Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Дивеево казанский собор. Дивеево: по святым местам

Россия. Дивеево. Женский Дивеевский монастырь.




Недалеко от Арзамаса находится знаменитый женский Дивеевский монастырь (один из крупных в России - в начале века здесь было около тысячи монахинь). Это центр православного благовестия. Окружает его славящаяся чудесами Канавка Божьей Матери - невидимая граница монастыря.


Считается, что игуменьей здесь является сама Царица Небесная, и каждые сутки она обходит по Канавке монастырь. По преданию, Божья Матерь взяла эту территорию себе в четвертый удел (первые три ее удела находятся в Иверии, Киеве и Афоне), и никогда сюда не ступит нога Антихриста.


Спасо-Преображенский собор монастыря.

Преображенский собор был заложен в 1907 году. В годы советской власти в нем был гараж, затем тир. В 1991 собор был передан возрожденному монастырю. Восстановление продолжалось несколько лет. Освящение главного престола состоялось через 91 год после начала строительства — 3 сентября 1998 года, в честь Преображения Господня. В соборе покоятся мощи дивеевских святых.


Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Альпинарий.







Свято-Троицкий Серафимо- Дивеевский женский монастырь основан около 1780 г. В 1927 году закрыт, возобновлен в 1991 г. Святыни: мощи прп. Серафима Саровского, прп. жен Дивеевских. В обители около 400 насельниц. Почитается как четвертый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) земной Удел Пресвятой Богородицы.


Троицкий собор был построен в 1848-1865 годах. Первоначально предполагалось назвать собор в честь иконы Божьей матери "Умиление". Но при воздвижении Креста в 1874 году в небе над собором вились три голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги. Это было изволение Божие, и собор назвали во славу Живоначальной и Животворящей Троицы.
В соборе пребывают святые мощи Серафима Саровского. а также некоторые его вещи: нательный железный крест, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка и епитрахиль.


Троицкий собор.

Закладка собора состоялась 5/17 июня 1848 года. Освящение собора состоялось 28 июля/9 августа 1875 года в день празднования иконе Умиление Серафимо- Дивеевской. В честь этой иконы 2/14 июня 1880 года освящён нижний южный придел. 3/15 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день - левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи.


Нижний северный придел игумения монастыря Мария (Ушакова) оставляла неосвящённым в течение 28 лет, ожидая прославления батюшки Серафима Саровского. 22 июля/4 августа 1903 года, сразу после прославления Преподобного, придел был освящён.





В Преображенском соборе.Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.


В Троицком соборе.



Рака со святыми мощами преподобного Серафима.

30 июля 1991 года в Троицком соборе была торжественно установлена главная святыня Дивеевской обители - рака со святыми мощами преподобного Серафима. Над ракой с мощами воздвигнута сень, подобная той, которая была в Саровской пустыни.


Рака со святыми мощами преподобного Серафима.



Святая Канавка — одна из главных святынь монастыря.
25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав как следует обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал.


Исполняя указания Царицы Небесной, Серафим Саровский приказал сёстрам вырыть Канавку вдоль тропы, по которой прошла Богородица. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста.Копать Канавку начал сам отец Серафим 2 (15) июня 1829 года перед праздником Святой Троицы. Глубина канавки и высота вала должны были быть 3 аршина (215 см). Работы продолжались до смерти преподобного Серафима и были завершены перед праздником Рождества Христова 1833 года


Фото Б.Поварова

И считается эта канавка не только преградой на пути Антихриста, но и тропой, по которой обходит свой удел сама Небошественная, Пречистая Пресвятая Дева.
Преподобный Серафим говорил, что Царица Небесная сама своим пояском измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя свой удел и благословляя всех. Поэтому нужно остаться в Дивеево на ночь, чтобы получить благославение самой Царицы. Преподобный говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, до полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!». Значит, можно сделать вывод, что более святого и чудесного места, чем эти 800 метров Канавки в Дивеево у нас нет.

В Серафимо-Дивеевском монастыре совершен чин погребения Божией Матери.

Фото Б.Поварова









Серафи́м Саро́вский (в миру Про́хор Исидо́рович Мошни́н, в некоторых источниках — Машнин; 19 июля 1754 (или 1759), Курск — 2 января 1833, Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Один из наиболее почитаемых русских святых.

В Троицком соборе, заложенном в 1848 году хранятся мощи Преподобного Серафима. Они были возвращены туда в 1991 году.

Серафим Саровский прозорливец с поразительной точностью предрек грядущую судьбу России: «Произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский, Пугачевский, Французская революция - ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются… Будет такая скорбь, чего от начала мира не было! Ангелы не будут успевать принимать души… Я молил Господа отвести эту страшную беду, но Господь не услышал убогого Серафима». «Когда же будет самое страшное время?» - однажды спросил преподобного один из его почитателей. «Немного позже, чем через сто лет после моей смерти», - отвечал старец Серафим Саровский».


Старинные корпуса монастыря.
Дом Галактионовых. Построен на рубеже 19-20веков. В нем проживали благотворители монастыря.
Принадлежал сестрам Галактионовым — Екатерине Ивановне и дивеевской монахине Михаиле.


Дом Долгинцевой был построен в начале ХХ века рядом с домом Галактионовых. В нем жила схимонахиня Серафима (Долгинцева), которая была духовницей дивеевских сестер, принимала их в монашеском постриге.Ее очень почитали в монастыре и называли украшением Дивеевской обители. Здесь же жил в последние годы жизни ее отец — благотворитель Серафимо-Дивеевс кого монастыря Федор Васильевич Долгинцев.
Сейчас здесь монастырские кельи и сад с теплицами.



Трапезный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского.




Церковь св. равноапостольной Марии Магдалины в игуменском корпусе.

В 1885 году в Дивеевском монастыре построили игуменский, или как называл его Батюшка — начальнический, корпус. В 1902 году для болевшей игумении Марии (Ушаковой) в восточной части начальнического корпуса была устроена домовая церковь, вмещавшая не более 50 человек. Храм освятили в честь небесной покровительницы игумении Марии — св. равноапостольной Марии Магдалины.



В 1903 году в этом храме на литургии присутствовали Государь Император Николай II, Государыня Императрица и особы Царствующего дома, посетившие Дивеевский монастырь после торжественного прославления прп. Серафима в Сарове. Посещение Серафимо-Дивеевской обители Царской Фамилией воспринимается как исключительно важное событие в истории монастыря. В память о нем в обновленной церкви в иконостасе помещена икона Царственных мучеников.








Колокольня Свято-Троицкого собора с флигелями, построена в 1893 году. Проект епархиального архитектора А.К. Никитина. Высота с кровлей и крестом - 70,3 метра.


Троицкий собор, колокольня и Храм иконы Казанской Божьей матери Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря


Храм иконы Казанской Божьей матери (1779 г.) Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Храм, давший начало Дивеевскому монастырю, заложен в честь иконы Казанской Божией Матери в 1773 году на месте деревянной церкви. Строительство велось на личные средства матушки Александры и завершилось в 1779 году. Основательница обители сама участвовала во всех работах по возведению храма. Для рабочих матушка собственноручно выкопала источник.



В церкви Казанской иконы Божией Матери покоятся мощи блаженных матушек.


Фрески трапезного храма.



Святой источник во имя иконы Божией Матери «Умиление» (местными жителями именуется: источник Умиление или источник Умиление Божьей Матери) расположен в Голубином овраге на берегу маленького ручья, носящего название - река Лубинка.На источнике установлена часовня и просторные купальни. Рядом с ними установлен поклонный камень.


Дивеево, Нижегородской области.

Святой источник посвящён одной из самых почитаемых Серафимом Саровским икон, в молении перед которой старец проводил долгие часы, и в конце своей земной жизни коленопреклоненн


Источник преп.Серафима вблизи Цыгановки, температура воды круглогодично +4, надо погрузиться с головой три раза...Купаются даже малые дети! Тут же колодец со святой водой.




Источник преподобной Александры.


Источник Святого Пантелеймона Целителя

Источник Святого Пантелеймона, прозванного «исцелителем» - расположен в всего нескольких метров от Казанского источника. Купальня над источником существенно больше, чем купальня Казанского источника.Источник этот существовал всегда. Но из-за крутого берега и топкой поймы речки доступ к нему был ограничен. В Православной церкви св. Пантелеимон почитается как покровитель воинов (его языческое имя Пантолеон переводится как «лев во всём»), а также как целитель, что связано с его вторым, христианским, именем Пантелеимон — «всемилостивый».



Вид на Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны пруда.


Четвёртым Уделом Богородицы считается на Земле Дивеевская обитель – один из известнейших монастырей России. Именно поэтому село Дивеево , что в Нижегородской области, называют «дивным»; монастырь был основан в XVIII веке, и за свою историю пережил немало сложных и даже трагических периодов, но стоит и действует до сих пор. Говорят, что после тяжких испытаний Дивеевская обитель возродилась и обновилась, стала ещё более почитаемой верующими православной святыней. Сегодня сюда едут десятки тысяч туристов и паломников, из России и из-за рубежа: Дивеево считается «местом силы» , и это во многом соответствует истине.


Во времена СССР монастырю «здорово досталось»: он был превращён в трудовую артель, а потом вообще закрыт, вместе со всеми храмами и святынями.

Но в 80-е годы, во времена «перестройки», Серафимо-Дивеевский монастырь – так он называется благодаря Серафиму Саровскому , его покровителю и одному из основателей – стал понемногу оживать. Сооружения восстанавливались, храмы и церкви монастырю возвращались, а несколько лет назад началось строительство ещё одного собора – Благовещенского; крест нового храма был освящён Митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием в 2013 году.

Имеют свой характер и уникальную историю: так или иначе, но все они прошли через период упадка и возродились к жизни. Сейчас в ведении Серафимо-Дивеевского монастыря в общей сложности 10 разных храмов и церквей – о некоторых здесь будет сказано подробнее, - а также 14 скитов и подворий. Монастырским подворьем называют удалённую от монастыря общину, или представительство, обычно с домовой церковью.

Троицкий собор: по велению Богородицы

Основной архитектурно-художественной ценностью Дивеевской обители считается Свято-Троицкий храм , величественный и огромный, но одновременно светлый и радостный. Этот собор не просто великолепно гармонирует с окружающим миром – он сам делает мир чище и прекраснее. Главная религиозная святыня Дивеево хранится именно в этом соборе – мощи преподобного Серафима Саровского и других старцев, живших в разное время в Саровской пустоши. Потому и говорится, что вокруг Троицкого храма строится вся духовная жизнь Серафимо-Дивеевского монастыря.


Место для строительства было указано преподобным, а ему его указала сама Богоматерь. Вскоре Серафим купил землю – на свои средства, но строить храм начали только через 32 года после его смерти, в 1865 году. Проект создавался знаменитым русским зодчим А.И. Резановым, профессором и академиком архитектуры. Главный собор Дивеево – пятиглавый, и по внешнему виду напоминает храм Христа Спасителя в Москве, что неудивительно: над первым храмом, по образу которого построен современный, тоже работал Резанов.

Преподобный, завещая строительство сёстрам Дивеевской обители, утверждал, что собор будет величественно прекрасным, и превзойдёт Саровскую пустынь – монастырь, считавшийся в то время одним из важнейших в России. Построили его быстро, примерно за 10 лет; живопись внутри собора считается уникальной для нашей страны: в русских православных храмах обычно расписываются стены, а здесь изображения нанесены на огромные холсты.


Весьма знаменита одна из икон Троицкого собора – «Умиление». Серафим Саровский молился перед ней всю жизнь, а после его ухода образ Богоматери перевезли в Дивеево. Николай II, проезжавший здесь в начале прошлого века, подарил монастырю драгоценный оклад для этой иконы - из золота, с инкрустацией из драгоценных камней.

Спасо-Преображенский собор – контраст с земными печалями

Происхождение Спасо-Преображенского собора объясняют разными легендами. Архитектурный стиль храма – неорусский: о нём говорят, как о необыкновенно лёгком и воздушном – небесном, устремлённом вверх, и как бы контрастирующем с тяготами и трудами земного мира. Преподобный Серафим всегда призывал ближних к смирению и духовному совершенствованию; считается, что Преображенский храм завещал построить он же, недалеко от Троицкого – там, где заканчивается Канавка Богородицы – одна из важнейших дивеевских святынь. Но на том месте возвели деревянную церковь; в конце 20-х годов она сгорела. А Преображенский собор к тому времени уже построили поблизости, но чуть в стороне, южнее.

Говорят также, что, когда собор уже строился, блаженная Прасковья Ивановна, жившая тогда в Дивеево, вдруг заявила, что у него «по углам черёмуха выросла». В советское время храм пришёл в запустение - был превращён в гараж, и деревца действительно появились, хотя не по углам, а на кровле.


Казанский храм – начало истории обители

Нельзя не сказать о Казанской церкви, с которой и началась история Дивеевского монастыря. Строилась она под руководством самой матушки Александры – первой настоятельницы и основательницы обители, Агафьи Семёновны Мельгуновой, и была освящена в 1780 году, ещё до Серафима Саровского. Именно тогда, во время строительства, матушка и выкопала своими руками для рабочих источник, названный её именем: он стал началом чудотворных, святых . Архитектурный стиль церкви – так называемое русское барокко, отличающееся простотой форм. Впоследствии преподобный, взявший на себя управление общиной – тоже называвшейся Казанской, говорил, что церковь эта станет «ядрышком» обители, и будет «взята целиком неразрушенной на небо».

С приходом Советов храму пришлось тяжко: в конце 20-х сбросили кресты, убрали и купола, и колокольню – получилось здание с обычной крышей, в котором устроили общежитие, затем – мастерские и склад.


Монастырю церковь вернули в начале 90-х, но настоящий ремонт и восстановление начались только в 2003 году: вновь построили колокольню, торжественно увенчали крестами её и главный купол. Сохранившиеся фрески отреставрировали, создали новые росписи: новое освящение состоялось перед празднованием дня рождения Серафима Саровского, в 2004-м, а ещё через несколько лет, когда добавились новые приделы, Казанскую церковь стали называть собором.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы: можно помочь в строительстве

История Благовещенского собора сильно «растянулась во времени»: по легенде, преподобный говорил, что новый собор появится в будущем, на одной оси с Троицким храмом. Но на том месте была построена Тихвинская церковь (та, которая потом сгорела), и выполнить буквально наказ Серафима – то есть, Богородицы, исполнителем воли которой он являлся, - было невозможно. Новый храм всё же появился – Преображенский, но не на указанном месте, а немного в стороне. Когда церковь сгорела, место освободилось, однако в советское время строительство новых храмов было невозможно.

Территория, на которой было завещано возвести храм, перешла к монастырю только в 2011 году, и строительство началось через год. Продолжается оно и сейчас; каждый желающий может принять в нём участие, сделав вклад на счёт монастыря. Интересно, что предлагается приобретать кирпичи по определённой цене, а затем эти кирпичи, с написанными на них именами вкладчиков, закладываются в стены строящегося храма, так что своё имя можно освятить - в буквальном смысле.


Паломники приезжают в Диеевский женский монастырь из самых дальних уголков земли. Пройти с Богородичной молитвой вдоль святой канавки и посетить святые источники – сам преподобный Серафим Саровский говорил, что эта канавка “”до небес высока”. Женскую обитель, равную монастырю Дивеево трудно встретить. Это – древний монастырь, конца XVIII века, стены которого видали многое. Монастырь Дивеево и сейчас принимает паломников. Приезжайте, чтобы познакомиться с удивительной историей Дивеевского монастыря, увидеть возрождение обители и увидеть красивейшие соборы Русской Православной Церкви в дивном Диевеево.

“Дивноо Дивеево” – так называют это благодатное место, которое поражает своей истории, многочисленными чудесами и красотой пейзажей и архитектуры. Эта земля неприступна для зла, а святая канавка появилась тут по повелению самой Царицы Небесной. Считается, что стопы Богородицы оставили на этой земле, у села Дивеево, свои следы. Православные святыни монастыря Дивеево – это уникальные исторические памятники и свидетельства истинности православной веры. Читайте нашу статью, чтобы не пропустить ничего во время паломничества в эту удивительную обитель.

История монастыря берет свое начало у алтаря каменной Казанской церкви, где раньше были могилы преподобной Александры - первоначальницы монастыря, и преподобных Марфы и Елены.

Дивеево

Справа у Казанского храма, под старой березкой похоронен Н.А. Мотовилов - “служка Божией Матери и Серафимов”, питатель и благотворитель обители.

Потом можно пройти мимо могилы протоиерея Василия Садовского, духовника дивеевских сестер, к храму Рождества Христова и храму Рождества Богородицы, который является усыпальницей мощей преподобных жен дивеевских.

Далее можно направиться мимо могилы М.В. Мантурова, верного помощника и ученика преподобного Серафима, через Святые врата под колокольней в центральную часть монастыря. Стоя у Святых врат вы увидите, что слева находится игуменский корпус, впереди - главный собор монастыря, освященный в честь Святой Троицы, где почивают мощи преподобного Серафим.

Обойдя Троицкий собор справа, паломники могут подойти к могилам первой игумении Серафимо-Дивеевского монастыря Марии (Ушаковой) и игумении Александры (Траковской). Здесь же, у алтаря Троицкого собора, под старой лиственницей находятся могилы блаженных дивеевских стариц: Пелагии Ивановны Серебренниковой, схимонахини Параскевы (Паши Саровской), Натальи Дмитриевны. Здесь же находятся могилы схимонахини Маргариты (Лахтионовой), единственной дивеевской сестры, после закрытия монастыря дожившей до его возрождения, а также других сестер и священнослужителей монастыря. Справа будет Преображенский собор. Еще правее трапезный храм св. блгв. кн. Александра Невского.

Выйдя за восточные ворота у Преображенского собора, паломники оказываются у начала особой дивеевской святыни - Канавки Божией Матери , и проходят по ней.

В целебных водах дивеевских источников желающие купаются в любое время года и по вере получают облегчение от душевных и телесных недугов.

Преподобный Серафим Саровский запрещал сестрам обители называть Казанскую церковь приходской, говоря, что со временем это будет теплый монастырский собор с множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма. Относительно Казанской церкви о. Серафим говорил: “Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком, не разрушенными на небо: одна-то в Киевской лавре, другая… (сестрами забылось), а третья-то - ваша Казанская, матушка… Все место, освященное подвигами матушки Александры и прочих, взойдет в этот храм, а теперешняя-то церковь останется лишь как бы ядрышком”.

В 2002 году были начаты работы по укреплению Казанской церкви, а в день преподобного Серафима 19 июля/l августа того же года начато строительство новых приделов этого храма во исполнение слов батюшки Серафима. Храм отреставрирован к Серафимовским торжествам 2003г.

Строителем Рождественских церквей с благословения батюшки Серафима был Михаил Васильевич Мантуров. Исцелив его от смертельной болезни и в благодарность за то Богу, приказал ему батюшка взять на себя обет нищеты, продать свое имение и на полученные деньги выстроить церковь для Мельничной общины.

По заповеди преподобного, в храме Рождества Христова перед образом Спасителя горела - и с 1992 года была вновь зажжена - неугасимая свеча. В алтаре сохранилась старинная фреска, изображающая Спасителя в окружении ангелов. Повторно храм был освящен в 1993 году.

Храм Рождества Богородицы

Вскоре после освящения храма Рождества Христова преподобный Серафим призвал к себе М.В. Мантурова, встретив его словами: “Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня, убогого Серафима, и говорит: “Сына Моего почтил, а Меня позабыл!” Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою…”

Церковь была освящена 8/21 сентября 1830 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и стала вторым храмом Мельничной обители. Повторно ее освятили 21 октября 1992 года.

В 1991 году после многолетнего перерыва опять зажглась неугасимая лампада в храме Рождества Богородицы, и с этого времени сестрами день и ночь читается неусыпаемая Псалтирь.

Строительство колокольни было завершено незадолго до прославления преподобного Серафима. На ней были установлены большие часы, которые отбивали каждый час: “Пресвятая Богородице, спаси нас”. Позднее они сломались, но неожиданно снова зазвонили перед разгоном обители в 1927 году. В северном и южном флигелях располагались мастерские. В советское время на колокольне, лишенной купола и креста, был установлен телевизионный ретранслятор, а Святые врата приспособлены под гараж. Они были освобождены в июне 1991 года, перед перенесением мощей преподобного Серафима в Дивеево. В настоящее время колокольня полностью восстановлена, собран необходимый комплект колоколов. Во флигелях колокольни размещаются административные и жилые помещения монастыря. На колокольне установлены новые часы с боем.

Слева от колокольни расположено большое двухэтажное здание голубого цвета, построенное в 1885 году, в пору управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой). Это бывший игуменский корпус.

В 1902 году, в восточной части игуменского корпуса была устроена домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. В 1903 году, когда император Николай II приезжал в Саров на прославление преподобного Серафима, по его просьбе была отслужена литургия в храме святой равноапостольной Марии Магдалины. Он попросил найти священника, который мог бы совершить службу всего за один час, но неспешно и с благоговением. Служил младший священник Петр Соколов. Царь остался доволен и наградил его золотым крестом с драгоценными камнями.

После закрытия монастыря церковь была разорена. Летом 1996 года усердием сестер обители приведен в порядок наружный фасад корпуса, а над церковью вновь сделан купол. 27 сентября 1996 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, на купол водружен крест. С 1997 года ведутся восстановительные работы внутри церкви. В игуменском корпусе находится паломническая служба монастыря.

После постройки Рождественских церквей преподобный Серафим поручил Елене Васильевне Мантуровой купить участок земли недалеко от Казанской церкви. 5/18 июня 1848 года состоялась закладка собора на месте, указанном великим старцем. День освящения совпал с праздником Серафимо-Дивеевской иконы “Умиление” - 28 июля/10 августа.

В Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери “Умиление”, перед которой всегда молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим. В октябре 1989 года Троицкий собор был передан церковной общине. Весной 1990 года на купол собора был водружен крест. Богослужения в возобновились в апреле 1990 года, когда был освящен главный придел. С 1 января 1991 года службы в главном дивеевском соборе совершаются ежедневно. В соборе покоятся мощи преподобного Серафима. Над которым устроена сень по образцу сени 1903года. В витринах за ракой сохраняются некоторые вещи преподобного Серафима: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка. И до сих пор, как и сто лет назад, от этих святынь подается людям благодатная помощь и исцеления.

Поблизости от Троицкого и Преображенского соборов расположен одноэтажный трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского.

О появлении на этом месте трапезы пророчески говорил дивеевским сестрам батюшка Серафим, хотя при его жизни здесь находилось сельское кладбище. Строилась эта каменная трапезная в 90-е годы XIX века при игумении Марии (Ушаковой). Возвращение трапезного корпуса монастырю растянулось с 1997 по 2000 год. 1 августа 2000 года в отреставрированном трапезном храме состоялась праздничная трапеза с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, а 14/27 ноября 2000 года храм был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем.

В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй собор в конце Канавки на одной линии с Троицким. Иван Тихонов Толстошеев, распоряжавшийся всем в Дивееве после кончины преподобного, построил на этом месте Тихвинскую церковь. В 1991 году собор был передан возрожденному монастырю.

Несколько лет продолжалось его восстановление. Освящение главного престола в честь Преображения Господня состоялось 3 сентября 1998 года. (В старом монастыре деревянная Преображенская церковь находилась на кладбище в восточном углу Канавки, там, где сейчас расположена средняя школа.) В том же 1998 году был освящен правый придел в честь собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, а левый - в честь Всех святых (такие приделы были ранее в Тихвинской церкви).

За Преображенским собором находится начало святой Канавки - особой дивеевской святыни.

Когда Царица Небесная явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, Она указала ему, как обнести место этой общины канавою и валом, причем сделать это непременно трудами сестер общины. Мельница была построена в июле 1827 года. В тот же год вокруг участка начинает устраиваться Канавка, но три десятины земли, пожертвованные для общины, были официально закреплены за ней только весной 1829 года. При этом известии батюшка приказал сестрам собраться и, обходя эту землю, отметить ее камушками. Потом он велел опахать землю по этим камушкам по одной борозде три раза. Когда же земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см), три аршина шириной, а вынимаемую землю складывать, чтобы образовался вал высотой также в три аршина. Для укрепления вала он велел насадить на нем крыжовник.

Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. По словам преподобного, Канавка эта - стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Благословлял батюшка брать глину с Канавки - на исцеление. Многие получали избавление от недугов от травки и цветов с этого святого места.

Разрешение на восстановление святой Канавки было получено лишь через шесть лет после начала восстановления монастыря. Канавка обретает облик, заповеданный Царицей Небесной батюшке Серафиму.

Казанская деревянная Церковь в поселке Северный

Возрождение церковной жизни в Дивеево началось с освящения деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери 22 апреля 1989 года.

В одноэтажном деревянном здании церкви изначально размещалась монастырская свечная мастерская. Перед разгоном монастыря в нем некоторое время жила игумения Александра. Впоследствии это строение разобрали и перенесли на окраину Дивеево к Казанскому источнику, где жили священники. У родственников последнего дивеевского священника Иоанна Смирнова по благословению владыки Николая и купили этот дом. Литургия в Казанской церкви служится на престольный праздник - 21 июля и 4 ноября. В остальное время здесь совершаются Таинства крещения, венчания и отпевание.

Появление этого источника связано с именем матушки Александры. На ее могилке сами зажигались свечи, по временам слышался необычайный звон, некоторые ощущали необыкновенное благоухание, исходящее из могилы. Иногда слышалось какое-то журчание, и поэтому в народе сложилось поверье, что источник, открывшийся под горой, исходит из могилы матушки Александры. Много исцелений происходило на этом месте. Однако оно оказалось затопленным водами реки Вичкинза, когда ее запрудили, чтобы устроить водохранилище (пруд).


Современный источник возник под горою сам и впоследствии был расчищен. Поскольку прежний источник не сохранился, теперь именно он считается источником матушки Александры.

Это самый старый из всех святых источников Дивеева. Он был известен еще в XVIII веке, при жизни матушки Александры.

Издавна над Казанским источником стояла большая часовня. До 1939 года в ней служились молебны. В центре часовни был колодец. Из-под стены наружу тек ручеек, и из него брали воду. Когда часовню сломали, один из жителей Дивеево обрел подо льдом замерзшего источника Казанскую икону Божией Матери, очень древнего письма. В 1943 году эта икона чудесно обновилась. Долгие годы ее хранила схимонахиня Домника (Грашкина), свидетельница многих чудес от иконы. В настоящее время икона находится в Троицком соборе.

На месте источника устроены часовня и купальня. Как и на источник матушки Александры, сюда приходят на праздники крестным ходом освящать воду.

Источник прп. Серафима в поселке Цыгановка

Существует местное предание, что в 1960-х годах, когда место будущего источника должно было войти в охраняемую зону, военные встретили там старичка в белом балахоне. Военные спросили его, что он здесь делает. В ответ старичок ударил об землю посохом - и из нее вдруг забила вода. Колючую проволоку отодвинули за источник. Позднее его хотели засыпать. Подогнали трактор, но сломалась какая-то деталь. В это время из-за дерева показался тот же старичок, назвал тракториста по имени и сказал: “Не засыпай мой источник”. Как окружающие ни уговаривали тракториста, он отказывался засыпать источник.


21.10.2015 г.

23581 0

Дивеевский монастырь почитается православными верующими как земля, которую сама Богородица определила как Четвертый Свой Удел. Основанная еще в XVIII веке, обитель пережила сложную историю, которая вобрала в себя немало трагических страниц, связанных с запустением и забвением монастыря, попранием его святынь. Но выйдя из всех испытаний, святая обитель возродилась и приумножила свою славу. Сегодня Дивеевский монастырь по праву считается одним из оплотов духовной жизни России. Тысячи паломников стекаются сюда со всей страны, чтобы приобщиться к вере и возрадоваться красоте обители.

Основание монастыря

Дивеевский монастырь был основан во второй половине XVIII века монахиней Александрой, бывшей богатой помещицей Агафьей Мельгуновой. По преданию, после явления Богородицы, велевшей монахине искать на севере России земли ее Четвертого Удела, матушка Александра отправилась в Саров. По пути Богородица указала ей на место, где должен был быть основан монастырь, этим местом и оказалось село Дивеево недалеко от Нижнего Новгорода.

В 1773-1774 гг. матушка Александра на собственные деньги возвела основание Казанской церкви. В 1780 г. церковь была освящена. В 1788 г. будущему монастырю была пожертвована земля у Казанской церкви. На ней и были возведены первые постройки, в которых матушка Александра поселилась с четырьмя послушницами. Маленькая община, названная Казанской, стала жить по строгому уставу Саровской обители.

Батюшка Серафим и Мельничная община

В 1789 г. молодой иеродьякон Серафим взял на себя попечение над общиной. Он благословил устроить возле нее еще одну общинку, названную Мельничной. В 1827 г. сюда перешли первые девушки, 8 монахинь соседней общины. Первой настоятельницей была Елена Мантурова. Обустройству общины сильно содействовал ее брат Михаил Мантуров, которого преподобный Серафим исцелил от неизлечимой болезни. На его средства была построена каменная двухэтажная церковь во славу Рождества Христова. В ее нижнем этаже позднее был устроен храм во имя Рождества Божией Матери.

Серфимо-Дивеевская обитель

В 1842 г. Дивеевская и Мельничная общины были объединены, а в 1861 г. община получила статус монастыря.

В XIX - начале XX-го вв. монастырь расширялся. В 1885 г. был сооружен игуменский корпус, к которому в 1902 г. пристроена домовая церковь во имя святой Марии Магдалины. В 1875 г. завершено возведение огромного Троицкого собора. К началу XX века монастырь стал одним из крупнейших в России. К началу революционных событий его населяли 270 монахинь и почти 1500 послушниц.

Годы упадка

Советская власть преобразовала монастырь в трудовую артель, но обитель продолжала действовать: велись службы, монахини соблюдали монастырский устав. В 1927 г. монастырь закрыли. Дивеевских сестер ждала тяжелая судьба: многие оказались в тюрьмах и лагерях. Уцелевшие монахини расселились по округе, оберегая сохранившиеся дивеевские святыни и ведя тайную монашескую жизнь.

В 1937 г. закрыли последний оплот обители - Казанскую церковь.

Современная жизнь обители

Возрождение Серфимо-Дивеевского монастыря началось в 1988 г. В октябре 1989 г. обители был возвращен Троицкий собор.

Главное же событие в восстановлении славы Дивеева произошло в 1991 г.: монастырю передали повторно обретенные мощи Серафима Саровского. Их нашли в хранилищах Казанского собора, бывшего в те годы музеем Санкт-Петербурга.

Началось восстановление сооружений монастыря, реставрация церквей и соборов. В 2012 г. начато строительство нового храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Обитель населяют более 400 монахинь. Вся духовная жизнь монастыря строится вокруг Троицкого собора, где покоится главное достояние обители - мощи преподобного Серафима.

Храмы и святыни Дивеевского монастыря

Дивеевские храмы имеют удивительную историю, каждый из них уникален по-своему. Почти все они пережили годы упадки и запустения. После возрождения обители к изначальному комплексу добавились новые церкви. Сейчас Серафим-Дивеевский монастырь включает десять храмов, еще четырнадцать - на подворьях и скитах.

Святая Канавка Пресвятой Богородицы

Самая удивительная святыня монастыря - Святая Канавка . Это семиугольник длиной 777 метров по периметру, выкопанный и обнесенный валом. По легенде, указания об устройстве Канавки дала преподобному Серафиму сама Богородица. Канавка должна была быть вырыта самими сестрами вдоль тропы, по которой прошла сама Царица Небесная. Указания святого старца были выполнены, однако впоследствии Канавка пришла в запустение. После возрождения монастыря святыню полностью восстановили к 100-летию прославления Преподобного Серафима. Сейчас это место паломничества тысяч верующих. Земелька со святой Канавки считается целебной и чудодейственной.

По словам самого преподобного Серафима, Канавка для всех верующих станет защитой от антихриста: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтараста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!». И сегодня паломники с молитвой идут вдоль Канавки, а монахини на пасхальной неделе и в праздничные дни обходят ее с крестным ходом.

Икона Божией Матери «Умиление»

Эта икона была любимой иконой преподобного Серафима Саровского, перед ней он и скончался в молитве. Елеем из лампады, освещавшей икону, он исцелял больных. После смерти старца образ был передан в Мельничную общину, где хранился в почитании долгие годы. И после разгона монастыря дивеевские монахини сумели сохранить его и увезти в Муром. Затем в 1991 г. икона была передана Патриарху Алексею II. Ныне икона хранится в резиденции Патриарха при его домовом храме. А в Троицком соборе Дивеевского монастыря находится список иконы, также ставший чудотворным.

Другие святыни

  • Вещи преподобного Серафима Саровского , почитаемые как святыни, выставлены в Троицком соборе. Многие из них долгие годы хранились дивеевскими сестрами после закрытия монастыря в 1927 г. Сегодня эти вещественные напоминания о святом и его подвижнической жизни привлекают тысячи паломников, желающих прикоснуться к святыням. В котелке, принадлежавшем преподобному Серафиму, освящают сухарики, считающиеся целебными. Мотыжкой святого крестообразно прикасаются к больным местам паломников.
  • Святые мощи дивеевских подвижников хранятся в обители и открыты для преклонения. Святые мощи преподобного Серафима Саровского сохраняются в Троицком соборе. В храме Рождества Богородицы хранятся мощи преподобных Александры, Марфы и Елены. В Казанском соборе находятся святые останки Пелагии, Параскевы и Марии и Матроны (Власовой).

Храмы Дивеевского монастыря

Казанский собор - старейшая каменная церковь монастыря, строительство которой было начато еще в 1773 г. основоположницей обители матушкой Александрой. В годы советской власти храм лишился куполов и крестов, здесь располагались различные службы. С 1992 г. началось его возрождение. Накануне 250-летия со дня рождения преподобного Серафима главный престол Казанской церкви был торжественно освящен.

Троицкий собор. Земля для постройки этого собора, расположенного восточнее Казанской церкви, была куплена у помещика Жданова по особому распоряжению преподобного Серафима. Начало строительства состоялось в 1848 г., однако активные работы начались только в 1865 г. Строительство сопровождалось многими чудесами. В 1874 г. собор был освящен, а один из его приделов был освящен в честь преподобного Серафима после его прославления. Сегодня здесь хранится копия иконы «Умиление», принадлежавшей старцу.

Спасо-Преображенский собор, заповеданный быть построенным в конце святой Канавки, с самого начала ожидала трудная судьба. Полностью выстроенный и обустроенный, он так и не был освящен из-за начала революции. Много лет он простоял в запустении. Освящение храма состоялось лишь спустя без малого столетие после начала его строительства, в 1991 г.

Благовещенский собор - это самый новый собор в храмовом комплексе монастыря. Его строительство начато в 2012 году по завещанию преподобного Серафима. Этот храм должен встать в одну линию с колокольней и Троицким собором и завершить комплекс церквей у Святой Канавки.

Святые источники Дивеева

В селе Дивеево находятся пять источников:

  • Источник преподобной матушки Александры.
  • Иверский источник (в 15-ти минутах ходьбы от монастыря).
  • Казанский (самый старинный из дивеевских источников, известный с XVIII века).
  • Пантелеимоновский источник.
  • Источник иконы Божией Матери «Умиление» (в получасе ходьбы от монастыря).

Наиболее чтимым является дальний источник преподобного Серафима Саровского у поселка Цыгановка. Он открылся в 1960-е гг. на реке Сатис, по преданию, при чудесном явлении самого святого.

Добраться до него можно автобусом, который отходит в 12:00 в будние дни и в 13:00 в воскресные и праздничные дни от паломнического центра. Здесь же можно приобрести билеты. Летом автобус ходит чаще:

  • в будние дни в 10:00, 12:00 и 14:00.
  • в воскресенье и праздничные дни в 11:00, 13:00, 15:00.

Для купания в источнике женщинам необходима хлопчатобумажная сорочка, мужчинам - короткая сорочка или нательная рубашка. Купание в голом виде или в купальнике недопустимо. В источнике можно набрать святую воду, для этого нужно иметь с собой бутыль. Все необходимое можно приобрести в Дивеево, рядом с монастырем.

Другие источники:

Жизнь обители сегодня

Настоятельницей Серафимо-Дивеевского монастыря с 1991 г. является игуменья Сергия (Конкова), которая неустанно несет бремя забот о восстановлении обители.

Обитель относится к Нижегородской и Арзамасской епархии.

Контакты Серафимо-Дивеевского монастыря

  • Адрес: 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
  • Телефон: +7 (8831-34) 3-00-23
  • Тел./факс: +7 (8831-34) 4-34-45

Расписание Богослужений Дивеевского монастыря

Соборы монастыря открыты с 8:00 до 16:00 (летом - до 17:00). 1 августа и 15 января (дни памяти покровителя монастыря преподобного Серафима Саровского) монастырь работает круглосуточно.

Богослужения в Троицком соборе проходят каждый день:

  • 7:00 - Молебен с акафистом преподобному Серафиму.
  • 7:45 - Общая исповедь.
  • 8:00 - Литургия.

В субботу:

  • 5:15 - Общая исповедь.
  • 5:30 - Литургия.

В воскресенье:

  • 8:00 - Параклис.
  • 9:00 - Литургия.
  • 16:00 (летом в 17:00) - вечернее богослужение.

Богослужения в Преображенском Соборе проходят

В субботу:

  • 8:00 - Поздняя Литургия.

В воскресенье:

  • 5:30 - Ранняя Литургия.

Требы

Справки о требах можно получить по тел. +7 (831-34) 3-00-11.

Заказать требы можно по электронной почте: [email protected] . В письме нужно указать требу (о здравии или о упокоении) и прикрепить скан квитанции о перечислении пожертвования.

Размеры пожертвований:

  • Псалтирь на 12 месяцев: 1 имя - 1000 руб.
  • Псалтирь на 6 месяцев: 1 имя - 500 руб.
  • Поминания без Псалтири (чтение синодиков во время вечернего богослужения и полунощницы):
    • 12 месяцев: 1 имя - 400 руб.
    • 6 месяцев: 1 имя - 200 руб.
  • Сорокоуст (поминание на протяжении 40 дней во время литургии)
    • без вынимания частицы: 1 имя - 200 руб.
    • с выниманием частички из просфоры: 1 имя - 400 руб.
  • Заказная обедня (с выниманием частички из просфоры): 1 имя - 10 руб.
  • Простая обедня (чтение синодиков за литургией): записка до 15 чел. - 20 руб.
  • Молебны:
  • С акафистом преп. Серафиму ежедневно: до 25 чел. - 100 руб.
  • С водосвятием по понедельникам: до 15 чел. - 80 руб.
  • Простой по понедельникам: 1 имя - 60 руб.
  • Панихида: 1 имя - 10 руб.

Информация для паломников

Собор во имя Казанской иконы Божией Матери

«Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! …Всё место, освящённое подвигами матушки Александры, войдёт в этот храм, теперешняя-то церковь останется как бы ядрышком».
/Преподобный Серафим Саровский /

Храм, давший начало Дивеевскому монастырю , заложен в честь иконы Казанской Божией Матери в 1773 году на месте деревянной церкви. Строительство велось на личные средства матушки Александры и завершилось в 1779 году. Основательница обители сама участвовала во всех работах по возведению храма. Для рабочих матушка собственноручно выкопала источник.

Казанский храм построен в стиле русского, или провинциального, барокко. Он – трехпрестольный: с приделами в честь святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. Казанский и Никольский приделы были холодные – для летнего времени, а Стефановский устроен теплый – для зимнего.

По сооружении храма, в 1779 году, матушка Александра привезла из Казани точный список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери, из Киева – частицы святых мощей, из Москвы – колокол в 76,5 пудов и необходимую церковную утварь. Освящение Казанского храма было совершено его строителем – иеромонахом Пахомием в самом начале 1780 года.

В 1829 году по благословению преподобного Серафима к Казанскому храму была пристроена церковь Рождества Христова, а в 1830 году – церковь Рождества Богородицы.

Исцелив помещика Михаила Васильевича Мантурова от смертельной болезни, батюшка Серафим велел ему в благодарность за чудесное исцеление взять на себя добровольный подвиг нищеты, для чего продать всё своё имение и на полученные деньги построить церковь для Мельничной общины. Новый храм был пристроен ко входу в храм Казанской иконы Божией Матери так, что алтарь возводимой церкви оказался на месте паперти Казанского храма. 6 (19) августа на праздник Преображения Господня настоятелем Нижегородского Благовещенского монастыря, первым установщиком епархии, нижегородским архимандритом Иоакимим храм был освящён как церковь Рождества Христова.

Вскоре после освящения храма Рождества Христова преподобный Серафим призвал к себе М.В. Мантурова и сказал: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали: ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! …Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою...»

Строительство церкви во имя Рождества Богородицы закончилось летом 1830 года. 8 сентября храм освятил тот же настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Иоаким, приехавший в Дивеево , несмотря на эпидемию холеры.

Повторное освящение нижнего храма состоялось 21 октября 1992 года, верхнего – 1 июня 1993 года. В 1993 году в церкви Рождества Богородицы прошел первый после открытия монастыря иноческий постриг. 31 июля 2004 года в канун 250-летия со дня рождения преподобного Серафима, Саровского и всея Руси чудотворца, состоялось торжественное освящение главного престола восстановленной Казанской церкви .

В 2008 году к Рождественским храмам были пристроены приделы с южной и северной сторон. Верхние освящены в честь священномучеников Иакова и Михаила (Гусевых) и в честь Суворовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии ; нижние – в честь Архангела Михаила и Царственных мучеников. В алтарях нижних приделов под спудом, почти на первоначальном месте их захоронения, устроены могилы Михаила Васильевича Мантурова и духовника дивеевских сестер протоиерея Василия Садовского.

В Казанском соборе в святых мощах почивают небесные покровители обители: преподобные жёны Дивеевские Александра , Марфа , Елена ; преподобноисповедница Матрона , святые блаженные Пелагея, Параскева и Мария.

Чудеса Казанского собора в Дивееве

Два случая благодатной помощи, взятые с Официального сайта Сирафимо-Дивеевского Свято-Троицкого монастыря :

«В 2007 году, в день памяти преподобной Александры , в храм, где святыми мощами почивают преподобные жены Дивеевские, пришла женщина и обратилась к церковнице, которая в иночестве пострижена с именемпреподобной Александры, с просьбой взять у неё золотые крест и цепочку и повесить к иконе Дивеевской первоначальницы. Она рассказала, что у них с мужем долго не было детей. В середине 90-х годов они побывали в Дивееве . Прикладывались к крестам на могилах Дивеевских преподобных, тогда еще не прославленных. При этом ничего не просили. После паломничества в Дивеево этой женщине приснился сон: она видит Троицкий собор и большую купель посредине храма; к ней подходит женщина в белом, берет за руку и спрашивает: «А кого ты хочешь – мальчика или девочку?» – «Девочку». Вскоре у них действительно родилась девочка, которую назвали Светланой. Когда преподобных матушек прославили, она на иконе прп. Александры узнала ту женщину, которая во сне спрашивала ее про то, кого она хочет – мальчика или девочку».

«Паломница из Москвы, будучи в

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода