Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Тогда поставь сказка про море. Белое, черное, соленое: как рассказать малышу о море

Посвящается заливу,
уютно свернувшемуся у ног города Бердянска

Робкие солнечные лучи мягко коснулись темной спящей воды. Море вздохнуло, и по глади его поверхности пробежала рябь пробуждения. Первая волна лениво потянулась к берегу, за ней вторая, перебирая песок и мелкие камушки.
- Доброе утро! – крикнула чайка.
Море ответило веселыми брызгами.
Начался новый день.

Когда-то здесь жили дельфины. Морю нравилось вспоминать о них по утрам. Они были такие забавные. То ныряли в самую толщу воды, то выпрыгивали на поверхность, поднимая брызги и смешно фыркая солеными фонтанчиками. Море так любило касаться их гладких черных спин и слушать беззаботную болтовню:
- Вы слышали?
- А?
- Что?
- Вчера чайка схватила одноглазого бычка!
- Где?
- Как?
- Да, но он вырвался, только половины хвоста лишился.
- Ха-ха-ха.
- Хи-хи-хи.
- Как мило он теперь выглядит, этот храбрец!
Это было раньше. А потом люди зачем-то построили дамбу между маленьким, теплым, уютным морем и его отцом, которого все называют Черным. Дельфины остались за этой границей. В тихую погоду с той стороны доносились их веселые крики. Море вздыхало и темнело, но ничего поделать не могло. Иногда ему снилось, что оно набирается сил и рушит дамбу, но утром все было как прежде.

Появились первые рыбаки. «Опять будут воду мутить», - нахмурилось море и шепотом передало на дно свои наблюдения. Рыбы заметались, прячась между камней. «Все равно попадетесь, глупые», - грустно вздохнуло море, наблюдая, как рыбаки надувают лодки и проверяют снасти. Когда резиновые надувные животы коснулись водной поверхности, море вспомнило, что в камнях возле волнореза поселилась стайка молодых пеленгасов. Эти беззаботные подростки наверняка не слышали предупреждения и резвятся сейчас между камней, не зная, что надвигается беда. Море обняло лодки прозрачными ладонями и отнесло их подальше от волнореза. И только тогда снова успокоилось.

Солнце стало пригревать сильнее и к берегу потянулись неугомонные спортсмены. Море с интересом наблюдало, как они подбегали, запыхавшись, стягивали с себя мокрые футболки и делали зарядку на песке. Море не понимало, зачем люди делают это каждое утро, но спокойно принимало их разгоряченные упражнениями и бегом тела и разрешало поплавать. Спортсмены напоминали ему дельфинов, они так же забавно ныряли, поднимая в воздух сотни брызг.

Очень скоро все пространство берега стали заполнять отдыхающие, расстилая на песке полотенца и подставляя солнцу голые спины и животы. К самой кромке воды подошел голенький малыш в смешной панамке. Он удивленно уставился огромными серыми глазами на прозрачную воду, изучая камушки и песчинки на дне. Море улыбнулось, нашло большую причудливую ракушку и прикатило ее к детским ножкам. Малыш восторженно вскрикнул, схватил «добычу» и убежал показывать ее маме. Море весело засмеялось, и по гладкой поверхности пробежали барашки волн.

Время приближалось к полудню. Сегодня у солнца, видимо, было особое настроение. Оно обнимало своими обжигающими лучами все, до чего могло дотянуться. Море притихло, разомлело, перестало играть камушками на дне. Шустрые бычки потеряли всяческий интерес к веселым забавам и попрятались в камнях, отыскивая места попрохладней. Даже пеленгасы, резвившиеся у волнореза, опустили плавники и тяжело вздыхали жабрами. Морская вода, еще утром казавшаяся лазурной и прозрачной, обрела мутно-серый оттенок. Яркие лодки, матрасы, мячи и надувные круги. Сотни людей, прячущихся в воде от жары. Крики, шум, визг. Море думало, что сходит с ума. Ему хотелось тишины и прохладного бриза, теплых солнечных лучей и белого теплохода в чистых волнах. Но жара не спадала, и становилось все невыносимей терпеть толкотню, пустые пивные бутылки и все, что оставляли после себя эти людишки на берегу, возомнившие, что им все дозволено. Море, обычно такое спокойное и невозмутимое, перестало сдерживать свои эмоции. В нем закипали злость и обида. Оно потемнело и, словно набираясь сил, вздрогнуло небольшими волнами. Но люди не слушали моря и не могли его понять. Зато его поняло небо. В считанные минуты налетел неизвестно откуда взявшийся ветер. Море благодарно вздохнуло и вздыбилось огромными волнами, разметая в разные стороны мусор и людей, и грозя сокрушить все, что попадется ему по пути. Топчаны, шезлонги, коврики и полотенца - все было смыто. Люди засуетились, падая под напором соленой воды, сбивающей с ног. Но море только хохотало, чувствуя свою силу. Оно не обращало больше внимания ни на чаек, тревожно кричащих в небе, ни на рыб, испуганно выглядывающих из своих укрытий, ни даже на мальчика, бросившего ракушку и зовущего маму.

Берег давно опустел. И серое от непогоды небо, плавно перелилось в лазурь наступающего вечера. А море все продолжало сердиться, выкатывая на гребнях волн свое недовольство. К дамбе, отделяющей пляж от города, подошла девушка, посмотрела на бушующую синь и, застенчиво улыбнувшись, сказала:
- Привет, море.
Море посмотрело в ответ настороженно, но все-таки стало немного тише. Тогда девушка быстро спустилась с дамбы на песок, подбежала к самому берегу, присела и опустила в воду руки. Море удивленно вздохнуло, и волны уютно свернулись в небольшие белые барашки. Тогда девушка засмеялась, разделась и вошла в воду. Море совсем успокоилось, наблюдая, как девушка ныряет и плавает. Оно заботливо подставляло ей свои ладони и катало на небольших волнах. Ему очень нравилась эта девушка.
- Ты похожа на маленького дельфина, - тихо шепнуло море. Девушка засмеялась, словно поняла этот шепот.
А потом она вышла на берег. Распустила по плечам мокрые волосы, стряхнула полсотни соленых капелек и произнесла:
- Море! Ты слышишь, море! Я отдаю тебе свою душу. Я хочу всегда быть рядом. Вдыхать твой запах и ощущать прохладу твоих ладоней. Я хочу слышать твой успокаивающий шепот и видеть твои сны. Я хочу, чтобы ты знало это, море! И когда мне придется исчезнуть, я хочу раствориться в тебе, стать твоей частичкой, маленькой волной в твоем огромном сильном царстве. Я люблю тебя, море.

Девушка уже давно ушла. А море все еще слышало ее звонкий голос. Теперь оно знало, что не зря существует на этом свете.

В эту ночь морю снились совсем другие сны…

Хорошо или плохо то, что иногда мы делаем спонтанный выбор? Думаю, на этот вопрос нельзя ответить точно. Взять, к примеру, сегодняшний день – могла просидеть с утра до ночи дома, в тепле, смотреть любимые фильмы или заниматься чем-то по дому, – так нет – понёс чёрт в неведомые дали. А, может, и спасибо ему сказать? Я не против. Ведь это было так здорово!

Здорово сидеть на берегу моря и смотреть на медленно накатывающие к берегу волны. Ощущать спиной тёплый, даже очень тёплый солнечный свет – да, это интересно. А прыгать с камней – так вообще незабываемо!

Что планировала сделать я сегодня? Как обычно, написать ещё одну главу для романа. Сколько это уже длится – не знаю, лет семь. А данный сюжет всё откладываю с дня на день. Думаю, вы не поняли – лет семь я занимаюсь тем, что пишу книги, я не настолько ленива, чтобы писать столько одну главу. Одним словом, снова придётся отодвинуть все планы. Ну, не сидеть же дома, когда во дворе такое солнце!

Для книг и всего прочего существует зима, осень и, в конце концов, – начало весны. После наступает другая пора – сбор вдохновения и, его нельзя упустить и отодвинуть куда-то! нельзя так опрометчиво относиться к этому нежному и хрупкому состоянию – ведь, если оно уйдёт, вы снова останетесь ни с чем, наедине со скукой и унынием.

Что ещё хотела сделать сегодня? Ах, да! Режим дня так и играет своим разнообразием. Заглянуть на сайты, ответить всем своим знакомым на старые, давным-давно прочитанные письма, отправить несколько рассказов на конкурс… Не несколько, а ровно шесть и, завтра у одного из них будет последний день приёма. Или не завтра – медлить всё равно не стоит.

Возможно, удастся найти ещё один. Интересно, это снова будет лирика на невероятно узкую тему? Или, наконец, организаторы придумают что-нибудь стоящее? Вопрос. Можно предположить, что сегодня вечером я буду писать поэму, которую надобно отправить по почте в 23. 58, не позднее сегодняшнего дня, или вчерашнего – всё может статься.

Да, очень насыщенный день! А ещё заказы от друзей, несколько надоедливых поклонников и статья для газеты. Давно обещала отправить им что-то и всё не соберусь с мыслями. Ну, же, медлить больше нельзя!...

Но что в итоге? Я торчу на берегу этого обворожительного моря. Над головой перекликаются чайки, кто-то играет на гитаре и вторит шуму волн… Красота! И, кажется, с ней я всё-таки смогла вспомнить всё, что откладывала на сегодня. Смогла собраться с духом и постаралась ничего не забыть.

Определённо здесь и думается куда проще, чем дома. Жаль, что не взяла ноутбук. Очень жаль! Можно было бы наслаждаться этим тихим плеском и не вставлять в уши давно приевшиеся песни металлических групп. А ведь только так, отвлекаясь от мира реального, я могу написать хоть что-то. Привычка, верно, но от неё теперь никуда не уйти!

Итак, зачем же я сюда пришла? Посмотреть на море, которое и без того видно из окон, нет, определённо нет. Тут замешано нечто большее, чем просто зов синих волн. Оно исходит откуда-то с глубины и, его нельзя не услышать…

Вообще я часто слышу что-то необъяснимое. Слышу и вижу, наверное, это шалит фантазия. Так проведу рукой по жёлтому мягкому песку, оставлю на нём отпечаток своей ладони, а в мыслях разворачивается убийство, где этот след – единственная зацепка к поимке преступника…

Тот самый гитарист, что сидит на берегу в одних цветастых шортах – это выходец из прошлого. Раньше он часто бывал в здешних краях, когда звал свою возлюбленную к прогулкам, но теперь её нет – волны поглотили бедняжку, превратив в маленькую едва заметную рыбку. Так закончился род славных Варраглеев и, юная Юлиора была единственной, кто смог бы снять заклятие, но она…

В голове снова всё перемешалось. Глаза устремились в другую сторону, туда, где под зонтиком, подсжав ноги, сидела какая-то красотка. Она была молода и, длинные светлые волосы падали на не загоревшие плечи и струились по позвоночнику. Она – вампирша, которая с ужасом глядела по сторонам в поисках более надёжного уголка. В этом мире Арианду подстерегало много невзгод и, ей даже пришлось покраситься и начать носить контактные линзы. Огромные очки скрывали лицо от неприятелей, а шляпа спасала кожу от солнца…

Откуда я знаю? Хотела бы знать сама. Просто смотрю вокруг и не могу не насладиться моментом. Так и хочется приукрасить что-то, добавить, изменить. Мне не раз говорили, точнее сказать, интересовались, не хочу ли я начать писать что-то более реальное? Неужели о том, как кучка людей сидит на пляже и жарится под лучами солнца? Какие они сильные, наказанные, полураздетые… Да я вас умоляю, это никто не будет читать! Во всяком случае это будет напрочь лишено возвышенности, а она для меня – закон. К тому же такого создано уже много и, я не хочу идти на поводу у какой-то моды. Разве не лучше разглядеть среди этих лиц скрытые эмоции? То, что они принесли с собою на этот пляж в своих пламенных сердцах и душах.

Вот, например, вы видите эту особу? Она так бледна и в глазах точно застыли слёзы. Движения немного скованны, робки, точно горячий песок доставляет ей неудобства. А, может, это потому, что недавно рухнули все её мечты и планы, жизнь рассыпалась едва ли не на мелкие осколки и, теперь она видит пред собой лишь одно море – бесконечный путь, в конце которого должны оборваться все кошмары. Она медленно шагнёт в воду, а после наберёт ещё немного воздуха и рухнет вниз, заранее избрав место поглубже. Она не умеет плавать, но не хочет мучить себя долгой смертью. Узнала где-то, что утонуть не так больно и теперь…

Что толку сидеть тут и думать обо всём этом! Видно же, я не могу отлучиться ни на день – искусство будет преследовать хоть здесь, хоть в горах – ему нет особого дела до подробностей. Просто оно избрало себе «жертву», и этой жертвой стала я… Или…

Теперь я ужасно хотела писать. Под рукой не было ни карандаша, ни ручки – в сумке только маска да подводный фотоаппарат. И телефон, вот он то сгодится! Я вытащила вперёд всё, что было в сумке, и наспех набросала то, что «увидела» пару минут назад. Да, это уже вошло в привычку и, телефон едва ли не стонал от такого количества черновиков. Ну, ничего, придется ему и сегодня подождать! Потом как-нибудь расчищу память… Не сегодня. Не сейчас. Завтра.

А сегодня со мной было море. Оно снова дарило надежду и, идеи накатывали на меня, точно волны, омывая серебряным дождём из прохладных капель. Думаю, неплохо было бы ещё искупаться – вода как раз такая чистая и прозрачная! Я не могу упустить этот шанс!

А книги подождут. Останутся до завтра или до вечера. В любом случае, однажды наступит и их час. А пока я вижу пред собой лишь море – яркое, блестящее, с бликами от проезжающих лодок и зеркальным отражением дна. Оно так красиво, так поразительно! Я не могу не шагнуть к нему на встречу и, я иду, оставив за спиной все причуды, все фантазии и обрывки каких-то идей. Я счастлива и, это счастье сложно описать словами. Природа дарит столько эмоций, чувств, впечатлений. Они всегда новые и воспринимаются по-разному, даже если ты каждый день приходишь на один и тот же пляж…

Я не могу не поддаться ей и не понестись в глубины синего горизонта. Не могу, не хочу и уже вот-вот опущу глаза в воду. Ещё мгновение и, этот мир скроется куда-то вдаль, оставив вдалеке шум, разговоры и музыку неизвестного гитариста. Всё смолкнет и, настанет новая жизнь. Тишина упадёт на мои уши, а пред глазами запляшет огромное множество рыб и крабов. Всё изменится. Всё уйдёт…

А книги подождут. До вечера. Теперь я это знаю! И уже завтра я буду с радость вспоминать себя, что подарила себе столько эмоций и раскрасила серые будни сотней синих морских оттенков! А книги подождут – до вечера. И там будет всё, что чувствую я сейчас. Всё это счастье и наслаждение, радость и вихрь восхищённых эмоций. И я буду благодарить себя за то, что подарила воображению маленький отдых, ведь то, что творится сейчас – нельзя описать иначе!

И книги подождут. До вечера. До моего возвращения. Не знаю даже, кем были бы они, если бы не имели в себе этот яркий и по-морскому свежий лучик, аромат крымского воздуха и капли солёной воды…

Текст большой поэтому он разбит на страницы.

Море, корабли, пираты, морские чудища и другие обитатели водоемов всегда привлекали детей. Мы выбрали девять книг о большой воде для детей самых разных возрастов.

Громкий скандал в Тихом океане

Пронто, пер. Натальи Морозовой

Отличная книга из серии детективных книг-искалок «Школа сыщиков». Придется потрудиться и напряженно поразмыслить, чтобы разгадать все загадки и головоломки, собранные в этих книгах, но тайны того стоят!

Действия происходят на борту лайнера, который бороздит просторы Тихого океана. На судне происходит три загадочных преступления: из судовой кухни пропали изысканные деликатесы, кто-то разгромил каюту капризной принцессы Несмеяны, а некий грабитель украл драгоценности пассажиров. Только самому наблюдательному сыщику под силу раскрыть преступления.

Они здесь совсем нестрашные, а шпионские задачки будут решаться гораздо веселее, если вашими подозреваемыми окажутся персонажи с необычными именами - Фил О"лог, Никола Нидвора, Бек Вмешках, Эмиль Пардон и другие.

Для кого. Для детей от 10 лет

Эмиль. Добрый осьминог

Томи Унгерер

Полвека назад эту книжку подарил детям знаменитый художник, лауреат премии Андерсона, создатель всем известного удава Криктора и не менее популярных поросят Хрюллопсов, Томи Унгерер. Его работы никого не оставляют равнодушными. Они вдохновляют и взрослых, и детей, будоражат воображение.

Главный герой этой истории – очень добрый и симпатичный осьминог, который спасает утопающих и попавших в беду в морской пучине, очень любит детей, может превращаться в разных животных и играть в шахматы с водолазом на дне морском. Дети обязательно полюбят этих невзрачных на вид морских гадов, но вряд ли смогут их есть после этой книжки.

Для кого. Для детей от 2 до 5 лет

Джулия Дональдсон

Книга о подводном мире от британских создателей мирового бестселлера про Груффало рассказывает невероятные истории фантазерки-кильки (оказывается, есть такая рыба – тюлька!) в стихах. Отличный перевод Марии Бородицкой, а также рисунки Акселя Шеффлера с его фирменным, прекрасно узнаваемым красочным стилем заставят вас и ваших детей не раз открыть эту книжку вновь, а может быть даже выучить ее наизусть.

В морской школе учится много разных обитателей, и лишь одна из них все время опаздывает из-за каких-то приключений, в которые верит только она сама. Но вдруг она действительно попадает в передрягу, и ей на помощь почему-то приходят совсем не знакомые ей рыбы и звери. Почему? Море тоже слухами полнится. Не менее морская книжка этих же авторов – «Улитка и кит» – может служить прекрасным дополнением к чтению с детьми на море.

Для кого . Для детей от 2 лет

Приключения маленькой трески

Улаф Кушерон

Почему-то детские писатели и художники очень любят посвящать свои книги и мультфильмы морским обитателям. Наверное, потому что этот мир нам почти неведом, а еще потому, что они загадочны и молчаливы.

Издательство «Компас гид» некоторое время назад впервые за последние полвека переиздало книгу норвежского писателя о приключениях любознательного, как все дети, малька трески по имени Тронд. В этой небольшой энциклопедии, помимо интересного сказочного сюжета, содержится немало научно-популярных фактов о подводном мире. Она поможет взрослым ответить на многие детские «почему», которые возникают, когда ребенок попадает в незнакомую ему среду – на море. Как устроены жабры и плавательный пузырь у рыб, почему они не тонут, а дельфин или кит могут утонуть, чем питается морская звезда или скат, как размножаются разные рыбы, морские коньки и кораллы - всё здесь.

Для кого. Для детей 3-4 лет.

Как я стал путешественником

Фёдор Конюхов

Море для детей ассоциируется не только с рыбами и подводным миром, но и с кораблями. А это значит – с путешествиями, пиратами и захватывающими приключениями. В этой небольшой по объему, но очень интересной и поучительной книжке известный путешественник, покоритель морей и океанов, а также горных вершин и льдов, Фёдор Конюхов рассказывает детям о своих невероятных странствиях и о том, почему он выбрал именно этот путь. 15-летним он в одиночку пересек на веслах Азовское море, а чуть позднее, в 50 – уже целый Атлантический океан, покорил все самые высокие горные вершины. Он сталкивался с китами, пиратами и белыми медведями. И самое интересное, что все это – не выдумки писателей и совсем не сказки, а чистая правда!

«Всю нашу прекрасную Землю путешественник должен бережно и с любовью хранить в своем сердце», – наставляет он будущих мореплавателей и скалолазов.

Для кого. Для детей от 4 до 10 лет

Над водой, на воде, под водой

Николай Ватагин

Отличная мини-энциклопедия в картинках всех транспортных средств, связанных с водным пространством. Сжатый, но информативный текст и главное - замечательные иллюстрации Николая Ватагина, в мельчайших подробностях рассказывают без слов детям и взрослым все самое интересное об устройстве кораблей, водных самолетов или подводных лодок.

Для кого . Для детей от 3 до 6 лет.

Книга-картинка, без единого слова передающая все оттенки эмоций и переживаний ребенка, играющего с морской стихией. Автор иллюстраций – молодая корейская художница Сьюзи Ли – получила не одну почетную международную награду за эту книжку.

Мастерское сочетание черно-белых рисунков девочки и чаек на одной странице и лазурно-голубого моря напротив завораживает. Дети как в зеркало смотрят на отражение в морской волне эмоций девочки, которая то дразнится, то резвится, то пугается, то нежно с ней играет.

Для кого. Для всех возрастов

Здравствуй, брат мой Бзоу!

Евгений Рудашевский

Дебютная повесть писателя и журналиста Евгения Рудашевского еще в рукописи была отмечена премией «Книгуру» и принесла автору главный приз. Это документальная история о дружбе мальчика и дельфина накануне войны. На дворе 1980-й год, 17-летний Амза вместе со старшим братом спасает выбросившегося на берег дельфина и постепенно становится ему другом.

На фоне – грубый быт и нравы абхазского села, жители которого век за веком пашут землю, ходят в море и, честно сказать, не совсем понимают необычную дружбу мальчика с дельфином. Вскоре Амзе должно исполниться 18, а это значит, его ждет военный призыв, который сулит герою кое-что пострашнее разлуки с другом, занимающей все его мысли. Войны в книге, что самое интересное, практически нет. Герои Рудашевского вообще не очень-то себе представляют что это такое, но оттого их растерянность и робость выглядят еще пронзительнее. Ощущение бессмысленности надвигающейся катастрофы и предчувствие разлуки с привычным укладом, пожалуй, главный мотив, который удалось передать Рудашевскому.

Для кого. Для детей от 12 лет

«Васа» выходит в море!

Матс Валь

Если вы бывали в Стокгольме, то наверняка посетили музей Васы - корабля начала семнадцатого века времен шведского короля Густава II Адольфа, который должен был стать самым большим боевым кораблем в мире, но затонул, не проплавав и 20 минут. Затонул не навсегда, но обнаружили его и подняли на поверхность только в 1961 году.

«Васа» - не просто исторический шведский аттракцион, но и важный свидетель эпохи, ведь на нем почти целиком сохранилось все убранство и снаряжение. Поэтому и истории у писателя Матса Валя две: сначала выдуманная - повесть о том, как «Васа» строилась, а затем документальная - подробный рассказ о ее палубах, трюмах, украсивших ее великолепных деревянных скульптурах. Особая ценность здесь - рисунки Свена Нурдквиста, художника, знакомого всем по рассказам о Петсоне и Финдусе и известного своей внимательностью к деталям: ни одна мелочь не ускользнет от его пристального взгляда.

Для кого. Для детей от 6 лет.

Тема: «Море бывает в беде»

(подготовительная группа)

Программное содержание :

Обучающие задачи :

1. Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях, его значимости для жизни людей.

2. Познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет море: от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные.

Развивающие задачи

1. Развивать грамматически правильную речь, мышление, умение самостоятельно делать простейшие выводы.

Воспитательные задачи

1. Воспитывать у детей, бережное и заботливое отношение к природе, умение чувствовать и замечать красоту, правильно вести себя в окружающей живой среде.

Словарь : глобус, стихия, нефть.

Предшествующая работа : рассматривание картин И.К. Айвазовского «Среди волн», «Черное море», «Восход луны», «Берег моря» и др. Чтение произведений из книги Молодовой «Экологические сказки», «Лесная газета» - Бианки. Наблюдение за птичьими гнездами, за цветами и насекомыми на клумбах, за поведением птиц. Простейшие опыты с дождевыми червями, рыбами в аквариуме, цветами в зимнем саду.

Материалы к занятию:

Картина Айвазовского «Среди волн»; рисованная картина «Грязное море»; картина Айвазовского «Девятый вал», глобус, морские раковины, рисунки морских обитателей: медузы, морского конька, рыбы - меч, морского черта, камбалы, ската, осьминога, кита, дельфина, чайки, кальмара, перловицы, кораллового дерева.

Ход занятия:

I часть (5 минут)

Дети, сегодня мы поговорим с вами о море.

Кто из вас уже видел море?

Расскажите нам, каким вы его запомнили.

Вы были на море, которое называется «Черное море». Бывают ещё и другие «цветные» моря.

(Воспитатель подводит детей к глобусу.)

А вы знаете почему море называется «Красным»?

Это самое соленое море. В нем растут красные водоросли, их много, поэтому вода кажется красной.

(Воспитатель показывает «Желтое» и «Белое» моря)

Окраска вод Желтого моря связана с тем, что реки несут в море много светло-жёлтой глины и поэтому вода в нем кажется желтой. У морей очень много своих тайн, неизвестных людям.

Посмотрите на глобус. Вода на нашей планете занимает большее место, чем суша. Все, что закрашено на глобусе синим цветом, это все вода. Вода это не только море, есть ещё и океаны, реки, озера. Море - это громадное водное пространство, которое нас окружает на многие километры.

А кто из вас пил морскую воду?

Какая она на вкус?

Но несмотря на это, морская вода очень полезная. В ней растворены лечебные соли, йод, серебро и другие полезные вещества. Морская вода лечит многие болезни. Поэтому люди всегда едут отдыхать к морю.

II часть (10 минут)

Дети, посмотрите на эти картины.

У какого моря вы хотите отдыхать? (тихое, штормовое, грязное)

Почему? (разбор)

Во время шторма море становится страшным. В нем нельзя купаться. Вода в

море становится темной, почти черной. В таком море могут утонуть не только

люди, но и корабли. Огромные волны чудовищной силы могут затягивать в пучину волн все, что находится на берегу, близ воды.

Но море меняется. Оно может быть тихим, ласковым. Тогда все люди хотят отдыхать на его берегу и купаться.

Дети, как нужно вести себя на море, у реки? (не бросать мусор, отходы и пр. грязь)

Да, действительно, люди сильно загрязняют море. Заводы и фабрики сбрасывают в море грязные воды. Кроме этого, на море ещё часто случаются аварии - в море выливается нефть. Послушайте историю, которая произошла однажды в море.(Рассказ воспитателя - «Нефть в море». По ходу рассказа, воспитатель показывает картинки с морскими обитателями.)

Дети, вам жалко этих животных?

Вы знаете теперь отчего это происходит?

III часть (10 минут)

Дети, у морей много тайн, чтобы все узнать, нам нужно поплыть в чистое море. Люди с давних времен стали опускаться на большую глубину, используя для этого специальную одежду.

Как называется профессия этих людей? (Водолаз, подводники)

Что используют водолазы для ныряния?

Хотите отправиться на морское дно? (Воспитатель одевает одному ребенку маску и все дети отправляются в плавание.)

Когда на море ты бывал,

То каждый раз ты лишь играл

С песком, С корабликом бумажным,

Что по воде плывет отважно

Качаясь на морской волне,

Не знаешь ты, что там на дне.

Ребята! Посмотрите, куда мы приплыли?

Что это за необычное подводное царство? Коралловые рифы!

Кораллы - ветки совсем не простые,

Сокровища строят они морские.

Расскажите, что вы знаете о кораллах.

С какой профессией можно сравнить работу этих необычных животных? (С работой строителей, они строят двери и замки.)

Сколько рыбок необыкновенных форм и цветов плавают среди этих восхитительных известковых замков!

Посмотрите! К нам приближается что-то прозрачное и похожее на гриб. Вы узнали, дети, кто это? (Медуза)

Что вы знаете про медузу? (У нее есть щупальца, которыми она обжигает свою жертву.) Самая крупная медуза достигает 2,5 м в диаметре.

А вот в густых зарослях спрятался чудесный морской конек. Расскажите о нем. (Похож на шахматную фигуру коня. Голова лошадиная на длинной шее. Плавает в вертикальном положении, имеет зеленовато-коричневый цвет, который делает его незаметным среди водорослей.)

Кто это промчался мимо меня с длинным острым носом. Это, наверное, одна из самых больших и быстроходных рыб. Вы такую знаете? Кто она? (Это рыба-меч! Верхняя челюсть рыбы заостренная, словно длинный острый меч. Эта рыба плавает очень быстро, рассекая воду острым мечом. Эта рыба хищная, свой нос она использует как оружие.)

В темноте морского дна,

Где вода столь холодна,

Страх наводит редкий луч.

Рыбы хищные в воде

Вновь охотятся на дне.

Страшный вид, огромный клык,

Цоп - и нет малюток рыб.

Что это за рыба? (Морской черт)

Ее так называют за страшный безобразный вид. На голове удочка с приманкой, которая светится в темноте...

Дети, а кто же спрятался на самом дне море, закопался в песок? (Камбала, скат)

Чем интересны эти рыбы? (Они плоские, т.к. живут в плотных слоях воды на большой глубине. В теле ската вырабатывается электрический ток, который убивает рядом плавающих рыб.) Этим рыбам достаточно лежать на дне и поджидать добычу, быстро плавать им не обязательно.

Ребята, осторожно! К нам приближается настоящее морское чудовище! Вы его узнали? (Осьминог).

У осьминога 8-10 щупальцев-рук, которыми он хватает добычу. Все они снабжены когтями и присосками. Вводит в тело рыб яд и поедает. В случае опасности осьминог стреляет чернильной жидкостью. У осьминога есть фон&ри - особые светящиеся участки кожи, которые помогают двигаться ночью и на большой глубине, где совсем темно.

На морском дне и не совсем темно. Время от времени во мраке мелькают «фонарики»:

Ну а теперь поплывем наверх, к земле. Посмотрите, кто нас сопровождает? (Кит, дельфин)

Что вы можете про них рассказать?

Кит самое большое животное на земле. Дельфин - тоже млекопитающее. И кит и дельфин - существа добрые и безобидные. Не оставляют в беде своих сородичей и даже человека. Киты - ценные промысловые животные. Шкура, печень, жир, усы - очень нужное и ценное сырье для промышленности. Киты занесены в Красную книгу, их нельзя убивать.

Люди не только убивают морских животных и сбрасывают в море грязные воды, а еще бросают и всякий мусор: банки, бутылки, пакеты - все что им не нужно. От этого обитатели морских глубин чувствуют себя очень плохо и даже гибнут.

Послушайте, какой рассказ я вам прочитаю. (Воспитатель читает рассказ «Отчего гибнут киты.» стр. 159, Николаева «Экологическое воспитание в детском саду»)

Дети, что же надо делать, чтобы наша Земля становилась не грязнее, а чище?

Плачет, бушует синее море,

Дельфины в нем плавать хотят на просторе.

О море подумай, его не губи,

От вредных отходов его огради!

IV часть (5 минут)

Аппликация в технике коллаж.

Дети подходят к столам, где расположен материал для аппликации. «Мусор» - банки, пакет, бумага, бутылки и пр. Воспитатель предлагает собрать весь «мусор» с нашего моря в сеть, которую тащит специальный траулер. Дети выполняют коллективную работу.

Привет! Знаете, что важно ребенку рассказать о своей Планете? И сделать это мы сегодня попытаемся несколькими способами, чтобы маленькому было интересно! Давайте расскажем ему сказку! Но такую, в которой он бы смог сам участвовать: отвечать на вопросы, размышлять, фантазировать и мастерить оригами, фигурки обитателей глубин! А еще нам поможет загадка про море для детей! Мы даже будем играть. А те фигурки, которые мы с малышатами конструировали, станут героями игры!

Детишки, представьте, если бы у вас была возможность полететь на далекую планету и познакомиться с ее жителями! Планета эта очень необычная. Она полностью покрыта водой. Но значит ли это, что на ней нет жизни, как думаете? ~

Чтобы это проверить, давайте в дорогу возьмем акваланги. Знаете, что такое акваланг? ~

Это специальное снаряжение, при помощи которого мы сможем дышать под водой. Теперь мы без страха нырнем и даже опустимся на дно!

Ах! Как же здесь красиво! Как вы думаете, здесь есть растения? ~

Да! Здесь растет ТРАВА. Порой она называется водорослями. Вы слышали уже такое название? ~

Давайте ее сделаем своими руками из бумаги, или пластилина, или просто раскрасим. И, если крохе понравится, будем делать всех или некоторых из тех, о ком узнаем.

Теперь приступим к расскаскам и аппликациям. Все картинки увеличиваются по клику.

Распечатать для аппликации

Раскраска

Раскраска

Раскраска

А вместо земли у нас с вами песок. Если присмотреться, можно увидеть растущие кристаллы, это – кораллы. А еще есть РАКУШКИ. Схема ракушки оригами — кликайте для увеличения фото.

Неужели под водой кто-то живет? Как думаете? ~

Да! Здесь много разных жителей. И почти со всеми мы сможем близко познакомиться. Например, с РЫБАМИ, с КРЕВЕТКАМИ и КАЛЬМАРАМИ. Но есть такие огромные, как СКАТ и АКУЛА. К ним лучше детям близко не приближаться, эти «рыбы» очень опасны. Не меньших размеров и ДЕЛЬФИНЫ, но с ними мы подружимся быстро, они веселые и любят поиграть.

Схемы оригами увеличиваются по клику. Источник информации

И мы тоже любим играть. Но это нам еще предстоит. А пока расскажите, что-нибудь вы слышали о жильцах этой планеты? ~

Так вот, летать никуда не надо. Мы можем встретить и КОСАТКУ, и ЧЕРЕПАХУ и у нас на планете Земля. Вы что-нибудь слышали про обитателей моря ? ~

Правда, никто не знает, может они прилетели с той самой далекой планеты? Может, если мы познакомимся с ними ближе и подружимся, они сумеют нам рассказать немного о себе. Например, почему некоторые из них живут только в реках, а другие – в морях, да и океан наполнен этими необычными животными и рыбами. Почему и как это произошло? Интересно, правда? ~

А пока давайте разгадаем загадки!

Морские загадки

Вопросы будут разные, короткие и чуть подлиннее для деток разных возрастов. Все они с ответами , чтобы и взрослые и малышата не растерялись! Будут вопросы для карапузов постарше. Которым уже 7 лет и более. И для крох 3 4 лет .

А ну-ка! Отгадайте!


Раскраски для распечатки

Я подготовила для вас раскраски.

Игры с оригами

Согласитесь, такие замечательные игрушки, которые мы сейчас сделали вместе с карапузами, не должны лежать без дела! А «дело» мы им сейчас придумаем! Давайте играть?

Игра про дружбу

Здесь нужно четверо игроков. Каждый возьмет на себя роль одного из персонажей сказки.

В одном морском царстве жили Черепаха, Дельфин, Кальмар и Акула.

Черепаха и Кальмар дружили. Им было весело вместе, да и немного друг на друга они были похожи, оба носили свои домики на спине: панцирь и раковину.

Видя, как интересно проводят время Черепаха и Кальмар, Дельфин тоже захотел с ними общаться. Приплыл, и говорит:

– Давайте вместе, все втроем, дружить!

Но Кальмару так не хотелось, чтобы кто-то еще с Черепахой общался, играл в песочнице и бегал наперегонки. Что он сказал:

– Ты такой большой. Ищи товарищей среди таких же огромных рыб.

Расстроился Дельфин и уплыл печальный такой.

Но когда он только отплывал, он заметил, как к товарищам подбирается Акула. Поэтому Дельфин решил посмотреть, что будет дальше? Что задумала хищница?

А ты знал, что акулы опасны и они могут нападать на рыб и даже едят кальмаров, когда те зазеваются? ~ а знаешь, кто еще ест кальмаров? ~ (птицы, например, альбатросы, а еще дельфины, но не наш Дельфин, он был дружелюбным, и еще – кашалоты)

Черепаха первая заметила Акулу. И успела спрятаться. А Кальмар чуть не стал обедом для хищницы, если бы… Если бы ее не защитил Дельфин!

Креветка и Кит

Двое игроков. Один играет роль Креветки, другой – Рыбы.

  • Поставьте 4 корзины. Это – океаны. Пусть малыши угадают, в скольких океанах живут киты, а в каких креветки. (во всех и одни, и другие)
  • Пусть детки покажут, как киты и креветки ныряют из корзины Атлантический океан, в Тихий и т.д.
  • Дать карапузам угадать размеры одних и других. Пусть покажут размер ракообразных (от 2 до 30см). смогут они показать размер китов? А угадать? (от 2м, до 30).
  • Кто кого ест? ~
  • Поставьте шуточный вопрос. Ракообразные маленькие, но если они нападут стаей, победят кита? ~
  • В чем еще, кроме размера, отличие одних и других? ~ (окрас (розоватые креветки и темные, черные или синие киты), как плавают (как виляют хвостами, кто глубже, кто всплывает на поверхность), киты могут делать фонтан, а креветки?)

Друзья, надеюсь, вам понравилось, как вы позанимались с ребятишками. А потому. подписывайтесь и заходите вновь в гости за новой порцией игр! Приводите с собой друзей, пусть и они расскажут деткам о чудесах на нашей планете. А на сегодня все! Пока и до новых встреч!

Примечания

  • Я ставила знак тильда «~» там, где малыши могут ответить на вопрос, поучаствовать в беседе.
  • Смотрите, все, что можно сделать в виде поделок, какие схемы есть на сайте, я написала большими буквами. (надеюсь, так удобно)

Схемы оригами

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода