ещё на Дальнем Востоке, были переведены на Дунай. Там к этой же дате создали отдельный Водный батальон. Он входил в состав инженерных войск, но расценивался как самостоятельное подразделение для действий на реке. Его усилили мостовой ротой из братиславского 4-го инженерного полка . Итак, это подразделение состояло теперь из штаба, корабельной, минной, мостовой и запасной рот. В 1924 году его переименовали в Мостовой батальон.

В 1934 году в Братиславе был создан 6-й инженерный полк, в который из МБ передали часть штаба, корабельную и минную роты. Они вошли в состав Речного батальона (в полку был ещё строительно-электротехнический батальон). Мостовую роту МБ (вместе с приданными ей катерами) разделили между остальными инженерными полками, прежде всего - передали братиславскому 4-му. Статус-кво оставался вплоть до падения Республики Чехословакия в марте 1939 года. Тогда боевые суда унаследовала Словацкая республика , но она собственных военно-морских сил не создавала, а уже через месяц передала корабли Германии .

По условиям мирных договоров Чехословакия не получала корабли бывшей австро-венгерской флотилии : не было большой заинтересованности правительства в развитии и содержании флотилии.

Основные силы речных сил составили катера различного назначения - сторожевые, минные, буксирные. Суда для чехословацкой флотилии строили на верфи в Усти-над-Лабем , заводах «Шкода» (Комарно) и «Прага» (Прага-Либна). Самым крупным кораблем и флагманом флотилии стала канонерская лодка (монитор) «Президент Масарик », разработанная и построенная по примеру бывших австро-венгерских лодок типа «Вельс», имевшая более 200 т водоизмещения и вооруженная четырьмя 66-мм орудиями и восемью пулеметами. До 1939 года заложили еще только два более менее больших судна - 60-тонные минные заградители OMm 35 и OMm 36, из которых успели достроить только первый.

Видео по теме

История (1946-1959)

В конце 1946 года в Братиславе был сформирован 14-й отдельный инженерный батальон в составе корабельной и минной рот, на вооружении которых были шесть катеров. Через четыре года его включили в 52-й понтонный полк, в структуре которого сформировали отдельную корабельную роту с взводом боевых судов и взводом речного минирования. И, наконец, в 1957 году речные силы были переформированы в роту речной охраны.

В 1947-51 году в строй вступили 6 катеров различного назначения и 3 минных баржи, а также несколько весельных лодок и катамаранов. Таким был состав послевоенной флотилии Чехословакии.

В 14 главе своей книги Ледокол, названной «До самого Берлина» Виктор Суворов(в миру Владимир Богданович Резун) пробует использовать Дунайскую военную флотилию как критерий усиления наступательной мощи Красной армии, предлагая посмотреть была ли она оборонительной.
Попробуем сделать тоже самое, и тоже использовать Дунайскую военную флотилию(ДВФ) как критерий -критерий достоверности утверждений самого В. Суворова.

Начнем по порядку, то есть с самого начала.

А начинает Владимир Богданович с утверждения, что

« Дунайская военная флотилия включала в свой состав около семидесяти боевых речных кораблей и катеров».

В. Суворов сильно преувеличивает количество боевых кораблей флотилии.

В «Записке по плану действий войск Одесского военного округа по прикрытию госграницы», согласно директиве народного комиссара обороны № 503874 от 6 мая 1941г состав боевых кораблей флотилии дается в 33 еденицы, из которых 5 составляют мониторы, 22 бронекатера, 5 катерные тральщики и 1 минный заградитель.

Другие военные корабли, находившиеся на Дунае, и оперативно подчиняющиеся флотилии в разной степени -дивизион глиссеров и переданный флотилии в начале войны 4-й черноморский отряд пограничных судов, включавший до 30 различных малотоннажных судов планом прикрытия не рассматривались из за не возможности их применения как тактической силы в боевых действиях (они использовались только в охранных целях и как вспомогательные суда). Но Владимир Богданович их рассматривает и подсчитывает, из чего его выводы естественно расходятся с выводами плана прикрытия где прямо сказано что ДВФ уступает противостоящей ей румынской флотилии « как в количественном, так и особенно в качественном отношении» и следовательно как наступательное средство никак использоваться не может. Какое уж тут наступление при количественном и качественном превосходстве противника. Но Владимир Богданович рвется в наступление и поэтому для начала обеспечивает себе численное превосходство.

Продолжаем:

«В случае оборонительной войны вся Дунайская флотилия с первого момента войны попадала в ловушку: отходить из дельты Дуная некуда — позади Черное море».

При этом Владимир Богданович просто напросто забывает о том, как Дунайская флотилия собственно и оказалась на Дунае.. А попала она туда, совершив в 1940г. переход с Днепра на Дунай тем же самым Черным морем. И в 1941г, после отвода частей 14 стрелкового корпуса от Дуная флотилия перешла в Одессу, тоже Черным морем естественно..

При этом необходимая подготовка к морскому переходу речных кораблей, не приспособленных изначально к плаванию по морю в 1940г. была проведена в плановом порядке в течение месяца, а в 1941г. и вовсе в течении двух дней.

«В оборонительной войне Дунайская военная флотилия не только не могла по характеру своего базирования решать оборонительные задачи, но оборонительных задач и не могло тут возникнуть!»

Тут лучше всего обратится к документам как раз и определяющим характер задач Дунайской флотилии.

В Записке по плану действий войск Одесского военного округа по прикрытию госграницы согласно директиве народного комиссара обороны № 503874 от 6 мая 1941г. задачей ДВФ, входящей по плану в район прикрытия№6 является:

«совместно с частями 14 СК -9-й КД, 25-й и 51-й СД и 25 и 79-м погранотрядами.

1) во взаимодействии с сухопутными войсками РП № 6 воспретить свободное плавание каких-либо судов противника по р. Дунай;
2) не допустить форсирования пр-ком р. Дунай на участке устье р. Прут, устья Килийского рукава;
3) при проникновении пр-ка на сев. берег р. Дунай оказать содействие сухопутным войскам в уничтожении прорвавшегося пр-ка.»

Значит оборонительные задачи у флотилии по мнению командования ОдВО все таки были..

Идем по тексту:

«Дельта Дуная - это сотни озер, это непроходимые болота и камыши на сотни квадратных километров. Не будет же противник нападать на Советский Союз через дельту Дуная!»

Нападать на внутренние районы Советского Союза с Дунайского плацдарма противник конечно не собирался.

Но на Дунае находился стратегически важный крупный речной порт Измаил, через который до войны велась активная торговля со всеми при Дунайскими государствами. Через Измаильский порт снабжался весь советский берег Дуная. Измаильский порт, являвшийся ее основной базой ДВФ успешно удерживала до самого ухода советских войск с Дуная.

«существовал только один вариант действий Дунайской флотилии - в ходе всеобщего наступления войск Красной Армии вести боевые действия вверх по течению реки».

Вот как раз такого варианта у Дунайской флотилии и не было.

При подготовке вышеупомянутого плана прикрытия ОдВО флагартом Дунайской флотилии Н. К. Подколзиным были подготовлены и расчеты на бой мониторов флотилии с мониторами вероятного противника. И расчеты эти были неутешительными. Существовала лишь чисто теоретическая возможность пробить нашими 100-мм снарядами броню румынских мониторов - «при стрельбе с очень короткой дистанции и при встрече снаряда с броней под прямым углом».

ДВФ было не до наступательных действий. 5 мониторов, являвшиеся основной ударной силой флотилии были не в состоянии выдержать бой с семью румынскими мониторами.

Во время боевых действий на Дунае, при возникновении такой ситуации 27 июня и 14 июля 1941г. при выходах румынских мониторов на советские участки Дуная бой с ними велся с дальних дистанций с помощью береговой артиллерии и авиации. А советские мониторы держались на закрытых позициях и ввод их в бой предусматривался только в самом крайнем случае, если все остальные способы воспрепятствования прорыву противника будут исчерпаны.

«В оборонительной войне Дунайская флотилия никому не нужна и обречена на немедленное уничтожение на своих открытых стоянках у простреливаемого противником берега»

Ложность этих утверждений В. Суворова доказала сама война.

Владимир Богданович заблуждался относительно открытых стоянок. Открытым для обстрела с румынского берега являлось только место постоянного базирования флотилии - Измаильский порт.

Еще до начала войны, по окончании больших отрядных учений ЧФ, в связи с напряженностью обстановкипроводившиеся в 41г. необычно рано, флотилии было приказано оставаться в оперативной готовности №2, которая предусматривала, в частности, рассредоточение кораблей по плану оперативного развертывания.

Три монитора, часть бронекатеров и тральщиков поднялись к устью Прута, в район Рени. Ренийская группа кораблей рассматривалась командованием как передовой отряд флотилии — она сразу же вступила бы в соприкосновение с речным противником, появись он со стороны Галаца.

Два других монитора, включая флагманский «Ударный», с основной частью бронекатеров и тральщиков были укрыты в Кислицкой протоке, а управление этой группой взял на себя непосредственно командующий флотилией. Остальные бронекатера ушли к дунайскому устью, в район Килии Ноу и Вилкова. В Измаиле, то есть на открытых стоянках, не осталось к 21 июня ни одного корабля.

Закрытые же стоянки в протоках были настолько надежны что ими пользовались до самого окончания боевых действий.

Владимир Богданович сетует на то, что

« маневрировать флотилии негде.»

Почти месяц, пока велись бои на Дунае, до 19 июля 41г. флотилия продолжала маневрировать -как впрочем и противостоявшая ей румынская речная дивизия. Корабли через каждые 5-6 часов а иногда и чаще меняли места якорных стоянок в протоках, иногда на очень коротких участках. Так Ренийская группа 16 дней успешно маневрировала и на вовсе вроде для этого неподходящем 2-х километровом участке Прута.

Непосредственно в Дунай корабли тоже выходили - для высадки десантов, минных постановок и ежедневного патрулирования. Причем румыны имевшие численное превосходство поступали также само - это обьяснялось спецификой боевых действий на Дунайском театре, где с обоих сторон активно применялась дальнобойная артиллерия.

«А вот в наступательной войне Дунайская флотилия была для Германии смертельно опасна: стоило ей подняться на 130 км вверх по течению, и стратегический мост у Черновады окажется под обстрелом ее пушек, а это означало, что подача нефти из Плоешти в порт Констанца нарушена. Еще двести километров вверх по течению - и вся германская военная машина остановится просто потому, что германские танки, самолеты, боевые корабли больше не будут получать топлива...»

Смертельная опасность Дунайской флотилии не то что для Германии, а даже для Румынии могла возникнуть только в воображении поверхностно знакомого с особенностями применения Дунайских флотилий обоих формирований Владимира Богдановича.

Дело в том что речная флотилия даже включающая в свой состав 7 таких мощных и хорошо бронированных мониторов(имевших австрийское происхождение и доставшихся румынам в наследство от бывшей австро-венгерской империи) как румынская не в состоянии была вести изолированные наступательные действия в отрыве от поддерживающих ее наземных войск..

Корабли же ДВФ не выдерживали схваток с румынской полевой и даже противотанковой артиллерией как это произошло при налете на Периправу и при прорыве Ренийской группы кораблей под командованием капитан-лейтенанта Кринова.

Прорваться на 130 км вверх, идя против течения, и даже не вступая в бой с береговыми батареями и успешно уклонившись от их огня корабли не могли даже теоретически.

При самых оптимистичных прогнозах у мониторов не способных развить против течения скорость выше 7 узлов(при максимальной 9) на преодоление этого расстояния ушло бы не менее 10 часов. За это время румыны давно бы успели выставить минное заграждение любой необходимой плотности(как это неоднократно делали во время боев на Дунае советские бронекатера, выполнявшие роль импровизированных минных заградителей).

А протралить минное заграждение находясь в виду контролируемого противником берега катерные тральщики имевшиеся в распоряжении флотилии просто не смогли бы, так как не только они но и бронекатера и мониторы как показал опыт войны легко уничтожались румынской и немецкой полевой артиллерией если корабли не имели возможности проскочить мимо вражеских позиций. Таким образом 11.08.41г. был выведен из строя монитор «Жемчужин», который прорвавшись через заградительный огонь противника вернулся и вступил в бой с его полевой артиллерией.

Ну а еще 200 км. вверх по течению -это уже из области чистой фантастики. Причем мы даже не рассматриваем возможность ударов штурмовой авиации, от которых были потеряны еще 2 монитора ДВФ. Практика показывает что советские мониторы были легко уязвимы даже для 37-мм снарядов. Во время прорыва флотилии с Дуная в Черное море 19 июля 1941г тремя 37-мм снарядами была выведена из строя левая машина монитора «Ростовцев». С бронекатера ми дело обстояло еще хуже. Только во время боевых действий на Дунае огнем румынской противотанковой артиллерии было уничтожено 3 и повреждено еще 2 бронекатера, хотя участие в боях они принимали редко.

«Интересная деталь: в составе Дунайской военной флотилии было несколько подвижных береговых батарей, вооруженных пушками калибром 130 и 152 мм. Если советское командование и вправду решило, что кто-то будет нападать на СССР через дельту Дуная, то надо немедленно береговые батареи врыть в землю, а при первой возможности построить для них железобетонные капониры. Но никто капониров не строил, пушки были подвижными и оставались подвижными»

Да, батареи никто в землю не врывал и капониров никто не строил. Потому что эти батареи не были береговыми. Владимир Богданович как всегда не потрудился детально изучить предмет о котором пишет. В результате он банально путает подвижные батареи с береговыми батареями имеющими механизированную тягу. Дунайская флотилия имела и те и другие.

Всего в ее распоряжении было 4 подвижных батареи, но.. 2 из них имели на вооружении 45-мм орудия и являлись противокатерными. Еще 2 имели на вооружении обычные 3-х дюймовки, для агрессии несколько слабовато.

Крупнокалиберные береговые батареи -724-я, 725-я как и созданная уже во время войны 726-я имели мех. тягу, но они не являлись подвижными и имели и капониры и орудийные дворики.

«Была только одна возможность использовать их мобильность и только одно направление, куда они могли двигаться: в наступательных операциях подвижные батареи сопровождают флотилию, двигаясь берегом и поддерживая боевые корабли огнем.»

Крупнокалиберные батареи не имеющие укрепленных позиций и предназначенные исключительно для сопровождения огнем наступающих кораблей существовали исключительно в воображении Владимира Богдановича. Но подвижность орудий стационарных батарей могла использоваться и в других целях, кроме безудержного движения вперед.

Мех тяга кроме простой транспортировки орудий использовалась также в случаях необходимости быстрого ухода с позиции засеченной противником,(как это было сделано 724-й батареей) и для тактики кочующих орудий), то есть делающих несколько выстрелов с последующей сменой позиции(применялись для имитации наличия несуществующих огневых позиций.

«Слово "война" означало для советских командиров не оборону, а наступление. Получив сообщение о начале войны, советские командиры завершают последние приготовления к проведению десантной операции.»

Да, к десанту на румынский берег готовились еще до войны, но слово «наступление» оставим целиком на совести Владимира Богдановича. Десант на территорию противника преследовал как это не парадоксально звучит..чисто оборонительные цели.

Дело в том что р умынский мыс Сатул-ноу находился всего в полукилометре от Измаила. В хорошую погоду на нем без бинокля можно было разглядеть здание румынской пограничной комендатуры. Румыны без труда фиксировали все, что происходило в Измаильском порту, главной базе Дунайской флотилии. В случае войны такой удобный сектор наблюдения превращался в не менее удобный сектор обстрела. Измаильский порт был доступен для обстрела не только из орудий и минометов, н даже из стрелкового оружия.

В случае начала боевых действий для сохранения базы флотилии становилось необходимым высадить на правый берег десант, занять там достаточно обширный плацдарм, обязательно включающий район напротив Измаила. Тогда Измаильский порт и сам город были бы избавлены по крайней мере от обстрела с близкой дистанции. А флотилия могла бы развертывать дальнейшие боевые действия.

Поэтому сразу после перебазирования на Дунай командование флотилии, сделав соответствующие штабные расчеты обратилось к командованию 14 стрелкового корпуса, в оперативном подчинении которого находилось с предложением об организации в случае начала боевых действий десанта с целью воспрещения обстрела Измаила с противоположного берега, предлагая для этого включить соответствующий пункт в план первоочередных действий на случай войны, готовившийся для представления в штаб округа.

Предварительные расчеты показали, что для захвата плацдарма потребовалось бы немного войск. На сопредельном участке правого берега за грядой холмов начинались тянувшиеся до Сулинского рукава плавни, способные служить естественной защитой плацдарма, и для занятия минимально необходимых позиций могло хватить нескольких батальонов.

Сейчас бы такие действия назвали операцией по принуждению к миру, но Владимир Богданович предпочитает видеть в них признаки грядущей агрессии. Впрочем давайте посмотрим а как расценило предложения флотилии то самое пресловутое советское командование, для которого слово война по Резуну означало не оборону а наступление...

Вот решение по этому вопросу командира 14 СК генерал-майора Егорова:

«— Насколько важно это для флотилии, могу понять. Только где прикажете взять эти батальоны, откуда снять? К тому же поставленная корпусу задача по обороне советской территории не предусматривает действий за ее пределами.»

А вот мнения уже более высокого начальства:

Начальник штаба округа генерал-майор М.В. Захаров:

«Все правильно, но об этом речи быть пока не может.»

Командующий ОдВО генерал-полковник Я.Т. Черевиченко согласился с мнением своего начальника штаба, добавив что «.. если с началом войны флотилия окажется в состоянии предпринять такие действия собственными силами, возражать, очевидно, никто не будет.»

Вот так командование Одесского военного округа готовилось к «наступательным» действиям на вражеской территории.

Впрочем позиция занятая командованием ОдВО может интересовать кого угодно, только не Владимра Богдановича, обратившегося теперь к фактам по подготовке операции:

Дунайская военная флотилия 1-го формирования сформирована в июне 1940 г. в составе Черноморского флота с главной базой в Измаиле. В состав фло­тилии входили дивизионы мониторов (5 единиц), бронекатеров (22 единицы), катеров-тральщиков (7 единиц), сторо­жевых катеров (до 30 единиц), отряда глиссеров (6 единиц), отдельной авиаэс­кадрильи, отдельного зенитного артиллерийского дивизиона, 6 батарей бере­говой артиллерии, стрелковой и пуле­метной рот. С началом Великой Отечественной войны ей был придан 4-й Черноморский отряд пограничных кораблей НКВД. По предвоенным планам флотилия должна была не допустить прорыва ко­раблей противника ниже г. Рени, фор­сирования его войсками Дуная на участ­ке от Галаца до устья реки, отразить со­вместно с сухопутными войсками удары неприятеля из района Галаца на Джурджулешты.
Для решения этих задач предусмат­ривалось создание 3 групп кораблей: Ренийской, Измаильской и Килийской.
Флотилия вела боевые действия во взаимодействии с войсками Южного фронта на Дунае, Буге, Днепре, у бере­гов Керченского пролива. В сентябре 1941 г. отошла в Севастополь, а в октяб­ре перешла в Керчь.
Расформирована флотилия в ноябре 1941 г.; корабли были переданы в Азов­скую военную флотилию и Керченскую военно-морскую базу.
Командующие флотилией: контр-ад­мирал Абрамов Н. О. (июнь - сентябрь 1941 г.); капитан 1 ранга, с сентября 1941 г. - контр-адмирал Фролов А. С. (сентябрь - ноябрь 1941 г.)
Военные комиссары флотилии: бри­гадный комиссар Беленков В. К. (июль - сентябрь 1941 г.); полковой комиссар Дворяненко С. И. (сентябрь - октябрь 1941 г., врид); полковой комиссар Маслов И. В. (октябрь-ноябрь 1941 г.)
Начальник штаба флотилии - капи­тан 2 ранга Григорьев В. В. (июнь - но­ябрь 1941 г)

Дунайская военная флотилия 2-го формирования сформирована в апре­ле 1944 г. на основе Азовской военной флотилии. В октябре была подчинена непосредственно наркому Военно-Морского Флота. Базировалась на Одес­су, а с августа 1944 г. - на Измаил. Пер­воначально в составе флотилии были отдельная бригада речных кораблей (монитор, 14 бронекатеров, 12 мино­метных катеров, 22 катера-тральщика, 15 полуглиссеров), бригада бронекате­ров (22 бронекатера, 10 полуглиссеров, 10 катеров «ЗИС»), сектор береговой обороны (22 орудия 120-152-мм), от­дельные батальон морской пехоты, зе­нитный артиллерийский и химический дивизионы. Содействовала 46-й армии в форсировании Днестровского лима­на (21-23 августа 1944 г.), осуществила прорыв обороны противника на реке и вошла в дельту Дуная (24-28 августа 1944 г.)
Корабли флотилии прошли с боями по Дунаю свыше 2 тыс. км, высадили 20 тактических десантов, переправили до 900 тыс. человек, свыше 1,5 тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок, 7 тыс. орудий и минометов, 450 тыс. т грузов.
За боевые заслуги флотилия награж­дена орденами Нахимова 1-й степени, Красного Знамени и Кутузова 2-й сте­пени.
Командующие флотилией: контр-­адмирал, с сентября 1944 г. - вице-ад­мирал Горшков С. Г. (апрель - декабрь 1944 г.); контр-адмирал Холостяков Г. Н. (декабрь 1944 г. -д о конца войны, врио).
Член Военного совета флотилии - капитан 1 ранга Матушкин А. А. (апрель 1944 г. - до конца войны).
Начальник штаба флотилии - капи­тан 1 ранга Свердлов А. В. (апрель 1944 г. - до конца войны).

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода