Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Заповедники и национальные парки мероприятие для старшеклассников. День заповедников и национальных парков

Задачи:

Оборудование:

1.Организация начала занятия

Дорогие ребята «Всероссийский день заповедников и национальных парков» — сравнительно молодая дата в календаре экологов. Его стали отмечать начиная с 1997 года. Именно в том году, «Центр охраны дикой природы» и «Всемирный фонд дикой природы» выступили с инициативой ежегодно отмечать в Российской Федерации «День заповедников и национальных парков».

Ребята, а кто может сказать, что такое «Заповедник»? (ответы детей)

Заповедники и национальные парки - особо охраняемые природные территории - сегодня, пожалуй, единственный способ уберечь от гибели хотя бы небольшую часть дикой природы и животного мира.

Как вы думаете, а есть ли заповедники на территории Ленинградской области? (ответы детей)

В нашей области насчитывается около 40 различных заказников, заповедников и памятников природы. Перечислять их очень долго. Сегодня я хочу рассказать вам об одном из них.

2) Основная часть

Саблинский памятник природы

Саблинский памятник природы расположен возле поселка Ульяновка Тосненского района Ленинградской области, в 40 км от Санкт-Петербурга. Заповедная зона расположена на территории 220 га, и включает в себя два водопада, каньоны рек Саблинка и Тосна с обнажениями кембрийских и ордовикских пород, несколько пещер искусственного происхождения, а также ряд исторических мест: древние курганы, место стоянки Александра Невского перед битвой со шведами, хуторок «Пустынька» - бывшая усадьба графа Алексея Константиновича Толстого. «Саблинские пещеры» - это заброшенные подземные выработки по добыче кварцевого песка используемого для производства стекла. После прекращения добычи выработки перешли на естественный режим, и через некоторое время в них начались обрушения и затопления, которые к настоящему времени привели к разделению единых массивов разработки на несвязанные между собой фрагменты, образованию завалов и вторичных гравитационных полостей, лишь отдалённо напоминающих форму первоначальных штреков. Образовавшиеся при этом лабиринты достаточно сложны, и их прохождение требует определённой подготовки и соблюдения правил техники безопасности.

В настоящее время в Саблино насчитывается 4 больших пещеры: Левобережная, «Жемчужная», «Штаны», «Верёвка», и несколько малых пещер: «Трёхглазка», «Пляжная», «Мечта», «Санта-Мария», «Графский грот», «Лисьи норы» (названия местные).

Посмотрите, пожалуйста, на экран, хочу продемонстрировать вам один из заповедников Ленинградской области.

Я рассказала и показала вам сегодня о заповедниках, и в частности про «Саблинский». К сожалению, в наше время на природу действует человек, и не самым лучшим образом. Я хочу с вами немножко поиграть, и таким образом узнать, что вы знаете о природе и умеете ли ее охранять. Для того, чтобы играть было интереснее разделитесь на 2 команды.

1 задание: Опрос

1.Самый лучший пернатый певец России? (соловей)

2. Самый музыкальный цветок? (колокольчик)

4. Какой водой нужно поливать комнатные растения? (теплой, отстоянной, дождевой)

5. Назовите лучшее время для пересадки растений? (весна)

6. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него всегда есть пятачок)

7. Подземная часть растения? (корень)

8. Книга-каталог охраняемых растений и животных (Красная книга)

9. Круглый, овальный или квадратный цветник (клумба)

10. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)

11. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)

12. Ель, сосна, береза, ива – это одним словом… (деревья)

13. Кто на себе лес носит?(олень)

14. Сколько надо взять «а», чтобы получить птицу? (сорок-а)

2 задание: Поле чудес.

Дорогие ребята, каждая команда получает кроссворд, ваша задача разгадать его. Чья команда справится первой, зарабатывает очки.

ЗА П ОВЕДНИК

Р ЕКА

ОДУВАНЧ И К

СТ Р АУС

ПОД О РОЖНИК

ДОЖ Д Ь

МУР А ВЕЙНИК

Вопросы:

  1. Особо охраняемая природная территория (заповедник)
  2. Мне не сидится, не лежится,

Я - очень быстрая водица.

Стоять совсем я не могу —

И с горных склонов вниз бегу. (река)

  1. Шариком пушистым белеет в поле чистом, а дунул ветерок,- остался стебелек? (Одуванчик).
  2. Главная птица Австралии? (Страус)
  3. Какое растение лечит ссадины и раны? (Подорожник)
  4. Меня частенько

Просят, ждут,

А только покажусь,

Так прятаться начнут.

  1. Вот за пнем стоит бугорок,

А в нем – большой городок.

Что же это за городок? (муравейник)

3 задание: Загадки о природе

— Встал стеною до небес

Перед нами чудо… (лес)

— Дом прозрачен, как окошко,

В доме том живут рыбешки. (Аквариум)

— Снится ночью червяку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это… (птица)

— Большой подсолнух в небе,

цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (солнце)

— Кто так громко все стрекочет,

Рассказать нам что-то хочет?…(стрекоза)

— Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый …. (мухомор)

— Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто …

(листопад)

— Тук-тук-тук с утра весь день.

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

— Тук-тук-тук, — в ответ нам …

(дятел)

— Длинные ушки, быстрые лапки,

Серый, но не мышка.

Кто это?..

(зайчишка)

— А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придет,

И польет нам огород.(дождь)

3) Организация окончания занятия.

Молодцы ребята, сегодня мы с вами узнали много нового.

На доске вы видите три кружка, красный, желтый и зеленый. Если информация была для вас новой, интересной и полезной, то прикоснитесь к зеленому кружочку, если вам скучно, можете подойти к желтому, ну и если вам было совсем плохо на занятии и ничего не понравилось прикоснитесь к красному.

На последок хочу попросить вас выполнить домашнее задание, нарисуйте, пожалуйста,дома запрещающий знак «Запрещено в заповедниках». А на следующем занятии мы рассмотрим ваши рисунки.

Приложение 1

Кроссворд

Вопросы:

1) Особо охраняемая природная территория

2) Мне не сидится, не лежится,

Я - очень быстрая водица.

Стоять совсем я не могу —

И с горных склонов вниз бегу.

3) Шариком пушистым белеет в поле чистом, а дунул ветерок,- остался стебелек?

4) Главная птица Австралии?

5) Какое растение лечит ссадины и раны?

6) Меня частенько

Просят, ждут,

А только покажусь,

Так прятаться начнут.

7) Вот за пнем стоит бугорок,

А в нем – большой городок.

Что же это за городок?

«Экологическое путешествие»

Мероприятие, посвященное Всероссийскому дню заповедников и национальных парков

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!

Цель:

    показать значимость природы в нашей жизни;

    привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;

    способствовать оздоровлению и физической активизации детей;

    приобщить к соблюдению ЗОЖ.

Задачи:

    способствовать формированию межличностных отношений в группе, сплочению коллектива;

    повысить уровень экологической культуры;

    воспитывать бережное отношение к природе;

    развивать познавательный интерес ребят;

    развивать интерес к спорту и ЗОЖ.

Ход игры:

Все учащиеся делятся на команды. При входе в кабинет каждый ученик выбирает квадрат любого из предложенных 4 цветов. В зависимости от выбранного цвета ученик садится за стол, на котором расположен квадрат «его» цвета. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название своей команде.

1 конкурс “Экологические даты и праздники”

Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники и мероприятия:

    Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)

Справка

По случаю совместных договоренностей WWF (Всемирный фонд дикой природы) с Центром охраны дикой природы возник так называемый «День заповедников и национальных парков ». Это событие произошло 11-го января 1997 г., и с тех пор «День заповедников и национальных парков» отмечается ежегодно.

Дата одиннадцатое января была определена неспроста! Именно в этот календарный день 1916-го года, в тогда еще Царской России, был открыт первый российский заповедник под названием « Баргузинский ».

Ранее на Руси охраняли только угодья (заказники) для барской и царской охоты. Но Баргузинский заповедник, открытый 11 января 1916 г., имел государевы привилегии. Цель сего заповедника - охрана и увеличение численности баргузинского соболя, и иной живности на Байкале.

В недалеком одна тысяча девятьсот восемьдесят шестом году, ЮНЕСКО присвоило Баргузинскому заповеднику значение биосферного, что позволило ему вступить в World Network of Biosphere Reserves(Всемирная сеть биосферных резервов). Теперь данный заповедник является неотъемлемой составляющей мирового наследия и так называемого заповедного ожерелья, состоящего из таких заповедников, как Байкало-Ленский, Байкальский, само озеро Байкал, а также Забайкальский национальный парк.

Наша страна насчитывает около ста заповедников, площадь которых превышает тридцать три миллиона гектар, что сопоставимо по занимаемой площади с 1.58% всей территории России. Также наша необъятная Родина имеет тридцать пять национальных парков, площадь которых равна семи миллионам гектар. Все вышеперечисленные охраняемые государством зоны помогают сохранить порядка 80% богатств нашей страны в животном и растительном исчислении.

Приво́лжская лесосте́пь - государственный природный в , в лесостепной зоне Среднего . Заповедник создан в 1989 году для сохранения зональных северного типа и лесных комплексов. Заповедник включает 5 кластеров (участков), расположенных в западной части на территории и частично (охранная зона) в . Общая площадь заповедника - 8326 гектаров. Заповедник «Приволжская лесостепь» является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда и , отдельных и сообществ и , типичных и уникальных .

«Приволжская лесостепь» является преемником ранее существовавшего в Пензенской области заповедника. По ходатайству и возглавляемого им Пензенского общества любителей естествознания (ПОЛЕ) в 1919 г. была заповедана «Попереченская степь» (площадью 100 десятин) - третий заповедник России (после Баргузинского и Астраханского). В 1920 г. были организованы еще два заповедника: «Сосновый бор» (300 га) и «Сфагновые болота» (100 га) в правобережной части реки Суры близ г. Пензы. Эти три заповедника в 1924 г. были взяты на государственное содержание и организовано управление Пензенского государственного заповедника Главного управления науки Наркомпроса РСФСР. В 1925 г. в состав заповедника вошли «Арбековский лесостепной участок» (180 га) и «Белокаменский парк» (47 га). В 1927 г. в Пензенский заповедник был включен Жигулевский участок (2300 га), несколько позже были заповеданы еще некоторые территории Самарской области, а сам заповедник переименован в Средне-Волжский, в 1937 г. в - Куйбышевский. В 1929 г. в заповедник включена «Кунчеровская степь» (300 га; Пензенская область), а в 1930 г. - степной участок «Козявка» (1364 га; Оренбургская область). Куйбышевский заповедник просуществовал до 1951 г. (как и еще почти сотня других, он был ликвидирован по решению Правительства РСФСР); большая часть охраняемых им лесных комплексов не сохранилась. Позже, в 1957 г. был восстановлен заповедный режим Жигулевского участка ( ). Заповедные участки Пензенской области попали в ведение Министерства совхозов РСФСР и только благодаря усилиям ученых и любителей природы, в 1965 г. некоторые из них («Попереченская степь», «Кунчеровская степь» и «Белокаменский парк») получили статус памятников природы и уцелели от уничтожения. Впоследствии, в 1989 г. «Попереченская степь» и «Кунчеровская степь» вошли в состав заповедника «Приволжская лесостепь».

В заповеднике выявлено более , что составляет 55 % видового состава . Из нуждающихся в охране видов сосудистых растений, на территории заповедника «Приволжская лесостепь» более 70 видов, в их числе 9 видов занесенных в Красную книгу Российской Федерации (2008): ковыль опушеннолистный (Stipa dasyphylla), ковыль перистый (Stipa pennata), ковыль красивейший (Stipa pulcherrima), ковыль Залесского (Stipa zalesskii), рябчик русский (Fritillaria ruthenica), ирис безлистный (Iris aphylla), надбородник безлистный (Epipogium aphyllum), пыльцеголовник красный (Cephalanthera rubra), неоттианта клобучковая (Neottianthe cucullata) и 58 видов включены в (2002).

«Кунчеровская лесостепь» (1024 га) располагается на высоком плакоре и склонах различной экспозиции в левобережье реки Кадады (на границе Камешкирского, Кузнецкого и Неверкинского районов близ с. Ст. Чирчим). Характерны дубравы, сосновые леса (искусственные насаждения) и вторичные по происхождению осинники и березняки; степные сообщества занимают пятую часть территории и представлены, в основном, ассоциациями разнотравно-дерновинно-злаковой степи с молодым подростом сосны обыкновенной. Флористическое богатство - 555 видов сосудистых растений.

«Островцовская лесостепь» (352 га) располагается на правобережной части надпойменной террасы реки Хопер (в Колышлейском районе, близ с. Островцы). Современная структура растительного покрова представляет собой комплекс различных вариантов растительности с преобладанием лесков из клёна татарского и черёмухи обыкновенной, зарослей мезофильных и ксеромезофильных кустарников, а также дерновинно-злаково-разнотравных степных ассоциаций, площадь которых ежегодно уменьшается из-за процессов закустаривания и залесения степи. Флористическое богатство - 542 вида сосудистых растений.

«Попереченская степь» (252 га) располагается на плакоре и склонах балок в верховьях реки Хопёр (на границе Каменского и Пензенского районов, близ с. Поперечное). Преобладают дерновинно-злаково-разнотравные степные и разнотравно-корневищные (наземновейниковые и безостокострецовые) ассоциации; характерны заросли степных кустарников. Флористическое богатство - 475 видов сосудистых растений.

«Верхнесурский лесной участок» (6334 га) располагается на древних речных террасах в верховьях реки (на северо-востоке , близ с. Часы). Преобладают сосновые леса (в основном, травяно-кустарничковые, зеленомошные и лишайниковые; часто искусственные насаждения) и вторичные по происхождению березняки. Небольшие площади занимают осинники, дубравы и ольшаники, а также озёра, переходные и сплавинные болота. Флористическое богатство - 586 видов сосудистых растений.

«Сосновый бор на Кададе» или «Борок» (399 га) располагается в левобережной части поймы и надпойменной террасы реки (на севере Камешкирского района, близ с. Шаткино). Характерны сосновые леса (искусственного происхождения), реже - дубравы и, возникшие на их месте, мелколиственные леса. Значительные площади занимают низинные болота и ольшаники. Флористическое богатство - 530 видов сосудистых растений

2 конкурс викторина «Кто как разговаривает» (задания распечатаны и лежат на столах каждой команды)

Задание – вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:

медведь…

ревет

коза…

блеет

индюк…

кулдыкает

лиса…

лает

воробей…

чирикает

голубь…

воркует

ворона…

каркает

глухарь…

токует

утка…

крякает

филин…

ухает

гусь…

гогочет;

журавль…

курлычет

шмель…

жужжит, гудит

кузнечик…

стрекочет

конь…

ржет

свинья…

хрюкает

олень…

хоркает

слон…

трубит

комар…

пищит, крыльями

голубь… (воркует);

глухарь… (токует);

– утка… (крякает);

– филин… (ухает);

– гусь… (гогочет);

журавль… (курлычет);

воробей… (чирикает);

ворона… (каркает);

индюк… (кулдыкает);

– лиса… (лает);

медведь… (ревет);

– коза… (блеет);

– конь… (ржет);

свинья… (хрюкает);

олень… (хоркает);

– слон… (трубит);

комар… (пищит, крыльями);

кузнечик… (стрекочет);

шмель… (жужжит, гудит);

пчела… (жужжит, гудит);

3 конкурс «Зоотеатр».
А это этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.
Возможные задания:
Улетающие на юг журавли
Добывающие еду аисты
Утка с выводком
Муравьи на охоте

4 конкурс. Нарисовать экологические знаки

Вы все знаете, что поведение на дорогах регулируются знаками дорожного движения. Но существуют и знаки, которые должны регулировать наше поведение на природе. Давайте познакомимся с ними. Объясните мне, что означают следующие знаки.

А теперь каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат.

    Не рви цветы.

    Нельзя разорять муравейники.

    Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.

    В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.

Небольшой перерыв (игра)

Лето – чудная пора,
Детвора кричит …. (Ура!)
- Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
- Кто же чудо совершил
Летом в сказку … (превратил)?
- Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным …(цветным)?
- Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
- Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
- А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
- Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
- Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
- Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
- В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!

5 конкурс “Разгадай кроссворд”

1 З

А

К

А

З

Н

И

К

2 К

Р

А

С

Н

А

Я

3 П

Р

И

Ш

В

И

Н

4 Э

К

О

Л

О

Г

И

Я

5 Ж

У

Р

А

В

Л

Ь

9 Б

6 Б

Е

Р

Е

З

А

А

7 Д

У

Б

Р

8 Н

А

Л

И

М

10 Л

И

С

Т

В

Е

Н

Н

И

Ц

А

У

11 У

Т

К

И

К

1.Территория, на которой охраняются природные компоненты.

2. Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, нуждающиеся в защите и охране?

3.Назовите фамилию русского писателя, большого любителя природы.

4.Наука, которая рассматривает взаимодействия человека и окружающей среды.

5.Назовите большую болотную птицу с длинными ногами и длинной шеей, символ надежды и удачи птицу?

6.Какое дерево считается священным на Руси, символ России?

7. Какое дерево считается священным в Чувашии?
8.Какая рыба переносит самые лютые морозы и вымётывает икру в декабре?

9.Назовите зверька, уничтожающего насекомых-вредителей, особенно личинок майского жука, приносящего большую пользу сельскому хозяйству?

10. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья?

11. Какие птицы изображены на гербе Новочебоксарска?

6 Тур “Сложи пословицу”

Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело само себя хвалит.


Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.
Срубили кусты - прощай птицы.


Увидел скворца - весна у крыльца.
Искру туши до пожара, отведи беду до удара.


Рощи да леса - родного края краса.
Судьба природы - судьба Родины.

7 конкурс «Устами младенца».

Зачитываются детские высказывания об отходах. Задача команд - попытаться понять, что имели ввиду дети.

    У меня очень много игрушек сделано из нее.

    • Она бывает разноцветной и ее очень трудно сломать.

      Предметы из нее мало весят.

      При поджигании плохо пахнет и много черного дыма

      Сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса).

2. Ее изобрели китайцы.

    У нас ее получают из дерева.

    Она легко горит.

    Из нее получается очень много мусора.

    На ней обычно рисуют и пишут.

(Бумага).

3. Его делают из песка.

    Чаще всего оно прозрачное.

    Когда падает, оно разбивается.

    Если его нагреть, оно становится тягучим.

    Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло).

4 Это то, без чего уже не может прожить человек.

    Этим мы пользуемся каждый день.

    Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

    Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

    С помощью этого все становится чище.

(СМС, стиральный порошок).

Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!

Подведение итогов. Награждение победителей.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад № 2»

города-курорта Кисловодска

Экологическое путешествие

Внеклассное мероприятие

к Дню заповедников и национальных парков

Подготовила:

Сидоренко С. И.

2014-2015 учебный год

Цели:

    Формировать понимание сущности экологических проблем, стоящих перед человечеством.

    Формировать экологическую культуру поведения в окружающей среде, гражданскую ответственность за ее сохранение.

    Воспитывать любовь к родной природе, ее красоте. Осуществлять патриотическое воспитание.

Экологическое путешествие

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами отправимся путешествовать в храм природы.
Ученик читает стихотворение.

Есть просто храм,
Есть храм науки, а есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Природа многообразна и непредсказуема. Она – то, как ласковая мать лелеет и ласкает, то, как злая мачеха строга и неприступна. Нежное солнце часто затягивают тучи и на землю обрушиваются струи дождя.

Первая остановка нашего путешествия называется – «Живая страничка» .

Вам надо отгадать загадки и установить последовательность событий.

Цветное коромысло над лесом повисло (Радуга)

Не пешеход, а идет,

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку,

Очень трудная загадка. (Дождь)

Вот по небу мчится конь

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит. (Гром)

Следующая остановка – «Экологический словарь» .

Какие слова будут занесены в экологический словарь?

    ЭКОЛОГИЯ. Это слово происходит от греческих слов «ойкос» - дом и «логос» - учение. Экология – наука о месте обитания, об окружающей среде.

    КРАСНАЯ КНИГА. Многие растения и животные, которые встречались часто, сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет сигнал опасности.
    По инициативе Международного союза охраны природы в 1962 году была выпущена Красная книга. Красный цвет- это сигнал опасности, понятный для всего мира. В нее занесены животные и растения, которые находятся под угрозой уничтожения или стали редкими.

    ЗАПОВЕДНИКИ. Заповедники создаются для того, чтобы охранять природу и изучать ее. В заповеднике нельзя вырубать лес, распахивать землю, косить траву, охотиться, рыбачить, т.е. запрещена любая деятельность человека.

    ЗАКАЗНИКИ. Произошло от слова заказывать. Охраняется не вся природа, а только ее часть. Например, редкие растения и животные, болото, озеро. Деятельность человека не запрещена полностью, а только ограничена.

    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ. Это большие охраняемые участки. Они отличаются тем, что заповедники закрыты для туристов, а национальные парки всегда рады посетителям. Отдыхать, можно наблюдать за животными, но руками ничего трогать нельзя. Но в парке есть такие места, куда не допускают посетителей. Они необходимы для поддержки природного равновесия.

Следующая остановка называется – «Экологическая проблема» .

Послушайте стихотворения ребят, которые расскажут, что может произойти с природой если плохо к ней относиться.

- В древние времена, когда людей было значительно меньше, а машин еще не изобрели, вошло в обиход выражение «борьба с природой». В наш век соотношение сил «человек – природа» стало иным. Нужна не борьба, а охрана. И природа просит у нас помощи. Забота о земле, лесах, реках, чистом воздухе, флоре и фауне – главное дело. Наша Родина должна стать экологически чистой.

Рассмотрим некоторые экологические проблемы:

    загрязнение вод;

    уничтожение лесов;

    загрязнение воздуха;

    деградация земель.

Природа – это наше жилище, сокровищница богатств, поставщик сырья и энергии на Земле. Но ее богатства исчерпаемы и часто невосполнимы, поэтому так необходимо их беречь и охранять.

С помощью кроссворда давайте выясним, какие животные и растения занесены в «Красную книгу».

Следующая остановка – «Экологическая задача» .

Как вы думаете, всегда ли люди поступают правильно, когда хотят спасти природу? Напали на лес полчища гусениц, объедали листья, съедали цветы. Стали люди лечить лес. Спасали разными ядовитыми порошками и туманами. Всех гусениц перетравили. Какую ошибку допустили люди?

- Какие заповеди охраны природы вы знаете?

    Никогда не лазайте по деревьям – они живые!

    Не разоряйте гнезд!

    Зимой не забывайте счищать снег с кормушек, подсыпать корм, но так, чтобы не спугнуть птиц.

    Не вредите никаким животным!

    Не лишайте землю красоты!

Учитель: Ребята, знаете ли вы. Что бумага, брошенная вами, будет лежать более двух лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет?

Следующая остановка – «Экологическая пословица» .

Общаясь с природой, люди издавна наблюдали за ней. Так появились экологические пословицы и поговорки.

Задание: подобрать вторую часть поговорки и объяснить ее смысл.

Много снега – много хлеба.

Лес да растение – зверю спасение.

Лес и воды – краса природы.

Враг природы тот, кто лес не бережет.

Следующая остановка – «Экологическая дата» .

- Ребята, вы знаете, что существуют государственные и религиозные праздники, но еще есть и экологические даты в календаре.

Для чего люди придумали экологические даты?

Что нужно делать нам, чтобы помочь природе?
– На этом наше путешествие закончилось. Будем любить и охранять природу!

Сегодняшняя линейка посвящена Дню заповедников и национальных парков, который в нашей стране отмечается – 11 января.

Что же такое заповедники спросите вы?

Заповедники – это особо охраняемые природные территории – сегодня, пожалуй, единственный способ уберечь от гибели хотя бы небольшую часть дикой природы и животного мира.

  1. День заповедников и национальных парков начал отмечаться в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы.
  1. 11 января для этого события выбрано не случайно - в этот день в 1917 году в России был образован первый государственный заповедник - Баргузинский.

Баргузинский государственный природный биосферный заповедник является одним из старейших заповедников России. Он был учрежден постановлением Иркутского генерал-губернатора от 17 мая 1916 года, а 11 января 1917 года создание заповедника было оформлено постановлением правительства.

  1. В настоящее время в России насчитывается 100 заповедников общей площадью более 33 миллионов гектаров и 35 национальных парков общей площадью около 7 миллионов гектаров.

Для чего нужны заповедники?

Заповедники сохраняют 80% видового богатства растительного и животного мира.

Есть ли заповедники на территории Рязанской области?

  1. На территории Рязанской области 103,5 тыс. га особо охраняемых природных территорий, в том числе: Мещёрский национальный парк, Окский заповедник, 47 заказников.
  1. Мещерский национальный парк (заповедник), в Рязанской области, расположен в бассейне Спас-Клепиковских озер и реки Пра. Площадь Мещерского национального парка 103 тыс га. Основан в 1922.

Здесь представлены ландшафты центральной Мещеры с комплексом низинных и переходных болот с системой проточных мелководных озер, болотами. Особо охраняемые объекты: низинные болота в котловине Спас-Клепиковских озер.

  1. Окский биосферный заповедник – живописнейший уголок Мещеры, расположенный в ее юго-восточной части.

Основан в 1935. Здесь встречаются сосновые, еловые леса, дубравы, луга. Лось, бобр, лисица, куница, глухарь, рябчик, черный аист, орлан-белохвост и др. Созданы питомники редких видов животных (зубр, белый, черный и японский журавли); орнитологическая станция. С 1984 Окский биосферный заповедник.

  1. Вы не встретите однообразия в природе этого края! Весной, в половодье, Мещера будто вспоминает о родившем ее море и широко разливается. Величественные боры сменяются болотами; озера с прозрачной, как слеза, водой – черными от торфа реками.
  1. В Окском заповеднике охраняются уникальные виды растений и животных, каждую весну в этот край летят тысячные стаи птиц. Это гуси, журавли, цапли, разнообразные кулики, чайки, около сотни видов воробьиных птиц.
  1. Эмблемой заповедника стал черный аист, регулярно встречающийся здесь.

Чёрные аисты занесены в Красную книгу.

  1. В лесах можно полюбоваться редчайшей орхидеей Венериным башмачком, в пойменных водоемах встречается реликт третичного периода – чилим (водяной орех). Знаменитые окские луга манят многообразием красок и запахов разнотравья.
  1. Во флоре Окского заповедника и его охранной зоны выявлено 880 видов сосудистых растений. В лесах, лугах, водоемах заповедника живут и приносят потомство 61 вид млекопитающих, 266 видов птиц, 6 видов рептилий, 11 видов амфибий, 39 видов рыб.
  1. Воочию здесь можно увидеть древнего исполина европейских лесов – зубра. Только в питомнике Окского заповедника сохранились чистокровные зубры.

На этот край с большим интересом может взглянуть также историк, этнограф, археолог. Берега реки Пры – главной водной артерии заповедника облюбованы человеком еще в I тысячелетии н. э.

Так почему же мы сегодня говорим о заповедниках и национальных парках?

Итак,

  1. ЗАПОВЕДНИК — это место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться,как друзья.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.

А как же мы, школьники, охраняем природу?

В прошлом учебном году наша школа принимала участие в Акции «Неделя зелёного леса». Как это было предлагаем вашему вниманию.

Внимание на экран!

На экране видеоролик с акцией.

Спасибо за внимание.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода